Классическое обусловливание. Процесс классического обусловливания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Эмоциональная лабильность появляется в результате проблем с физическим здоровьем, когда чувствует себя недостаточно защищенным и сильным для того, чтобы отстаивать собственные интересы. Большое значение в появлении эмоциональной лабильности является нехватка жизненного опыта и определенных знаний. Причиной сильного эмоционального всплеска может быть незначительный раздражитель. Люди, у которых наблюдается эмоциональная лабильность, не могут без слез мелодрамы, они легко из равновесия и поддаются на любую провокацию, если есть желающие сыграть на их чувствах.

В большинстве случаев главной причиной появления эмоциональной лабильности является неправильное воспитание в детстве.

Эмоциональная лабильность подразумевает слабый характер. У таких людей особенное поведение. Человек с эмоциональной лабильностью, может весело смеяться, а потом через незначительное время безо всякой видимой впасть в уныние.

Люди, имеющие слабый характер, подвержены быстрой смене настроения и полностью зависят от обстоятельств. Для них очень важна психологическая обстановка в коллективе, поскольку даже самая незначительная грубость или необдуманное может привести такого в состояние глубокого уныния. Такие сотрудники отказываются от более высокой должности, зная, что на новом месте ими будет руководить человек с репутацией грубияна. Возможность конфликтных ситуаций способна вызывать у них чувство страха, поэтому люди с эмоциональной лабильностью стараются не общаться с резкими и грубыми на слово коллегами.

Эмоциональная лабильность: лечение

Эмоциональная лабильность может сопровождать серьезные проблемы со здоровьем: сосудистые заболевания , его органические , астенические состояния, гипотония, атеросклероз, онкологические заболевания мозга. Если человек считает, что имеет слабый характер, и эта проблема разрушает его или чью-то другую жизнь, рекомендуется обратиться за консультацией к психиатру или невропатологу.

Перед обращением к психиатру следует пройти обследование у других специалистов, чтобы исключить наличие других болезней.

Если эмоциональная лабильность не вызвана другими проблемами со здоровьем, врач назначит индивидуальный лечебный курс. При астеническом состоянии показана укрепляющая терапия, увеличение времени отдыха, успокоительные . Для облегчения состояния эмоциональной лабильности могут быть назначены антидепрессанты.

Эмоциональная лабильность – это расстройство и в определенном роде даже патология нервной системы, характеризующаяся неустойчивым настроением. Люди, которым присуща эта черта, излишне эмоционально реагируют на любые события и особенно трудности, хотя эти события совершенно не подразумевают такой яркой реакции.

С точки зрения физиологии нервной деятельности эмоция означает побуждение к действию. К слову, сам термин «эмоция» образован от латинского глагола «emovere», что переводится как «возбуждаю».

Объектом возбуждения по отношению к эмоциям является кора головного мозга – она пробуждает психическую реакцию. Любая мотивация, согласно учению академика Петра Анохина, порождается эмоцией. Причем до запуска функциональной системы любая эмоция считается отрицательной, пока не будет достигнут положительный результат. В том же случае, когда цель оказывается недостижимой, эмоция так и остается отрицательной. Если нервная система человека ослаблена какими-либо факторами, возникает эмоциональная лабильность, характеризующаяся мгновенной реакцией на любой раздражитель. И совершенно не имеет значения, положительный он или отрицательный, эмоционально лабильная личность одинаково остро реагирует на все виды стрессоров. Человек может рыдать от счастья, а обида, напротив, вызывает истерический смех. Мгновенную и бурную реакцию могут спровоцировать любые изменения. В этом и проявляется эмоциональная лабильность. Тем не менее медики считают, что это состояние не столь серьезное, если сравнивать с ригидностью, поскольку отсутствие эмоций гораздо опаснее для здоровья.

Симптомы эмоциональной лабильности

Расстройства эмоционально лабильной личности характеризуются бурной реакцией на происходящее, импульсивностью и спонтанностью поступков, отсутствием самоконтроля и учета возможных последствий. Причем вспышки аффекта возникают по любому поводу, даже самому незначимому.

Симптомы эмоциональной лабильности зависят от ее вида, а она может быть импульсивной или пограничной.

С точки зрения физиологии нервной деятельности эмоция означает побуждение к действию. К слову, сам термин «эмоция» образован от латинского

1. При импульсивном расстройстве у человека наблюдается состояние дисфории, которое характеризуется злобно-тоскливым, напряженным аффектом с выраженной раздражительностью, перемежающейся с взрывами гнева и агрессивностью.

Такие люди часто меняют место работы, потому что не уживаются в коллективах, так как постоянно претендуют на звание лидера, не учитывая свои способности.

В семейной жизни эти личности выражают недовольство бытовыми хлопотами, поскольку считают их не заслуживающими внимания, что влечет за собой частые конфликты, вплоть до применения физической силы по отношению к членам семьи. Эмоционально нестабильные люди неуступчивы, злопамятны и мстительны.

Если заболевание не прогрессирует, то примерно к 30-40 годам эмоциональная лабильность сглаживается, про таких мужчин говорят, что они «набрались жизненного опыта, поумнели». У женщин бурные эмоциональные всплески обычно проходят после рождения детей, что обусловлено изменением гормонального фона во время беременности.

Если же человек с импульсивной эмоциональной лабильностью попадает в неблагоприятные условия, то начинает вести беспорядочную жизнь, часто злоупотребляют алкоголем, что в итоге приводит к совершению асоциальных агрессивных поступков.

2. Расстройство пограничного типа характеризуется повышенной увлеченностью, живостью воображения, особой впечатлительностью, крайней чувствительностью к препятствиям на пути к самореализации, функционированием на максимуме своих возможностей. Даже на тривиальные события реакция таких лиц может приобретать гиперболизированный характер.

Уже в подростковом возрасте эти люди отличаются глубокой внушаемостью и склонностью к фантазированию, не могут наладить стабильные отношения со сверстниками. У них очень быстро меняются сферы увлечения, но на правила и порядки, в том числе установленные родителями, они не обращают внимания. Поэтому даже при неплохих интеллектуальных возможностях дети с эмоциональной лабильностью демонстрируют плохую успеваемость.

Такие люди в большинстве случаев ведут неровную жизнь – в ней наблюдаются периодические перемены, причем довольно часто они, как говорится, впадают из крайности в крайность. Например, всепоглощающее увлечение резко сменяется потерей интереса, а бурные чувства – внезапным расставанием. Тем не менее, эти эмоционально нестабильные лица способны приспосабливаться к новым обстоятельствам и находить выход из сложной ситуации.

Эмоциональная лабильность у детей

Капризные дети – это результат плохого воспитания, такая точка зрения принята в обществе. Но верно это только отчасти, поскольку отмечена взаимосвязь между развитием у ребенка синдрома неврастении и недостатком внимания. Эмоциональная лабильность у детей приводит к их нервному истощению, что еще больше усиливает психическую реакцию. Требуя повышенного внимания, ребенок закатывает «сцены». Причем не только строгое воспитание вызывает протест, что усиливает эмоциональную нестабильность, но и потакание капризам приводит к аналогичному результату.

Причины и лечение эмоциональной лабильности

Расстройство нервной системы может развиться в результате самых разных факторов, в том числе как следствие:

  • Длительного эмоционального напряжения: недостаточного или избыточного внимания окружающих, череды неудач и стрессов, психологических трав, постоянных запретов и т.п.;
  • Соматического расстройства: недостатка некоторых витаминов и минералов, гормонального дисбаланса, возрастных гормональных изменений.

Эмоциональная лабильность может также сопутствовать некоторым заболеваниям:

  • Гипертонической или гипотонической болезни;
  • Опухолям мозга;
  • Атеросклерозу сосудов головного мозга;
  • Облитерирующему церебральному тромбангииту;
  • Органическим поражениям мозга;
  • Астеническим состояниям;
  • Сосудистым заболеваниям мозга;
  • Последствиям черепно-мозговых травм.

В этих случаях расстройство рассматривают как один из симптомов другой серьезной болезни.

Для лечения эмоциональной лабильности, возникшей по причине эмоционального перенапряжения, следует обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Во всех остальных случаях первоочередной задачей является устранение основного заболевания.

Также врач может назначить седативные препараты при эмоциональной лабильности. Если у человека наблюдаются приступы тревоги, могут быть показаны транквилизаторы. Если у больного постоянно снижено настроение, применяют антидепрессанты. Лицам с высоким уровнем возбудимости назначается курс приема нейролептических препаратов от эмоциональной лабильности.

С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности эмоция означает побуждение к действию. Слово образовано от латинского глагола «emovere» – возбуждаю. Применительно к эмоции объектом возбуждения является кора головного мозга, порождающая психическую реакцию. Согласно учению академика Анохина, любая мотивация порождается эмоцией. Причем перед запуском функциональной системы всякая эмоция считается отрицательной вплоть до достижения положительного результата. Если цель окажется недостижимой, эмоция останется отрицательной. Когда нервная система человека ослаблена, возникает эмоциональная лабильность, которая характеризуется мгновенной реакцией на любые раздражители. Совершенно неважно с каким знаком – «плюс» или «минус».

Эмоционально лабильная личность одинаково остро реагирует на положительные и отрицательные стрессоры. Изменения обстановки вызывают мгновенную, бурную реакцию. Человек плачет от счастья или, наоборот, обида порождает истерический смех. В этом и проявляется эмоциональная лабильность, в отличие от устойчивости. Противоположное состояние называется в психологии ригидностью, а в психиатрии – эмоциональной уплощенностью. Отсутствие эмоций гораздо опаснее для здоровья человека. Потеря мотивации быстрее приводит к истощению, чем взрыв эмоций.

Эмоциональная лабильность: симптомы

Расстройства эмоционально-неустойчивой личности характеризуются импульсивностью, спонтанностью поступков при отсутствии самоконтроля и без учета возможных последствий. При этом аффективные вспышки возникают по ничтожным поводам. В психиатрии к пограничным состояниям относится эмоциональная лабильность, симптомы которой проявляются в зависимости от склада личности. Различают два вида эмоциональной слабости:

  • Импульсивный;
  • Пограничный.

При расстройстве эмоциональной сферы по импульсивному типу развивается стойкое состояние дисфории, то есть, злобно-тоскливого настроения, перемежающегося вспышками гнева. Люди, у которых имеется эмоциональная лабильность, неуживчивы в коллективе, потому что всегда претендуют на лидерство без учета собственных способностей. В семейной жизни возбудимые личности выражают недовольство ежедневными заботами, считая их рутинными и не заслуживающими внимания. Поэтому часто возникают конфликты, сопровождающиеся битьем посуды и применением физического насилия над членами семьи. Человек неуступчив, мстителен, злопамятен. При отсутствии прогрессирования эмоциональная лабильность с возрастом сглаживается, и к 30-40 годам легковозбудимые мужчины успокаиваются, «набираются жизненного опыта». У женщин, как правило, бурные эмоциональные вспышки уходят в прошлое после рождения детей. Это связано с изменением гормонального фона во время вынашивания ребенка.

При неблагоприятных условиях больные ведут беспорядочную жизнь, часто прибегают к приему алкоголя, что приводит к совершению агрессивных асоциальных поступков.

Пограничный тип расстройств личности отличается повышенной впечатлительностью, яркостью воображения, повышенной увлеченностью. Такая эмоциональная лабильность порождает трудоголиков. Люди с пограничным расстройством эмоциональной сферы легко поддаются чужому влиянию. Они легко и с удовольствием перенимают «вредные привычки», не поощряемые обществом нормы поведения. Пограничные личности бросаются из крайности в крайность, поэтому часто разрывают брачные отношения, увольняются с работы и меняют место жительства.

Эмоциональная лабильность у детей

В обществе принята точка зрения, что капризные дети – результат плохого воспитания. Это верно, но только отчасти. Наблюдается взаимосвязь между недостатком внимания и развитием синдрома неврастении у ребенка. Закрепившаяся эмоциональная лабильность у детей приводит к нервному истощению, которое, в свою очередь, усиливает психическую реакцию. Малыш требует повышенного внимания, поэтому устраивает «сцены». Это характерно для истерического развития личности. Людям с таким психотипом, что называется, сложно угодить. Строгое воспитание порождает протест, усиливая эмоциональную лабильность, потакание любым капризам приводит к аналогичным результатам.

Если с точки зрения окружающих ребенок не обделен вниманием, причиной обостренного восприятия изменения окружающей обстановки следует расценивать как развитие невроза. Невротическое расстройство, в свою очередь, подлежит лечению.

Эмоциональная лабильность, лечение неврозов

Причинами невротических состояний являются психотравмирующие ситуации. При устранении причины исчезает эмоциональная лабильность – лечение у психиатра гарантирует положительные результаты при своевременном обращении. Необходимо обращать внимание на ребенка с малого возраста. Проявления негативизма – отрицания требований взрослых – должно настораживать родителей.

Когда в старческом возрасте формируется эмоциональная лабильность, препараты для лечения направлены на улучшение кровообращение головного мозга. Если нервная возбудимость обусловлена органическими поражениями нервной системы, также появляется эмоциональная лабильность, лечение которой заключается в борьбе с основным заболеванием. Это работа нейрохирургов и невропатологов.

Ноотропные препараты, продающиеся без рецептов, показаны при всех видах эмоциональной неустойчивости. Неплохим эффектом обладают растительные успокаивающие средства.

Существует большая разница между общепринятыми представлениями и медицинскими диагнозами. Особенно когда развивается эмоциональная лабильность, препараты для лечения которой нужно принимать только по рекомендации специалиста психиатра. Помощь психолога, разумеется, имеет положительное влияние, но не ликвидирует причин психических расстройств.

Видео с YouTube по теме статьи:

Люди имеют замечательную способность контролировать свои эмоции. Они смеются, когда они счастливы, плачут от боли (физической или эмоциональной), и злятся, когда расстроены.
Мы, люди, одарены множеством эмоций и, когда мы становимся старше, мы развиваем способность выражать их в подходящий момент. Почти каждый человек может быть подвержен приступу смеха, внезапной раздражительности или приступу плача и печали. Такие вещи высвобождают наши подавленные эмоции — это нормально. Временами, однако, для некоторых эмоции выходят из-под контроля и понимания.
Эмоционально лабильный человек может смеяться на похоронах, или может начать рыдать над шуткой, или раздражаться и злиться без видимой причины. Эти эмоции, как правило, бывают крайне бурными.
Эмоциональная лабильность — это расстройство, которое проявляется непроизвольными эмоциональными проявлениями настроения в чрезмерно выраженной форме. Лица, страдающие от этого состояния, подвержены приступам неудержимого смеха, вспышкам гнева и приступам плача. Эти эмоции не имеют отношения к эмоциональному состоянию человека.
Эмоциональная лабильность встречается у людей, которые страдают от определенных заболеваний, травмы головы или после перенесенного инсульта. Она может возникнуть вследствие двух основных причин: физическое повреждение мозга или эмоциональное расстройство. В случае физических повреждений мозг и нервная система повреждены в результате старения или травмы. Если человек столкнулся с выраженным эмоциональным потрясением, пережил трагические события, как потеря семьи, отношений, работы и т.д. — это может также вызвать лабильность. Ниже приведены некоторые возможные медицинские причины развития эмоциональной лабильности: травмы головного мозга, синдром дефицита внимания и гиперактивности, болезнь Альцгеймера, боковой амиотрофический склероз, опухоль мозга, болезнь Крейтцфельдта-Якоба, болезнь Кушинга, деменции, депрессии, травмы головы, синдром ВИЧ, болезнь Хантингтона, отравление свинцом, перенесенный энцефалит, послеродовой депрессия, псевдобульбарный паралич, послеродовой психоз, психические заболевания, болезнь двигательного нейрона, рассеянный склероз, нейросифилис, гидроцефалия, инсульт, синдром Ашера.
Эмоциональная лабильность не является постоянным состоянием.
Важным моментом здесь является пусковой момент, те ситуации которые могут вызвать всплески неуправляемых эмоций. Среди таких пусковых моментов можно выделить: усталость, определенные раздражители (толпа, высокие ожидания, шум), тревожность, дисбаланс инсулина, гормональный дисбаланс щитовидной железы, менструации/ предменструальный синдром/ менопауза, высокое артериальное давление.
Теперь, когда вы знаете причину этих эмоциональных реакций, и какие моменты могут вызвать их, пришло время для следующего шага, и это часть лечения. Лечебные процедуры, как правило, направлены на обучение лица, как управлять этим внезапным всплеском через когнитивно-поведенческую терапию, консультирование, группы поддержки, йогу, дыхательные упражнения, методы релаксации, растяжки и др.
Прежде чем начать любое лечение, желательно посетить врача. Он сможет лучше определить причину проблемы и назначить эффективное лечение и лекарства.
Следует придерживаться определенных правил:
— Люди вокруг пациента могут быть основными раздражителями для развития приступа. Следовательно, обучать следует не только больного, но и окружающих его людей. Это поможет пациенту быть свободным от дополнительного напряжения и стресса.
— Отвлекитесь, сделайте короткие перерывы, сходите погулять, или посидите за чашкой чая, это поможет расслабиться, снизит внутреннее напряжение и поможет в борьбе с тревогой.
— Старайтесь игнорировать, не обращать внимания на поведение такого человека, что в дальнейшем поможет ему расслабиться. Рассматривайте поведение — будь то смех, гнев, плач,- как незначительное, и продолжайте разговор дальше, пока приступ проходит.
— Избегайте стрессовых факторов, исключите определенные темы, которые могут вызвать у пациента стресс, попробуйте сменить тему и отвлечь человека. Избегайте шумных людных мест и исключите громкие звуки.
Получение пациентом психотерапевтической консультации помогут человеку справиться с его глубинными проблемами и устранить причину проблем. Врач может дать пациенту достаточно инструкций, как справиться с трудными ситуациями. В некоторых случаях могут быть предписаны лекарственные препараты.
Раннее обнаружение симптомов эмоциональной лабильности наряду с правильным лечением поможет от дальнейшего прогрессирования такого состояния и сохранит отношения пациента с близкими ему людьми.

ЧТО ТАКОЕ НАУЧЕНИЕ?

Поскольку почти все, что мы делаем, включает в себя научение, то возникает вопрос: как различить, какие действия совершаются в результате научения, а ка­кие - без научения? Мы каким-то образом научились почти всему, что делаем, за исключением нескольких основных рефлексов и некоторых случайных поступков. Научение - это внутренний процесс. Он невидим и неосязаем. Более того, он не поддается точной количественной оценке. Обычно психо­логи оценивают результаты научения по изменениям в поведении. Ес­ли у человека проявляются те или иные относительно стойкие модели поведения, считается, что произошло научение.

Предположим, что в прошлом году некий мальчик впервые на­чал учиться плавать. Он бестолково колотил по воде руками и ногами и почти тонул. В этом году, встретив мальчика на пляже, вы видите, что он может проплыть хорошим кролем уже метров шесть. Вполне справедливо в этом случае будет предположить, что мальчик научился плавать. Хоть вы и не видели самого процесса научения, у вас есть все основания полагать, что он имел место, посколь­ку это проявляется в действиях мальчика. Вероятно, он упражнялся все то время, что вы его не видели, и во время этих занятий и упражнений и произошло науче­ние. И теперь мальчик может плыть. Его новый навык является устойчивым, или постоянным.

Теперь представьте себе, что вы пришли в кегельбан с женщиной, которая до сих пор никогда не играла в кегли и считает, что у нее нет спортивных талантов. Вам с трудом удается вложить в ее руку шар. Вдруг она случайно роняет шар, тот катит­ся по желобу и попадает в цель. Было ли это попадание результатом научения? Ведь ясно, что она пока еще мало чему научилась в этом виде спорта - разве что вытас­кивать пальцы из дырочек в шаре. Необходимы более стойкие изменения в ее пове­дении, чтобы сделать вывод о том, что научение произошло. Если бы она могла по­пасть в цель несколько раз подряд, тогда можно было бы заключить, что она научи­лась играть в кегли. Случайное первое попадание не дает достаточных оснований для вынесения суждений о научении.



Для того чтобы определить, происходило или нет научение, необходимо выя­вить два главных показателя: 1) относительно стойкие изменения в поведении; 2) ка­кие-либо занятия или упражнения, в результате которых возникли эти изменения. Научение может происходить в процессе простого наблюдения за другими людьми или чтения, а также в результате тренировки. В рассмотренном выше примере жен­щина попробовала играть в кегли, но весьма сомнительно, чтобы только одна эта попытка привела к стойким изменениям в ее поведении.

Научение далеко не обязательно является положительным явлением. Ведь лю­ди научаются также воровству, жульничеству, мошенничеству и лжи, неряшливо­сти и варварскому отношению к природе. И в каждом из этих случаев выполняются оба необходимых условия научения.

Воспроизведение действия как критерий научения

Результатом научения, как правило, является обретение устойчивых моделей поведения. Но на поведение человека влияет и множество всевозможных других факторов. Например, вы очень основательно подготовились к экзаменам, но можете сдать экзамен плохо из-за бессонной ночи, болезненного состояния или просто пло­хого настроения. А что, если во время экзамена на вас нападет икота или же ваш сосед будет непрерывно чихать? В подобных случаях низкая оценка совсем не обя­зательно означает, что вы ничему не научились. Конечно же, воспроизведение дей­ствия не может не являться критерием научения, поскольку сам по себе процесс учебы еще не является однозначным свидетельством научения чему-либо. Но при этом всегда важно помнить, что на поведение влияют также такие факторы, как мо­тивации, отвлекающие моменты и состояние здоровья.

Упражнение 3.1

Автомеханик средних лет по вечерам посещает бухгалтерские курсы и собира­ется поменять профессию. Хотя он всегда считался хорошим механиком, в после­днее время он стал очень рассеянным на работе. Он все время обдумывает и плани­рует иную карьеру. Давая наставления новому рабочему, он порой даже не может вспомнить названия самых простых деталей мотора. Попробуйте объяснить, почему все это совсем не свидетельствует о его некомпетентности в области ремонта авто­мобилей.

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ

Психологи, занимающиеся изучением поведения, вынуждены сводить оценку результатов научения к оценке изменения поведения, поскольку именно изменение поведения поддается наблюдению и измерению. Психологи-бихевиористы выделя­ют два механизма изменения поведения, считая, что почти всякое научение проис­ходит с помощью обусловливания - классического или оперантного (инструментального). Сначала мы рассмотрим классическое обусловливание, то есть использование в целях научения ассоциаций и взаимосвязей между явлениями. Главную роль в классическом обусловливании иг­рают рефлексы и эмоциональные реакции.

Рефлексы

Существует много типов реакций, которые возникают в ответ на определенные раздражители у всех людей без исключения. Например, когда вам предлагают кусочек маринованного огурца, у вас начинает выделяться слюна. Аналогичным образом, если бы эта книга внезапно обожгла вам пальцы, вы отдернули бы руку. Такие реакции, возника­ющие у всех людей и не требующие предварительного научения, на­зываются рефлексами.

Вам, вероятно, известны некоторые самые простые рефлексы. Если вы ударите какого-нибудь человека по центру коленной чашечки, возникнет коленный рефлекс (осторожней, вас могут пнуть!). А если во время прогулки по морскому берегу вам в глаза попадет песок, под­нятый порывом ветра, у вас рефлекторно задергаются веки. Вдохнув щепотку перца, вы начнете чихать. Если вам пощекотать пятки, вы подожмете пальцы ног и т. д. В медицинских учебниках описано мно­жество подобных рефлексов.

"Это обусловливание называется классическим лишь потому, что было описано намного ранее оперантного обусловливания. Вообще «обусловливание» означает выработку условного рефлекса. Впервые его описал великий русский ученый Иван Петрович Павлов. Он заметил, что у собаки выделяется слю­на не только тогда, когда сторож приносит ей еду, но и когда она просто слышит звук его шагов. Дей­ствие такого условного рефлекса можно наблюдать и на самом обыкновенном примере. Некоторые уче­ники, услышав звонок, начинают собирать свои школьные принадлежности, хотя учитель не всегда за­канчивает урок со звонком. Это пример классического обусловливания. У школьников выработался условный рефлекс на звонок. (Прим. науч. ред.)

Эмоциональные реакции

Эмоциональная реакция - это своеобразный эмоциональный рефлекс, то есть чувство, которое неизменно возникает в ответ на определенный эмоциональ­ный раздражитель. Наиболее распространенной эмоциональной реакцией является страх. Нормальные люди считают, что боль - неприятное ощущение, и боятся ее. Страх является обычной реакцией на боль и тоже возникает без всякого научения. Другая распространенная эмоциональная реакция - это гнев. Более положительные эмоции, такие как любовь и радость, также относятся к эмоциональным реакциям. Если вам случалось влюбляться, то вы, вероятно, испытывали какие-либо положительные эмоциональные реакции. Возможно, это были радость и удовольствие. Каждая из эмоциональных реакций является внутренним откликом на раздражитель определенного типа. Внешние проявления эмоций мо­гут быть различными, в зависимости от вашего предыдущего опыта и привычной манеры поведения. Внутренне переживая то же самое чувство, вы може­те подбежать к предмету своего увлечения и заключить его в объятия, а можете просто стоять, как истукан, и хихикать. В ситуации, когда вам угрожают ножом, вашей эмоциональной реакцией несомненно будет страх, но выражать его вы также будете по-разному; это во многом зависит от вашего предшествующего опыта и при­надлежности к той или иной культуре. Как рефлексы, так и эмоциональные реакции автоматически возникают в ответ на определенный раздражитель. Всякий раз, ког­да вам попадает в глаз соринка, вы моргаете. Если через сиденье вашего стула про­пустить электрический разряд, вы подскочите. Болезненные ощущения вызывают страх и тревогу, а приятные - радость и удовольствие.

Упражнение 3.2

В изложенном ниже сюжете упомянуты три рефлекса и пять эмоциональных реакций. Найдите их в тексте и подчеркните рефлексы одной чертой, а эмоциональ­ные реакции - двумя.

Профсоюз, членом которого является Клайд, проводит забастовку, и Клайд, будучи вынужденным сидеть днем дома, пристрастился смотреть мыльные оперы. В этот раз после обеда он замечает, что пришло время начала его любимого сериала, и достает себе бутылку холодного пива. Когда он открывает бутылку, пиво бьет фонтаном и попадает ему в глаз. От этого он моргает и приходит в раздражение. Но затем берет оставшееся пиво, усаживается в свое любимое кресло в предвкушении получаса приятных ощущений. Начинается фильм На экране грубая и порочная злодейка угрожает невинной очаровательной героине. Клайд начинает волноваться. Схватив сигарету, он нервно закуривает и обжигает палец. Он отдер­гивает руку и прикладывает больной палец к холодной бутылке с пивом. Затем вновь вперя­ет свой взор в экран. Злодейка душит прелестную героиню, и несчастная умирает Клайд видит этот трагический конец, и его переполняет печаль. Он пытается выключить телевизор. Но в выключателе нарушена изоляция, и Клайда сильно бьет током. Он отдергивает руку и боится вновь прикоснуться к телевизору.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Процесс классического обусловливания

С помощью классического обусловливания вы можете научиться автоматиче­ски мигать или вскакивать со стула по причинам, не имеющим ничего общего ни с соринкой в глазу, ни с коротким замыканием. Точно так же страхи и тревога у лю­дей часто бывают не связаны с пережитой в действительности болью. В таких случа­ях рефлекс проявляется просто по ассоциации.

Представьте себе, что женщина сидит на стуле, к которому подведены элект­рические провода, и через сиденье можно пропускать ток (рис. 3.2, а). Психолог хочет «научить» ее вставать со стула, как только он начнет чесать свою голову. (Пси­хологи порой ставят очень странные эксперименты!)

Поскольку наблюдения показали, что всякий раз, когда через сиденье пропус­кают ток, женщина рефлекторно встает со стула, психолог начинает одновременно с включением тока почесывать голову (рис. 3.2, б).

Вскоре, едва только заметив, что психолог тянется рукой к голове, женщина начинает вскакивать со стула (рис. 3.2, в). Ток можно больше не включать.

Представьте, как странно она должна себя чувствовать, привыкнув вскакивать со стула, едва лишь кто-то потянется рукой к своей голове!

Процесс классического обусловливания можно разбить на три этапа:

1. Наблюдается какой-либо рефлекс и определяется вызывающий его раздра­житель. В приведенном примере таким рефлексом был уход от неприятных ощущений, то есть вставание со стула, а вызывающим рефлекс раздражите­лем - удар тока.

2. Одновременно с раздражителем, вызывающим данный рефлекс, применяет­ся второй раздражитель. Психолог всякий раз, когда подавали ток, прини­мался почесывать свою голову. Такое сочетание раздражителей повторялось неоднократно.

3. Новый раздражитель начинает вызывать рефлекторную реакцию даже в от­сутствие исходного раздражителя. Женщина встает, когда психолог тянет­ся рукой к голове, хотя ток через сиденье больше не пропускают.

Упражнение 3.3

Психолог хочет, используя коленный рефлекс, научить испытуемого дергать ногой на свист. Опишите своими словами, что будет происходить на каждом из эта­пов классического обусловливания.

Этап 1: ________________________________________

Этап 2: ________________________________________

Этап 3: ________________________________________

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы.

Если заменить рефлекторные реакции на эмоциональные, то процесс класси­ческого обусловливания будет протекать по той же схеме. На первом этапе опреде­ляется раздражитель, вызывающий данную эмоциональную реакцию. Например. такой раздражитель, как приставленное к виску дуло пистолета, вызывает у боль­шинства людей страх. На втором этапе этот раздражитель (пистолет) применяется в сочетании с другим раздражителем, который обычно не вызывает страха, - допу­стим, с мочалкой. Производится многократное одновременное воздействие обоих раздражителей. Вам все время вручают мочалку и тут же приставляют к виску пис­толет. В конце концов вы начнете пугаться, как только получите мочалку, даже без пистолета. Хотя приведенный пример вряд ли можно назвать характерным, во мно­гих случаях страхи действительно бывают обусловлены именно таким образом. Че­ловек, которого несколько раз увольняли с работы и каждый раз объявляли об этом, например, во вторник, может начать бояться ходить в этот день на работу, а у чело­века, пережившего много страданий в кресле у зубного врача, могут возникать не­приятные ощущения от одного запаха одеколона, которым пользуется его дантист, Подумайте о своих страхах. Попробуйте определить их действительные причины.

Контрольные вопросы

Пользуясь следующими вопросами, проверьте, насколько хорошо вы усвоили материал предыдущих разделов главы. Найдите и отметьте единственный правиль­ный ответ на каждый вопрос.

1. Что, по мнению психологов, является свидетельством научения?

а. Быстрота проявления основных рефлексов

б. Устойчивые модели поведения

в. Количество и качество тренировок

г. Заинтересованность

2. Какие из перечисленных ниже ситуаций могут служить примером научения?

а. Мальчика толкнули, и он падает.

б. Женщина, прищемившая палец в дверце автомобиля, ощущает боль.

в. Девочка бросает фантик в урну.

г. Мужчина чихает всякий раз, когда нюхает табак.

3. Как научение связано с поведением?

а. Научение и поведение - одно и то же.

б. Научение является полной противоположностью поведения.

в. Научение является одним из многих факторов, влияющих на поведение.

г. Научение можно оценить, а о поведении можно только догадываться.

4. Некоторые формы поведения возникают автоматически, без всякого науче­ния. Как называются такие формы поведения?

а. Рефлексы

б. Ассоциации

в. Переживания

г. Реакции

5. Какой из следующих примеров лучше всего описывает эмоциональную ре­акцию?

а. Вы моргаете, когда грейпфрутовый сок попадает вам в глаза.

б. Когда вы не знаете, что делать, всегда просите совета.

в. Каждый вечер в одно и то же время вы выполняете домашнее задание.

г. Вы боитесь боли.

6.В чем состоит сходство между рефлексами и эмоциональными реакциями?

а. И те и другие проявляются автоматически и могут быть использованы при классическом обусловливании.

б. И те и другие требуют научения и тренировки и зависят от мотиваций.

в. И те и другие вызывают страхи, которые могут быть устранены.

г. И те и другие несут приятные ощущения, которые следует усиливать с помощью классического обусловливания.

7.Врач, который делает детям болезненные уколы, всегда носит белый халат. Дети привыкают к тому, что белый халат связан с иглой, причиняющей боль. Какова наиболее вероятная реакция этих детей на парикмахера, который тоже носит белый халат?

а. Они испугаются.

б. Они почувствуют облегчение.

в. Они растеряются.

г. У них возникнет недержание мочи.

8. Каков первый этап процесса классического обусловливания?

а. Устранение раздражителя.

б. Точное определение причины рефлекса или эмоциональной реакции.

в. Введение сопутствующего раздражителя.

г. Нахождение общего между рефлексом и эмоциональной реакцией.

Проверьте себя по разделу «Ответы», помещенному в конце главы. Если, отве­чая на эти вопросы, вы испытывали затруднения, перечитайте текст еще раз. Если же ни один из этих вопросов не вызвал у вас никаких затруднений, вы вполне готовы перейти к чтению следующих разделов этой главы.



Рассказать друзьям