Когда было найдено скифское золото. Не скифское золото из крымских могил: как нашли драгоценности, которые удерживают голландские музейщики

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Скифы — древнегреческое обозначение группы племен, существовавших на территории Восточной Европы и Азии в период приблизительно с 7 века до нашей эры и до 3 века нашей эры.

Наиболее известные раскопки скифских поселений находятся в Запорожской области Украины и в Крыму.

Среди художественных произведений, оставленных скифами, наиболее известны многочисленные изделия из золота, декорированные в «зверином» стиле. Животные изображены, как правило, сбоку с повернутой к зрителю головой.

Здесь вы можете посмотреть изображения некоторых известных находок, которые часто обобщенно называют «золото скифов».

Золотая пектораль древних Скифов — одна из крупнейших археологических находок за последние 100 лет и является признанным шедевром мирового искусства.

Этот артефакт весит 1 килограмм 200 граммов чистого золота и содержит около 100 различных фигурок, выполненных с большим мастерством. Ее диаметр составляет 30,6 сантиметра. Ориентировочно, она была изготовлена в V веке до н. э. Возможно, первой обладательницей пекторали была скифская царевна.

Золотая пектораль была найдена Борисом Мозолевским 21 июня 1971 года в кургане Толстая Могила (Днепропетровская область). До настоящего времени неизвестно, несут ли фигуры на пекторали какую-либо информационную нагрузку или представляют собой просто декоративные элементы.

Это золотая бляха в форме оленя, которая когда-то украшала щит знатного скифского воина, погребенного в VI веке до н. э. Этот артефакт найден при раскопках кургана у станицы Костромской, открытого русским археологом Николаем Ивановичем Веселовским.

гребень из кургана Солоха

Курган Солоха — скифское захоронение недалеко от города Никополя, изученное в 1912-1913 годах экспедицией Н. И. Веселовского.

Фиала — священный предмет, который скифы носили их на поясе. Поверхность этой фиалы покрывает 21 изображение со сценами терзания хищниками копытных.

Нашивная бляшка «Конный скиф». Найдено в кургане Куль-Оба

"У скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой. Все они конные лучники и промышляют не земледелием, а скотоводством; их жилища в кибитках ". (Геродот )

Скифы - это были могущественные ираноязычные кочевнические племена, которые прибыли в VIII-VIIвв. до н. э. из восточной Евразии в степные районы Северного Причерноморья.
Скифы-кочевники - одни из самых известных народов древнего мира и один из самых первых, которые открыли череду кочевых народов. Эти народы сменяли друг друга на простора южнорусских степей на протяжении многих тысячелетий мировой истории: скифы, сарматы, гунны, болгары, хазары, печенеги, половцы, монголы.

Где нашли золото скифов
В далеком 1715 году жена первого российского императора Петр Великого - Екатерина получила в подарок от уральского горнозаводчика Никиты Демидова необычайной красоты золотые украшения. Оказалось, что это золото добыто из курганов - скрытых под насыпью древних захоронений. Император понял, что если не остановить расхищение могил - сокровища пропадут бесследно. Тогда Петр издал указ: "все найденные древние предметы немедленно передавать властям" . Так в Санкт-Петербурге стала собираться коллекция удивительных изделий, выполненных руками ювелиров древней Скифии. Сегодня это уникальное собрание хранится в Государственном Эрмитаже в Северной столице России. Оказалось, что Геродот ничего не придумывал в своем описании скифов, они действительно были великолепными мастерами.
Вот только указ императора запоздал. Большинство скифских захоронений были разграблены еще до нашей эры. По огромному степному коридору за тысячелетия со времен падения скифской державы, прокатилась не одна волна завоевателей. И все же даже в последние столетия удалось сделать несколько интересных находок.
В 1862 году русский историк и археолог Иван Забели н раскопал Чертомлыкский курган на берегу Днепра на Украине. Под насыпью нашли две погребальные камеры, наполненные драгоценностями. В первой из них Забелин обнаружил пару скелетов. Останки знатных скифов украшало множество золотых цепочек, браслетов и колец. В другой погребальной камере в окружении большого числа изысканных украшений из золота и серебра лежал еще один скелет. Это объясняется тем, что скифские вожди верили, что даже в загробной жизни они останутся богатыми и знатными, а потому, по обычаю, вместе с мертвым телом земле предавались несметные сокровища.
В 1971 году археолог Советского Союза Евгений Черненко раскопал курган в том же самом районе, на берегах Днепра. Он обнаружил тоннель, пробитый в толще кургана. Это означало, что скифское захоронение уже успели посетить грабители. Но археологу повезло, ему удалось обнаружить потайное захоронение скифской царицы, до которого расхитители не добрались. Когда-то тело почившей царицы украсили браслетами и обрядили в роскошное платье с нашитыми на него золотыми пластинками. От бывшей владычицы степей остались лишь кости. И только золото - украшения и пластинки с погребального наряда - пережило тысячелетия.
В первом склепе нашли останки двух женщин. Судя по размерам скелетов - матери и дочери. Они занимали высокое социальное положение. Из могилы было извлечено множество золотых украшений: серьги с гранатом, ожерелье с агатом, браслеты, обшивки ворота, бляшки, перстень с изображением женского божества и др. Все это дает основание предположить, что "мать" и "дочь" принадлежали к жреческой касте.
Во втором склепе — который дважды в разное время подвергался разграблению, археологи обнаружили останки пяти воинов, увенчанных золотыми венками и прикреплявшихся к коже золотыми лицевыми пластинами. При них находились мечи из железа, красно-лаковая глиняная посуда и другие предметы быта. Воинов похоронили как героев. Найденное скифское золото — большая историческая ценность. В постперестроечное время средств на проведение археологических раскопок выделялось крайне мало. Поэтому оставленные без присмотра древние курганы подверглись небывалому штурму гробокопателей.

Усть-Альминское городище
Это городище — одно из трех скифских поселений городского типа, найденных в Крыму, около которого размещаются еще 80-ть мелких. Его курган-могильник искали долго и безуспешно. Но в 1964 году Бахчисарайский лесхоз стал террасировать для посадки сосен на склоне балки, примыкающей к гору с востока. На одном из склонов под ножом бульдозера показались человеческие кости, бусы, посуда и т.д. Проведя исследования, ученые пришли к выводу, что это и есть Усть-Альминский курган.


Кто же такие скифы?

Это племя появились в Северном Причерноморье, включая Крым в VII в. до н. э. Расцвет этой культуры приходится на VI—V в. до н. э. Но в III—IV в. н.э. пришедшие в Причерноморье воинственных германских племен - готов, которые уничтожили большую часть позднескифских поселений. После этого следы тысячелетней скифской культуры практически не появляются. Остается только вопрос о происхождении скифов. Одни ученые считают, что они пришли из глубин Азии. Другие — что носителями этой культуры являются местные этнические группы, а третьи — что они возникли в результате органического слияния как кочевого населения, так и местного, северопричерноморского.
Скифы владели языком индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи. А по антропологическому типу были европеоидами. Существуют сведения, что славяне, скифы и русы принадлежали к одному родоплеменному союзу. Это опровергает нормандскую теорию о происхождении этнонима "русы ". И возможно, что в наших жилах течет и скифская кровь.
Скифы, как и многие древние народы, хоронили умерших сообразно роду их занятий и положению. Естественно, что с золотыми изделиями уходили на тот свет лишь особы привилегированные. В Приднепровье когда-то существовало особое место, так называемый Геррос, где хоронили самых богатых и знатных скифов. "Гробницы царей находятся в Геррах ", — писал древнегреческий историк Геродот , посетивший Северное Причерноморье в V в. до н. э. Видимо, это место напоминало ему Долину Царей в Египте , где покоились останки фараонов. Можно лишь представить, какие богатства оставили скифы своим лучшим людям, провожая их в мир иной.
И еще, теоретики марксизма-ленинизма, видимо, даже не предполагая об этом, явились носителями скифской мудрости. Знаменитую "Притчу о венике", которую раньше обязан был знать каждый советский школьник, оставил в наследство потомкам не кто иной, как скифский царь Скилур (конец II или начало I в. до н. э.). Перед смертью он собрал своих детей, которых было всего-навсего 50, или 80, и, раздав каждому по стреле, предложил переломить ее древко. Это они сделали без труда. Тогда Скилур попросил собрать все стрелы вместе. Переломить их оказалось невозможным. "Если вы будете вместе держаться, как эти стрелы, — сказал царь, — вы будете сильны и непобедимы. Но если же не будет прочного союза между вами — вас легко победить ".


Легенда о скифах

Скифская легенда гласит, что этот народ произошел от брака Геракла с женщиной-змеей. От этого союза родились три сына: Агвафирс, Гелон и Скиф. И только младший из трех братьев смог выполнить завещание своего могучего отца - опоясаться поясом с пряжкой из золота и суметь натянуть лук Геракла. Он-то и стал родоначальником племени скифов, дав именем своим имя всему народу.
По свидетельству Геродота, скифы вытеснили на этих землях киммерийцев. Некоторые ученые склонны считать, что это не было актом агрессивных завоеваний. Просто в силу сложившихся в те времена обстоятельств, такое главенство среди кочевых племен перешло естественным образом от киммерийцев, обитавших тут прежде, к скифам. И случилось это в период с VIII-VII веков до нашей эры. Когда это произошло, все другие народы начали называть себя скифами, хотя племена были различными. Не смотря на то, что сами скифы были кочевниками, к ним стали присоединяться народы, занимавшиеся земледелием из лесостепных территорий. Поэтому их стали именовать скифами-пахарями, но основное племя именовалось царскими скифами.

Скифская культура
Это одна из самых поразительных культу в мировой истории. По своему значению для Европы она стоит вслед за древнегреческой и древнеримской.
Могучий племенной союз — скифов вышел на арену европейской цивилизации в то же время, когда поднялись к своему расцвету государства Эллады. Время его жизни исчисляется более, чем тысячелетием. Племена этих кочевников, пришедших с Востока и говоривших на иранском наречии, появились в Северном Причерноморье около VIII - VII ст. ст. до н. э.
Весьма возможно, что их первоначальная родина находилась в Средней Азии. Некоторые исследователи отождествляют скифов с саками, которые, согласно персидским источникам, жили вблизи рек Амударьи и Сырдарьи, но были оттеснены на Запад иными народами.
Исходя из археологических данных, начальное кочевье скифов-саков было весьма обширно и далеко выходило за среднеазиатские пределы.
Следы этой культуры находят в Восточном Казахстане и на Енисее, в предгорьях Алтая и в Приаралье.
А царский курган Аржан в Туве имеет все черты захоронения скифского владыки, известного из описания Геродота, — но эта могила намного старше причерноморско-поднепровских!
Придя в Европу, скифы вели войну с народом, уже занимавшим причерноморские степи — киммерийцами.
Судя по всему, это был ираноязычный этнос, «передовой отряд» великого переселения с Востока. Натиск новой кочевой силы стал для киммерийцев роковым...

В Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник переданы находки нынешнего сезона археологических раскопок. Событие рядовое — такое случается каждый год. Нерядовым его делает любопытный факт. То самое «скифское золото», которое считалось надолго зависшим в Нидерландах, внезапно оказалось там, где ему полагается быть — в музее Крыма.

Аналоги имеются

В принципе, здесь нет ничего невероятного. Золотые предметы — не те же самые. А только аналогичные. Оказывается, если разумно и масштабно проводить археологические исследования, часть утраченных из-за политических конфликтов музейных ценностей можно восполнить естественным путём. О чём говорят два вполне сведущих человека. Например, главный хранитель Бахчисарайского музея Оксана Алпашкина . По её словам, найденные в этом сезоне и на этом месте золотые предметы абсолютно идентичны тем, что находятся сейчас в Амстердаме. Начальник экспедиции, Александр Труфанов , конкретизирует: «Наиболее значимая находка — погребение женщины в склепе, датируемое первым веком нашей эры. На ней был венок из золотых листьев, золотые серьги, золотое ожерелье и бляшки на рукавах, стеклянные бусы, в склепе мы нашли также сосуды. Рядом в разграбленном склепе мы нашли еще несколько золотых предметов. Всего было найдено 140 золотых украшений. Захоронение было для одного человека, что нетипично. Обычно в склепе до 20 захоронений. Видимо, все-таки ее статус был не мал. Среди находок, которые уехали в Амстердам — точно такие же золотые листья из венка, которые найдены нами. Эта находка совершенно точно аналогична артефактам из коллекции „скифского золота“. Все предметы переданы в Бахчисарайский музей и, уверен, вскоре станут его экспонатами».

Этому событию, разумеется, стоит порадоваться. Но, чтобы радость была полнее, чтобы стало понятно — ценности какого калибра восполнили собой зияющие пустоты музеев Крыма, нужно хотя бы бегло раскрыть обстоятельства места и времени.

Почти столица

Итак, место. Городище Усть-Альма, в некрополе которого и происходили работы сезона 2017 г. То есть это сейчас оно называется Усть-Альма. Во времена, когда там жила та самая женщина, владелица золотых украшений, название было другим. Каким? Ответ даст Страбон — древнегреческий историк и географ — известнейший и авторитетнейший учёный своего времени. Он знает 4 важных крепости скифов в Крыму — Неаполь, Палакий, Хабеи, Напит. Неаполь скифский — условная столица. А вот Палакий, «едва ли уступающий ей в силе и богатстве» — судя по всему, и есть наше городище. Кстати, действительно крупное — 6 га сама крепость, 5 га — некрополь.

Время, обозначенное начальником экспедиции — I век нашей эры. Более точную датировку мы узнаем, наверное, потом. А пока что можно предположить, что женщина была свидетельницей больших событий, связанных не только с историей Крыма, но и с планетарной историей.

Скифы как крупный народ, как стратегический игрок высшей лиги, к тому моменту уже почти сошли с мировой арены. Страх и ужас, который они наводили некогда на греков и на персов, остался в прошлом. Теперь они сами терпели поражение за поражением. Во-первых, из степей Причерноморья их вытеснили сарматы — народ родственный, но, так сказать, «небратья». Вытеснение проводили так: «Пришли на нашу землю савроматы в числе десяти тысяч всадников, пеших же, говорили, пришло в три раза больше. Тотчас же савроматы начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры, овладели большим числом повозок со всеми, кто в них находился, и на наших глазах насиловали наших наложниц и жён. Мы были удручены этим событием».

Скифы против Рима

Это произошло лет за двести до интересующего нас времени. В течение этих двухсот лет скифы, оттеснённые в греческий Крым, то «примучивали» греков, то наоборот — доставалось уже скифам. Война шла постоянно. Но казалось, что скифам не устоять — давление было слишком сильным. Противоборство с Митридатом Евпатором , именем которого потом назвали всем известный город, окончательно низвело их до уровня «почти под плинтусом».

И внезапно как раз в I веке нашей эры ситуация резко меняется. Скифы воспряли духом. К середине указанного столетия все их крепости были отстроены заново. Они вновь стали угрожать своим соседям, в том числе и греческому Херсонесу.

Ясное дело, что война, а также восстановление крепостей стоит немалых денег. Вот как раз эти деньги, только в виде золотых женских украшений, нашли в этом сезоне. Своего рода послание краткого, но очень мощного скифского рывка. В конце концов, найденные предметы — не какие-то вульгарные золотые побрякушки. Нет, это ювелирные изделия высокого класса. Так, один из золотых перстней украшен геммой, а на другом — изображение играющего Амура. Трилистники погребального венка, ожерелье из миниатюрных золотых амфор — изделия нерядовые.

Не исключено, что эта скифская женщина дожила до 63-68 гг. нашей эры. Если так, то она была свидетелем серьёзного триумфа своих соплеменников. Как раз тогда Херсонесу пришли на помощь римляне. И не кто-нибудь, а участник завоевания Британии, легат Мезии Тиберий Плавтий Сильван Элиан . И явился не с каким-нибудь сбродом, а с VII Клавдиевым и VIII Августовым легионами. Но «железная поступь железных когорт» на этот раз дала осечку — скифов сумели только отбросить от Херсонеса. А вот занять их территорию не удалось. Легионы были отозваны. «Варвары» доказали своё право на Крым с оружием в руках. Законный повод для гордости — примеров, когда после визита легионов в области оставалось хоть что-нибудь живое, чрезвычайно мало.

Так что это — не просто «140 золотых предметов». Это — живое свидетельство тех времён, когда на земли Крыма приходила Большая История в тяжкой силе и славе.

Скифское золото «Золотой кладовой Украины»

Скибин Евгений
Гид-переводчик "Первого экскурсионное бюро".

Сокровищами из наших степных «пирамид» восхищается весь мир. Речь идёт об уникальной коллекции скифского золота, хранящейся в Музее исторических драгоценностей Украины, который называют «Сокровищницей Украины».
Это свидетельствует о значимости коллекции, несущей Красоту сквозь многие тысячелетия.

Музей расположен на исторической территории Киево-Печерской Лавры в двухэтажном здании XVII-XVIII вв., в котором изначально находилась хлебопекарня монастыря. Музей является основным центром хранения исторических и художественных раритетов, связанных с культурой Украины.
Сейчас основной фонд музея насчитывает 56 тыс. экспонатов - предметов археологии и декоративного искусства из драгоценных металлов. В каждом из 9 залов на украинском и английском языках изложен короткий экскурс в экспонированную эпоху, каждый экспонат пронумерован и сопровождается лаконичным объяснением.

По объему наибольшим является скифо-античный раздел, который охватывает период с XIII ст. до н.э. по IV ст. н.э. (эпоха бронзы, ранний железный век, культуры ираноязычных кочевников - киммерийцев, скифов, сарматов и греческих городов-государств). В нем выделяется уникальная коллекция «скифского золота» из раскопок курганов - погребальных памятников скифов, кочевого народа, который в VII-III ст. до н.э. господствовал на степных просторах современной Украины.

Предметами мирового значения в этом собрании являются шедевры античного ювелирного искусства. Скифо-античное искусство представлено многочисленными произведениями, каждое из которых достойно внимания и бесценное по своему историческому значению.


Однако, хочется подробно остановиться на гордости музея - знаменитой Золотой Пекторали из кургана Толстая Могила, найденной в 1971г. вблизи г.Орджоникидзе Днепропетровской области известным украинским археологом и поэтом Б.М. Мозолевским.

Наряду с сокровищами Тутатхамона Пектораль стала главной археологической находкой ХХ ст. Золотая Пектораль - нагрудное украшение скифского царя IV века до н. э. - весом 1148 граммов, 30,6 см в диаметре, выполненная из золота 958 пробы в технике литья с применением пайки, чаканки, зерни, скани и эмали.

Латинское слово "пекторалис" означает "нагрудный". Однако не каждое нагрудное украшение называли пекторалью, а только то, которое были вправе носить, скажем, египетские фараоны, римские императоры, высочайшие сановники древнего мира.
Золотая Пектораль является шедевром древних мастеров. Сложность сплетения фигур, их ракурсы говорят о высочайшем уровне их мастерства. Её необычайная красота и исключительная ценность свидетельствуют о могуществе Скифского царства. Археологи связывают сокровища кургана Толстая Могила с временами царя Скифии Атея.

Автором золотого чуда мог быть причерноморский эллин - потомок переселенцев из Средиземноморья, осевших на берегах Понта Эвксинского в VII-VIвв. До н.э.
Однако, некоторые исследователи полагают, что он мог быть и этническим скифом (ведь мастер в совершенстве знал скифскую мифологию, скифские обычаи и обряды), но, несомненно, долгое время прожившим и учившимся в Пантикапее - столице ювелирного ремесла северного Причерноморья. Он отлично владел всеми тонкостями античного ювелирного искусства.

О смысле изображений на Пекторали спорят уже три десятка лет… Существуют, в основном, три версии, по-своему объясняемые смысловое содержание данного шедевра.

Версия 1: Модель Вселенной

Трехъярусное строение Пекторали, надо полагать, отражает представление скифов о Вселенной. Внизу—борьба коней с фантастическими грифонами, дикие звери: возможно, это образ мира стихий, мира демонов, мира, чьи корни уходят в подземное царство, во владения мертвых…


Средний ярус заполнен большими, украшенными голубой эмалью цветками, изображениями ветвей и птиц. Он может символизировать древо жизни, атрибут скифской богини-матери Табити. Здесь же поражают своей выразительностью бытовые сцены жизни кочевья.

Существует мнение, что это не просто бытовые зарисовки, а образ высшего мира, где празднуют торжественный новогодний обряд. И не простые скифы возятся с овчиной, а два легендарных царя в высшем мире шьют магическое одеяние из золотого руна...

Новый год начинался у скифов в весеннее равноденствие - в конце марта, когда все живое дышит весной. Новогодний праздник был у скифов самым значительным культовым праздником. Скифы верили, что в новогодний праздник их цари давали толчок целому годовому циклу, животворным силам природы. Вся композиция, безусловно, имеет религиозное значение. Три мира — корни, ствол и крона Мирового Древа. Они же царства мертвецов, живых людей и высших, божественных существ—были основой космогонии многих племен.
Изображение животных также носят символический характер. Так, заяц в скифской мифологии - олицетворял счастье (такое же неуловимое и пугливое, боящееся малейшего шороха). Во время празднования скифского нового года мужчины племени осуществляли ритуальную охоту на зайца. Два кузнечика (а по утверждениям энтомологов - это парочка, то есть самец и самка) символизировали продолжение рода.

Версия 2: Карта владений скифов

На Пекторали запечатлена символическая карта древних владений скифов ("скифского квадрата", по Геродоту), Черное море и прилегающие к нему земли. Хорошо различима линия морского побережья от Босфора до Кавказа.
На карте нет Азовского моря. Но, по данным украинских археологов-подводников, в древности уровень азовских вод был ниже нынешнего на 9-12 метров. Керченский пролив тоже еще не существовал. Фактически, имелось лишь узкое пресноводное озеро Меотида. Так вот, - оно на пекторали есть!..

Важно подчеркнуть, что все фигуры календаря Пекторали по своим контурам похожи на 16 особых территорий - земель, которые в свое время входили в состав Великой Скифии (6 в. до н.э.), это т.н. легендарные “благие земли”, что размещены от Алтая до Испании.

В центре главная земля - Скифия (ныне Украина). На Пекторали она изображена в виде бараньей шкуры, которую держат два скифских царя брата Пал и Нап, потомки легендарного Скифа, что, видимо, означает двоевластие.
На овечьей шкуре можно увидеть Крымский полуостров, характерные очертания юга Украины! Выпуклости обозначают горы и возвышения, глубокие линии - реки. Можно разобрать в золотом плетении части территорий теперешних России, Молдавии, Грузии, Румынии, Болгарии, Турции…
Очевидно, вся эта географическая премудрость 2500 лет назад была понятна только специально обученным особам, жрецам, царям, военачальникам… Властелин всегда носил с собой схему своих владений!

Версия 3: Календарь

По мнению некоторых исследователей, в скифском году 16 месяцев по 23 дня в каждом, т.к. его структура рассчитана на 368 дней (16 х 23 = 368). Но, скифы уже в те времена знали, что в году 365 дней. Для коррекции счета времени по своему календарю они просто не учитывали 3 дня (21,22,23 июня) в период летнего солнцестояния (368-3=365). В високосный год не учитывали 2 дня - 22,23 июня (368-2=366). Время также исчисляли и большими периодами по 16 лет - т.н. скифскими индиктами, названия которых такие же, как и у месяцев года. (Греческий индикт некогда был равен 15 годам.)
Скифы были язычниками, поэтому у каждого дня, месяца, года, индикта, и т.д. были свои божества времени в виде домашних животных, которые были расположены на пекторали по кругу. Всего их было 16. Зодиак - это “круг животных”. Новый год праздновали 21 марта в день весеннего равноденствия, при этом отсчет времени начинали с 1 января, как по григорианскому календарю, которым мы сейчас пользуемся.


Скифское лето - это период с 3 апреля по 30 сентября. На Пекторали до этого периода скифы изображены в теплых кафтанах, а в летний период они изображены полуобнаженными, что указывает на жару. Кстати, Пектораль - это еще и точный астрономический прибор - древние солнечные часы.
Тайну календаря пекторали знали только цари и жрецы, иные представители элиты скифского общества, что помогало им, на основе знаний, управлять народом.

Уже более 30 лет коллекцией скифского золота и, разумеется, Пекторалью восторгаются жители стран Европы, Японии, Канады, США. Экспозиции выставок размещаются в самых престижных музеях мира, как например, в Большом дворце на Елисейских полях. Посетителям демонстрируются также снимки, планы, разрезы скифских курганов и т.д.
Говорят, чем-либо удивить парижан достаточно сложно. Но, кажется, скифское золото их всё-таки удивило. «Со страной, обладающей подобными ценностями, можно иметь дело», — заявила одна из французских газет.
Побывав в нашем замечательном городе, настоятельно рекомендуем найти время посетить музей с уникальной коллекцией, впечатление от которой Вы сохраните на всю жизнь!

» письмом одного из наших читателей. Орфаграфея и пункттация сохранены 🙂

Был как-то недавно в историческом музее в Керчи. Где услышал историю про то, что скифское золото из скифских курганов делали не скифы, а древние греки. Причём современным мастерам до уровня, с которым изготовлены эти изделия, ещё пахать и пахать. В самом музее скифских украшений почти не было, чтобы вынести собственное суждение. Поэтому решил проанализировать интернет.

Скифское золото, в общем, заинтересовало. И чтобы разобраться, я рассматривал скифские украшения из золота (и не только). И самое основное, что заметил: даже тогда было две категории изделий:

  • ширпотреб и попса (хоть и из золота)
  • действительно красивые вещи с художественным вкусом и эстетической ценностью (пусть даже из бронзы).

Изделия из первой категории сделает в наше время даже ребёнок. Фотографий этих побрякушек мы приводить не будем 🙂 Мы остановимся на вещах из второй категории. Подобных которым (по мастерству и по форме) на сегодня действительно практически никто не делает.

В чём отличие? И в тонкости работы. И в точности деталировки. И в живости композиции. И, в первую очередь, в силовых линиях (подробнее про них — в статье «Композиция - как она есть. Силовые линии и равновесие «, прим. ред.). И в душе, чем бы она ни была. Есть чему поучиться, однако 🙂

Для примера рассмотрим вот это изделие:

Что мы видим? Мы видим сложную, возможно ритуальную композицию. Целостность которой обеспечивается как раз теми самыми силовыми линиями. Что за силовые линии? Это условные линии, которые проходят через те или иные детали композиции по определённой закономерности. В частности, именно они отвечают за «настроение» картины. Схематически одну из сотен силовых линий этой фигуры можно представить так:

Что мы видим? Что силовая линия плавная. Она образует в первую очередь спираль, то расширяющуюся, то сужающуюся. Этим достигается интересный эффект. Так, на первый взгляд, здесь изображено нападение некоего саблезубого хищника на некое лошадеобразное животное. Однако если бы художник ставил бы себе цель изобразить нападение и агрессию (а скифы это умели), силовая линия не была бы такой плавной и гармоничной. Она была бы резкой, оборванной. Но не такой умиротворяющей.

Так что на второй взгляд видно: никакое это не сражение. Что — неизвестно. Но нечто мирное и, скорее всего, имеющее отношение к обрядам трансформации. Так, действующие лица:

  1. дерево со странными змеевидными ветвями,
  2. та самая саблезубая собачка
  3. лошадь / конь
  4. птица с кривым клювом и большими когтями (возможно, ворон)
  5. голова животного, подобного барану
  6. небольшая голова птицы, похожей на большую птицу.

При этом собака порождает / изрыгает ворона, ворон порождает / изрыгает барана. Баран, если следовать силовой линии, попадёт прямо в лошать сзади. Судя по аналогии порождения, лошадь порождает / изрыгает собаку. Маленький ворон пытается залететь в ухо лошади, замыкая цикл двойной трансформации. Дерево служит фоном и поддержкой для этих операций.

Скорее всего, мы видим перед собой отрывок из какого-то мифа, который в качестве осколка сохранился в русских волшебных сказках, когда в магическом состязании герой и антигерой принимают поочерёдно облик различных животных / предметов.

Вот такая вот оказалась простая на первый взгляд фигурка… А всё благодаря силовым линиям. Ну и мастерству работы.

Ну а теперь насладимся скифским искусством (а не ширпотребом; критерий — наличие и качество силовых линий + качество работы), насколько это позволяет сделать интернет:

Скифы — это ираноязычные племена, которые начали миграцию в наши края намного позже остальных индоевропейцев. Тем не менее, тогда разница между иранскими языками и языками местного населения была не настолько велика (как сейчас), чтобы люди не смогли друг друга понять. Чем они, в общем-то, и занялись (не считая кратких периодов войн и междуусобиц).

Само собой, наилучшие ювелирные изделия могли быть созданы исключительно в периоды достатка, мира и расцвета ремёсел. Потому что если над тобой висит угроза разорения — зачем делать что-то действительно красивое?

Бронзовый олень, навершие ритуального посоха:

Чудесный улыбающийся лось:

Загадочная клювастая и хвостатая штуковина в качестве набалдашника для ритуального посоха:

Очаровательный бычок:

Замечательная лошадка:

Филигранные головы львов:

Златорогий (буквально) олень; навершие ритуального жезла:

Браслетик:

Отличный динамичный олень, в котором автор решил подчеркнуть силовые линии не только формой скульптуры, но и отметками на поверхности оленя (наверное, чтобы потомки глупых вопросов не задавали 🙂):

Загадочная штука непонятного назначения:

Один из моих любимых — улыбающийся лось:

Красивая поясная бляха, полная силовых линий:

Улыбающиеся головы, навершия ритуальных посохов:

Ещё один из самых любимых, золотой кабанчик:

Чудесный бронзовый олень / лось с символичными симметричными рогами.

Золотая пластинка с оленем:

Красивая рукоятка меча:

Чудесная скульптурная композиция, где крылатый лев добивает коня. Обратите внимание на мастерство передачи умирающего животного — часть уже копытами вверх, часть ещё сопротивляется:

Золотая рукоятка меча:

Конечно, сейчас говорят, что это всё делали не скифы, а греки…

Но это не особо важно. Важно мастерство и тонкость работы.

Кстати, если эти греки были такими мастерами, готовили такие вещи для пришельцев (а иногда и врагов) скифов, то где их работы для себя лично, в греческом стиле и на греческие темы?..

Молчит наука 🙂

Так что возможно, нас ждут в будущем новые открытия в этой области…

Надеюсь, я смог вас убедить, что среди ширпотреба скифского золота попадаются настоящие жемчужины.



Рассказать друзьям