Конспект занятия по логопедической ритмике. Тема: «Каша из топора

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Горохова Лидия Васильевна,
учитель-логопед, г.Ногинск-9 , Московской области,
МБДОУ №100 "Маячок"

Сертификат о публикации:

Основателем системы ритмического воспитания является швейцарский музыкант – педагог Жак- Далькоз. Применяя гимнастику для своих учеников для лучшего усвоения грамоты.

Н.Г.Александрова в 1915 году –основатель логоритмической гимнастики в России (создала ассоциацию ритмистов).

Ритмическая гимнастика – двигательная система, в основу всей системы входят упражнения, которые воспитывают и развивают чувство ритма через движения и тесно связаны с музыкальным ритмом. Музыка является как средство воздействия на движения, а движения как средство выражения музыки.

Занятия по логоритмике проводятся по четырём разделам:

1.Раздел – общеподготовительный.
а) организация детского коллектива;
б)развитие психофизических навыков.

Цели и задачи раздела:
1.Организовать коллектив.
2.Активизировать внимание.
3.Привитие навыков движения в коллективе.

2.Раздел- вспомогательные физические упражнения.(Гимнастические упражнения с речевым произношением).
Цели и задачи раздела:
1.Добиваться правильной осанки.
2.Развитие мелкой моторики.

3.Раздел – ритмический.
а)темп;
б)динамика;
в)ритм.

Музыкальный ритм – сочетание звуков разных по протяжности и силе. Ритм – основа раздела, который выполняет и развивает чувства ритма через движения в речь.

1.Движение динамики совпадает с музыкой.
2.Музыкально – речевые упражнения.

4. Раздел – заключительный.
Цели и задачи раздела:
1.Успокивающие.
Проводить специальные музыкально-ритмические занятия для маленьких детей впервые было предложено профессором В.А.Гиляровским в 1930 году. Он писал: «Из того многообразного действия, которое оказывает ритмика вообще на невротика, влияние на общий тонус, настроение и в особенности на моторику».

Если музыка вообще оказывает благоприятное воздействие на эмоционально-волевую сферу, то тем эффективнее оказывается её влияние, когда она положена в основу специальной двигательной системы, имеющей целью регулировать движения, речь и поведения ребёнка. Принимая во внимание, что при нарушениях речи наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребёнка, а задача логоритмики заключается в том, чтобы путём особых музыкально-ритмических приёмов помочь исправить моторику и речь, то-есть обеспечить полноценное развитие будущего гражданина.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ.

Логопедическая ритмика – ветвь лечебной ритмики. Лечебная ритмика является одной из форм своеобразной лечебной терапии, благотворно действующей как на физическую, так и на психическую жизнь нервнобольного. С раннего возраста приходится обращать внимание на физическое воспитание ребёнка, поэтому возникает необходимость создания в наших логопедических группах таких условий, которые обеспечат ребёнку нормальное физическое развитие. Это очень важно для детей с речевыми нарушениями. Дети в логопедической группе вынуждены часто проводить время в сидячем положении за столом. То ли они рассказывают содержание картинки, то ли играют в лото или же занимаются постановкой звуков. Но биологическая потребность детского организма заключается в движении, поэтому необходимо удовлетворить эту потребность детского организма путём ввода гимнастики и подвижных игр в режим дня ребёнка. Большинство движений, совершаемых человеком, не являются врождёнными, они развиваются в процессе жизни и зависят от окружающей среды и соответствующего воспитания.

Занятия по развитию движений, у детей осуществляются с одной стороны, физическим развитием (костно-мышечной системы, правильной осанкой, формирование правильных навыков движения, ориентировки в пространстве, согласование движения с ритмом, развитие ловкости, скорости, силы движений), а с другой стороны, воспитание выносливости, организованности, активности и других положительных черт характера.

В работе с детьми по развитию движений условно можно выделить следующие три формы:
1.Основные движения.
2.Общеразвивающие упражнения.
3.Подвижные игры.

1. Основные движения благотворно влияют на всестороннее физическое развитие детей, укрепляют мышцы, улучшают работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы, обогащают двигательный опыт детей. Эти упражнения способствуют укреплению нервной системы, благотворно влияют на соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга, что создаёт у ребёнка уравновешенное нервно - психическое состояние.

2.Общеразвивающие упражнения всесторонне воздействуют на организм детей и приучают их к точным и чётким движениям, выполняемых в определённом ритме и темпе, а иногда и с музыкальным сопровождением.

3.Подвижные игры способствуют развитию инициативы, активности детей и являются наиболее эффективной формой работы по развитию движений. При проведении подвижных игр могут ставиться следующие задачи: развитие умения ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитание ловкости движений.

У детей с речевой патологией мы часто наблюдаем нарушения двигательного порядка. Например, у заикающегося ребёнка не редко бывает нарушен ритм движений. Те насильственные движения в области речевого аппарата, которые возникают при заикании могут распространяться и на движение мышц лица, рук, ног и всего туловища.

У детей алаликов нередко отмечается слабая ориентировка в пространстве, нарушение координации движений, равновесия. У детей с дизартрией можно наблюдать вялость движений, а иногда насильственные (гиперкинезы) или напряженные (спастические) движения. Вот почему в работе с детьми логопатами необходимо включать коррекцию их речевой и общей моторики. На занятиях обязательно нужно учитывать характерологические особенности этих детей. Каждый из них является маленькой самостоятельной личностью, поведение которой зависит от тяжести речевого нарушения. Поэтому, приступая к логоритмическим занятиям, логопед должен иметь полную характеристику на каждого ребёнка. Музыкальный работник и логопед работают в тесном контакте. При подборе материала для каждого занятия музыкальный руководитель должен учитывать корригирующее значение выбранных видов работы для тех дефектов, которые присутствуют при данном речевом нарушении. Немаловажно учитывать доступность этого материала в зависимости от степени задержки речевого и умственного развития. Подбор материала для каждого занятия должен согласовываться с этапами логопедической работы. От логопедических занятий не редко зависит не только содержание, но и направленность. Так, если музыкально – ритмические занятие перед логопедическим занятием, то задачей его является подготовка детей к речевому занятию, т.е. детей не следует перегружать новым материалом и возбуждающими играми. Когда музыкально- ритмическое занятие чередуется с логопедическим, тогда целесообразно подбирать такие упражнения, которые будут способствовать активному отдыху детей. В музыкально – ритмическое занятие, когда оно следует после логопедического, полезно включать побольше подвижных игр. Музыкально – ритмическое воспитание детей логопатов служит целям коррекции. Так, например, слушание музыки помогает воспитывать слуховое внимание, сосредоточенность, выдержку, успокаивающее действие на одних и поднимает тонус других.

Дети учатся различать звуки музыкальных инструментов, определять направление, по которому доносится звук, находить разницу в силе, высоте и длительности звука. В работу по логопедической ритмике включаются упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание, воспитание чувства музыкального ритма, речевые игры, пение. Основной принцип системы музыкально- ритмического воспитания заключается в тесной связи движения с музыкой. Музыка – как одно из наиболее доступных искусств с ее огромным эмоциональным влиянием, с ее богатыми средствами выразительности даёт возможность бесконечно разнообразить приёмы движений и характер упражнений. Гибкость системы позволяет найти её применение в разных областях и видоизменить её метод работы, в зависимости от потребностей данной области. Особенность методики заключается в том, что в упражнениях большое внимание уделяется слову. Музыка в данном случае используется для создания особого метода, направленного на исправление разнообразных форм речевого расстройства. Введение слова дает возможность создавать также и целый ряд упражнений, руководимых не только музыкальным ритмом, а ритмом в стихотворной форме, позволяющей сохранить при этом принцип ритмичности в движениях. В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. На занятиях музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом, т.е. музыкальный ритм является организующим моментом. Идейное содержание музыки, оттенки, темпе и и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения, особенно нужного детям, страдающим темповым расстройством речи, корригирующими часто с беспорядочным беспокойным характером движения. Таким образом, влияние музыки в упражнениях может служить целям воспитания в широком смысле слова. Значит, в основе первого метода логоритмики лежит принцип организованности, а в основе второго метода- стремление растормозить перенапряженный мышечный тонус. В основе третьего метода - развитие волевой сферы.

Логопедическая ритмика с детьми проводиться на специальных занятиях. Она может также входить элементами в логопедическое и воспитательское занятие. И в том и в другом случае формы ее разнообразны: отстучать определённый такт, изменить темп, характер или просто направление движения в зависимости от темпа или характера музыки, пения, мелодекламации, рассказывания стихотворений в сопровождении соответствующих движений, танцы, пляски, речевые игры. На логоритмических занятиях используются в основном игровые формы, чтобы вызвать больший интерес у детей и активизировать их.

Основным материалом по развитию чувства ритма в движениях являются танцы, хороводы и игры. Разучивание элементов танца непременно надо сопровождать счётом. А ещё полезнее выбирать танцы со словами, они помогут лучше прочувствовать ритм и запомнить последовательность движений.

Пример:
«Веселей танцуйте, ножки,
Раз, два, три, четыре, пять.
Громче хлопайте, ладошки,
Начинаем танцевать»
«Вправо, влево поворот,
А потом наоборот
Влево, вправо поворот…»(«Полька» С.Рахманинов)
Сделай ручкой хлоп, хлоп, хлоп,
Сделай ножкой топ, топ, топ («Полька» М.Глинка)

Также полезны игры без музыки и музыкальные: «Заинька, выходи», «Яблонька», «Скворцы и воробей» и другие. Когда движения детей будут отвечать предъявленным к ним выше требованиям, то их, как и музыку, можно использовать в работе над ритмом речи. Движения должны сочетаться с ритмико- словесным ударением стиха. Каждый шаг приходиться на ударный слог.

Пример:
«Ищут пожарные, ищет милиция
Ищут фотографы в нашей столице».
Или «По дорожке вдоль пруда
Я гуляю иногда»

Скачут на одной ножке, руки в стороны, изображая букву «Т», каждый скачок совпадает с ударением.

Буква Т
На тонкой ножке
Ловко скачет
По дорожке.
Подражают полёту птиц.
Я лечу, лечу, лечу,
Облететь весь мир хочу.
У меня на нитке
Письма и открытки.

Но мы должны всегда отдавать себе отчёт в том, в нашей работе важен не только практический материал, но и очень важна форма его подачи. В подаче важны хорошие словесные пояснения, четкость дикции, ясность изложения, увлекательность и доступность. Влияние упражнения зависит не только от существа его и его педагогической ценности, но и от умения подать задание в интересной форме, соответствующей возрасту ребёнка. Все дети и, конечно же, наши очень любят выполнять образные задания в игровом характере. Прыгают «зайчики», «мишки», «раскрыли крылышки как птички», - такие упражнения имеют всегда неизменный успех. Не меньшее удовольствие вызывает у детей процесс изображения какого-либо трудового процесса.

Пример:
«Пильщики»
Пили пила, пили живей,
Мы домик строим для зверей.
В нём серый зайчик будет жить
И с нами будет он дружить

«Плотники»
Молоточком я стучу (2 удара)
В стенку гвоздь вколочу (2 удара)
Гвоздь вбиваю сильней (2 удара)
Для картинки моей (2 удара)

Детская фантазия в этом направлении неисчерпаема, а иногда простое упражнение может обратиться в игру, не теряя своей ценности. Она же стимулирует ребёнка к выразительности движений. Можно привести ещё несколько примеров упражнений на координацию речи с движениями.

1.Один из детей - пастух, ходит среди ребят, расположившихся на лугу (полу). Пастух играет на дудочке и говорит:
«Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Я всё стадо стерегу.
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
На зелёном на лугу. (Роль пастуха исполняют поочерёдно )

2.Дети ходят по кругу на носках:
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать,
Я на цыпочках хожу,
Я её не разбужу.

Словесный материал на логоритмических занятиях будет всегда служить практикой для введения приобретённых звуков в речь.

Не всегда следует доводить упражнение до совершенства. Этого не требуется, так как возобновляемые на следующих, а если нужно и на двух-трёх последующих занятиях, упражнения безусловно будут лучше и чище. Нужно терпеливо относиться к качеству выполняемых упражнений. Большую помощь может оказать метод вызова по одному, попарно или тех, которых хорошо покажут задание и смогут служить наглядным примером того, как следует правильно делать данное упражнение. Другим методическим приёмом служит соединение в пару успеваемых и неуспеваемых, младших и старших, более робких с более смелыми.

Логоритмические занятия следует проводить в виде увлекательной игры и соблюдать следующие принципы:

1.Систематичностию.
2.Переход от простого к более сложному, от знакомого к новому.
3.Планирование занятий.

В планировании занятий следует включать следующие виды работы:
1.Пение.
2.Вводные упражнения,
3.Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
4.Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
5.Упражнения, активизирующие внимания.
6.Упражнения, воспитывающее чувство музыкального ритма.
7.Игра.
8.Заключительные упражнения.

1.ЦЕЛЬ ПРИ ПЕНИИ - пение регулирует дыхание, развивает лёгкие, расширяет грудную клетку, помогает вырабатывать плавную и полнозвучную речь. В пении можно автоматизировать поставленные звуки, громко петь не нужно, лучше контролировать выразительность интонации. Кроме пения хором, можно петь отдельно, обращая внимание на артикуляцию. Слово вводится в пение. В выборе песни следует учитывать: СОДЕРЖАНИЕ И ТЕКСТ ПЕСНИ, ТЕМП И ДИАПАЗОН, ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ФРАЗ.

Песни желательно начинать с коротких фраз, а для заикающихся рекомендовано - слитное пение.

2.ЦЕЛЬ ВВОДНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:
Даются легкие задания в виде маршировки, учат ходить по кругу. Ходить по одному, парами, соблюдая дистанцию, поворачиваться, ориентироваться в пространстве, ходить спиной по кругу, ходить наоборот, не сужая круга, строиться колонной(две колоны – поезда встретились и разошлись). Просто слушать музыку разного характера – не давая разъяснения. Под музыку можно шагать, показывать как летают птички в вальсе(кружатся, соблюдая ритм и характер музыки, движения)

В словесных упражнениях используют– расчет 1,2,3, по порядку. Дается автоматизированная речь.

3.ЦЕЛЬ УПРАЖНЕНИЙ, РЕГУЛИРУЮЩИХ МЫШЕЧНЫЙ ТОНУС – даются упражнения на чередование напряжений и расслаблений под музыку. Этим способом ребёнок учится понимать, как управлять своими движениями. Улучшается осанка, походка, координация движений, равновесие. Здесь же фиксируется внимание на дыхание, но требуют, чтобы ребенок не выполнял упражнения с открытым ртом, не задерживал дыхание, не допускайте переход от бурных, активных движений, сразу к сидячим играм. Используют марш, чтобы отрегулировать дыхание.

4.Цель речевых упражнений без музыкального сопровождения:
Речевые упражнения – это своего рода физминутки, произношение в ритмизированном стиле. Стихи могут быть как в сочетании с движениями, так и без них. Используют наклоны, движения с лентами. При их выполнении используем стихи, согласно игре, движениям. Выбирается ведущий из детей.

5. Упражнения, активизирующие движения.
Цель упражнений, активизирующих внимания – направлены на стимуляцию внимания и памяти, на быстроту и точность реакции. Тренировка зрительной, слуховой и двигательной памяти.

6.Цель упражнений, воспитывающих чувство ритма –заострять внимание на эмоциональное содержание. Здесь передаем характер музыки, можно соотнести к игре. Плавно выполняют движения под вальс, маршируют как солдаты.

7.Цель игры: можно преследовать разные цели: подвижные игры с музыкой или без музыки, обязательно вводится речевой материал в виде отдельных слов или предложений. В игре воспитывать – выдержанность, чувство коллективизма, умение мириться с поражением.

8. Заключительные упражнения. Цель: ребёнок должен быть готов к следующему занятию, нужно постараться переключить его внимание.
Приёмы: прослушивания музыки, воспитание познавательных навыков, назвать имя композитора, раскрыть особенности этого музыкального произведения.

Литература:
Пунина З.Е. «Ритмика для детей с расстройствами речи и слуха»
Самойленко Н.С. и Гринер В.А. «Логопедическая ритмика»

Цель: развитие и коррекция двигательной сферы детей в сочетании с музыкой и словом по лексико-грамматической теме «Осень».

Задачи:

1. Коррекционные:

  • развивать слуховое внимание;
  • развивать фонематический слух;
  • воспитывать переключаемость с одного поля деятельности на другое;
  • формировать, развивать и корректровать слухо-зрительно-двигательную координацию;
  • развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков;
  • развивать плавность движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением.

2. Образовательные:

  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственную организацию движений;
  • развивать ловкость, сиу, выносливость, переключаемость, координацию движений;
  • развивать чувство ритма;
  • учить детей координировать речь и движения;
  • развивать метроритм, упражнять в правильном и точном пропевании мелодии;
  • развивать логическое мышление;
  • учить эмоционально откликаться на музыку грустного, печального характера, активизация словарного запаса;
  • закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни.

3. Воспитательные:

  • обучать правилам поведения в различных видах деятельности;
  • воспитывать выразительность и грацию движений;
  • воспитывать умение перевоплощаться;
  • формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, ответственность, инициативность.

4. Оздоровительные:

  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • развивать физиологическое и фонационное дыхание;
  • развивать общею и тонкою моторику, мимику, пантомимику;
  • воспитывать чувство равновесия, правильной осанки;
  • снижать психологическую закрепощенность, снять эмоциональное напряжение, нормализировать мышечный тонус.

Оборудование:

1. Украшение зала под осенний лес;

2. Листья (по 2 на каждого ребенка);

4. Выставка детских работ по осенней тематике;

5. Зонтики с капельками – дождинками;

План занятия:

1. Коммуникативная игра – приветствие «Добрый день».

2. Загадка про дождь.

3. Пение с движениями «Дождик» М. Картушиной.

4. Хоровод «Осень постучалась к нам...».

5. Упражнения с листочками.

6. Пальчиковая гимнастика «Мелкий дождик моросит».

7. Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского.

8. Пение «Урожайная» А. Филиппенко.

9. Массаж спины «Дождик» Е. Попляновой.

10. Фонопедические упражнения «Перед дождем».

11. Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку».

12. Игра на развитие внимания «Лужа».

13. Упражнение на дыхание и развитие эмоций «Ветерок».

13. Релаксация. Фонограмма «Звуки природы».

14. Итог занятия.

Дети входят в зал под «Дождик» М. Парцхаладзе,

встают лицом к гостям.

Логопед . Дорогие дети у нас сегодня необычное занятие, так как к нам пришли гости. И мы не можем его начать, не поприветствовав наших гостей.

Музыкант: Давайте поздороваемся с гостями, споем им «Здравствуйте, гости!», а гости нам ответят.

Логопед: Ну а друг друга мы поприветствуем танцем. Становитесь парами вокруг ковра.

Коммуникативная игра – приветствие «Добрый день».

Цель: снизить психологическую закрепощенность, дать положительный эмоциональный заряд, учить детей координировать речь и движения, развивать метроритм, упражнять в правильном, точном пропевании мелодии.

В этот чудесный день,

Добрый день. 2 хлопка, шлепок по коленям

Дружно здороваться пружинка 2 раза, руки на поясе

Нам не лень! перетоп

Руки протягивай, поочередное протягивание рук вперед

Не зевай! берутся за руки, 3 взмаха

Пару новую кружатся, взявшись за руки

На проигрыш дети внешнего круга переходят к новой паре. Игра повторяется 2 раза.

Логопед: А теперь парами подходите к фортепиано.

(С.Б. встает за детьми, Н.В. сбоку у окна.)

Музыкант : Ребята, вот и наступила поздняя осень.

Но и в осеннем увяданье есть свое очарованье!

В ноябре тепла не жди, зарядили вдруг дожди.

Закружился листопад, лес теряет свой наряд.

Загадка про дождь

Цель: развитие логического мышления

Логопед : А мне часто кто-то мешает мне спать по ночам.

Кто этот безобразник, отгадайте.

Кто там топает по крыше

Топ-топ-топ,

Чьи шаги всю ночь я слышу

Топ-топ-топ,

Я теперь усну едва ли

Топ-топ-топ,

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ. Догадались, кто этот безобразник? (Дождь.)

Пение с движениями «Дождик» М. Картушиной.

Цель: развитие координации пения и движения, упражнять в правильном, точном пропевании мелодии.

Дождик, дождик, хватит лить – Встряхивают кистями рук.

Кап – кап, кап – кап – кап! Стучат пальчиком по ладошке.

Сад осенний наш мочить – Встряхивают кистями рук.

Кап – кап, кап – кап – кап! Стучат пальчиком по ладошке.

Слышишь, листья как шуршат – Слушают.

Ш – ш, ш – ш – ш... Трут ладошки друг о друга.

И под каплями дрожат - Встряхивают кистями рук.

Ш – ш, ш – ш – ш... Трут ладошки друг о друга.

Дождик, дождик, уходи! Грозят пальчиком.

Да – да, да – да – да! Кивают головой.

Больше к нам не приходи! Грозят пальчиком.

Да – да, да – да – да! Кивают головой

Воспитатель : А сейчас я приглашаю вас в круг.

Закружился надо мной

Дождь из листьев золотой.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь –

Без конца и без начала?

Танцевать под ним я стала.

Мы плясали, как друзья, -

Дождь из листиков и я.

Давайте станцуем наш осенний хоровод.

Хоровод «Осень постучалась к нам...»

Цель: развитие пластики, умение соотносить темп музыки с движением.

(После танца дети садятся на стулья.)

Логопед : Осень приготовила для всех нас множество разных сюрпризов. Загляните под стулья. Что там лежит? (листочки). Возьмите их в руки и встаньте на ковер.

Упражнения с листочками

Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, плавности движений рук, умение соотносить темп движений с музыкальным сопровождением.

Логопед : Давайте немного поиграем с листочками.

      1. И.п. – Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. Под музыкальное сопровождение дети вместе с логопедом и воспитателем поднимают сначала правую руку с листочком вверх (вдох), затем начинают дуть на листочек, постепенно опуская руку вниз (выдох). Губы вытянуты вперед трубочкой, щеки не надуваются, язык в полости рта. Упражнение сопровождается подъемом и опусканием головы. Повторяется 3 – 4 раза.
      2. Тоже с левой рукой.
      3. Тоже с двумя руками вместе.
      4. И.п. – Ноги вместе, руки вдоль туловища, спина прямая. Под музыкальное сопровождение дети вместе с логопедом и воспитателем поднимают сначала правую руку с листочком вверх (вдох), затем начинают дуть на листочек, постепенно опуская руку вниз, произнося «пя-пя-пя…» (выдох). Губы при этом бьют по распластанному между зубами языку («накажем непослушный язычок» ). Упражнение сопровождается подъемом и опусканием головы. Повторяется 3 – 4 раза.
      5. Тоже с левой рукой.
      6. Тоже с двумя руками вместе.
      7. Вдох полной грудью, руки вверх, выдох – полный, руки накрест и вниз. Повторяется 2 раза.

Кто уже подарил свои листочки, садитесь на ковер и устраивайтесь поудобнее.

Логопед: Молодцы! Давайте немного отдохнем и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Мелкий дождик моросит».

Мелкий дождик моросит

Кап – кап, кап – кап – кап.

В листьях сада шелестит

Кап – кап, кап – кап – кап.

Мокнет мяч у ворот

Кап – кап, кап – кап – кап.

Мокнет поле, огород

Кап – кап, кап – кап – кап.

(На слова «Кап – кап, кап – кап – кап» дети щелкают пальцами то одной, то другой руки.)

Что-то шепчут листья – подойдем и спросим.

Листья отвечают: «Осень, осень, осень».

(Дети шуршат ладонями.)

И сползают тучи, птиц куда-то прячут.

Все сильнее ветки плачут, плачут, плачут.

(Дети выполняют волнообразные движения руками, закрывают глаза, снова волнообразные движения руками, опускают руки вниз.)

Давайте закроем глаза.

Слушание «Осенняя песня» П. Чайковского

Цель: развивать слуховое внимание, учить эмоционально откликаться на музыку грустного, печального характера, активизация словарного запаса.

Музыкант. Дети, что вы почувствовали, когда слушали эту музыку? Что вы представляли? (Ответы детей.)

Дети, у меня есть музыкальная шкатулочка, в которой находились слова об этой музыке. Но я ее сегодня случайно открыла, и все слова разлетелись… Вы мне поможете вернуть их обратно?

Как вам кажется, какая эта музыка?

Грустная, печальная, жалобная, обиженная, пасмурная, тоскливая, задумчивая (слушали и думали).

Молодцы, ребята, вы все слова об этой музыке вернули обратно в шкатулку, и я ее закрываю. Называется это произведение «Осенняя песня» П.И. Чайковского.

Дети, мне кажется наши гости тоже немного загрустили… Но ведь осень не всегда грустная и пасмурная. Она бывает и совсем другая. Какая бывает еще осень? Веселая, солнечная, радостная… А вы знаете песню про такую осень? Давайте ее споем.

«Урожайная» А. Филиппенко.

Цель: закреплять умение детей эмоционально передавать характер песни.

Музыкант играет мелодию дождика.

Логопед : Но вот снова закапал дождик. А как вы думаете, чем можно заняться дома, когда идет дождь? (Ответы детей.) А еще можно сделать друг другу массаж, ведь это так приятно и полезно.

Массаж спины «Дождик» Е. Поплянова.

Цель: развитие координации речи с движением

(Дети встают в круг.)

Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом. хлопать ладонями

По веселой, звонкой крыше – бом, бом, бом. постукивать

пальчиками

Дома, дома, посидите, - бом, бом, бом. поколачивать

кулачками

Никуда не выходите – бом, бом, бом. растирать ребрами ладоней

Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом. на плечи, круговые

движения большими пальцами

А уйду – тогда гуляйте – бом, бом, бом… поглаживание ладонями

Логопед : Осень, как художник, лес разрисовала.

Нива, роща, дождик – все волшебным стало.

Фонопедические упражнения «Перед дождем».

Цель: развитие речевого дыхания, координация речи с движениями.

Заунывный ветер гонит стаю туч на край небес.

(Дети произносят звук «у», показывая рукой: к себе – тихо, от себя – громко.)

Ель надломленная стонет.

(Скрипят связками на звук «а», рука на груди.)

Глухо шепчет темный лес.

(Тихо и долго произносят «пата-пата-пата» на одном дыхании, руками «шелестят».)

На ручей, рябой и пестрый за листком летит листок.

(Руки вверху, дети произносят короткие звуки «а», начиная с самого высокого до самого низкого, показывая высоту звука мягкими взмахами кистей.)

Над струей, сухой и острой набегает холодок.

(На одном дыхании произносят звук «у», делая волну голосом и показывая движение рукой.)

Полумрак на все ложится;

(произносят звук «у» сверху вниз, показывая движение голоса руками.)

Налетев со всех сторон, с криком в воздухе кружится стая галок и ворон.

(Дети произносят «кар-кар-кар» очень громко в разных регистрах, руками машут, как крыльями.)

Воспитатель : А я предлагаю вам рассказать нашим гостям историю о том, как дождик гулял по городу. Обычно эту историю мы рассказываем за столами в группе, а сегодня вместо столов мы будем использовать руки наших гостей.

Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку».

Цель: развитие координации речи с движением.

Вышел дождик на прогулку, шагать пальцами по столу

Он бежит по переулку, бегут пальчиками

Барабанит по окошку, стучат пальчиками

Напугал большую кошку, пугают

Вымыл зонтики прохожих, моют из стороны в сторону

Крыши дождик вымыл тоже, моют круговыми движениями

Сразу город мокрым стал. встряхивают ладони

Дождик кончился. Устал. положить ладони на стол

Воспитатель: Ребята, дождик так долго лил, что наш ковер превратился в огромную лужу, а вокруг ее – множество мелких, и теперь, чтобы пойти погулять, нам надо перепрыгивать через лужицы и постараться не упасть в самую большую лужу. Сейчас вы легко побежите на носочках, руки на поясе, на сигнал бубна вы остановитесь, и перепрыгните воображаемую лужу.

Игра на развитие внимания «Лужа».

Цель: развивать слуховое внимание, упражнять в легком беге под музыкальное сопровождение.

Под музыкальный аккомпанемент дети легко бегут по залу вокруг ковра. Руки на поясе. На сигнал воспитателя (удар в бубен), дети останавливаются и перепрыгивают через лужи на двух ногах. Упражнение повторяется 3 - 4 раза.

Звучит фонограмма «Шум дождя», педагоги берут зонтики.

Упражнение на дыхание и развитие эмоций «Ветерок»

Цель: развитие дыхания, мимики, пантомимики, эмоций.

Логопед: Ой, ребята, кажется, снова закапал дождик, прячьтесь под зонтики.

Снова выглянуло солнышко, но наши зонтики еще мокрые. Раз, два три, четыре, пять, начинаю колдовать. И превращаю вас в ветерок. Сначала ветерок маленький, дует легко. Воздух берем носом, выдыхаем через рот. Щечки не надуваем. Теперь ветерок подрос и стал дуть сильнее. А теперь ветер разозлился, стал дуть резко, сердито (короткий вдох и выдох). Потом снова успокоился и стал ласковым, теплым. Покажите как. Молодцы!

Логопед: А сейчас вы представьте себя легкими осенними листочками, а я буду ветерком. Ветерок на листочки подул и листочки полетели. Летали, летали и легли на коврик...

Релаксация. Фонограмма «Звуки природы».

Цель: снятие эмоционального напряжения, мышечного тонуса.

Звучит музыка...

Логопед. Напряженье улетело...

И расслаблено все тело.... (2 раза)

Будто мы лежим на травке...

На зеленой мягкой травке...

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко...

Глубоко...

Реснички опускаются....

Глазки закрываются...

Губы чуть приоткрываются...

Все чудесно расслабляется... (2 раза)

Нам понятно, что такое состояние покоя....

Звучит музыка.....

Музыкант. Хорошо мы отдыхаем …

(Музыку выключить.)

(Громче!) А теперь крепче кулачки сжимаем,

их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Педагоги встают около фортепиано.

Логопед: (Подводит итог занятия.) Какие вы сегодня молодцы! Столько дел переделали! И пели, танцевали, слушали музыку. Вместе с дождиком гуляли по городу, барабанили по окнам, пугали кошек, помогали горожанам мыть крыши. А еще мы кружились под золотым дождем из листьев, задорно дули вместе с ветерком, немного погрустили с осенью и даже сделали друг другу массаж.

Музыкант:

Вот и подошла к концу наша встреча, давайте мы попрощаемся с нашими гостями и споем им «До свиданья, гости».

Дети поют «До свидания, гости...» и уходят из зала.

Литература:

1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6 -7 лет. - М.,2007.

2. ОвчинниковаТ.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. КАРО. – 2006.

3. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - М.,2007.

4. Новиковская О.А. Логоритмика. КОРОНА. - 2005.

5. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ак. Развития. - 2006.

6. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М, 2006.

Разработала учитель-логопед

Стрюкова Елена Васильевна

МБДОУ № 69 "Детский сад общеразвивающего вида" город Кемерово

Занятие проводится в музыкальном зале.

Цели:

  1. Преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
  2. Развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников.
  3. Формирование творческого воображения.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Формировать двигательные навыки и умения, чувство музыкального размера, пространственные представления и способность произвольно двигаться относительно других детей и предметов.
  2. Уточнять знания детей о характерных признаках весны, расширять знания и представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных (заяц, медведь, ёж) и приспособлении к среде обитания (сезонные изменения, способы защиты).

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать слуховое внимание и зрительную память, совершенствовать мелкую и общую моторику, вырабатывать чёткие и координированные движения во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.
  2. Развивать способность самостоятельно воспроизводить услышанный ритм.
  3. Развивать связную речь, обогащать и пополнять словарный запас.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать личностные качества, чувство коллективизма, умение соблюдать правила выполнения упражнений, воспитывать умение перевоплощаться, проявлять свои творческие способности.

Оборудование: музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, треугольник, барабан; иллюстрации с изображением: ежа, зайца, медведя; маски: заяц, медведь, ёж.

Ход занятия.

Педагог:

Тра-та-та, тра-та-та!

По лесу пошла молва:

Нынче солнце золотое

В небе водит хоровод

И на праздник на весенний

Всех ребят к себе зовёт!

Ребята, а вы бы хотели отправиться на праздник? (ответы детей)

Представим, что мы лесной полянке…

Психогимнастика.

Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем деткам. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца погладили ладошки деток (дети протягивают ладошки к солнышку).

С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком, дети приговаривают: «Буль-буль-буль»).

Выбрались из-под коры деревьев жучки (дети проговаривают: Ж-Ж-Ж) и маленькие букашки (З-З-З).

Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник, дети проговаривают: «Кап-кап-кап»).

Педагог: Ой, что это шуршит, фыркает под прошлогодней листвой? (педагог тихо подыгрывает на барабане). Да это же лесной ёжик пробежал.

(Одевает маску ёжика на одного из детей.)

Ритмическое упражнение « Ёж и барабан».

Дети (хором): С барабаном ходит Ёжик

Бум-бум, бум-бум!

(на слова «бум-бум» дети ритмично ударяют по коленям ладонями)

Целый день играет Ёжик:

Бум-бум, бум-бум!

(Педагог предлагает детям отстучать ритм на барабане.)

Педагог: Когда пригреет тёплое весеннее солнышко, побегут ручьи и растает снег, ёжик выходит из норы (педагог показывает картинку с изображением ёжика).

Давайте рассмотрим ёжика на картинке. Мордочка у него маленькая с вытянутым носом, глаза чёрные, как бусинки, но видит ёжик плохо, а вот нюх у него прекрасный.

А чем же ёжик отличается от других животных? (ответы детей). Ну, конечно, колючками! А как ежу без иголок? Ведь они спасают его от врагов. Свернётся ёжик в колючий клубок, ощетинит свои острые иглы - попробуй - ка съешь его!

Педагог: А вот из-за ёлки - прыг-скок. Кто это? (ответы детей).

(Педагог играет на металлофоне, одевает маску зайки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Зайкина зарядка».

Педагог:

Ну-ка, Заинька, вставай

И зарядку начинай

(Дети маршируют)

Зайка весело шагает,

Ножки выше поднимает.

Зайка прыгает и скачет

(Поскоки)

По дорожке словно мячик.

Он на пяточках шагал,

Носик кверху поднимал

(Ходьба на пятках, руки за спиной, голова поднята вверх)

На носочки Зайка встал,

И в ладоши хлопать стал.

(1 - встать на носки, хлопнуть в ладоши над головой, 2-вернуться в и.п.)

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

До носочков дотянулся.

Скачет Зайка - прыг-скок,

Ножку ставит на носок,

Шубку новую всем показывает.

Педагог: Ребята, а какая шубка у зайки была зимой? (ответы детей).

А для чего это было нужно? (чтобы быть незаметным в лесу)

Педагог: А весной и летом шубка у зайца серая с рыжеватым оттенком. Среди густой травы, коричневых стволов деревьев Косого и не заметит никто.

(Звук бубна.)

Педагог: Посмотрите, а вот и Мишутка проснулся после зимней спячки.

(Педагог одевает маску мишки на одного из детей.)

Динамическое упражнение «Мишка» (профилактика плоскостопия).

Педагог: Вылез мишка из берлоги

(Ходьба на внешнем своде стопы)

Разминает мишка ноги

На носочках он пошёл

(Ходьба на носочках)

И на пяточках потом

(Ходьба на пятках)

Топ-топ, топ-топ-топ,

Топ-топ, топ-топ-топ.

Дети изображают походку «косолапого» медведя, педагог ритмично стучит в бубен (упражнение повторяется 2 раза).

Педагог (показывает картинку с изображением медведя): Всю зиму проспал медведь в берлоге. Свою берлогу медведь старательно и умело готовит: устилает её опавшими листьями, мягкой душистой хвоёй, корой молодых ёлочек. Снежное одеяло прикроет сверху берлогу, в ней станет тепло и тихо, мишка сладко заснёт, посасывая свою лапу. Сон его будет длиться до звонких ручейков, до весеннего солнышка.

Чем сильнее морозы, тем слаще спит косолапый. А у медведицы поздней зимой в берлоге появятся медвежата.

Педагог: Скажите, как называется жилище медведя? Когда у медведицы появляются медвежата? Когда просыпается медведь?

Педагог: Ребята, какое время года наступило? (ответы детей). По каким признакам мы узнаём об этом? (солнце пригревает, снег тает, птицы прилетают из тёплых краёв, звери в лесу просыпаются после зимней спячки).

Педагог: Посмотрите, а кто это к нам идёт? (входит ребёнок в маске солнышко, в руках поднос, на котором - сладкий пирог).

Русская народная хороводная игра « Каравай».

Дети (хором) : Как на праздник на весёлый

Взявшись за руки, дети идут по кругу.

Испекли мы каравай:

Вот такой узенький,

Сужают круг.

Вот такой низенький,

Приседают на корточки.

Вот такой широкий,

Расширяют круг.

Вот такой высокий,

Поднимают руки вверх.

Вот такой вкусненький!

Конспект занятия по логопедической ритмике.

Тема: «Каша из топора. Сказочное путешествие».

Логопедическое заключение . Общее недоразвитие речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.

Возраст. Подготовительная к школе группа.

Этап. Формирование первичных произносительных уме­ний и навыков.

Цель: Преодоление речевого нарушения путем воспитания и коррекции движения в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Коррекционные:

воспитание тормозных установок, координации, переклю­
чаемое, плавности движения;

перераспределение мышечного тонуса;

развитие и активизация внимания;

воспитание зрительно-пространственных ориентировок;

развитие речевого дыхания;

воспитание слитности и плавности речи;

воспитание просодических компонентов речи, движения и музыки;

развитие звуковысотного, ритмического, тембрового, ди­намического слуха;

развитие координации речи, движения и музыки;

развитие общей и мелкой моторики, мимики.
Образовательные:

закрепление умений детей различать разный характер му­зыки и передавать его в движении и песне;

развитие чувства ритма, музыкального слуха;

расширение знаний детей о продуктах питания.
Воспитательные цели.

воспитание воображения, творческой активности и инициа­тивы;

развитие чувства коллективизма, взаимопомощи;

обучение умению подражать и перевоплощаться

Оборудование . Кубики, костюмы солдата, бабушки, камин, горшок, мяч, шнурочки, деревянные ложки, дорожки из мо­чалок, большая деревянная ложка.

Ход занятия.

1. Организационный момент . Развитие зрительной ориен­тировки на говорящего. Развитие мелодичного и ритмического слуха.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Как вас всех зовут? Называйте свои имена и хлопайте в ладоши.

Дети. Да-ша. (Произнося каждый слог, один раз хлопают в ладоши.) Ма-шень-ка. (Хлопки в ладоши.)

Логопед. Ребята, а вы любите сказки?

Дети. Да, мы очень любим сказки.

2. Развитие оптико-пространственной ориентации. Уп­ражнение «Разминка».

Логопед. Хотите отправиться в сказку на волшебном по­езде?

(Исполняется музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники», муз. М. Л. Старокадомского.)

Логопед. Раз, два, три - в сказку приехали мы.

(Появ­ляется Солдат, приветствует детей и приглашает всех в сказку «Каша из топора».)

Шел солдат с войны домой.

(Звучит «Марш», муз. Т. Н. Ломовой. Дети и Солдат идут друг за другом, маршируя.)

Логопед. Видите, впереди - широкая дорога, пойдем по ней за Солдатом! Встали парами, пошли!

(Дети идут парами под «Марш», муз. Н. Леей)

Логопед. Узкая дорожка на пути,

Нужно «змейкой» нам идти.

(Звучит «Змейка», муз. В. В. Щербачева. Дети идут «змей­кой» по залу.)

Логопед. Куст, пенечек впереди,

Их придется обойти.

(Звучит «Этюд», муз. Т. Н. Ломовой. Дети обходят кубики.)

Логопед. Низкие ветви на пути,

Под ними нужно проползти

(Звучит легкая музыка В. А. Моцарта. Дети ползут на чет­вереньках под дугами (4 дуги).)

Логопед. Небольшой ручеек

Нам дорожку пересек.

Выше ножки поднимайте.

И по камушкам шагайте.

(Звучит полька «Ручеек». Дети идут по дорожке из мочалок, высоко поднимая ножки)

3. Развитие координации пения с движением.

Логопед. Впереди видна река -

Глубока и широка.

Изготовить нужно плот,

По воде он поплывет.

Взял Солдат пилу и начал пилить бревна для плота. (Исполняется песня «Пила».)

Дети (стоят парами, двигают руками вперед-назад, имитируя движения пилой, и поют песню).

Запилила пила,

Зажужжала как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Начинай сначала.

Не начнем сначала!

Логопед. Стал Солдат с бревен сучья срубать топором.

4. Регуляция мышечного тонуса. Упражнение «Топор».

Дети с напряжением поднимают руки, сложенные в «замо­чек», над головой, а потом опускают вниз, проговаривают «Ух!» и расслабленно качают руками внизу.

5. Развитие мелкой моторики.

Логопед. Решил Солдат шнурком бревна связать.

Дети (обматывают шнурком два пальца на левой руке и одновременно проговаривают стихотворение).

Вверх шнурок,

Вниз шнурок.

И еще, еще разок!

Логопед. Решил связать другие бревна. (Дети шнурком обвязывают два пальца на правой руке и повторяют стихотворение.)

Логопед. Готов плот! Взял Солдат шест.

6. Координация речи с движением.

Логопед. Деревянный этот плот Прямо к берегу плывет!

(Дети проговаривают слова вместе с логопедом и одновре­менно «отталкиваются палкой» - плывут.)

Логопед. Стоп! А вот и берег! Устал Солдат. Видит - стоит дом. Решил солдат постучать в дверь.

7. Развитие мелкой моторики, общих речевых навыков,
тембрового слуха. Пальчиковая гимнастика «Два солдата».

Логопед (читает текст и показывает движения, дети повторяют).

Стук в дверь:

Тук – тук.

«Кто там?»

Спросим у мамы:

«Что, дети?»

«Два солдата пришли переночевать»

«Спросите у папы».

«Что, дети?»

«Два солдата пришли переночевать»

«Пустите!»

«Входите!»

«Ах, какая благодать,

Что пустили ночевать!

Раз, два, три – входи!»

Ладони вместе, стучать ребром

ладоней по столу.

Стучать указательными пальцами, говорить низким голосом.

Стучать безымянными пальцами, говорить средним голосом.

8.Развитие слухового внимания.

(Входит бабушка-хозяйка.)

Солдат (кланяется, дети повторяют). Здравствуй, хозя­юшка!

Бабушка. Здравствуй, служивый!

Солдат. Хозяюшка, пусти переночевать.

Бабушка. Заходи, солдатик.

Солдат. А нет ли у тебя чего-нибудь поесть?

Бабушка. Нет, солдатик, самим есть нечего.

(Солдат и дети садятся на ковер.)

9.Развитие мимики.

Логопед. Понял Солдат, что жадная хозяйка. Вдруг уви­дел он топор и горшок и говорит…

Солдат. А хочешь, хозяйка, солдатскую кашу из топора попробовать?

Логопед. Удивилась хозяйка.

(Дети изображают удивление мимикой: раскрыли рот, брови приподняли.)

Бабушка. А разве можно кашу из топора сварить?

Солдат. Еще как можно. Принеси ты нам водицы. Нам водица пригодится.

10. Развитие артикуляторного аппарата.

Дети (повторяют вместе и индивидуально). С-с-с… Солдат. Чтобы кашу сварить, кашу надо посолить. Хо­зяюшка, принеси-ка соли.

(Бабушка приносит банку с солью.)

Логопед (имитируя движения). Соль берем, в котел кла­дем, остатки соли с ладошек стряхнем, а теперь сдуем. (Дети повторяют все движения за логопедом.)

11.Развитие дыхания. Упражнение «Соль на ладошках».

Дети стоят в кругу. Делают вдох и дуют на правую ладош­ку, на левую, затем на обе ладошки. По просьбе логопеда неко­торые дети выполняют упражнение индивидуально.

Солдат. Без крупы не выйдет каша.

Даст крупу хозяйка наша?

Бабушка. А какая тебе нужна крупа, солдат?

Солдат. Нам сейчас дети подскажут, какая нужна крупа для каши.

12. Развитие грамматического строя речи. Игра с мячом: «Какая?»

(Дети стоят в кругу. Солдат бросает им мяч и спрашивает: «Какая нужна крупа для каши?»)

Дети (ловят мяч и отвечают). Гречневая. Рисовая. Пше­ничная. Пшенная. Овсяная. Перловая. Манная.

Хозяйка. Вот тебе, солдат, манка.

Логопед. Манку, сахарок и маслице у хозяюшки берем. Все в котел кладем да песенку поем.

(Логопед раздает детям бутылки, в которые насыпана раз­ная крупа.)

13. Развитие чувства ритмического рисунка, развитие спо­собности выразить ритм в общей и мелкой моторике. Игра «Манка».

Дети (поют и одновременно в такт музыки трясут буты­лочками с крупой).

Манка, манка, молоко,

Манка, манка, сахарок,

Манка, манка, маслице,

Манка, манка, соль.

(Затем дети кладут бутылочки на пол, бегут по кругу на носочках под музыку.)

14. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Слу­шание музыки.

(Дети сидят в удобной позе на ковре.) Логопед. Пока каша подойдет, кот нам песенку споет! (На ширме сидит игрушка-кот, раскрывает рот. Звучит «Русская вечерняя колыбельная».)

Люди, люди, люленьки,

Летят сизы гуленьки.

Летят гули вон, вон,

Несут Ване сон, сон.

Будут гули ворковать,

Будет Ваня крепко спать.

Будут гули говорить,

Будут Ванечку любить.

Полетят они в лесок

И найдут там колосок,

Станут кашку варить,

Станут Ваню кормить -

Белой кашкой с молочком

И румяным пирожком.

Логопед (делает глубокий вдох и говорит). Вкусно пахнет каша. (Дети повторяют.)

Логопед. Очень вкусно пахнет каша. (Дети повторя­ют.)

Логопед. Очень вкусно пахнет каша из топора. (Дети повторяют.)

16. Координация музыки, речи, движения, воспитание рече­вого акцента.

Логопед. Каша готова. А где же ложка?

Бабушка. Вот самая большая и красивая ложка.

Логопед. Бабушка, всем хочется рассмотреть ложку.

Дети (под музыку Т. Н. Ломовой «Мелодия» передают друг другу ложку). Возьми, Даня, возьми, Лиза, возьми, Даша

Логопед. Это ложка для Солдата.

Эти ложки вам, ребята!

17. Координация музыки, движения и речи.

(Исполняется композиция «Как у наших у ребят» (автор неизвестен).)

Как у наших у ребят

Застучали ложки в лад -

Туки-тук, (стучат ложками)

Ай-люли! (стучат по коленкам)

Всем нам нравятся они.

Щи да каша -

Пища наша. (2 раза)

После щей и после каши Дети ели простоквашу.

Ели, ели, ели, ели,

Не худели, не толстели.

Ели, ели, ели, пили,

Две недели сыты были.

(В такт песне дети стучат деревянными ложками.)

18. Организация окончания занятия.

Снятие эмоционально­го излишнего возбуждения, переключение на другой вид деятель­ности.

Солдат. Вот и сказке конец. Пора нам с вами из сказки домой возвращаться. Попрошу я вас, друзья, сказку, в которой мы с вами побывали, для меня нарисовать. До свидания! Буду ждать ваших рисунков. (Уходит под музыку Н.Леви «Марш». За ним следом убегает бабушка.)

Логопед. Ребята, вы запомнили название сказки, в какой мы побывали?

Дети. «Каша из топора».

Логопед. Какая была хозяйка?

Дети. Хозяйка была жадная, скупая, алчная.

Логопед. А Солдат?

Дети. Солдат был смешливый, находчивый, смышленый, догадливый, сообразительный, понятливый

Логопед. Из чего солдат кашу сварил?

Дети. Из манки, воды, молока, масла, сахара, соли.

19. Отражение лексической деятельности в изобразитель­ной деятельности, закрепление пройденного материала.

Логопед положительно оценивает деятельность каждого ребенка и приглашает детей отправиться в группу рисовать сказку. Дети уходят из зала без музыки.

, учитель–логопед, Стерлитамак, Башкортостан.

Образовательные:

  1. Развивать умение в образовании однокоренных слов;
  2. Активизировать знания детей о признаке предмета;
  3. Формировать связную монологическую и диалогическую речь.

Коррекционные:

  1. Активизировать у детей память и внимание.
  2. Совершенствовать общую и мелкую моторику и координацию движений, быстроту реакции.
  3. Развивать речевое дыхание и голос.

Воспитательные:

  1. Стимулировать детей видеть и понимать красоту и богатство родной природы, заботиться об окружающем мире.

Активизация словаря: зима, сугробы, снежная, морозная, вьюга, сверкающие.

Оборудование: ёлка, костюм медвежонка, скорлупки от грецких орехов, снежинки бумажные белые по кол-ву детей.

Методические приемы:

    • Проблемная ситуация;
    • Путешествие;
    • Игры - упражнения;
    • Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса
    • Упражнения на развитие коммуникативных навыков
    • Имитация движений
    • Речевые игры
    • Музыкальное сопровождение

Предварительная работа:

Изучение тем: “Зима”, “Дикие животные зимой”

Изучение грамматических тем: “Однокоренные слова”

Разучивание на занятиях по логоритмике:

1)Упражнение “Здравствуй” - развитие коммуникативных навыков, инициативности поведения, быстроты реакции.

2) Упражнение “В лес на лыжах мы пойдем” ритмическая разминка, дающая установку на нужный ритм движений и речи, способствует развитию общей моторики, зрительной ориентации, координации движений.

3) Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса “Вьюга”

4) Упражнение “Вот на улице мороз” - развитие тактильного восприятия, координации движений и речи.

5) Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили…” - ритмическая гимнастика, регулирующая мышечный тонус

6) Упражнение “Белка” - развитие чувства ритма, голосового диапазона.

7) “Игра в снежки” - пальчиковый игротренинг, способствующий активизации коры головного мозга, согласованной работе речедвигательных и речеслуховых анализаторов.

8) Упражнение “Лепим мы снеговика” - развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания.

9) Упражнение “Снеговик” - регуляция мышечного тонуса мышц рук, ног и корпуса.

10) Упражнение “До свиданья, зимний лес” - заключительное упражнение на релаксацию: спокойная ходьба, цель которой – успокоить детей, переключить на другой вид деятельности.

Ход занятия

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Давайте поздороваемся друг с другом.

Дети протягивают правую руку в центр круга. Руки детей соприкасаются. Качая ими вверх и вниз, они произносят слова:

“Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошку мне давай!”

В конце фразы нужно выбрать себе партнера и притянуть его за руку к себе.

Логопед: Ребята, совсем скоро закончится зима и сегодня я предлагаю вам совершить наше последнее в этом году сказочное путешествие в зимний лес!

Упражнение – разминка “В лес на лыжах мы пойдем”:

Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,

По сугробам высоко ноги поднимаем,

А по льду совсем легко тихонечко шагаем.

Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.

Мы деревья и кусты змейкой обойдем

И к лесной опушке вскоре мы придем.

Логопед: Вот мы с вами и в лесу. Как – то неспокойно вокруг. Ребята, неужели начинается вьюга?

Упражнение на развитие речевого дыхания и голоса “Вьюга”.

Старая, седая, с ледяной клюкой,

Вьюга ковыляет Бабой Ягой.

Воет вьюга: “З-з-з-з-з-з”. (С усилением звука.)

Застонал лес от вьюги: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)

Тяжело стонут дубы: “М-м-м-м-м-м”. (Громко, низким голосом.)

Стонут березы: “М-м-м-м-м-м”. (Тихо, высоким голосом.)

Шумят ели: “Ш-ш-ш ш-ш-ш”.

Стихает вьюга: “С-с-с-с-с-с”.

Логопед: Заморозила нас вьюга. Ребята, давайте согреемся?

Вот на улице мороз!

Руки на поясе.

Ну-ка, все потрите нос!

Трут кончик носа.

Ни к чему нам бить баклуши,

Грозят правым указательным пальцем.

Ну-ка, взялись все за уши: Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели!

Указательным и большим пальцами держатся за мочки ушей и вращают их вперед, за тем назад.

По коленкам постучали,

Стучат ладонями по коленям.

По плечам похлопали,

Руки - скрестно на уровне груди, хлопают ладонями по плечам.

Ножками затопали!

Топают ногами.

Логопед: Дети, вы слышите кто – то рычит? Это медведь. Наверное, мы разбудили его нашим топотом!

Мишка: УУУУУ! Кто тут шумит, спать не дает!

Логопед: Не сердись, мишенька, это наши ребятки резвятся на заснеженной лесной полянке. И ты к нам присоединяйся, разомни свои лапки, шейку, спинку после зимней спячки. Наши дети знают специальную гимнастику для медвежат. Сейчас мы тебе ее покажем, а ты не ленись, повторяй вместе с нами.

Логоритмическое упражнение “Медвежата в чаще жили”:

Медвежата в чаще жили, головой они крутили – вот так, вот так, вот так!

Медвежата в чаще жили и из речки воду пили – вот так …

Медвежата мед искали, они дерево качали – вот так…

А потом они плясали, лапы смело поднимали – вот так…

Вперевалочку ходили, дружно по лесу бродили – вот так…

Мишка: Спасибо вам, ребятки, здорово я поразмялся, даже спать больше не хочется.

Логопед: Мишенька, мы очень рады, что тебе понравилось. Мы не будем тебя больше тревожить и продолжим нашу прогулку по зимнему лесу.

Логопед: Ребята, посмотрите какая красивая елочка! Под ней что-то лежит. Это скорлупки от орешка. Как вы думаете, чьи они? (выслушивает ответы детей)

Логопед: Правильно, дети, эти орешки припасла на зиму белочка. Чтобы пережить холодную и суровую зиму, она делает много запасов на зиму. Давайте мы развеселим белочку и споем ей песенку

Дети отстукивают скорлупками грецких орехов ритм и пропевают:

По деревьям скок, скок, Ти-ти-ти-ти - та-та

Да орешки щелк, щелк. Ти-ти-ти-ти - та-та

Кто же это? Отгадай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та

Это белка, так и знай! Ти-ти-ти-ти-ти-ти - та

Логопед: Ребята, посмотрите на этой полянке образовались настоящие сугробы. А как вы любите играть зимой, когда вокруг много свежего липкого снега? (Ответы детей)

Правильно, в снежки. Давайте и мы поиграем сейчас в снежки: зачерпнем снега целую пригоршню, слепим тугой комочек, бросим его далеко-далеко. Слепим еще один комочек и бросим его другой рукой. Вот так! А теперь погреем ручки: потрем ладошку о ладошку, чтобы им стало тепло. Встряхнем ручки, чтобы они отдохнули. Молодцы!

Логопед: Ребята, а какие еще слова вы знаете, которые образованы от слова снег?

Упражнение на образование однокоренных слов.

Снег – снежинка, снежный, снежок, заснеженный, снежная баба, снегурочка, снеговик.

Логопед: Молодцы! А теперь пришла пора и нам слепить снеговика. Давайте постараемся!

Упражнение на развитие мелкой моторики “Лепим мы снеговика”:

Раз – рука, два – рука, лепим мы снеговика:

Мы катаем снежный ком – вот такой,

А потом поменьше ком – вот такой,

А наверх поставим мы маленький комок –

Вот и вышел снеговик – снеговичок!

Снег, ведерко и морковка, да уменье, да сноровка –

И готов снеговичок. Очень милый толстячок!

Упражнение на регуляцию мышечного тонуса мышц рук, ног и корпуса.

Дети изображают снеговиков: крепко стоят на ногах (ноги расставлены на ширину плеч), руки поставлены на пояс, тело напряжено.

Когда снеговики начинают “таять”, из тела уходит напряжение. Сначала у детей-“снеговиков” голова падает на бок, потом опускаются руки и повисают, как плети. После этого дети начинают не спеша приседать, становятся на колени, затем присаживаются на бок, кладут руки на пол, а на них голову - “снеговик растаял”.

Вот стоит снеговик (тело напряжено).

Он к морозам привык.

Солнце припекает -

Снеговик наш тает

(напряжение постепенно уходит).

Тает, тает - да, да, да... Будет талая вода.

Логопед: Ребята, совсем скоро наступит весна. Солнышко начнет припекать, снег растает и природа оживет после зимней спячки. А нам уже пора возвращаться в детский сад. Но чтобы дорога назад не была утомительной, мы попросим волшебные снежинки помочь нам. Давайте подуем на эти сказочно красивые снежинки.

Упражнение на развитие дыхания.

Детям раздаются снежинки, логопед предлагает подуть на них.

Заключительное упражнение на релаксацию – спокойная ходьба по залу:

До свиданья, зимний лес. Рады были встрече!

Много было здесь чудес. Наступает вечер.

Нам пора идти домой в этот поздний час.

Детский садик наш родной ждет давно уж нас.



Рассказать друзьям