Место психоанализа в современной психотерапии. Индивидуальная психотерапия

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психоаналитическая терапия требует особой организации терапевтического пространства. Чтобы получить значимые результаты в процессе психотерапии, необходимо обеспечить условия стабильности, безопасности, регулярности, доверительности. Только в таком контексте встреч можно рассчитывать на ощутимые изменения в личности клиента. С этой целью в психоаналитической психотерапии существуют определенные правила - психотерапевтический контракт. Такой контракт обеспечивает безопасное пространство для работы психотерапевта и клиента.

Первичный контракт обсуждается на первых диагностических встречах и включает в себя следующие правила, позволяющие правильно организовать психотерапевтическую работу:

  1. Частота встреч. Психотерапия происходит с частотой от одного до четырех раз в неделю. Более редкие встречи (реже одного раза в неделю), как правило, не обеспечивают достаточной интенсивности процесса терапии. О частоте встреч мы договариваемся на первичной консультации.
  2. Продолжительность одной сессии 50 минут.
  3. Фиксированное время. Время проведения сессий не меняется. Перенос времени проведения сессии возможен по предварительной договоренности за одну неделю. Если клиент опаздывает к назначенному времени, встреча укорачивается на длину опоздания.
  4. Условия отмены сессий. Мы встречаемся без перерывов, в течение года предусмотрены два отпускных периода – в январе и один месяц летом. Перерывы в психотерапии нежелательны. Если все-таки по каким-либо причинам Вы хотите сделать перерыв, об этом необходимо предупреждать заранее и обсуждать это на сессии.
  5. Оплата происходит в день проведения сессии.
  6. Оплата пропущенных сессий. Клиент оплачивает пропущенные сессии. При невозможности присутствовать на сессии очно, возможно провести ее по скайпу.
  7. Завершение психотерапии. О своем решении завершить психотерапевтическую работу клиент сообщает заранее, чтобы мы имели возможность в течение 3 сессий обсудить это решение. Это делается для предупреждения ситуации отреагирования негативных переживаний вместо того, чтобы пережить эти чувства и переработать их в ходе психотерапевтической работы, а также для интеграции достигнутых результатов в ходе психотерапии.

В дальнейшем по мере необходимости в процессе терапии обсуждаются дополнительные правила и условия работы.

Панические атаки - это внезапно неожиданно возникающие состояния интенсивно переживаемой тревоги, которые сопровождаются множеством соматических и психических симптомов и чувством постоянной угрозы. Приступы паники могут возникать как сами по себе (при паническом расстройстве), так и на фоне фобических, депрессивных и тревожных расстройств.

Освобождение от приступов паники при паническом расстройстве происходит примерно в течение двух-трех месяцев психотерапии. Если же приступы паники возникают на фоне других расстройств, тогда прогноз сделать сложнее, и это возможно сделать только лишь при личной встрече.

Панические атаки очень хорошо поддаются лечению психоаналитической психотерапией, т.к. этот метод дает наиболее устойчивые результаты излечения. В процессе психотерапии не просто купируются симптомы панических атак, мы обращаемся к истокам возникших проблем, к внутренним конфликтам, которые заставляют Вас чувствовать постоянное душевное напряжение и беспокойство.

В пространстве психотерапии распутываются сложные подавленные непереносимые чувства, переполненность которыми вызывает тревогу и панику, клиент получает корригирующий эмоциональный опыт, который позволяет исправить травматическое влияние предшествующего опыта. Это приводит к глубоким изменениям интернализированных образов прошлых взаимоотношений, позволяет сформировать новое видение себя и способность самому справляться со своими проблемами, строить свою жизнь, после чего приступы паники человеку уже не грозят.

Если Вы хотите вылечиться от панических атак, приглашаю Вас записаться на прием.

Длительность психоаналитической терапии зависит от степени глубины и сложности беспокоящих проблем, а также от целей, которые Вы хотите достигнуть в результате психотерапевтической работы. Конечно, все мы стремимся к тому, чтобы решить проблемы как можно быстрее и более простыми методами. Но в любом процессе существуют свои сроки и темпы роста. В делах первостепенной важности (а психологическое и психическое здоровье, несомненно, таковым является, поскольку от этого зависит и здоровье человека в целом и качество его жизни) спешка может только навредить; сколько не тряси яблоню, если плоды еще не созрели, усилия будут напрасными.

Определение длительности психотерапии связано как с уникальными особенности человека, его личной историей, конституциональными особенностями, степенью травматизации психических структур, так и с особенностями психики человека вообще. И хотим мы того или нет, наша психика сопротивляется глубоким изменениям, это сопротивление есть не что иное, как нежелание изменять свое привычное состояние. Причем чем с более тяжелой проблемой и серьезными дисбалансами приходится сталкиваться человеку, тем более значительное сопротивление приходится преодолевать в процессе психотерапии, соответственно, на это требуется больше времени.

При выборе краткосрочной или длительной психотерапии мы опираемся психологическое состояние человека. Чем значительнее утрата доверия, или эмоциональная депривация, и чем моложе был клиент, когда пережил утрату или травму, тем выше вероятность того, что краткосрочной терапии ему будет недостаточно.

В психотерапевтическом пространстве с определенной долей условности мы можем выделить четыре вида запросов, с которыми обращаются клиенты:

Помощь в остром психологическом состоянии, душевном смятении и боли. Человек может обращаться за помощью в связи с последствиями психологической травмы, связанной со стрессовой ситуацией, внезапными негативными переменами в жизни (например, утрата близкого человека, развод), психологическим истощением, вызванным резкими изменениями во внешней среде.

Симптоматическое лечение. Запросы на снятие симптомов, несущих дискомфорт и страдания – депрессия, апатия, тревожность, бессонница, психосоматические заболевания, проблемы зависимостей, панические атаки, разрешение семейного конфликта и пр.

Психологическая коррекция личности клиента и качественное улучшение его жизни. Эта работа предполагает мягкую коррекцию характера человека, разрешение глубоких внутренних конфликтов, мешающих радоваться жизни и строить отношения с другими людьми, способность создавать стабильные удовлетворяющие отношения, понимание себя, повышение самооценки и самоуважения, способность к самоконтролю, усиление внутренней силы.

Переход на другой уровень личностного функционирования, возможность самореализации. Работа по этому запросу предполагает рождение нового понимания человеком самого себя, а также нового понимания собственного существования, раскрытие новых перспектив в своей жизни, возможность реализации творческого потенциала, достижение зрелости.

Все зависит от того, что Вы хотите получить в результате. Первые два вида запросов могут ограничиваться краткосрочной психотерапией. Если вы хотите просто избавиться от симптомов или снять острую душевную боль, ничего не меняя в своей жизни, тогда можно прибегнуть к ограниченным по времени срокам психотерапевтической работы (2-10 или 25-30 сессий). Но здесь важно учесть то, что если проблема существует уже много лет и имеет долгую историю формирования, то за несколько сеансов ее не так-то легко решить, и возможно, Вам потребуется более длительная кропотливая психотерапевтическая работа.

Вторые два вида запросов требуют длительной работы. В этом случае психоаналитическая терапия ставит целью помощь человеку в изменении характера, уровня функционирования психических структур, в достижении интеграции, благодаря чему качество жизни человека изменяется. Человек становится более зрелым, обретает внутреннюю стабильность, способность понимать себя и окружающих, возможность управлять собой, становится более успешным в социуме, больше зарабатывает, улучшаются его отношения с близкими. Такие результаты можно получить только в длительной психотерапии. Исчезновение же симптомов депрессии, апатии, бессонницы, панических атак и др. в этом случае является следствием внутренних изменений, происходящих с человеком.

Психоаналитическая психотерапия представляет собой модификацию психоаналитического метода. Фокус внимания в психоаналитической психотерапии сосредоточен на работе с симптомами и проблемами, с которыми пришел к нам клиент, но этим не ограничивается, т.к. симптом – это всего лишь косвенное выражение глубоко подавленных желаний и аффектов, задавленного потенциала человека. Симптомообразование - это часть адаптации человека к условиям реальности, когда он не чувствует возможности иначе проявить захороненный потенциал. С помощью симптомов человек может выражать свою несвободу и неудовлетворенность. Чтобы помочь клиенту, необходимо найти истоки и понять причины беспокоящих проблем, - мы ищем скрытый смысл в симптомах, т.к. именно в этом ключ к изменениям.

Люди многое не осознают в себе, скрытые или находящиеся в тени причины могут оказывать огромное влияние на их жизнь. Эти глубинные неосознаваемые мотивирующие силы в психоанализе принято называть бессознательными. Пространство психоаналитической психотерапии – это возможность встретиться человеку с самим собой, осознать свое поведение, вытесненные конфликты, скрытые установки, истинные потребности и желания, движущие мотивы.

Психотерапевт помогает распутать сложные узлы и прояснить происходящее с клиентом, помогает ему осознать те особенности его взаимодействия с миром и с самим собой, проявлением которых служит патология. Цель психоаналитической работы – раскрытие погребенного потенциала человека через устранение неадаптивных защит и раскрытие аутентичных форм проявлений, подавленных аффектов и стремлений.

В процессе психотерапии неявно в косвенной форме, происходит психологическое обучение, это одна из важных терапевтических составляющих любой психотерапии. В конце курса психотерапии клиент, как правило, уже много знает о функционировании психики, о значении симптомов, о самом процессе психотерапии, избавляется от ошибочных представлений о себе и о своих болезненных состояниях, начинает хорошо ориентироваться в своих деструктивных и пораженческих реакциях на болезненные состояния, становится понимающим и принимающим разные свои проявления, что позволяет ему в дальнейшем самостоятельно справляться с тревогами, стрессами, депрессией.

Но одного нового понимания себя и своих проблем недостаточно. Между терапевтом и клиентом складывается помогающий альянс – залог успешности психотерапевтической работы. Эмоциональные связи между терапевтом и пациентом составляют наиболее существенный фактор терапии. Для установления новой личностной структуры клиенту необходимо создать другие отношения со значимым человеком. И эту возможность предоставляет психоаналитическая терапия. В процессе психотерапии между клиентом и терапевтом формируются отношения безопасности, тепла и доверия. Когда клиент обретает в терапевте фигуру, вызывающую доверие, он может опереться на него, чтобы противостоять травматическим чувствам и пережить их в психотерапевтическом пространстве, тем самым обретя новый опыт, на который он сможет опираться в своей дальнейшей жизни.

Многие проблемы клиента связаны с детскими травмами. В психотерапевтическом пространстве клиент может переосмыслить и осознать эти травмирующие влияния, и опираясь на личность психотерапевта, справиться с неразрешенными конфликтами, берущими начало в раннем детстве.

В поддерживающей атмосфере тепла и доверия терапевтических отношений у клиента активизируются скрытые ресурсы, которые необходимы для решения первостепенной задачи - отделения от родительских фигур, от которых клиент не может отделиться, и без которых он не знает, кто он такой. Клиент продолжает поддерживать внутреннюю связь с этими фигурами из прошлого, что имеет прямое отношение к его проблемам в личной истории. Клиент должен освободиться от голосов своих родителей, звучащих в его голове и препятствующих его развитию, что позволит ему раскрыть свой потенциал. Психоаналитическая терапия помогает трансформировать внутренние образы и репрезентации родителей, освободиться от их влияния на жизнь клиента, почувствовать себя свободным и самостоятельным.

Современная психоаналитическая терапия – это не просто симптоматическое лечение, это терапия характерологических проблем человека. Она позволяет достичь наиболее глубоких и устойчивых изменений в личности клиента. Это качество и надежность.

В своей работе я опираюсь на методы психоаналитической психотерапии, психоаналитический метод. Этот метод сохраняет свое значение одного из главных теоретических и практических инструментов психотерапевтов. Психоаналитический метод повлиял прямо или косвенно на создание и развитие большинства других психотерапевтических школ.

В основе этого метода лежит взгляд на любое дезадаптивное психологическое состояние как на бессознательный внутренний конфликт. Задача психотерапевта - понять причину расстройства клиента и подтолкнуть его к осознанию проблемы. Психоаналитическая ситуация дает возможность вернуться к истокам наших внутренних конфликтов и преодолеть их. В процессе психотерапии раскрываются детские эмоциональные травмы и устраняются их последствия. Человек заново открывает эмоциональный опыт прошлого, переживает и перерабатывает его в пространстве психотерапии.

Психоаналитическая психотерапия дает наиболее глубокие и устойчивые результаты изменений, т.к. работа направлена не только на снятие беспокоящих симптомов, а на создание изменений в личности клиента. В процессе психоаналитической терапии человек достигает психической зрелости, у него укрепляется чувство ответственности за себя и способность самостоятельно управлять своей жизнью и решать задачи собственного развития, создавая при этом коммуникативные связи с другими людьми.

В результате психоаналитической психотерапии клиенты начинают чувствовать стабильность и уверенность, раскрывается способность любить и принимать любовь, они начинают строить гармоничные отношения с партнерами, увеличиваются их доходы.

На первой ознакомительной консультации мы обсуждаем круг проблем, которые привели Вас к психологу, задачей является прояснение причины возникших проблем, а также уточнение Ваших целей и ожиданий от психотерапии. И в зависимости от глубины и сложности проблем, беспокоящих Вас, мы принимаем совместное решение о форме нашей работы – будет ли это краткосрочная психотерапия или более длительная психотерапевтическая работа.

Если есть возможность разобраться в проблеме и получить быстрый результат за одну встречу, то этой встречей можно будет ограничиться. Но, как показывает практический опыт, проблемы лежат глубже, чем кажется на первый взгляд, поэтому чтобы разобраться в беспокоящих симптомах, необходимо провести еще ряд дополнительных встреч. Если же проблема сложная, беспокоит Вас в тех или иных формах проявления давно, это требует более детального обсуждения и большего времени для ее решения. В этом случае рекомендуется длительный курс психоаналитической психотерапии.

Работа происходит в атмосфере принятия, теплоты и доброжелательности, Вы можете говорить все, что сочтете необходимым, сохраняя полную уверенность в том, что все, что Вы расскажете о себе, сохранится в тайне.

Психоаналитическая психотерапия основана на принципах классического психоанализа. Фрейд писал: «Предположение о бессознательных психических процессах, признание теории подавления и сопротивления, детской сексуальности и Эдипова комплекса образуют главные элементы психоанализа и базисные предпосылки этой теории. Никто не может считать себя психоаналитиком, если он не признает их». Эти основные теоретические конструкты являются базой для проведения психотерапевтического воздействия.

Исходя из того что невроз понимается как результат конфликта между бессознательным и сознанием, основная задача психотерапии в рамках психоанализа состоит в том, чтобы сделать бессознательное сознательным, осознать бессознательное. Фрейд сравнивает ситуацию необходимости осознания собственного бессознательного и сам процесс психоанализа с такой ситуацией. Нерадивый студент во время лекции всячески мешает преподавателю, гримасничает, бросает неуместные реплики, отвлекает всех от дела. Преподаватель выгоняет студента за дверь, но тот, постоянно заглядывая в аудиторию, привлекает внимание к себе всеми возможными способами и мешает продуктивной работе. Точно так же и мы выталкиваем свое бессознательное «за дверь», а оно продолжает оттуда всячески напоминать нам о себе, беспокоить и мешать нормальной деятельности. И как разрешить ситуацию с этим студентом можно только, пригласив его в аудиторию и попытавшись разобраться, чего же он хочет на самом деле, так нужно «вытащить бессознательное на свет», и выяснить у него, чего же оно от нас хочет.

Задача психотерапевта-психоаналитика - вскрыть и перевести в сознание бессознательные тенденции, влечения и конфликты, то есть способствовать осознанию. Психоаналитик строит процесс таким образом, чтобы облегчить проявление и понимание бессознательного. Дабы достичь осознания, психоаналитик должен подвергнуть психоанализу ряд психических феноменов, в которых бессознательное находит свое выражение: свободные ассоциации, символические проявления бессознательного (оговорки, описки, очитки, обмолвки, забывание слов, ошибочные действия), перенос и сопротивление. Термин анализ предполагает также определенные процедуры: конфронтацию, прояснение, интерпретацию и преодоление. Центральной процедурой анализа является интерпретация. Все остальные процедуры либо ведут к интерпретации, либо направлены на то, чтобы сделать ее более эффективной.

Существуют два типа психоаналитической психотерапии: инсайт-ориентированная и суппортивная.

В первом варианте пациент приходит несколько раз в неделю; сеансы проводятся индивидуально. Цель взаимодействия заключается в осознании бессознательного психологического конфликта; акцент ставится на реальных проблемах.

В суппортивной психотерапии основной элемент лечения составляет скорее поддержка больного, чем развитие у него инсайта. Обычно это терапия выбора для пациентов с серьезной уязвимостью «Эго», в частности, для психотических пациентов, показана она и пациентам в кризисной ситуации, например, в остром горе. Это терапия длительная, может растянуться на многие годы. Поддержка должна выражаться прежде всего в ограничении окружения, повышении реальных социальных возможностей, успокоении, совете и помощи в социальных изменениях.

В целом же в психоаналитической психотерапии акцент делается на самопознании и способности постоянно углублять понимание своей внутренней психической жизни (Карвасарский Б. Д., 1998).

1960-е. К этому времени стало понятно, что психоанализ как метод терапии подходит не всем, кто нуждается в психологической помощи. Психоанализ длится долго и требует больших финансовых затрат; его цель не в том, чтобы вылечить определенный симптом, а в том, чтобы выявить глубинные причины его появления. Начинается развитие психоаналитической психотерапии. Обе эти психотерапевтические практики основаны на аналитическом подходе к психике человека и ее нарушениям. Различие между ними заключается в том, что в терапии акцент делается не на исследовании психики, а на разрешении конкретных поведенческих и психологических трудностей, с которыми сталкивается пациент. Сегодня психоаналитическая психотерапия – распространенная практика, которая позволяет пациентам добиться ощутимых улучшений в сравнительно короткие сроки.

Определение

Часто психоаналитическую психотерапию называют облегченным вариантом психоанализа. Задачи этого вида терапии максимально близки к цели : помочь пациенту осознать его бессознательные конфликты – причины его поведенческих и эмоциональных затруднений. Для достижения этой цели психотерапевт слушает пациента (по методу свободных ассоциаций) и интерпретирует бессознательные содержания. Однако, в отличие от психоанализа, в психоаналитической терапии больше внимания уделяется поддержке пациента.

Принцип действия

Психотерапия, в широком ее понимании, – это совокупность действий психологического характера, направленных, во-первых, на устранение болезненных симптомов, а во-вторых, на личностный рост пациента. Для достижения этих целей представители различных терапевтических школ используют разные техники и методики. Психоаналитическая терапия, так же как и психоанализ, обращается к бессознательному, полагая, что именно оно играет ведущую роль в формировании симптомов, нарушений в адаптации или в личных отношениях пациента. Однако это направление имеет и немало отличий от психоанализа. Пациент не лежит на кушетке, сеанс проходит «лицом к лицу», – терапевт тем самым подчеркивает благожелательное отношение к пациенту (в отличие от нейтральности психоаналитика). Психоаналитическая психотерапия, так же как и психоанализ, – это «лечение с помощью слов»: пациент рассказывает терапевту все, что приходит ему в голову, и тем самым дает выход своим болезненным эмоциям, переживаниям и фантазиям. Рассказ о прежнем травматическом опыте сам по себе имеет терапевтический эффект. Со стороны терапевта он подкрепляется интерпретацией (помощью в осознании) бессознательных конфликтов пациента, а также его некритическим, доброжелательным отношением и поддержкой, что позволяет пациенту приобрести новый опыт общения с другим человеком.

Ход работы

Первые 3–4 встречи посвящены, как правило, прояснению жалоб, с которыми человек пришел на психотерапию. Результатом этих встреч является совместное формулирование целей, которых терапевт и пациент могут достичь в результате работы. После заключения терапевтического контракта психоаналитический психотерапевт как бы отходит на второй план, предоставляя больше пространства пациенту и поощряя его к тому, чтобы максимально полно выражать все, что приходит ему в голову. Постепенно пациент учится свободно выражать свои мысли и чувства, сомнения, вопросы к самому себе, упоминает свои сны и фантазии. Терапевт, слушая пациента, основное внимание уделяет его бессознательному, стараясь в нем найти причины его страданий или затруднений. Психологический перенос также становится объектом интерпретации, как в психоанализе. Это помогает прямо на сеансе увидеть, как прошлые отношения пациента воспроизводятся в его текущих отношениях с терапевтом.

Показания к применению

Психоаналитическая психотерапия эффективна не только при неврозах, депрессиях, фобиях или личностных расстройствах (как психоанализ). Ее техника адаптирована и для лечения более тяжелых нарушений – психозов и психосоматических заболеваний (в этих случаях психотерапевт, как правило, работает в паре с психиатром или врачом общей практики). Кроме того, в последнее время активно развивается новое направление – психоаналитическая терапия пар.

Как долго? Сколько стоит?

Длительность курса психо-аналитической психотерапии меньше, чем у психоанализа: от нескольких месяцев (краткосрочная терапия) до 3–4 лет. Встречи происходят один-два раза в неделю; их частота зависит от психологического состояния человека, обратившегося за помощью, и от его материальных возможностей. Разброс в ценах зависит от опыта и квалификации психотерапевта и составляет от 1700 до 3000 рублей за сеанс (1 час).

Последнее обновление: 17/07/2014

Психоанализ представляет собой один из наиболее известных методов лечения. В то же время и один из самых непонятных для клиентов. Этот вид терапии основывается на теориях и работах Зигмунда Фрейда, создавшего психоанализ.

Что такое психоаналитическая терапия?

Психоаналитическая терапия рассматривает влияние подсознания на мысли и поведение. Внимание уделяется прежде всего ранним детским переживаниям: терапевт старается проанализировать их, чтобы обнаружить, какую роль они сыграли в формировании личности и в настоящих её действиях. Люди, проходящие психоаналитическую терапию, встречаются с терапевтом, по крайней мере, один раз в неделю, лечение может продолжаться несколько недель, месяцев или лет.

История психоаналитической терапии

Психоаналитическая теория выросла из работ знаменитого психоаналитика Зигмунда Фрейда, который в конце 1800-х начал развивать свои терапевтические методы. В 1885 году в Париже Фрейд начал работать с Жан-Мартеном Шарко. Шарко для лечения женщин, страдающих от того, что было было принято называть истерией, использовал гипноз. Симптомы той болезни включали частичный паралич, галлюцинации и нервозность.
Фрейд продолжал свои исследования возможностей гипноза как метода лечения, но именно его работа и дружба с Йозефом Брейером привела к появлению самой его известной терапевтической техники. Брейер описал процесс лечения молодой женщины, известной в истории как Анна О., чьи симптомы истерии удалось устранить в ходе беседы о её травматическом опыте. Фрейд и Брейер сотрудничали при написании книги под названием «Очерки об истерии», а затем Фрейд продолжил развивать свои методы разговорной психотерапии.

Как работает психоаналитическая терапия?

В основном, психотерапевт занимается тем, что выслушивает рассказы пациентов об их жизни, именно поэтому этот метод часто называют не иначе как «лечением разговором». Психотерапевт ищет в прошлом клиента события, которые сыграли значительную роль в его нынешних трудностях. Психоаналитики считают, что важную роль в развитии психических заболеваний и неадекватного поведения играют события раннего детства и неосознаваемые клиентом чувства, мысли и мотивы.
Впрочем, в психоаналитической терапии используются также и другие методы - свободные ассоциации, ролевые игры и толкование сновидений.

Какими преимуществами обладает психоаналитическая терапия?

Этот вид терапии имеет много критиков, утверждающих, что психоаналитическая терапия занимает слишком много времени, является дорогостоящим и, как правило, неэффективным. Но этот вид лечения имеет и ряд преимуществ. Терапевт выступает в качестве чуткого и не склонного к осуждению слушателя, при котором клиент может чувствовать себя в безопасности в ходе выявления чувств или действий, которые привели к стрессу или напряжению в его или её жизни. Зачастую именно этот, простой, обмен с другим человеком может иметь благотворное влияние.

Какие недостатки характерны для психоаналитической терапии?

В качестве самого большого недостатка психоаналитической терапии чаще всего называют его стоимость. Многие клиенты вынуждены проходить лечение в течение многих лет, так что финансовые и временные затраты, связанные с этим методом лечения, могут быть очень высокими.
Критики утверждают также и то, что ​​под сомнение может быть поставлена эффективность психоаналитической терапии. Одно из проведённых недавно исследований показало, что между результатами лечения клиенты психоаналитиков и пациентов, подвергавшихся плацебо-терапии. Другие критики - в их числе Ноам Хомский и Карл Поппер - предполагают, что психоанализу всё-таки не хватает научной основы.

2. Для кого полезна психоаналитическая терапия?

3. Какие виды психологических проблем могут решаться в

психоаналитической терапии?

4. Что должен делать пациент, обратившийся за

психоаналитической помощью?

5. Как работает психотерапевт - психоаналитик?

6. Что такое бессознательное?

7. Почему сновидения особенно важны в психоанализе?

8. Зачем в психоанализе используется кушетка?

9. Что такое сопротивление?

10. Что такое перенос?

11. Должна ли психоаналитическая терапия сосредотачиваться

только на событиях раннего детства?

12. Сосредоточен ли психоанализ только на сексе?

13. Возможна ли влюбленность пациента в психоаналитика?

14. Существует ли психоаналитическая терапия, проводимая в

группах?


15. В течении какого времени (срока) продолжается

психоанализ?

17. Как изменился психоанализ со времен Фрейда?

18. Существуют ли различные школы психоанализа?

формами терапии?

20. Не является ли психоанализ просто причудой или устарелой

техникой терапии?

реальности?

22. Может ли человек измениться сам, только за счет своей

силы воли?

23. Возможно ли применение самоанализа?

24. Как обучают на психоаналитика?

25. Сколько обычно стоит психоаналитическое лечение?

26. Как часто проводятся психоаналитические сеансы?

27. Как выбрать подходящего психоаналитика?

28. Должен ли психоаналитик обязательно быть мужчиной (или

женщиной)?


* * *
1. Что такое психоаналитическая терапия?
Психоаналитическая терапия - это психотерапевтический способ

лечения, предназначенный (в самом широком смысле) для исцеления

от интеллектуального и эмоционального дистресса. Из житейского

опыта всем нам известно, насколько часто простой разговор нам

психологически помогает; кроме того, это удивительно простая

методика, которая не включает никаких особых действий ни со

стороны пациента, ни со стороны терапевта. Психоанализ является

как методом самопостижения, так и общей методологией изучения

человеческого поведения, одним из разделов научной психологии.

Психоаналитическая терапия основана на идее, что многое из

нашего поведения, мыслей и отношений управляется бессознательной

психикой, а не через обычный сознательный волевой контроль.

Приглашая пациента говорить, психоаналитик помогает ему выявить и

проявить его неосознанные потребности, побуждения, желания и

воспоминания, чтобы пациент мог получить сознательный контроль

над своей жизнью.

Такая форма лечения эмоциональных проблем была сначала

разработана Зигмундом Фрейдом в первой половине этого столетия.

Впоследствии, множество психоаналитиков, опираясь на работы

Фрейда, расширили диапазон проблем, которые могут быть решены с

помощью психоанализа. Наряду с новыми практическими техниками

лечения также возникли и новые модели в понимании человеческого

поведения.
2. Для кого полезна психоаналитическая терапия?
Психоаналитическая терапия полезна для любого человека,

который хочет иметь более счастливую жизнь и обладать большей

личностной и эмоциональной гибкостью. Взрослые, дети, влюбленные

пары, и целые семейства могут участвовать в терапии. При этом они

могут посещать как индивидуальные сеансы психоанализа, так и

принимать участие в групповой работе.


3. Какие виды психологических проблем могут решаться в

психоаналитической терапии?


С помощью психоанализа может быть преодолен очень широкий

круг психологических проблем (в особенности эмоциональных). Более

подробно:

Эмоциональная боль, депрессии, скука, беспокойство.

Неспособность обучаться, любить, работать, или выражать

эмоции.


- иррациональные страхи, тревожность без конкретной

известной причины.

Чувства собственной ничтожности, пустоты, неопределенности

будущего.

Отсутствие целей, смысла жизни, идеалов.

Ощущение, что вы слишком перегружены ответственностью,

неспособны расслабиться и играть.

Неспособность установить для себя практические, достижимые

жизненные цели, и принять ответственность за их достижение.

Неудвлетворительные отношения с супругом(супругой),

детьми, или родителями.

Неспособность к установлению и поддержанию дружеских или

любовных отношений

Чувство "человека-песчинки", который абсолютно не

контролирует свою жизнь и считает, чтов каждый - не хозяин своей

судьбы.


- чрезмерно регламентированная жизнь, в которой доминируют

ритуалы и навязчивости.

Навязчивое переедание или неспособность есть достаточно

для хорошего здоровья.

Проблемы со здоровьем, которые имеют психологическое

происхождение.


4. Что должен делать пациент, обратившийся за психоаналитической

помощью?
Психоаналитический пациент является равноправным партнером

Хитро уходить об обсуждения некоторых тем.

Хотеть заняться чем-то другим, а не участвовать в беседе.

Желать получить совет, а не понимание.

Рассказывать только про мысли и игнорировать чувства.

Необорот, делиться только своими чувствами, не раскрывая

их понимания.


Эти и многие другие формы возможного сопротивления

затрудняют самопознание пациента, его личностный рост, и вообще

превращение в человека, которым он хочет быть. Вместе пациент и

аналитик изучают значение и цель конкретного сопротивления и

пробуют найти ключ к его разблокированию таким образом, чтобы

пациент продолжил свой личностный рост. Современные терапевты

считают, что пациент обязательно испытывает потребность в

сопротивлении, и используют мягкий подход, чтобы помочь ему в

преодолении проблем сопротивления.
10. Что такое перенос?
Уже первые психоаналитики в своей работе обнаружили, что

пациенты могут иметь весьма искаженное восприятие аналитика.

Например, аналитик с тихими, вежливыми манерами может быть

воспринят как подавляющий тиран. Или наоборот, пациент может быть

убежден, что аналитик влюблен в него, даже если никаких

проявлений любви на самом деле не наблюдалось.

Подобного рода чувства обычно происходят из типичных

отношений к значимым родительским фигурам, которыми в прошлом

пациента были родители, учителя, братья или сестры. Иногда

чувства к аналитику представляют фактические чувства,

направленные на реального человека из прошлого пациента, но

перенесенные в настоящее время на наиболее близкую и подходящую

родительскую фигуру - т.е. на аналитика.

Далеко не все пациенты испытывают классические формы

переноса, но практически для всех пациентов в ходе анализа

полезно изучение и понимание чувств, возникающих y них по

отношению к аналитику. Это весьма помогает пониманию актуальных

отношений, выраженности потребности в персональном росте,

ожиданий со стороны других и отношений к пациенту.
11. Должна ли психоаналитическая терапия сосредотачиваться только

на событиях раннего детства?


События первых пяти - шести лет жизни оказывают решающее и

долговременное воздействие на развитие характера человека.

Однако, причины эмоционального дистресса могут быть не только в

психотравматических событиях раннего детства, например таких как

ранняя потеря матери или неблагополучные отношения в семье, но

и/или в событиях более поздней жизни. Прошлые события детства

важны только в том случае, если они сталкиваются со способностью

Терапевт любой школы, который обещает исцеление за конкретный и

довольно короткий период времени - не честен.


16. Когда психоанализ можно считать завершенным?
Терапия считается завершенной, когда цели пациента

достигнуты. Когда пациент способен комфортабельно переживать все,

что он чувствует - и хорошее и плохое; когда он способен

адекватно включать все эти чувства в отношения с аналитиком (т.е.

осознавать и подвергать анализу); когда чувства не мешают, а

помогают в достижении его собственных интересов и целей - терапия

завершена.
17. Как изменился психоанализ со времен Фрейда?
Психоаналитические теория и терапия также претерпели

изменения со времен Зигмунда Фрейда. Основное внимание в своих

исследованиях Фрейд уделил исследованию сексуального влечения, в

частности Эдиповой фазе психосексуального развития в возрасте от

четырех до шести лет, когда возникает влюбленность в родителя

противоположного пола. После Фрейда, основное внимание

психоанализа было направлено на изучение того, как индивидуум

входит в мир именно как отдельный человек, обладающий

самосознанием и чувством положительного самоуважения. В

современных моделях психоанализ также имеет дело с агрессией,

ранними взаимоотношениями "мать-ребенок" , социальными

отношениями, семейной динамикой и психосоматическими проблемами.

Ранний психоанализ приемлем только для лечения проблем

пациентов-невротиков, корни пробле которых в раннем детстве. При

этом контакт пациента и аналитика должен осуществляться как можно

чаще, желательно ещедневно. Единственые вмешательства,

используемые аналитиком - интерпретации или объяснения поведения

пациента. Сегодня пациенты довольно редко посещают

психоаналитика. Аналитики имеют большое количество разноообразных

техник, позволяющих гибко реагировать на поведение пациента.

Современный анализ динамично меняется, чтобы удовлетворить

потребности людей, как ожидания пациента, так и требования

практикующего аналитика.
18. Существуют ли различные школы психоанализа?
Начиная с рождения фрейдистского анализа в начале 1900ых

годов, были разработаны многочисленные подходы, включая

теоретические и практические модели К.Юнга, А.Адлера, К.Хорни,

Г.Салливана, М.Кляйн, Х.Кохута, и др. Каждая школа психоанализа

подробно сосредотачивается на различных аспектах лечения или

личности. Различия между этими школами со временем стали менее

драматическими. Часто, различия между аналитиками, обученными в

рамках той же самой традиции могут быть одинаковыми или даже

более значительными, чем различия между аналитиками различных

школ.
19. В чем существуют различия между психоанализом и другими

формами терапии?
Имеются буквально сотни доступных всем типов психотерапии, и

было бы полезно понять кое-что относительно каждого из них перед

выбором терапевта. К сожалению, многое из того, что было

написано или сказало относительно психоанализа, было сказано

людьми, имеющими мало опыта и знаний о современных модификациях

психоанализа. Однако все-таки существует несколько основных

признаков, отличающих психоанализ от других форм психотерапии:

Психоаналитик предпочитает лечить пациентов без

использования лекарств, хотя при случае он может в сотрудничестве

с психиатром назначать лекарства, используемые для лечения

депрессий, психозов, или скрытой тревожности.

Психоаналитик не дает четких и специфических рекомендаций

(советов) относительно того, как пациент должен управлять своей

жизнью или решать свои проблемы. Напротив, аналитик помогает

пациенту понять, почему он неспособен решать свои жизненные

проблемы или какой внутренний конфликт лишает его ориентировки,

как поступать в тех или иных жизненных обстоятельствах.

Когда необходимо, аналитик может откладывать решение проблем

до более поздней даты, или может действовать решительно и быстро,

чтобы уберечь пациента от нанесения вреда или саботажа лечения.


20. Не является ли психоанализ просто причудой или устарелой

техникой терапии?


Некоторые социальные круги считают, что психоанализ устарел,

а гештальтистские или поведенческие школы являются последним

словом в лечении. Правда заключается в том, что психоанализ не

более устарел, и не более причуда чем посещение дантиста или

хирурга. Со времени, когда практика психоанализа опиралась на

ранние работы Зигмунда Фрейда, многолетняя история психоанализа

принесла новые открытия относительно психики и методов ее

лечения, что значительно обогащает возможности терапевта помочь

пациентам.
21. Не является ли психоанализ своего рода бегством от

реальности?


По большей части во время психоанализа пациент расслабляется

и успокаивается, но анализ может быть также весьма жесткой

работой. Часто родственникам или друзьям кажется, что психоанализ

Это искусственная поддержка, своего рода "психологические

костыли", что он ведет к бегству от действительности, к

иллюзорному уходу от проблем. На деле же пациент в ходе анализа

приобретает реальную возможность, спокойно и реалистично смотреть

в лицо жизненным событиям. В ходе анализа его не поощряют быть

зависимым, напротив, он должен стать независимым и ответственным

за свою судьбу.


22. Может ли человек измениться сам, только за счет своей силы

воли?
Человек с сильной волей может конечно повлиять на внешние

проявления эмоциональных проблем (симптомы), но как праивло он

очень часто не осознает и не замечает большую часть из них.

Конечно многие люди радикально изменили форму и содержание

собственной жизни и без психоанализа, но решение эмоциональных

проблем, вызванных бессознательными конфликтами может быть

адекватным только с помощью психоанализа.


23. Возможно ли применение самоанализа?
Скорее нет, т.к. большинство людей имеет такую высокую

степень сопротивления, которое которое приводит к тому, что

результаты самоанализа являются или слишком поверхностными или

подтверждают уже имеющиеся представления о самом себе , а не

вызывают радикальных изменений. Конечно, некоторые люди имеют

достаточно развитые способности к самоанализу, но без режима

регулярно планируемых сеансов, без проработки информации с

помощью опытного аналитика, узнаваемые ими сведения о себе мало

полезны в жизни. Кроме того, многое из того, кем мы являемся -

определено нашими отношениями с другими людьми. Аналитик

обеспечивает возможность наблюдения за нашим типичным поведением

в достаточно близких отношениях (между аналитиком и пациентом) и

безопасно моделировать новые пути в отношениях с другими.
24. Как обучают на психоаналитика?
Пожалуй, психоаналитики проходят наиболее строгое обучение

из всех терапевтов. Чтобы заниматься анализом, психоаналитик

должен пройти глубокий персональный анализ, завершить

всестороннее теоретическое обучение, и некоторое время личить

пациентов под наблюдением старших аналитиков (супервизия). Это

обучение обычно недоступно в школах (graduate schools) или

университетах и обычно психоаналитики обучаются в независимых

специализированных институтах (training institutes).

Преподаватели этих институтов обычно опытные аналитики, а

программы проверяются и проходят аккредитацию в серьезных

психологических организациях типа ABAP или APA (Американская

Психологическая Ассоциация).

Обычно для обучению психоанализу необходимо иметь

предшествующее базовое образование психиатра, психолога,

социального работника, практикующего врача или юриста, медсестры,

хотя это и не является строго обязательным для обучению

психоанализу. По итогам обучения аналитики могут также иметь

научные степени М.D. (доктор медицины), Ph.D. (доктор философии),

М.S.W., или М.S.N. Психоаналитическое обучение обычно длится от

пяти до десяти лет, потому что стажер после теоретического

обучения должен сам пройти анализ, потом он должен заниматься

терапией под наблюдением супервизоров, до тех пор, пока

супервизор не признает его право и компетентность заниматься

анализом самостоятельно. В отличие от обучения в разного рода

психологических школах, которое продолжается один или два

семестра, обучение аналитика продолжается до тех пор, пока

супервизоры, преподаватели и стажер не придут к согласию, что оно

полностью завершено.


25. Сколько обычно стоит психоаналитическое лечение?
Взносы обычно согласовываются пациентом и терапевтом с глазу

на глаз, но обычно вполне сопоставимы с ценами за другие формы

психотерапии. Иногда оплата психоанализа может быть частично

возмещена некоторыми медицинскими фондами страхования. Пациенты,

неспособные выплачивать стандартную плату частным аналитикам,

могут получить помощь в общественных психоаналитических клиниках

или найти другие источники финансирования.
26. Как часто проводятся психоаналитические сеансы?
Фрейд и другие классические психоаналитики старались

встречаться со своими пациентами не менее четырех - шести раз в

неделю. Современные терапевты встречаются с пациентами менее

регулярно, в соответствии с потребностями клиента.


27. Как выбрать подходящего психоаналитика?
Психоаналитик обязательно должен быть дипломированным

специалистом, имеющим документ о законченном психоаналитическом

обучении в аккредитованном учебном заведении. Желательно, чтобы

он имел опыт в решении проблем того типа, которую испытывает

предполагаемый пациент. Как только Вы выбрали терапевта, Вам

необходимо пройти 4-6 сеансов анализа в качестве испытательного

периода, чтобы разобраться, сможете ли Вы и терапевт вместе

сотрудничать.


28. Должен ли психоаналитик обязательно быть мужчиной (или

женщиной)?


Для большинства людей пол аналитика не важен. Исключение

составляют пациенты, которые потеряли родителей в раннем детстве,

им часто советуют искать терапевта того же пола что и потерянный

родитель; наоборот людям, которые испытывают сильную антипатию к

какому-либо полу советуют избегать работы с терапевтом

соответствующего пола. Существует достаточно много теорий о том,

как специфически соотносятся пациенты и аналитики различных

полов, однако эти теории обычно раскритиковываются через какое-то

время. Вывод очень прост - пациент должен выбрать такого

терапевта, к которому он чувствует доверие.



Рассказать друзьям