Конспект кружковой работы в нетрадиционной технике рисования «Снежинка» во второй младшей группе
Задачи:
Образовательные: Формировать художественные умения и навыки у детей, закрепить нетрадиционные техники рисования: клей + манная крупа
Развивающие: развивать творческие способности, внимание, речь, эстетическое и образное восприятие, воображение.
Воспитывающие: воспитывать любовь к природе; бережное к ней отношение;
самостоятельность, наблюдательность, аккуратность.
Материалы:
Листы бумаги с изображением снежинок по количеству детей, клей ПВА в блюдце с немного разведенной голубой гуашью, манная крупа в тарелке, клеенки по количеству детей, снежинка.
Звучит спокойная музыка. Дети стоят в кругу.
В.: Какая хорошая музыка звучит. Послушайте.
Снег на полях, лед на реках
Ветер гуляет, когда это бывает?
Д.: Зимой.
В.: Правильно.Ребята,Зима нам принесла коробочку,посмотрим что же в ней.(Обнаруживаем в коробке снежинки).Тут снежинки лежат!Какие они красивые! Хотите раскрасить их по волшебному? Мы будем рисовать их манной крупой,ведь она похожа на крупинки снега. Сначала мы будем раскрашивать снежинку голубым клеем, а потом посыпем манки на нее.
А теперь приступаем к работе. Возьмите кисти, и начинайте рисовать. Не забывайте, рисовать нужно быстро, чтобы клей не успел высохнуть.
Индивидуальная работа с детьми.
Готовые работы мы поместим на нашем зимнем окне.
Посмотрите,какие красивые снежинки получились! Снежинки на наших окнах переливаются и искрятся как настоящие! Вам понравилось рисовать по –волшебному?!Что использовали для этого? (Ответы детей).Молодцы!Теперь они будут украшать наши окна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой. "Природа- наше богатство"
Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу. Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях....
Конспект кружковой работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы.
Изначально, конспект был разработан для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности и детей с ОНР. Основной идеей занятия, была демонстрация совместной работы детей в ОВЗ и де...
конспект кружковой работы по ручному труду "Подарок папе"
Формировать умение детей работать с иголкой и ниткой; выполнять «петельный» и «тамбурный» швы.Развивать глазомер, мелкую моторику пальцев рук, внимание, речь.Воспитывать желание сделать подарок родным...
конспект кружковой работы по ручному труду "Подарок маме"
Формировать у детей умение вышивать по разметке, швом «вперёд иголка».Закрепить умение вдевать нитку в иголку, предварительно сложив нить пополам; начинать и заканчивать работу без узелков.Воспитывать...
Елена Мирошникова
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. (область «познание» )Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория , центр науки) должны быть выделены :
1) место для приборов, место для хранения материалов (природного, "бросового")
2) место для проведения опытов
3) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям : «Песок и вода» , «Звук» , «Магниты» , «Бумага» , «Свет» , «Стекло и пластмасса» , «Резина» .
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :
Безопасность для жизни и здоровья детей;
Достаточность;
Доступность расположения
В нашем детском саду проходил конкурс " Лучший экспериментальный уголок", в котором моя группа "Ягодка"заняла 1 место. Так получилось, что я основной воспитатель в группе , т. к. моя сменщица в декрете и мне пришлось применить немало усилий, чтобы получить призовое место. Предлагаю вам, коллеги, посетить мою " Мини-лабораторию " Почемучка "
В уголке представлены тематические альбомы, энциклопедии, познавательные книги
Паспорт уголка экспериментирования, различные картотеки игр-экспериментов и опытов.
Проводят опыты с помощью алгоритмов-схем,
С удовольствием играют в игры.
В мини -лаборатории детей встречает Почемучка .
Идею игры "Свет, запах, вкус" взяла у Никурашиной Татьяны
Уголок природы (сделала своими руками) объединён с мини-лабораторией
Дети выполняют правила поведения в лаборатории
Вот такая у нас лаборатория " Почемучка ", дети с удовольствием её посещают, играют, экспериментируют, познают.
Галина Власенко
Сегодня без экспериментальной деятельности в детском саду никуда . Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем мире как можно больше. Я заметила повышенный интерес детей к занятиям, содержащим демонстрационные опыты,элементы самостоятельного экспериментирования . Так возникла идея создания в группе лаборатории - экспериментального уголка . Что сюда может входить :
1. Приборы-помощники (Увеличительные стекла,песочные часы, магниты,микроскоп,сантиметровые ленты).
2. Разнообразные сосуды из разных материалов (баночки,бутылочки стаканчики) разного объема и формы.
3. Утилизированный материал (проволока,кусочки ткани,пенопласта,дерева) .Тот самый "мусор",который будет основой вашей лаборатории .
4. Технические материалы (гайки,скрепки,болты, детали конструктора,гвозди) .
5. Разные виды бумаги (картон, наждачная,папирусная,обычная,копировальная) .
6. Пищевые красители,акварельные краски, гуашь.
7. Медицинские материалы (резиновые груши,пипетки,пробирки,мерные стаканчики и ложки,термометры для воды).
8. Природный материал (камешки,песок,глина,шишки,мох,семена,перышки и т. д.)
9. Прочие материалы (зеркала,мыло,сито,свечи,мыльные пузыри,трубочки и многое другое) .
Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез, догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи,умении выстраивать сложные предложения,делать выводы. Развивается логическое мышление,мыслительная деятельность.
Презентация на тему:
«Лаборатория в детском саду».
Своё выступление хочу начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского
«Прежде чем давать знания, надо научить наблюдать, воспринимать, думать».
Дошкольники с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность, становятся объектами наблюдений и исследований. Важнейшим методом исследования является экспериментирование.
Н. Н. Подъяков - основоположник метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях.
Как показали исследования академика Н. Н. Подъякова (!995). экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста. «... в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно действующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их сознания и освоения».
Экспериментирование пронизывает все сферы деятельности: игру, нод (непосредственно – образовательную деятельность) прогулку.
В последние годы в дошкольных учреждениях всё больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей, появляются лаборатории.
Лаборатория – учреждение, отдел, где проводятся научные и технические опыты, экспериментальные исследования, анализы. (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»).
В детском саду лаборатория создаётся для познавательного развития детей, для повышения интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности – дети превращаются в учёных, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
Какие виды лабораторий существуют в детском саду?
Лаборатория в отдельном помещении, тематические мини – лаборатории, летняя лаборатория на веранде, лаборатория на участке детского сада.
Лаборатория в отдельном помещении.
Для неё может быть выделена небольшая комната в детском саду, можно использовать подсобные помещения.
Оптимальный вариант, когда лаборатория становится частью экологическо комплекса , включающего уголок природы, экологическую комнату, музей природы.
Можно использовать под лабораторию часть помещения или коридор.
Также часть группового помещения или раздевалки .
Наличие в детском саду лаборатории в отдельном помещении не означает, что в группах не нужно иметь мини – лабораторий, их сочетание является оптимальным, т. к. В группах дошкольники проводят опыты, наблюдения, начатые в большой лаборатории. Также мини – лаборатории могут быть и тематическими. В каждой группе можно создать свои исследовательские уголки – «Юный эколог», «Юный почвовед», «Мы и воздух».
Лаборатория на веранде.
Кроме шкафчиков с оборудованием и материалами, столиками для проведения опытов, лабораторию можно дополнить календарём природы.
Лаборатория на участке детского сада. Такая лаборатория может функционировать круглый год, хотя её использование особенно эффективно в тёплое время. Можно разбить рядом с лабораторией клумбу с растениями – часами или растениями барометрами, сделать солнечные часы. Разнообразные флюгера, вертушки и другие приборы помогут следить за ветром. Сделать дождемер – прибор, с помощью которого измеряется количество осадков. Сколько воды натекло в дождемер, могут определять сами дети.
Оформление лаборатории.
На двери лаборатории, (если это отдельное помещение) или над ней, (если - часть помещения), вывешивается табличка с названием лаборатории и эмблемой. Эмблему и название дети придумывают вместе с воспитателем и родителями. Можно объявить конкурс на лучшее название и эмблему.
В качестве сюрпризного момента в лаборатории можно поселить постоянных жителей .
В нашей живут Водяной, Капелька, озорная кукла Почемучка, по мере необходимости приплывает Золотая рыбка.
Введение персонажей обеспечивает устойчивую мотивацию детей для работы в лаборатории, т. к. персонажи приходят со своими вопросами, проблемами, присылают письма, загадки. С определённой периодичностью вопросы возникают и у детей. В таком случае сказочный персонаж присылает или приносит книгу или энциклопедию, в которой дети могут почерпнуть полезные для них сведения.
В зависимости от размера помещения, в комнате можно поставить столики со стульчиками, разместить полки, для оборудования и материалов. На подоконнике можно поставить ящики с растениями для наблюдений, мини – теплицу, создать мини – огород.
Для придания лаборатории «научного вида» можно приобрести стеклянные ёмкости разного цвета – приборы, колбы, с подкрашенной водой разного цвета или выложить в них слоями яркие камни, раковины, глобусы и т. д.
Если позволяет помещение, разместить разнообразные макеты, в том числе и макеты ландшафтов, небольшой аквариум.
В лаборатории хранятся энциклопедии и др. книги с описанием опытов, наборы карточек для самостоятельного экспериментирования по разным темам, схемы – задания собраны в альбом «Сделай сам». При проведении опытов и экспериментов используются опорные схемы и таблицы.
Оборудование лаборатории:
1 Приборы – помощники: микроскопы, лупы, компасы, термометры, часы, безмены, магниты.
2.Прозрачные ёмкости разной конфигурации и объёма, стаканчики, пластиковые бутылочки.
3. Флюгера, вертушки, палочки для коктейля, воздушные шарики, приспособления для пускания мыльных пузырей.
4. Небольшие подносы, салфетки, лопаточки, совочки, ложечки
5.Бумажные и тканевые фильтры, губки, воронки, тарелки, миски,
6. Магнитофон, аудиозаписи звуков природы, музыки.
7. Центр «воды и песка».
8. Ящик ощущений и др.
Материалы:
1.Камни, морская и речная галька
2. Разнообразные морские и речные раковины.
3. Образцы песка, глины, почвы.
4. Цветные прозрачные кусочки пластика;
5. Семена разных растений;
6. Кусочки коры разных деревьев;
7. Деревянные дощечки, бруски, кубики;
8. Магниты разного размера;
9. Разные виды картона и бумаги;
10. Разные виды тканей, различающиеся цветом, текстурой, толщиной, степенью промокаемости, марля, бинт, вата, ватные шарики, губки, мочалки.
Специфика организации исследований в лаборатории.
Совместная деятельность воспитателя в детской лаборатории организуется один раз в неделю с детьми младшего дошкольного возраста по 15 – 2о мин, с детьми старшего дошкольного возраста по 25 – 30 мин. Работа проводится с небольшими подгруппами (по 6 – 8 детей), с учётом уровня развития познавательных интересов детей. Во время игр – экспериментов проводятся 1 – 2 опыта с детьми младшего дошкольного возраста и 2 – 3 опыта с детьми старшего дошкольного возраста в зависимости от сложности.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго, только ребёнок должен делать всё сам, а не быть в роли наблюдателя.
Структура проведения экспериментов.
· постановка, формулирование проблемы (познавательные задачи);
· выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
· проверка гипотез;
· подведение итогов, вывод;
· фиксация результатов;
· вопросы детей.
Организация работы идёт по трём взаимосвязанным направлениям: живая и неживая природа, человек (функционирование организма, рукотворный мир и др).
Опыты и эксперименты по неживой природе.
Первые эксперименты проводились с водой: дети знакомились со свойствами воды.
Тема эксперимента «Вода прозрачная».
Вывод: вода прозрачная, молоко нет.
Связь с повседневной жизнью: вода в водоёмах прозрачная, поэтому водные животные могут всё видеть, у них есть глаза.
Тема «Цветные льдинки».
Вывод: к раски растворяются в воде. На морозе вода замерзает и получаются цветные льдинки.
Связь с повседневной жизнью: получившимися льдинками можно украсить территорию детского сада.
Тема. «Воздух внутри нас».
Вывод: при выдохе из груди выходит тёплый воздух.
Связь с повседневной жизнью: чтобы не заболеть, в морозную погоду нужно стараться меньше дышать холодным воздухом.
Тема. «Чем отличаются камешки?» Вывод: камни отличаются по размеру, форме, величине, окраске. Связь с повседневной жизнью: рассмотреть камешки на территории детского сада.
Результаты опытов и наблюдений заносятся в дневники наблюдений, в виде зарисовок, условных знаков. периодически фотографируются.
Экспериментирование в лаборатории тесно связано с наблюдениями на прогулках, экскурсиях, при посещении уголка природы.
И в заключении своего выступления, хочу привести слова Н. А. Рыжовой «Если ребёнок – исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь – взрослый – умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что – нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, что бы об этом помнили мы, взрослые!»
«Мини - лаборатория в детском саду, как средство формирования познавательной активности детей через опытно – экспериментальную деятельность»
Воспитатель
МБДОУ д/с № 22:
Галимова
Евгения Алексеевна,
руководитель кружка
«Юные исследователи»
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире
что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни
заиграл перед детьми всеми красками радуги.
Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку
захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал
(В. А. Сухомлинский)
Реализуя Основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ООП), изучая новинки методической литературы и новинки игрового оборудования, согласно ФГОС ДО, наблюдая за детьми, я обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – детское экспериментирование.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):
дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,
о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.
Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.
Таким образом, для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности у нас в группе появился один из вариантов мини – лаборатории «Познаем мир с Ухтышкой».
В нашей мини – лаборатории раз в неделю у нас проходит кружок «Юные исследователи».
Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», «пожарных», спасателей, «фармацевтов», операторов, геологов, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.
У нас с детьми появился хороший добрый любознательный друг Ухтышка – инопланетянин с другой планеты, который прилетел изучать нашу планету.
Дети на кружке с удовольствием и восторгом помогают нашему гостю узнавать и изучать наш мир! А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя новое открытие!
Мини-лаборатория «Познаем мир с Ухтышкой» представляет собой уголок в группе в виде небольшой тумбы, с дополнительными отсеками предназначены для оборудования при проведении опытно-исследовательской деятельности. Под тумбой место для приборов, для хранения различных материалов. Рядом столы для наблюдения детей и различных работ на нем. В нашей лаборатории имеются полки и стелажи для хранения разных интересных предметов для исследований. Также в нашей мини- лаборатории отведено место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции и фотографии детей во время проведения опытов.
Успешность педагогической идеи в использовании
мини-лаборатории «Познаем мир с Ухтышкой»:
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.
Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.
Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.
Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории «Познаем мир с Ухтышкой», способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.
В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
«Хитрые семена» (секреты природы),
«Что из Чего?» (свойства бумаги, кожи и ткани)
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;
*тайна, сюрприз;
*мотив помощи;
*познавательный мотив (почему так)
*ситуация выбора
Работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей 4- 5 лет; на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и
объектами окружающего мира.
«В мире крошечных предметов»,
«Волшебная лупа»
(свойства увеличительных,
разноцветных стекол)
Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что
помогает связать обучение с жизнью:
формирует навыки исследовательской деятельности;
развивает умение видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы;
развивает познавательную активность детей;
приучает действовать самостоятельно;
планировать работу, доводить ее до положительного результата;
проявлять инициативу и творчество, высказывать предположения и строить планы по их проверке;
положительно влияет на эмоциональную сферу каждого ребенка.
Данная работа с детьми среднего дошкольного возраста способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.
Практическая значимость опыта работы:
Данный опыт работы направлен на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс, строится как самостоятельный творческий поиск, он строится самим ребёнком, а не задаётся взрослым, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. Знания, добытые детьми самостоятельно, являются более осознанными и глубокими.
В процессе исследовательской деятельности, благодаря нашей мини-лаборатории , дети смогут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).
Основная цель работы:
Развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, любознательности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.
Задачи:
Познавательные: расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей
формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов
Развивающие: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Приобщать детей к красоте окружающего мира.
ПЕРСПЕКТИВА
В дальнейшем, буду продолжать работать в новом для меня направлении развития детского экспериментирования: планирую проведение некоторых консультаций с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию;
проведение деловой игры по решению проблемных ситуаций; проведение смотров-конкурсов по теме «Детское экспериментирование».
По работе с родителями – организация практической работы: выпуск мини-газеты «Юные исследователи».
Страсть к Красоте и Знанию – природа детей!
Дети хотят познать не кусочки облаков, но Небо с облаками.
Они радуются не тусклой звезде, но Звездному Небу.
Они видят не травинку в поле, а Цветущее поле.
Они играют не с песчинкой, а с Песком.
В таком видении целостной картины мира рождается восхищение Красотою.
Ш.А. Амонашвили
В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Примеры изучения
секретов
знакомых предметов:
«Песочные следы»
(свойства мокрого песка);
«Разноцветные шарики»
(шарики различных материалов).
«Веселые
шарики –
друзья»,
«Неизведанное
рядом»,
« Удивительный
магнит»
(свойства магнита)
«Свет
и тень»,
«Тайны
времени»,
«Наши помощники
часики»
(свойства света
и времени)
«Этот
удивительный
воздух»,
«Ветер –
невидимка»,
«Волшебница –
водичка»,
«Мыло –
фокусник»
(свойства воздуха
и воды)