Проведение экспериментов в детском саду. Опыты и эксперименты в детском саду

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Подвижный и активный ребенок 4-5 лет в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Для этого и существует детское экспериментирование в детском саду. предметы падают вниз, а не вверх? Почему лед твердый, а вода - нет? На эти и другие вопросы можно ответить, а можно провести с ребенком опыт, в ходе которого он сам увидит закономерности своими глазами.

Зачем вводить детское экспериментирование в ДОУ?

Чем полезно детское экспериментирование в детском саду? Во-первых, у детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества, свойства. Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок. В-третьих, у детей углубляются знания о природе - живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.

Виды экспериментов в ДОУ

Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.

  1. Демонстрационное наблюдение - это при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента. В противном случае возможна пассивная реакция группы.
  2. Фронтальное наблюдение - вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они - в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности и т.д. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов.

Как оформить уголок экспериментирования в детском саду?

Вопрос не праздный, поскольку уголок должен быть оформлен в соответствии с правилами безопасности и, в то же время, вызывать интерес у детей. Итак, в своем уголке выделите место для:

  • Постоянной выставки. Здесь можно хранить редкие предметы (камни, раковины, кристаллы). Можно добавить лучшие поделки малышей.
  • Приборов. Исходя из плана вашей работы, здесь должны быть необходимые вещи (пипетки, банки, веревки, воронки, пластиковые бутылки и т.д.) для того чтобы обеспечить интересное и продуктивное экспериментирование в детском саду.
  • Схемы. Подготовьте памятки для ребят, чтобы они знали, с чем имеют дело (например, "Вода" о свойствах воды, "Воздух" и т.д.). Памятки должны быть красочными и понятными малышам.
  • Материалы (природные, неприродные, неструктурированые).
  • Место для проведения опытов.

Как подбирать опыты в соответствии с возрастом детей?

Не следует младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопом и т.д. Познакомьте их с воздухом (опыты «Мы поймали воздух» с использованием шаров, «Я вижу воздух» с трубочкой и стаканом воды), ветром («Что такое ветер?»), магнитами, водой (опыт «Тонет - не тонет», «Меняет ли вода цвет?» с использованием красок). Помните, что детское экспериментирование в детском саду - это способ пробудить интерес к науке, поэтому от того, насколько яркими и интересными будут ваши опыты, зависит то, каким вырастет ребенок!

Дошкольное детство - это начальный этап человеческой личности. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

  • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
  • Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
  • Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.)
  3. Знакомить с основными видами и характеристиками движения (Скорость, направление)
  4. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение)
  5. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость.
  6. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные- для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

Известный психолог Павел Петрович Блонский писал: “Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта тем больше способна она рассуждать”. Чтобы дать знание детям и наполнить их головы интересным содержанием мы с детьми проводим различные опыты: с песком, воздухом, водой, с тенью, с магнитом.

В переводе с греческого слово “атмосфера” означает “воздух вокруг Земли”.

Воздух: как можно его увидеть и почувствовать. Дети затрудняются ответить на этот вопрос. Тогда мы делаем ряд опытов.

  1. Мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
  2. У нас есть вдох и выдох.
  3. Сколько весит воздух?
  4. Можно ли поймать воздух?
  5. Бывает ли воздуху холодно?
  6. Вдунь шарик в бутылку.
  7. Может ли воздух быть сильным?

Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный.

Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку.

Дети знакомятся с песком и глиной, их свойствами.

Дети экспериментируют с песком:

  1. Песчаный конус (течения песка)
  2. Свойства насеянного песка.
  3. Свойство мокрого песка.
  4. Песочные часы.
  5. Своды и тоннели.

Дети проявляют познавательный интерес к практическим опытам.

Познавательный интерес ребенка развивается в процессе экспериментирования с жидкостями. На примере воды знакомим детей со свойствами жидкостей. См. рисунки №1-№8

Вода один из главных источников жизни на Земле воды на планете очень много - сушу занимает одну треть её поверхности. Основная масса воды сосредоточена в морях и океанах, в них она горько-соленая. Пресная вода – в значительно меньших количествах имеется на суши в озерах, прудах, реках ручьях, родниках, болотах, лужах. В слайдах показано, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает. Дети узнают о важности воды, кому она нужна для жизни, где в природе есть вода, как человек использует воду, как вода работает на человека. И проводим следующие эксперименты:

  1. “Тонет, не тонет.” В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы) См. рисунок 1-5.
  2. “Подводная лодка из яйца” В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли). См. рисунок 6-8
  3. “Цветы лотоса” Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются) См. рисунок 9-11
  4. “Чудесные спички” Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться) См. рисунок 12-15
  5. “Подводная лодка из винограда” Берем стакан газированной воды и бросаем виноградинку, она опускается на дно, на неё садятся пузырьки газа и виноградинка всплывает. (Пока вода не выдохнется виноград будет тонуть и всплывать) См. рисунок 16-17
  6. “Капля шар” Берем муку и брызгам из пульверизатора, получаем шарики капельки. (пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуют одну большую каплю, образование облаков) См. рисунок 18-19
  7. “ Можно ли склеить бумагу водой?” Берем два листа бумаги двигаем их один в одну другой в другую сторону. Смачиваем листы водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы - не двигаются. (Вода обладает склеивающем действием) См. рисунок 20-21
  8. “ Чем пахнет вода” Даем три стакана воды с сахаром, солью, чистую. В один из них добавляем раствор валерианы. Есть запах. (Вода начинают пахнуть теми веществами, которые в неё положены) См. рисунок 22
  9. “Сравнить вязкость воды и варенья” (варенье более вязкое, чем вода) См. рисунок 23-24
  10. “Есть ли у воды вкус?” Дать детям попробовать питьевую воду, затем соленую и сладкую. (Вода приобретает вкус того вещества, которое в него добавлено) См. рисунок 25-26
  11. “Испаряется ли вода?” Наливаем в тарелку воды, подогреваем на пламени. Воды на тарелки не стало. (Вода в тарелки испарится, превратится в газ. При нагревании жидкость превратится в газ) См. рисунок 27-28
  12. “ Куда делись чернила? Превращение” В стакан с водой капнули чернил, туда же положили таблетку активированного угля, вода посветлела на глазах. (Уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя) См. рисунок 29-37
  13. “Делаем облако” Наливаем в банку горячей воды 3см на противень кладем кубики льда и ставим на банку, воздух внутри банки поднимается вверх, охлаждается. Водяной пар концентрируется, образуя облако. См. рисунок 38-40

Вывод: в старшей группе у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно на них ответить, инициатива по экспериментированию переходит в руки детей. При проведении опытов работа чаще всего осуществляется по этапом. Выслушав и выполни одно задание получают другое, также дается одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Поскольку сложность экспериментов возрастает, а самостоятельность детей повышается, необходимо следить за ходом работы в сложных моментах экспериментирования. Напоминать детям о правилах безопасности при проведении экспериментов. Дети учатся экспериментировать, самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление у познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью. И хочется закончить свой доклад китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Игры- экспериментирования в детском саду Воспитатель «Детский сад № 16 г. Выборга» Филиппова Н. Ф.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является игра-экспериментирование в ДОУ.

С какого возраста предполагается начинать игры- экспериментирования в детском саду? Со второй группы раннего возраста (2– 3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму. В младшей группе (3– 4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов

Экспериментирование в средней группе (4– 5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств. Используя экспериментирование в старшей группе (5– 6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов. В подготовительной к школе группе (6 -7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» . Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Цели игры-экспериментирования: Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию. Развитие словаря. Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира. Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи игры- экспериментирования Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей. Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.). Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи: Познакомить детей со свойствами предмета исследования; Формировать умение делать открытия и выводы; Обучать плавному направленному выходу на предмет. Развивающие задачи: Развивать экспериментальную деятельность; Развивать речь детей; Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику; Развивать внимание, мышление, память Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность и активность Воспитывать умение слушать друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость. Воспитывать аккуратность в работе.

Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте: — опыты с растениями; — опыты с животными; — опыты с объектами неживой природы; — опыты, объектом которых является человек. По месту проведения опытов: — в групповой комнате; — на участке; — в лесу, в поле и т. д. По количеству детей: — индивидуальные (1 -4 ребенка); — групповые (5 -16 детей); — фронтальные или коллективные (вся группа). По причине их проведения: — случайные; — запланированные; — поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По характеру мыслительных операций: — констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); — сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); — обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) По характеру познавательной деятельности: — иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); — поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); — решение экспериментальных задач. По способу применения в аудитории: — демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами); — фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).

Структура игры-экспериментирования Постановка, формулирование проблемы; Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей; Проверка гипотез; Подведение итогов, вывод; Фиксация результатов; Вопросы детей

Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития. У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона — уголок экспериментирования

Оборудование для экспериментирования в ДОУ: уголок природы с разнообразными комнатными растениями. — специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки) — природный материал (камешки, песок, семена) — утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.) — прочие материалы (лупы, термометры, весы) — домашний огород — дидактический материал

МЛАДШАЯ ГРУППА ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ: — ЛУПЫ, СОСУДЫ ДЛЯ ВОДЫ, «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ» (ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК), ЗЕРКАЛЬЦЕ ДЛЯ ИГР С «СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ», КОНТЕЙНЕРЫ ИЗ «КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ» С ОТВЕРСТИЯМИ, ВНУТРЬ ПОМЕЩЕНЫ ВЕЩЕСТВА И ТРАВЫ С РАЗНЫМИ ЗАПАХАМИ. — «БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ»: ВЕРЕВКИ, ШНУРКИ, ТЕСЬМА, КАТУШКИ ДЕРЕВЯННЫЕ, ПРИЩЕПКИ, ПРОБКИ — НА ВИДНОМ МЕСТЕ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ С МАТЕРИАЛАМИ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА. — ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ- («ПОЧЕМУЧКА») ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. — КАРТОЧКИ-СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (ЗАПОЛНЯЕТСЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ): СТАВИТСЯ ДАТА, ОПЫТ ЗАРИСОВЫВАЕТСЯ.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ — СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ; — СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ; — КНИГИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АТЛАСЫ; — ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ; — КОЛЛЕКЦИИ — МИНИ-МУЗЕЙ (ТЕМАТИКА РАЗЛИЧНА, НАПРИМЕР «ЧАСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ: «, «ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ». — СИТО, ВОРОНКИ — ПОЛОВИНКИ МЫЛЬНИЦ, ФОРМЫ ДЛЯ ЛЬДА; — КЛЕЕНЧАТЫЕ ФАРТУКИ, НАРУКАВНИКИ, РЕЗИНОВЫЕ ПЕРЧАТКИ, ТРЯПКИ; — МИНИ-СТЕНД «О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»; — ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ; — КАРТОЧКИ-ПОДСКАЗКИ (РАЗРЕШАЮЩИЕ — ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ) «ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ» ; — ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛЁННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ — («НЕЗНАЙКА») ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДНЕВНИК КАРТОТЕКА ОПЫТОВ СХЕМА ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ МИНИ-СТЕНД- « О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»

В своей работе мы использую карточки – схемы проведения игр — экспериментов. Эти карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием. «Угадай по запаху» 1. Ребенку завязать глаза. 2. Приготовить продукты с выраженными запахами: лук, чеснок, лимон, апельсин, яблоко, шоколад и др. 3. Дать понюхать каждый продукт: его можно узнать по запаху.

«Имеет ли воздух вес? » 1. Делаем самодельные весы. 2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика. 3. Вес одинаковый. 4. Один из шариков надуваем. 5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес. 6. Проткнем надутый шар. Что произошло? «Растворение веществ в воде» 1. Берем стакан воды и кусок сахара. 2. Кладем сахар в стакан. 3. Размешиваем. Что произошло? 4. А что будет, если положить еще больше сахара?

«Загадочная бумага» 1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги. 2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло? 3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась. 4. Складываем тот же лист гармошкой. 5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий. 6. Что произошло? Почему?

«Волшебный магнит» 1. Взять стакан с водой. 2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки. 3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.

«Дружба красок» 1. Берем три банки гуаши (красный. , желтый, синий) 2. Берем три стакана с водой. 3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый. 4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый. 5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?

«Как получить белый цвет или волшебный волчок» 1. Берем волчок (или делим круг на три равные сектора и раскрашиваем в три цвета: синий, зеленый, красный). 2. Раскручиваем волчок на поверхности стола. Если рисовали на круге, то в центр круга вставить тонко заточенный карандаш, который будет выполнять роль оси волчка. 3. Волчок крутится, визуально поверхность его становится белой: цвет не видно. «Растения пьют воду» 1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения. 2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета. 3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.

«Нефтяная речка» 1. Берем контейнер. Делаем отверстие, вставляем трубочку, закрепляем её пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду. 2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество) 3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку. В банку сливается не смешанная с маслом вода. Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.

ВИТАМИНЫ С ГРЯДКИ » Что за зелень у окна. Ведь за окном у нас зима. Поговаривают что лук, Полезен от семи недуг. Малыши лучок сажали. Урожаем угощали, Витаминов целый клад Приходите все к нам в сад.

Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента: — дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания — идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации — развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы — происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А

Игры- экспериментирования

в детском саду

Воспитатель

«Детский сад №16 г. Выборга»

Филиппова Н. Ф.



С какого возраста предполагается начинать игры- экспериментирования в

детском саду?

Со второй группы раннего возраста (2–3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов


Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.


Китайская пословица гласит:

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» .

Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.


Цели игры-экспериментирования :

Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Развитие словаря.

Ознакомление детей с явлениями и объектами окружающего мира.

Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.


Задачи игры- экспериментирования

Формировать у детей способность видеть многообразие

мира в системе взаимосвязей.

Сочетать показ предмета с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.) .

Формировать умение детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений

Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью

Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия


Образовательные задачи:

Познакомить детей со свойствами предмета исследования;

Формировать умение делать открытия и выводы;

Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

Развивать экспериментальную деятельность;

Развивать речь детей;

Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность и активность

Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимо-помощи, умение работать в коллективе, доброжелатель-ность и отзывчивость.

Воспитывать аккуратность в работе.


Классификация экспериментов

По характеру объектов, используемых в эксперименте:

- опыты с растениями;

- опыты с животными;

- опыты с объектами неживой природы;

- опыты, объектом которых является человек.

По месту проведения опытов:

- в групповой комнате;

- на участке;

- в лесу, в поле и т.д.

По количеству детей:

- индивидуальные (1-4 ребенка);

- групповые (5-16 детей);

- фронтальные или коллективные (вся группа).

По причине их проведения:

- случайные;

- запланированные;

- поставленные в ответ на вопрос ребенка.


По характеру мыслительных операций:

Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)

По характеру познавательной деятельности:

Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

Решение экспериментальных задач.

По способу применения в аудитории:

Демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами);

Фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).


Структура игры-экспериментирования

Постановка, формулирование проблемы;

  • Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;
  • Проверка гипотез;
  • Подведение итогов, вывод;
  • Фиксация результатов;
  • Вопросы детей




Для того чтобы дети могли заниматься играми-экспериментами самостоятельно, в детском саду должна быть организована специальная предметная среда и пространство для ее развития.

У дошкольников в группе в свободном доступе должна быть специальная зона - уголок экспериментирования


  • уголок природы с разнообразными комнатными растениями.
  • - специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)
  • - природный материал (камешки, песок, семена)
  • - утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т. д.)
  • - прочие материалы (лупы, термометры, весы)
  • - домашний огород
  • - дидактический материал


МЛАДШАЯ ГРУППА

ПРОСТЕЙШИЕ ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ:

- ЛУПЫ, СОСУДЫ ДЛЯ ВОДЫ, "ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ" (ЧУДЕСНЫЙ

МЕШОЧЕК), ЗЕРКАЛЬЦЕ ДЛЯ ИГР С "СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ",

КОНТЕЙНЕРЫ ИЗ "КИНДЕР-СЮРПРИЗОВ" С ОТВЕРСТИЯМИ, ВНУТРЬ

ПОМЕЩЕНЫ ВЕЩЕСТВА И ТРАВЫ С РАЗНЫМИ ЗАПАХАМИ.

- "БРОСОВЫЙ МАТЕРИАЛ": ВЕРЕВКИ, ШНУРКИ, ТЕСЬМА, КАТУШКИ

ДЕРЕВЯННЫЕ, ПРИЩЕПКИ, ПРОБКИ

- НА ВИДНОМ МЕСТЕ ВЫВЕШИВАЮТСЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ С

МАТЕРИАЛАМИ, ДОСТУПНЫЕ ДЕТЯМ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.

- ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ЧЕРТАМИ- ("ПОЧЕМУЧКА") ОТ

ИМЕНИ КОТОРОГО МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.

- КАРТОЧКИ-СХЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (ЗАПОЛНЯЕТСЯ

ВОСПИТАТЕЛЕМ): СТАВИТСЯ ДАТА, ОПЫТ ЗАРИСОВЫВАЕТСЯ .


СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

- СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, МОДЕЛИ С АЛГОРИТМАМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТОВ;

- СЕРИИ КАРТИН С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПРИРОДНЫХ СООБЩЕСТВ;

- КНИГИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АТЛАСЫ;

- ТЕМАТИЧЕСКИЕ АЛЬБОМЫ;

- КОЛЛЕКЦИИ

- МИНИ-МУЗЕЙ (ТЕМАТИКА РАЗЛИЧНА, НАПРИМЕР "ЧАСЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ:", "ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАМНЯ".

- СИТО, ВОРОНКИ

- ПОЛОВИНКИ МЫЛЬНИЦ, ФОРМЫ ДЛЯ ЛЬДА;

- КЛЕЕНЧАТЫЕ ФАРТУКИ, НАРУКАВНИКИ, РЕЗИНОВЫЕ ПЕРЧАТКИ, ТРЯПКИ;

- МИНИ-СТЕНД "О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА";

- ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ ДЛЯ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТОВ;

- КАРТОЧКИ-ПОДСКАЗКИ (РАЗРЕШАЮЩИЕ - ЗАПРЕЩАЮЩИЕ ЗНАКИ) "ЧТО МОЖНО, ЧТО НЕЛЬЗЯ" ;

- ПЕРСОНАЖИ, НАДЕЛЁННЫЕ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ

ЧЕРТАМИ - ("НЕЗНАЙКА") ОТ ИМЕНИ КОТОРОГО

МОДЕЛИРУЕТСЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.


  • ВЕДЕНИЕ ФИКСАЦИИ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
  • ДНЕВНИК
  • КАРТОТЕКА ОПЫТОВ
  • СХЕМА
  • ЛИЧНЫЕ БЛОКНОТЫ ДЕТЕЙ
  • КАРТОЧКИ ПОДСКАЗКИ
  • МИНИ-СТЕНД- « О ЧЕМ ХОЧУ УЗНАТЬ ЗАВТРА»

В своей работе мы использую карточки – схемы проведения игр - экспериментов. Эти карточки очень помогают и заинтересовывают детей экспериментированием.

«Угадай по запаху»

1. Ребенку завязать глаза.

2. Приготовить продукты с выраженными запахами: лук, чеснок, лимон, апельсин, яблоко, шоколад и др.

3. Дать понюхать каждый продукт: его можно узнать по запаху.


«Имеет ли воздух вес?»

1. Делаем самодельные весы.

2. Взвешиваем 2 ненадутых шарика.

3. Вес одинаковый.

4. Один из шариков надуваем.

5. Вновь взвешиваем. Что произошло? Надутый шар перевешивает пустой: воздух имеет вес.

6. Проткнем надутый шар. Что произошло?

«Растворение веществ в воде»

1. Берем стакан воды и кусок сахара.

2. Кладем сахар в стакан.

3. Размешиваем. Что произошло?

4. А что будет, если положить еще больше сахара?


«Загадочная бумага»

1. Ставим два одинаковых стакана, кладем на них лист бумаги.

2. На этот лист ставим третий стакан. Что произошло?

3. Бумага не выдержала веса стакана и прогнулась.

4. Складываем тот же лист гармошкой.

5. Кладем, сложенный гармошкой лист, на два стакана, а сверху третий.

6. Что произошло? Почему?


«Волшебный магнит»

1. Взять стакан с водой.

2. Положить в него деревянный кубик и канцелярские скрепки.

3. Подставить магнит к стенке стакана: магнит притягивает только металлические предметы, даже через стекло и воду.


«Дружба красок»

1. Берем три банки гуаши (красный., желтый, синий)

2. Берем три стакана с водой.

3. В первом стакане смешиваем красный и желтый цвета – получился оранжевый.

4. Во втором стакане смешиваем синий и красный – получаем фиолетовый.

5. В третьем стакане смешиваем желтый и синий – получаем зеленый. Почему?


«Как получить белый цвет или волшебный волчок»

1. Берем волчок (или делим круг на три равные сектора и раскрашиваем в три цвета: синий, зеленый, красный).

2. Раскручиваем волчок на поверхности стола. Если рисовали на круге, то в центр круга вставить тонко заточенный карандаш, который будет выполнять роль оси волчка.

3. Волчок крутится, визуально поверхность его становится белой: цвет не видно.

«Растения пьют воду»

1. Берем 2 стакана, наливаем в них воду, ставим веточки комнатного растения.

2. В воду одного из стаканов добавляем краситель красного цвета.

3. Через некоторое время: в этом стакане листья и стебель приобретут красный оттенок: растение пьет воду.



«Нефтяная речка»

1. Берем контейнер. Делаем отверстие, вставляем трубочку, закрепляем её пластилином. Свободный конец трубочки плотно зажимаем прищепкой. Наливаем воду.

2. В воду наливаем подсолнечное масло (нефть такое же маслянистое вещество)

3. Убираем прищепку, сливаем половину воды в банку. В банку сливается не смешанная с маслом вода. Разлив масла образует пленку, как и нефть, которая представляет собой серьезную опасность для живой природы.


"Волшебный шарик"

1. надуваем два шарика, один из шаров потереть кусочком шерстяной ткани.

2. если два шара приставить друг к другу, они начнут отталкиваться. Почему?

3. Тот шар, который потерли, притягивается к стене. Почему?


«Делаем цветные

льдинки»



«Рисуем на





" Что за зелень у окна.

Ведь за окном у нас зима.

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг.

Малыши лучок сажали.

Урожаем угощали,

Витаминов целый клад

Приходите все к нам в сад.


Главное достоинство игр – экспериментирований заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания
  • идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации
  • развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы

Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;


«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Сухомлинский В.А

Уважаемые коллеги

Вашему вниманию предлагается доклад-презентация на тему «Детское экспериментирование в детском саду»

Актуальность детского экспериментирования состоит в том, что современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому. В наши дни существует реальная проблема современных детей – замена реальной природы виртуальной. Ребенок все больше времени проводит за компьютером, видеомагнитофоном, телевизором. В этом нет ничего плохого, однако, все хорошо в меру. Никакой, даже самый красивый видеофильм о природе не заменит живого общения с ней. Современные городские дети нередко испытывают страх перед природой, для них она незнакомая и чужая.

Отсюда можно сделать вывод словами Ян Амоса Каменского, который писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобрели знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах» . Эта идея приобретает особое значение в наши дни.

Поэтому детское экспериментирование в мини - лаборатории имеет огромный развивающий потенциал. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

Данной проблемой занимались многие ученые.

Ребенок по своей природе – исследователь мира

[Н. Н. Поддьяков] .

«Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл» . К.Е. Тимирязев

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п.

Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды:

  1. приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, разнообразные сосуды
  2. природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;
  3. медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл) , мерные ложки, резиновые груши
  4. прочие материалы: воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, насос, фен, весы, трубочки, веера, мыльные пузыри.

Это обязательно заинтересует детей

В моей работе была подобрана серия опытов с неживой природой: «Свойства воздуха» , «Свойства воды» , Свойства песка», «Сухой из воды» , «Подводная лодка» , «Реактивный шарик» . Во время проведения опытов дети высказывали свои предположения о том, что может случиться, если надуть шарик…, или как стакан поднять со дна…, дети вступали в споры друг с другом, мнения у детей расходились, и только демонстрация опыта подтверждала правильность того или иного предположения.

Очень интересно проходил опыт с воздухом «Подводная лодка» , мы предложили детям вопрос: «Почему подводные лодки не тонут?» . Дети предположили, что так сделаны, что могут плавать. Тогда мы предложили детям порассуждать на тему: как будет себя вести шарик пластилина, если его опустить в банку с водой. Дети пришли к выводу, что в подводных лодках есть воздух, и он держит ее на плаву, затем мы рассмотрели устройство подводной лодки и рыб, определили место хранения запасов воздуха. Так мы в этом эксперименте смогли активизировать интерес и показать детям свойства воздуха. Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему.

Для тех детей, которые болели или по какой то причине непосещали детский сад предлагалось родителям дома проделать необходимые опыты.

В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. Постепенно у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.

Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

  1. Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (например, тепло травке под снегом или нет) .
  2. С целью большей наглядности следует брать два объекта: один - опытный, другой - контрольный (например, одни посевы овса поливать, другие - нет) .
  3. Обязательное руководство опытом: вопросы, предполагающие формирование у ребенка целостного представления об объекте или явлении, побуждающие его рассуждать, объяснять, сравнивать.
  4. Один и тот же опыт проводить дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
  5. При проведении опыта предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектам.

Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.

Дети проявили интерес, любознательность, желание заниматься экспериментирование, это подтверждает утверждение Н.Н. Поддьякова о том что «Ребенок по своей природе – исследователь мира» .

На основании проводимой работы мы смогли убедиться в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой дети могут проявить свои знания.

Детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности и форм экологических знаний.



Рассказать друзьям