Конспект урока на тему "Чудеса из театрального чемоданчика. Интегрированное занятие по творчеству Ю

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Солнышко» комбинированного вида»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе:

«Чудеса из театрального чемоданчика»

(по творчеству Ю.Энтина)

Будко Екатерина Юрьевна музыкальный руководитель I квалификацинная категория МДОУ № 2 «Детский сад «Солнышко» комбинированного вида»

г. Оленегорск

Мурманская область

2011

Цель: знакомство детей с творчеством поэта Ю.Энтина через интеграцию музыкальной, театральной и художественно-речевой деятельности.

Задачи:

Музыкальная деятельность:

    обогащать музыкальные впечатления детей при восприятии произведений на стихи поэта Ю.Энтина;

    способствовать развитию выразительного исполнения образных музыкально-ритмических движений.

Театрализованная деятельность:

    совершенствовать артистические способности, навыки и исполнительские умения в кукловождении;

    развивать умение разыгрывать театральные этюды, кукольный спектакль;

    развивать мелкую моторику рук.

Художественно-речевая деятельность:

    развивать интонационную выразительность речи (чтение стихотворений, исполнение сказки по ролям), силу голоса, дикцию.

Воспитательные:

    вызвать положительный эмоциональный интерес к творчеству Ю.Энтина;

    воспитывать бережное отношение к театральным куклам;

    воспитывать умение согласовывать свои действия в совместной творческой деятельности (постановка спектакля).

Словарная работа:

использование в речи: поэт, сцена, марионетки, верховые куклы, перчаточные куклы, пальчиковые куклы, куклы с «живой рукой», артист-кукловод, ширма, занавес, декорации, грим, парик.

Материалы и оборудование:

мультимедийная установка, магнитофон, театральный чемоданчик с разными видами кукол, ширма, куклы для сказки «Волк и семеро козлят», шапочки птичек, костюмы пчелы и божьей коровки.

Музыкальный репертуар:

«Где водятся волшебники» муз.М.Минкова, «Чунга-Чанга» муз.В.Шаинского, «Частушки Бабок Ёжек» муз.М.Дунаевского, «Птичка» муз. Д.Тухманова, песни из мультфильма «Волк и семеро козлят на новый лад» муз.А.Рыбникова.

Предварительная работа: беседы о творчестве Ю.Энтина с показом мультимедийной презентации, просмотр мультфильмов по произведениям Ю.Энтина, изготовление оборудования, разучивание сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» Ю.Энтина, разучивание стихотворений «Божья коровка» и «Врач по имени Пчела», разучивание музыкально-ритмического репертуара.

Ход занятия:

Звучит аудиозапись «Где водятся волшебники» муз.М.Минкова .

Дети входят в зал. Становятся возле стульчиков.

Музыкальный руководитель (муз.рук.):

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на наше музыкальное занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Садитесь. (указания по осанке)

Наше занятие необычное: мы побываем с вами в кукольном театре. Помогать нам в этом будет экран.

(показывает на ширму, задает вопросы)

Муз.рук.: Что это? (ответ детей) Перед вами самая настоящая театральная ширма. Как вы считаете, для чего она нужна? (ответы детей: показывать кукольный театр, ставить спектакль)

А что еще есть в театре? (ответы детей: актеры, куклы, декорации, сцена, занавес)

Кукольный театр – это удивительный мир, где куклы и вещи оживают от прикосновения к ним артистов-кукловодов.

Муз.рук. обращает внимание детей на театральный чемоданчик.

У меня есть чудесный театральный чемоданчик. Заглянем в него?

Раз-два-три-четыре-пять,

Вы хотите поиграть?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя,

Чтоб быть похожим на лису,

Или на волка, или на козу,

На принцессу, на Ягу,

На лягушку, что в пруду?

(ответы детей: изменить внешность можно с помощью костюма, грима, прически, парика, головного убора)

Муз.рук. достаёт из чемоданчика шапочки птичек

В кого можно превратиться с помощью этих шапочек? (птичек)

Раз-два-три-четыре-пять, будем глазки закрывать.

А теперь глазки открываем и как птички полетаем.

Дети с воспитателем выходят, становятся в круг, дети в шапочках птичек стоят в середине круга, остальные дети повторяют движения за «птичками», поют песенку.

Исполняется разминка «Птичка» муз.Д.Тухманова

Дети садятся на стулья

Муз.рук.: Давайте посмотрим, какие еще куклы есть в нашем театральном чемоданчике.

Муз.рук. достает пальчиковые куклы, вызывает 2-3 ребенка, предлагает им правильно надеть их, задает вопросы.

Как называются эти куклы? - Почему? - Как их можно водить? (как ими можно управлять?) (ответы детей: пальчиковые (надевают на пальчик), муз.рук. предлагает поводить куклы на ширме).

Далее рассматриваются все остальные куклы (перчаточные куклы (надевают на всю руку как перчатку), верховые куклы (их водят по верху ширмы), куклы с «живой рукой» (руки кукол надевают на свои руки), марионетки (на ниточках)).

Вот сколько разных кукол есть в нашем кукольном театре. Вместе с ними можно разыграть и показать много разных сказок, представлений.

В театре всегда звучит музыка. Для чего она нужна? (ответы детей: чтобы было интересно, с помощью музыки можно изобразить характер героя сказки) Если не будет музыки, что произойдет со сказками? (ответы детей: без хорошей музыки, без веселых песен спектакли будут скучными, неинтересными)

Обратите внимание на экран.

Появляется на экране портрет

Кто это? (Юрий Энтин, поэт)

Кто такой поэт? (человек, который сочиняет стихи)

Да, это Юрий Сергеевич Энтин. Он детский поэт, пишет стихи и сказки. На его произведения написаны песни к мультфильмам и кино.

И сегодня в нашем кукольном театре будут звучать веселые песни на стихи поэта Юрия Энтина.

На экране фрагмент мультфильма «Летучий корабль». Звучит песенка Водяного.

Вы узнали этот мультфильм? Как зовут героя, который поет эту песенку?

Каких героев мульфильма «Летучий корабль» вы еще знаете? Озорные Бабки Ёжки в этом мультике пели частушки. Частушки для Бабок Ёжек придумал Юрий Энтин.

В театральном чемоданчике есть куклы, которые помогут нам оживить этих персонажей. Действие в нашем театре начинается, куклы оживают.

Муз.рук. достает кукол с «живой рукой», помогает надеть их детям-артистам.

Исполняется этюд «Частушки Бабок Ёжек» муз.М.Дунаевского

Артисты кланяются, убирают кукол, садятся

Муз.рук.: Продолжаем наше представление.

На экране фрагмент мультфильма «Катерок». Песня «Чунга-Чанга».

Вы узнали эту песенку? Слова этой песни тоже написал Юрий Энтин.

Из какого мультфильма эта песенка? Это мультфильм - «Катерок», об увлекательном и опасном путешествии маленького бумажного кораблика, который приплывает к острову Чунга-Чанга. В нашем театре зазвучит веселая музыка из этого мультфильма, и мы тоже представим себе, что мы жители острова Чунга-Чанга. И станцуем шуточный танец.

Исполняется танец «Чунга-чанга» муз.В.Шаинского

Дети садятся на стулья.

Муз.рук. достает из чемоданчика шапочки пчелы и божьей коровки.

Муз.рук.: Из нашего театрального чемоданчика я достаю шапочки. Как вы думаете, кто их может носить? (предполагаемые ответы детей) Юрий Энтин написал юмористические стихи о насекомых, которые называются «О многих шестиногих». Давайте их послушаем. А исполнят их нам артисты нашего театра Вика и Ксюша.

Музыкальный руководитель надевает детям шапочки. Дети исполняют стихи.

Стихи «О многих шестиногих»

Юрий Энтин

Врач по имени Пчела.

Если к вам болезнь пришла,

Тело жаром пышет,

Врач по имени Пчела

Вам рецепт пропишет:

Поскорей от гриппа вы

Мед примите липовый!

Божья коровка

Небесная Коровка

Уселась на ладошку.

Ее подброшу ловко

И крикну на дорожку:

Божья Коровка,

Улети на небо,

Принеси мне хлеба,

Пирожков, ватрушек,

Сухарей и сушек,

И печенья пачку,

И, конечно… жвачку!

Артисты кланяются. Садятся на стулья.

Муз.рук. достает из чемоданчика кукол-козлят.

Муз.рук.: И снова мы заглядываем в наш театральный чемоданчик. Какую сказку можно разыграть этими куклами? (ответы детей) Это персонажи русской народной сказки «Волк и семеро козлят». Юрий Энтин придумал современную историю про непослушных, но веселых козлят и нежную и заботливую маму-козу.

Звучит музыка, открывается большой занавес.

Муз.рук.: Артисты нашего кукольного театра «Петрушка» приготовили сюрприз для вас и гостей. Они покажут сказку на стихи Юрия Энтина «Волк и семеро козлят на новый лад». Усаживайтесь поудобней. Внимательно слушайте и смотрите.

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» (см.Приложение)

Артисты выходят на поклон. Кладут кукол в театральный чемодан, садятся на места.

Поблагодарим наших актеров за выступление.

На экране появляется портрет Ю.Энтина

Завершая наше занятие, назовите еще раз этого замечательного поэта.

Давайте вспомним какие произведения Энтина вы знаете. (ответы детей)

Да, сегодня в нашем театре звучали замечательные песни на стихи Юрия Энтина, вы посмотрели спектакль. На этом наше занятие заканчивается. Большое спасибо вам, ребята, вы были замечательными артистами, танцорами, внимательно меня слушали. (индивидуальная похвала детей)

Я дарю вам диск с мультфильмами, в которых звучат песни на стихи Юрия Энтина. Спасибо за внимание нашим гостям. Давайте с ними попрощаемся. До новых встреч.

Приложение

Волк и семеро козлят на новый лад

Ю. Энтин

Cказка с песнями

Рассказчик: «Волк и семеро козлят». Сказка. Но на новый лад! Впрочем, сказочки начало Вышло старомодное. Вот и песня зазвучала, Ну почти народная: Коза: Ой, козлятушки, вы ребятушки, Остается вы без матушки. В огород иду за капустою. Может Волк придти – сердцем чувствую. Вы на семь замков запирайтеся. Лишь на голос мой откликайтеся. Ой, боюсь я за вас, ребятушки, Ох, не вышли бы обознатушки! Надо сидеть, Слышите вы, Тише воды, Ниже травы! Рассказчик: Ну, а каков ответ козляток? Он выразителен и краток: Козлята: Не волнуйся, мамочка, Будет все в порядке! Знаем мы из сказочки: Волк ужасно гадкий!
Рассказчик: Нет … Козлята не скучали … Лишь мамаша – за порог, В ритме танца застучали Ровно двадцать восемь ног. Затряслась родная хата, Задрожала вся земля - Это юные козлята Заблажили: ля-ля-ля!
Танец козлят Мы бессильны пред судьбою … Не прошло пяти минут - Серый Волк перед избою … Он, конечно, тут как тут! Волк: Отворите поскорей мамаше дверь. Я устала. Я голодная, как зверь. Вас поила я, поила молоком, А теперь мой голос даже не знаком. У порога, видно, буду помирать. Не пускаете домой родную мать. Открывайте! Не валяйте дурака! Я – Козлиха. Но охрипшая слегка! Рассказчик: Тут козляток дружный хор Вынес Волку приговор: Козлята: Твой голос на мамин Совсем не похож. Ты голосом толстым Фальшиво поёшь! Рассказчик: Жил Петух – вокала мастер. И творил он чудеса. Мог зверям дарить на счастье Он любые голоса. Волк: Помоги мне, Петя Научиться петь. Наступил мне в детстве На ухо Медведь!
Рассказчик: Педагог позанимался С Волком ровно полчаса. С воем Серый распрощался И заблеял как Коза: Волк: «Открывайте маме дверь. Я голодная, как зверь». Рассказчик: Лишь пропел он эту фразу, Волка в дом впустили сразу! Загорелся волчий взгляд: Волк: Баста, карапузики! Кончилися танцы! Рассказчик: Но сказали семь козлят: Козлята: Помирать так с музыкой! Запевайте, братцы! Рассказчик: В ритме танца застучали Ровно двадцать восемь ног. Чтобы Волка так встречали? Это кто ж подумать мог? Затряслась родная хата, Задрожала вся земля, Когда юные козлята Заблажили: ля-ля-ля! Что с козлятами случилось, Я оставлю «на потом»… А Коза, что отлучилась, Наконец, вернулась в дом! На спине в мешках капуста, Но какой с капусты толк, Если в доме стало пусто… Сказку былью сделал Волк! Коза: Ах, козлятушки, куда сгинули? На кого ж меня вы покинули? Не послушались своей матери – Видно, бдительность вы утратили. Не поверили родной матушке – Получилися обознатушки! Допустили вы упущение – Серый Волк проник в помещение. Рассказчик: В даль, куда глядят глаза, Мчится бедная Коза. Мчит Коза как будто серна, Через лес, луга, поля… Чу… почудилось, наверно… Волчий голос: ля-ля-ля! Пред Козою на поляне Потрясен лесной народ. Пред Козою на поляне Волк с козлятами поет! Да, друзья, сказать осмелюсь: Я не видел никогда, Чтоб козлята с Волком спелись… Ведь они его еда! Кто-то скажет: это глупо! А на мой, ребята, взгляд: Всех прекрасней шоу-группа «Волк и семеро козлят»!
Танец козлят
Использованная литература: Ю.С.Энтин «О многих шестиногих» Интернет-ресурсы: Официальный сайт Юрия Энтина

Елена Никонова
Конспект первого занятия по творчеству в детском клубе

Цель занятия : познакомить со старинными узорами, учить рисовать узор по образцу красками.

Возраст детей : 4-6 лет.

Материалы :

Кукла из кукольного театра

Распечатанные картинки (старинные узоры)

Краски, кисточки, непроливайки

Образец готовой закладки

Картон размером 20*7 по 2 на каждого ребенка

Полоска картона побольше для педагога (на которой будет показывать)

Широкий скотч

Ход занятия.

ПРИВЕТСТВИЕ.

У педагога на руке кукла из кукольного театра.

Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки!

Вы попали в творческую мастерскую . Здесь мы с вами будем и рисовать, и лепить, и клеить, и другие поделки вместе сотворим . Но сначала нам надо познакомиться. Я., а вас как зовут? (кукла за руку здоровается с каждым ребенком)

ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСТВО ?

Ребята, а что такое творческая , творчество ? кто знает? Это значит что-то сотворенное своими руками , что-то новое, придуманное, сделанное для красоты и пользы. А КТО все это делает? Люди, мастера. Поэтому наши с вами занятия так и называются "творческая мастерская ".

УЗОРЫ. НАРОДНЫЕ УЗОРЫ.

Сегодня я хочу вам рассказать, как раньше, в старину, украшали различными чудесными узорами одежду и другие домашние вещи - покрывала, скатерти, подушки, полотенца. Их доставали и использовали только по праздникам. Посмотрите на картинки (дети по очереди рассматривают картинки, это старинные узоры, их вышивали цветными нитями, украшали бахромой.

Какие цвета использовали? (белый, красный, желтый, синий)

Кого изображали? (птицы-павы, человеческие фигурки, ромбы, кресты, цветы)

Красивые узоры? Кому какой больше понравился? Почему?

Сегодня мы с вами попробуем нарисовать такой узор, но сначала поиграем.

ФИЗМИНУТКА.

Раз - подняться, потянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

РИСОВАНИЕ УЗОРА ПО ОБРАЗЦУ КРАСКАМИ.

Будем с вами делать закладку для любимых книжек. Но закладку не простую, а со старинными узорами. Она нам нужна, чтобы закладывать ту страницу, на которой закончили читать, чтобы дальше продолжить чтение с этой страницы.

Посмотрите, какая закладочка у нас получится (показываем образец) .

Давайте положим перед собой заготовку (картон 20*7) и начнем. (Педагог показывает действия на доске) .

У всех получилось?

Теперь на второй заготовке нарисуйте свой узор, похожий на старинные узоры. Эту вторую закладку подарите другу, брату или сестре.

ПРОЩАНИЕ. (Педагог говорит за куклу)

Ну-ка все встали в круг,

За руки все взялись вдруг.

Будем рядом стоять,

Ручками махать.

Целый час мы занимались

И немного баловались.

А теперь, детвора ,

Отдыхать и вам пора!

Публикации по теме:

Белая ромашка-символ борьбы с туберкулезом! Всероссийская акция «Белая ромашка» В России символом борьбы с туберкулезом с давних пор.

Совсем недавно в нашем городе Дербенте открылся детский клуб развития детей "Маленький Гений".Под крышей детского клуба развития "Маленький.

Тема: «Люблю тебя, мой город» Цель: гармонизация детско-родительских отношений, создание эмоционально-творческой обстановки во время игрового.

Конспект итогового занятия за первое полугодие по ФЭМП в подготовительной группе Цель: определение уровня знаний, приобретенных на занятиях по ФЭМП за первое полугодие. Задачи: знание прямого и обратного счета до 10;.

Конспект итогового занятия за первое полугодие во второй младшей группе «Путешествие в зимний лес» Возрастная группа: вторая младшая. Образовательная область: познавательное развитие. Цель: способствовать накоплению у детей представлений.

«Тренажеры». Конспект проведения занятия в клубе «Здоровье» с родителями детей старшего дошкольного возраста 1. Теоретическая часть. Первые тренажеры для формирования двигательных навыков появились еще в древности. Уже тогда люди стремились ускорить.

Работаю воспитателем в 1-ой младшей группе, решила освоить с детьми нетрадиционную технику рисования манкой. Ранее мы уже экспериментировали,.

Программное содержание:

  • Закрепить знания детей об устном народном творчестве русского народа. Выявить знания пословиц, потешек, поговорок.
  • Инсценировать потешку «Тень-тень-потетень», используя выразительные средства речи, мимику, жесты.
  • Прививать любовь и уважение к народному творчеству.

Словарная работа:

Потешки, посиделки, заклички.

Предварительная работа:

Педагог использует устное народное творчество в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т. д. Рассматривание иллюстраций, книг с русскими народными сказками.

Подготовка к занятию:

Женское платье в русском народном стиле. Люлька с куклой-младенцем. Книги русских народных сказок. Шапочки-маски: деда, бабки, лисы, волка, зайца, козла, кошки, собаки.

Ход занятия

Воспитатель: Детушки – малолетушки мои, проходите, присядьте рядком, поговорим ладком.

(Называются имена тех детей, которые есть в группе).

Дети проходят и рассаживаются на скамейки.

В нашей группе есть:

Две Ксюши –

Раскрасавицы вы наши,

И, конечно же, есть Даша –

Она словно кукла наша.

И Ульяна, Дима, Маша,

Даня, Юра и Вадим,

Лиза с Василисой.

Не забудем и про Тиму.

Сколько в группе есть ребят?!

Есть и Сева – хохотун,

Наша Аня – веселушка.

Ян,Виталик да Олеся,

Озоруют просто прелесть.

Есть у нас ещё Надюшка,

Скромник – Лёва.

Саша, Деня да Сергей,

Всё смеються,

Им не лень.

Александра, Стася, Миля

Вас никем не заменили!

Нету только лишь Акульки,

Она маленькая, в люльке;

Нет у нас Алёнки,

Она крошечка – в пелёнке.

Нет Аринки на перинке,

Нет Ивана, Фёдора.

Кого нет, не перечесть!

Я люблю того, кто есть!

Воспитатель: Вот какой стишок сердечный называется потешкой. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть, а кого-то насмешить. Послушайте ещё одну потешку:

Расти коса до пояса

Не вырони ни волоса.

Расти косонька до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти коса – не путайся,

Маму дочка слушайся.

Эта потешка говорит о том, чтобы у дочки волосы росли длинные, заплетались в косы, очень ласково говорится в потешке: «волосоньки», «косоньки». После таких слов дочка обязательно должна слушаться свою маму. Давайте в потешку поиграем.

Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень» .

Все водят хоровод, приплясывают и поют:

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялись весь день.

Лиса: Похвалялась лиса:

Всему лесу я краса,

И пушиста и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Козёл: Похвалялся козёл:

Огород я обошел,

Всем я грядки прополол,

Да и по воду пошёл.

Жучка: Похвалялась Жучка –

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Дымчатая шкурка.

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

У меня скотины двор:

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

И гуляли мы весь день.

Воспитатель: Люди сочиняли не только весёлые и смешные потешки, но и мудрые пословицы: «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь», а вот как её объяснить – послушайте.

Рыл яму злодей на дороге лесной

Чтобы ночью свалился прохожий.

Вот яма готова. Он вылез.

«Постой! Прохожий ведь вылезет тоже!»

Ещё два дня разбойник потел

Летела из ямы землица.

Попробовал вылезти, но не сумел.

Тогда усмехнулся: «Годится!»

Какие пословицы вы знаете? (ответы детей).

Воспитатель: А ещё есть поучительные поговорки, они точно подмечают наши действия: «Какова пряха, такова и рубаха», «Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка».

Какие знаете вы поговорки? (ответ детей).

Воспитатель: Я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку.

А какие дразнилки известны вам? (ответ детей).

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они начинали пересчитываться, чтобы выбрать водящего:

«Тары – бары, растабары!

У Варвары куры стары!»

Какие считалки знаете вы? (ответ детей).

Воспитатель: Мы с вами тоже знаем такие игры, давайте сейчас в одну из них и поиграем. Русская народная игра «Пень».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на моё платье, оно вам нравится? Такие красивые и нарядные платья шили в старые времена русские красавицы. Платье длинное – до пят (описать своё платье, покрасоваться). В таких нарядах девушки ходили на посиделки, где они пели, веселились и выбирали себе дружков, зазывая их русскими народными песнями и закличками.

На посиделках не только пели песни, частушки, но и загадывали загадки. Кто загадает нам загадку? (дети загадывают и отгадывают загадки).

Воспитатель: (подойти вместе с детьми к книжному уголку). Посмотрите на эти книжки, они вам знакомы? Кто их написал? (ответ детей). Отгадайте, из какой сказки отрывок? (зачитать отрывки из 2-х, 3-х книжек).

А вот в этой книжке есть русские народные потешки и колыбельные песни. Когда вы были маленькими, ваши мамы брали вас ласково и любя на руки и напевали нежные колыбельные песни. Прошу одну из девочек взять куколку и спеть ей колыбельную «Баю, баюшки, баю…». Пусть Аринка спит, мы не будем ей мешать.

Итог занятия:

Похвалить детей за хорошие знания пословиц, поговорок, загадок и т.д.

Список литературы

1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада /Л.В.Артемова. – М.: Просвещение, 1991. – 127с.

2. Девятова, Т.Н. Звук – волшебник /Т.Н. Девятова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208с.

3. Доронова, Т.Н. Играют взрослые и дети: из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России / Т.Н. Доронова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 208С.

4. Гриценко, З.А. Ты мне сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 176с.

5. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / О.Л. Князева, М.Д. Маханева. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 304с.

6. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 128с.

7. Рик, Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада / Т. Рик. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 208с.

8. Сорокина, Н.Ф. играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети» (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович): Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н.Ф. Сорокина. – М.: АРКТИ, 2002. – 208с.

МБОУ «Зуткулейская средняя общеобразовательная школа»

Конспект НОД

Воспитатель: Самбаева Оксана Цэдашиевна

с. Зуткулей, 2013

Образовательная область «Художественное творчество». Аппликация.

Тема: «Чудесные рукавички»

Цель:

Задачи:

Формировать умение работать в технике аппликации;

Развивать творческие способности детей, внимание и фантазию;

Воспитывать дружеские отношения.

Материалы: Шаблоны варежек разных цветов, геометрические фигуры из цветной бумаги на каждого ребенка, клей.

Медиаобъекты: Презентация. Варежки разных видов.

Оборудование: компьютер, проектор

Ход НОД

Примечание

1

2

3

Вводно-мотивационный этап

Здравствуйте, дети!

Ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь.

Давайте поздороваемся,

А теперь, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Начнем занятие с хорошего настроения.

Ребята! Посмотрите в окно, какое сейчас время года?

А как вы узнали, что весна?

Нынче весна поздняя, поэтому мы еще одеваемся теплее

Что мы одеваем?

Ещё что мы одеваем?

(Показ на доске в интерактивном режиме)

А сейчас посмотрите на эти варежки.

Маленькие ребятишки из детского сада перепутали свои рукавички.

Ребята! Давайте им поможем.

Как мы сможем помочь?

А как вы догадались?

Вот вы говорите одинаковые цвета, одинаковые узоры

А как по- другому можно их назвать?

1 слайд

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Значит, варежки бывают только парами и одинаковыми по размеру, по цвету, по рисункам и т.д

Операционно-содержательный этап.

Я вам раздам шаблоны варежек.

Каждый находит себе пару и должны их разукрасить узорами.

У всех на столах розданы фигурки.

Давайте посмотрим их и назовем..

Скажите ребята, как можно назвать их одним словом?

Молодцы ребята.

Вот этими фигурами мы разукрасим наши варежки, поэтому вы должны работать в парах, сообща, дружно, слушать друг друга.

И мы посмотрим, у какой пары получится одинаковая пара варежек, та пара окажется самой дружной.

Практическая работа в парах

Инструктаж по технике безопасности

Рефлексивно-оценочный этап

Выставка работ

Какая пара закончила, принесите сюда

Анализ работ

Посмотрите на эту пару, какого цвета?

Они одинаковые или разные?

Какие фигуры расположены на верхних рядах? и т.д.

Варежки у нас получились очень красивыми, теплыми.

И давайте посчитаем, сколько пар у нас получилось?

А теперь ребята, давайте представим, что мы как- будто надеваем варежки.

Почувствуйте тепло ваших варежек, они такие теплые, мягкие, красивые

Вот мы убедились, что мы можем работать в парах, слушать друг друга, понимать.

А теперь благодарите друг друга крепким рукопожатием.

Молодцы ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали и все свободны. Можете выходить.

Д. Здравствуйте

Д.Весна

Ответы детей

Перечисляют

Варежки

Д.Найти пары

(они одинаковы друг с другом узорами, цветами, размерами)

Д.Пара

Дети называют фигуры

Д.Геометрические фигуры

Дети работают под музыку

Песенка «О дружбе»

В. К доске прикрепляются работы детей

Самоанализ занятия

Вашему вниманию было представлено занятие по разделу «Художественное творчество» (подраздел аппликация) по программе воспитания и обучения под редакцией Бабаевой, Гогоберидзе, Михайлова «Детство».

Данная НОД обучающая, целью которого является украшение варежек в технике аппликации

На занятии решались следующие задачи :

Формировать умение работать в технике аппликации;

Развивать творческие способности детей, внимание и фантазию;

Воспитывать умение работать в паре, дружеские отношения;

Интеграция с образовательными областями: познание, коммуникация, социализация, безопасность, музыка, физкультура

ОО ПОЗНАНИЕ. Закрепили знания детей о геометрических фигурах, повторили цвета, пространственную ориентировку и счет в пределах десяти. С помощью вводной беседы мы повторили времена года.

ОО КОММУНИКАЦИЯ. Развивалось умение внятно отчетливо произносить слова и словосочетания. Развивалось диалогическая речь. Работа в парах формирует у детей умение договариваться, уступать друг другу. Развивалось умение детей взаимодействовать друг с другом в паре, умение детей входить в воображаемую игровую ситуацию, стремление получению единого результата.

ОО БЕЗОПАСНОСТЬ. Формировалось у детей умение безопасного пользования работы с клеем.

Главным в занятии являлось украшение варежек в парах, где за счет смены деятельности, задачи решались комплексно и взаимосвязано. Развитие художественного творчества, занятия по продуктивным видам деятельности требует от детей навыка ручной работы.

Методы и приёмы, которые использовала на НОД:

Словесный (задавала вопросы детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)

Наглядный (мультимедийная презентация, учебная доска)

Практический

Игровой

Метод контроля (анализ выполненных работ, самооценка результатов деятельности)

СТРУКТУРА НОД

1.Вводная часть – 5 мин

2.Основная часть – 22 мин

3.Рефлексивно-оценочная часть (подведение итога) – 3 мин

На мой взгляд, занятие имело четкую структуру. На каждом из этапов занятия использовались соответствующие методы и приемы.

Организационный этап включил в себя знакомство детей с гостями, вводную беседу о временах года, создание мотивации на занятие. Длительность этой части была 5 мин., что соответствует требованиям методики трудового воспитания. На этапе постановки цели закрепили знание о геометрических фигурах, сравнение предметов одинаковые разные, здесь происходило развитие навыков активной речи. Я старалась использовать методы и приемы, соответствующие структурной части занятия содержанию предстоящей деятельности, возрастным особенностям детей: наглядные (ИКТ), словесные. Детям был представлен выбор в составлении узора на варежках. Об осознанном принятии детьми учебной задачи, говорит тот факт, что они достаточно быстро определились с тем, что они будут работать в парах. Я считаю, что на этапе самостоятельной работы, дети проявили интерес, фантазию, творческий подход к выполнению задания.

Учитывая, что дети подготовительной группы «Завтрашние школьники», я учила их навыкам взаимоконтроля, умению доводить начатое дело до конца. В середине занятия была проведена динамическая пауза. В заключительной части использован показ коллективных работ.

Эмоциональные и речевые реакции детей свидетельствовали о том, что они удовлетворены проделанной работой.

У детей создан интерес к показу коллективной работы.

Считаю, что задачи решены, о чем свидетельствует оценка деятельности детей, данная мною в каждой из структурных частей занятия. Общая длительность занятия была 30 мин что соответствует требованиям программы воспитания и обучения для детей подготовительной группы.

Мы рассчитывали на интерактивную доску, предполагалось, что дети на доске находили пары рукавичек путем передвижения.

Занятие на тему « Народное творчество»

Цель занятия: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору.

Задачи:

  1. Образовательная – Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях, понимание форм бытования народных и крестьянских традиций в современной жизни.
  2. Развивающая – Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, декоративное рисование развить воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.
  3. Воспитательная – Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Предварительная работа:

Напомнить детям о народных художественных промыслах. Подготовить рассказы для детей, играющих роль экскурсоводов. Подготовить силуэты для росписи.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением различных народных промыслов. Посуда Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки. Силуэты для росписи. Краски, кисточки, баночки с водой.

Ход занятия:

Воспитател ь: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети здороваются с гостями.

Тихо звучит музыка.

Воспитатель : Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество… И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Дети подходят к первому стенду, здороваются с экскурсоводом.

Ребенок : Я – гжельская мастерица и сегодня расскажу вам о Гжели.

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свови изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Воспитатель : Спасибо тебе за твой интересный рассказ. Наши ребята очень любят изображать гжельские узоры, а еще они знают стихотворение о Гжели.

Сине – голубые розы, листья, птицы

Увидев нас впервые каждый удивится

Чудо на фарфоре - синяя капель

Это называется - просто роспись Гжель.

Воспитатель : Продолжим нашу экскурсию. Посмотрите, какая красивая посуда. А что ты нам расскажешь о своих мастерах?

Ребенок : В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная. А из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина. Или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Воспитатель : Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. Молодцы ребята! А еще вы хотели рассказать стихотворение о Хохломе.

Ребенок рассказывает стихотворение:

Посуда не простая, а точно – золотая!

С яркими узорчиками ягодками и листочками

Называется она – Золотая хохлома.

Дети подходят к выставке Дымковских игрушек.

Воспитатель : Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня и свистулька и лошадки. Что же это за узор?

Дети отвечают, что Дымковский.

Воспитатель : правильно, ребята. А сейчас мы услышим рассказ о Дымковской игрушке.

Ребенок : Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного. Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Воспитатель : Ребята, расскажите стихотворение, которое вы знаете о дымке?

Ребенок рассказывает стихотворение:

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Воспитатель : Ребята, какая интересная экскурсия получилась. А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую, где вы сможете выбрать для себя любой предмет и расписать его по мотивам художественных народных промыслов.

Дети выбирают заготовленные заранее силуэты и раскрашивают их.

Воспитатель : А чтобы работа спорилась, на мольберте у вас расположены элементы росписи, которую вы выбрали.

После окончания рисования воспитатель подводит итоги рисования и предлагает детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор

Ребенок:

Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные.

Расписали их, старались,

Подарить вам собирались!

Приложение

Примерное содержание рассказов воспитателя о народных промыслах
Гжель
Белоснежные фарфоровые чайники, чашки, сахарницы, подсвечники, часы, шкатулки, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей по всей земле. Почему же гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного? Это необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий – яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзилинь». Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого белого полотна художник ведет кисточку с одной-единственной краской – то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком. Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Декоративные розы не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными смелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны. Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Хохлома
Село Хохлома, где с давних времен проходят ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу. Вот уже много лет умельцы делают деревянные ковши, поставки, ложки. В наше время мастера научились делать современные наборы посуды – для соков, мороженого, варенья, салатов, а также декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, праздничные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах-печах. Изделия получаются с неповторимым золотым блеском, из-за которого сам промысел и все изделия называют золотой хохломой. Мастера выбирают для узоров цвета красок, которые сочетаются с золотым фоном: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Любимые узоры – это веточки, кустики, ягодки, цветы. Веточки и кустики мастера называют «травкой». Иногда они рисуют травку так, будто все листочки и травинки превратились в завитки. Такие веточки и кустики называются кудриной (от слов – кудри, «кудрявая»).

Дымковская игрушка.
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка., которую так и называли – «дымковская». Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. В наше время делают не только свистульки. Если мы зайдем в мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, а другая с козлятами, и все это – настоящее чудо. Сначала игрушки лепят из глины, затем сушат в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки. Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. По легенде в этом месте жил дед Филимон, который делал игрушки. Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы А.И. Дербенёва, П.П. Илюхина, А.И. Лукьянова и др. Люди и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешны, причудливы и очень выразительны – это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях, коровы, бараны, лиса с петухом и др. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Роспись яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета. Сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звёзды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Игрушки полыхают огнём, переливаются всеми цветами радуги, налепов в филимоновской игрушке мало, если сравнивать её с дымковской.

Маленький ребёнок, прежде всего, видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. С давних времён жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски, некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку. Однако в 1930 году художественный промысел пришёл в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У.И. Бабкина, именно её изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967 году были вновь созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться строгой. В цветовую гамму росписи входят чёрный, тёмно-зелёный и коричневый цвета. Среди игрушек много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. В основном это бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции – танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях и т.д. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку.

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, у них удлинённое туловище, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Звери изображаются толстоногими и порой динамичными, например, медведь стоит на задних лапах – момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть, утка с распростёртыми крыльями и т. д. В последнее время для оживления игрушек мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям, места соединения деталей тщательно сглаживают. Изделия сушат, обжигают в печи и расписывают темперными красками. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. У каждого свой почерк лепки и росписи, однако, в основе всех игрушек лежат старые народные традиции.

ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА

В городе Торжок Тверской области сравнительно недавно стали изготавливать глиняные игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налепами и росписью. Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, чёрный, зелёный, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор. Кроме росписи игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с её основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожжённой глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повёрнутыми шейками и головками, что придаёт им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, утки.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Народными мастерами в селе Богородское московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как глиняные, относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой. Вот уже более 350 лет в селе Богородское вблизи Сергиев-Посада работают резчики по дереву. В их умелых руках бруски дерева превращаются в забавные фигурки. Игрушки режут из липы, которая должна сохнуть перед этим 2 года. Основные виды расписных игрушек – куры, птицы на подставке с подвижным устройством и др. Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой, в результате чего фигурка получалась гладкой. Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Содержание игрушек разнообразно – это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь.

Известным мастером богородской резьбы является потомственный резчик Н.И. Максимов. Многие годы он обучал резчиков в профессиональном техническом училище, стремился привить им не только навыки и приёмы резьбы, но и любовь к природе, ко всему живому. Богородские игрушки широко известны в нашей стране и славятся далеко за её пределами.

ГЖЕЛЬСКАЯ ПОСУДА

Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремёслами занимались здесь издавна, примерно с14 века. Делали квасники, кумганы, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками коричневого и желтовато-зелёного цветов. Иногда посуду украшали лепными фигурками. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озёр и рек. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Алёнушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой и др. В настоящее время художники работают над созданием новых сюжетов и композиций. Появились скульптуры, изображающие космонавтов и спортсменов с олимпийскими факелами. Все работы гжельских мастеров поражают глубоким чувством ритма, гармонией формы и содержания.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»

Цель : Знакомство с народным промыслом Городца.

Программные задачи:

Знакомить с городецкой росписью, расширять представление о народных игрушках

Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Воспитывать интерес к русскому народному промыслу

Воспитывать гордость и восхищение работами мастеров русского прикладного творчества

Предварительная работа : сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды, украшенной городецкой росписью, рассматривание книг, энциклопедий о народных промыслах

Ход занятия

Воспитатель : Нынче принесла вам в подарок поделки, выполненные замечательными мастерами. А мастера родом из города Городец. На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись

Городец –древнейший русский город - крепость. (слайд)

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд)

Из чего делались все эти поделки?

Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до посуды.

А началось все с прялок.

Для чего были нужны прялки?

Прялка состоит из гребня, донца и веретена. Донце - это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы, веретёна складывали в короб, а донца вешали на стену, как картину. Городецкие прялки пользовались особой известностью. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. (слайд)

Есть у нас в стране местечко

Где расписывают дощечки!

Вот на них растут цветы

Небывалой красоты.

Гирлянды птицы собирают,

Кони гривами играют! (слайд)

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой.

Что изображено на этой посуде: цветы-розы, купавки с симметричными листьями (слайд):

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он (слайд).

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки (слайд).

Физкультминутка

Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку, да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай, утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка - вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Рассмотрите доску.

Какие цвета использовали художники?

Этим городецкая роспись не похожа на другие.

В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.

Раньше предметы расписывались в мастерских. Сейчас это делают художники на фабрике (слайд).

Игра «Кто быстрее сложит разрезную картинку»

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это - декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом. Приглашаю вас на нашу выставку, чтобы еще раз полюбоваться городецкой росписью.

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с Богородской игрушкой детей средней группы.

Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.

Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умение отличать богородские игрушки, познакомить детей с искусством богородских резчиков, механическими свойствами игрушек.

Оборудование : расписной сундучок; богородские игрушки - мужик, медведь, медведь-рыболов, медведь-дровосек, мужик и медведь.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, сейчас я Вам расскажу сказку о мужике и медведе, да не просто расскажу, а еще и покажу. У меня в сундучке (показывает детям расписной сундучок, в котором приготовлены богородские игрушки) игрушки, да не простые, а подвижные. Ну, садитесь рядком, да слушайте ладком. Жил был старик (показывает игрушку мужика), вот однажды отправился он на лесную опушку за малиной, и видит медведь сидит на пеньке и кряхтит (показывает игрушку медведя).

Подошел к нему и спрашивает: - «От чего же ты косолапый кручинишься, малина не спелая?

А медведь ему отвечает: - « Малина куда как хороша, объелся, только не знаю, как домой дойду. Пока до малинника дошел, все лапы стоптал, прям хоть не ходи сюда. А ты то, что без лошади? Твой-то дом дальше, чем моя берлога, как же ты с такими корзинами домой дойдешь?»

А старик ему отвечает: «Да мне не тяжело».

Медведь: - «Ты, наверное, какой-нибудь секрет волшебный знаешь?»

Старик: - «Знаю, ты с утра рыбу налови, в кузне лошадь подкуй, поле вспаши, дрова наколи и тебе не в тягость будет от берлоги до малинника дойти».

Вот решил медведь совету деда внять, стал рыбу ловить (показывает игрушку медведь-рыболов), дрова колоть (показывает игрушку медведь-дровосек), почувствовал прилив сил, да еще и деду стал в кузнеце помогать(показывает игрушку мужик и медведь). И разгадал тогда медведь секрет деда…..

Воспитатель : А вы догадались? (Ответы детей)

Воспитатель : Да, совершенно верно от труда здоровеют, а от лени болеют.

II Основная часть.

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, какие игрушки рассказали и показали нам сказку?

Ответы детей: Старик, медведь, медведь колит дрова, медведь ловит рыбу, мужик и медведь.

Воспитатель : А какие это игрушки? Из чего они сделаны?

Ответы детей : Из дерева

Воспитатель : Совершенно верно, эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках? (Ответы детей)

Воспитатель : Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка-дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?

Ответы детей : Да

Воспитатель : А как мы можем еще с вами стать сильными?

Ответы детей : Нужно делать зарядку

Воспитатель : Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку

III Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков).

IV Закрепление .

Воспитатель : Давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек» . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями.

Воспитатель : Ну вот, наше занятие подошло к концу. С какими новыми игрушками мы с вами сегодня познакомились? (Ответы детей).

Воспитатель : Какая игрушка вам больше всего понравилась? (Ответы детей).

Воспитатель Молодцы.

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира и рисованию.

Подготовила воспитатель: Кукленкова И.А.

«Русская народная игрушка - веселая матрешка»

Виды детской деятельности:

Продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «коммуникация», «художественное творчество», «физическая культура»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные;

Учить детей различать разные техники росписи матрешек;

Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов;

Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки; глазомер, чувство цвета, формы, ритма;

Воспитательные:

Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания в народном творчестве;

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;

Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками;

Коррекционные:

Развивать навыки творческого рассказывания, составление рассказов об игрушке;

Закреплять навыки связной речи.

Предварительная работа

Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства;

Составление коллекции матрешек;

Рассматривание, обследование и сравнение матрешек;

Дидактические игры с пяти - семиместными матрешками;

Рисование и раскрашивание матрешек.

Материалы:

Выставка игрушек- дымковских, филимоновских, богородских.

Выставка матрешек – сергиево-пасадских, загорских, полхов-майданских.

Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги.

Кисти.

Краски (гуашь или акварель)

Баночки с водой, салфетки.

Карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Сказительница русских сказок приглашает детей полюбоваться народными игрушками.

1.Экскурсия по выставке игрушки

II. Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие!

Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете, кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам рассказать.

Только сегодня я хочу вам сказки не рассказывать, а показывать. Вот они у меня все стоят, на столах и подставочках. Удивлены? Посмотрите сами.

Вот здесь живут сказки из Дымково.

Вы уже с ними знакомы. Кого вы узнали? Здесь и барышня – водоноска, и храбрый солдат, олень – золотые рога, и петушок – золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.

А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть – свиристеть умеют.

Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумали народные мастера всякие игрушки для забавы.

А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделали из липы. Медведей особенно любят сделать Богородские мастера.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют. Много радости они людям приносят, и те им большое спасибо мастерам богородским говорят.

2. Рассказ матрешки

А вот еще один стол. Он платком цветастым накрыт.Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, ониа вам о многом расскажет:

Словно речка она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко широко

Парой, черных смородинок – глаз.

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (матрешка)

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.

А вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут в друг дружке,

А всего одна подружка

(стихи А.Рождественской)

3. Физкультминутка:

Мы веселые матрешки –

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

(Руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произношении слов «Ладушки, ладушки» дети хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее кружатся, руки на поясе)

4. Рассказ о матрешке (продолжение)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок.

На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Известно, что прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Первая русская матрешка появилась в Сергиевом Посаде и состояла из 8 фигур. Потом их стали делать во многих областях России. Наиболее известны семеновские, загорские, а также полхов - майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.

В росписи преобладают красные, синие и зеленые цвета. Есть матрешки, у которых прорисованы глаза и нарумянены щеки.

III. Рисование сарафана для матрешки.

Сказительница: Ну что, понравились вам игрушки?

А теперь садитесь за столы и попробуйте сами нарисовать костюм для матрешки.

(Детям предлагаются силуэты матрешек, вырезанные из бумаги)

Придумайте и нарисуйте узор для сарафана. Подумайте, какой будет основной цвет сарафана. Какой цветочный или геометрический узор будет его украшать.

2. Самостоятельная работа детей

IV. Итог занятия:

Расскажите, пожалуйста, откуда пришли ваши матрешки, в чем отличие их костюма от другого, почему костюм именно такой?

Что вы узнали нового о народной игрушке?

Молодцы!

Наша встреча с матрешкой подходит к концу.

А теперь давайте сделаем « Хоровод матрешек» (выставка работ)

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т.д.

Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

ПРОЕКТ - «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творческой личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Ценность народного искусства определяется и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Цель проекта:

  • Воспитывать любовь к народной игрушке.
  • Обогатить и расширить представления детей об игрушках славянских детей;
  • Вызвать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных промыслах;
  • Развивать умение классифицировать элементы разных росписей (дымковская, филимоновская, городецкая игрушки, жостовская роспись, хохлома, гжель);
  • Воспитывать активность, самостоятельность и инициативность.

Задачи:

  • Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
  • Обобщить знания детей о глиняных и деревянных игрушках.
  • Учить делать сравнительный анализ элементов национальных

узоров

  • Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
  • Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
  • Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
  • Активизировать и пополнять словарный запас детей.
  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу общения.
  • Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, фольклору.
  • Формировать чувство дружелюбия.
  • Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
  • Приобщать родителей к совместной деятельности



Рассказать друзьям