Надо прощать нельзя жить без прощения. Всегда ли надо прощать? Всегда ли прощение ведет к облегчению жизни прощающего? А ты просто не думай о плохом, не создавай негативных мыслеформ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развитие личности тщательно изучено до 18-20-летнего возраста, особенности развития разложены по полочкам. Далее, как правило после 21 года мы предоставлены сами себе, плывем по течению до старости. В период между 18 и 50 годами максимально раскрываются возможности человека. Это тот возраст, когда мы нуждаемся в советах по жизненно важным проблемам, пытаемся придать некоторый смысл своему существованию и пробиться через неопределенность. Если мы "не приспосабливаемся" к условиям существования, то воспринимаем это как собственное несоответствие требованиям жизни. При этом мы не учитываем, что находимся на определенной ступени развития, и не задумываемся над тем, что многие проблемы тянутся с детства. Значительно легче обвинить в срывах мать, жену, мужа, работу, систему либо вовсе не думать об этом.

До недавнего времени психиатры и социологи обращались к жизни взрослого человека только при наличии каких-то проблем и очень редко уделяли внимание временным изменениям и их предсказанию. Теоретические концепции, берущие начало от Фрейда, основаны на том, что личность более или менее сформировалась в пятилетнем возрасте. А что могут дать эти концепции 40-летниму человеку, который достиг профессиональной цели, но чувствует себя подавленным? Он обвиняет свое окружение в том, что они лишили его свободы. В мыслях он пытается вырваться из этих пут. Поэтому объектом желания освободиться может стать кто угодно: например, интересная женщина, которую он встретил -другое поле деятельности и т.д. Но когда цель достигнута, выясняется, что все осталось по-прежнему и новая ситуация оказывается опасной ловушкой.

Никто не думал, что чувство неуравновешенности и подавленности, возникающее в среднем возрасте, можно предсказать.

Новая концепция зрелости включает полный жизненный цикл и подтверждает старые предположения. Если человек не воспринимает свою личность не как механизм, сформировавшийся по окончании детства, а как процесс развития, то жизнь в 20 или 30 лет или при переходе в средний возраст будет интригующей, обещающей сюрпризы и радости открытия.

В 21 год человек становится взрослым и полностью отвечает за свои поступки. Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное чувство, исчезают сомнения и временность юности, начинают строить будущее. Во всех жизненных сферах начинается сильное жизненное стремление к экспансии.

Важнейшей задачей мужчины становится основание жизненного сообщества и начало профессиональной карьеры. Для женщины приобретает центральное значение ответственность за создание собственного окружения. Если этот момент замедляется внешними обстоятельствами, то внутренне это ощущается как недостаток, от которого нужно по возможности избавиться. Во всяком случае, человек в этом возрасте развить в себе соответствующую порцию творческих способностей.

Найти партнера для жизни, обставить собственную квартиру, начать первую фазу профессиональной жизни-все это явно спроецированная вовне внутренняя психическая структура.

Два человека должны вместе создать собственный стиль жизни. Найти новый смысл жизни значит создать частицу культуры и среды, и это потому так важно, что это будет средой, формирующей новой поколение. Это относится также и к стилю взаимоотношений. Маленький ребенок, ползающий по полу еще не понимает, о чем беседуют отец и мать друг с другом, но он очень хорошо схватывает тон разговора. Он, например, может слышать как один не нападает на другого и не выносит ему нравственный приговор, что друг друга уважают и предоставляют один другому свободу. Все это вещи, которые формируют отношение ребенка к жизни, задолго до того, как он сможет понять что-то конкретно.

Первое место работы или вступление в профессию является также большим творческим достижением в общественной сфере. Чувство самооценки человека в этой фазе еще очень зависит от реакции окружения на его (экспансивные) действия и деятельность. Молодой взрослый человек хотел бы проявить себя в различных ситуациях, чтобы таким образом изучить себя и свои способности.

В 20-е годы и прежде всего в их второй половине внутренняя душевная жизнь впервые приобретает личные формы. Это форма, которую Штайнер рассматривает как "душой ощущающей", а М. Мерс жизненно-душевными стремлениями, т.е. как силы в которых познается душа как законченное целое.

Иначе говоря: теперь возникает собственный внутренний мир, в котором инстинкты, берущие начало в сфере телесного, являются только одним из явлений среди других. Равное с ними право среди прочего имеют знание о собственной жизни как задаче и единстве, и не только знание, но и конкретный опыт о начале и конце жизни, о смысле и бессмыслице, и о добровольно выбираемой ответственности в отношении людей и общественных институтов.

Марта Мерс считает, что развитие женщины в эти годи происходит иначе, прежде всего потому, что "созревание" (переходная фаза от юности к взрослости) у женщины заканчивается уже в 21 год, в то время как у мужчины она может продолжаться до 24 лет. Таким образом, женщина сначала превосходит мужчину в отношении зрелости личности. При этом женщина в начале взрослого бытия стоит перед двойной задачей, часто приводящей ее к внутреннему конфликту. Она должна посвятить силы сохранению человеческого рода, неся на себе всю тяжесть этой задачи. С другой стороны, жизнь требует сегодня интенсивного участия в работе ради заработка и общественной жизни. Этому конфликту женщина подвержена уже в юности, позже он еще более обостряется.

Начало взрослости является фазой, определяющей развитие в дальнейшей жизни от сексуальности через эрос к любви. Эрос-душевная сфера, в которой колеблются склонность и неприязнь, надежда и разочарование, вопрос и ответ. Он может превратиться независимо от биологической сексуальности в дружбу и почитание. Эрос-большой стимулятор искусства, прежде всего поэзии и музыки.

Эрос превращается в любовь, если душа открывается другому человеку, если человек понимает чувства другого, как тот уверен, что любящий человек знает его душевный мир.

Выбор партнера может определиться чисто биологически-сексуально, тогда, вероятно, связь долго не продлится. Отношения должны складываться вначале на сексуальном влечении, но потом все-таки стать интимной игрой маленьких неожиданностей и инициатив, означающих для души больше, чем для тела. Наконец, отсюда может вырасти любовь к духовному облику партнера, который лишь тогда ощущает себя понятым в своей духовной человеческой сущности и приободренным.

С усложнением нашей действительности, с возрастанием роли женщины в ней и, следовательно, с увеличением многогранности ее личности семейная жизнь становится все более сложным делом, требующим непрестанного и постоянного к себе внимания. И это внимание, эта забота, это постоянное стремление к воспроизводству чувств обернется огромной радостью на всю жизнь. Создание физической и психической среды требует много энергии и напряжения, но приносит также большое удовлетворение.

Освоение родительской роли, так же как и супружеской, требует от людей в период взросления принятие на себя обязательств, регулирующих их место как в семье, так и в обществе. Это очень трудное явление -взятые на себя обязательства - контроль и исполнение принадлежит самому человеку, в его внутреннем диалоге преобладает модальность долженствования. Это ограничивает жизнь "Я", проявление его динамики в других модальностях: хочу, могу, думаю, наконец, чувствую. Все смещается в ракурс долженствования и воспринимается, в конечном счете, как навязанная обязанность, стесняющая спонтанность жизни. Вот здесь человек в период взросления и проходит испытание на решение важной жизненной задачи - выработку собственного (семейного) стиля жизни. Стиля жизни во всей ее неповторимости, спонтанности, энергичности, рискованности, продуктивности... Выработка стиля жизни предполагает и семейное единение "мы" и свободное существование "я" каждого члена семьи.

Уже в первой фазе брака содержатся в зародыше все возможности дальнейшего развития отношений. И здесь от человека требуется выраженная экспансивная позиция, ориентированная на внутреннее развитие. Если в данной фазе такое внутреннее развитие не состоится, тогда всплывает -как мы увидим- в 30-е годы почти непреодолимые трудности, и в период 40-ых годов человек окажется с пустыми руками.

Около 28 лет (почти все ученые отмечают этот возраст) стихии чувств утихают, все больше дистанцируются от событий. После этого состоится первый взгляд назад, возникает чувство, что человек простился с юностью; заглядывая вперед, чувствуют, что вступают в фазу, когда появляются совершенно другие задачи, а спонтанность эмоционального развития отходит на задний план.

Следующая фаза, начинающаяся в конце 20-ых годов и продолжающаяся до середины 30-х, имеет совершенно иной характер, чем предыдущая. Юность прошла, наконец-то начинается серьезная жизнь.

Это проявляется в обычных областях. Профессию больше не меняют, добиваются определенных обязанностей, которые могут обеспечить продвижение или по крайней мере выполнение широко задуманной задачи. Все определяется больше интеллектом, экспансивность еще присутствует и все еще отмечена некоторой живостью, но рассудок преобладает.

Примерно в 30 лет подводятся первые итоги, знают, что могут, что дается с трудом, и чего, вероятно, никогда не сумеют сделать. В 20-х годах можно было проверить свои надежды и желания, теперь же речь идет о том, чтобы планировать дальнейший ход дела.

Что касается профессиональной жизни, то эту фазу можно назвать организационной , т.к. в этот период человек решает проблемы организационным путем. Необходимо уметь общаться, анализировать факты и принимать логические решения, основанные на интерпретации фактов и прогнозе. Наряду с этим есть растущая потребность, особенно у мужчины, проявить свои организаторские способности, находиться у власти. Наконец, нужно уже перед своим 40-летием сделать карьеру; кто до сих пор не был замечен, тот будет -таково господствующее мнение - обойден при последующих повышениях.

В возрасте 35 лет человек с количественной точки зрения находится на пике своих творческих сил. Он знает, чего он может достичь, и работает целенаправленно во имя этой цели. Эта фаза жизни, в которую человек, в зависимости от индивидуальных свойств личности, более всего является материалистом.

А как же обстоит дело с женщиной? И она совершенно отчетливо проходит фазу, ориентированную на рассудок. Для нее 28-й или 29-ый годы жизни являются, может быть, еще большим переходом и еще более трудным прощанием с юностью, чем для мужчины. И от нее в 30-е годы требуются относительно большие организаторские достижения. Дети уже немного подросли, ходят в школу. Ребенка нужно вовремя отправить в школу, снабдив его всем, что ему нужно, а потом справиться с домашним хозяйством, найти подход к каждому члену семьи и быть привлекательной и интересной, это требует так же много организаторского таланта, как пост руководителя предприятия для мужчины.

В браке заканчивается первая влюбленность; как уже отмечалось, должны быть открыты другие источники, но брак не должен превратиться в рассудочную деловую связь, когда у каждого своя задача и сексуальная жизнь становится рутиной без волнения и неожиданностей. Только общий духовный союз может привести супружескую пару в более позднюю, новую фазу.

35-ый год -вершина жизни! Человек сделал свой выбор и готов извлечь из него последствия. Облик психической личности становится отчетливее и приобретает более ясные контуры. Личность осознает себя и считает, что так и будет продолжаться. Впрочем, велика опасность ожесточиться и стать эгоистом. Углубляются в свою работу и сами готовят себе изоляцию. Новых друзей больше не находят, есть знакомые с которыми общаются, главным образом "полезные знакомые".

В 30-х годах (относительно!) склонен считать себя за единственного в своем роде: здесь я-там мир, который нужно завоевать, опекать, изменить, побороть или бояться. Всякое стремление к власти живет идеей собственной неповторимости. В этом заключена опасность психологии козла отпущения: виноваты всегда другие, если их отодвинуть в сторону или убрать, проблема будет решена. Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым.

Для большинства людей в период, предшествующий непосредственно началу 40-х лет, продолжают существовать вначале в неизменном виде отношение к жизни и уверенность в себе, завоеванные в первой половине 30-ых годов.

Но если вся система пошатнулась, если цель, к которой человек стремился и которая казалась такой желанной, вдруг стала пустой и ничего не говорящей, если больше не может быть удовлетворения, которое она обещала, действительно, теряют почву под ногами. Страх перед этой пропастью может быть снова отодвинут в бессознательное как угрожающий призрак, где он может сохраняться несколько лет. Этот страх можно временно преодолеть, беря все больше работы, увлекаясь распитием спиртных напитков, занимаясь поисками эротических приключений и т.д. Но страх, отодвигаемый в сферу бессознательного, остается активным. Разум имеет дело с системой ценностей, с помощью которой упорядочивают явления. Систему ценностей определяет воля, которая избирает и принимает решения.

Духовное же развитие человека в начале 40-ых годов находится на распутье. Или оно уменьшается вместе с биологическими функциями, или поднимается в совершенно новые сферы, где пробуждаются совершенно другие творческие силы, делающие возможной вторую кульминацию творческих сил человека.

Рассмотрим еще раз среднюю фазу жизни как целое, иначе говоря с 21 года до 42 лет, в этом случае в ней различают три основные периода со своей доминантой ценностей:

1) развитие души ощущающей с инстинктивной силой жизненно-душевных стремлений. Это время экспансии и самовоспитания, время, когда основывается семья и меняются трудовые отношения.

2) развитие души рассудочной. Это период, когда преобладают "материальные стремления", время большой активности и выдающихся достижений в системе ценностей, основанной на деловитости.

3) развитие души сознательной. Это период, когда начинают прорываться "духовно-душевные стремления", время, когда снова колеблется уверенность только что завершенной материальной фазы и благодаря этому становится возможным достойный шаг в совершенно новую важную фазу жизни, в третью большую фазу, в которой человек вырастает до зрелого человеческого бытия.

В середине жизни с 21 года и до 42 лет сформировался характер в преодолении сопротивления реальности. Теперь решающим является вопрос, можно ли найти другие, новые ценности.

Биологический спад и возможности духовного развития. Ценности, которые мы должны найти заново, это ценности существования. В поисках высшего "я" человек попадает в мир духовных реальностей, где все психические качества становятся силами, с помощью которых можно завоевать и победить эту духовную действительность. Третья большая фаза жизни (фаза, в которой становишься мудрым) начинается в сороковые годы, точнее -в 42.

В начале этой фазы жизни - очень бурные годы. Психически эта фаза характеризуется сомнениями, отсутствием ориентиров и склонностью к принятию иллюзорных решений, причем могут наступать короткие мгновения счастья. В духовном смысле эти годы означают борьбу с пустотой: кажется, что потеряли почву под ногами и еще не обрели новую. В биологическом отношении начинается время уменьшающейся жизненной силы. Реакцией на эту ситуацию может быть совершенно различной. Многие, кто попадает в нее неподготовленными, пугаются, видят в ней доказательство собственной слабости, и считают, что должны изменить ее как можно быстрее. Они работают еще больше, еще ожесточеннее и агрессивнее делают карьеру, или пытаются заглушить алкоголем и т.д. Некоторые пытаются сделать козлами отпущения жену, мужа или шефа, отравляющего им всю радость жизни.

На своем жизненном пути человек оказывается на своего рода распутье, и выбор, который он делает теперь, определяет дальнейшее течение жизни.Теперь решается, возможно ли реализовать желанный лейтмотив, или лейтмотив погружается в темные глубины подсознательного, где он весь остаток жизни представляет собой постоянную угрозу чувству самооценки. Для ощущения "Я" и самооценки открытие, что жизненные силы уходят и что становится все труднее делать и планировать все самому, является жестким ударом. К этому прибавляется еще глубокая неудовлетворенность собственным положением.

Уменьшение жизненных сил основано на инволюции тканей тела. Каждый орган человеческого тела имеет собственную кривую жизни. У определенных органов -глаза, уши или эндокринные железы -продолжительность их жизни можно точно измерить; поэтому она известна точно.

Самое известное явление старения - это затвердение тканей линзы глаза, влияющей на аккомодацию, что означает: теперь нельзя больше читать без очков. В течении 40-ых годов каждый, кто должен выполнять точные работы, нуждается в очках.

Каждый знает также из опыта, что легочная ткань становится менее эластичной; это отчетливо проявляется, когда после быстрого бега за отъезжающим транспортом человек дольше, чем прежде, не может восстановить дыхание.

Вся мускулатура также теряет эластичность, т.е. для одной и той же работы люди в зрелом возрасте тратят больше энергии. Это изменение происходит постепенно, чаще всего обнаруживается вдруг в определенной ситуации.

Самое важное и самое известное изменение - это изменение эндокринных желез. У мужчины и женщины перестают функционировать половые железы, но этот процесс протекает у представителей обоих полов очень по-разному.

Физиологическое увядание женщины происходит постепенно, обычно этот процесс дает о себе знать в полную силу около 47 лет. Это время перехода от половой зрелости к угасанию половой функции называется климактерическим периодом. У большинства женщин климактерический период проходит без осложнение -физиологически. Однако у некоторых женщин этот период осложняется недомоганиями, которые носят название "климактерического синдрома". Выделяется три группы нарушений:

1) Нервно-психические симптомы: раздражительность, нервозность, бессонница, депрессия, чувство страха, смена настроения, отсутствие аппетита, или, наоборот, постоянное чувство голода.

2) Сердечно-сосудистые симптомы, которые выражаются в головных болях (мигрени), мелькание перед глазами, повышение кровяного давления, отечности, приливах крови к лицу, ощущение жара, потливости.

3) Эндокринные симптомы в виде нарушения функции надпочечника и щитовидной железы, чаще в виде повышенной ее функции. С этим связны быстрая утомляемость, чувство холода, изменения веса тела, склонность к похуданию, заболевания суставов. Давно замечено, что климактерические расстройства наступают ранней весной -в феврале, марте и несколько реже осенью - в сентябре, октябре.

Самоощущение женщины существенно влияет на протекание климактерического периода, существование в ее психической реальности внутренней картины здоровья и внутренней картины болезни -соотношение между ними, оказывает влияние на все симптомы. Женщина, которая ориентирована не на внутреннюю картину болезни, а на внутреннюю картину здоровья, обладает большей динамичностью "Я", у нее есть возможность соотносить разные проявления жизни и достаточно энергии для того, чтобы жить полной жизнью.

Период зрелости -это время, когда женщина может найти в себе силы для достижения значимости в обществе, в семье, в собственных глазах за счет обновления границ собственного "Я", за счет возвращения к смыслу своей жизни, за счет осознания своей экзестенциальности.

С мужчиной происходят те же закономерности, что и с женщиной. Он должен к периоду зрелости переосмыслить свое место в изменившемся социально-психологическом пространстве, где он испытывает сильное влияние от переживаний, идущих от физиологических изменений в организме.

В жизни мужчины факторов стресса так же много, как и у женщин. Многие мужчины не знают, как устроен их собственный организм и какие возрастные сюрпризы он им готовит. В его половой сфере происходят изменения, причины которых нужно точно знать, чтобы притормозить их действие. Обычно о них говорят так:

*это неподходящая одежда и ритм жизни;

* неправильное питание;

*излишнее пристрастие к лекарствам, алкоголю и т.д;

*осложнения в результате травм;

* болезни, отражающиеся на сексуальной сфере;

* гипертрофия предстательной железы;

* мужской климакс.

Рассмотрим факторы подробнее.

О неподходящей одежде и ритме жизни мало кто задумывается как о факторах, окрашивающих жизнь в еще более интенсивный, но темный цвет. Фактор, связанный с одеждой, сильно влияет на потенцию мужчин. Не углубляясь в подробности, стоит заметить, что мужчинам надо следить за своей одеждой, она должна быть свободной, исключить тесные эластичные плавки и воздухонепроницаемые джинсы из своего гардероба.

Об излишнем пристрастии к алкоголю, лекарствам и неправильном питании написано достаточно книг и статей.

Совершенно очевидно, что у подавляющего большинства людей, если не у всех, уже с 40-50 лет наблюдаются изменения в функционировании нервной системы, которые проявляются в пониженной способности реагировать на раздражители.

Физические явления рука об руку шагают с душевной лабильностью. У мужчины вдруг появляются слезы на глазах или комок застревает в горле, если какие-то обстоятельства задевают его душу.

У мужчины старше 40 лет сердце начинает работать менее четко - уменьшается сокращаемость сердечной мышцы, это приводит к снижению общего количества крови, перекачиваемой сердцем в кровеносные сосуды. Вместе с сердцем стареют и другие ткани и органы организма, что позволяет справляться со своими функциями. Совершенно недопустимо вести беспечный образ жизни, иначе придет другая беда -инфаркт. Врачи очень серьезно предупреждают о необходимости вести здоровый образ жизни, соответствующий изменившимся физиологическим особенностям организма, который все больше склонен вырабатывать холестерин. Именно это вещество связывают с первыми грозными признаками старческих заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Изменения в сердечно-сосудистой системе резко снижают стрессоустойчивость организма мужчины после 40 лет. К этому еще добавляются неблагоприятные химические превращения в костях, где все больше становится неорганических веществ, т.е. неживых. Суставы же становятся менее гибкими, что приводит к затрудненности и ограниченности движений. Движения зрелого мужчины более грузны, медленны, менее динамичны-солиднее, чем у молодых.

Было бы несправедливо в рассмотрении проблем периода зрелости мужчины посвятить вопросам здоровья. Ведь это именно тот возраст, когда мужчина достигает своих максимальных возможностей. Трагедия возраста зрелости в том, что физическое состояние мужчины не соответствует интеллектуальному уровню. Физиологическое состояние, особенно во второй половине периода зрелости, вносит в переживания мужчины новый оттенок - неуверенность в себе, которая может быть разрушительной.

Исследователи творчества отмечают, что к концу периода зрелости у многих мужчин наблюдается взлет творческой активности: лишь после 40 лет создал свои знаменитые пьесы Генрик Ибсен, до 40 лет Тициан был никому не известным художником...Есть даже часто описываемая закономерность, что выдающиеся люди появляются, как бы освобождаясь от своей непосредственности, после 40 лет.

Жизнь показывает, что к середине периода зрелости нормальный мужчина словно заново открывает для себя радости жизни, самые простые и самые сложные -от кулинарии до философии, -буквально в один день принимая решение об изменении образа жизни и осуществляя его с завидной педантичностью.

Если для женщины очень значимыми ключевыми системами, определяющими решение ею задач, является семья и работа, то для мужчины не меньшее значение имеют друзья и общество в целом.

Именно в среде друзей и людей близких по профессиональной (или иной) деятельности он решает задачу определения границ своего "Я"-индификацию в качестве новых, изменившихся условиях физиологического состояния и социально-психологического. Нарастающая неуверенность в своих главных мужских качествах должна быть компенсирована возрастанием уверенности в себе в других сферах жизни.

Уверенность в себе, или как еще говорят, самопринятие или наличие чувства собственного достоинства, не только обеспечивает человеку легкость в общении с другими людьми, но и дает защиту от их чрезмерного воздействия. Где-то здесь проходит грань между самовлюбленным дураком и самодостаточным человеком, грань, которую трудно выразить словами, но легко почувствовать. Самовлюбленность мужчины, его суперэгоизм -это уход от реальных отношений с другими людьми в фантомный мир собственного представления о самом себе.

Психологи, занимающиеся проблемами межличностных отношений, неоднократно в ходе разных исследований получали сходные результаты, говорящие о том, что удовлетворенность общением людей разных полов зависит от уверенности человека в себе. Уверенный в себе человек выглядит как энциклопедия сплошных личных достоинств, так как именно это чувство позволяет ему сгладить недостатки и усилить имеющиеся достоинства. С неуверенным в себе очень трудно общаться, он многого боится, его мир заполнен фантомами, искажающими реальность, в том числе и реальность собственного "Я".

Должен быть сильно действующий фактор стабилизации самоуважения, дополняющий (если таковое имеется) психотерапевтические действия супруги. Таким фактором становятся друзья и общество, которые дарят мужчине признание его ценности, основанное на отношении к его человеческим качествам, тем, которые можно было бы назвать качествами его индивидуальности.

Слова, обращенные окружающими к мужчине зрелого возраста, становятся для него не менее значимые, чем все другие формы выражения отношений. Мудрые женщины к этому времени уже называют хозяина дома уважительными словами ("Он", "Хозяин", "Сам" и т.д.) в любых жизненных ситуациях, чтобы не на мгновение не возникло сомнения в достоинствах ее мужчины.

Слова сказываются на самооценке, на представлении о своих возможностях и в то же время по ним мужчина судит о самооценке другого человека, его реакции на самого себя и о возможностях этого человека. Остается напомнить, что с чувствами не шутят, их нужно ценить и понимать. Это относится ко всем членам семьи, известно, что невыраженные чувства укорачивают жизнь.

В 40-е годы в распоряжении человека находятся все аспекты его психики, они могут быть теперь применены в дальнейшем ходе его жизни. В связи с этим возникает вопрос: для чего я хочу их использовать? Что я должен, собственно говоря, делать в этой жизни? Какова моя действительная задача?

Если в эти годы будет найдена новая цель, вокруг которой можно построить подлинную структуру жизни, то они смогут стать лучшими в жизни.

Для человека, который преодолел кризис сороковых годов, пятидесятые годы являются своего рода освобождением. Горизонт расширяется, появляются новые и далеко идущие проблемы. Человек, развивающийся последовательно, достигает в середине 50-ых годов второй творческой кульминации. Он способен обобщить свой жизненный опыт и упорядочить его, и у него еще достаточно жизненных сил, чтобы привнести в свою работу. Это возраст для больших руководящих личностей.

И для женщины открыты новые возможности. Менопауза позади, и она чувствует, что ее жизненные силы возвращаются, часто даже интенсивнее, чем до этого. Она с удовлетворением констатирует, что снова способна на многое, что теперь она наконец может осуществить новый аспект лейтмотива своей жизни. Она благодарна прожитому времени, когда она могла жить для других. Теперь она может найти социальную задачу, наслаждаться своим садом или снова начать играть на инструменте, который раньше изучала.

Примерно в возрасте 56 лет (этот возраст встречается у всех ученых) проносится новая волна. Жизнь равномерно шла в последней фазе на высоком уровне: собственно, перед глазами была далекая перспектива, но мир воспринимается главным образом вокруг себя. Теперь взгляд снова обращается вовнутрь. Кажется, что все ценности можно еще раз пережить (Рюмке и Ш. Бюлер говорят об этой фазе также как о фазе старения; они отмечают, что решающим фактором здесь является приближающийся конец или по крайней мере реальность ухода на пенсию).

Теперь у некоторых появляется чувство, что нужно еще раз преодолеть трудное время. Найденные ценности, собственно, не подвергаются сомнению, но становится ясно, что мы еще не по-настоящему усвоили их. Теперь самое время подготовиться к тому, что еще хочешь сделать, выделить то, что можно оставить, и взяться за то, что еще хочешь завершить.

Во многих странах мира, и у нас тоже пожилой возраст -это время выхода на пенсию, т.е. предпенсионное состояние человека, сборы на "заслуженный отдых". Людей приближающихся к пожилому возрасту, можно условно разделить на группы:

1) Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.

2) Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточное, с их точки зрения, количество денег.

3) Третью группу людей я бы назвала равнодушными. Они давно уж не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни. В психологии пожилого возраста давно используется понятие эгоистической стагнации-это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Это "Я", которое реагирует только на изменение самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую "Я" реагирует появлением букета разнообразных заболеваний, от которых невозможно избавиться, т.к. без них теряется драгоценная часть "Я".

Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряет переживания человека, связанные с модальностью "Я могу" его психической реальности. Они словно волны о берег разбиваются при встрече с реальным "Я", с реальностью изменившихся свойств и качеств организма, с реальностью существования жизненных планов...

Напряженность этих переживаний связана с тем, что в диалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры, систему координат для адекватной самооценки. Внутренний диалог пожилого человека осложняется, для разрешения возникающих противоречий нужны силы. Что может быть их источником? Современная геронтология дает ответ. Он формулируется как содержание психологической задачи личностного развития, которую можно сформулировать как задачу установления связей вне семьи, говоря иначе, расширение, изменение жизненного контекста. Как жаль, что для городских пожилых людей это может закончится скамейкой у подъезда. Сельские жители в этом смысле в более выгодном положении -заботы о хозяйстве, а их нескончаемый круг, близость с природой, появление элементов досуга скрашивают остроту переживаний интенсивностью приложения сил.

Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям.

Создание личностного отношения к бренности существования - это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Личностное отношение к бренности своего существования может принимать разные конкретные формы: от обострения философско-религиозных исканий до приобретения экзотических увлечений (хобби). При решении этой сложнейшей личностной задачи пожилой человек сталкивается с необходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлексируя. Наблюдается удивительное в связи с этим обновление чувств, которое происходит за счет их интеллектуализации. Но кровь, скудеющая в жилах дает о себе знать. Особенно для сильной половины человечества. Мужчина переживает физиологически не лучшее время, изменение социального статуса сопровождается у большинства мужчин климаксом. Чаще его время приходит на 60-65 лет.

Мужчина в период его увядания подвержен развивающемуся атеросклерозу, что вызывает общее снижение жизненной активности. Нарушение обмена веществ, вызванное сокращением количества гормонов, вырабатываемых половыми железами, приводит к ослаблению мышц, что так характерно для мужчин в этом возрасте.

Гипертрофия предстательной железы отмечается в возрасте между 50-59 годами приблизительно у 1/3 мужчин, у 2/3 отмечается между 60 и 80 годами, а в возрасте старше 80 лет-практически у всех. До сих пор специалисты не пришли к общему мнению о том, считать ли гипертрофию предстательной железы патологическим процессом или нормальным физиологическим явлением.

Инфаркт чаще всего поражает мужчин, нежели женщин, и обычно после 50 лет, хотя нередки случаи и у более молодых людей. В подавляющем большинстве случаев инфаркт можно назвать болезнью переутомления. Инфаркт возникает, когда венечная артерия или ее ответвление внезапно оказываются закупоренными. Обычно ее причиной является тромб, возникающий в результате атеросклеротического процесса. Стенокардия поражает мужчин в 4 раза чаще, чем женщин. По мере распространения атеросклероза все чаще отмечается опасная и тяжелопротекающая болезнь - инсульт, причиной которого является внезапная закупорка артерий мозга.

Остановлюсь отдельно и на гипертонии, которая поражает мужчин чаще, чем женщин, на 6-ом десятке жизни ею болеют до 30 % людей. Эта болезнь чаще поражает людей ответственных, энергичных, активных, которые могут и хотят выполнить свое дело достойным образом. Именно они попадают в ситуацию хронического стресса из-за своего чувства ответственности и необходимости его реализации. В основе всех недугов лежат личностные конфликты, т.е. противоречия, с которыми человек не справился, и они проявились в виде болезни.

Анализ психологических особенностей мужчины пожилого возраста показывает, что для него это один из самых трудных периодов жизни, который можно благополучно прожить, если обновляется концепция жизни, если устанавливаются живительные эмоциональные связи с миром, тогда появляется новая энергия для осуществления жизни с опорой на свои умственные, а не физические возможности. Для этого надо взаимодействовать с миром своей семьи, с окружающим миром так, чтобы возможности учительства и наставничества переживались окружающими как необходимые. Это один из путей понимания стресса жизни, один из путей противостояния ему и управления им.

В сознании большинства людей старость прочно слилась с обликом немощного человека, а жалобы на болезни в пожилом возрасте являются чуть ли не проявлением "правила общения". Спрос на медицинскую помощь, особенно лекарственную, огромен. Болячки могут принести человеку социальные дивиденды - внимание окружающих. Это далеко не всегда наивное средство, и используют его люди в пожилом возрасте для решения одной из самых сложных жизненных задач - задачи переживания возрастающей зависимости от других людей, для решения которой нужно умение выживать при уменьшении физических ресурсов.

От 30 % до 50 % постоянных посетителей поликлиник по сути являются мнимыми больными. Их органические болезни - следствие ложных установок, неудовлетворенных амбиций, эмоциональных стрессов. Недаром говорят, что "все болезни от нервов".

Старость, как и все в жизни, явление далеко не однозначное. Жажда жизни, которую может проявить человек, может иметь не только созидательное для самой жизни содержание. По отношению к старикам следует затронуть сложную проблему границ психической реальности. Для этого возраста она может стать болезненно напряженной из-за увеличивающейся зависимости от других людей. Это приводит к появлению, к сожалению, достаточно распространенного явления, которое можно назвать "синдромом мученика". Классический пример "синдрома мученика" -человек, страдающий от болезней, реальных и мнимых, включающий в свои мучительные переживания всех вокруг.

Чаще всего это бывает с одинокими стареющими матерями, которые проявляют удивительную изобретательность, чтобы всеми силами воздействовать на жизнь своих взрослых детей. Думая только о себе, охваченная страхом одиночества, она безжалостно может разбить жизнь собственного ребенка. Неважно даже, сын это или дочь.

Увеличение зависимости от других людей -психологическая задача, требующая решения. Решения, которое не толкало бы стареющего человека в бездну отчаяния, а поддерживало в нем чувство собственной значимости.

Последние годы великих людей опровергает представления о старости как о творческом упадке, сплошном сне духа, неумолимо приближающемся маразме, физическом разрушении. Гении своей жизнью учили людей одному - жить при жизни. Гений -символ воплощенной полноты жизни. Именно живущие, а не существующие, могут использовать идеи гениев и развивать их дальше, открыты к диалогу с наследием культуры, они и есть та нить, которая связывает поколения.

Умные люди живут дольше, так доказывал в свое время известный ученый Г. Фриденталь, основываясь на регуляторных возможностях мозга. В этом есть своя истина -умный человек знает силу мысли; ее возможности в сочетании с "Я хочу" (волей) могут открыть горизонты творчества жизни в любом возрасте, и старость здесь не помеха. Недаром все гении отличались разносторонностью интересов, это же относится ко всем людям, живущим полной жизнью.

Семейная жизнь у стариков продолжается, приближаясь к своей золотой свадьбе, они, нормальные живые люди, трогательнее и трепетнее относятся друг к другу. Знаков внимания становится больше, в них и скрытая просьба, и намек, и юмор, и нерастраченное чувство. Нормальные семьи и в старости приобретают совершенно фантастическое качество - супруги становятся и внешне похожими друг на друга.

Именно об этих, нормальных, живых людях писал и Андре Моруа в своих "Письмах к незнакомке". Цитирую: "Самое трудное в браке -уметь перейти от любви к дружбе, не жертвуя при этом любовью. Тут нет ничего невозможного...В таком супружестве царит взаимное доверие, тем более полное, что оно зиждется на доскональном знании спутника жизни и такой прочной привязанности, что она позволяет заранее угадывать все душевные движения любимого существа.

Таким супругам скука не страшна. Муж предпочитает общество жены обществу более молодой и красивой женщины, и это обоюдно. Почему? Потому что каждый из них настолько хорошо знает, что именно может заинтересовать другого, потому что у обоих вкусы настолько совпадают, что беседа между ними никогда не замирает...Каждый знает, что другой не только поймет его, но заранее обо всем догадается. В одно и то же время оба подумают об одних и тех же вещах. Каждый физически страдает из-за нравственных переживаний другого.

Какое чудо встретить мужчину (или женщину), который ни разу в жизни не разочаровал и не обманул вас!...

Нет ничего чудеснее безмятежности этих брачных союзов. И лишь мысль о смерти омрачает гармонию любви. В страстной привязанности друг к другу заложен высокий смысл, но она чревата опасностью, ибо, когда речь идет о жизни дорогого вам существа, все становится на карту. А ведь человек так хрупок! Но даже смерть бессильна перед большой любовью. Сладостным утешением наполняются часы скорби и одиночества, когда в памяти встает ничем не замутненные воспоминания. Более того, пожилые супружеские пары, которые счастливо прожили свой век, еще долго живут в памяти тех, кто их знал, любил и восхищался ими".

Оценка собственной жизни, подведение ее итогов далеко не праздное занятие для старых людей-это их жизненная задача, решение которой будет скрашивать соответствующими чувствами дни. Печально слышать из уст стариков слова о напрасно прожитой жизни, о ее бессмысленности и трудности. В последние годы перед библейским возрастом мы можем подвести итоги и настроиться на тишину и покой старости, но и на ее внутреннюю активность, из которой наконец вырастает доброта.

Известно, что творческие силы можно развивать и в глубокой старости. Примером может служить женщина, которая начала рисовать почти в 80 лет и имела большой успех у публики со своими выставками и иллюстрациями в журналах. Есть много художников, которые создали свое лучшее произведение в возрасте старше 70 лет. Тициан написал свои самые захватывающие картины почти в возрасте ста лет. Верди, Рихард Штраус, Шютц, Сибелиус и другие композиторы работали до 80 лет. Примеров можно привести множество. Причина, вероятно, в том, что в глубокой старости все глубже погружаются во внутренний мир, в то время как способность восприятия того, что происходит во внешнем мире, ослабевает.

Старческая мудрость может проявляться в мире без времени. Для каждого, кто еще активен, здесь открываются широкое поле деятельности. Теперь можно подвести итог сути жизни и найти мир ценностей и идей, которые больше не являются преходящими.

Литература: Шихи Г. "Возрастные кризисы"; Ливехуд Б. "Кризисы жизни-шансы жизни"; Абрамова Г.С. "Возрастная психология"

В воздухе витает идея о том, что надо всех прощать. Она транслируется с добрыми намерениями, но вредна. Суть ее в том, что всепрощение - это путь к жизни, свободной от горечи и ненависти. И если вы не можете простить бессовестного обидчика, значит, вы человек духовно неразвитый и вам грозят серьезные эмоциональные и физические проблемы. Эти мифы ранят людей. Но есть много способов отпустить и обрести покой, которые не связаны с прощением. Если верите, что прощение, как и благодарность, универсальная исцеляющая эмоция, вы начинаете эту идею пропагандировать и даже можете начать давить на других, чтобы они прощали тех, кто сделал им больно.

Но часто бывает, что обидчик даже не извинился, живет как ни в чем не бывало, не испытывает угрызений совести и не признает свою ошибку. «То, как поступил с тобой отец, дело давнее. Не вижу смысла копаться в прошлом и таить старые обиды. Неужели ты не можешь его простить и спокойно жить дальше?» - спрашивает мать у взрослой дочери. Мать может говорить так из добрых побуждений, но рискует превратить дочь в жертву.

А что надо услышать обиженной стороне?

Чтобы исцелиться, обиженному человеку необходимо услышать ясное подтверждение тому, что пережитое им ужасно

Люди, которые продолжают злиться и испытывать горечь, часто не способны к прямой оценке после того, как их предали или бросили. Ребенку или взрослому, возможно, говорили, что ничего плохого не произошло, его чувства и восприятие неправильны, чрезмерны или ненормальны. Может, даже говорили, что он сам виноват в случившемся, что это все результат его неправильного поведения.

Чтобы исцелиться, обиженному необходимо услышать ясное подтверждение тому, что пережитое им ужасно, что его чувства и восприятие имеют смысл. Предлагать простить обидчика - значит заставить испытывать еще большую эмоциональную нестабильность. Он будет вновь ощущать, что его предали, даже если обида или оскорбления незначительны, если велики - тем более.

Слова «Ну что тебе стоит его простить?» - последнее, что обиженный или обманутый человек должен слышать, потому что тот, кто плохо с ним поступил, ничего не сделал, чтобы заслужить прощение. Бесполезны клише «Она же старалась, как могла», «Что случилось, то случилось» или «Это же произошло 40 лет назад».

Никто не имеет права указывать, что вы должны забывать, а что нет

Единственное, что вы можете сказать в такой ситуации, - вы надеетесь, что обиженный человек найдет способ справиться с тяжестью злости и боли. Как я объясняю в книге «Почему бы вам не извиниться?» («Why Won’t You Apologize?»): вы не станете менее любящим или цельным человеком оттого, что не можете простить или не хотите кого-то видеть.

Чтобы закрепить ощущение счастья в своей душе, надо навести в ней порядок. Там с годами много скапливается ненужного: обида, боль, злость, месть, гнев, ревность и зависть.

Как говорил Л.Толстой, «то, что начато в гневе, кончается в стыде». Не надо тащить за собой негатив по жизни. Любовь, вера, надежда, творчество, саморазвитие не зависят от обстоятельств. Они неисчерпаемый источник счастья, в отличие от богатства и славы, которые легко как приобрести, так и потерять.


Как только мы заболеваем, надо поискать в своем сердце того, кого надо простить. Такие люди найдутся, но надо начинать с того, кто меньше всего в вашем сознании этого достоин. Прощение - освобождение. Великий смысл этого человеческого чувства лежит в основе одного из главных церковных таинств - таинства покаяния.

Покаяние содержит в себе сокровенный смысл и является вершиной исповедальности, в которой человеческой душе открываются новые ценности - с другой логикой, системой ценностей, новыми возможностями бытия, как духовного, так и практического.

Почему нужно прощать других, если они обидели вас, оскорбили, поступали по отношению к Вам плохо, были несправедливы? Многие люди не понимают этого. Они не понимают, почему нужно прощать обидчиков, лжецов, предателей. Они не понимают, что смысл прощения - освободить себя (а не обидчика) от тяжести на душе, очистить свое тело и душу и тем самым облегчить свою жизнь, свой путь к радости и здоровью. До тех пор пока вы не простили обидчика, вы позволяете ему властвовать над вами, вы признаете, что он имеет над вами силу, что он заставляет вас страдать, носить обиду в душе и тем самым разрушать себя.


Простить - значит признать: да, этот человек поступил со мной плохо, у него долг передо мною, но я не буду ждать, что он отдаст мне этот долг, я прощу и забуду и не буду больше копаться в этом прошлом, потому что мне нужны силы, чтобы жить и действовать в настоящем.


Многие думают, что простить - это значит помириться с обидчиком и продолжать и дальше терпеть от него обиды. Поэтому многие люди боятся прощать, они думают, что, простив, они уступят обидчику, признают его право обижать их и дальше. Но это не так. Прощение и примирение - разные вещи.

Прощать нужно всегда и всех, а вот мириться нужно далеко не со всеми. Если человек не попросил у вас прощения, не признал, что поступал с вами плохо, не покаялся - не торопитесь примиряться. Простите его, и тем самым признайте, что вы списываете ему его старые долги, ничего больше не ждете и не хотите от него. Тогда вы сможете забыть об этом человеке, больше никогда не иметь с ним дела и никогда больше не страдать от него. Простив, вы признаете, что он больше не властен над вами, мысли о нем не занимают ваше сердце и душу, не разрушают вас и не лишают сил, он больше вам неинтересен, вы знаете, что он не отдал вам долги, а значит, больше не будете иметь с ним дела и тем самым сохраните себя от разрушения.

Вы можете дать понять такому человеку, что вы его простили, но не доверяете ему и не обязаны с ним мириться. Вы не обязаны с ним и общаться, так как лишь вред может принести общение с человеком, который причиняет вам зло и не раскаивается и не хочет ничего менять в своем поведении. Простить - это не значит продолжать общаться с тем, чье поведение разрушительно по отношению к вам. Таких людей, несмотря на прощение, лучше держать на расстоянии.


Ваша душа постоянно ведет подсчет «долгов» других людей вам: родители вам недодали заботы и ласки, друзья вас обижали и предавали, другие люди вас обманывали и отнимали ваше кровное. Если вы будете постоянно помнить о том, какие плохие эти люди и как много вреда они вам причинили, вы этими мыслями лишь нанесете себе еще больший вред. Уйти от этих саморазрушительных мыслей можно лишь одним способом - через прощение.


Да, вам сделали много зла, и, злясь на тех, кто причинил вам зло, вы лишь умножаете это зло. Но вы можете лишить зло его силы. Как? Лишь прощением. Простить - значит отпустить и забыть, списать долг. Простить - значит осознать, понять и принять, что вы никогда не получите от этого человека то, что он вам должен, он не собирается это вам возвращать, и бессмысленно даже требовать. Это понимание может вызвать боль, скорбь в душе. И через это надо пройти, и это надо принять. И когда вы переболеете этим, поймете это и примете, вы уже не будете нуждаться в возвращении вам долгов, вы перестанете зависеть от ваших должников, их милость будет вам больше не нужна.


Получайте благодать от Бога и забудьте о долгах перед вами других людей. Не отравляйте свою жизнь подсчетами, где, кто и сколько вам недодал. Не стремитесь сводить счеты, и вы увидите, насколько лучше станет ваша жизнь.



Помните, что прощать надо не только других, но и себя. Осуждение себя - такой же грех, как и осуждение других. Прощение самих себя - необычайно важно. Многие из нас продолжают наносить такой же вред ребенку внутри себя, какой их родители наносили им в детстве. Мы раздражали родителей своим несовершенством. Случалось, они проклинали день, когда мы появились на свет. Наверное, мы сжимались от страха, при этих словах, но смутно представляли насколько они в будущем будут определять нашу самооценку.


Прошлое невозможно изменить, будущее же определяется сегодня нашими мыслями и убеждениями. Детям очень трудно, почти невозможно разлюбить своих родителей, но если это происходит, им ещё труднее простить их. Во имя нашей свободы необходимо понять, что наши родители старались все делать как можно лучше с присущим им опытом жизни. Они, как и мы ощущали свою беспомощность, поэтому могли научить нас только тому, чему их самих когда-то научили.

Много ли вы знаете о детстве своих родителей? Расспросите их о детских годах, и вам будет легче понять, почему они поступали именно так, а не иначе. Поняв причины их поведения, вы почувствуете жалость и сочувствие к ним. Не желая простить кого - то, вы ограничиваете возможности своего духовного развития.


Прощение позволяет исправить искажения вашего духовного мира: место гнева занимает понимание, место ненависти - сочувствие. Научившись прощать, вы не только сбросите тяжесть с плеч, но и распахнете двери навстречу любви: любви к себе.


Доктор Джон Хэррисон утверждает, что прощение человеком себя и своих родителей вместе с освобождением от мучительных воспоминаний прошлого излечивает больше болезней, чем любой антибиотик. Не прощая, не отпуская от себя прошлое, мы привязываем себя к нему; погружаясь в прошлое, мы не можем жить в настоящем; если же мы не живем в настоящем, как сможем мы сотворить для себя прекрасное будущее? Все плохое в прошлом множится и переходит в будущее.

Составьте для себя аффирмацию и заявите в ней о своей готовности к всепрощению: «Я твердо намерен освободиться от прошлого. Я хочу простить всех, кто когда - либо причинил мне зло, и я прощаю себя за то, что причинял зло другим». Если вы припомните кого - либо, кто когда - то хоть чем - нибудь обидел вас, благословите его с любовью и выбросьте из головы мысли о нем. Исцеление возможно лишь в том случае, если мы откажемся от прошлого и всех простим.

Чтоб Бог сумел тебя простить
За все грехи, судьбы Уроки
Сумей пред Ним ты честным быть
Не осуждай, не шли упрёки.
Прости того, кто впопыхах
Тебя обидел не по злобе,
Прости того, кто даже в снах
К тебе приходит и тревожит.
Прости родителей за то,
Что обижали, но любили
Прости детей, они твои,
Чего бы в жизни не творили.
Сумей простить своих врагов -
Они даны, как испытанье,
Прости друзей, коль не смогли
Понять тебя, в том наказанье.
Простив других, себя прости
За всё, что сделал не подумав
И все обиды отпусти,
Все обвинения обдумай.
А Бог - Отец он всех простит,
Кто с верой в сердце обратится
К Нему на жизненном пути,
Поможет нам с него не сбиться.
И с благодарностью прими
Любой Урок, что в жизни дан
Очистив сердце, ты пойми,
Что в нём теперь для Бога храм

Наталья Капцова

Время на чтение: 8 минут

А А

Каждый из нас наверняка знает ответ на риторический вопрос, зачем нужно прощать. Конечно же, чтобы освободиться от обид и сбросить с плеч груз негатива, стать счастливее, вернуть успешность. Мнение, что прощающий человек на самом деле является слабаком, неверно в корне, только сильному и самодостаточному человеку подвластно искусство прощения.

Так как же стать сильным каждому из нас, как научиться прощать и отпускать все обиды?

Что такое прощение и зачем нужно прощать?

Многие думают, что простить – это означает забыть, выкинуть из жизни. Но это – неверное заблуждение, мешающее понять самое главное в данном вопросе – зачем нужно прощать обиды, нанесенные другим человеком.

Что же такое прощение?

Философия объясняет, что прощение – это полный отказ мстить своему обидчику . Прощение имеет более широкий смысл, оно включает в себя и понимание того человека, который нанес обиду.

Нужно ли мстить своему обидчику?

У большинства людей в ситуации, когда они на себе испытали всю боль от обиды, появляется большое или маленькое желание отомстить этому человеку. Но становится ли легче от того, что ты отомстил?

Может быть, после отмщения своих обид вначале и возникает чувство удовлетворения, но потом появляется другое чувство – гадливость, обида уже за себя самого. Отомстивший автоматически становится на тот же уровень со своим обидчиком и пачкается в той же грязи.

Зачем нужно прощать?

Психологи утверждают, что необходимо научиться прощать любого обидчика – неважно, будете Вы с ним дальше пересекаться по жизни, или нет.

Удивительные наблюдения психологов говорят о том, что на самом деле, прощение необходимо не обидчику – неважно, это близкий Вам человек, или совсем чужой – а именно Вам. Простивший человек не имеет больше стрессов и переживаний, он способен отпустить обиды, поняв того, кто их нанес.

Если не прощать, человек продолжает и дальше переживать свои обиды , которые только обрастают новыми и новыми переживаниями, становясь основной причиной неуспеха в жизни. Обиды способны перерасти в ненависть, которая застит глаза и мешает стать просто счастливым .

Как научиться прощать обиды и как нужно прощать обидчика?

Обида – это непродуктивное чувство, от которого необходимо научиться избавляться . Надо сказать, что умение прощать – это целое искусство, требующее колоссальной работы над собой, затраты большого количества душевных ресурсов .

Психологи утверждают, что для выработки умения прощать в среднем необходимо работать по 50 ситуациям обид в своей жизни.

Существуют определенные этапы освоения этой науки – умения прощать:

  • Осознание самого чувства обиды
    Человек, переживающий обиду, должен себе признаться в том, что она существует, что он готов с ней работать и в конце концов устранить. Многие, желающие избавиться от обиды люди, но не знающие, как это сделать, на данном этапе просто не хотят признаваться себе в том, что имеют обиду, загоняя её глубоко в подсознание, откуда она и начинает потихоньку разрушать позитив.
  • К работе по искоренению обиды необходимо подготовиться
    Совет психологов – после осознания факта обиды человек должен твердо решить работать с ней. Работе по искоренению своей обиды человек должен уделять, как минимум, двадцать минут в день. Эту работу необходимо воспринимать, как важный тренинг.
  • Проиграть обиду в деталях
    Вы должны в деталях представить себе вновь обидную ситуацию, которая произошла. Вспомните, как выглядел Ваш обидчик, что он Вам сказал, как себя вел. Постарайтесь представить себе, какие чувства испытывал обидчик, какие мысли у него возникали о Вас. Психологи советуют вначале вспомнить все детали ситуации, а затем – подробно записать на лист бумаги. Для такой работы лучше вести , который затем поможет оценить эффективность работы над собой.
  • Ответить на следующие вопросы, как адвокат и как прокурор (по 2 ответа на вопрос)
    • Были ли его ожидания реалистичными, ведь в последующем они не сбылись?
    • Этот человек знал о своих ожиданиях, был согласен с ними?
    • Не противоречит ли ожидаемое поведение личным его убеждениям?
    • Почему этот человек поступил так, а не иначе?
    • Нужно ли наказывать этого человека за содеянное?

    Отвечая на эти вопросы, запишите свои ответы . Поставьте плюсы у тех ответов, которые отражают истинное состояние обиженного человека. Подсчитайте плюсы и минусы – при понимании ситуации и умении прощать обиды плюсов должно быть больше у тех ответов, которые были от лица адвоката.

  • Поменять своё отношение к обидевшему человеку, отвечая на вопросы
    • Как этот человек мог бы избежать обиды, как он должен был себя вести?
    • Откуда вдруг возникло ошибочное ожидание этого поведения обидчика?
    • Как построить свои ожидания в следующий раз, чтобы не переживать больше обиду?
    • Что мешает правильному построению ожиданий, и как устранить эти препятствия на пути к прощению?
    • Как вообще можно избавиться от своих пустых ожиданий и значительно улучшить отношения с людьми вообще, и со своим обидчиком – в частности?


Научитесь смотреть на произошедшую ситуацию не со своей позиции, а с позиции стороннего наблюдателя . Если обида захлестывает Вас, попробуйте представить масштабы своей жизни и следом – масштабы этой обиды в сравнении с первыми.

Вы увидите два объема – огромную вселенную — Вашу жизнь, и маленькую песчинку в ней, то есть обиду . Надо ли расходовать время своей жизни на переживание этой песчинки?

Какой смысл в этой работе — обучению себя искусству прощать?

Главный смысл обучения себя науке прощать – переводить данные переживания из области эмоций и чувств в область логики, понимания . Эмоции всегда ускользают, они возникают и исчезают спонтанно. А работать можно только с тем, что можно объяснить, что понятно.

Если Вы испытали предательство, измену или очень сильную обиду, то, возможно, можете не справиться с данной работой, и Вам необходимо обратиться за помощью профессионального психолога .



Рассказать друзьям