Почему ребенок все время прячется. Горшочные дела

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

В своей психологической практике столкнулась с тем, что некоторые детки от полутора лет до трёх с половиной, в момент, когда хотят на горшок, прячуться и делают это тайком. Для многих родителей такое поведение их чудо-чад становится предметом беспокойства (особенно, года крохе за 2). Это не столь страшно, не столь непоправимо, но поработать над этим нужно будет. Данный пост, как и все предыдущие, в помощь родителям. Рассмотрим.

Что делать нам, взрослым?


Возможные причины таинства горшочных дел

Итак, причины. Они все разнообразные, но суть одна: страшно, стыдно. Для малыша его фекалии – это самое первое, что он сделал, делает и будет делать САМ. Он может: гордиться ими или стесняться. А вот какой вариант получится, зависит от родителей. НИКОГДА НЕ БРЕЗГУЙТЕ В ПРИСУТСТВИИ МАЛЫША ЕГО КАКАШЕЧКАМИ. Они для него родненькие. Можно радоваться тому, что он с вами делится ими. Когда я работала в саду, то для нас, педагогов, показателем адаптировавшегося к условиям сада был ребёнок, который какал в саду, а не «нёс домой», терпя весь день.

Как и для взрослого человека, чтобы позволить себе «расслабиться» в данном плане, необходима соответствующая обстановка ― комфорт. Когда его нет, то и ничего не происходит. Малыш страдает запорами или прячется.


Итак, первая причина прячущегося со своими горшочными делами крохи – это стыд.

А вот что послужило этому чувству, необходимо рассматривать каждый конкретный случай. Из опыта:

В какой-то момент, мама мальчика начала закрываться от него в туалете (она же ведь женщина), но при этом не объяснила, почему важно соблюдать этикет (она женщина, он будущий мужчина, так положено), а он воспринял это как стыд, и ранее ходивший на горшок, стал какать в подгузник тайком.

Мальчик (который не приучен к горшку) ближе к двум годам начал прятаться в шкаф, под стол, уединяясь для «своих дел». Почему? Произошло осознание того, что что-то он делает, что-то пахнет несколько неприятно, что-то мама говорит «Ой навалил сколько в подгузник! Ай-яй-яй!», а на унитаз, как взрослые ходят, он не умеет, а на горшок то родители не ходят, нет у них такого, у него возникло чувство несостоятельности и стыда…

Чаще в возникновении стыда у ребёнка играет роль наше отношение: порицание или брезгливость. Этому места нет в ситуации отношения к детям. Да, обкакался, зато же покакал!!! Зато поделился, а не держит в себе!!! (есть родители которые рады, что хоть как-то малыш сходил в туалет по большому). Всё поправимо: с радостью и умилением помыли, вытерли, переодели и все счастливы!


Вторая причина таких пряток – это страх. Бывает, дети боятся этого процесса в следствии какого-то неприятного события. Из опыта:

Девочка страдала запорами. Покакать было больно. Возник страх, что так будет неприятно каждый раз. Происходило психологическое напряжение, сжатие соответствующих мышц и расслаблялась она только когда забывалась в игре, развлечении. Так и какала в подгузник. Возникла привычка какать только в подгузник, в игре. На горшок пока страшно.

Мальчик, делающий свои горшочные дела ислючительно в подгузник, как-то укакался во время купания. Увидев свои фекалии, испугался, возник страх. Перестал какать ежедневно вообще. Данный процесс случался 1 раз в 4-6 дня, что, естественно, обеспокоили родителей. Потом, поуспокоившись, начал прятаться.

Все ситуации были откорректированы и исправлены без особых усилий и действий. Всё просто.

Что делать нам, взрослым?

Итак, чтобы малыш не стеснялся и не брезговал своими какашечными делами, ему нужно привить понятие, что это нормально, природно и не постыдно.

1.Относитесь сами нормально к данному процессу, без брезгливости и страха загрязнения.

2.Ходите вместе с ребёнком в туалет. Желательно изначально определить, что мальчик ходит с папой, а девочка с мамой, хотя, если нет такой возможности, то до появления интереса у ребёнка к особенностям строения тела мужчины и женщины (к двум годам), можно и не ориентироваться на пол родителя.

3.Давайте возможность познания. У малышей есть период, когда все они в возрасте 8-11 месяцев изучают свои какашечки (если вы дадите им эту возможность): они их могут пробовать на вкус, растирать по полу и пачкать предметы, находящиеся рядом. Увидев такую картину, не торопитесь впадать в панику, истерику и убирать предмет познания. Пусть рассмотрит, понюхает, потрогает, потом аккуратно и бережно уберите, объясняя что это. Не переживайте, данное занятие не станет постоянным и увлекательным для крохи, так как запах всё же своё сделает. Так, к примеру, наша Лиза перед купание, бегая по квартире «сделала кучку» на полу (спасибо, не на ковре), взяла лопаточку и ковырялась, получая опыт, эмоции. Увидев эту картину, было смешно, но стоило сдержаться, что бы не закрепить форму поведения такую. Повторилось это ещё раз и больше интереса не было.

Что значит ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ? Ребёнок найдёт её сам, если не будет находиться постоянно в подгузнике.

Если вы этот момент упустили, у малыша возник страх или брезгливость к туалету, то помогут объяснения, внушения, что это нормально, все так делают, и даже животные, у каждого своё место и «горшок». Понаблюдайте, как это делают ваши питомцы и животные на улице.


4.Сдерживайте свои негативные эмоции, вызванные таким обстоятельством. Если малыш укакался, просто помогите ему стать чистым, предложите горшок для того, чтобы это было аккуратно в следующий раз. Придёт время, и он сам определиться как ему лучше (а чистым быть всё же лучше). Есть детки, которые отвергают горшок, так как они чувствуют себя взрослыми (а папа с мамой то на горшок не ходят!) и потом сразу идут на унитаз, как только смогут туда залезть и удержаться.

5.Создавайте благоприятную, расслабляющую среду: меньше порицайте, откажитесь от криков, шлепков и т.п., больше радуйтесь с ребёнком вместе, уделяйте достаточно своего времени, любви и внимания. И тогда всё наладится)

Успехов вам в воспитании и развитии вашего ребёнка!!!

В своей психологической практике столкнулась с тем, что некоторые детки от полутора лет до трёх с половиной, в момент, когда хотят на горшок, прячуться и делают это тайком. Для многих родителей такое поведение их чудо-чад становится предметом беспокойства (особенно, года крохе за 2). Это не столь страшно, не столь непоправимо, но поработать над этим нужно будет. Данный пост, как и все предыдущие, в помощь родителям. Рассмотрим.

Что делать нам, взрослым?


Возможные причины таинства горшочных дел

Итак, причины. Они все разнообразные, но суть одна: страшно, стыдно. Для малыша его фекалии – это самое первое, что он сделал, делает и будет делать САМ. Он может: гордиться ими или стесняться. А вот какой вариант получится, зависит от родителей. НИКОГДА НЕ БРЕЗГУЙТЕ В ПРИСУТСТВИИ МАЛЫША ЕГО КАКАШЕЧКАМИ. Они для него родненькие. Можно радоваться тому, что он с вами делится ими. Когда я работала в саду, то для нас, педагогов, показателем адаптировавшегося к условиям сада был ребёнок, который какал в саду, а не «нёс домой», терпя весь день.

Как и для взрослого человека, чтобы позволить себе «расслабиться» в данном плане, необходима соответствующая обстановка ― комфорт. Когда его нет, то и ничего не происходит. Малыш страдает запорами или прячется.


Итак, первая причина прячущегося со своими горшочными делами крохи – это стыд.

А вот что послужило этому чувству, необходимо рассматривать каждый конкретный случай. Из опыта:

В какой-то момент, мама мальчика начала закрываться от него в туалете (она же ведь женщина), но при этом не объяснила, почему важно соблюдать этикет (она женщина, он будущий мужчина, так положено), а он воспринял это как стыд, и ранее ходивший на горшок, стал какать в подгузник тайком.

Мальчик (который не приучен к горшку) ближе к двум годам начал прятаться в шкаф, под стол, уединяясь для «своих дел». Почему? Произошло осознание того, что что-то он делает, что-то пахнет несколько неприятно, что-то мама говорит «Ой навалил сколько в подгузник! Ай-яй-яй!», а на унитаз, как взрослые ходят, он не умеет, а на горшок то родители не ходят, нет у них такого, у него возникло чувство несостоятельности и стыда…

Чаще в возникновении стыда у ребёнка играет роль наше отношение: порицание или брезгливость. Этому места нет в ситуации отношения к детям. Да, обкакался, зато же покакал!!! Зато поделился, а не держит в себе!!! (есть родители которые рады, что хоть как-то малыш сходил в туалет по большому). Всё поправимо: с радостью и умилением помыли, вытерли, переодели и все счастливы!


Вторая причина таких пряток – это страх. Бывает, дети боятся этого процесса в следствии какого-то неприятного события. Из опыта:

Девочка страдала запорами. Покакать было больно. Возник страх, что так будет неприятно каждый раз. Происходило психологическое напряжение, сжатие соответствующих мышц и расслаблялась она только когда забывалась в игре, развлечении. Так и какала в подгузник. Возникла привычка какать только в подгузник, в игре. На горшок пока страшно.

Мальчик, делающий свои горшочные дела ислючительно в подгузник, как-то укакался во время купания. Увидев свои фекалии, испугался, возник страх. Перестал какать ежедневно вообще. Данный процесс случался 1 раз в 4-6 дня, что, естественно, обеспокоили родителей. Потом, поуспокоившись, начал прятаться.

Все ситуации были откорректированы и исправлены без особых усилий и действий. Всё просто.

Что делать нам, взрослым?

Итак, чтобы малыш не стеснялся и не брезговал своими какашечными делами, ему нужно привить понятие, что это нормально, природно и не постыдно.

1.Относитесь сами нормально к данному процессу, без брезгливости и страха загрязнения.

2.Ходите вместе с ребёнком в туалет. Желательно изначально определить, что мальчик ходит с папой, а девочка с мамой, хотя, если нет такой возможности, то до появления интереса у ребёнка к особенностям строения тела мужчины и женщины (к двум годам), можно и не ориентироваться на пол родителя.

3.Давайте возможность познания. У малышей есть период, когда все они в возрасте 8-11 месяцев изучают свои какашечки (если вы дадите им эту возможность): они их могут пробовать на вкус, растирать по полу и пачкать предметы, находящиеся рядом. Увидев такую картину, не торопитесь впадать в панику, истерику и убирать предмет познания. Пусть рассмотрит, понюхает, потрогает, потом аккуратно и бережно уберите, объясняя что это. Не переживайте, данное занятие не станет постоянным и увлекательным для крохи, так как запах всё же своё сделает. Так, к примеру, наша Лиза перед купание, бегая по квартире «сделала кучку» на полу (спасибо, не на ковре), взяла лопаточку и ковырялась, получая опыт, эмоции. Увидев эту картину, было смешно, но стоило сдержаться, что бы не закрепить форму поведения такую. Повторилось это ещё раз и больше интереса не было.

Что значит ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ? Ребёнок найдёт её сам, если не будет находиться постоянно в подгузнике.

Если вы этот момент упустили, у малыша возник страх или брезгливость к туалету, то помогут объяснения, внушения, что это нормально, все так делают, и даже животные, у каждого своё место и «горшок». Понаблюдайте, как это делают ваши питомцы и животные на улице.


4.Сдерживайте свои негативные эмоции, вызванные таким обстоятельством. Если малыш укакался, просто помогите ему стать чистым, предложите горшок для того, чтобы это было аккуратно в следующий раз. Придёт время, и он сам определиться как ему лучше (а чистым быть всё же лучше). Есть детки, которые отвергают горшок, так как они чувствуют себя взрослыми (а папа с мамой то на горшок не ходят!) и потом сразу идут на унитаз, как только смогут туда залезть и удержаться.

5.Создавайте благоприятную, расслабляющую среду: меньше порицайте, откажитесь от криков, шлепков и т.п., больше радуйтесь с ребёнком вместе, уделяйте достаточно своего времени, любви и внимания. И тогда всё наладится)

Успехов вам в воспитании и развитии вашего ребёнка!!!

Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Малыш при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Особенно ярко застенчивость может проявляться в детском саду, где ребенку приходится общаться с разными педагогами, отвечать на занятиях, выступать на праздниках. Иногда такие дети стесняются подойти к группе сверстников, не решаются включиться в их игру. Как правило, застенчивость ярче всего проявляется в тех видах деятельности, которые являются новыми для малыша. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом, попросить помощи. В целом застенчивый ребенок доброжелательно относится к другим людям, в том числе и посторонним, хочет общаться с ними, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состоянии эмоционального дискомфорта, боязни обратиться к взрослому, проявить свои желания. Иногда такой малыш вообще не откликается на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота. Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является его прерывистость, цикличность: проблемы с общением могут преодолеваться на время, когда он чувствует себя свободно и раскрепощенно, и возникать вновь при каких-либо затруднениях. Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость чаще всего сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. Но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение. Так что родителям и воспитателям необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к застенчивому ребенку.

Внутренний мир и интеллект

Уязвимой у застенчивого малыша оказывается область чувств. Он не склонен к яркому проявлению эмоций, а когда возникает необходимость в этом, робеет и замыкается в себе. Ребенок одновременно испытывает и желание вести себя непринужденно, и страх перед спонтанным проявлением чувств. Это проявляется даже в игре. Для застенчивого ребенка характерно стремление оградить пространство своей личности, свой внутренний мир от постороннего вмешательства. Его смущают ситуации, в которых к нему привлекается внимание, когда он должен что-то рассказать о себе. Такой малыш стремится уйти в себя, раствориться среди других, стать незаметным. Давно замечено, что застенчивость не связана со способностями ребенка, уровнем его интеллектуального развития. Застенчивые дети не хуже других справляются с разного рода заданиями и все же при выполнении их ведут себя особым образом. Малейшее порицание воспитателя может вызвать у них всплеск робости и смущения, тормозит деятельность, а иногда приводит к ее прекращению. Такие ребята более осторожны в своих действиях и высказываниях, менее настойчивы в достижении результата, чем их ровесники. Подобное поведение обусловлено тем, что застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий. Они остро и аффективно реагируют на замечания, а с возрастом, примерно с пяти лет, у них формируется парадоксальное отношение к похвале: одобрение взрослого часто вызывает амбивалентное чувство радости и смущения. Но не только оценка других смущает застенчивого ребенка. Он ведет себя так же и в том случае, когда сам ожидает неуспеха в деятельности, а при затруднениях робко смотрит в глаза взрослого, не решаясь попросить помощи. Иногда, преодолевая внутреннее напряжение, застенчивый малыш смущенно улыбается и тихо произносит: "Не получается". Часто такие ребята как бы заранее готовят себя к неудаче. Поэтому от них нередко можно услышать слова: "У меня не получится". Смущение может возникнуть и после успешного решения задачи. Ребенок радуется своей удаче, но не решается сказать об этом. Таким образом, основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако опыты показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное. Проблема заключается в другом. Ему часто представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже - с точки зрения взрослых - родителей и воспитателей. При этом чаще всего, оценки педагогов оказываются намного ниже, чем родительские. Этим во многом обусловлено их застенчивое поведение на занятиях в детском саду. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего "Я". Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем "Я" часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые.

Как помочь ребенку справиться с застенчивостью?

Говорите о своей любви

Пожалуй, самое главное - это поднять самооценку малыша в той ее части, которая связана с его восприятием отношения к себе других людей. Взрослым следует проанализировать свое отношение к ребенку. Безусловно, мама и папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают внимание на своих детей лишь тогда, когда те что-то делают неправильно, достижения и хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее отношение и успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребенка не формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда она, на первый взгляд, ему не нужна. В чем заключается такая поддержка? Это самые разные способы одобрить то, что делает малыш. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и успехи замечены и оценены положительно. Например, увидев, как ребенок сооружает постройку из кубиков, можно обратиться к нему: "Ты, наверное, строишь гараж для машины? У тебя хорошо получается". А заметив, как кроха настойчиво пытается надеть и застегнуть сапожки, не помешает похвалить его: "Ты так старался надеть сапожки, и у тебя получилось. Замечательно!". Следующая задача - помочь ребенку повысить самооценку в конкретных видах деятельности - на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Хорошо, если взрослые, делая что-то вместе с ним, или давая ему какое-то задание, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, если что-то не получится. Если ребенок слишком сосредоточен на оценке, и это тормозит его действия, взрослым лучше попытаться отвлечь его от оценочной стороны деятельности. Здесь помоут игровые приемы и юмор, который должен быть направлена не на ребенка, а на ситуацию в целом. Например, если малышу не удается собрать пирамидку или фигурку из конструктора, можно сделать их "одушевленными" и наделить вредным характером, который мешает крохе справиться с задачей. Хорошо поговорить с малышом от имени придуманного вместе персонажа, разыграть смешную ситуацию.

Немного отступите от правил

Следует помнить о том, что застенчивые дети часто очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить. Так, в экспериментах психологов застенчивые дети ни за что не соглашались сделать рисунок губной помадой на листе бумаги, в то время как другие малыши делали это весело и смело. У застенчивых детей в большей мере сформирован внутренний запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми, а это может тормозить их инициативность и творческие проявления. Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребенка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребенку избавиться от страха наказания, чрезмерной скованности. В конце концов, вместо дорогой и модной помады можно дать карапузу старую и ненужную. А если жалко обоев, подойдет и их кусок, оставшийся от ремонта, или обычный лист бумаги. Его можно разложить на полу и нарисовать вместе большую картину. Кстати, если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой, но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдет ему на пользу. Подобные упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.

Играйте вместе!

Не менее важно помочь ребенку научиться свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Застенчивые дети часто держатся скованно, особенно если на них смотрят окружающие. Снять внутреннее напряжение, почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается, что прятки, жмурки - это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причем, они якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры, да еще и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активизировать жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими. Игры - соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и смехом, также помогут застенчивому ребенку почувствовать себя увереннее. Организуя такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость, выразить радость от того, что играли вместе. Эмоционально-непосредственное взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов. Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо способствуют игры-пантомимы, такие как "Угадай эмоцию", "Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем", "Фанты" и другие. Желательно, чтобы в них участвовали несколько взрослых и детей. В таких играх создается эмоционально-положительная атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми Взрослые часто стараются объяснить застенчивому ребенку, что бояться людей не надо, уговаривают его выступить перед гостями или на празднике в детском саду. Такое прямое воздействие малоэффективно. Малыш весь сжимается, не может произнести ни слова, прячется и начинает еще больше опасаться ситуаций публичности. Гораздо более действенным приемом борьбы со стеснительностью являются игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, а ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу или страх. Такие игры помогают ребенку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми для разговора о себе. Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым следует усвоить несколько правил:

  1. Обдумайте, какие ситуации являются наиболее трудными для ребенка. Настройтесь на волну его чувств, переживаний, Взгляните на проблему глазами ребенка.
  2. Подумайте над сюжетом рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка, какие конкретные советы дать ему?
  3. Начните рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их жизни, сходных с жизнью ребенка (например, мальчик живет в таком же доме, у него есть такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не должно прямо совпадать с именем ребенка, но может иметь некоторое сходство с ним по звучанию. Опишите его переживания в конкретной ситуации как можно подробнее. Например, если ребенок часто стесняется присоединиться к игре сверстников, можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым, некрасивым, неуклюжим и будут смеяться. Из-за этого малыш боялся смотреть в глаза ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.
  4. По ходу рассказа обращайтесь к ребенку за дополнениями, чтобы он стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задайте ему вопросы, о том, что еще подумал герой, как можно было бы ему помочь.
  5. Затем введите персонаж, который станет помощником ребенка в разрешении внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый волшебник. Придумайте диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывайте детские комментарии к рассказу. Привлекайте ребенка к поиску решения. Старайтесь сделать его активным участником и соавтором истории.
  6. Придуманная история должна иметь положительный результат.
  7. После того, как вы вместе обсудите поведение вымышленного персонажа, понаблюдайте за поведением застенчивого ребенка в реальных ситуациях его жизни, проверьте, повлияла ли на него игра. Постарайтесь сделать так, чтобы история имела продолжение в зависимости от поведения ребенка.
  8. Старайтесь сделать рассказ живым, остроумным, вводите в него больше диалогов различных персонажей, наполняйте его сказочными элементами.

Помимо придумывания рассказов хорошо организовывать с детьми игры-драматизации. Их персонажами могут стать знакомые герои сказок, животные. Поочередно проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребенок невольно найдет в них отголоски собственной жизни, научится бороться со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребенком изготовят маски для таких игр, с их помощью ему будет легче войти в роль, "спрятаться". Эффективный способ смягчения страха перед публичными ситуациями -- организация игр с другими детьми. Например, можно с несколькими друзьями ребенка поиграть в "детский сад", где дети и взрослый поочередно разыгрывают роли воспитательницы и ребятишек, которым нужно выступить перед другими, например, рассказать стихотворение или составить рассказ по картинке. Застенчивые дети долго не решаются начать ответ, говорят медленно, неуверенно и тихо. Постепенно в игру можно вводить ограничения по времени, включать упражнения на громкость и выразительность речи. Приведем пример одной из них.

"Быстрые ответы".

Эта игра снимает торможение, возникающее при неожиданных вопросах, развивает находчивость, смекалку. В нее можно играть и дома, и во время прогулки. Игровое пространство заранее разделяется предметами на две части. В одной из них находится взрослый, в другой несколько детей, стоящих рядом. Ведущий задает поочередно каждому малышу легкие для них вопросы и ждет ответа, считая вслух: 1-2-3 (можно спросить ребенка, как его зовут, сколько ему лет, кто его друг, какого цвета крокодил). Дети могут отвечать на вопросы как угодно - и серьезно, и шутливо. Можно задать такие вопросы: "Почему лягушки скачут?", "Почему мороженое холодное?", "Почему крокодил зеленый?". При любом подходящем ответе ребенок делает шаг вперед. Таким образом, отвечающий опережает других детей. Ведущий должен незаметно направлять игру так, чтобы не допускать чрезмерного опережения или отставания малышей. Особое внимание следует уделить застенчивому ребенку, помогая ему двигаться вровень с другими. Необходимо создать такие условия, чтобы он обязательно хотя бы раз выиграл. Успех среди сверстников и взрослых окрыляет, заставляет поверить в свои силы и стать более уверенным. Когда все дети добьются успеха, взрослый предлагает выступить в качестве ведущего каждому из них.

Другой вариант игры - "Мяч в кругу".

Участники игры - взрослые и дети - встают в круг и бросают друг другу мяч. Условие: прежде, чем бросить мяч, тот, кто держит его в руках, должен посмотреть в глаза тому, кому он собирается его бросить, и сказать любое слово, пришедшее в голову, например, "держи", "поймай", "на", "зайчик". Для старших детей можно усложнить игру, попросив называть только цвета или предметы одежды, мебель, посуду. Эта игра также снимает напряжение, возникающее при необходимости быстро найти ответ. Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но родителям необходимо думать о будущем своего ребенка. Ведь если застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общаться и развиваться, какую службу сослужит эта черта во взрослой жизни? Конечно, при желании и определенных волевых усилиях человек может сам справиться со своей застенчивостью. Но сделать это будет гораздо труднее, чем в детстве, когда малыш в праве рассчитывать на помощь и поддержку родителей.

Один из первых рисунков малыша – домик. Подрастая, он часто будет просить маму поиграть с ним в шалаш или пещеру, строить домики для кукол и машинок. Что стоит за этим?

Почему он так рисует дом?

Разглядывая рисунки городского малыша, трудно не задуматься: откуда у него, выросшего в типовом квартале блочных коробок, берутся эти «малюсенькие домики с треугольными крышами, с кудрявыми колечками дыма? И мы рисовали подобные домики, и наши родители, и наши бабушки.

Задайте ребенку вопрос, на что похожи окошки дома, и он ответит: на глаза.
В старину глаза называли око. Правда, созвучно со словом окно? На что похожа крыша? Конечно, на шапку. А купола древнерусских церквей – на богатырские шлемы. Покрывать голову, носить головные уборы у многих народов было обязательным обычаем. А еще крыша дома напоминала небо. В загадках небо называли голубым платком, покрывающим землю, защищающим ее.
Психологи предполагают, что подобный образ дома воспроизводит глубинные, подсознательные представления об устройстве мира и самого человека. Дом всегда был продолжением человека, его дополнительной оболочкой, рождающей чувство покоя и защищенности.
Зачем он прячется в «домик»?

Малыш любит залезать под стол, иногда прячется в шкаф? Так он ищет себе «норку». Свою собственную, куда посторонним вход воспрещен, и соразмерную его тельцу. Там он остается один на один с собой. Уединение нужно ему на 5-10 минут – потом он снова рад быть на виду. Но куда-нибудь скрыться на некоторое время необходимо.
Психологи называют такое место «нишей покоя». Родителям надо позаботиться о том, чтобы «норка» у ребенка была.
Простой вариант – два стула, стоящих на расстоянии 60-70 см и повернутых друг к другу спинками. Если накрыть их с трех сторон длинным покрывалом, получится «шалаш». В него можно прятаться с восторженным восклицанием: «Я в домике!» Другой несложный вариант – устроить «домик» под столом, накрыться длинной скатертью или покрывалом.

Уютные замкнутые уголки бывают нужны ребенку не только для уединения, но и для ролевых игр, игр-фантазий. С их помощью создается особое пространство – пространство превращений. У такого «домика» появляется и дополнительное назначение – служить тайничком. Сами дети стремятся устроить «секретные места» где-нибудь за «границей» реального мира. Например, в шкафу. Шкаф похож на дом без окон. Вспомните «Щелкунчика» или «Хроники Нарнии»: дверцы шкафа оказываются входом в иной мир.
Почему он так строит свой «дом»?

Вы решили соорудить крохе дом из диванных подушек. Он с восторгом принял ваше предложение и активно участвовал в строительстве. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что дом – не функционален! Ребенок не желает сидеть в нем больше пяти минут, и строить ему гораздо интереснее, чем «мечтать». Что делать внимательному родителю? Радоваться!
«Домостроительство» играет серьезнейшую роль в развитии ребенка, в формировании его пространственных представлений. Поэтому всеми силами поощряйте строительную деятельность малыша.
Помощь могут оказать картонные коробки. Большая коробка провоцирует ребенка залезть в нее. Это уже почти готовый дом. Остается надстроить треугольную крышу и прорезать окошки. Если вы хотите превратить строительство в развивающее занятие, расскажите ребенку про ставни и про наличники. Можно красить, резать, клеить: все зависит от фантазии, наличия материалов и времени.

На следующем этапе малыш может строить дом не для себя, а для кукол, или гаражи для машинок. С этой целью используют обувные коробки разной величины и небольшие коробки из-под различной техники.
Покупной дом для Барби не идет в сравнение с самодельными картонными домиками. Такие домики могут быть одноэтажными, двухэтажными, трехэтажными – достаточно поставить одну коробку на другую и склеить этажи. Эти домики можно обустраивать исходя из собственных дизайнерских фантазий – выклеивать настоящими обоями и тканями, выстилать ковриками, украшать фольгой.

Наконец, из домиков можно составить целый город. А это уже новый масштаб деятельности. От работы с привычными кубиками город картонных коробок отличается своей многофункциональностью: действие может происходить и снаружи, и внутри. Высшим пилотажем является сооружение сказочных декораций. Тут возможны и разные формы крыш, и шпили, и флюгера, и колонны.

Чему может научить «дом»?

С древнейших времен дом был центром мира, деля его на две части: обжитое и необжитое, свое и чужое. Дом, точнее, его рисунок, поможет дать ребенку первые представления о карте. Вот дом. Вокруг дома – сад. За садом – дорога, ведущая в горы. За горами – море. Море окружает остров, на котором стоит дом. Вот здесь еще острова. Расстояния между островами – проливы. На этом острове, например, живут добрые люди, а на этом – злой Дракон, с которым нужно воевать. Можно придумывать бесконечно!
Конечно, здесь нет масштаба. Но сколько новых понятий, значковых обозначений, работы воображения в процессе придумывания «географических» названий!
Можно познакомить ребенка с направлениями света и научить ориентироваться по карте в соответствии со значками север, юг, запад, восток. И тогда настоящая, «взрослая» карта некоторое время спустя окажется для него живой и узнаваемой.
По материалам статьи М.Аромштам

Наши дети - наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность - ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице - все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе - выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное - вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? - ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам . Один из векторов - зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность - это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Страх - это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка - страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора - у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора - ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей - "добрые" сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает "р" или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он "криволап". Ребенок страдает лишним весом и получает кличку "жиртрест". Вообще, внешняя красота - очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. "Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно", "А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться" и т.д. - когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность - буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: "Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву "р"? - кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам - мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

"Р" я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня "травили" одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором . Именно оральники придумывают и "клеят" обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка .

А дальше срабатывает правило - чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут "криволап", тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один - бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию - над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе - через зрительный вектор и его врожденные желания.

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу - превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь - это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал - зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит - повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным "клин клином" - боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу - трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть - в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать . Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого - это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание ! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции .

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.



Рассказать друзьям