Ребенок сдерживает смех когда его ругают. Смех без причины – признак… правильного развития! Любовь к глупым шуткам передается по наследству

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Getty Images

Природа смеха занимает психологов уже давно. Известно, что Дарвин наблюдал за своим смеющимся сыном, а Фрейд объяснял смех чувством превосходства: мы, мол, смеемся над упавшим человеком потому, что радуемся - упал он, а не я.

Великий швейцарец Жан Пиаже, всю жизнь посвятивший исследованию детского разума, считал, что смех - окошко, через которое можно взглянуть на мир глазами ребенка. Он утверждал, что любая вещь смешна, только если она, с одной стороны, достаточно неожиданна, а с другой - все же укладывается в нашу картину мира. Так, всякий анекдот оперирует привычными нам элементами (Петька, Василий Иваныч, Вовочка - все герои анекдотов являются частью общего культурного кода), но при этом в сильной точке обманывает наше ожидание. А раз так, настаивал Пиаже, смех ребенка сообщает нам, что ему уже известно о мире, а что еще нет.

Однако исследования, которое бы подтвердило или опровергло теорию Пиаже, пришлось ждать 70 лет. В этом году когнитивный психолог из Биркбек-колледжа Лондонского университета Каспар Эддимен (Caspar Addyman) с помощью специально созданного сайта опросил более 1000 родителей, почему смеются их дети 1 . Результаты исследования очень трогательны: дети в среднем впервые улыбаются в возрасте шести недель, а смеются - когда им исполняется три месяца (впрочем, некоторые начинают смеяться на полгода позже, так что если чадо пока не хохочет во все горло, повода для паники нет). Чаще всего родители детей щекочут, однако наиболее верным способом рассмешить младенца оказалась игра «Где мама (или папа)?»

Почему это так важно? Потому что младенцы с самого начала смеются, когда общаются с людьми, смеются они над чужими действиями. Одного только физического переживания щекотки недостаточно - важно, кто щекочет (вот, кстати, ответ на вопрос, почему нельзя защекотать самого себя). Также недостаточно того факта, что лицо взрослого исчезает за ладонями, а потом появляется снова. Важно, кто этот взрослый и что он совершает эти движения специально для ребенка. Таким образом, еще до того, как младенец научится ходить или говорить, он уже обладает социальными навыками.

Что еще важнее, маленькие дети не склонны смеяться над чужими неприятностями. Они скорее рассмеются, упав сами, чем увидев упавшего взрослого. Более того, младенцы смеются, когда видят вокруг улыбающиеся и радостные лица, а не печальные и унылые. Так что теория Фрейда (которую он выстроил на основании разговоров со взрослыми в своей клинике), похоже, очень далека от истины.

Мальчики склонны смеяться чуть чаще девочек, но и те, и другие смеются в равной степени над взрослыми обоих полов, так что шутить сексистские шутки с детьми не получится. Каспара Эддимена удивляет, как мало внимания научный мир уделял тому, чем он сейчас занимается. Отчасти, признает психолог, это объясняется тем, что очень трудно рассмешить ребенка в научных целях. Но важнее другое - детский смех никогда не воспринимался учеными как предмет, достойный изучения. Каспар Эддимен продолжает собирать информацию и надеется вскоре сделать следующий шаг: понять, как смех влияет на развитие детского интеллекта.

1 Сайт проекта по исследованию детского смеха babylaughter.net

Любая мамочка, наверное, бережно хранит в своей памяти тот момент, когда её кроха первый раз загулил, улыбнулся или заливисто и искренне засмеялся. Все эти явления не только признак веселья, но и важный этап эмоционального развития малыша. Поэтому все новоиспеченные и неопытные родители очень часто задаются вопросом, во сколько месяцев ребёнок начинает смеяться, чтобы точно знать, когда ожидать эти трогательные и незабываемые события в жизни.

Первая эмоция

В начале своего развития малыш просто улыбается маме в ответ. В среднем это начинает проявляться к шестой неделе его жизни. В некоторых случая этот особый момент может произойти раньше либо позже. Очень многое зависит от окружающей обстановки, в которой растёт кроха. Например, если он видит частое проявление нежности и ласки, то осознанно будет улыбаться уже в месяц.

Одновременно с этим малыш может активно размахивать ручками и ножками и постепенно начнёт агукать в ответ на обращение к нему. Всё это в целом специалисты называют комплексом оживления. Считается, что этот этап эмоционального развития начинает формироваться примерно с двадцатого дня жизни, и уже в три месяца поведение малыша становится более сложным. Наступает именно тот момент, когда начинает смеяться ребёнок.

Во сколько у малыша появляется настоящий смех?

Чётких нормативов здесь нет, но чаще всего, по мнению опытных мамочек и педиатров, это происходит в начале четвёртого месяца. Неврологи, в свою очередь, указывают размытый срок, когда дети начинают смеяться в голос. Они говорят, что это может произойти в промежуток с 20 по 30 неделю от рождения. Из этого можно сделать вывод, что вопрос, когда начинает смеяться ребёнок, немного некорректный, так как все малыши индивидуальны и разные в эмоциональном плане. Поэтому дети могут начать веселиться не в одно и то же время.

Очень важно не пропустить этот этап эмоционального развития крохи и обязательно поддерживать первые робкие попытки проявления радости. Так как некоторые специалисты утверждают, что чувство юмора прививается ещё в и оказывается, что этой черте характера можно научить. Если в семье, в которой растёт кроха, принято подшучивать друг над другом, а также часто рассказывать весёлые истории, то, скорее всего, малыш с ранних дней усвоит такую манеру поведения и вырастит жизнерадостной личностью.

Почему малыш может не смеяться?

Но иногда может быть такое, что кроха хорошо развивается в эмоциональном плане и возраст уже подходящий, но родители все никак не могут дождаться первого проявления его радости. Поэтому начинают задаваться вопросом, во сколько ребёнок начинает смеяться в голос, и что не так с их чадом. Стоит ли переживать в этом случае?

Первой причиной этому может быть незрелость нервной системы малыша. Так как многие неопытные мамы начинают ждать момента, когда начинает смеяться ребёнок уже на третьем месяце жизни крохи. В этом случае стоит только немного подождать, и непременно в скором времени появятся первые признаки искреннего веселья малыша.

Второй причиной могут быть сдержанные отношения между родителями и недостаточность проявления радостных эмоций в семье. Поэтому может не смеяться и кроха, так как он веселится, слыша радостный голос взрослых.

В некоторых случаях бывает и такое, что ребёнок сам по себе обладает серьезным характером с самого рождения, что можно считать его индивидуальной чертой. Поэтому, когда дети начинают смеяться в голос уже в четыре месяца, кроха с таким темпераментом может проявлять эти эмоции немного позже своих сверстников.

Для того, чтобы как можно быстрее услышать смех своего чада, нужно с самого младенчества постоянно с ним беседовать, часто ему улыбаться и играть, так как у каждого ребёнка уже с рождения заложено стремление к общению. Также необходимо постоянно показывать ему яркие игрушки и рассказывать какие-либо стишки и песенки. И тогда не придётся задаваться вопросом, во сколько дети начинают смеяться, так как кроха не заставит долго ждать и порадует родителей своим весельем.

Особенно важным моментом во взаимоотношениях отца и ребёнка является именно данный этап жизни малыша, так как именно сейчас он впитывает образ и мимику родных словно «губка». Поэтому папе необходимо как можно чаще общаться со своим чадом, если он желает создать в будущем крепкую эмоциональную связь с ребёнком.

Но если вдруг кроха длительное время не отвечает улыбкой на различные весёлые гримасы родителей, в этом случае следует обратиться к специалисту. Возможно, у малыша проблемы со зрением.

Что может вызвать смех грудничков?

Оказывается, что таких крохотных ребятишек могут рассмешить какие-то конкретные вещи. Например, их особенно веселит, когда с ними играют в прятки, то есть родители закрывают себе либо малышу глазки и говорят ему «ку-ку». Но есть одна забава, особенно заливисто. Для этого нужно подуть ему на личико либо животик или слегка прикусить за его пальчик и бочок.

Удивительно, что младенцев могут ещё повеселить длинные и незнакомые слова, которые не используются в речи его близкого окружения.

Причины веселья детей постарше

Когда малыш взрослеет, то его начинают забавлять различные забавы с одеждой. Например, если папа наденет мамин халат либо кто-то применит не по назначению ту или иную вещь из обихода. То есть до годика ребёнок реагирует весельем только на внешние раздражители.

Очень важно помнить тот факт, что постоянное чувство радости и смех в столь раннем возрасте могут сказаться только положительным образом на дальнейшем развитии малыша.

Смех – вещь необычайно серьезная. Чувство юмора и умение посмеяться над самим собой – вот что отделяет человека от животного. По мнению психологов, юмор является своего рода интеллектуальной игрой со словами, идеями и символами.

Природа не случайно наделила нас даром хохотать и улыбаться, заявляя таким образом о том, как прекрасна жизнь. Именно поэтому чувство юмора развивается у детей уже на первом году жизни. Как обычно, все начинается с улыбки.

Невольные гримасы можно отметить у младенцев буквально с первых дней жизни. Специалисты, правда, называют это явление «ангельской» улыбкой или псевдоулыбкой. По мнению психологов, так проявляется неосознанная, случайная игра лицевых мышц. Возникает она очень часто при закрытых глазках, ее нельзя вызвать намеренно. Тем не менее, даже такая тренировка мимических мышц, отвечающих в дальнейшем за настоящую, психологически наполненную улыбку, очень важна.

Когда же младенец впервые улыбнется по-настоящему? Чаще всего это происходит в период полутора-двух месяцев как ответ на ласковые слова родителей или их знакомые лица. Первая осознанная улыбка знаменует собой окончание периода новорожденности.

Не забывайте, что улыбка узнавания – огромный шаг в развитии вашего малыша. Очень важно поощрить младенца: улыбнуться в ответ, еще раз произнести нежные слова. Таким образом, вы даете ребенку на вооружение мощное средство общения с окружающим миром. В дальнейшем, желая продлить контакт с вами, он будет чаще и продолжительнее улыбаться.

Тем не менее, первое, чисто биологическое назначение улыбки – информативное – дать понять близким, что все хорошо. А вот у малышей, которых воспитывают без тесного эмоционального контакта со взрослыми, очень часто происходит запаздывание развития социальной улыбки. Даже став старше, такие дети улыбаются реже.

Примерно на четвертом месяце у младенцев впервые появляется смех. Очень забавно наблюдать за такими громко хохочущими малышами. Именно с этого периода времени начинается становление такого человеческого качества, как чувство юмора.

Во втором полугодии жизни обычно закладывается база для формирования и нормального развития ощущения смешного. К этому возрасту у младенцев складывается представление о «постоянстве объекта». Это позволяет запоминать расположение не находящихся в данный момент времени в поле зрения предметов. Именно несовпадение ожидаемого и происходящего и вызывает бурный взрыв смеха. На самых простых формах подобного юмора построены большинство детских мультфильмов. Оценить юмор «Ну, погоди!» или «Тома и Джерри» может даже нормально развивающийся восьми-девятимесячный ребенок.

В возрасте около года дети вовсе не прочь посмеяться. Объектами таких шуток вполне могут стать родители. Не стоит забывать, что ребенка очень часто смешит совсем не то, что кажется забавным взрослому человеку. Например, дедушка, споткнувшийся о разбросанные игрушки, развеселит кроху именно из-за элемента неожиданности ситуации. В этом еще нет жестокости. Но чтобы избежать таких ситуаций, стоит только отнестись к происходящему с должным чувством юмора.

На втором году жизни малыши начинают осваивать речь, и это необычайно повышает их способности к юмору. Нередко дети «от двух до пяти» могут поразить взрослых остроумием, придумывая смешные словечки, наделяя предметы нехарактерными для них свойствами.

То, насколько веселым вырастет ребенок, закладывается самими родителями в первый год его жизни. Именно чувство юмора помогает воспринимать жизнь как своего рода приключение, достойно выходить из сложных жизненных обстоятельств, избегать ссор и обид. В будущем это наверняка пригодится. Оптимистам живется намного легче, и это научно доказано!

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Здравствуйте! Моему сыну 4,6 года. Он постоянно смеется без причины, иногда просто хохочет в саду, дома, на улице. Мы с мужем и ругали его, и наказывали (сажали на стул), и просили-умоляли, ничего не действует! Помимо этого он ничего не хочет делать: играть, гулять, заниматься, читать сказки. Ведет себя плохо, кричит. У нас иногда просто не хватает фантазии его как-то отвлечь и завлечь в игру, у него один ответ: НЕ ХОЧУ! Проблема в том, что он не видит. У нас прекрасная, дружная семья (муж, я и сын), мы готовы все для него делать, при этом стараемся, чтобы "не сел на шею".

Смех начался примерно месяц назад, после того, как мы приехали от бабушки. Там он всеми вертел как хотел. А сейчас он начинает прокручивать какие-то смешные для него слова или моменты и хохочет, а иногда просто выдавливает из себя смех, такое чувство будто он специально хочет нас разозлить. А в сад ходит почти год. С детьми не хочет общаться, игрушками не делиться, в коллективных играх не участвует (да и воспитатели особо не настаивают), когда кто-то из детей хочет его потрогать или взять за руку - кричит, чтобы его не трогали, лучше общается с детьми старшего возраста. Воспитатели постоянно жалуются: то он ногами стучит за столом, то кричит, то щипается, или громко поет песни, когда читают сказки. Я им объясняю, что дома он себя так не ведет. Они воспитатели с большим стажем работы и не могут с ним справиться! Так что же мне его каждый раз наказывать дома!? На лето пришли другие воспитатели и ребенок стал лучше себя вести, если шумит, они его каким-то образом усмиряют и он их слушает. Не примерное поведение, но гораздо лучше. Мы понимаем, что ребенку нужно и побаловаться, но в определенной ситуации надо вести себя хорошо, как ему это объяснить? Придерживаться тактики объяснений/уговоров или лишать/наказывать?

Проблема в том, что он не видит

Объясните, пожалуйста, смысл данной фразы. Смена воспитателей показывает нам, что проблемой может стать не поведение ребёнка, а отношение к нему. Уменьшайте количество ограничений, окриков, одёргиваний, наказаний. Замените всё это положительным вниманием, похвалой, поощрением. А как же не дёргать и не поправлять, спросите Вы, если ребёнок ведёт себя иногда "невыносимо"? Малыш очень хочет Вашего внимания и тепла и всеми способами изыскивает возможность добиться этого! Если родитель в достаточной для ребёнка степени удовлетворяет потребность своего чада во внимании, то проблем, как правило, не возникает. Если же положительного внимания маловато, то малыш продолжает исследовать возможные способы собственного поведения по принципу "заметь меня!" . И при этом отмечает, что "плохое" поведение очень привлекает Вас, даже быстрее, чем "когда я хороший". Поэтому он останавливается на нём (и, к сожалению, это поведение фиксируется в сознании ребёнка, как единственно возможное и верное для него). По поводу смеха, попробуйте перестать злиться на данное поведение, измените свою реакцию на что-то положителное. нейтральное. Можно просто не реагировать. Но только не злиться. Успехов! Спасибо



Рассказать друзьям