Развитие интеллекта в дошкольном возрасте. Средняя школа и подростковый возраст

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для любящего родителя его малыш – самый смышленый. Да, ум – это врожденная способность человека, и уровень его развития в первые годы зависит от наследственности. Но даже если геном не сыграл в плюс к ожиданиям мамы или папы получить маленького гения, вы можете его вырастить.

Итак, вы решили разобраться, как развить интеллектуальные способности ребенка, вырастить дочь или сына умным, талантливым, еще более успешным, чем вы. Переложить ответственность уже в 4-6 лет на воспитателей или репетиторов можно, но лучше заниматься вместе.

Родителям в помощь мы разработали платформу ЛогикЛайк.
Сейчас просто создайте профиль для ребенка , и мы вам напомним, подскажем, с чего начать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

На этом этапе нужно «успеть» развить общие интеллектуальные способности – аналитические, логические, дедуктивные. А дальше, с переходом ребенка на новый уровень, освоенные навыки мышления станут базой для достижения высоких результатов в новых более сложных тренировках и упражнениях.

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи. Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект реализуется через ряд способностей, которые нужно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не тот, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал, не столь простой для восприятия человека, загруженного десятками разноплановых ежедневных задач. 🙂

Вы можете с легкостью сделать занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Среди самых эффективных заданий и упражнений для развития ума и интеллекта дошкольника:

  1. . Пока ребенок с мамой размышляют над ответом (хорошо, если сын или дочка привыкнет проговаривать логику собственных рассуждений), отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  2. Логические задачи ( , ). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.
  3. простейший вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

Также на данном этапе стоит прививать детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса. Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Развитие интеллектуальных способностей школьников

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – ).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из получаемых массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо осознать:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьником возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) сформирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать свои интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером или в другом относительно пассивном варианте, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные , задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Образовательный сайт ЛогикЛайк включает более 2500 занимательных развивающих заданий для детей. Регистрируйтесь и покажите это ребёнку.

Такие упражнения - отличная тренировка навыка размышлять, рассуждать. Эффективны для развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте также и те упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (см. подробнее выше про загадки на логику, задачи и интеллектуальные игры).

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать?

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Средняя школа и подростковый возраст

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения. Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • различные олимпиады (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

Подаем пример: как развить интеллект у взрослого

То же касается и мамы с папой. Да, ответ на вопрос, можно ли развить интеллект у взрослых после 40 лет, – однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.

Как действовать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  1. Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    — отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    — осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    — даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  2. Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, играйте в шахматы, разгадывайте загадки, увлеките их головоломками и ребусами, особенно математическими.
  3. Читайте побольше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка параллельно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта… Возможно, онлайн-сервис, созданный для воспитания маленьких и взрослых умников?

Возьмите на себя ответственность за организацию как любых семейных оффлайн-активностей, так совместных занятий в онлайн-режиме:

  • заниматься можно и на планшете, но лучше за домашним компьютером или ноутбуком;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием, приятно проводя время вместе с родными: с пользой для души и ума.

Мы подготовили специальный комплекс для формирования логического фундамента мышления

  • 2500 заданий, 15 категорий, 5 уровней сложности.
  • Видео-уроки и блоки с теорией.
  • Подсказки и пояснения экспертов.

Страница 1 из 2

Киселева Эльвира Рудольфовна / Kiseleva Elvira Rudolfovna – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 178»

Аннотация: В статье рассматриваются особенности интеллектуального развития дошкольников. В статье раскрывается связь зависимости интеллектуального развития дошкольника от особенностей его взаимодействия с окружающей го социальной средой

Annotation: The article discusses the features of the intellectual development of preschool children. The article reveals the connection depending on the intellectual development of preschool on the characteristics of its interaction with the environment of the social environment.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллект, дошкольный возраст

Key words: intellectual development, intelligence, preschool age

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Так что же такое - интеллектуальное развитие ребенка? Существует вечный спор, что же такое интеллектуальное развитие. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать ее в случае необходимости.

В одном все согласны: интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружения. А значит, на него влияют многие факторы, которые в каких-то случаях тормозят развитие, а в некоторых наоборот существенно ускоряют.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого - начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их .

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра - это жизнь. Игра - один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности - игры.

Игра - основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие "развитие интеллекта" включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.

Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей

Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени - школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником - это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве - игра, школьном - учение.

В этой статье:

Родители начинают задумываться о том, как и с чего начинать интеллектуальное развитие детей, пожалуй, с того момента, как малыши делают первые шаги. Заботливые мамы и папы считают, что чем раньше они начнут развивать интеллектуальные способности ребенка, тем проще в дальнейшем ему будет учиться и тем больших вершин он достигнет. Так ли это на самом деле? Как и когда нужно начинать развивать детей интеллектуально, а главное, отличается ли процесс развития дома от того же процесса в детских дошкольных учреждениях? Об этом читайте ниже.

Что говорят психологи?

Детские психологи в один голос утверждают, что в дошкольном возрасте – который, между прочим, начинается не с года, а с трех лет, и продолжается до семи – главным видом деятельности малыша была, есть и будет игра. Сначала это самые простые игры, которые по мере взросления ребенка усложняются сюжетом, правилами, использованием вспомогательных предметов и т.д.

Играя без
ограничений по времени в дошкольном возрасте, к 6 годам, когда пора поступать в школу, малыш чувствует, что уже достаточно наигрался, и с удовольствием знакомится с новым видом деятельности - учебой. Главное, что руководит ребенком в этом возрасте - это познавательный интерес. Он стимулирует его учиться, узнавать что-то новое, быть одним из лучших в классе.

Если пересмотреть основные литературные материалы, посвященные развитию интеллектуальных способностей ребенка, то можно заметить, что все они построены на обучении малыша в игровой форме. Авторы постоянно напоминают читателям о том, что они имеют дело с детьми дошкольного возраста, развитие которых может быть построено исключительно на игре, которая, правда, в данном контексте уже выступает в роли средства подготовки к школе.

Следуя
рекомендациям авторов, родители сознательно лишают ребенка детства, обучая его, пусть и в игровой форме, тому, что он и так бы узнал в свое время в начальной школе. Что это дает? Родители получают повод гордиться малышом, который в три года выдает истины, неизвестные первокласснику. Но не более.

Да, действительно, малышей в игровой форме можно подтолкнуть к тому, чтобы они запомнили цифры и буквы. Но будут ли они понимать, что они учат, на самом деле? В три года малыш не в состоянии понять, что такое буква или цифра. Он пока не владеет такими простыми понятиями, как «звук», «знак» или «число». И даже если попробовать ему объяснить это в примитивной форме, он не поймет. Это означает, что запоминать буквы и цифры, навязываемые взрослыми, кроха будет, но без особого желания, чаще лишь с целью угодить родителям. Подобные занятия младшим дошкольникам кажутся ненужными и безумно скучными.

Что нужно знать родителям об интеллектуальном развитии малышей?

На основе вышеизложенного некоторые могут сделать вывод, что развивать интеллектуальные способности ребенка в столь раннем возрасте нецелесообразно. Но это не так! Развивать малыша нужно, но важно делать это правильно. Например, с 3 до 6 лет нужно стараться много читать ребенку и как можно больше с ним общаться, обсуждая прочитанное, увиденное, услышанное.

Если так
хочется обучить кроху счету, то можно начинать вместе с ним считать пальчики, машины на улице, бездомных собак или кошек. Вот так, считая все, что попадается на улице и дома, можно приобщить кроху к счету. При этом не нужно забивать его голову цифрами, рисуя карточки или упражняясь с магнитной доской. В раннем дошкольном возрасте ребенок не способен адекватно воспринимать подобную информацию.

Простой и интересный способ развития интеллекта дошкольника в домашних условиях - это уроки совместного творчества. Вместе с ребенком родители могут:

  • рисовать карандашами и пальчиковыми красками;
  • лепить из пластилина или теста;
  • делать аппликации, поделки и пр.

Старайтесь
использовать как можно больше природных материалов. Пусть кроха клеит и лепит на коре дерева, делает аппликации, используя листья, шишки, засушенные цветы; предложите ему выжигать по дереву. Поддерживайте природный интерес малыша к занятиям такого рода, предлагая все новые идеи, организовывая собственную мини-выставку работ для друзей и знакомых.

Совет родителям: не придерживайтесь слепо методик для раннего развития интеллектуальных способностей малышей, забывая о том, что имеете дело с ребенком, у которого, в первую очередь, должно быть детство. Отдавайте предпочтение пособиям, которые рассчитаны на развитие памяти, внимания и наблюдательности.

Как работают над развитием интеллектуальных способностей в детском саду?

Программа воспитания дошкольников с целью их интеллектуального развития в детском саду построена по большей мере на дидактических играх. Такие игры делают процесс обучения малышей интересным и эмоционально окрашенным. Дидактические игры разделяются на игры:

Игры с предметами (чаще всего с игрушками) проводятся с целью познакомить детей с их основными признаками, научить группировать и классифицировать предметы. Игровая деятельность такого рода по мере совершенствования навыков ребенка должна усложняться, требуя от него проведения логических умозаключений. Дети с удовольствием запоминают порядок расположения предметов, принимают участие в поиске спрятанных игрушкек.

В процессе дидактической игры крайне важно определить цели для ребенка. Так, например, если основная цель - изучение и закрепление названий предметов, то нужно сосредоточить внимание ребенка именно на этом. Если нужно научить ребенка отличать признаки, то они у предметов, задействованных в игре, должны быть четко видны.

Дети с удовольствием играют в такие игры, как «Волшебный мешочек», «Угадай, чего не хватает» или «Угадай, что поменялось». В них воспитатель прячет, меняет или добавляет предметы, задавая ребенку наводящие вопросы.

Настольные игры
предполагают собой использование не самих предметов, а их изображений, например в виде картинок, пазлов, кубиков. Такие игры предназначены для развития мыслительных процессов, внимания и смекалки.

Словесные игры крайне важны для речевого развития. Они способствуют формированию слухового внимания, учат малышей правильно воспроизводить слова и звуки, способствуют ускорению процесса развития речи.

Словесные игры могут быть четырех видов:

  • путешествия (предназначены для знакомства детей с окружающим миром);
  • поручения (способствуют совершенствованию умения строить причинные связи, осмысливать порядок действий);
  • загадки (нужны для развития способности анализировать);
  • беседы (укрепляют связь между детьми и воспитателями, нужны для общения).

В целом можно отметить, что дидактические игры в детском саду необходимы для развития у детей любознательности, желания к совместному решению задач в коллективе, объединенном общими интересами.

Задачи и модели умственного развития детей в дошкольном возрасте

Говоря об основных задачах интеллектуального воспитания детей трех-шести лет, можно выделить следующие:

Что касается моделей умственного развития дошкольников, то среди них можно выделить:

  1. Эмоциональную
  2. Логическую
  3. Речевую.

Эмоциональная. С момента появления на свет и примерно до полутора лет ребенок развивается эмоционально. Позитивные эмоции, любовь и поддержка близких помогают ему достичь гармонии в этом процессе.

Логическая. В младшем дошкольном возрасте у малыша происходит активное развитие зрения и слуха. Именно в это время у детей формируется логическое мышление, они становятся восприимчивыми к музыкальному миру. На этом этапе нужно чаще играть с малышом в логические развивающие игры.

Речевая. Речь идет о модели умственного поведения дошкольников, которая предполагает стимулирование у них развитие способности воспринимать и запоминать устную информацию. Например, именно в дошкольном возрасте дети проще и быстрее усваивают и запоминают иностранные слова. Задача взрослых - дать ребенку возможность развиваться в этом направлении во время чтения вслух детских книжек, разучивания стихов и песенок.

Заключение. Интеллектуально развивать ребенка в дошкольном возрасте можно природным путем, ненавязчиво рассказывая малышу обо всем, с чем ему приходится сталкиваться в окружающем мире. Только в этом случае к моменту, когда перед ребенком откроются двери в школьный класс, он будет иметь желание учится, у него будет сформировано особое мировоззрение, которое позволит ему высказывать личное мнение.

Интеллектуальное развития дошкольников – это интенсивный и очень важный процесс, который требует грамотного и ответственного вмешательства родителей и педагогов.

Как протекает интеллектуальное развитие дошкольников, в чем его особенности, а также как родители могут помочь сыну или дочке развиваться, вы узнаете из данной статьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальное развития дошкольников – это интенсивный и очень важный процесс, который требует грамотного и ответственного вмешательства родителей и педагогов.

Как протекает интеллектуальное развитие дошкольников, в чем его особенности, а также как родители могут помочь сыну или дочке развиваться, вы узнаете из данной статьи.

Когда необходимо начинать интеллектуальное развитие дошкольников?

Уже начиная с первых месяцев жизни, происходит активное развитие человека во всех отношениях. Но, наиболее интенсивное развитие происходит, начиная с трех лет, и заканчивается этот благоприятный период в восьмилетнем возрасте.

  • Именно этот период детства является наиболее благоприятным временем для различных интеллектуально развивающих мероприятий.
  • Именно в этот период мозг ребенка наиболее восприимчив и расположен к развитию – главное не упустить момент.

Важные условия для развития интеллекта дошкольников

Наиболее важное и обязательное условие для интеллектуально развития дошкольников – это создание эмоционально благоприятной и приятной для детей атмосферы.

Дело в том, что восприятие детей в дошкольном возрасте находиться еще на эмоциональном уровне, поэтому для результативного развития недопустимо, чтобы мероприятия несли негативную эмоциональную нагрузку.

Любая деятельность, направленная на интеллектуальное развитие дошкольников должна нравиться ребенку, и ни в коем случае не происходить по принуждению.

Еще один обязательный фактор для интеллектуального развития дошкольников – вся развивающая деятельность должна быть простой и понятной для детишек.

Педагоги и родители должны также понимать – важно чтобы дошкольник участвовал в развивающих мероприятиях не по принуждению, а добровольно – только так можно достичь максимального эффекта.

Стадии интеллектуального развития ребенка дошкольного возраста

Всем известно что в разные периоды своей жизни развитие детей протекает по-разному. На некоторых этапах происходит интенсивное социально-коммуникативное развитие, какой-то период характеризуется повышенной любознательностью, благодаря которой и возможно интеллектуальное развитие.

Рассмотрим основные этапы развития интеллекта дошколят:

  1. Развитие интеллекта у самых маленьких деток происходит совместно с процессом базового познания мира. Дети по мере того, как познают окружающий мир, приобретают небольшой опыт, который служит основой для следующего возрастного этапа, когда речь ребенка уже будет сформирована и он сможет получать информацию непосредственно задавая вопросы и экспериментируя.
  2. На следующем этапе интеллектуального развития ребенка происходят перемены в эмоциональной сфере малыша, также существует практически сформированная оценочная система. Ребенок в возрасте 3-4 лет может самостоятельно на примитивном уровне оценить поступок, вещь или явление как плохое или хорошее. Отличительная черта развития данного периода – эгоцентризм ребенка. Восприятие мира происходит именно с эгоцентричной точки зрения. Дети на данном этапе своего развития не способны воспринимать информацию с точки зрения другой личности.
  3. Период старшего дошкольного возраста – наиболее важный этап в развитии интеллекта ребенка. Это завершающий период дошкольного возраста. В это время важно максимальное участие родителей и педагогов, так как помимо интеллектуального развития, социализации и обучения основным самостоятельным навыкам важно провести подготовку к школе, чтобы чадо смог приступить к обучающему процессу с легкостью. Школьники, которые испытывают непреодолимые трудности в обучении в первом классе , как правило, со временем теряют интерес к учебе и достаточно сложно вернуть внимание такого ученика. Поэтому, крайне важно чтобы первый опыт обучения был для ребенка приятным и стимулировал к продолжению обучающего процесса. Поэтому, важно заранее готовить ребенка к тому, с чем ему придется столкнуться.

Как способствовать интеллектуальному развитию дошкольников?

Важную, можно даже сказать решающую роль в развитии интеллектуальных способностей дошкольников играет участие родителей и педагогов дошкольных учебных учреждений.

Существует немало способов способствовать развитию интеллектуальных способностей ребенка в дошкольном возрасте.

Рассмотрим способы поспособствовать интеллектуальному развитию ребенка:

  • Так как основным видом деятельности всех детишек в дошкольном возрасте является игра, то именно ее необходимо задействовать для развития интеллектуальных способностей ребенка. В игровой форме можно не только способствовать развитию интеллекта, но еще и совершенствовать многие необходимые для школы навыки. Существуют различные разработанные системы дидактических развивающих игр, как для коллективных занятий, так и для индивидуальных. Игра по праву считается наиболее эффективным средством для развития интеллекта и логического мышления у дошкольников.
  • Всевозможные виды творчества способствуют активному развитию абстрактного мышления, закрепления навыков логического интеллекта и также способствует открытию талантов и способностей ребенка. Недаром в дошкольных учебных учреждениях активно применяют такие виды творчества, как лепка из пластилина, рисование, аппликацию, папье-маше. Важно не препятствовать проявлению инициативы ребенка, не ставить перед ним конкретных задач, чтобы ребенок активно задействовал свой творческий потенциал, учился сопоставлять, анализировать и принимать решения.
  • Разнообразные развивающие игрушки также способствуют развитию интеллектуальных способностей. Важно приобретать именно полезные игры и игрушки для дошкольников, которые будут, не только интересны детям, но также будут соответствовать возрасту и уровню развития.
  • Компьютерные игры также не следует сбрасывать со счетов – они могут послужить на пользу развитию интеллектуальных способностей ребенка, а также логического мышления. Сегодня ведется множество разговоров о вреде компьютерных игр, и многие предлагают полностью исключить их, но это не совсем правильно.

Но, важно все-таки установить ограничения по времени, а также ввести «цензуру». То есть, родители должны самостоятельно подбирать игры и развивающие программы для дошкольника, а также принимать участие в них вместе с детьми.

Центры раннего развития

На сегодняшний день помимо государственных дошкольных учреждений существует огромное количество частных педагогических комплексов, которые могут помочь развиваться вашему малышу.

Конечно же центры раннего развития – это удовольствие, которое не каждые родители могут позволить себе, но несомненно они могут принести достойные плоды в вопросе интеллектуального развития.

Спортивные секции для дошкольников

Танцевальные и спортивные секции для дошкольников – это также способ стимулировать интеллектуально развитие. Помимо пользы для физического и интеллектуально развития ребенка, если вы определите своего дошкольника в спортивную секцию, вы также поспособствуете развитию важных личностных качеств.

Советы родителям дошкольников

В завершении темы интеллектуального развития дошкольников рассмотрим некоторые советы, которые помогут родителям не допустить совершения ошибок в развивающих занятиях с дошкольниками.

  • Всячески стимулируйте любознательность и интерес сына или дочки к различным вещам и явлениям – это основа успешного умственного развития.
  • Не ругайте своего несмышленыша, если у него что-то не получается – попробуйте вместе еще раз, помогите ему, но ни в коем случае не доводите до того, чтобы у крохи формировалась заниженная самооценка .
  • Никогда и ни в чем не сравнивайте своего ребенка с остальными детьми. Каждый малыш индивидуален, поэтому невозможно заставлять его развиваться в каком-то определенном темпе.
  • Помните о том, что у каждого ребенка есть свои уникальные способности и таланты, поэтому не расстраивайтесь, если у него что-то не получается. Просто попытайтесь найти сильные стороны своего сына или своей доченьки и направить все свои усилия на их развитие.

Консультация для родителей

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того, чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии, заинтересован, наверное, каждый родитель.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Интеллект – мыслительная способность человека – ум, рассудок, разум; уровень умственного развития.

Интеллектуальное развитие – это и процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех его проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др.; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное развитие ребенка предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Интеллектуальное развитие предполагает:

Аналитическое мышление (способность воспроизвести образец) ;

Рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии) ;

Логическое запоминание;

Интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

Овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применение символов;

Развитие тонких движений рук и зрительно – двигательной координации.

Цель – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

Основная задача воспитателя в работе с детьми состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку поставить перед собой посильные задачи, овладеть приемами их решения и помочь найти применение результатам своей деятельности.

1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия) , умения обдумывать и планировать свои действия.

2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

Для основой организации работы с детьми является следующая система дидактических принципов:

создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности) ;

новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности) ;

обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса) ;

при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире) ;

у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности) ;

процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества) ;

обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности) .

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.

Методы и приемы:

Источник nsportal.ru

Интеллектуальное развитие дошкольников | Мама, папа и малыш!

Все детки раннего дошкольного возраста очень восприимчивы к новой информации. Сознание ребенка в этот период сравнивается с губкой, впитывающей огромное количество разнообразных сведений об окружающем мире.

Эти знания и навыки дети получают, общаясь со сверстниками в процессе игры, принимая участие в занятиях и беседах с воспитателями. Поэтому для интеллектуального развития дошкольников крайне важно правильно организовать процесс обучения, направить активность малышей в нужное русло.

Ребенок имеет огромный потенциал к постоянному обучению, заложенный в него самой природой. Такая любознательность может послужить прекрасной основой для постепенного становления дошкольника как всесторонне развитой личности.

Задача воспитателей состоит в том, чтобы ненавязчиво «подобрать ключик» к каждому малышу, учитывая его таланты, способности и умения, а также возраст. Ребенок должен постигать новое постепенно и без принуждения.

К тому же воспитатель должен поощрять маленького человека к самосовершенствованию и получению новых знаний и навыков. Только в таком случае, при соблюдении всех необходимых условий, умственное воспитание детей будет организовано должным образом.

Модели умственного развития дошкольников

Каждый ребенок это индивидуальность, поэтому нельзя умственное развитие всех детей подвести «под одну гребенку».

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим различают три модели умственного развития дошкольников. Давайте рассмотрим следующую таблицу.

Модель Характеристика Эмоциональная

С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

Логическая

В возрасте до 5 лет у деток активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности ребят запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый.

Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность.

Чем характеризуется развитие мышления у дошкольников?

  • Вопросы. Постоянные детские «почемучки» свидетельствуют о непрекращающейся «умственной» работе малыша. Задача воспитателей – дать «правильные» ответы.
  • С возрастом ребенок «осваивает» речь и развивает способность рассуждать. Таким способом малыш учится решать свои «задачи», сопоставлять различные явления и их взаимосвязь.
  • В дошкольном возрасте у ребенка формируются первые «ростки» инициативности, любознательности, уверенности и гибкости. Задача воспитателей – посодействовать их развитию.

Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье малыш получает такое важное родительское одобрение, поддержку и заботу. Давайте дарить детям уверенность в собственных силах и свою любовь!

Читайте также в этом разделе:

Гендерное воспитание дошкольников

Наш сын – это копилка вопросов. Целый день они сыплются из него, как из рога изобилия и остановить этот поток никто из старших членов семьи не в силах. Информация, полученная посредством телевидения, интернета постоянно добавляет «почемучки» в жизни малыша.

Дополнительную порцию предложений с...

Когда мама склоняется над кроваткой малыша, он начинает улыбаться, иногда хмурится, а порой просто громко плачет. Таким образом, новорожденный выражает свои эмоции. Он пока не может говорить, но мама хорошо понимает то, чего хочет ребенок....

Материал mamapapaimalish.ru

Рассматриваются некоторые теоретические вопросы, связанные с обучением сюжетно-ролевой игре детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии; представлены методические рекомендации по планированию сюжетно-ролевых игр с детьми, конспекты игровых занятий; даны рекомендации для родителей по обучению сюжетно-ролевой игре ребенка с проблемами в развитии в семье.

Пособие адресовано учителям-дефектологам, воспитателям, работающим с детьми с нарушением интеллектуального развития, студентам факультетов коррекционной педагогики, родителям, желающим активно участвовать в процессе воспитания своего ребенка.

Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии: Учеб.-метод. по

1. Характеристика игр, как деятельности ребенка дошкольного возраста

Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу психического развития человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказьшает самое решающее влияние на изменения в его психических процессах и психологических особенностях личности (Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин) .

Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. В связи с этим основным направлением педагогической работы как в массовых, так и в специальных дошкольных учреждениях является руководство игрой.

Существует целый ряд игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные игры-забавы и творческие сюжетно-ролевые. Им принадлежит особая роль в развитии личности ребенка, поэтому в дальнейшем, говоря об игре, будем иметь в виду этот вид игр.

Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование , состоящее из следующих компонентов: целевого, потребностно-мотивациоиного, содержательного, операционного, результативного.

Интеллектуальное развитие старших дошкольников при подготовке детей к школе | Социальная сеть Pandia.ru

СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей, определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что на момент поступления в школу у дошкольника должны быть сформированы все ведущие познавательные процессы: восприятие (цвета, величины, формы, пространства, звуков и т. д.) , память (словесная смысловая) , внимание, мышление, воображение.

Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, сравнивать и анализировать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, находить закономерности. К тому же дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке.

До 50-х годов интеллектуальное развитие дошкольника стояло на первом месте в развитии дошкольного образования, в 90-е годы с разговорами о самоценности дошкольного возраста произошел отход от этой позиции, приоритетными стали другие направления.

В настоящее время об интеллектуальном развитии дошкольников в условиях ДОУ как приоритетной задаче заговорили вновь.

Как считают многие российские и зарубежные специалисты, именно в дошкольном детстве осуществляется интенсивное формирование интеллектуальных способностей – переход от наглядных форм к логическим, от практического мышления к творческому. В этот период детства начинается формирование первых форм абстракции, обобщения, простых форм умозаключений.

Дошкольный возраст сензитивен к развитию и совершенствованию восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей от рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними.

К сожалению детских садов, которые бы работали с приоритетом интеллектуального развития ребенка больше не становиться. Много внимания по-прежнему уделяется эстетическому и патриотическому воспитанию, а вот интеллектуального развития недостает.

Причина – отсутствие специальной программы, направленной на эту работу.

Сложность создания такой программы многим видится в том, что она должна не только помогать научить ребенка думать, структурировать информацию, которую он получает, т. е. сформировать высокую готовность к школьному обучению, но и быть ориентированной на удержание самоценности дошкольного возраста - игры.

Такая программа требует специальных кадров, специальной работы с родителями, специальных наглядных средств обучения.

Тем не менее, в отсутствии единой программы интеллектуального развития в нашей стране довольно активно разрабатываются разнообразные тестовые задания, упражнения, игры, направленные на развитие отдельных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) .

Эти задания, игры по возможности используются педагогами в образовательном процессе с целью развития и повышения уровня общей подготовки ребенка к школе.

Однако успешность интеллектуального развития определяется тем, что оно организуется систематически по плану и осуществляется на основе дидактических принципов, регулирующих процесс обучения.

Такую возможность могут предоставить специальные развивающие занятия, которые в первую очередь направлены на интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста.

Проводить такие занятия лучше всего психологу, или специально подготовленному педагогу. Так как использование развивающих заданий требует от взрослого определенных знаний и умений: умения дозировать и сочетать отдельные задания, соответствующие возрасту; умения преподнести задания так, чтобы вызвать у детей желание их выполнять.

Примером таких занятий является разработанный и используемый нами в работе комплекс, направленный на развитие познавательных процессов детей 5–7-летнего возраста, который сочетает в себе ряд достоинств.

Во-первых, особое внимание на занятиях уделяется созданию комфортной для детей обстановки, чувству внутренней безопасности, раскованности и свободы. Одним из условий создания для дошкольника комфортной является положительное эмоционально окрашенное общение со взрослым, поддержка с его стороны всех начинаний и действий ребенка.

Во-вторых, все занятия построены в игровой форме и тщательно продуманы по своему сюжетному содержанию. Продуманная сюжетная линия каждого занятия делает его логически связным.

А достигаемая за счет особой организации игровая форма позволяет снимать излишнюю дидактичность занятий, придают им эмоциональную окраску, вызывает у детей интерес, желание заниматься. Сюжет каждого занятия выстраивается вокруг сказочных персонажей, которые приходят к детям в гости. Наибольший эмоциональный отклик у детей получают персонажи кукольного театра, которые за счет того, что могут двигаться и говорить, выглядят как живые.

В-третьих, как известно, для реализации полноценного развития ребенка-дошкольника необходим не только демонстрационный дидактический материал, но и индивидуальный. Разработанный нами комплекс занятий включает большое количество готового раздаточного материала.

Достоинством комплекса занятий является и то, что его можно использовать не только при коллективном, но и домашнем воспитании ребенка-дошкольника. Использование специальных заданий и упражнений родителями поможет эффективно развить интеллект ребенка, не посещающего дошкольное учреждение.

Пример занятия, направленного на развитие

психических процессов у детей старшей группы

«Волчок – серый бочок»

Подробней на сайте pandia.ru

«Интеллектуальное развитие дошкольников в современном ДОУ. Содержание и технологии».

г. Москва 2012г.

Интеллект(от лат. - разумение, понимание, постижение) - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. В свою очередь структура - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект. Как отмечает

М. А. Холодная (1997) , с психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности. Интеллект - это психологическая основа разумности, считает этот исследователь. В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящего

Порой, говоря об интеллекте, в психологии имеют в виду развитие познавательных процессов. В начале века В. В. Зеньковский, например, включал в это понятие такие психические познавательные функции, как восприятие, внимание, мышление, память.

В наше время, говоря о развитии умственных процессов у дошкольников,

Д. Б. Эльконин рассматривал особенности развития ощущений, восприятия, памяти, мышления. В целом же в психологическом знании процессы ощущения, восприятия, мышления относят к познавательной сфере. Процессы внимания и памяти называют процессами, сопровождающими познавательную деятельность человека

Считается, что познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления. Чувственное познание возможно благодаря процессам ощущения, восприятия, а также памяти, которая хранит эту информацию. К основным формам абстрактного мышления отнесены понятия, суждения и умозаключения

Проблема интеллектуального развития ребенка давно и плодотворно разрабатывается в психологии и педагогике.

В дошкольном возрасте формируется познавательный потенциал мыслительных процессов, вырабатывается мотивация предметно-операциональной, игровой, учебной, творческой деятельности и общения. Исследования отечественных психологов П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца свидетельствуют о том, что применяемые в дошкольном детстве формы познания имеют непреходящее значение для интеллектуального развития ребенка в будущем. А. В. Запорожец отметил, что если соответствующие интеллектуальные и эмоциональные качества ребенка не развиваются должным образом на стадии дошкольного детства, то позже преодолеть возникающие недостатки в становлении личности в этом аспекте оказывается трудно или вовсе невозможно.

Теоретические основы формирования интеллектуальных умений широко представлены в целом ряде психолого-педагогических исследований (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Е. Н. Кабанова-Меллер, Н. А. Менчинская, В. Ф. Паламарчук, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, И. С. Якиманская и др) .

При этом особый акцент обращен к выяснению психологических закономерностей интеллектуального развития личности, к способам его стимулирования с учетом возрастных особенностей детей и возможностей содержания учебного материала.

Исследования многих отечественных и зарубежных психологов: П. П. Блонского, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Г. Хемли и др. показывают, что без целенаправленного развития различных форм мышления, являющегося одним из важных компонентов процесса познавательной деятельности, невозможно достичь эффективных результатов в обучении ребенка, систематизации его учебных знаний, умений и навыков.

На протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, но и происходит закладка общего фундамента способностей. В личностной сфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференциальная самооценка, элементы волевой регуляции поведения.

Активно усваиваются нравственные формы поведения. Благодаря этому у детей складываются все компоненты психологической готовности к школе, и путем специальной организации воспитательно-образовательной работы можно успешно обучать детей данного возраста началом математики и грамоты. Естественно, чем раньше с ребенком начнут заниматься, тем больше способностей к усвоению новых знаний, творческому их использованию он и проявит, но если результаты обучения окажутся минимальны, это будет свидетельствовать об изначально низком уровне умственного развития ребенка, т.е. о недостаточном уровне сформированности интеллектуальных способностей, связанных с органическими нарушениями или другими причинами, ведущими к проблемам в формировании основных психических процессов

Современные психолого-педагогические исследования демонстрируют преемственность понятий умственного и интеллектуального развития. Иногда эти термины почти подменяют друг друга.

Первой ступенью умственного или интеллектуального воспитания традиционно считается развитие любознательности и сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста

В настоящее время сенсорное воспитание (от лат. Sensus чувства) определяется дошкольной педагогикой как специально организованный процесс ознакомления ребенка с сенсорной культурной человечества с целью развития ощущений, восприятия и представлений о внешних свойствах предметов

При этом исследователи, в процессе сенсорного воспитания детей, называют три вида ориентировочных действий, различающих по использованию форм социального опосредования.

Первый вид действий - действия идентификации, т.е. сравнение качества воспринимаемого объекта с эталоном. Дети сравнивают различные предметы между собой, выясняя, одинаковы ли они (по какому-либо критерию) . В частности, дидактическая игра "Спрячь мышку" поможет научиться определять цвет, прикладывая дверь к домику.

Второй вид - соотнесение с эталоном. Они необходимы, если какое-нибудь свойство воспринимаемого объекта не точно такое же, как у эталона, но похоже на него. Например, ребенку показывают ту или иную геометрическую форму, и он должен найти игрушку данной формы.

Третий вид действия - перцептивное моделирование, доставляет дошкольникам особую трудность. Оно необходимо для анализа неоднородных свойств вещей и представляет собой воссоздание воспринимаемого качества из материала эталона. Дети могут выполнять эти действия, например, выкладывая картинки, состоящие из элементов различной формы (елочка, домик, человечек) При формировании оптимальных условий для развития сенсорных и умственных или интеллектуальных способностей детей важнейшую роль играет обобщение опыта наблюдений, предметной и продуктивной деятельности в функционально-знаковой форме.

В дошкольной практике именно по развитию интеллекта часто решается, в какую школу или класс направить учащегося.

Ребенок, имеющий достаточную интеллектуальную компетенцию, к концу старшего дошкольного возраста проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, знает об основных природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами - алфавитом, цифрами, умеет пользоваться моделями и схемами, которые в наглядной, доступной для ребенка форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта. Умение соотносить план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих данные объекты, свидетельствуют о достаточно высоком уровне развития различных форм детского мышления (наглядно-образного, понятийного) . На это обстоятельство особенное внимание обращал А. В. Запорожец.

А. В. Запорожец выдвинул идею о том, что процесс формирования у детей новых действий и приёмов познавательной деятельности протекает по-разному в зависимости от того, на какой из стадий развития интеллекта находится ребёнок.

Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей и частью общей подготовки к школе.

Решая различные математические задачи, дети проявляют волевые усилия, учатся последовательно выполнять необходимые действия, чтобы достичь определенного результата, а так же обобщать и систематизировать накопленные знания, пользоваться ими в своей повседневной и игровой деятельности. Овладевая различными знаниями, они приобретают умение кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы.

Таким образом, формирование элементарных математических представлений способствует развитию качеств, необходимых будущему школьнику.

Сформированность элементарных математических представлений оценивается в процессе выполнения дошкольниками диагностических заданий, проведения с ним разного рода технологий.

Выполнение заданий оценивается в баллах:

0 – ребенок не выполнил задание;

1 – ребенок выполнил задание.

Например, проведем 1 технологию с дошкольником –

Никита Зайцев, подготовительная группа

Количество и счет.

Задачи: Выявить знание цифр от 0 до 9; умения считать в пределах 10, называть числа в прямом и обратном порядке; правильно пользоваться порядковыми числительными, понимать отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1) ; увеличивать и уменьшать каждое из чисел на один (в пределах 10) ; называть предыдущее и последующее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число; раскладывать одно число на два меньших (в пределах 10 на наглядной основе) , составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять из двух меньших большее число; соотносить цифру и количество предметов; составлять и решать простые задачи в одно действие на сложение и вычитание на наглядной основе; пользоваться знаками действий в цифровых выражениях: плюс (+) , минус(-) , равно(=) .

Материал: Набор цифр, знаки действий: плюс (+) , минус (-) . Равно (=) . Карточки с изображением разного количества предметов. Коробка с набором игрушек (10 матрешек, 7 машинок, 10 огурцов. 7 яблок) к заданием № 16, 17, 18.

  1. Я начну считать, а ты продолжи: 8, 7, …; 3, 4…
  2. Покажи цифры: 7, 8, 3.
  3. (Перед ребенком располагают в ряд пять разных предметов.) Назови: первый и четвертый предмет слева, третий и пятый предмет справа.
  4. Какое число больше 6 на 1? Какое число меньше 6 на 1?
  5. Какое число больше (меньше) – 8 или 9? На сколько? Покажи цифру, обозначающую число, которое меньше числа 8 на1.
  6. Назови соседей числа 5.
  7. Я назову число, а ты назови предыдущее и последующее числа.
  8. Я посчитаю от 1 до 10, а ты назовешь пропущенное число.
  9. С помощью каких цифр обозначается число 10? Покажи их.
  10. Из скольких единиц состоит число 5?
  11. Из каких чисел можно составить число 7?
  12. Я хлопну несколько раз в ладоши, а ты покажи карточку, на которой нарисовано столько же предметов.
  13. Найди карточки с одинаковым количеством предметов.
  14. Посмотри на карточку. Сколько на ней предметов? Назови число на 1 больше (на 1 меньше) .
  15. Посмотри на карточки с разным количеством предметов и подбери к ним цифры.
  16. Задача 1.Аня взяла 7 матрешек, а Миша – две машинки. Сколько всего игрушек взяли Аня и Миша? (Перед тем как ребенок начнет решать эту задачу, ему предлагают повторить условие задачи, вопрос задачи, рассказать, как он будет решать задачу.)
  17. Задача 2.У Максима было 6 огурцов, 2 огурца он отдал Денису. Сколько огурцов осталось у Максима? Запиши решение задачи, используя знаки действий и цифры.
  18. Задача 3.Дети вылепили из пластилина несколько яблок. Одно положили в корзину, у них осталось 3 яблока. Сколько всего яблок вылепили дети?

В процессе выполнения ребенком заданий, заполнила диагностическую таблицу

№ задания

Источник nsportal.ru



Рассказать друзьям