Ребенок все делает левой рукой. «Одной левой» или как правильно воспитывать ребёнка-левшу? Все зависит от течения беременности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Каждый человек индивидуален , каждый обладает своими особенностями. Особенно это можно наблюдать у детей. Многие наши индивидуальные характеристики заложены самой природой, к примеру, умение писать правой или левой рукой. Если вы заметили, что ваш малыш много чего делает левой рукой, не стоит паниковать. Такую особенность необходимо развивать, чтобы впоследствии она стала способность, а возможно и талантом. Ведь известны многие одаренные художники, писатели, актеры, которые использовали в основном левую руку. Не думайте, что ваш малыш нездоров и не пугайтесь этой особенности.

Давайте разберемся, в чем же отличие праворукости и леворукости.

Эти понятия появились в результате работы полушарий мозга. Человек имеет левое и правое полушарие, которые контролируют различные задачи жизнедеятельности, дополняя друг друга. Благодаря ним происходит формирование различных качеств у малыша. К примеру, левое полушарие управляет речью и абстрактным мышлением, а правое отвечает за музыкальный и художественный талант, образное мышление. Полушария взаимодействуют между собой, но действие одного из них может преобладать над другим. Если ребенок правша, значит, у него преобладает левое полушарие, а если левша , то правое.

Большинство родителей, которые заметили, что ребенок пытается писать левой рукой, начинают мучить ребенка и переучивать его. Они заставляют малыша брать все правой рукой. Но это неправильно. У левши левая рука является ведущей, а значит, у него доминирует правое полушарие. Это не является отклонением, ваш ребенок такой же, как и все остальные дети, а может даже и лучше.

Дети, использующие чаще всего левую руку, являются весьма талантливыми личностями. Они весьма эмоциональны, даровиты. Они намного раньше других проявляют способности к художеству, к лепке, обладают тонким слухом и бурной фантазией. Многие из них довольно быстро и легко обучаются игре на различных музыкальных инструментах. Дети с преобладающим правым полушарием очень доверчивы, капризны, своенравны. В школе у них могут появиться проблемы с чтением или письмом. Однако правильное воспитание и постоянное обучение позволит справиться с трудностями и развить способности, которые подарила левшам сама природа.

Что должны знать и делать родители левши:

Ваш особенный ребенок должен быть окружен семейной любовью и гармонией;

Не стоит заставлять малыша использовать правую руку. Никогда не следует говорить, что он ненормальный или не такой, как все, иначе ребенок будет чувствовать себя ущемленным, в результате чего замкнется и станет нелюдимым;

Если родители замечают какие-либо способности и таланты малыша, необходимо развивать их. Это поможет малышу в дальнейшем быть более уверенным в своих возможностях;

Поощряйте все начинания ребенка, никогда не ругайте его за его особенность;

Никогда не говорите в присутствии незнакомых людей об особенности ребенка, особенно если это сопровождается отрицательными и гневными словами;

Постоянно повторяйте малышу, что он такой же, как и многие дети. Леворукость – особенность, которую подарила ему природа, поэтому он такой талантливый и неповторимый.

- Возьмите карандаши в правую руку! - говорила детям воспитательница в саду. Правая рука - это было мучительно работать ей детям - левшам еще в совсем недавние времена!

Еще двадцать лет назад детей-левшей у нас упрямо переучивали "на правую руку" и в детских садах, и в школах. Большинство раздражала "неодинаковость" левшей. Над ними смеялись, их унижали. Находились люди, которые считали леворукость чуть ли не уродством.

Неудивительно, что в семьях, где появлялся маленький левша, его с рождения начинали усиленно переучивать с левой руки на правую, а матери при кормлении грудью зажимали левую руку ребенка между своим и его телом, туго пеленали ее, не подозревая, как все это для малыша вредно.

А чтобы подросший малыш вытирал нос и рот правой рукой, в его костюмчиках зашивали левые карманы, носовой платок клали только в правый карман или прикалывали к правому лацкану курточки.

Такие неврозы, как нарушение сна и аппетита, страхи и головные боли, энурез и заикание, раздражительность или заторможенность, вялость, укачивание в транспорте многие врачи относили к возрастным проблемам. И редко кто из них связывал эти неврозы с настойчивым переучиванием ребенка - левши в правшу. А сейчас любой детский психолог с ходу вам назовет примеры, когда из-за процесса переучивания "на правую руку" ребенок с незаурядными способностями эти способности терял безвозвратно.

Есть ли в рождении левшей какая-либо статистика? Да. Она свидетельствует: у родителей "левшей" вероятность рождения малыша-левши составляет 46 процентов; если один родитель левша - 17 процентов, если родители правши - 2 процента. Среди близнецов левшей - больше всего.

Мозг знает, что делает

Пытаться сделать из левши правшу не стоит. Изменить природу никакому педагогу не под силу.

Наш головной мозг состоит из двух полушарий: правое управляет левой стороной тела, а левое - правой. Эти полушария неравноправны, одно из них является главным. Если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминантное правое - левшой.

Левое полушарие отвечает за речь, чтение, письмо, логическое и аналитическое мышление. У людей-правшей оно - доминирующее. Левое полушарие у правшей управляет правой рукой и ногой. Правое - левой рукой и ногой. У левшей же - все наоборот. Если у правшей при письме, а также большинстве других осознанных волевых действий нервные импульсы поступают к ведущей руке напрямую из левого полушария, у левшей эти сигналы должны пройти через мост между полушариями - так называемое мозолистое тело. Отсюда речевые задержки и трудности с письмом, которые чаще диагностируются именно у левшей. Для компенсации этого недостатка левши развивают центры речи в правом полушарии. И это в итоге оборачивается преимуществом: левши получают прямой словесный доступ к образной информации, которой оперирует именно правое полушарие. Возможно, поэтому до них лучше доходят шутки.

Загадок в работе полушарий головного мозга еще много. Кстати, неодинаковость, асимметричность отражаются и на внешности человека. Вот небольшой тест. Попробуйте, разрезав несколько фотографий лица любого человека по диагонали, создать один его портрет только из правых или только из левых половинок. Результат будет интересный - левосторонние или правосторонние снимки одного и того же человека окажутся подчас очень непохожими друг на друга. В связи с этим некоторые психологи считают, что "правое" лицо больше похоже на отца, "левое" - на мать.

Чем они отличаются?

Левши часто отличаются яркой индивидуальностью. Поэтому большинство из них выбирают работу, связанную с музыкой, живописью, литературой, шоу-бизнесом, творческие профессии.

Леворукие больше склонны к депрессиям, чем праворукие. Левши более эмоциональны, им трудно бывает удержать себя "в рамках".

Левши склонны к гуманитарным наукам, а правши - к точным.

"Левые" вникают в проблему быстрее, а не изучают ее последовательно, по частям, как правши, поиск решения ведут интуитивно. Развитая, подчас выходящая за рамки обычных представлений интуиция - характерная черта левшей - политиков и ученых.

А леворукие спортсмены? Во многих видах спорта (бокс, борьба, фехтование, теннис) левши часто создают своей оригинальной техникой непреодолимые трудности для противников и выходят в схватках победителями.

Кто я?

Некоторые люди часто и сами не подозревают о своей "левизне". Проверить, к какой части населения Земли вы относитесь, несложно:

Скрестите руки на груди. Какой локоть сверху?

Сожмите руки замком, какой большой палец сверху?

Попробуйте шагнуть не думая, какая нога выходит вперед?

Прищурьтесь, как будто стреляете, тот глаз, который остался открытым - ведущий.

Большие проблемы маленьких

Весь мир устроен "справа", поэтому леворукому человеку, пока он не привыкнет к этому миру, приходится трудно. Начиная с дверных ручек и заканчивая уличным движением, все рассчитано на "большинство". Когда правши, например, переходят дорогу, сначала смотрят налево, а потом направо. У левшей же все иначе, они смотрят направо, а уж затем переводят взгляд налево. Родителям обязательно нужно учитывать все эти особенности, когда они будут обучать своего кроху правилам дорожного движения.

Еще одна проблема маленького левши - ориентирование по часам: ему труднее, чем правше, запомнить направление хода стрелок.

Дети, как известно, учатся на примере своих родителей: мама чистит картошку, шьет, а дочь смотрит и повторяет ее движения, учится. В случае с левшой этот вариант не срабатывает. Ребенок не понимает, как сделать то же самое, но левой рукой.

Так что многое левше приходится постигать самому методом проб и ошибок. Хотя это, конечно, и замедляет процесс обучения, но расстраиваться не стоит. Все это совсем не означает, что ваш малыш "неправильный". Он абсолютно нормальный, такой, как и другие детки, только воспринимает мир по-своему.

Если вы сомневаетесь, правша или левша ваш малыш, проведите тест. Попросите малыша вытереть стол и посмотрите, в какую руку он возьмет тряпку. При этом ни в коем случае не говорите, зачем именно он должен сделать то, что вы просите. Пусть воспринимает происходящее как игру. Иначе, зная, что вы определяете, например, какой у малыша "ведущий" глаз, ребенок может сознательно поднести трубочку вместо правого глаза к левому. И после этого усыпить его бдительность, чтобы еще раз провести эксперимент, будет очень непросто.

Запомните главное: левшу ни в коем случае нельзя переучивать. Это как учить человека ходить не на ногах, а на руках. А вот левую руку ребенка стоит обязательно развивать - потому что иногда ведущая рука у малыша развивается слабо:

- Предлагайте завязывать и развязывать узелки. Левой рукой, конечно:

- Пусть собирает пазлы или из камушков выкладывает мозаики;

- Полезно собирать-разбирать, закручивать-раскручивать мелкие детали;

- Лучшая тренировка - крутить-вертеть карандаш в руке.

Люди в Зазеркалье

Знаменитые и известные всему миру левши - у каждого на слуху. Только многие не знают о том, что они - левши.

Художники:

Микеланджело, Рафаэль, Питер Пауль Рубенс, Огюст Роден, Пабло Пикассо, Анри Тулуз-Лотрек.

Писатели и философы:

Аристотель, Ханс Кристиан Андерсен, Владимир Даль, Александр Пушкин, Франц Кафка, Льюис Кэролл, Николай Лесков, Фридрих Ницше, Лев Толстой, Марк Твен, Герберт Уэллс.

Актеры:

Дэвид Духовны, Анджелина Джоли, Грета Гарбо, Мэрилин Монро, Деми Мур, Том Круз, Роберт Де Ниро, Мила Йовович, Николь Кидман, Джулия Робертс, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне, Чарли Чаплин.

Политики и военные:

Гай Юлий Цезарь, Наполеон, Александр Македонский, Отто Бисмарк, Уинстон Черчилль, Жанна Д Арк, Джордж Буш-старший, президент Форд, Билл Клинтон, Фидель Кастро, королева Виктория.

Ученые и бизнесмены:

Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Генри Форд, Билл Гейтс.

Музыканты:

Людвиг ван Бетховен, Никколо Паганини, Вольфганг Амадей Моцарт, Роберт Шуман, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Фридерик Шопен, Энрико Карузо, Мирей Матье, Пол Маккартни, Селин Дион, Боб Дилан, Джими Хендрикс, Рики Мартин, Стинг, Эминем.

мнение

К четырем годам надо знать, левша ли ваш ребенок

Виктория Неймер, врач-педиатр:

Иногда "право-леворукость" у малыша можно определить уже в 5-6 месяцев. Окончательно же функция левой руки определяется примерно к 4 годам. Часто ребенок 2-3 лет может брать предметы, рисовать, вырезать, лепить из пластилина то одной рукой, то другой. Это значит, что преобладание полушария у малыша еще не установилось, остается ждать.

Однако в любом случае родителям 4-5-летнего ребенка необходимо знать, левша малыш или нет. Почему? Именно в этот период начинается подготовка к школе, важная часть которой - развитие микромоторики руки. Если по недоразумению начать развивать неведущую руку, это может привести к переутомлению ребенка, отвращению к занятию письмом.

Цитата

"Если правая сторона тела контролируется левым полушарием мозга, то мы, левши, единственные люди, которые абсолютно правы!"

Дин Кембелл, глава Международной ассоциации леворуких (США).

90 % населения составляют люди, у которых доминирующей рукой является правая. Однако все-таки существует и некоторый процент левшей. В большинстве физиологических и психологических особенностей они такие же люди, как и остальные. Тем не менее, учеными признано мнение, что мозг левшей работает несколько иначе, чем у правшей.

Как утверждает Рональд Йео, профессор психологии в Университете Техаса в Остине, управляющая рука еще в утробе матери определяется, так как именно в этот период у ребенка формируются основные механизмы организма. Узнать, чем же так особенны люди, пишущие левой рукой, вам поможет список фактов, перечисленный ниже.

Не всегда виноваты гены

Как ни странно, но за рождение в семье левши только в 25 % отвечает наследственность. Гораздо чаще дети копируют у родителей черты характера, физиологические признаки и даже уровень интеллекта. Замечено, что если в утробе матери развивается два идентичных друг другу близнеца, они вполне могут родиться с разными доминирующими руками. Хотя при этом во всем остальном малыши будут аналогичны друг другу.

Все зависит от течения беременности

Когда-то британскими учеными был проведен эксперимент, в результате которого было выяснено, что то, какая рука у ребенка будет доминирующей, зависит от эмоционального состояния будущей мамы. По статистике, большинство левшей появляются на свет у женщин, которые были психологически подавлены или пережили сильный стресс в период беременности. Помимо этого, шансы на асимметричное доминирование рук вырастают при родах в пожилом возрасте, а также у малышей с большой массой тела.

Занятно, но исследователи также установили, что данное явление зависит и от окружения. Так, если лица будущей мамы чаще касаться левой рукой, то вполне вероятно, что малыш не будет правшой.

У близнецов это встречается чаще

К слову о двойняшках: у них далеко не редки случаи, когда один ребенок оказывается левшой. Учеными уже неоднократно было доказано, что близнецы зачастую оказываются не просто копиями друг друга, а зеркальным отображением. К примеру, если у одного из детей на лице есть родинка, то у другого, скорее всего, будет такая же, только с противоположной стороны.

Из всех рождаемых в мире близнецов около 21 % оказываются с разными доминирующими руками. Люди с преобладающим левым полушарием встречаются в два раза чаще среди двойняшек, чем среди стандартного населения.

Заметное преимущество в спорте

Если вы занимаетесь теннисом, боксом или чем-то другим, где важную роль играют движения руками, можете быть уверены в том, что данная особенность станет преимуществом. Так, большинство спортсменов отрабатывают технику, приспосабливаясь к партнеру. Если же один из соперников окажется левшой, то это введет в ступор второго. Асимметрия будет сбивать спортсмена с толку, так как ему будет тяжело предугадать действия противника.

Кстати, некоторые левши практически в совершенстве владеют обеими руками. В таком случае они могут стать настоящими рекордсменами в спорте, постоянно меняя тактику своих движений во время соревнований.

Ни грамма больше творческих способностей

Еще с конца прошлого века ходил слух, что у левшей сформированы врожденные задатки к нестандартному мышлению. Другими словами, общество твердит, будто люди с нестандартной доминирующей рукой более расположены к творчеству, чем правши. Современные исследования полностью опровергают эту теорию и доказывают, что она является не больше чем мифом. Ученые выяснили: творчество изначально заложено в каждом человеке и зависит лишь от умения и желания развить его. Так что без энтузиазма сформировать у себя креативное мышление невозможно, и тут уже неважно, левша ты или правша.

Риск развития психических расстройств

Если с физиологией левшей все в порядке, то эмоциональное состояние у них может быть слегка неуравновешенным. У таких людей гораздо чаще диагностируются проявления дислексии, невнимательности, гиперактивности и даже депрессивных расстройств. К неприятным моментам также можно добавить следующее: около 40% больных шизофренией оказываются левшами. Конечно, ситуация не вдохновляющая, но все это статистика, выведенная специалистами в области медицины.

Возможное снижение успеваемости в школе

В 2009 году было проведено исследование среди детей младше 11 лет. В ходе него было установлено, что малыши, которые оперируют левой рукой, хуже поддаются образовательному процессу, чем правши. У них замечена низкая успеваемость в чтении и работе со словарями, а также в письме. Особенные проблемы возникают у детей, которые в равной степени управляют и правой, и левой руками. Это вызывает у них необходимость выбирать.

При этом стоит заметить, что левое полушарие функционирует ничуть не хуже. Просто ребенку, как правило, необходимо привыкнуть к обучению. Если малыш старается, то уже через несколько лет он догоняет своих одноклассников по успеваемости и даже может опередить их.

Левшам свойственно быть склонными к алкоголизму?

На самом деле, это не что иное, как очередная «утка». Среди людей бродят две версии этого мифа. Первая кажется более правдоподобной: у левшей проявляется тяга к алкоголю из-за того, что они используют оба полушария мозга. Хотя это мнение совершенно не обосновано никакими фактами. Вторая версия носит, скорее, шуточный характер. Она гласит, что левшам хочется выпить из-за того, что они не такие, как все. Естественно, ни один из предполагаемых вариантов не правдив.

Ну а на самом деле, это ведь не столь важно - левша человек или правша. Главное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уверенно.

NOTY специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники


Среди родителей бытует ошибочное мнение, что если ребенок часто пользуется левой рукой, то он левша. Это предположение в корне неверно. Малыши первого года жизни пользуются обеими руками почти в равной степени. Ребенок может взять игрушку в левую руку, повертеть, облизнуть и переложить в правую. В следующий момент, он потянется за игрушкой правой рукой, бросит, и тут же будет тянуться левой ручонкой за другим, заинтересовавшим его предметом. Вполне вероятно, что он будет пользоваться левой рукой значительно чаще, чем правой, но и в этом случае, нельзя со сто процентной уверенностью утверждать, что ваш ребенок левша. Так кто же такой левша?

По определению врачей, левша — это человек, у которого доминирует правое полушарие головного мозга, а значит ведущими (или доминирующими) являются не только левая рука, но и левое ухо, а также левый глаз.

Как это определить, чтобы развеять сомнения? Вот несколько практических советов, которые помогут родителям определить — левша ребенок или правша.

Глаз.

Сверните из обыкновенного листа бумаги трубочку и поиграйте с малышом, например, в капитана корабля, предложив ему посмотреть в «подзорную трубу». К какому глазу малыш поднесет трубочку, тот глаз и будет ведущим.

Здесь проверить совсем просто. Предложите ребенку послушать, как тикают часики. К какому ушку он поднес их слушать? К правому? Значит правое ушко ведущее. Ну, а если к левому, значит, наоборот.

Рука.

С руками проще всего. Здесь не требуется никаких специальных проверок. Достаточно понаблюдать за малышом. Обратите внимание на то, какой рукой он берет предметы, какой рукой рисует, держит ложку, кидает мячик и т. п. Хотя, опять таки повторюсь, что маленький ребенок может вполне комфортно пользоваться обеими руками.

Переучивать или нет?

Раньше, когда я училась в школе, а было это в рассвет Советского Союза, левшей в принудительном порядке переучивали и в детском саду и в школе. Сегодня, медики этого делать не то что не рекомендуют, но даже запрещают. Леворукость — это не болезнь, а просто такая особенность ребенка. Научно доказано, что переучивание весьма негативно сказывается на ребенке и может вылиться в большие проблемы со здоровьем. Это и неврозы, и заикание, и даже энурез. Ребенок, которого насильно пытаются приучить пользоваться правой рукой, становится раздражительным, нервным, теряет интерес к учебе. А происходит это потому, что ребенок не понимает (и никогда не поймет), почему ему надо пользоваться правой рукой, когда ему гораздо удобнее все делать левой. Во-вторых, противится такому переучиванию не только ребенок, но и его организм. Вследствие этого и могут возникнуть вышеперечисленные заболевания.

Какие они?

Если леворукость не болезнь, а особенность, значит и детки особенные. Ребенок-левша — очень творческая натура. У них богатая фантазия, прекрасная память и музыкальный слух. Ко всему прочему, они чувствительны, отличаются оригинальностью, хорошо ориентируются в пространстве и образно мыслят. Это происходит потому, что у левши более развито правое полушарие головного мозга, которое отвечает за все перечисленные свойства. Именно поэтому, среди левшей очень много талантливых людей.

Ребенок-левша очень раним. Он может очень сильно переживать из-за того, что он не такой, как все. И здесь родителям необходимо проявить много заботы и терпения, чтобы помочь ребенку адаптироваться к праворукому миру. Сложность адаптации заключается в том, что большинство бытовых предметов приспособлено, именно под пользование правой рукой. В нашей стране, к сожалению, еще только начинают появляться товары, специализированные для левши. Отсюда вытекает мнимая неуклюжесть левши. Это не он неуклюжий, это окружающие его предметы неуклюжи и неудобны для него. Со временем он привыкнет, научится одинаково ловко пользоваться и левой и правой рукой. Постоянно убеждайте его и окружающих его людей в том, что быть левшой не только абсолютно нормально, но даже здорово. Приведите примеры известных людей, которые были как он, леворукими, но достигли больших высот. Главное, помогите ему на начальном этапе, не будьте слишком строги и требовательны, и у него все получится. Родители, знайте! Ребенок-левша уникален! Левши очень быстро находят выход из любого затруднительного положения. Из них получаются отличные летчики, которых весьма ценят в авиации. Левша водит автомобиль гораздо лучше правши, несмотря на то, что обучение вождение для него очень сложный процесс. Они могут обдумывать несколько задач одновременно. Анализируя что-либо, левши способны видеть всю проблему целиком, как единое целое. Всех достоинств леворуких людей невозможно перечислить. Проще напомнить несколько знаменитых левшей, в доказательство их уникальности. Это:

Владимир Даль, Лев Толстой, Сергей Прокофьев, Сергей Рахманинов, Иван Павлов, Пол Маккартни, Ринго Стар, Брюс Уиллис, Джулия Робертс, Альберт Энштейн, Наполеон Бонапарт, Бетховен, Моцарт, Микеланджело, Чарли Чаплин, Леонардо да Винчи, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Рафаэль и многие другие.

Комментарии:

Если ребенок левша не надо его переучивать.У меня дочери 4 года она с рождения все брала в левую руку и я не стала её переучивать я просто помогала ей брать и в правую руку тоже.Теперь она может всё делать и правой и левой рукой, но если она предпочтёт всё делать левой это для меня не принципиально и переучивать её не буду.

Меня переучивали в детсаду и в школе. в итоге у меня кошмарный почерк (хотя, конечно, неизвестно, как бы я писала левой). какие-то вещи могу делать одинаково обеими руками, что-то делаю только левой (держу телефон, вытираю пыль, перемешиваю еду...)

Меня мама в детском возрасте переучила с левой руки на правую. Раньше было неправильно, что дочь пользуется левой рукой(Советский Союз). Помню, как мама мне привязывала ручку. В школе писала левой рукой(могу и правой), ем тоже левой. Сейчас все остальное делаю левой рукой. Ухо у меня тоже ведущее левое. На левой ноге могу дольше простоять, пропрыгать, чем на правой. Младший ребенок до 5 лет все делал левой рукой: ел, рисовал. Сейчас пишет и кушает правой(сам, я его не заставляла).

У меня малыш все делает правой, а вот ел исключительно левой. Со временем я поняла, что он просто повторяет за человеком, который его кормит в зеркальном отражении, а перекладывать ложу не хочет из протеста. Тогда я разрешила есть ему той рукой, какой он хочет, и он сам понял, что правой ему удобнее. Так, что если у ребенка это временно, он сам разберется, а если он на самом деле левша, то переучивать, конечно, не надо.

Леворукость у маленького ребенка

Очень часто родители спрашивают совета: как быть, если ребенок, несмотря на все их старания, упорно действует левой рукой – держит ложку, рисует? Является ли эта особенность детей врожденной? Нужно ли переучивать ребенка-левшу и во что бы то ни стало добиваться, чтобы он все делал (держал игрушку, ел) правой рукой? Большая активность левой руки в одних случаях может быть связана с врожденными особенностями организма ребенка, а в других – она возникает уже после рождения ребенка как результат неправильного воспитания. Ребенок не виноват в том, что он левша, и совершенно недопустимо его за это бранить, запрещать действовать левой рукой и заставлять все делать только правой. Если вы заметили, что ваш ребенок чаще пользуется левой рукой, чем правой, это не должно превращаться в семейную трагедию.

В этой особенности ничего опасного для ребенка нет. С годами при правильном воспитании он научится действовать хорошо и правой рукой. Известно, что взрослые люди-левши практически не страдают от этого.

Значительно больше осложнений и огорчений, а иногда и вреда приносит ребенку не то, что его левая рука активнее правой, а нервирующая обстановка, нередко возникающая из-за этого в семье.

Некоторые неопытные, излишне нервничающие или педагогически не подготовленные родители считают, что такой ребенок просто упрям и делает все левой рукой назло им.

Другие, хотя и понимают, что это не так, ставят перед собой цель, во что бы то ни стало переломить ребенка, заставить его все делать именно правой, а не левой рукой.

В тех случаях, когда леворукость связана с врожденными особенностями нервной системы, попытки настойчивого переучивания недопустимы. Они могут привести к перенапряжению нервной системы, а иногда и к серьезному ее заболеванию. Очень часто переучивание, запреты действовать левой рукой лишают ребенка радости, превращают его постепенно в действительно несчастного, неуверенного в себе человека.

Неправильные условия воспитания могут сделать ребенка левшой и в том случае, когда у него и нет к этому врожденной предрасположенности. Например, если младенец систематически лежит на правом боку, естественно, что его левая, более свободная рука будет активнее правой. Поэтому родители должны своевременно переворачивать ребенка, менять его позу. Некоторые родители кладут ложку слева от тарелки ребенка, и он привыкает брать ложку соответственно левой рукой.

Итак, встречаются дети с врожденной склонностью к более активным действиям левой рукой и дети, которые стали леворукими в силу других причин. И тех и других не следует переучивать, требуя исключительно активности правой руки. Но их надо подготавливать к дальнейшей учебной и трудовой деятельности целенаправленным, тактичным и, главное, постоянным воспитанием привычки действовать не только левой, но и правой рукой.

Условия человеческого труда чаще всего требуют согласованного действия обеих рук. Очень часто правая рука в труде играет главную роль, а левая помогает ей.

Для того чтобы ребенок мог со временем научиться писать, выбрать себе профессию по душе, ему нужно овладеть не только определенными знаниями, но и умением разумно управлять своими руками. Педагоги всегда подчеркивали значение воспитания и обучения в развитии ребенка. Все сказанное в особенности относится к детям со склонностью к леворукости. Правильное и своевременное воспитание имеет для таких детей большое значение.

Совсем не обязательно, что ребенок-левша будет страдать оттого, что левая рука активнее правой. Возможность будущих неприятных переживаний ребенка и его родителей в другом – необоснованном формировании у ребенка чувства собственной неполноценности, ущербности по сравнению с другими детьми. Этого не случится, если родители вовремя помогут ребенку-левше.

Изучение детей раннего возраста показало, что только 36% 4-месячных малышей пользуются правой рукой, 40%–левой и 22%–действуют одинаково активно и правой и левой рукой.

Дальнейшие наблюдения показали, что к концу первого года жизни число праворуких детей постепенно возрастает до 88%, а число леворуких и тех, кто одинаково активно действует обеими руками, падает до 12%. Этот процесс особенно ускоряется, начиная с 7–8 мес. жизни. В этом возрасте ребенок начинает больше играть при непосредственном участии взрослых, во многом подражая им в действиях с предметами.

Праворукость и леворукость ребенка наиболее четко выявляются в его игровых или бытовых действиях с предметами, позднее – в рисовании и, наконец, у более старших детей – при обучении письму.

Для того чтобы правильно организовать в семье воспитательную работу с ребенком, проявляющим склонность к леворукости, необходимо, прежде всего, знать, как развивается вообще у детей раннего возраста их предметно-игровая деятельность. Этапы ее развития одинаковы для всех детей.

Исследования развития предметно-игровой деятельности детей первого, второго и третьего года жизни показали, что правильная организация этой деятельности способствует своевременному формированию ручной умелости, развитию мышления ребенка, его ориентировок в свойствах предметов, с которыми он действует.

Воспитанию и обучению принадлежит решающая роль в полноценном и своевременном становлении психики ребенка. Это верно и для годовалого, и для двухлетнего, и для трехлетнего малыша, и для более старших детей. Основой воспитания является постоянное и содержательное общение взрослых с ребенком. Только в процессе общения с взрослыми, близкими и доброжелательными к нему людьми, ребенок может заинтересоваться разнообразными предметами (игрушками), овладеть, подражая взрослым, правильными способами действий с предметами, понять их назначение и правильно использовать в своей игре. Нельзя думать, что за один «сеанс» ребенка в возрасте, скажем, 7 мес. можно познакомить, например, со свойствами игрушечного ведерка, со способом действия с ним (носить, ставить и т. д.) и с его назначением (насыпать песок, наливать воду и т. д.). Всему этому ребенок учится постепенно.

Условно весь период развития предметно-игровой деятельности в раннем детстве можно разделить на три этапа. Первый этап охватывает почти весь первый год жизни. Это этап ознакомительной игры с предметами и игрушками. Общаясь с ребенком, родители обращают его внимание на различные игрушки, дают их ребенку в руки. Улыбкой, ласковым словом и своими действиями с той или иной игрушкой взрослый формирует у маленьких интерес к игрушке, желание смотреть на нее, тянуться к ней, брать в руки и действовать. На этом этапе действия ребенка носят характер сначала простых, а затем все более сложных манипуляций с предметом. Ребенок манипулирует с игрушкой, рассматривает ее, постепенно знакомится с ее свойствами. На первом году жизни (особенно до 9–10 мес.) он действует примерно одинаково со всеми игрушками: смотрит, хватает, держит, приближает ко рту, рассматривает, помахивает игрушкой, стучит ею, бросает. Однако если внимательно понаблюдать за предметно-игровой деятельностью ребенка на протяжении нескольких месяцев, то можно заметить, что действия его с предметами меняются. Ребенок все чаще и чаще начинает действовать ими более правильно. Погремушку малыш держит обязательно теперь за ручку; толкает шарик, наблюдая, как он катится; куклу не бросает, а прижимает к себе. Все эти изменения свидетельствуют о том, что ребенок поднимается в своем развитии на ступеньку выше, наступает этап игры, для которой характерна специфичность предметных действий. Действия с предметом уж не сводятся к простым манипуляциям, они как бы отражают свойства предмета и в какой-то степени уже начинают соответствовать назначению предмета. Ребенок к концу первого года жизни отображает в своей игре способы действия с предметами, принятые в человеческом обществе.

А что, если ложку ребенок держит во время еды в левой руке? Мать вкладывает ему ложку в правую руку, а он старается переложить ее опять в левую... Мама сердится, ребенок плачет... А виноват ли он? Мама может исправить положение только путем кропотливых, повседневных стараний, без раздражения и акцентировки внимания ребенка на этом его «недостатке».

Родители должны быть очень внимательны, чтобы вовремя помочь ребенку более активно действовать правой рукой. Для этого нужно стараться давать игрушку чаще в правую руку, класть ее так, чтобы удобнее было к ней тянуться и брать ее правой, а не левой рукой.

Для профилактики неврожденной леворукости необходимо, прежде всего, правильное воспитание. Необходимо, чтобы у ребенка своевременно формировалась игровая деятельность. При манипулировании предметами особенно важно следить, чтобы ребенок действовал чаще правой рукой: давать игрушку в правую руку ребенка, класть ее справа от ребенка.

Эти же рекомендации относятся и к тем случаям (относительно редким), когда ребенок является истинным левшой, с той только разницей, что к такому ребенку родители должны быть особенно внимательны. Правильное воспитание, совместные игры с взрослыми членами семьи помогут ребенку-левше своевременно освоить общепринятые способы действия правой рукой без ущерба для его общего психического развития, для формирования его личности.

Ребенку старше одного года, если вы заметили, что он охотнее действует левой рукой, а не правой, очень полезны игры со строительным материалом, различные конструкции, механические игрушки с несколькими рычажками, кнопками, игры с предметами-орудиями.

Особенно важно, чтобы воспитательная работа с ребенком-левшой была бы не только тактичной и постоянной, но и интересной для него. Лучше всего использовать в целях тренировки правой руки ребенка совместную игру с ним. Нужно, чтобы ребенок чувствовал спокойное, доброжелательное внимание взрослого к себе.

Нельзя ребенка со склонностью к леворукости оставлять всегда одного с игрушкой. Нужно находить время для совместных игр с ребенком, показывать ему, как играть с игрушкой, побуждать, чтобы он активно действовал в игре правой рукой, но ни в коем случае не запрещать ему действовать левой. Не правы те родители, которые запрещают ребенку действовать левой рукой, этим самым лишая его возможности играть с интересом, что имеет большое значение для общего развития ребенка. Заставляя ребенка, несмотря на его протесты, действовать только правой рукой, родители невольно тормозят формирование активности, самостоятельности. Нужно позволять ребенку пользоваться левой рукой, одновременно тренируя правую руку, показывая ему, что и правой рукой действовать нетрудно. Главное, помнить, что во всех случаях леворукости необходимо, не ограничивая активности левой руки, помогать ребенку, учиться действовать и правой.

Чувство радости, возникающее во время совместной игры с взрослыми, помогает развитию у ребенка самостоятельности, желания самому делать так же, как взрослые, т. е. действовать не только левой, но и правой рукой.

Не привлекайте внимания ребенка к тому, что он делает «не так», как все. Ваша помощь должна быть ненавязчивой, естественной, она должна пробуждать у ребенка веру в свои возможности, уверенность в своей умелости. Похвалите его даже за небольшие достижения, порадуйтесь вместе с ним – это способствует развитию волевых качеств, так как вызывает у ребенка стремление сделать лучше, чтобы заслужить похвалу. Но необходимо указывать ребенку и на его неправильные действия в твердой, но благожелательной форме, не унижающей его самолюбия. Надо добиваться, чтобы он охотно исправлял ошибки, чтобы у него формировались правильные приемы действия с игрушками и бытовыми предметами.

Своевременная тренировка правой руки без снижения активности левой подготовит ребенка к овладению в школе умением писать правой рукой. Хорошее, радостное настроение, полезные игры и занятия, выполнение разнообразных домашних поручений – все это будет способствовать правильному, всестороннему развитию вашего ребенка. Умелость обеих рук – вот что необходимо развивать у ребенка со склонностью к леворукости. И ему очень нужно ваше внимание, ласковое и постоянное.



Рассказать друзьям