Роль семьи в воспитании гражданственности и патриотизма. Роль семьи в формировании чувства гражданственности и патриотизма у младших школьников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Семья и патриотическое воспитание.

Совершенствование и развитие системы патриотического воспитания, как и само патриотическое воспитание граждан, является постоянным и непрерывным процессом, именно этим, прежде всего, обусловлена объективная необходимость в разработке новой государственной программы патриотического воспитания.

В современной России патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в семье. Повышение эффективности патриотического воспитания граждан в современных условиях представляет собой определенную проблему, и ее разрешение, со всей очевидностью, невозможно без вклада в его развитие научных основ. Нужны научные разработки определения путей приобщения граждан, особенно подрастающего поколения, к патриотических ценностям, их духовного освоения, исследования наиболее эффективных форм, методов всего многообразия педагогических средств в патриотическом воспитании различных категорий граждан с учетом специфике сфер их жизни и деятельности.

Семья является специфической сферой, в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается
уважение к родителям и родословной семьи, к ее традициям, обычаям,
любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.
Воспитание патриотического сознания, чувств у детей в семье обусловлено:
- тем, что семья представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях родителей и детей;
- в семейной среде живым воплощением патриотических чувств ребенка являются его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине;
- общением между старшим и младшим поколениями, что способствует передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений.
Рассказы и беседы-воспоминания о семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины - замечательные уроки для воспитания мужественности и ответственности детей.
Во время путешествия родители и дети непосредственно знакомятся с Родиной, ее народами, их культурой, их прошлым и настоящим. При рассказах, чтении, беседах с детьми, внуками и правнуками о боевых событиях и трудовых свершениях используются наиболее яркие, впечатляющие, тревожные мысли и чувства страницы истории.
Целенаправленная работа в семье, живое родительское общение с детьми с учетом их возраста помогают воспитывать у сыновей, дочерей чувства патриотизма, используя богатейшие возможности произведений литературы.
Чувство любви к Родине - это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в школьные годы.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку ребенок участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между детским садом и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Семья как фактор воспитания, включает в себя духовно-нравственное, предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Детский сад, реализуя образовательную деятельность, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи. Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия с семьей в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:
- знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.)
-отношением (являются ли отношения к Родине осознанными; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок);

Поведением (в какой мере отношения - любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране - реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения).

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит:
-поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг;

Вырабатывать у них потребность своей повседневной учебной и трудовой деятельностью вносить вклад в ускорение социально-экономического развития страны, в преодолении сложных и трудных задач;

Вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.

Готовить их к выполнению своего гражданского долга, по защите Отечества;

Готовить их рачительными хозяевами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры.

Сотрудничество педагогов и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая предполагает всестороннее изучение семьи, условий семейного, патриотического и духовного воспитания ребенка

Литература:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе / Монография.- Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2012. - 172 с.

2. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. 2000.

3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М. 2000.

4. Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи. - М. 2000.

Гражданско-патриотическое воспитание в семье

    Чумакова Татьяна Леонидовна учитель начальных классов

Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины. Все основы будущего гражданина закладываются в семье и школе. В семье дети получают первые уроки гражданственности. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, предстают воплощенными во всем образе жизни семьи, и, даже еще не осознавая, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. Да, первые уроки гражданственности дает сама жизнь семьи.

Первостепенная задача семьи - научить ребенка жить среди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важнейшая мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти отношения ребенок вступает буквально с самого своего рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.

Есть только один способ воспитать гражданина - включить его с самого рождения в отношения, соответствующие нашему строю, обществу, образу жизни, в отношения гуманности, справедливости. Эти отношения предполагают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с другой стороны, его уважение ко всем окружающим.
Значит, семья должна быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности. Семья, обладающая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В такой семье радостно жить. Взрослые в такой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов прийти на помощь.

Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются отношения в обществе. Все, что есть у нас - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях. В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя. Здесь проходит проверку истинный уровень нашей нравственности и гражданственности.

Воспитание гражданственности предполагает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание общественных и личных интересов, умение подчинять личное общественному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.
Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его родители, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он понимает, что это уважение можно заслужить только честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдения за их поведением, ребенок выносит свои первые понятия о чести, долге, любви к Родине.

Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот главный секрет воспитания. Макаренко писал: "Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".

Центральное место в воспитательной системе семьи занимает гражданско-патриотическое воспитание: формирование гражданственности, патриотизма, трудолюбия, нравственности, формирование социально значимых ценностей, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе; развитие познавательных интересов потребностей.

Патриотизм – это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты.Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой,историей родного края,котораяспособствует воспитанию истинного гражданина.Патриотическое воспитание – важнейшее направление работы по формированию морально-политических качеств.
Формированию чувства патриотизма у учащихся помогают беседы, чтение книг о мужестве и героизме людей, знакомство и дружба с воинами, с бывшими фронтовиками.Родители учат детей ценить историю своей земли, дорожить ее памятниками, преклоняться пред подвигами людей, чьим мужеством утверждена и рождена слава Родины.
Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни.
Формирование патриотизма в семьях и нашей стране все чаще рассматривается как возможная национальная идея, способная сплотить наше общество на пути укрепления могущества России. Реализация программы немыслима сегодня без активной совместной краеведческой деятельности семьи и школы. Русский педагог В.А. Сухомлинский так сказал о сущности краеведческой работы: «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека».
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим примером в этом служат семейные архивы . В процессе роста нового гражданина нашего общества родители акцентируют внимание ребенка на мысли, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смог бы ты поступить также? Считаешь ли ты героем своего прадеда, который защищал Родину в ВО войне? Задавая вопросы родитель мотивирует ребенка, побуждает его к действию. Ребенок, в свою очередь, листает архивы, читает, узнает, ищет интересующую информацию . (Приложение №2)

Это долгосрочные творческие семейные проекты."Семейные герои" вызывают у учащихся чувство искреннего восхищения и дают конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.
Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в проекте " Моя семья в истории ПОБЕДЫ" Актуальность проекта: Исторически сложилось так, чтолюбовь к Родине, патриотизм во всевремена в Российском государстве быличертой национального характера. Но всилу последних перемен все болеезаметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложностьрешения острейших проблем воспитанияпатриотизма в работе с детьми. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является теснаявзаимосвязь по данному вопросу с родителями.Прикосновение к «живым» документам истории семьибудит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляетсопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросуспособствует бережному отношению к традициям,сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особеннотрудна, требует большого такта и терпения, так как вмолодых семьях вопросы воспитания патриотизма,гражданственности не считаются важными и, зачастую,вызывают лишь недоумение.

Семейный проект предполагает, прежде всего, самостоятельную, творческо – поисковую, исследовательскую деятельность учащихся и родителей. Семьи используют такие формы как экскурсии по архивам, викторины, заочные путешествия, рефераты, презентации, создание стендов,связанных с историей семьи, Источниками изучения истории семьи для учащихся становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы на сайтах"Мемориал", "Книга памяти" и другие...

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, отчеты, сочинения, исследовательские работы. За последние два года обучающиеся МБОУ « Кадетская средняя общеобразовательная школа имени Героя РФ В.И.Шарпатова » выполняют исследовательскую работу: «Странички из истории семьи», «Солдаты Отечества», «Дорогие сердцу имена», В исследовательских работах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне. История страны складывается из истории отдельных семей, поэтому привлечение исторических фактов необходимо и оправдано. (Приложение №1)

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне истории и культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это и человек вне истории, вне духовного бытия, т.е. человек, лишенный человеческих свойств. Значит, без патриотизма можно воспитать лишь получеловека.
Родители и учителя сеют зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.
Но если после совместных трудов семьи и школы учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то тандем родитель-ребенок-школа могут считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

Родительский наказ:

    Дорожи своим именем. Добрые дела могут быть неприметными, потому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок способен надолго запятнать твое имя.

    Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь своим именем, значит, ты не дорожишь именем семьи, именем родителей, именем твоего коллектива.

    Научись уважать свое имя. А это значит, ты должен каждый день прибавлять к своей доброй славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя.

    Помни: богатство коллектива - это достоинство отдельных личностей, способных приумножать богатство добрых отношений и развивать формы общения.

    Не торопись судить товарища, помоги ему научиться дорожить своим именем.

    Умей вникнуть в чужую судьбу. Помни: сегодня человек мог совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным на благородные дела.

    Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь лучшее, что есть в тебе.

    Высшее призвание человека состоит в том, чтобы стать гражданином. Это означает способность разрешать острые противоречия, возникающие в жизни. Это значит быть причастным к судьбе своего народа, Родины.

Общешкольное родительское собрание

«Патриотическое воспитание в семье»

форма проведения: интерактивная лекция для родителей

Цели:

    расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей;

    познакомить родителей с приёмами и методами патриотического воспитания.

Храни тепло родного очага

И не позарься на костры чужие.

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

О.Фокина

Ход собрания

Что такое патриотизм и какого человека можно назвать патриотом? Ответы на этот вопрос достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».

Патриотизм включает:

1.Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

2.Уважение к своим предкам, проживавшим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.

3.Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, её приукрашивания и обустройства (начиная от поддержания порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.

Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе (подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить в этом качестве другие, прежде всего его соотечественники. Чем шире территория, которую патриот считает своей Родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви он проявляет к своим соотечественникам, чем больше каждодневных дел он совершает для блага данной территории и её обитателей (по нарастающей: дом, двор, улица, район, город, край и т.д.), тем больший патриот данный человек, тем выше и истиннее его патриотизм.

Таким образом, настоящим (идеальным) патриотом можно считать человека,

постоянно укрепляющего своё физическое и нравственное здоровье,

хорошо воспитанного, образованного и просвещённого,

имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков,

растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков,

содержащего в надлежащем состоянии своё жилище (квартиру, подъезд, дом, двор),

постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения,

работающего во благо своего Отечества,

участвующего в общественных мероприятиях или в деятельности организаций патриотической направленности.

Исходя из этого, можно определить основные направления в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся:

1.Воспитание любви к своей Родине.

2.Приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.

3.Разъяснение истоков героизма и самоотверженности людей.

4.Воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремления подражать им.

5.Изучение своей семьи: семейных реликвий, профессий членов семьи, увлечений родителей, бабушек, дедушек. Это направление в работе по воспитанию патриотических чувств у учащихся мы считаем приоритетным среди других.

Ведь народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растёт».

Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины – изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что мир семьи – это…

Родной дом, уют, тепло;

Взаимопонимание, любовь, уважение;

Праздники, традиции.

А взрослые должны постараться объяснить детям: чтобы в семье царили мир и дружба, надо запомнить пять важных правил:

Уважай старших и люби их;

Позаботься о младших в семье;

Помни, что своей жизнью ты обязан многим поколениям своей семьи;

Дорожи всеми своими родственниками;

Помни, что ты в семье помощник и продолжатель семейных традиций.

«Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности,– это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием», - писал В.А.Сухомлинский. Об этом надо постоянно помнить, воспитывая детей.

Что значит сегодня воспитывать в семье детей убежденными патриотами своей Родины?

– значит поддерживать, развивать и направлять их стремление к приобретению и использованию на практике знаний, в том числе знаний Родины и ее народа-патриота, совершившего невиданный в истории человечеству подвиг.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность своей повседневной учебной и трудовой деятельностью вносить вклад в ускорение социально-экономического развития страны, в преодолении сложных и трудных задач.

Воспитывать детей убежденными патриотами – значит вырабатывать у них потребность и любовь к многонациональной Родине, чувство дружбы и товарищества между нациями, помогать обретать самому с раннего возраста чувство интернационализма в межнациональном общении, учебе, труде.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их к выполнению своего гражданского долга.

Воспитывать в семье детей убежденными патриотами – значит готовить их стойкими борцами за сохранение богатств и природы родной земли, гуманистических ценностей и традиций нашей материальной и духовной культуры и идеологии.

Семья, в отличие от школы, является специфической сферой (микроколлективом), в которой у детей рождаются первоначальные патриотические чувства, воспитывается уважение к родителям и родословной семьи, к ее боевым и трудовым традициям, любовь к своему дому, деревне, городу, к Родине.

Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Это обусловлено:

Во-первых, тем, что она представляет собой своеобразный микроколлектив, который основывается на самых близких, доверительных отношениях между супругами, родителями и детьми.

Во-вторых, в семейной среде живым воплощением патриотических чувств для ребенка являются его родители - мать и отец. С ними у детей связываются понятия о своем доме, своих родных местах, своем крае, его городе, своей Родине. Не случайно, как подметил В. А. Сухомлинский, «слова Родина, Отечество являются единокровными братьями слов родить, отец».
В-третьих, в семейной среде ни на минуту не прекращается процесс внутрисемейного общения между старшим и младшим поколениями. Это общение способствует не только простому обмену информацией, но и передаче детям и внукам богатейшего духовного опыта и героики прошлых лет, формированию патриотического сознания, чувств и убеждений, установок и поведения.
Практика показывает, что дети, внуки, правнуки, если с ними ведется в семье целенаправленная работа, наследуют боевую и трудовую славу своих отцов, дедов, прадедов. Для воспитания у них патриотического сознания и чувств следует активнее использовать неисчерпаемый материал о боевых событиях и трудовых свершениях людей в годы Великой Отечественной войны, в послевоенные годы.

По словам педагога В. А. Сухомлинского, «никогда человек не переживает так глубоко чувство долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».

Дети растут, и приходит время, когда они спрашивают, как прожили жизнь дедушка и бабушка, отец и мать. На этот закономерный и серьезный вопрос нельзя не дать ответа, так как в нем - прямой путь к воспитанию чувства патриотизма у сына и дочери, внука и правнука, продолжающих дела родителей, своей родословной. <Где был до войны ты и твой отец?., <Где ты был в годы войны?, <Как погибли мои дедушка и бабушка? С этими и десятками других вопросов сталкиваются отцы и матери, дедушки и бабушки. Дети, особенно подростки, готовые день и ночь слушать, читать и смотреть о войне, уже имеют свой идеал из книг, теле- и кинофильмов, рассказов, воспоминаний ветеранов и др. Но им прежде всего хочется иметь таким идеалом своих самых близких людей - дедушку и бабушку, отца и мать, старших членов семьи. Вот почему и возникают у них бесконечные вопросы о жизни, боевых и трудовых делах своей семьи, ее родословной. Дети хотят сравнивать свой обобщенный идеал с конкретным человеком, который должен быть хоть в чем-то героическим. Они должны знать о жизни и деятельности родителей, родственников, старших. И если те заслуживают, гордиться ими и их делами, подражать им, продолжать их дела, обогащать лучшие семейные традиции.

Все ли родители говорят с детьми о Родине? Все ли отцы и матери говорят о ее богатстве и красоте, о преданности и служении ей, о защите ее чести и славы? Отдельные родители считают, что в семье об этом говорить излишне, много об этом говорят и в школе. Но в том-то и ценность семейных бесед и разговоров, что проходят они чаще всего в непосредственной доверительной обстановке.

Именно в такой непринужденной обстановке сердца ребят открыты для патриотических чувств. И тогда умное и умелое слово отца или матери о Родине, долге, труде глубоко входит как в сознание, так и в сердце сына или дочери.
Рассказы и беседы-воспоминания о Семейной чести, о патриотических делах родителей, размышления над прошлым своей Родины - это хорошие уроки мужества для детей. В то же время это и связь времен, это и передача эстафеты от поколения к поколению. В эти минуты и часы дети чувствуют себя как бы единым целым, неотъемлемым от героического прошлого своих дедов, отцов.

Семья вместе с детьми путешествует по дорогам нашей необъятной Родины, совершает поездки и походы в соседние и отдаленные страны. Важно, чтобы эти путешествия, поездки и походы носили не только познавательный характер но и воспитательный, уважение к людям населяющим нашу страну, их традициям, обычаям.

Большая роль в семье отводится чтению книг о ВОВе, подвиге народа. Родители должны стремиться к тому, чтобы посредством литературы и искусства ребенок как можно раньше прикоснулся сердцем к человеческим судьбам, судьбам героических людей.

Чувство любви к Родине - это лишь основа формирования патриотизма. Его высшим проявлением является осознание молодыми людьми своего гражданского долга, готовность активно включаться в труд, быть сознательными тружениками уже в школьные годы.

Для наших детей-школьников их важнейшим трудом является учение, приобретение знаний, умений применять их в различных сферах деятельности.

Опыт лучших семей показывает, что родители могут оказать действенную помощь школе в работе по формированию у детей сознательного отношения к приобретению знаний. Кроме функций требования и контроля учебной деятельности детей, в этих семьях главное внимание уделяется следующим важным путям и средствам работы:

Создание необходимых условий для развития познавательных интересов детей (приобретение научной и справочной литературы, технических средств обучения, материалов для конструирования;

Привитие навыков рациональной работы с книгой;

Использование радио-телепередач для обогащения детей знаниями;

Приведение ярких и убедительных доводов о необходимости и важности знаний для прогресса нашей Родины и благосостояния семьи.

Практика семейного воспитания убедительно говорит о том, что в воспитании детей сознательными тружениками особенно велика роль отца. Как хочется ребенку, чтобы отец его был личностью сильной, ярко выраженной, умеющей быть ответственной. Отцы личным примером и повседневными трудовыми делами вырабатывают у своих детей активную позицию в труде.

Школа как центр воспитательной работы признана квалифицированно руководить патриотическим воспитанием детей в семье. Она имеет возможности вовлекать в эту работу родителей, общественность. В осуществлении педагогического руководства воспитанием детей в семье патриотами своей Родины школа использует разнообразные пути, формы и средства.

Остановимся на некоторых из них:

Сочинения на темы «Сыны Отечества», «Я – гражданин России!», «Россия. Что я могу о ней сказать»;

Конкурс рисунков «Мой дом. Мое Отечество», «Дружат дети всей Земли», «Возьмемся за руки, друзья».

Проведение военно-спортивных соревнований «А ну-ка, мальчики!»

Физкультурно-массовые мероприятия;

Смотры строя и песни;

Почетный караул у памятника погибшим в годы ВОВ;

Встречи с ветеранами и тыловиками ВОВ, участниками локальных войн;

Проведение уроков-мужества;

Тематические заочные экскурсии;

Проведение общегосударственных всенародных праздников;

Просмотры и обсуждения к/ф о ВОВ.

Заключение

А закончить это родительское собрание я хотела стихотворением:

Я – русский человек, и русская природа

Любовна мне, и я ее пою.

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

Ты сыновей растишь – пилотов, мореходов,

У крымских скал, в полуночном краю.

Я – русский человек, сын своего народа,

Я с гордостью гляжу на Родину свою.
Спасибо за внимание.

В независимой Украине пока нет еще стройной системы патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим, Днепропетровское областное общественно-патриотическое объединение «Приумножим славу Приднепровья» взяло на себя такую миссию подготовить некоторые рекомендации по деятельности родителей в направлении патриотического воспитания своих детей. Вот некоторые наши размышления и предложения.

Вопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности. Личность – это человек, развившийся в лоне культуры своего народа. Человек вне патриотизма – это существо вне истории, духовного бытия, лишенное человеческих свойств. Итак, мы обсуждаем актуальнейшую тему, связанную непосредственно с защитой человека, и весь наш разговор по существу об этом.

Можно сколько угодно верно говорить о любви к Отечеству, но в сущности оставаться чуждым ей. Ибо любовь – это, прежде всего, умение жертвовать во имя того, что любишь. Жертвовать многим, а иногда и жизнью. Тот, кто любит по-настоящему, жертвует с радостью, с ощущением исполненного долга. Повторив слова классика, скажем: «любовь – долг». И этот долг – великое счастье. Родина дала нам счастье быть, знать достоинство нашего народа. Разве можно забыть, что история наша преисполнена примеров, достойных восхищения?

Нельзя забывать, что патриотизм воспитывается в семье. Трудность здесь в том, что во многих нынешних семьях утрачено ощущение патриотизма. Ныне папы и мамы не стесняются ходить в рубашках, расцвеченных под американский флаг. Им следуют дети. Можно ли их винить? Виноваты мы. Ибо не помогаем молодежи понять, что унижает наше достоинство, что неприлично в обездоленной, униженной, затоптанной стране носить чужой флаг. Это – духовное предательство. Как об этом сказать человеку с поврежденным сознанием? Итак, нужна немалая работа по восстановлению здорового национального сознания в семье.

К патриотизму нельзя призвать. Нужно медленно и серьезно воспитывать духовное начало в человеке. Тогда человек сам обратится к нему. Патриотизм возникает через внутреннюю потребность, через сознание своей причастности к народу, Родине, и тем самым к человечеству. Поэтому, прежде всего надо воспитывать личность. Повторим еще раз: без патриотизма нет личности. Без личности каждый превращается в получеловека, лишенного человеческого разумения жизни. Мы же хотим, чтобы ребенок не потерял естества осознания, чтобы все дети были личностями и потому должны преследовать единственную цель – воспитать человека, взрастить, укрепить духовное начало. А это невозможно без патриотизма. Поэтому сегодня патриотическое воспитание остаётся наиглавнейшей и благороднейшей нашей задачей.

Эту задачу мы решим успешно, если не будем забывать активной и коварной "работы" тех сил, которые пытаются уничтожить патриотизм, оскорбляют патриотическое чувство. Они действуют открыто, постоянно; это можно видеть каждый день, включая телевизор. И об этом нельзя забывать всем любящим своё Отечество. Некоторые исходные положения.

Патриотизм - это любовь к Родине, нравственно-ценностная характеристика личности гражданина, объединяющая в себе весь спектр мироощущения, возникающая в процессе отношений в разных сферах жизни и видах коллективной творческой деятельности. Это, прежде всего, осознание себя ответственным за свою землю, за ее благосостояние, осознание себя в диалоге с живой историей земли, то это, наконец, и осознание себя в ряду поколений, способность простить (не осудить) ошибки отцов и дедов, стремление искупить их своей жизнью. Последнее можно назвать выпрямлением пути рода (семьи) и народа в целом.

Гражданин-патриот - это человек, владеющий интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой своей страны и мира, культурой межнациональных отношений. Это созидатель и творец-преобразователь, способный и готовый к самоорганизации и самовоспитанию, умеющий адаптироваться в любой жизненной ситуации, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, для людей, способный и готовый встать в нужный момент на защиту Отечества.

Семья - это необходимый компонент социальной структуры любого общества, выполняющий многие социально-значимые функции. Она играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется «производство» самого человека, продолжение рода. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей вплоть до достижения ими гражданской зрелости, а также в значительной степени реализуется обязанность заботиться о старых нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Кроме того, она выступает как один из основных объектов социальной политики.

Ныне семья переживает сложный период: она несет повышенную социально-экономическую нагрузку и вынуждена сосредоточиться на решении проблем жизнеобеспечения, выживания в ущерб воспитанию. Постепенно социально-экономическая ситуация в стране меняется в сторону улучшения жизненного уровня семьи, меняется и нравственный климат внутри самой ячейки общества, родители начинают всерьёз задумываться о воспитании детей об обеспечении их достойным уровнем образования и воспитания, заботе об их здоровье. Появилась необходимость возрождения всего лучшего, что накоплено в семейном воспитании в прошлые годы, и создания новой системы семейного воспитания, взаимодействия семьи и школы, возрождения системы работы по месту жительства, педагогического просвещения родителей.

Родина - понятие, объединяющее в себе все стороны жизни, весь спектр отношений школьника к окружающему миру. Важно, чтобы все эти отношения (к Родине, к людям, природе, культуре, труду, коллективу, к самому себе) носили патриотическую направленность, чтобы стержнем этих отношений был идеал Родины, осознанное желание и развитое умение жить для нее.

Память - важнейшая составная патриотического воспитания, отражающая связь поколений, их преемственность, желание узнать историю нашей Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению. Память определяет заботу о ветеранах, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину, заботу о местах захоронения воинов, уход за мемориальными памятниками. Память способствует возрождению и созданию музеев как хранителей этой памяти, организации походов по местам боев, создании книг о подвигах героев. Память живет в каждой семье: поколения внесли свой вклад в боевую и трудовую славную летопись Украины. В каждой семье рождается необходимость изучения своей родословной, семейных традиций, трудовых династий. Все это находит отголосов в сердцах юных поколений, гордость за свою Родину, восхищение подвигами старших поколений, уважительное и заботливое отношение к ним.

Зарождение патриотических чувств берет начало в семье. С семейной традиции и, благодаря ей, на основе особого почитания предков и родительских могил, семейного очага, и национальных обычаев, создавалась культура национального чувства и патриотической верности. Сама идея «родины», «отечества», земного гнезда наших родителей и предков, возникла из недр семьи. Патриотизм заключается в нашем поведении, в уважении к предкам, почитании традиций, соблюдении своего как физического, так и морального здоровья, создании крепкой семьи, и воспитании детей на тех же основах.

Одними из основных методов воспитания в семье являются пример родителей, организация жизни ребенка, помощь ему. Совместные занятия и деятельность детей с родителями: чтение, работа по дому и вне его, игры, спорт, музеи, театр – все это служит патриотическому воспитанию. Так, одной из форм семейного досуга могут быть музейные экскурсии. Музей – учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников искусства, предметов техники, научных коллекций, предметов, представляющих исторический интерес и т.п. Знакомство с музейными экспонатами позволяет ребенку окунуться в события прошлых лет, познакомиться с жизнью замечательных людей своего города, края и страны, узнать о достижениях в разных областях искусства, науки и техники.

Родители должны объяснить детям, что значат понятия Родина, Отечество, защитник, герой, героизм. Для этого используют поездки на экскурсии, где шли сражения в годы ВОВ. Ребенок с малых лет не должен забывать поздравить соседа-ветерана с днем Победы, днем защитника Отечества. Памятник воинам освободителям в Великой Отечественной войне, памятник воинам–афганцам должны составлять важную часть в системе патриотического воспитания в семьях. Рассказы, фотографии, подборки документов, наград дедушек о прохождении службы в рядах Вооруженных сил, прадедушек-ветеранов ВОВ – о своих боевых подвигах могут послужить основой для составления генеалогического древа. Сюда же можно отнести коллекционирование открыток, книг, монет, символики, альбомов на военную тематику.

Одна из традиций, требующая возрождения – это семейные чтения былин, употребление в повседневной жизни пословиц и поговорок о Родине и родном крае. Любовь к родной земле проявляется в любви к родному дому, родной школы, родной улицы, города. Это первоначальное состояние патриотизма. А далее следует формировать способность ребенка познавать себя как члена семьи, детской группировки; жителя города или села, воспитывать в нем любовь к родному дому, школе, улице, стране, природе, родному слову, быту, традициям.

Не говорите при ребенке плохо о той стране, где вы живете. В то же время не сильно приукрашивайте ситуацию, учите ребенка быть реалистом. Обязательно путешествуйте. Не нужно сразу ехать за границу, и в родной стране есть места, от которых просто дух захватывает. Да и вряд ли вы успели везде побывать. Показывайте ребенку наглядно всю красоту и увлекательную историю родного края. Чаще рассказывайте о подвигах, великих войнах, победах и поражениях, правителях и государях, и даже простых людях которые, за столько веков, сотворили эту историю, а вместе с ней и страну, в которой вы сейчас живете. Обязательно отвечайте на все его вопросы. История, уважительное отношение к ней, а так же к предкам, донесенная вами до сознания ребенка, поможет вам воспитать патриота в семье.

Главным примером для подражания являетесь вы, и не следует поступать так, чтобы потом было обидно за утраченную возможность. Находите позитив в любых действиях. Воспитать патриота невозможно в атмосфере вечной проблемы, плохого настроения и отсутствия веры в будущее. Для помощи себе не игнорируйте результаты труда ученых и техников, используйте все возможности, которые нам предоставляет современный уровень развития данной отрасли. Смотрите научные и документальные фильмы, находите интересную информацию, проводите свои расследования, обсуждайте увиденное, радуйтесь и переживайте вместе с героями.

Семьи у мальчиков формируют представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. Им должно закладываться с детства то, что мужская работа – трудная, тяжелая, требующая от мальчиков и мужчин выносливости, решительности, смелости. У ребят формируется эталон настоящего мужчины, следуя которым каждый с детства должен заниматься гимнастикой, закаливанием, спортом.

У девочек формируются представления о необходимости сохранять мирные, добрые отношения между близкими людьми. Нужно учить их умению утешать и заботиться о них, прививать опыт взаимодействия с окружающими людьми, который не требует проявления, заботы, чуткости. Не каждая девочка знает: чтобы стать настоящей женщиной, нужно научиться играть с детьми, уметь приласкать, успокоить расстроенного человека, испуганного малыша.

Естественно, что всех случаев в жизни, которые можно отнести к патриотическому воспитанию, перечислить нам не удастся. Но то, что мы попытались донести к сведению родителей и их личная заинтересованность, чтобы их чадо со временем стало настоящим человеком, Гражданином, сможет подтолкнуть взрослых к более пристальному отношению к своим малышам. Успехов вам на этом благородном поприще!

ГБОУ Школа № 1375 ДО №6 г. Москва.

«Нравственное патриотическое воспитание в семье»

Консультация для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье»

Цель: патриотическое воспитание дошкольника в семье

Задачи:
приобщение дошкольников к изучению особенностей истории своей семьи, своего города, страны;
развитие внимательного отношения к родным и близким; восприятие истории прошлых поколений, истории земляков;
воспитание патриотических чувств к «малой» и «большой» Родине.

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте? Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье, родному краю, селу, родной природе. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе повседневного целенаправленного воспитания. На современном этапе воспитание будущего гражданина патриота своей страны становится очень актуальным и особенно трудным, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о селе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свое село. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду. Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном селе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию.

Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться.. У каждого народа свои сказки, и все они по-своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности.

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие.

Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.

Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно. Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, — это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании, потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что — то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», — говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным.

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает целый комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России; своем городе
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в условиях дошкольного учреждения: при непосредственно-образовательной деятельности, в играх, в труде, на прогулке, в быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.



Рассказать друзьям