Статья пирогова вопросы жизни краткое содержание. Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Минский Государственый Лингвистический Университет

Реферат

Педагогические взгляды Н . И . Пирогова

1998 год

План реферата

1. Введение .

2. Жизнь и деятельность Н . И . Пирогова .

3. Вопросы жизни ”.

4. Основные положения педагогической системы Н . И . Пирогова .

5. Значение педагогического наследия Н . И . Пирогова .

6. Заключение .

7. Библиографический список .

Введение

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки, народного образования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение,“гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.

В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

Жизнь и деятельность Н . И . Пирогова

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной “сестер милосердия”.

В 1856 году появилась статья Пирогова Вопросы жизни ”, освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.

В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течении двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь продолжал улучшатьработу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.

Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы.

Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году./Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982. - C.200-201/.

Вопросы жизни

Рассмотрение педагогических взглядов Н. И. Пирогова следует начать со статьи Вопросы жизни опубликованной им в 1856 году. Это была первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова стало широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании.

В статье Вопросы жизни (впрочем, как и в других своих педагогических сочинениях) Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания , которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором./Н. А. Константинов Е. Н. Медынский М. Ф. ШабаеваИстория педагогики.-М.: Просвещение, 1982.-С. 201/.

Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении человека в общественной жизни, о смысле человеческой жизни. Из этой справки выясняется, что речь идет овопросах общественной жизни, о жизни человека в обществе, об его взаимоотношениях с другими людьми, о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям.

“В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы?”./ Пирогов Н. И. Вопросы жизни cоч., т. I, Киев 1910. -C. 37-72/. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая отдельная личность. С этим трудно не согласиться. Я считаю, что для своего времени в преддверии серьезной реформы феодально-крепостнического государства, такая постановка вопроса была более чем уместна. Более того, я думаю, что она уместна и по сей день, когда страну охватил жесткий экономический кризис.

Казалось бы, рассуждает далее Пирогов, что на поставленные вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе, и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания, полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует “резко выраженное материальное, почти торговое стремление”./Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949. -C. 33-34/ .

Что же остается делать при таких обстоятельствах? - вот естественно возникающий вопрос. Остается глубже взглянуть в существо окружающей жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов “философию” восьми мелких общественных групп.

“ Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а может быть, и более.

Вот, например,первый взгляд - очень простой и привлекательный. Не размышляйте, не толкуйте о том, что необъяснимо. Это по малой мере лишь потеря одного времени. Можно, думая, потерять и аппетит, и сон. Время же нужно для трудов и наслаждений. Аппетит - для наслаждений и трудов. Сон - опять для трудов и наслаждений. Труды и наслаждение - для счастья.

Вот второй взгляд - высокий. Учитесь, читайте, размышляйте и извлекайте из всего самое полезное. Когда ум ваш просветлеет, вы узнаете, кто вы и что вы. Вы поймете все, что кажется необъяснимым для черни. Поумнев, поверьте, вы будете действовать как нельзя лучше. Тогда предоставьте только выбор вашему уму, и вы никогда не сделаете промаха.

Вот третий взгляд - старообрядческий. Соблюдайте самым точным образом все обряды и поверья. Читайте только благочестивые книги, но в смысл не вникайте. Это главное для спокойствия души. Затем, не размышляя, живите так, как живется.

Вот четвертый взгляд - практический. Трудясь, исполняйте ваши служебные обязанности, собирая копейку на черный день. В сомнительных случаях, если одна обязанность противоречит другой, избирайте то, что вам выгоднее или по крайней мере что для вас менее вредно. Впрочем, предоставляйте каждому спасаться на свой лад. Об убеждениях, точно так же как и о вкусах, не спорьте и не хлопочите. С полным карманом можно жить и без убеждений.

И прочее, и прочее, и прочее. /Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1985. -C. 32-34/.

Своим изложением “философии” жизни восьми мелких общественных групп Пирогов сформулировал господствовавшие в русском так называемом образованном обществе язвы и пороки, служившие предметом изображения и в нашей могучей, исключительной по своим моральным тенденциям художественной литературе XIX в.

Разоблачая пошлость, господствующую в привилегированном обществе, Пирогов вместе с тем показал бессилие школы и воспитания его времени в деле преобразования общества на каких бы то ни было разумных началах. А если так, то возникал следующий серьезный вопрос о смысле и назначении всей системы воспитания и образования. Очевидно, школа и воспитание ни в какой мере не вели к усовершенствованию общественной жизни на нравственных основах.

“Существует, -пишет Пирогов только три возможности вывести человечество из ложного и опасного положения:

Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества.

Или переменить направление общества.

Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой”.


Предисловие

Все разъясняется, все делается понятно - умей только хорошо обращаться с фактом, умей зорко наблюдать, изощрять чувства, научись правильно наблюдать, тогда исчезнут перед тобой чудеса и мистерии природы, и устройство вселенной сделается таким же обыденным фактом, каким сделалось теперь для нас все то, что прежде считалось недоступным и сокровенным.

Такое убеждение с каждым днем все более проникает в сознание не только передовых людей, жрецов науки, но и целых масс.

Н.И.Пирогов

После работы он обычно возвращался в свое имение. По мере удаления от города становилось все тише и тише, на землю спускались ранние сумерки, затем наступала темнота; где - то там, в стороне от дороги, где стояла деревня, зажигались неяркие огоньки и доносился собачий лай. Коляска въезжала в ворота усадьбы, и старый слуга, помогая ему сойти, говорил свое привычное: «Пожалуйте, барин, домой», - и открывал перед ним тяжелую дверь дома. Он входил в переднюю, полную знакомых запахов и каких - то неприметных шорохов, которых, если к ним не прислушаться, как бы и не было. Домашний скрип половиц сразу начинал действовать на него успокаивающе. Там, в беспокойном шумном городе, остались все его заботы, стоны больных, кровавые бинты оперируемых, хирургические инструменты, которые он ощущал каждый день своими пальцами как привычную часть своих рук, смешанный запах лекарств, которого он, хирург, вдыхал так много, что временами даже не замечал его. Все это он не впускал в свою уютную деревенскую усадьбу, стараясь здесь оградиться от всего того, что мешало ему думать и размышлять. Эти размышления с некоторых пор все больше и больше увлекали его. Они приносили ему радость неожиданных открытий и тайных мыслей, которыми он не мог, а скорее, не хотел делиться с остальными, даже самыми близкими. Эти мысли обычно настигали его во время вечерних прогулок, удивляя своей стройностью и скрытым в них смыслом. Они противоречили всему образу его жизни, его главному делу, в котором он достиг многого. Его имя в медицинских кругах было весомым и непоколебимым. Его авторитет хирурга и ученого - непревзойденным и прочным. Но ни то ни другое не имело никакого отношения к его размышлениям во время тихих вечерних прогулок. Он всегда занимался серьезным делом спасения жизни людей и облегчения их страданий. И это дело он считал самым главным не только для себя, но и вообще. Философия или подобные ей так называемые

науки его никогда не привлекали. И вот в самом конце жизни надо же было такому случиться…

После прогулок он записывал свои размышления в толстую тетрадь, которую тщательно скрывал от посторонних взглядов. Особенно интересные мысли у него появлялись, когда погода была ясной, а над дальним лесом и его домом зажигались бесчисленные и таинственные звезды. Он делал записи каждый день, пропуская лишь те дни, когда по каким - то причинам не мог отправиться на прогулку. Потом он озаглавит свои записи - «Вопросы жизни., писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что, может быть, когда - нибудь прочтет и кто другой. 5 ноября 1879 - 22 октября 1881». Сам же автор дневника после своей последней записи прожил совсем немного - не более месяца и умер в том же 1881 году. Сведения о нем можно найти в энциклопедических словарях: «Советском энциклопедическом словаре» (1988) и «Малом словаре Брокгауза и Ефрона» (1994, репринтное переиздание). Если объединить информацию того и другого источника, получится небольшая справка, в которой окажется все существенное. Справка выглядит так: Пирогов Николай Иванович (1810–1881), русский хирург, основоположник военно - полевой хирургии и анатомо - экспериментального направления в хирургии, член - корреспондент Петербургской Академии наук (1847). Участник Севастопольской обороны (1854–1855), франко - прусской (1870–1871) и русско - турецкой (1877–1878) войн. Впервые произвел операцию под наркозом на поле боя. Кроме этого ввел неподвижную гипсовую повязку и разработал методику ряда важных хирургических операций. Применил новые методы анатомических исследований. Основал в Петербурге анатомический институт, а при нем музей. Им написаны многие тома научных работ в области медицины, среди которых и «Топографическая анатомия», получившая мировое признание. Пирогова называли «отцом русской хирургии». Он был также выдающимся общественным деятелем. Вел последовательную борьбу с сословными предрассудками в области образования, выступал за автономию университетов и всеобщее начальное образование. Кроме всего этого, он был человеком великого мужества, не менее великого самопожертвования и высочайшей скромности. По причине последнего качества и его дневник, «писанный исключительно для самого себя», так долго не находил своего читателя…

План

1. Введение .

2. Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова.

3. Вопросы жизни ”.

4. Основные положения педагогической системы Н. И. Пирогова.

5. Значение педагогического наследия Н. И. Пирогова.

6. Заключение .

7. Библиографический список .

Введение

Имя Николая Ивановича Пирогова составляет гордость и славу Отечественной педагогической науки, народного образования. Своей выдающейся деятельностью как в области медицины, так и народного образования Н. И. Пирогов заслужил признательность широких масс и педагогической общественности. Его педагогические идеи являются источником научного творчества и практической деятельности. Они близки нам и сегодня актуальностью поставленных проблем, таких, как единство школы и жизни, педагогической науки и практики; воспитывающее обучение, “гармоническое развитие всех врожденных сил народа ”, воспитание человека - гражданина, полезного своей стране.

В данном реферате я постараюсь по возможности подробно раскрыть смысл педагогической деятельности замечательного русского педагога, просветителя и организатора народного образования Н. И. Пирогова, творческое наследие которого вошло в сокровищницу отечественной педагогики.

Жизнь и деятельность Н. И. Пирогова

Николай Иванович Пирогов (1810-1881) родился в Москве, в семье казначейского чиновника. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и после защиты диссертации на степень доктора медицинских наук в течении двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В возрасте 26 лет он стал профессором хирургии сначала в Дерптском университете, а затем в Медико-хирургической академии в Петербурге.

В 1854 году во время осады Севастополя Пирогов по его личной просьбе был направлен на фронт во главе с организованной им общиной “сестер милосердия”.

В 1856 году появилась статья Пирогова “Вопросы жизни”, освещавшая важные вопросы воспитания. Она обратила на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании, сделала имя автора широко известным.

В 1856 году Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа. Александр II отрицательно относился к Пирогову, считая его “красным” (хотя он был только либералом), но, назначая его на этот пост, хотел создать видимость заботы царского правительства о народном образовании. В течении двухлетнего управления Одесским учебным округом Пирогов стремился поднять значение педагогических советов гимназии, внушал директорам и учителям учебных заведений мысль о необходимости гуманного отношения к детям, подготовил открытие университета в Одессе. Либеральная деятельность его в качестве попечителя учебного округа вызвала у одесского генерал-губернатора подозрение в свободомыслии и подрыве авторитета властей. Пирогов был переведен в Киев на должность попечителя Киевского учебного округа. Здесь продолжал улучшать работу школ, рекомендовал учителям посещать уроки друг друга, поощрял методические искания учителей ввел в практику гимназий внеклассные литературные беседы, способствовал открытию в Киеве одной из первых в России воскресных школ для взрослых.

Когда в 1861 году Порогов был уволен с должности попечителя, прогрессивная общественность Киева устроила ему торжественные проводы.

Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога, и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 году лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов должен был удалиться, еще полный сил, в свое небольшое имение на Украине, где скончался в 1881 году./Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, 1982. - C.200-201/.

“Вопросы жизни”

Рассмотрение педагогических взглядов Н. И. Пирогова следует начать со статьи “Вопросы жизни” опубликованной им в 1856 году. Это была первая педагогическая работа Пирогова. Благодаря ей имя Пирогова стало широко известным и обратило на себя внимание общественности передовыми идеями об общечеловеческом воспитании.

В статье “Вопросы жизни” (впрочем, как и в других своих педагогических сочинениях) Н. И. Пирогов резко выступил против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки, которую стремилось ввести царское правительство за счет снижения уровня общего образования молодежи. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором. /Н. А. Константинов Е. Н. Медынский М. Ф. Шабаева История педагогики. -М.: Просвещение, 1982.-С. 201 /.

Свою статью Пирогов начинает с исторической справки о поисках выдающимися мыслителями древней Греции ответов на вопросы о назначении человека в общественной жизни, о смысле человеческой жизни. Из этой справки выясняется, что речь идет о вопросах общественной жизни, о жизни человека в обществе, об его взаимоотношениях с другими людьми, о неизбежности для каждого из нас разрешения вопроса о нашем личном отношении к общественным потребностям и обязанностям.

“В чем состоит цель нашей жизни? каково наше значение? к чему мы призваны? чего должны искать мы?”./ Пирогов Н. И. Вопросы жизни cоч., т. I, Киев 1910. -C. 37-72/. Таковы первые вопросы жизни, выдвигаемые Пироговым в его статье. В самостоятельном решении этих вопросов заинтересованы и общество с его господствующим направлением, и каждая отдельная личность. С этим трудно не согласиться. Я считаю, что для своего времени в преддверии серьезной реформы феодально-крепостнического государства, такая постановка вопроса была более чем уместна. Более того, я думаю, что она уместна и по сей день, когда страну охватил жесткий экономический кризис.

Казалось бы, рассуждает далее Пирогов, что на поставленные вопросы о цели и назначении нашей жизни члены христианского общества получат ответы в процессе воспитания в семье и в школе, и таким образом подготовлены к осуществлению христианской морали в общественной и личной жизни. Но в действительности такого господства христианской морали не наблюдается. В противоположность христианским основам воспитания, полученным в школе, во всех проявлениях общественной жизни господствует “резко выраженное материальное, почти торговое стремление”./Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, 1949. -C. 33-34/ .

Что же остается делать при таких обстоятельствах? - вот естественно возникающий вопрос. Остается глубже взглянуть в существо окружающей жизни. С исключительным мастерством излагает Пирогов “философию” восьми мелких общественных групп.

“ Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется до десяти, а может быть, и более.


В сокращении
...Итак, как бы ни была велика масса людей, следующих бессознательно данному обществом направлению, как бы мы все ни старались для собственного блага приспособлять свою самостоятельность к этому направлению, всегда останется еще много таких из нас, которые сохранят довольно сознания, чтобы вникнуть в нравственный свой быт и задать себе вопросы: в чем состоит цель нашей жизни? Каково наше назначение? К чему мы призваны? Чего должны искать мы?
Так как мы принадлежим к последователям христианского учения, то казалось бы, что воспитание должно нам класть в рот ответы.
Но это предположение возможно только при двух условиях:
во-первых, если воспитание приноровлено к различным способностям и темпераменту каждого, то развивая, то обуздывая их;
во-вторых, если нравственные основы и направление общества, в котором мы живем, совершенно соответствуют направлению, сообщаемому нам воспитанием.
Первое условие необходимо, потому что врожденные склонности и темперамент каждого подсказывают ему, впопад и невпопад, что он должен делать и к чему стремиться.
Второе условие необходимо, потому что без него, какое бы направление ни было нам дано воспитанием, мы, видя, что поступки общества не соответствуют этому направлению, непременно удаляемся от него и собьемся с пути.
Но, к сожалению, наше воспитание не достигает предполагаемой цели, потому что:
Во-первых, наши склонности и темпераменты не только слишком разнообразны, но еще и развиваются в различное время; воспитание же наше, вообще однообразное, начинается и оканчивается для большей части из нас в одни и те же периоды жизни. Итак, если воспитание, начавшись для меня слишком поздно, не будет соответствовать склонностям и темпераменту, развившимся у меня слишком рано, то как бы и что бы оно мне ни говорило о цели жизни и моем назначении, мои рано развившиеся склонности и темперамент будут мне все-таки нашептывать другое.
От этого - сбивчивость, разлад и произвол.
Во-вторых, талантливые, проницательные и добросовестные воспитатели так же редки, как и проницательные врачи, талантливые художники и
даровитые законодатели. Число их не соответствует массе людей, требующих воспитания.
Но не в этом, однако же, еще главная беда. Будь воспитание наше, со всеми его несовершенствами, хотя бы равномерно только приноровлено к развитию наших склонностей, то после мы сами, чутьем, еще могли бы решить основные вопросы жизни. Добро и зло вообще довольно уравновешены в нас. Поэтому нет никакой причины думать, чтобы наши врожденные склонности, даже и мало развитые воспитанием, влекли нас более к худому, нежели к хорошему. А законы хорошо устроенного общества, вселяя в нас доверенность к правосудию и прозорливости правителей, могли бы устранить и последнее влечение ко злу.
Но вот главная беда:
Самые существенные основы нашего воспитания находятся совершенно в разладе с направлением, которому следует общество. lt;...gt;
Выступая из школы в свет, что находим мы, воспитанные в духе христианского учения? Мы видим то же самое разделение общества на толпы, которое было и во времена паганизма, с тем отличием, что языческие увлекались разнородными, нравственно-религиозными убеждениями различных школ и действовали, следуя этим началам, последовательно; а наши действуют по взглядам на жизнь, произвольно ими принятым и вовсе не согласным с религиозными основами воспитания, или и вовсе без всяких взглядов. lt;...gt;
Взглядов, которым следуют эти толпы, наберется много. lt;...gt;
Убеждаясь при вступлении в свет в этом разладе основной мысли нашего воспитания с направлением общества, нам ничего более не остается, как впасть в одну из трех крайностей:
Или мы пристаем к одной какой-нибудь толпе, теряя всю нравственную выгоду нашего воспитания. Увлекаясь материальным стремлением общества, мы забываем основную идею Откровения. Только иногда, мельком, в решительном мгновении жизни, мы прибегаем к спасительному его действию, чтобы на время подкрепить себя и утешить.
Или мы начинаем дышать враждой против общества. Оставаясь еще верными основной мысли христианского учения, мы чувствуем себя чужими в мире искаженного на другой лад паганизма, недоверчиво смотрим на добродетель ближних, составляем секты, ищем прозелитов, делаемся мрачными презрителями и недоступными собратами.
Или мы отдаемся произволу. Не имея твердости воли устоять против стремления общества, не имея довольно бесчувственности, чтобы отказаться совсем от спасительных утешений Откровения, чтобы отвергать все высокое и святое, мы оставляем основные вопросы жизни нерешенными, избираем себе в путеводители случай, переходим от одной толпы к другой, смеемся и плачем с ними для рассеяния, колеблемся и путаемся в лабиринте непоследовательности и противоречий. lt;...gt;
Если бы поприще каждого из нас всегда непременно оканчивалось таким выбором одной толпы или одного взгляда; если бы пути и направле-

ния последователей различных взглядов шли всегда параллельно один с другими и с направлением огромной толпы, движимой силой инерции, то все бы тем и кончилось, что общество осталось бы вечно разделенным на одну огромную толпу и несколько меньших. Столкновений между ними нечего бы было опасаться. Все бы спокойно забыли то, о чем им толковало воспитание. Оно сделалось бы продажным билетом для входа в театр. Все шло бы спокойно. Жаловаться было бы не на что.
Но вот беда: люди, родившиеся с притязаниями на ум, чувство, нрав- - ственную волю, иногда бывают слишком восприимчивы к нравственным основам нашего воспитания, слишком проницательны, чтобы не заметить при первом вступлении в свет резкого различия между этими основами и направлением общества, слишком совестливы, чтобы оставить без сожаления и ропота высокое и святое, слишком разборчивы, чтобы довольствоваться выбором, сделанным почти поневоле или по неопытности. Недовольные, они слишком скоро разлаживают с тем, что их окружает, и, переходя от одного взгляда к другому, вникают, сравнивают и пытают; все глубже и глубже роются в рудниках своей души и, неудовлетворенные стремлением общества, не находят и в себе внутреннего спокойствия; хлопочут, как бы согласить вопиющие противоречия; оставляют поочередно и то и другое; с энтузиазмом и самоотвержением ищут решения столбовых вопросов жизни; стараются во что бы то ни стало перевоспитать себя и тщатся проложить новые пути.
Люди, родившиеся с преобладающим чувством, живостью ума и слабостью воли, не выдерживают этой внутренней борьбы, устают, отдаются на произвол и бродят на распутьи. Готовые пристать туда и сюда, они делаются, по мере способностей, то неверными слугами, то шаткими господами той или другой толпы.
А, с другой стороны, удовлетворенные и ревностные последователи различных взглядов не идут параллельно ни с массою, ни с другими толпами. Пути их пересекаются и сталкиваются между собой. Менее ревностные, следуя вполовину нескольким взглядам вместе, образуют новые комбинации.
Этот разлад сектаторов и инертной толпы, этот раздор нравственнорелигиозных основ нашего воспитания с столкновением противоположных направлений общества, при самых твердых политических основаниях, может все-таки рано или поздно поколебать его. На беду еще, эти основы не во всех обществах крепки, движущиеся толпы громадны, а правительства, как история учит, не всегда дальнозорки.
Существуют только три возможности или три пути вывести человечество из этого ложного и опасного положения:
Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества;
Или переменить направление общества;
Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой.

Следовать первым путем не значило бы ли искажать то, что нам осталось на земле святого, чистого и высокого. Одна только упругая нравственность фарисеев и иезуитов может подделываться высоким к низкому и соглашать произвольно вечные истины наших нравственно-религиозных начал с меркантильными и чувственными интересами, преобладающими в обществе. История показала, чем окончились попытки папизма, под личиной иезуитства.
Изменять направление общества есть дело Промысла и времени.
Остается третий путь. Он труден, но возможен: избрав его, придется многим воспитателям сначала перевоспитать себя.
Приготовить нас с юных лет к этой борьбе - значит именно:
«Сделать нас людьми», т.е. тем, чего не достигнет ни одна наша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов...
Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М., 1953. -С. 47 - 60.

Н. И. Пирогов и вопросы жизни - страница №1/1

Н. И. ПИРОГОВ И ВОПРОСЫ ЖИЗНИ

ВВЕДЕНИЕ

Каждый образованный человек в России знает Н.И.Пирогова. В Москве имеются институты, клиники имени Пирогова. Его именем названы две московские улицы. На одной из них стоит его памятник.

Пирогов, его жизнь и деятельность не стали только достоянием истории. Их значение для современности, в частности, для молодого поколения, отмечают все статьи и книги, посвященные Пирогову. В одной их последних книг издания Академии мы находим следующую характеристику Пирогова: "Гениальный врач, мыслитель и замечательный педагог, Пирогов обладал исключительной духовной одаренностью. Все свои силы, свои огромные познания, приобретенные упорным целенаправленным трудом, Пирогов отдал Родине. Такие люди, как Пирогов, не отходят в прошлое, их жизнь, их мысли и искания остаются как духовное завещание грядущим поколениям. Советский народ гордится Ломоносовым и Пироговым".

Задачей данной работы является ознакомление читателя (и прежде всего молодого читателя) с тем, как жил и мыслил этот замечательный человек, как он ставил и разрешал основные вопросы жизни и что он имел в виду, обращаясь к молодежи, к каждому юноше и каждой девушке с призывом: "Везде ищи и будь человеком".

1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ПИРОГОВА

До 12 лет он проходил курс наук дома под руководством приглашенных учителей, в основном студентов Московского университета.

Пирогов всегда тепло и с благодарностью вспоминал о своем детстве. В "Дневнике старого врача" он пишет: "Детство оставило по себе самые приятные воспоминания". Наиболее глубокий след в душе Н.И. от общения с няней Екатериной Михайловной. "Все существо этой женщины, - пишет он в своем дневнике, - было насквозь пропитано любовью к нам, детям. Я никогда не слыхал от нее грубого или резкого слова. Мораль ее была проста и всегда трогательна, потому что исходила из любящей души: "не делай этого, - говорила она, - "Бог не велит так делать, грешно", - и ничего больше!"

Эта простая, ясная и незыблемая мораль легла в основу нравственного развития Пирогова.

12-ти лет он поступил в частный пансион, но не мог окончить его из-за недостатка средств у родителей.

По совету декана медицинского факультета проф. Мухина Пирогов начал усиленно готовиться в университет, и в 1824г. в возрасте 14 лет блестяще выдержал вступительные экзамены и был зачислен студентом медицинского факультета Московского университета.

По окончании университета он был направлен за границу для подготовки к профессорской деятельности по хирургии.

23-х лет Пирогов защитил докторскую диссертацию и выдержал экзамен на степень доктора медицины. За отсутствием свободных вакансий на родине, Пирогов в течение ряда лет был вынужден работать в Германии и только в 1841 году переехал в Петербург, где получил кафедру в медико-хирургической академии. Там он проявил себя как талантливый хирург и ученый и вместе с тем как общественный деятель и педагог. Университет был для него не только местом подготовки специалистов, но и воспитательным учреждением. Он боролся за то, чтобы каждый профессор обладал высокими качествами как в научном, так и в нравственном отношении. Он решительно выступал против кандидатуры лиц, не обладавших этими достоинствами. Все это вызывало нападки и преследования. Несмотря на это, Пирогов не оставлял академию до начала Севастопольской войны. Выдающийся хирург своего времени, он считал своим нравственным долгом отправиться на театр военных действий. По его личной просьбе его направили в Севастополь, во главе общины медицинских сестер для помощи больным и раненым.

Одновременно с неутомимой практической деятельностью, Пирогов разрабатывал вопросы военно-полевой хирургии и достиг таких больших результатов, что его труды стали известны не только во всей России, но и далеко за ее пределами. Пирогов создал свою школу в области военно-полевой хирургии и был одним из крупнейших авторитетов в этой области в Европе.

Наряду с вопросами медицины, Пирогова волновали также вопросы воспитания и народного просвещения в целом. В 1856 году он был назначен попечителем Одесского учебного округа, где ввел много преобразований. Его интересовали и школы, и университеты, и специальные учебные заведения.

В 1861 году в результате доносов и" жалоб Пирогов был уволен по указу Александра II.

Ушинский писал о Пирогове: "К счастью для человечества, есть и всегда будут люди подобные Пирогову, которые внесут в дело воспитания и образования молодого поколения живительную силу своего могучего и до глубины искреннего духа".

Через год Пирогов был снова направлен за границу для руководства подготовкой молодых профессоров. Между прочим, во время этой поездки он оказал медицинскую помощь Гарибальди.

В 1866 году Пирогов был уволен в отставку, а профессорская группа, которой он руководил, была расформирована.

После этого Пирогов занялся врачебной деятельностью, организовав больницу в селе. Там он написал свой труд: "Дневник старого врача".

Во время франко-прусской войны Пирогов выезжал в Германию и Эльзас, а во время восточной войны, по предложению общества Красного Креста - в Болгарию для оказания хирургической помощи.

В мае 1881 года в научных кругах Москвы торжественно отмечался 50-летний юбилей научной и общественной деятельности Пирогова. Многие западно-европейские научные общества прислали ему адреса и звание почетного доктора.

На этом торжественном собрании яркая характеристика была дана Пирогову Обществом любителей российской словесности как "одному из благороднейших и наиболее сильных борцов за достоинство человеческой личности и нравственное величие свободной науки".

Настойчиво защищая необходимость развития науки и распространения научных знаний, Пирогов неизменно подчеркивал их воспитательное значение.

2. РАЗВИТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ПИРОГОВА

Мировоззрение Пирогова вырабатывалось постепенно в процессе тяжелой внутренней борьбы. Он сам считает, что прошел сложный и совершенно особый путь.

Вырос Пирогов в благочестивой семье, но сколько-нибудь серьезного религиозного воспитания не получил. У родителей он видел глубокое уважение ко всем Таинствам веры и не притворное внешнее богопочитание, но священный трепет, который наполнял при этом душу ребенка, шел не извне, а из глубины его души.

Он сам свидетельствует о том, что живое религиозное чувство было присуще ему с детства, и без религии он жить не мог. В семье никто не читал Евангелие, никто не объяснял пытливому ребенку смысла литургии, символ веры, заповедей, молитв. Тем не менее, до поступления в университет он ежедневно молился с большим внимание и сердечным умилением.

В Московском университете он столкнулся с вольнодумством и отсутствием серьезного умственного и нравственного развития.

Пирогов весь отдался изучению анатомии и хирургии. Через много лет в своих воспоминаниях он пишет, что в тот период он был безжалостен к страданиям: "Любви к людям и милосердия у меня тогда не было. Утоление страданий совершается двумя путями: - пишет он, - сочувствием и лечением. Врач-христианин обязан утолять страдания обоими путями".

В то время, когда Пирогов был студентом, эти понятия были ему чужды, и окружающие говорили о нем, что он "закоренелый эгоист, холоден и без сердца". Когда Пирогов приехал в Германию в 1833 году, он склонялся к грубому материализму. Прежняя вера не удовлетворяла его потому, что он не был знаком ни с Евангелием, ни с Посланиями апостолов, и не понимал подлинного духа христианства.

В 25 лет Пирогов колебался между пантеизмом и атеизмом, которые навязывались ему извне, и блуждал в безвыходном хаосе.

В университете в то время господствовало мировоззрение чисто эмпирическое и позитивистическое. Но Пирогов не мог искоренить в себе желания "взглянуть за кулисы эмпирической сцены". Он рассуждал так: каким бы предметом ни занимался человек, он обязан прежде всего чистосердечно решить главный вопрос жизни: "во что он верит?" Но верить для сильного духом значит: верить в ничто. Но не мог ограничиться ни специализацией, ни материализмом, он искал нечто более светлое и высокое, ему нужны были твердые руководящие начала.

Вскоре Пирогов серьезно заболел. Болезнь послужила толчком для того внутреннего поворота, который уже созревал в его душе. В нем пробудились религиозно-церковные настроения его детства. Он счел это за призыв свыше. Пробудилась и вера в бессмертие. В 1842 году в первый раз в жизни пришла мысль об уповании на Промысел Божий. 38 лет от роду Пирогов впервые начал читать Евангелие.

Чтение Евангелия рассеяло его сомнения. "Читая его по вечерам, - пишет Пирогов в Дневнике, - я засыпаю в умилении".

Вначале он боялся дотронуться до материальной, исторической стороны христианского учения, чтобы опять не впасть в сомнение.

В дневнике Пирогов пишет: "Сила и воля Божия для нас олицетворилась в появлении на свет Искупителя, в Его земной жизни, в Его делах, в Его беспредельной любви к человечеству, в откровении истинной жизни, к которой должно стремиться человечество и мыслью и делом".

В севастопольских письмах 54-55 гг. Пирогов вспоминает эти годы внутренних колебаний: "Безверие моей несчастной молодости, - пишет он, - побеждено верою и любовью. Без веры жизнь не в жизнь!"

В тот же период Пирогов пишет жене: "Пусть дети не сбиваются с правильной стези. Со мною это случилось в молодости, потому что сердце не было проникнуто благодатью".

Наука и религия, по мнению Пирогова, должны развиваться в содружестве. Вера в Бога, как Источника жизни, Вселенский Разум, нисколько не противоречит научным убеждениям.

"Человеческое я-не есть продукт химических и гистологических элементов, - писал он, - но олицетворение Божественного Разума, в котором заключено все, что открывает или изобретает ум человеческий".

В итоге всей жизни, отданной науке, в результате сложного пути исканий и размышлений, Пирогов приходит к следующему убеждению:

"Существование Верховного Разума, а, следовательно, и Верховной Творческой Воли я считаю необходимым и неминуемым требованием моего собственного разума, так что, если бы я даже хотел теперь не признавать существование Бога, то не мог бы этого сделать, не сойдя с ума".

Пирогов не мог останавливаться и на чисто материалистическом понимании человеческого тела: "Человеку дана возможность возвышать дух до управления телом и облагораживать материю до выработки свойства быть управляемой духом", - писал он.

Жизнь на земле - подготовка к бессмертию. Пирогов верит не только в бессмертие души, по и тела. "Так верить я обязан, как христианин", - пишет он.

Пирогов призывал к тому, чтобы отличать истины, добываемые анализом и расчленением, от Истины, данной человечеству через веру и откровение. В подтверждение этой мысли приводит слова Евангелия от Иоанна: "Закон дан Моисеем, благодать же и Истина произошли через Иисуса Христа". "Именно для современного христианина, - указывает Пирогов, - признание Божественной природы Спасителя должно быть краеугольным камнем его веры".

Обращение Пирогова было мало понятно его коллегам и современникам. Им казалось удивительным, что великий эмпирический ум в расцвете сил и гениальной научной деятельности мог быть занят серьезно религиозными вопросами и специально христианством. Современники были поражены той стойкостью и убежденностью, с какой Пирогов опровергал учение так называемой критической школы: Штрауса, Ренана и других, с которыми он был хорошо знаком. Они ждали, что великий ученый-эмпирист и в своей вере будет держаться берегов эмпиризма.

Им казалось, что и центральное ядро ее - факт Воскресения из мертвых, он будет обосновывать на эмпирических основах. По этому поводу Пирогов пишет:

"Ни одно из событий не вызывало столько нападок со стороны сомневающихся, которые, истощив все средства, остановились на мысли о галлюцинациях. Между тем, нет такого события в истории, которое было бы лучше засвидетельствовано".

Кровь и грязь, которыми мир не раз старался осквернить идеальную святость и чистоту христианского учения, стекали потоками назад на его осквернителей".

Пирогов глубоко возмущался и теми людьми, которые считают необходимым скрывать свою веру и убеждения, оправдываясь тем, что вера есть сила, действующая внутри души, и незачем ее обнаруживать перед инакомыслящими. "Кроме своих внутренних неприкосновенных убеждений, тщательно сохраняемых в скинии души, - говорил он, - надо еще быть вооруженным доводами ума и науки, чтобы развить свои убеждения перед неверующими и маловерующими. Это наш долг. Я считаю недостаточным затыкать уши и молчать, когда слышишь возражения и нападения. Не так действовал Спаситель. Не так действовали евангелисты и апостолы!"

3. ВОПРОСЫ ЖИЗНИ

Воспитанием молодого поколения Пирогов начал интересоваться задолго до выхода в свет его первой и самой значительной педагогической работы "Вопросы жизни".

К.Д.Ушинский в своей статье "Педагогическое сочинение Н.И.Пирогова" писал: "Н. И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики, но глубочайший вопрос человеческого духа".

Для того, для кого, как для Ушинского и Пирогова, вопросы воспитания суть глубочайшие вопросы человеческого духа, - воспитание неотъемлемо от вопросов о достоинстве и назначении человека.

Критикуя философские работы Пирогова, Ушинский указывал на то, что в них нет единой системы, иногда даже нет внешней связи, но зато есть такая глубокая внутренняя связь, которую редко можно встретить в систематических сочинениях философов.

"Объединяет их то, - пишет Ушинский, - что все они вышли из одного богатого и поразительно деятельного духа, что особенно примечательно в такое время, когда разрозненность души человеческой достигла последних пределов, когда в одной и той же голове вмещаются разнообразные, часто противоречащие друг другу взгляды и убеждения".

Статья "Вопросы жизни" в первом своем варианте была напечатана в 1856 году в "Морском сборнике", а вторая редакция появилась лишь в посмертном издании в 1887 году.

Статья "Вопросы жизни" зрела долго. В ней отразилась продолжительная, глубокая и искренняя духовная борьба, совершавшаяся в душе ее автора. Это одно из самых замечательных произведений русской литературы. Эта небольшая журнальная статья, написанная сто лет тому назад, не утратила глубокого животрепещущего значения и для нашего современного читателя. (Нам кажется, что она в чем-то перекликается с письмом к генералу X. известного современного французского писателя-летчика Антуана де Сент-Экзюпери). Общее между этими статьями то, что там и тут автор скорбит о том, что человек перестает быть человеком, и обращается с призывом вернуть человеку его достоинство и истинный смысл его существования.

Призыв Пирогова звучит громче, смелее, определенней, чем у Экзюпери.

Эпиграфом к первой редакции статьи "Вопросы жизни" является следующий диалог:

К чему готовите Вы вашего сына? - спросил меня кто-то.

Быть человеком, - отвечал я.

Разве Вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете: это одно отвлечение, вовсе не нужное для общества. Нам нужны негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.

Правда это или нет?

Вот вопрос, который Пирогов ставит перед читателем. Перенесемся в нашу эпоху второй половины ХХ-го века. Не внушают ли детям с ранних лет, что они должны стать трактористами, космонавтами, научными работниками (слово ученый у нас оставлено для торжественных случаев), директорами предприятий и т. п.? Если бы кто-нибудь ответил на вопрос так, как Пирогов, его, конечно, сочли бы чудаком, идеалистом, не понимающим задач строительства современного нам общества. Кое-кто, возможно, и согласился бы с тем, что человеком быть надо тоже, но это приложится как-то само собой. А между тем, такой взгляд более чем утопия.

Пирогов четко и смело ставит этот вопрос, связывая его с вопросом о задачах воспитания и назначения человека. Читатель, который даст себе труд подумать, легко поймет, что мы стоим перед альтернативой.

1) Или воспитание (и образование как элемент воспитания) заботится только о внешнем, прикладном, забывая того внутреннего человека, который, как личность, проявляет себя во всех видах деятельности, и недоразвитие которого сделает во много бесплодной, даже вредной его общественную и профессиональную деятельность.

2) Или воспитание должно исходить из развития внутреннего человека, и тогда его деятельность дает обильные зрелые плоды.

Наша современная школа, а в большинстве случаев и семья, идет по первому пути.

Пирогов напоминает нам о необходимости иного, единственно правильного пути. Он говорит:

"Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку".

Но и этого еще мало. Вслед за этим идет второй, не менее важный совет:

"Дайте ему время и средства подчинить себе наружного" (иными словами, научите его работать над собой и бороться с собой), и у вас будут инженеры, и моряки, и солдаты, и юристы, а главное, у вас будут люди и граждане".

Каждому человеку при вступлении в жизнь свойственно задумываться над основными вопросами:

1. В чем состоит цель нашей жизни?

2. Какое наше назначение?

3. К чему мы призваны?

4. Чего мы должны искать?

Наличие этих вопросов является одной из основных черт, отличающих человека. Если он перестает о них думать и проверять себя - он перестает быть человеком.

Только два рода людей не задают себе этих вопросов при вступлении в жизнь, - отмечает Пирогов.

Во-первых, те, которые получили от природы жалкую привилегию на идиотизм и, во-вторых, те, которые, подобно планетам, получив однажды толчок, движутся по силе инерции в данном им направлении.

Не без иронии, Пирогов указывает на то, "что общество, к счастью, успело так организоваться, что оно для большой массы людей, само, без их сознания, задает и решает эти вопросы и дает этой массе, пользуясь силой ее инерции, известное направление, которое оно считает лучшим для своего благосостояния".

В результате этой инертности люди превращаются в толпу. Какие же взгляды господствуют в этой толпе? Они довольно разнообразны:

Одни едят, работают и развлекаются, при этом стараются не думать.

Другие стремятся приобретать знания, но только преследуя практические цели.

Есть и такие люди, которые удовлетворены тем, что вертятся, как белка в колесе, и находят удовлетворение в том, что не имеют свободной минуты.

Иные ищут приятного.

Есть и такие, которые считают, что можно думать все, что угодно, но, соблюдая приличия, надо говорить так, чтобы скрыть свои мысли. Играя такую роль, какая им выгоднее, они отделяют теорию от практики.

Все эти люди пытаются оправдать перед собой свою слабость и недостаток энергии.

Развитое чувство индивидуальности внушает нам отвращение к этому движению по инерции. Надо "осмотреться", заглянуть в себя. А если мы заглянем в себя, то увидим, что в нас существуют как бы две половины: одна зовет нас к лучшему, другая к худшему. Быть человеком - значит победить в себе то, что мешает существованию добра на земле: лень, страх, различные страсти и немощи. Для этого надо отказаться от того, чтобы жить ощупью, бессознательно, изо дня в день, без руля и ветрил. Человек - высшее звено на лестнице животного мира. Быть человеком - значит воспитать в себе все лучшее, высшее, то, чем является человек - венцом творения, созданным по образу и подобию Божию. Надо любить добро, делать его, стремиться к нему, пробудить в себе искру Божию.

Пирогов хорошо понимал, что все внешние дела человеческие не имеют в себе корня, если в основе их не лежит "внутреннее делание", если человек не учится изо дня в день в течение всей своей жизни познавать себя и трудиться над возделыванием поля своей души.

Привычка к самоанализу предохраняет от вредных увлечений, к одному и тому же предмету можно подойти с различных сторон. Так, например, во время забав и развлечений одно "я" веселится, а другое тоскует, разбивая причины веселия первого.

Для того, чтобы научиться работать над собой, необходимы духовные упражнения: внимание и молитва. Неправильно думать, что эта внутренняя работа связана только с юношеским возрастом, она должна продолжаться до конца жизни, в противном случае человек будет жить уже только внешне, как бы механически, но подлинной жизненной силы он будет лишен.

Человек, как личность, всегда борется с самим собой и с соблазнами современного ему общества. Он должен выдержать этот бой. К этому должно подготовить его воспитание. Что же такое личность человека? Пирогов ясно и конкретно отвечает на этот вопрос. Личность - это "я" человека, его тождество на протяжении всей жизни. Пережитое в любом возрасте человек относит к своему "я". "Сколько раз, - говорит Пирогов, - клеточки моего мозга заменялись новыми через обмен веществ и всякий раз передавали новым прежние впечатления. Нас поражает необъяснимое (материалистически) тождество и цельность нашего "я". Личность - это самосознание, чувство ответственности за все, что человек получил: разум, речь, чувства, образование и т. п.

Самосознание есть постановка и решение вопросов жизни каждым вновь вступающим в жизнь индивидуумом в отдельности. Единство стремлений, единство жизни и деятельности и есть единство личности.

Быть человеком - значит ясно поставить перед собой цель жизни и осуществить ее, т. е. перевести в дело.

Необходимо установить правильную связь между мыслью, словом и делом. Для того, чтобы сделать это, необходимо иметь твердые убеждения. Убеждения переходят в дело жизни. Но убеждения не даются в готовом виде, без труда. Пирогов предостерегает молодых людей от этой роковой ошибки. Он требует искренности и самопроверки, напоминая слова Евангелия: "свет, который в тебе, не есть ли тьма?" "Вы думали, что вы убеждены, но убеждения - это дар неба, требующий разработки".

Что же нужно для того, чтобы иметь убеждения?

1) Приучиться с ранних лет проницательно смотреть в себя.

2) Быть откровенным.

3) Искренне любить правду.

Если человек весь отдался частным вопросам и перестал обращаться к основным вопросам жизни, он не может иметь твердых убеждений. Забывая основы, он прибегает к ним только в минуты кризиса. Такие люди быстро устают от борьбы и проявляют колебания и непоследовательность.

Каждый человек может проверить себя, где он находится.

Существует две возможности;

1) Или перестать разбирать смысл своего бытия, заменив его трафаретом, или

2) с утра до ночи роясь в тайниках своей души, подстерегать минуты внутренней свободы.

Необходимо учиться мыслить. Это значит, например, отсылать некоторые мысли назад, уничтожая их, а другие, наоборот, укреплять.

Живя, мы стремимся низшее в себе уничтожить или переделать в высшее. Настойчиво проверяя свои ощущения, человек начинает упорно бороться с притаившимися на дне души низменными вожделениями и нечистыми мыслями. Инстинкты наши часто прячутся от нас. Наши собственные соображения, как тайная полиция, оказываются на жаловании у инстинктов, а воля обманывает нас, и мы запутываемся в "дипломатических" сетях.

Необходимо бороться с двойственностью в себе. "Я хочу исследовать свои наклонности, привычки, потребности, - пишет Пирогов в своем дневнике, - и если некоторые из них господствуют надо мной, свергнуть их иго. Я хочу быть свободным, потому что я призван к бессмертию и принадлежу не праху, но Богу".

Внушить такое стремление, подготовить к такой борьбе, - значит воспитать человека. Из воспитания необходимо исключить все, что может развивать ложь, лицемерие, все неискреннее, показное, поддельное.

Прощаясь со своими студентами, Н.И.Пирогов говорил им: "Берегите жизнь и здоровье и вооружайтесь всей силой воли и нравственным чувством против чувственности, не дайте ей овладеть вашим внутренним бытием.

Будьте осторожны, вдумывайтесь в жизнь, а главное, не дайте заглохнуть в душе вере и стремлению к добру - они у вас есть, как и у всего человечества".

Относясь с глубочайшим вниманием и ответственностью к построению личной и общественной жизни на земле, Пирогов понимал, что человек не выполнит своего назначения и останется во власти иллюзий, если он не признает наличия плана, целесообразности и разумной мысли во всяком проявлении мировой жизни. В век позитивизма ученый-Пирогов до конца осознал, что одна только наука без религии никогда не откроет человеку полноту Истины.

Он ясно указывает на то, что перед нами здесь только "вальпургиева ночь земного бытия", что вся история человечества без идеи бессмертия - ничто. Она теряет всякий смысл: "остается без применения".

"Меня не смущает, - говорил он, - мысль о том, что человек произошел от обезьяны, но меня страшит возможность обратного перехода от образа Богочеловеческого к зверо-человеческому".

Самое главное - бороться за жизнь души, за свободу, которая отличает человека от животного. Главное - не зарыть, не засыпать тот источник света, который есть в душе.

Никакая человеческая мораль не может заменить религии. Два самых существенных элемента веры Христовой: всеобъемлющая любовь и благодать Духа Святого отличают ее от морали, как небо от земли.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Само собою разумеется, что если цель жизни человека не исчерпывается его внешними делами, если главная и самая ответственная задача - внутренний духовный рост человека, с самого детства воспитание должно готовить человека к выполнению его назначения.

"Если мы искренне желаем воспитать новое поколение в началах истинной нравственности, - пишет Пирогов, - мы должны больше всего обращаться к тому в человеке, что сильнее ума. Ум может заблуждаться, но в сердце нашем есть что-то иное, что хотя и может заблуждаться, но никогда не сомневается.

С самого детства надо обращать внимание на то, что нравственное достоинство поступка определяется тем, что в нем есть высокого и святого, т. е. его внутренними мотивами.

Большую роль в нравственном воспитании ребенка играют женщины. "Высоко значение женщины в вертограде человеческой жизни", пишет Пирогов. "Ухаживая за колыбелью ребенка, следя за его первыми играми, научая его произносить первые слова и первую молитву, женщины закладывают краеугольный камень, они делаются главными зодчими общества. Мать должна знать и ясно понимать глубокий смысл Откровения, чтобы передать его основные начала ребенку простым и ясным языком. Ребенок удивительно легко постигает понятия о любви к ближнему и о бессмертии. Мать может научить детей узнавать и любить Бога из его творений, из всего окружающего. Она обратит его внимание на звезды, на заходящее солнце, на смену дня и ночи, зимы и лета. Ничто так не научает любить Бога, как созерцание дел Его во Вселенной.

Счастье быть воспитанным в первые годы детства Матерью, понимающей святость своего призвания!

Задача нравственного воспитания в детском возрасте заключается в том, чтобы добрые инстинкты детской натуры превратить в сознательное стремление к добру и правде.

В основе нравственного воспитания должно лежать ясное понимание того, что наличие и борьба добра и зла изначально существуют после грехопадения в каждом человеке. Двойственность нашей духовной природы обнаруживается уже с раннего детства: "И да и нет". Но у ребенка есть свой мир, отличный от нашего. Ребенок живет в собственном мире, созданным его духом, и действует, следуя законам этого мира. Воспитание не должно торопиться с тем, чтобы перенести его из его атмосферы в нашу...

Чтобы правильно судить о ребенке, нам необходимо переселиться в его духовный мир. Только тогда мы поймем глубокий смысл слов Спасителя: "Аще не обратитеся и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное".

В статье "Быть и казаться" Пирогов указывает на необходимость поглубже проникнуть в тот особый мир, в котором живут дети. "Скажите, - спрашивает он, - что выше, святее духовного сближения с этим Божьим, чудным детским миром? О, если бы все родители и педагоги по призванию вошли в этот таинственно-священный храм еще девственной души человека: сколько нового и неразгаданного еще узнали бы они. Как обновились бы! Как поумнели бы сами!"

Мы не хотим "умалиться" или обратиться и быть, как дети, и через это стать их наставниками. Мы даже считаем себя вправе пользоваться званием наставника, не исполнив этого первого и самого главного условия.

Самое большое право родителей и воспитателей заключается в том, чтобы развивать всецело и всесторонне все благое, чем наделил Творец данного ребенка, без посягательства на личность, которая одинаково неприкосновенна и во взрослом, и в ребенке.

Человек легко ослепляется собственными достоинствами и недостатками. Поэтому с детства надо развивать в ребенке самосознанье, пробуждать совесть. Для этого необходимо, чтобы ребенком руководила бы мысль о будущей жизни. "Эта мысль и развитие совести - одно и то же", - говорит Пирогов. - Нет этого живого внутреннего голоса души без мысли о будущей жизни и бессмертии". В этой же статье "Быть и казаться" Пирогов настойчиво напоминает нам, что основное несчастье наше - уклонение с пути целостной внутренней жизни, в которой сохранено единство мысли, слова и дела. И в этом отношении он призывает нас вернуться к детскому целомудрию и, что еще важнее, не нарушать этого целомудрия у ребенка.

Вспоминая о своем детстве, мы едва вспоминаем о начале нравственной раздвоенности, зачатки ее проявляются необыкновенно рано. По мере нашего развития, говорит Пирогов, увеличивается и промежуток времени, отделяющий мысль от слова и дела. И в этом промежутке произносятся слова, совершаются поступки, бессвязно противоречащие слову и делу, которым предстоит еще совершиться. Не следуйте за собой, не углубляйтесь в самопознание, и вы запутаетесь в лабиринте противоречий и непоследовательности и начнете избегать себя и искать отрады в самозабвении.

Таким образом, Пирогов ясно показывает, что внутренне перед человеком лежат два пути: путь самосознания и путь самозабвения. Первый путь единственно правильный, достойный человека. Это путь последовательного движения вперед. Он не отрывает человека от деятельной жизни, но, напротив, придает новые ценные качества всей его деятельности, личной и общественной. Человек начинает жить сознательной и вдохновенной жизнью. Такие и только такие люди приносят действительную пользу обществу. Что касается людей, которые живут только внешней, хотя бы и очень интересной, лихорадочной жизнью, но живут в полном "самозабвении", не только не ведя внутреннюю борьбу с собой, но и стараясь вовсе забыть о ее существовании, они ничего не дают для истинного прогресса человечества. "Белка в колесе!" - восклицает Пирогов. - "Вы забавны, думая, что бежите вперед!"

И здесь Пирогов, вновь напоминая нам слова Евангелия, ставит в пример ребенка: "Детьми надо быть, по словам Искупителя, чтобы сделаться причастными откровениям и вечного братства. Не значит ли это: знать самих себя так, как знает себя ребенок, у которого нет другого себя. Не значит ли это - силой отвлечений и вдохновений довести себя до полного самопознания, слить свою двойственность, изгнать двойника из глубоких извилин души? Пирогов сознает, что до конца осуществить эту задачу человеку не под силу. Надо лишь иметь мужество вступить на путь самопознания, стать наблюдателем у неизмеримого кратера души, хотя бы украдкой взглянуть в ее страшную глубину. Отсюда вытекают два основных положения, касающиеся процессов нравственного воспитания детей. У ребенка мысль, слово и дело еще неразрывно связаны. Он получает сведения о существовании мысли только через слово и дело. Произнесенное и совершившееся дело, действуя в свою очередь на наши чувства, производит приятное впечатление, если в нем есть добро, и неприятное, если в нем есть зло. Вот весь нравственный процесс и нераздвоенном человеке. Отсюда задачи воспитания:

1) Оберегать целостность детской души, не внося в нее искусственно и преждевременно раздвоения и неискренности.

2) Вести ребенка, по мере созревания и самопознания, на путь самопознания и внутренней борьбы.

3) Сообщать понемногу ребенку смысл заповедей и мысль о вечности.

Хорошо сказала об этом А.П. в своих воспоминаниях детства: "Если до сердца дошла вера в вечность, трепет этой вечности и страх гнева в этой жизни равно доступны и ребенку, и взрослому".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пирогов относится к людям, которые не боятся времени, и когда мы сейчас, сто лет спустя возвращаемся к его трудам, нам кажется, что многое из того, о чем он пишет, имеет непосредственное отношение к нашему времени. Более того, многие моменты, вероятно, гораздо острее выявились в настоящее время, чем это было в то время, когда жил Пирогов. Его современники не могли понять того, что ясно для нас.

На наших глазах происходит своеобразное извращение понятий о человеке и его отношений к обществу:

1) Общество, государство признается единицей, а личность лишь отражает то, что получает от общества.

2) Нравственное воспитание вовсе не заключает в себе необходимости заглянуть в себя, прислушаться к голосу совести. Оно ограничивается внешним усвоением правил "морального поведения", которые не обращаются к сердцу человека, и потому представляют лишь минимум, необходимый для того, чтобы общество людей могло существовать.

3) Перед юношеством не встают задачи поисков мировоззрения и борьбы за него. Оно дается в готовом виде, и поэтому даже для тех, кто его перенимает, редко оказывается подлинным убеждением.

4) Родители в массе считают себя не только свободными от сколько-нибудь серьезного воспитания детей, они даже боятся рассказать им о своих собственных убеждениях (если таковые у них имеются), чтобы не противоречить тому, чему учат в школе.

5) Ни в школе, ни в литературе (а часто и в семье) дети не получают пищи для развития сердца и совести, т. е. самого главного, без чего человек не может быть человеком.

6) И детям, и взрослым внушают мысль о том, что реальность духовного мира и самой души человеческой является чем-то необъективным, "вторичным", т. е. несуществующим.

Разумеется, душа человека не может быть сломлена и уничтожена, потому что корень ее в вечности и именно в ней источник всякого творчества и всякой деятельности, как в мире материальном, так и духовном.

Все на большие и большие уступки идет материализм, незаметно сдавая свои позиции, как не приложимые к жизни человеческой.

Призыв Пирогова "ищи и будь человеком" своевременен и для нашей эпохи.

Пирогов призывает человека к мужеству и вдохновению на протяжении всей жизни: "Светло и торжественно вдохновение. Оно, как праздничная одежда, облекает дух, устремляя его на небо".

И разве не к нашему времени относятся слова Пирогова, которые являются как бы ответом тем, кто старается убедить молодежь в том, что вера в бессмертие отвлекает от земного дела и мешает осуществлению счастья человека на земле:

"О. если бы хоть слабый проблеск бессмертия одушевлял людей, тогда земное бытие человечества исполнилось бы делами, перед которыми потомство преклонилось бы с благоговением".



Рассказать друзьям