Стихи и песенки нины саконской в иллюстрациях разных художников. План-конспект занятия «Стихотворение Н

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Задачи:

Формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения;

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений, умение отвечать на вопросы;

Формировать умение называть цвет, материал, из которого сделаны варежки, а так же подбирать по цвету, материалу, из которого они сделаны.

Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.

Воспитывать желание сопровождать чтение игровыми действиями.

Предшествующая работа: рассматривание предметов одежды, связанных из шерсти; клубка ниток; игры с варежками на подбор варежек по цвету; рассматривание варежек и перчаток.

Приёмы работы: игровой; показ и объяснение действий; помощь. Используется напоминание, указание, поощрение, художественное слово, вопросы.

Материалы: варежки (по одной из пары) разных цветов и материалов.

Ход НОД:

Воспитатель: стук в дверь). А вот и гости идут (

Машенька, ты почему грустная? Посмотри, как радуются дети твоему приходу.

Машенька: мне бабушка рукавички подарила. Я одевала их, одевала, а потом пальчик потеряла, не могу найти. Помогите мне.

Воспитатель: поможем Машеньке, ребята, пальчик найти? Давай мне свои рукавички, посмотрим на них. Присаживайся вместе с ребятами на стульчик и будем искать пальчик рукавички.

Что за яркую одёжку

Надевают на ладошки?

Ответы детей . Посмотрите, какие красивые рукавички. Они тёплые, вязанные, мягкие. Иди, Машенька, я и тебе рукавичку надену. Вот я надеваю варежку Машеньке на одну ручку. Ой, где же пальчики? Нет пальчиков. Только что были, а сейчас их нет? Куда они спрятались? Давайте поищем. Пальчики, вы где? А теперь посмотрите, Машенька снимает рукавичку – и вот её пальчики. Где они прятались? Ответы детей.

Чтение стихотворения.

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь-и найдёшь.

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

Н. Саксонская

Воспитатель: ) Повторяйте за мной: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал!» Нашла Маша пальчик? Что она сделала, чтобы пальчик найти? Верно, ребята, Машенька варежку сняла, увидела свои пальчики и обрадовалась. Что она сказала? Правильно: «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь-и найдёшь». Давайте вместе с Машенькой скажем эти слова. А как Машенька поздоровалась с пальчиком? Верно: «Здравствуй, пальчик! Как живёшь?

Повторное чтение стихотворения.

Воспитатель: так, где же был пальчик? Хоровые и индивидуальные ответы

Понравилось вам стихотворение? Хотите ещё раз послушать?

Воспитатель: кто хочет рассказать Машеньке стихотворение? . Машенька, а поиграть ты снами хочешь?

Маша: я хочу поиграть в игру «Найди пару» У меня в руках по одной паре рукавичек разных цветов и материалов (шитые, вязанные, из картона, бумаги). Вы должны внимательно рассмотреть варежки и отыскать варежки одинаковые по цвету, размеру, и материалу. Нужно назвать, из какого материала они сделаны, разложить по парам.

Воспитатель: спасибо тебе, Машенька, очень интересная игра. Да и пальчики мы помогли тебе найти. Очень дружно мы играли, помогали друг другу. Оставайся с нами, Машенька, ребята покажут тебе наши игрушки, поиграешь вместе с ними.

Машенька : спасибо за приглашение. Покажите мне свои игрушки. Поиграем вместе. Дети с Машей идут в игровой уголок, показывая игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чтение стихотворения

«Где мой пальчик?»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Задачи:

Формировать умение слушать художественное произведение без наглядного сопровождения;

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений, умение отвечать на вопросы;

Формировать умение называть цвет, материал, из которого сделаны варежки, а так же подбирать по цвету, материалу, из которого они сделаны.

Развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам.

Воспитывать желание сопровождать чтение игровыми действиями.

Предшествующая работа: рассматривание предметов одежды, связанных из шерсти; клубка ниток; игры с варежками на подбор варежек по цвету; рассматривание варежек и перчаток.

Приёмы работы: игровой; показ и объяснение действий; помощь. Используется напоминание, указание, поощрение, художественное слово, вопросы.

Материалы: варежки (по одной из пары) разных цветов и материалов.

Ход НОД:

Воспитатель: ребята, мы сегодня ждем гостей. Хотите знать, кто к нам в гости придёт? (стук в дверь). А вот и гости идут (заходит девочка Маша, здоровается; ребёнок старшего возраста).

Машенька, ты почему грустная? Посмотри, как радуются дети твоему приходу.

Машенька: мне бабушка рукавички подарила. Я одевала их, одевала, а потом пальчик потеряла, не могу найти. Помогите мне.

Воспитатель: поможем Машеньке, ребята, пальчик найти? Давай мне свои рукавички, посмотрим на них. Присаживайся вместе с ребятами на стульчик и будем искать пальчик рукавички. Воспитатель берет рукавичку и одевает на ручку ребенку, читая стихотворение:

Что за яркую одёжку

Надевают на ладошки?

Ответы детей . Посмотрите, какие красивые рукавички. Они тёплые, вязанные, мягкие. Иди, Машенька, я и тебе рукавичку надену. Вот я надеваю варежку Машеньке на одну ручку. Ой, где же пальчики? Нет пальчиков. Только что были, а сейчас их нет? Куда они спрятались? Давайте поищем. Пальчики, вы где? Воспитатель побуждает детей повторять фразы за ней. Затем спрашивает, куда могли спрятаться пальчики? Побуждает детей догадаться, что пальчики спрятались в варежку. Если дети не догадываются, воспитатель обыгрывает снятие варежки, рассматривание пальчиков и ещё раз надевает варежку. А теперь посмотрите, Машенька снимает рукавичку – и вот её пальчики. Где они прятались? Ответы детей.

Чтение стихотворения.

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла:

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь-и найдёшь.

Здравствуй, пальчик, как живёшь?

Н. Саксонская

Воспитатель: посмотрите, Маша варежку надела и потеряла свой пальчик. Что она сказала? (Хоровые и индивидуальные ответы ) Повторяйте за мной: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал!» Нашла Маша пальчик? Что она сделала, чтобы пальчик найти? Верно, ребята, Машенька варежку сняла, увидела свои пальчики и обрадовалась. Что она сказала? Правильно: «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь-и найдёшь». Давайте вместе с Машенькой скажем эти слова. А как Машенька поздоровалась с пальчиком? Верно: «Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Хоровые и индивидуальные ответы детей

Повторное чтение стихотворения.

Воспитатель : так, где же был пальчик? Хоровые и индивидуальные ответы

Понравилось вам стихотворение? Хотите ещё раз послушать?

Воспитатель по ходу чтения стихотворения побуждает проговаривать слова вместе с ней.

Воспитатель: кто хочет рассказать Машеньке стихотворение? Ребёнок рассказывает, взрослый помогает, подсказывает слова и фразы, поощряя детей . Машенька, а поиграть ты снами хочешь?

Маша: я хочу поиграть в игру «Найди пару» У меня в руках по одной паре рукавичек разных цветов и материалов (шитые, вязанные, из картона, бумаги). Вы должны внимательно рассмотреть варежки и отыскать варежки одинаковые по цвету, размеру, и материалу. Нужно назвать, из какого материала они сделаны, разложить по парам.

Воспитатель помогает детям, задавая вопросы: где шерстяные варежки? Из картона? Где бумажные варежки? и т.д. Добивается хоровых и индивидуальных ответов.

Воспитатель: спасибо тебе, Машенька, очень интересная игра. Да и пальчики мы помогли тебе найти. Очень дружно мы играли, помогали друг другу. Оставайся с нами, Машенька, ребята покажут тебе наши игрушки, поиграешь вместе с ними.

Машенька : спасибо за приглашение. Покажите мне свои игрушки. Поиграем вместе. Дети с Машей идут в игровой уголок, показывая игрушки.



Нина Саконская вспоминала: "Я жила в Баку, училась в гимназии, была от природы слаба здоровьем и мне не удавалось хорошо играть в лапту. ...Меня учили музыке, но у меня не было склонности к ней. Я убегала с уроков, прыгая через окно на улицу, не проработав положенного мне часа. Потом я училась в консерватории".
Музыка сопровождала Н.Саконскую всю жизнь. С 1922 по 1929-й год она преподавала пение во 2-й Московской музыкальной школе, работала "учителкой музыки" и во время Великой Отечественной войны.
Даже некоторые стихи написаны ею с мыслью о том, что их можно будет спеть: "Песенка самых счастливых", "Песенка о метро", "Октябрьская песенка".

Давайте сравним разные иллюстрации к "Песенке самых счастливых".

Рисунки Е.Афанасьевой из книги "Ягодка по ягодке" 1950-го года (публикую с любезного разрешения blagoroden_don , данного еще весной):



Обратите внимание, что текст отличается от слов песенки в других изданиях:
Сколько ручьев по овражкам журчит,
Столько о Сталине песен звучит...

Иллюстрации Л.Рыбченковой из книги "Волчок" (1964 г.):

А вот более близкий к нам по времени рисунок О.Богаевской из сборника (1972 г.):

Иллюстрации к "Песенке о метро".

Рисунок Е.Афанасьевой из книги "Ягодка по ягодке" (1950 г.):

Иллюстрации О.Богаевской из сборника "Здравствуй, пальчик! Как живешь?" (1972 г.):

"Песенка о метро" датирована 1936-м годом. Н.Саконская любила читать эти стихи ребятам и радовалась, когда они повторяли хором: "На мет-ро! На мет-ро!" Кстати, стихи были положены на музыку композитором Половинкиным и стали настоящей песенкой.

И, наконец, "Октябрьская песенка" с иллюстрациями Е.Афанасьевой из книги 1950-го года. И вновь в тексте мелькает имя Сталина:

Но самыми популярными были стихи Н.Саконской для малышей. Как не вспомнить стишок "Где мой пальчик?"

Иллюстрация Е.Афанасьевой:

Рисунок Л.Рыбченковой:

Иллюстрации В.Лосина из книги "Волчок" (1955 г.):

Иллюстрации О.Богаевской (1972 г.) Девочка явно подросла!

И еще несколько стихотворений Нины Саконской.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность, обогащать словарь;
  • Учить пересказывать сказку совместно с воспитателем, уметь называть последовательность событий сказки;
  • Активизировать употребление прилагательных, подбирать прилагательные к существительным: «зима», «мышка», «заяц», «лиса», «лягушка», «волк», медведь;
  • Формировать у детей представление о чувстве дружбы, взаимопомощи на основе сказки;
  • Вызывать желание активно участвовать в общей беседе.

Предварительная работа : чтение украинской сказки «Рукавичка» в обр. Е. Благининой, инсценировка сказки, разучивание стиха Н. Саксонской «Где мой пальчик?», рассматривание иллюстраций с изображениями зимних пейзажей.

Материалы и оборудование : снежинка, рукавичка, макет зимнего леса, салфетки, клей.

Дети заняты самостоятельной деятельностью.

Сюрпризный момент:

В.: Дети, посмотрите, к нам на окошко прилетела снежинка. (Берёт в руки снежинку). Да она не простая, волшебная, хочет нам что-то рассказать: (воспитатель читает стих Ф. Тютчева «Зима»)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

В.: А когда это бывает?

Звучит музыка зимней метели. Появляется Зима.

З.: Здравствуйте, ребята, я – Зимушка-зима, вы узнали меня? (читает стих о зиме С. Дрожжина)

Снег пушистый, серебристый

Лёгким стелется ковром,

И снежинки, как пушинки,

Вьются весело кругом.

Я смотрю, к вам уже прилетела моя подружка – снежинка.

А вы меня не боитесь?

Ответы детей.

З.: Какая я бываю?

Д.: белая, холодная, снежная, пушистая и т.д.

З.: Правильно, вы всё обо мне знаете. Я – Зима-хозяюшка и должна проверить всё ли в порядке в моём зимнем лесу? Но я заблудилась и пока не разгадаю загадки, которые мне дал Дед Мороз, не попаду в свой лес. А меня там очень ждут. Вот снежинку я отправила на помощь, и она попала к вам в детский сад. Помогите нам вернуться обратно в лес.

Воспитатель показывает снежинку, а на ней – рукавичка.

З.: Дети, что это такое (берет рукавичку в руки) расскажите мне. Вы не знаете, что случилось в лесу с этой вещью?

В.: Ребята, давайте поможем Зимушке. Помните, что-то мы уже с вами слышали про рукавичку?

Д.: Читали сказку, смотрели кукольный театр.

В.: Что случилось с рукавичкой, кто её потерял?

Д.: Охотник

Д.: Нашла мышка.

В.: Какая была мышка?

Д.: Серая, маленькая, она пищит пи-пи, спряталась в рукавичке….

В.: Кто пришёл потом?

Д.: Лягушка.

В.: Что спросила лягушка? Какая она была?

Д.: Пусти меня в домик. Сама зелёная, маленькая, квакает…

Д.: Прибежал зайчик.

В.: Заяц какой?

Д.: Белый, с длинными ушами, пушистый.

В.: А почему заяц белый?

Д.: Чтобы прятаться в снегу.

В.: Кто пришёл потом?

Д.: Кабан, он большой, дикий, потому что живёт в лесу. Пустите меня к себе жить.

В.: стало тесно в рукавичке, но в тесноте, да не в обиде. Кого не хватает, кого мы забыли?

Д.: Волк - он серый, зубастый, злой. Звери и его пустили.

В.: А потом явилась….

Д.: Лиса – рыжая, хитрая, пушистая.

В.: Как попросилась лиса в рукавичку?

Д.: Пустите меня, мой хвостик пушистый, всех согреет.

В.: Тут пришёл медведь. Какой, ребята, он был?

Д.: Огромный, косолапый, мохнатый.

В.: Что же произошло?

Д.: Медведь залез в рукавичку, и она порвалась, а все звери разбежались.

В.: А что же с рукавичкой?

Д.: Рукавичку нашёл охотник и долго думал, кто же её так испортил?

З.: Ой, ребята, какие молодцы всю сказку рассказали.

В.: А, главное в этой сказке, это то, что пока все жили в дружбе и согласии всем жилось хорошо, но пришёл медведь и всё разрушил. Вот и у нас в группе мы все дружно живём и у нас всё всегда получается.

З.: Ребята, а может вы знаете для чего ещё нужна рукавичка?

Д.: Согревать ручки.

З.: Ой, значит, она пригодится мне в лесу.

В.: Знаешь, Зимушка, ребята тебе сказку рассказали, но рукавичку так просто не отдадим. Станцуй с нами.

Песня-танец «Зимняя пляска» сл. О. Высоцкой, муз. М. Старокадомского

В.: Спасибо, Зимушка. Знаю, надо тебе идти в лес. Мы тебя проводим, но наши ребята знают стих про рукавичку, послушаешь?

З.: Конечно, меня Дед Мороз и послал к вам, чтоб дорогу показали и узнать, как вы готовитесь гостей встречать. Ну-ка расскажите мне стих.

(дети читают стих)

Н. Саксонская

Где мой пальчик?

Маша варежку надела

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь,

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

(Передвигаясь по группе, подвести детей к столу, где стоит макет зимнего леса)

Зимушка с удивлением спрашивает детей: А разве это зимний лес?

Ответы детей

З.: А чего не хватает в этом лесу?

З.: А какой снег?

Ответы детей: белый, пушистый, холодный ….

В.: Давай, Зимушка, вместе исправим ошибку, запорошим лес снегом.

З.: А как у вас это получится?

Воспитатель предлагает детям путём обрывания салфеток сделать снег.

(Во время работы звучит музыкальное оформление). Воспитатель и Зимушка помогают детям, наносят клей на ёлки на макете. Вместе с детьми «засыпают снегом» макет, примакивают пальчиками.

Зима благодарит: Ребята, я хочу подарить вам на память снежинки, которые никогда не растают и будут напоминать о нашей встрече! (дарит снежинки детям, прощается, уходит)

Воспитатель подводит итог.

Галина Кушнарева
План-конспект занятия «Стихотворение Н. Саксонской «Где мой пальчик?» Снеговик»

Стихотворение Н . Саксонской

«Где мой Пальчик

Снеговик

(Скатывание большого и маленького шаров)

Вторая группа раннего возраста.

1. Организационный момент.

Дети с воспитателем стоят у окна, наблюдают за падающим снегом .

Воспитатель. Посмотрите как красиво на улице. Из тучек на землю тихо падает снег . Деревья, кусты, скамейки, качели от него стали совсем белыми. Сейчас так весело играть на улице. Хочешь - на санках катайся, хочешь – в снежки играй. Только вот нужно помнить, что на улице очень холодно. Поэтому нужно надевать теплые вещи. Назовите, что вы надеваете, когда идете на улицу? (дети отвечают, правильные ответы дети повторяют хором и индивидуально.) А про это вы забыли? (воспитатель показывает детям варежки.) Что это? (Ответы детей.) Да, это варежки. Без них ваши ручки сразу замерзнут. А вы умеете надевать варежки? А вот Миши пальчик потерялся , прямо как у Маши в стихотворении «Где мой пальчик . Послушайте его.

2. Основная часть. Чтение стихотворения .

Воспитатель читает стихотворение Н . Саксонской «Где мой пальчик , инсценируя его.

Маша варежку надела.

Ой, куда я пальчик дела ?

Нету пальчика , пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла.

Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь.

Здравствуй, пальчик ! Как живешь?

3. Рассматривание иллюстрации.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрацию к стихотворению и рассказать , что они видят на картинке.

Воспитатель. Да, дети на картинке весело играют, катаются на санках. Посмотрите, как они тепло одеты. Почему? Потому, что на улице снег и очень холодно . И у всех детей надеты варежки.

Физкультминутка «На дворе мороз и ветер»

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

Не замерзнут ручки-крошки -

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем!

Чтоб не зябли наши ножки,

Мы потопаем немножко.

Вот как топать мы умеем,

Вот как ножки мы согреем!

4. Лепка снежных комков.

Воспитатель. Зимой дети очень любят лепить снеговиков . Давайте и мы с вами сделаем снеговика . (Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу фигурку снеговика .) Посмотрите, вот какой смешной снеговик ! У него вместо шапки ведро, а нос сделан из морковки. А из чего сделано туловище снеговика ? (Ответы детей.) Туловище снеговика сделано из двух шаров : один из них большой, а другой – поменьше. Большой шар находиться внизу, а маленький - сверху. А какого цвета снеговик ? (Ответы детей.) Снеговиков делают из белого снега , поэтому они белого цвета.

Воспитатель. (объясняет и показывает приемы работы) . Из чего мы будем лепить снеговиков (Ответы детей.) Это пластилин. Для снеговика я возьму пластилин белого цвета. Теперь мне нужно комок пластилина разделить на две части, Что бы я смогла скатать два шара. Один кусочек будет большой, другой поменьше. Как из них мы будем скатывать шары? (показывает приемы скатывания из пластилина шаров, дети повторяют круговые движения ладонями.) Вот у меня получилось два шара. Сейчас я из них сложу фигурку снеговика . (Показывает, как присоединить два шара друг к другу.) Вот и готов мой снеговик . Но ему скучно одному. Вылепите для него друзей.

Дети начинают лепить, воспитатель в процессе лепки контролирует приемы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания, поощряет детей, которые справляются с работой.

5. Рефлексия

Работы детей раскладываются на дощечке.

Воспитатель. Как много снеговиков у нас в группе ! Вы хорошо научились их делать! Теперь можно и на улицу идти, лепить снеговиков из снега . А чтобы ручки наши не мерзли, что на них мы наденем? (Ответы детей.)

Публикации по теме:

Доброе время суток! Хотелось бы представить вашему вниманию игру. С помощью которой мы с моими детьми развиваем зрительную память, закрепляем.

«Украсим рукавичку». Интегрированное занятие в первой младшей группе по мотивам стихов Н. Саксонской «Где мой пальчик?» Программное содержание: Образовательные задачи: познакомить со стихотворением М. Саксонской «Где мой пальчик», Развивающие задачи: развивать.

ель: Приобщить детей к народной культуре через совместное творчество со взрослыми: родителями и педагогами. Задачи: - привлекать внимание.

Мастер-класс по изготовлению обереговой куклы «Зайчик-на-пальчик» Мастер – класс по изготовлению обереговой куклы Зайчик-на-пальчик Буторина Марина Васильевна, воспитатель МБДОУ Детский сад № 174 г. Архангельска,.

В нашей группе тема: «Игрушки». Эта тема очень близка детям, ведь игра – это основная деятельность. В детских садах и дома у дошкольников.

Всё новое-это хорошо забытое старое. Вот и вспомнилась мне сегодня старинная кукла-оберег "Зайчик на пальчик". Может быть этот МК пригодится.



Рассказать друзьям