Занятие с ребенком 2 лет семья. Проект (младшая группа) на тему: Проект "Моя семья"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Компонент интеллектуального развития или умственного воспитания предполагает формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни; о составе семьи, об отношениях родства; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.

Представления детей о семье можно формировать на примере идеальной обобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе сюжетно-ролевой игры "Семья", кукольная модель семьи, а также персонажи, изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий, репродукциях семейных портретов. Демонстрационный материал для фронтальных занятий "Семья" позволяет описать современную модель семьи, а пособие "Славянская семья: родство и занятия" помогает рассказать о том, какими были семьи в старину, познакомить детей с моделью семьи, отнесенной в прошлое.

Диагностику знаний и представлений детей, используя вопросы и задания, целесообразно проводить 2 или 3 раза в год, например, в начале, в середине и в конце учебного года. Как правило, такая диагностика проводится в форме индивидуальной беседы с ребенком. Помимо специально проводимой диагностики важную роль в оценке знаний и представлений дошкольников о явлениях общественной жизни играют наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, занятий, выполнения трудовых поручений и т. п.

Ознакомление с семьей детей 2–4 лет (первая и вторая младшие группы)

Важной особенностью ознакомления детей с семьей является необходимость тесного взаимодействия педагогов дошкольного образовательного учреждения с родителями, родными и близкими воспитанников. Прежде всего родителей нужно проинформировать о целях и задачах ознакомления с семьей. Не всегда эта тематика встречает понимание и одобрение со стороны родителей, иногда она может восприниматься как вмешательство детского сада в личную семейную жизнь. Воспитателям следует объяснить родителям, что главное в ознакомлении ребенка с семьей в условиях детского сада – это воспитание любви и уважения к родным и близким.

Уже в первой и второй младших группах имеет смысл начать составлять с детьми семейный альбом. Оформление его может быть различным: небольшие клеенчатые альбомчики на каждого ребенка или один большой красивый альбом на всю группу, в котором каждому ребенку выделена страница или разворот. Без понимания и активного участия родителей оформить такой альбом невозможно. Также необходимо, чтобы в группе были вещи, сделанные руками родителей, например, платье для куклы, сшитое чьей-либо мамой, машинка, которую починил чей-то папа. Такие предметы способствуют адаптации ребенка в детском саду, потому что хранят тепло родительских рук, создают своего рода "эффект присутствия" близких ребенку людей, напоминают малышу родной дом. Наряду с этим они имеют воспитательное значение, приучают детей уважать труд своих родителей, гордиться тем, как много они умеют.

Задачи ознакомления детей 2–4 лет с семьей

Нравственное воспитание:

Воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи;

Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние

близких людей (пожалеть, посочувствовать).

Умственное воспитание:

Учить называть свое имя и фамилию, имена членов своей семьи;

Обогащать словарный запас детей словами, обозначающими родство (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка);

Формировать представления о том, что члены семьи заботятся друг о друге.

Примерная анкета для родителей Детей знакомят в детском саду с некоторыми явлениями общественной жизни. Для малыша социум – это его родные, его семья, а также дети и взрослые, с которыми он общается в детском саду Цель этой деятельности – научить ребенка уважать окружающих его людей, любить родных и близких. Семья рассматривается как отвлеченное явление: в процессе игры возникает игровая модель семьи, на занятиях мы рассказываем о сказочной семье. В работе с детьми, будь то игра или занятия, мы пока не затрагиваем личный жизненный опыт ребенка, касающийся непосредственно его семьи. Только в процессе индивидуальных бесед воспитателя с малышом обсуждается состав его семьи для того, чтобы ребенок усвоил слова, обозначающие родство, понял простейшие родственные отношения, хорошо запомнил не только свое имя и фамилию, но и имена своих родных.

Уважаемые родители! Пожалуйста, заполните следующую анкету.

Перечислите состав своей семьи и укажите имена и отчества членов вашей семьи.

1. Родители ребенка:

папа _______________________________________________________________,

мама ______________________________________________________________,

2. Бабушки и дедушки ребенка:

дедушка ____________________________________________________________,

бабушка ____________________________________________________________,

3. Братья и сестры ребенка (укажите имена):

брат _______________________________________________________________,

сестра _____________________________________________________________,

Уважаемые родители, пожалуйста, побеседуйте со своими детьми о родственных отношениях, постарайтесь объяснить им, кто кому кем приходится, внимательно относитесь к вопросам детей о родственных отношениях.

В работе с детьми необходимо использовать игры-занятия, различные игровые ситуации. Для того чтобы ребята научились различать и называть свое имя и фамилию, познакомились между собой, можно использовать на занятиях и в повседневной жизни игровые ситуации "Теремок", "Давай познакомимся", "Как тебя зовут?"

"Как тебя зовут?"

Воспитатель представляет детям игрушку:

– К нам в гости пришла кукла. Давайте спросим у нее: "Как тебя зовут?"

– Меня зовут Маша.

– Имя куклы – Маша. У нас у всех есть имена. Маша хочет познакомиться с вами. Назовите свои имена.

"Давай познакомимся"

Ребята обмениваются картонными цветами (в серединке каждого цветка наклеена фотография ребенка) и называют свои имена и фамилии.

"Теремок"

Теремком может служить ширма, большой игрушечный пластмассовый домик и т. п.

Ребенок, подходя к теремку, спрашивает:

– Терем-теремок, кто в тереме живет?

Дети, которые находятся в теремке, отвечают:

– Я Лиза. Я Миша. А ты кто?

– Я Сережа.

– Иди к нам жить.

Аналогичные приемы могут быть использованы при усвоении детьми имен родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Например, можно предложить малышу познакомить игрушку со своей семьей, назвать ей имена своих родных.

Можно провести в начале учебного года во второй младшей группе родительское собрание в форме совместного досуга родителей и детей "Давайте познакомимся". В ходе мероприятия воспитатель кратко рассказывает об основных направлениях работы, а затем каждый ребенок с помощью родителей представляет свою семью:

– Это моя мама. Ее зовут Майя.

– Это мой папа. Его зовут Коля.

Родители называют свои полные имена и отчества, кратко рассказывают о своих увлечениях.

Существенное значение для формирования у детей представлений о семье имеет сюжетно-ролевая игра "Семья". Эта игра, сюжетом которой являются дом и семья, создает в группе теплую семейную атмосферу, окрашивая пребывание ребенка в детском саду положительными эмоциями. Дети 2–3 лет в большинстве своем не имеют достаточно развитых игровых навыков, не всегда понимают назначения игрушек и игровых атрибутов, не воспринимают условности предметов и игровых ситуаций.

Воспитателю необходимо уделять как можно больше внимания развитию игровой деятельности дошкольников. Для формирования у малышей игрового замысла, развития творчества в игре чрезвычайно важным является создание развивающей среды. Яркие, красочные, эстетически привлекательные игрушки вызывают у детей желание взять их в руки, использовать их в игре. В течение года игровая среда может дополняться и изменяться. Необходимым условием развития игровой деятельности является активное участие взрослого. Педагог организует игру, показывает пример, играет вместе с детьми, формирует игровой замысел. Маленькие дети чаще всего играют по одиночке. Включаясь в игру, воспитатель привлекает их внимание, вызывает интерес, вместе со взрослым малыши с удовольствием играют сообща. Сюжет объединяет детей, и игра продолжается уже некоторое время без участия педагога.

На начальном этапе игры "Семья" достаточно иметь кукольную спальню, кроватки, коляски, поскольку основное содержание ее пока заключается в том, что дети укладывают куклу спать. Воспитатель обучает детей пеленать кукол в свободное время вне занятий. Не только девочки, но и мальчики проявляют интерес и с удовольствием участвуют в этой игре. На музыкальном занятии малыши разучивают колыбельную песенку. Ребенок может спеть такую песенку кукле, укладывая ее спать. Во время прогулки дети играют со спеленатыми, завернутыми в одеяла куклами, катают их в игрушечных прогулочных колясках. Происходит закрепление игровых умений.

Конспект НОД в младшей группе по теме

«Моя дружная семья»

Описание материала : Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4) на тему «Моя дружная семья». Этот конспект составлен, соблюдается интеграция образовательных областей, составлено в игровой форме для детей.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное-эстетическое развитие» (аппликация), «Физическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цель деятельности педагога : формировать представления о семье и её членах, о доброжелательных отношениях родных людей; об эмоциональном состоянии членов семьи; воспитывать любовь и уважение к своим родным; формировать понятие: мой дом, моя семья; вызвать у детей радость от созданного ими изображения; формировать навык аккуратной работы.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника : эмоционально-заинтересованно следит за развитием действия в играх-драматизациях (встреча зайчика), отвечает на вопросы педагога во время беседы о членах семьи, активен при создании коллективной композиции в аппликации «Красивый дом».

Материал и оборудование : картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, ладошка двусторонняя с лицами грустными и весёлыми, бумажный белый дом, вырезанные из цветной бумаги разные фигурки.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то стучится. Кто же это пришёл к нам в гости? (Входит зайчик)

Зайчик: Здравствуйте, ребята! Я принёс вам письмо, тут написан ваш адрес. Вот возьмите. (Передаёт воспитателю)

Воспитатель: Здравствуй, зайчик! Большое тебе спасибо, проходи, будь наше гостем.

Зайчик: Не когда мне, у меня ещё много дел. В следующий раз обязательно погощу у вас, ребята!

Все: До свиданье, зайчик. Приходи к нам ещё.

2. Загадки. Беседа о членах семьи.

Воспитатель: Ребята, а давайте посмотрим, что же за письмо принёс нам зайчик. Ребята, да тут загадки. А вот послушайте загадку:

Излучает она свет,

От улыбки ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная…

Дети: Мамочка.

(Выставляет на фланелеграф картинку с изображением мамы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Как зовут твою маму?

Кто ты для мамы?

Как мама называет тебя ласково?

Воспитатель: Замечательно! А теперь послушайте следующую загадку:

Угадайте, кто же это?

Добрый, сильный, ловкий, смелый.

Жду ответа я, ребята,

Молодцы! Конечно…

Дети: Папа.

Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!

(Выставляет картинку с изображением папы).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Как зовут твоего папу?

Кто ты для папы?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Читаем следующую загадку:

Всё хозяйство: лебеда,

Да хохлатка Рябушка,

Но ватрушками всегда

Нас накормит…

Дети: Бабушка.

Воспитатель: Молодцы, ребятки, правильно!

(Выставляет картинку с изображением бабушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Кто ты для бабушки?

Воспитатель: Молодцы! А вот ещё загадка:

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый…

Дети: Дедушка.

Воспитатель: Да, ребятки, правильно!

(Выставляет картинку с изображением дедушки).

Беседа (опрос 2-3 детей):

Кто ты для дедушки?

Воспитатель: Замечательно, ребята! Вы все просто умницы.

(Выставляет картинку с изображением всей семьи).

А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.

3. Пальчиковая гимнастика «Семья».

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

А этот пальчик – Я,

Вот и вся моя семья.

(Выставляется ладошка с грустными лицами).

Воспитатель: Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти?

Дети: Они поссорились.

Воспитатель: А как вы думаете, что мы можем сделать?

Дети: Надо семью помирить.

Воспитатель: Конечно, ребята, семью надо помирить!

4. Подвижная игра «Помирились»

Плохое настроение у нас в семье с утра,

И потому в семье у нас не ладятся дела.

(голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)

У дедушки у нашего весь день болит спина,

(наклониться вперёд, руки за спину)

У бабушки у старенькой кружится голова,

(круговые движения головой)

Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал

(стучим кулачками друг о друга)

У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал

(смотрим на раскрытые ладони)

Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

(Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились. А как, вы думаете, где же живёт семья?

Дети: В своём доме.

(На ладошку накладывается бумажный белый дом, с окошками для каждого пальчика).

5. Аппликация «Красивый дом».

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какой дом грустный. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы дом стал весёлым и красивым? (Дети высказывают свои предположения.) Давайте украсим его и сделаем красивым. Дети и воспитатель украшают дом.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, какой красивый и праздничный получился дом для семьи. Давайте для всех расскажем стихотворение о доме.

Дети и воспитатель:

Дома бывают разные-

Кирпичные, каркасные.

С балконами железными;

Бывают даже снежные,

Совсем как настоящие.

Но самый лучший – это мой,

Я в нём живу

С моей семьёй.

6. Рефлексия.

Ребята, кто к нам приходил в гости?

Кого, мы с вами мирили?

А для, кого мы так красиво украсили дом?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Старобобовичский детский сад «Сказка»

Проект

«Моя семья»

младшая разновозрастная группа

Воспитатель: Курочко И.В.

2016

Тип проекта : творческий, информационно-исследовательский

Продолжительность: средне срочный, октябрь - декабрь 2016г.

Актуальность: В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».

Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.

Цель проекта:

Формировать у детей первоначальные представления о семье.

Задачи проекта:

Познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия»,

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи,

Привлечь родителей к совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Участники проекта:

Дети младшей группы (2 - 4 года),

Родители,

Воспитатель младшей группы.

Ожидаемые результаты реализации проекта: Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи. Научатся проявлять уважение и заботу ко всем членам семьи. Получат первоначальные навыки организации игровых ситуаций и сюжетно-ролевых игр на основе имеющихся знаний о семье. У детей сформируется понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Родители проявят интерес к работе детского сада и примут активное участие в воспитательно-образовательном процессе.

План проведения проекта:

  1. Подготовительный этап.
  • Родительское собрание.

Родителям сообщается, что в группе реализуется проект «Моя семья», знакомят с запланированными мероприятиями, а так же, представляют возможность, внести свои творческие дополнения.

  • Формируется список тематических бесед с родителями:

- «Индивидуальные психологические особенности детей дошкольного возраста»

- «Первые дни в детском саду»

- «Жизнь ребенка, посещающего детский сад»

- «Как помочь ребенку в развитии?»

- «Уважайте «я» своего ребенка»

  • Анкетирование родителей

Анкета о составе семьи, профессиональной деятельности её членов;

  • Диагностика знаний и представлений детей о своей семье.
  • Индивидуальные беседы с родителями для налаживания партнёрских, доверительных отношений.
  1. Основной этап:
  1. Составление плана работы с учетом результатов обработки, полученной информации;
  2. Разделение обязанностей между участниками проекта;
  3. Самостоятельная работа участников проекта;
  4. Оформление результатов работы (выставки, папки-передвижки, тематические занятия и т.п.)

ПРОГРАММА ПРОЕКТА:

п/п

Виды деятельности

(занятия, досуги, консультации)

Цель

Время проведения

Беседа с детьми о членах семьи.

Формировать представления о семье, закреплять знания имен отчеств родственников, развивать мышление и речь.

Октябрь

Чтение и заучивание стихов, песенок и сказок о семье.

Е. Благинина «Посидим в тишине»;

Л.Н. Толстой «Бабушка и внучка»; р.н. сказки «Репка», «Три медведя» и др.

Развивать долговременную память, мышление, речь детей, учить внимательно слушать произведения.

Словесные дидактические игры. «Чья? Чьё?». «Кто старше?».

Развивать речь, логическое мышление.

Изготовление родителями атрибутов для театра по мотивам русских народных сказок ("Колобок", "Курочка Ряба", "Репка");

Развивать творчество взрослых, желание играть вместе с детьми.

Пальчиковые игры по теме «Семья».

Развивать память, моторику рук.

Игра в настольный театр "Колобок", "Курочка Ряба", "Репка"

Развивать память, мышление, творческие способности.

Игровые ситуации «Мама кормит малыша», «Папа едет с работы».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Развивать самостоятельность в игре, инициативу, учить подражать взрослым, формировать навыки общения в коллективе.

Беседа «Моя мама»

Познакомить детей с трудом мамы, ее ролью в семье и домашних обязанностях.

Ноябрь

Словесная игра «Раз, два, три, четыре. Кто живет у нас в квартире?».

Заучить текст наизусть, повторить имена членов семьи, живущих вместе, активизировать словарь.

Чтение и драматизация сказки «Волк и семеро козлят».

Развивать словарный запас и творческие способности.

Изготовление открытки к дню матери.

Развивать фантазию, творческие способности детей. Желание сделать приятное близкому человеку.

Совместное создание домиков «Моя семья»

Развивать творчество взрослых с привлечением к работе детей.

Создание альбома «Наша группа».

Закреплять знание имен всех детей группы. Формировать дружеские отношения детей к друг другу.

Беседа с детьми о бабушках и дедушках

Воспитывать уважение к пожилым людям. Развивать словарный запас детей.

Декабрь

Чтение потешек и песенок о семье и семейных отношениях.

Формирование семейных ценностей.

Развитие памяти и логического мышления детей.

Создание информационного плаката «Немного о вас, взрослые» (высказывания детей о членах семьи).

Показать родителям их значение для каждого ребенка. Развивать диалогическую речь детей, пополнять и активизировать словарный запас.

Настольные игры по теме «Семья».

Формировать представления детей о семье и ее членах. Воспитывать желание помогать взрослым.

Итоговая выставка совместных поделок на тему: «Новый год стучится в двери». Подведение итогов проекта.

Развивать творческие способности родителей и воспитанников.


Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Читаем дома с мамой: для детей 2–3 лет

Адресовано заботливым родителям и их малышам.

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Просыпаемся с настроением

«Петушок, петушок…»


Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?

«Чистая водичка…»


Чистая водичка,
Помоги умыть мне личико,
Чтобы глазоньки сверкали,
Чтобы щёчки сияли.

«Ай, дуды, дуды, дудицу!..»


Ай, дуды, дуды, дудицу!
Очень любим мы водицу!
Чисто умываемся,
Миру улыбаемся!

«Ладушки, ладушки…»


Ладушки, ладушки,
Чисто моем лапушки.
Каждой ладошке
По хлебушку и по ложке.

«Мишка начал умываться…»


Мишка начал умываться,
Быстро в гости собраться.
Вымыл ротик, носик, ухо,
Вытер полотенцем сухо.

«Уж я косу заплету…»


Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Вырастет у нас коса,
Небывалая краса.

Зинаида Александрова
Утром


Оля, Оля, Олюшка
Встанет раньше солнышка,
Встанет раньше солнышка,
Говорит как скворушка…

А когда поест-попьет,
Как синичка запоет.
Как воробышек поскачет,
Упадет и не заплачет!

Игорь Мазнин
Утренние стихи


Как это приятно -
Проснуться
И встать,
И синее небо
В окне увидать,
И снова узнать,
Что повсюду – весна,
Что утро и солнце
Прекраснее сна!

Эмма Мошковская
Доброе утро!


Я встал ужасно хмурым.
Ни петухам, ни курам,
Ни лопухам, не пастухам
Не крикнул:
«С ДОБРЫМ УТРОМ!»

А самолеты пели,
А речки голубели,
А солнышко светило
Ну сколько было силы!
В саду дорожка мокрая…
И снова золотилась…
Такое УТРО ДОБРОЕ -
Оно не рассердилось!

Андрей Усачёв
Ехал поросёнок на рассвете


Громкий звук раздался утром рано.
Я в окошко выглянул спросонок:
Розовый, веселый, аккуратный
На машине ехал Поросёнок.
Поросёнок был красив собою:
Был костюмчик в клеточку на нём.
Он вертел довольно головою,
Вместе с головой вертел рулём.
На копытцах белые перчатки.
И панамка вышита цветами:
Ехал он на травке поваляться,
Или же в деревню в гости к маме…
Ехал Поросёнок на рассвете,
Розовый, похожий на зарю…
И предупреждая всех на свете,
Нажимал на пятачок:
– ХРЮ-ХРЮ!

Михаил Яснов
Кукареку!


– Кукареку! – сказал петух,
И сразу звёздный свет потух,
Что значит: мне пора вставать,
А звёздочкам пора в кровать.

Громкое утро


Зашушукались на сливе
Озорные «чиви-чиви»,
А среди высоких трав
Скачет радостное «гав».

И уже летит за реку
Молодое «кукареку»,
И спешит встречать зарю
Очень вежливое «хрю».

«Му-у-у-у» поплыло
из тумана,
«Ме-е-е-е» проснулось на лугу,
А из дома рано-рано
Им в ответ:
– Бегу!.. Бегу!..

Утренняя песенка

Кушаем с удовольствием

«Ладушки, ладушки…»


Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!

«Пошёл котик на торжок…»


Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньки снесу.

«Кот в печи сухари толчёт…»


Кот в печи сухари толчёт,
Кошка в лукошке1
Лукошко – это небольшая ручная корзина из прутьев для сбора ягод и грибов.


Ширинку шьёт,
Маленькие котята
В печурке сидят
Да на котика поглядывают -
Сухарики едят.

«Пришла коза рогатая…»


Пришла коза рогатая,
Пришла коза хвостатая,
Рожками лоп-лоп,
Хвостиком хлоп-хлоп.
Все кашу едят?
Все молоко пьют?
Молодцы!!!

«Вместе с солнышком встаёт…»


Вместе с солнышком встаёт,
Быстро всех будить идёт.
Петя, петя, петушок,
Яркий красный гребешок.
Ты к нам рано не ходи,
Нашу детку не буди.
А как солнце улыбнётся,
Наша Настенька проснётся.
С добрым утром,
С ясным днём,
Вот как славно мы встаём!

«Утром бабочка проснулась…»


Утром бабочка проснулась,
Белу свету улыбнулась,
Маковой росой умылась,
Над цветками покружилась,
Вкусную пыльцу поела,
К нашей Ане полетела,
Вставай, девочка,
С добрым утром!

«Доброе солнышко…»


Доброе солнышко,
Загляни в окошко,
Разбуди Антошку.
Малышу пора вставать,
Кушать кашку и гулять,
Чтобы вырос он большой
Сильный, крепкий, боевой.

«Ватрушка-помпушка…»


Ватрушка-помпушка
В печке сидела,
На Олечку глядела,
В ротик захотела.

«Люли, люли, люли…»


Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Гули стали говорить:
– Чем бы Сашу накормить?
Может, кашею?
Или простаквашею?
Ну а может, молочком
С вкусным тёплым пирожком.

«Курочки поели…»


Курочки поели,
Уточки поели,
Кошечки поели,
Собачки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где твоя ложечка?
Кушай на здоровьечко!

«Ай, та-ту-та-ту-татушки…»


Ай, та-ту-та-ту-татушки,
Испекли в печи ватрушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.

«Ай, ту-ту-ту-ту…»


Ай, ту-ту-ту-ту,
Сварили кашу мы круту,
Положили черпачок,
Чтобы сыт был казачок.

«Ладушки, ладушки!..»


Ладушки, ладушки!
Испекли оладушки.
Маслом поливали,
Митю угощали.

«Положили кашку…»


Положили кашку
Каждому в чашку.
Маленькому Пашке
Не дали чашку.
Кушай, Пашка, кашку
Из папиной чашки!

«Ай, качи, качи, качи…»


Ай, качи, качи, качи,
Вот бублики, калачи.
С пылу, с жару из печи.
Вкусны, румяны, горячи.

«Ты, коровушка, вставай…»


Ты, коровушка, вставай,
В чисто поле ступай,
На лугу погуляй,
А вернёшься вечерком,
Напоишь всех молочком.

«Ай, тату, тутушки…»


Ай, тату, тутушки,
Пекла бабушка ватрушки,
Пекла вкусные ватрушки
Для любимого Ванюшки.

«Пирожки в печи…»


Пирожки в печи
И свежи, и горячи.
А для кого горячи?
Для Ванечки и Танечки…

«Лошади – сено…»


Лошади – сено,
Курам – пшено,
Молочко – котёнку,
Водичку – утёнку,
А тебе, Федечка-сыночек,
Сладкого сахарку кусочек.

«Тили-тили-тили-час…»


Тили-тили-тили-час,
Натупил обед у нас.
Мы съедим за маму ложечку
И за папочку немножечко,
За собачку и за кошку
Тоже скушаем понемножку.
А за бабушку и дедушку
Поедим хлебушка.

«Наша Даша – непоседа…»


Наша Даша – непоседа,
Не доест никак обеда.
Взяли ложку, поскакали,
Поиграли, почитали,
А потом устали, сели,
Мигом кашу нашу съели.

«Ой лю-ли, лю-ли, лю-ли…»


Ой лю-ли, лю-ли, лю-ли,
Дане кашу принесли.
Даня, ротик открывает,
Кашку вкусную глотает.
А кто кашку кушает
И родителей слушает,
Вырастет большим, здоровым
И умным.

«На зелёном на лугу…»


На зелёном на лугу,
Нашли миску творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Ну и творожок!
Так и просится в роток!
Ам-ам-ам!

«Сорока-ворона…»
Зинаида Александрова
Вкусная каша


Каша из гречки.
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила…
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!

АРБУЗ


Вот какой у нас арбуз -
Замечательный на вкус.
Даже нос и щёки
Все в арбузном соке…

Чай в саду


Иди сюда и слушай,
Как в нынешнем году
Мы пили чай под грушей
У бабушки в саду.
Я с мёдом пил, с ватрушкой,
С топлёным молоком -
Из бабушкиной кружки
С голубеньким цветком.
Летела с огорода
Голодная пчела,
У нас немножко мёда
Из блюдечка взяла.
За ней другая, третья,
Четвёртая ползёт…
Испуганные дети
Отодвигают мёд.
Уже не видно блюдца,
Гудит пчелиный рой.
Они жужжат и вьются
Над нашей головой.
Тут бабушка, всё бросив,
Бежит из-за стола…
И чайник в белый носик
Ужалила пчела.
И страх и смех весёлый!
А чай никто не пьёт:
Ведь бабушкины пчёлы
Обратно взяли мёд.

Большая ложка


Очень вкусно пахнет щами.
Кто обедать будет с нами?
Старший брат несет обед,
А у Тани ложки нет.
Разве Таня виновата?
Ложка спряталась куда-то,
Нет ее ни там, ни здесь…
Значит, можно щи не есть!
Брат сказал:
– Поешь немножко.
Вот тебе другая ложка,
С тонкой ручкой завитой.
Эта ложка больше той…
И добавил он при этом:
– Ложка новая с секретом:
Кто за стол садится с ней,
Для того обед вкусней! -
Таня весело взглянула,
Щи из ложки отхлебнула,
Стала есть, а не шалить,
Ложку новую хвалить.
Брат смеется: – Новой ложкой
За меня поешь немножко,
Чтобы я, твой старший брат,
Был сильнее всех ребят!
Таня брату отвечала:
– Ты налил мне очень мало.
Если хочешь быть сильней,
Ты добавки мне налей!

Яков Аким
Бублик


– Хватит плакать, девочка!
– Не хва-а-тит…
– Как тебя зовут, девочка?
– Ка-а-тя…
– Катя, кто же тебя обидел?
– Не обидел… Ты бублик
не видел?
Он сначала в траву закатился,
А потом под кустом очутился,
А потом я играла в песке…
– Вот же бублик, ты держишь
в руке
И кусочек уже откусила.
– На и ты откуси!
– Спасибо.

Валентин Берестов
«У нас есть ложка…»


У нас есть ложка,
Волшебная немножко,
На тарелке – еда,
Не оставим и следа.
Кликнем ложку нашу -
Подберём всю кашу!

«Человек идёт…»


Человек идёт,
Ягоду берёт.
Белую
Неспелую
Отправляет в рот.
Красную,
Прекрасную
В корзиночку кладёт.

Игорь Мазнин
Каша


Если печка – то печет,
Если сечка – то сечет,
Если гречка – то гречет?
Вот и нет,
Она – растет!..
Если гречку собрать
И в горшок положить,
Если гречку водою
Из речки залить,
А потом,
А потом
Долго в печке варить,
То получится наша
Любимая каша!

Эмма Мошковская
Маша и каша


Вот это -
Хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это -
Её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу -
Всю,
Сколько дали!

Ирина Токмакова
Да здравствуют повара!


Митя сказал:
– Да здравствует ложка!
В ложке – картошка,
петрушки немножко,
мяса… и круп…
морковка… укроп…
Но сначала
да здравствует суп!

Но сначала
да здравствует тот,
кто варит,
и парит,
и жарит,
вот.
Да здравствуют повара!
Ура!

Каша


Ну-ка, ну-ка, нули!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Нашу деточку кормите.

Ай да суп!


Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка,
Картошка,
И крупки немножко.
Вот кораблик плывёт,
Заплывает прямо в рот!

Андрей Усачёв
«Ах ты, радуга-дуга…» «Хочешь, Феденька, кефир?…»


– Хочешь, Феденька, кефир?
– ФЫР!
– Может, скушаешь зефир?
– ФЫР!
– Ты конфет не хочешь?
Что за чудеса!
– Я сегодня – лошадь,
И хочу овса!

Глинчики


Я сижу в песке, пока
Мама жарит блинчики.
Я из глины и песка
Приготовлю глинчики.
Глинчики песочные,
Вкусные и сочные!

Михаил Яснов
Чашка заболела


Вот какое дело:
Чашка заболела!
Со стола упала -
Ручка отлетела.
Заболела чашка
И вздыхает тяжко:
«Кто ж меня, безрукую,
Взять захочет в руку:
Как в лесу, аукаю,
А кругом – ни звука!..»
Слышу, слышу, чашка, -
Не грусти, бедняжка!
Я тебя, больную,
Склею, забинтую:
Обед полежишь,
Полдник полежишь,
Ужин полежишь,
А к завтраку снова
Будешь здорова!

Идём на прогулку

«Ах ты, радуга-дуга…»


Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождика,
Дай нам вёдрышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

«Киска, киска, киска, брысь!..»


Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!..

Зинаида Александрова
На прогулке


Мяч, ведерко и лопатка,
Вам приходится не сладко.
Если взяли вас гулять,
Надо рыть, носить, скакать.
По земле зеленый мячик
Целый час лягушкой скачет.
И лопатке недосуг -
Раскопала все вокруг.
У ведерка дело хуже -
Воду черпает из лужи.
Только в луже – вот беда! -
Не кончается вода!

МЫ ОДЕЛИСЬ РАНЬШЕ ВСЕХ


…В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки…

Ночью выпал первый снег.
Мы оделись раньше всех.
Я санки качу -
Гулять хочу.

Валентин Берестов
ВЕСЁЛОЕ ЛЕТО


Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится.
Увидала петуха:
– Посмотрите! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху перья, снизу – пух!
Увидала поросёнка,
Улыбается девчонка:
– Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос, рыжий пёс,
Рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьётся,
В зубы не даётся.
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
«Не достал! Не достал!»
Ходят ножки босиком
По дорожке прямиком.
Стало сухо и тепло.
Лето, лето к нам пришло!

Сергей Козлов
Я на солнышке лежу


Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Всё лежу
И лежу
И на солнышко гляжу.

Носорог -
рог -
рог
Идёт.

Крокодил -
дил -
дил
Плывёт.

Только я
Всё лежу
И на солнышко гляжу.

Рядом львёночек лежит
И ушами шевелит.
Только я
Всё лежу
И на солнышко гляжу.

Эмма Мошковская
Мчится поезд


Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух,
Паровоз пыхтит.
– Тороплюсь! – гудит. -
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!

СКОЛЬКО ШАПОК РАЗНЫХ-РАЗНЫХ!


Сколько шапок разных-разных!
Синих, красных, чистых,
грязных!
В разных шапках много
разных -
Даже грустных и несчастных.
Снег посыпал густо-густо
И засыпал грустных-грустных…
Нет ни грустных,
ни ворчливых -
Много белых и счастливых!

Нина Саконская
Где мой пальчик?


Маша варежку надела.
– Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
– Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?

Ирина Токмакова
Разговор Лютика и Жучка


– Лютик, Лютик, что хохочешь?
– Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!

Дождик


Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.

Кораблик


Летний ливень лужи налил -
Целые моря!
Дача встала y причала,
Бросив якоря.

Только мой корабль отважный
Борется с волной,
И не важно, что бумажный
Парус надо мной.

Саша Чёрный
На коньках


Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке…
Раз-два! вот и поскользнулся…
Раз и два! чуть не кувыркнулся…
Раз-два! крепче на носках!
Захрустел, закрякал лёд,
Ветер дует справа.
Ёлки-волки! полный ход -
Из пруда в канаву…
Раз-два! по скользкой дорожке…
Раз и два! весёлые ножки…
Раз-два! вперёд и вперёд…

Михаил Яснов
Не отвлекаться!


Шёл по улице бульдожка,
У него чесалась ножка.
Отвлекаться он не стал -
Ножку
ушком
почесал!

Маленький почемучка

Валентин Берестов
Где ваш дом?


– Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки, где ваш дом?
На земле, на волне
Или в синей вышине?
– Ну конечно, на земле!
На земле рождаемся!
Ну конечно, на волне!
На волне качаемся!
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем!
Край земли, волну и небо
Домом мы считаем!

Как найти дорожку

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята – к ней:


– Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– Очень просто, – отвечает Белка. – Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той – на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

– Спасибо, Белка! – говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим. Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:


– Зайка, Зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так?

Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

– Спасибо, Зайка, – говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.


– Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– Рассказывать до-о-олго, – вздохнула Улитка. – Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

– Спасибо, Улитка! – говорят ребята. – Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим. На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:


– Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– Ж-ж-ж, – говорит пчела. – Покажжжу… Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж… И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Сергей Козлов
Как зовут меня? Скажи!


Кролик маленький – КРОЛЬЧОНОК,
Крокодил – КРОКОДИЛЁНОК,
Сын лошадки – ЖЕРЕБЁНОК,
А у зебры – кто? Скажи!
У слонихи сын – СЛОНЁНОК.
У верблюда – ВЕРБЛЮЖОНОК,
А у ёжика с ежонком
Мама с папою – ЕЖИ!

Игорь Мазнин
Отчего так много света?


Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Всё длиннее, что ни день.
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Всё короче и короче.

Андрей Усачёв
Кто чья мама?


За мамой лошадкой
Бежит жеребёнок.
За мамой хохлаткой
Скачет цыплёнок.

У мамы собаки
Щеночки спят в будке.
У мамы свиньи -
Поросята в закутке.
Вот радость:
Все в мамочку вышли малютки!

У мамы коровы
Телёнок ревёт:
Увидел мышонка -
И маму зовёт.

Кудрявый ягнёнок
У мамы овечки:
Какие кудряшки,
Какие колечки!

У мамочки кошки
Усатые крошки -
Пищат бесконечно котята в лукошке.
И каждого нужно лизать
языком.
И каждого нужно кормить молоком.

Ласкает медведица-мать
Медвежонка.
А мама-ежиха
Качает ежонка.

Все дети на свете
Похожи на мам.
Ты это, наверное,
Знаешь и сам.

Какие бывают подушки


Если подушка
Кладётся под ушко,
Такая подушка
Зовётся подушка.

Если подушка
Кладётся под нос,
Такая подушка
Зовётся поднос.
А если подушку
Кладут под затылок,
Такую подушку
Зовут подзатыльник.

Откуда приходит Новый год?


Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит Новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!

Лев Толстой
Кто лучше всех?

В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: «Какая же твоя мама, деточка?» А дитя сквозь слёзы отвечает: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».

Саша Чёрный
КТО?


«Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?»
Так и знал – в ответ
все хором нараспев:
«Лев!»
«Лев? Ха-ха…
Легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры.
Нет, не лев, не слон…
Храбрее всех малыш -
Мышь!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки.
Что!»

«Отчего у мамочки…»


– Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
– Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
– Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
– Отчего у няни
Волоса в сметане?
– Отчего у птичек
Нет рукавичек?
– Отчего лягушки
Спят без подушки?..

– Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

Михаил Яснов
Что такое счастье?
Леонид Яхнин
Кто где прячется


Загремел над лесом гром.
Туча брызнула дождём.
Шмель укрылся под листком.
А кузнечик – под грибком.
Ёж под ёлкою – клубком.
Заползла улитка в дом.
Скачут весело лягушки -
Им и дождик нипочём!

Растём культурными

Эмма Мошковская
Вежливое слово


Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты продаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой:
Подходите,
Ёжик, ёжик!
Вам билет в каком ряду?
Мне поближе:
Плохо вижу.
Вот спасибо! Ну пойду.
Говорит Овечка:
– Мне – одно местечко!
Вот моё. Благодарю -
Доброе словечко.
Утка: – Кряк! Целый ряд.
Для меня и для ребят!
И достала Утка
Доброе утро.
А Олень – добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё – пожалуйста!
Говорит Дворовый пёс:
– Поглядите, что принёс!
Вот моё здорово -
Вежливое слово.
Вежливое слово!
Нет у вас другого?
Вижу в вашей пасти здрасте,
А здорово бросьте! Бросьте!
– Бросил! Бросил!
– Просим! Просим!
Нам билетов -
Восемь! Восемь!
Козам, Лосям,
Благодарность
Вам приносим.
И вдруг, отпихнув
Старух, стариков,
Петухов, Барсуков:
Вдруг ворвался
Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого:
– Касса, выдай мне билет!
– Ваше вежливое слово?
– У меня такого нет.
– Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
– Мне – билет!
– Нет и нет.
– Мне билет!
– Нет и нет.
Не стучите – мой ответ.
Не рычите – мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то:
Развернула, и встряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
– Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь… Позволь…
Их давно уж съела моль!
Но пожалуйста… Прости…
Я могла бы их спасти!
Бедное пожалуйста,
Что от него осталось-то?
Это слово золотое,
Это слово залатаю!
Живо-живо положила
Две заплатки. Всё в порядке!
Раз-два! Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
До свиданья, До скаканья
И ещё до кувырканья,
Уважаю очень Вас:
И десяток про запас.
– На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!
Театр открывается!
К началу всё готово.
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:
– До свиданья! Здрасьте!
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты -
Не один, а целых три!
С Новым годом!
С Новосельем!
Разрешите вас обнять!
И кассир даёт билеты -
Не один, а целых пять.
Поздравляю с днём
Рожденья!
Приглашаю вас к себе!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-очень -
Очень вежливый Медведь!»
– Благодарен! Извиняюсь!
– Славный парень!
– Я стараюсь!
– Вот какая умница!
Вот идёт Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
– Здравствуйте, Медведица!
Знаете, Медведица,
Славный мишка, ваш сынишка,
Даже нам не верится!
– Почему не верится?
Говорит Медведица, -
– Мой сыночек-молодец!
– До свидания!

Развитие детей 2-3 лет имеет свои особенности. В этом возрасте ребенок начинает воспринимать себя, как личность и отстаивать свою самостоятельность. Отметим, что возрастные нормы применимы к большинству детей, но не к каждому ребенку конкретно. Поскольку специфика процесса развития малыша определяется многими индивидуальными особенностями и разнообразными факторами. Следовательно, эта статья обладает ознакомительным характером.

В два–три года ребенок умеет:

1. Осуществлять несложные просьбы и указания, рассчитанные не более чем на три действия.

2. Рисовать, играть с конструктором и несложными пазлами.

3. Создавать фразы из нескольких слов, запоминать короткие стишки.

4. Ребенок знает наиболее популярных представителей фауны и флоры.

5. Малыш пользуется горшком, способен самостоятельно умыться, раздеться и одеться.

Кризис 3 лет

В 3 года начинается процесс становления и формирования личности крохи. Она хочет, чтобы с ней считались и относились как к «равной», постепенно возникает потребность в реализации собственного «Я». Появляется самолюбие и чувство гордости за успешно осуществленное действие, ей хочется казаться умелой в глазах окружающих. Родителям необходимо учитывать подобные стремления и желания малютки.

Специфика этого возрастного этапа во многом выражается в том, что у ребенка имеется огромное «хочу», но нет необходимых навыков, умений и знаний, для того чтобы осуществить и доказать на практике обоснованность своих претензий на самостоятельность. Если родители начинают излишне опекать и оберегать его, то он начинает капризничать, становится неуправляемым.

Основными симптомами, признаками кризиса 3 лет являются: упрямство, своеволие, строптивость, негативизм, протест-бунт, деспотизм и симптом обесценивания.

Таким образом, у ребенка начинается переходный этап в развитии, именуемый младшим дошкольным возрастом, хотя на этом этапе сохраняются черты, характерные для раннего детства.

Какие особенности отмечаются в развитии ребенка 3 лет?

Этот этап ознаменован грандиозным переломом в системе отношений с окружающими людьми, увеличением возможностей ребенка и ростом его стремления быть самостоятельным.

Расширяется опыт социального взаимодействия с окружающими. Он начинает проявлять интерес к посторонним людям и своим сверстникам. Игра малыша наполняется смыслом, содержанием, но в первой половине 3 года он пока еще не берет на себя в ней никакой роли и не играет с другими детьми, они просто спокойно сосуществуют в одном пространстве. В два с половиной года кроха уже стремится принимать участие в ролевых играх вместе с другими детками, например, она может изображать из себя папу, водителя, повара и т. д.

Малыш все еще привязан к своим родным и воспринимает их поведение, мнение, как эталонное. Однако его собственные возможности постепенно растут, и он хочет продемонстрировать это взрослым. Он стремится доказать окружающим, что уже стал «большим». Родителям следует, уважительно относиться к его зарождающемуся чувству собственного достоинства. Поручать ему несложные домашние дела, чтобы он почувствовал собственную значимость. Кроме того, важно оставлять за ребенком право выбора и научиться, выстраивать с ним отношения, основанные на взаимопонимании и учете общих интересов. В таком случае удастся ослабить проявление негативных сторон кризиса возрастного развития.

Необходимо направлять малыша, организовывать его предметную деятельность. Скажем, заниматься с ним конструированием, лепкой, рисованием и т. д. Это окажет положительное воздействие на становление психических процессов (скажем, восприятия, мышления). Кроме того, у него активными темпами развивается воображение.

На третьем году малыши овладевают социокультурными нормами и ценностями. У ребенка практически все вызывает интерес, и он очень быстро увлекается, хочет попробовать свои силы в той или иной деятельности. В этот период его легко приобщить к пению, музыке, живописи или к изучению языков.

Внимание ребенка неустойчиво. На интересной для него деятельности он способен сосредотачиваться не более 10-15 минут.

Совершенствуется память малыша, и он начинает запоминать отдаленные события.

Увеличивается словарный запас крохи, который к 3 годам может включать 1,2–1,5 тыс. слов и больше. Постепенно она начинает овладевать грамматическими основами построения предложений и фраз. Ребенок способен понимать содержание небольших рассказов и смысл высказываний, относящихся к какому-то отдельному событию или явлению, которое он не наблюдает в данный момент.

Постепенно он учится облекать свои желания и переживания во фразы, поэтому взаимодействие с ним в некотором смысле упрощается. Однако в полной мере этой способностью ребенок овладевает лишь к 4 годам, поэтому он не всегда может правильно и корректно выражать свои мысли.

Он старается внимательно слушать речь взрослых, понять ход их размышлений, ему интересно, как и к каким выводам, они приходят. Родители являются в этом момент для ребенка эталоном поведения, поэтому нужно стараться не устраивать при нем семейных разборок.

1. Относитесь уважительно к желанию ребенка что-то осуществить самостоятельно.

2. Будьте терпеливы. Если у него что-то не получается, не стремитесь сразу все за него переделать. Настраивайте ребенка на преодоление трудностей, приучайте не бросать начатое дело.

3. Не стоит резко критиковать его за ошибки и промахи, лучше просто промолчать или ненавязчиво подсказать, направить его в верном направлении.

4. Не забывайте хвалить малыша даже за самые маленькие достижения, но похвала должна быть соразмерна его успехам. Это поможет сформировать адекватную самооценку.

5. Давайте ему те задания, с которыми он сможет справиться, но они и слишком простыми также не должны быть.

6. Привлекайте ребенка к сотрудничеству, он будет горд за себя, что может что-то делать «на равных» вместе с взрослым.

7. Если малыш протестует и отказывается выполнять какое-либо действие, попробуйте преобразовать свою просьбу в игровую ситуацию.

Эти советы помогут вселить в малыша уверенность в своих силах и способностях, а также избежать возможных конфликтов из-за отстаивания им права на самостоятельность.



Рассказать друзьям