Ады михайловны тимофеевой беседы детского доктора.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

А.М.Тимофеева

Беседы детского доктора

Р. П. Дименштейн. Замечательный доктор

Введение

Беседа первая. Нелекарственные методы лечения острых заболеваний дыхательных путей у детей

Беседа вторая. О проблемах дисбактериоза

Беседа третья. О питании детей раннего возраста

Беседа четвертая. О питании дошкольников и школьников

Беседа пятая. Закаливание детей

Беседа шестая. О профилактических прививках

Беседа седьмая. Особенности применения лечебного голодания для детей

Заключение

Литература

А.М.Тимофеева

БЕСЕДЫ ДЕТСКОГО ДОКТОРА

Ада Михайловна Тимофеева - кандидат медицинских наук, известный московский врач-педиатр с более чем 40-летним стажем. За время профессионального пути А.М.Тимофеева отошла от многих догм "официальной" медицины и выработала собственные методы профилактики и лечения детских заболеваний, основанные преимущественно на нелекарственном подходе. Особенностью этого подхода является творческое применение в педиатрии многих известных методик раздельного питания и голодания. Даны также советы по целому ряду острых вопросов, активно обсуждающихся ныне родителями и врачами: естественное/искусственное вскармливание, профилактические прививки, учет экологической обстановки, вегетарианское питание и т.д.

Предлагаемая автором система питания, закаливания, предупреждения и лечения детских болезней нацелена на повышение устойчивости к ним, начиная с момента рождения, и во многом применима даже к старшим школьникам. В доступной форме описаны методы борьбы с наиболее распространенными в настоящее время детскими заболеваниями: дисбактериозом, диатезом, ОРВИ, астматическим бронхитом и т.п.

Сбалансированный подход автора, далекий как от господствующего начетничества, так и от новаторского экстремизма, завоевал признание и множества родителей, и персонала ряда детских и лечебных учреждений. Первый вариант "Бесед детского доктора" уже публиковался в периодической печати. В настоящем виде "Беседы" адресованы самому широкому кругу читателей: от молодых родитслей до практикующих врачей-педиатров.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДОКТОР

Ада Михайловна Тимофеева - известный московский детский врач. Уже это само по себе необычно: много ли детских, да и других врачей известно сегодня по именам? Аду Михайловну знают многие, как знали и ее учителей знаменитых столичных врачей В.Х.Василенко, В.И.Виноградова, Ю.Ф.Домбровскую, М.Б.Когана, С.Я.Флексор, К.И.Широкову. Фактически, это была настоящая школа - школа не только высокого профессионализма, но и глубокого человеческого участия в каждом пациенте. От этих врачей, чудом уцелевших в последние дни сталинского режима, приняла свою эстафету Ада Михайловна.

Врач-ученый и врач-практик... После окончания медицинского института Ада Михайловна около восьми лет работала обычным участковым педиатром и в то же время - врачом в обычных детских учреждениях: яслях, детском саду. Затем два года учебы в клинической ординатуре Московского института педиатрии и детской хирургии, работа в крупных детских больницах в качестве врача-ординатора. После этого - приобщение к передовым достижениям медицинской науки в НИИ гигиены детей и подростков, в 1973 г. - защита кандидатской диссертации по педиатрии, продолжение исследований к качестве старшего научного сотрудника. И в то же время снова практика: консультирование, осмотры больных с врачами-ординаторами, обходы в больнице...

Однако и по сей день, находясь на пенсии после 40 лет трудового стажа, Ада Михайловна не оставляет своего дела. На консультации к ней всегда огромная очередь - запись ведется за несколько месяцев. Уже третье поколение детей - внуков своих первых пациентов - наблюдает Ада Михайловна.

Не только профессионализм, но и личную заинтересованность в каждом пациенте ценят в Аде Михайловне ее приверженцы.

Квалифицированный профессионал, замечательный человек - казалось бы, разве этого недостаточно? Но у Ады Михайловны есть еще ряд замечательных качеств, среди которых отмечу лишь два. Первое - постоянный поиск самого лучшего, самого ценного, могущего так или иначе помочь больному. И найдя его, она не боится ломать стереотипы, отказываться от устоявшихся мнений, идти наперекор официальной позиции. Второе - постоянное стремление к сотрудничеству с родителями и самим ребенком, которое столь редко встречается в наше время. К сожалению, сейчас для многих врачей нормой стало отношение к пациенту как к "живому объекту" - т.е. его собственное мнение (в случае маленьких детей - мнение родителей) в расчет не принимается, ему не предлагаются варианты поведения, он не понимает смысла производимых с ним действий, не знает состава и побочных последствий применения назначаемых ему лекарств и т.д. и т.п. Иначе говоря, для подобного врача идеалом является пассивный, безропотно-послушный и, конечно же, запуганный подопечный. Не таков подход Ады Михайловны...

Конечно, вопрос о принятии решений и, следовательно, "взваливании" на себя ответственности отнюдь не прост. Родители могут не обладать нужной квалификацией, а врач может ошибиться либо просто не проявить должной заинтересованности. Как же быть? И подход, который, по сути, предлагает Ада Михайловна, являет собой пример разумного компромисса. Родителям дается тот минимум информации, который позволяет им поступать самостоятельно в простых случаях и как-то ориентироваться в сложных, а врач действует на основе свободного соглашения между ним и родителями, с учетом, разумеется, тем или иным способом выраженного отношения самого ребенка.

При этом врач должен всегда оставаться честен перед своим подопечным в ситуации даже неочевидного выбора. Замечательный пример такого рода мы находим в предлагаемой вниманию читателя брошюре: хотя Ада Михайловна в настоящее время является в целом сторонницей профилактических прививок, тем не менее она откровенно предупреждает об опасностях их применения в ряде случаев и приводит соответствующие выразительные примеры. Подобный подход привлек к ней даже новое, критически настроенное к традиционной медицине поколение родителей из системы "Здоровая семья".

Однако честность, реализм, трезвость всегда сопровождаются у Ады Михаиловны оптимизмом. Вера в то, что безвыходных ситуаций не бывает, глубинное признание "правоты верховных сил" у Ады Михайловны далеко не случайны. Уже в совсем немолодом возрасте пришедшая к вере в Бога, она стала стремиться стать Его сознательным служителем. Многие годы она по собственной инициативе лечила детей при одном из ныне широко известных приходов близ города Пушкино Московской области. Но прежде всего ее вера проявляется в обычной ежедневной работе и отношении к своим подопечным.

В последние годы Ада Михайловна много выступала с лекциями, однако постепенно все заявки удовлетворить стало просто невозможно. Так родилась идея записать основные мысли, суммировать наиболее важный опыт. В итоге появились "Беседы детского доктора", ранний вариант которых уже публиковался в периодической печати. Теперь, уважаемый читатель, "Беседы" замечательного доктора в виде весьма интересной и полезной брошюры перед вами. Хотелось бы пожелать вам внимательного прочтения, а Аде Михайловне - еще долгой и успешной работы.

Р. П. Дименштейн, директор Центра лечебной педагогики (Москва)

Посвящается Игорю - мужу, другу, помощни

ку - без которого не было бы этой книги

ВВЕДЕНИЕ

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки!

Поговорим о том, как помочь ребенку при острых заболеваниях методами нелекарственной терапии, как кормить детей - маленьких и больших, как можно сделать ребенка устойчивым к болезням, повысить его иммунитет и предохранить от возникновения хронических болезней.

Многие могут сказать: "Да ведь вопросам питания, закаливания и профилактики хронической патологии посвящены многие прекрасные книги как для врачей, так и для родителей, нужны ли еще разговоры на эти темы?" Мне кажется, нужны. Ибо почти все руководства были написаны без учета экологических катастроф, развившихся на наших глазах в течение последних десятилетий. Резко ухудшился воздух, особенно в промышленных центрах. В связи с этим увеличивается число острых и хронических заболеваний органов дыхания. Растет аллергическая патология у детей и взрослых. Бронхит с астматическим компонентом, как обычно пишут врачи, отмечается в самом раннем возрасте у большинства городских детей. Промышленными отходами отравлены водоемы. Даже в Оке или гордости России - Волге купаться становится с каждым годом все опасней...

А да Михайловна Тимофеева – кандидат медицинских наук, известный московский врач-педиатр с более чем 40-летним стажем. За время профессионального пути А.М.Тимофеева отошла от многих догм «официальной» медицины и выработала собственные методы профилактики и лечения детских заболеваний, основанные преимущественно на нелекарственном подходе. Особенностью этого подхода является творческое применение в педиатрии многих известных методик раздельного питания и голодания. Даны также советы по целому ряду острых вопросов, активно обсуждающихся ныне родителями и врачами: естественное/искусственное вскармливание, профилактические прививки, учет экологической обстановки, вегетарианское питание и т.д.

Ада Михайловна Тимофеева – кандидат медицинских наук, известный московский врач-педиатр с более чем 40-летним стажем. За время профессионального пути А.М.Тимофеева отошла от многих догм «официальной» медицины и выработала собственные методы профилактики и лечения детских заболеваний, основанные преимущественно на нелекарственном подходе. Особенностью этого подхода является творческое применение в педиатрии многих известных методик раздельного питания и голодания. Даны также советы по целому ряду острых вопросов, активно обсуждающихся ныне родителями и врачами: естественное/искусственное вскармливание, профилактические прививки, учет экологической обстановки, вегетарианское питание и т.д.

Предлагаемая автором система питания, закаливания, предупреждения и лечения детских болезней нацелена на повышение устойчивости к ним, начиная с момента рождения, и во многом применима даже к старшим школьникам. В доступной форме описаны методы борьбы с наиболее распространенными в настоящее время детскими заболеваниями: дисбактериозом, диатезом, ОРВИ, астматическим бронхитом и т.п.

Сбалансированный подход автора, далекий как от господствующего начетничества, так и от новаторского экстремизма, завоевал признание и множества родителей, и персонала ряда детских и лечебных учреждений. Первый вариант «Бесед детского доктора» уже публиковался в периодической печати. В настоящем виде «Беседы» адресованы самому широкому кругу читателей: от молодых родителей до практикующих врачей-педиатров.

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ ДОКТОР

Ада Михайловна Тимофеева – известный московский детский врач. Уже это само по себе необычно: много ли детских, да и других врачей известно сегодня по именам? Аду Михайловну знают многие, как знали и ее учителей знаменитых столичных врачей В.Х.Василенко, В.И.Виноградова, Ю.Ф.Домбровскую, М.Б.Когана, С.Я.Флексор, К.И.Широкову. Фактически, это была настоящая школа – школа не только высокого профессионализма, но и глубокого человеческого участия в каждом пациенте. От этих врачей, чудом уцелевших в последние дни сталинского режима, приняла свою эстафету Ада Михайловна.

Врач-ученый и врач-практик... После окончания медицинского института Ада Михайловна около восьми лет работала обычным участковым педиатром и в то же время – врачом в обычных детских учреждениях: яслях, детском саду. Затем два года учебы в клинической ординатуре Московского института педиатрии и детской хирургии, работа в крупных детских больницах в качестве врача-ординатора. После этого – приобщение к передовым достижениям медицинской науки в НИИ гигиены детей и подростков, в 1973 г. – защита кандидатской диссертации по педиатрии, продолжение исследований к качестве старшего научного сотрудника. И в то же время снова практика: консультирование, осмотры больных с врачами-ординаторами, обходы в больнице...

Однако и по сей день, находясь на пенсии после 40 лет трудового стажа, Ада Михайловна не оставляет своего дела. На консультации к ней всегда огромная очередь – запись ведется за несколько месяцев. Уже третье поколение детей – внуков своих первых пациентов – наблюдает Ада Михайловна.

Не только профессионализм, но и личную заинтересованность в каждом пациенте ценят в Аде Михайловне ее приверженцы.

Квалифицированный профессионал, замечательный человек – казалось бы, разве этого недостаточно? Но у Ады Михайловны есть еще ряд замечательных качеств, среди которых отмечу лишь два. Первое – постоянный поиск самого лучшего, самого ценного, могущего так или иначе помочь больному. И найдя его, она не боится ломать стереотипы, отказываться от устоявшихся мнений, идти наперекор официальной позиции. Второе – постоянное стремление к сотрудничеству с родителями и самим ребенком, которое столь редко встречается в наше время. К сожалению, сейчас для многих врачей нормой стало отношение к пациенту как к «живому объекту» – т.е. его собственное мнение (в случае маленьких детей – мнение родителей) в расчет не принимается, ему не предлагаются варианты поведения, он не понимает смысла производимых с ним действий, не знает состава и побочных последствий применения назначаемых ему лекарств и т.д. и т.п. Иначе говоря, для подобного врача идеалом является пассивный, безропотно-послушный и, конечно же, запуганный подопечный. Не таков подход Ады Михайловны...

Об авторе

Ада Михайловна Тимофеева - кандидат медицинских наук, известный мос- ковский врач-педиатр с более чем 40-летним стажем.

За время профессио- нального пути А.М.Тимофеева отошла от многих догм "официальной" медицины и выработала собственные методы профилактики и лечения детских заболеваний, основанные преимущественно на нелекарственном подходе.
Особенностью этого подхода является творческое применение в педиатрии многих известных методик раздельного питания и голодания.

Ада Михайловна Тимофеева - известный московский детский врач. Уже это само по себе необычно: много ли детских, да и других врачей известно сегодня по именам? Аду Михайловну знают многие, как знали и ее учителей - знаменитых столичных врачей В.Х.Василенко, В.И.Виноградова, Ю.Ф.Домбровскую, М.Б.Когана, С.Я.Флексор, К.И.Широкову.
Фактически, это была настоящая школа - школа не только высокого профессионализма, но и глубокого человеческого участия в каждом пациенте. От этих врачей, чудом уцелевших в последние дни сталинского режима, приняла свою эстафету Ада Михайловна.

Врач-ученый и врач-практик... После окончания медицинского института Ада Михайловна около восьми лет работала обычным участковым педиатром и в то же время - врачом в обычных детских учреждениях: яслях, детском саду.
Затем два года учебы в клинической ординатуре Московского института педиатрии и детской хирургии, работа в крупных детских больницах в каче- стве врача-ординатора.
После этого - приобщение к передовым достижениям медицинской науки в НИИ гигиены детей и подростков, в 1973 г. - защита кандидатской диссертации по педиатрии, продолжение исследований к качестве старшего научного сотрудника. И в то же время снова практика: кон- сультирование, осмотры больных с врачами-ординаторами, обходы в больнице...

Не только профессионализм, но и личную заинтересованность в каждом пациенте ценят в Аде Михайловне ее приверженцы.

Квалифицированный профессионал, замечательный человек - казалось бы, разве этого недостаточно? Но у Ады Михайловны есть еще ряд замечательных качеств, среди которых отмечу лишь два.
Первое - постоянный поиск самого лучшего, самого ценного, могущего так или иначе помочь больному. И найдя его, она не боится ломать стереотипы, отказываться от устоявшихся мнений, идти наперекор официальной позиции.
Второе - постоянное стремление к сотрудничеству с родителями и самим ребенком, которое столь редко встречается в наше время.
К сожалению, сейчас для многих врачей нормой стало отношение к пациенту как к "живому объекту" - т.е. его собственное мнение (в случае маленьких детей - мнение родителей) в расчет не прини- мается, ему не предлагаются варианты поведения, он не понимает смысла производимых с ним действий, не знает состава и побочных последствий применения назначаемых ему лекарств и т.д. и т.п.
Иначе говоря, для по- добного врача идеалом является пассивный, безропотно-послушный и, конечно же, запуганный подопечный. Не таков подход Ады Михайловны...

Конечно, вопрос о принятии решений и, следовательно, "взваливании" на себя ответственности отнюдь не прост.
Родители могут не обладать нужной квалификацией, а врач может ошибиться либо просто не проявить должной заинтересованности.
Как же быть? И подход, который, по сути, предлагает Ада Михайловна, являет собой пример разумного компромисса. Родителям да- ется тот минимум информации, который позволяет им поступать самостоятельно в простых случаях и как-то ориентироваться в сложных, а врач действует на основе свободного соглашения между ним и родителями, с учетом, разумеется, тем или иным способом выраженного отношения самого ребенка.

Честность, реализм, трезвость всегда сопровождаются у Ады Михаиловны оптимизмом. Вера в то, что безвыходных ситуаций не бывает, глу- бинное признание "правоты верховных сил" у Ады Михайловны далеко не случайны.
Уже в совсем немолодом возрасте пришедшая к вере в Бога, она стала стремиться стать Его сознательным служителем. Многие годы она по соб- ственной инициативе лечила детей при одном из ныне широко известных при- ходов близ города Пушкино Московской области. Но прежде всего ее вера проявляется в обычной ежедневной работе и отношении к своим подопечным.

В последние годы Ада Михайловна много выступала с лекциями, однако постепенно все заявки удовлетворить стало просто невозможно. Так родилась идея записать основные мысли, суммировать наиболее важный опыт. В итоге появились "Беседы детского доктора", ранний вариант которых уже публиковался в периодической печати.

А.М.Тимофеева

Беседы детского доктора

Изд-во: Теревинф, 2003 г.

Из аннотации: «Ада Михайловна Тимофеева - кандидат медицинских наук, известный московский врач-педиатр с более чем 40-летним стажем. За время профессионального пути А.М.Тимофеева отошла от многих догм "официальной" медицины и выработала собственные методы профилактики и лечения детских заболеваний, основанные преимущественно на нелекарственном подходе. Особенностью этого подхода является творческое применение в педиатрии многих известных методик раздельного питания и голодания».

Может ли врач рекомендовать детям соки с 2-3-месячного возраста, как у нас было принято, если фрукты и овощи выращены на земле, насыщенной азотистыми удобрениями? Сегодня - нет. Раньше все врачи рекомендовали почечным больным есть много арбузов, а сегодня мы знаем случаи, когда малыш, впервые попробовавший кусок арбуза, умирает от острой почечной недостаточности (отравлен гербицидами).

А чем сегодня кормить детей, если в колбасе, например, содержатся нитраты, вещества с канцерогенными свойствами? С каждым годом изменяется в худшую сторону среда обитания - следовательно, должен быть изменен и подход к питанию и лечению детей. Необходим выход из создавшейся ситуации, нельзя ждать того, что уже сегодня или завтра перестанут в городах дымить трубы, исчезнет поток машин, выбрасывающих в воздух выхлопные газы, прекратится сброс промышленных отходов в реки, запретят использовать вредные для человека вещества в сельском хозяйстве и в пищевой промышленности. Это нереально. Однако выход есть. Он состоит в первую очередь в новом подходе к лечению детей, к их питанию, в поиске методов, повышающих сопротивляемость ребенка к вредным воздействиям.

Книгу уважаемого доктора Ады Тимофеевой я бы назвала превосходным подарком для… бабушек. Почему? Да потому что в ней создан идеальный портрет врача, чьим советам будет доверять старшее поколение. Возраст: пожилой. Стаж: огромный. А главное: повелительные интонации, четкое изложение, никаких рассуждений в стиле «то-да потому». Если вы устали от постоянных нападок своих мам-бабушек, держите эти книгу в пределах досягаемости, и при случае громко цитируйте.

Существует много прекрасных старинных методов снижения температуры, о которых мы забыли. Но сначала подумаем, стоит ли вообще снижать у больных температуру, а если следует, то в каких случаях. Повышение температуры свидетельствует о том, что организм начал борьбу с инфекцией. При температуре около 38 градусов начинают погибать болезнетворные микробы и вирусы. При этом организм вырабатывает защитные вещества, в частности, специфические интерфероны, которые уничтожают вирусы. Следовательно, повышение температуры - знак борьбы самого организма с инфекцией. Только в борьбе организма с болезнетворными агентами вырабатывается иммунитет, т.е. появляются особые антитела, которые запоминают чужеродные микроорганизмы и при новой встрече бросаются на бой с ними. В таком случае человек приобретает защиту от данной болезни.

В наше смутное время трудно не заниматься самолечением. Кто бы спорил, что это - неправильно. И обвинять врачей неправильно тоже, потому что «не пытайся изменить мир - изменяйся сам». Но иногда, согласитесь, хочется, чтобы кто-нибудь в душевной обстановке пообщался с нами, безумными мамашками и всезнающими папами. Посмотрел проникновенно в глаза, не поставил, выглядывая на ребенка из коридора, один из двух популярных диагнозов: «у всех детей так» и «наверное, съели что-нибудь». Обеспечил индивидуальный подход, объяснил, что думает наука сейчас и в конкретном случае, а не сто лет назад обо всех детях планеты по поводу трех неубиваемых драконов: аллергии, дисбактериоза и насморка.

Типичная ошибка при лечении дисбактериоза заключается в том, что мы, врачи, пытаемся убить вредную флору антибиотиками. Но, к сожалению, это невозможно. Антибиотики стерилизуют полезную флору и только на время приглушают условно- патогенную. Таким образом, мы только увеличиваем дисбактериоз.

Доктор опровергает многочисленные штампы, передающиеся, к сожалению, из уст в уста - все, что наши бабушки считают истиной в последней инстанции. Купать ребенка во время болезни - можно. Залечивать, сбивать температуру аспиринчиком - нельзя. Сомневаться в количестве своего молока, его жирности - тоже нельзя. Кормить только здоровой пищей до и после года - можно и нужно. Хочется поспорить с пользой от введения яичного желтка в пять месяцев и поджаренной картошки после года, но таких моментов в книге совсем немного, и они вполне безобидны.

Еще раз хочу подчеркнуть, как важно сохранить грудное кормление при дисбактериозе у малышей. В своей практике я не раз слышала мнение о том, что при длительных поносах лучше убрать грудное молоко, заменив его смесями. Еще хуже бывает ситуация, когда у матери в грудном молоке найдут стафилококк и его же обнаружат у малыша. Тогда врач предлагает немедленно прекратить грудное вскармливание. Нет, это только ухудшит состояние малыша, так как все смеси приготовлены на коровьем молоке, которое очень отличается от грудного и переваривается детским организмом значительно хуже. Все это только осложнит течение дисбактериоза, усилит воспалительные реакции и может вызвать еще и аллергическое состояние (диатез). Жидкий стул может исчезнуть, но появится запор, что так же мучительно для малыша. Надо помнить - в молоке матери есть и антитела против вредных микробов! Если в молоке матери есть стафилококк, то обязательно будут и противостафилококковые антитела, которые нужны ребенку. А выход состоит в следующем: нужно лечить мать, не лишая ребенка при этом грудного молока. При стафилококковой инфекции очень хорошо может помочь препарат хлорофиллипт - вытяжка из хлорофилла листьев эвкалипта. Этот препарат прекрасно уничтожает условно-патогенную флору. Принимают его внутрь в виде спиртового раствора по 25 капель три раза в день.

Казалось бы, у многих дома есть Интернет, мамы читают умные книжки и общаются в форумах, и это означает, что уровень знаний в области развития и воспитания детей неуклонно растет. Но, выходя, грубо говоря, на улицу, понимаешь, что это не так. Случайно подслушав разговор мамочек в песочнице, хочется бежать, куда глаза глядят или возопить: доколе? Или обязать: всем немедленно читать! Не болтать в песочницах, а читать - Тимофееву, Сирзов, кого угодно, лишь бы хоть на миг прекратился бесконечный поток предрассудков дцатилетней выдержки. К примеру, такого: «нас в роддоме сразу докармливали, у меня молока не было».

Но вот ваш малыш родился. Настал час прихода в мир маленького человека. Крайне желательно приложить его к груди сразу же после родов. Дело в том, что в это время у женщины образуется еще не молоко, а так называемое молозиво. Оно по своему составу почти идентично жидкой части крови матери - плазме. Таким образом, в течение первых дней жизни питание ребенка после рождения почти не будет отличаться от внутриутробного. И это очень важно: только такое питание может полностью усвоить пищеварительная система новорожденного. В первые часы у матери еще может и не быть молозива, но раннее прикладывание способствует развитию лактации. Чем раньше ребенка прикладывают к груди, тем активнее идет образование молока.

И никогда не будут лишними напоминания о правильной погоде в доме.

Надо обязательно помнить следующее: в семье, где есть кормящая мать, для нее должен быть создан щадящий режим. Это очень важно! Необходимо, чтобы она могла поспать ночью, чтобы она могла выйти погулять, чтобы у нее были какие-то положительные эмоции. Ведь с рождением малыша у женщины появляется страх за ребенка: а вдруг он заболеет, вдруг он недоест, вдруг что-то будет неправильно сделано для него.
Мы всегда живем в каком-то беспокойстве. А если мы успокоимся, то поймем: родился человек. Это - благо, это - счастье. Надо жить сегодняшним днем, радоваться ребеночку, его первой улыбке матери. Я иногда прихожу к маме и вижу: она вся в напряжении, она не радуется своему ребенку, не общается с ним. У нее только одни мысли: кормление, чистые пеленки и страх возможных болезней.

И о расхожих заблуждениях молодых мам.

Иногда при достаточном количестве молока мать все же хочет ввести смеси, считая, что у нее "плохое", нежирное молоко. Это неправильно. Только материнское молоко будет полностью усвоено ее ребенком. Ценность материнского молока заключается вовсе не в количестве жира в нем.

В главах книги рассказывается о закаливании: как правильно его проводить, как чередовать горячие и холодные обливания; даются советы о питании дошкольников и школьников, детей раннего возраста и беременных женщин.

Таким образом, к 7-8 месяцам ребенок может получать разведенные соки до еды (яблочный, лимонный), 1-2 вида каши, желток и овощное пюре.

Введение молочных продуктов. К 9-10 месяцам можно ввести в питание творог, кефир. Не раньше! Это очень насыщенная белковая пища. Если бы вы жили в деревне и могли брать молоко у коровы, то можно было бы дать и раньше. А в большом городе не стоит.

Не увлекайтесь мясом! К году в питание малыша может добавляться протертое мясо (говядина или телятина) начиная с одной чайной ложки и постепенно увеличивая его количество до 1-2 столовых ложек. Ежедневно кормить детей мясом не следует. Обязательно 2-3 дня в неделю должны быть вегетарианскими. А мясные бульоны надо вводить очень осторожно, не ранее, чем с двух-трех лет. Супы предпочтительнее давать вегетарианские.

Автор книги не призывает заниматься самолечением и напоминает о бдительности, наличии материнского инстинкта, интуиции. Нужно знать, что подходит конкретно вашему ребенку. Особенно в таких животрепещущих вопросах, как польза и вред прививок, ранний прикорм. Бесполезно накачиваться псевдонаучной информацией или чужими мнениями, которые легко опровергнет знающий специалист, введя неопытную маму в еще больший шок. Нужно учиться чувствовать сердцем, раз наука бессильна во многих вопросах, касающихся детского здоровья. И доверять хорошим врачам.



Рассказать друзьям