Социальные нормы виды что устанавливают примеры. Примеры социальных норм в обществе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

С момента рождения и по сей день представители человечества придумали множество различных правил, которые помогают в урегулировании отношений в обществе, семье, на работе и т. д. Некоторые из них переросли в многовековые традиции и обычаи. С появлением учебных заведений и вводом предмета социологии эти правила и традиции стали называться социальными нормами.

Понятие

Социальные нормы — это принятый в обществе образец поведения, который функционирует как регулятор взаимоотношений между людьми и сообществами людей. Примеры социальных норм прослеживаются в повседневном поведении людей в обществе.

Всем известно, например, что появление в обнаженном виде на людях является недопустимым, а в некоторых странах даже карается тюремным заключением. Не касается это правило только специально отведенных мест для собраний нудистов (исключительно в странах с прогрессивно-демократическим обществом), а также заведений типа сауны. Но даже такие места разделены по половой принадлежности.

До того как рассмотреть конкретные примеры социальных норм, необходимо определить их признаки и виды. Классификация поможет лучше понять конкретные модели поведения.

Возникновение

Развитие социальных норм напрямую связано с развитием общества. Первой общине для регулирования вопросов, возникающих в процессе совместного проживания, вполне хватало ритуалов. Ритуал — это одна из первых социальных норм, которая представляет собой заведенный в общине порядок выполнения определенных действий.

Обычаи считаются более развитой формой норм, чем ритуалы. Следующими после них идут религиозные нормы. Их формирование происходит в процессе осознания человека своей незначительности перед природными явлениями. Возникают культы различных божеств, поклонение силам природы.

Вместе с обычаями и религией появляются принципы нравственности. А с возникновением государственного строя формируются первые правовые и экономические нормы.

Классификация

Выделим, говоря про основные виды социальных норм, примеры норм международного действия. Они тесно переплетены и участвуют в регулировании отношений по нескольку сразу.

Одними из первоочередных норм масштабного характера являются политические. Они выражаются в различных декларациях и хартиях, регулируют взаимоотношения в политической сфере не только одного государства, но и в международном масштабе. Примеры социальных норм политического характера - это реализуемые в государствах формы власти. Например, для Великобритании монархия является социальной нормой.

Экономические принципы представляют собой правила распределения материальных благ в обществе. То есть эти нормы порождают социальные классы. В идеале должен действовать принцип деления поровну. Заработная плата является примером такого типа норм. Экономические правила, как и политические, могут действовать в масштабе нескольких государств и характеризуют финансовый и товарный оборот между ними. Остальные виды действуют в более мелком масштабе, в конкретных общественных формированиях.

Виды социальных норм. Примеры в масштабе одного государства

Правовые нормы являются основным регулятором взаимоотношений в государстве. Они представляют собой свод правил, за невыполнение которых наступает наказание в виде материального взыскания, административной ответственности или тюремного заключения. Если учитель просит: "Приведи примеры различных социальных норм правового государства", в качестве ответа можно назвать УК РФ и КоАП РФ.

Регулируют поведение человека в обществе, к которому он относится по рождению или роду увлечений. Если вас просят: "Приведите примеры социальных норм такого типа", то стоит говорить о правилах, которые формируются у человека в процессе его жизни в определенных кругах. Большую роль в этом формировании играет государство. Чем больше развита культура всей страны, тем больше в ней культурных норм. Например, в некоторых мусульманских странах женщине не положено появляться в обществе с открытым лицом — это культурная норма.

Общественные правила

Примеры социальных норм в обществе многообразны, но выделяют несколько глобальных. Самыми крупными сообществами являются Религиозные нормы служат для урегулирования отношений не только внутри таких сообществ, но и при взаимоотношениях с организациями и людьми, не относящимися к одному вероисповеданию. Примеры социальных норм такого характера подобрать просто. Самыми распространенными можно считать церемонии венчания и отпевания усопшего. К такому же виду норм относятся отношения между настоятелем монастыря и монахами, святым отцом и прихожанами его церкви.

Носят исторический характер. Они формируют понятия о красивом и безобразном. Эти правила относятся не только к человеку, но и к его поступкам, а также к произведениям искусства, видам животных и т. д. В современном обществе эстетические нормы иногда имеют отрицательное влияние на человека, его уверенность в себе, а соответственно, и его место в жизни. Это связано со стереотипным мышлением о привлекательном внешнем виде. В итоге человек, который не вписывается в общие рамки своей внешностью или поведением, может быть не принят определенным обществом. Отличным тому примером является сказка "Гадкий утенок".

Примеры различных социальных норм

Существуют также правила, которые не привязаны к конкретному обществу или государству. Это которые формируют понятия о хорошем и плохом. Они образуются на основе конкретного поведения, взятого за эталон. Некоторые подкреплены правовыми документами. В основном же они рассчитаны на совестливость человека и его моральную полноценность. За аморальное поведение следует осуждение обществом, а в некоторых случаях наказание по закону.

Нормы обычаев и традиций тоже носят исторический характер. Они устанавливались на протяжении многих веков и представляют собой шаблонные действия в определенных ситуациях. Какими будут в этом случае примеры социальных норм? Обычаи подразумевают совершение каких-либо действий в силу привычки, а традиции являют собой ценности или модель поведения, принятую обществом и неукоснительно выполняющуюся его членами. Обычаи и традиции тесно связаны с культурными нормами.

Также из различных социальных норм выделяют корпоративные, которые регулируют отношения между работниками одной структуры или членами одного клуба по интересам. Устанавливаются такие правила членами сообществ, они же выбирают и применяют меры воздействия на нарушителей.

Правила в семейных отношениях

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, насколько разнообразны, что выделить конкретные очень непросто. Семья контролируется со стороны государства, религиозных организаций и общества. Причем каждая сторона пытается направить семейные отношения по своему руслу. Иногда такое количество правил приводит к обратному эффекту.

Если преподаватель просит: "Приведите примеры социальных норм, которые влияют на отношения в семье", ответьте, что это правовые и религиозные нормы, нормы морали, традиции и обычаи. Однако не забывайте, что остальные правила также имеют определенное влияние, так как семья представляет собой миниатюрное государство со своими политическими и экономическими законами. Может быть, именно по этой причине многие молодые люди нынешнего поколения не спешат обзавестись семьей. Когда со всех сторон человеку указывают на то, что ему нужно сделать, чтобы выглядеть полноценным в глазах общественности, желание к каким-либо действиям исчезает.

Узаконенные социальные правила

Примеры социальных норм, регулирующих семейные отношения, которые закреплены законодательно, привести несложно. Например, основополагающее событие в жизни семьи — заключении брака. Законодательно брак регулируется правовыми нормами. В них оговаривается порядок вступления в брак (подача заявления, назначение даты бракосочетания, выдача документов, подтверждающих семейное положение), а также порядок бракоразводного процесса (заявление о разводе, развод через суд, деление имущества, назначение алиментов и т. д.).

Экономические социальные нормы также оказывают определенное влияние на семейные отношения. От них зависит доход семьи, а также возможность получения социальных льгот. Особенно это касается неполных семей с одним родителем. Во многих государствах им положена дополнительная материальная помощь для решения финансовых проблем.

Эти виды норм имеют под собой законодательную базу, и их влияние обусловлено отношением государственной власти к значению института семьи. Для полноценного развития семейных отношений такая поддержка необходима. Но ее избирательность часто только мешает этому развитию.

Регулирование семейных отношений социальными нормами

Большое влияние на отношения в семье оказывают обычаи и традиции. Они начинают свое действие с решения одного из пары о заключении брака. Предложение руки и сердца, помолвка и другие обычаи формируют понятие о том, как должна зарождаться семья. И те, кто не вписывается в эти рамки, часто осуждаются общественностью.

Религиозные нормы также оказывают определенное воздействие на человеческие отношения. В самой распространенной религии — христианстве - без венчания и создания семьи невозможно рождение детей. Иначе последует осуждение церкви. Эти исторически сложившиеся обстоятельства иногда только мешают образованию новой семьи.

Приведем примеры социальных норм, отвечающих за поведение супругов (норм нравственности). К примеру, измена в браке является недопустимой только с точки зрения морали. Законодательно это никак не наказывается (в демократических государствах). Но осуждение общественности в этом случае неминуемо приведет к краху семейных отношений.

Примеры воздействия социальных норм на характер человека

Характер человека во многом зависит от традиций воспитания, установленных в семье, а также от норм и правил, которые действуют в окружающем обществе. должны прививаться с рождения. Это залог формирования у ребенка с раннего возраста понятий о плохом и хорошем поведении.

Мнение окружающих значительно отражается на характере человека. Хорошее отношение людей к себе добавляет уверенности. И часто случается так, что плохое отношение основано исключительно на эстетических нормах. То есть человек для общества непривлекателен внешне. Такое мнение окружающих может привести к озлобленности и формированию аморальных принципов.

Современные социальные нормы

С появлением огромного количества различных общественных организаций появилась необходимость регулирования отношений между ними и внутри них. Корпоративные нормы являются наиболее поздним видом социальных норм. Как указывалось выше, они регулируются представителями таких организаций.

Если вам говорят: "Приведи примеры различных социальных норм, регулирующих отношения в современном обществе", что вы назовете первым пунктом? Можно смело ставить на первое место именно корпоративные нормы. Ведь без них нельзя представить цивилизованных отношений.

К малой социальной группе можно отнести: А) научно-техническую интеллигенцию страны Б) выпускников всех университетов страны

В) сборную команду страны по фигурному катанию Г) преподавателей высших учебных заведений страны
Что отличает семью от других малых социальных групп:
А) возложение домашних обязанностей на женщину Б) кровнородственные отношения
В) устойчивые связи Г) собственные обычаи и традиции
Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку:
А) православные Б) украинцы
В) русские Г) москвичи
Что характерно для социальных отношений в современной России:
А) рост численности промышленного пролетариата Б) стабильное положение среднего класса
В) усиление миграционных процессов Г) отсутствие безработицы
Народности являются одной из стадий развития:
А) этноса Б) общины
В) государства Г) класса
Что отличает семью от других малых групп:
А) совместное проведение досуга Б) сходный социальный статус
В) наличие групповых правил и норм Г) совместное ведение хозяйства
Татьяна работает учителем. Помимо уроков, она организует с учениками праздники, викторины, экскурсии, походы. Много времени тратит на общение с родителями учащихся. В действиях Татьяны проявляется:
А) социальная роль Б) социальный конфликт
В) социальная структура Г) социальная политика
8. Какая из перечисленных социальных групп выделена по экономическому признаку:
А) москвичи Б) инженеры
В) мусульмане Г) землевладельцы
9. Что является характерным признаком нации:
А) общность исторической памяти Б) наличие политической системы
В) конкурентоспособность Г) наличие аппарата управления
10. В СССР к середине прошлого века городское население сравнялось по численности с сельским. Этот факт характеризует структуру общества:
А) социально-классовую Б) профессиональную
В) социально-территориальную Г) социально-этническую
11. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует:
А) политический строй Б) социальную структуру
В) хозяйственный уклад Г) форму государства
12. В 90-е годы прошлого века в нашей стране появились новые социальные группы, связанные с частной собственностью. Среди этих групп:
А) бюрократия Б) фермеры
В) учёные Г) служащие
13. Родители Маши и Оли погибли в автокатастрофе. Девочки живут и воспитываются у бабушки. Их семья является:
А) патриархальной Б) многодетной
В) неполной Г) малой (нуклеарной)
14. Национальная принадлежность человека является характеристикой его:
А) прирожденного статуса Б) социальной роли
В) достигаемого статуса Г) общественного преcтижа
15. Исследования в стране С. показали, что шансы детей фермеров стать менеджерами крупных компаний в три раза меньше, чем у детей инженеров. Этот факт отражает неравенство:
А) социального происхождения Б) индивидуальных особенностей
В) личностных характеристик Г) семейного положения
16. Верны ли следующие суждения о социальном статусе
А . Социальный статус – это положение человека в обществе, дающее ему права и обязанности.
Б. Все социальные статусы люди приобретают от рождения.


17. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А . Несовпадение интересов социальных групп может привести к социальному конфликту.
Б. Межнациональный конфликт является разновидностью социального конфликта.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
18. Верны ли следующие суждения о семье?
А . Семья регулирует поведение своих членов.
Б. Семья осуществляет экономическую поддержку несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
19. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Выделите ряд причин девиантного (отклоняющегося) поведения человека в обществе? а) системный кризис общества, приводящий к разрушению социальных норм;

б) конфликт между ведущей культурой и какой-либо асоциальной субкультурой; в) наследственная предрасположенность к нарушениям социальных норм; г) низкое самоуважение, самоунижение, заниженная самооценка (проявление слабости); д) наличие у человека иной, альтернативной системы ценностей (проявление силы); е) негативное влияние окружающей среды: самого общества. которое аморально; ж) отсутствие чувства социальной ответственности, некритическая самооценка; з) искажённое представление о добре и зле как следствие хаоса в создании индивида. (Нужно выбрать несколько вариантов)

Социальные нормы, подобно другим ценностям, выпол­няют функции оценки и ориентации личности, общности. Вместе с тем они не ограничиваются этими функциями. Нор­мы осуществляют регулирование поведения и социальный контроль за поведением. Они носят ярко выраженный воле­вой характер. Это не только выражение мысли, но и выра­жение воли. При этом, в отличие от индивидуального воле­изъявления, норма выражает типичные социальные связи, дает типовой масштаб поведения. Норма не только оцени­вает и ориентирует, подобно идеям, идеалам, но и предпи­сывает. Ее характерной чертой является императивность. Это единство оценки и предписания.

Социальные нормы – это правила, выражающие тре­бования общества, социальной группы к поведению лично­сти, группы в их взаимоотношениях друг с другом, соци­альными институтами, обществом в целом.

Регулирующее воздействие норм состоит в том, что они устанавливают границы, условия, формы поведения, харак­тер отношений, цели и способы их достижения.

Вследствие того, что нормы предусматривают и общие принципы поведения, и конкретные его параметры, они мо­гут давать более полные модели, эталоны должного, неже­ли другие ценности.

Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на пре­одоление отклоняющегося от нормы поведения. Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.

Нормы возникают вследствие потребности в определен­ном поведении. Так, например, одной из самых древних норм была норма честного отношения к своей доле в обществен­ном труде. На заре человечества можно было выжить, толь­ко придерживаясь данной нормы. Она появилась в резуль­тате закрепления повторяющихся необходимых совместных действий. Интересно, что эта норма не потеряла своего зна­чения и в настоящее время, хотя ее питают иные потребно­сти, актуализируют другие факторы.

Многообразие социальной реальности, социальных по­требностей порождает и многообразие норм. Классифици­ровать нормы можно по разным основаниям.

Для социоло­га имеет значение выделение норм по субъектам, носителям норм. По этому основанию выделяют общечеловеческие нор­мы, нормы общества, групповые, коллективные. В современ­ном обществе наблюдается сложная коллизия, взаимопро­никновение этих норм.

По объекту или сфере деятельности разграничиваются нормы, действующие в области определенных видов отно­шений: политические, экономические, эстетические, религи­озные и т.д.

По масштабу: Первый тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют только в малых группах (молодежных тусовках, ком­пании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных коман­дах). Они называются «групповыми привычками».

Второй тип – это нормы, которые возникают и сущест­вуют в больших группах или в обществе в целом. Они назы­ваются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, зако­ны, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский эти­кет, есть манеры поведения молодежи. Есть общенациональ­ные традиции и нравы.

По месту в нормативно-ценностной иерархии: основопо­лагающие и второстепенные, общие и конкретные.

По фор­ме образования и фиксации: жестко фиксированные и гиб­кие.

По масштабам применения: общие и локальные.

По способу обеспечения: опирающиеся на внутреннее убеждение, общественное мнение или на принуждение, на силу государственного аппарата.

По функциям: нормы оценки, ориентирующие, контролирующие, регламентирующие, карающие, поощряющие.

По степени устойчивости: нормы, опирающиеся на соци­альною привычку, на обычай, традиции и не имеющие та­кого основания и др.

Все социальные нормы можно классифицировать в зави­симости от того, насколько строго соблюдается их исполне­ние.

За нарушение одних норм следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд.

За нарушение других норм жесткие санкции – тюрем­ное заключение, даже смертная казнь.

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочета­ния вызывает неловкость, ставит человека в затруднитель­ное положение. Но оно не влечет за собой жесткое наказа­ние.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а поте­ря библиотечной книги – пятикратным штрафом. В некото­рых обществах малейшие отступления от традиций, не гово­ря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все нахо­дилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V веке до н.э. и советские партийные органы в XX веке.

Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид:

Нормы

Санкции

Привычки

Традиции

++++++++++++++++++

Санкции помечены крестиками, следовательно, чем их больше, тем строже наказание за нарушение нормы. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости.

Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божес­тва, раскрытие государственной тайны), мягче всего – при­вычек. Будь то индивидуальные (забыл почистить зубы или убрать за собой кровать) или групповые, в частности, се­мейные (например, отказ выключить свет или закрывать входную дверь).

Таким образом, социальные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шабло­ны), предписывающие то, что люди должны говорить, ду­мать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:

Регулируют общий ход социализации,

Интегрируют индивидов в группы, а группы – в об­щество,

Контролируют отклоняющееся поведение,

Служат образцами, эталонами поведения.

Каким образом удается достичь этого при помощи норм?

Во-первых, нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая но­вичкам общаться с начальством чаще, чем со своими то­варищами, малая группа накладывает на своих членов оп­ределенные обязательства и ставит их в определенные от­ношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, общес­тве.

Во-вторых, нормы это еще и ожидания: от соблюдающе­го данную норму человека окружающие ждут вполне одноз­начного поведения. Когда одни пешеходы движутся по пра­вой стороне улицы, а идущие навстречу – по левой, возни­кает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъек­тов действия, само действие, ожидание, оценку и средст­ва.

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

Как стандарты поведения (обязанности, правила) или

Как ожидания поведения (реакция других людей).

Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о нор­ме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соот­ветствует вполне конкретное ожидание членов семьи, над­ежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от этой нормы карается очень строго. То же самое можно сказать о южно-европейских народах. Итальян­ская мафия возникла как неформальная норма защиты чес­ти семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступни­ков от принятого стандарта поведения карало все сообщест­во.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим?

Нормы – стражники ценностей. Честь и достоинство се­мьи – одна из важнейших ценностей человеческого сообщес­тва с древнейших времен. А обществом ценится то, что спо­собствует его стабильности и процветанию. Семья – основная ячейка общества и забота о ней – его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстриру­ет свою силу, храбрость, добродетельность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев подвергается презрению, его статус резко снижается. Пос­кольку защита семьи – основа ее выживания, то выполне­ние этой важнейшей функции в традиционном обществе де­лает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает спо­ров о том, кто первый – муж или жена. В результате укреп­ляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности проде­монстрировать свои лидирующие функции, гораздо выше нестабильность, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы действительно стражни­ки порядка и хранители ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается так: нормы – правила поведения, ценности – абстрактные понятия о том, что есть добро и зло, правильное и неправильное, должное и недол­жное.

Признаком права, от­ли­ча­ю­щим его от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм, является

1) фор­маль­ная неопределённость

2) ра­ци­о­наль­ный характер

3) обес­пе­чен­ность исполнения силой государства

4) со­ци­аль­ная значимость

Пояснение.

Основные отличия:

по про­ис­хож­де­нию - нормы права уста­нав­ли­ва­ют­ся и санк­ци­о­ни­ру­ют­ся государством, нормы мо­ра­ли формируются обществом, ис­хо­дя из пред­став­ле­ний о добре и зле, спра­вед­ли­во­сти и несправедливости, чести и достоинства, бес­че­стии и т. д.

по сфере дей­ствия - нормы права ре­гу­ли­ру­ют те отношения, ко­то­рые государством воз­ве­де­ны в закон, обес­пе­чи­ва­ют­ся и охра­ня­ют­ся его при­ну­ди­тель­ной силой, в то время как нормы мо­ра­ли оказывают вли­я­ние не толь­ко на пра­во­вые отношения, но и на со­во­куп­ность общественных отношений, не уре­гу­ли­ро­ван­ных правом;

по форме за­креп­ле­ния - пра­во­вые нормы по­лу­ча­ют закрепление в офи­ци­аль­ных нормативных актах, а нормы мо­ра­ли содержатся в со­зна­нии людей.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Право в системе социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

Пояснение.

1) Пра­во­вые нормы (согласно Кон­сти­ту­ции РФ, Мест­ное са­мо­управ­ле­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции обес­пе­чи­ва­ет са­мо­сто­я­тель­ное ре­ше­ние на­се­ле­ни­ем во­про­сов мест­но­го значения, владение, поль­зо­ва­ние и рас­по­ря­же­ние му­ни­ци­паль­ной собственностью;

2) ре­ли­ги­оз­ные нормы (согласно нор­мам синтоизма, че­ло­ве­ку нужно раз­ви­вать в себе добросердечие, со­чув­ствие к окру­жа­ю­щим и спо­соб­ность вза­и­мо­дей­ство­вать с ними);

3) эти­че­ские нормы (золотое пра­ви­ло нрав­ствен­но­сти гла­сит «Относись к людям так, как хочешь, чтобы от­но­си­лись к тебе». Могут быть на­зва­ны иные нормы, при­ве­де­ны иные примеры.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные нормы как элемент социального контроля». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

1. Понятия «социальные нормы» и «социальный контроль».

2. Элементы социального контроля:

а) социальные нормы;

б) социальные санкции.

3. Виды социальных норм:

а) мораль;

в) эстетические нормы;

г) политические нормы;

д) религиозные нормы и др.

4. Причины возникновения социальных норм.

5. Функции социальных норм как элемента социального контроля:

а) контроль;

б) регулирование;

в) оценка;

г) социализация и др.

Отсутствие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (2) (часть С)

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

Пояснение.

Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм разделяют по масштабу: в малых группах, в больших группах. По форме правления: стандарты поведения (мужчины - сильные), ожидания поведения (мужчина должен защищать женщину). По строгости исполнения: обычай (традиционно установившийся порядок поведения, например, гостеприимство), манеры (внешняя форма поведения, основанная на привычках; могут быть повседневные, например, не чавкать, и светские, например, говорить даме комплименты), этикет (принятая в особых кругах система правил поведения, например, в дипломатических кругах), традиции (все, что унаследовано от предшественников, например, встреча одноклассников), привычка (установившаяся схема поведения в определенной ситуации; могут быть групповые, например, спать лёжа, и индивидуальные, например, пить кофе утром, вредные, например, пьянство и курение и невредные), нравы (формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке, например, не бить женщин), законы, табу (абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, например, кровосмешение, канибализм).

1) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства - нет, неверно.

2) Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм - да, верно.

3) Все социальные нормы обязательны для исполнения - нет, неверно.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, называют моральными нормами - да, верно.

5) B социальных нормах отражаются ценностные представления общества - да, верно.

Ответ: 245.

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «социальная норма». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Социальная норма - уста­нов­лен­ное в об­ще­стве пра­ви­ло поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щее от­но­ше­ния между людьми. Су­ще­ству­ют раз­ные виды со­ци­аль­ных норм (обычаи, традиции, нормы морали, нормы права.)

Социальный кон­троль - механизм, ре­гу­ли­ру­ю­щий от­но­ше­ния ин­ди­ви­да и об­ще­ства с целью укреп­ле­ния по­ряд­ка и стабильности, опи­ра­ет­ся на со­ци­аль­ные нормы.

Санкция - ре­ак­ция на по­ве­де­ние со сто­ро­ны остальных; меры воздействия, воз­на­граж­де­ния (позитивные) и на­ка­за­ния (негативные) за со­ци­аль­ные действия.

Отклоняющееся по­ве­де­ние - поведения, не со­от­вет­ству­ю­щее об­ще­при­ня­тым правилам.

Самоконтроль - форма внут­рен­не­го со­ци­аль­но­го контроля, когда че­ло­век сам кон­тро­ли­ру­ет свое поведение.

Выпадающие термины: со­ци­аль­ная мо­биль­ность (перемещение ин­ди­ви­да или груп­пы в со­ци­аль­ной струк­ту­ре общества, из­ме­не­ние их статуса.) и социальная структура

Ответ: 1, 4.

Ответ: 14|41

А. В со­ци­аль­ных нормах от­ра­жа­ют­ся ценностные пред­став­ле­ния общества.

Б. Тра­ди­ции и обы­чаи являются раз­но­вид­но­стя­ми социальных норм.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Суждение А верно. На­при­мер нормы морали, яв­ля­ю­щи­е­ся разновидностью со­ци­аль­ных норм, от­ра­жа­ют ценностные пред­став­ле­ния общества.

Суждение Б верно. Тра­ди­ции и обы­чаи − вид со­ци­аль­ных норм.

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 4.

1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества.

2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым.

3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей.

4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль.

5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом.

Пояснение.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на определенный статус. Социальные нормы - предписания о правильности поведения в обществе. Виды социальных норм по строгости исполнения: обычаи, манеры, этикет, традиции, привычки, нравы, законы, табу. Значит, ролевые нормативные требования - элемент системы социальных норм.

1) На выполнение социальной роли человеком влияют его индивидуальные качества - да, верно.

2) Ролевые ожидания делают социальное поведение людей в значительной степени предсказуемым - да, верно.

3) Социальный статус человека не влияет на выполнение им социальных ролей - нет, неверно.

4) Индивид всегда выполняет одновременно только одну социальную роль - нет, неверно.

5) Ролевые нормативные требования являются элементом системы социальных норм, принятых данным обществом - да, верно.

Ответ: 125.

Ответ: 125

Социальные нормы

Пояснение.

Пропущенное слово: морали.

Ответ: морали.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

При анализе ответа учитывается:

Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;

Корректность формулировок пунктов плана.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Виды социальных норм:

а) моральные;

б) правовые;

в) религиозные;

г) этикет и др.

2. Особенности норм морали:

а) ориентированы на ценности, образцы поведения;

б) проявляются в обычаях и традициях;

в) регулируются общественным мнением, совестью человека;

г) имеют исторический характер.

3. Структура морали:

б) принципы;

4. Мораль и нравственность.

5. Этика - наука о морали.

6. Взаимосвязь морали и других регуляторов.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Отсутствие 1, 2, 3 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Источник: ЕГЭ 2014 по обществознанию. Основная волна. Сибирь Вариант 363 (часть С)

Пояснение.

Ответ: морали

Ответ: мораль|морали

Пояснение.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) По­ня­тие права.

2) При­зна­ки права: а) уста­нав­ли­ва­ет­ся государством; б) пись­мен­ная форма; в) обес­пе­чи­ва­ет­ся ме­ха­низ­мом юри­ди­че­ской ответственности.

3) От­ли­чия права от дру­гих видов со­ци­аль­ных норм.

4)Структура си­сте­мы права: а) от­рас­ли права; б) ин­сти­ту­ты права; в) нормы права

5) Ис­точ­ни­ки права: а) пра­во­вой обычай; б) юри­ди­че­ский прецедент; в) нор­ма­тив­ный пра­во­вой акт и др. Воз­мож­но дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов плана.

Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной форме.

Автор, ссылаясь на психолога А.Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Личность «...каковы необходимые и достаточные критерии сформировавшейся личности?

По существу, существует два основных критерия. Первый критерий: человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, т. е. заданы обществом, воспитаны в человеке.

Второй необходимый критерий личности - способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже "стихийную нравственность": человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило его поступить определенным образом, тем не менее продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности...

Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т. п. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, т. е. мотив неистинный. Знать, что должно делать, к чему следует стремиться, - не значит хотеть это делать, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим.

Рассмотрим этапы формирования личности. Остановимся на самых главных и очень крупных этапах. По образному выражению А. Н. Леонтьева, личность "рождается" дважды.

Первое ее рождение относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Иными словами, здесь зарождается то, что отражено в первом критерии личности.

Второе рождение личности начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Заметим, что эта способность к самоосознанию, саморуководству, самовоспитанию и отражена во втором признаке личности, разобранном выше.

Между прочим, её обязательность зафиксирована в такой юридической категории, как уголовная ответственность за совершаемые действия. Эта ответственность, как известно, возлагается на каждого душевно здорового человека, достигшего совершеннолетия».

(Ю.Б. Гиппенрейтер)

Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

Приведены указанные в тексте этапы формирования личности (два ее рождения) и иллюстрирующие их "приобретения", допустим:

1) первый этап (первое рождение) - дошкольный возраст, который "знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам"

- "приобретения":

Ребенок-дошкольник осознает, что не все свои потребности он может удовлетворить, если они противоречат интересам близких, например, не может добиться покупки игрушки, если у родителей нет необходимой суммы денег, пойти гулять на улицу к друзьям, если бабушка больна и не может проводить его во двор, и т.д.

Ребенок-дошкольник уже осваивает необходимость согласования своих интересов с близкими, друзьями

2) второй этап (второе рождение) - "начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению".

- "приобретения"

Подросток осознает свои способности, определяет какую профессию он хотел бы получить в будущем, в соответствии с этим делает ответственный и осознанный выбор профиля образования;

Подросток начинает осваивать новые социальные роли (труженика, собственника), принимать решения по обслуживанию своей собственности, например, мопеда, скутера;

Подросток, к примеру, приняв решение идти в профильный класс, в свободное время будет заниматься математикой, а прежние его привязанности, например дворовый футбол, прогулки с друзьями отйдут на второй план и т.д.

Могут быть приведены иные два адекватные "приобретения", характерные для каждого этапа.

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Право в системе социальных норм». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Понятие права.

2. Признаки права:

а) устанавливается государством;

б) письменная форма;

в) обеспечивается механизмом юридической ответственности.

3. Отличия права от других видов социальных норм.

4. Система права:

а) отрасли права;

6) институты права;

в) нормативные правовые акты.

5. Источники права:

а) правовой обычай;

б) юридический прецедент;

в) нормативный правовой акт и др.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

А. вклю­ча­ют в себя как универсальные, не­из­мен­ные с те­че­ни­ем времени, так и ак­ту­аль­ные только в определённые эпохи пра­ви­ла поведения.

Б. су­ще­ству­ют исключительно в виде не­пи­са­ных правил, пе­ре­да­ю­щих­ся из по­ко­ле­ния в поколение.

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суждения

4) оба суж­де­ния неверны

Пояснение.

Социальные нормы - уста­нов­лен­ные в об­ще­стве правила поведения, ре­гу­ли­ру­ю­щие отношения между людьми, об­ще­ствен­ную жизнь. Обычаи, традиции, нормы морали, пра­во­вые нормы, ре­ли­ги­оз­ные нормы, по­ли­ти­че­ские нормы, эс­те­ти­че­ские нормы - все это со­ци­аль­ные нормы. Сред них есть не­из­мен­ные с те­че­ни­ем времени (нормы морали), а есть ак­ту­аль­ные только в опред­ме­чен­ные эпохи пра­ви­ла поведения, на­при­мер обычай за­щи­ты чести среди дво­рян на дуэли т. д.

Социальные нормы су­ще­ству­ет как в виде не­пи­са­ных правил, так и в виде пра­во­вых норм, один из при­зна­ков которых - пись­мен­ная форма.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

1) Моральные нормы, в от­ли­чие от пра­во­вых со­ци­аль­ных норм, все­гда предъ­яв­ля­ют­ся в пись­мен­ном виде.

2) Моральные нормы обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мнением.

3) Моральные нормы пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в поколение.

4) Моральные нормы спо­соб­ству­ют со­ци­а­ли­за­ции под­рас­та­ю­ще­го поколения.

5) Моральные нормы вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся и предъ­яв­ля­ют­ся государством.

Пояснение.

1) Мо­раль­ные нормы, в от­ли­чие от пра­во­вых со­ци­аль­ных норм, все­гда предъ­яв­ля­ют­ся в пись­мен­ном виде - нет, неверно, наоборот.

2) Мо­раль­ные нормы обес­пе­чи­ва­ют­ся об­ще­ствен­ным мне­ни­ем - да, верно.

3) Мо­раль­ные нормы пе­ре­да­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние - да, верно.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции.

Пояснение.

Социальные санкции - средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Виды социальных санкций: по степени интенсивности (жесткие, мягкие), по типам (формально позитивные, формально негативные, неформально позитивные, неформально негативные).

1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж - пример неформальной социальной санкции - нет, неверно.

2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям - да, верно.

3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм - это формальная позитивная санкция - нет, неверно.

4) Аплодисменты исполнителю оперной арии - пример позитивной социальной санкции - да, верно.

5) Штраф - пример формальной социальной санкции - да, верно.

По­это­му очень важно вы­явить тес­ную вза­и­мо­связь права и морали. <.. .="">

Юристы по роду своей де­я­тель­но­сти изучают, толкуют, применяют, пре­жде всего, пра­во­вые нормы - это их специальность. Но для оцен­ки по­ве­де­ния субъ­ек­тов пра­во­вых от­но­ше­ний и пра­виль­но­го раз­ре­ше­ния воз­ни­ка­ю­щих кол­ли­зий по­сто­ян­но об­ра­ща­ют­ся и к эти­че­ским критериям, ибо в ос­но­ве права лежит мораль. Рус­ские пра­во­ве­ды не­из­мен­но подчеркивали, что право есть юри­ди­че­ски оформ­лен­ная мораль. Право - сред­ство ре­а­ли­за­ции нравственно-гуманистических иде­а­лов общества. Без уро­ков нравственности, морали, этики право немыслимо.

B.C. Соловьёв, например, опре­де­лял право как «принудительное тре­бо­ва­ние осу­ществ­ле­ния ми­ни­маль­но­го добра и порядка, не до­пус­ка­ю­ще­го из­вест­но­го про­яв­ле­ния зла». <...> Право и мо­раль раз­ли­ча­ют­ся по спо­со­бам их установления. Пра­во­вые нормы со­зда­ют­ся государством, и толь­ко го­су­дар­ством (или с его со­гла­сия не­ко­то­ры­ми об­ще­ствен­ны­ми организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смыс­ле го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся по­ли­ти­че­ским твор­цом права. По­это­му право вы­ра­жа­ет не про­сто волю народа, а его го­су­дар­ствен­ную волю и вы­сту­па­ет не про­сто регулятором, а особым, го­су­дар­ствен­ным регулятором.

(Н. И. Матузов )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие от­ли­чия права от морали:

1. По происхождению. Нормы мо­ра­ли скла­ды­ва­ют­ся в об­ще­стве на ос­но­ве пред­став­ле­ний людей о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они при­об­ре­та­ют обя­за­тель­ное зна­че­ние по мере осо­зна­ния и при­зна­ния их боль­шин­ством чле­нов общества. Нормы права, уста­нав­ли­ва­е­мые государством, после вступ­ле­ния в за­кон­ную силу сразу же ста­но­вят­ся обя­за­тель­ны­ми для всех лиц, на­хо­дя­щих­ся в сфере их действий.

2. По форме выражения. Нормы мо­ра­ли не за­креп­ля­ют­ся в спе­ци­аль­ных актах. Они со­дер­жат­ся в со­зна­нии людей. Пра­во­вые же нормы по­лу­ча­ют вы­ра­же­ние в офи­ци­аль­ных го­су­дар­ствен­ных актах (законах, указах, постановлениях).

3. По спо­со­бу охра­ны от нарушений. Нормы мо­ра­ли и нормы права в пра­во­вом граж­дан­ском об­ще­стве в по­дав­ля­ю­щем боль­шин­стве слу­ча­ев со­блю­да­ют­ся доб­ро­воль­но на ос­но­ве есте­ствен­но­го по­ни­ма­ния лю­дь­ми спра­вед­ли­во­сти их предписаний. Ре­а­ли­за­ция и тех и дру­гих норм обес­пе­чи­ва­ет­ся внут­рен­ним убеждениям, а также сред­ства­ми об­ще­ствен­но­го мнения. Такие спо­со­бы охра­ны впол­не до­ста­точ­ны для мо­раль­ных норм. Для обес­пе­че­ния же пра­во­вых норм при­ме­ня­ют­ся еще и меры го­су­дар­ствен­но­го принуждения.

4. По сте­пе­ни детализации. Нормы мо­ра­ли вы­сту­па­ют в виде наи­бо­лее обоб­щен­ных пра­вил по­ве­де­ния (будь добрым, справедливым, честным). Пра­во­вые же нормы пред­став­ля­ют собой детализированные, по срав­не­нию с мо­раль­ны­ми нормами, пра­ви­ла поведения. В них за­креп­ля­ют­ся четко опре­де­лен­ные юри­ди­че­ские права и обя­зан­но­сти участ­ни­ков об­ще­ствен­ных отношений.

Могут быть при­ве­де­ны и иные фор­му­ли­ров­ки отличий, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Предметная область: Социальные отношения. Виды социальных норм

Олифирович Н.И.
канд. психол. наук, директор по организационному развитию Белорусского института гештальта, гештальт-терапевт, семейный психолог, руководитель секции семейной психотерапии Белорусской ассоциации психотерапевтов, руководитель секции семейной психологии Белорусского общества психологов, Минск, Беларусь.
Велента Т.Ф.
канд. психол. наук, проректор по учебной работе Рижского гештальт института, гештальт-терапевт, семейный психолог, Рига, Латвия

Системе, обратившейся за помощью,
необходимо дать решающий импульс:
«Подталкивание вместо проработки».

А. фон Шлиппе, Й. Швайтцер

Введение
К регуляторам семейной системы относят показатели ее функционирования, которые обеспечивают поддержание гомеостатических/гетеростатических процессов. К ним относятся семейные нормы и правила, семейные ценности и ритуалы.

Холмогорова А.Б. данные показатели называет «содержательными основами жизни семьи» (А.Б. Холмогорова, 2002). Другие авторы называют их семейными стабилизаторами (Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003). На наш взгляд, предложенные определения недостаточно полно раскрывают влияние данных показателей на семейное функционирование. Традиционно им приписывается функция поддержания равновесия в семейной системе. Однако одни и те же показатели в разные периоды жизни семьи могут как ее стабилизировать, так и дестабилизировать. Поэтому мы предлагаем использовать термин «регуляторы семейной системы» как более точно описывающий роль данных показателей в семейном функционировании, а также расширить предлагаемый перечень, включив в него понятие об обменах, т.е. о балансах между «давать» и «брать» в семейной системе.
Пример . В семье было принято отмечать вместе Новый год и дни рождения. Когда дети вступили в подростковый возраст, и у них появились интересы вне дома, в частности, потребность отмечать праздники с друзьями, данная традиция, которая до этого объединяла членов семьи и была источником радости и поддержания эмоциональной близости, стала причиной конфликтов и напряжения.
Семейные нормы и правила
Семейные нормы и правила — совокупность оснований и требований, на которых строится жизнь семьи. Правила играют важную регулирующую роль во взаимоотношениях членов семьи и детерминируют различные их варианты поведения. Они определяют распределение ролей, выполнение функций, характеризуют иерархический статус и нормативное взаимодействие и т.п. Правила определяют внешние и внутренние границы семьи, так как члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением.
Семейные правила могут касаться любых аспектов жизнедеятельности семьи — как режима дня, так и возможности открытого выражения чувств. Их можно разделить на две группы — открытые (эксплицитные, прямые, прозрачные) и скрытые (имплицитные). В. Сатир, описывая закрытые семейные системы, подчеркивала, что для них характерны скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные правила семейной жизни. Члены таких семей должны подстраивать свои потребности под установленные правила, нередко в сочетании с запретом на их обсуждение.
Примером могут служить правила не обсуждать определенные семейные тайны («Никто не должен знать, что ваш отец имеет другую семью»; «Ваш дядя погиб случайно — не нужно рассказывать о том, что он выбросился из окна из-за несчастной любви»). Скрытые правила негативно влияют на жизнедеятельность семьи, особенно в ситуации, когда она расширяется за счет появления новых членов. В семье с такими правилами невозможно получить необходимую информацию о той реальности, на которой базируется жизнь семейной системы, а узнать о правилах можно лишь после их нарушения, за которым следует наказание. Вацлавик П. характеризует данный феномен как патологию общения. Однако даже в подобных ситуациях функцией правил выступает поддержка целостности семьи.
Главная задача семейных правил — определять способы взаимодействия в семье. Правила описывают, как необходимо вести себя в тех или иных ситуациях, что должны делать члены семьи и какие санкции влечет за собой их невыполнение.
Отсутствие правил и норм приводит к хаосу в семейной системе, а также представляет серьезную опасность для психического здоровья членов семьи. Многие дети и подростки с делинквентным поведением выросли в семьях, характеризующихся хаотичностью. Нечеткость правил и норм, их постоянная изменчивость способствуют росту тревоги у членов семьи и могут приводить к стрессам, а также тормозить развитие как всей семейной системы, так и отдельных ее членов. Правила позволяют членам семьи ориентироваться в реальности и придают устойчивость семье в целом.
Нередко именно дефицит правил становится главным источником обид и конфликтов. Самый распространенный пример — мать, которая жалуется на то, что дети и муж мало помогают ей и отказываются выполнять ее просьбы. В таких семьях всегда отсутствуют четкие правила, принятые всеми членами семьи, и регулирующие их обязанности.
Нормы и правила в семье могут носить как конструктивный, так и деструктивный характер.
Пример . Валентин, мужчина 37 лет, героиновый наркоман в ремиссии, рассказывая историю своей жизни, не раз упоминал, что его «мало били». В его анамнезе — жестокая агрессия со стороны отца. Например, когда Валентину было 7 лет, за школьную провинность отец облил его бензином и грозился поджечь, что могло произойти, если бы не вмешалась мать. Семейная история изобилует случаями внутрисемейного насилия. Брат отца напал на свою мать, бабушку Валентина, и несколько раз ударил ее ножом. Дедушка убил своего брата. Нормой в семье считаются жестокие избиения, нанесение травм, драки. Однако клиент утверждает, что, если бы его «били больше», он бы вырос хорошим человеком, а не наркоманом. Он не замечает связи между семейной историей и своей жизнью.
На начальном этапе жизненного цикла семьи молодым супругам предстоит определить семейные правила. Так как все происходят из семей с очень разными правилами, супругам необходимо решить задачу согласования и совмещения зачастую конфликтных правил взаимодействия, принятых в семьях их родителей.
На каждой стадии жизненного цикла семьи должен происходить пересмотр и изменение устаревших семейных правил. Если правила не трансформируются в соответствии с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.

Пример . Елена и Максим поженились во время обучения в университете. Елена училась на пятом курсе, Максим — на третьем. Когда Елена закончила учебу и получила диплом, в семье появился сын. Елена занималась домом, готовила еду, убирала, стирала, возилась с ребенком, в то время как муж учился и подрабатывал. Когда Максим окончил университет, ребенку исполнилось 2,5 года, и Елена тоже вышла на работу. Однако правила в семье не изменились. Елена пыталась договориться с мужем, но он отказывался брать на себя часть домашней нагрузки, мотивируя это усталостью и тем, что раньше он не занимался бытовыми вопросами. Эти проблемы и привели их на консультацию.
Согласно мнению Дж. Хейли, несогласованные правила зачастую являются источником конфликтов в браке. Эти конфликты могут быть сфокусированы:
. на несогласованности правил семейной жизни;
. на несогласии с тем, кто устанавливает эти правила;
. на попытках интегрировать правила, несовместимые друг с другом.
Понятие о семейных правилах помогает в описании повторяющихся способов семейного поведения. В дисфункциональных семьях обычно существует ряд негласных правил, представляющих устойчивые циркулярные последовательности. Они могут охватывать различные способы семейного поведения и взаимодействия, образующие замкнутый круг и ведушие к хронической неудовлетворенности семейной жизнью.
Формулирование основных правил семьи и умение устанавливать взаимосвязь этих правил с проблемным поведением зачастую является важной частью процесса терапии. Терапевт также должен учитывать культурный и социально-экономический контекст.
Пример . За помощью обратилась Юлия, студентка 19 лет. Это уже вторая попытка найти поддержку у психолога. Первый раз Юля посетила психолога университетской психологической службы полгода назад. У нее возникли проблемы в отношениях с парнем, и она пыталась понять, почему так происходит. Однако психолог акцентировал внимание Юли на отношениях с матерью, живущей в другом городе. По словам Юлии, психолог объяснил, что все ее актуальные проблемы возникают от того, что она не отделилась от родительской семьи. Юля стала дистанцироваться от матери, объясняя ей, что их отношения мешают ее взаимодействию с молодым человеком… В итоге Юля рассталась с парнем, испортила отношения с матерью и пришла за помощью в субдепрессивном состоянии и ощущении, что она что-то не так делает…
Работа велась с учетом особенностей семейных правил и той культурной среды, из которой «происходит» Юлия. Она — девушка из маленького города, выросла в среде с коллективистской культурой. Дети, как правило, покидают дом только в ситуации отъезда на учебу. Семья у Юли не богата, и поэтому все стараются помогать друг другу. Юлю «учат на платном всем миром» — помогает и бабушка, и брат отца… Терапевт обсудила с Юлей «нормальность» дифференциации в развитых и богатых странах, ориентированных на индивидуализм, обсудила современную ситуацию в Белоруссии как стране с «коммунитарной» культурой, выяснила, какая модель ближе лично ей… Девушка смогла осознать те аспекты жизни в семье, с которыми она согласна, и приняла решение действовать дальше в соответствии с важными для нее правилами и ценностями. Отношения с матерью вновь стали теплыми, при этом последняя не нарушает Юлины границы.
Семейные ценности



Рассказать друзьям