Конспект интегрированное занятие «аквариум».

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Самый распространенный объект в детском саду - аквариум с рыбами. Детей любого возраста можно привлечь к наблюдению и уходу за ними. Правильно подобранный, оформленный и засе­ленный аквариум - это модель природного водоема, мини-эко-система, в которой все компоненты (вода, освещение, расте­ния, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и созда­ют экологическое равновесие (рис. 4).

Главное условие создания такой мини-экосистемы - большой аквариум вместимостью 60- 100 литров. В комнате природы, хол­ле, зимнем саду или в другом специально отведенном месте мо­жет быть установлен аквариум еще больших размеров - на 150 - 500 литров. Следует помнить: чем больше аквариум, тем быстрее создается в нем равновесие, тем легче оно поддерживается. В боль­шом объеме воды рыбы (например, золотые) продолжают расти и достигают крупных размеров. Аквариум с водой нельзя двигать: это может привести к перекосу каркасов и стенок, образованию трещин в швах, появлению протечек. Поэтому сначала тщательно выбирается место, устанавливается прочная подставка и лишь за­тем на нее помещается проверенный, подготовленный аквариум, готовый для зарядки.

Чистота воды, а следовательно, и здоровье рыб, в большой сте­пени зависят от грунта. Аквариум - модель пресноводного водо­ема, поэтому грунт должен быть соответствующим. Морские кам­ни и ракушки для этой цели не подходят. Самый хороший грунт - речной: крупный песок или мелкая галька. Мелкий карьерный песок (который используется в песочницах) для аквариума не годится: в нем много грязи и глины. Очень важно, чтобы грунт с самого начала был тщательно промыт.

Сверху аквариум плотно прикрывают стеклом. Так вода мень­ше испаряется, не пылится, не покрывается пленкой, а рыбам достаточно той прослойки воздуха, которая имеется между во­дой и стеклом. Стекло должно состоять из двух частей - основ­ной, закрывающей почти весь аквариум, и дополнительной по­лоски из оргстекла, которой прикрывается тот край аквариума, где располагается кормушка. Эту полоску дети безопасно для себя могут самостоятельно снимать и класть обратно во время корм­ления рыб.

К существенным компонентам создания биологического равновесия в аквариуме относится освещение. Его избыток ведет к

Рис. 4. Варианты оформления аквариума: А - речные камни, боковое освещение; Б - коряга, верхнее освещение

бурному росту зелени (растений, водорослей), что в итоге становится помехой для передвижения рыб. При недостатке же освещения растения развиваются плохо, буреют, вытягиваются, в результате в воде становится меньше кислорода, что затрудняет дыхание рыб. На каждом аквариуме обязательно должны быть установлены рефлекторы (один или два) - они дают возможность регулировать степень освещенности. Рефлекторы с лампами по 25 Вт включают в пасмурные дни в любое время года; утром и вечером - в осенне-зимний период, когда световой день короткий; днем - во всех случаях, когда растениям не хватает света. Освещение делает аквариум красивым и создает хорошие условия для наблюдений.

В декоративных целях лучше использовать речные камни и коряги. Искусственная бутафория в виде морских раковин и гротов лишь отвлекает внимание детей. Камни и коряги должны быть чисто вымыты. Коряги, взятые из земли, следует выварить в соленой воде, чтобы удалить из них вредные бактерии. Оформлять аквариум рекомендуется растениями одного-двух видов. Это выглядит естественнее, чем беспорядочное переплетение различных растений. Спланировать посадку можно по-разному, но с учетом ряда общих правил. Растения крупные, с длинными листьями размещают на заднем и среднем планах, растения мелкие - ближе к переднему стеклу. Пространство у переднего стекла и центр аквариума оставляют свободными. Крупные растения, например, амазонку, сажают поодиночке, а роголистник, людвигию, гигрофилу располагают близко друг к другу, чтобы они образовали куст.

Аквариум не следует перенаселять - это одно из главных условий нормальной жизни его обитателей. Желательно придерживаться следующей нормы: в 60-литровом аквариуме могут жить либо 1 - 2 крупные рыбы (например, золотые), либо 15-18 небольших рыбок (типа гуппи, меченосцев).

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось биологическое равновесие, - и красивое зрелище, и гармоничная экосистема, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа. В аквариуме с прозрачной водой, зелеными кус­тистыми растениями, слегка покрытыми зеленым налетом стен­ками, камнями и корягами, рыбы чувствуют себя комфортно, они спокойно плавают и не глотают судорожно воздух с поверхности. Такой аквариум украшает интерьер помещения и требует немного внимания. Его хорошее состояние может сохраняться годами. Генеральная уборка, при которой сливают воду и моют грунт, производится один раз в год (и даже реже).

Кроме самых общих требований к оформлению, которые обеспечивают равновесие в аквариуме, необходимо учитывать видовой состав его обитателей. Разный образ жизни различных рыб накладывает отпечаток на создание условий для них. Это очень важный момент. Экологическое воспитание дошкольников как раз и заключается в том, чтобы показать им своеобразие строения и поведения водных обитателей, их приспособленность к разным условиям водной среды.

Золотая рыбка (и ее разновидности: телескоп, вуалехвост, львиноголовка и др.) - прекрасный объект для детского сада: она крупная, яркая, медленно плавает, не боится человека. На ее примере можно показать общую приспособленность рыб к жизни в воде, ее декоративные качества (свисающие, очень большие плавники, яркую окраску, выпуклые глаза, наросты на голове). Знакомясь с этой рыбкой, дети усваивают: декоративность - это утрата целого ряда приспособительных качеств (золотая рыбка не может быстро плавать, неповоротлива, плохо видит, слишком заметна, непуглива), что делает невозможной ее жизнь в естественных природных условиях. Золотая рыбка - это хороший пример одомашнивания дикого животного с эстетической целью.

В детском саду целесообразно иметь несколько разновидностей золотых рыбок. Для их содержания нужен очень большой аквариум (не менее 100 л) с температурой 20 "С, чтобы не было недостатка в кислороде и рыбки могли бы расти.

Гуппи и меченосцы - самые распространенные аквариумные рыбки. Их ниша в аквариуме - верхние слои воды. К ним они хорошо приспособлены: рот и глаза направлены кверху, спина прямая, брюшко выпуклое. На примере этих рыб детям можно показать живорождение, рост и развитие мальков, маскировочную (серенькую) окраску самочки гуппи и ее мальков. Меченосцы яркой окраски и красивые самцы гуппи - это пример качеств, выведенных человеком. При их содержании поверхность воды должна быть относительно свободна от растений.

Линеатус {щучка) - небольшая хищная рыбка, живет в верхних слоях воды, имеет маскировочную (зеленоватую) окраску тела,

ярко выраженный способ охоты (затаивание и бросок) за мелкой живностью (червячки, рачки) и надводными насекомыми. Необходимо, чтобы в аквариуме в некоторых местах у поверхности воды были заросли растений, среди которых рыбка могла бы затаиваться. Аквариум должен быть прикрыт стеклом: охотясь за насекомыми, щучка может выпрыгнуть из воды.

Крапчатый сомик - его ниша в аквариуме - нижние слои воды, он имеет ярко выраженные приспособительные особенности донной рыбки: маскировочную (под дно) окраску тела, маленькие глаза и выросты вокруг рта, выпуклую спинку и плоское брюшко, ведет одиночный образ жизни. В аквариуме не должно быть более 2 - 3 рыбок данного вида. На песчаном дне можно расположить речные камни небольшого размера, среди которых сомик совсем теряется из виду.

Огненные барбусы, тетрагоноптерусы (тетры), неоны, дания рерио - красивые аквариумные рыбы. Неоны выделяются очень яркой светящейся синей и красной окраской; дании привлекают сочетанием сине-желтых полос, достаточно крупные барбусы и тетры имеют бронзовый отлив и живут в средних слоях воды. Все они являются стайными рыбами, поэтому их надо содержать по 6-16 штук, а в аквариуме должно быть много свободного от растений водного пространства. На этих рыбах детям можно показать стайный образ жизни: синхронное плавание, быстрое нахождение еды, рассыпание в разные стороны при испуге. Тетры и барбусы живут в толще воды, поэтому у них равномерно выпуклые спинки и брюшко, рот расположен посередине (их интересно сравнить с донными рыбками и с рыбками, плавающими в верхних слоях воды).

Содержание мелких холодноводных рыб местных водоемов, не имеющих промыслового значения и относимых к группе сорных, с точки зрения экологического воспитания, является еще более интересным: на них можно показать разнообразие маскировочной окраски, затаивание, защитное поведение, пугливость и другие приспособительные особенности. Однако их содержание более трудоемко по сравнению с содержанием тепловодных рыб, так как им необходимы прохладная, чистая вода, обогащенная кислородом, низкая температура в зимний период и многое другое.

В тех случаях, когда имеется возможность создать для них экологически правильные условия, для старших дошкольников можно организовать наблюдение за карасем, трехиглой колюшкой, ротаном.

Карась - предок золотой рыбки, пуглив, быстро плавает; тем­ная спина и светлое брюшко делают его почти незаметным при затаивании. Хорошо сравнить его с золотыми рыбками.

Ротан (бычок) - повсеместно распространенная рыбка, ведет хищный образ жизни, меняет окраску тела под цвет грунта. Для

Трехиглая колюшка интересна не только способом защиты от врагов (с помощью игл плавников), но и особенностями выра­щивания потомства, где главную роль играет самец. В брачный период он приобретает яркую окраску; строит гнездо из разного материала, заставляет самок откладывать в него икру, охраняет гнездо, свою территорию, а затем растит мальков, пряча их в рот в момент опасности.

Интересны для наблюдения и другие мелкие рыбы водоемов (пескарь, вьюн, верхоплавки). В летний период их можно содер­жать в специальных аквариумах, а затем выпустить в места посто­янного обитания.

В правильно оборудованном аквариуме, засаженном достаточ­ным количеством растений и оборудованным освещением, уста­навливается состояние биологического равновесия: кристально чистая вода, разросшиеся ярко-зеленые растения, здоровые под­вижные рыбы, на стеклах - отдельные зеленые точки-водоро­сли.

Чтобы поддерживать состояние биологического равновесия в аквариуме, не следует допускать резких колебаний температуры (на4 - 5°С). При соблюдении этого условия уход за аквари­умом несложен и отнимает немного времени.

Ежедневный уход за аквариумом заключается в том, чтобы вклю­чить свет, посмотреть, все ли обитатели живы и здоровы, и по­кормить их.

Очень важно установить ежедневную порцию корма. Она оп­ределяется для каждого аквариума опытным путем. Рыбам следу­ет давать такое количество корма, которое будет съедено за 20 - 30 минут. В первое время, когда норма еще не определена, надо обязательно убирать избыток корма со дна и с поверхности воды.

Если этого не сделать, вода сразу начнет портиться, мутнеть, рыбы станут задыхаться. Тогда уже придется уделить аквариуму гораздо больше времени - собрать весь мусор со дна, заменить часть воды свежей, отстоянной водой, поставить компрессор.

Раз в неделю в аквариуме делают текущую уборку: снимают с помощью листа бумаги пленку с поверхности воды; удаляют со дна грязь, скопившуюся за неделю; срезают ножницами отмер­шие и пожелтевшие листья растений; очищают переднее стекло от водорослей; доливают отстоянную воду; протирают наружные стенки аквариума и стекло, которым он накрыт.

3В конце каждого месяца кроме этого нужно провести еще ряд действий: протереть пальцами листья крупнолистных растений, стряхнуть налет с мелколистных; удалить лишние растения, если они сильно разрослись и мешают наблюдать за рыбами; убрать лишних улиток; счистить скребком беловатый налет солей на верх­ней части стенок аквариума, выступающих из воды.

Один раз в год следует делать генеральную уборку аквариума с частичной сменой воды и с промывкой растений и грунта. Поря­док действий во время уборки следующий. Сначала с помощью шланга нужно слить треть или половину всего объема наиболее чистой воды из верхних и средних слоев аквариума в чистые ведра и тазы. Потом, в другие ведра, слить грязную воду со дна. Сливать нужно до тех пор, пока в аквариуме не останется примерно чет­верть всего объема воды. Только когда большая часть грязи со дна аквариума убрана, можно вылавливать рыб. Для этого использует­ся сачок значительно большего размера, чем сами рыбы. На время уборки рыб и других водных обитателей сажают в большую банку или ведро с чистой водой из аквариума и накрывают стеклом. Затем тщательно моют растения в воде комнатной температуры, удаляют ножницами старые побеги и листья, подрезают слишком длинные корни и кладут их в таз с чистой водой из аквариума. Крупные камни нужно вымыть щеткой. Оставшуюся на дне гряз­ную воду сливают шлангом или собирают губкой. Грунт промыва­ют небольшими порциями. Пустой аквариум моют на месте. Сразу же после чистки нужно вновь оборудовать и оформить аквариум и залить его водой. Бывший в употреблении аквариум нельзя остав­лять без воды даже на несколько часов.

Кормление рыб. Корм для рыбок должен быть разнообразным. Они охотно едят сырое мясо и рыбу; некоторые из них (разновид­ности золотых рыбок, карась, верховка, барбус, тетра) любят сырые или вареные овсяные хлопья «геркулес», отмытые от муч­нистых частиц, заваренную кипятком манную крупу, мелкие крош­ки сухого печенья типа галет.

Мясо и рыбу дают в сильноизмельченном виде. Кусочек в не­сколько граммов режут ножницами, прополаскивают в воде, что­бы удалить сок, и маленькими порциями кидают рыбкам. Следует использовать любую возможность, чтобы покормить их живым кормом: трубочником, мотылем, дафниями, циклопами.

Среди живых кормов есть один, который легко разводить, по­этому именно его можно рекомендовать для детского сада. Этот корм - маленькие беловатые горшечные черви энхитреи, кото­рые встречаются в земле цветочных горшков и в огородах. Их можно развести в специальном ящике с землей.

В летнее время питание рыбок можно разнообразить, давая им разных мелких насекомых, их личинки, некрупных дождевых чер­вей. Особенно охотно едят этот корм крупные рыбы.

Правильное содержание рыбок (в условиях биологического равновесия) в значительной степени предупреждает возникнове­ние у них заболеваний.

Болезни рыб. У больных рыбок окраска тусклая, чешуя часто бывает повреждена, на теле могут быть кровоизлияния, сыпь. Иногда чешуя приподнята, плавники рваные, рыбка держит их сжатыми, а не расправленными. Дышат больные рыбки учащен­но, жаберные крышки у них нередко оттопырены, живот ввалив­шийся или неумеренно раздутый. Движения больных рыбок вя­лые, они часто стоят на месте, качаясь из стороны в сторону, трутся о дно и о растения; часто могут находиться у поверхности воды и хватать воздух или забиваться в гущу растений.

Рассмотрим заболевания, которые чаще других встречаются в аквариумной практике и сравнительно легко поддаются лечению.

Сапролегния. Это заболевание вызывается грибком, который образует на теле рыбки белые комочки, похожие на вату. Она ста­новится вялой, двигается рывками, иногда лежит на дне. Обычно сапролегнией заболевают рыбки, у которых поврежден кожный покров, или те, которые содержатся при низкой температуре. Чтобы избавиться от этого заболевания, нужно повысить температуру воды в аквариуме и в дальнейшем следить за тем, чтобы она не опускалась ниже 20 - 22 °С. Одновременно нужно сделать рыбкам солевую ванну. В отдельной банке объемом 2 - 3 л с водой из аква­риума растворить поваренную соль из расчета 15 г на 1 л. В раствор поместить больную рыбку и держать ее в нем около 20 мин. Затем ее нужно подержать 5 - 10 мин в банке с чистой водой из аквари­ума и поместить обратно в аквариум. При лечении солью нужно следить за состоянием рыбы: если будет видно, что она чувствует себя плохо, нужно пересадить ее в чистую воду.

Ихтиофтириус. При этом заболевании на теле рыбок появля­ются мелкие беловатые бугорки и точки; плавники как бы склеи­ваются; рыбы стоят на месте и качаются. Если болезнь не запуще­на, ее можно вылечить. Для этого в аквариуме повышают темпе­ратуру на несколько градусов и растворяют в воде антибиотики: бициллин-5, из расчета 500000 ЕД на 10 л, или бициллин-3, из расчета 600000 ЕД на 10 л. Предварительно его растворяют во фла­коне, взбалтывают, потом выливают в аквариум и перемешивают воду или ненадолго включают компрессор. Через три дня антиби­отик добавляют в воду еще раз. По выздоровлении температуру воды постепенно понижают до обычной.

Зодиниоз. При этом заболевании тело рыбы покрывается мель­чайшим налетом, напоминающим песок. Плавники зачастую сжа­ты, рыба плавает скачками. Лечится это заболевание так же, как и ихтиофтириус.

Туберкулез рыб (для человека абсолютно безопасен). При этом заболевании на теле рыбы взъерошивается чешуя, появляются по-

красневшие участки, черные точки, увеличивается брюшко. Ту­беркулез неизлечим и рыбок приходится ликвидировать.

Воспаление желудка и кишечника. Это заболевание возникает чаще всего при кормлении одним сухим кормом. У рыбок припу­хает брюшко, анальное отверстие воспаляется, экскременты имеют вид длинных слизистых нитей. Лечение - сначала голодание в течение нескольких дней, затем разнообразное питание, но в ма­лых количествах.

Итак, правильно оформленный аквариум позволяет дать детям разнообразные знания экологического характера:

1) о водной экосистеме (ее компонентах, их взаимосвязи и взаимозависимости, роли труда в поддержании в ней равновесия);

2) о приспособленности строения и поведения рыб к водной
среде обитания;

3) о разнообразии образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные; стайные, одиночные);

4) о различных экологических нишах одной экосистемы (рыбы разных слоев воды: донные, средних и верхних слоев воды);

5) об отличии домашних декоративных рыбок от диких рыб местных водоемов;

6) о многообразии водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленности к водной среде обитания;

7) о размножении икрой (живорождение), росте и развитии мальков, в отдельных случаях заботе родителей о потомстве;

8) о рыбах как живых существах, их сходстве между собой.

Контрольные вопросы

1. Какие условия в аквариуме являются благоприятными для рыб?

2. Когда аквариум становится мини-экосистемой?

3. Каких рыб и почему можно поселить в аквариуме?

4. Как следует ухаживать за аквариумом?

Здравствуйте, меня зовут Маша, мне 12,5 лет, я учусь в школе, в 7-ом классе. Хочу рассказать о своем аквариуме.

В нашей семье все увлекаются аквариумистикой и очень любят животных. У нас два больших аквариума, в которых живут крупные рыбки. За ними ухаживают родители.

Мне всегда нравились сомики. У нас жила пара обычных анциструсов, которые даже вывели мальков. Особенно заботливым родителем был папа-сом. Когда мальки подросли и смогли жить самостоятельно, мы нашли им новый большой дом, и семейство сомов переехало в другой аквариум к новым заботливым владельцам.

Родители предложили мне заняться выращиванием новых сомиков, более интересных и красивых. Я с радостью согласилась. Так появился мой новый аквариум на 50 литров. Запускать новый аквариум помогали родители, поделились хорошей водой из большого аквариума и полезными крохотными бактериями, которые живут в фильтрах и в грунте.

В чисто вымытый аквариум мы засыпали грунт. Он черного цвета, называется Ада Амазония. Ведь мои будущие сомики родом из Америки, живут в реке Амазонке. Залили воду из действующего аквариума.

Из-за грунта, вода была такая мутная, что я боялась, что моих рыбок совсем не будет видно. Вот так было при запуске.

В аквариум установили обогреватель, термометр и два фильтра.

Один навесной фильтр FZN - 1 с губками, фильтрует воду со скоростью 500 литров за 1 час. Другой фильтр FZN -3, который почти в 3 раза мощнее первого. Мы вынули из второго фильтра губки, засыпали в отсек керамзит и грунт и посадили в фильтр живые растения, которые любят много воды. Они живут в фильтре, как в горшке. Родители рассказали, что мы соорудили фитофильтр, очень полезная в аквариуме вещь.

Оба фильтра 3 дня фильтровали воду, пока она не стала прозрачная. Температура воды в аквариуме 24-26 градусов. Вот так выглядят наши фильтры-труженики.

В аквариум поставили коряги «Железное дерево» со множеством укромных мест, где прячутся сомики. Коряги украсили сверху мхом. Растений в аквариуме не много, потому что сомики по ночам очень активны и выкапывают растения из грунта.

Чтобы справиться с грязью в аквариуме и запустить первую живность, мы посадили цветных ампулярий - розовых, черничных и белых перламутровых. Через две недели запустили 10 крохотных рыбок - Расбора земляничная/клубничная.

Они весело плавают стайкой по аквариуму, но сфоторграфировать их очень трудно. Если интересно, то посмотрите на эти фотографии.

С нетерпением ждала первых сомиков - анциструсов Супер Рэд. Их 5 штучек, они ярко оранжевого цвета с крохотными черными глазками-бусинками. Это очень энергичные рыбки, которые всегда видны и не прячутся по корягам. Не пугливые и мирные. Эти сомики имеют свой номер L-144.

Анциструсы едят любой сухой корм и мотыль, я их подкармливаю огурцом и свежим кабачком. Улитки тоже любят кабачки.

Для сомиков мы поставили в аквариум еще одну корягу - корень апельсинового дерева. Они очень любят обгладывать кору этой коряги.

Потом были куплены еще сомики со смешным названием Мега Клоун плеко. Номер L-340. Это другой вид сомов - гипанциструс. Они очень красиво окрашены. У каждой из 5 рыбок рисунок на теле не повторятся ни разу. Первые дни эти сомики прятались в корягах. Иногда из коряг выглядывали кончики плавников. Я их считала, чтобы убедится, что они живы. Эти сомики скрытные, выходят кушать ночью или при выключенном свете. Очень быстро прячутся.

Было решено убирать из аквариума прожорливых ампулярий, которые очень быстро съедали со дна весь корм. И ночью Клоунам нечего было есть. Мы поняли это, когда увидели дырки на листьях валиснерии. Маленьким сомикам нужно хорошее питание, и ампулярии переехали жить в другой аквариум.

В аквариум подсадили 5 красных креветок Сакура.

Последнее наше приобретение 6 сомиков L-401 -гипанциструс Золотая зебра. У нас нет ни одной своей фотографии этих сомиков. Мы их совсем не видим, они очень скрытные. Постоянно сидят внутри коряг. Кушать выходят только ночью. Если можно, то я покажу их фотографию из интернета.

Все сомики, которые живут у меня в аквариуме, еще маленькие, размером 2,5 -4 см. Кормить их нужно 2 раза в день. Они мирные рыбки. Не обижают креветок и малюток расбор. Наоборот, креветки, пытаются отобрать у сомиков корм. Очень жалко, что красивые сомики всегда прячутся и нельзя любоваться их красотой. Надеюсь, когда они вырастут, станут смелее.

Вот такой у меня детский сад для маленьких сомиков

Примечание: фотографировала рыбок сама, статью помогал писать папа (исправлял ошибки, ставил запятые и подсказывал по аквариумному оборудованию). С этого года я планирую посещать в Детском доме творчества аквариумный кружок, чтобы знать больше информации о своих любимых рыбках.

Мария, г. Санкт-Петербург

Оставляем комментарии!!!

Форумное обсуждение конкурсных работ - .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Место знаний об аквариумных рыбках в общей системе экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Заключение

Приложение

Введение

Дошкольное детство на каждом своем возрастном этапе -- оптимальный период для развития экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Главным и основным средством экологического воспитания является - наблюдение. Один из объектов наблюдение живой природы в детском саду - это аквариум с рыбами. Это модель водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные для естественных прудов и озер. С помощью правильного оформления аквариумов детям можно дать разнообразные знания экологического характера.

Процесс формирования знаний об аквариумных рыбках у детей среднего дошкольного возраста посредством наблюдения будет эффективен если наблюдение за аквариумными рыбками будет составлять законченную серию и демонстрирование разные аспекты жизни рыбок (питание рыб, забота о потомстве, повадки, приспособленность к среде обитания).

экологический воспитание аквариумный рыбка

1. Место знаний об аквариумных рыбках в общей системе экологического образования детей

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности .

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Как отмечает С.Н. Николаева, учитывая специфику детей среднего дошкольного возраста, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

К среднему дошкольному возрасту относятся дети 4-5 лет.

Психическое развитие детей 4-5 лет характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира. Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.

У детей среднего дошкольного возраста преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к данному возрасту сведений о природе. Самым подходящим для восприятия дошкольниками является раздел аутэкология - дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами.

Если в младшем возрасте среди мотивов учения преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребенка, то в старшем при сохранении указанного мотива появляются новые: мотивы известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определенных условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова) .

Таким образом, дети среднего дошкольного возраста открыты к новым знаниям, их уже интересует не просто явление, а его причины и следствия возникновения. Посредством знаний об аквариумных рыбках у детей 4-5 лет можно воспитать бережное отношение к природе и живым существам. Показать значимость режимных моментов для живого организма. Посредством аквариума, детей можно научить наблюдать и замечать различные связи и закономерности в жизни рыб.

Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту - важнейшие задачи детского сада (Николаева С.).

Плохий З. П. рассматривал экологическую культуру дошкольника как уровень восприятия ребёнком природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение к миру природы .

Аквариум - это модель водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдения за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения, ухода за живыми организмами.

Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.

В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть, как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок. Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят, сколько корма можно давать рыбкам.

С первых дней ознакомления детей с животными воспитатель побуждает малышей к наблюдению за повадками животных: предлагает посмотреть, как птичка начала клевать зернышки, как плавает рыбка в воде.

Нужно помнить о том, что интерес детей проявляется в самых неожиданных формах: малышу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего она остается без хвоста. Поэтому следует всегда быть на стороже и вовремя останавливать подобные действия детей, объясняя им, что так делать нельзя, рыбка или птичка может заболеть.

Рыбы: тело овальной формы; покрыто блестящей чешуей; на спине, животе, хвосте - плавники; рыбы большие и маленькие; разные по окраске; плавая, то поднимаются вверх, то опускаются вниз. Используются рыбы разные по внешнему виду и повадкам - прудовый карась и верхоплавка, разновидности золотой рыбки, кроме телескопа и вуалехвоста, и др.

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.

С помощью правильно оформленных аквариумов детям можно дать разнообразные знания экологического характера;

1) водная экосистема: её компоненты, их взаимосвязь и взаимозависимость, роль труда человека в поддержании равновесия в ней;

2) приспособленность строения и поведения рыб к водной среде обитания;

3) разнообразие образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные, стайные, одиночные);

4) отличие аквариумных рыб от диких рыб местных водоемов;

5) многообразие водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленность к водной среде обитания;

6) размножение икрой (живорождение), рост и развитие мальков, в отдельных случаях забота родителей о потомстве;

7) рыбы как живые существа, их сходство между собой.

В средней группе у детей должно формироваться умение видеть разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать различие и сходство.

При наблюдении за животными дети выясняют зависимость движения от особенностей строения конечностей, сравнивают животных одного класса, но разных видов.

При изучении обитателей аквариума, выделяют следующие их особенности: тело овальной формы; покрыто блестящей чешуей; на спине, животе, хвосте - плавники; рыбы большие и маленькие; разные по окраске; плавая, то поднимаются вверх, то опускаются вниз. Используются рыбы разные по внешнему виду и повадкам - прудовый карась и верхоплавка, разновидности золотой рыбки, кроме телескопа и вуалехвоста, и др.

При уходе за животными дети должны уметь подбирать разные виды кормов, протирать стенки аквариума, мыть поилки и кормушки, выращивать овес для корма.

Однако, следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.

В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов, так и не прихотливые виды экзотических рыб, выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы.

Характеристику аквариумных рыбок см. Приложение № 1.

Марковская предлагает примерный объем знаний о животных. Углублять знания о внешнем виде и повадках животных (у рыб глаза без век, в аквариуме рыбы находятся в разных слоях воды, одни держатся стайкой, другие поодиночке). Дать сведенья о размножении животных, о выращивании потомства (одни рыбы рождают живых мальков, другие ухаживают за икрой).

Знать, что животные нуждаются в создании разных условий жизни (но приближенным к естественным). Знать признаки, характерные для животных данного класса. Дать сведенья о пользе животных и использовании их человеком, о необходимости охраны животных. Уметь устанавливать общие понятия: холодноводные и теплолюбивые рыбы. Продолжать укреплять интерес и любовь к животным, желание больше знать о них, создавать им необходимые условия для жизни.

Знания детей по уходу за животными: осуществляют повседневный уход под контролем воспитателя: кормят животных, знают норму кормления и время, принимают участие в устройстве аквариума.

Таким образом, правильно оформленный и заселенный аквариум может стать моделью природного водоема, мини-экосистемой, и быть эффективным средством эмоционального и эстетического воздействия на детей 4-5 лет. Дети данного возраста, на примере аквариума должны понимать, что для жизни рыб необходимы определённые условия. Должны различать и уметь сравнивать несколько видов рыб. Знать, что есть рыбы морские и речные. Знать строение рыб.

3. Особенности формирования знаний об аквариумных рыбках у детей среднего дошкольного возраста

Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум - это модель природного водоема, мини-экосистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие.

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось экологическое равновесие, не просто красивое зрелище, но и хороший пример гармонично развитой экосистемы, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа.

Для формирования знаний об аквариумных рыбках используют различные методы: беседа, чтение художественной литературы, непосредственная образовательная деятельность (дети рисуют рыбок, считают рыбок в аквариуме, и др.), подвижные игры («Рыбки» - дети играют роль млекопитающих рыбок, а водящий - хищной; хищная рыбка хочет догнать и скушать млекопитающих рыбок). Но основным методом формирования знаний об аквариумных рыбках остается - наблюдение.

Для эффективного формирования знаний об аквариумных рыбках должны соблюдаться педагогические условия организации и проведения наблюдения:

1.Наблюдение за аквариумными рыбками должны составлять законченную серию и демонстрирование разные аспекты жизни рыбок (питание рыб, забота о потомстве, повадки, приспособленность к среде обитания)

2. Предварительная работа перед наблюдениями, беседы, занятия для актуализации и пополнения знаний детей об аквариумных рыбках необходимых для наблюдения.

3. В процессе наблюдения создавать положительный фон, посредством включения игровых персонажей.

Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. В ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос - задание, требующее от детей умение наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает задание: «Посмотрите и расскажите чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднения, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Педагог использует сравнения по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий. Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Особое место среди педагогических методов и приемов занимает вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.

Так же в процессе наблюдения важно создавать игровую обучающую ситуацию, она связана с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, диафильмов, мультфильмов, рассказов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В игровой обучающей ситуации сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Игровую обучающуюся ситуацию можно представить в виде сравнения живых и игрушечных рыбок. Воспитатель ставит цель - закрепить к детей представления о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которым они наблюдали достаточное длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними нужно ухаживать - ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками - смотреть как они плавают, как едят; игрушечные рыбки - это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать как они плавают, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

Литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенной новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно сними.

Таким образом, существуют различные методы формирования знаний об аквариумных рыбках в среднем дошкольном возрасте, но основным методом остаётся - наблюдение. Так как ведущая деятельность детей 4-5 лет - игровая, можно использовать любые игры и игровые ситуации (в рамках программы ДОУ) с использование рыб, что бы сформировать у детей знания о жизни аквариумных рыб и рыб водоёмов.

4. Из опыта работы по ознакомлению с аквариумными рыбками детей среднего дошкольного возраста

В средней группе детского сада №133 было обнаружен низкий уровень сформированных знаний об аквариумных рыбках. Поэтому данная группа была взята для опытно-экспериментальной работы по формированию знаний об аквариумных рыбках в среднем дошкольном возрасте.

Для комплексного исследования проблемы формирования знаний об аквариумных рыбках у детей 4-5 лет, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий эксперимент;

3) контрольный эксперимент.

Работа проходила с 10 детьми среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ д/с № 133, «Родничок» составляющие экспериментальную группу.

Для проверки практической эффективности работы, проводимой с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников средней группы.

На констатирующем этапе мы определили уровень знакомства детей с аквариумными рыбками.

Критерии оценки знаний были взяты и адаптированы в дошкольный возраст из исследований И.Я. Лернера, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой.

Критерии и показатели знаний у детей среднего дошкольного возраста:

1. Знание среды обитания рыб.

2. Умение выделить характерные признаки рыб: форма туловища, голова, хвост, плавники, глаза, жабры, чешуя.

3. Словарный запас - использование в активном словаре понятия: аквариум, плавники, чешуя.

4. Знание способов ухода человека за аквариумными рыбками.

На основе критериев и показателей была составлена таблица 2.1.

Таблица 2.1

Уровни сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста об аквариумных рыбках

Для выявления уровня знаний детей об аквариумных рыбках были использованы и адаптированы методики О.А. Соламенниковой, С.Н. Николаевой, Т.М. Бондаренко, С.А. Вохринцовой.

Для выявления полноты знаний была проведена беседа по открыткам из серии «Аквариумные рыбки» и книга - раскраска С.А. Вохринцовой «Аквариумной рыбки».

Цель: выявить количество знаний детей об аквариумных рыбках.

Оборудование: набор открыток из серии «Аквариумные рыбки» и книга - раскраска С.А. Вохринцовой «Аквариумные рыбки».

Беседа проводилась в свободное время в групповой комнате за столом, с каждым ребенком индивидуально.

Вопросы беседы:

Кто изображен на картинках?

Рыбки живые или не живые?

Где живут рыбки?

Назовите части тела рыбки?

Чем питаются?

Чем дышат?

Детям предлагается выполнить практическую часть задания. Дается книга - раскраска из серии «Аквариумные рыбки».

Затем, для выявления осознанности знаний было использовано игровое упражнение «Закончи предложение»

Цель: понимание связей и путей их получения, умение их доказывать, понимание принципа связей и механизм их становления. Осознаность знаний об уходе за аквариумными рыбками в объяснительной речи.

Ход проведения:

Я начинаю предложение и предлагаю детям закончить его.

Тело у рыб…какое? (обтекаемое)

А покрыто оно… (чешуей)

Рыбы дышат…(жабрами)

Рыбы плавают с помощью…чего? (плавников, хвоста)

Люди кормят рыб… чем? (кормом)

Рыбки живут…(в воде, в аквариуме)

Кроме рыбок в аквариуме живут…(улитки, ракушки)

Человек должен за рыбками …что делать? (ухаживать, заботиться) уточнить у детей каким образом нужно ухаживать (убирать грязь с песка, протирать стены аквариума, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума)

Итак, всех исследуемых детей можно распределить на 3 уровня в соответствии имеющихся у них знаний об аквариумных рыбках (таблица 2.2)

Таблица 2.2

Из всех исследуемых детей, полностью справились с заданием Алексей Г., Женя К., Мирослав К. - 30% детей группы. Они отнесены к высокому уровню знаний об обитателях аквариума. Малыши хорошо знакомы с обитателями аквариума.

Частично справились с заданием Дмитрий В., Алексей Д., Ксюша З., и Аня Ш - 40% детей группы. Их знания носят частично обобщенный характер, что соответствует среднему уровню знаний о водных обитателях. Хорошо определяют животное по картинкам, знают что кушают, место обитания.

Не справились с заданием Наташа Н., Саша Н. и Данил Л. - 30% детей группы. Они отнесены к низкому уровню знаний об аквариумных рыбках. Дети путаются при описании рыб, не могут точно сказать, чем дышат, питаются.

По такой же методике была определена полнота экологических знаний об аквариумных рыбках у детей контрольной группы. Результаты указанны в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Из всех исследуемых детей, полностью справились с заданием Маша О., Даша И. и Настя И. - 30% детей группы. Они отнесены к высокому уровню знаний об обитателях аквариума. Малыши хорошо знакомы с обитателями аквариума.

Частично справились с заданием Глеб К., Егор М. и Настя Б. - 30% детей группы. Их знания носят частично - обобщенный характер, что соответствует среднему уровню знаний о водных обитателях. Хорошо определяют животное по картинкам, знают что кушают, место обитания.

Не справились с заданием София М., Ева Г., Арина Л. и Миша К. - 40% детей группы. Они отнесены к низкому уровню знаний об аквариумных рыбках. Дети путаются при описании рыб, не могут точно сказать, чем рыбы дышат, питаются.

Таким образом, дети обоих групп не всегда правильно формулировали ответы, не совсем понимают значение ухода человека за аквариумными рыбками, путаются в описании строения тела рыб.

Результаты исследования послужили основой для построения формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента: повышение уровня знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения у детей среднего дошкольного возраста.

С этой целью нами были разработаны методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения.

Занятия с экспериментальной группой проводились в течении трёх месяцев 1 раз в неделю по 20 - 25 минут. Ниже представлен пример методики проведения занятия по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с аквариумными рыбками.

Занятие «Наблюдение за рыбкой в аквариуме».

Цель: познакомить с особенностями строения рыб; дать представление о кормлении и уходе за аквариумными рыбками, особенностями их внешнего вида и поведения; развивать наблюдательность при рассматривании рыбки.

Ход занятия: Детям напоминается «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и говорится о том, что дети сегодня увидят золотую рыбку. Только рыбка эта не сказочная, а настоящая и поэтому не может выполнять ничьих желаний. Напротив, поскольку она будет жить у нас, мы должны учиться понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке было хорошо. Детям показывается золотая рыбка, заранее отсаженную из общего аквариума в таз с водой, чтобы дети имели возможность ее хорошо рассмотреть.

Кто знает, чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.)

А какая у рыбки форма тела?

После того, как дети сами подумают и объяснят, как умеют, воспитатель говорит, что тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади. Такая своеобразная форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как рыбка плавает.

Что помогает рыбке при плавании? (Хвост, плавники.)

Когда рыбка плывет, ее хвост движется из стороны в сторону. Воспитатель показывает движение рыбки рукой и предлагает детям тоже руками повторить.

На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыб есть на спинке, на брюшке и на грудке.

Как вы думаете, рыбка нас видит? Почему? (У рыбки есть два глаза, с левой и с правой стороны.)

Воспитатель предлагает детям позвать рыбку и легонько постучать. Дети наблюдают за реакцией рыбки, она реагирует на стук.

Рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как рыбки дышат, заглатывают ртом поток воды.

В воде находится воздух, рыбка вдыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон.

Рыбка любит жить в воде, это ее дом. Сейчас мы перенесем ее в аквариум к другим рыбкам. Рыбку нельзя ловить руками, она очень нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок. Воспитатель вместе с детьми ловит рыбку, переносит ее в аквариум и поясняет, что рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.

Золотая рыбка любит жить в воде определенной температуры, любит сухой и живой корм.

Ребята, вы все уже знаете, для чего в аквариуме рамочка. Правильно, это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм - дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время.

Ребята, а для чего в аквариуме сажают аквариумные растения? (Для того, чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листьев, питаться зеленым кормом, чтобы растения насыщали воду кислородом). Воспитатель напоминает правила ухода за обитателями аквариума, рассматривает вместе с детьми предметы ухода за аквариумом и его обитателями.

Таким образом, на основе нашей методической рекомендации были проведены занятия по ознакомлению с аквариумными рыбками посредством наблюдения с детьми экспериментальной группы.

Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня знаний у детей среднего дошкольного возраста посредством наблюдения.

Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты повторной диагностики экспериментальной группы занесены в таблицу 2.4.

Таблица 2.4

Дети экспериментальной группы по уровню сформированных экологических знаний об аквариумных рыбках

Данные свидетельствуют о том, что Дмитрий В., Алексей Д., Ксюша З., Наташа Н. и Саша Н. достигли высокого уровня сформированных знаний об аквариумных рыбках, что составляет 80% от группы. Аня Ш. осталась на среднем уровне (10% группы), а Данил Л. остался на низком уровне (10% группы). Это связанно с задержкой развития речи этих детей и их плохой посещаемостью детского сада.

Также была повторно проведена диагностика контрольной группы, ей результаты зафиксированы в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Дети контрольной группы по уровню сформированных экологических знаний об аквариумных рыбках

Данные таблицы свидетельствуют о том, что Глеб К. достиг высокого уровня знаний, София М. и Ева Г. достигли средний уровень сформированных знаний. Итак, высокий уровень составляет 40% группы, средний - 40% группы, низкий - 20%.

Таким образом, экспериментальная работа показала, что после применения нашей методики наблюдения за аквариумными рыбками, увеличилось количество детей достигших высокого уровня сформированных экологических знаний этой области, произошли качественные изменения в структуре знаний. Дети стали задавать вопросы о жизни аквариумных рыбок и активно участвовать в процессе ухода за ними. Дети с удовольствием называют части тела рыбок и знают простые способы ухода за ними, вызываются кормить их.

Заключение

Экологическое воспитание осуществляется посредством ознакомления детей с живой и неживой природой. Главным средством изучения объектов живой природы является - наблюдение. Дети средней группы во многом самостоятельные, их внимание более устойчиво, чем у детей младших групп, поэтому наблюдение можно проводить длительнее.

Через наблюдение за аквариумными рыбками, дети среднего возраста приобщаются к природе, замечают закономерности и условия жизни водных обитателей. Дети учатся понимать и рассуждать о жизни рыб. Через изучение жизни рыб в аквариуме, дети в дальнейшем смогут понять многие важные вещи в жизни людей и своей собственной. На примере аквариума можно показать важность режимных моментов, что если вовремя не выключать и включать свет рыбкам, они умрут. Если вовремя не кормить - тоже погибнут.

Мы провели опытно-экспериментальную работу, которая подтвердила, что после проведенного комплекса наблюдений за аквариумными рыбками, увеличилось количество детей достигших высокого уровня сформированных экологических знаний данной области. Теперь дети умеют различать части тела рыб, знают способы ухода за аквариумными рыбками, задают вопросы касаемые жизни обитателей различных водоемов.

Таким образом, мы использовали метод наблюдения для расширения сформированных экологических знаний об аквариумных рыбках у детей среднего дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская. Мозырь: Издательский дом "Белый ветер", 2001. 48 с.

2. Буре Р.С., Виноградова А.М., Година Г.Н. и др.; Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников; Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. А.М. Виноградовой. Москва: Просвещение, 1980. 233 с.

3. Днепров Э.Д. Ушинский и современность / Э.Д. Днепров. Москва: Изд. дом ГУ. ВШЭ, 2008. 224 с.

4. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. с. 3-9.

5. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 2004. N 10. с. 34-36.

6. Нескучаева Л., Пискунова И., Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития познавательной активности детей.// Дошкольное воспитание,- 2004, №10, С. 15.

7. Николаева С. Н Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М: «Мозаика-Синтез», 2004. 128 с.

8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

9. Поваляева М. Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка», Ростов н/Д.№ «Феникс», 2002. 416 с.

10. Рыжова Н. А. Я и природа: Учеб.-метод. комплект по эколог, бразованию дошкольников. М.: Карапуз, 2001, с. 56, илл. (Сер. «Наш дом -- природа»).

11. Саморуковой П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 240 с.

Приложение

Характеристика аквариумных рыбок

Барбус огненный - обитатель северо-востока Индии и Бангладеш. Предпочитает стоячую и медленно текущую воду.

Длина до 15 сантиметров, в аквариуме до 8 сантиметров. Тело - вытянутый в длину овал, с боков утолщено, боковая линия неполная. Рот конечный, усиков нет.

У самца спина блестящего зеленого до оливково-зеленого цвета, бок и брюхо серебристые с желтоватым до красноватого отливом. В начале хвостового стебля черное пятно в золотистой окантовке. Плавники красноватые, спинной плавник с черным кончиком. Самец меньше самки, стройнее, в период нереста приобретает красный цвет.Самка от серо-зеленого до тускло-бронзового цвета, с почти бесцветными плавниками. Перед нерестом сильно полнеет.

Рыбы мирные, стайные, подвижные, занимают все слои воды. Чувствительны к недостаточному содержанию кислорода в воде. При нехватке растительного корма обкусывает мягкие листья растений.

Вода: 18-22 °С.

Сомик крапчатый или сомик обыкновенный - о битает в юго-восточной части Бразилии. Длина до 7 сантиметров. Тело от оливково-коричневого до оливково-зеленого цвета, на спине и боку различной величины черноватые пятна и мелкие пятнышки. Плавники серые с черными пятнышками и штрихами. Самец меньше и стройнее самки. Есть красноглазая альбиносная форма с розовой окраской тела.

Вода: 18-24 °С.

Меченосец (семейства пецилиевых) - длина самца (без меча) до 8 сантиметров, самки до 12 сантиметров. Тело вытянуто в длину, утолщено с боков. У самца более стройное тело. Нижние лучи хвостового плавника сильно удлинены и своей формой напоминают меч. Тело самки более полное и высокое.

Основная окраска желтовато-зеленая, в отраженном свете отливает зеленым или голубым светом. От конца рыла через глаз до хвостового плавника идет зигзагообразная темная фиолетовая или пурпурно-красная полоса, окаймленная с обеих сторон узкими полосами, с начала зеленой, затем карминно-красной. Коричневая окантовка чешуи образует на теле сетчатый рисунок. Плавники зеленовато-желтые, на спинном плавнике мелкие красные до коричневых штрихи и пятна. Наиболее распространены красные меченосцы различной интенсивности окраски - от кирпичной до рубиновой. Более всего ценится интенсивно-красная, без светлых пятен на животе, с пигментом, заходящим на глаза. Красивы красные меченосцы с черными плавниками. У ситцевых меченосцев по красному фону разбросаны черные пятна, сливающиеся к хвосту. Меч самца оранжево-желтого цвета, но может быть зеленым или красным, с черной окантовкой. Самка окрашена бледнее. Наблюдается отдельное превращение самок в самцов, особенно при их отдельном от самцов содержании.

Гуппи - обитают в северной части Америки и на островах Барбадос и Тринидад. В результате искусственных акклиматизации распространились по всем континентам.

Длина самца природной формы до 3 сантиметров, самки до 6 сантиметров. У селекционных форм самец до 4,5 сантиметров, самка до 8 сантиметров. Тело самца вытянуто в длину, стройное, несколько уплощено с боков. Тело самки также вытянуто в длину, с более уплощенной с боков задней частью. Самец природной формы оливково-серый с многоцветными точками и пятнами, самка - серая с зеленоватым, оливковым или синеватым отливом.

Мирные рыбы, держатся в верхнем слое воды, могут выпрыгивать из нее.

Вода: 20-28 °С.

Пецилия широкоплавничная - обитают в водоемах с пресной и солоноватой водой вдоль Мексиканского залива.

Длина самца до 10 сантиметров, самки до 12 сантиметров. Тело вытянуто в длину, довольно высокое. Спинной плавник широкий и высокий, у самца может превышать высоту тела.

Окраска сильно варьирует. Часто встречается темная спина, бок сверху коричневатый, снизу розовый или голубой, чешуя с перламутровым блеском с красными, голубыми, темно-зелеными или черными точками. На брюхе 6-7 темных полос. Горло и брюхо серебристо-белые. Спинной плавник светло-голубой с рядами черных точек и желтый до оранжевого цвета каймой. Хвостовой плавник снизу голубой, посередине голубовато-серый, сверху в оранжевых точках или с перламутровым блеском, может быть сверху зеленым с черными точками, в середине оранжево-желтым и снизу зелеными штрихами. Самка окрашена бледнее самца. Есть пегие и совершенно черные формы, а также альбиносы.

Путем скрещивания с моллиенезией парусной выведена порода с большим парусовидным спинным плавником с оранжевой каймой.

Мирные рыбы, но рыб с большими плавниками содержат отдельно, потому что рыбы с обычными плавниками могут их порвать. Содержать лучше группу с преобладанием самок.

Вода: 24-28 °С.

Черная молли или пецилия короткоплавничная - обитают в водоемах с пресной и солоноватой водой. Длина самца до 8 сантиметров, самки до 12 сантиметров.Тело вытянуто в длину, с высоким хвостовым стеблем, немного уплощено с боков.

Селекционеры вывели много цветных форм, в том числе черную, которую назвали черная молли.

Мирные рыбы, держатся в среднем и верхнем слоях воды, любят солнце или свет от ламп с высокой долей красных лучей.

Вода: 24-28 °С.

Кардинал(семейство карповые) - Обитают в ручьях с быстрым течением вблизи города Гуанчжоу(КНР).Длина до 4 сантиметров. Тело вытянуто в длину, стройное, в передней части немного уплощено с боков. Рот верхний.

Спина темно-коричневая с зеленоватым отливом, бок коричневый, брюх серебристо-белое. Посередине тела от рыла до хвостового плавника проходит две примыкающие друг к другу полосы. Верхняя узкая, золотистая, и нижняя широкая, темно-коричневая, которые заканчиваются у хвостового плавника черным пятном. Хвостовой плавник посередине красный со светло-желтыми, иногда бесцветными лопастями. Остальные плавники желтоватые с красной каймой за исключением грудного плавника, у которых кайма узкая, черная. Самец стройнее самки. Мирные, подвижные, стайные рыбы, держатся во всех слоях воды.

Вода: 18-25 °С.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психолого–педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста. Педагогические условия организации и методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2011

    Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда как средство развития детей дошкольного возраста. Развитие эстетических чувств. Оборудование зоны природы в детских садах.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2014

    Особенности формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста, используемые методики и оценка их эффективности. Организация процесса формирования знаний о величине у детей среднего дошкольного возраста, оценка динамики.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Определение критериев, анализ показателей и характеристика состояния экологического воспитания дошкольников. Экспериментальная оценка работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2012

    Изучение педагогических условий воспитания и основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Анализ методики использования предметно-развивающей среды как средства экологического воспитания. Приобщение детей к экологической культуре.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2014

    Интегративные тенденции экологического образования детей дошкольного возраста. Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ. Экспериментальное исследование экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2010

    Экспериментальное исследование сформированности представлений о диких животных у детей среднего дошкольного возраста. Проведение работы, направленной на расширение и углубление знаний дошкольников о зверях, с применением вербальных дидактических игр.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2011

    Культуры поведения детей дошкольного возраста: характеристика, особенности воспитания. Анализ театрализованной деятельности с точки зрения средства в воспитании культуры поведения детей среднего дошкольного возраста. Проект по развитию культуры поведения.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2011

    Теоретические аспекты и психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста. Эффективность применения опытов и экспериментов, как средств формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2015

    Лингвистические особенности формирования лексикона ребенка. Анализ педагогических условий развития запаса слов детей среднего дошкольного возраста. Разработка и апробация комплекса заданий по развитию словарного запаса детей пятилетнего возраста.

Аквариум своими руками для создания развивающей предметно-пространственной среды. Мастер-класс с пошаговым описанием

Васильева Евгения Викторовна, воспитатель МБДОУ №110, г. Иркутск
Описание: данный мастер-класс предназначен воспитателям для создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении.

Назначение:
Аквариум с рыбками - уголок подводного мира в детском саду. Может использоваться в образовательной деятельности по ознакомлению с обитателями подводного мира.
Подводный мир для детей - это настоящее подводное приключение, путешествие, полное природных чудес и волшебных морских существ.
Цель: Научить коллег изготовлению аквариума своими руками из подручных средств.
Задачи:
- развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям
- использовать для экологического воспитания дошкольников
- прививать любовь к животному миру
- формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и экспериментированию
Материалы для аквариума:


- коробка из-под обуви
- бумага желтого и голубого цветов
- кусочек ткани для создания морского пространства (можно использовать картинку, распечатанную на принтере, можно просто наклеить бумагу синего цвета)
- ракушки
- палочка (размер - чуть больше аквариума в длину)
- крышки от зубной пасты- 2 шт.
- клей карандаш
- клей «Момент»
Пошаговое описание изготовления аквариума
Шаг 1
Одну внутреннюю боковую сторону коробки из-под обуви обклеиваем бумагой желтого цвета – это будет дно аквариума


Шаг 2
Остальные внутренние боковые стороны и все внешние обклеиваем бумагой голубого цвета. На дно коробки клеим кусочек ткани для создания морского пространства


Шаг 3
На дно аквариума наклеиваем ракушки, используя клей «Момент»


Шаг 4
На боковых сторонах аквариума делаем отверстия для палочки, на которой и будут крепиться обитатели подводного мира.


Обитатели подводного мира выполнены в технике «торцевания». Торцевание – один из видов бумажного рукоделия. В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Из таких элементов и создается задуманное изделие.


Материалы для обитателей подводного мира:


- бумажные салфетки белого, голубого, синего, оранжевого, желтого, розового и красного цветов
- клей ПВА
- пластмассовая баночка для клея ПВА
- ножницы
- стержень от ручки или палочка от кисточки
- картон упаковочный
- нож канцелярский
- шаблоны обитателей подводного мира (картинки взяты из интернета)
Пошаговое описание изготовления обитателей подводного мира на примере морской звезды
Шаг 1
Готовим шаблон морской звезды. Переводим шаблон на упаковочный картон. Используя канцелярский нож, вырезаем морскую звезду


Шаг 2
Из бумажных салфеток красного цвета нарезаем квадраты со стороной 2 см. (чем больше размер квадрата, тем выше ворс)


Шаг 3
Для дальнейшего выполнения работы необходимо приготовить инструмент для торцевания. В данном мастер-классе используем палочку от кисточки. Торец палочки поставим в центр квадратика


Шаг 4
Сомнем квадратик и прокатаем стержень между пальцами. У нас получится объемный элемент «торцовка»


Шаг 5
Наносим клей ПВА на торец палочки. Прижимаем торцовку на основание и вынимаем стержень


Шаг 6
Каждую следующую «торцовку» приклеиваем рядом с предыдущей. Стараемся ставить «торцовку» плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Из квадратиков синего и розового цветов делаем торцовки для глаз и рта соответственно. Получилась морская звезда.


На примере изготовления морской звезды делаем остальных обитателей подводного мира:






После того, как все обитатели подводного мира будут готовы, нанизываем их на палочку за веревочки. Палочку вставляем в отверстия, сделанные в аквариуме. Палочку закрепляем крышками от зубной пасты. Аквариум готов.

Спасибо за внимание. Желаю творческих успехов.

1. Кто живет в аквариуме?

Цель. Обратить внимание на аквариум, вызвать интерес к нему и положительное отношение к его обитателям - рыбам.

Воспитатель. Что это такое? (Аквариум.) Да, этот аквариум - домик для рыб. Там налито много воды.

Послушайте мою загадку:

Стеклянный домик на подставке

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой. (Аквариум.)

Эта загадка об аквариуме.

Давайте полюбуемся нашим красивым аквариумом.

Посмотрите, а кто в аквариуме живет? (Рыбки.)

Что вы видите на дне аквариуме? (Камушки.)

Какие они? А что еще вы видите на дне аквариума? (Песок.)

Да, ребята, дно у нашего аквариума похоже на дно речки.

Что растет в аквариуме? (Травка, водоросли.)

Какого цвета травка? (Зеленая.)

А какие листочки? (Большие, маленькие.)

Дети, так кто же плавает в аквариуме? (Рыбка.)

Аквариум - домик для рыбки. Она здесь живет.

Что делает рыбка? (Плавает.)

Какая рыбка? (Красивая, красная, большая, маленькая.)

Рыбка плавает по всему аквариуму?

Закройте глазки, а теперь откройте: «Где сейчас рыбка?»

2. Что есть у рыбки?

Цель. Дать первоначальные представления о строении рыбы - вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, снизу брюшко. Воспитывать интерес к жизни рыб.

Воспитатель . Дети, покажите, где у нас в группе находится аквариум.

Правильно, это аквариум, домик для рыбки. Посмотрите, какой он красивый.

Послушайте мою загадку:

Этот дом не деревянный,

Он стеклянный, много рыб живет в нем.

Кто отгадал, что это за домик?

Кто живет в аквариуме?

Посмотрите и скажите, что есть у рыбки? (Голова, глазки, рот, хвост.)

Какое тело у рыбки? (Вытянутое, длинное.)

Что находится в передней части тела? (Голова.) Где у вас голова?

Что есть на голове у рыбки? (Глаза, рот.)

Правильно, у рыбки спереди голова, а что сзади? (Хвост.) У вас есть хвост? Вот у вас нет хвоста, а у рыбки есть. Он находится у нее сзади.

Сверху у рыбки спинка. Покажите, где у вас спинка?

Снизу у нее брюшко. А где у вас животик, покажите?

Посмотрите, сколько игрушечных рыбок я вам принесла. Возьмите себе рыбку.

Покажите, где у рыбки тело? Какое у рыбки тело?

Где у нее голова? Хвост? Спинка? Брюшко?

Какие красивые у вас рыбки, можете с ними поиграть. Давайте нальем в тазик воды и пустим туда рыбок.

3. Рыбка живая - она плавает.

Цель. Познакомить детей с тем, что живая рыба сама плавает, без чьей-либо помощи. В этом ей помогают глаза, с помощью которых она видит.

Воспитатель . Дети, покажите, где живут наши рыбки?

Как называется их домик?

Что налито в аквариуме?

Правильно, в аквариуме налита чистая и свежая вода. В грязной воде рыбка жить не может.

Посмотрите и скажите, что делает рыбка в аквариуме? (Плавает.)

Покажите, как она плавает.

Давайте ею полюбуемся. Как хорошо она плавает, легко.

Куда плывет рыбка? (Вверх, вниз, вперед, по всему аквариуму.)

Мы помогаем рыбке плавать? (Нет, она плавает сама.)

Наша рыбка - живая. Она сама плавает в воде, в аквариуме. Плавает по всему аквариуму.

Посмотрите на рыбку. Теперь закройте глаза.

Где наша рыбка? Снова закройте глаза. Где теперь рыбка?

Что помогает рыбке плавать? (Глаза.)

Глаза помогают рыбке плавать. Она смотрит ими и плывет в нужном направлении.

Подойдите ко мне, закройте глаза. Что вы видите? Можете ли вы идти с закрытыми глазами?

Вот и рыбке глаза помогают видеть все вокруг.

Посмотрите, что есть у нас в тазике? (Рыбка.)

Кто знает, какая это рыбка: живая или игрушечная?

Игрушечная рыбка может сама плавать? Давайте проверим, она плывет?

Сейчас я заведу ее и посмотрим, как она поплывет.

Можете с ней поиграть.

4. Как рыбы едят?

Цель. Познакомить детей с тем, что рыбка живая. Ее надо кормить специальным кормом.

(Показать прием кормления.)

Воспитатель. Вспомните, кто живет в нашем аквариуме?

Что делают рыбки в аквариуме, посмотрите? (Плавают.)

А вы сами что умеете делать? (Бегать, прыгать, играть.)

После прогулки вы приходите в группу и садитесь за столы, зачем? (Кушать.)

Вот и рыбам, чтобы жилось хорошо, чтобы они не болели, нужен корм, их надо кормить.

Скажите, что в этой баночке? (Корм для рыб.)

Давайте посмотрим корм. Этот корм из сухих червячков. Осторожно понюхайте его. Чем он пахнет? Приятный ли запах у корма?

Это специальный корм для рыб, рыбий корм.

Корм в руки брать не следует, а при кормлении рыб пользоваться ложечкой.

Давайте насыпем корм и посмотрим, что будут делать рыбы.

Куда ты будешь насыпать корм? (В кормушку.)

Чем будешь брать корм? (Ложечкой.)

Корма следует брать немного, чтобы рыбы его сразу съели.

Посмотрите, чем едят рыбки? (Ртом.)

Какой у них рот? (Маленький.)

Как они захватывают корм? (Подплывают к кормушке, открывают рот и заглатывают корм.)

Сегодня я снова принесла вам рыбку. Какая это рыбка? (Игрушечная.)

Дети, а игрушечная рыбка будет есть корм? Давайте проверим. У нее есть рот? (Есть.)

Сережа, насыпь рыбке корма. Посмотрите, ест ли она его? Почему не ест? (Она не живая.)

Можете поиграть с рыбкой.

5. Сравнение живой рыбки и игрушечной.

Цель. Закрепить знания детей о живой рыбке. Учить их отличать живую рыбку от игрушечной.

Воспитатель. Дети, посмотрите, сколько рыбок я вам принесла.

Какие это рыбки? (Игрушечные.)

Послушайте, какой стишок я вам прочитаю:

Рыбка плавает в водичке

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница,

Я хочу тебя поймать.

Дети, а можно ли ловить рыбку?

Какую рыбку можно брать в руки?

Возьмите игрушечные рыбки в руки.

Покажите, где у рыбки спина? Хвост? Голова? Что есть на голове? Чем рыбка смотрит?

(При рассматривании предлагать детям все показывать руками, каждому на своей игрушке.)

Какая рыбка у вас в руках? (Игрушечная.)

Можно ли брать в руки живую рыбку? (Нет.)

Можно ли с ней играть? (Нет.)

Живая рыбка должна находиться в воде, без воды может погибнуть. На нее можно, дети, смотреть глазками, можно ею любоваться, можно ее покормить.

Давайте покормим нашу рыбку, ведь без корма она погибнет.

Чем будем кормить?

Валя, принеси баночку с кормом.

Как будем насыпать корм? (Ложечкой, берем немного.)

Давайте посмотрим, как рыбка ест. Как она захватывает корм?

Игрушечную рыбку надо кормить? Будет ли она есть?

Давайте пустим наших рыбок в тазик с водой и посмотрим, будут ли рыбки плыть сами, будут ли помогать себе хвостиком.

Да, рыбка не может плыть сама, она ведь игрушечная.

Игрушечную рыбку можно брать в руки, игрушечная рыбка может (жить) быть без воды, с ней можно играть.

Поиграйте с рыбками самостоятельно.

6. Как мы заботимся о рыбке.

Цель . Обратить внимание детей на условия жизни рыбки в аквариуме: чистая вода комнатной температуры, песок на дне, в котором растет трава. В аквариуме светло и тепло. В таких условиях рыбка не болеет и хорошо себя чувствует. Мы заботимся о рыбке: кормим ее, доливаем в аквариум свежую воду.

Воспитатель. Отгадайте мою загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом, он прозрачный,

Он стеклянный, много рыб живет в нем

Покажите, где у нас находится аквариум?

Кто в нем живет?

Что налито в аквариуме?

Какая вода в аквариуме? (Чистая, свежая, комнатной температуры.)

Чтобы рыбке хорошо жилось, давайте дольем в аквариум свежей водички. (Воспитатель доливает воду.)

Что вы видите на дне аквариума? (Песок, камешки.)

Что растет в песке? (Травка, водоросли.)

В аквариуме светло и тепло. В таких условиях рыбка чувствует себя хорошо и не болеет.

Как мы заботимся о рыбке? (Кормим ее.)

Чем мы ее кормим? (Специальным кормом.)

Давайте покормим нашу рыбку.

Оля, достань баночку с кормом.

Как надо доставать корм из баночки? (Осторожно, ложечкой.)

Сколько корма надо брать? (Немного.)

Света, покорми рыбку.

Куда мы насыпаем корм? (В кормушку.)

Увидела ли рыбка корм? Что ей помогло увидеть корм? Чем она ест?

Какая наша рыбка: живая или игрушечная? Можно ли ее брать в руки и играть с ней? И мы не будем трогать рыбок. Будем лишь за ними наблюдать.

Приглашаю вас поиграть в игру «Рыбки плавают в пруду».



Рассказать друзьям