Мазлиш как говорить чтобы дети учились. Как говорить с ребенком, чтобы он вас слышал и слушал

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Как разговаривать с ребенком, чтобы его речь развивалась? Общаться с ним на его «марсианском» наречии или требовать нормальных слов? Обращать ли внимание на жесты или не реагировать? Как правильно строить диалог с неговорящим малышом?

Опытный логопед-дефектолог Анна Маковей делится с мамами простыми и эффективными приемами, которые помогут разговорить даже самого упрямого молчуна, сделают ваше общение с малышом интереснее и разнообразнее.

1. Долой «Скажи» и «Повтори»

Не просите кроху: «Скажи: МА-МА, ДАЙ» или «ПОВТОРИ: «БУЛЬ-ДО-ЗЕР». А уж наказывать малыша за отказ или неправильное произнесение вовсе не стоит! Очень часто подобные просьбы приводят к такому явлению, как речевой негативизм - при вышеозначенных просьбах малыш крепко сцепляет зубы и бежит от Вас стремглав, либо просто игнорирует настойчивые просьбы мамы что-либо сказать.

Как же тогда быть? Секрет прост - играйте и во время игры озвучивайте то, что делаете:

  • Вот кукла Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ. Вот как Ляля топает». Слова должны быть простыми, а фразы - максимально короткими.
  • «Паровозик гудит «ЧУ-Чу-у-у-у-у! Садись, Саша, прокачуууууу!!!» Эмоциональность - хороший способ привлечь кроху к игре. Используйте в речи разные интонации, меняйте тембр (окраску) голоса и добавляйте междометия - так кроха не только научится повторять за Вами простые слоги и слова, но и будет делать это очень выразительно!
  • «Будем строить дом. Возьмем кубик. Вот этот, большой кубик. Вот какой большой! Теперь возьмем вот этот кубик - маленький. У тебя какой кубик?» - непременно делайте паузу - дайте малышу почувствовать себя полноправным участником диалога - «Да! Это маленький кубик. Давай его сюда поставим. Вот! Готово! Получился дом! Кто в доме будет жить? - пауза - Котик! Вот здОрово! Заходи, котик. - пауза - Добро пожаловать!»

Вопросы задавайте ненавязчиво, без требовательных ноток в голосе. Малыш не должен чувствовать подвох и давление с Вашей стороны. Если карапуз не захотел или пока не может Вам ответить, после короткой паузы ответьте сами - так Вы даете ребёнку речевой эталон, который поможет ему в дальнейшем правильно строить фразы!

Маме на заметку!

Постарайтесь контролировать себя и не срываться на «Скажи», «Повтори». Не ждите быстрых результатов. Пройдет день, два, может быть и месяц - и малыш начнет повторять за Вами! Главное - спокойно общаться и играть, вовлекать кроху в диалог, хотя бы формальный (сами задаете вопрос и после короткой паузы - отвечаете).

Если карапуз не хочет играть в предложенную Вами игру - присоединитесь к той, которая его в настоящий момент увлекает. Катает машинку? Превосходно! Попросите прокатить на машинке зайчика или съездить в магазин за продуктами или строительными материалами. А то и мелкий бумажный сор довезти до мусорного ведра! Любит греметь кастрюльками - класс! Положите в кастрюлю кубики и сварите из них кашку для зверей. Периодически пробуйте её на «сахар» и «соль», предлагайте «попробовать» и малышу - чаще всего крохи с большим энтузиазмом откликаются на такие мамины проделки =)

2. «Ти-ти! ПТИчка, леТИ» или как использовать в речи лепетные слова

Часто мамы и другие близкие люди недооценивают речевые возможности крохи. «Сколько слов малыш говорит?» - «Да два-три…». Вопрос при этом: что считать словами? Считать ли словами «топ-топ» и «би-би»? Считать ли тремя разными словами слово «А-а-а», если это «больно», «вкусно пахнет» и «спи, моя куколка, засыпай»?

Возьмите за правило записывать «речевую продукцию» ребёнка. Пусть это будет тетрадка, блокнот или просто листок, в который Вы будете заносить все те звуки, слоги, слова, которые малыш уже может произносить. Это даст Вам представление об артикуляционных возможностях малыша и отличный материал для выдумывания и введения в игры простых и доступных крохе слов. Например:

  • «Ти-ти». На их основе вводим слова «пТИчка» и «леТИ». На прогулке насыпьте зернышки и позовите птичек: «Птичка, леТИ, покушай. Вот, леТИт птичка. Кушай!». Потом просите малыша позвать птичек.
  • «Мяу» и «ми». Если есть кошечка дома - отлично. Поиграйте так: «Киска, где твоя МИска? Давай молочка нальем! Вот, киса, молоко. Лакай!» Можете передразнить, как киска лакает язычком - это хорошее артикуляционное упражнение. «Вот, киса, МЯсо, кушай!»
  • «Ня-ня» превращаем в слово «няня» Придумайте игру со словом НЯНЯ: куколку возьмите и попросите малыша покачать, успокоить, спать уложить. «Куколка устала, хочет спать. Давай её укачаем! А-а-а-а, Бааай-баааай, спи, куколка (или по имени, если таковое имеется), засыпай! Спи. Вот, Саша, какая НЯНЯ хорошая! Куколка быстро уснула!»
  • «Пи» превращаем в глагол «пить» (появление в речи ребёнка глаголов - добрый вестник!!! Он очень хорошо притягивает к себе существительные, прилагательные и все прочие части речи). «Пойдем» и дальше нужное присоединяете — «чай пить», «сок пить», «морс пить», «молоко пить», «кисель пить», «компот пить». «Быстро», «медленно» — «Быстро не надо пить. Надо пить медленно». «Пей маленькими глотками». «Я пью чай. Ты (дотроньтесь рукой до крошкиного плеча) пьешь - сок. Папа пьет кофе».

Маме на заметку!

В придумывании нужно упражняться - не сразу на ум приходят словечки. Но! Терпение и труд все наши «не могу» и «не получается» перетрут =) Если в речи малыша уже довольно много слов - используйте словарь для составления простых фраз, которые можно использовать в играх.

3. «Даёшь контакт!»

Этот рецепт простой и очень естественный во взаимоотношениях мамы и малыша - чаще обнимайтесь! Барахтания, немного дурашливости, любовные пощипывания и покусывания только приветствуются! А ещё? Танцы, где Вы берётесь за руки, простые объятия после игры: «Как хорошо получилось!», да и просто посиделки на коленочках!

Для чего всё это нужно? Как тактильный контакт влияет на развитие речи? Очень хорошо влияет!

1. Возникает взаимное доверие, ощущение защищенности и комфорта.

Малыш доверяет и поэтому открыт ко всем Вашим затеям, не боится осуждения и критики. А Вы лучше понимаете кроху, его возможности и желания, становитесь менее требовательной и более расслабленной, что очень хорошо для равноправного и развивающего общения.

2. Игры проходят более естественно и комфортно, доставляют массу удовольствия и Вам и крохе. А если что-то нам очень приятно, хочется это повторить, так ведь?

3. Малыш на Вашем примере учится выражать свои чувства словами и делами, проявлять внимание к близким и оказывать им поддержку. Помните закон объятий? Четыре объятия в день нужны для выживания, восемь — для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, двенадцать объятий в день — для роста и чувства собственного достоинства. Обнимайтесь чаще!

Маме на заметку!

Все проявления Ваших чувств должны быть естественными и уместными, не стоит приставать к малышу тогда, когда он явно этого не хочет. Говорите крохе, как Вы его любите! Называйте ласковыми именами, рассказывайте о том, какой он был маленький, ничего-ничего не умел: ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать! А сейчас - всё умеет! Прыгать, бегать, самостоятельно кушать, ходить в туалет! Вот сколько всего! Такие беседы вызывают много положительных эмоций, малыш начинает гордиться собой. А следом за уверенностью в себе появляются попытки самовыражения. В речи - в том числе.

4. «Игрушки, на помощь!»

Игрушки - наши незаменимые помощники в развитии речи малыша. Они помогут внимание привлечь и познакомят с новыми словами - существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, научат пользоваться предлогами и строить фразы. Как?

С 1 года до 3 лет крохе для развития НЕОБХОДИМА манипуляция с предметами. Однако важно помнить, что развивает не сама по себе игрушка, предмет, а те действия и манипуляции, которые малыш с ними производит. А делает он это с Вашей помощью!

Как правильно играть с предметами, чтобы в речи крохи появлялись новые слова?

1. Существительные

Возьмите машинку, покажите крохе, назовите, что это: «Смотри - машина!» Продемонстрируйте все те разнообразные действия, которые с ней можно выполнять: катать, нагружать и высыпать кубики, катать любимую игрушку. Первоначально новое слово тесно связывается с тем предметом, который так назвали. Машинка - это именно вот эта - с желтой кабиной и красным кузовом! Когда кроха усвоит это понятие - «машина», покажите ему машинку другую - скажем, зелёную. Это тоже машина! И вот эта маленькая - тоже машина! И эта - с большими колесами! Так произойдет расширение понятия «машина», а малыш начнет лучше понимать речь окружающих.

2. Глаголы

Просите кроху совершить с игрушкой какие-либо действия: «Кати машинку. Вот так!», «Накладывай кубики. Вот, много кубиков положили». Кубики можно СКЛАДЫВАТЬ, СТРОИТЬ, СТУЧАТЬ, ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ, СОБИРАТЬ, РАЗБИРАТЬ, ВОЗИТЬ - вот сколько глаголов можно присоединить только к одному существительному - КУБИКИ.

3. Прилагательные

Рассказывайте малышу в игре о различных качествах того предмета, которым вы в настоящий момент играете. Машинка может быть красная и синяя, большая или маленькая, тяжелая или легкая. Любимая мягкая игрушка малыша - мягкая, пушистая, бархатистая, нежная, ласковая, тёплая. Кубики твердые, жесткие, красные-желтые-синие, звонкие, деревянные, пластмассовые! «Потрогай, какая киска у нас мягонькая. Вот какая! Пушистая! Шкурка красивая, серенькая. Давай кисоньку погладим. Вот так, вот так - смотри, как кисе приятно, она глазки закрыла и песенку поёт».

4. Наречия

Мячик летит высоко, далеко; машинка едет быстро; игрушечная киска тоже бежит быстро, а черепашка ползет - медленно. У мишки каши много, а собачки - мало, дудочка играет тихо, грустно, а барабан - громко, радостно! В комнате игрушки прибрали: «Вот как стало чисто!». Озвучивайте эти и другие признаки предметов и действий, и малыш тоже начнет использовать их в речи.

5. Местоимения

В игре просите кроху: «Дай мне» и местоимение «тебе»: «Это мне кубик, а это - тебе», «Мне ложку (к примеру, играете в кухню и приготовили «кашу» из кубиков) и тебе ложку». «Моя очередь, твоя очередь». «Вот моя любимая куколка. А где твоя?», «Давай мишку укачаем. Он устал». Так легко и незаметно местоимения займут прочное место в словарике Вашего карапуза.

6. Предлоги.

Предлоги помогают ребёнку лучше понять пространственно-временные отношения и правильно строить фразы. Усвоение их происходит отлично и в игре, и в ходе уборки после неё. «Принеси мячик. Он В коробке. Спасибо!», «Ой! Кубики упали НА пол! Давай соберем!». Посади куколку ЗА стол. Будем чай пить». Давай игрушки уберем. Машинку поставим В гараж. Кубики положим В коробку. Мячики положим В ведро. А куколку куда посадим? Вот сюда - НА диванчик. Вот как хорошо стало!»

Маме на заметку!

Чтобы слова появились и закрепились в речи крохи необходимо МНОГОКРАТНОЕ повторение.

Вводимые Вами новые слова должны быть понятными ребёнку, «осязаемыми», такими, которые он сможет прочувствовать на реальном опыте. Фразы, которые Вы используете в игре, являются для малыша эталоном. Поэтому не усложняйте их. Простое предложение из 2-4 слов - то, что нужно.

5. «Мама, помоги!» или как реагировать на жестовую речь

1. Начните работу с себя: проанализируйте, как Вы реагируете на такое поведение малыша.

В том случае, если Вы бросаетесь выполнять желание крохи ещё до того момента, как оно успело оформиться у него в голове - речи ждать придется довольно долго. Зачем ребёнку говорить, ведь и так всё хорошо, все потребности удовлетворены и желания выполнены. А бывает ещё и так: нервы у мамы не железные. Уже в предвкушении истерики, многие готовы дать малышу всё, что угодно, лишь бы не плакал. Узнали себя? Нет? Замечательно. Значит, можно перейти к шагу 2.

2. «Оречевляем» жест ребёнка.

Что ты хочешь? - пауза — Ты хочешь рисовать! Да! Будем рисовать!

Такое построение фразы даёт малышу уверенность в том, что мама его понимает (в отличие от игнорирования жестовых просьб), мама поможет. А вслед за уверенностью, появятся и попытки самостоятельного высказывания.

3. Провоцируем малыша на просьбу или отказ.

Правила формального диалога те же, что и описаны выше: «Хочешь покатать машинку? Да (кивок головой). На», «Будешь пить сок? Не будешь (покачиваем головой из стороны в сторону). Нет».

Маме на заметку!

Поддержите малыша, похвалите за попытку сказать что-либо, пусть даже и не совсем удачную. Озвучивать жест необходимо всегда до того момента, пока малыш не начнет делать попытки заговорить самостоятельно.

6. «Мама, говори!» — оречевление в повседневной жизни

Чтобы речь малыша развивалась, вовсе не обязательно организовывать специальные занятия и тратить час-полтора ежедневно на логопедические игры!

Проговаривайте всё, что делаете: манипулируя игрушками, называйте их цвет и те действия, которые можно с ней производить: «Вот какой мячик! Красный! Яркий! Большой! Лёгкий! Давай его покатаем: вот так! Теперь мне кати - вот как здорово катится! Лови мячик (легонько бросаете его в ручки малыша так, чтобы поймал) - вот как ловко поймал!»

Используйте повседневные ритуалы: умывание, подъем и отход ко сну, одевание для пополнения словаря крохи новыми словами и закрепления уже знакомых.

Иногда малыши не понимают наши словесные просьбы и инструкции, так как действие, которое от ребёнка требует мама, слишком обобщено и малыш просто не понимает, что именно он должен сделать! Например: «Прибери игрушки!» Что значит «прибери»? Куда их прибрать? Что сначала убрать, что потом?» Дробите деятельность на составляющие её действия и озвучивайте их: «Давай приберем игрушки. Сначала машинки поставим в гараж - вот. Поставили. Теперь давай мячи положим в корзину. Положили. Теперь кубики нужно собрать. Давай уберем их в коробку». Так детки не только пополнят словарь, научатся понимать и использовать в речи предлоги, правильно строить простые фразы, но и овладеют навыками самообслуживания и планирования своей деятельности.

Давайте малышу простые поручения:

  • донести сухое белье до гладильной доски («Унеси трусики. Унеси носочки. Унеси шортики. Вот спасибо! Очень маме помог!»);
  • положить на стол ложки («Давай на стол накрывать. Вот ложки. Положи, пожалуйста, на стол»);
  • вытереть сухой тряпочкой пыль («Давай порядок наведем. Сначала пыль будем вытирать. Намочим тряпочку. Вот, намочили. Теперь выжмем её немного. Готово! Давай столик протрем. Вот так! (помогите - накройте своей рукой детскую ручонку с тряпочкой и проведите по столу). Всё! Чисто!»;
  • выложить на стол продукты, только что принесенные из магазина.

Выполняя такую простую работу по дому, кроха усваивает названия предметов и действий, учится помогать маме. Подключайте карапуза к приготовлению еды - это очень увлекательно и полезно для развития речи!

Можно поручить почистить вареное яичко или картофелину, размешать муку в чашке с кефиром или взболтать яйца в миске, нажать кнопку на ручке блендера, а то и овощи нужные подать: «Давай будем оладьи печь! Нам нужен кефир. Где у нас кефир? Да! Вот он, в холодильнике! Давай нальем его в стакан. Вот столько, достаточно. Выливай кефир в миску. Теперь яичко разобьем: кок! Готово! Размешай немного вилкой. Вот так, спасибо!» и т.д.

Маме на заметку!

Все предложения должны быть короткими и простыми. Делайте паузы, если задаёте вопрос - давайте малышу возможность ответить. Даже если кроха произнес что-то непонятное или вовсе молчит - непременно ответьте ему: «Куда положим кубики? - «пауза или ответ малыша» - Я тоже так думаю! Положим в коробку!»

Со временем называние действий замените вопросами: «Что сначала сделаем? Куда положим кубики? Куда поставим машинку? Где у тебя маечки лежат?» и т.д.Если ребёнок предпочитает в общении использовать жесты - озвучивайте все его «слова»: Куда мяч укатился? Да! Вот он! Под кроваткой! Достань, пожалуйста. Как ловко ты его достал! Спасибо =)» Малышам нравится такое выражение понимания со стороны мамы! Со временем они и сами охотнее начинают озвучивать свои желания и действия сами.

Анна Маковей,
Логопед-дефектолог, педагог раннего развития.
Соавтор тренинга "Развиваем речь в игре" по методике Тепляковой.

and Elaine Mazlish

with Lisa Nyberg

and Rosalyn Anstine Templeton

Illustrations by Kimberly Ann Сое

HOW TO TALK SO KIDS CAN LEARN AT HOME AND IN SCHOOL

© 1995 by Adele Faber, Elaine Mazlish, Lisa Nyberg, and Rosalyn Anstine Templeton

© Новикова Т. О., перевод, 2010

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательство «Э», 2016

Ребенок понимает отношение к нему родителей и учителей по тому, как они разговаривают с ним. Слова взрослых влияют на самооценку ребенка и его чувство собственного достоинства. Речь взрослых в значительной степени определяет судьбу ребенка.

Хаим Гинотт

Эта книга родилась благодаря помощи множества людей, которые верили в наш успех. Нам много помогали родные и друзья. Родители, учителя и психологи из Соединенных Штатов и Канады рассказывали нам о том, как применяют навыки общения дома и в работе. Многие беседовали с нами, другие присылали письма. Джоанна Фабер десять лет преподавала в городской школе и снабдила нас множеством трогательных примеров из собственной школьной практики. Большую поддержку и помощь оказали нам университет Брэдли и начальная школа Бреттейн. Мы бесконечно благодарны нашей постоянной художнице Кимберли Энн Коуи, которая снова сумела разобраться в наших беглых набросках, вдохнуть в них жизнь и тепло. Нужные советы в нужное время давал наш литературный агент Боб Маркел. Мы постоянно чувствовали сердечную поддержку нашего издателя Элинор Роусон, которая всегда знала, в каком направлении мы должны двигаться дальше.

Наконец, мы хотим поблагодарить доктора Томаса Гордона за огромную работу, проделанную им в области отношений между взрослыми и детьми. Конечно, мы не можем не упомянуть и нашего наставника доктора Хаима Гинотта. Именно он помог нам понять, почему «каждый учитель в первую очередь должен учить человечности, а уже потом – своему предмету».

Как появилась эта книга

Идея этой книги возникла, когда мы, две молодые матери, пришли в родительскую группу известного детского психолога доктора Хаима Гинотта. После каждого занятия мы возвращались домой вместе и всю дорогу поражались эффективности новых навыков общения, которым только что научились. Мы так сожалели, что не владели ими много лет назад, когда профессионально работали с детьми: одна из нас преподавала в средних школах Нью-Йорка, а вторая – по соседству, на Манхэттене.

Тогда мы и предположить не могли, к чему приведут эти занятия. Спустя двадцать лет написанные нами книги для родителей разошлись по миру тиражами более 2 млн экземпляров и были переведены более чем на десять языков. Лекции, которые мы читали практически во всех штатах США и в каждой провинции Канады, собирают множество заинтересованных слушателей. Более 50 тысяч групп пользуются нашими аудио- и видеоматериалами в таких странах, как Никарагуа, Кения, Малайзия и Новая Зеландия. В течение двадцати лет мы постоянно слышим рассказы учителей о том, как благотворно сказалось на их работе посещение наших лекций, прослушивание наших курсов или чтение наших книг. Эти люди буквально требовали, чтобы мы написали книгу специально для них.

Педагог из города Трой, штат Мичиган, написала:

Я более двадцати лет работала с непослушными школьниками из группы риска. Я была поражена тому, как много нового смогла почерпнуть для себя из ваших книг для родителей… Сегодня в районе, где я консультирую учителей, разрабатывается новый план школьной дисциплины. Я искренне убеждена, что философия вашей книги послужит краеугольным камнем нового плана. Не собираетесь ли вы написать книгу специально для учителей?

Школьный социальный работник из города Флорис-сант, штат Миссури, написала:

Недавно я познакомила с программой вашего группового семинара «Как говорить так, чтобы дети слушали» родителей нашего района. Одна из матерей, сама педагог, начала применять новые навыки в школе и заметила, что проблем с поведением в ее классе стало значительно меньше. На это обратила внимание и директор школы, которую беспокоило увеличение количества наказаний и исключений из ее учебного заведения. Она была так поражена переменами, произошедшими в нашем классе, что попросила меня провести семинар для всех учителей.

Результаты оказались потрясающими. Резко сократилось количество «просьб» о наказаниях и временного отстранения от занятий. Дети стали реже прогуливать уроки, а их самооценка значительно повысилась.

Психолог из Нью-Йорка написала нам:

Меня серьезно беспокоило, что становится все больше детей, которые приходят в школу с ножами и огнестрельным оружием. Я постоянно думаю о том, что увеличение количества охранников и установка металлодетекторов нам не помогут. Важно наладить эффективное общение с детьми. Возможно, если бы учителя владели теми навыками, о которых вы рассказываете, им стало бы легче помогать детям справляться с их сложными проблемами ненасильственным путем. Не хотите ли вы написать книгу для учителей, директоров школ, членов родительских комитетов, помощников учителей, водителей школьных автобусов, секретарей и т. д. и т. п.?

Мы очень серьезно отнеслись к этим предложениям, но решили, что не можем принять на себя такую ответственность и написать книгу специально для учителей. В конце концов, мы уже давно не занимаемся преподаванием.

А потом нам позвонили Розалин Темплтон и Лиза Найберг. Лиза оказалась учительницей третьих и четвертых классов начальной школы Бреттейн в Спрингфилде, штат Орегон. Розалин готовила будущих учителей в университете Брэдли в Пеории, штат Иллинойс. Обе они были не удовлетворены широким использованием принуждения и наказаний в дисциплинарных целях в средних школах. Лиза и Розалин сообщили нам, что они давно собирают материалы с тем, чтобы предложить учителям альтернативные методы, которые позволили бы сделать учеников более сосредоточенными и дисциплинированными. Прочитав нашу книгу «Как говорить так, чтобы дети слушали, и слушать так, чтобы дети говорили», они поняли, что это – именно то, что им нужно, и попросили нашего разрешения адаптировать эту книгу для учителей.

В процессе разговора стало ясно, что опыт этих преподавателей очень широк. Обе женщины преподавали в городских, пригородных и сельских школах в разных регионах страны, обе имели ученую степень в области образования и вели различные семинары для учителей. Неожиданно проект, воплощение которого мы так долго откладывали, показался вполне реализуемым. Если, в дополнение к нашему собственному опыту преподавания и материалам, которыми снабжали нас учителя в течение двадцати лет, мы сможем использовать еще и огромный опыт этих двух педагогов, то у нас может получиться весьма полезная книга.

Тем летом Розалин и Лиза прилетели к нам. Мы с самого начала нашли общий язык. Обсудив примерный план книги, мы решили изложить материал с точки зрения молодой учительницы, которая пытается найти способ достучаться до своих учеников. В этом образе мы хотели объединить наш собственный опыт. Мы также решили использовать те же элементы, что и в предыдущих наших книгах – комиксы, «вопросы и ответы» и иллюстрированные сюжеты.

Но чем дольше мы общались, тем яснее становилось, что если мы собираемся охватить всю проблему детского образования, то нам придется выйти за пределы школьного класса и уделить не меньшее внимание первому учителю, который постоянно присутствует в жизни ребенка, то есть родителю. Что бы ни происходило в школе с 9.00 до 15.00, все это в значительной степени определяется тем, что происходит с ребенком до и после этого времени. Сколь бы благими ни были намерения родителя и учителя, если у них обоих не будет средств их реализации, ребенок вырастет неудачником.

Краткое содержание: Разговариваем с ребенком на языке чувств. Старайтесь меньше задавать вопросы. Фразы-утверждения помогают ребенку понять: его слышат. Избегайте стереотипов в разговоре с детьми.

Это умение облегчает наше общение с ребенком в ежедневных ситуациях. Например, в случае непослушания или когда ребенок испытывает сильные негативные чувства и не может овладеть собой. Это умение помогает найти нужные слова для поощрения и порицания. И оно же необходимо, если мы хотим передать самому ребенку ответственность за события его жизни.

Говорить на языке чувств.

Всем нам приходилось видеть своего малыша или подростка расстроенным, разгневанным, растерянным или испытывающим целую гамму чувств одновременно. Как разговаривать с ним, чтобы в ответ он не закричал, что его здесь не понимают, и не хлопнул дверью?

Прежде всего нужно прислушаться к ребенку: что с ним происходит? Что он или она чувствует?

Попытаться представить себя на его месте. Что бы вы сами чувствовали в этой ситуации - гнев, обиду, боль, может быть, голод?

Назвать это чувство: "Ты сейчас обижен (разгневан, чувствуешь боль, голод...)".

Сказать: "Ты хотел бы..." - и помочь ему удовлетворить эти желания в воображении.

Ребенок поймет: его чувства признаются. Ему говорят не о том, что он должен чувствовать, а о том, что он действительно переживает в этот момент. Ему не нужно бояться или стыдиться своих эмоций. Он учится признавать себя, доверять самому себе. Разговор на языке чувств позволяет ему чувствовать себя в безопасности.

Очень важно дать ребенку понять, что он может испытывать и два чувства одновременно. Например, ему нравится играть с младшим братом. Но если в какой-то момент все взрослые собрались вокруг малыша, старший чувствует себя покинутым и может испытывать даже ненависть.

Не станет ли ребенку хуже, если назвать своими именами негативные переживания? Наоборот, он легче и быстрее утешится, если услышит точное обозначение своих отрицательных чувств - его поняли и приняли. Это помогает даже в случае, когда ребенок чего-то очень сильно хочет. Если другой человек понял силу этого желания, справиться с отсутствием желаемого гораздо легче.

Задавать ли вопросы?

Идея обучить родителей правильному языку принадлежит известному американскому детскому психологу X. Джайнотту. Он считает: чтобы лучше понять чувства ребенка, надо не задавать ему вопросы, а высказываться в форме утверждений.

Например: сын пришел из школы хмурый и несколько помятый. Джайнотт советует отказаться от вопросов вроде: "Почему у тебя такой унылый вид?", "Что опять натворил?" Лучше прокомментировать: "У тебя был трудный день сегодня". Или: "Тебе, как видно, пришлось нелегко".

Фразы-утверждения помогают ребенку понять: его слышат.

Нередко своими вопросами мы концентрируем на ребенке негативное внимание. Попробуйте не задавать сыну или дочери никаких вопросов в течение нескольких дней. Хочется что-то узнать? Либо воздержитесь от вопроса, либо измените его. Говорите только то, что чувствуете или собираетесь делать сами. А не то, что делает или должен делать ребенок. Например, вместо: "Как ты доберешься домой?" - "Я беспокоюсь о тебе. Мне хотелось бы знать, что ты доберешься домой в полной безопасности".

Без стереотипов.

Понятно, что нам многое может не нравиться в поведении сына или дочери. К тому же мы беспокоимся, что какие-то события могут отразиться на их будущей жизни.

Часто трудно сдерживать свои чувства. И язык наш сам выдает привычные формулировки, когда мы говорим с ребенком. Все же стоит попробовать и постепенно приучить себя к определенному алгоритму, последовательности высказываний. Этот алгоритм предложен супругами Байярд, известными консультантами по проблемам отношений с подростками.

Допустим, вы собираетесь обсудить с ребенком какую-то не слишком приятную ситуацию - например, прогулы уроков в школе.

1. Сформулируйте в одном предложении, что вы хотите сказать. Если вы узнали о происшествии не от ребенка, объясните, как вам это стало известно. "Сегодня звонили из школы и сказали, что ты не был там уже 10 дней".

2. Скажите, что вы чувствуете по поводу этой ситуации: "Я беспокоюсь", "Я огорчен этим", "Я удивлена".

3. Укажите на возможные последствия такого поведения. При этом можно что-то преувеличить. Важно, чтобы ребенок понимал: это результат вашего размышления. Тогда это не травмирует его и не спровоцирует на то, чтобы осуществить ваши фантазии на деле. "Я представляю, как ты бросишь школу, будешь шататься по улицам, не сможешь найти работу и т. п.".

4. Признайте вашу беспомощность. При этом одновременно выскажите желание, что следовало бы сделать самому ребенку. "Я хочу, чтобы ты закончил среднюю школу. Но я знаю, что не могу постоянно контролировать тебя и заставить сделать это".

Как разговаривать с ребенком, чтобы он слушал?

Очень часто «корни» проблем с непослушанием ребенка растут не из особенностей его темперамента, а из того, как именно мы с ними разговариваем. То, как следует говорить с ребенком, в некоторой мере отличается от привычного нам общения со взрослыми.

Чтобы найти взаимопонимание с вашим малышом и сделать так, чтобы ваша просьба была им услышана, необходимо руководствоваться некоторыми рекомендациями.

1. В разговоре с ребенком очень важно не занимать авторитарную позицию, которая может восприниматься им как таковая, как минимум, на основании того, что вы смотрите на него сверху вниз. Поэтому психологи рекомендуют опуститься на уровень глаз малыша, чтобы он смог общаться с вами «на равных».

2. В разговоре обращайтесь к ребенку по имени, старайтесь говорить уверенно, но при этом мягко, без назидательного тона. Слова и фразы вежливости (спасибо, пожалуйста) не только покажут ребенку ваше хорошее отношение, но и научат его быть вежливым.

3. Дети очень плохо воспринимают длинные фразы и рассуждения. Они и между собой разговаривают так, что диалог построен на небольших предложениях, которые при этом несут всю необходимую для собеседника информацию. Поэтому, если ваша цель – попросить ребенка что-либо сделать, просьба должна уместиться в одну фразу. А чтобы понять наверняка, понял ли ребенок вас, попросите повторить вашу просьбу. Если малыш не может этого сделать, путается – значит, ваша формулировка была для него сложной. Также помните, что детям до трех лет лучше просьбу повторить несколько раз, чтобы они лучше ее восприняли и запомнили. А со старшими детьми такой вариант не пройдет – повторение просьбы вызовет у них только раздражение.

4. Если ребенок не хочет что-либо делать, то нужно найти вескую причину для выполнения просьбы и оформить её в простую фразу. К примеру, если малыш не хочет одеваться для выхода на улицу, то скажите так: «Оденься, чтобы пойти гулять».

5. Всем известно, что просьбы с частицей «не» могут плохо восприниматься детьми. Поэтому постарайтесь как-то изменить фразу, сохранив при этом её смысл. К примеру, если ребенок бегает по дому и шумит, то можно сказать, вместо «не бегай», следующее: «Дети бегают на улице, а дома они не спеша ходят».

6. Также позитивный эффект показывают так званые «я-сообщения». Они подразумевают собой сообщение ребенку своих просьб или пожеланий именно от собственного лица. То есть вместо фразы «отдай игрушку» лучше сказать «я хочу, чтобы ты дал мне игрушку». Можно также сказать «бабушка хочет, чтобы ты дал ей игрушку». Такая фраза не несет в себе никакой скрытой агрессии для малыша. Также «я-сообщения» полезны в виде компонента схемы «когда ты…, я/ мне…, потому что...». К примеру, вместо резкого очередного предупреждения «Не убегай от меня в супермаркете!» можно сказать «Когда ты убегаешь от меня в супермаркете, мне становится страшно, потому что я боюсь потерять тебя».

7. Часто используемую фразу с формулировкой «если…, тогда» лучше заменить на формулу «когда..., можно будет». К примеру, фразу «Если уберешь игрушки, тогда и будешь смотреть мультики» можно будет заменить на «Когда уберешь игрушки, можно будет посмотреть мультики».

8. Если вы хотите позвать ребенка из другой комнаты, то лучше будет именно зайти к нему и попросить подойти в кухню/комнату. Так он воспримет вашу просьбу более серьезно, а кроме того, отвлечется от своих занятий, чтобы выслушать вас.

9. Если малыш не хочет что-либо делать, то можно создать для него так званую «иллюзию выбора». То есть, если он не хочет готовиться ко сну по всем правилам, то можно спросить: «Что ты хочешь сначала делать – чистить зубы или надевать пижаму?». Ребенку важно самому решать, что он хочет делать.

10. Маленьким детям задавать вопрос «Зачем ты это сделал?» некорректно, так как малыш просто не сможет дать ответа на вопрос. Вместо этого лучше сказать «Давай поговорим о том, что ты сделал» - и обсудить эту ситуацию вместе. Также учитывайте то, что подобные обсуждения лучше вести, когда ребенок спокоен. Разговаривать с перевозбужденным малышом, который буквально только что плакал или истерил, – бесполезно.

11. Если ребенок капризничает и не отпускает вас, говорите четко, к примеру, ‒ «Я пойду в туалет. Сейчас вернусь», а не «Можно, я пойду в туалет?» ‒ это только подстегнет ребенка сказать «нет».

12. Что касается общения с капризничающим и хныкающим ребенком, то здесь нужно учитывать такое правило: чем громче он вопит, тем размереннее и тише вы должны с ним говорить. Если вы будете кричать на него, успокоиться это уж никак не поможет. Также между его криками говорите фразы вроде «я понимаю», «я тебе помогу», показывайте, что вам не безразлична проблема малыша.

13. Общайтесь со старшими детьми при помощи записок, оставленных на столе или дверце холодильника. Пусть они будут немного с юмором и разными «приколами» ‒ это детям нравится, и такую просьбу они выполнят куда охотнее.

14. Если ваш ребенок часто разбрасывает свои игрушки, то попробуйте решить проблему «глобально», предложив ребенку такой вариант, ‒ «Ваня, а где бы ты хотел хранить свои машинки/конструктор?». В такой ситуации ребенок ощутит себя взрослым, который сам решает, что ему делать со своими вещами. Как только выбор им будет сделан – он уж точно будет складывать игрушки в условленное место.

16. Если нужно отказать ребенку в какой-либо просьбе, то постарайтесь предложить ему альтернативу, к примеру: «Ехать на фестиваль одному нельзя, но можешь пригласить своих друзей к себе».

17. Ставьте ребенка в известность касательно своих планов. Например, будучи в гостях, лучше предупредить ребенка, что вы скоро уходите, чем потом резко выдергивать его из игры со сверстниками.

18. Обсуждая с вашим ребенком какие-либо дела, старайтесь избегать так званых закрытых вопросов, на которые можно ответить либо «да», либо «нет». Вместо вопроса «Как твои дела в школе?» лучше спросить «Что вы сегодня делали в школе?», «Что интересного ты узнал на уроке?».

19. Если вам нужно ответить ребенку категоричным отказом, то лучше просто сказать твердое «нет» - но без крика и каких-либо осуждений. И это как раз именно тот случай, когда строгий и холодный тон будет очень даже уместен.

Родители часто жалуются на то, что подросшие дети делают все по-своему и игнорируют любые советы. Конечно, это обидно. Иногда причиной может быть переходный возраст, когда ребенок похож на ежа и отрицает буквально все, что исходит от родителей. Но давайте обратим внимание и на другую причину. Как мы сами разговариваем с нашими детьми? Видит ли ребенок поддержку в наших словах, готовность помочь и понять? Сегодня мы расскажем, на чем важно сфокусироваться в общении с младшим поколением.

Эту статью будут сопровождать любознательные, весёлые, зажигающие, искренние и такие любимые улыбки детей. Желаем вам видеть их чаще!

От чего зависит стиль общения родителей с ребёнком?

Чаще всего родители выбирают путь общения с ребенком, зависящий от собственного темперамента и представлений, как правильно. Это может быть давление, множество требований и система поощрений и строгих наказаний.

Другой вариант полностью противоположен. Родители стараются быть всегда добрыми и мягкими, многое позволяют, не повышают голоса и надеются на то, что ребенок это оценит. Если же ребенок не оправдывает доверия, в ход идет все то же давление и ограничения.


Третий вариант самый, наверное, успешный. В этом случае родители совмещают строгость и мягкость в зависимости от ситуации. Подумайте, как строится общение в вашей семье. Возможно, вам пригодятся наши советы.

1. Меньше негативных конструкций.

Нам с детства привычно слово «нет» и частица «не». Так же мы разговариваем и с нашими детьми. Не трогай горячий чайник! Не урони тарелку! Не наступи в лужу! В результате ребенок чувствует себя недотепой, который без родительского контроля обязательно наступит в грязь, уронит что-то и разобьет.


Особенно же не стоит говорить школьнику, что он не сдаст экзамен, не поступит в институт, у него ничего не получится. Ребенок от таких заявлений не начнет стараться, он просто расстроится. Лучше использовать позитивную форму в общении.

Возьми полотенце, чтобы переставить чайник.

Держи крепче тарелку, она тяжелая.

Сконцентрируйся на математике.

Займись домашним заданием с 4 до 5, а потом поиграешь или посмотришь кино.

Такие фразы переводят ваши претензии и волнения в конструктив, подбадривают, и ребенок чувствует себя увереннее.

2. Объясняйте, зачем это нужно.

Мы уверены, что дети так же четко понимают следствия некоторых действий, как и мы сами.


То есть мы знаем, что если учиться хорошо, то можно сдать экзамены и поступить в хороший институт, а потом найти престижную работу. Если убираться в комнате, то будет приятно в нее заходить. Если много читать, то улучшится словарный запас и общаться с таким человеком станет интереснее.

Но дети еще не готовы схватывать причинно-следственные связи налету. Они понимают, что если поесть, то пропадет чувство голода, но связь между нелюбимым предметом и интересной профессией пока им не очевидна.


Поэтому не ленитесь объяснять, что сложная физика пригодится не только в школе (скоро мы подскажем, где именно она еще может понадобиться), приводите примеры почерпнутых из книг смешных цитат, которые можно удачно вставить в разговор, рассмешив собеседника. Ваши объяснения будут действовать гораздо лучше, чем «я сказала, быстро за уроки!».

3. Вопросы с открытым финалом.

Вспомните, как вы интересуетесь успехами ребенка. Например, он сходил к другу на день рождения. Каким будет ваш вопрос, когда он вернется? Чаще всего родители спрашивают – тебе понравилось? И ребенок отвечает односложно, да или нет.


Как вы интересуетесь его школьной жизнью? Чаще всего это вопрос – у тебя все хорошо в школе? И, конечно, получаете ответ – да. Это не очень хороший путь к взаимопониманию. Ребенок не расскажет никаких подробностей своей жизни в ответ на формальный вопрос.

Поэтому постарайтесь вытащить его из ракушки, задавайте вопросы с открытым финалом, требующие развернутого ответа.

Что тебе нравится на уроках биологии?

Что ты терпеть не можешь на физике?

Кто упражнение самое смешное на физкультуре?

Постарайтесь вытянуть по максимуму, разговорить ребенка.

Не нужно перегибать палку, например, настойчиво спрашивать, кто ему нравится. Наблюдайте, насколько он готов раскрыться, держите необходимую дистанцию. Такая тактика подробных разговоров и необходимого отстранения сделает вас только ближе.

4. Понять и принять.

Часто еще с детского возраста родители говорят детям – “ты мальчик, перестань плакать” или “ты девочка, перестань орать и носиться”.


Если ребенок боится войти в темную комнату, ему говорят, что там нет ничего страшного, просто иди и все. Но дело в том, что это в нашем возрасте в темной комнате нет монстров. Это мы, взрослые мальчики и девочки, можем пережить обиду без слез и обойтись без беготни от счастья (и то не всегда).

У детей все происходит немного иначе. То же самое в подростковом возрасте и в юношеском. Если к вам пришли с сообщением, что ненавидят математику, постарайтесь не отвечать, что это не предмет для разговора, просто нужно пойти и сделать уроки! Иначе ваш ребенок просто замкнется и перестанет делиться своими горестями.


В детстве, когда вы сами жаловались, что боитесь спать в темной комнате, вам бы очень помогло, если б ваша мама сказала – хорошо, я не буду закрывать дверь, и тебе не будет страшно.

Оставьте открытой дверь для своего ребенка. Выслушайте его. Вспомните себя. Скажите, что это вообще-то нормально, что нельзя любить вообще все-все. Подумайте вместе, как быть. Может быть, вы найдете преподавателя, который поможет полюбить то, что еще вчера казалось ужасным. Главное – откройте сердце навстречу страхам и проблемам ребенка.


Чтобы наладить отношения с ребенком и поддерживать их, поставьте разговоры на самое важное место.

Искренне интересуйтесь жизнью детей, подробно обсуждайте разные события, эмоции и чувства, держитесь доброжелательного тона и не давите без лишней необходимости. Вы увидите, на какие чудеса способны простые человеческие разговоры!


Главное – старайтесь не идти на поводу у эмоций, лучше попробуйте встать на сторону ребенка. Вероятнее всего, на многие вещи вы сможете взглянуть другими глазами.



Рассказать друзьям