Антон Семенович Макаренко
Книга для родителей
В таком случае взоры всех обращаются к педагогическим техникумам и вузам.Товарищи родители!
Между нами: среди нашей педагогической братии процент семейных бракоделов нисколько не меньше, чем у вас. И наоборот, прекрасные дети вырастают часто у таких родителей, которые не видели ни парадного, ни черного входа в педагогическую науку.
А педагогическая наука очень мало занимается вопросами семейного воспитания. Поэтому даже самые ученые педагоги хотя и хорошо знают, что от чего происходит, но в воспитании собственных детей стараются больше полагаться на здравый смысл и житейскую мудрость. Пожалуй, они чаще других грешат наивной верой в педагогический «секрет».
Я знал одного такого профессора педагогики. Он к своему единственному сыну всегда подходил с книгами в руках и с глубокими психологическими анализами. Как и многие педагоги, он верил, что в природе должен существовать этакий педагогический трюк, после которого все должны пребывать в полном благостном удовлетворении: и воспитатель, и ребенок, и принципы, – тишь и гладь, и божья благодать! Сын за обедом нагрубил матери. Профессор недолго думал и решил воодушевленно:
– Ты, Федя, оскорбил мать, следовательно, ты не дорожишь семейным нашим очагом, ты недостоин находиться за нашим столом. Пожалуйста, с завтрашнего дня я даю тебе ежедневно пять рублей – обедай где хочешь.
Профессор был доволен. По его мнению, он реагировал на грубость сына блестяще. Федя тоже остался доволен. Но трюковый план не был доведен до конца: тишь и гладь получились, но божья благодать выпала.
Профессор ожидал, что через три-четыре дня Федя бросится к нему на шею и скажет:
– Отец! Я был неправ, не лишай меня семейного очага!
Но случилось не так, вернее, не совсем так. Феде очень понравилось посещение ресторанов и кафе. Его смущала только незначительность ассигнованной суммы. Он внес в дело некоторые поправки: порылся в семейном очаге и проявил инициативу. Утром в шкафу не оказалось профессорских брюк, а вечером сын пришел домой пьяный. Растроганным голосом он изъяснялся в любви к папе и маме, но о возвращении к семейному столу вопроса не подымал. Профессор снял с себя ремешок и размахивал им перед лицом сына в течение нескольких минут.
Через месяц профессор поднял белый флаг и просил принять сына в трудовую колонию. По его словам, Федю испортили разные товарищи:
– Вы знаете, какие бывают дети?
Некоторые родители, узнав об этой истории, обязательно спросят:
– Хорошо! Ну, а все-таки, как же нужно поступать, если сын за обедом нагрубил матери?
Товарищи! Этак, пожалуй, вы меня спросите: как нужно поступить, если утерян кошелек с деньгами? Подумайте хорошенько, и вы сразу найдете ответ: купите себе новый кошелек, заработайте новые деньги и положите их в кошелек.
Если сын оскорбляет мать, никакой фокус не поможет. Это значит, что вы очень плохо воспитывали вашего сына, давно воспитывали плохо, долго. Всю воспитательную работу нужно начинать сначала, нужно многое в вашей семье пересмотреть, о многом подумать и прежде всего самого себя положить под микроскоп. А как поступить немедленно после грубости, нельзя решить вообще – это случай сугубо индивидуальный. Надо знать, что вы за человек и как вы вели себя в семье. Может быть, вы сами были грубы с вашей женой в присутствии сына. Впрочем, если вы оскорбляли вашу жену, когда сына не было дома, – тоже достойно внимания.
Нет, фокусы в семейном воспитании должны быть решительно отброшены. Рост и воспитание детей – это большое, серьезное и страшно ответственное дело, и это дело, конечно, трудное. Отделаться здесь легким трюком нельзя. Если вы родили ребенка – это значит: на много лет вперед вы отдали ему все напряжение вашей мысли, все ваше внимание и всю вашу волю. Вы должны быть не только отцом и шефом ваших детей, вы должны быть еще и организатором вашей собственной жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель.
Глава вторая
Но что появится нового? Это определится, когда вырастет новое поколение: поколение мужчин, которым никогда в жизни не приходилось покупать женщину за деньги или за другие социальные преимущества, и поколение женщин, которым никогда не приходилось отдаваться мужчине из-за каких-либо других побуждений, кроме подлинной любви, или отказаться отдаться любимому мужчине из боязни экономических последствий.
Ф. Энгельс
Когда-то в молодости пригласили меня на каникулах готовить к переэкзаменовке не совсем удачного сынка в одной княжеской семье, проводившей лето в своем имении недалеко от нашего губернского города. Я соблазнился хорошим заработком и возможностью познакомиться с княжеским бытом. На пустынной жаркой станции меня ожидал просторный, длинный и блестящий экипаж – коляска. Пара вороных рысаков и спина кучера тоже поразили мое воображение; я почувствовал даже некоторое благоговение перед царством знати, о котором раньше читал только в книгах.
Потертый мой чемоданчик неприлично прыгал на дне коляски, а на душе распространилось уныние: какого дьявола понесло меня в княжеский мир? У них свои законы, коляски, молчаливые кучера, от которых тоже несет аристократическими предками, такими же предками несет и от лошадей…
Я прожил в имении два месяца, и уныние, зародившееся в дороге, не покидало меня до последнего дня. Только на обратном пути, в той же коляске, тот же потертый чемоданчик прыгал уже весело, и не смущало меня ничто: ни коляска, ни кучер, ни весь необъятно богатый, недосягаемо высокий, блестящий княжеский мир.
Мир этот мне не нравился. Сам князь, свиты его величества генерал-майор, «работал» где-то при дворе и в имение не приехал ни разу. Здесь проводили лето высокая, худая, носатая княгиня, двое дочерей-подростков, таких же носатых, и такой же носатый двенадцатилетний кадет, мой, так сказать, воспитанник. Кроме этих лиц, ежедневно в столовой бывало человек до двадцати; я так хорошо и не узнал, кто они такие. Часть этого народа проживала в имении, другие приезжали на два-три дня в гости. Это были соседи, между ними попадались особы титулованные; до этого я и представить себе не мог, что в нашей губернии так много гнездится разной дряни.
Вся эта компания сплошь до одного человека поразила меня своим духовным ничтожеством. До сих пор в своей жизни я никогда не встречал такого собрания бесполезных людей. Может быть, поэтому я был не в состоянии заметить у них какие-либо достоинства.
Глядя на них, я не мог не вспоминать моего отца. Он ежедневно, в течение десятков лет, подымался в пять часов утра, по гудку. Через пятнадцать минут он уже шагает вдоль серых заборов песчаной нашей улицы, и в руках у него всегда красный узелок с завтраком. В шесть часов вечера он приходит с завода пыльный и серьезный и прежде всего выкладывает на табуретку в кухне аккуратно сложенный красный платочек, в котором так давно он носит свой завтрак. Разве могли когда-либо задуматься все эти князья и графы, свиты его величества генерал-майоры, их гости и приживалы над тем, сколько стоит простой ситцевый красный платок, как нужно его беречь, как бережно нужно его стряхивать после завтрака и складывать вчетверо, а потом еще пополам!?
Сейчас я вспоминаю княжескую семью как чудовищную карикатуру: скорее, это было преступное сообщество, компания бездельников, объединившихся вокруг главаря. Я с отвращением наблюдал все детали княжеской жизни: и глупую, пустую, никому не нужную чопорность, и обеденное и ужиное обилие, и хрусталь, и бесконечные ряды вилок и ножей у приборов, и оскорбительные для человека фигуры лакеев.
Я и теперь не понимаю, сколько времени можно жить такой бездеятельной, пресыщенной жизнью и не обратиться в тупое животное? Ну, год, два, ну, пять лет, но не века же?
Но они жили века. Они целыми днями болтали о чьих-то успехах, о каких-то интригах, о женитьбах и смертях, о наградах и ошибочных надеждах, о вкусах и странностях таких же бездельников, как они, о покупках и продажах имений.
Мой воспитанник был умственно отсталый мальчик. Кажется, такими же умственно отсталыми были и его сестры, и мамаша-княгиня. Но не только большое умственное развитие, но и простая арифметика не были для них существенно необходимы. Богатство, титул, принадлежащая им клеточка в придворном мире, давно разработанные, давно омертвевшие бытовые, моральные, эстетические каноны, несложная семейная дрессировка – все это вполне определяло путь будущего князя.
И несмотря на это, истинную сущность их жизни составляло стяжание, неумолчная, постоянная забота о накоплении, самая примитивная, самая некрасивая, отталкивающая жадность, с небольшим успехом прикрываемая этикетом и чопорностью. Им было мало того, что они имели! Где-то строилась железная дорога, где-то составлялась компания фарфоровых заводов, кто-то удачно обернулся с акциями – все их занимало, тревожило, дразнило, всюду их привлекали и пугали возможности и опасности, они страдали от нерешительности и не могли отказаться от этих страданий. И удивительное дело: эта семья даже отказывала себе кое в чем! Княгиня долго и печально толковала о том, что в Париж надо послать письмо с отказом от платьев, потому что деньги нужны князю «для дела», мой же воспитанник так же печально вспоминал, что в прошлом году хотели купить яхту и не купили.
Возвращаясь в свою рабочую семью, я был глубоко убежден, что побывал в мире антиподов, настолько для меня чуждых и отвратительных, что с рабочими миром невозможно никакое сравнение. Мой мир был неизмеримо богаче и ярче. Здесь были действительные создатели человеческой культуры: рабочие, учителя, врачи, инженеры, студенты. Здесь были личности, убеждения, стремления, споры, здесь была борьба. Приятели моего отца, такие же, как он, старые «мастеровые», были умнее, острее и человечнее аристократов. Кум моей семьи, маляр Худяков, пришел в воскресенье к батьку, сел против меня, ехидно скривил щербатый рот и сказал:
– А ты спросил, захочу я их компании? А к чертовой матери! Ты мне дармоеда медом обмажь, деньгами обсыпь, а я с ним рюмки водки не выпью. Я вот приду к Семену Григорьевичу, посидим, посчитаем, туда-сюда; без князей можно жить, а без нас, маляров? Черта пухлого! Какая будет жизнь без маляров? Некрашеная жизнь!
Потом, когда я чуточку поумнел и осмотрелся в жизни, и в особенности после Октября, я понял, что в старое время в семье князей и в семьях наших приятелей было нечто и общее.
Я хорошо помню, как выдавал кум Худяков свою дочку замуж. Дочка была у него хорошая, румяная, и страшно хотелось ей пройти жизнь рядом с молодым слесарем Нестеренко. А старый Худяков сказал ей:
– Кто такой Нестеренко? Слесаришко, на тройниках сидит. Какой у него будет заработок? Седым будет – полтора рубля в день! Брось!
Дочка плакала, а старый Худяков говорил:
– Что ты мне голову слезами морочишь? Единственная дочка, а меня, старика, унижаешь! Какой Нестеренко жених?
Дочка еще поплакала, а все-таки вышла за помощника машиниста Сверчкова.
Худяков говорил моему батьку во время воскресного визита:
– Дурная голова! Нестеренко, и все! У него ус вьется – тоже причина! Сверчков сейчас помощником на пассажирских, через год-два ему паровоз дадут, хотя бы и маневровый, скажем, а все ж таки машинист. Даром я работал? Пятьсот рублей приданого валяются или как?
А в нашем свете машинисты не с каждым маляром водили кампанию. Когда мне было лет семь, я на машинистов глядел как на самую высокую аристократию. Кум Худяков был маляр очень высокой квалификации – каретник, но женитьба Сверчкова на его дочери все же была для жениха явным мезальянсом.
Мой отец не одобрил кума и по этому случаю вообще осудил его политику по отношению к высшим классам.
– Слушай, Василь, – говорил он ему, – не нравится мне, знаешь, что ты все с панами водишься…
– Да где я там водюсь? – смущенно говорил кум и отворачивал жидкую козлиную бороденку от гостеприимной селедки к кустам жасмина за открытым окном.
– Как водишься? Сам ты в прошлое воскресенье с кем рыбу ловил? С этим… с толстобрюхим… с дорожным мастером! А жена твоя где днюет и ночует? У Новака? А?
Худяков пробовал сыграть на оскорблении:
– У Новака? Моя жена? Днюет и ночует? Ты, Семен Григорьевич, это брось! Жил без панов и проживу без панов. А рыбу ловить, так это охота! Рыбу я могу ловить и с генералом!
Отец хитро кивает на оскорбленного кума:
– Хэ! С генералом! У генерала лодки нет, а у дорожного мастера лодка! И сало в кошелке!
Направление работы компании "Бидермайер" - создание уютной атмосферы, эстетическое оформление не только квартир и домов, но и общественных помещений, офисов различных организаций, медицинских и образовательных учреждений.
Хочется отметить насколько важен грамотный, продуманный подход к дизайну учебных и вспомогательных помещений в дошкольном, среднем и профессиональном образовании.
Ярко и мудро свой взгляд на эстетику и стиль изложены выдающимся педагогом Антоном Семеновичем Макаренко в его труде "О воспитании" (глава "Трудовое воспитание, отношения, стиль, тон в коллективе"). Рассказывая о своем личном опыте в деле воспитания детей, он объясняет насколько внешняя красота и гармония влияют на внутренний мир детей и подростков, приучают к дисциплине, ответственности.
Стоит особенно заострить внимание, что трудился Антон Семенович далеко не в самые благополучные и сытые годы советского государства, но считал, что материальные затраты сторицей вернутся к педагогам в виде духовного и нравственного роста воспитанников.
Выдержка из книги "О воспитании" А.С. Макаренко:
"Я не представляю себе коллектива, в котором ребенку хотелось бы жить, которым он гордился бы, не представляю себе такого коллектива некрасивым с внешней стороны. Нельзя пренебрегать эстетическими сторонами жизни. А как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике.
Эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньшее значение, чем эстетика поведения. А что такое эстетика поведения? Это именно поведение оформленное, получившее какую-то форму. Форма сама является признаком более высокой культуры.
Поэтому здесь еще один отдел забот: приходя к эстетике как к результату стиля, как показателю стиля, мы эту эстетику потом начинаем рассматривать и как фактор, сам по себе воспитывающий."
"Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым долгом всегда строил оранжерею, и не как-нибудь, а с расчетом на гектар цветов, как бы дорого это ни стоило. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы. И я, и мои ребята кохались (любовно заботились, нежились) в этих цветах до предела. У нас был действительно гектар цветов, и не каких-нибудь, а настоящих. Не только в спальнях, столовых, классах, кабинетах стояли цветы, но даже на лестницах. Мы делали из жести специальные корзинки и все бордюры лестницы уставляли цветами. Это очень важно. Причем каждый отряд вовсе не получал цветы по какому-нибудь наряду, а просто - завял цветок, он идет в оранжерею и берет себе следующий горшок или два.
Вот эти цветы, костюмы, чистота комнат, чистота обуви - это должно быть в детском коллективе. "
"Я не допускал к уроку учителя, неряшливо одетого. Поэтому у нас вошло в обыкновение ходить на работу в лучшем костюме. И я сам выходил на работу в лучшем своем костюме, который у меня был. Так что все наши педагоги, инженер и архитектор ходили франтами.
Все это очень важно. Вот стол. Можно положить клеенку - хорошо, гигиенично, можно что угодно положить, а потом вымыл, и чисто. Нет, только белая скатерть, только белая скатерть может научить есть аккуратно, а клеенка - развращение. Скатерть в первые дни всегда будет грязная, вся в пятнах, а через полгода она станет чистая. Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти."
"Вот таких мелочей в жизни коллектива очень много, из них и составляется та эстетика поведения, которая должна быть в коллективе."
Ребенок чувствует себя бодрым, жизнерадостным от проведенной уборки, он видит, что всем приятно находиться в чистой, прибранной комнате. Родители отмечают качество выполненной им работы. Положительная оценка дает ребенку глубокое удовлетворение, он постарается в дальнейшем выполнить все это еще лучше.
Обязанность родителей и других старших членов семьи состоит в том, чтобы систематически, внимательно, настойчиво и терпеливо прививать детям гигиенические навыки. Правила гигиены в основном известны всем родителям, но не все из них систематически объясняют детям значение опрятности, недостаточно терпеливо упражняют своих детей в практическом осуществлении этих правил. Важно научить ребят любить чистоту, уметь постоянно ее поддерживать, сохранять и требовать от других того же.
В семье инженера Б. двое детей – Витя и Тамара. Оба учатся в четвертом классе и являются в школе неизменными членами санитарной комиссии. Витя и Тамара всегда аккуратно одеты. У них отглаженные галстуки, белоснежные воротнички, начищенные ботинки. Свои тетради и учебники Тамара и Витя содержат в образцовом порядке. Всем ребятам в классе известно, что Тамара и Витя сами стирают себе воротнички и платки, сами чистят свои ботинки, каждое утро занимаются гимнастикой, умываются до пояса, чистят зубы, ногти, причесываются и только после этого приступают к завтраку.
К такому строгому порядку родители приучали детей с ранних лет и постепенно. Не сразу дети научились самообслуживанию. Вначале часто приходилось отцу или матери отсылать Витю и Тамару еще раз оправить свою постель, снова вымыть шею, уши. Это продолжалось в течение долгого времени. Родители настойчиво добивались соблюдения детьми правил личной гигиены. В результате ежедневных упражнений и настойчивого контроля со стороны обоих родителей самообслуживание у Вити и Тамары к моменту поступления в школу превратилось в устойчивую привычку и стало их потребностью, «второй натурой».
Родители использовали разнообразные игры для того, чтобы приучить Витю и Тамару к чистоте, ежедневному умыванию утром, мытью рук перед едой. Игры детей с куклами, когда они их кормили, мыли, чистили, укрепляли представление детей о необходимости гигиенических процедур.
И в таком вопросе, как организация питания, необходима систематическая воспитательная работа родителей. Важно приучить ребенка к приему пищи через определенные промежутки времени.
Все дети школьного возраста принимают пищу четыре раза в сутки. Следует приучать ребенка с раннего возраста нормально есть все, что подается на стол, не разрешать ему «кусочничать» между установленными часами приема пищи, есть не вовремя лакомства и т. п.
Чтобы пища лучше усваивалась, нужно прежде обязательно есть первое, жидкое блюдо, а затем – второе; в противном случае нарушается пищеварение, что ведет к ухудшению здоровья. Завтрак, полдник, обед и ужин в данной семье или для данного ребенка должны происходить всегда в строго установленное время. Пища должна быть простая, но разнообразная. Недопустимо, чтобы дети сами хватали со стола любимые кушанья, сладости, фрукты.
Особенно важна опрятность ребенка во время еды. Белая скатерть приучает детей к аккуратности за столом. Л. С. Макаренко говорил по этому поводу: «Нет, только белая скатерть, только белая скатерть может научить есть аккуратно, а клеенка – развращение. Скатерть в первые дни всегда будет грязная, вся в пятнах, а через полгода она станет чистая. Невозможно воспитать умение аккуратно есть, если вы не дадите белой скатерти».
В воспитании гигиенических навыков, как и других сторон культуры поведения детей, важен личный пример родителей. Но одного личного примера недостаточно. Необходимо систематическое упражнение детей в соблюдении правил гигиены, причем необходимо добиться, чтобы детьми в меру их сил были осознаны все выполняемые ими правила. С этой целью родителям полезно поддерживать постоянную связь со школой, с учителями и ученическими организациями, чтобы знать, какие гигиенические навыки учителя воспитывают у школьников, а затем, со своей стороны, в домашних условиях углублять и закреплять эти навыки систематическими упражнениями и тренировкой. В этих вопросах очень полезно опираться на активность самих детей, которая во многом зависит от того, как дети поняли значение и насколько они привыкли к выполнению гигиенических требований. Полезно старшим детям давать длительное поручение наблюдать за выполнением гигиенических требований младшими детьми. В отдельных случаях, когда почему-либо старший ученик дома нарушает то или иное гигиеническое требование, можно и нужно применить испытанный прием А. С. Макаренко: поручить младшему ребенку, активно выполняющему правила гигиены, рассказать старшему брату или сестре, нарушителям гигиенических требований, как им нужно вести себя, скажем, за столом во время обеда. Такой прием оказывает воздействие на самолюбие старших детей и, не унижая чувства их личного достоинства, активизирует их отношение к требованиям родителей.
Большое значение в воспитании гигиенических навыков имеет соблюдение школьниками в семье режима дня, гигиены приготовления уроков и разумно организованного отдыха, о чем мы уже говорили в предыдущих главах пособия.
При воспитании гигиенических навыков у подростков и юношей необходимо больше апеллировать к их сознанию, к возрастающему у них чувству красивого, к совершенствованию личных качеств. Полезно использовать научно-популярную литературу на гигиенические темы. Для детей-дошкольников полезно, например, использовать книгу Г. М. Александрова «Чудесные очки», «Мойдодыр» К. Чуковского, стихотворение А. Барто «Купание» и др.
С увлечением эти произведения читают и младшие школьники.
Педагогическое общение, подробно рассмотренное нами во второй главе, - не более чем одно из средств педагогической деятельности. Его целью является педагогическое воздействие, направленное на изменение ребенка, его личности или поведения («изменение» в смысле: развитие, воспитание, обучение, коррекция).
В арсенале средств педагогического воздействия по-прежнему три основные - внушение, поощрение, наказание в их немногочисленных разновидностях (угроза, замечание, вызов родителей - не что иное, как разновидности наказания, «воспитательная беседа» или «разнос» - по существу внушение и т. д.). Эти методы - самые простые и самые привычные Но почему-то - и это замечают многие учителя - они перестают действовать на современных детей! А «секрет» здесь в том, что все эти три метода работают только в рамках традиционной школы безусловного послушания. И не работают с «саморазвивающейся» и «самоуправляющейся» личностью ребенка в условиях гуманизации школы, предполагающей равноценность всех людей и отвергающей жесткую иерархию поколений.
Охарактеризуем проблему. Стереотип поведения формируется у человека довольно быстро, и к юношеским годам он, как правило, окостеневает, становится «второй натурой». А вот понимание причин, почему так, а не иначе надо себя вести, наступает только с момента социальной зрелости, т. е. с началом профессиональной деятельности (а может и вообще не наступить, если человек ухитрится остаться иждивенцем, «продлив детство»: ребенок богатых родителей, обеспеченный
Глава 4 Ступень менеджмента
до конца своих дней, или женщина, вышедшая замуж за богатого и оставшаяся бездетной). И дальше человек начинает исходить из своеобразной, но очень распространенной установки- «Это правильно, потому что я так привык, потому что мне так удобно!» Внешние факторы, определяющие целесообразность, социальную полезность, моральную ценность деятельности, им в расчет не берутся. Характернейший пример - иные выпускники многих современных частных школ за годы обучения привыкают относиться к окружающим людям потребительски 1 .
В школьные годы учителей они воспринимали как работников сферы обслуживания. «Мои родители деньги платили, а вы тут от меня чего-то требуете - класс убрать, химию учить, которая мне не нужна... Да я и на урок приходить могу, когда захочу, я тут никому ничего не обязан, я клиент, вот и относитесь ко мне, как к клиенту!»
Гуманистическая парадигма, представленная «в чистом виде», предлагает полностью отказаться от идеи послушания младших старшим, а равно и от любого педагогического воздействия («воздействовать можно на предмет, а на человека, тем более на ребенка - негуманно!»). Но это приводит в конечном счете к размыванию самой педагогической позиции воспитателя, который перестает быть воспитателем.
Традиционный подход, сталкиваясь с проблемой «массового непослушания» современных детей, диктует прямо противоположное: «пробить» усиливающийся барьер отчужденности между поколениями, увеличивая силу все тех же методов воздействия (внушения, наказания, поощрения). В результате - возрастание «сопротивления педагогического материала» и дальнейшее усиление барьера. К тому же наш авторитаризм часто грешит лицемерием: мы нередко пытаемся организовать поведение учеников не так, как поступаем сами, а так, как, по нашему мнению, они должны поступать. Но пример всегда оказывается сильнее слов.
Существует и третий, принципиально иной путь. Философы и культурологи отмечают, что в наше время особое значение приобретают неявные («имплицитные») влияния на становление личности человека и его общей культуры. Для педагогики это означает, что наиболее
1 Речь идет о России В экономически развитых странах Запада учебно-воспитательный процесс в большинстве частных школ организован на авторитарной основе в педагогических традициях позапрошлого века. Принцип послушания младших старшим (в том числе младших учеников старшеклассникам) - один из ведущих.
эффективным будет то педагогическое воздействие, которое основано на принципе сокрытия педагогического замысла.
Иногда приходится использовать этот принцип в упрощенной форме, вообще не открывая ребенку никаких целей. Воспитанник просто обкладывается 4 некими внешними условиями, как загнанный волк - красными флажками, и его поведение становится внешне вполне адекватным, «запрограммированным».
Что такое «лежачие полицейские?» Это буртики, сделанные поперек асфальтового полотна дороги через определенные промежутки (своеобразные валики-«ухабы» высотой около 10 см). Их делают для того, чтобы водители не превышали скорость на конкретных участках дорог (например, у ворот детского садика). Естественно, что «гнать» теперь невыгодно: разобьешь машину. Другой пример. На крупных и многолюдных международных выставках вокруг ценных экспонатов или значимых и дорогих предметов интерьера разбивают клумбы, стелют листы цветного, но очень тонкого стекла, разбрасывают скользкие шарики. Никакой человек топтать цветы не станет, идти по тонкому стеклу не рискнет, оно сразу же «захрустит» под ногами, а упасть, поскользнувшись на кругляшке, кто же захочет?
Характерный пример того же плана из школьной жизни - прием «частый опрос», использующийся по отношению к ученикам, которые часто отвлекаются на уроках, излишне эмоциональны и расторможены. В моменты наибольшего проявления нежелательной активности ученику предлагается вопрос или задание по изучаемой теме. Частота (а может быть, и сложность) вопросов зависит от поведения. Преимущество приема в том, что его использование позволяет не нарушать логический ход урока в отличие от традиционных «поведенческих замечаний».
Но чаще «флажками» дело не ограничивается, и некие цели перед ребенком все же обозначаются - причем его собственные, привлекательные цели. Стремясь к ним, ребенок формирует именно тот опыт поведения, который нам необходим для целей воспитательного процесса, причем «наши» педагогические цели все время остаются в тени, не провоцируя своим видом здоровый детский «дух противоречия».
Существует парадокс: чем более скрытой будет педагогическая позиция, тем более будет она эффективной. И наоборот: чем более явно «педагогической», формально-ролевой будет позиция учителя, тем слабее будет результат педагогического воздействия. Даже роль учителя хороший педагог не играет, а проживает.
В плацкартном вагоне едет на экскурсию группа из 20 восьмиклассников и одной не совсем владеющей ситуацией учительницы. Учительница пытается утихомирить детей: «Вы не одни!.. Петров и Васильев, тихо, вы не одни в вагоне!.. Люди уже спать ложатся!.. Прекратите смех!..» Проходит полчаса, час - никакого результата. Взмыленная учительница бегает из одного отделения в другое и одних стыдит, другим приказывает, третьим угрожает, четвертым ставит в пример пятых - в общем, использует довольно богатую гамму традиционных приемов педагогического воздействия, ни один из которых не работает. И вдруг
Глава 4 Ступень менеджмента
из темноты раздается вполне серьезный, хриплый и не обещающий ничего хорошего голос пожилого пассажира: «Дети, если вы тотчас не замолчите, я вас всех убью». Дети замолкают (до самого утра). Убедившись, что все спокойно, учительница укладывается спать. Наутро она говорит пожилому пассажиру, обещавшему убить ее детей: «Как же вы так?! Это ведь антипедагогично!» А старичок добродушно улыбается в ответ: «Я сам 40 лет в школе работаю».
Не об этом ли писал К. Д. Ушииский: «Как бы далеко ни запрятал воспитатель или наставник свои глубочайшие нравственные убеждения... они выскажутся... и будут действовать тем сильнее, чем скрытнее»?
Хрестоматийный пример действия принципа сокрытия педагогического замысла содержится в сказке братьев Бондаренко «Волшебный мешочек» (из цикла «Медвежонок Спиря»). Сказочная маїь-медведица желает привить медвежонку-хулигану привычку к добрым делам. Она могла бы сказать ему примерно следующее: «Спиря, прекрати хулиганить, это плохо и некрасиво, тебя никто не будет за это любить! Вместо этого пошел бы починил скворцу домик, помог бы бобрам запруду построить, засыпал бы волчью яму, которую охотники вырыли». И повторять это изо дня в день. Это классический авторитарный подход. Напротив, если бы медведица была сторонницей гуманистического подхода, она сказала бы себе: «Медвежонок развивается, у него потребность разрушать гнезда, значит - такова его индивидуальная особенность. Может быть - это его призвание! Во всяком случае, никто не должен лишать его этого права, ведь это тоже опыт, опыт развития личности. А может быть, я сама во всем виновата - проявляла к нему недостаточно любви, вот он и отыгрывается на чужих яйцах и птенцах. Нужно не учить, не наказывать, а лечить его любовью и заботой».
Вместо этого мать-медведица дает сыну «волшебный» мешочек, в который полагается за каждый хороший поступок класть по камешку. «Когда мешочек наполнится, - говорит медведица, - ты можешь делать абсолютно все, что тебе захочется. Но только тогда!» Цель медвежонка - побыстрее наполнить мешочек и потом снова - за птичьи гнезда! Но пока он, камешек за камешком, наполнял мешочек - в нем вырабо-
> талась привычка к добрым делам, он «вошел во вкус». Мешочек напол-
% , нился, но Спире уже не хотелось хулиганить.
Видно, что здесь не просто организуются условия - здесь организуется деятельность ребенка. А ведь это и есть суть процесса воспитания. Точно так же как преподавание - это не что иное, как организация учения, так и воспитательная деятельность - не что иное, как организация целесообразной и внутренне продуктивной деятельности воспитанников, позволяющей им обрести не только стереотип поведения, но и жизненный опыт.
На принципе сокрытия педагогического замысла основано несколько эффективных методов педагогического воздействия. Тот, который описан в сказке братьев Бондаренко, называется опосредованием. Сам термин означает, что воспитатель достигает желаемых изменений
Основы педагогической деятельности
в поведении ученика не прямым указанием, а посредством какого-либо промежуточного звена. Такое звено и есть желанная цель, стремясь к которой ученик выполняет поставленное перед ним условие. То, что на самом деле необходимо педагогу, воспитанник начинает воспринимать как нечто необходимое для себя; самые неинтересные и трудные дела приобретают совсем другой смысл, когда от них зависит достижение заветной цели. При этом педагог работает исключительно «на поле» детских интересов и воспринимается ребенком всерьез - не как «училка», а как человек, личность. Условия эффективности этого метода:
» опираться на наиболее сильные и здоровые интересы, склонности и желания воспитанников, которые обычно проявляются в их играх и разговорах (это могут быть коммуникативные потребности, желание быть первым в какой-то деятельности, стремление лидерствовать, возглавлять группу товарищей, учиться в лучшем классе, быть «современным», подражать авторитетным взрослым, мечта сделать собственный сайт в Интернете и т. д.); « связь удовлетворения интересов детей с искоренением недостатков в их поведении должна восприниматься не как прихоть учителя, а как «закон жизни», естественное требование среды;
* избегать нажима и видимого руководства;
* учитывать, что после достижения заветной цели поведение неко
торых детей может снова ухудшиться, и тогда достигнутый ре
зультат надо закрепить другими средствами;
» соблюдать меру, чтобы не приучить детей к выполнению своих прямых обязанностей за награду.
Метод «создание внешних опор правильного поведения». Одной из классических разновидностей метода является режим, роль которого в формировании стереотипа поведения часто недооценивают. Режим в узком смысле («режим дня») в качестве «внешней опоры» использует время. Выработанный условный рефлекс на время облегчает выполнение самых скучных и неприятных ежедневных обязанностей, например, в летнем лагере: подъем, уборка, построение отряда и т. д.
Режим в широком смысле - Э7ЛО система правил, обязательных для выполнения в пределах той или иной воспитательной системы. Проекция «режима» в духовную сферу представляет собой метод «традиции». Чем более зрелой, организованной и духовно развитой является воспитательная система школы, тем в большей степени даже простой режим и его соблюдение становятся традицией. Метод традиций в ка-
Глава 4 Ступень менеджмента
честве «внешней опоры» использует чувство чести и собственного достоинства воспитанников, их корпоративную гордость.
Еще одна разновидность метода «создание внешних опор правильного поведения» - «прием белой скатерти». При этом воспитанник ставится в условия, затрудняющие проявление отрицательных форм поведения и стимулирующие положительные формы. А. С. Макаренко, чтобы приучить вновь поступивших в колонию подростков к аккуратности, усаживал их обедать за столы, покрытые снежно-белыми скатертями. После еды подростки были вынуждены отстирывать каждое пятнышко, и так повторялось до тех пор, пока они не приучались к аккуратности. Близким является метод «естественного наказания» - в этом случае воспитанник, допустивший неверную форму поведения, терпит серьезный ущерб от воздействия условий окружающей его среды, естественным образом изменившейся вследствие его проступка. В свое время еще Г. Спенсер рекомендовал этот метод для родителей. Ребенок ломает игрушку - не покупайте ему новой. Собрался не вовремя, когда родители идут в гости, - оставьте его дома.
Прием «расшатывания позиции» заключается в том, что педагог исподволь и незаметно вносит негативные элементы в характеристику отрицательного образца, который ребенок избрал себе для подражания. В общении это происходит как бы нечаянно, неумышленно, со ссылкой на «общеизвестные факты».
Прием «формализации» основан на том, что к формальным группам сплошь и рядом выстраивается формальное отношение. Считается, что раз они есть, значит у них должны быть планы, какая-то деятельность, контролирующие моменты и даже анализ. И работают эти группы кое-как. Прием «формализации» использует этот стереотип общественного сознания «от противного». «Формализации» подвергаются негативные проявления поведения детей (обычно повторяющиеся). Детям предлагается, например, назначить ответственного за регулярное нанесение надписей на стенах туалета, составить график дежурств расписывалыциков стен на предстоящий учебный год, сдать этот график этим же вечером на утверждение классному руководителю, систематизировать надписи по классам и видам, отчитаться о «проделанной работе» перед всем классом и т. д. И все это - на полном серьезе («заодно менеджменту выучитесь»).
«Посеешь поступок - пожнешь привычку. Посеешь привычку - пожнешь характер. Посеешь характер - пожнешь судьбу...» Расставьте в определенном порядке объекты педагогического
Основы педагогической деятельности
воздействия и объясните принцип упорядочивания: личность ребенка, поведение ребенка, привычка, стереотип поведения, опыт поведения, отдельные качества личности.
Заполните таблицу «Традиции моей школы». Для получения дополнительной информации побеседуйте с коллегами, с руководством, проведите анкетирование учащихся.
Таблица 35 Традиции моей школы
Педагогическое общение, подробно рассмотренное нами во второй главе, - не более чем одно из средств педагогической деятельности. Его целью является педагогическое воздействие, направленное на изменение ребенка, его личности или поведения («изменение» в смысле: развитие, воспитание, обучение, коррекция).
В арсенале средств педагогического воздействия по-прежнему три основные - внушение, поощрение, наказание в их немногочисленных разновидностях (угроза, замечание, вызов родителей - не что иное, как разновидности наказания, «воспитательная беседа» или «разнос» - по существу внушение и т. д.). Эти методы - самые простые и самые привычные Но почему-то - и это замечают многие учителя - они перестают действовать на современных детей! А «секрет» здесь в том, что все эти три метода работают только в рамках традиционной школы безусловного послушания. И не работают с «саморазвивающейся» и «самоуправляющейся» личностью ребенка в условиях гуманизации школы, предполагающей равноценность всех людей и отвергающей жесткую иерархию поколений.
Охарактеризуем проблему. Стереотип поведения формируется у человека довольно быстро, и к юношеским годам он, как правило, окостеневает, становится «второй натурой». А вот понимание причин, почему так, а не иначе надо себя вести, наступает только с момента социальной зрелости, т. е. с началом профессиональной деятельности (а может и вообще не наступить, если человек ухитрится остаться иждивенцем, «продлив детство»: ребенок богатых родителей, обеспеченный
Глава 4 Ступень менеджмента
до конца своих дней, или женщина, вышедшая замуж за богатого и оставшаяся бездетной). И дальше человек начинает исходить из своеобразной, но очень распространенной установки- «Это правильно, потому что я так привык, потому что мне так удобно!» Внешние факторы, определяющие целесообразность, социальную полезность, моральную ценность деятельности, им в расчет не берутся. Характернейший пример - иные выпускники многих современных частных школ за годы обучения привыкают относиться к окружающим людям потребительски 1 .
В школьные годы учителей они воспринимали как работников сферы обслуживания. «Мои родители деньги платили, а вы тут от меня чего-то требуете - класс убрать, химию учить, которая мне не нужна... Да я и на урок приходить могу, когда захочу, я тут никому ничего не обязан, я клиент, вот и относитесь ко мне, как к клиенту!»
Гуманистическая парадигма, представленная «в чистом виде», предлагает полностью отказаться от идеи послушания младших старшим, а равно и от любого педагогического воздействия («воздействовать можно на предмет, а на человека, тем более на ребенка - негуманно!»). Но это приводит в конечном счете к размыванию самой педагогической позиции воспитателя, который перестает быть воспитателем.
Традиционный подход, сталкиваясь с проблемой «массового непослушания» современных детей, диктует прямо противоположное: «пробить» усиливающийся барьер отчужденности между поколениями, увеличивая силу все тех же методов воздействия (внушения, наказания, поощрения). В результате - возрастание «сопротивления педагогического материала» и дальнейшее усиление барьера. К тому же наш авторитаризм часто грешит лицемерием: мы нередко пытаемся организовать поведение учеников не так, как поступаем сами, а так, как, по нашему мнению, они должны поступать. Но пример всегда оказывается сильнее слов.
Существует и третий, принципиально иной путь. Философы и культурологи отмечают, что в наше время особое значение приобретают неявные («имплицитные») влияния на становление личности человека и его общей культуры. Для педагогики это означает, что наиболее
1 Речь идет о России В экономически развитых странах Запада учебно-воспитательный процесс в большинстве частных школ организован на авторитарной основе в педагогических традициях позапрошлого века. Принцип послушания младших старшим (в том числе младших учеников старшеклассникам) - один из ведущих.
эффективным будет то педагогическое воздействие, которое основано на принципе сокрытия педагогического замысла.
Иногда приходится использовать этот принцип в упрощенной форме, вообще не открывая ребенку никаких целей. Воспитанник просто обкладывается 4 некими внешними условиями, как загнанный волк - красными флажками, и его поведение становится внешне вполне адекватным, «запрограммированным».
Что такое «лежачие полицейские?» Это буртики, сделанные поперек асфальтового полотна дороги через определенные промежутки (своеобразные валики-«ухабы» высотой около 10 см). Их делают для того, чтобы водители не превышали скорость на конкретных участках дорог (например, у ворот детского садика). Естественно, что «гнать» теперь невыгодно: разобьешь машину. Другой пример. На крупных и многолюдных международных выставках вокруг ценных экспонатов или значимых и дорогих предметов интерьера разбивают клумбы, стелют листы цветного, но очень тонкого стекла, разбрасывают скользкие шарики. Никакой человек топтать цветы не станет, идти по тонкому стеклу не рискнет, оно сразу же «захрустит» под ногами, а упасть, поскользнувшись на кругляшке, кто же захочет?
Характерный пример того же плана из школьной жизни - прием «частый опрос», использующийся по отношению к ученикам, которые часто отвлекаются на уроках, излишне эмоциональны и расторможены. В моменты наибольшего проявления нежелательной активности ученику предлагается вопрос или задание по изучаемой теме. Частота (а может быть, и сложность) вопросов зависит от поведения. Преимущество приема в том, что его использование позволяет не нарушать логический ход урока в отличие от традиционных «поведенческих замечаний».
Но чаще «флажками» дело не ограничивается, и некие цели перед ребенком все же обозначаются - причем его собственные, привлекательные цели. Стремясь к ним, ребенок формирует именно тот опыт поведения, который нам необходим для целей воспитательного процесса, причем «наши» педагогические цели все время остаются в тени, не провоцируя своим видом здоровый детский «дух противоречия».
Существует парадокс: чем более скрытой будет педагогическая позиция, тем более будет она эффективной. И наоборот: чем более явно «педагогической», формально-ролевой будет позиция учителя, тем слабее будет результат педагогического воздействия. Даже роль учителя хороший педагог не играет, а проживает.
В плацкартном вагоне едет на экскурсию группа из 20 восьмиклассников и одной не совсем владеющей ситуацией учительницы. Учительница пытается утихомирить детей: «Вы не одни!.. Петров и Васильев, тихо, вы не одни в вагоне!.. Люди уже спать ложатся!.. Прекратите смех!..» Проходит полчаса, час - никакого результата. Взмыленная учительница бегает из одного отделения в другое и одних стыдит, другим приказывает, третьим угрожает, четвертым ставит в пример пятых - в общем, использует довольно богатую гамму традиционных приемов педагогического воздействия, ни один из которых не работает. И вдруг
Глава 4 Ступень менеджмента
из темноты раздается вполне серьезный, хриплый и не обещающий ничего хорошего голос пожилого пассажира: «Дети, если вы тотчас не замолчите, я вас всех убью». Дети замолкают (до самого утра). Убедившись, что все спокойно, учительница укладывается спать. Наутро она говорит пожилому пассажиру, обещавшему убить ее детей: «Как же вы так?! Это ведь антипедагогично!» А старичок добродушно улыбается в ответ: «Я сам 40 лет в школе работаю».
Не об этом ли писал К. Д. Ушииский: «Как бы далеко ни запрятал воспитатель или наставник свои глубочайшие нравственные убеждения... они выскажутся... и будут действовать тем сильнее, чем скрытнее»?
Хрестоматийный пример действия принципа сокрытия педагогического замысла содержится в сказке братьев Бондаренко «Волшебный мешочек» (из цикла «Медвежонок Спиря»). Сказочная маїь-медведица желает привить медвежонку-хулигану привычку к добрым делам. Она могла бы сказать ему примерно следующее: «Спиря, прекрати хулиганить, это плохо и некрасиво, тебя никто не будет за это любить! Вместо этого пошел бы починил скворцу домик, помог бы бобрам запруду построить, засыпал бы волчью яму, которую охотники вырыли». И повторять это изо дня в день. Это классический авторитарный подход. Напротив, если бы медведица была сторонницей гуманистического подхода, она сказала бы себе: «Медвежонок развивается, у него потребность разрушать гнезда, значит - такова его индивидуальная особенность. Может быть - это его призвание! Во всяком случае, никто не должен лишать его этого права, ведь это тоже опыт, опыт развития личности. А может быть, я сама во всем виновата - проявляла к нему недостаточно любви, вот он и отыгрывается на чужих яйцах и птенцах. Нужно не учить, не наказывать, а лечить его любовью и заботой».
Вместо этого мать-медведица дает сыну «волшебный» мешочек, в который полагается за каждый хороший поступок класть по камешку. «Когда мешочек наполнится, - говорит медведица, - ты можешь делать абсолютно все, что тебе захочется. Но только тогда!» Цель медвежонка - побыстрее наполнить мешочек и потом снова - за птичьи гнезда! Но пока он, камешек за камешком, наполнял мешочек - в нем вырабо-
> талась привычка к добрым делам, он «вошел во вкус». Мешочек напол-
% , нился, но Спире уже не хотелось хулиганить.
Видно, что здесь не просто организуются условия - здесь организуется деятельность ребенка. А ведь это и есть суть процесса воспитания. Точно так же как преподавание - это не что иное, как организация учения, так и воспитательная деятельность - не что иное, как организация целесообразной и внутренне продуктивной деятельности воспитанников, позволяющей им обрести не только стереотип поведения, но и жизненный опыт.
На принципе сокрытия педагогического замысла основано несколько эффективных методов педагогического воздействия. Тот, который описан в сказке братьев Бондаренко, называется опосредованием. Сам термин означает, что воспитатель достигает желаемых изменений
Основы педагогической деятельности
в поведении ученика не прямым указанием, а посредством какого-либо промежуточного звена. Такое звено и есть желанная цель, стремясь к которой ученик выполняет поставленное перед ним условие. То, что на самом деле необходимо педагогу, воспитанник начинает воспринимать как нечто необходимое для себя; самые неинтересные и трудные дела приобретают совсем другой смысл, когда от них зависит достижение заветной цели. При этом педагог работает исключительно «на поле» детских интересов и воспринимается ребенком всерьез - не как «училка», а как человек, личность. Условия эффективности этого метода:
» опираться на наиболее сильные и здоровые интересы, склонности и желания воспитанников, которые обычно проявляются в их играх и разговорах (это могут быть коммуникативные потребности, желание быть первым в какой-то деятельности, стремление лидерствовать, возглавлять группу товарищей, учиться в лучшем классе, быть «современным», подражать авторитетным взрослым, мечта сделать собственный сайт в Интернете и т. д.); « связь удовлетворения интересов детей с искоренением недостатков в их поведении должна восприниматься не как прихоть учителя, а как «закон жизни», естественное требование среды;
* избегать нажима и видимого руководства;
* учитывать, что после достижения заветной цели поведение неко
торых детей может снова ухудшиться, и тогда достигнутый ре
зультат надо закрепить другими средствами;
» соблюдать меру, чтобы не приучить детей к выполнению своих прямых обязанностей за награду.
Метод «создание внешних опор правильного поведения». Одной из классических разновидностей метода является режим, роль которого в формировании стереотипа поведения часто недооценивают. Режим в узком смысле («режим дня») в качестве «внешней опоры» использует время. Выработанный условный рефлекс на время облегчает выполнение самых скучных и неприятных ежедневных обязанностей, например, в летнем лагере: подъем, уборка, построение отряда и т. д.
Режим в широком смысле - Э7ЛО система правил, обязательных для выполнения в пределах той или иной воспитательной системы. Проекция «режима» в духовную сферу представляет собой метод «традиции». Чем более зрелой, организованной и духовно развитой является воспитательная система школы, тем в большей степени даже простой режим и его соблюдение становятся традицией. Метод традиций в ка-
Глава 4 Ступень менеджмента
честве «внешней опоры» использует чувство чести и собственного достоинства воспитанников, их корпоративную гордость.
Еще одна разновидность метода «создание внешних опор правильного поведения» - «прием белой скатерти». При этом воспитанник ставится в условия, затрудняющие проявление отрицательных форм поведения и стимулирующие положительные формы. А. С. Макаренко, чтобы приучить вновь поступивших в колонию подростков к аккуратности, усаживал их обедать за столы, покрытые снежно-белыми скатертями. После еды подростки были вынуждены отстирывать каждое пятнышко, и так повторялось до тех пор, пока они не приучались к аккуратности. Близким является метод «естественного наказания» - в этом случае воспитанник, допустивший неверную форму поведения, терпит серьезный ущерб от воздействия условий окружающей его среды, естественным образом изменившейся вследствие его проступка. В свое время еще Г. Спенсер рекомендовал этот метод для родителей. Ребенок ломает игрушку - не покупайте ему новой. Собрался не вовремя, когда родители идут в гости, - оставьте его дома.
Прием «расшатывания позиции» заключается в том, что педагог исподволь и незаметно вносит негативные элементы в характеристику отрицательного образца, который ребенок избрал себе для подражания. В общении это происходит как бы нечаянно, неумышленно, со ссылкой на «общеизвестные факты».
Прием «формализации» основан на том, что к формальным группам сплошь и рядом выстраивается формальное отношение. Считается, что раз они есть, значит у них должны быть планы, какая-то деятельность, контролирующие моменты и даже анализ. И работают эти группы кое-как. Прием «формализации» использует этот стереотип общественного сознания «от противного». «Формализации» подвергаются негативные проявления поведения детей (обычно повторяющиеся). Детям предлагается, например, назначить ответственного за регулярное нанесение надписей на стенах туалета, составить график дежурств расписывалыциков стен на предстоящий учебный год, сдать этот график этим же вечером на утверждение классному руководителю, систематизировать надписи по классам и видам, отчитаться о «проделанной работе» перед всем классом и т. д. И все это - на полном серьезе («заодно менеджменту выучитесь»).
воздействия и объясните принцип упорядочивания: личность ребенка, поведение ребенка, привычка, стереотип поведения, опыт поведения, отдельные качества личности.
Заполните таблицу «Традиции моей школы». Для получения дополнительной информации побеседуйте с коллегами, с руководством, проведите анкетирование учащихся.
Таблица 35 Традиции моей школы
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Сергеев И.С.
С32 Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. Питер, 2004. - 316 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).
15ВЫ 5-94723-909-4
СПб.:
Учебное пособие предст
К читателю
- Не повезло! Бывшие одноклассники разъезжают на иномарках, отпус-І ка проводят на Средиземном море, а я на всю жизнь обречена батрачить за гроши в школе!
- Вот повезло! Д
Успешный учитель и учитель-неудачник
Цель личностного и профессионального саморазвития учителя -
успех в его педагогической деятельности.
Успех обычно понимается следующим образом:
*
Можно ли научиться быть успешным?
Практика показывает, что - да. И один из самых эффективных путей - анализ успешных примеров в аналогичной деятельности.
Приведем рассказ человека, который задался проблемой - как научить
План анализа педагогического факта
1. Имеется ли внутреннее противоречие или видимый парадокс, со держится ли противоречие здравому смыслу или вашему опыту?
2. Иллюстрирует (доказывает) ли данный факт какую-либо извест
Педагогическая интуиция
Первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, - личностное принятие педагогом саморазвития (и своего, и детского) как особого вида деятельности.
Установка на педагогическую деятельность. Педагогическая направленность
Важным условием вхождения в педагогическую деятельность является наличие соответствующей установки.
В общем виде под установкойпонимается готовность человека к
Словарик
АДАПТАЦИЯ - 1. В широком смысле - процесс приспособления строения и функций организма к изменившимся условиям существования. 2. Профессиональная - процесс приспособления человека к у
Ступень педагогического общения
т Вначале - несколько вопросов.
» Интересны ли вам дети?
» Интересно ли вам с ними общаться?
» Интересны ли вам проблемы, которые их волнуют?
» Интересны
Мифы. Педагогический реализм
Мы будем понимать под мифами особого рода установки, имеющие в своей основе нереалистический подход к педагогической деятельности. В общем смысле социальные мифы - это отрицание очевидности.
Понятие о педагогическом общении. Закономерности процесса общения. Принципы речевого общения
Ситуация развития человека - это прежде всего ситуация общения с другими людьми. И развитие учащегося, и личностно-профес-сиональное саморазвитие учителя происходит в пространстве связей и отношен
Конфликты в педагогическом общении и их преодоление
Одна из основных трудностей педагогического общения состоит в том, что это высококонфликтное общение. И это - его объективная особенность. Слишком уж много противоречий содержится в нем:
Конфликтогены превосходства
» Прямые проявления статусного, возрастного, позиционного превосходства учителя (угроза, замечание, вдалбливание, но особенно - критика, прямое обвинение, издевка, насмешка, сарказм).
»
Конфликтогены эгоизма
» Концентрация на собственном «Я», эгоцентризм.
» Равнодушие к внутреннему миру других, отсутствие эмпатии.
« Корысть, ее преобладание над общими интересами.
Упомянутые р
Стенограмма урока
Учитель: Мы посмотрели и обсудили видеофрагмент. А теперь откроем тетради и запишем тему урока: «Химические свойства воды». Первое. Ввзаимо-действие...
Алеша К.: А знаете, если!..
Эталоны словесных описаний выражения различных эмоций
Радость: улыбка (рот растянут), глаза прищурены (взгляд веселый), брови приподняты.
Удивление: глаза широко открыты (взгляд вопросительный), рот приоткрыт (уголки губ опущены
Словарик
БЕССЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - основные параметры внешнего облика человека, участвующего в общении.
ВЕС - индикатор эмоционального состояния и физического самочувствия человека.
ДИСТАН
Ступень преподавания
Эту главу мы начнем с анализа педагогического явления «По результатам исследований
Учитель в мире стереотипов. Педагогическая парадигма
Парадокс профессионально-педагогического опыта в том, что он не всегда играет положительную роль. Менее опытные учителя судят о своих учениках более верно, поскольку они опираются на реальность и
Общеучебные умения и навыки. Компетенции. Функциональная грамотность
Независимо от того, какой педагогической парадигмы мы придерживаемся, одной из важных задач обучения является формирование у учащихся общеучебных умений и навыков (ОУУН). Их характерная особенност
Рефлексивные и творческие умения
» Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний.
* Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
» Умение оценить, подход
Поисковые (исследовательские) умения
« Умение самостоятельно генерировать идеи, т. е изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей.
Основы педагогической деятельности
» Умение
Презентационные умения и навыки
» Навыки монологической речи.
» Умение уверенно держать себя во время выступления.
* Артистические умения.
* Умение использовать различные средства наглядности при вы
Принцип проблемное™ в обучении
Если упоминавшуюся в предыдущей теме методику эвристического обучения читатель отнесет (и не без оснований) к категории «педагогической экзотики», то принцип проблемності* обучения вряд ли
Целеполагание урока
Целеполагание урока - одно из самых «больных» мест педагогической деятельности. Почему?
Ответ на этот вопрос отчасти лежит в плоскости другого вопроса: а насколько привычным
Мотивационно-целевая деятельность учителя
Вопросы мотивации являются центральными в современных психологических теориях личности, где человек описывается как «желающее существо», редко достигающее удовлетворения. Мотивация
Ход урока
* Фронтальный опрос по предыдущей теме (5 минут).
» Сообщения учащихся по теме «Алканы» (5 минут). ""
» Новая тема. Работа с алгоритмом (15 минут).
» Первичное зак
Базовый
Вставить пропущенные буквы:
СН3-СН-СНГСН3
I
СН3
2-метил....... бут.......
Назвать вещество:
СН
Продвинутый
Написать структурную формулу 2,4-диметилгексана. Составить для него структурные формулы одного изомера и одного гомолога. Назвать все вещества
Собрать из шаро-стержневого конст
Индивидуальный подход в обучении
Нет в современной педагогической практике понятия более популярного и менее отрефлексированного, чем «индивидуальный подход». Более или менее ясно только самое основное и общее: индивидуальный по
Эффект выгорания и стресс как результаты педагогической деятельности
Начнем с факта (на этот раз не собственно педагогического, а «око-лопедагогического»), озвученного на совещании педагогов Москвы. «Тревожным симптомом является то, что большинство опрошенных <уч
Подготовка открытого урока
Даже опытный учитель нередко испытывает стресс во время подготовки к открытому уроку. К сожалению, это состояние часто сознательно поддерживается администрацией школы, полагающей, что если учител
Справочный материал
Некоторые приемы формирования и поддержания учебной моти*вации на уроке.
Словарик
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - взаимосвязанный процесс обмена воздействиями различного рода между его участниками,
Основы педагогической деятельности
ведущий к
Менеджмент как основа педагогической деятельности
- А разве учителю обязательно подниматься на эту ступень? Может быть, достаточно прочно утвердиться на двух предыдущих ступенях"-" И вообще, разве менеджмент - это дело учителя?
В с
Организационно-управленческая деятельность
В популярной литературе, которую нет-нет да и почитывает интересующийся всем учитель, под управлением нередко понимается влияние на людей (а иногда и просто манипулирование ими) для достижения с
Власть в педагогической деятельности. Авторитаризм. Доминантность
Среди установок, определяющих раз и навсегда выбор педагогической профессии, особое место занимает установка на реализацию своих властных потребностей. Вполне очевидно, что всякая власть предпол
Лидерские способности. Харизма
В чем состоит успех учителя как менеджера!
У Н. М. Карамзина есть высказывание, основная мысль которого звучит примерно так: талант великих душ состоит в том, чтобы открыват
Принятие управленческих решений
Мы уже отмечали возможность работы учителя в двух стилях руководства - авторитарном и демократическом (выбор стиля определяется особенностями класса или группы детей, конкретной ситуацией, наконе
Зах. 592
226___________________________________ Основы педагогической деятельности
В такой схеме играет роль не только рациональное, но и интуитивное мышление (этапы № 1, 5-6). «Догадк
Управленческий практикум
Задание 1. Выпишите противоречия в работе (развитии) школы, расположите их по мере значимости.
Задание 2. Попробуйте спрогнозировать содержание работы вашего методобъединения на пять лет.
Методы изменения деятельности и общения
1. Введение новых видов деятельности и общения (при первичной организации детского коллектива или в моменты, когда требует ся основательная смена модели внеклассной деятельности, -
Интенсивность эмоций
Рис. 2. Эмоциональная кривая воспитательного дела
Этап «вхож
Методы и приемы педагогического воздействия
Помимо перечисленных, существуют и другие эффективные методы и приемы педагогического воздействия, не ограничивающиеся рамками принципа «сокрытия педагогического замысла».
Метод «ситуаци
Первая неделя
Как всегда, вначале безоблачное взаимное знакомство с классом. Все полны надежд. Новый предмет, новый учитель.
Памятуя о прежних неудачах, начинаю первые уроки во всех классах с цитирован
Вторая неделя
Замечаю восторженные взгляды учеников во время переменок и стремление успеть поздороваться на бегу - у учеников это является непременным атрибутом их успеха в учебе. По-видимому, они уже успели по
Третья неделя
Мы живем не в вакууме, начинается давление со стороны других дисциплин. Появляются недовольные ученики, высказывающие упреки в занижении оценок - мол, на таком-то уроке за это ставили «4» или «5».
Четвертая неделя
Неделя началась весело, прошли разборы первых родительских собраний. Не заставили себя ждать и первые родители - в большинстве улыбающиеся, с надеждой в глазах на будущие успехи своих детей и с по
Пятая неделя
Уже различаю классных руководителей своих классов. Некоторые предупреждают о скором появлении родителей проблемных учеников.
Первого отслеживаю сам - ученик 7 «б» с напарником пересели нед
Шестая неделя
Обстановка с поведением учащихся носит состояние неустойчивого равновесия. Ежедневно происходят мелкие нарушения дисциплины почти во всех классах. Это связано с несколькими причинами.
Ра
Словарик
АВТОРИТАРИЗМ (в образовании) - тип взаимодействия педагога и воспитанника, характеризующийся абсолютной и непререкаемой властью первого, требованием некритично принимать содержание передаваемых в
Ступень смыслотворчества
Начнем с анализа педагогического фа
Гуманитаризация образования
Вот еще один факт для размышления: большинство учителей в современной России «просто не задумывается о себе как о Человеке - созидателе Человека (абитуриенты педагогического вуза в этом - не исклю