Пенсионный возраст мужчин в беларуси. Пенсия в Беларуси: особенности пенсионной системы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Уровень рождаемости падает, а средний возраст пожилых людей растет - это среднемировая тенденция. Общее количество рабочих рук сокращается, численность же пенсионеров неуклонно растет. Конечно, можно порадоваться росту продолжительности жизни, ведь это показатель ее высокого уровня, но соотношение людей трудового возраста и пенсионеров создает высокую социальную и пенсионную нагрузку на общество и ухудшает положение в экономике, обостряет отношения в социальной сфере.

Большинству стран приходится решать эту проблему несколькими способами, в том числе увеличением срока выхода на пенсию по возрасту. Такие же реформы были провозглашены в последние годы в Республике Беларусь. Пенсионный возраст в Белоруссии повышается поэтапно.

Демографический прорыв

Как и большинство стран, некогда являвшихся частью СССР, Беларусь находится в сложном демографическом положении. Еще во второй половине двадцатого века темпы рождаемости сначала стали замедляться, а затем и вовсе значительно снизились. Развал СССР только ухудшил положение. И усилия нового государства в лице Министерства труда Республики Беларусь особой роли не сыграли. Рождаемость падала и падает до сих пор, что приводит к уменьшению числа работающего населения. Несмотря на определенные успехи, ситуация ухудшается, число умерших по-прежнему выше уровня рождаемости.

Рост числа пенсионеров

Пенсионный возраст в Белоруссии на начало 2017 г. равнялся 60,5 годам для мужчин и 55,5 - для женщин. Из населения немногим менее десяти млн человек пенсионеры составляли четверть. А соотношение работающих и пожилых людей было еще хуже. По информации Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходится 61 пенсионер. Министерство труда РБ и статистика утверждают, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе общества вырастет как в абсолютном, так и в относительном числе.

Соотношение между количеством лиц трудоспособного возраста и пенсионеров становится все хуже. Работающих все меньше, пенсионеров все больше. Такова новая реальность, и под нее вынуждены подстраиваться и государство, и население.

Законодательство Республики Беларусь - наследие советской эпохи - явно не соответствует современному периоду. Количество пожилых людей сегодня стойко увеличивается, а объем денег, которые государство может выделить на поддержку таких слоев населения - уменьшается.

Правительство страны откровенно соглашалось с тем, что проводимые пенсионные преобразования - действия вынужденные. Вызвано это тем, что средств на содержание пенсионеров катастрофически не хватает.

Пенсионный фонд

В последние годы число пенсионеров постоянно растет, приходится все интенсивнее черпать финансы из пенсионных фондов. Правительство предупредило, что, оставляя прежнюю систему трудовой пенсии в Белоруссии в ближайшее время, придется наращивать платы в пенсионные организации людей трудоспособного возраста и/или сократить объем самих пенсий. Через полтора десятка лет расходы на пенсии поднялись бы где-то на одну пятую часть.

В какой-то мере позиция государства была правильной. К тому же нельзя не учитывать куда лучшие условия жизни (чем, например, в пятидесятых) и достижения современной медицины. Если в середине двадцатого века состояние граждан к выходу на пенсию было слабым, а смертность - высокой, то к настоящему времени положение значительно изменилось. Пенсионный возраст в Белоруссии остался прежним, а количество пожилых людей, доживающих до преклонного возраста в 70 или 80 лет, увеличилось.

Доходы и расходы

Давление на государство со стороны пенсионных структур постоянно увеличивается. По официальным данным, на начало 2017 г. пенсионные тяготы в стране достигают примерно 9% ВВП. В Беларуси проживает 2619,3 тыс. пенсионеров, из них свыше полмиллиона, как и ранее, трудятся.

Между тем с конца зимы текущего года увеличился объем прожиточного минимума, в связи с чем выросли и расходы на выдачу минимальных трудовых и социальных пенсий. Такая ситуация сохраняться дальше не могла. Чтобы сократить финансовое давление на пенсионную структуру, нужно постепенно увеличивать пенсионный возраст.

Общемировая тенденция

В свое время Министерство труда РБ выразило мысль, что многие страны с начала двадцать первого века в целях сокращения пенсионного давления на экономику постоянно повышают количество лет для выхода на пенсию. Между тем, в пенсионного возраста в 2017 г. произойдет впервые со времени образования страны и даст возможность подойти к среднемировому уровню.

В подавляющем числе государств в наше время возраст выхода на пенсию составляет 60-65 лет, причем нередко он общий и для мужчин, и для женщин. В Беларуси же мужчины имеют право выйти на заслуженный отдых на пять лет позже, чем женщины, тогда как мужчины, по статистике, живут меньше. Повышение возраста выхода на будет происходить для обоих полов.

Европейские страны и Соединенные Штаты Америки к 2060 году планируют повысить пенсионный возраст до 70 лет, а Германия собирается провести соответствующие реформы в ближайшее время. Сегодня самый высокий пенсионный возраст в Финляндии (62-68 лет как для мужчин, так и для женщин), Швеции (61-67 лет на сегодняшний момент, но премьер-министр активно выступает за повышение пенсионного возраста до 75 лет), Польше (65-67 лет), Исландии (67 лет), Дании (65-67), Израиле (67 лет), Германии (65-67).

Указ президента

На основании Республики Беларусь, на протяжении следующих шести лет (с 2017 по 2022 гг.) будут проходить крупные преобразования в пенсионной сфере. Ежегодно, начиная с января 2017 года, возраст выхода на пенсию будет возрастать на полгода. К началу 2022 года пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 - для мужчин. Кроме того, ежегодно на полгода станет увеличиваться минимальный стаж, необходимый для выхода на пенсию по возрасту (в совокупности он увеличится тоже на пять лет).

Цель реформы

Вышеупомянутый указ запустил механизм пенсионной реформы, который даст возможность оставить траты на пенсии на уровне текущего года хотя бы в течение последующих 5-8 лет. Законодательство Республики Беларусь будет перестроено таким образом, чтобы оно соответствовало новым реалиям и способствовало развитию социальной сферы, а также снижению нагрузки на экономику.

Ход реформы

Итак, возраст выхода на пенсию будет увеличиваться поэтапно. Каждые полгода пенсионный возраст будет возрастать на те же полгода. Ранее правительство предлагало и другой вариант: увеличение пенсионного возраста на год ежегодно. В конце концов выбрали вариант с постепенным увеличением возраста.

В Министерстве труда и социальной защиты поясняют, что ввиду последних реформ мужчины, появившиеся на свет в первой половине 1957 г., а женщины - в первой половине 1962 г., первыми испытают преобразования пенсионной системы. По прежним законам они могли уйти на пенсию в 60 и 55 лет соответственно, т. е. в первые месяцы 2017 г. Но поскольку пенсионный возраст в Белоруссии с 2017 года возрастает на полгода, жители страны, чьи даты рождения оказались в указанных хронологических рамках, должны будут трудиться еще 6 месяцев и получат пенсию уже во второй половине 2017 г.

Последствия пенсионной реформы

Реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию, прямо коснется в ближайшее время примерно 100 тыс. жителей Беларуси, половина из которых окажутся на пенсии позже на полгода, половина - на год. В соответствии с указом Президента Беларуси, в следующие шесть лет на три года увеличится и возраст, при достижении которого есть возможность получить трудовые пенсии.

МВФ считает…

Между тем Международный валютный фонд - одна из крупнейших финансовых организаций - предлагает повышать пенсионный возраст в Белоруссии и после окончания реформы в 2022 г. В недавнем сообщении организации, которое было передано две недели назад, отмечается, что Беларусии сначала нужно произвести мягкое увеличение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 65 лет. После нужно привязать пенсионный возраст к средней продолжительности жизни.

Вообще заявления, сделанные МВФ, указывают на то, что вероятность подобного варианта развития событий весьма большая. В МВФ говорят о том, что соотношение пенсионеров к трудоспособным жителям будет расти и к середине века достигнет того, что две трети населения будут составлять пожилые граждане.

Рост числа пенсионеров приведет к тому, отмечают специалисты МВФ, что суммы выплат к середине века практически вдвое. Вследствие этого дефицит бюджета вырастет примерно в три раза, экономика будет негативно реагировать на такое положение дел.

Что дальше?

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь также предсказывает увеличение пенсионных расходов в государстве из-за постоянного старения основной части населения, роста числа пенсионеров. Так, по словам специалистов Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра, если в 2013 выделение средств в пенсионный фонд достигло примерно 9% то к середине века это уже будет 20% ВВП. Следовательно, если в пенсионной системе и в дальнейшем ничего не менять и возраст выхода на пенсию не увеличивать, считая проведенные реформы достаточными, недостаток средств ПФ Беларуси, вследствие старения большей части людей, станет гарантирован.

Эта проблема, в большей или меньшей степени, касается и других стран, поэтому подобные преобразования затронут и их. Повышение пенсионного возраста в Белоруссии - это только один из шагов. Подобная реформа уже стартовала в России и на Украине, на очереди и другие постсоветские страны, и Европа.

Бюджет Фонда социальной защиты населения, за счет средств которого выплачиваются пенсии и пособия, исполняется с дефицитом с 2013 года. По информации БелаПАН, тема дефицита ФСЗН на этой неделе выносилась на рассмотрение группы экспертов, которая собиралась в Совете Республики. В заседании приняли участие руководящие работники министерств и ведомств.

«Обеспечивать сбалансированность Фонда социальной защиты населения планируется за счет комплекса мер, в том числе путем переноса некоторых расходов фонда на республиканский бюджет», — сообщил БелаПАН собеседник в парламентских кругах, знакомый с итогами заседания группы экспертов в Совете Республики.

В частности предлагается осуществлять расходы на выплату пособия по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми, достигших 80 лет, за счет средств республиканского бюджета, а не из средств ФСЗН.

Также с целью снижения расходов ФСЗН рассматривается возможность изменения подходов к оплате больничных. В частности предлагается не оплачивать больничные работникам в связи с общим заболеванием или травмой в быту первые три календарные дня, а оплачивать их только с четвертого дня временной нетрудоспособности.

На официальном уровне также рассматривается возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста для женщин.

«Предложение, которое было озвучено в Совете Республики, заключается в том, чтобы продолжить повышение пенсионного возраста для женщин. Новый этап повышения пенсионного возраста в этом случае может начаться в 2023 году», — сообщил собеседник БелаПАН в парламентских кругах.

Напомним, первое повышение пенсионного возраста в Беларуси было объявлено в 2016 году. Тогда в Беларуси было принято решение повышать пенсионный возраст для женщин и мужчин с 2017 года ежегодно на шесть месяцев. В результате, за 2017 — 2022 годы пенсионный возраст женщин вырастет с 55 до 58 лет, а мужчин — с 60 до 63 лет.

Новое предложение, с которым власти вышли на этой неделе в ходе заседания группы экспертов в Совете Республики, предполагает реализацию следующего этапа повышения пенсионного возраста для женщин. По оценкам государства, увеличение пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, которое можно осуществить в 2023 — 2032 годы, позволит не допустить увеличения дефицита ФСЗН и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты).

Белорусские экономисты считают такой сценарий развития событий весьма вероятным.

«Сохранить право женщин выходить на пенсию на пять лет раньше мужчин вряд ли получится. С учетом старения населения это потребует либо увеличения взносов в ФСЗН, которые и так высоки, либо снижения пенсионных выплат, но они и так невелики. Поэтому повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин, скорее всего, произойдет», — отметила в комментарии БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

Расчеты экспертов, основанные на демографических данных, подтверждают этот вывод.

«Наши расчеты, которые мы делали в рамках исследований, показывают, что для недопущения роста дефицита ФСЗН в долгосрочной перспективе пенсионный возраст женщин нужно поднимать до уровня мужчин. Поэтому, скорее всего, в 2022 году процесс повышения пенсионного возраста в Беларуси не остановится», — предполагает академический директор BEROC Катерина Борнукова.

Новое повышение пенсионного возраста, в первую очередь для женщин. Напомним, в нашей стране с января 2017 года началось поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста. В этом году на заслуженный отдых выйдут мужчины и женщины по достижении 61 года и 56 лет соответственно. Каждый год необходимый возраст будет повышаться на полгода. сайт посмотрел, во сколько выходят на пенсию в Беларуси и странах-соседях.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

В Беларуси общеустановленный пенсионный возраст ежегодно повышается на полгода. Предполагается, что к 1 января 2022 года мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, а женщины — в 58 лет.

Для этого нужно выработать страховой стаж. До 2014 года страховой стаж составлял 5 лет, с 1 января 2014 его увеличили до 10 лет, а еще через год — до 15 лет. В 2015 году необходимый страховой стаж уже составил 15 лет и 6 месяцев. Ежегодно эта планка будет увеличиваться на шесть месяцев — до 20 лет.

Белорусы, которым не удалось наработать нужный для получения трудовой пенсии страховой стаж, могут оформить социальную пенсию: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас размер социальной пенсии — 103 рубля, или 50% от бюджета прожиточного минимума.

Сейчас власти допускают очередное повышение пенсионного возраста. Тема дефицита ФСЗН, БелаПАН, на этой неделе выносилась на рассмотрение группы экспертов, которая собиралась в Совете Республики. В заседании приняли участие руководящие работники министерств и ведомств.

На официальном уровне также рассматривается возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста для женщин.

— Предложение, которое было озвучено в Совете Республики, заключается в том, чтобы продолжить повышение пенсионного возраста для женщин. Новый этап повышения пенсионного возраста в этом случае может начаться в 2023 году, — сообщили в парламентских кругах.

Новое предложение, с которым власти вышли на этой неделе в ходе заседания группы экспертов в Совете Республики, предполагает реализацию следующего этапа повышения пенсионного возраста для женщин. По оценкам государства, увеличение пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, которое можно осуществить в 2023 — 2032 годы, позволит не допустить увеличения дефицита ФСЗН и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты).

В России также хотят пенсионный возраст. В ближайшее время в Госдуму России будут внесены предложения о повышении пенсионного возраста. Об этом заявил Дмитрий Медведев, которого накануне назначили премьер-министром России, сообщает РБК. Эксперты предлагают повысить пенсионный возраст до 63 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Сейчас мужчины в России уходят на отдых в 60 лет, женщины — в 55.

В Украине пенсионная реформа начала работать еще осенью 2017 г. С 1 января 2018 г. изменились нормы трудового стажа для выхода на пенсию по возрасту. Теперь в 60 лет пенсию смогут получать те граждане, у которых есть 25 лет страхового стажа. В 63 года — те, у кого от 15 до 25 лет страхового стажа, а для 65 и старше потребуется всего 15 лет стажа.

В Польше понизили пенсионный возраст 1 октября 2017. Теперь женщины уходят с работы в возрасте 60 лет, а мужчины — 65 лет. До этого в стране действовала пенсионная реформа 2012 года, которая предусматривала повышение возраста до 67 лет для обоих полов.

Реформой также предусматривается, что в будущем ежегодно минимальный стаж будет увеличиваться на 1 год. Таким образом, к 2028 году он должен достичь 35 лет для мужчин и 30 лет — для женщин. Однако согласно законодательству, при этом возраст выхода на пенсию остается неизменным — 60 лет. Например, если стаж является меньше 25, но больше 15 лет, выйти на пенсию можно будет в 63 года.

С 2011 года Литва постепенно поднимает пенсионный возраст: в 2026 году женщины и мужчины будут выходить на заслуженный отдых в 65 лет. До этого мужчины в Литве становились пенсионерами в 62,5 года, женщины — в 60 лет.

В Латвии пенсионный возраст с 1 января 2014 года ежегодно увеличивается на три месяца — в 2018 году для мужчин и женщин он составляет 62 года, а с 1 января 2025 года этот возраст достигнет 65 лет. При этом страховой стаж должен составлять не менее 15 лет, с 1 января 2025 года — 20 лет.

В Эстонии пенсионный возраст постепенно повышается, и в 2018 году составляет 63 года и 6 месяцев. Переходный период продлится до 2026 года, когда пенсионный возраст составит 65 лет.

С 55 лет до 58 для женщин и с 60 до 63-х для мужчин - прошло немногим более двух лет. Но пенсионный возраст увеличится на 3 года для тех, кто выйдет на пенсию после 1 июля 2022 года. До тех пор - в период с января 2017 года по декабрь 2022-го - минимальный пенсионный возраст каждые полгода повышается на 6 месяцев. Кроме того, для получения пенсии по возрасту каждые полгода повышается на 6 месяцев срок необходимого страхового стажа. Сейчас он должен быть 16,5 лет, а к 2025 году - не менее 20 лет.

Как восприняли перемены в обществе

Большинство белорусов это нововведение не одобряют, но и не протестуют против него. Такую реакцию населения социолог Елена Артеменко объясняет, в частности, тем, что после череды экономических кризисов, начиная с 2008 года, у белорусов снижались ожидания от государства и его социальной направленности, а все негативные тенденции в экономике списывались на кризис в мировой экономике или в РФ.

Со ссылкой на данные НИСЭПИ (опрос прошел в июне 2016-го, уже после подписания указа о повышении пенсионного возраста), Артеменко отмечает, что только 19 процентов опрошенных поддержали увеличение пенсионного возраста, а 70 процентов отнеслись к этому негативно.

Конечно, люди всегда недовольны, когда государство урезает социальные гарантии, отмечает в интервью DW Екатерина Борнукова, академический директор Центра экономических исследований BEROC: "Многие чувствуют себя обманутыми, особенно люди предпенсионного возраста - государство всю жизнь обещало им одно, а дает другое. Говорят и о том, что некоторые мужчины не доживают до пенсии".

Есть ли запрос на повышение пенсионного возраста?

Наблюдения экспертов подтверждает и блиц-опрос десятка минчан, согласившихся ответить на вопросы DW. Марина, сотрудник одного из институтов Академии наук, в знак протеста против повышения пенсионного возраста вышла из профсоюза: "Считаю, что мои интересы ущемлены. Обидно при стаже 38 лет перерабатывать год. Пенсию мне назначат в 56 лет". Назначат, - потому что об уходе с работы Марина даже не думает. Как и большинство собеседников DW, она рассматривает пенсию как дополнительный к зарплате доход около 150 долларов в эквиваленте: "К моему среднемесячному заработку в 300 долларов - это не роскошь, а необходимость".

Аналогичное мнение высказывает и строитель Сергей с гораздо более высокой зарплатой. Реформа ему категорически не нравится, на пенсию он выйдет в 63 года: "Несмотря на механизацию, приходится иногда и мешок с цементом поднять, и на строительных лесах на большой высоте работать, а это и сегодня уже тяжелее, чем даже 5 лет назад". При сравнении средней зарплаты и средней пенсии становится понятно, что при выходе на пенсию доходы падают более чем на 60 процентов. Поэтому большинство пенсионеров работают в первые годы после выхода на пенсию.

Среди приветствующих реформу - минчане не занятые тяжелым физическим трудом, часто с высоким социальным статусом. Госслужащая Ольга будет "даже рада, если пенсионный возраст в Беларуси повысят до 68, как в Англии. Сам статус пенсионера не радует. Претендующие на мое место коллеги на работе не будут косо смотреть на меня в мои 55, ожидая пока я освобожу путь для их карьерного роста".

Социолог Елена Артеменко называет серьезной проблемой незащищенность людей старшего возраста на рынке труда (непродление контракта в связи с приближающейся пенсией, трудности при поиске работы). По ее словам, при повышении пенсионного возраста уязвимая группа расширилась: нижняя граница уязвимого возраста вряд ли увеличивается, а верхняя отодвигается до 58 лет для женщин и 63-х для мужчин.

Проблему не решили, а отсрочили?

Многие эксперты - белорусские и из международных финансовых институтов - уверены, что пенсионный возраст в будущем придется повысить, а возраст выхода на пенсию мужчин и женщин уравнять. "Запланированного повышения пенсионного возраста недостаточно, - утверждает Екатерина Борнукова из BEROC. - Расчеты показывают необходимость увеличения пенсионного возраста до 65 лет для всех".

Контекст

Кроме того, по оценкам экспертов, в обществе однозначно есть запрос на более четкую связь между пенсией, взносами и стажем. Сейчас пенсии в Беларуси выплачивают за счет взносов работающих и нанимателей в Фонд социальной защиты (ФСЗН) в размере 1 и 28 процентов соответственно. Нынешней реформой, уверена социолог Елена Артеменко, проблема дефицита ФСЗН не решается, а откладывается, потому что доля населения старшего трудоспособного возраста продолжит увеличиваться (сейчас - 25 процентов, к 2050 году достигнет 35 процентов).

Но если бы пенсионный возраст не подняли, замечает Екатерина Борнукова, дефицит ФСЗН сейчас был бы еще больше, и государству пришлось бы значительно снизить пенсии. По ее мнению, негативных последствий в данный момент больше от новых требований по стажу, из-за чего многие оказались в пенсионной ловушке, получая лишь социальную пенсию, которая ниже прожиточного минимума.

Для решения проблем с пенсиями, резюмирует Елена Артеменко, нужны масштабные реформы - уход от исключительно распределительной модели, дополнительные механизмы накоплений работниками лично и предприятиями: "чтобы снизить риски бедности для самих пенсионеров, стоило бы менять механизмы расчета пенсий: в частности, повышать их в зависимости не от увеличения заработных плат, а исходя из инфляции".

Смотрите также:

  • Демография и география

    В шести областях Беларуси проживают в общей сложности 9,5 млн человек, из них горожан - 7,4 млн. Трудоспособное население - 5,5 млн, однако Белстат насчитал экономически активных граждан на миллион человек меньше. Более четверти белорусов - пенсионеры. Средняя продолжительность жизни у мужчин 67 лет, у женщин 79 лет.

  • Как живется белорусам: цифры и факты

    Социальная поддержка за счет штрафов?

    Из бюджета 2017 года более 900 млн долларов (11% расходной части) будет выделено на социальную поддержку населения - помощь семьям с детьми, содействие в обеспечении жильем, выплату пенсий и поддержку молодежи. Это больше, чем в прошлом году. Почти столько же - 13,7% от общего объема - запланировано направить в доходную часть бюджета за счет штрафов.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Зарплата в 500 долларов: "Украдите, найдите, откопайте!"

    Средняя зарплата к 2017 году достигла 400 долларов, но ее покупательная способность упала за год на 4,5%. К февралю Александр Лукашенко пообещал жителям страны заработок в 500 долларов, пригрозив уволить министров за неисполнение его указания. Столько белорусы уже получали в 2014-м и в 2010-м годах перед президентскими выборами, но экономический кризис потом "съедал" треть долларового эквивалента.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Кто сколько зарабатывает

    Самая высокая средняя зарплата у белорусов, занятых в сфере IT-технологий: до 1750 долларов. У работников воздушного транспорта, финансистов и депутатов парламента - до 1,3 тыс долларов. Работники здравоохранения и образования получают от 270 до 320 долларов. Меньше всех получают труженики села (около 250 долларов) и работники библиотек (220 долларов).

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Бедность не порок?

    Среднемесячный доход на душу населения в размере 300 долларов и выше имеют лишь 13% населения Беларуси. 6% жителей располагают доходами ниже бюджета прожиточного минимума, то есть, менее 87 долларов. К малообеспеченным относятся более 4% домашних хозяйств.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Новые рабочие места и безработица

    В 2016 году в Беларуси было уволено на 100 тыс человек больше, чем принято на работу. На бирже труда зарегистрировано 45 тыс безработных - 1% экономически активного населения. Пособие по безработице составляет 13 долларов в эквиваленте. Власти обещают создать 50 тыс рабочих мест, но независимые экономисты считают эту задачу невыполнимой без проведения реформ и улучшения условий для бизнеса.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Как выживать пенсионерам

    Самая социально незащищенная категория населения - пенсионеры. Средняя пенсия по возрасту - около 150 долларов. Однако большинство пожилых людей получает в месяц не более 120 долларов. Белорусские власти в 2016 году решили ежегодно на 6 месяцев увеличивать возраст выхода на пенсию. К 2022 году он постепенно вырастет с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 63 лет для мужчин.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    Рост стоимости услуг ЖКХ

    С 1 января стоимость коммунальных услуг для семьи из 3 человек, проживающей в двухомнатной квартире, достигла 40 долларов, исчерпав установленный властями годовой лимит повышения в 5 долларов. Рост тарифов ЖКХ является одним из условий МВФ для выдачи Минску кредита на 3 млрд долларов. К концу 2017-го белорусы будут возмещать 75% затрат на ЖКХ, а к концу 2018-го - 100%.

    Как живется белорусам: цифры и факты

    В лидерах по росту цен

    Беларусь - на первом месте по росту цен на постсоветском пространстве в 2016 году. После деноминации, проведенной 1 июля и убравшей с белорусских рублей четыре нуля, цены на непродовольственные товары выросли в среднем на 10%, а на некоторые продукты питания и услуги - на 20-30%.


На основании указа 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы) будет приводиться в действие пенсионная реформа. Ежегодно с первого января 2017 г. минимальный возраст для оформления будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года - для мужского. Кроме того, в соответствии с указом 534 от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный , необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Причины увеличения пенсионного возраста в Беларуси в 2017

Еще от Советского Союза Беларуси «досталась» , которая не менялась на протяжении десятков лет. Однако социально-демографические условия сегодня существенно изменились: достаточно большое количество выходящих на пенсию граждан находятся еще в трудоспособном состоянии (как в плане здоровья, так и в плане профессиональной пригодности), в то время как рождаемость заметно снижается, что приводит к сокращению количества работающего населения.

На начало 2016 года в Республике Беларусь насчитывалось более 2 миллионов 350 тысяч пенсионеров, начало 2017 года - более 2,5 миллионов и их количество возрастает с каждым годом, увеличивая нагрузку на . Сохранив прежнюю систему, вероятнее всего, в ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан (сейчас 1 % уплачивает сотрудник и 28 % - работодатель) и/или уменьшать размер самих пенсий. Так, к 2030-му году расходы на пенсионное обеспечение выросли бы примерно на 20 процентов по отношению к 2015-му. В связи с этим и был подписан вышеупомянутый указ, приведение в действие которого позволит сохранить пенсионные расходы на нынешнем уровне, по крайней мере, в течение ближайших 5-8 лет.

Изменение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 году

Напряжение пенсионной системы с каждым годом растет. По данным на январь 2017 года пенсионные расходы в Беларуси составляют около 9% ВВП. В стране насчитывается 2619,3 тысячи пенсионеров, из которых 665,8 тысячи человек продолжают работать. С февраля текущего года изменился бюджет прожиточного минимума, соответственно расходы на выплату минимальных трудовых и социальных пенсий также выросли. С целью уменьшить напряжение пенсионной системы, в стране начато поэтапное повышение пенсионного возраста.

Для снижения пенсионной нагрузки на государство во всем мире в последнее время постепенно увеличивают минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 произойдет впервые с момента становления суверенной республики и позволит приблизиться к среднемировым показателям. А именно, в большинстве стран в настоящее время установлен на отметках 60-65 лет, причем зачастую он одинаковый для представителей обоих полов. В нашей же стране до 2016 года включительно мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины - 55.

Ввиду последних новостей мужчины, родившиеся с 1-го января по 30-е июня 1957, и женщины - того же периода 1962 года первыми испытают на себе изменения пенсионной системы. По старым нормам они должны были уйти на заслуженный отдых в 60 и 55 лет, соответственно, а именно в первой половине 2017 года. Однако, так как 1 января 2017 пенсионный возраст увеличится на шесть месяцев, граждане, попадающие в эти временные рамки, должны будут проработать еще полгода и оформить пенсию уже во второй половине 2017, а точнее, по достижении 60,5 лет для мужчин и 55,5 - для женщин.

Таблица пенсионного возраста в РБ с 2018

Ежегодно реформа, связанная с изменением пенсионного возраста, непосредственно затронет около 100 тысяч жителей Беларуси, половина из которых выйдет на пенсию позже на полгода, вторая половина - на год. Для пояснения принятых изменений и детального описания случая каждой категории граждан, которым предстоит на себе испытать переходный период применения реформы, была составлена следующая :



Рассказать друзьям