Зачем нужна инн и пенсионное для трудоустройства. Инн организации работодателя

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ФНС России вводит обязательный контроль наличия и корректности ИНН в справках о доходах физических лиц (форма 2-НДФЛ). Для компаний это значит, что без ИНН справку инспекция не примет. За отчетность, не представленную в срок, грозит ответственность по статье 126 НК РФ - 200 руб. за каждый документ. Срыв срока весьма вероятен, если учесть, что до недавнего времени указывать ИНН в форме 2-НДФЛ было не обязательно.

Основанием для ужесточения правил проверки сведений в формах 2-НДФЛ послужило письмо Управления налогообложения имущества и доходов физических лиц ФНС России от 23.11.2015 № 11-2-06/0733. Документ вводит восемь новых дополнительных правил контроля, из которых выделим два:

  1. Проверка на наличие обязательности заполнения поля «ИНН в Российской Федерации» при реквизите «Гражданство (код страны)» равном «643».
  2. Проверка структуры заполненного поля «ИНН в Российской Федерации» на разрядность и корректность контрольного числа ИНН (в том числе на заполнение данных произвольными техническими значениями, начинающимися с 0000000000, 1234567890 и т.п.).
По итогам проверки в инспекции формируется протокол приема сведений о доходах физических лиц, и, если поле ИНН заполнено не будет, справку инспекция не примет. Налоговый агент получит сообщение «Не заполнен ИНН для гражданина России». Не примут налоговики и справку с полем ИНН, заполненным случайным набором цифр или символов.

Спрашивается, в чем суть проблемы? Дело в том, что законодательство не обязывает граждан ни узнавать свой ИНН, ни сообщать его работодателю при трудоустройстве. Статья 65 ТК РФ не упоминает свидетельство о постановке на учет в инспекции среди документов, которые следует представить, заключая трудовой договор. Никаких рычагов воздействия на работника с тем, чтобы тот узнавал и сообщал свой ИНН, у бухгалтера не имеется.

Порядок заполнения формы 2-НДФЛ утвержден приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485. Там сказано, что реквизит не заполняется «при отсутствии ИНН у налогоплательщика». Поскольку ИНН присваивается всем российским налогоплательщикам (п. 7 ст. 84 НК РФ), то эта фраза обычно трактовалась как отсутствие у работника сведений об ИНН. Более того, тем же приказом № ММВ-7-11/485 утвержден электронный формат справки 2-НДФЛ. И там реквизит «ИННФЛ» содержит признак «Н» - то есть не является обязательным.

Что же получается? Если инспекция меняет трактовку, ужесточает правила, то налицо формальное противоречие между разными частями одного и того же документа. Добавим к этому отсутствие узаконенного требования «предъявить» ИНН при приеме на работу. Что вырисовывается на выходе? Что бухгалтеру, который не готов спорить с инспекторами, в самое короткое время предстоит собрать ИНН сотрудников. Тем самым снизить риск штрафов за несвоевременную сдачу справок 2-НДФЛ. Последние, напомним, заполняются на каждого работника, а санкция применяется за каждый документ, представленный с нарушением срока.

Налоговики предлагают узнавать ИНН через соответствующий сервис на портале nalog.ru . К сожалению, найти ИНН получается не всегда. Поэтому мы советуем бухгалтерам известить руководство компании о сложившейся ситуации, подключить отделы кадров. Кадровики помогут собрать информацию по уволившимся сотрудникам. Руководство может пойти навстречу бухгалтерам, помочь известить работников о необходимости узнать ИНН, назначить ответственными за сбор данных сотрудников начальников отделов, принять другие оргмеры.

Можно порекомендовать ставить в известность инспекцию о каждом случае, когда ИНН узнать не удается. Вопросы можно также адресовать в Управление налогообложения имущества и доходов физических лиц в центральный аппарат налоговой службы (127381, г. Москва, Неглинная ул., д. 23; тел. контакт-центра 8-800-222-2222).

Времени не так много: 1 марта предстоит сдавать справки 2-НДФЛ по работникам, с которых невозможно удержать налог, 1 апреля - по всем работникам организации.

В заключение обращаем внимание на крайне важную техническую тонкость. Справки 2-НДФЛ сдаются в электронной форме по ТКС в компаниях с численностью более 25 человек. При отправке справок операторы ЭДО руководствуются приказом ФНС России от 16.09.2011 № ММВ-7-3-/576, где четко сказано, что сведения «в электронном виде представляются по установленным форматам». Поскольку электронный формат справки 2-НДФЛ заполнения поля ИНН не предусматривает, оснований у оператора сформировать ошибку не имеется. Будьте особенно внимательны!

Идентификационный номер налогоплательщика - это персональный номер физического лица в налоговых органах РФ. Он нужен для учета сведений о налогооблагаемых доходах конкретного гражданина и учета уплачиваемых им налогов в качестве номера учетного дела этого гражданина. ИНН применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, а также служит только для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков.

А в каких случаях и зачем он нужен работодателю? Надо ли ему представлять свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе, в котором указан ИНН? Давайте разберемся.

Что такое ИНН?

Пунктом 7 ст. 84 НК РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории РФ по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН).
При этом налогоплательщиками признаются в том числе физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги (ч. 1 ст. 19 НК РФ). Для целей НК РФ физическим лицами являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 11 НК РФ).
ИНН присваивается при первичной постановке гражданина на учет в налоговом органе по месту жительства или (при его отсутствии) по месту пребывания. При отсутствии на территории РФ и места жительства, и места пребывания ИНН присваивается по месту нахождения недвижимости или транспортного средства на территории РФ (п. 7 ст. 84 НК РФ; п. 9 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/435@ (далее - Порядок N ММВ-7-6/435@)). Таким образом, каждый гражданин РФ или иностранный гражданин, который зарегистрирован в налоговом органе в качестве налогоплательщика, в соответствии и на основании Порядка, установленного Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н "Об утверждении Порядка постановки на учет, снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц - граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента" (далее - Порядок N 114н), имеет ИНН.
Факт постановки на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет, утвержденная Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@), в котором, в частности, указывается присвоенный физическому лицу ИНН.
На основе данных учета организаций и физических лиц в налоговых органах ФНС России ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - ЕГРН), в который включаются, в частности, сведения об ИНН в целях упорядочения учета указанных лиц (п. 8 ст. 84 НК РФ).
ИНН по существу является номером записи о лице в ЕГРН и представляет собой цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо код налогового органа, который присвоил ИНН, порядковый номер и контрольное число.
ИНН физического лица состоит из 12 арабских цифр, из которых первые две представляют собой код субъекта РФ согласно ст. 65 Конституции РФ, следующие две - номер местной налоговой инспекции, следующие шесть - номер налоговой записи налогоплательщика и последние две - так называемые контрольные цифры для проверки правильности записи (пп. 2 п. 1 Порядка N ММВ-7-6/435@).
Присвоение гражданину ИНН по своей сути не является вторжением в частную жизнь гражданина. ИНН не содержит в себе информацию личного характера, касающуюся семейного положения, родственных и дружеских связей, а также других личных отношений конкретного физического лица (Письма Минфина России от 07.04.2014 N 03-01-11/15580, от 05.12.2012 N 03-01-11/6-350, от 19.11.2012 N 03-01-11/6-336).
ИНН, присвоенный физическому лицу (п. п. 9, 16, 17, 19 Порядка N ММВ-7-6/435@):
- не может быть повторно присвоен другому физическому лицу;
- не подлежит изменению, за исключением случаев внесения изменений в нормативные правовые акты РФ либо изменения его структуры, установленной Порядком;
- не изменяется при внесении изменений в сведения о месте жительства (месте пребывания) физического лица, содержащиеся в ЕГРН;
- сохраняется при снятии с учета физического лица по всем основаниям, предусмотренным НК РФ (за исключением случая его смерти).
Первоначально выданное налоговым органом физическому лицу свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) в случае изменения его места жительства замене не подлежит (п. п. 29, 35 Порядка N 114н).
Если физическое лицо изменяет Ф.И.О., пол, дату рождения, место рождения, а также если свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе утеряно, ему выдадут новое (при утрате - повторное) свидетельство (форму N 2-1-Учет) с указанием в нем присвоенного ранее такому физическому лицу ИНН (п. 36 Порядка N 114н).
ИНН не заменяет имя человека и подлежит использованию налоговыми органами наряду с другими сведениями о налогоплательщиках исключительно в целях учета организаций и физических лиц в налоговых органах и налогового контроля, а также для ускорения обработки огромного потока информации, содержащейся в информационных системах налоговых органов. ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных. При постановке на учет в налоговых органах в состав сведений о налогоплательщиках - физических лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; данные о гражданстве (п. 1 ст. 84 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.12.2015 N 03-02-08/75666).
ИНН используется налоговым органом в качестве номера учетного дела физического лица (п. 12 Порядка N ММВ-7-6/435@).
Налоговый орган указывает ИНН физического лица во всех направляемых ему уведомлениях, а также в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе и в уведомлении о постановке на учет в налоговом органе (абз. 2 п. 7 ст. 84 НК РФ, п. 13 Порядка N ММВ-7-6/435@). При этом указание ИНН налоговыми органами в направляемых ими документах налогоплательщику не предусматривает замену имени человека номером, так как фамилия, имя и отчество также указываются в этих документах (Письмо Минфина России от 23.12.2015 N 03-02-08/75666).
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные п. 1 ст. 84 НК РФ (абз. 5 п. 7 ст. 84 НК РФ, п. 14 Порядка N ММВ-7-6/435@). При этом отказ (нежелание) физического лица указывать ИНН в документах не означает его отсутствие.
Нормы абз. 5 п. 7 ст. 84 НК РФ, п. 14 Порядка N ММВ-7-6/435@ распространяются на случаи представления налогоплательщиками документов в налоговые органы (Письмо Минэкономразвития России от 24.05.2011 N д06-2610).

Пример. Утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок N 54), устанавливает требования к документам и сведениям для признания лица участником таких торгов (в частности, для регистрации на электронной площадке - указания сведений об ИНН). Обязанность соблюдения установленных Порядком N 54 требований распространяется на лиц, изъявивших желание участвовать в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.
При этом участие в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, является добровольным.
А положения абз. 5 п. 7 ст. 84 НК РФ распространяются на случаи представления налогоплательщиками документов в налоговые органы (Письмо Минэкономразвития России от 24.05.2011 N д06-2610).
Поэтому, если физическое лицо хочет принять участие в открытых торгах в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников, оно должно указать ИНН при заполнении необходимых документов.

ИНН, присвоенный физическому лицу, в случае необходимости подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе или уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет и форма N 2-3-Учет, утвержденные Приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/488@), сведениями из ЕГРН, полученными в установленном порядке (п. 15 Порядка N ММВ-7-6/435@, п. 34 Порядка N 114н).
Сведения об ИНН гражданина РФ по его желанию могут быть внесены налоговым органом в паспорт гражданина РФ путем проставления отметки об ИНН на 18 странице бланка паспорта гражданина РФ (п. 5 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828, пп. "а" п. 2 Изменений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.12.2006 N 779, п. 15 Порядка N ММВ-7-6/435@, Письмо ФНС России от 12.12.2014 N СА-4-14/25741@).
Наличие ИНН в паспорте гражданина существенно облегчит и упростит подтверждение соответствия сведений конкретному лицу, которое может быть востребовано при оформлении документов: договоров гражданско-правового характера, сделок с недвижимостью, а также при проверке достоверности информации о конкретном лице в целях обеспечения выполнения норм п. 3 ст. 17 и ст. 24 Конституции РФ, подтверждении через налоговые органы достоверности сведений о доходах при начислении пенсий.
Сведения об ИНН не относятся к налоговой тайне (пп. 2 п. 1 ст. 102 НК РФ).
Узнать ИНН физического лица можно с использованием онлайн-сервиса "Узнать свой/чужой ИНН" на сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/) в разделе "Физические лица".

Самостоятельное получение работником свидетельства о постановке на учет

Постановка на налоговый учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется самим налоговым органом независимо от наличия заявлений со стороны гражданина (ст. 83 НК РФ, п. 9 Порядка N ММВ-7-6/435@, п. п. 14, 16 Порядка N 114н). Например, постановка на учет осуществляется на основании сведений о регистрации по месту жительства физического лица, которые передаются в налоговую инспекцию органом, осуществляющим регистрационный учет согласно п. 3 ст. 85 НК РФ. Постановка на учет подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) (п. 34 Порядка N 114н).
Физическое лицо, состоящее на учете в налоговом органе по месту жительства на основании сведений, сообщенных органами, указанными в ст. 85 НК РФ, которое не получило свидетельство (форму N 2-1-Учет), вправе обратиться в соответствующий налоговый орган с целью получения такого свидетельства (п. 23 Порядка N 114н).
Кроме того, гражданин РФ, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства, вправе обратиться в налоговый орган по своему месту жительства с заявлением о постановке на учет (п. 22 Порядка N 114н).
Таким образом, получение свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) является правом гражданина, но не обязанностью.
Аналогичный порядок постановки на учет в российском налоговом органе предусмотрен и для иностранных граждан, работающих на территории РФ, зарегистрированных по месту жительства (поставленных на учет по месту пребывания в РФ, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортного средства (ст. 83 НК РФ, п. 3.2 Определения КС РФ от 30.09.2010 N 1244-О-О, п. п. 4, 7 Особенностей учета в налоговых органах физических лиц - иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, утвержденных Приказом Минфина России от 21.10.2010 N 129н, далее - Особенностей учета N 129н). Налоговая инспекция ставит на учет иностранных граждан на основе сведений, которые получает, в частности, из ФМС России (п. 3 ст. 85 НК РФ).
Иностранный гражданин, не состоящий на учете в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания), также вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) с заявлением о постановке на учет в налоговом органе (п. 11 Особенностей учета N 129н). Постановка на учет иностранного гражданина подтверждается свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) (п. 34 Особенностей учета N 129н).
Чтобы иностранному гражданину получить на руки свидетельство, в котором будет указан российский ИНН, ему следует подать в ИФНС по месту жительства (пребывания) ряд документов, список которых приведен (в зависимости от статуса иностранного гражданина) в п. п. 16 - 20 Особенностей учета N 129н.
Использовать иностранный номер налогоплательщика на территории России нельзя. Например, для граждан Республики Казахстан - это индивидуальный идентификационный номер (ИИН) - уникальный номер, формируемый для физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность в виде личного предпринимательства (пп. 3 п. 1 ст. 1 Закона Республики Казахстан от 12.01.2007 N 223-III "О национальных реестрах идентификационных номеров"); для граждан Республики Беларусь - идентификационный номер (ИН) (ст. 2 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 N 418-З "О регистре населения").

Множественность ИНН физических лиц

На практике иногда имеют место случаи множественности ИНН физических лиц в информационном ресурсе ЕГРН, когда одному физическому лицу налоговыми органами присваивается более одного ИНН либо один ИНН присваивается нескольким физическим лицам (п. 4 Временного порядка, утвержденного в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 16.12.2014 N ММВ-7-14/651@, Письма ФНС России от 22.05.2013 N ПА-4-6/9126@, от 02.06.2011 N ПА-4-6/8773@).
Налоговыми органами проводится работа по уточнению сведений ЕГРН в отношении конкретных физических лиц, в том числе проверка на множественность ИНН. Такая работа в случае наличия в информационном ресурсе ЕГРН у физического лица более одного ИНН регламентируется Методическими указаниями по работе налоговых органов с множественными ИНН физических лиц, а также процедуре снятия с учета физического лица в налоговом органе по причине ошибочной постановки на учет, направленными Письмом ФНС России от 20.09.2012 N ПА-5-6/1101дсп@. По результатам проводимой работы "множественные" ИНН выявляются и признаются недействительными.
Множественность ИНН у одного физического лица приводит к ошибкам в работе налоговых органов, не позволяет физическому лицу получить электронные государственные услуги, воспользоваться онлайн-сервисами ФНС России, а также приводит к ошибкам и предоставлению некорректных сведений об ИНН работников при сдаче налоговой и страховой отчетности организациями и, как следствие, к применению к последним штрафов.
В связи с этим особое значение приобретает принятие компаниями мер по актуализации информации об ИНН своих сотрудников.

Трудовое законодательство об ИНН

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 65 ТК РФ, свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) не входит в перечень документов, которые нужно обязательно представить работодателю при заключении трудового договора. Обычный человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, может вообще не иметь такого свидетельства, поскольку Налоговый кодекс РФ не обязывает его получать этот документ (п. 14 Порядка N ММВ-7-6/435@).
Свидетельство требуется в качестве дополнительного документа лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). Например, при заключении служебного контракта с гражданским служащим, при поступлении на муниципальную службу (ст. 28 ТК РФ, п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пп. 7 п. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Поэтому работодатель не имеет права:
- требовать представить свидетельство и по причине непредоставления (отсутствия) этого документа отказывать в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ);
- обязывать получить свидетельство (при его отсутствии у кандидата) в качестве дополнительного условия приема на работу.
Тем более что, как сказано выше, получение свидетельства является правом, а не обязанностью физического лица. Этот документ работник может дополнительно представить по своему желанию.
Отсутствие свидетельства у человека не препятствует заключению с ним трудового договора и не влечет никаких санкций для него со стороны работодателя.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре в числе необходимых сведений должен быть указан идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Таким образом, согласно ст. 57 ТК РФ указание в трудовом договоре ИНН является обязательным только в отношении самой организации-работодателя.
Несмотря на то что работник является плательщиком НДФЛ (п. 1 ст. 207 НК РФ), требование о наличии его ИНН в трудовом договоре нормативно-правовыми актами не предусмотрено.
При отсутствии у работника свидетельства работодатель не обязан оформлять его работнику, работники делают это самостоятельно.

Документы кадрового учета

По общему правилу для документов кадрового учета, а также первичной учетной документации по учету труда и его оплаты реквизит "ИНН" не является обязательным. Это нужно учитывать организации при самостоятельной разработке форм первичных учетных документов (ч. 2, 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).
Если согласно локальным нормативным актам работодателя и бухгалтерской учетной политике организация использует унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, то ИНН работника указывается:
- в форме N Т-2 "Личная карточка работника" - в таблице заголовочной части. Но поскольку в перечне документов, установленных ст. 65 ТК РФ, отсутствует свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет), требовать его от работника кадровик не имеет права. Если работник не представит свидетельство, реквизит "ИНН" останется незаполненным;
- в форме N Т-2ГС (МС) "Личная карточка государственного (муниципального) служащего" - в таблице заголовочной части. Здесь реквизит "ИНН" должен быть обязательно заполнен, поскольку свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе (форма N 2-1-Учет) нужно предъявлять при заключении служебного контракта с гражданским служащим, при поступлении на муниципальную службу (ст. 28 ТК РФ, п. 6 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", пп. 7 п. 3 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

ИНН в справках 2-НДФЛ

Все организации должны ежегодно представлять в свою ИФНС справки по форме 2-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ).
Форма сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ), Порядок ее заполнения и Формат ее представления в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@.
Справка 2-НДФЛ с признаком "1" представляется по каждому физическому лицу, которому организация выплачивала доходы, кроме тех, кому были выплачены только доходы по договорам купли-продажи имущества и имущественных прав, по договорам, заключенным с физическим лицом как с индивидуальным предпринимателем; а также доходы в виде дивидендов (пп. 1 п. 1 ст. 227, пп. 2 п. 1 ст. 228, п. 2 ст. 230 НК РФ, Письма Минфина России от 07.03.2014 N 03-04-06/10185, ФНС России от 02.02.2015 N БС-4-11/1443@).
Справку 2-НДФЛ с признаком "2" надо представить на тех физических лиц, с доходов которых организация не смогла полностью удержать исчисленный НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ, разд. II Порядка заполнения формы сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ), утвержденного Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@). По таким физическим лицам необходимо также сдать справку 2-НДФЛ с признаком "1".
Справку 2-НДФЛ с признаком "2" надо сдать не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, а справку 2-НДФЛ с признаком "1" - не позднее 1 апреля (п. 7 ст. 6.1, п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).
Разделом IV Порядка заполнения формы сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ), утвержденного Приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@, установлено, что:
- в поле "ИНН в Российской Федерации" указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе РФ. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется (Письма ФНС России от 24.05.2016 N БС-3-11/2338@, от 09.03.2016 N БС-3-11/959@, N БС-3-11/957@, N БС-4-11/3697@);
- в поле "ИНН в стране гражданства" указывается ИНН налогоплательщика (или его аналог) в стране гражданства для иностранных лиц при наличии информации у налогового агента.
С 01.01.2016 представление налоговым агентом налоговому органу справок по форме 2-НДФЛ, содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. за каждую представленную справку, содержащую недостоверные сведения (п. 1 ст. 126.1 НК РФ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ).
В связи с этим ФНС России в Письмах от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@, от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@ рекомендует налоговым агентам в целях представления достоверных сведений в справках 2-НДФЛ в налоговый орган принять меры по актуализации персональных данных физических лиц - получателей дохода. Кроме того, ФНС считает целесообразным при наличии у налогоплательщика ИНН указывать его в соответствующем поле справки по форме 2-НДФЛ. Информация об ИНН физического лица может быть получена путем использования сервиса "Узнай свой ИНН" (https://service.nalog.nj/inn.do), размещенного на сайте ФНС России www.nalog.ru (Письмо ФНС России от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@). При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физических лиц), производство по делу о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ (Письмо ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@).
С целью исключения недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ на этапе форматно-логического контроля этих документов в отношении реквизита "ИНН в Российской Федерации" проводится (Письма ФНС России от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@, от 03.02.2016 N БС-4-11/1584@, от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@, от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@):
- проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643". Результатом данного контроля является формирование Протокола приема сведений о доходах физических лиц с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом ИФНС примет справку 2-НДФЛ, даже если в ней не заполнен ИНН физического лица (при отсутствии других нарушений);

- проверено отсутствие в поле "ИНН в Российской Федерации" значений из перечня "00", "90", "93", "94", "95", "96", "97", "98" в двух первых разрядах.
Представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН (присвоенного иному физическому лицу) является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 126.1 НК РФ (Письма Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424, ФНС России от 09.03.2016 N N БС-3-11/959@, БС-3-11/957@, БС-4-11/3697@, от 12.02.2016 N БС-4-11/2303@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@). Штраф составляет 500 руб. за каждую справку 2-НДФЛ, содержащую недостоверные сведения.
При этом согласно п. 2 ст. 126.1 НК РФ установлено, что налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной ст. 126.1 НК РФ, в том случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (Письмо Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424). Ретроспектива позиции контролирующих органов в отношении применения к налоговым агентам ответственности за указание в справках 2-НДФЛ некорректных ИНН приведена в таблице.

Таблица

Разъяснения Минфина России и ФНС России

Письмо Минфина России от 30.06.2016 N 03-04-06/38424, Письма ФНС России от 12.02.2016 N БС-4-11/2303@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@

Представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН, присвоенного иному физическому лицу, является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126.1 НК РФ

Письмо Минфина России от 18.04.2016 N 03-04-06/22325

Представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц без указания ИНН физического лица по причине его отсутствия, прошедших форматный контроль, не образует состава правонарушения, установленного ст. 126.1 НК РФ. При этом организация - налоговый агент должна предпринять все возможные меры по идентификации налогоплательщика, получившего от нее доход, включая направление в налоговый орган запроса об идентификационном номере налогоплательщика

Письма ФНС России от 09.03.2016 N N БС-3-11/959@, БС-3-11/957@, БС-4-11/3697@

С целью исключения приема от налогового агента справок с заведомо недостоверными данными ФНС России установила дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов в отношении физического лица - получателя доходов, в том числе проверку на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643". Результатом данного контроля является формирование Протокола приема сведений о доходах физических лиц с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему. Представление сведений о доходах физического лица с указанием некорректного ИНН (присвоенного иному физическому лицу) является представлением налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения, и образует состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126.1 НК РФ

Письма ФНС России от 24.05.2016 N БС-3-11/2338@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@, от 03.02.2016 N БС-4-11/1584@, от 02.02.2016 N БС-3-11/358@, от 02.02.2016 N БС-3-11/360@, от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@, от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@

С целью исключения приема от налогового агента справок 2-НДФЛ с заведомо недостоверными данными установлены дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов справки 2-НДФЛ, в том числе проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643";

ИФНС примет справку 2-НДФЛ, в которой не заполнен ИНН физического лица (при отсутствии других нарушений), но направит налоговому агенту протокол с сообщением: "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". Будет считаться, что такая справка прошла форматно-логический контроль

Письма ФНС России от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@, от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@

При наличии у налогоплательщика ИНН указывать его в соответствующем поле справки по форме 2-НДФЛ;

При выявлении недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ производство по делу о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ

Письмо ФНС России от 23.11.2015 N 11-2-06/0733@

на этапе форматно-логического контроля справок 2-НДФЛ в налоговом органе проводится:

Проверка на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643";

Проверка структуры заполненного поля "ИНН в Российской Федерации" на разрядность и корректность контрольного числа ИНН (в том числе на заполнение данных произвольными техническими значениями, начинающимися с 0000000000, 1234567890 и т.п.);

Проверено отсутствие в поле "ИНН в Российской Федерации" значений из перечня "00", "90", "93", "94", "95", "96", "97", "98" в двух первых разрядах

Учитывая приведенные выше разъяснения контролирующих органов, отказов в приеме справок 2-НДФЛ без указания в них ИНН быть не должно, такие справки 2-НДФЛ пройдут форматно-логический контроль (Письма ФНС России от 24.05.2016 N БС-3-11/2338@, от 12.02.2016 N БС-4-11/2303@, от 11.02.2016 N БС-4-11/2224@, от 02.02.2016 N БС-3-11/358@, от 02.02.2016 N БС-3-11/360@, от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@). Тем не менее при выявлении недостоверных сведений в справках 2-НДФЛ налоговый агент может быть оштрафован по п. 1 ст. 126.1 НК РФ. С 01.01.2016 справки 2-НДФЛ надо представлять в ИФНС в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, если численность физических лиц, получивших от организации доходы в периоде, за который представляются справки 2-НДФЛ, составляет 25 и более человек (п. 2 ст. 230 НК РФ, Письмо ФНС России от 05.11.2015 N БС-4-11/19263).
В связи с этим многие разработчики программного обеспечения настроили свои системы для отправки справок 2-НДФЛ через спецоператора электронного документооборота так, что те просто не позволяют отправить справки, в которых не указан ИНН. Поскольку проверке корректности заполнения реквизита "ИНН в Российской Федерации" в справках 2-НДФЛ на этапе форматно-логического контроля налоговые органы уделяют особое внимание, рекомендуем работодателям во избежание налоговых штрафов не усложнять отношения со своей налоговой инспекцией, принять меры, направленные на уточнение информации об ИНН работников.
Например, можно в информационном письме обратиться к работникам с просьбой представить свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе, в котором указан их ИНН, объяснив это необходимостью корректного заполнения справок 2-НДФЛ. Лояльные работники вряд ли откажутся пойти навстречу работодателю в такой ситуации и помогут работодателю избежать проблем, связанных с отсутствием ИНН работников.
Более того, информация об ИНН работников также необходима для формирования новой ежемесячной отчетности в ПФР.

ИНН в новой ежемесячной отчетности в ПФР

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. пп. "а" п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Таким образом, с указанной даты организации (помимо привычного ежеквартального представления сведений персонифицированного учета в составе расчета по форме РСВ-1 ПФР) должны представлять в ПФР новую ежемесячную отчетность - форму СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах", утвержденную Постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (п. п. 2.2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Электронные форматы СЗВ-М утверждены Распоряжением Правления ПФР от 25.02.2016 N 70р.
Отчет по форме СЗВ-М также относится к сведениям персонифицированного учета (п. п. 2.2, 4 ст. 11 Федерального закона от 01.01.1996 N 27-ФЗ).
При заполнении разд. 4 формы СЗВ-М работодателям нужно указывать:
- фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица;
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица;
- ИНН, который заполняется при наличии у страхователя (работодателя) данных об ИНН физического лица).
В пп. 3 п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. ст. 1 Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ) прямо указано, что в форме СЗВ-М указывается ИНН налогоплательщика при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица.
Порядок заполнения формы (форматы) СЗВ-М отдельно не приводится ни в Постановлении Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, ни в Распоряжении Правления ПФР от 25.02.2016 N 70р. Из информации, приведенной непосредственно в разд. 4 формы СЗВ-М, следует, что ИНН указывается только в том случае, если страхователю известен этот номер. То есть при отсутствии ИНН форма СЗВ-М должна быть принята региональным отделением ПФР.
За нарушение сроков подачи формы СЗВ-М и/или представление недостоверных сведений в такой отчетности предусмотрен штраф в размере 500 руб. за каждое застрахованное лицо (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, п. 3 ст. 2, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ).
Учитывая, что представление работником свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе упростит сдачу налоговой и страховой отчетности, ускорит представление работодателем работнику имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ, работодатель может (в том числе при приеме на работу) только предложить (а не потребовать, за исключением случаев, установленных законом) представить этот документ.
И если работники представят такие свидетельства, работодателю целесообразно изготовить и хранить у себя их копии, несмотря на то что трудовое законодательство не обязывает работодателя это делать.

Иногда при устройстве на работу, помимо паспорта, трудовой книжки и диплома об образовании, с кандидатов на вакантное место сотрудники отдела кадров требуют сведения об ИНН. Если же ИНН нет, то рекомендуется его получить. И пока это сделано не будет, в оформлении на работу отказывают. Однако такой отказ есть не что иное, как нарушение налогового и трудового законодательства.

В обязательном порядке получать ИНН граждане не должны. Это следует как из норм Налогового кодекса РФ (статья 84), так и из действовавшего до недавнего времени Приказа МНС РФ от 27 ноября 1998 г. № ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц", и из нового документа - Приказа МНС РФ от 03.03.04 № БГ-3-09/178 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц".

Если не вдаваться в детали, то из всех приведенных выше документов можно сделать вывод, что органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, органы ЗАГС, органы, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, подразделения ГИБДД, органы опеки и попечительства, воспитательные и лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и др. обязаны сообщать необходимую информацию в налоговые органы. Например, органы, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним, обязаны сообщать в налоговый орган сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе; органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства - о фактах регистрации физических лиц по месту жительства. Получив соответствующую информацию, налоговый орган производит постановку на учет физического лица и присваивает ему ИНН. Таким образом, в ряде случаев у граждан, не заявлявших о присвоении ИНН, он может уже быть. Об этом можно узнать, обратившись в свою налоговую инспекцию. Однако, если ИНН вам не присвоен, как мы говорили выше, получать вы его не обязаны.

Скорее всего, в описанных нами в самом начале ситуациях речь идет не о прихоти сотрудников кадрового отдела, а о прихоти бухгалтерской службы. Можно предположить, что в ряде случаев кадровики выполняют распоряжение или просьбу бухгалтерии. Известно, что на некоторых предприятиях бухгалтеры требуют, чтобы работники получили ИНН. Однако требования ни бухгалтеров, ни кадровика признаваться законными не могут. Перечень документов, которые должны предъявляться при поступлении на работу, установлен статьей 65 Трудового кодекса РФ. Свидетельства о присвоении ИНН в этом перечне нет. А требовать от лица, поступающего на работу, документы, помимо предусмотренных законодательством, запрещается. Отказ в приеме на работу на основании отсутствия свидетельства о присвоении ИНН подлежит обжалованию в установленном законом порядке.

Наталья ТРУБИЦИНА.

Обязан ли работник предоставлять свидетельство ИНН?


Работник не обязан предоставлять свидетельство ИНН, потому что в статье 65 ТК РФ нет этого документа.

Нет, не обязан ! Потому что Трудовой кодекс РФ совершенно упустил из виду это свидетельство, когда перечислял в статье 65 документы, обязательные для предъявления при приеме на работу.

Есть, правда, часть вторая статьи 65 ТК РФ, которая предусматривает, что в некоторых случаях, особо оговоренных в законах и подзаконных актах, у работника могут быть запрошены иные документы. Но к ИНН эта оговорка не относится.

Только государственные служащие обязаны предъявлять ИНН при заключении контракта, для них эта обязанность установлена в статье 26 Закона №76-ФЗ.

Вообще, складывается впечатление, что трудовое законодательство игнорирует налоговое, а налоговое — ТК РФ. Например, НК РФ совсем не признает такой обязательный локальный акт, как Правила внутреннего распорядка, когда речь идет об установлении правил оплаты труда в компании. Ну а ТК РФ знать не знает про ИНН.

Более того, статья 65 ТК прямо запрещает требовать у работника ИНН:

«Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ».

Итак, требовать ИНН незаконно, отказать в приеме в связи с отсутствием этого свидетельства тоже нельзя, но для отчетности этот номер нужен.

Когда свидетельство об ИНН недействительно

В двух случаях:

  1. когда выдано новое свидетельство;
  2. когда номер налогоплательщика был признан недействительным.

Примечание . Серии и номера свидетельств, признанных недействительными, размещаются на сайтах региональных управлений ФНС.

То есть, в остальных случаях свидетельство ИНН является действующим. И даже тогда, когда в нем указана прежняя фамилия женщины. Мы просто сверяем прежнюю фамилию со свидетельством о заключении брака, в котором, как мы знаем, указываются обе фамилии – старая и новая.

Работодатель также не вправе заставить работницу поменять свидетельство об ИНН, чтобы там фигурировала настоящая фамилия. Каждый гражданин сам решает, когда менять этот документ. Тем более, что номер налогоплательщика при смене фамилии не изменится.

Напомню, что для обмена свидетельства о присвоении ИНН не обязательно ехать в налоговую лично, можно отправить заявление через личный кабинет на сайте nalog.ru.

Надо также отметить, что налоговая инспекция узнает о смене фамилии и смене паспорта гражданина и без него. Ведь все отделения ЗАГС обязательно сообщают в различные государственные учреждения и органы обо всех событиях, которые регистрируют. А МВД (раньше УФМС) — о получении новых паспортов. И работники налоговой после получения этих сведений должны внести все изменения о гражданине в свою базу данных.

Что делать работодателю, если нет ИНН работника?

Сначала давайте посмотрим, для чего этот номер нужен работодателю. Для отчетности в ПФР (форма СЗВ-М) и справок 2-НДФЛ. Просто спасение, что ИНН работника в этих формах – необязательный реквизит.
Поэтому, если работник не предоставил вам свидетельство об ИНН, то лучше вообще этот номер не указывать. Так безопаснее, потому что за указание неправильного номера (равно как и старой фамилии, и других неактуальных сведений) предусмотрен штраф: 500 руб. за каждую справку 2-НДФЛ и за каждый неправильный ИНН в форме СЗВ-М.

Полезный сервис для проверки ИНН – «Узнай свой/чужой ИНН» на сайте ФНС России (https://service.nalog.ru/inn.do)

Если статья вам понравилась, нажмите «лайк» под иконками соцсетей)))

В которых не указан ИНН работников, приниматься не будут» и «ФНС: отсутствие ИНН работника не является основанием для отказа в приеме справки 2-НДФЛ»). В настоящей статье мы на следующие Что такое ИНН и в каком порядке он присваивается? Как самостоятельно получить этот номер? Может ли человек отказаться от присвоения ему ИНН? Обязан ли работник предъявлять при трудоустройстве свидетельство о постановке на налоговый учет? Не возникнет ли у бухгалтера, который не знает ИНН сотрудника, проблем при в налоговую инспекцию и в Пенсионный фонд? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей сегодняшней статье.

Материалы по теме

Минфин сообщил, как заполнять счета-фактуры при реализации услуг обособленному подразделению организации

ФНС сообщила, как заполнять в платежке поле 24 «Назначение платежа», если налог перечисляет налогоплательщика

Минфин напомнил, в каком случае организации могут не ставить печати на документах, представляемых в налоговые инспекции

Получение ИНН

ИНН присваивается физическому лицу при первичной постановке на учет в качестве (п. 9 Порядка, утв. приказом от 29.06.12 № ММВ-7-6/435@; далее — приказ № ММВ-7-6/435@):

  • по месту жительства;
  • по месту пребывания (при отсутствии у физлица места жительства в РФ);
  • по месту нахождения недвижимого имущества или транспортного средства (при отсутствии у физлица места жительства или места пребывания в РФ).

Инспекция по месту жительства физлица поставит его на налоговый учет на основании сведений, переданных госорганами (в частности, ФМС России), либо на основании заявления самого физлица (п. 7 ст. 83 НК РФ, п. 16, 21 Порядка, утв. приказом от 05.11.09 № 114н; далее — приказ № 114н). Чтобы встать на учет в инспекцию по месту пребывания, нужно подать заявление (п. 7.1 ст. 83 НК РФ). И в том, и в другом случае заявление составляется по форме № 2-2-Учет (приложение № 6 к приказу ФНС России от 11.08.11 № ЯК-7-6/488@). Представить такое заявление можно разными способами:

  • лично (в том числе через представителя);
  • направить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • переслать через сайт ФНС (для полноценного использования сервиса нужно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись).

Помимо указанного заявления необходимо представить оригиналы или заверенные копии документов, удостоверяющих личность физлица и подтверждающих его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания (п. 22 — 26 Порядка, утв. приказом № 114н).

Срок рассмотрения заявления зависит от способа его представления. Если человек обратился в ИФНС лично (или через представителя), то инспекция поставит физлицо на налоговый учет в течение пяти дней со дня получения указанных выше документов. В этот же срок налоговики должны выдать или направить свидетельство о постановке на учет, в котором и будет указан ИНН.

Если же документы направлены по почте или через сайт ФНС, то инспекция сначала должна проверить содержащиеся в них сведения. В частности, для этой цели налоговики обратятся в органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц. В течение пяти дней со дня получения подтверждения достоверности сведений инспекция должна присвоить человеку ИНН и направить свидетельство о постановке на учет (абз. 1 п. 2 ст. 84 НК РФ).

Отметим, что особенности учета в налоговых органах физических лиц — граждан, не являющихся ИП, утверждены приказом Минфина России от 21.10.10 № 129н. Также см. «ФНС сообщила, как иностранным работникам получить ИНН».

Отдельно остановимся на вопросе присвоения ИНН физлицу, которое не имеет в России места жительства (места пребывания), но при этом на него зарегистрировано недвижимое имущество или транспортные средства. В этом случае человек признается плательщиком налога на имущество или Налоговики обязаны самостоятельно (на основании сведений, переданных соответствующими госорганами) поставить физлицо на учет в качестве налогоплательщика указанных налогов и, соответственно, присвоить ему ИНН. Заявление физлица в этом случае не требуется (абз. 4 п. 2 ст. 84 НК РФ).

Важно отметить: законодательство РФ не дает человеку права отказаться от присвоения ему ИНН по каким-либо личным соображениям. Как сообщается в письме Минфина России от 10.04.15 № 03-02-07/1/20387, вопрос о правомерности присвоения физлицам ИНН неоднократно рассматривался судами. Так, Конституционный суд РФ в определении от 10.07.03 № 287-О отметил, что требование пункта 7 статьи 84 НК РФ о наличии ИНН не нарушает свободу совести и вероисповедания и не затрагивает конституционные права граждан. А Верховный суд РФ указал, что ИНН применяется исключительно в целях налогового учета, не может отождествляться с именем человека, не содержит в себе информацию личного характера (решение от 30.05.2000 № ГКПИ00-402).

Нужно ли требовать ИНН при приеме на работу?

Перечень документов, необходимых для оформления трудовых отношений, приведен в статье 65 Трудового кодекса РФ. В частности, в нем названы паспорт, документы об образовании, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. А вот свидетельство о постановке на учет в налоговом органе не значится в перечне документов, предъявляемых при трудоустройстве. Поэтому работодатель может попросить у работника принести свидетельство, в котором указан ИНН, но не вправе отказать кандидату в заключении трудового договора по причине отсутствия такого свидетельства.

Если сотрудник при оформлении на работу в организацию представил свидетельство о постановке на налоговый учет, то присвоенный ему ИНН нужно вписать в трудовой договор. Но если работодателем выступает то указывать ИНН в трудовом договоре необязательно. Таково требование абзаца 4 части 1 статьи 57 ТК РФ.

Как узнать ИНН работника?

Как было сказано выше, ИНН должны иметь все физические лица, которые состоят на налоговом учете. И если при трудоустройстве работник не предъявил свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, то это еще не означает, что у сотрудника нет ИНН.

Работодатель может самостоятельно проверить наличие у работника ИНН с помощью сервиса «Узнать свой/чужой ИНН» на сайте ФНС России. Для этого нужно ввести в специальную форму персональные данные сотрудника. Однако имейте в виду, что указанный сервис может не выдать сведения об ИНН, присвоенном физлицу. Например, такое может произойти, если у человека изменились реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. В такой ситуации сервис предложит ввести реквизиты прежнего документа, однако работодатель может не располагать такой информацией.

Примут ли справку 2-НДФЛ и форму СЗВ-М без ИНН?

Напомним, что в разделе 2 справки 2-НДФЛ предусмотрено поле: «ИНН в Российской Федерации» (см. «Начала действовать новая форма справки 2-НДФЛ: что изменилось»). Однако в порядке заполнения справки 2-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 30.10.15 № ММВ-7-11/485@) прямо сказано, что «при отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется». Кроме этого, согласно утвержденному формату для передачи справки 2-НДФЛ в электронном виде, такой реквизит как ИНН является необязательным.

Также поле для отражения ИНН предусмотрено в разделе 4 новой формы ежемесячной пенсионной отчетности (форма СЗВ-М; утв. постановлением правления Пенсионного фонда от 01.02.16 № 83п). При этом из пояснений к самой форме следует, что ИНН указывается только в том случае, если страхователю известен этот номер (см. «Форма СЗВ-М: как заполнить и сдать новую форму для ежемесячной отчетности в ПФР»).

Следовательно, если работодатель не располагает данными об ИНН работника (например, если не удалось выяснить этот номер через сайт ФНС), то соответствующие поля в справке 2-НДФЛ и в отчете СЗВ-М можно не заполнять (см. «ФНС: отсутствие ИНН работника не является основанием для отказа в приеме справки 2-НДФЛ»). Но не исключено, что в будущем ИНН физических лиц станет обязательным реквизитом в названных

Штрафы за недостоверный ИНН

Указание в справке 2-НДФЛ некорректного ИНН (номера, присвоенного иному физическому лицу) является основанием для штрафа, предусмотренного статьей 126.1 Налогового кодекса. Сумма штрафа составит 500 рублей за каждый документ с недостоверными сведениями (см. «За неверный ИНН в справке 2-НДФЛ налоговый агент может быть оштрафован на 500 рублей»).

Также штрафом в 500 рублей будет наказываться внесение недостоверных сведений в форму СЗВ-М. Эту сумму придется заплатить за каждого работника, в отношении которого сообщены неверные данные, в том числе ИНН (ч. 4 ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В подобной ситуации у человека должен остаться только один ИНН. Остальные номера налоговики обязаны признать недействительными (подп. 3 п. 20 Порядка, утв. приказом № ММВ-7-6/435@). Однако отметим, что в законодательстве не предусмотрен четкий алгоритм действий на этот случай. В частности, не сказано, что именно нужно предпринять, чтобы налоговики признали номер недействительным.

Поэтому если бухгалтеру стало известно, что у работника есть два ИНН, то имеет смысл сообщить такому сотруднику о том, что один из номеров является лишним и порекомендовать обратиться в налоговую инспекцию с заявлением об аннулировании этого номера. На наш взгляд, такое заявление можно подать как в инспекцию по месту жительства, так и в ту инспекцию, которая выдала второе свидетельство о постановке на налоговый учет (со вторым ИНН). Скорее всего, инспекторы оставят в силе тот номер, который был присвоен первым (как правило, это номер, полученный в ИФНС по месту жительства). В любом случае налоговики должны сообщить человеку о том, какой номер останется действующим. Именно этот номер нужно будет использовать в дальнейшем, в том числе при заполнении справки 2-НДФЛ и формы СЗВ-М. Также бухгалтер сможет проверить, какой из номеров признан недействительным с помощью сервиса «Недействительные ИНН физических лиц» на сайте ФНС России (перейти на страницу этого сервиса можно через раздел «Электронные сервисы»; далее по номеру можно узнать, числится ли он в базе недействительных ИНН того или иного региона).

Утрата свидетельства

Если человек потерял свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, то он может получить повторное свидетельство в инспекции по месту жительства (месту пребывания) (разд. 1.2 Основных принципов организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, утв. приказом МНС России от 22.07.04 № САЭ-3-09/436@). Госпошлина в таком случае составит 300 рублей (подп. 132 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Новый ИНН при повторной выдаче свидетельства не присваивается.

Смена места жительства

Если человек переехал на новое место жительства, то свидетельство о постановке на учет в налоговом органе менять не нужно. ИНН остается прежним (п. 29 и 35 Порядка, утв. приказом № 114н).

Изменение персональных данных

ИНН сохраняется и в том случае, если изменились фамилия, имя, отчество, пол, дата или место рождения. В любой из перечисленных ситуаций физлицо может получить новое свидетельство о постановке на налоговый учет, в котором будет указан присвоенный ранее ИНН (п. 36 Порядка, утв. приказом № 114н). Однако, как сообщается на сайте ФНС, получение нового свидетельства в таких случаях необязательно.



Рассказать друзьям