Развитие памяти: уроки запоминания. Развиваем память

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Секреты кулачного боя

Во время четвертой фразы нужно расправить суставы и удалить из организма обработанное дыхание-ци, девять раз подняться, девять раз опуститься и выровнять члены. Выдох подобен орлу, который хватает когтями рыбу, а вдох - это птица огромная пэн, что расправляет крылья. В час цзы упорно и настойчиво практикуй упражнение «ветер раскачивает иву», а упражнение «алмазный кулак» следует делать в час хай. После еды многократно повторяй упражнение «металлический палец», а затем ребром ладони разбивай деревянную куклу. С открытым сердцем тренируй упражнение «макушкой раскалываю кирпич», а после полудня ударом локтя разбивай камень.

Когда дыхание-ци достигает макушки Куньлунь, делаешь упражнение «алмазная стопа». Когда голоден и устал, поднимай дыхание-ци, прыгая на стену. Подвесив мешочки с песком и камнями к ногам, проходи тысячу ли, а когда дыхание-ци выходит из киноварного поля, подметай двор. Когда дыхание-ци собирается в киноварном поле, поднимайся наверх, и подобно порыву черного ветра, вали на землю лес. Когда дыхание-ци выходит из киноварного поля и доходит до точки бай-хуй, ветер движется вниз, проносится по рынку, натягивая свой лук. Как лук, выгибаешься вперед и наносишь удар ногой в позе тигра, концентрируешь дыхание-ци, возвращаясь в сердце, и направляешь его в основание стопы. Дыхание-ци пронизывает обе ноги, и ты стоишь, подобно всаднику, сидящему на лошади, устойчивый, как гора Тайшань - лестница, ведущая на небеса. Если трансформируешь свое дыхание-ци, то в бою подобен пущенной из лука стреле, неуловимой силой духа пролетаешь со скоростью ветра неразгаданной тайной.

Внешние упражнения это в первую очередь упражнения с четырьмя конечностями (это основа внешних упражнении), упражнения на достижение легкости, упражнения на достижение твердости.

Имеются различные практики для выполнения этих упражнений, и используются они по-разному.

Упражнения для четырех конечностей

Среди упражнений для четырех конечностей есть «ветер раскачивает иву», «алмазный кулак», «захват сердца и ума», «металлический палец».

Ветер раскачивает иву

«Ветер раскачивает иву» - это упражнение для рук. Оно является начальным упражнением для рук. Для этого упражнения нужно встать устойчиво, как вкопанный столб, или же сесть в позу со скрещенными ногами. Сначала приводится в движение дыхание-ци, при этом ум концентрируется на киноварном поле, и через мгновенне дыхание-ци поднимается в точку бай-хуй.

После этого дыхание-ци опять возвращается и сердце и затем рассеивается в руки, доходя до точки вай-гуань, или внешняя застава (точка вай-гуань расположена на тыльной стороне рукн, на два цуня выше центра складки лучезапястного сустава), распространяется до кончиков пальцев. В начале выполнения упражнения оба локтя немного согнуты, лучезапястный сустав служит в качестве оси. Пальцы рук вытянуты, расстояние между ними составляет, приблизительно, три фэня.

Обе руки одновременно начинают дынгаться влево, вниз, затем вправо вверх в обратном порядке, описывая круги, а затем вправо вверх в прямой последовательности, описывая круг. Таким образом описывая круги, руки ускоряют свое движение, и потом движутся со скоростью комет, не останавливая своего движения ни на мгновение (рис. 8).

Рис.8

Сначала данное упражнение делается в течение получаса; постепенно время выполнения упражнения достигает одного часа. Лучше всего делать это упражнение в полдень после еды. Это упражнение делает с течением времени руки гибкими и подвижными, так что их удары подобны полету стрелы, а ладонь становится сильной, как удар молнии.

Алмазный кулак

Алмазный кулак - это довольно тяжелое упражнение для тренировки рук. Когда выполняется данное упражнение, один кулак ставится на землю, а ноги отрываются от земли и плавно поднимаются вверх, так что голова смотрит вниз. Еще данное упражнение называется «будда на руке вниз головой». Упражнение выполняется следующим образом: нужно встать лицом к дереву, столбу или стене на расстоянии трех чи. Предварительно язык поднимается к нёбу, а дыхание-ци находится в киноварном поле. После этого обе руки помещаются ладонями на землю, а ноги отрываются от земли и поднимаются вертикально вверх, так что опираются на стенку или столб, или дерево. В это время все дыхание-ци организма опускается вниз в обе ладони (рис. 9).

Рис.9

В этом положении следует находиться в течение пяти минут, после чего ноги плавно возвращаются в первоначальное положение. Это упражнение нужно повторять много раз Наилучшее время для практики - это рассвет во время четвертой стражи.

Вначале упражнение выполняется от пяти до десяти раз. Через месяц занятий ноги станут легкими и подвижными и будут без труда подниматься вверх. В этом случае следует отойти от стены и держаться целиком только на руках, которые должны выдерживать вес всего тела. Время должно постепенно увеличиваться от одной минуты и доводиться до десяти минут. Потом вместо ладоней следует стоять на кулаках. Через один месяц занятий можно будет становиться на один кулак и держать на нем все тело. В этом случае упражнение считается выполненным и называется «алмазный кулак» (рис 10).

Рис.10

Металлический палец

Металлический палец заключается в том, что палец втыкается в землю, а на нем держится вес всего тела. Это упражнение является развитием упраженения «алмазный кулак» и выполняется на его основе. Если научишься выполнять упражнение «алмазный кулак», можно понемногу улучшать свои движения. Упражнение выполняется следующим образом: изначальное дыхание всего организма собирается в киноварном поле, а потом направляется в правую руку.

Указательный палец вытягивается, остальные четыре пальца загибаются вовнутрь и крепко сжимаются. Кончик большого пальца прикасается к среднему. Затем ноги поднимаются вертикально вверх, голова опускается вниз. Тело наклоняется немного вперед, ноги держатся прямо (рис. 11.

Лучше всего делать это упражнение во время четвертой стражи на рассвете. Упражняться нужно день за днем, чтобы десять лет прошли, как один день.

Захват сердца и ума, или синь-и-ба

Упражнение «захват сердца и ума» было среди шаолиньских монахов одним из самых тайных внешних упражнений, и обычно его техника не разглашалась. В настоящее время во дворце тысячи Будд на внутренней плошадке сохранились 48 углублений от ног монахов, которые с древности до наших дней делали здесь упражнение «захват сердца и ума» и оставили следы. Это упражнение предназначено и для бедер, и для рук, и для стоп, и для всего тела, представляя собой главную методику тренировки внешних упражнений Шаолиня.

«Захват сердца и ума» выполняется следующим образом. Сначала следует встать прямо и произвести движение дыхания-ци. Во время движения дыхания-ци нужно сделать три закрытия, то есть дыхание-ци должно выйти из киноварного поля, подняться вверх до точки бай-хуй и спуститься вниз до точки юн цуань (расположена в центре стопы) (прим. перев.). Затем дыхание-ци опять перемещается вверх до киноварного поля, а внизу доходит до точки кунь-лунь. Вверху достигает середины грудной клетки в точке шань-чжун, а внизу закрывает дворец труда точки лао-гун. Затем дыхание-ци распространяется в обе стопы, а вверху главное дыхание цзун-ци достигает макушки.

Руки немного согнуты в локтях, пальцы вытянуты и растопырены.

В этом положении три раза делается упражнение «ветер раскачивает иву». Язык прикасается к нёбу, дыхание-ци проходит вокруг янского холма точки ян-лин, опускается вниз до точки кунь-лунь, при этом ртом произносится мычащий звук. Рот открыт. Потом рот закрывается, язык прикасается к нёбу. Вес перемещается на левую ногу, а правая нога резко взлетает вверх, при этом опять открывается рот и произносится мычащий звук, после чего рот закрывается. Затем вес опять переносится на левую ногу, а правая нога опять резко взмывает вверх. Таким образом упражнение повторяется более десяти раз.

Затем делается внутреннее упражнение трех кругов, посредством чего дыханне-ци опять собирается в киноварном поле.

Сначала упражнение делается 36 раз в час, но постепенно количество раз возрастает до 99, 103. Лучше всего делать это упражнение ночью, когда все вокруг угомоняется. Делать следует постоянно без перерывов в течение всего года. Для того чтобы воздействие было более сильным, можно к ноге привязывать мешочек с песком весом в два цзиня, а на руках носить железные кольца весом в полцзиня.

Можно подпоясаться в три витка железной цепью, а на голову надеть бронзовую шапку весом в три цзиня. И если будешь делать упражнение одинаково и с атрибутами и без атрибутов, значит упражнение выполняется правильно.

Стихотворение, оставленное Ло Ваном, гласит:

Во дворце тысячи Будд занимаюсь боевым искусством, а полночные звезды горят в моих руках. Слышу смех монаха напротив, что успеха в упражнении достиг, шаг за шагом пьянею от выдохов многократных. Освобождаюсь от железных звеньев цепи, и монахи-воины могут взлететь, танцуя. Влага пота стекает, орошая пятки, кровавый пот каплями увлажняет почву. Герои, прославленные в тысячелетней древности, они-то знали трудность тренировки «захват сердца и ума».

На основании этого пятисложного стихотворения можно сделать вывод, что в те времена монахи в храме тысячи Будд делая свои упражнения ци-гун, не боялись ни трудностей, ни усталости, отказывались от сна и забывали о пище, при свете факелов коротая ночь. И пот лился по их спинам.

Такова картина самоотверженного труда занимающихся монахов.

Здравствуйте, уважаемые мужчины. Наконец пришло время очередной нашей тренировки. За время нашего тесного общения какие только части тела, группы мышц не тренировали: руки, ноги, грудь, плечи, спину – в общем, все тело. Мы с Вами набирали массу и занимались жиросжиганием, сидели на диетах и многое, многое другое. Но каждый уважающий себя мужчина просто обязан иметь железный удар. Согласны? И для этого тренировка силы удара подойдет как нельзя лучше.

Вы наверняка должны помнить, что мы с Вами уже выполняли упражнения на тренировку техники . Что ж, будет повод их повторить. Но как сделать так, чтобы удар был по-настоящему сокрушительным, а кулак железным – этому будет посвящена наша сегодняшняя тренировка.

Сильный удар

Как развить силу удара? Естественно, только тренируясь. А как тренировать – прямо сейчас.

Давайте для начала разберем от чего зависит вообще сила удара. Здесь вместе складываются две составляющие:

1. Масса тела;
2. Скорость удара.

Поэтому если вы легкий работайте над скоростью, если же вы супертяж, тогда используйте преимущество в виде массы удара.

Если у Вас дома есть тяжелый мяч, типа такого, каким тренируются боксеры, или хотя бы баскетбольный, то это упражнение, кстати, как и большинство сегодня, Вы сможете выполнять в домашних условиях. Просто вытянутыми руками поднимите мяч над головой, со всей силы ударьте им об пол, и тут же поймайте его, после первого же отскока. Естественно, что повторять этот тренинг надо из раза в раз, делая несколько подходов хотя бы по 15-20 повторений.

Так как для сильного удара нам важны ноги, то без их тренировки нам не обойтись. Здесь нам подойдет хорошо знакомое Вам «приседания с выпрыгиванием». Рекомендую делать его с гантелями, чтобы нагрузка была побольше.

Но без тренировки рук нам также никак. Какие мышцы, в первую очередь, влияют на силу удара? Правильно: трицепс, плечи и спина. Соответственно, тренировка силы будет заключаться в упражнениях, направленных на эти мышечные группы.

Первым номером у нас будут подтягивания, лучше всего, опять же, с утяжелителями.

Далее отжимания на кулаках – Вы же прекрасно понимаете, что ни одна тренировка для кулаков не может обойтись без этого упражнения. Можно периодически его заменять , только с небольшим весом. Какой бы вариант Вы не выбрали, интенсивность выполнения тренинга должна быть максимальной.

Для трицепса прекрасно подойдут обратные отжимания. Вы же знаете, как они делаются? Возьмите табуретку, развернитесь к ней спиной, присядьте немного и упритесь об нее ладонями. Опускайте туловище вверх/вниз. Кстати, положите себе на живот гирю, чтобы отжимания не показались Вам слишком легкими.

Когда закончите, гирю не уносите. А лучше вообще притащите вторую, потому что практически любые упражнения с ними подойдут нашему делу как ничто другое.

Выполняйте различные подъемы руками, так как они укрепляют кисти рук, развивают дельту, увеличивают силу и выносливость – все это играет огромное значение для правильного, сильного удара. Пробуйте поднимать гири стоя, сидя и лежа – в общем, люба тренировка будет то, что надо.

Обзаводитесь кистевым эспандером – для развития силы кисти и пальцев, для предплечья это не заменимая вещь. А упражнение с кувалдой! Да это же тренинг практически любого профессионального бойца без правил. Вспомните хотя бы П. Емельяненко – как он в деревне огромной тяжеленной кувалдой лупил по колесу от трактора!

Кстати, сегодня подобный тренажер, если его можно так назвать, присутствует на многих общественных спортивных площадках. Так что если Вы знаете такое место, непременно занимайтесь там таким образом.

Правильный удар

Чтобы иметь по-настоящему сильный удар, помимо резкости и скорости, которые мы развивали, занимаясь техникой ударов руками, очень важно вкладывать весь свой вес. Что для этого надо?

Во время нанесения удара следите за стопами – они должны стоять немного шире, чем ширина Ваших плеч. Когда Вы бьете, вслед за рукой, по ходу ее движения, должна разворачиваться и стопа, причем приподнимать ногу правильно начинать с пятки. То есть, если Вы, например, бьете левой рукой, то правая нога должна стоять на месте, левая же следует за рукой.

Следите за коленями – они должны быть слегка присогнутыми, чтобы легче было при нанесении удара переносить вперед свой вес. Туловище не должно тянуться за рукой – оно должно максимально резко повернуться. Естественно, что кулак должен быть сжат максимально сильно, буквально впиваясь ногтями в ладонь. И бить нужно только на выдохе. Да, и если не хотите заранее предупредить соперника а своих намерениях всадить ему как следует, замахиваясь, ни в коем случае не отводите руку назад.

Но как поставить удар? Начать надо с . Начнем со стойки на кулаках. Просто примите такое положение, как исходное перед отжиманиями. Правильно будет постараться основной упор сделать на костяшки указательного и среднего пальцев, так как именно они, в первую очередь, будут «касаться» лица или туловища противника. Выполняя упражнение, стойте то на одной руке, то на другой. Постепенно переходите к отжиманиям на пальцах, делать которые, кстати, тоже желательно крайне интенсивно.

Ценным тренингом будет выкидывание пустого грифа от штанги перед собой.

Огромную роль в постановке удара будет отработка техники перед зеркалом, бой с тенью, опять же, жим штанги лежа во взрывном темпе.

Все эти упражнения мы с вами отрабатывали, когда работали над техникой, так что добавьте их в свою тренировку.

Однако крайне немаловажно иметь по-настоящему железный кулак.

Железный кулак

Какие же упражнения для кулаков лучше всего смогут сделать максимально твердыми и не чувствительными к болевым ощущениям?
Все те же отжимания, стойка. Но самым лучшим тренингом, я считаю, является упражнение «алмазный кулак», пришедшее к нам из каратэ.

Вам потребуются две дощечки примерно 20х20см, хотя деревянный пол тоже подойдет. Примите исходное положение как перед отжиманиями. Теперь немного отталкиваясь руками от пола, приземляйтесь кулаками на подставленные под них дощечки, ну или на пол.

Это упражнение настолько укрепляет костяшки, что Вы даже не представляете! Попробуйте на первых порах сделать 20-30 таких «прыжков». На самом деле, уже достаточно натренированные спортсмены делают не более 80 повторений. В процессе прыжка, можете выполнять вращение запястьем, меняя таким образом положение кулака.

Если же вы решили серьезно заняться силой удара. То вам необходимо в первую очередь обзавестись таким минимумом как боксерская груша и перчатки.

Вот, собственно, и все. Посмотрите еще видео, которое я специально для нашей сегодняшней тренировки подготовил. Скажу точно: хотя бы 2-3 месяца тренируйтесь подобным образом, честно стараясь выполнят все упражнения, и по прошествии этого времени Ваши сила и железный кулак смогут справиться практически с любым соперником. На этом прощаюсь с Вами до следующей тренировки.

Рис.7

ВНЕШНИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Секреты кулачного боя

Во время четвертой фразы нужно расправить суставы и удалить из организма обработанное дыхание-ци, девять раз подняться, девять раз опуститься и выровнять члены. Выдох подобен орлу, который хватает когтями рыбу, а вдох - это птица огромная пэн, что расправляет крылья. В час цзы упорно и настойчиво практикуй упражнение "ветер раскачивает иву", а упражнение "алмазный кулак" следует делать в час хай. После еды многократно повторяй упражнение "металлический палец", а затем ребром ладони разбивай деревянную куклу. С открытым сердцем тренируй упражнение "макушкой раскалываю кирпич", а после полудня ударом локтя разбивай камень.

Когда дыхание-ци достигает макушки Куньлунь, делаешь упражнение "алмазная стопа". Когда голоден и устал, поднимай дыхание-ци, прыгая на стену. Подвесив мешочки с песком и камнями к ногам, проходи тысячу ли, а когда дыхание-ци выходит из киноварного поля, подметай двор. Когда дыхание-ци собирается в киноварном поле, поднимайся наверх, и подобно порыву черного ветра, вали на землю лес. Когда дыхание-ци выходит из киноварного поля и доходит до точки бай-хуй, ветер движется вниз, проносится по рынку, натягивая свой лук. Как лук, выгибаешься вперед и наносишь удар ногой в позе тигра, концентрируешь дыхание-ци, возвращаясь в сердце, и направляешь его в основание стопы. Дыхание-ци пронизывает обе ноги, и ты стоишь, подобно всаднику, сидящему на лошади, устойчивый, как гора Тайшань - лестница, ведущая на небеса. Если трансформируешь свое дыхание-ци, то в бою подобен пущенной из лука стреле, неуловимой силой духа пролетаешь со скоростью ветра неразгаданной тайной.

Внешние упражнения это в первую очередь упражнения с четырьмя конечностями (это основа внешних упражнении), упражнения на достижение легкости, упражнения на достижение твердости.

Имеются различные практики для выполнения этих упражнений, и используются они по-разному.

Упражнения для четырех конечностей

Среди упражнений для четырех конечностей есть "ветер раскачивает иву", "алмазный кулак", "захват сердца и ума", "металлический палец".

Ветер раскачивает иву

"Ветер раскачивает иву" - это упражнение для рук. Оно является начальным упражнением для рук. Для этого упражнения нужно встать устойчиво, как вкопанный столб, или же сесть в позу со скрещенными ногами. Сначала приводится в движение дыхание-ци, при этом ум концентрируется на киноварном поле, и через мгновенне дыхание-ци поднимается в точку бай-хуй.

После этого дыхание-ци опять возвращается и сердце и затем рассеивается в руки, доходя до точки вай-гуань, или внешняя застава (точка вай-гуань расположена на тыльной стороне рукн, на два цуня выше центра складки лучезапястного сустава), распространяется до кончиков пальцев. В начале выполнения упражнения оба локтя немного согнуты, лучезапястный сустав служит в качестве оси. Пальцы рук вытянуты, расстояние между ними составляет, приблизительно, три фэня.

Обе руки одновременно начинают дынгаться влево, вниз, затем вправо вверх в обратном порядке, описывая круги, а затем вправо вверх в прямой последовательности, описывая круг. Таким образом описывая круги, руки ускоряют свое движение, и потом движутся со скоростью комет, не останавливая своего движения ни на мгновение (рис. 8).

Рис.8

Сначала данное упражнение делается в течение получаса; постепенно время выполнения упражнения достигает одного часа. Лучше всего делать это упражнение в полдень после еды. Это упражнение делает с течением времени руки гибкими и подвижными, так что их удары подобны полету стрелы, а ладонь становится сильной, как удар молнии.

Алмазный кулак

Алмазный кулак - это довольно тяжелое упражнение для тренировки рук. Когда выполняется данное упражнение, один кулак ставится на землю, а ноги отрываются от земли и плавно поднимаются вверх, так что голова смотрит вниз. Еще данное упражнение называется "будда на руке вниз головой". Упражнение выполняется следующим образом: нужно встать лицом к дереву, столбу или стене на расстоянии трех чи. Предварительно язык поднимается к нёбу, а дыхание-ци находится в киноварном поле. После этого обе руки помещаются ладонями на землю, а ноги отрываются от земли и поднимаются вертикально вверх, так что опираются на стенку или столб, или дерево. В это время все дыхание-ци организма опускается вниз в обе ладони (рис. 9).

Рис.9

В этом положении следует находиться в течение пяти минут, после чего ноги плавно возвращаются в первоначальное положение. Это упражнение нужно повторять много раз Наилучшее время для практики - это рассвет во время четвертой стражи.

Вначале упражнение выполняется от пяти до десяти раз. Через месяц занятий ноги станут легкими и подвижными и будут без труда подниматься вверх. В этом случае следует отойти от стены и держаться целиком только на руках, которые должны выдерживать вес всего тела. Время должно постепенно увеличиваться от одной минуты и доводиться до десяти минут. Потом вместо ладоней следует стоять на кулаках. Через один месяц занятий можно будет становиться на один кулак и держать на нем все тело. В этом случае упражнение считается выполненным и называется "алмазный кулак" (рис 10).

Рис.10

Металлический палец

Металлический палец заключается в том, что палец втыкается в землю, а на нем держится вес всего тела. Это упражнение является развитием упраженения "алмазный кулак" и выполняется на его основе. Если научишься выполнять упражнение "алмазный кулак", можно понемногу улучшать свои движения. Упражнение выполняется следующим образом: изначальное дыхание всего организма собирается в киноварном поле, а потом направляется в правую руку.

Указательный палец вытягивается, остальные четыре пальца загибаются вовнутрь и крепко сжимаются. Кончик большого пальца прикасается к среднему. Затем ноги поднимаются вертикально вверх, голова опускается вниз. Тело наклоняется немного вперед, ноги держатся прямо (рис. 11.

Лучше всего делать это упражнение во время четвертой стражи на рассвете. Упражняться нужно день за днем, чтобы десять лет прошли, как один день.

При общении с высокоэрудированным человеком, мы удивляемся, как ему удается помнить столько фактов, формул, важных дат, исторических событий, стихов, музыкальных произведений, результатов научных исследований, информации по бизнесу и при этом дословно цитировать лучшие страницы тематической литературы. Всё дело в человеческой памяти. Как правило, с феноменальной памятью от рождения на этот свет приходят только гении, процент которых мизерно мал (3% от всего населения планеты). К счастью, у нас с вами есть возможность развивать собственную память и мышление с помощью эйдетики.

Хорошая память гарантирует нам быстрое и качественное обучение, умение держать в голове важные даты, не забывать о списке приоритетных дел. Что же такое эйдетизм и эйдетика? Как работает эйдетика? Чего мы можем добиться с помощью данной методики? Для какого возраста она подходит лучше? Как научиться быстро запоминать?.

Что такое эйдетизм и эйдетика?

Происхождение слов берёт корни с древнегреческого языка, где εἶδος – означает образ, внешний вид.

Эйдетизм – это вид памяти, который позволяет воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.

Образ, о котором мы говорим, часто воспринимается зрительно, однако, он может быть создан с помощью иных сенсорных модальностей: слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных, обоняния.

Эйдетика – это методика развития образного мышления. Хороший пример образного мышления – прочтение интересной нам книги. Когда мы увлечены качественным литературным текстом, образы в вашей голове появляются автоматически (внешний вид и тембр голоса героев, улицы, города, атмосфера, пейзажи). В будущем, даже спустя много лет, мы с лёгкостью припоминаем прочитанное. Методика образного мышления эйдетика учит создавать подобные образы при каждом восприятии новой информации, что способствует её качественному запоминанию.

В свою очередь, исторически эйдетику рассматривают с трёх проблемных областей:

  1. эйдетика как частная научная теория, объясняющая феномен памяти – эйдетизм;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория на уровне с философскими и методологическими проблемами психологии;
  3. «интеграционная типология» – расистская и фашистская псевдонаучная концепция (в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов)

История исследования методики эйдетики

Одним из первых, кто описал феномен эйдетизма является сербский учёный Виктор Урбанчин. Исследования учёного датируются 1907 годом, от чего можем сделать вывод, что эйдетике на сегодняшний день более ста лет.

После 1933 года в Германии в марбургской психологической школе Эрика Йенша были проведены колосальные исследования эйдетизма. В следствии этого развивалась «интеграционная типология» – концепция идеологий, которая объединяет эйдетику с национал-социалистическими идеями.

Активное развитие психологии в советское время знаменательно повлияло на становление эйдетики. Теорию эйдетики исследовали: Пётр Блонский, Сергей Кравков, Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякини и другие. Научные статьи печатались в Большой Советской Энциклопедии, а в 1930 годах академиком Александр Луриея написал «Маленькую книжку о большой памяти».

Сегодня эйдетика невероятно популярна! К ней обращаются психологи, педагоги, врачи, бизнесмены, литераторы, студенты и просто интересующиеся люди.

Для кого подходит методика эйдетика?

Популярность эйдетики в наше время достаточно велика. Мы можем слышать об эйдетике развития детей, эйдетике у студентов, эйдетике у бизнесменов, эйдетике у юристов… Что ж, эйдетика открыта для вас, если:

  • миф о плохой памяти ходит за вами по пятам, и вы имеете желание открыть перед собой больше возможностей;
  • вы хотите запоминать проще и больше, изучать иностранные языки;
  • вы желаете быть креативнее и делать свою работу более продуктивно;
  • вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства учился мыслить правильно и с лёгкостью запоминал нужную информацию.

Эйдетика для детей

В младшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются самые важные умения. Исследованиями доказано, что в возрасте от 3- 5 лет дети впитывают в себя информацию, словно губки, и зависимо от их окружения, можно зародить зерно успеха. Мы считаем, что это один из важнейших периодов жизни человека, ведь он формирует его в будущем. К детям следует быть максимально внимательными.

Эйдетика позитивно влияет на детей: вместо зазубривания домашних заданий, они имеют возможность быстрее и качественнее усваивать новый материал. Часто тренинги по эйдетике в детском возрасте проходят в качестве игр; дети не замечают, как летит время, воспринимая информацию через ассоциации.

Кроме того, родители учатся поддерживать методику в быте: давать творческие задания, делать совместные простые упражнения, учить стихотворения через образы, играть в игры (которые не только занимают ребёнка, но и развивают его когнитивные способности).

Эйдетика для взрослых

Научно доказано: чем старше мы становимся, тем сложнее нам обучаться. Поэтому, хорошая инвестиция в своё будущее, в собственный профессиональный и личностный успех – это инвестиция знаний. Чем раньше вы эти знания приобретаете, тем лучше. Занятия с эйдетика для взрослых зачастую проходит в мини группах (до 10 человек), а также индивидуально со специалистом. Эти занятия улучшают концентрацию внимания, развивают фотографическую память, способствуют нестандартному мышлению и креативности, гарантируют запоминание учебной, рабочей и повседневной информации.

Методы и результаты эйдетики.

Чаще всего, занятия эйдетики проходят в виде тренинга по развитию памяти. В него входит психологическая беседа, объяснение методики, комплекс различных упражнений, тесты. На сегодняшний день профессионалы предлагаю разные способы проведения тренинга:

  • индивидуальная консультация в Skype
  • выездной тренинг
  • корпоративный тренинг для улучшения работы в компании
  • групповые тренинги
  • индивидуальные тренинги
  • семейные занятия

Это делает методику доступной и понятной. Оценивать её качество конечно же вам.

Команда сайт рекомендует школу развития памяти в Киеве «Шалений равлик» под руководством Елены Калачиковой! Разработанные тренинги для взрослых и детей всех возрастов. Эйдетика – популярная мнемотехника, которая позволяет любую необходимую информацию запомнить в виде картинок или образов в игровой форме. Вместе с профессиональными педагогами вы достигнете положительных результатов во многом!

Итог

Не случайно, фраза «Кто владеет информацией – тот правит миром» зачислена в ряд крылатых. Когда вы с лёгкостью запоминаете важный для вас материал, вы чувствуете себя уверенно и имеете больше возможностей, вы – энциклопедия. Научиться правильно мыслить и проще запоминать совершенно реально. Обучение с помощью эйдетики – отличная инвестиция в собственное будущее.

Диагностика развития памяти

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Диагностика развития памяти
Рубрика (тематическая категория) Образование

Двигательная память обнаруживает себя уже в младенчестве, когда малыш начинает схватывать руками предметы, учится ползать, ходить. В раннем возрасте ребенок учится бегать, прыгать, умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном возрасте работа двигательной памяти становится всœе более сложной. Занятия спортом, танцами, игрой на музыкальных инструментах предполагают умения ребенка запоминать, сохранять и воспроизводить в определœенном порядке всœе более сложные движения. Это, конечно же, требует специальной тренировки под руководством взрослого, который сначала показывает детям последовательность движений, а затем следит за правильностью их выполнения.

Для развития двигательной памяти можно предложить ребенку выполнить такое упражнение. Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Далее ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном. {По материалам И. В. Вачкова.)

Эмоциональная память хранит впечатления об отношениях и контактах с окружающим, предостерегает от возможных опасностей или же, напротив - подталкивает к действиям.

К примеру, в случае если вдруг ребенок обжегся о горячий утюг или был исцарапан кошкой, то полученные впечатления могут ограничивать его любопытство в будущем лучше всяких запретительных слов взрослых. Или же ребенок просит родителœей о просмотре определœенного фильма, который он уже много раз смотрел. Рассказать его содержание малыш не может, но зато помнит, что данный фильм очень смешной. Так действует память чувств.

Упражнение на развитие эмоциональной памяти. Находясь с ребенком в новых для него местах, особенно на природе, почаще обращайте его внимание на пейзажи, на звуки, наполняющие природу. Очень важно, чтобы дети запоминали свои чувства, ощущения, возникающие во время отдыха, веселья. Это те состояния, воспоминания о которых помогут им не только пережить минуты печали, обиды, но и избавиться от страхов, довольно часто проявляющихся у дошкольников. (По материалам И. В. Вачкова)

Особенно богата детская память образами отдельных конкретных объектов, когда-то воспринятых ребенком: вкус напитка и торта͵ запах мандаринов и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь шерстка кошки и т. п. Это образная память - память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. По этой причине образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. По причине того, что у человека наиболее важное значение имеют зрение и слух, лучше всœего обычно развиты зрительная и слуховая память.

Упражнение на развитие слуховой памяти . Пусть кто-то из родителœей назовет 10 цифр.
Размещено на реф.рф
Ребенок должен постараться запомнить их в том порядке, в каком они назывались. К примеру: 9, 3, 7, 10, 4, 1, 6, 8, 2, 5. (По материалам И. В. Вачкова).

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти - эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определœенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всœех подробностях. Эйдетическая память - возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность.

Д. Б. Эльконин: "Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Уже при простом наблюдении за дошкольниками обнаруживается бурное развитие их памяти. Ребенок относительно легко запоминает большое количество стихотворений, сказок и т. д. Запоминание часто происходит без заметных усилий, а объём запоминаемого увеличивается настолько, что некоторые исследователи считают, будто именно в дошкольном возрасте память достигает кульминационного пункта своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".

Следует отметить и такую особенность детской памяти. Представления детей о малознакомых вещах часто оказываются смутными, нечеткими и хрупкими. К примеру, после посœещения зоопарка сохранившиеся в памяти ребенка образы животных тускнеют, сливаются, "спутываются" с образами других объектов. Фрагментарность (клочкообразность) детских представлений - это следствие разрозненности их восприятия. Кое-что выпадает со временем, кое-что искажается или подменяется другим. Такая ошибка памяти - прямое следствие незрелости детского восприятия и неумения детей пользоваться своей памятью.

Словесная память - память на информацию, представленную в словесной форме, - развивается у дошкольника параллельно с развитием речи. Задачу припоминания слов взрослые начинают ставить перед детьми уже в раннем детстве. Οʜᴎ спрашивают у ребенка названия отдельных предметов, имена людей, которые находятся с ним рядом. Такое припоминание важно, прежде всœего, для развития общения и отношений ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном возрасте ребенок особенно хорошо запоминает стихи, песенки и потешки, то есть те словесные формы, которые имеют определœенную ритмичность, звучность. Их смысл ребенку должна быть не совсœем понятен, но они прекрасно запечатлеваются в памяти именно благодаря внешнему звуковому рисунку, к которому ребенок очень чувствителœен. Запоминание литературных произведений - сказок, стихотворений - в старшем дошкольном возрасте происходит через развитие сопереживания их героям, а также благодаря осуществлению мысленных действий с персонажами.

Так, в исследованиях Р. И. Жуковской показано, что малыши лучше запоминают стихотворения, в которых они могут прямо поставить себя на место действующего лица. Средние и старшие дошкольники лучше запоминают стихи с помощью активных игровых или мысленных действий. К примеру, мальчик после троекратного чтения стихотворения запомнил всœего 3 строчки; после участия в драматизированной игре по этому стихотворению - 23 строчки; после повторной игры и показа картинок - 38 строчек. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, активное действие - игровое или мысленное - значительно повышает словесное запоминание.

Упражнение на развитие словесной памяти. Пусть кто-нибудь из родителœей не торопясь прочтет ребенку с интервалом в 5 секунд 10 приведенных ниже слов. Ребенок должен их запомнить и воспроизвести в той же последовательности. Слова: тарелка, щетка, автобус, сапог, иголка, стол, лимон, озеро, рисунок, банка.

(По материалам И. В. Вачкова)

Важно заметить, что для старших дошкольников становятся доступны и элементы логического запоминания , ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ основывается не на дословном, механическом воспроизведении материала, а на определœенных схваченных ребенком нормах изложения. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. К примеру, пересказывая сказку, дети могут, не нарушая последовательности изложения материала, упускать какие-то подробности или добавлять свои. Так, в случае если обучать старших дошкольников тому, как осуществлять выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам припомнить слова, то дети постепенно усваивают такие приемы логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка (по 3. М. Истоминой).

Детская память удивительно пластична. Стишки, песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов, незнакомые иностранные слова, кажется, словно "прилипают" к ребенку. Ребенок чаще всœего не ставит перед собой осознанных целœей что-либо запомнить. Он запоминает то, на что обращено его внимание, что произвело на него впечатление, что было интересно. Это непроизвольная память. Психолог П. И. Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что его продуктивность увеличивается в том случае, в случае если задание, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предлагается ребенку, предполагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мыслительных операций (придумывание слов, установление конкретных связей). Так, при простом рассматривании картинок ребенок запоминает гораздо хуже, чем в тех случаях, когда ему предлагают придумать какое-то слово к картинке или же разложить отдельно изображения предметов для сада, кухни, детской комнаты, двора и т. п.

В возрасте четырех-пяти лет начинает складываться произвольная память , которая предполагает, что ребенок заставляет себя запомнить что-то с помощью воли. Самый простой пример проявления произвольной памяти - ситуация, когда ребенок старательно заучивает стихотворение перед утренником. Рассмотрим, как действует произвольная память. Сначала ребенок лишь выделяет задачу: "Надо запомнить стихотворение". Необходимыми приемами для запоминания он при этом еще не владеет. Их дает взрослый, организуя повторение отдельных строчек, затем строф, а также направляет припоминание вопросами "А что было потом?", "А дальше?". Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания и в конце концов осознает крайне важно сть этих специальных действий запоминания (повторения, прослеживания смысловой последовательности и т. п.).

Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением складываются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, к примеру, в роли покупателя, которому нужно купить в магазинœе определœенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Существуют особенности развития памяти, связанные с полом ребенка. У мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадает, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее идет развитие функций левого полушария по сравнению с мальчиками, а у мальчиков по сравнению с девочками - правого. Какое это имеет отношение к памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, чем правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции. Правому же полушарию принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных, интуитивных реакций, иррациональной мыслительной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций.

Важным моментом в развитии памяти в дошкольном возрасте становится то, что она начинает занимать существенное место в развитии личности ребенка. Ребенок начинает помнить самого себя. Психолог А. Н. Раевский установил, что 10,8 процента наиболее ранних воспоминаний взрослых относятся к двум годам, 74,9 процента воспоминаний относятся к трем-четырем годам, 11,3 процента приходится на пятый год жизни, а 2,8 процента - на шестой. Дошкольник всœе чаще обращается к взрослым с такого рода просьбами: "Расскажи, какой я был, когда был маленьким", и такого рода вопросами: "А помнишь, вчера ты сказал..." Растущему ребенку важно и интересно улавливать связь между прошлым и настоящим. Так происходит развитие его памяти и становление его внутреннего мира.

Методика "Оперативная память"

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.

Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию. Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. К примеру: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (записывается); 4 и 2 - получается 6 (записывается)". В случае если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов - 25-15 секунд, исходя из возраста.

^ Тестовый материал:

Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество - 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:

6-7 лет - 10 сумм и выше

8-9 лет - 15 сумм и выше

10-12 лет - 20 сумм и выше

Методика удобна для группового тестирования. Процедура тестирования занимает мало времени - 4-5 мин. Для получения более надежного показателя оперативной памяти тестирование можно через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время повторить, используя другие ряды чисел.

Методика "Долговременная память".

Экспериментальный материал состоит из следующего задания.

Экспериментатор сообщает: "Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко".

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

где А - общее количество слов,

В - количество запомнившихся слов,

С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.

Методика "Запомни пару".

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов. Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Ход выполнения задания: экспериментатор читает испытуемому(ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

Диагностика развития памяти - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Диагностика развития памяти" 2017, 2018.



Рассказать друзьям