Развитие речи старшая группа конспекты занятий осень. Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Осень

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Шайхутдинова Юлдуз
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Осень золотая»

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи в старшей группе .

ТЕМА : «Осень золотая »

Выполнила : Сафина Юлдуз Фаритовна

воспитатель

Мамадыш, 2012 год

Тип занятия : комплексное

Вид занятия : познавательное

Цель : Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе

Задачи :

1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях ;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

3. Продолжать развивать память , мышление через игры и упражнения.

4. Продолжать учить детей наводить порядок на своём рабочем месте по окончании работы.

5. Развивать наблюдательность , внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы) .

6. Развивать связную речь у детей.

7. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

8. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Методические приемы :

Наглядные : рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные : образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические : дидактические игры и упражнения.

Демонстративный материал : картинки с признаками осени , картинки с изображениями правил в транспорте, макеты деревьев, мяч, аудиозапись звуков леса, ветра, автобуса, П. И. Чайковского “Времена года”

Раздаточный материал : осенние листья сделанные из картона и сухие, нить коричневого света, цветная бумага, клей – карандаш, клеенки, салфетки.

Словарная работа : желтеют, роняют, листопад, сухими, солнце, листья, береза, рябина, ель, клен, дуб.

Предварительная работа : чтение стихотворений об осени ; игра «Подбери предмет к признакам» . Наблюдения за живой природой на прогулке; наблюдения за деревьями на территории ДОУ; чтение литературы природоведческого характера; рассматривание иллюстраций о лесе;

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

Ход занятия

Воспитатель : – Ребята, я приглашаю вас в волшебный лес. Вы согласны ехать? (ответы детей) .

– А поедем мы на автобусе. Но перед тем как сесть в автобус, давайте вспомним правила поведения в транспорте (дети рассматривают картинки и называют правила)

– А теперь можно и занять свои места (звучит аудиозапись автобуса, дети имитируют езду в автобусе. Звучит аудиозапись звуков леса).

– Вот мы и на месте. Как здесь красиво не так ли дети?

– Ребята, посмотрите-ка вокруг, какое сейчас время года? (ответы детей) .

– А как вы это узнали? (ответы детей)

– А после какого времени года наступает осень ? (ответы детей) .

Воспитатель : – Ребята, давайте поиграем с вами в одну игру. (Дидактическая игра «Подбери слова» ). Для этого нам надо встать в кружочек. «Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать». Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист .

– Листья осенью (что делают) –листья осенью желтеют и опадают

– Дождь осенью (что делает) –дождь осенью идет .

– Урожай осенью (что делают) –урожай осенью убирают .

– Птицы осенью (что делают) - Птицы осенью улетают .

– Деревья осенью (что делают) - Деревья осенью роняют листья .

– Звери осенью (что делают) - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Воспитатель : Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку :

«Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек». (Дерево)

– Чем похожи все деревья между собой? (ответы детей)

– Правильно! У них есть ствол, ветви, листья, корни.

– А чем они отличаются друг от друга (ответы детей)

(Звучит аудиозапись ветра)

Воспитатель : – Осенний ветер разбросал разноцветные листья. Посмотрите какие они красивые, надо их собрать. Поднимите по одному листочку. (Дети собирают листья : осины, дуба, клена, рябины)

– Давайте, посчитаем у кого сколько листиков на руке? Сколько кленовых? Сколько листьев рябины? Дубовых сколько? А сколько березовых? (у каждого по три)

– Молодцы!

Воспитатель : – Дети, мы вспомнили об осени в загадке , в песне, в стихотворении. А сейчас я предлагаю рассказать об осени в картине , которую мы сделаем сами из кусочков ниток, из сухих листьев и цветной бумаги, приготовленных на рабочем столе. Перед вами рамка для нашей картины. Мы видим деревья, но они какие – то не осенние . Почему?

(ответы детей : «Потому, что нет веток, листьев)

Воспитатель : Из чего мы будем их делать? (из ниток)

– А листья из чего мы сделаем? (приклеим сухие листья)

Осенью часто идут дожди . Как вы думаете чего еще не хватает в нашей картине? (Лужи)

– Из чего мы будем его делать? (картона)

– Пора начинать работу, давайте разомнём пальчики.

(“Дождь” – пальчиковая гимнастика) .

Дождик, дождик веселей! Стряхиваем пальцы рук.

Капай, капай не жалей! Играем ладошками вверх, вниз.

Брызни в поле пуще; Сжимаем и разжимаем пальцы.

Станет травка гуще! Руки впереди, шевелим только

пальцами.

Воспитатель : – Принимайтесь за работу, помните, пока звучит музыка, вы работаете.

(Звучит произведение П. И. Чайковского “Времена года”) .

Воспитатель : – Окончив свою работу, крепим детали на картину и убираем своё рабочее место в порядок.

Воспитатель : – Ребята, какое время года мы видим на картине?

– Как назовем нашу картину?

– Какие приметы осени вы изобразили ?

– Какой материал в работе, вам понадобился?

(Ответы детей на вопросы воспитателя) .

Итог занятия .

Воспитатель : Чудесная осенняя картина получилась у нас дети, она украсит нашу группу . Спасибо!

Литература :

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 208 с.

2. Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет : Методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е, доп. и перераб.) . – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.

3. Развитие речи . Окружающий мир : дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками / авт . – сост. О. В. Епифанова. – Волгоград : Учитель, 2008. – 208 с.

4. Горькова Л. Г., Обухова Л. А. Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников (старшая группа ) . – М.: ВАКО, 2005. – 192 с. --- (Дошкольники : учим, развиваем , воспитываем) .

5. И. А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду : планирование, конспекты занятий , методические рекомендации. Старшая группа . – М.: Издательство : Карапуз-Дидактика, 2009, 210 с.

Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Осень».

Тема: «Осень»

Цель:

  • развить фонематическое восприятие,
  • отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Осень».

Задачи:

Образовательные:

  • Активизация пассивного и уточнение активного словаря по теме: «Осень».
  • Развитие словесно-логического мышления.

Коррекционные:

  • Развитие связной речи.
  • Развитие навыков словообразования и словоизменения.
  • Развитие абстрактного мышления.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Развитие темпо-ритмической стороны речи.

Воспитательные:

  • Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование :

  • мяч, картинки с изображением осени и со звуковым сопровождением (звук ветра, дождя), тематические картинки времен года и природных явлений, символы времен года (снежинка, бабочка, ландыш, желтый лист).

Ход занятия

I. Организационный момент.

1. Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге в детский сад, и он мне подарил волшебный мяч.

Мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать
И вопросы задавать.

Ребята, давайте мы пойдем на осеннюю полянку и поиграем в игру. Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист.

  • Листья осенью (что делают?) - Листья осенью желтеют, опадают и т.д.
  • Дождь осенью - Дождь осенью моросит, идет и т.д.
  • Урожай осенью - Урожай осенью убирают.
  • Птицы осенью - Птицы осенью улетают.
  • Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья.
  • Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

II. Основной этап.

2. «Что каким может быть?»

Логопед: Вот мы с вами теперь все признаки осени. И сегодня мы с вами пойдем в осенний лес

Что мы в нем увидим? Я буду говорить слово, а вы придумайте, что таким бывает. Кому останется мяч, тот называет первым, другие после него говорят, как они думают.

Итак, что каким может быть?

  • ОСЕННИЙ – ДЕНЬ, ВЕЧЕР, ДОЖДЬ, ВЕТЕР, ЛЕС…
  • ОСЕННЯЯ – ПОГОДА, НОЧЬ, НЕПОГОДА, ОДЕЖДА, СЫРОСТЬ…
  • ОСЕННЕЕ – НЕБО, ПАЛЬТО, ДЕРЕВО, НЕНАСТЬЕ…
  • ОСЕННИЕ – КАНИКУЛЫ, ЛИСТЬЯ, ПЕРЧАТКИ, ЗАМОРОЗКИ…

Золотая- осень, цепочка, голова, мама.

Физкультминутка «Дождик».

Дети разделяются на тех, кто щелкает пальцами, бьет кистью о ладонь, об стол рукой. Создается эффект дождя. Тише (слабый дождь) – громче (сильный).

3. Описание примет осени.

Логопед: Давайте теперь расскажем все вместе какая такая наша осень. (по схеме Ткаченко)

4. Отгадайте загадки!

Тучи нагоняет,
Воет, завывает.
По свету рыщет,
Поёт да свищет.
(Ветер)

Висят на ветках
Золотые монетки.
(Осенние листья)

6. Игра «Время года, найдись!»

Четыре ребенка получают символы времен года. Называют свое время года. Другие дети получают картинки с природными явлениями или тематическими картинками каждого времени года, они должны подойти к соответствующему ребенку и объяснить почему было выбрано именно это время года. Анализ, обсуждение.

7. Работа с текстом.

Ребята, послушайте внимательно текст. О чем он? Какое время года описывает автор? Что произошло?

«Кленушка»

Однажды, гуляя по лесу, мне на плечо опустился листочек клена. От неожиданности я вздрогнула, и он медленно полетел мне прямо под ноги. Листочек был ярко красного цвета, а капельки дождя на нем переливались всеми цветами радуги. Чтобы капельки дождя не соскользнули с листочка, я аккуратно подняла его с земли. Листочек задрожал в моих ладошках, но капельки все остались на месте. А в капельках дождя, как в зеркальном отражении, я увидела осенний лес. Да, да осенний лес. Лето пролетело как всегда очень быстро, оставив мне на память: теплое море, шоколадный загар и сладкий вкус клубники. Впереди меня ждет длительная осень… Прекрасная осень. Осень — это радость для моих глаз. Просыпаясь в осеннее утро, я распахиваю окно, и теплый влажный воздух после ночного дождя врывается в мою комнату. Вместе со свежестью нового дня, комната наполняется и птичьими голосами. Они поют, о том, что природа еще не спит. Что есть время еще насладиться всеми прелестями осени, всеми красками этого прекрасного времени года. Желтый, бежевый, оранжевый, красный, коричневый – как хороший художник, пишет осень свою историю… И восхищаясь мастерством художника, я понимаю, что осень не только радость моих глаз, но и услада моей души. А листочек клена я взяла домой, высушила и в рамку под стекло. И теперь, когда за окном крепчают морозы, мне греет душу маленький красный огонек…мой листочек клена… мой Кленушка.

В. Н. Савкина

8. Чего не бывает осенью?

Выполняется на индивидуальных листах. «Нелепицы» обводим красным цветом.

III. Итог занятия.

Ребята, вы сегодня замечательно занимались! И у меня есть для вас сюрприз — переверните лист с «нелепицей» — там для каждого своя раскраска припрятана. До новых встреч!

Раздаточный материал

(Я печатала на 20 детей первый лист 10 раз, а на другой стороне оставшиеся листы, получилось, что у каждого ребенка лист с заданием и раскраска на оборотной стороне фактически без повторов, если в каждой группе по 10 человек.)

Использованные источники:

  1. Чохонелидзе Т.А. Осень. Задания по развитию речи детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 32 с.

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «ОСЕНЬ»

(В подготовительной группе)

Цели и задачи:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами.

Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов.

Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого .

Развитие мелкой моторики рук.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Работа над новыми словами:

Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Физкультминутка.

4. Продолжение работы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

2. Основная часть:

Воспитатель беседует с детьми о времени года.

Называет время года. – Какой сейчас месяц? Вместе

с детьми повторяют слова:

Игра: «Солнышко и дождик».

Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.

Дождик капал на ладошки,

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят «кап-кап».)

Дождик капает по ножки,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

(Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.)

Ты по зонтику стучи,

Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.)

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку:

Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

– Осенью холодно или тепло? и т.д.

Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках.

Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом- в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит осенний дождик.(2 слайд)

Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд)

По утрам стелются туманы.(4-5 слайд)

Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд)

Начинается пора листопада.(7 слайд)

Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд)

Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)

От холода замерзают лужи.(10 слайд)

А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд)

Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утеплятся»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд)

Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите- этот зайчик летом был серый- а концу осени стал белым.(13 слайд)

Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд)

Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло.(15 слайд)

Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы свами пойдем собирать урожай.(16-19 слайд)

3.Физкультминутка:

«Урожай собирай» (аудиозапись песни

1. Мы корзиночки несем,

Хором песенку поём.

Урожай собирай,

Да на зиму запасай!

Ой- да, собирай

И на зиму запасай!

2. Мы - ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох -

Урожай у нас неплох!

Ой- да, и горох,

Урожай у нас неплох!

3. Ты, пузатый кабачок,

отлежал себе бочок!

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай!

Ой- да, не зевай,

А в корзину полезай!

4. Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой- да, отворяй,

Едет с поля урожай!

4 . Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты).

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук )

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор )

4. Меня копали из земли,

И всегда хвалили. (Картофель )

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква )

6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь - гладкая,

Кушаешь - сладкая. (Морковь)

7.Вверху - зеленая,

Внизу - красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла )

8.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

9.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,

10.В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко)

(20 слайд)

Ребята, осень оказывается очень красивое время года!

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы )

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

6. Самостоятельная работа:

Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Проверьте, правильно ли вы сидите.

Я за партою сижу,

Спину прямо я держу,

Плечи развернуты.

Ноги вместе стоят

Между партою и мной

Промежуток не большой

Между партою и мной

Кулачок проходит

Мои руки на столе,

Ведь учиться надо мне.

Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов:

Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «ОСЕНЬ»

(В подготовительной группе)

Цели и задачи:

Закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе.

Обогащение активного словарного запаса детей новыми словами.

Совершенствование умений и навыков восприятия на слух и произношения слов.

Совершенствование умений понимать и употреблять в речи вопросительные предложения со словами где, какой, у кого .

Развитие мелкой моторики рук.

Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное.

Методы и способы: беседа, игра, ответы на вопросы, просмотр слайдов, самостоятельная работа.

Работа над новыми словами: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь, туча, грядка, огород, сад, осенью, утром, днем, падают, собирают, гуляют.

Предварительная работа: беседа про осень и о его признаках, научить игру «Урожай собирай», отгадывание загадок про осень.

Оборудование: проектор, магнитофон, использование ИКТ.

Ход занятия: 1. Организационный момент.

2. Основная часть.

3. Физкультминутка.

4. Продолжение работы.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов.

Ход занятия

  1. Организационный момент:

Здравствуйте, добрый день ребята. Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

  1. Основная часть:

Воспитатель беседует с детьми о времени года.

Называет время года. – Какой сейчас месяц? Вместе

с детьми повторяют слова: осень, листья, желтые, холодно, идет дождь.

Игра: «Солнышко и дождик».

Дети свободно располагаются по комнате. Воспитатель вместе с ними, в руках сложен зонтик. Выполняют движения по тексту.

Дождик капал на ладошки,

Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

(Дети поднимают ладошки, стучат по ним пальчиками и медленно произносят «кап-кап».)

Дождик капает по ножки,

Кап-кап-кап, кап-кап-кап! (Стучат пальчиками по коленкам.)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

(Воспитатель расправляет зонтик и дети бегут под него.)

Ты по зонтику стучи,

Только нас не намочи! (Грозят дождику пальчиком.)

Воспитатель приглашает детей в осенний парк на прогулку:

Ребята сейчас мы с вами пойдем на экскурсию в парк и увидим что же происходит осенью в природе.

Беседа по слайду.

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Почему картина называется золотая осень? – Все желтое как зо-

лото.

– Осенью холодно или тепло? и т.д.

Воспитатель показывает слайды про осень и его признаках.

Ребята, осенью на улице начинает холодать. Люди одеваются теплее чем летом- в теплые шапки, пальто и куртки, переобуваются в ботинки и сапоги. (1 слайд)

Вместе с холодами осенью начинаются дожди. Всё чаще моросит осенний дождик.(2 слайд)

Люди ходят под зонтиками, на улице много луж.(3 слайд)

По утрам стелются туманы.(4-5 слайд)

Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю золотым ковром.(6 слайд)

Начинается пора листопада.(7 слайд)

Постепенно деревья теряют все свои листья, их ветки остаются голыми. Наступает поздняя осень.(8 слайд)

Поздней осенью становится еще холоднее. По ночам бывают заморозки. Утром можно увидеть на листьях и траве иней.(9 сайд)

От холода замерзают лужи.(10 слайд)

А еще у осени есть один важный признак, многие птицы улетают на юг- в теплые страны. Они улетают потому, что осенью и зимой очень холодно, им нечего есть.(11 слайд)

Животные как и люди готовятся к зиме. Многие животные начинают «утеплятся»- их шерсть гуще и пушистее. С такой густой и теплой шубкой они точно не замерзнут зимой!(12 слайд)

Многие звери меняют окрас своей шерсти: посмотрите- этот зайчик летом был серый- а концу осени стал белым.(13 слайд)

Осенью звери стараются сделать по больше запасов на зиму. Ведь зимой добыть еду очень тяжело.(14 слайд)

Например, белочки складывают грибы, ягоды, корешки и орехи в норки и дупло.(15 слайд)

Ранней осенью созревают много овощей и фруктов. И мы свами пойдем собирать урожай.(16-19 слайд)

3.Физкультминутка:

«Урожай собирай» (аудиозапись песни

Урожай собирай" муз. Филиппенко сл. Волгиной)

1. Мы корзиночки несем,

Хором песенку поём.

Урожай собирай,

Да на зиму запасай!

Ой- да, собирай

И на зиму запасай!

2. Мы - ребята молодцы,

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох -

Урожай у нас неплох!

Ой- да, и горох,

Урожай у нас неплох!

3. Ты, пузатый кабачок,

отлежал себе бочок!

Не ленись, не зевай,

А в корзину полезай!

Ой- да, не зевай,

А в корзину полезай!

4. Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой- да, отворяй,

Едет с поля урожай!

4 . Продолжение работы:

Продолжаем нашу беседу про осень. Ребята смотрим на экран. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадайка». Я буду говорить загадки а вы отгадывать. (Воспитатель загадывает загадки про овощи и фрукты).

1.Сидит бабушка на грядках,

Вся она в заплатках,

А заплатку оторвешь-

Заплачешь и уйдешь. (Лук )

2.Уродилась на славу,

Кругла, бела, кудрява.

Кто очень любит щи,

Меня в них отыщи. (Капуста)

3.Был зеленым и маленьким,

Стал большим и красненьким. (Помидор )

4. Меня копали из земли,

Пекли, жарили, варили А потом все съели

И всегда хвалили. (Картофель )

5. В огороде есть жёлтый мяч.

Не пойдет он просто вскачь,

Словно полная луна…

В нем вкусные есть семена. (Тыква )

6.За кучерявый хохолок

Из норки лиску поволок.

Трогаешь - гладкая,

Кушаешь - сладкая. (Морковь)

7.Вверху - зеленая,

Внизу - красная,

В землю вросла.

А что же это? (Свекла )

8.Зелёный полосатый шар,
С начинкой алой словно жар,
Лежит на грядке, словно груз,
Скажите, что это. (Арбуз)

9.Все о ней боксеры знают
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа... (груша)

10.В желтеньком улье
Пчелки уснули,
Сбились в клубок,
А в стенках – медок. (Дыня)

11.Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки.(Яблоко)

Ребята, давайте все вместе вспомним признаки осени. (Дети вспоминают и называют все признаки осени и на экране появляются картинки). (20 слайд)

Ребята, осень оказывается очень красивое время года!

5. Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки ).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы )

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки ).

6. Самостоятельная работа:

Ребята мы с вами сегодня говорили про осень, узнали очень много нового. Пересчитали признаки осени. А теперь сядем за стол, и нарисуем про осень и его признаки.

Формирование навыков посадки.

Проверьте, правильно ли вы сидите.

Я за партою сижу,

Спину прямо я держу,

Плечи развернуты.

Ноги вместе стоят

Между партою и мной

Промежуток не большой

Между партою и мной

Кулачок проходит

Мои руки на столе,

Ведь учиться надо мне.

Кому, что больше запомнилось все это переведем в наши альбомные листы.

Обсуждение по рисункам.

7. Подведение итогов:

Ребята, мне очень понравились ваши рисунки. Они очень интересные, красочные.

Ребята, о чём мы сегодня говорили? Понравилось вам занятие?


Ольга Ефремова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ : Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень » .

Закрепить знания детей о признаках осени , учить рассказывать по мнемотаблице,

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Продолжать развивать у детей память , внимание, наглядно-образное мышление.

Воспитывать у детей бережное отношение к природе.

МАТЕРИАЛ :

Мнемотаблицы по теме «осень » , игрушка – Незнайка, листья.

Ход занятия.

Дети стоят полукругом---

Воспитатель читает загадку :

Уж пахнет в воздухе дождем,

Все холоднее с каждым днем.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два -

Ответ : осенняя пора

Воспитатель. Какое настроение вам навивает эта загадка (печальное, грустное)

Воспитатель : ребята, а теперь послушайте стихотворение З. Федоровской :

Осень на опушке

Краски разводила ,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клены,

В пурпуре осинки,

Только дуб зеленый.

Утешает осень :

Не жалейте лета!

Посмотрите – роща

Золотом одета.

Воспитатель. А теперь какое у вас настроение прочтя это стихотворение. (веселое, радостное)

А какая осень , какие определения ей можно подобрать? (Золотая, красивая, печальная, дождливая)

В : Вот, как много красивого мы сказали об осени . Давайте поиграем в игру.

Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова» .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»

солнце - солнышко,

Лист - листочек,

Дождь - дождичек,

Ручей - ручеек,

Лужа - лужица,

Цветок - цветочек,

Ветер - ветерок,

Туча - тучка,

Зонт – зонтик,

Дерево – деревце.

Молодцы.

Игровое упражнение : «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОСЕНИ »

На смену лету пришла… (золотая осень ) .

Солнце все реже выглядывает… (из-за туч) .

Деревья надели… (разноцветный наряд) .

Листья. (красные, желтые) горят на солнышке, а затем… (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.

Дождик… (моросит, капает, льет) и заставляет прятаться… (по домам) .

Птицы собираются в стаи… (и улетают в теплые края) .

Зверям некогда резвиться, они делают… (запасы на зиму) .

Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Физкультминутка

«Листья»

Листья осенние тихо кружатся , (кружатся на цыпочках, руки в стороны.)

Листья нам под ноги плавно ложатся (приседают.)

И под ногами шуршат, шелестят, (движения руками вправо - влево.)

Будто опять закружиться хотят. (поднимаются кружатся.)

ВОСПИТАТЕЛЬ : Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости?

(На ширме появляется кукла – Незнайка)

НЕЗНАЙКА : Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Что-то я ничего не пойму. Какое сейчас время года? Помогите мне, пожалуйста, расскажите, научите. А то я совсем запутался.

ВОСПИТАТЕЛЬ : Не переживай, Незнайка, наши дети тебе помогут. Ребята, расскажите Незнайке, какое сейчас время года?

(использую мнемотаблицы)

Воспитатель : Молодцы, дети, хорошо рассказали об осени .

Воспитатель : Медленно и неспешно наступала осень и по пословицам и поговоркам люди уже смотрели на предстоящую зиму, а об этом говорило многое, например : стаи перелетных птиц, дождливая или теплая погода, со снегом ли поздняя осень . Ведь по многим приметам осени можно было строить догадке о том, какова будет зима, короткая и мокрая, либо долгая и холодная. Незнайка, послушай, какие дети знают поговорки и пословицы об осени

* Весна красна цветами, а осень снопами .

* Осень - время собирать урожай.

* В осеннее ненастье семь погод на дворе.

*Осенний дождь мелко сеется , да долго тянется.

* Осень - запасиха , зима - подбериха.

* Сентябрь красное лето провожает, осень золотую встречает .

* Батюшка-сентябрь не любит баловать.

Воспитатель. Незнайка, теперь ты точно знаешь какое сейчас время года и его приметы .

Поиграй с нами в интересную игру.

Подвижная игра «Найди пару»

Ход игры : дети стоят по кругу, в центре- листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев).Дети идут по кругу со словами : «Раз, два, три - лист скорей бери!» Каждый берёт листок.

Воспитатель говорит : «Найдите себе пару - листочек такого же цвета.»

Незнайка. Спасибо, ребята.

ВОСПИТАТЕЛЬ : А сейчас давайте для Незнайки придумаем красивые предложения про осень . Каждое предложение начинается со слова «Осенью » . Например : «Осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают» .

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

(Осенью солнышко светит , но не греет. Осенью часто идут затяжные , моросящие дожди. Осенью листья на деревьях разноцветные. Осенью землю покрывают листья - все вокруг желтое. Осенью ветер обрывает листья с деревьев, они кружатся и падают на землю. Осенью много листьев с шуршанием летят на землю - это листопад. Осенью погода бывает хмурая, грустная, печальная. Осенью небо закрыто тучами , часто идут холодные дожди. Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. Осенью люди собирают урожай овощей и делают запасы на зиму. Осенью многие животные строят и утепляют норы, делают запасы.)

НЕЗНАЙКА : Молодцы, ребята, придумали много красивых предложений об осени .

Воспитатель : А сейчас подойдите к столам и сделайте зарисовки признаков осени , какие запомнили. Мы их подарим Незнайке, чтобы он не путал больше осень с другими временами года.

(дети делают зарисовки) .

НЕЗНАЙКА : Спасибо, ребята за ваши рисунки, а мне пора возвращаться домой. До свидания.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему «Игрушки». Знакомство с героями Цели: активизация.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи на тему: «В гости к фермеру» Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной.

Цель: продолжать упражнять детей в нетрадиционной технике рисования- тычком и печатание берёзовым листком. Задачи Образовательные: закрепить.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в младшей группе на тему «Приметы ранней весны» *Закреплять знания детей о характерных.

Конспект по развитию речи в старшей группе
Тема: «Золотая осень»

Цели:

закрепить знания детей о приметах осени; вспомнить стихи, пословицы, поговорки об осени;

развивать наблюдательность, познавательные интересы, речь;

воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней и беречь ее.

Оборудование: Игрушка Незнайка (или переодетый взрослый), репродукции художников с осенними пейзажами И. Левитана «Золотая Осень», Остроухова «Осень».

Предварительная работа : Чтение произведения Н. Носова «Приключения Незнайки», разучивание стихов, пословиц, поговорок об осени.

Ход занятия

1. Организационный момент

В гости к детям приходит Незнайка.

Незнайка: Привет, ребята! Какая замечательная погода, солнышко светит - вот бы сейчас искупаться.

Воспитатель: Незнайка, купаться уже поздно, потому, что наступила осень, а лето закончилось.

Незнайка: Осень? Что такое осень, я не знаю.

Воспитатель: Дети, давайте расскажем Незнайке об осени.

2. Работа по теме

Воспитатель: Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей) Какой месяц начинает осень? (Сентябрь). А после сентября? (Октябрь). А после октября? (Ноябрь).

Есть две осени.

Одна - радостная, пышно убранная цветами, листвой, богатая урожаем.

Другая - неприглядная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, с тяжелыми тучами на небосводе. Это поздняя осень.

И к каждой осени у нас особая любовь. Давайте, подберем слова - определения к первой, золотой осени (золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная).

Послушайте, как красиво Федор Иванович Тютчев написал об осени:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Дети, а какие вы знаете стихи об осени, давайте расскажем Незнайке. (Дети читают стихи).

Воспитатель:

Удивительная, неповторимая пора - увядание. Осенняя песня слышна в трепетном шелесте осин на ветру и робком стрекотании кузнечика. Солнце осеннее ярко светит, да не греет, вода в реке холодная. Как ни хороша осенняя погода, а все в природе готовятся к суровым холодам, а птицы улетают на юг.

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа.

Есть такая поговорка в народе «Мигнула липа пестрым листом - осень позвала». Затем начинают желтеть березы, рябины, кружатся в воздухе опадающие листья. Это явление называется листопад.

Русский народ был очень наблюдательным, до нас дошло много пословиц примет поговорок. По ним люди определяли, какая будет осень:

Расскажите Незнайке, какие вы знаете пословицы, поговорки об осени.

Какие вы знаете поговорки:

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Сильный ветер во время дождя - к хорошей погоде.

От осени к лету поворота нет.

Воспитатель: Такие пословицы, поговорки могли сочинить очень внимательные, наблюдательные, любящие природу люди. Давайте и мы с вами будем наблюдать за природой и замечать ее закономерности.

3. Игра «Да или нет»

А теперь давайте, поиграем в игру «Да или нет» (дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, я вижу, вы знаете приметы осени, правильно ответили на каверзные вопросы.

Итог: Незнайка: Спасибо вам ребята, за рассказ об осени. Мне было очень интересно. Я узнал, что осень бывает золотая и поздняя. Золотую осень можно еще назвать золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная. Теперь я знаю, что явление, когда падают листья, называется листопадом. Осеннее солнце светит ярко, но не греет, поэтому я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте, с вами отправимся на прогулку и полюбуемся красотой осени.

4.Игра « Осенние Листики»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели

Легкий бег по кругу.И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.И листочки все поднял.

Легкий бег по кругу.Закружились, полетели.И на землю тихо сели.

5.Хоровод. Вокруг дерева с платочками. Поем песню про Осень.

А сейчас ребята мы пойдем в группу, и будем делать картину с природного материала.



Рассказать друзьям