Рисование палочками на снегу.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой


БИБЛИОТЕКА ЛОГОПЕДА

Е.А. Алябьева

СТИХОТВОРНЫЕ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ

Методическое пособие

На книги этой серии можно подписаться на почте по каталогам:

«Роспечать» - 18036

«Пресса России» - 39756

«Почта России» - 10396

Творческий

Центр
Москва

УДК 376 ББК 74.3 А60

Алябьева Б.А.

А60 . Методическое пособие. -- М.: ТЦ Сфера, 2011. -- 64 с. (Биб­лиотека Логопеда). (4)

18ВЫ 978-5-9949-0422-0

Пособие содержит авторские стихотворные упражнения для раз­вития у детей 4-7 лет умения находить и называть родственные слова , слова-антонимы, слова-синонимы, объяснять их значение. Ма­териал книги будет способствовать формированию умений диффе­ренцировать звуки родного языка; участвовать в диалоге; трениро­вать мелкую моторику рук в пальчиковых играх по лексической теме «Весна».

Предназначено для логопедов и воспитателей ДОУ, гувернеров, родителей детей дошкольного возраста.

УДК 376 ББК 74.3

© ООО «ТЦ Сфера», 2011
18ВК 978-5-9949-0422-0 © Е.А. Алябьева, 2011

Библиотека Логопеда

Введение

Анализ методической литературы по развитию речи детей дошкольного возраста показал, что недостаточно практичес­кого материала для занятий с детьми по предложенным в данном пособии направлениям: родственные слова, антони­мы, синонимы, развитие диалогической речи, однообразен, круг изучаемых слов-понятий узок.

Автор предлагает разнообразный стихотворный материал, который детьми с интересом воспринимается и легко запоми­нается, что значительно облегчает работу учителя-логопеда, воспитателя, повышает ее результативность.

Для организации полноценной работы со словами-поняти­ями автор не только выделяет , например, синонимический ряд слов, но и объясняет их значение, используя толковый словарь. Такие упражнения обогащают речь ребенка, способ­ствуют не только усвоению значения слов, но и их активному использованию в устной речи.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет

Стихотворные упражнения

Выделение родственных слов

Задача по обучению детей нахождению родственных слов учителями-логопедами решается по-разному. Одни предлага­ют детям набор слов или картинок, из которых необходимо выбрать слова-родственники или слова, звучащие одинаково; другие используют небольшие отрывки прозы; третьи - сти­хотворные тексты. Выделив слова, дети не только называют их, но и раскрывают их значения , говорят, где встречаются такие слова, доказывают, что это слова-родственники.

В авторские стихи данного раздела включены родственные слова, хорошо знакомые детям по значению. Содержание сти­хов доступно пониманию дошкольников. Небольшой объем дает возможность выделить и запомнить родственные слова. Кроме того, стихи способствуют ознакомлению детей с окру­жающим миром.

Снегурочка

Снегурочка в лесу жила,

Снежки готовила с утра,

Снежинок в хоровод звала

И в гости снегирей ждала,

Чтобы в заснеженном лесу

Увидеть зореньки красу.

Под снегопадом танцевала,

Подснежник снегом укрывала,

Чтоб до весны он не замерз

И радость людям всем принес.

Зимушка-зима

Зимушка-зима принесла морозы,

Зимние забавы и сосульки-слезы,

Для зверей - зимовье

И под снегом - озимь,

Зимнюю одежду людям,

Чтоб они не мерзли.

Библиотека Логопеда

Где живет мороз

Летом мороз в морозилке живет.

Там он морозного утречка ждет.

Чтоб не растаять, мороженое ест,

А на закуску - лед, ягоды есть.
Ледокол

Колет лед ледокол,

Через лед он прошел.

Не страшны ему и льдины,

Он их носом вмиг раздвинет.

Путь ледовый он проложит,

Кораблям пройти поможет.
Хлеб

Я у мамы не нахлебник,

В магазин схожу за хлебом.

Захвачу и хлебный квас,

Два пакета про запас.

В хлебницу весь хлеб сложу,

Затем маму подожду.

Хлебушка кусок отрежу,

Маму чаем угощу.
Соль

Соль - соленая на вкус.

Посолили ей арбуз.

Стал он сладким и соленым,

Словно яблоки, моченым.

Соль в солонку насыпали

И на стол всем подавали.

Можно блюдо посолить,

Только не пересолить.
Сухарь

Ах, какой сухой сухарь!

Можно зубы поломать.

А сухарики поменьше

Даже можно разжевать.

Чтобы сухости во рту

Не было при этом,

Надо чаем их запить

И заесть конфетой.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет

Сахар

В чай добавлю сахарок,

Доложу один кусок.

Подожду еще немного –

Вдруг посмотрит мама строго.

В сахарнице - ни куска,

Ну а чашка вся полна.

Сахарный сироп разлился-

Липнут губы и рука.
Молоко

Молочница нам налила молока.

Мы выпили целую кружку сперва,

Потом молочком угостили мы кошку

И сели смотреть на лужок из окошка.

Молочную кашу сварили с утра,

Допили кисель, что остался вчера.

Довольные, стали играть во дворе.

Вся сила детей в парном молоке\
Масло

Мама завтрак накрывает

И масленку вынимает.

Мажет маслом белый хлеб,

Маслит кашу для ребят.

Каше манной каждый рад.

Маслице полезно всем!

Я его, конечно, съем.
Барабанщик

Я - веселый барабанщик!

У меня есть барабан.

Целый день я барабаню,

Никому его не дам.

Барабанный рокот громкий,

Словно в небе гром гремит.

Только почему-то мама

Барабанить не велит.

Библиотека Логопеда

В березовой роще

В березовой роще

Березки шумят.

Сережки надели,

Листвой шелестят.

Березовый сок

Всем по нраву весной.

Красив березняк

Белоснежной корой.
Башмачник

Подбил башмачник башмачки,

Поставил их на полку.

Они красивы и легки,

Но только мало толку.

Башмачных мастер дел босой.

Его башмак совсем худой.

Нет времени его зашить

И новый для себя пошить.
Дубрава

Хорошо в дубраве летом!

Тихо шепчутся дубы.

Как большие великаны

Рядышком стоят они.

Лист дубовый, желудь гладкий

Все сгодится на еду.

Ну а крепкая дубина

Поросятам ни к чему.
Лесничество

В лесу за порядком

Лесничий следит,

И лес охраняет он строго.

Лесничество знает

Как собственный дом.

Уходит он в чащу надолго.

Вот бревна везет

Тяжело лесовоз,

Срубил лесоруб их умело.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
За ним лесосека

Леском зарастет,

Возьмутся ребята за дело.
Бедный заяц

Бедный зайчик горько плачет

Он бедняк из бедняков.

Нечем покормить детишек,

Прохудился в доме кров.

Ах, бедняжка ! -
Пень вздыхает,

Где достать ему еды?
Нет друзей у бедолаги.
Не к кому ему идти.
Видно, бедовать всю зиму
Зайцу с детками в лесу.
Может, добрые бельчата
Детям пищу принесут?
Веселый Новый год

Веселится весь народ.

В гости Новый год идет.

Все веселые с утра,

Веселит всех детвора.

Ждут подарков от Мороза

И Наташа и Сережа...

Ждут веселья малыши.

Пляски будут от души!
Сушь

Лето. Жарко.

Сушь кругом.

Сено все собрали.

Просушили на сушилке

И в тюки скатали.
Шелк

Шелковод без шелкопряда

Шелк не может сделать.

Размотает кокон он

Шелковый умело,

Библиотека Логопеда
А потом ткачи соткут

Шелк тончайший, нежный.

Как ручей, струится он –

Шелковистый, свежий.
Пирожковая

Пирожник печет кренделя, пирожки,

И их продают в пирожковой.

Там много пирожных в витрине лежат.

Их купим мы с мамою снова.
Всем нужна борода

Бороденка -у козла,

А у дяди - борода.

Бородища у Мороза

Очень даже хороша.

Маслена бородушка

Есть у петуха,

Красная бородка

Есть у индюка.
Речной вокзал

От речного вокзала пароход отплывет.

Нас на палубе речка на волнах раскачает.

Поплывем мы по реченьке быстро вперед.

Нам помашет прощально речник на причале.
Юные пожарные

Мы - юные пожарные!

Боится нас огонь.

Пожар потушим быстро.

А ты огонь не тронь!

Пожарище напомнит –

С огнем ты не шути!

И спички, зажигалки

Ты в руки не бери.
Скрипач и сверчок

Скрипач на скрипочке играет,

По струнам водит он смычок.

А рядом с ним, в углу за печкой,

Скрипит без устали сверчок.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет

Сверчок скрипучий так старался,

Чтоб громче скрипача играть,

Что в щель глубокую забрался

И там остался на ночь спать.
Смешной клоун

В цирке дети все смеются,

Клоун их смешной смешит.

В рот попала всем смешинка,

Каждый съесть ее спешит.

Смех все громче, хохот слышен,

Как смешлива детвора!

Животы болят от смеха –

Клоуну уйти пора.
Часовщик

Целых два часа чинил

Часовщик часы.

Мастер часовой не знал,

Что всю ночь коты

Их по полу все катали,

Мышку в норке развлекали.
Такой разный ветер

Ветерочек, ветерок,

Поиграй со мной, дружок!

Будет ветреной игра.

Не играли мы вчера.

Можешь ты ветрищем стать,

По деревьям погулять.

Можешь флаги потрепать.

Не пристало ветру спать.
Солнечный денек

Нынче солнышко печет,

Речка нас к себе зовет.

На пригорке - солнцепек,

Сядем лучше на лужок.

Солнечный денек хорош!

Мимо леса не пройдешь.

Библиотека Логопеда

Земляничку соберем,

А потом домой пойдем.

Солнцу надо отдыхать,

Вместе с ним пойдем мы спать.
Дождливая погода

Дождливая погода,

Нет солнышка с утра.

Дождь наполняет лужи,

Кругом одна вода.

Но дождь мне не помеха.

По лужам напрямик.
Утро

По росистой траве

Я пройду босиком,

Выпью свежей росы

Вместе с дивным цветком.

Посмотрю, как росинка

Скользит по листку,

И о тайне моей

Расскажу я жучку.
Цветник

Цветник в нашем парке все лето красив.

В нем праздник цветочный повсюду.

Весной первоцветы здесь нежно цветут.

Букет хризантем осень будит.

Соцветия флоксов нектаром полны,

А рядом - анютины глазки.

Ковром разноцветным петунья зовет.

Не клумбы - цветочная сказка!

Как чудо цветущие розы в саду!

Не зря цветовод их так любит.

В траве земляника лесная цветет,

В цветках пустоцвета не будет.

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Дифференциация звуков

Работа по дифференциации и автоматизации звуков чаще всего строится с использованием потешек, поговорок, песе­нок, чистоговорок. Мы предлагаем авторские стихотворные упражнения, которые позволят учителю-логопеду и воспита­телю, занимаясь с подгруппой, активизировать каждого ре­бенка, используя разнообразный речевой материал. Истории и сказки детям интересны по содержанию, поэтому они их внимательнее слушают, быстрее запоминают, что улучшает процесс выделения слов с нужным звуком. Предложенные вопросы помогут взрослым направить внимание ребенка на нужное слово , произнести его. Выделенный ряд слов с опре­деленным звуком в заданиях упрощает работу с данным ма­териалом.

Недовольная сова [с]

Ох, ох, ох, -

Устало стонет

На сухом сучке сова. -

Что-то нынче от погоды

Разболелась голова.

Что-то сон мой неглубокий,

Что-то силы нет совсем.

Даже ночью темной мышек

Я почти уже не ем.

Я совсем осоловела

И осунулась слегка.

На сосну свою присела

И чешу свои бока.

Сосны шумом раздражают,

Солнце будит по утрам,

Серп луны стал очень бледным,

Плохо светит по ночам.

Стала старой я совсем,

Вечно недовольна всем.

Хорошо, пришла весна!

Птицам будет не до сна.

Свежесть леса, шум ручья

Силы вновь вольют в меня.

Библиотека Логопеда

Вопросы и задания


  • Что делает сова?

  • Как она стонет?

  • На чем она сидит?

  • Что случилось со сном совы?

  • Как она жалуется на силы?

  • Как вы понимаете слова «совсем осоловела»? (Становиться
    вялым, сонным.)

  • Каким словом сова о себе сказала, что она похудела? (Осу
    нулась.)

  • Что ее раздражает?

  • Что будит ее по утрам?

  • Что не нравится сове ночью?

  • Какой стала сова?

  • Что весной будет с птицами?

  • Что может влить в сову силы?

  • Назовите все слова со звуком [с] (устало, стонет, сухо,
    сучке, сова, сон, силы, совсем, осоловела, осунулась слегка,
    сосну, свою, присела, сосны, солнце, серп, стал, светит, ста­
    рой, всем, весна, не до сна, свежесть).

  • Назовите слова, которые начинаются со звука [с] (сто­
    нет, сухо, сучке, сова, сон, силы, совсем, слегка, сосну, свою,
    солнце, серп, стал, светит, старой, сна, свежесть).

  • Назовите слова, в которых звук [с] находится в середине
    слова (устало, осоловела, осунулась, сосну, совсем, свежесть,
    присела, весна).

  • Есть ли в стихотворении слова, в которых звук [с] нахо­
    дится в конце слова?

  • Назовите слова, в которых звук [с] мягкий (силы, присе
    ла, серп).

Зимовье зверей [з]*

В сказке на зиму зимовье

Выстроили звери.

Настелили много сена,

Стихотворные упражнения для развития речи детей 4-7 лет
Стены смазали навозом,

Чтоб заделать щели.

Навязали для полов

Веники из ели.

Разукрасили узором

Печку всем на диво,

Разместили на гвоздях

Веточки рябины.

Наплели корзин больших,

Сделали запасы

И в бочонке на всю зиму

Наварили квасу.

Дверь закрыли на замок,

Чтобы враг войти не смог.
Вопросы и задания


  • Где рассказывается о зимовье зверей?

  • Что звери построили себе на зиму?

  • Что звери сделали, чтобы заделать щели в стенах?

  • Что сделали с печкой?

  • Где разместили веточки рябины?

  • Для чего наплели больших корзин?

  • Сколько кваса наварили звери?

  • Что сделали с дверью?

  • Для чего дверь закрыли на замок?

  • Назовите все слова со звуком [з] (сказка, зима, зимовье,
    звери, смазали, навозом, заделать, навязали, из, разукраси­
    ли, узором, разместили, гвоздях, корзин, запасы, зиму, за­
    крыли, замок).

  • Назовите слова, в которых звук [з] находится в начале
    слова (зима, зимовье, звери, заделать, запасы, закрыли, за­
    мок).

  • Назовите слова, в которых звук [з] находится в середине
    слова (сказка, смазали, навозом, навязали, разукрасили, узо­
    ром, разместили, гвоздях, корзин).

  • Назовите слова, в которых звук [з] твердый (сказка, зве­
    ри, смазали, навозом, заделать, навязали, разукрасили, узо­
    ром, разместили, гвоздях, замок).

  • Назовите слова, в которых звук [з] мягкий (зима, зимо­
    вье, корзин).

Алябьева Е.А.

А60 Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 224 с. - (Программа развития). - Ч. 1.
ISBN 5-89144-619-7
В пособии представлены планы итоговых тематических дней по десяти лексическим темам, которые изучают как в логопедических группах дет-ского сада, так и в группах детей с нормой психофизического развития. Дидактические игры, упражнения, большое количество стихотворений, загадок, песенок помогут педагогу в организации увлекательных занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Пособие адресуется педагогам, методистам ДОУ. Материал книги мо-жет использоваться в начальной школе, классах КРО, а также будет ин-тересен студентам дошкольных отделений и факультетов педагогических вузов и колледжей.
^ От автора

Тематическое планирование становится все более популярным в дошкольных образовательных учреждениях. Оно позволяет сде-лать жизнь ребенка интересной, творческой, разнообразной, дает ему возможность погрузиться в тему, глубже вникнуть в ее суть, лучше понять.

В своей первой книге «Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты», вышедшей в издательстве «ТЦ Сфе-ра» (Москва), автор предложил педагогам планирование каникул и тематических дней и недель по, видам деятельности детей.

В данном пособии представлены планы-конспекты итоговых те-матических дней по лексическим темам «Осень», «Зима», «Вес-на», «Город», «Деревня», «Профессии», «Транспорт», «Дикие животные», «Домашние электроприборы»* «Грибы», Эти темы изу-чают как в логопедических группах, так и в группах для детей с нормой психофизического развития.

Обычно в конце изучения лексической темы педагоги и лого-педы планируют итоговое занятие с целью контроля и оценки зна-ний и умений детей. Однако опыт показал, что на одном занятии осуществить это практически невозможно. Необходим комплекс разнообразных средств, который можно использовать в течение всего дня или нескольких дней. Так родилась идея разработки те-матических итоговых дней.

Предложенный материал педагоги и логопеды могут варьировать в целеполагании и содержании в зависимости от уровня раз-вития детей, пройденного материала.

Педагоги должны знать, какой речевой, дидактический мате-риал предлагался детям на занятиях логопедами, чтобы учесть это при планировании итогового дня.

Материал книги можно использовать и для обучения, если из-менить цели.

При планировании необходимо учитывать ряд требований:


  • наиболее результативным является сценарный вариант пла-нирования, который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой. Это обеспечивает пол-ную преемственность в работе обоих педагогов, узких спе-циалистов (автор предоставляет вам возможность мотива-цию продумать самим, а основных героев подсказал);

  • тема определяет содержание дня, является центральной в целеполагании, но не выражается в однобокости планиро-вания, поскольку параллельно решаются другие задачи вос-питания, обучения и развития ребенка, которые можно решить в данном виде деятельности; тематический день должен быть спроектирован таким об-разом, чтобы дети переключались с одного вида деятель-ности на другой, исключая долгое статическое положение или сверхактивность;

  • для детей младшего дошкольного возраста ведущими моти-вами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы;

  • игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и воз-раста детей. Он помогает педагогу сосредоточить внимание детей, нацелить их на предстоящую деятельность, замотивировать, оценить. Наибольший интерес у детей вызыва-ют герои мультфильмов и сказок, в роли которых высту-пают воспитатели. Особую группу составляют дети с об-щим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), которых игровой персонаж может при-влечь лишь на несколько минут. Эмоциональное воспри-ятие у таких детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Отсюда частое привлечение внимания детей к персонажу в разных видах деятельности, смена персона-жей в течение дня, уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами пе-ревозбуждения детей и их расторможенности;

  • важно, чтобы тематические дни не только были наполнены организованной деятельностью, но и у детей было доста-точно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развива-ющей среды по теме;

  • необходимо чередовать групповую, подгрупповую и инди-видуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учи-тывать интересы, желания, потребности детей (это может проходить через планирование основных этапов дня в ут-реннее время в старших группах).
В данном пособии вам предлагается не только подробное пла-нирование тематических итоговых дней, но и вариативность со-держания дня, что дает педагогам возможность проявить творче-ство, подобрать материал, соответствующий уровню развития де-тей в группе.

Планы-конспекты можно использовать и как учебный материал для студентов дошкольных отделений и факультетов, дав задание подобрать мотивацию к каждому виду деятельности детей, под-робно прописать речевую работу по всем задачам в соответствии с речевыми диагнозами и этапом коррекционной работы, доработать цели и содержание с учетом индивидуальных особенностей детей в группе.

Методисты ДОУ могут найти в книге интересные творческие идеи, примеры сочетания разных видов деятельности детей в рам-ках одной темы, проследить, как взаимообусловлена деятельность логопеда и воспитателя.

Особое внимание обращено на грамотность постановки цели. Любая современная технология обучения предполагает наличие диагностической составляющей. Осуществить контроль знаний и умений детей можно, только обозначив четкие критерии оцен-ки, выбрав измеритель (игру, занятие и т.п.). Поэтому в постановке образовательных целей используются, как правило, глаголы со-вершенного вида (иметь представление, знать, владеть умением или навыком). Процесс воспитания и развития является непрерывным, охватывает все дошкольное детство. Поэтому развивающие и вос-питательные цели формулируются через глаголы несовершенного вида (развивать, воспитывать, формировать). Цели должны опре-делить сами педагоги, исходя из конкретных условий воспитатель-но-образовательного пространства.

Автор не ставил перед собой цели представить идеальный ва-риант планирования. Для него важно было подсказать саму идею и пути ее осуществления, помочь понять педагогам, как можно интегративно осуществить контроль представлений, знаний и умений детей, без которого нельзя оценить результат деятельности и спроектировать дальнейшую работу.

Тематические дни требуют особой подготовки и оборудования. Чаще всего дидактический материал имеется в методическом ка-бинете, в группах и у логопеда, Тем более что в последние годы в разных издательствах вышли прекрасные тематические слова-ри с наглядным материалом и методическим обеспечением.

Предложенный для детей 6-8 лет материал может использо-ваться и в начальной школе на уроках, и во внеклассной работе, особенно он будет полезен в классах КРО.

Данное пособие является первой попыткой представить такой материал в печати. Автор будет признателен тем, кто захочет при-слать свои отзывы и предложения.

Желаем всем творческих успехов в воспитании и развитии де-тей!

^ ИТОГОВЫЕ ДНИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
ДОМАШНИЕ ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ДНЯ

1), Выявить объем представлений, знаний, умений, навыков детей по изученной лексической теме.


  1. Активизировать словарь по теме (названия, признаки, действия).

  2. Оценить умение использовать полученные знания в разных видах деятельности,

  3. Выявить область познания, требующую уточнения, повторения.
В планировании тематических дней цели уточняются критериально в конкретных режимных процессах 1 .
^ ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Дети должны знать:


  • назначение основных электроприборов в доме;

  • то, что все электроприборы работают от электричества;

  • правила обращения с электроприборами.
Дети должны уметь:

  • использовать полученные знания в решении проблемных задач, заданий педагога;

  • употреблять в речи накопленный активный словарь по теме.

МАТЕРИАЛЫ

Игровые панно, игрушки, оборудование для сюжетно-ролевых игр, каталоги товаров, рекламные плакаты, картинки с изобра-жением электроприборов (электробритва, фен, стиральная ма-шина, холодильник, миксер, кофемолка, кухонный комбайн, мик-роволновая печь, чудо-печь, морозильник, электроплита, тостер, соковыжималка, посудомоечная машина, блендер, электрочай-ник, овощерезка, электромясорубка, телевизор, магнитофон, люстра, видеомагнитофон, вентилятор, кондиционер, музыкаль-ный центр, сотовый телефон, электрические часы, пылесос, утюг, электрогладилка, компьютер, электрическая пишущая машинка).

^ ОСНОВНОЙ ИГРОВОЙ ПЕРСОНАЖ

Мальчик Электроник.
Первая половина дня
Утро

Вводная беседа

Цели: настроить детей на предстоящую деятельность, собрать внимание, вызвать интерес к теме, спланировать совместно ос-новные этапы дня 2 .
^ Оборудование квартиры для Электроника

Цели: знать о размещении разных электроприборов в квартире в зависимости от их назначения; уметь зонировать помещение групповой комнаты, как квартиры; размещать в разных зонах электроприборы удобно для пользования, используя оборудова-ние игрового уголка, мебель, полки, картинки - заместители розеток; объяснять свои действия 3 .
^ Утренняя гимнастика «Мы - электроприборы»

Цели: знать об особенностях работы разных домашних элек-троприборов; уметь представлять их в воображении; вырази-тельно через физические упражнения передавать образ элект-роприбора; выполнять движения ритмично, в едином темпе, красиво.
* * *

Бег - ток бежит по проводам ; бег цепочкой - длинные провода от одной опоры до другой ; ходьба на носочках с высо-ко поднятыми руками - опора ЛЭП, вращение руками - вен-тилятор ; попеременное движение руками перед собой вверх- вниз, ладони рук параллельно друг другу - овощерезка, сидя, наклоны туловища вперед - соковыжималка, лежа, «велоси-пед» - стиральная машина ; лежа - электротренажер, накло-ны вперед - пылесос - , мелкие движения пальцами - печатание на компьютере или электрической пишущей машинке, прыжки - из тостера выскакивают поджаренные ломтики хлеба; прыжки с кружением - тестомешалка, лежа расслабление - расплав-ленный сыр в микроволновой печи, бег - зарядка сотового теле-фона ; бег по спирали - миксер, ходьба скользящим шагом - утюг.

Упражнения сопровождаются различным звукоподражанием.

Занятие

по ознакомлению с окружающим миром «Домашние помощники»

Цели: знать название и назначение домашних электроприбо-ров; способы обращения с простыми электроприборами, меры безопасности при работе с ними; уметь называть действия, со-вершаемые приборами, рассказывать о них, выделяя главные при-знаки, группировать их по назначению, по сложности использо-вания, выделять объекты воздействия приборов.

Дети отгадывают загадки Электроника по выбору воспита-теля.


  • Мигнет, моргнет, в пузырек нырнет, в пузырек под пото-лок: ночью в комнате денек! (Лампа.)

  • Она сказала тихо: «Хвалиться я не смею. Конечно, я не сол-нце и даже не луна. Но я стараюсь очень, стараюсь, как умею, чтоб жизнь была светлее, когда я включена». Прислушаться и нам бы к рассказу скромной... (лампы).

  • Она висит под потолком, ее подвески из стекла. Ее мы вклю-чим вечерком, и станет комната светла. (Люстра.)
Т. Шорыгина

  • Пыль увижу - заворчу, заворчу и проглочу. (Пылесос.)

  • Вот так чудо! Он со вкусом может кушать пыль и мусор! И жуж-жит, как сотня ос, работяга... (пылесос).

  • Я вдыхаю много пыли, чтобы вы здоровы были. (Пылесос.)

  • Есть у нас в квартире робот, у него огромный хобот. Любит робот чистоту и гудит, как лайнер «Ту». Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос.)

  • Он сосет и пыль, и сор, чистит кресло и ковер. В доме му-сор соберет и ни разу не чихнет. (Пылесос.)
Т. Шорыгина

  • Полюбуйся, посмотри - полюс северный внутри! Там свер-кает снег и лед, там сама зима живет. Навсегда нам эту зиму привезли из магазина. (Холодильник.)

  • И зимой, и летом - холод в нем и лед. Рыбу, суп, котлеты он нам сбережет. (Холодильник.)
Т. Шорыгина

  • Из горячего колодца через нос водица льется. Включишь, сразу закипит, сам отключится, молчит. (Электрочайник.)

  • Чаю выпить захотим, в нем мы воду вскипятим. (Электро-чайник.)
Т. Шорыгина

  • Из холодной резины, а греть нас умеет. Включите в розет-ку, она и согреет. (Электрогрелка.)

  • Я не хвастая скажу: «Всех друзей омоложу! Идут ко мне уны-лые - с морщинками, со складками. Уходят очень милые - веселые и гладкие! Значит, й надежный друг, электрический»... (утюг).

  • Если смяты складки брюк, то поможет нам... (утюг).

                  • Т. Шорыгина

  • Словно быстрый пароход, я скольжу по глади. Можно воду в меня лить, чтобы лучше гладить. (Утюг.)

  • Соберу рубашки, майки и скажу ей: «Постирай-ка! В бара-бане покрути, белье чистым возврати!» (Стиральная машина.)
Т. Шорыгина

  • Я видал его не в клетке, не в гнезде и не на ветке. Он на столике стоял, все, что слышал, повторял. (Магнитофон.)
Л. Сандлер

  • Вот так дом - одно окно. Каждый день в окне кино! (Теле-визор.)

  • Все жужжит и жужжит, без умолку зерна кофе крошит. (Ко-фемолка.)
Т. Шорыгина

  • Она помощница моя, на ней обед готовлю я. От электричества включаю, на ней варю я, парю, жарю. (Электроплита.)

  • Люблю я жать и выжимать и сок на завтрак всем давать. (Со-ковыжималка.)

  • Мясо быстро я верчу, в фарш его перекручу. (Электромясо-рубка.)

Задания «Помоги маме быстро выполнить работу»


  1. Дети получают картинки с изображением ручного труда и раз-ных электроприборов. Они должны быстро подобрать к картин-ке с изображением ручного труда картинку с соответствующим электроприбором и рассказать, как он действует.

  2. Сгруппировать электроприборы по месту использования и объяснить, почему они нужнее на кухне, или в ванной, или в зале, или в кабинете.

  3. Дорисовать недостающие детали электроприбора.

  4. К конкретному электроприбору подобрать предметы, на ко-торые направлено его действие (стиральная машина - грязное бе-лье, утюг - мятое белье, кофемолка - зерна кофе, пылесос - мусор и т.п.), назвать действие.

  5. Через пантомимику изобразить какой-то электроприбор, рас-сказать о себе (как называюсь, что с помощью меня делают, из каких частей состою, из какого материала сделан, как мной уп-равлять).

Прогулка

Игры с мячом «Закончи мое предложение»

Цели: уметь правильно называть электроприборы; внимательно слушать педагога, быстро реагировать на его слова; ловить мяч, не прижимая к груди.

Мама стирает белье в... (стиральной машине).

Папа чистит ковер... (пылесосом).

Дочь гладит одежду... (утюгом).

Бабушка поджаривает хлеб в... (тостере).

Мама взбивает крем... (миксером).

Дедушка достает на кухне молоко из... (холодильника).

Даша варит щи на... (электроплите).

Аня смотрит передачу «Спокойной ночи малыши» по... (теле-визору).

Юра вечером читает книгу под настенной... (лампой).

Мама сушит мокрые волосы... (феном).
^ Сюжетно-ролевая творческая игра «Семья»

Цели: уметь использовать в игре панно с изображением элек-троприборов; придумывать развитие сюжета, договариваться, раз-вивать игровой диалог; обыграть роль электрика.

Материалы: панно с изображением электроприборов, игрушеч-ные и настоящие неработающие электроприборы.

Правила. Педагог, как равный игровой партнер, также испол-няющий одну из ролей, предлагает детям разыграть ситуации: по-лучения новой квартиры, покупки электроприборов в специаль-ном "магазине, (продавец рекламирует свой товар, а покупатели объясняют, что они хотят купить и для чего), оборудования ком-наты, в которой живет семья, поломки электроприборов и вы-зова электрика и мастера по ремонту.
^ Вторая половина дня
Дидактическое упражнение «Что будет, если...»

Цели: знать правила обращения с электроприборами; уметь вербально выстраивать цепь событий по речевой схеме «если... то».

Дети отвечают на вопросы по выбору педагога.


  • Что будет, если во всем доме отключат электричество?

  • Что будет, если не выключить утюг?

  • Что будет, если электроприборы не выключать?

  • Что будет, если человек засунет палец или металлический предмет в розетку?

  • Что будет, если включить неисправный электроприбор?

  • Что будет, если люди придумают и создадут электроприборы, которые заменят весь ручной труд? "

^ Творческое упражнение «Придумай электроприбор, которого еще нет»

Цели: уметь проявлять творческое мышление, соединять не-сколько приборов в один, придумывать новые функции имею-щимся приборам, изображать придуманное в схематичном рисун-ке, рассказывать об этом.
^ Сюжетно-ролевая творческая игра «Готовимся к приему гостей»

Цели: уметь планировать игровые действия по сюжету, распре-делять роли и действия, использовать в игре предметы-замести-тели, панно, игрушки-электроприборы; использовать $ диалоге названия электроприборов, действия с их помощью.

Правила. В вечернее время педагог предлагает детям продолжить играть в семью, пригласить гостей, устроить праздник. На правах равного игрового партнера определяет, к какому празднику они будут готовиться, что нужно купить, как будут развлекать гостей. Дети отбирают необходимые атрибуты: игровые панно, игруш-ки, игрушки-заместители (для приготовления обеда, музыкаль-ные, для приведения себя в порядок). Педагог наблюдает за тем, правильно ли дети называют электроприборы и используют ли их по назначению. Создает несколько проблемных ситуаций по пра-вилам безопасности.
^ Дидактическая игра «Испечем пирожки в чудо- печке»

Цели: знать способ изготовления пирожков, особенности ра-боты чудо- печки; помогать педагогу на всех этапах выпечки; со-провождать речью все свои действия.

Правила. Педагог предлагает детям по случаю какого-либо праз-дника и прихода гостей испечь пирожки. Дети вместе с ним ле-пят их из готового теста (можно приготовить самим, если оно не дрожжевое) с разной начинкой. Дети могут проявлять творчество в выборе формы пирожка или булочки. Одновременно педагог за-крепляет знания детей о том, как готовится тесто, из каких со-ставляющих, чем можно наполнять пирожки, почему их надо крепко соединять, чтобы не было дырочек, какие условия нуж-ны, чтобы испеченные пирожки были пышными и вкусными. По-казывает детям чудо-печку, рассказывает об ее устройстве, правилах обращения с ней. Ставит противень с пирожками в печку, наблюдает с детьми за выпечкой. Просит детей рассказать гостям, как они пекли пирожки.
^ Дидактическая игра «Назови нарисованные приборы»

Цели: уметь быстро находить изображение прибора в зашумленном рисунке (когда один эскиз наложен на другой), называть его.

Правила. Педагог предлагает детям рисунки, на которых кон-туры разных электроприборов (4-5) наложены друг на друга. При-меры зашумленных рисунков можно найти в литературе по диаг-ностике восприятия дошкольников. Дети должны назвать все элек-троприборы, которые спрятаны на картинках, обводя их контур. Затем педагог раздает готовые контуры приборов и предлагает детям самим сделать подобные рисунки, поменяться ими и отга-дать, у кого что получилось.
^ Дидактическая игра «Магазин электротоваров»

Цели: знать разновидности электротоваров; уметь рассказывать об отличительных особенностях и функциях разных видов элек-тротоваров.

Правила. Педагог играет роль продавца, а дети изображают по-купателей. Чтобы сделать покупку, надо ее назвать, рассказать, для чего она используется, чем отличается от других сходных. Эту игру можно объединить с сюжетно-ролевой игрой «Семья».
^ Дидактическая игра «Чудо рядом»

Цели: знать о работе ТЭС, ГЭС, АЭС, солнечных ЭС; уметь обобщать главные признаки электроприборов.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, позволяет гордиться результатами труда своих близких родственников и людей вообще. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе. Испытывая влияние результатов труда взрослых на себе, дети практически усваивают его значимость. Труд становится понятен ребенку старшего дошкольного возраста, обобществление результатов труда взрослых дает возможность реально представить взаимозависимость людей в социуме.

Отражение труда взрослых в сюжетно-ролевых играх показывает значимость этой сферы познания для детей.

Актуальность формирования у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФГОС дошкольного образования.

Современных дошкольников интересует все. Они с удовольствием изучают историю, археологию, палеонтологию по многочисленным энциклопедиям, мультфильмам, музейным экспонатам и т. п. Они приносят в детский сад уже не сборники сказок, а даже не совсем доступные их пониманию научные книги. Их уже не устраивают поверхностные сведения об окружающем. Своими вопросами дети заставляют родителей и воспитателей «сидеть» в Интернете, чтобы находить ответы на часто недетские вопросы.

Традиционные методы и приемы ознакомления с профессиями не вызывают у детей активного познавательного интереса. Необходимо заинтересовать дошкольников так, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, зародить мечту попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

К сожалению, десятилетиями ознакомление с профессиями было достаточно примитивным и однообразным, круг обозначенных в образовательных программах профессий узок. Он значительно расширился в программах последнего поколения. Однако методических разработок в данном направлении представлено мало. Среди современных можно отметить сборники стихов о профессиях, наборы предметных картинок с методическим сопровождением, отдельные конспекты занятий. Наиболее полными являются разработки Е. И. Шаламовой, которая представляет систему работы ДОО в данном направлении. Комплекс познавательных бесед о профессиях разработан Т. А. Шорыгиной.

Узость представлений в дошкольном возрасте позже сказывается на проблемах профессионального выбора в юности. Работая в дошкольном мире более 35 лет, преподавая воспитателю дошкольную педагогику и психологию, мы заметили, что несмотря на научные труды в области ролевой игры, многочисленные публикации методик становления игровой деятельности наши дети отражают в играх лишь очень узкий круг профессий взрослых. Все остальное остается для них чужеродным. Сами воспитатели имеют скудные представления о многих даже самых распространенных профессиях, что также отрицательно сказывается на детских впечатлениях. К сожалению, ДОО редко оснащены интерактивными досками и другими техническими средствами стационарно в группе, что не способствует более качественной работе воспитателя. Представленный в Интернете материал в виде инструкций, типовых положений, приказов необходимо адаптировать к восприятию ребенка.

Таким образом, назрела потребность в совершенствовании деятельности воспитателя в области ознакомления детей с профессиями взрослых, что мы и попытались сделать в этом пособии. В нем даны и анализ имеющихся разработок, и новые авторские материалы.

В образовательной программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) указаны следующие профессии, с которыми знакомят детей 5–7 лет: военного, строителя, земледельца, работников транспорта, связи, почты, швейной промышленности, водного и воздушного транспорта, скорой помощи, композитора, космонавта, повара, художника, архитектора и др.

В программе нового поколения «Истоки» профессии изучаются в большей степени комплексно: газета как вид периодической печати (репортер, фотограф, редактор, художник); городские профессии (водитель, полицейский, врач, продавец); изучение свойств одежды (рыбак, пожарный, постовой, пограничник, водолаз); помощь в чрезвычайных ситуациях (спасатель, врач, пограничник) и т. п.

Круг профессий достаточно широк и разнообразен. Каждая из них требует от воспитателя обширных знаний.

Методический материал представлен в двух книгах.

В первой книге систематизирован материал по ознакомлению детей 5–7 лет с профессиями повара, строителя, ветеринара, работников швейной промышленности, фотографа.

Во второй разработан и обобщен материал по ознакомлению детей 5–7 лет с профессиями военнослужащего, пожарного, спасателя, артиста, художника, учителя и др.

В приложении ко второй книге представлен пример проведения тематического дня «В мире профессий».

Многие игры, упражнения, сказки, рассказы, стихи разработаны и сочинены автором пособия, что значительно расширяет круг предлагаемого в разных источниках дидактического материла. Специально для мальчиков подобран познавательный материал о технике и героике будней людей разных профессий. Например, в описании профессии «капитан морского судна» можно найти разнообразные команды, используемые для взаимодействия моряков на корабле. Эти команды дети используют в своих творческих играх.

Материал, взятый из Интернета и энциклопедий, сокращен и адаптирован автором для понимания детьми.

Выражаю благодарность моим дочерям – Анне и Елене – за деятельную помощь в поиске многочисленного познавательного материала ко всем трем книгам.

Дидактический и познавательный материал для детей 5–7 лет

Работники швейной промышленности

Непосредственно образовательная деятельность

Экскурсия в ателье

Задачи:

– знакомить детей с устройством ателье, спецификой труда его работников;

– развивать целенаправленное внимание, восприятие, активизировать словарь;

– формировать культуру поведения и общения, интерес к профессиям работников ателье, уважение к их труду.

Осмотр здания ателье, внутренних помещений, рассказ об их назначении; наблюдение за работой приемщицы, дизайнера, закройщика, снимающего мерки, швеи; ознакомление с оборудованием пошивочного цеха; рассматривание изделия на разных этапах его пошива.

Экскурсия в магазин «Швейный мир»

Задачи:

– знакомить с ассортиментом магазина (швейными принадлежностями), необходимой атрибутикой для портного, разнообразием специальной техники, облегчающей труд портного, спецификой работы продавцов-консультантов;

– развивать целенаправленное внимание, восприятие, словарь по теме;

– формировать культуру поведения и общения, интерес к профессиям, связанным со швейной промышленностью.

Рассматривание отделки магазина снаружи и внутри, выделение отделов, краткий рассказ продавца о функциях специальной техники; рассказ воспитателя об истории швейной машинки (от ручной к ножной, электрической, многофункциональной); рассматривание витрин с мелким товаром; беседа с продавцом-консультантом; покупка ниток для ручного труда.


В книге представлены авторские беседы, рассказы и сказки для детей 5-8 лет обо всех видах транспорта, включая новейшие разработки ученых, историю создания водного и воздушного транспорта, бытовой, сельскохозяйственной, специальной, вычислительной техники и робототехники.

Познавательные рассказы и сказки имеют методическую составляющую. Педагоги могут выбрать содержание и объем предлагаемого детям материала.

Игры-забавы на участке детского сада

В методическом пособии систематизированы игры из разных источников и представлены авторские варианты игр-забав, которые воспитатель может использовать на участке детского сада, особенно в летний период. Эти игры будят фантазию детей, их творческую инициативу, доставляют удовольствие от общения друг с другом и с воспитателем, способствуют укреплению здоровья. Многие игры развивают пластику, артистические способности, разные виды восприятия.

Игры-забавы могут быть приятным завершением дня в детском саду или активной составляющей развлечения на дневной прогулке.

Игры-путешествия на участке детского сада

В пособии, являющемся логическим продолжением книги Е.А. Алябьевой «Игры-забавы на участке детского сада», представлены авторские игры-путешествия для детей 5-7 лет по различным темам. Они помогут воспитателям организовать прогулки детей в разное время года, особенно летом.

Игры-путешествия, построенные на знакомом детям материале, развивают воображение, память, ориентировку в пространстве, пантомимическую и речевую выразительность, артистичность, творчество, физические навыки; способствуют активизации знаний, закреплению самых разных понятий; формированию коммуникативных умений, нравственности.

Все игры динамичны, что способствует сохранению детского интереса. Знакомый материал дает детям возможность самовыразиться, утвердиться, применить свои творческие способности.

Как организовать работу с детьми летом

В книге представлено содержание образовательной работы с детьми в смешанной (разновозрастной) группе ДОО в летний период.

Работа строится таким образом, чтобы исключить перегрузки детей, максимально освободить воспитателей от подготовки к деятельности и в то же время сделать жизнь дошкольников интересной, радостной и полезной.

Ребенок в мире взрослых. Рассказы о профессиях

В книге представлены авторские рассказы для детей дошкольного и школьного возраста о следующих профессиях: работники почты, сельского и лесного хозяйства, транспорта, средств массовой информации, музейные, археолог и палеонтолог, военнослужащий, пожарный, врач скорой медицинской помощи, спасатель, полицейский, библиотекарь, фотограф, художник, повар.

Материал носит познавательный характер. он поможет воспитателям в художественной или повествовательной форме рассказать детям об особенностях разных профессий, сформировать к ним интерес, воспитать уважение к людям труда и результатам их деятельности.

В книге представлено содержание образовательной работы с детьми в смешанной (разновозрастной) группе ДОУ в летний период. Работа строится таким образом, чтобы исключить перегрузки детей, максимально освободить воспитателей от подготовки к деятельности и в то же время сделать жизнь дошкольников интересной, радостной и полезной.
Книга предназначена для старших воспитателей, воспитателей, студентов дошкольного факультета педагогических средних и высших учебных заведений.

«Сочини историю».
(4-6 лет)
Задача: развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук, воображение, связную речь.

Воспитатель закапывает в разных частях песочницы или песочною ящика маленькие игрушки. Ребенку дается задание поочередно откопать их и по мере откапывания придумать, каким образом связаны между собой выкопанные объекты. После того как ребенок откопает все объекты, он придумывает о них маленький рассказ или сказку. Игра может носить коллективный характер, если каждый ребенок подгруппы выкопает свой объект и придумает продолжение истории.

Количество закопанных игрушек зависит от возраста детей. Детям среднего дошкольного возраста воспитатель помогает придумывать историю, а для малышей может сочинить ее сам и разыграть как кукольный театр.

Старшие дети могут придумать историю и показать театр младшим. Малыши при этом могут из куличиков соорудить сцену.

Содержание
Введение
Игры, познавательная и экспериментальная деятельность с природным материалом
Игры с песком
Игры с другими материалами
Игры и опыты с песком, глиной, камнями (5-7 лет)
Ознакомление с песком и глиной
Решение логических задач
Наблюдения на прогулках и экскурсиях
Игры и опыты с водой
Подвижные игры с водой
Театрализованные игры с водой (5-7 лет)
Опыты с водой (5-7 лет)
Дидактические игры
Дидактические упражнения
Познавательно-речевое развитие детей по теме «В гостях у лета»
Что должны знать дети о лете
Летние приметы (5-7 лет)
Вопросы, развивающие у детей наблюдательность и любознательность (5-7 лет)
Копилка знаний о летних изменениях в природе
Познавательный материал о летних месяцах (5-7 лет)
Стихотворения о лете и летних явлениях в природе
Чтение рассказов о жизни животных в летний период (5-7 лет)
Чтение познавательных рассказов и стихотворений о жизни растений летом (5-7 лет)
Наблюдения за природой
Примерный перечень объектов живой и неживой природы
Тема «У солнышка в гостях»
Тема «Вслед за летним дождем»
Тема «Куда исчезает роса»
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Как организовать работу с детьми летом, Часть 1, Алябьева Е.А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.



Рассказать друзьям