Тематические родительские собрания на тему сказкотерапия. Родительское собрание в ДОУ на тему: Волшебный мир книги

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Озернова Катерина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстёпновка с/п Детский сад " Солнышко"
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание " Что за прелесть эти сказки?" в старшей возрастной группе с использованием интерактивных форм и методов.
Дата публикации: 07.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей»

на тему

Родительское собрание « Что за прелесть эти сказки?» в старшей

возрастной группе

с использованием интерактивных форм и методов.
время обучения: 36 часов Выполнила Озернова Катерина Сергеевна, Должность: Воспитатель место работы, г.Самара ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстепновка. Самара, 2016г. 1

Тема:
«Что за прелесть эти сказки?»
Форма проведения:
Родительское собрание.
Аудитория:
Дети старшей группы, воспитатель, помощник воспитателя, родители.
Количество участников: 27 человек

Цель:
 Расширение кругозора детей о сказках.  Развитие любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативной навыков.  Стимулировать родителей для участия в мероприятиях ДОУ;
Задачи:
1. Предложить и показать возможность использования сказкотерапии, как метод работы с детьми, при решении различных проблем и коррекции их поведения. 2.Подвести к пониманию огромной значимости сказки в воспитании ребенка; 3.Убедить родителей пересмотреть свои взгляды на рассказывание сказок детям; 5.Привлечь внимание к необходимости совместного творчества с детьми.
Информационно-техническое обеспечение:
приглашение для родителей
Материалы и оборудование:
 Аудиозапись песен из сказок (диск «Сказочная мозаика»).  Фонограмма песни из «Ералаша» («Мальчишки, девчонки, а также их родители…»).  Листы бумаги, фломастеры.  «Черный ящик», «сказочные предметы» – 2 шт.  Геометрические фигуры (для моделирования).  План-схема или «камень-путеводитель».  Столы, стулья.  Анкеты для родителей по теме « Что за прелесть эти сказки?» (Приложение №4)
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок и сказок народов мира, беседа, после прочитанного, обсуждение. Выставка детских книг «Моя любимая сказка». Конкурс рисунков «Что за прелесть эти сказки». Проведение игр «Угадайка», «Опиши героев сказки». Домашнее задание: придумать четверостишие (по сказкам) для девиза команде. Для родителей: разучивание слов к сказке «Теремок наоборот». (Приложение №5)
Пояснительная записка
: Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем. Они учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают собственную самооценку и уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, и главное - развиваются всесторонне. Играя в сказку, у детей активизируется словарь, совершенствуется осознанная речь, ее интонационный строй. Родительское собрание « Что за прелесть эти сказки?» осуществляется, как увлекательная, познавательно-игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения, развития нравственно-духовных качеств личности. Интегрированный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.Организоватьсовместную творческую деятельность детей и их родителей, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании. 2

Логика проведения:
В начале, в зале звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки». Родители без детей (дети в группе со вторым воспитателем) входят в зал, садятся.
Воспитатель:
Сядем рядком, да поговорим ладком. «Жили-были…», «В некотором царстве…», «Однажды, давным-давно…», с таких слов начинаются наши любимые сказки. А дошкольный возраст – возраст сказки. Так почему же дети их очень любят? (Можно послушать мнение родителей). Из них они черпают множество знаний, расширяют свой кругозор, учатся видеть и различать добро, зло, испытывают храбрость, сопереживают за героев. При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими недугами (агрессией, ложью, неуверенностью и др.).Такой метод называют сказкотерапией. Почему же сказка, так эффективна при работе с детьми дошкольного возраста? Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяет мечтать, фантазировать. Во-вторых, у маленьких детей сильно развит механизм идентификации, объединение с персонажем. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем и это позволяет ему чувствовать, понимать и переживать, находить пути выхода из различных сложных ситуаций. И наша задача научиться использовать в полной мере все возможности удивительной сказочной терапии. Ведь сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. Говоря словами А.М.Виноградовой «Никогда не гасите детскую радость». Поэтому мы и собрались сегодня, чтобы отправиться в сказочное путешествие, увидеть улыбку на лицах и почувствовать магию сказки на себе. Под музыку из «Ералаша» («Мальчишки, девчонки, а также их родители…), входят в зал дети, садятся напротив родителей. В середине жюри, оценивающие команды (администрация).
Ведущий:
Добрый вечер друзья, все пришли сегодня не зря. По многим сказкам мы пройдём, весело и с пользой время проведём. А поможет в этом нам жюри (представить). Давайте все скажем: «Сказка заходи». 1. Мы все разделимся на две команды (родители и дети) и посоревнуемся, согласны? Хорошо, тогда вперёд! Для обеих команд было домашнее задание – придумать сказочное название команде и составить четверостишие для девиза. Проверим, как вы справились (называют по очереди: 1 – дети, 2 – родители, воспитатели в команде детей). Жюри оценивает. 2. Теперь каждой команде необходимо выбрать своего капитана и нарисовать эмблему, отражающую название команды (листы бумаги, фломастеры). Жюри оценивает. 3. Следующий будет конкурс капитанов, который называется «Чёрный ящик». Чтобы его провести, необходимо разыскать этот ящик, его как в сказке куда-то спрятали, а поможет вам в этом план-схема, где написано куда идти (например, встать лицом к солнцу (закату), пройти вперёд 5 шагов, повернуться на лево и пройти вперёд ещё 4 шага, развернуться на 180 и повернуться вправо, дойти до камня-путеводителя там и найдёте то, что искали). Капитаны ищут вместе. Ну, вот и нашёлся «Чёрный ящик», можно и продолжить. В ящик, команды по очереди должны положить какой-то сказочный предмет (например: зеркальце или корону и т.д.). Капитан 1-й команды при помощи наводящих вопросов отгадывает, что это за предмет (например: он большой?, он круглый?, он твёрдый? и т.д.), затем капитан 2-й команды делает тоже самое. Жюри оценивает. 3
4. А теперь предлагаем сказочную викторину, участвует вся команда. Нужно назвать не менее 3-х сказок с числительными (например:«Волк и семеро козлят», «Два жадных медвежонка», «Три поросёнка» и т.д.).
Вопросы для команды детей (Приложение №2)

Вопросы для команды родителей (Приложение №3)
Жюри оценивает. – А теперь музыкальная пауза «Угадай мелодию» (из сказок, диск «Сказочная мозаика»). Участвуют все, необходимо не только угадать мелодию, но и изобразить героев сказки, их отличительные особенности. (Это для разминки, не оценивается. Ведущий: Отдохнули, а теперь – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… 5. А мы продолжаем нашу викторину. Следующее задание творческое: – Нужно придумать другое название, предложенной сказки: Детям: «Красная шапочка», «Снегурочка», «Гуси-лебеди». Родителям: «Царевна-лягушка», «Золушка», «Сказка о рыбаке и рыбке». (Можно на выбор) – Закончить сказку по-другому: Детям: «Если бы волк не съел бабушку…?» Родителям: «Если бы Иван-Царевич не сжёг лягушечью кожу…?» Жюри оценивает. 6. Конкурс костюмов. Из предложенных элементов одежды, составить костюм героя любой сказки (под музыку диск «Сказочная мозаика»). Жюри оценивает. 7. А теперь предлагаем поиграть: 1-й вариант – на столе лежат геометрические фигуры, из них надо смоделировать сказку (предложить, например, «Три поросёнка», «Кот в сапогах») 2-й вариант – Каждой команде надо составить модель своей сказки, а другая команда должна угадать, что это за сказка. Жюри оценивает.
Ведущий:
Наши вопросы и задания закончились, жюри подводит итоги (по итогам проигравшая команда показывает сказку победителям, ими оказываются родители). Уважаемые родители сегодня ваши дети показали хорошие знания, проявили смекалку и победили, с чем их и поздравляем. А вам сейчас представится уникальная возможность поучаствовать в сказке и сыграть роль. Вашим детям приходится делать это часто, вот и вы попробуйте, как это порой бывает сложно для них. Ведь нужно преодолеть застенчивость, страх перед публикой, проявить артистизм. Сказка на новый лад «Теремок»(Приложение №5)
Ведущий:
Вот и закончилась наша сегодняшняя встреча, которую хочется завершить словами народной мудрости «Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок». Слово предоставляется родителям. Родители приглашаются на чаепитие. В конце чаепития детям и родителям вручаются медали «Весёлые смайлики».
Используемая литература
:Festival.1septbr Дошкольник.РФ С.В.Чиркова «Родительские собрания в детском саду» 2015.
Приложение.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Анкетирование для родителей по теме « Что за прелесть эти сказки?» 4
1. Сказка это…….. 2. Вы читаете детям сказки, потому что…… 3. Какой Ваш любимый сказочный персонаж? 4. Какие сказки Вам больше нравятся – фольклорные или авторские? 5. Если бы жизнь была сказкой, был (а) бы… 6. Определите 5 уроков, которые можно извлечь из сказки «Колобок». Приложение №2
вопросы для команды детей:
– Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса) – Кто и в какой сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк, в сказке «Лисичка- сестричка и серый волк») – Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку) – Какую рыбу поймал Емеля? (Щуку) – Назовите любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа) – Какое хлебобулочное изделие ушло из дома? (Колобок) – Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно? (Жучка) – Кому подарил пустой горшок Винни Пух на день рождение? (Ослику ИА) – Кем приходится Золушке добрая фея? (Крёстной) – Кто помогал доброй девочке в сказке «Хаврошечка»? (Корова) Приложение №3
Вопросы для команды родителей:
– В каком государстве жили герои многих русских народных сказок? (В тридесятом) – Назовите настоящее имя Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая) – Место рождения колобка? (Печь) – Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи? (Царевна-лягушка) – Как называется деталь женского платья, в котором помещаются озёра, лебеди, и другие элементы окружающей среды? (Рукав платья Царевны-лягушки) – Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку) – В какой сказке рассказывается о некоторых трудностях, связанных с доставкой свежей выпечки на дом? (Красная Шапочка) – Какие сказочные герои прожили «30 лет и 3года»? (Старик и старуха) – Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство? (Колобок) – В какой русской народной сказке у животных из-за нехватки жилья случилось перемирие? (Теремок) Приложение№ 4
Приглашение на собрание:
Приходите в садик – на собрание И берите ручку и блокнот. Вы узнаете ребенка расписание, Ну, и что планируем на год. Мы надеемся на помощь и участие. Для детей стараемся сейчас. Пожелания услышать будем счастливы! Приходите, рады видеть вас! 5
Приложение №5
Сценарий сказки ТЕРЕМ - ТЕРЕМОК НАОБОРОТ
Ведущий:Ставьте ушки на макушки Слушайте внимательно Мы расскажем сказку вам Просто замечательно Сказку «Терем – теремок» Всем давно знакомую Перевернём наоборот Исполним всё по-новому Стоял в поле теремок Он не низок, не высок Никто в тереме не живёт Никто песен не поёт Ой, кажется кто-то идёт /выходит медведь, идёт вразвалочку/ Медведь:Косолапый я медведь Могу страшно реветь Вы ко мне не подходите Во мне зверя не будите РЫ-РЫ-РЫ! Это что за теремок? Он не низок, не высок Эй, кто в теремочке живёт? Эй, кто в невысоком живёт? Молчок? Теремочек-то не плох Мой будет теремок! /Заходит в теремок, садится за стол, угощается. Звучит музыка, входит волк с гитарой/ Поёт:Пусть я сер, не красив, но скажу вам друзья Что в душе у меня расцветает весна Я поэт, музыкант и в родне у меня Воют все и поют песни нового дня Волк:Ой, какой теремок Он не низок, не высок А кто в тереме живёт? Кто в невысоком живёт? Медведь:Ну, я живу (недовольно) А тебе что нужно? Волк:Ой, Миша, давай вместе будем жить! Медведь: Вот ещё! Зачем ты мне нужен? Волк: Так вместе веселее Я песни могу петь, ночью вою на луну 6
Медведь: Не нужен мне никто Мне и одному хорошо /Волк вздыхает и уходит, звучит музыка входит Лиса/ Лиса: Ах, какой теремок и не низок, не высок А кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Медведь: Ну, я живу, Чего надо? Лиса:Мишенька, давай вместе жить! Медведь: Вот ещё! Зачем ты мне нужна? Лиса: Так вместе веселее. Посмотри, какая я красивая, А красота говорят, спасёт мир! Нет, милей меня и краше Обойди хоть целый лес Нет красивей и прекрасней Я здесь чудо из чудес Медведь:Не нужен мне никто Мне и одному хорошо Иди своей дорогой Знаю я вашу сестру! /Лиса уходит. Звучит музыка, вбегает заяц с мячом в спортивной форме/ Заяц:Ого! Вот это теремок! Он не низок, не высок А кто в теремочке живёт? Кто в невысоком живёт? Медведь: Ну, я живу! Чего надо? Заяц: Дядя Миша! Давай вместе жить! Медведь: Вот ещё! Зачем ты мне нужен? Заяц: Так вместе веселее! Не смотри, что я косой Я в любой игре – герой Могу бегать, прыгать и метать Лучше всех в хоккей, футбол играть Медведь: Не нужен мне никто Мне и одному хорошо! Иди отсюда косой! Не зли меня! /Звучит музыка, входят под ручку Лягушка и Мышка/ 7
Лягушка Мы веселые подружки и Мышка: Любим вместе поплясать Я – лягушка, а я – мышка Не устанем танцевать Лягушка: Эх, какой теремок Мышка: Он не низок, не высок Лягушка: А кто в теремочке живёт? Мышка: А кто в невысоком живёт? Медведь: Я здесь живу! Чего надо? Лягушка Михаил Потапыч, давайте вместе жить? и Мышка: Медведь: Ещё чего! Зачем вы мне нужны? Лягушка: Как зачем? Вместе веселее! Мышка: Попляшем! Медведь: Не нужен мне никто Мне и одному хорошо, кыш отсюда! /Лягушка и мышка убегают/ Ведущий: Разогнал медведь народ Никто к нему не идёт. Медведь: Что-то мне тоскливо стало Грустно, скучно, почему? /Звучит музыка, влетает комар/ Комар: Ой, вот это теремок Он не низок, не высок Кто в тереме живёт? Кто в невысоком живёт? Медведь: Я здесь живу (грустно) Комар: Один? Медведь: Один (вздыхает) Может ты, ко мне пойдёшь жить. Ты вон, какой маленький, много не съешь И места много не займёшь, а всё веселее /Комар залетает, тишина, и вдруг звучит музыка «писк комара», слышатся крики медведя/ 8
Медведь:Ой, Ай, ОЙ-ой-ой, /выбегает из теремка, выходят все звери/ Ведущий: Сказка – ложь, да в ней намёк, Всем ребятам – урок Дружбу стоит ценить И друзей своих любить И тогда нам будет просто Вместе веселее жить 9

Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это – групповое придумывание сказки с последующим оформлением книги. И остановимся на этапах работы с методом «сказкотерапии»

Уважаемые родители! Я предлагаю нам всем познакомиться!

1.Давайте познакомимся.«Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.)

Солнышко еще не взошло, деревья спят, скованные морозом, спим и мы. Лес дышит глубоко, ровно, спокойно (закройте ладонями глаза, покажите, как дышит лес). «Дзинь», - выглянул первый солнечный лучик, погладил по головке снежинку Свету, снежинку... (гладит).

Снежинки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели вниз, вправо, вверх. Зажмурились от яркого света солнышка. Открыли глаза и широко улыбнулись. Рады солнышку! Посмотрели друг на друга (глаза вправо-влево) все вместе сказали: «Здравствуйте!».

2. «Ритуал вхождения в сказку». (Включается музыка. Воспитатель берет книгу, подходит к участникам мастер-класса, просит их прикоснуться к книге и закрыть глаза. Тем временем одевает им на головы кокошники и просит открыть глаза). Вот и попали мы в сказку, а вы превратились в сказочниц.

3. «Рассказывание сказки». «Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».

4. «Сказочная задача». Ну что, сказочницы? Давайте поможем Ивану-Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу-Ягу и получить меч-кладенец. Перед Вами различные категории предметов: животные, люди, растения, транспорт, сказочные персонажи, атрибутика и волшебные книги, но пока ещё с вневписанными страницами. Ваша задача сочинить сказку, разместить на страницах иллюстрации с предложенными категориями. Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет интересных сказок.

Сегодня, на данном этапе работы, мы с Вами (обращение к участникам мастер-класса) будем придумывать сказку. А для этого я познакомлю Вас со схемой составления сказки.

В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)

2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..)

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)

8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение

9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)

Вы сочиняли сказку, и наверное очень устали, давайте проведем релаксационное упражнение «Шапка- невидимка»

У меня есть шапка-невидимка. Я сейчас всем Вам одену шапку– невидимку и Вас никто не будет видеть. Вы можете делать все, что хотите бегать, прыгать, скакать, кружиться, танцевать, сидя на стуле. Не забывайте только о безопасности. Как только услышите хлопок, волшебство закончится, и Вы должны остановиться.

«Обобщение приобретенного опыта» . Сказочницы рассказывают сказку.

  • Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?
  • С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?
  • Чему Вас учит эта сказка?

«Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей).

Очень уж понравились Бабе-Яге сказки, и решила она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку. (Под музыку участницы прикасаются рукой к книге, закрывают глаза, воспитатель снимает с них кокошники).

«Рефлексия» (Обмен эмоциями)

Результатом нашей работы стали эти замечательные сказочные книги.

«Лесенка добра»

Давайте соединим наши ладошки.(рука в кулачке, большой палец выставлен – следующий берет соседа за большой палец и т.д.)

«Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам?

Я желаю, всем Вам творческих успехов и чтобы у Вас всегда было хорошее настроение, радостные лица.

А теперь тихонько раскачаем нашу лесенку добра и произнесем: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» (лесенка распадается).

Спасибо Вам за интересное общение и необычное для Вас перевоплощение!!!


Родительское собрание в детском саду на тему: «Волшебный мир книги»

Автор: Книс Анна Николаевна, старший воспитатель.
Место работы: МБДОУ "Детский сад №3 "Улыбка", г. Калач - на - Дону.
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания на тему: «Волшебный мир книги». Данный материал может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам школ раннего развития детей и родителям дошкольников.

Цель: Повышения педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка;
- Стимулировать самообразование родителей;
- Прививать навыки читательской культуры;
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту, способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда, послушание на осно¬ве любви и уважения к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: родители, воспитатели, дети.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Педагогический всеобуч.
3. Разминка.
4. Выступление детей.
5. Викторина.
6. Заключительная часть.
Ход мероприятия:
1. Вступительная часть.

Ведущий: - Уважаемые друзья! Мы рады приветствовать Вас в нашем уютном зале. Тема сегодняшней нашей встречи - «Волшебный мир книги».
2. Педагогический всеобуч.
Ведущий: Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариантнародные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.
Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы. «Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.
С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое), с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки («Морозко», «Сивка-бурка», «Царевна - лягушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», и другие). Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их.
Каждое художественное произведение для детей содержит различные виды эмоций. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. В этом возрасте с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Например, в произведениях Лилиан Мур «Крошка енот или тот, кто сидит в пруду», Н. Носова «Живая шляпа», С. Аксакова «Аленький цветочек», Т. Шорыгиной «Как змей Горыныч добрым стал» мы видим, и радость, и страх, умение договариваться, дружить. В рассказе В. Катаева «Цветик - семицветик», С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»- сопереживание, сочувствие. В басне «Стрекоза и муравей» Крылова – веселье, радость, трудолюбие, грусть. Для воспитания честности и умения распознавать ложь предлагались детям следующие сказки: «Лиса и козел»,«Лисичка – сестричка и серый волк», были Л.Н. Толстого «Косточка», «Лгун», «Чашка», А. Волков «Волшебник Изумрудного города».
Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.
И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.
3. Разминка. Чтение стихотворения « У лукоморья дуб зелёный из поэмы "Руслан и Людмила".
Ведущий : - Невозможно представить русскую литературу без такого замечательного писателя, как А.С. Пушкин. Некоторые произведения Пушкина понятны уже детям дошкольного возраста. Одновременно простые, но с глубоким смыслом, они приковывают внимание ребёнка любого возраста, позволяя ему взглянуть на мир с другой, сказочной стороны.
Предлагаю вам вспомнить стихотворение «У лукоморья дуб зелёный из поэмы "Руслан и Людмила" (родители передают друг другу игрушку «Кот учёный» и читают по одной фразе из данного произведения).
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
4. Выступление детей
На полянку выходит мышка и направляется к теремку.
Мышка : Каждый должен где-то жить,
И зимой, и летом.
Как же Мышке не тужить,
Если дома нету?
Каждый должен где-то спать,
И обедать где-то.
Как же мне не горевать,
Если дома нету?
Мышка останавливается перед теремком.
Мышка : Что за славный теремок –
Не большой, не маленький
Он не заперт на замок,
Не закрыты ставенки.
Вы скажите серой мыши,
Кто тут в тереме живет?
Я готовить мастерица,
Шить могу и вышивать.
Я хочу здесь поселиться,
Чтобы жить да поживать!
Мышка оглядывается по сторонам. Ей никто не отвечает. Она входит в теремок и выглядывает из окошка.
Мышка: Хватит мне бродить по свету,
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Значит, домик этот – мой!
Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Лягушка с узелком и направляется к теремку.
Лягушка: Что за славный теремок!
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком от пруда!
Из трубы дымок идет.
Дверь мне отворите!
Кто тут в тереме живет,
Ну-ка, говорите!
Из окна выглядывает Мышь.
Мышка : Мышка здесь живет норушка!
Кто ты будешь, отвечай!
Лягушка: Я Лягушка-Поскакушка,
Будем пить с тобою чай!
Я умею плавать брасом,
Воду из реки носить.
Со своим пришла матрасом
И прошу меня пустить!
Мышка : Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоем.
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьем!
Лягушка входит в дом. Мышка исчезает в окне. На поляну из-за деревьев выходит Зайчик с узелком и направляется к теремку.
Зайчик : Что за славный теремок
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
С заячьей принцессой!
Посажу я огород
Рядом на лужайке.
Кто тут в тереме живет,
Расскажите Зайке!
Мышка выглядывает из окна.
Мышка: Мышка здесь живет норушка.
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка : Кто тревожит наш покой?
Я Лягушка-поскакушка.
Говори, кто ты такой!
Зайчик : Открывайте, это я –
Зайчик-побегайчик!
Вы пустите жить меня,
Я хороший Зайчик!
Я полы умею мыть
И махать ушами.
Мышка (Лягушке) : Может, пустим Зайца жить?
Лягушка (Зайчику) : Оставайся с нами!
Зайчик заходит в дом. Мышка и Лягушка прячутся. На поляну из-за деревьев выходит Лиса с узелком и направляется к теремку.
Лиса: Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный!
Чую яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Эй вы, мил честной народ,
Отворяйте двери!
Кто тут в тереме живет,
Люди али звери?
Мышка выглядывает из окна.
Мышка: Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик: И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка: И Лягушка-поскакушка.
Кто ты, отвечай-ка!
Лиса : Про красавицу-Лису
Слух давно ведется.
Знают все меня в лесу!
Зайчик: Место ей найдется!
Мышка: Заходи, кума, смелее,
Вот как раз готов обед.
Лягушка : Вместе будет веселее!
Лиса входит в дом.
Лиса : Лучше дома в мире нет!
Все обитатели теремка скрываются в нем. На поляну из-за деревьев выходит Волк с узелком и направляется к теремку.
Волк : Вот хоромы так хоромы –
Здесь простора хватит всем!
Что молчите? Есть кто дома?
Да не бойтесь вы, не съем!
Из теремка по очереди робко выглядывают его обитатели.
Мышка: Мышка здесь живет норушка.
Зайчик выглядывает из окна.
Зайчик : И ушастый Зайка!
Лягушка выглядывает из окна.
Лягушка: И Лягушка-поскакушка.
Лиса : И Лиса, хозяйка!
Не возьму я что-то в толк,
Кто ты?
Волк: В дом пустите!
Я совсем не страшный волк!
Сами посмотрите!
Зайчик : Ладно, Серый, заходи,
Только не кусайся!
Лягушка : Сразу выгоним, учти,
Коль обидишь Зайца!
Волк входит в дом. Все обитатели теремка выглядывают в окошки.
Все жители теремка (хором) : Мы теперь одна семья
И гостям всем рады!
Из-за деревьев выходит Медведь с узелком и идет к теремку.
Медведь : С вами жить хочу и я!
Все (хором ): Нет, Медведь, не надо!
Медведь (обиженно ): Зря вы так. Я пригожусь!
Мышка: Больно ты огромен.
Медведь: Да не бойтесь, помещусь.
Я в запросах скромен.
Медведь лезет в теремок. Дом начинает шататься и падает. Жители теремка плачут на развалинах.
Мышка: Что ж ты, Мишка, натворил?
Лягушка : Мы ж предупреждали.
Зайчик: Теремок наш развалил!
Лиса : Без угла оставил!
Медведь: Ну, простите вы меня,
Я ведь не нарочно.
Хоть упал ваш домик с пня,
В нем и так жить можно.
Мышка : Где же подпол, чтоб хранить
На зиму запасы,
Жарким летом – холодить
Бочку с мятным квасом?
Лягушка: Где же мой большой чулан,
Мокрый, с комарами?
Лиса: И светелка, чтобы там
Прясть мне вечерами?
Зайчик: Где крылечко в огород?
Волк: И сторожка рядом –
Вдруг без спроса кто придет,
А ему не рады?
Медведь: Да-а! И печки нет, чтоб греть
Мне зимою спину…
Зайчик : Ах, зачем же ты, медведь,
Домик опрокинул?
Лиса: Жить теперь-то будем как?
Медведь (со вздохом) Не могу представить!
Лягушка (Медведю ) Если сделал что не так,
То сумей исправить!
Волк : Хоть и виноват медведь,
Мы ему поможем!
Зайчик: Чем о домике жалеть,
Лучше новый сложим!
Медведь ставит новый теремок на место старого.
5. Литературная викторина для детей и родителей «Узнай сказку».
1. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и Медведь)
2. Удивляется народ:
Едет печка, дым идет,
А Емеля на печи
Ест большие калачи! (По-щучьему велению)
3. Внучка к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил. (Красная шапочка)
4. Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К брату третьему потом
Прибежали в новый дом. (Три поросёнка)
5. Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке ее ожидает.
Жаба под утро ее украдет,
В нору упрячет бессовестный крот. (Дюймовочка)
6. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!.. (Снегурочка)
7. На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился... (Колобок.)
8. У отца был мальчик странный,
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?.. (Буратино.)
9. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)
10. Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
11. Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит.)
6. Заключительная часть.
Ведущий: Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.
Решение родительского собрания:
1. В детском саду и дома ежедневно читать детям литературные произведения разных жанров;
2. Регулярно разучивать с детьми стихотворения.

Цели:
раскрыть перед родителями роль семьи в социально-нравственном воспитании ребёнка;
осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми;
выработать тактику сотрудничества с родителями по установлению единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада.

Форма проведения: Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме — один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact» , где «inter» — это взаимный, «act »- действовать.

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). На родительском собрании можно применять различные интерактивные методы: работа в мини-группах, дискуссии, деловые, ролевые, имитационные игры и т.д.

Родители расположились за столиками, разбившись на две команды. Воспитатель выполняет роль жюри. На доске вывешены высказывания В.А. Сухомлинского: «Главный смысл цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»; «Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Воспитатель:
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.

Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашей встрече, надеюсь, что мы с пользой и весело проведем время. Сегодня мы будем говорить о социально-нравственном воспитании. Нравственное воспитание – процесс становления положительных качеств в характере человеческой личности, определяющих её моральный облик. Ребёнок с первых дней связан с окружающими его людьми, в общении с которыми возникают первые симпатии к ним.

Позже он пытается разобраться в том, что хорошо, а что плохо. Дети присматриваются к поступкам своих товарищей и взрослых. Постепенно в их представлении создаются моральные мотивы поведения. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Наша с вами встреча будет проходить в виде игры. Игра называется «Пойми меня» .
Дорогие родители, вы уже поделились на две команды. За одну минуту вам нужно дать название своей команде и выбрать капитана, который будет представлять вашу команду.

Название команды должно выражать ваше отношение к воспитанию в целом. Название может быть в шуточной форме. (На столах имеются 2 таблички, на которых капитаны записывают названия команд)
У капитанов имеются звоночки, при помощи которых они подают сигнал ведущему о готовности отвечать на вопрос.
Каждая команда за быстрое выполнение заданий, за активность и оригинальность получает в каждом туре кирпичик или кубик.

1 тур
Разминка «Мудрые мысли»

Объяснить смысл пословиц. (Закончить пословицу, мудрое изречение)
Суть задания в том, чтобы быстро и максимально верно передать смысл пословиц.
o Не тот отец — мать, кто родил, а тот,…(кто вспоил, вскормил, да добру научил)
o Человек без воспитания – …(тело без души)
o Дитятко – что тесто: …(как замесил, так и выросло)
o Детей наказывай стыдом…, (а не кнутом)
o Не тот богат, ко много имеет, а тот…(кто много дает)
o Лучше плакать в детстве,…(чем в старости)
o Добрый пример лучше… (ста слов)
o Гни дерево, пока гнется, учи дитятко,… (пока слушается)
o Из молодого, как из воска:…(что хочешь, то и вылепишь)
o На что и клад, коли… (в семье лад)
o Семья сильна, когда… (над ней крыша одна)
o Гни дерево, пока гнётся, учи дитя,… (пока слушается)

2 тур
Мир наших увлечений

Перед вами лист бумаги. Каждый участник команды изображает на бумаге символ семейного увлечения, любимого занятия. Это может книга, если вы любите читать с ребенком и т.д. (Время выполнения 2 мин.)
Капитан выбирает самые интересные символы и показывает участникам другой команды, которые должны разгадать, что изображено. (От каждой команды по 3-4 символа).

3 тур
«Ассоциации»

Итак, все, что для этого нужно, — услышать задание и постараться записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову. Капитан выбирает человека, который будет записывать ассоциации. Помогает вся команда. Оценивается оригинальность мышления.
— Если семья — это постройка, то она …
— Если семья — это цвет, то она …
— Если семья — это музыка, то она …
— Если семья — это геометрическая фигура, то она …
— Если семья — это название фильма, то она …
— Если семья — это настроение, то она …
-Если семья – это страна, то она называется
-Если семья – это фрукт, то это…
-Если семья – это известный литературный.персонаж, то это….
-Если семья – это животное, то это….

Воспитатель: В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья! У каждого свое видение и свое представление о семье. Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии. И это здорово и вполне естественно.

4 тур
Карусель проблем

Решение педагогических проблемных ситуаций. Предлагается родителям проиграть возможные проблемные ситуации, найти оптимальные пути их разрешения. Ведущий предлагает по одной педагогической ситуации каждой команде. Время обсуждения 2 мин.
Выпал первый снег. Дети явились домой довольные, но в грязной и мокрой одежде. Мать в качестве наказания поручает им мыть полы. Права ли она? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: наказание трудом в результате порождает негативное отношение к труду. Никакого проступка дети не совершили. Даже взрослые, когда на улице грязно, приходят в грязной обуви и могут замарать одежду. Что в этом случае делают взрослые? Чистят одежду, моют обувь. Поэтому и мы можем предложить ребенку вместе почистить одежду, тем самым ребенок поймет, как трудно привести в порядок вещь. В следующий раз ребенок постарается быть более аккуратным).

За все успехи в учебе взрослые в знак благодарности делают подарки ребенку. Когда девочка заняла призовое место в олимпиаде, в качестве поощрения бабушка купила ей в подарок книгу о Пушкине и конфеты. А Надя, развернув подарок, сделала гримасу и объявила во всеуслышанье: «Книжки у нас есть, а конфеты такие дешевые не нужны!» И отвернулась.
Какие допущены ошибки в воспитании? Как поступили бы вы?
(Правильный ответ: конечно, очень важно заинтересовать ребенка учебой. За ответственное отношение можно похвалить, поощрить, но поощрение материальное не должно войти в систему. Важно, чтобы духовные ценности были выше материальных. Ребенок должен воспринимать вашу улыбку, похвалу, одобрение как поощрение)

5 тур
Решаем конфликт

Что означает, по вашему мнению, быть толерантным? (За правильный ответ команда тоже может заработать кубик).

Толерантность – это способность мирным путем разрешить проблему, способность встать на место другого человека и понять его, терпимость к чужому мнению, лояльность, широта взглядов.

Предлагаю разрешить конфликт первой команде:
Мама говорит сыну: «Миша, играй тише! Почему у тебя опять разбросаны игрушки? А вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол. Я тебя накажу!

Как бы вы решили проблему с позиции толерантности? На обсуждение – 1 минута.

(Правильный ответ: «Миша, не шуми, пожалуйста, ведь уже поздно, все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек» Итог: мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться. Причина конфликта – это поведение мамы. Не нужно предъявлять несколько претензий в один момент, ребенку трудно их усвоить и принять к сведению. Ни в коем случае не нужно кричать и унижать ребенка, помнить, что ребенок – это личность, и она требует к себе уважения и понимания.)

Следующая проблемная ситуация для второй команды:
Рома: «Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня с папой уже там. Ты мне вчера обещал.
Папа: «Ну и что, что обещал. Мне сейчас некогда. Нужно доделать очень важную работу.
Рома: «Ну, пожалуйста…
Папа: «Займись делом!

Какую ошибку допустил папа? (Не сдержал обещание, оттолкнул от себя ребенка) Как решить эту проблему?

(Правильный ответ: Роме не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики, стремятся во всем быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт).

6 тур
Игрушки

Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Предлагаю папам и мамам пойти в магазин за покупкой игрушки для своего ребенка. От каждой команды выберите по одному человеку, который пойдет за покупкой, он же должен аргументировать свой выбор, с точки зрения развития психики ребенка. На выполнение задания – 1 минута.

Участники отправляются за «покупками». По окончании времени представитель команды обосновывает свой выбор. По желанию могут пойти в магазин еще по одному человеку от команды.

Ведущий: Все дети развиваются по-разному. Игра сопровождает ребенка – дошкольника на всем пути роста и развития, в ней формируются зачатки учебной деятельности. Игрушки же – это предмет игры, и также имеют значение для психического развития. Вот почему к ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Игрушка может вызвать у ребенка самые разные чувства: радость, печаль, страх, агрессию и др. Чем старше становится ребенок, тем очевиднее меняется вид игрушки и предъявляемые к ней требования. Папы и мамы понимают это и пытаются покупать игры соответственно возраста детей и тому, что они хотят развить в своем ребенке. Но чаще всего дети в эти игры играют сами, со старшими братьями или сестрами, родители считают исполненным свой долг, и как правило в играх участия не принимают.

Существует множество игрушек и игр. Одни развивают мышление и кругозор детей (игры на умственное развитие), другие – ловкость, силу (подвижные игры, игры-эстафеты), третьи – конструкторские навыки и т.д. Давайте помнить, что игрушка для детей – не просто забава, времяпровождение, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный, сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Подведение итогов

Воспитатель: А теперь давайте «включим» все наше воображение, окунемся в мир детства и приготовимся к полету… на Марс! Представим на секунду, что возможно нам больше не удастся вернуться на Землю. Взять с собой на Марс можно только самое дорогое, что у вас есть. Но только три вещи: один одушевленный предмет, один неодушевленный и одну памятную вещь. (Желающие от каждой команды высказывают свои мысли).

И вот мы оказались на Марсе! Все самое главное вы с собой взяли, осталось построить дом. Из кирпичиков, которые вы сегодня заработали, вы можете построить себе дом, где вам будет уютно и тепло, он будет вашей крепостью, семейным очагом и защитой. Команды соревнуются в постройке дома. Ведущий подводит итоги и называет команду, набравшую наибольшее количество кубиков/кирпичиков, определяет, чей дом получился выше и добавляет в заключении:

Но всё-таки, не важно, чей дом оказался выше, ведь самое главное, что дом – это семья, а семья – это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте. В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению.

Желаю вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть ребенок приносит вам радость и счастье!

Список использованной литературы.

1. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М., 2004
2. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. — М., Мозаика-Синтез, 2008
3. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? — М., 2010
4. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.Буре Р.С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дощкольников. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №2
5. Шувалова Т.П. Юрина А.Н. Социальная адаптация ребёнка. // Воспитатель ДОУ. — 2008. — №5и получить сертификат к аттестации ?

Осуществление сказкотерапевтического процесса особенно эффективно при наличии тесного взаимодействия библиотеки с педагогами и родителями детей. При этом детская библиотека в этом союзе занимает ключевую, приоритетную позицию, так как она является общедоступным, бесплатным учреждением с ценным фондом детской литературы, и где возможно неформальное общение ребенка и библиотекаря. Вариантов их привлечения может быть много, например :

При проведении индивидуальной работы с ребенком на уроке педагог использует рекомендуемые метафоры или притчи, а родителям дается домашнее задание: прочитать и обсудить сказку или историю вместе с ребенком, сделать куклу и т.д.; а при работе с классом педагог проводит сказочную драматизацию или игру и т. д.;

При проведении групповой работы в занятие на определенном этапе, наравне с детьми включаются родители и педагоги. Для этого психолог заранее подготавливает взрослых. На таких совместных занятиях, как правило, предлагаются изготовление сложных кукол в парах (марионетки), спонтанные импровизации с куклами, парные импровизации на музыкальных инструментах, парные танцевальные композиции и т. п.

Групповые занятия только для родителей и педагогов. Целью таких занятий может быть сплочение педагогического коллектива и создание команды, снятие синдрома эмоционального сгорания, переориентация родительского или педагогического поведения и др.

Использование психологической сказки на родительских собраниях, методических совещаниях и педсоветах.

Чтобы ребенок научился извлекать из текста сказки полезные для себя уроки, необходима помощь родителей. А для этого они сами должны овладеть методами работы со сказкой. Поэтому параллельно работе с детьми в целях реализации сказкотерапевтической деятельности ведется работа и с родителями маленьких читателей по направлениям:

1. Информационно­просветительское - нацелено на привлечение внимания родителей к возможностям сказкотерапии в поддержании эмоционального здоровья детей. Оно включает консультации и книжные выставки, родительские собрания, выпуск рекомендательных библиографических пособий, папки­дайджесты и пр., цель которых - оказание семье информационной помощи.

2. Индивидуальное ­ направлено на удовлетворение духовно-нравственных потребностей развития конкретной личности ребенка в данном возраста с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей здоровья и развития. Это: рекомендательные беседы, индивидуальные, планы чтения, индивидуальные занятия? сказки по телефону и др.

С целью научить практическим приемам использования сказкотерапии, предлагаю провести в библиотеке мастер-класс для педагогов «Сказки гуляют по свету», задачи которого:

Показать педагогам пользу работы со сказками;

Научить практическим приемам работы со сказками;

Познакомить с одной из форм работы со сказкой (групповое придумывание и рассказывание сказки);

Познакомить педагогов со схемой составления сказки.

Ход занятия.

Библиотекарь. На семинаре я покажу некоторые приемы работы со сказкой. Все вы читаете сказки с детьми, но может не все догадываетесь то, что вы читаете детям сказки - уже является сказкотерапией. Ведь каждое занятие со сказкой вы завершаете, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания будем использовать в ситуациях нашей жизни? Таким образом, путешествуя по сказке, ребята становятся мудрее, познают жизнь, приобретают социальные навыки. Поэтому занятия сказкотерапией не уводят от реальности, а наоборот, приводят к ней.

Сегодня на мастер-классе мы с вами познакомимся с одной из форм работы со сказкой это - групповое придумывание сказки с последующим оформлением книги.

Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы:

1 Этап «Знакомство» (прежде чем начать работу, все участники знакомятся друг с другом).

2 Этап «Ритуал вхождения в сказку» (на данном этапе участники перевоплощаются в сказочных героев). Цель ритуала вхождения на внимательное слушание и активное участие.

Присутствие ритуала входа (выхода) в сказку для детей обязательно. Такой ритуал помогает безопасно вернуться из драматической реальности в обыденную. Ритуал входа и выхода должен быть одинаковым. Желательно каждый раз одним и тем же способом. Для детей младшего возраста такими ритуалами могут стать:

Манипуляции с волшебными предметами (волшебное кольцо, золотой ключик, зеркало Алисы и др.);

Проговаривание волшебных заклинаний или чтение волшебной книги;

Танцевально-двигательный ритуал и др.

Детям очень нравится проходить в сказку с помощью проводника. Как правило, у него есть легенда, объясняющая детям его присутствие в нашем мире. Например, одной из причин его появления может выступить угроза сказочному миру, побудившая обратиться к детям, которые могут его спасти. Роль проводника могут играть куклы Феи, Эльфа, Старца, Гнома и др.

3 Этап «Рассказывание сказки» (ведущий рассказывает начало сказки).

4 Этап «Сказочная задача» (на данном этапе участникам предлагается принять решение и найти выход из сложившейся ситуации).

5 Этап «Обобщение приобретенного опыта» (участники отвечают на вопросы ведущего).

7 Этап «Рефлексия» (обмен эмоциями).

В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж).

2. Затем придумываем Зачин - Начало сказки (жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве...).

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (например, однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную).

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)

8. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение.

9. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду, и сказка приобретает счастливое завершение).

Мы познакомились с этапами метода «сказкотерапии», со схемой составления сказки, теперь перейдем к практической части мастер-класса.

1. Давайте познакомимся. «Ладошки» (Каждому участнику мастер-класса необходимо представиться. Первый участник представляется и кладет ладошку на стол, второй участник представляется и кладет свою ладошку на руку первому участнику и т.д.)

2. «Ритуал вхождения в сказку». (Включается музыка. Логопед берет книгу, подходит к участникам мастер-класса, просит их прикоснуться к книге и закрыть глаза. Тем временем одевает им на головы кокошники и просит открыть глаза). Вот и попали мы в сказку, а вы превратились в сказочниц.

3. «Рассказывание сказки». «Решил Иван-Царевич поступить на службу к Бабе-Яге, для того чтобы заработать меч-кладенец. А Баба Яга хитрой была: всем кто хотел поступить к ней на службу всякие задания придумывала. Вот и говорит она Ивану-Царевичу: «Очень уж я люблю сказки слушать, даю тебе два дня сроку. На вечерней зорьке жду тебя со сказками».

4. «Сказочная задача». Этот этап самый насыщенный, так как на этом этапе участники должны проявить свои творческие, речевые способности, проявить смекалку, находчивость, активность.

Ну что, сказочницы? Давайте поможем Ивану-Царевичу придумать сказки. Чтобы удивить Бабу-Ягу и получить меч-кладенец. Перед Вами различные категории предметов: животные, люди, растения, транспорт, сказочные персонажи, атрибутика и волшебные книги, но пока ещё с вневписанными страницами. Ваша задача сочинить сказку, разместить на страницах иллюстрации с предложенными категориями.

Приступаем к работе и помним, Бабя-Яга ждет интересных сказок.

5. Этап «Обобщение приобретенного опыта». Сказочницы рассказывают сказки. Обсуждение:

Есть ли среди ваших знакомых люди, похожие на героев этой сказки?

С кем бы вы хотели дружить из героев сказки?

Чему Вас учит эта сказка?

6 Этап «Ритуал выхода из сказки» (перевоплощение из сказочных героев в простых людей).

Очень уж понравились Бабе-Яге сказки, и решила она подарить меч-кладенец Ивану-Царевичу. А нам пора покидать сказку. Под музыку участницы прикасаются рукой к книге, закрывают глаза, ведущий снимает с них кокошники).

Рефлексия (обмен эмоциями).

Таким образом, метод сказкотерапии должен широко использоваться в работе детских библиотек не только с детьми, но и с их родителями и педагогами. Через сказку библиотекарь имеет возможность передать родителям и педагогам новые способы выхода из проблемной ситуации, имеющейся у ребенка.

Выводы по 2 главе.

Миссия детского отдела Ново-Камалинской библиотеки состоит в том, чтобы, используя все имеющиеся ресурсы, предоставить детям оптимальные условия для культурного развития, формирования и удовлетворения их образовательных, коммуникативных и иных потребностей, создавать среду развития ребенка через чтение, книгу и иные виды материалов, отвечающих его половозрастным, социокультурным и индивидуальным особенностям.

Анализ показал, что дети села в библиотеку с приходят удовольствием, так как для них созданы все условия для приятного и полезного время-провождения. Направления деятельности библиотеки строится с привлечением различных форм работы: выставок, конкурсов, массовых мероприятий, экскурсии, кружков, клубов по интересам; проводятся тренинги (для детей по адаптации в библиотеке, для родителей и педагогов по методам работы с детьми); имеется игротека, видеотека и т.д.

Детская библиотека - это то место, где метод сказкотерапии может быть реализован наиболее эффективно, так как именно библиотека - единственное бесплатное учреждение культуры, досуга и неформального общения подрастающего поколения. Исследование использования метода сказкотерапия в работе отдела обслуживания детского читателя Ново-Камалинской библиотеки показало, что сказкотерапевтическая деятельность ведется в формате подготовки и реализации программ по коррекции поведенческих проблем детей дошкольного и младшего школьного возраста. Форма работы по методу сказкотерапии - разносторонняя. Это и прослушивание, и рассказывание, и обсуждение, и сочинение, и постановка, и рисование сказки, а также изготовление кукол по мотивам сказок и т.д. Кроме того, библиотекарь подбирает для каждого ребенка специальный материал для самостоятельного чтения, ориентированный на его круг жизненных проблем.

Зная об эмоциональной, духовной зависимости детей от взрослых, библиотекари строят программы сказкотерапии также и для родителей и педагогов.



Рассказать друзьям