Верования ханты связанные с вороном. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Праздник народов севера «Вороний день

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цели и задачи:

1. Привитие интереса к традициям коренных народов Севера;

2. Привитие интереса к национальным играм;

3. Развитие кругозора детей;

4. Развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости;

Место проведения:

Д. Усть - Войкары. Праздник проводится на свежем воздухе с приготовлением ухи на костре, чаепитием с конфетами и печеньем, блинами.

Участники: взрослые и дети

Оборудование:

Магнитофон и аудиокассета с записью хантыйских мелодий;

Национальный костюм ханты, костюм вороны;

Сувенир-оберег «Ворона»

Разноцветные ленточки для обряда;

Веточки березы;

Спортивный инвентарь:

Мячи 2 шт.

Обручи 2 шт.

Канат 1 шт.

Санки 2 шт.

Коробки 2 шт. Ход мероприятия

Сегодня праздник мы встречаем!

Вороний день – весны приход!

И вместе зиму провожаем,

И тает снег, уходит лед…

И в воздухе весны напевы:

Звенят ручьи, птенцы звучат…

Ворона – признак весны первый!

Вороне в тундре каждый житель рад!

Выставка ДПИ «Северный калейдоскоп» работы

Коневой Р.А. и АртанзеевойН.Ф.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами собрались на традиционный ханты праздник «Ворна хатл», что в переводе означает «Вороний день». Раз ханты праздник, то давайте и поздороваемся мы друг с другом по ханты обычаю. Трижды кланяемся, поворачиваемся «по солнцу». Сейчас, ребята и гости мы проведём обряд окуривания чагой. Этот обряд проводится для очищения жилища от злых духов, для того, чтобы попросить у добрых духов здоровья, тепла, взаимопонимания и всего хорошего. Проводится обряд окуривания.

МОЛИТВА ПРИ ОКУРИВАНИИ:

Все нечистые духи, злые духи,

Выходите, выходите,

Добрые духи, оставайтесь,

Займите самые заветные места:

Углы в нашем доме, жилище,

Для вас всегда есть место у нас,

Детей наших берегите,

Спасите от бед и несчастий.

Ведущий: У коренных жителей из весенних праздников он считается одним из самых ярких. Весна - время прилета птиц, и ворона прилетает одной из первых. Своим прилётом она символизирует пробуждение природы и зарождение новой жизни.

Ведущий: Празднование вороньего дня 7 апреля совпадает с христианским праздником Благовещение Пресвятой Богородицы. В представлении обских угров ворона ассоциируется с женским духом, а вороний день – с солнцем. Ворона считается источником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские Угры связывают прародительницу Калтащ Анки, помогающей при родах, с небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны.

По народным приметам, если ворона сядет на высокое дерево, то тепла долго не будет. А если на низкое – солнце будет греть сильнее, и снег растает быстро. Если сядет на верхушку дерева – быть большой воде. Если на нижние ветки – скоро поднимется ветер. Ну, а если ворона клюв под крыло прячет – точно к холоду!

По тому, какой погода будет 7 апреля, предсказывалась погода на 40 последующих дней. Если будет северный ветер, то до настоящего тепла пройдёт 40 утренников. Так что запомните, какой будет погода 7 апреля 2016г.

Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: «К нам ворона весну приносит». Сегодня мы собрались на праздник встречи весны, чтобы радоваться и веселиться, встречать весну и вестницу её – ворону.

Ведущий: Дорогие друзья! Вы не заметили – не хватает самого главного персонажа нашего праздника. Кого мы ждали так долго? Кто нам весну на крылышках несёт? Кто тепло с собой приносит? Конечно, ворона!

Влетает человек в костюме Вороны со словами:

Ворона: Кар – кар! Варх - варх! Вуща, вуща, ешак хоятыет! Здравствуйте, добрые люди! «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками из их люлек я присяду. Замерзшие ноги свои отогрею».

Ведущий: Здравствуй, наша гостья! Так вот ты какая, значит, ты у нас весну с собой позвала? Расскажи – ка чему посвящается твой праздник.

Ворона. Да, это я! Ворона ! Крылышки мои черные, глазки мои темные! Я всегда прилетаю самой пер вой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах родилось.

Ведущий: Праздник посвящается главной хантыйской богине – небесной Деве – матери. В этот день она принимает облик вороны. Она считается прародительницей всех людей. Она помогает детям рождаться крепкими и здоровыми, определяет продолжительность жизни каждого человека.

Ворона:

Не меня ли поджидаете? Уж не рано ли я прилетела? Ребята, скажите, весна наступила? Назовите признаки весны. (Дети называют )

Ворона:

Теперь я знаю точно, что весна уже наступила, но на улице лежит снег. Еще холодно. Где же я жить буду?

Ведущий :

Ребята, как же мы забыли приготовить гостье гнездо? Давайте постараемся сделать гнездо из прутиков, кто сделает быстро и красиво.

(Дети из прутиков изготавливают воронье гнездо).

Ворона:

Спасибо вам за гнездышко, чем больше будет гнёзд, тем больше народится детей в следующем году, а будут дети – будет продолжаться и жизнь.

Ворона: А теперь, друзья, я хочу, чтобы вы мне рассказали стихи и пели песни про весну. (Дети рассказывают стихи)

Ребенок 1: Здравствуй, праздничный денек!

Помним мы об этом дне!

На этот праздничный денек,

Вновь мы собрались!

Ребенок 2: Отошли с зимой морозы,

Воздух синий – синий.

Расплела берёза косы,

Словно на картине.

Ребенок 3: Днём сильнее пригревает ласковое солнце,

С крыш сосульки вырастают – только кверху донцем.

Ребенок 4: И звенят вокруг весь день крики ребятишек

Завалилось солнце в тень за крутые крыши.

Ребенок 5: И каждый сук, и каждый листик,

Травинки, лепестки коры

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Хуланта шитам вот потар»

Ведущий :

Следят за бегом капель быстрых,

Глаза зелёные раскрыв .

- «День вороны» – это праздник женщин. Поэтому ханты женщины в этот день: рассказывали, что хорошего, доброго произошло у неё. И мы продолжим эту традицию. Расскажите нам, чем порадовал вас прошедший год?

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Ханты нэнат»

Ведущий :

Сейчас мы просим вас поучаствовать в конкурсе загадок.

Конкурс «Загадки»

Окраской сероватая, походкой мешковатая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая (Ворона).

- Солнце клонится к зиме. Ищу я тёплую лесную глушь. Нахожу я солнечную опушку леса, ложусь под корень векового кедра. Одна лапа моя - мягкая подушечка. Другой лапой укрываюсь. (Медведь).

- Трусоват лесной красавец. Догадались? Это ... (Заяц).

- Белая птица над водой кружится. (Чайка)

- Хвост короче уха,

Быстрые повадки,

Мчусь я что есть духу,

Мчусь я без оглядки.

Кто я, угадай-ка?

Ну, конечно ( Зайка )

Верещунья, белобока, а зовут её …. (сорока)

- Над шапками кустарника дерево плывет. На чьей же голове оно уютно так растет? Откроет нам поляна лесного великана. (Лось).

- Что за зверь зимой холодной ходит в чаще злой, голодный? (Волк).

- Чуток, строен и высок, гордо голову несет,

от рогов густая тень. Вот красивый зверь... (Олень).

Когда б он всюду не совал свой острый длинный нос,

Наш сад давно бы уж завял, а лес остался гол и бос: (дятел)

- Юркий маленький зверек с ветки прыг, на ветку скок. (Белка).

- Есть в реке работники - не столяры, не плотники, а выстроят плотину - хоть пиши картину. (Бобры).

Ты с модницей этой, конечно знаком:

на месте никак не сидится –

Всё хвастает синим своим сюртуком

И шапочкой синей гордится …. (Ласточка)

- В наших северных лесах есть красавица в мехах, шубонька пушистая, пышный хвост её краса . (Лиса).

- Один рассказывает – двое слушают. (Язык, уши ).

- Внизу десять, вверху десять. (Пальцы рук и ног ).

- Одна рука для ста человек. (Дверная ручка ).

- Стоит Алёна, платок зелёный, тонкий ствол, белый сарафан. (Берёза ).

Ведущий :

Молодцы, ребята, видно как хорошо вы умеете отгадывать загадки

Выступление ханты фольклорной группы «Ас хорам нэ» песня «Якты-ки лояс ханты эви», «Тувт па тувт», девочки «Анкие»

Ворона:

Молодец народ честной,

Любит думать головой!

Но пора и поиграть,

Ручки, ножки поразмять!

А теперь дети давайте немного разогреемся и поиграем в национальные игры . (Проводятся национальные игры).

Ведущий:

1 . Ханты охотники имели большую силу воли, так как им не раз приходилось встречаться с медведем в лесу один на один. Следующее задание называется «Хват без перехвата» . Играющие разбиваются на две команды. От каждой команды по очереди выходят по одному участнику. Они становятся спиной к друг другу и сцепляются согнутыми в локтях руками. По команде игроки стараются заставить друг друга оторвать ноги от земли.

2 . Одной из самых любимых хантыйских забав являются « прыжки через санки» . Эстафета проводится в парах. Первый участник перепрыгивает через санки, стоящие перед ним, второй участник быстро переставляет санки вперед, первый участник опять прыгает, и так до кегли, где участники меняются ролями и начинают возвращение к команде. Выигрывает команда, которая быстрее других закончит эстафету.

3 . Перед каждой командой лежит обруч. Представьте, что это чум . Все участники команд как можно быстрее должно забежать в свой чум-обруч.

4. Ханты считаются хорошими охотниками. И следующее задание: «Меткий стрелок» маленьким мячиком попасть в корзину расположенную на расстоянии 1-2 метров от игроков. Выигрывает та команда, у которой больше попаданий.

5 . Эстафета называется «Догнать лисицу». Участники команд по очереди добегают до конуса и возвращаются обратно, и передают эстафету следующему игроку. Выигрывает команда, которая быстрее.

6. Игра «Капкан». От каждой команды по два игрока: «Капкан» и «Охотник». Сначала «Капкан» ставит первая команда. Два игрока «капкана» становятся лицом к друг другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Все остальные игроки со всех команд встают цепочкой через одного. Охотники встают к «капкану» спиной. По команде цепочка начинает проходить через «ворота». «Охотник», не видя, что происходит, говорит «Стоп» - «капкан» захлопывается. Если в «капкан» попался игрок с чужой команда, то команда получает очко. «охотник» охотится пять раз. Затем ставит «капкан» другая команда. Выигрывает команда, которая поймала больше «добычи».

7. Наш край называют краем болот. И вам приходится много ходить по топким местам. Сейчас поиграем в хантыйскую игру «Не сойди с бруска (или перейти болото)»

Задание: на каждую команду по 3 деревянных. Положив по 2 бруска на линию старта, играющие становятся на них обеими ногами. Третий брусок держат в руке. По сигналу оба игрока, не сходя с первых брусков, кладут третий брусок перед собой и переступают на него одной ногой. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так оба постепенно передвигаются к финишу, находящемуся от линии старта на расстоянии 5-7метров. Кто первым дойдет до финиша, ни разу не оступившись, тот побеждает.

8.Перетягивание каната .

Ведущий : Молодцы ребята, взрослые! Показали свою удаль, смекалку, сноровку. Сегодня день праздничный, когда люди радуются, друг друга поздравляют, угощают .

Ворона:

- А я вам подарочки принесла ребята (Выносят дерево, на дереве уже висят калачи), сушки на что похожи? (ответы детей)

Да, они символизируют Солнце, дарящее тепло.

Ведущий :

Ханты считали, что ворона заботится о здоровье детей, о том, чтобы они были умными и послушными и поэтому они ставили под березой столик с кашей и горячим чаем, угощали, чтобы ворона не забывала свои обязанности. Давайте и мы с вами её угостим. (Дети несут угощение к березе ). Можете загадать желание и привязать свою ленточку к веточкам березы.

Ведущий :

У народа ханты было принято в этот день угощать, не только ворону, но и друг друга. И сейчас приглашаем вас, ребята, гостей к столу .

Если в этот день снег падает легкими, пушистыми снежинками, то по примете ханты это хорошо, значит, Бог принял приношение. Но какой бы ни была весна, пусть она всем принесет здоровье, любовь, удачу и счастье!

Сора кеша пайм улаты!

До свидания, до новых встреч!

Праздник народов севера «Вороний день»

(старший дошкольный возраст 5-7 лет)

Цель : приобщение детей к национальным традициям народов Югры - ханты и манси.

Задачи.

Образовательные:

Познакомить детей с одним из весенних праздников народов севера, с традициями, обычаями, фольклором.

Развивающие:

Обогащение словарного запаса детей;

Развитие художественно-творческих способностей детей.

Воспитательные:

Воспитание уважительного отношения к национальным традициям народов севера;

Воспитание бережного отношения к птицам, природе родного края.

Образовательная область «Художественное творчество» (технология музейная педагогика).

Предварительная работа : знакомство с традициями народов севера, изготовление детьми оригами - вороны, изображение деревьев(береза, для завязывания ленточек,),чтение художественной литературы, выставка детских рисунков, выставка совместного творчества детей и родителей.

Оборудование : проектор, ноутбук, музыкальный центр, подборка аудиозаписей, спортивный инвентарь.

Дети сидят в зале. Ответы на загадки появляются на экране (презентация).

Ведущий.

Мы гостей встречаем,

Праздник начинаем!

Празднуем весны приход,

День вороний у ворот!

Отгадайте, когда это бывает?

Загадка

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весной )

«Доскажите словечко»

Прошла зима и каждый рад.

Спешит весна и месяц… (март)

За ним другой стучится в дверь,

Он называется…(апрель)

Ведущий : Апрель - это не просто весенний месяц – это месяц, возвращения перелетных птиц на Родину. Радуются приходу весны не только перелетные птицы, больше всех радуются первому весеннему солнышку птицы, которые зимовали у нас на севере. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей.

А сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете зимующих птиц и перелетных птиц.

Игра «Перелетные и зимующие птицы»

Набираются 2 команды по 3 человека:1 команда – «Зимующие птицы»,

2 команда – «Перелетные птицы».

Правила игры:

Перед вами картинки с изображением перелетных и зимующих птиц. Каждая команда выбирает себе картинки по названию команды и укладывает их в свой обруч. Выигрывает команда, допустившая меньше количество ошибок. По окончанию игры дети каждой команды показывают выбранные картинки зрителям и называют изображенную птицу. Если зрители согласны - хлопают, если не согласны – топают.

Ведущий: На дворе апрель – середина весны. Давайте узнаем, что происходит в лесу. А чтобы попасть туда надо взяться за руки, закрыть глаза и хором произнести такие слова:

Ветер, ветер, ветерок!

Знаешь сотни ты дорог.

Ты подуй дружок сильней,

Отнеси нас в лес скорей.

Ведущий: А в лесу весна идет полным ходом!

Игра «Как…»

Я буду начинать фразу, а вы ее заканчивать.

Снег тает, как… мороженое.

Лед на реках трещит, как… сухарик

Капель звенит, как … колокольчик.

Облако пушистое, как… вата.

Дятел стучит, как… (молоток).

Птицы поют, как (кто?)… (певцы, артисты, радио).

Весна. Звенит капель, дышит свежестью и все вокруг поет. Споем и мы.

Дети исполняют песню о весне «Весна-красна»

Ведущий : Поют все - даже ворона. Ее громкое «Кар» разносится по всему лесу. Народы севера – ханты и манси, считают ворону первой птицей, которая приносит весну к нам на север. Сейчас я вам расскажу весеннюю сказку. Усаживайтесь, ребята, поудобнее и слушайте внимательно.

Сказка о вороне.

Когда-то очень давно ворона залетела в наши северные края и была очень удивлена тем, что здесь так холодно, пасмурно и вокруг ни души. Она села на ветку, собрала все свои силы и каркнула во все свое «воронье горло» (дружно, хором). Ее пронзительное: «Кар!», прокатилось по северным лесам. Этот крик разбудил природу и человека. И началась весна! За это люди благодарны вороне и с тех самых пор, каждой весной празднуют Вороний День.

Традиция праздновать Ворна хатл появилась в древние времена. Давным-давно, как гласит хантыйская легенда, пришла зима с трескучими морозами, солнце скрылось за облаками, нескончаемые снегопады и метели довели людей до отчаяния: темно, холодно, голодно. Запасы продуктов закончились, мороз стал ещё крепче и люди, звери, деревья застыли, замёрзли. Казалось, что всё живое превратилось в ледяные фигурки. И вот однажды в эти суровые снежные края, то ли по ошибке, то ли из любопытства залетела ворона. Летит она час, два, а кругом тишина. Ни звука, ни шороха не слышно. Мёртвая тишина. Испугалась ворона и от отчаяния громко закричала: «Каррррр!». Её крик был таким пронзительным и громким, что сосульки на деревьях разлетелись, люди проснулись, звери зашевелились, и даже солнце выглянуло и засияло так ярко, что появились ручейки, проталины, и на земле всё ожило. Вот с тех самых пор у народа ханты появился праздник почитания вороны, священной птицы, которая своим криком разбудила матушку природу и спасла всё живое.

В благодарность за своё спасение люди с наступлением тепла устраивают в честь неё праздник, поют песни, приносят жертву и дарят подарки. Конечно, Ворна хатл сейчас не такой как в древние времена, когда весну встречали с прилётом вороны и с появлением первых проталин и ручейков. Тогда праздник начинался в апреле в южных районах, а заканчивался в мае на севере. Сейчас ханты празднуют Вороний день 7 апреля. Приготовления к проведению торжества начинаются заранее.

Весенние приметы

Ведущий: Если внимательно наблюдать за вороной, можно определить какой будет весна. А вы знаете приметы народов севера?

Продолжите предложение:

1.Ворона села на верхушку дерева …значит, весна будет долгой.

2. Ворона села на нижние ветви дерева –… быть скорой весне.

3. Если ворона села на высокое дерево - … весна будет долгой, затяжной.

4. Ворона сидит на низком дереве – … ждать быстрой весны.

Вороний день

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна. Ворона – первый признак.

У птицы просят мудрости, добра.

Готовят стол из угощений разных..

И рады дети – множество забав.

Приносит им весенний первый праздник.

Ведущий: На вороний день все нарядно одевались. Женщины подходили к березе и кланялись, повязывали цветные ленточки, просили у вороны мудрости и добра, спокойствия в семье, и здоровья своим детям. В «Вороний день» - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

(Воспитатели и дети кланяются березе и повязывают цветные ленточки.)

А что делали дети? Конечно, дети, как и всегда, играли. И мы с вами сейчас поиграем.

Игра «Воронье гнездо» Прилетит к нам на север ворона и начинает строить гнезда или ремонтировать старые.

Правила игры: набираются 2 команды по 3-4человека и по команде начинают «строить гнезда» из ваты, веточек, пакли. Чья команда построит самое теплое и надежное гнездо.

Ведущий: А вот эта игра проверяет быстроту и выносливость.

«Прыжки через нарты».

Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости. Описание состязания. Количество участников не ограничено. По сигналу участники начинают выполнять прыжки через нарты, ведущий ведет счет. Побеждает тот, кто больше совершил прыжков.

Ведущий:

Игра «Собери ягоды» на развитие внимания, координационных движений. Описание игры. Игроки располагаются в одну шеренгу. Ведущий называет название ягод: «черемуха» - необходимо подняться на носки, руки вверх, кисти рук вращаются, «морошка» - наклон вперед, «малина» - присед, руки вперед. Участники должны правильно повторить имитацию движений по названию «ягод», ведущий после нескольких повторений, сознательно ошибается, участники должны выполнить строго по названию. Если кто – то из игроков ошибается, то он делает шаг вперед и т.д. Победителем становится тот, кто выполнил меньше шагов.
Ведущий: . На Вороний День, задабривая ворону, ветки березы украшали бубликами и баранками. Посмотрите на экран, на что они похожи? Какая по форме баранка – круг обозначает солнце. А солнце - это тепло, весна, начало обновления в природе. Вот и мы всех угощаем таким вкусным солнышком – т. е. несем весну. И сегодня мы вас угощаем баранками – весенним солнышком, символом новой жизни.

У хантов этот замечательный весенний праздник Ворна хатл (Вороний день), когда детям дарят подарки, друг другу желают здоровья, счастья и благополучия, приносят жертву богам, родовым и семейным духам с просьбой оградить родных и близких от бед и несчастий

Подарки детям – обязательный атрибут праздника. Поэтому к седьмому апреля ребятишкам шьют наряды, готовят сладости и игрушки. Утром хозяйки чума будят сыновей и дочерей с песнями и прибаутками: «Вставай, моё солнышко ненаглядное! Кто рано встаёт, тот везде успеет. Поспеши, радость моя, ворона прилетела, подарки, наверное, принесла, ведь ты у меня в этом году был послушным, примерным ребёнком. Выгляни на улицу, посмотри, нет ли там и для тебя чего-нибудь». А на улице, что за чудо, на ветках деревьев висят узелки. У каждого рода своя песня к этому празднику, но все они прославляют ворону: «Мать ворона прилетела, связку сушек принесла. Выходите, дети, поскорее, разбирайте угощенье!». Вот так с детского радостного смеха начинается этот день, а для родителей нет ничего лучше, чем счастливое лицо ребёнка.


Ворона

Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна.

Ворона - первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети - множество забав

Приносит им весенний первый праздник!

А. Тарасова

Коротко о традициях праздника

В “Вороний день” - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!»

И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:

«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».

Рано утром 7 апреля женщины, девушки, девочки надевают новые платья, специально

сшитые для праздника, платки красивые и новые ягушки (сах).

Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона - первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона - предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище - всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат», мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине – иголку.


Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды. На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам как символам природных явлений или свойств характера: это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник.

Начало весны праздновали многие народы Сибири, но у хантов и манси этот праздник имеет ряд характерных особенностей. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. В вороньей песне, записанной на С. Сосьве есть такие слова: "С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!"

По представлениям аганских хантов, ворона радуется рождению человека. По их обычаям, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые ребенку уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки из мягкой древесины, которые насыпались в люльку) из детских люлек складывали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эти теплые стружки – лапки свои грела. Ведь она прилетала первой, в апреле, когда
оттепели сменяются заморозками, и у нее мерзли лапки. Садилась на теплые стружки и говорила: "Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки" Кроме того, у аганских хантов покровительницами женщин выступали две вороны. Женщины хранили их изображения, изготовленные отцом или старшим братом и забирали с собой, когда выходили замуж и переезжали в новое жилище.

Обряд «Вороний день» – Вурнга хатл .

Пятникова Т. Р.

Белоярский филиал ОУИПИиР

г. Белоярский

Ключевые слова: календарный обряд, ворона, богиня Калтащ, Мать–Земля, Маленькая Калтащ, священный образ, гнездо, угощение.

Статья посвящена анализу современных культурных процессов, связанных с введением традиционных обрядов в сферу общественной жизни последних двух десятилетий. В качестве объекта анализа выступает обряд «Вороний день» народа ханты и рассматривается как этнически значимый, ассоциирующийся с культом природы и весенним календарным праздником, имеющий общественный характер. Некоторое внимание уделяется трансформации традиции, её адаптации к реалиям и задачам современности. Статья основана на полевых материалах и литературных источниках.

В семейном, общественном и производственном быту для хантов в прошлом большое значение имели календарные обряды. Они складывались в процессе трудовой деятельности людей, поэтому в их основе – богатейший опыт человека, связанный с освоением природы и окружающей среды. Эти обряды подразделяют трудовой год на определённые периоды и в совокупности образуют ежегодно повторяющийся цикл. Коллективные обряды несли не только сакральную нагрузку, одновременно это был праздник, который вносил разнообразие в повседневную трудовую жизнь. Они сплачивали народ, осуществляли связь поколений, благодаря чему многие традиции дошли до наших дней. Основной темой обрядов было размножение зверей, птиц, рыбы, благополучие и здоровье людей.

Обрядовые действия, как правило, сопровождаются определёнными словесными формулами – молитвами, которые позволяют обращаться к божествам для получения от них той или иной помощи. Обязательным элементом всех обрядов была пища, так как одним из основных моментов было их кормление. Жертвенную пищу в зависимости от того, какому божеству она посвящалась, вешали на деревья, бросали в воду, сжигали, выливали на землю. Непременным блюдом в качестве угощения была традиционная каша соламат из ржаной муки на мясном бульоне. Это блюдо по–прежнему готовят к важным трапезам семейных, календарных и других обрядов, но с добавлением разной крупы. Общую трапезу можно отности к ритуалу контакта между людьми с миром божеств, так как их призывают причаститься к еде.

На основе календарных обрядов можно описать практически все сферы религиозной, бытовой, семейной и хозяйственной жизни, показать особенности повседневного и сакрального поведения людей, выявить сезонные периоды функционирования конкретных жанров фольклора, календарных мифологических поверий, запретов, примет. В этом смысле календарь образует структурное ядро всей духовной культуры.

С распространением христианства древние обряды были прикреплены церковью к соответствующим им по времени датам церковного календаря и многие получили новые, христианские названия. В.Н. Чернецов пишет, что в «синкретическом, возникшем под воздействием христианства календаре обских угров «Вороний день», то есть время прилета ворон, слился, видимо, по своему содержанию с Благовещением». .

В советские времена вера коренных народов Севера длительное время находилась под строгим запретом. Поколение, родившееся в 1930-х годах, уже многое не застало из культурного наследия своих предков, т.к. воспитывались в школах–интернатах, где проводилась антирелигиозная пропаганда. И всё же, когда возвращались домой к родителям, они вновь приобщались к духовным традициям. И ещё сегодня в повседневной жизни продолжают оставаться различные частные, на первый взгляд – незначительные поверья, приметы и правила поведения среди людей старшего поколения. Однако они являются отголоском древних религиозных представлений, смысл которых забылся или видоизменился.

После большого перерыва в 1996 году впервые обряд «Вороний день» был проведён в деревнях Тугияны, Пашторы Белоярского района по инициативе Белояского фольклорного архива Северных ханты совместно с сотрудниками Белоярского Центра культуры национального творчества, документировала на видео Ева Шмидт. Главным символическим действием обряда было угощение божеств, олицетворяющих силы природы. В настоящее время обряд перестаёт выполнять прежние функции и утрачивает свой сакральный характер, как говорят информанты «раньше мужчины в обряде не участвовали, теперь ходят все».

Благодаря нашим информантам удалось описать и восстановить некоторые другие календарные обряды, в настоящее время они проводятся в национальных поселениях Белоярского района, в городе Белоярский, в округе на основе записей Белоярского филиала Обско–угорского института прикладных исследований и разработок. Надо также отметить, что в настоящее время сам народ пытается возродить свои старинные обряды, пытаясь придать им первоначальный смысл. Однако мифологические сюжеты и образы, о которых мы сегодня знаем, это лишь фрагменты некогда богатой системы древнейших представлений народа об окружающей его действительности и связи с ней.

Цель работы – показать значение и ход праздника «Вороний день». Статья написана на основе полевых материалов, собранных в период с 1995г. по 2010гг, в национальных поселениях Тугияны, Пашторы, Полноват, Казым, Ванзеват Белоярского района, д. Теги Березовского района ХМАО, населённые пункты, где в значительной степени сохранился традиционный образ жизни. В каждой деревне обряд имеет некоторые свои особенности. (В конце статьи приводятся рассказы информантов).

В хантыйском календаре год состоит из двух полугодий – тăӆ–ӆўң зима–лето, то есть холодное и теплое время года. Период пребывания ворон в наших краях относится к полугодию ӆўң. По словам информантов вурңа ӆўв сыры юхăтӆ ӆўң пеӆы хăтӆăт кєрӆăты щира  ворона первая прилетает, чтобы к лету дни повернуть, открывает путь перелётным птицам в северные края и осенью последней улетает. За это время птицы откладывают яйца, выводят птенцов, у животных рождаются и вырастают детеныши. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом (смены времён года), хозяйственной деятельности (сезон охоты сменялся временем рыбной ловли) и ассоциируется с началом нового жизненного цикла в природе. Замечено, что их прилёт всегда сопровождается небольшим дождиком, говорят вурңа тухăӆ ярт «вороньих крыльев дождь».

Ворона считается птицей приносящей вести и новорожденных детей ай няврєм тәты вой . По воспоминаниям информаторов в детстве им говорили, что ворона в клюве приносит детей, поэтому боялись подходить к ним близко, думали, если ворона бросит голенького ребенка, что с этим маленьким будут делать. Некоторым девочкам ворона приносит подарок – кӯкăр (месячные). По народным представлениям, ворона будто содействует размножению людей, а «подарок» для девочек служит переходным периодом в их жизни.

В мифологии хантов и манси ворона связывается с элементами мироздания. В мифе о возникновении Земли отмечается: что на торфяной кочке жили муж, жена у них был белый ворон «их внук», он докладывал о круглой форме Земли, о ее росте. Попробовав человеческий труп, стал чёрным и его прогнали прочь «... и пока живут на земле люди, не посмеешь ты добывать рыбу, не посмеешь добывать лесного зверя. Там, где человек добудет оленя или лося и обдерет их, в том месте останется кровь. Мясо человек себе возьмет, ты же пей кровь . В данном мифе ворон приобретает чёрный цвет в силу наказания божеств за поедание падали.

В «песне вороны», исполняемой на «медвежьих игрищах» есть слова: «...ма юхтєм вәнты хор веӆты ар хәйиєм хор ат веӆӆиӆтэӆ, вой велты ар хәйиєм, вой ат веӆӆиӆтэӆ. Хор хурты калы хăрн, вой хурты калы хăрна, хӯв мӯв йиты вохты сăм оӆңиям щăта ат тӯңмаӆтийӆтєм до моего прилета оленя добывающие мужчины пусть оленей добудут, лося добывающие мужчины пусть лосей добудут, на месте свежевания оленя, на месте свежевания лося, пролетевшая дальнюю дорогу, проголодавшаяся, голод там утолю. В песне называет себя: Аңки варăх, варăх най Мать–богиня, варах, варах – так кричит, так её призывают причаститься к еде, когда делают угощение. Мужчинам желает удачи на охоте. Говорит, что на зимнее время улетает Тәпăӆ вош  Тобольск.

По сведениям информантов, вурңа мăтты Тәрум аңки, Вән аңки, йис пурайн «Вурңа хăтӆ» мєт вән емăң хăт вәс, тăм емăң хăтӆ верты питсы мӯв омсантум пура эвăӆт – ворона будто Небесная мать, главная мать. В старину «вороний день» был большим священным днем, этот обряд стали проводить со времени установления земли. Ворона считается главной, поэтому ей угощение и делают. Вурңа имен Калтащ ими хур, Калтащ ими па Мӯв аңки щит и-щира щи вәӆӆăт в облике вороны богиня Калтащ–женщина. Калтащ–женщина и Мать–Земля это одно и то же. У неё множество эпитетов, но главные из них: Тәрум най аңки  Небесная Богиня–мать, Вән аңки  Самая главная мать и т.д. По бытующим представлениям зарождение жизни на земле зависит от Тәрум ащи  Небесного отца (небо–дождь) и Тәрум аңки Матери–Земли, которые считаются супругами. В обращениях они всегда выступают рядом, вместе они дают новую жизнь. Калтащ–женщина – главное женское божество, соотносится с женским началом, символизирует плодовитую рождающую землю и связанное с ней размножение, по словам информантов «она нас кормит». При обращении к ней в разных случаях применяют разные эпитеты.

Калтащ мать няврєм парты нє детей посылающая женщина, от нее зависит зачатие и рождение детей, она определяет продолжительность жизни каждого человека. Покровительствует беременным женщинам и детям. В утробе матери все девять месяцев ребёнка ростит она. Послед называют ӆӯв аңкеӆ его мать, ребёнка мать и связывают с ней. Все дети до определенного возраста (полового созревания) считаются её детьми, поэтому их нельзя ругать, бить, иначе он пожалуется матери Калтащ, что его обижают – она заберёт обратно (т.е. умрёт), или рассердится и ребёнок будет плохим. В свою очередь, детям нельзя копаться в земле или тыкать железными предметами, чтобы не причинить боль своей главной маме.

В народе богиню Калтащ называют матерью «одной рукой дающей детей, другой – назад забирающей». Для того, чтобы угодить ей, необходимо строго соблюдать ритуалы и обряды, связанные с ней. Если не было детей или ребёнок болел, то вымолить и получить её помощь можно было при личном прибытии ӆўв шашӆ хущи (букв.: к её коленям) , т.е. на место её нахождения в деревню Калтысьяны с жертвоприношением и угощением. При этом она считалась рăхӆы ӆәңх запретное божество, её священное место женщины не посещали. В то же время угощение и платок с завязанными на углу монетами щупар вух, ками вух (так называли деньги, предназначенные для божеств) можно было передать с теми, кто из деревни ехал туда. При необходимости обращались к ней из дома, делали жертвоприношение и угощение. В жилище её приклад держали на крыше дома. При тяжёлых родах ей делали жертвоприношение в любое время суток, даже ночью, она атӆа кутуп йираң най, порен най щащи среди ночи принимающая кровавые жертвы и угощения богиня–бабушка. Если угощение (пища), поставленная другим духам, остаётся на ночь, то ночью она как бы перекладывает его к себе, так как остальным божествам ночью нельзя принимать жертву.

Богиня Калтащ может наказать людей за несоблюдение её наставлений. Мной записан случай, который информанты слышали от взрослых. «В деревню Калтасьяны приехала семья, у которой ребёнок родился с физическими отклонениями. Мёртвого ребёнка в люльке сән (первые дни жизни ребёнок находился в этой люльке пока не отпадёт пупок) оставили в дупле дерева: «Ты дала нам такого, ты его и забирай». По их мнению, так получилось, наверное, потому, что Калтащ, может, просила жертву, а они не сделали, или за то, что атум ясăң луптан пăта, хуят пеӆы нємтăсыӆты хуят Калтащн атум нєврэмăн парты тем, кто плохо говорит о других или кого–то обзывает, Калташ мать в наказание даёт таких детей или рано их забирает. В песне «Вурнга ими и Вурнга ики » Вороны–женщины и вороны–мужчины, исполняемой на медвежьих игрищах, она даёт наказ людям: «Когда муж с женой ругаются, когда друг с другом ругаетесь, не говорите плохих, обидных слов друг другу, говорите только хорошие слова». Это песня–наказ, чтобы следили за своими словами. Существовал и запрет, смотреть вслед больному человеку или что–то плохое говорить о нём щиты парсы Тәрум ащийн, Тәрум аңкийн так предписали Небесный отец, Небесная мать. Они наказывают родителей за любую провинность, поэтому люди старались строго соблюдать все «предписания» духов–покровителей, чтобы не навлечь на себя и будущее поколение беду.

По словам информантов «богиня Калтащ делает хорошее и плохое». С одной стороны связывается с рождением новой жизни, с другой – со смертью, с болезнями «болезни насылающим духам немного помогает». «У Калтащ женщины тоже есть отец – это Мәш вєрты ики Болезни насылающий мужчина. Вероятно, этим представлением можно объяснить её связь с Нижним миром. В образе вороны она также связывается со смертью: выклёвывает глаза у вновь родившихся оленят (во время обряда просят, чтобы не трогала их), ворует яйца из гнёзд птиц, где проявляется её вороватый характер.

В песне «Вурнга ими па эви – Разговор вороны–женщины с дочерью» (исполняемой на медвежьих игрищах) говорит: «"что скоро придут тебя сватать, ты должна уметь шить узоры, одежду, выделывать шкуры и прочее"». Наказывает всем девушкам, чтобы до замужества умели вести хозяйство, изготавливать одежду, владели навыками рукоделия.

Помошницей Калтащ матери является Маленькая Калтащ Ай Калтащ . Про неё говорят эви нрт нрты нє, пух нрт нрты нє девочке помогающая родиться, мальчику помогающая родиться. Во время родов исполняет роль акушерки, поэтому о себе поёт «много горя видавшая женщина». Новорождённым даёт душу–дыхание. Её называют эви ӆыӆ, пух ӆыӆ пуӆтум най аңки в девочку душу–дыхание, в мальчика душу–дыхание вдунувшая богиня мать. При рождении девочки говорили вурңа ёваӆсәп сєма щи питс женщины–вороны крыло родилась, имели в виду, что помошница матери родилась. Она и шовар сух кумалы в шубе из одной заячьей шкуры. Новорожденных укрывали «одеяльцем» из заячьей шкуры в качестве оберега от злых сил. В доме её приклад содержат отдельно от прикладов других божеств. Специальный мешочек помещают в противоположном углу от священного (молельного) угла на женской половине. Или женщины хранят мешочек у изголовья, она усум оӆăң най аңки у изголовья находящаяся богиня. Когда дом остаётся без хозяев, содержимое мешочка делят между собой дочери или ближайшие родственницы. Жертвоприношений ей не делают, её жертвы – это «множество женщин имеющих дочерей, множество женщин имеющих сыновей». После рождения ребёнка, мать, отрезавшая пуповину, заворачивала послед и отпавший пупок в новый светлый платок и в берестяном кузовке относила в лес, в южную сторону от поселения. Кузовок вешала на дерево, считалось, что это для богини Маленькой Калтащ. Маленькая Калтащ считается сильной богиней, она может не подчиниться воле отца, и не связывается с Нижним миром, с духами болезней. Во время «медвежьих игрищ» её вещи не достают и с вещами других божеств не смешивают. Она помогает в лесу заблудившимся людям, указывает тропу, надо только вспомнить её и попросить о помощи.

В прошлом женщины рожали в специальном «маленьком доме» ай хот, и считались сакрально «нечистыми». Когда чувствовала приближение родов, говорила: тахăӆ вєрты пурая щи йис гнездо делать пора настала. Во время родов женщина уподоблялась птице. Например, в одной из личных песен поётся «нивăӆ пуш ма тыхăӆ вєрăнтсум, нивăӆ пуш ăх пуныӆсум восемь раз я гнездо строили, восемь птенчиков (яиц) клала. Детей называли ма куйӆам ма пушăхӆам мои птенчики, мои детёныши. Про самомго младшего в семье говорили тыхăӆ пăт пушхєм гнезда последний птенчик. «Маленький дом» во время родов называли Калтащ имеңăн хот двух женщин Калтащ дом. Считалось, что в это время они здесь были главными, от них зависела жизнь, здоровье ребёнка и матери.

Кроме облика вороны, Матери–Земли, богиня Калтащ имеет образ лебедя емаң хур священный образ. В прошлом на Оби нельзя было убивать лебедей и собирать их яйца. По народным представлениям, если лебедь кружит над кладбищем, значит, покойнику забыли положить необходимую вещь. С помощью гадания определяли, какая именно вещь требуется усопшему, и относили её на кладбище. В данном примере Калтащ связывается с нижним миром, миром мёртвых.

Зимой Калтащ мать принимает облик зайчихи. Ее называют Тăӆ шовăр сух милпи щащи  Бабушка в шапке из зимней шкуры зайца, и представляют седоволосой бабушкой. В прошлом, когда добудут зайца, заносили в дом мордой вниз, нос, уши и глаза замазывали сажей – это делали для того, чтобы не видел, в чей дом попал, кто ест мясо. По народным представлениям, мясо зайца помогает страдающим сердечными заболеваниями, кушать мясо приглашали больного человека. Тот, кто съест голову зайца, должен рассказать пять сказок. У зайца была обязательная сказка и её рассказывали в первую очередь (сказку не помнят). В хантыйских сказках зайчиха представляется в образе Мощ–нэ "мощ женщина". По сведениям известного исследователя обских угров В.Н. Чернецова: «… люди мощ происходят от Калтащ аңки , которая и считается их первопредком. Её атрибутом была берёза, из неё делали идолы как родовые так и домашние. А во время жертвоприношения берёзка представляла самою калтащ». По его мнению «в прежнее время, по всей вероятности существовало и ритуальное поедание зайца» . Берёза у хантов одно из наиболее почитаемых деревьев. В народе его называют тәрум х "небесное дерево". Использование коры берёзы и наростов для изготовления обрядовых символов имеют архаические истоки. Это можно проследить и в обряде рождения ребёнка. Беременной женщине из нароста берёзы делали куклу вәш акань для облегчения родов, и связывали с богиней Маленькая Калтащ. Берестяные маски во время «медвежьих игрищ» служили исполнителю «представлений» как бы защитой, т.к. они выступали от имени божеств. Наросты берёзы использовали для окуривания помещения во время «медвежьих игрищ» и жертвоприношений, ставили на порог дома для защиты от «нечистой» силы. Во время сильной грозы зажигали кусочек берёзового нароста, чтобы уберечь дом от поражения молнией. На ветках берёзы женщины гадали о здоровье и судьбе своих членов семьи.

Вместе с вороной упоминаются и другие птицы: сорока сав–нэ , и чайка халей . Сорока будто радуется прилёту вороны, ждёт, какие вести принесёт с тёплых краёв. Подсаживается к ней и жалуется: «Ты каждый год оставляешь меня здесь, присматривать за твоими птенцами (людьми). Столько мучений переношу с ними. Я сама живу без нужды, а твои дети чуть с голоду не помирают». «Ма нăң хтэн мăр, вән ухп щешӆан ӆаптман ёшӆам, кўӆам иса ваща йист. Вән ухуп щешт ма кўр веӆум ӆўвєм рўвн вәӆӆăт » "Я, пока тебя нет, твоих большеголовых детей кормя, руки, ноги совсем тонкими стали (исхудали). Большеголовые люди за счет меня живут, за счет моих костных мозгов с ног. Я сама живу без нужды, а твои дети без тебя чуть с голоду не помирают, мне их жаль и я часть своей пищи отдаю им». Вән ухп щешӆан (большеголовые с волосами) – так сорока называет людей. Считается, будто, улетая на зимнее время, ворона оставляет людей (своих птенцов) на попечение сороки. Ворона отвечает: «Если бы они и правда голодали, они бы до весны не дожили. Если бы и правда, что ты их кормила, то почему при нашем возвращении ты на их помойных ямах сидишь?» С тех пор сорока больше не хвастает перед вороной.

В разговоре с чайкой, перед отлетом в тёплые края, ворона говорит: «Ма юхтєм вәнты ай эви, ай пух ӆәӆăң, ма ӆыв поӆты паеӆн ёшєм хошмăӆӆум, кўрєм хошмăӆӆум до моего прилета девочки, мальчики пусть родятся, я на их кучках из стружек руку бы грела, ногу бы грела». Стружки поӆтăң юх из детской люльки высыпали в течение зимы в одно место у какого–нибудь пня или дерева со словами: «Когда ворона прилетит, пусть здесь ноги греет». После прилёта ворон часто наступают холодные дни, и в такие дни они зарываются в эти кучи, иногда видна только голова. Чайка Халей говорит: «Ма юхтєм вәнты ай эви, ай пух Сурма ат питӆ, ма тыв хăӆа юхӆаӆ оӆăңн щăта рутыщăӆум - ӆәӆң ӆор хăлэв вән няхєм няхӆум, Ас хăлэв вән няхєм няхӆум до моего прилета девочки, мальчики пусть умрут, на их могильных шестах буду отдыхать с дороги, я бы громким смехом соровой чайки смеялся, громким смехом речной чайки смеялся. Крик речной чайки похож на хохот, согласно поверьям, будто мёртвым не нравится смех чайки ӆыв щирэӆн ӆыв няхӆыйт "они считают, что над ними смеются". В песне «Халэв ики ар – Песня чайки–мужчины» поёт: «Сети ставящий мужчина с сетей ворующим рыбу меня называет, морды ставящий мужчина с морды ворующим рыбу меня называет. Я с сетей не ворую, с морды не ворую, я сижу на шесте и смотрю, попалась ли рыба». Чайку не любят за то, что вредит человеку, улетая, оставляет плохие слова.

И так, в связи с «Вороньим днём» упоминаются три птицы: сама ворона, сорока, чайка. Сорока зимует, две другие прилетают в наши края ранней весной, строят гнездо в одно и то же время, являются разорителями птичьих гнезд. Но только вороне делают угощение, потому что радуется рождению детей, улетая, оставляет добрые слова, желает всем благополучия, удачи, благодарит тех, кто хорошо встречал и угощал. По мнению информантов, две другие птицы, также являются образами каких–нибудь божеств, природных стихий.

Время проведения "Вороньего дня" начало апреля (в прошлом точной даты не было, как увидят, что вороны прилетели). Основными участниками были женщины и дети. Мужчины в обряде не участвовали. Готовились к этому дню заранее, оставляли хороший кусок мяса для каши–соломат. За день до назначенного дня пекут хлеб и прочее, готовят разноцветные полоски материи от имени каждого члена семьи, к концу которых привязываются серебристые монеты. Вечером дети и молодые женщины делают «утиное гнездо» из сена (гнездо для них символизировало семью, дом, появление в будущем детей), вместо яиц кладут лошадиный помет, количество соответствует количеству утиных яиц в гнезде (4–7 штук). Каждый мог изготовить несколько «гнезд». Делали так, чтобы другие не сразу могли найти, но и сильно не прятали. На следующий день надо рано утром идти собирать «яйца» из чужих гнезд и свои, если их не нашли (подражая вороватому характеру вороны). Утром взрослые, когда будили детей, говорили: «Вставайте, долго будете спать ворона вам глаза выклюет»! Ворона нух аӆăң хәньӆ с рассветом встает и надо раньше неё найти «гнезда». Считалось, кто много сейчас соберет «яиц» тот и летом много соберёт. Про того, кто рано встал и собирал много «яиц» говорили, каркам няврэм шустрый ребёнок, работящим будет. Тот, кто ничего не собрал – ленивый, нерасторопный.

Днем собирались в лесу в южной стороне деревни, откуда прилетает ворона. Женщины варили соламат, чай. Ставили угощение Тут–ими  Богине огня и звали ворону погреться у костра: «дальнюю дорогу летевшие руки, ноги здесь у нашего костра погрей». Сваренную еду ставили на дерево, растущее со стороны восхода солнца. На дерево ставить угощение вороне залезал подросток и кричал, подражая вороне, таким образом будто её призывали. На ветки дерева привязывал полоски ткани, принесённые из дома. Женщины молились, головой кланяясь в сторону дерева, просили для детей здоровья, благополучия, удачи. Делали «снежный стол». После трапезы начинались игры и соревнования, в них принимали участие и взрослые женщины.

Как говорилось выше, в каждой деревне обряд имел свои особенности, например:

Информант Тебетева Т.Т. (род: 1927г., д. Моим, Октябрьский район,) рассказывает, что в "гнездо", вместо "яиц" клали комочки снега (т.к. не было лошадей). В этот день приносили в жертву вновь родившегося олененка. Для детей мясо варили в отдельном котле, говорили: «ешьте мясо вы, когда прилетит ворона, чтобы не трогала вновь родившихся оленят, не выклевывала им глаза». Взрослые себе варили мясо другого животного в другом котле. Ставили угощение Тут–ими и Вороне. На дерево вешали цветастый платок или детское платье, говорили: «ворона–женщина прилетит обрадуется»..

Курикова М.И. (род: 1928г.д. Ванзеват,) говорит, что раньше «вороний день» отмечался как большой праздник. В образе вороны большой (главный) женский дух. В ней есть хорошее и плохое. Дети вечером делали гнездо, а рано утром ходили и сами их убирали свои «гнёзда». Чужие искать не ходили. В каждом доме варили соламат, готовили еду, ставили угощение духам. Ходили друг другу в гости.

Аксенова Т.Г. (род: 1938г., Тунзинкорт, Березовский район, р. Малая Сосьва,) делали гнездо из прутьев на дереве, как настоящее воронье. Во внутрь клали стружки из детской люльки, чтобы после дальней дороги могла погреть свои лапки. Во дворе разводили костер, варили соламат, делали стол из снега, приходили соседи со своим угощением. Молились, просили здоровья и благополучие для детей.

Логаны Д. К., (род.: 1928г., окр. д. Юильска). Жертвовали вновь родившегося олененка, это делал мужчина, после угощения уходил, в обряде не участвовал. Варили соломат и просили ворону не трогать оленят (глаза не выклевывать). Детям не давали кушать это мясо, нельзя, ели только взрослые женщины. Вывешивали на дерево детское платье. Калтащ–мать даёт наказ всем: плохо не говорить, не ругаться друг с другом. Когда улетает, говорит: «ворона–женщина я говорю, за то, что меня хорошо угощаете, сто разных красивых детей, пусть здоровыми растут».

Курганова (Новьюхова) Г.М., (род.: 1947г., Теги, Березовский район,). Ворону называют: «матерью, богиней, с крыльями женщина, с ногами женщина.» Она желает, чтобы больше рожали детей и весной им было, где ноги погреть. Гнезда делали рано утром в тот же день, до восхода солнца. Обряд проводили в лесу, завязывали на ветки деревьев лоскутки материи, просили здоровья и благополучие детям. Пели песни вороны, хантыйские песни, рассказывали старинные рассказы. Мужчины в обряде участия не принимали.

Ворона в народных представлениях, обладает значительным кругом функций, связывается с разными мирами: небом, землёй, с миром мёртвых и выполняет посреднические функции между ними.

Как можно предполагать на основании выше приведённых материалов, культ земли, неба, воды, огня, возникли в глубокой древности. Пройдя через тысячелетия, они сохранились до наших дней в календарных обрядах, сопровождавших основные изменения в природе и хозяйственной деятельности. Так, Мать–земля понималась как богиня–мать, всё рождающая и вечно плодоносящая. Именно земля кормила людей, животных, растительность, поэтому старались воздействовать на неё обрядами и глубоко почитали её. Земля уподоблялась женщине. Такое сопоставление явилось результатом возникновения понятия: матери земли утроба, что также отразилось и в обряде рождения ребёнка, где послед ассоциировался с матерью Калтащ, которая ассоциируется с матерью–землёй.

Информанты:

Аксенова (Смолина) Татьяна Григорьевна, род. Тунзинкорт, р. Малая Сосьва, 1938г, прож: Полноват

Гришкин Илларион Николаевич, род. Суреи, р. Большая Обь, 1932г

Гришкина (Лельхова) Екатерина Константиновна, род. Пашторы, 1932г, пр. Тугияны

Курикова (Молданова) Мария Ивановна, род. Ван–пан (Ванзеват), 1928г, пр. Полноват

Каксина Дарья Яковлевна, род. окр. Юильска, 1916г, пр. Белоярский, дом престарелых

Лельхова Евдокия Ефремовна, род. Пашторы, 1936г, прож. Полноват

Лельхова (Федотова) Акулина Васильевна, род. Пашторы, 1923г, прож. Белоярский

Лельхова (Юмина) Ульяна Никифоровна, род. Рущхавт корт (окр. Суматнелы) 1929г

Логаны (Молданова) Дарья Ксенофонтовна, род: Пантяп похар (окр.Юильска), 1928г, прож: Белоярский, дом престарелых

Ользина (Гришкина) Матрена Алексеевна, род. Тугияны, 1924г

Ользина Матрена Григорьевна, род. Суреи, 1930г, прож. Полноват

Обатина (Ерныхова) Евгения Даниловна, род. Мозямы, 1939г, прож. Полноват

Пятникова (Ользина) Евдокия Григорьевна, род. Суреи, 1924г

Себурова (Гришкина) Евгения Илларионовна, род.Тугияны, 1933г.

Собянина (Себурова) Мария Николаевна, род. д. Тугияны, 1935.

Тебетева (Хаймазова) Татьяна Тихоновна, род. Моим, Микояновский (Октябрьский) район, 1926г, прож. Казым

Юхлымова (Миляхова) Прасковья Николаевна, род. Чуэли, 1930г, прож. Полноват

Юмина (Лельхова) Матрена Григорьевна, род. Пашторы, 1930г, прож. Полноват

Яркина (Молданова) Матрена Егоровна, род. Ванзеват, 1927г прож. Ванзеват

Литература:

  1. Чернецов В.Н. Наскальные изображения Урала, М., 1971
  2. Мифы, предания, сказки хантов и манси.// Пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков; сост., предисл., примеч. Н.В. Лукиной. – М.: Наука, 1990. – 568с.
  3. Штернберг А. Остяцкая легенда о сотворении мира./ Ежегодник Тобольского музея 1901г. вып. Х11. с.12–15.
  4. Чернецов В.Н. Фратриальное устройство Обско–Югорского общества.// СЭ, 1937г. сб. 11, с.20–42. М.

Лидия Александровна Паршакова
Сценарий весеннего хантыйский праздник «Ворна хатл. Вороний день»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА «ВОРОНИЙ ДЕНЬ »

Цель : Знакомить с культурой, бытом и искусством народа ханты ;

Действующие лица :

Ведущая

Бабушка (Хозяйка чума)

- Ворона

Необходимый материал :

Для обряда окуривания : березовый гриб – кушмалты сан, мех водоплавающего животного (бобра, нерпы) – вой пун, металлическая чаша.

Для игр : Палочки-хворост , 8 конусов, 4 бруска-болотца, 2 рыбки, 2 ложки, 4 тарелки, 2 стула, крупа, 2 шкуры, 2 гимнастические палки пластмассовые, 2 гимнастические палки деревянные, 2 обруча, 1 веревка длинная, 2 «стада оленей» , ленточки.

Ход праздника:

На сцене стоит чум . Звучит песня «Анки варах»

Ведущая : Здравствуйте дорогие гости, милые детки! Сегодня собралось здесь много гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл » . Если праздник хантыйский , то давайте и поздороваемся друг с другом на хатныйской языке «Вуща ула!»

Сейчас, дорогие гости мы проведем обряд очищения. Обряд этот проводится для очищения жилища от злых духов, для того, чтобы попросить у добрых духов здоровья, тепла, взаимопонимания и всего хорошего.

Согласно древним поверьям, именно ворона своим карканьем пробуждает природу к новой жизни. Ворона несет Благую весть на Север, весну, тепло и солнце. В хантыйских преданиях Ворона ассоциируется с женским духом, с мифологической небесной девой, богоматерью, покровительницей женщин, детей и семейного счастья.

Накануне родители укладывали детей спать пораньше, а затем развешивали на ветках деревьев угощения. Отмечать праздник начинали с раннего утра. Взрослые и дети радовались и старались не проспать зарю.

(дети спят в чуме, бабушка выходит из чума с угощениями, затем развешивает угощения на ветках березы, заходит в чум и начинает будить детей)

Бабушка : Нявремат нох кила, нох кила. Детки вставайте, просыпайтесь (дети просыпаются и выходят из чума, видят, что на деревьях развешаны угощения, снимают их и радостные забегают в чум).

В чуме топиться печка, горит огонь. Возле печки сидит бабушка, и что-то мастерит. К ней обращаются дети.

Дети (радостно) : Анканки, ванта ворна имен муневан тус калащ. Бабушка, посмотри нам ворона принесла угощения .

Дети : Бабушка, расскажи, откуда появился костер?

Бабушка : Появился костер от искорки. Без огня в чуме жизни нет. Когда есть огонь в чуме, в нем всегда тепло и уютно. Огонь – жизнь для чума, поэтому его нужно беречь и охранять.

Дети : Бабушка, а снег откуда?

Бабушка : Снег это «белая снежинка – маленькая льдинка» . Белые, пушистые хлопья покрывают всю землю, а у нас на севере снега выпадает большое количество, после которого талая вода наполняет реки.

Дети : Бабушка а правда, что снег тает весной и прилетают птицы?

Бабушка : Правда, а в день прилёта ворон , ханты отмечают весенний праздник «Ворна хатл » «Вороний день » ! По поведению птиц судили о том, какая будет весна : Если ворона села на низкое дерево – весна будет скоротечной, если на высокое - затяжной.

Дети : Ой, бабушка расскажи, как ворона , прилетая на север, приносит весну!

Бабушка : Слушайте, как об этом говорится в старинной легенде.

«Давно это было. Как – то весной прилетела ворона в северный край . Летала, кружила, смотрела кругом : холодно, хмуро, никого нет. Собралась тогда ворона с силой и каркнула во всё горло. Полетел её звонкий крик над просторами севера. От этого крика и ожила земля, проснулся человек. С этого дня повели свой род ханты .

Бабушка с детьми выходят из чума.

Ханты фольклорный коллектив «Кунавт нэ» исполняют песню «Вороний праздник » по окончании песни прилетает «Ворона » .

Ворона : Здравствуйте, дорогие гости! Долго я к вам летела из далеких теплых краев. И вот, с вами. И пусть с моим появлением маленькие девочки и маленькие мальчики родятся! На ямку с теплыми гнилушками из их люлек я присяду. Замершие лапки свои отогрею.

Дети : Вуща ула ворна ими . Здравствуй, Ворона ! Так это ты весну можешь позвать?

Ворона : Да! Я каждый раз прилетаю первой, чтобы весну позвать, да похвалиться перед ней, сколько детишек за зиму в чумах появилось.

Бабушка : Так детишки маленькие, их мамы еще на улицу не пускают. Как же ты можешь знать?

Ворона : Из детских колыбелек, перед моим прилетом выносят подстилочки и складывают перед чумом. Сколько подстилочек, столько и детей прибавилось в стойбище. А я в них лапки грею, а то еще холодно.

Бабушка : Поможем вороне , построим ей гнездо. Чем больше гнездо, тем больше летом семья найдет утиных гнезд, тем успешнее будет охота.

Игра «Построй гнездо»

В игре участвуют 2 команды. 2 команды строят гнездо, из палочек-хвороста пробегая между конусами.

Ворона : Посмотрите, какие гнезда мне построили ребята. Молодцы!

Бабушка : Ворона , наши детки так ждали твоего прилета и подготовили для тебя стихотворения.

Скачет чёрная ворона ,

Интересно очень, боком,

Орех по земле катает,

Его клювом разбивает.

Ворона , ворона

Приятна и мила

И даже, отдаленно,

Похожа на Орла!

На берёзе возле дома

Строила гнездо ворона .

Охраняет днём и ночью,

Мамой стать ворона хочет .

Нынче праздник , древний праздник .

В гости еду, еду я.

Каждый чтит Вороний праздник .

Люди как одна семья!

Ворона : Наш край называют краем болот. И вам приходится много ходить по топким местам. Сейчас поиграем в игру «Перейди болото»

необходимо : 4 бруска – болотца.

По сигналу первые игроки, не сходя с первых брусков, кладут второй брусок перед собой и переступают на него двумя ногами. Освободившийся брусок перекладывают вперёд и переступают на него. Так оба постепенно передвигаются к финишу, находящемуся от линии старта на расстоянии 5-7метров. Возвращаясь обратно бегом.

Ворона : Вороний день «Ворна хатл » – это праздник женщин . Издавна считалось, что женщину, которая 7 апреля первой увидит ворону , ожидает счастье. Поэтому женщины старались, затопив огонь в очаге, быстрее выйти на улицу. По поверьям ханты , кто первым увидит красавицу ворону и даже другую прилетевшую птицу, то его ждет удача в течение всего года : на охоте, на рыбалке и т. д. А это – самое главное для хантыйского народа .

Приглашаем Тоярову Н. А. и дочь Евгению исполнить песню «Хулам нови хопты»

Ворона : А где же наша красавица весна, что то задерживается она. Давайте позовем весну и встретим ее веселой песней .

Дети старшей группы исполняют песню «Веснянка» .

Весна : Здравствуй милая ворона ! Как я рада тебя видеть! Здравствуйте детки, здравствуйте гости дорогие!

Ворона : Вуща ула хорам тови! Здравствуй весна красна! Посмотри сколько сегодня собралось здесь гостей, все пришли к нам на весенний хантыйский праздник «Ворна хатл » .

Весна : Ребята, птицы наши друзья обижать их нельзя. Они приносят пользу людям и являются украшением природы, а как они красиво поют.

Давайте споем песенку птичкам «Тиф, тиф» , дети средней группы исполняют песню.

Бабушка : Вороний праздник раньше в каждом селении проводился по-своему. Готовили пищу на костре, устраивали стол, а кусочки еды кидали в сторону леса, как будто вороне . Чтобы она принесла удачу, счастье, тепло. Стол с угощением обязательно ставили около берёзы.

Ворона : А теперь мы поиграем в игру «Накорми птиц»

В игре участвуют 2 команды. Для игры необходимо : 2 ложки, 2 тарелки и 2 миски, 4 стула. По сигналу бегут первые игроки, переносят крупу ложкой из миски в тарелку, которая находится на расстоянии 3 метра. Выигрывает тот, чья команда быстрее перенесет крупу.

Весна : Весеннее тепло , прилет вороны – первой весенней птицы дают людям силу, в этот день меряются силой , играют в подвижные игры, и нам пора немного поразмяться, потягаться в силе, умении, ловкости.

Национальные игры «Катание на шкурах» , «Метание тынзяна на хорей» , «Перегони стадо»

Бабушка : Есть у нашего народа ещё один обычай. В Вороний день взрослые и дети привязывают к веткам деревьев ленточки и загадывают желания, веря, что они сбудутся. Ленточка на дереве – это подарок небесному богу Турому. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. Обычно ханты священным деревом считают березу – символ небесной чистоты. Давайте и мы загадаем желания и украсим нашу березку яркими ленточками.

(Дети и взрослые привязывают к дереву ленточки)

Весна : У хантов принято в этот день угощать , не только ворону , но и друг друга. И сейчас мы приглашаем всех гостей на чаепитие. И на прощанье мы хотим вам пожелать :

Желаем, чтоб Ваши мечты исполнялись,

А все неудачи скорей забывались!

Бабушка :

Желаем счастья и добра,

Чтоб жизнь, как день была светла !

Ворона :

Мы ещё раз поздравляем вас с традиционным праздником «Ворна хатл » . Желаем всем всего самого доброго и пусть загаданные желания в этот день непременно сбудутся . Оена, пищена, йисана, нуптана улаты!

Весна, бабушка и ворона угощают детей и гостей ароматным чаем, затем прощаются и уходят.



Рассказать друзьям