Запреты в вороний день. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Праздник народов севера «Вороний день

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Народный праздник Мартын Лисогон отмечается 27 апреля 2019 года (по старому стилю - 14 апреля). В православном церковном календаре это дата почтения памяти святителя Мартина I, папы Римского.

Свое название праздник получил из-за лисиц, которые в этот день бросают старые норы и начинают рыть новые. В это время животное слепнет и глохнет, поэтому его легко поймать. Охотник не упустит такую возможность.

История

Родина святого Мартина - Италия. Он получил образование в Римской церкви. После смерти Папы Феодора I, в 649 году, его избрали папой Мартином I. В то время единство Церкви было нарушено ересью монофелитов. Учение о единой воле в Богочеловеке Иисусе Христе получило широкое распространение. Император Констанс и патриарх Константинопольский Павел II являлись монофелитами. Они вместе составили и издали «Типос» - запрет об упоминании о двух волях в Иисусе Христе.

В том же году, когда Мартин стал Папой, еретический образец христианской веры доставили в Рим. Мартин созвал православное собрание и осудил монофелитскую ересь. Император пришел в бешенство и приказал доставить к нему святителя.

Военачальник Олимпий по прибытии в Рим испугался открыто арестовать Папу. Он подослал солдата, чтобы тот тайно убил его. Но он неожиданно ослеп. Испуганный военачальник вернулся в Сицилию. Спустя пять лет попытку повторили. Папу обвинили в связи с врагами империи, осуждении святой Богоматери и увезли на остров Наксос.

Через год лишений и издевательств стражи Мартина доставили на суд императора. Истощенного и в лохмотьях старца вывели на площадь на потеху толпы. Но знающие правду люди уходили со слезами на глазах. Суд приговорил Мартина к смертной казни. Но раскаявшийся патриарх Павел, а также вера и мужество мученика заставили императора изменить приговор и сослать Мартина на Херсонес Таврический. Там он и скончался в 655 году.

Традиции и обряды

В этот народный праздник охотятся на лисиц.

Приняты смотрины и сватовство. Считается, что если они произошли в этот день, то путь молодых будет легким, как птичье крыло.

На Мартына Лисогона принято выказать уважение ворону. Его называют мудрой и вещей птицей. Чтобы задобрить ворона, нужно сварить кашу, вынести в сковороде в поле и перевернуть вверх дном. Птицу привлечет блеск, и она обязательно заинтересуется. После этого сковороду необходимо убрать. Считается, что прикормленный таким образом ворон будет оберегать хозяйство.

Приметы

Если день выдался дождливым, то землю будет легко вспахать.

День солнечный и теплый - к хорошему урожаю.

В небе облака и тучи перемешаны, значит, скоро будет дождь с ветром.

Чем больше на Мартына Лисогона работать, тем больше придет добра в дом.

- 2192

Вещий ворон – птица волшебная. Сказывают, ведает он тайны жизни и смерти, знает путь к источнику мертвой воды, служит властителю Нави Чернобогу. А то и сам Чернобог может явиться в образе огромной птицы на вороний праздник.

Стоит ли бояться вещего ворона? На людей он не нападает, зла никому не чинит. А, сказывают, не к добру эта птица появляется. Вести из мира Нави мало кому радостны. Только Ведающие, те, кто готов разговаривать с Навными Богами и Предками, привечают вещего ворона, остальные побаиваются.

В песнях, сказках да заговорах о вороне говорят, как о птице, связанной со смертью. Пример тому – в печальной песне, в которой мать оплакивает погибшего сына:

«Нѣту сына у меня - ясна сокола,
Моего печальника въ старой старости...
Его ухитила могила темная.
Какъ ворона злая-черная...
Не оставилъ онъ безталанной мнѣ
Ни невѣстки бѣдой лебеди,
Ни веселыхъ рѣзвыхъ пташечекъ -
Малыхъ дѣтушекъ, милыхъ внучковъ мнѣ...»

Заметили что-то необычное в этой песне? До того мы говорили о вещем вороне, а здесь уж ворона упоминается – птица схожая внешне, а всё ж другая. Вещий ворон-то в краях наших редкий гость, вороны же возвращаются на берега Белого Моря каждую весну, в апреле. С их прилетом быть вороньему празднику!

Верно уж напугали вас дурной славой вещего ворона да черной вороны? Не будем далее стращать. Вспомним, что в старину мир духов, предков, был рядышком с миром живых. Коли так, надобно уметь разговор с предками вести, им весточку передать, да ответ получить. Потому ворон да воронов, пусть, побаивались, а уважали.

Встречали вороний праздник около 14 апреля. Нынче говорим такую дату, для удобства. В старину же вороний день, праздник, начинался с прилетом черных птиц. Ворона за море летала, да так вороной и вернулась! Так-то в старину сказывали. Прилетают вороны рано, когда ещё не весь снег сошел, не везде земля да молодая травка показались.


Вороний день – праздник, когда угощают и редких воронов, и ворон, которые встречаются в наших краях чаще

Вороний праздник встречают везде по-особому. Знаем, что готовили в вороний день, праздник вещей птицы, угощения. Выносили столы за пределы села, на окраину леса. Сами веселились да праздновали, не забывали угощения бросать в сторону леса. Кормили черных ворон, духов Предков, теплое весеннее солнышко, да урожайное лето приманивали.

Обращали в вороний день особое внимание на приметы, связанные с вещим вороном и вороной. А уж их много было!

Приметы в вороний день

Примет про вещего ворона да ворону много ведали. Особо значимы они, если повстречали вы ворона - птицу редкую. О воронах же чаще говорят, что значима целая стая, а не одна чернокрылая птица.

Услышать карканье вороны из дупла и испугаться этого – к опасности. Однако, если крик птицы не заставил вас внезапно вздрогнуть – беды не страшны.

Дурной приметой считают вещего ворона или каркающую ворону на крыше, но лишь в том случае, если птица сидит против солнечного света. Тогда домочадцам грозят хвори, кражи, болезни скотины на дворе. Если же птица сидит не против солнца, а то вовсе прогуливается по крыше, ждать прибавления в семье. Так духи предков дают знать о том, что скоро в Род придет новый человек.


Встретить двух воронов в вороний праздник – к любви и счастью

На Руси ворону не очень любили - считалось, что эти птицы нечистые и зловещие, питаются падалью, громко и пронзительно каркают. Предвестником смерти у многих народов слыла эта черная птица. Однако, у коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте весну и жизнь.

Как известно привычный для нас ханты и манси не отмечают. Для них начало года - это весна, время, когда природа пробуждается от криков первой птицы - вороны.

Ворона - первая птица, которая прилетает на Север. Она начинает вить гнезда и громко каркать, зовя весну и пробуждая природу. Более того, ворона считается покровительницей матерей и младенцев. Актриса Любовь Рочева: «Женщины - продолжатели рода, поэтому я считаю, что это - очень важный для нас праздник».

Девушка в национальной одежде Фото: АиФ / Денис Вторушин

В этот день из детских люлек выгребали старые древесные опилки (так называемый мокрый цап, который использовался для впитывания влаги), заменяли свежими. Использованную стружку высыпали все в одно место на окраине селения под пеньком. Считалось, что ворона, прилетев с юга, садится на теплые стружки и греет лапка. Мох, на котором видели птицу, стелют в люльки под младенца.

В вороньей песне, записанной на р. Северной Сосьве есть слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»

Легенды о вороне

О воронах складывались легенды. Одна из которых гласила о том, что ворона раньше имела белый окрас, но провинилась и стала угольно-черной. Ворона жила с людьми в чуме как домашняя птица. Но наступили тяжелые времена, людям самим нечего было есть. Они выгнали ворону, и та полетела искать пропитание. Птица покружила и увидела падаль. Наклевалась вдоволь и полетела обратно к людям. Но оперение вороны поменялось и стало черным. Люди прогнали птицу, потому что, как бы ты не бедствовал, а до низости опускаться нельзя.

Погнали люди ворону, а она все равно к ним возвращается с первыми весенними ветрами. И они, как ни сердятся на изгнанницу, а рады ей. Ведь ворона - первая вестница весны на Севере.

Древние божества ханты Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая

Другая хантыйская легенда рассказывает о том, что ворона является прародительницей ханты. Как-то весной прилетела ворона в наш северный край. Летала-летала, вокруг нет никого, холодно, хмуро. Собралась она с силами и каркнула во все горло. Полетело ее звонкое: «Кар-Кар!» над просторами Севера, над могучей рекой Обь, отозвалось в Уральских хребтах. От этого крика ожила Земля, проснулся человек. С этого дня и начался род ханты. Люди были очень признательны вороне. И был тот день седьмым от начала месяца твердого наста. Ун кер тылыщ 7 - мет хатл».

Обычаи и традиции

По традиции в Вороний день ханты и манси на священных местах готовят пищу на костре, молятся духам, кланяются березе. Береза - это символ женщины (как мы уже упоминали ранее, ворона считается покровительницей женщин). На деревья повязывали разноцветные лоскутки, монеты, кукол и бублики, которые символизировали солнце. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

Бублики на кедре - мужском дереве Фото: АиФ / Екатерина Лосецкая

Сургутянка Пелагея Хлобыстова рассказала, что ленточка на дереве - это подарок богу Торуму. По поверьям, бог обязательно исполнит одно желание. «Раньше ведь не интересовались нашей культурой: «Ой, это хантыйское не интересно, пошли дальше», а теперь вот более стали чувствовать за последние годы. Лет 10 с уважением относится к нам уже, какая у нас интересная культура», - рассказывает женщина.

Ханты и манси заботились и о будущем доме пернатой гостьи. В этот день малыши делали своими руками гнезда из веток, камышей, украшенные яркими лентами. Считалось, что чем больше гнезд, тем добрее будет священная ворона.

Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. На стол обязательно подавались уха и мясной суп. Также неотъемлемой частью праздничного стола считался суп из тетерева. Эта птица в отличие от вороны не считалась у аборигенов священной. Кроме супа на стол подавали уху из трёх рыб: щуки, окуня и муксуна. Саламат и печеных птичек.

Затем у мужского дерева закалывают оленя, и в момент смерти жертвенного животного три раза кричат «туруму», как бы провожая оленя из этого мира в мир иной. Шкуру и череп оленя вешают на святое дерево. Вкусив свежую оленину, празднующие должны выпить по две чарки и свежей оленьей крови.

После пиршества устраивали игры и танцы. Молодые люди могли показать свою удаль и силу в национальных видах спорта: бег с палкой, тройной национальный прыжок, борьба, метание тынзяна на хорей. Всего 7 дисциплин. На Вороньем празднике исполнялись традиционные мансийские танцы «Куринька», «Акань, акань», «Ойкаикв».

Вороний день по-хантыйски «Вурна Хатл», принято отмечать вторую субботу апреля. С 2013 года в Югре этот праздник стал официальным и за несколько лет завоевал популярность в Югре. Посмотреть на шоу, отведать национальной кухни, прикоснуться к таинству древнего народа найдется много желающих.

В этом году праздничные мероприятия пройдут на территории гостиничного комплекса «Югорская долина». Старт 12 апреля в 13:00.

Фото: АиФ / Гузель Биктимирова

Ворона

Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Близка весна.

Ворона - первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети - множество забав

Приносит им весенний первый праздник!

А. Тарасова

Коротко о традициях праздника

В “Вороний день” - родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!»

И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:

«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».

Рано утром 7 апреля женщины, девушки, девочки надевают новые платья, специально

сшитые для праздника, платки красивые и новые ягушки (сах).

Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона - первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона - предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище - всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат», мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине – иголку.


Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды. На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам как символам природных явлений или свойств характера: это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник.

Начало весны праздновали многие народы Сибири, но у хантов и манси этот праздник имеет ряд характерных особенностей. По мнению хантов и манси, "вороны приносят весну". Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. В вороньей песне, записанной на С. Сосьве есть такие слова: "С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!"

По представлениям аганских хантов, ворона радуется рождению человека. По их обычаям, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые ребенку уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки из мягкой древесины, которые насыпались в люльку) из детских люлек складывали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эти теплые стружки – лапки свои грела. Ведь она прилетала первой, в апреле, когда
оттепели сменяются заморозками, и у нее мерзли лапки. Садилась на теплые стружки и говорила: "Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки" Кроме того, у аганских хантов покровительницами женщин выступали две вороны. Женщины хранили их изображения, изготовленные отцом или старшим братом и забирали с собой, когда выходили замуж и переезжали в новое жилище.

Таныгина Элвика

Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.

Главная виновница торжества, конечно же, ворона. У народа ханты считается, что именно эта птица несет на своем хвосте тепло, пробуждение жизни.

Актуальность исследования заключается в том, что, мы живем в ХМАО- Югре, и должны знать культуру, традиции народа ханты, но к сожалению, не все знакомы с традициями, праздниками, одним из которых является «Вороний день».

Скачать:

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ «ШАГ В БУДУЩЕЕ»

V районный конкурс исследовательских работ

обучающихся 2-7 классов «ЮНИОР»

«Вороний день»

Направление «Изобразительное искусство»

Сургутский район

2017 год

«Вороний день»

Таныгина Элвика,

учащаяся объединения «Изобразительное искусство»

МБУДОД «Федоровский дом детского творчества»

Научный руководитель:

Васильева Наталья Владимировна,

Педагог дополнительного образования

МБУ ДОД «Федоровский дом детского творчества»

Аннотация

Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.

Ворона – одна из первых птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. Новый год ханты отмечают с прилетом ворон. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом, она символизирует смену времени года.

Актуальность исследования заключается в том, что, мы живем в ХМАО- Югре, и должны знать культуру, традиции народа ханты, но к сожалению, не все знакомы с традициями, праздниками, одним из которых является «Вороний день».

Так родилась идея исследовательской работы «Вороний день». Материалы интернет- сайта, литература послужили основой для исследования и написания этой работы.

Объект исследования : история этого праздника и картина Таныгина Ю.И. «Вороний день».

Предметом нашего исследования является хантыйский праздник «Вороний день».

Цель работы : привить толерантное отношение к народу ханты через традиции, праздник «Вороний день.

Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующей гипотезы: если изучать хантыйские традиции, праздники, то сохраним бережное отношение к сво ей земле, в котором живем и толерантное, уважительное отношение к народу ханты.

Отсюда определились задачи:

  • изучить историю праздника «Вороний день»;
  • изучить хантыйскую легенду о вороне;
  • ознакомиться с приметами, связанными с вороной .
  • привлечь внимание наших сверстников к изучению хантыйского праздника и к картине художника Таныгина Ю.И.

Методы исследования:

Изучение и анализ документальных источников;

Опрос респондентов;

Поиск материала на сайте «Вороний день».

Проведено анкетирование, в котором приняли участие 20 учеников. Результаты показали, что дети мало знают об этом празднике.

Материалы данной работы способствуют толерантному воспитанию учащихся. Они могут быть использованы на уроках ИЗО при изучении темы «Традиции хантов», на уроках краеведения, во внеурочной деятельности при проведении урока ИЗО.

  1. История хантыйского праздника «Вороний день».

Вороний праздник (хант. - Ворнга хотал, Вурга хатль), ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона (хант. - ворна, урны: ворона) почитается обскими уграми как птица, приносящая весну.

Главная виновница торжества, конечно же, ворона. У народа ханты считается, что именно эта птица несет на своем хвосте тепло, пробуждение жизни.

Ворона – одна из первых птиц, прилетающих в Западную Сибирь в апреле. Новый год ханты отмечают с прилетом ворон. Ворона выступает в роли посредника между зимой и летом, она символизирует смену времени года.

Ворону считают также птицей, приносящей вести и детей.

В это день все жители поселка собирались в лесу, заранее выбрав специальное место для проведения праздника. Потом эта территория могла называться святилищем или жертвенным местом и одни из таких мест могли быть расположены рядом с поселением, другие- в отдалении. Некоторые священные места содержались в такой чистоте, что даже не все почитатели посещали их (причиной было стремление уберечь святыню от разорения. Чаще всего эти места были на возвышенностях, островах, высоких берегах. К священным местам относились с уважением, почитанием, со страхом. Здесь запрещалась любая хозяйственная деятельность, т.к. растения и животные считались собственностью местных духов. Всякий провожающий должен был оставить ему дар. Рассказ сторожилов: «На одном из таких мест застрелил охотник и убил 2 лосей. Ночью к его костру явились мертвец-медведь и покойник-человек. Охотник спасаясь от гостей, всю ночь просидел на болоте, держа в руке горящую головешку. Наутро убитые лоси встали, один их них даже без шкуры и ушли в лес. После того, как выбрано место, разводят огромных размеров костер. На огне готовят праздничное блюдо «соломат», готовили мясо оленей и других домашних животных. Каждый желающий мог изготовить обязательное для встречи Вороны гнездо. Взрослые и дети плели гнездо из хвороста, камыша и соломы, украшали его яркими подручными материалами .

Ходили друг к другу в гости, угощались, приглашали гостей, развешивали сушки на деревьях, совершали поклонения березе, подвязывали на ветви цветные ленточки и монеты, танцевали традиционную Куриньку, Акань-акань, Ойка икв, а также танцы, изображавшие весеннее поведение. Считается, что именно танец пробуждает солнышко внутри души, выражая заботу о своих близких. Именно весной люди, как никогда, хотят делиться этим чувством. Кроме танцев ханты играли в игры и прыгали в нарты.

В настоящее время стали ставить стол на краю деревни, а на него - жертвенную пищу для ворон (горячую кашу и чай). У северных ханты мужчины в день праздника доставали из священных амбаров или нарт изображения духов-покровителей, приносили им дары, угощение, убивали оленя. На берёзы вешали свежие калачи, символизировавшие солнце, которые с весёлыми криками собирали и съедали дети. На Казыме к этому дню готовили оленье мясо и выставляли его воронам с просьбой: «Не троньте наших оленей и оленят». На Северной Сосьве и Ляпине ещё зимой заготавливали мясо оленёнка, убитого на охоте, для приготовления праздничного блюда для детей .

В. п. отмечался 7 апреля и под влиянием христианства слился с Благовещением. В представлениях обских угров ворона-покровительница ассоциируется с женским духом, а В. п. - с солнцем. Ворона считалась вестником жизни, покровительницей женщин и детей. Обские угры связывали ворону с прародительницей Калтащ (Сянь), помогающей при родах, или Торум эви, Небесной Девой Матерью, принимающей облик вороны. Есть предположение, что первоначально в празднике участвовали только девочки и старухи.

1.2 Изучение хантыйской легенды.

Земля рождается из глубины вод, принесенной со дна малой птицей в клюве: «Вначале земли не было, была только одна вода. Бог решил сотворить землю и человека, для чего приказал большой птице (гагаре) нырнуть в воду и достать оттуда земли. Но большая птица земли достать не могла. Тогда Бог послал малую птицу. Та глубоко нырнула в воду и пробыла там три дня. Когда она вынырнула на поверхность воды, из клюва у нее показалась кровь, а вместе с кровью там оказалась и жидкая земля. Земля эта стала быстро расти, а через непродолжительное время из нее образовался остров, на котором с такою же быстротой стали расти деревья. Когда остров стал большим, Бог создал первых людей - мужчину (пырысь) и женщину (эква). По одному из преданий, вестница весны в далекие времена носила светлый окрас, а потом провинилась, стала угольно-черной. Но несмотря на древние птичьи прегрешения, коренные северяне ворону почитают и ее прилета ждут с нетерпением.

Кулик - тоже священная птица. В одном из мифов о происхождении земли говориться, что кулик по приказу Кон-ики-пах («Господин-старик», одно из имен седьмого сына Торума) достал землю после наводнения. Зачин этого мифа таков: «Всех зверей ханты убивают, только кулика не убивают».Принесенная птицей земля стала постепенно разрастаться, и старик тундрового холма послал белоснежного ворона осмотреть ее. В первый день ворон облетел землю - за полчаса, во второй - за полдня, в третий - за целый день. При этом в последний день вернулся черным, так как съел умершего человека. Старик проклял его и ворон стал жить в лесу. По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки» .

1.3.Хантыйские приметы

Сказки нельзя было рассказывать весной, с того момента, когда прилетала первая ворона, летом и осенью, до тех пор, пока вороны не улетят на зимовку из тех мест, где живут манси. Существовало поверье: если кто-либо нарушит этот запрет, то голова его покроется паршой. Говорили: «Ворона нагадит ему на голову». Связанно это с растущей продолжительностью дня и весенними работами. Песни и загадки можно было слушать в течение всего года, Так как они не велики по объёму и не отнимают много времени. Короткие детские сказочки тоже можно было рассказывать круглый год. В этот день ханты не занимались промыслами и не выполняли домашней работы. Зато внимательно следили за поведением ворон: любые действия в этот день являлись приметами. Считалось, что если женщина в этот день вымоет пол какой-либо детской вещью, она навредит своему ребенку. Если вороны сядут в кучку, то на следующий день будет сильный ветер. Причем, он будет дуть в ту сторону, в какую эти птицы повернули головы. Если же они, птицы, просто сидят возле дерева, опять же в кучке, -это, значит, к несчастью.

1.4 Картина «Вороний день». Таныгин Ю.И.

«Вороний день» можно рассмотреть на примере картины Таныгина Юрия. Картина делится на 2 части. 1 часть –это природа. В этой части преобладают холодные оттенки, потому что это природа Севера. Во 2 части преобладают теплые оттенки. Здесь домашний уют и люлька. Эта картина имеет большой смысл, т.к.прилет вороны связан с рождением ребенка. Прилетев на пенек, ворона садится на теплые влажные стружки, тем самым будто приговаривая: «Пусть здесь родится много детей, долгоживущих и здоровых мальчиков и девочек». Автор связывает картину с личными переживаниями, которые связаны с рождением своего первенца т.е. меня. Картина «Вороний день» была написана папой в 2003 году, когда родилась я, и она участвовала на многих выставках.

Опрос респондентов

  1. Знаете ли вы хантыйский праздник «Вороний день» ?
  2. Когда проводится этот праздник?
  3. Какие особенности праздника «Вороний день»?
  4. Знаете ли легенды, связанные с вороной?

Заключение

Из изученного можно сделать вывод, что из всех опрошенных респондентов знают этот праздник 45%, особенности праздника и время проведения знают одинаковое количество опрошенных- 20% и к сожалению, легенду о вороне знают совсем немногие- 15 %. Т.е очень мало людей знают об этом празднике. Изучение данной темы дает возможность приобщиться к культуре, традициям и праздникам народа ханты, что ведет к толерантному отношению между людьми.



Рассказать друзьям