Во сколько месяцев девочки садятся и ползают. Достижения первого года: когда кроха начинает ползать? Возраст для ползания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

После того как ребенок научился самостоятельно держать голову и переворачиваться, он старается освоить новые навыки. Кто-то пытается встать на четвереньки для того, чтобы . Кто-то вначале учится садиться.

Учимся сидеть

С каждым месяцем мышцы спины, шеи и пресса становятся крепче, и постепенно у ребенка появляется желание поменять наскучившее горизонтальное положение тела. Как правило, это происходит в возрасте 5-7 месяцев. К возрасту 8 месяцев самостоятельно и уверенно сидеть могут уже 90% детей.

Как понять, что малыш готов к тому, чтобы сесть? Протяните ему руки. Если он, держась за ваши ладони, подтягивается вперед, напрягая мышцы пресса, это означает, что начало положено. Некоторые родители, чтобы ускорить процесс, начинают «присаживать» ребенка: сажают или на мягкую поверхность, придерживая руками. Делать это можно только после того, как малышу исполнится полгода.

Сидя в первый раз, ребенок будет падать, но постепенно научится опираться на руки, а к 7 месяцам – сидеть без опоры и даже поворачиваться, чтобы достать любимую игрушку. В один прекрасный день малыш наклонится вперед и попытается удержать равновесие, опираясь на обе руки, это будет сигналом того, что скоро ваш ребенок .

Учимся ползать

Каждый ребенок уникален, поэтому возможна ситуация, когда вначале он научится ползать, а не сидеть. После того, как он освоит перевороты и будет приподниматься на руках, чтобы видеть вас, наступит день, когда малыш встанет на колени и начнет отталкиваться.

Обычно дети в возрасте 6-7 месяцев. Кто-то вначале задом, кто-то на животе. Каждый выбирает наиболее удобный ему способ. Первые попытки всегда медленные и неуверенные. К 9-10 месяцам ребенок научится перекрестному ползанию, чередуя левую ногу и правую руку с правой ногой и левой рукой. К году он окончательно освоится и наберет приличную скорость движения.

Чем вы можете помочь малышу? Не держите его все время в манеже или кроватке, уже с 4 месяцев выкладывайте ребенка на пол или на диван, раскладывайте перед ним игрушки. Тогда у него появиться стимул – добраться до них. Усложняйте задачу по мере необходимости, подкладывая на пути ребенка преграды в виде подушек или одеял.

Все дети развиваются по-разному, не стоит переживать, если ребенок знакомых уже вовсю ползает, а ваш в этом же возрасте еще нет. Однако стоит забеспокоиться, если малыш не начнет передвигаться накануне своего первого дня рождения.

Жизнь молодых родителей полна ожиданий: первой улыбки, первого зубика, первого слова, первого шага. И нередко мамы стараются приложить все усилия для того, чтобы то или иное событие произошло как можно быстрее. Но стоит ли торопиться?

С каждым месяцем кроха развивается все активнее, приобретая важные умения и навыки. И гораздо правильнее будет помочь ему закрепить их и развить как можно лучше, а не постоянно стимулировать к «покорению новой вершины», не давая укрепиться на только что «покоренной».

Во сколько месяцев мальчики и девочки начинают ползать?

Все малыши разные и начинают ползать в разное время: мальчики обычно позже девочек. Как правило, все младенцы осваивают этот навык в 5-7 месяцев . Упитанные дети обычно чуть ленивее своих сверстников, они начинают ползать в 7-8 месяцев . Худенькие наоборот могут научиться ползать раньше.

Важность ползания

Один из самых важных этапов двигательного развития ребенка — ползание. Данный этап обязателен для каждого малыша, поскольку, как считают физиологи и неврологи, именно ползание является наиболее важным средством развития нервной системы крохи, а вовсе не первые шаги, как полагает множество мам.

Кроме того важность данного навыка обусловлена рядом факторов:

— необходимость освоения нижнего поля зрения;

— правильная координация действий верхней и нижней части туловища;

— попеременное включение обоих полушарий головного мозга;

— совершенствование зрительного восприятия;

— совершенствование тактильной чувствительности;

— формирование пространственных представлений о собственном теле;

— восприятие соотношения окружающей среды и тела;

— ориентация в пространстве;

— закладка предпосылок для освоения речи, грамматики, чтения, письма.

Пропуская важный этап ползания, ребенок лишается и важного этапа развития мозга: полного и всестороннего освоения пространственных связей и восприятия пространства в целом.

Что сначала, сидеть или ползти

Часто родители задаются этим вопросом. Какая последовательность развития навыков?

Что ребенок должен научиться делать сначала: сидеть или ползать. У всех малышей это происходит по разному.
Чаще сначала учатся на четвереньках стоять, раскачиваться, потом присаживаются, позже уже ползают.

Ползание: готовимся поэтапно

Ползание – довольно непростой процесс, к которому малыш должен хорошо подготовить все группы мышц и пройти несколько важных этапов:

1)Держим головку . Этот появляется в возрасте двух-трех месяцев, когда кроха приподнимает ее, лежа на животике. Данное умение можно считать отправной точкой для формирования вертикальной оси тела – метаморфозы, во время которой лежащий в кроватке малыш к своему первому Дню рождения станет уверенно стоять на ножках и ходить.

2)Опираемся на ручки . Данный навык возникает наряду с удерживанием головки: лежа на животике, малыш опирается на локотки, а к четырехмесячному возрасту – на раскрытые ладошки. Именно он необходим для удержания веса тела крохи на одной руке во время освоения поворотов, сидения и ползания.

3)Переворачиваемся . К возрасту пяти месяцев кроха уже активно вертится: вокруг себя, лежа на кроватке, со спины на животик и обратно. Наконец маленький человечек способен передвигаться в пространстве, желая завладеть яркой игрушкой.

4)Стоим на четвереньках и раскачиваемся . Кроха так стремится вперед! Опираясь на ладошки и коленки он старается двигаться быстрее, но из за «непослушных» мышц у него выходят лишь качательные движения на одном месте.

5)Ползем! Малыш скоординировал движения, подался вперед и упорно движется к новому и неизведанному. Мышцы получают необходимую нагрузку, правильно формируется скелет, нервная система активно развивается. Данный навык возникает у малышей в возрасте семи-девяти месяцев, но может установиться и в более позднем возрасте.

Учимся ползать вместе!

Для того чтобы малыш легко освоил навыки ползания, ближе к шестимесячному возрасту основным местом его нахождения должен стать пол.

Не манеж, кроватка или диван, а именно твердая поверхность станет отличным плацдармом для полноценной двигательной активности юного исследователя.

Но прежде, чем выпускать кроху в «свободное плавание», стоит провести ряд предупредительных мероприятий:

— вымойте и насухо вытрите поверхность;

— обследуйте ее: она должна быть не холодной, ровной, без выемок и заноз;

— если пол накрыт ковролином, убедитесь, что он не скользит;

— уберите все мелкие детали и опасные предметы с пола и поверхностей на уровне роста ребенка (шторы поднимите, провода спрячьте, цветы унесите в другую комнату, розетки обезопасьте заглушками, острые углы – специальными силиконовыми насадками, ящички и дверцы перевяжите веревками).
После того, как пространство стало безопасным, разложите на полу разнообразные яркие игрушки и пустите кроху в захватывающее путешествие!

А еще лучше учить ребенка на собственном примере – пристройтесь рядом и покажите ему простой способ передвижения.

А если не ползет?

В основном все детки, рано или поздно, начинают передвигаться ползком. Но есть и такие маленькие «лентяюшки», которые предпочитают спокойно ждать, пока им принесут желаемую игрушку, а не добираться до нее самим. Что же делать тогда?

Если младенец не хочет (или не может) поползти, попробуйте ему помочь:

— положите ребенка на животик на пол;

— перед ним (на таком расстоянии чтобы мог едва дотянуться) поставьте новую яркую игрушку;

— подставьте ладонь под ножки так, чтобы он мог оттолкнуться от нее;

— слегка подтолкните кроху вперед.

Разговаривайте с ним, подбадривайте, побуждайте взять игрушку, рассказывая о том, какая она красивая, интересная и т.д.

Существуют и упражнения , которые помогают малышу освоить движения, необходимые для ползания:

Уложив кроху на животик, подвесьте яркую погремушку чуть выше его головки: это заставит малыша напрячь верх туловища и оторвать одну ручку от поверхности;

Сделайте валик из небольшого одеяла и положите крохе под грудь (головка и ручки свисают, ножки и животик на диване). Разложите перед ним погремушки: малыш будет брать их обеими ручками, вертеть головкой, что станет отличной тренировкой вестибулярного аппарата;

Для того чтобы помочь ребенку встать на четвереньки, скатайте небольшую подушечку и положите ее под грудку и животик крохи так, чтобы ручки и ножки спадали с обеих сторон;

Положите на пол высокий матрас поместите кроху так, чтобы его грудка и ручки были на матрасе, а ножки – на коленках на полу. Затем потихоньку двигайте матрас к себе с противоположной стороны: это поможет крохе научиться передвигаться на коленках.

Когда обращаться к врачу?

Важно помнить, что для предупреждения неприятных последствий и корректировки возможных нарушений в развитии ребенка следует вовремя обратиться к специалисту.

Поводом записаться на прием могут стать случаи, когда:

— к девяти месяцам кроха не предпринял попыток поползти;

— не передвигается вперед, не поднимается на ручках;

— после десяти месяцев ребенок ползает только лишь на животе, поднимаясь только на одну ручку или не поднимаясь вообще.

В таких случаях консультация педиатра, невролога и ортопеда поможет решить проблему и позволит вашему малышу всесторонне и полноценно развиваться дальше день за днем.

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков

Каждый новый навык малыша играет большую роль для его будущей взрослой жизни. Одним из самых важных моментов считается период, когда ребенок начинает ползать. Именно это действие готовит его к прямохождению. Существуют определенные этапы, своевременное преодоление которых необходимо для правильного развития опорно-двигательной системы и головного мозга человека.

Когда ребенок видит вокруг себя интересные предметы, он старается до них дотянуться, тем самым укрепляя необходимую мускулатуру

Родители иногда торопят своих детей и очень радуются, если ребенок рано перевернулся, сел, пополз, пошел. Это не всегда правильно. Природа все рассчитала, и иногда стоит ей довериться в развитии неокрепшего организма. Если малыш рано начал ходить и практически не ползал, это грозит очень неприятными последствиями:

  • Быстрый переход к прямохождению сказывается на позвоночнике. Когда младенец начинает ползать, происходит укрепление мышц спины, которые в будущем возьмут на себя нелегкую функцию по поддержанию позвоночного столба. Если этот период пропустить, нагрузка может оказаться слишком сильной, что может привести к развитию ряда патологий;
  • Ползание подразумевает сложную работу головного мозга, т.к. нужен контроль за чередованием рук и ног. Если у малыша не будет возможности этому научиться, в будущем гарантированы проблемы с координацией и мышлением.

Конкретный возраст, когда карапуз должен поползти, назвать сложно. Все зависит от того, как он справлялся с обязательной программой упражнений до этого. Когда ребенок видит вокруг себя интересные предметы, он старается до них дотянуться, тем самым укрепляя необходимую мускулатуру. Если малыш рано перевернулся и отличается активностью и любознательностью, поползти он может в 5-6 месяцев. Более пухлые и ленивые карапузы, которым не нужно стараться что-то достать, могут подождать и до 8 месяцев. Правда, в это время педиатры уже разрешают помочь малышу и рекомендуют массаж для укрепления мышц или специальные упражнения.

Ползание на животе — один из этапов физического развития малыша, который готовит его к более активному передвижению

Существует три основных этапа, которые проходит ребенок, прежде чем можно сказать, что он научился ползать:

  1. Ползание на животе . Самый легкий вид передвижения, который требует минимальных затрат сил и энергии. Не важно, в какую сторону начинает ползти младенец: назад, вбок или вперед. Главное, что он уже чувствует себя комфортно, находясь на животе, и готов к новым свершениям;
  2. Второй этап может быть представлен несколькими вариантами . Ребенок выставляет руки вперед, а к ним подтягивает ноги, это даже может быть похоже на прыжок. Или малыш встает на четвереньки, выкидывает вперед руки, а ноги подтягивает по одной. Это уже смелые попытки, но еще не полноценное ползание;
  3. Заключительный этап – перекрестное ползание . Руки и ноги чередуются в четком порядке, малыш пытается ползать все время, т. к. понимает, что это самый быстрый и удобный способ получить желаемое, мышцы быстро укрепляются, а скорость передвижения увеличивается.

Легкий массаж мамиными руками может творить чудеса — вы удивитесь, как после этого окрепнет мускулатура вашего карапуза

Даже если развитие младенца идет по плану, упражнения на укрепление мышц никогда не повредят. Когда перевороты пройдены, подъем на предплечьях освоен, можно приступать к гимнастике, разработанной, чтобы помочь малышу начать ползать.

  • Упражнения с использованием фитбола . Малыш кладется животом на мяч, головой от поддерживающего, и фиксируется в районе подмышек. Мяч необходимо плавно покачивать вперед и назад, что будет вынуждать спинку малыша прогибаться в нужных местах, тем самым укрепляя мышцы.
  • Гимнастика для укрепления мышц рук . Ребенок укладывается на спину и обхватывает руками большие пальцы мамы. Мама начинает поднимать и опускать руки малыша, разводить их в стороны. Можно даже поднимать карапуза за руки до образования острого угла между поверхностью и спинкой.
  • «Лягушка» . Если ребенок начинает спокойно лежать на животе и держаться на руках, можно брать его за ноги и плавно сгибать в позу «лягушки», плавно возвращая в исходное состояние. Если малыш не капризничает, это верный признак того, что он уже почти готов ползать.

Помимо упражнений можно делать укрепляющий массаж. Специальную оздоровительную или лечебную программу может выполнять только медицинский работник. А вот общеукрепляющей технике может научиться каждый. Перед проведением манипуляций необходимо проконсультироваться с врачом. И если нет противопоказаний, то ежедневно можно по 5-10 минут совершать легкие поглаживания и похлопывания спинки и конечностей.

Важно помнить, что если малыш отличается активностью, но не научился ползать в 7-8 месяцев, это не патология – не нужно поддаваться панике. Возможно, он просто пока не хочет куда-то ползти или не уверен в своих силах. Прежде, чем предпринимать какие-то шаги, нужно высказать свои опасения опытному специалисту и следовать строго его указаниям.

Освоившему навык ползания малышу мир открывается совершенно с иной стороны. Научившись передвигаться, ребенок становится более самостоятельным, поэтому все родители с нетерпением ждут, когда же их малыш будет ползать.

Бывает, что детки пропускают ползание, и сразу начинают ходить. Но все же передвижения ползком очень важны для укрепления мышц и позвоночника малыша, а также для развития координации, так необходимых для нормального прямохождения. Поэтому родителям важно постараться помочь крохе научиться ползать перед тем, как он начнет ходить.

Когда младенец должен научиться ползать, и как помочь ему освоить этот важный для развития и укрепления мышц навык?

Когда дети начинают ползать?

Когда грудничок начинает совершать перевороты, он открывает для себя мир в новом увлекательном ракурсе. Научившись удерживаться в положении на животе на локтях, он начинает тянуться к предметам, лежащим рядом с ним, и даже делает попытки ползать.

Зачатки данного двигательного навыка вы можете заметить у малыша после рождения. Если вы уложите грудничка на животик, а под его пяточки подставите свою ладонь и слегка надавите на них, — новорожденный рефлекторно начнет отталкиваться. Неосознанность этих движений в возрасте 3-4 месяцев перерастает в управляемые навыки.

Начало освоения навыка ползания в среднем у детей происходит с 5 месяцев, а завершается примерно к девятимесячному возрасту. Оно напрямую зависит от того, когда грудничок стал переворачиваться, уверенно удерживать головку и подтягиваться, пытаясь садиться. Нет точного срока, во сколько малыш должен освоить навыки: они нарабатываются по мере укрепления его мышц, и порядок овладевания определенными умениями заложен природой. Лишь изредка дети могут пропустить какой-то этап, например, пренебречь ползанием и сразу начать ходить.

  • крупные или спокойные дети могут немного запаздывать в освоении двигательных навыков;
  • для стимулирования развития после консультации с педиатром и неврологом можете провести курс массажа для укрепления задействованных в ползании мышц, после этих процедур вы быстро сможете научить малыша необходимому навыку;
  • мальчик не обязательно будет развиваться медленней, чем девочка, темпы освоения навыков не зависят от пола.

Этапы освоения навыка

Освоение навыка ползания проходит в несколько этапов. Их очередность запрограммирована природой, поскольку каждая из ступеней умения предполагает определенную укрепленность мышц. Некоторые дети могут «перескакивать» один из начальных этапов, если их мускулатура была достаточно подготовлена, или сначала осваивать сидение, а затем «возвращаться» к ползанию.

  1. Ползание на животе — самый первый этап освоения навыка, который отмечается у детей в среднем в 5-6 месяцев. Ребенок, лежа на животе, стремится переместиться или дотянуться до какого-то объекта, вытягивает вперед ручки и словно подтягивается на них, при этом происходит движение вперед или в сторону. Иногда малыши уползают назад, когда вместо подтягивания начинают отталкиваться.
  2. С вашей помощью или самостоятельно примерно в 6 месяцев ребенок понимает, что удобней будет ползти, если чуть приподнять корпус. Малыш начнет опираться на локти и передвигаться по-пластунски, помогая себе ножками.
  3. В 7-8 месяцев наступает момент, когда ребенок начинает подтягивать к себе ножки и пытаться ползти, опираясь на ладони. Такие передвижения выглядят неловкими, малыш перемещается рывками, словно лягушка, но все же это большой прорыв. Во время подобных упражнений в его организме происходит тяжелая работа: мозг, основываясь на показаниях вестибулярного аппарата и зрительных органов пытается скоординировать работу конечностей и корпуса.
  4. Ребенок пробует перемещаться на четвереньках. Движения все еще остаются неловкими, малыша то и дело покачивает в стороны. Младенец иногда путается в порядке выставления вперед рук и подтягивании ножек, поэтому он часто ползет на четвереньках совсем не туда, куда нацелился или заваливается на бок.
  5. Постепенно ребенок осваивает правильный порядок выдвижения конечностей, удобный и динамичный — перекрестное ползание на четвереньках. Оно названо так из-за того, что для быстрого и оптимального перемещения дети одновременно выставляют вперед руки и ноги, расположенные по диагонали. Например, при перекрестном ползании на четвереньках ребенок выставляет вперед сначала пару «левая рука/правая нога», а затем «правая рука/левая нога». При таком порядке нагрузка на позвоночник грудничка равномерно распределена, и малышу не нужно балансировать.

Иногда малыши изобретают собственные варианты ползания, например, ваш мальчик может передвигаться, лежа на спине или сидя на попе, и отталкиваясь от поверхности ножками. Некоторые груднички перемещаются преимущественно вбок. Дети так делают, потому что им удобно и это пока единственный и доступный для них способ добраться до цели. Ваша задача — мягко научить малыша иным вариантам передвижения, чтобы ребенок начал ползать, как это положено.

Когда ребенок будет активно осваивать навык ползания, вы можете заметить, что он делает это и во сне. Во время отдыха у детей происходит обработка и «запись» информации, они словно заново переживают все, что случилось за время бодрствования, а мышцы могут повторять движения, которым вам удалось научить дитя. Поэтому, укладывая младенца спать, максимально обезопасьте пространство вокруг него, чтобы он не ударился о прутья кроватки или не упал с родительской постели

.

Как помочь крохе освоить навык?

Конечно, ребенок может и сам разобраться, как ему правильно двигаться. Но чтобы он освоил двигательный навык побыстрей, вы можете делать с младенцем определенные упражнения, направленные на укрепление задействованных при ползании мышц, тренировку координации и вестибулярного аппарата. Укрепив все необходимые мускулы, вы сможете быстрей научить дитя навыку.

Приступать к упражнениям, которые помогут младенцу скорей освоить ползание, вы можете как только ребенок научится переворачиваться и станет уверенно подниматься на предплечьях в положении на животе. Заниматься с грудничком нужно ежедневно, в спокойной обстановке и столько, сколько малыш выдержит.

Занятия на фитболе эффективно развивают мускулатуру спины, и готовят малыша не только к ползанию, но и к прямохождению. Укладывайте младенца животиком на поверхность мяча и, слегка придерживая дитя, покачивайте фитбол из стороны в сторону. Ребенок будет выгибать спинку, при этом будут тренироваться важные мышцы т.н. корсета. Делайте такие упражнения как можно дольше — сколько выдержит малыш без капризов.

Кроме мышц спины, чтобы научить дитя ползать, важно укреплять мускулатуру рук. Положите младенца на спинку, вложите ему в ладошки свои указательные или большие пальцы, и слегка потяните кроху на себя, побуждая его приподниматься. При таком упражнении разрабатываются мышцы рук, укрепляется пресс и спинка дитя.

Поскольку все двигательные навыки связаны друг с другом, чтобы ребенок быстрей начал ползать, вам нужно в возрасте 5-6 месяцев до конца освоить технику переворотов. Лежащего на спинке младенца прихватите за левую ручку и убирая правую ножку под левую, мягко потяните вправо, побуждая его перевернуться на живот. Повторите упражнение через другой бок. Ребенок вскоре поймет, как именно следует двигать конечностями, и сможет менять положение тела самостоятельно.

Упражнение «лягушка» призвано тренировать ножки малыша. Оно основывается на врожденном рефлексе, описанном в начале статьи. Уложите грудничка на животик, сведите вместе его ступни и подложите под них свою ладонь. Слегка надавив своей рукой на ножки младенца, вы запустите рефлекс, и ребенок оттолкнется от препятствия, продвинувшись вперед. Важно с первых месяцев тренировать малыша, чтобы впоследствии неосознанные движения переросли в двигательный навык

.

Для развития ручек будет полезной ходьба на руках, она поможет вам быстрей научить кроху ползать. Положите малыша животиком на свою руку, а другой придерживайте младенца за спинку. Наклоните грудничка над столом таким образом, чтобы он касался ручками твердой поверхности стола и побуждайте его в игровой форме опираться на них и словно переступать. Данное упражнение также эффективно тренирует вестибулярный аппарат и готовит организм к перемещению ползком и хождению.

У малыша, который уже умеет в положении лежа уверенно держаться на руках, можно разработать мышцы верхних конечностей, живота и спинки, удерживая яркие объекты выше уровня глаз ребенка и побуждая его взять предмет рукой. Укрепив обе ручки, вы быстро сможете научить малыша передвигаться на четвереньках.

Чтобы ребенок быстрей научился ползать, вы должны предоставить ему свободу действий. Ведь у малыша не выйдет освоить необходимые навыки, когда он постоянно находится в коляске, кроватке или слинге. Уложите кроху на просторный развивающий коврик или постелите на пол толстое одеяло и позволяйте грудничку двигаться, как ему захочется, время от времени направляя его физическую деятельность в нужное русло.



Рассказать друзьям