Воспитание как элемент культуры. Воспитание человека культуры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

21 педагогических проблем). Гуманистическая позиция признает ребёнка главной ценностью, признает его права, его способности и его права на саморазвитие, признает субъект-субъектные отношения. Поэтому в свете идей гуманизации воспитание является целенаправленным процессом развития человека, который осваивает культуру в определенных социально- экономических условиях. Поэтому ребёнок выступает как объект и субъект культуры. Воспитание в своем широком смысле охватывает не только прикладную часть воспитания, но и связано с обучением, которое дает знания о ценностях мира, ведет к возникновению личностного субъективного смысла деятельности ребёнка. Поэтому здесь говорят о "воспитывающем обучении" и "обучающем воспитании", так как источники воспитания находятся в окружающем мире и в самом человеке. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ: - воспитание детерминировано культурой общества; - воспитание и обучение - это два взаимосвязанных, взаимопроникающих, взаимозависимых процессов с главенствующей ролью воспитания; - эффективность воспитания зависит от активности самого человека, от того насколько он включен в самовоспитание; - эффективность и результативность воспитание зависят от гармоничных связей всех его структурных элементов: целей, содержание, методов, форм, средств ребёнка и самого педагога. 2. Сущность гуманистического воспитания. Воспитание- это элемент культуры, имеет все признаки национальной культуры, поэтому культура общества является первым источником воспитания. Вторым источник воспитания выступает культура каждой отдельной личности. Третий источник - это способность человека к саморазвитию. Возможности развития человека заложены природой. Развитие психики человека происходит на основе физиологического развития (если мозг не развивается, то и мышление стоит на месте), средством развития и условиями являются социальные отношения в обществе (стихийный фактор) и целенаправленные воздействия (воспитание), которые либо ускоряют, либо замедляют развитие личности в течение всей жизни. Саморазвитие человека зависти от его потребностей и мотивации, поэтому воспитание должно обеспечивать положительные мотивы в преодолении нарастающих трудностей. Положительная « Я - концепция личности», положительная мотивация, самооценка - все это является основой целенаправленного самовоспитания. В процессе воспитания человек овладевает культурой общества, её духовными ценностями. Внешняя социальная деятельность переходит во внутреннюю структуру личности, этот процесс называется интериоризацией. 22 Противоположный процесс перехода внутренней психической деятельности во внешнее поведение человека, называется экстериоризацией. Эти два процесса образуют познавательную деятельность человека. Поэтому ребенок не только усваивает культуру, но и обогащает её. Воспитание творит культуру личности. В детском возрасте формируется базовая культура личности, которые включают в себя элементы тех отношений, в которые вступает человек в процессе жизни. Эта культура знаний, способов деятельности, чувств, ценностей и идеалов, творческих действий и т.д. Состав культуры. Базовая культура личности создается под действием различных видов воспитания: - нравственного воспитания; - эстетического; - умственного; - физического; - трудового. Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Образованность человека является неотъемлемой частью его базовой культуры, а система педагогических знаний, технологий, воззрений, традиций образует педагогическую культуру нации. Ядром культуры личности является её духовность. Это духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием, где отражаются нравственные и общечеловеческие ценности. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе - связана с созданием условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребёнка; это задача всего педагогического коллектива, которая зависит от педагогического мышления учителя, его овладения гуманистическими методиками и технологиями учебно- воспитательного процесса, которые должны вовлекать детей в процессы саморазвития, самовоспитания и самореализации. Требования к уровню развития духовно-нравственной, познавательной, коммуникативной, эстетической, трудовой, физической сторон культуры личности младшего школьника, представлены в таблице: 23 Базовыми компонентами воспитания являются (по Е.В. Бондаревской): 1) Воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания; гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважения; самодисциплина, честность, ориентирование в духовных ценностях жизни; самостоятельность в принятии решения и ответственность; свободный выбор содержания жизнедеятельности); 2) Воспитание гуманной личности (милосердие, доброта; способность к состраданию, сопереживанию, альтруизм; терпимость, доброжелательность, скромность, готовность оказывать помощь близким и дальним; стремление к миру, добрососедству, понимание ценности человеческой жизни); 3) Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, поиске смысла жизни; автономия внутреннего мира, целостность); 4) Воспитание творческой личности (развитые способности; потребность в преобразующей деятельности; знания, умения, навыки, развитый интеллект; интуиция; жизнетворчество); 24 5) Воспитание практичной личности (знание основ экономики; трудолюбие, хозяйственность; компьютерная грамотность; владение языками мира; знание народных, религиозных обычаев; здоровый образ жизни, физическая закалка; эстетический вкус, хорошие минеры; обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи). ЛЕКЦИЯ № 7. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК СИСТЕМА. ПЛАН: 1. Воспитательный процесс, цель и сущность. 2. Структурные элементы воспитания. 3. Воспитательная технология. 1. Воспитательный процесс, цель и сущность. Объектом в педагогической науке является воспитание как реальная действительность. Воспитание осуществляется в рамках педагогической системы. Педагогическая система - это теоретическая модель воспитания с элементами: 1. цель; 2. содержание; 3. формы, методы, средства; 4. воспитанник; 5. воспитатель. В педагогической системе объектами научного исследования выступают: 1. Образовательная система страны, региона, области, деятельность любого учебно-воспитательного учреждения. 2. Отдельные формы обучения и воспитания, деятельность любого учителя или ученика. ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - она дается обществом и государством. В этой цели представлено наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ - это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению их в индивидуальный мир личности; содержание воспитания - это культура общества, которая становиться культурой личности: - внутренней (духовной); - внешней (культура общения, поведения, внешнего вида); - способностями человека, его самоопределением, саморазвитием и самореализации). 25 ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ – это внешнее выражение процесса воспитания. По количеству охватываемых процессом воспитания людей формы воспитания делятся на: - массовые формы; - кружковая – групповая (коллективная); - индивидуальная. СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ – это, то с помощью чего осуществляется воспитание, то есть полный набор явлений и объектов окружающего мира (для достижения духовной и материальной культуры своего народа и народов мира). Средствами воспитания выступают различные виды деятельности (игра, учеба, труд, общение), а также ведущий тип деятельности в каждом возрастном этапе, различные артефакты (технические средства обучения, инвентарь, книги и так далее). В нашей гуманистической педагогике главным принципом является любовь и уважение к ребёнку как к активному субъекту воспитания и развития. В багаже воспитания имеется большое разнообразие методов воспитания, то есть содержание воспитания состоит из методов воспитания. МЕТОД - путь, средство достижения цели. Каждый метод состоит из приемов. В каждом учебнике дается своя классификация принципов, методов, средств и форм воспитания. Н.И. Болдырев и Н.К. Гончаров выделяют 3 группы методов воспитания: - методы убеждений; - методы упражнений; - методы поощрения и наказания. В.М. Коротов и Б.Т. Лихачев выделил 3 группы методов воспитания: - организация деятельности коллектива; - методы убеждения; - методы стимулирования. Т.А. Ильина, В.П. Огородников называют 3 группы методов воспитания: - методы убеждения (разъяснения, убеждения, требования, дискуссии); - методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование); - методы стимулирования поведения (оценка, похвала, поощрение, наказание). Г.И. Щукина также выделяет 3 группы методов воспитания: - методы воздействия на сознание, чувства и волю (беседа, пример, убеждения); - методы организации опыта общественного поведения (требования, упражнения, общественное мнение, приучение, поручение, создание воспитательной ситуации); - методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка и наказание). 26 В.А. Сластенин выделил 4 группы методов воспитания: - методы формирования сознания личности; - методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения; - методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения; - методы контроля, самоконтроля, самооценки. Новое время вызвало к жизни новые методы воспитания: - мозговой штурм; - импровизация; - открытый диалог; - коллективная оценка и самооценка; - анализ, самоанализ и так далее. 2. Структурные элементы воспитания. ВОСПИТАНИЕ - это целенаправленный процесс развития личности, представляет собой систему взаимосвязанных элементов, на выбор которых влияет личность воспитанников. Именно ребёнок является первопричиной определения целей, содержания, форм, методов и средств воспитания. При этом воспитание может иметь самые различные результаты (например, два близнеца в семье). Ребёнок может также выпасть из процесса воспитания. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - это целостный учебно- воспитательный процесс, который характеризуется совместной деятельностью учителя и учащихся при помощи содержания воспитания и методов его освоения. В этом процессе должны быть установлены субъект- субъектные отношения на основе педагогики сотрудничества. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса, где создаются условия для самореализации педагогов и воспитанников. В гуманистической педагогике существуют ориентация школьников на самовоспитания, самообразование, саморазвитие, самореализацию. В основе этой цели лежит личностно-ориентированное образование. Здесь воспитанник признается полноправным партнером в условиях педагогики сотрудничества. Данный подход реализуется гуманистической педагогикой. Гуманизация учебно-воспитательного процесса в школе требует следующих условий: - безоговорочное принятие ребенка; - устойчиво положительное отношение к нему; - проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом ребенке; - осознание и признание права личности быть не похожим на других; - предоставлять право на свободу выбора; -оценка не личности ребёнка, а его поступков; - владение способности чувствовать каждого ребёнка (эмпатия); - смотреть на проблему глазами конкретного ребёнка и с его позиций; 27 - учитывать индивидуальные психические и личностные особенности ребёнка (тип нервной деятельности, темперамент, мышление, направленность и др.). Мастерство педагога состоит в том, чтобы грамотно анализировать любую педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учётом главной цели воспитания. При этом педагог должен владеть технологией воспитательного процесса (технология воспитания включает в себя последовательность методов, средств, форм, организации воспитания). 2. Воспитательная технология. Педагогическая технология – это система действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса. Принято выделять технологии обучения и технологии воспитания. Впервые идею технологизации воспитания выдвинул А.С. Макаренко. Он был противником стихийности воспитания и предложил «технику создания нового человека». Воспитательная технология - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Иными словами, воспитательная технология описывает систему методов и приемов, направленных на решение типовых педагогических задач (технология коллективного планирования, технология педагогической диагностики, технология установления контакта со школьниками и проч.). Для создания и реализации воспитательной технологии может использоваться обобщенная схема алгоритма функционирования. Она охватывает несколько этапов воспитания: ориентировки (формирования представления о воспитательных целях); исполнения (реализации методов, приемов и средств воспитания в предусмотренной последовательности), контроля и корректировки. В каждой воспитательной технологии также используется алгоритм управления, который представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции ее функционирования для достижения поставленной цели. Для достижения каждой из обозначенных целей воспитания применяется строго определенный алгоритм управления воспитательной деятельностью педагогов. Это позволяет не только оценивать успешность процесса воспитания, но и заранее проектировать процессы с заданной эффективностью. Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт. Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека. В этих целях 28 на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений. В настоящее время выделяют следующие технологии воспитания: технологию организации коллективных творческих дел (КТД), игровую технологию (организация длительных педагогических игр); технологию групповых форм работы (философические, психологические, этические занятия, разработанные Н.Е. Щурковой), суггестотехнологию. Технологии воспитания классифицируют: 1. По философской основе: - материалистические; - прагматические; - гуманистические; - антропософские. 2. По научной концепции: - поведенческие; - деятельностные; - интериоризаторские, - нейролингвистического программирования. 3. По категории объекта: - индивидуальные; - групповые; - коллективные; - массовые. Признаки воспитательных технологий: технология разрабатывается на конкретный педагогический замысел и в основе ее лежит определенная методологическая позиция автора; технологическая цепочка педагогических действий, операций, коммуникаций выстраивается в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата; технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципа индивидуализации и дифференциации, диалогического общения; элементы педагогической технологии должны гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками; органической частью педагогических технологий являются диагностические процедуры. 29 Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты: Диагностирование, Целеполагание, Проектирование, Конструирование, Организационно – деятельностный компонент, Контрольно – управленческий компонент. ЛЕКЦИЯ 8. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ. ПЛАН: 1. Понятие о коллективе. 2. Структура детского коллектива. 3. Стадии развития коллектива. 4. Принципы развития коллектива. 5. Развитие личности в коллективе. 6. Методика воспитательной работы. 1. Понятие о коллективе. Коллектив - это организационная форма объединения людей на основе определенной общественно значимой деятельности, является сложным социальным образованием, живым социальным организмом. Признаки коллектива (по А.С.Макаренко): а) совместная устремленность к социально значимым целям деятельности; б) совместная деятельность членов коллектива; в) отношения взаимной ответственности между членами коллектива; г) организация органов самоуправления; д) коллектив - часть общества, связан с другими коллективами. 30 В коллективе должен быть руководитель, должны быть определенные обязанности у каждого члена коллектива. Главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений, а также ответственная зависимость между людьми. В коллективе устанавливаются различные отношения: - деловые, официальные (контроль, взаимная ответственность, взаимозависимость); - неофициальные (заинтересованность, внимание); - межличностные (любовь, симпатия, интерес, неприязнь). 2. Структура детского коллектива. Существует формальная и неформальная структуры коллектива. Формальная структура составляет первичные коллективы (классы) с общими интересами и совместной деятельностью. Любой школьник может являться одновременно членом разных коллективов. Неформальная структура объединений создается по интересам на основе общения, дружбы и т.д. Таких неформальных объединений в коллективе может быть несколько, и их положение там различно (одна группа может быть лидером в определенном виде деятельности, другая - в другом). Эти группы не устойчивы по своему составу, могут распадаться: отдельные члены коллектива могут выходить или включаться в любую понравившуюся группу, также быть членом нескольких микрогрупп. В начальных классах встречаются дети, которые не входят ни в одну из микрогрупп. Учителю необходимо выявить причины отторжения ребенка от детей и помочь ему включиться в одну из микрогрупп. 3. Стадии развития коллектива. Динамика развития ученического коллектива (этапы) по А.С.Макаренко Коллектив формируется через ряд этапов, или стадий (А.С. Макаренко). Весь этот процесс зависит от степени участия учителя в предъявлении

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я уверенна, что каждый из вас хотя бы раз в своей педагогической деятельности говорил: «Цель: Воспитание культурного человека или всесторонне развитой личности». Действительно, это наша главная цель.

Тема моей работы звучит просто: «Воспитание культурного человека в системе дополнительного образования». Но она достаточно серьезна, особенно в условиях современного общества.

Сегодня, несмотря на повышение общего уровня образования с одной стороны, наблюдается явная деградация в молодежной среде с другой стороны. Молодежь утрачивает общечеловеческие ценности, смещает нормы, приоритеты. Кризисные и критические ситуации, возникающие в разных сферах нашего общества, требуют от подрастающего поколения определенных знаний, способов деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в данном обществе в данный период истории, сохранив при этом физическое, психическое и социальное здоровье для эффективной социализации. Где же и как получить эти знания? Наши воспитанники постоянно оказываются перед выбором: какие ценности, какие идеалы принять? Наш долг – помочь сделать правильный выбор.

Зная, что будущее человечества в первую очередь зависит от молодого поколения, необходимо большое внимание уделять культурному воспитанию. Именно системе дополнительного образования отводится большая роль в социализации детей и подростков, где создается специальная полноценная культурная среда, направленная на устойчивый процесс коммуникации, развитие культуры общения, на формирование мотивации ребенка к познанию и творчеству, и подкрепляется возможностями создания ситуации успеха.

Культурный человек – явление достаточно редкое на сегодняшний день. А все дело в том, что понятие «культурный человек» включает в себя множество требований. Культура – это не врожденный инстинкт, а приобретённые знания и умения, доведённые до определённого мастерства, нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения.

Вот как об этом пишет Михаил Зощенко: «Подлинно культурный человек - это не только образованный человек. Культура - это не только образование. Это сложная сумма поведения, это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того, кто не руководит своими инстинктами, - его нельзя назвать культурным человеком».

Давайте рассмотрим, какого человека можно назвать культурным.

В первую очередь того, который вежлив и обладает хорошими манерами. Этикет, основы поведения, – это именно то, что делает человека культурным. Эти качества приобретаются с возрастом, этому учат нас родители, детский сад, школа. На самом деле, этикет базируется не на пустых ничего не значащих правилах, а на фундаментальной основе жизни в обществе. Умение хорошо себя вести может совершенствовать в себе каждый современный культурный человек.

Давайте остановимся на основных качествах культурного человека:

  1. Внешние признаки.

Встречают человека, как говориться, по одежке. Первое впечатление почти всегда верное, поэтому культурный человек всегда отличается презентабельным внешним видом, одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе.

  1. Черты характера.

Основными чертами характера и свойств личности являются ответственность, доброта, вежливость, искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе, отсутствии хамства, уважение к другим, сочувствие и сострадание, готовность помочь.

Приобщение к сценической культуре развивает в ребёнке ответственность за общий результат, собранность, силу воли, дисциплинированность и организованность. Гораздо сложнее научить детей сочувствию и состраданию. В этом нам очень помогают выездные концерты в дома-интернаты для ветеранов войны и труда, в реабилитационный центр, выступления на Рождественской елке, где наши воспитанники дарят приготовленные подарки детям – инвалидам.

  1. Саморазвитие.

Это не менее важный признак, по которому определяется культурный уровень человека. Эрудированность и образованность, цивилизованность и общие знания о мире, умение ценить прекрасное, умение созидать, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию.

Для того чтобы развить эти качества, наши воспитанники постоянно принимают участие в НПК, различных творческих конкурсах. Они учатся думать, планировать, проводить исследовательскую работу. Такая исследовательская работа была проведена к 70-летию Победы, где каждый ребенок изучал историю своей семьи.

Самосовершенствованию способствует весь репертуар произведений, которые мы изучаем: это и народные песни, и классическая музыка русских и зарубежных композиторов, и произведения советских и современных авторов. На сцене дети не просто исполняют произведение, а вживаются в образ и передают его зрителям.

  1. Сотрудничество с людьми.

Под этим подразумевается умение сотрудничать, работать в коллективе, трудиться на общий результат, готовность помогать и учить, делиться своими накопленными знаниями и умениями.

Умение ладить, дружить со своими сверстниками проверяется на прочность в творческих лагерях при ЦТ «Росток» и в оздоровительном лагере «Березка». Насыщенная творческая программа требует от детей сообразительности, умения работать вместе, готовности помогать друг другу.

  1. Преданность родной стране и ее культуре. Это еще один немаловажный признак культурного человека. Ведь не может называться культурным тот человек, который ничего не знает про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции. Это качество зависит от образованности и от воспитания, от родителей и общества, в котором растет человек. Однако его стремление к новым знаниям может самостоятельно воспитать из него личность.

В нашем ЦТ разнообразные формы своей деятельности, такие как хоровое и вокальное пение, хореография, фольклор, оркестр народных инструментов и различные виды прикладного творчества способствуют приобщению детей к традициям народной культуры , воспитывая любовь к малой Родине и осознанию своих корней, гордость и уважение к своей национальности. Разучивая народные песни или танцы, вышивая узор, мы способствуем сохранению национальной культуры, традиций и обычаев народов, населяющих Россию.

На основе народной культуры развивается патриотизм. Патриотическое воспитание – это составная часть общей культуры ребёнка, развивающее уважение к своему Отечеству и народу, любовь ко всему живому в мире, определение места человека в этом мире, его ответственность за судьбу мира.

К 70-летию Победы воспитанниками хора «Туслах» была проделана серьёзная исследовательская работа: не просто найти портрет своих родственников, участников войны, а узнать их судьбу. Было выучено много произведений про войну. Ребята выступили на многих концертах, выпустили газету «Помним и гордимся». Результатом стало осознание своей причастности к судьбе России, ее историческому прошлому, настоящему и будущему, воспитание чувства национальной гордости. Поэтому идея патриотизма сегодня рассматривается как один из способов возрождения России.

Культура - это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества. Она включает многие стороны человеческой деятельности и бытия. И она не может существовать без знания истоков и истории предков.

Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране, к ее истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре», отмечает академик Д.С.Лихачёв.

Наша задача – создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства


Любовь Звягина
Статья: «Воспитание культуры поведения дошкольника»

«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми» А. С. Макаренко С возрастом мы чаще и чаще вспоминаем эти слова.

Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но не всегда они задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры - мимика, жесты, движения? Случается, что взрослые люди не всегда выглядят воспитанными , т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения , поэтому вопрос нравственного воспитания является одним из важных в воспитании ребёнка . Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость. Быть культурным , воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

Эти вопросы обсуждались в нашем детском саду в ходе круглого стола «Воспитание культуры поведения дошкольника » . Мы поговорим о том, как преодолеть проблемы, связанные с воспитанием ребёнка . В беседе приняли участие не только родители, но и гости – настоятель Покровского храма Отец Сергий, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 с. Каликина - Зоя Викторовна Трунова. Мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно, и к сожалению, иногда не придаём им должного значения. Хотя, по сути, эти мелочи мешают нам правильно воспитывать наших детей .

Многих может заинтересовать то, почему мы сейчас затрагиваем этот вопрос? Ведь наши дети совсем маленькие. Они только пришли в детский сад? Но так как к 5 – 6 годам у ребёнка уже должны быть сформированы основные правила культурного поведения , именно сейчас нужно начинать готовить детей к школе и к самостоятельной жизни. Трунова З. В. информировала родителей о том, с какими проблемами и трудностями они могут встретиться в стенах школы, если не будут уделять должного внимания воспитанию детей сейчас в дошкольном возрасте . Отец Сергий призвал родителей к духовно – нравственному воспитанию детей , чтению православных книг, к воспитанию в детях милосердия и гуманности, трудолюбия и отзывчивости.

При обсуждении вопросов : «С чего нужно начинать воспитание культуры у ребенка , «Что является главным в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер ?» родители самостоятельно сделали вывод - конечно же, с создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы.

Обсуждая ситуации, делясь своим опытом и мнениями все присутствующие отметили, что одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример взрослых, то есть родителей. Именно они авторитет для ребёнка. И именно с них, в первую очередь, он берёт пример во всём. Особенно в речевом этикете. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал не только правильную, но и вежливую речь. Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка : «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты – всё это для ребёнка имеет большое значение».

А часто ли мы, взрослые, обращаемся к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляем слово «пожалуйста» , благодарим его, высказываем своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости? Давайте задумаемся над этим.

Родители познакомились с основными правила культурного поведения , которые должны быть сформированы у дошкольника : формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками : вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного; соблюдение правил культурного поведения в автобусе , в общественных местах; воспитание у детей любви и привычки к труду. Следует считать важнейшим правилом воспитания : «Не делай за ребенка того, что он может сделать сам» ; воспитание привычка всегда говорить правду; необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Ребенок должен усвоить правило : «Каждой вещи – своё место» .

Каждый родитель должен ответить на вопросы самому себе :

- Воспитан ли мой ребёнок ?

Не стыдно ли за него в обществе?

Присущи ли ему чуткость, внимательность?

На эти вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы.

«Многие родители почему-то думают, что родить ребенка и стать родителями - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом» С. Харрис

Основой любой системы воспитания должна быть любовь . Уважение к ребенку в семье, родительское тепло и доброжелательность воспитывают в нем откровенность , нежность и признательность. Именно в семье начинают формироваться те качества, чувства, привычки и навыки общественного поведения , от которых зависит, каким вырастает человек.

С первых лет жизни ребёнок должен усвоить, что кроме слова «хочу» есть слова «надо» , «нельзя» , «можно» . Пусть хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения .

ФЕНОМЕН

Воспитание является важнейшей функцией общества с древ­нейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в соци­альные и производственные отношения невозможно развитие об­щества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.

С развитием общества изменяется воспитание: его цель, содер­жание, средства. История дает яркие примеры особенностей вос­питания в различные эпохи: первобытно-общинный строй, Ан­тичность, Средневековье, Новое и Новейшее время. Культура на­родов и народностей разных стран проявляется не только в тради­циях и обычаях, но и в характере воспитания.

К. Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на аб­страктных идеях или заимствованных у другого народа». Как справедливо отмечает Л.И.Маленкова, человечество (в филоге­незе) и каждый родитель получает от природы воспитательные функции с рождением ребенка: когда пеленает, кормит, поет ко­лыбельные, учит читать и считать, вводит в сообщество других людей.

В русском языке слово «воспитание» имеет общий корень со словом «питание», ребенок с появлением на свет получает пита­ние не только материальное, но прежде всего духовное. Культурный диалог «отцов» и «детей» - сущность любого воспитания. Воспита­ние-непрерывный процесс, пока живет человек, и... вечный, пока существует человечество.

Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук.

основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззрен­ческие представления о высших целях и задачах воспитания.

Социология изучает социальные проблемы развития личности.

Этнография рассматривает закономерности воспитания у раз­ных народов мира.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные, группо­вые особенности и законы развития и поведения людей.

Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как уче­ния о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности - наследственности, мик­ро- и макросреде.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Воспитание как феномен педагогической действительности яв­ляется объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением.

Педагогическая наука выполняет две основные функции: на­учно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические яв­ления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Иссле­дуя педагогическую действи­тельность как сущее, педагогика раскрывает закономерности вос­питания.

Осуществляя нормативно-ре­гулятивную функцию, педагогическая наука, учитывая законо­мерности воспитания, формулирует принципы, объясняет долж­ное - как необходимо организовать воспитание, систему образова­ния, обучение, чтобы они были эффективными.

Теория воспитания - раздел

педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движу­щие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различ­ные концепции воспитания и вос­питательные системы,

В отечественной педагогичес­кой науке основы теории вос­питания заложил К.Д.Ушинс-кий в конце XIX в. (см.: Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии; О народности и общественном воспитании).


В 20-30 гг. ХХ в. стройную теорию воспитания разработал А.С.Макаренко (см.: Макаренко А. С. Цель воспитания; Воспитание в семье и школе; Лекции о воспитании детей; Методика вое питательной работы).

Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.

В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических тео­рий, таких как:

- психоаналитическая теория (А. Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э.Эриксон);

- когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Д.Дьюи);

- поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);

- биологическая (генетическая} теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);

- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С.Выгот­ский, П.А.Флоренский, Д.Радьяр);

- гуманистическая психология (А. Маслоу, К.Роджерс и др.).

В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методо­логического подхода, концепции воспитания.

Рассмотрим трактовку этого понятия в отечественной теории воспитания. В подходе к определению понятия «воспитание» мож­но четко выявить два направления.

В основе первого лежит взгляд на ребенка как на объект педаго­гического процесса, т.е. важнейшими факторами развития человека признаются внешние воздействия, формирующие личность. Это­му направлению соответствуют следующие определения:

Воспитание - целеустремленное, систематическое управле­ние процессом формирования личности в целом или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества (Н.Е.Кова­лев);

Воспитание в специальном педагогическом смысле - про­цесс и результат целенаправленного влияния на развитие лично­сти, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, спосо­бов поведения в обществе (Ю.К. Бабанский);

Воспитание - планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования опре­деленных установок, понятий, принципов, ценностных ориента­ции, обеспечивающих необходимые условия для его развития,


подготовки к общественной жизни производительному труду (А. В. Петровский);

Воспитание в широком социальном смысле - воздействие на личность общества в целом. Воспитание - целенаправленная дея­тельность, призванная формировать у детей систему качеств лич­ности, воззрений и убеждений (А. В. Мудрик).

Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздей­ствие, формирующие личность, характерен для традиционной педагогики, основанной на социоцентрическом подходе, в рамках которого цель развития личности - ее социализация с позиций максимальной общественной полезности. При таком подходе цель воспитания - гармоничное и всестороннее развитие личности в соответствии с внешне заданными нормативами. В этом случае учебно-воспитательный педагогический процесс игнорирует фак­тор саморазвития личности.

Другое направление в педагогике отражает эволюцию в фило­софских воззрениях современного европейского общества, в соот­ветствии с которыми в центр научной картины мира выдвигается человек.

Развитие гуманистических идей способствовало рождению новой педагогической парадигмы, нового взгляда на ребенка как на су­бъект воспитания.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

В ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЕ

Яркое противостояние гума­нистических и императивных взглядов и идей, теорий и систем началось в конце XIX в. Как аль­тернатива гербартианской «педа­гогике управления», в которой ре­бенок воспринимался как объект педагогических воздействий, и императивному образованию родились педагогические теории, в которых ребенок рассматри­вался как субъект развития и воспитания. Гуманистические идеи, представленные в философских трудах Б.Спинозы, Р.Декарта, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля, Л.Фейер­баха, Д. Юма, заложили основы для распространения в педагоги­ческой культуре новых ценностей, нового взгляда на человека как на субъект жизни, истории, культуры.

Обзор педагогических сочинений конца XIX - конца XX в. дает широкую панораму идей, созвучных основным принципам

Гуманизма (человек – субъект жизни, имеющий право на свободное развитие, на субъект – объектные отношения ).

Антропоцентрический подход является центральной идеей гуманистической парадигмы. В педагогических теориях он принимает различные формы, которые своеобразно интерпретируются и конкретизируются. Идея личностного подхода развита в исследованиях, посвященных «личностной педагогике», разработанной в конце XIX в. Р. Екеном, Э.Линде, П.Наторпом, Т.Цайгером; в них изложен ряд ведущих принципов, созвучных основ гуманизма.

Ребенок рассматривается как центральная фигура в учение «новом воспитании», породившем свои педагогические теории педагогическую практику. Из идей Ж.Ж.Руссо постепенно выстраивается теория свободного воспитания. Основополагающими идеями свободного воспитания являются принципы педоцентризма и свободы ребенка, которые начинают применяться в педагогической практике: в Германии - X. Шарельманом, Ф. Гансбе гом, М. Паулем; в России - К.Н. Вентцелем, Л.Н.Толстым; Италии - М. Монтессори; во Франции - С. Френе.

Гуманистическая идея свободного выбора субъекта развивала и в теоцентрической педагогике. Принцип самосовершенствования и свободного выбора души перед Богом мы находим в работах С.А. Рачевского, К.В. Ельницкого, Н.А. Бердяева.

Гуманистические идеи субъектности ребенка, свободы выбора и ответственности человека за свое самосовершенствование находят своеобразное развитие в антропософской теории Р. Штейне (1919), раскрывающей особенности системы самопознания и саморазвития индивидуальности ученика при партнерстве с учителем, в двуединстве развития чувственного и сверхчувственно опыта духа, души и тела.

В отечественной педагогике 20 -30-х гг. XX в. гуманистические принципы субъектности воспитанника и сотрудничества взрослого и ребенка обоснованы в трудах Л. С. Выготского, П.П. Блонского, С. Т. Шацкого.

С середины XX в. основные гуманистические идеи мы находим в трудах В. А. Сухомлинского, продолжавшего традиции К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого, Я.Корчака.

В 50 - 60-е гг. появляется гуманистическая психология (А. Маслоу К. Роджерс), которая с экзистенциальных позиций рассматривала принцип субъектности, свободы выбора, самоактуализации, партнерства педагога и воспитанника. Эти принципы продолжают развиваться в работах Р.Бернса, В. Франкла, С.Л.Франка, Э.Фрома, Э. Эриксона.

Отечественная психология, развивая идеи субъектности, личностно-деятельностного подхода, субъект-субъектного взаимодействия (К.А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Л.И.Божо


вич, И.В. Дубровина, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков), дает методологические основания для раз­вития антропоцентрического и личностно-ориентированного подхода в отечественной педагогической науке.

Основные положения личностно-гуманистической педагогики Ш.А. Амонашвили, гуманистические концепции личностно-ориен­тированного обучения и образования М. Н. Берулавы, Е. В.Бонда-ревской, С.Л.Братченко, О.С.Газмана, В.В.Горшковой, Э.Н.Гу­синского, Л.М.Лузиной, В.В.Серикова, Ю.И.Турчаниновой, И.С.Якиманской являются развитием идей, выдвинутых отечест­венными и зарубежными учеными.

Гуманистическая позиция требует отношения к ребенку как к главной ценности в педагогическом процессе, признания его спо­собности и права на саморазвитие, приоритетности субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. В контексте гу­манистической парадигмы воспитание является целенаправленным процессом культуроемкого развития человека.

В этом случае ребенок - активный субъект не только жизни, но и воспитания. Его роль в собственном развитии становится определяющей. Он выступает как объект и субъект культуры.

Культура общества является источником принципов воспита­ния, она определяет его характер, цели и содержание. Воспитание как элемент национальной культуры имеет все ее основные при­знаки, его содержание детерминировано культурой конкретного народа и общества. Другим фактором воспитания является культу­ра каждой отдельной личности, с которой взаимодействует вос­питанник. Культура общества, каждого участника учебно-воспи­тательного процесса создает ту насыщенную социокультурную среду, которая питает развивающуюся личность и создает условия для ее самореализации.

Важнейшим условием для воспитания является способность че­ловека к саморазвитию.

Потенциальные возможности развития человека заложены природой. Развитие психических функций происходит в ходе фи­зиологического развития под влиянием стихийных социальных от­ношений и целенаправленных воздействий, которые либо стиму­лируют, либо замедляют развитие личности в течение всей жиз­ни. Саморазвитие детерминировано потребностями и мотивами личности. Поэтому важнейшей задачей в организации учебно-вос­питательного процесса является обеспечение положительной мо­тивации воспитанников в преодолении постепенно нарастающих трудностей в ходе саморазвития и самореализации. Положитель­ная мотивация и адекватная самооценка в подростковом возрасте становятся основой целенаправленного самовоспитания. Положи­тельная Я-концепция личности, по Р. Бернсу, также является важнейшим движущим моментом воспитания и самовоспитания.


Я-концепция – эти динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание сво­их физических, интеллектуальных и других качеств, так и само­оценка, а также субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов. По своему содержанию Я-концепция включа­ет описательную составляющую (образ Я, или картина Я) и со­ставляющую, связанную с отношением к себе или отдельным ка­чествам, - самооценку, или принятие себя. Я-концепция пред­ставляет совокупность установок, направленных на самого себя, Структура каждой установки включает в себя когнитивную, эмо­ционально-оценочную и поведенческую составляющие. Я-концеп-ция формируется под влиянием социализации, воспитания, не имеет также соматические, индивидуально-природные доминанты.

В процессе воспитания происходит овладение духовными цен­ностями культуры общества и их интериоризация, т. е. преобразо­вание внутренних структур психики человека благодаря усвоению структур социальной деятельности (Л.С.Выготский), а также экстериоризация, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение (действие, высказывание и т.п.). По­этому мы говорим не только об усвоении культуры, но и о ее ос­воении - активном обогащении ее каждым субъектом воспитания. Воспитание творит культуру личности ребенка.

В детском возрасте формируется базовая культура личности, без которой немыслимо духовное развитие человека. Содержание базовой культуры складывается из культур жизненного самоопре­деления, интеллектуальной и физической, общения и семейных отношений, экономической, политической (демократической), правовой, экологической, художественной, труда и т.д. Базовая культура, таким образом, включает в себя как элементы культуры тех отношений, в которые вступает человек в процессе своей жизни. В целом, как отмечает О. С. Газман, культура личности -это гармония культур знания, чувств и творческого действия.

Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоци­онального потенциалов личности, высоким нравственным разви­тием, ведущим к гармонии идеалов человека с общечеловечески­ми ценностями, и достойными поступками, в основе которых ле­жит потребность служить людям и добру, постоянное стремление к самосовершенствованию.

Воспитание способствует превращению человека из объекта культуры в ее субъект. В этом процессе обучение является важней­шим средством, так как оно способствует усвоению знаний, уме­ний, навыков, развитию интеллекта и эмоциональной сферы, позволяющих педагогу и воспитаннику благодаря усвоенным объективным значениям элементов культуры «говорить на одном языке». Обучение знакомит с ценностями, которые усваиваются и


осваиваются в ходе воспитания; это ведет к осознанию личностного, субъективного смысла того, что дает обучение. Здесь умест­но сказать об обучающем воспитании и воспитывающем обучении. Такой подход к обучению в гуманистической педагогике позволя­ет говорить об определяющей роли воспитания в педагогическом процессе.

Итак, перечислим основные закономерности воспитания:

Воспитание детерминировано культурой общества;

Воспитание и обучение - два взаимопроникающих, взаимо­зависимых процесса с определяющей ролью воспитания;

Эффективность воспитания обусловлена активностью челове­ка, включенностью его в самовоспитание;

Эффективность и результативность воспитания зависят от гар­моничной связи всех структурных элементов, участвующих в вос­питательном процессе: цели, содержания, форм, методов, средств,
адекватных ребенку и педагогу.

Системно-структурный подход позволяет разработать стройную теорию воспитания, охарактеризовать все его основные элементы (цель, содержание, средства, методы), что дает возможность осоз­нать его сущность, понять его роль как элемента в более широкой системе - педагогической действительности.

Педагогическая система - это теоретическая модель объекта педагогической действительности. Универсальная структура педа­гогической системы представле­на на рис. 1.

В педагогической системе как объекты научного исследования могут рассматриваться: отдельные формы обучения и воспитания, воспитание, воспитательный про­цесс, обучение, деятельность каж­дого педагога и воспитанника (процесс самовоспитания), дея-


тельность любого образовательного учреждения и других субъектов педагогического процесса (например, детская организация), образовательная система страны, региона, области.

Представленная на рис. 2 теоретическая модель воспитания как системы отражает его основные закономерности (детермини­рованность культурой общества, взаимосвязь с самовоспитанием и активностью воспитанника).


Самовоспитание - целенаправленный процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих, по выраже­нию Ю.М.Орлова, телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для достижения индивидуальных целей, осозна­ния смысла собственной жизни, выполнения своего предназначе­ния, как он его понимает.

Цель воспитания в гуманистической педагогике - наиболее полное культуроемкое развитие человека, способного к духовно­му и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и са­мореализации.

Содержанием воспитания является культура личности: внутренняя культура, ядром которой является духовность, и внешняя культура (общения, поведения, внешнего вида), способности каждого человека, его самоопределение, саморазвитие, самореа­лизация. Цель и содержание воспитания в гуманистической педа­гогике исходят из основного положения - признания способнос­ти человека к саморазвитию.

Средства воспитания - с их помощью осуществляется воспи­тание, это богатейший набор явлений и объектов, предметов ок­ружающей действительности: достижения духовной и материаль­ной культуры своего народа и народов мира. Определяющими во все времена средствами воспитания, более всего оказывающими влияние на развитие ребенка, являются различные виды деятель­ности: игра, труд, спорт, творчество, общение. Выделяется веду­щий тип деятельности в каждом конкретном возрасте воспитанни­ка: игровая деятельность в дошкольном возрасте, учебная - в млад­шем школьном, личностное общение - в подростковом, учебно-профессиональная - в старшем школьном возрасте. Переход к ин­формационному обществу в скором будущем потребует более ши­рокого использования технических средств (видео, телевидения, кино, компьютерных программ и т.д.). Однако ничто не заменит такие важные средства воспитания, как слово педагога, пример его яркой личности, уровень культуры педагога. Обучение как ведущее средство воспитания в гуманистической педагогике дополняет и обогащает процесс воспитания, однако не подменяет его.

Методика воспитательной ра­боты - раздел теории воспита­ния, исследующий особенности организации воспитательного процесса в различных образова­тельно-воспитательных учрежде­ниях, детских объединениях и организациях, разрабатывающий ре­комендации по созданию системы воспитательной работы в об­разовательном или воспитательном учреждении и повышению ее эффективности, использованию тех или иных методик или тех­нологий в воспитательном процессе.

Гуманистическая педагогика, строящая свою теорию воспита­ния на главном принципе - любви и уважении к ребенку как ак­тивному субъекту воспитания и развития, имеет в своем багаже разнообразные методы воспитания - способы взаимодействия, направленные на развитие и саморазвитие детей.

Классификации методов воспитания в традиционной педаго­гике так же разнообразны, как и определения самого понятия «метод воспитания».

Так, метод определяется как «путь», «способ». В книге И. П. Ра-ченко «НОТ учителя» (М., 1989) мы находим следующее опре-


деление: «Метод есть упорядоченная, проверенная на практике совокупность приемов, указывающая, как надо действовать, со­образуясь с общей и конкретной целями».

«Российская педагогическая энциклопедия» (М., 1993) опреде­ляет методы воспитания как «совокупность наиболее общих спо­собов решения воспитательных задач и осуществления воспита­тельных взаимодействий». Здесь же отмечается трудность класси­фикации методов воспитания, так как они отличаются по целям, средствам осуществления, по последовательности, постепенности их применения.

Н.И. Болдырев, Н.К. Гончаров, Ф.Ф. Королев выделяют три группы методов: убеждение, упражнение, поощрение и наказание.

В. М. Коротов, Л. Ю. Гордин, Б. Т. Лихачев также называют три группы методов: организация детского коллектива, убеждение и стимулирование.

Т.А.Ильина, И.Т.Огородников в учебнике «Педагогика» (М., 1984) определяют следующие группы методов: убеждение (словесное разъяснение, требование, дискуссия), организация дея­тельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требова­ние), стимулирование поведения (оценка, взаимооценка, похвала, поощрение, наказание и т.п.).

В учебнике «Педагогика школы» (М., 1977) Г.И.Щукина объе­диняет методы в три следующие группы: разностороннее воздей­ствие на сознание, чувства и волю учащихся (беседа, диспут, ме­тод примера, убеждение и т.п.); организация деятельности и фор­мирование опыта общественного поведения (педагогическое тре­бование, общественное мнение, приучение, упражнение, пору­чение, создание воспитывающей ситуации); регулирование, кор­рекция и стимулирование поведения и деятельности (соревнова­ние, поощрение, наказание, оценка).

В.А. Сластенин под методами воспитания понимает способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых. Уче­ный называет четыре группы таких методов: формирование со­знания личности (взглядов, убеждений, идеалов); организация деятельности, общения, опыта общественного поведения; стиму­лирование и мотивация деятельности и поведения; контроль, са­моконтроль и самооценка деятельности и поведения.

П.И. Пидкасистый определяет метод как способ педагоги­ческого управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, нравственной, спортивной, художественно-эсте­тической, экологической), в процессе которой осуществляется самореализация личности, ее социальное и физическое развитие. В его классификации даны три группы методов: формирование взглядов, представлений, понятий, осуществление оперативного обмена информацией; организация деятельности воспитуемых и стимулирование позитивных ее мотивов; стимулирование само-


оценки и оказание помощи воспитуемым в саморегуляции их поведения, саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также в оценке ими поступков других учащихся.

Анализ определений понятия «метод воспитания» и различных классификаций показывает, что постепенно в традиционной пе­дагогике происходит переход от авторитарности (раньше преобла­дали методы убеждения и наказания, т.е. давления на личность) к широкому набору методов, поощряющих самовоспитание.

В гуманистической теории воспитания преобладают методы, способствующие саморазвитию и самореализации детей. Есте­ственно, педагоги используют методы вовлечения в деятельность, развития сознания и самосознания, стимулирования и развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер. При этом преобладают методы сотрудничества, создающие условия для субъект-субъектных отношений, позволяющие педагогу и воспи­таннику быть партнерами в увлекательном процессе самосозида­ния: открытый диалог, свободный выбор, коллективный анализ и оценка, «мозговой штурм», самоанализ и самооценка, импрови­зация, игра. Эти методы позволяют создавать ту атмосферу со­творчества и сотрудничества, которая вовлекает и педагога, и воспитанника в благотворную созидательную деятельность по раз­витию своей личности.

Ни один метод не используется изолированно. Педагог строит воспитательный процесс и выбирает систему методов, их после­довательность и комбинации с учетом целого комплекса факторов и условий (принимаются во внимание возрастные особенности детей, их социокультурное, духовно-нравственное развитие, уро­вень актуального развития каждого и зона ближайшего развития, способности, потребности, интересы и т.д., социокультурное ок­ружение, уровень развития первичного коллектива и характер школьного коллектива, самооценка ребенка и его социальный статус и т.д.). Методы воспитания отбираются с учетом общих и конкретных целей воспитания и самовоспитания, их содержания и средств, а также с учетом профессионализма, мастерства, куль­туры педагога.

Быть грамотным

еще не значит быть культурным

В наше время немало обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны, насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых документов, тщетно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных актах и нормативах и надеясь на их исполнение. О самом же реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех конфликтов – этико-психологическая – остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни – предрассудки.

Но утверждающийся новый век приносит новое мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека, в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в осознании тех преимуществ, которые дает идея сослужения Общему Благу, ведущая к необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию собственной духовно-нравственной сферы.

«Способен ли человек, ощутив себя частицей Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мир и обрести бессмертие?». Этот вековечный вопрос-мечта землян был в центре внимания представителей космического направления философской и научной мысли России. Творчество этих мыслителей основывалось на глубоком знании, вытекающем из целей и задач природной, космической эволюции.

Преобразить природу человека возможно лишь его неутомимой и упорной работой над собой. И начать такую деятельность – НАЧАТЬ С СЕБЯ – нужно с осознания цели и смысла существования, законов взаимосвязи всего сущего, тех особенностей, которые заключают в себе характер человека и его поведение, значения привычек в нашей жизни. И главное в такой работе – освобождение от старых представлений о мире, углубление и утончение сознания, изменение взглядов на жизнь, что вызвано объективной необходимостью – развитием самой жизни, утверждением новой научной парадигмы и нового подхода к изучению человека – как целостного космопланетарного явления.

«Через миропонимание и самопознание – к преобразованию себя и мира» – такова эволюционная задача человека, таков путь развития личности.

И путь этот – путь Культуры.

Культура – это исторически накопленный духовный опыт человечества, используемый в качестве инструмента беспрерывных преобразований – как человека, так и окружающей среды, – обеспечивающий человеку и человечеству перспективы социального и духовного развития в его наиболее благоприятных и наименее кризисных направлениях,– такое определение культуры дают отечественные ученые-культурологи, обозначая тем самым ее миссию. Однако, в обществе эта Миссия еще далеко не осознана, несмотря на то, что культура пронизывает все без исключения области и состояния социальной жизни, отражая общественное коллективное сознание (коллективное сознание – понятие, введенное Дюркгеймом, и изучаемое социологами; о значении коллективного сознания см.: Давыдов А.А. Системный подход в социологии: Законы социальных систем – М.: Едиториал УРСС, 2004. –С. 66-67) и, вместе с тем, формируя его. Влияя через ценностные ориентации, общее коллективное сознание является мощным духовным фактором общественного развития, а ориентиром в этом процессе является культура.

Наверное, вряд ли найдется среди нормальных людей такой человек, который не хотел бы быть культурным. Однако, под этим часто подразумевают лишь знание приличий и умение быть обходительным. Несомненно, вежливость – одно из условий, составляющих многокомпонентное качество культурности, характеризующее человека, по духу соответствующего высокому понятию Культуры. Однако вежливость еще не есть культурность, и этикет еще не Этика.

На протяжении многовековой истории развития человеческой мысли этические положения исходили из тезиса о единстве Сущего и Должного. Положения этики, нравственные нормы выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в т.ч. человека, что связано с космическим характером существования самого человека, как это отмечалось в восточной и античной философии. Понятие должного (этического, нравственного) существовало всегда и везде как основа жизни, и та «свобода», которую установило для себя «цивилизованное» человечество от нравственных, духовных законов бытия, давно уже переступила границы дозволенного, перешла в распущенность; это пошатнуло опору, нарушило равновесие, прекратило поступательное развитие общества. Все это заставляет самым серьезным образом обратиться к Основам жизни, глубоко вникая и пересматривая свое отношение к привычным понятиям: долгу, чести, совести, достоинству, составляющим этическую основу человеческого бытия и формирующим культуру личности.

Чем дальше развивается цивилизация, тем более актуальным становится вопрос о формировании культуры личности, поскольку и управление сложными техническими средствами, и использование высоких технологий требуют так же и высокого уровня развития человека, осознания им своей ответственности перед обществом.

Безответственный человек не может быть культурным.

Но разве может быть культурным эгоист? Себялюбивому нет дела до других, и чувство самоотверженной любви ему незнакомо, так же как и понятие Общего Блага. Но без этого нет Культуры. Недаром в Лицее, где воспитывался А.С. Пушкин и откуда вышли многие выдающиеся личности, был девиз: «На пользу общую».

Умение самоотверженно трудиться на благо Общее отличает культурного человека в ряду других людей, и такое желание возникает лишь у того, кому свойственно сердечное устремление к совершенствованию. Без самосовершенствования нет Культуры, как и без качества сердечности нет культурности. Внешняя, показная вежливость не скроет жестокосердия, и не зря говорится: бессердечие есть ничто иное, как а-культурное состояние сердца. Особенность заключается в том, что сердце нужно воспитывать. Не будем принимать эти слова как отвлеченное поучение, но отметим для себя, что нельзя образовать мозг без утончения сердца.

Быть культурным, значит быть способным к сотрудничеству, а это есть самый быстрый путь к совершенствованию. Без этого качества человечеству не переступить порог Новой эпохи, в которой сотрудничество будет основой творчества.

Однако, умение ладить с людьми вовсе не означает беспринципности, так же как и великодушие, атрибут культурности, не означает попустительства всякой пошлости и безнравственности. Именно пошлость, эгоизм, лицемерие являются противниками Культуры, и управляет ими все та же невежественность.

Невежество недаром считается причиной всех бед, поскольку благодаря ему расцветает эгоизм и основанные на нем нетерпимость, зависть, обидчивость, ложь и многие другие отвратительные свойства человеческой натуры, препятствующие культурному развитию не только человека, но и всего общества.

О том, что «невежество есть тягчайшее преступление», люди знают давно, и многие из великих указывали человечеству на этот недуг. Однако, до сих пор даже те, кто считают себя культурным, позволяют себе враждебно относиться ко всему, что выходит за пределы установленного уровня мышления.

Отрицательное отношение к новому не может являться принадлежностью развитого сознания. Именно, стремление к Знаниям и открытость ко всему новому, эволюционно-строительному – в этом еще одна особенность и характерная черта культурного человека.

От невежества до высокого качества культурности человеку надо пройти, как известно, немало ступеней и для начала надо стать цивилизованным – овладеть так называемой функциональной грамотностью, уметь пользоваться основными современными техническими средствами. Можно сказать, что культурный человек всегда цивилизован, но, как известно, не каждого цивилизованного человека можно назвать культурным.

Продвигаясь к вратам Культуры, мы получаем образование, но, становясь образованными, становимся ли при этом (автоматически) культурными?

Образованность, безусловно, внушает уважение общества, ибо много труда и старания надо вложить, чтобы овладеть, как это подобает современному культурному человеку, большими знаниями, ориентируясь в различных сферах Культуры: не только в искусстве, но в науке – быть в курсе последних научных достижений, а также быть знакомым с особенностями мировых религий, проявляя при этом особый интерес к отечественной Культуре, ибо небрежение к Родине было бы прежде всего некультурностью.

Однако многим известно, что не каждого образованного, просвещенного человека можно назвать интеллигентным – что же свойственно этому понятию? Кроме интеллектуальности, это: честность и порядочность, достоинство личности и умение уважать человеческое достоинство в других, отзывчивость, сдержанность и многое другое. Все качества, характерные для интеллигентного человека, содержат нравственный, духовный аспект, и их охотно перечислят и назовут сами учащиеся на диспуте, посвященном теме культурности и интеллигентности в человеке.

Но и интеллигентному человеку еще много над чем остается работать в стремлении овладеть ключами, которыми открываются двери входа, ведущего к высокой Культуре. Нужен постоянный рост и утонченность духа.

Расширение и утончение мышления, а также чувство красоты дают ту утонченность, то благородство духа, которым и отличается культурный человек. Ограниченное отрицание не имеет места в его кругозоре, и все, что может облегчать эволюцию, приветствуется им.

Тема формирования качеств культурного человека заставляет задуматься над многими вопросами, в том числе и над такими: может ли культурный человек быть равнодушным к историческому прошлому своей Родины и ее будущему? Может он ли он относиться без уважения к понятию Учитель и не быть благодарным ко всем, научившим его? Может ли он позволить себе быть неискренним или нетерпимым?

Эти и многие другие вопросы не раз поставит перед собой человек мыслящий, человек культурный.

Так что же отличает культурного человека?

– цивилизованность и образованность,

– интеллигентность и ответственность,

– умение ценить высокие достижения и почитание Высшего начала,

– любовь к Природе и Родине,

– признательность и умение быть благодарным,

– преклонение перед Прекрасным и утонченность вкуса,

– почитание Знания, творческий труд и стремление к высокому качеству,

– истинное понимание сотрудничества и доброжелательство,

– сердечная преданность ко всему новому, созидательному,

– утонченность и культура сердца…

Без этих качеств нет культурности, но более всего отличает человека высокой культуры то, что:

– он никогда не солжет,

– сохранит самообладание и достоинство в любых обстоятельствах и поможет другому,

– и каждый день он учится чему-нибудь, а красота – критерий этих знаний.

Пусть дети помнят, что не словами, но поступками определяется истинная культура человека.

Сколько бы ни говорилось о Культуре, но «только по делам познается человек», поэтому, обязанность каждого, для кого просвещение и культура не пустой звук, по мере сил бороться в своей области с невежеством и бескультурьем, проявляя волю в действии.



Рассказать друзьям