Что такое художественное проектирование ювелирных изделий. Проектирование ювелирных изделий

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Севрюкова Надежда Владимировна

Член Союза художников России, декан факультета «Художественный металл» Института традиционного прикладного искусства – московского филиала Высшей школы народных искусств (института)

Аннотация:

Использование иллюстративного материала из книг, альбомов, каталогов – необходимое условие для успешной проектной работы художника. В проектной деятельности художник – ювелир использует разнообразные иллюстрированные книги: исторические, археологические, архитектурные, зоологические, ботанические и т. д. Также источником вдохновения могут быть фотоальбомы музейных собраний, торговые каталоги ювелирных фирм, фотоальбомы флоры и фауны, технические схемы, альбомы авто- и мото – любителей, географические карты и т. д.

В профессиональном образовании ювелира умение работать с иллюстративным материалом: книгами по разным видам изобразительного искусства, альбомами произведений декоративно-прикладного искусства, проспектами выставок, каталогами с художественными фотографиями - это краеугольный камень, фундамент успешной проектной деятельности.
Использование большого количества книг, умение выделить из многообразной информации суть, которая станет основой для воплощения проектной деятельности – залог успешной творческой работы у начинающего художника- ювелира. Способность на основе компиляции разнообразного материала и его трансформации создать свою оригинальную композицию также необходимо развивать у студентов в процессе обучения проектированию.
Будущий художник-ювелир учится тонко воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира, отражать воспринятое в творческих работах с учетом технологии ювелирного дела сначала в проектах, а затем при выполнении изделия в материале. Для воплощения проектов в металле художники-ювелиры освоили различные виды формообразующих техник: ковка, литье, монтировка, филигрань. Учебные задания построены так, чтобы за время обучения студенты освоили как можно больше композиционных приемов, нашли свой авторский стиль в проектировании.
В проектной деятельности художник – ювелир использует разнообразные иллюстрированные книги: исторические, археологические, архитектурные, зоологические, ботанические и т. д. Также источником вдохновения могут быть фотоальбомы музейных собраний, торговые каталоги ювелирных фирм, фотоальбомы флоры и фауны, технические схемы, альбомы авто- и мото – любителей, географические карты и т. д. Как студенту разобраться в этом многообразии изобразительной информации, не запутаться и выбрать именно то единственное, что ляжет в основу нового проекта ювелирного изделия?
Рассмотрим основные источники иллюстративного материала:
Каталоги современных ювелирных фирм. Для анализа современных тенденций моды в ювелирном деле каталоги полезно не просто пролистывать, но и выполнить графические зарисовки и копии изображенных там изделий. Так приемы декорирования, приемы композиционного построения ювелирных изделий запоминаются надолго и лучше всего. Новые технологии в современном ювелирном деле чаще всего разрабатывают и применяют фирмы из Европы (Италия, Германия), а также из стран Востока (Китай, Корея, Индия). В то же время наличие ювелирного украшения в глянцевом каталоге не всегда является признаком высокого художественного уровня этого украшения. Нередко встречаются каталоги с великолепным полиграфическим исполнением, но со спорными в художественном плане изделиями. Только изучение и хорошее знание истории искусства, истории ювелирного искусства, развитие эстетического вкуса позволяет объективно оценить художественные достоинства (или недостатки) ювелирных изделий.
Торговые каталоги. Ювелирные изделия массового производства встречаются в основном в торговых каталогах. В таких каталогах ювелирных изделий, выполненных в техники литья или штампованных намного больше, чем выполненных вручную эксклюзивных украшений. Упрощение и удешевление технологических приемов для массового выпуска ювелирных изделий ведет к упрощению формы и конструкции, к неинтересному, невыразительному силуэту. Формы и декор ювелирных изделий массового производства часто бывают маловыразительными. Но и в торговых каталогах иногда можно встретить изделия, которые способствуют активизации творческой мысли у студентов.
Каталоги антикварных салонов, торговых домов («Кристи», «Сотсби» и др.), интересны, прежде всего, разнообразием географии тех мест, откуда поступили ювелирные изделия. Выполненные в разных странах, они отражают этнографические, местные особенности подхода к дизайну металла, как основного материала для ювелирных изделий, технологические и художественные приемы его декорирования. При работе с такими изданиями можно уделить внимание использованию драгоценных камней в ювелирных украшениях.
Журналы по ювелирному делу, такие как «Ювелирный мир», «Платинум», «Антикварное обозрение», «Русский ювелир», «Ювелирная Россия» и т. д., отражают современное состояние ювелирной отрасли в России и во всем мире. Выполнение студентами зарисовок ювелирных изделий, опубликованных в этих журналах, дает представление об основных тенденциях в творчестве художников-профессионалов, их экспериментальных поисках в области формы, в деле использования новых материалов и разнообразие технологических приемов, а также раскрывают устойчивые традиции в работах народных мастеров. Иллюстративный материал позволяет акцентировать внимание студентов на характерных чертах ювелирных украшений для повседневной жизни и роскошных украшений для торжественных случаев.
Альбомы традиционных народных промыслов России. Искусство народных промыслов является частью национального достояния, сохранить и умножить которое входит в миссию будущих художников-ювелиров. Причастность к этому студенты должны ощутить и прочувствовать уже в пору ученичества.
В народных художественных промыслах России при изготовлении ювелирных изделий применяются разнообразные технологические приемы художественной обработки металлов. Расписные эмали Ростова Великого и Сольвычегодска, Усольские эмали по литью, эмали фабрики Поповых в Великом Устюге, черневое искусство аула Кубачи, филигрань Красного села и Мстеры - эти произведения можно рассматривать, наслаждаться их красотой, тонкостью работы, удивляться композиционным приемам построения. Во всех этих изделиях присутствует растительный орнамент, удивительный по своей красоте, простоте читаемости форм, декоративности, стилизации. Особое внимание студентов обращается на взаимосвязь техники выполнения в металле и на композиционное решение растительного орнамента в ювелирном искусстве
Студенты могут выполнить зарисовки – наброски украшений или ювелирных изделий: шкатулок, коробочек, ароматников и т. д. Зарисовки ювелирных изделий народных художественных промыслов дают материал для дальнейшей творческой работы. Шедевры русских ювелиров традиционных промыслов России - великолепный материал для учебной работы, для начинающих ювелиров. На этих произведениях студенты осваивают азы композиционной грамотности по орнаментальной композиции в ювелирном искусстве. Именно на примере ювелирных изделий народных художественных промыслов закладывается фундамент для дальнейшего творчества студентов. Этот материал позволяет не только копировать те или иные мотивы, но и, перерабатывая их, придавать современное звучание традиционным приемам художественной обработки металла в ювелирном деле.
Изучив работы ювелиров народных художественных промыслов, студенты смогут увидеть, например, как и какими путями можно работать над растительным орнаментом в ювелирной композиции. Наследие русских мастеров, русских ювелиров, всегда было той базой, от которой отталкивались преподаватели, чтобы научить студентов высоко ценить творческое наследие, следовать тем традициям, которые нам достались от предков, и создавать на этой основе свои новые ювелирные композиции. Изучение истории художественных промыслов России дает бесконечные возможности для развития творческой мысли.
Книги по орнаментике изделий художественной обработки металла. Художественная обработка металлов включает великое множество техник, приемов, как для ювелирного дела, так и для других видов художественного металла: архитектурного металла (литого и кованого), интерьерных изделий из металла, осветительных приборов (бра, торшеры, настольные лампы). Художественные возможности металла как основного материала в ювелирном искусстве необходимо осмыслить. В этом студентам помогает изучение многочисленных орнаментов, выполненных в металле. Конструктивный и орнаментальный строй этих изделий роднит то, что они выполнены из одного материала - металла. Принципы композиционного построения художественных изделий из металла, их орнаментальных мотивов едины. Поэтому те композиционные приемы, которые применялись в архитектурном металле, могут быть использованы и для композиции ювелирных изделий.
Для последующей работы над проектами ювелирных изделий можно использовать зарисовки кованных и литых решеток, украшающих улицы городов (решетки Москвы и Санкт-Петербурга) и оград церквей и монастырей; просечного металла (дымники, карнизы церквей, кресты, венчающие главы церквей и т. д.); предметы украшения интерьеров (бронзовые каминные и настольные часы, люстры и т. д.).
Книги по различным видам декоративно-прикладного искусства. Наличие огромного количества книг по орнаментальной композиции дает возможность разнообразить выбор тех орнаментальных мотивов, которые лягут в основу композиции ювелирного изделия.
При выборе исходного, отправного мотива для последующей работы важно учитывать специфику каждого материала, из которого сделана та или иная вещь. От материала (дерево, камень, кость, глина, ткань) зависят свои приемы декорирования, орнаменты, толщины при выполнении орнамента в изделиях. Это необходимо помнить в ходе зарисовок, чтобы орнаментальный подход при проектировании отражал особенности материала, его возможности, его структуру. Так как основной материал в ювелирной композиции – металл, то важно, перерабатывая орнаментальные мотивы с других видов декоративно-прикладного искусства, учитывать возможности металла – его пластику, технологические приемы его обработки. Изучение стилистики орнаментов обогащает возможности композиции ювелирного искусства.
Музейные каталоги, представляющие ювелирные коллекции. Изучение студентами каталогов ювелирных изделий, хранящихся в собраниях крупных музеев Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Суздаля, Владимира, Ростова Великого, Смоленска, Ярославля и других городов России дает творческий импульс для проектирования, для дальнейшей творческой деятельности. Выявление уникальных особенностей местных ювелирных школ, как прошлых исторических эпох, так и современности находит отражение в работе над композицией. Внимание студентов обращается на стилистическое решение, ассортимент ювелирных изделий, их конструктивное и образное решение, колористическое и пластическое начало.
Опубликованные в каталогах коллекции ювелирного искусства имеют музеи Москвы: Государственный Исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Государственный музей искусства народов Востока, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и другие. Каталоги музеев Московского Кремля: Оружейной палаты, Алмазного фонда, Патриаршего дворца дают не только необходимую информацию для разработки ювелирной композиции, но и приобщают студентов к изучению истории нашей Родины.
Вдохновляют будущих художников – ювелиров и издания из собраний Петербургских музеев: Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственного музея этнографии народов СССР.
Музейные каталоги по художественной обработке металла. Особое внимание студентов необходимо сконцентрировать на художественных изделиях из металла. Знакомство со всевозможными видами художественной обработки металла, такими как чеканка, гравирование, выпиловка, литье в изделиях, украшающие интерьеры, будет полезным для будущих ювелиров. Предметами изучения могут стать напольные, каминные, настенные часы и художественная бронза. Осветительная арматура – люстры, торшеры, бра; мебель с отделкой металлом (ампирная мебель), кованая мебель; письменные приборы (чернильницы, пресс-папье); металлическая посуда (медная, оловянная, серебряная,); подносы, самовары, чайники, наборы
для кофе; конская упряжь, оружие; предметы культового назначения (потиры, кресты, оклады). Особо стоит обратить внимание студентов на пластику металла в кованых решетках; льющиеся плавные линии литого металла из бронзы и чугуна, чеканка из меди подсказывают интересные композиционные решения. Источником для композиции ювелирного изделия могут стать также великолепные вазы из собрания Эрмитажа выполненные из резного камня с бронзовым декором русскими мастерами.
Книги с изображениями растений, животных, птиц, рыб. Богатый мир флоры и фауны привлекает внимание художников-ювелиров своим многообразием. Работа с фотографиями живой природы имеет некоторые особенности. В ювелирном деле необходимо избегать натурализма. Перенос понравившегося изображения в ювелирное изделие напрямую, без дополнительной декоративной переработки недопустимо. Один из способов декоративной переработки растений - стилизация. «Стилизация - придание художественному произведению черт какого-то определенного стиля. Например, стиль: готика, классицизм, ампир, модерн, и т. д.» . Для стилизации растений художник должен обладать определенной суммой знаний в области истории искусства, истории орнамента, истории ювелирного искусства и умением применить эти знания на практике. Таким образом, рисунки или фотографии растений, животных, птиц, рыб, переработанные и декоративно осмысленные, дают весьма интересные находки для композиции ювелирных изделий. Тем более что традиционные приемы стилизации и трансформации растительных и животных форм использовались в ювелирных изделиях разных исторических эпох и художественных стилей.
Изучение флоры и фауны позволяет выявить характерные особенности объекта и переработать их в зарисовках, включить в проект ювелирного изделия.
Удивительный и разнообразный мир фауны нашел отражение в произведениях ювелирного искусства. Изображение бабочек и птиц, змей и животных неоднократно служили начальным мотивом для многих ювелирных украшений (брошей, браслетов, колец, серег, колье и т. п.). В этом помогают студентам книги с иллюстрациями художников- анималистов (В.А. Ватагин, И.С. Ефимов и др.).
Фото-альбомы с художественными фотографиями (пейзаж, состояние природы). Природа служит источником вдохновения у художников разных специальностей, в том числе и ювелирам. Великолепное движение морской волны, кружащиеся по ветру листья – такие мотивы, запечатленные в фотографии, дают импульс фантазии ювелира, простор для художественного творчества. Интересно получаются в ювелирных изделиях такие природные явления, как радуга, кристаллы инея, осмысленные и декоративно переработанные. Предельное состояние природы особенно выразительны - ветер, тайфун, шторм, мороз (узорочье на стекле), - может послужить также основой для композиции ювелирного изделия.
Возможно, в каком-то случае художник-ювелир увидел эти мотивы в природе, а творческая фотография послужила основой композиции ювелирного украшения.
Фото-альбомы с фотографиями архитектурных памятников. Одна из образовательных целей при работе студентов с архитектурными фотоальбомами – выработать чувство художественного стиля у студентов, которое пригодиться им и при проектировании ювелирных изделий, ведь наиболее четко характерные черты стиля проявляются в архитектуре.
История архитектуры представляет собой неисчерпаемый источник идей для ювелирной композиции. Ювелирное искусство не случайно называют миниатюрной архитектурой. Необходимо обращать внимание будущих художников-ювелиров на сопоставление отдельных элементов определенного стиля в архитектуре с теми же элементами или мотивами, повторенными в металле. В некоторых фотоальбомах есть не только общий вид архитектурного памятника, но и отдельные элементы – портики, колоннады, бельведеры, архитектурные обломы и т. п. В ходе проектирования ювелирных изделий отдельные архитектурные детали могут быть основой композиции.
Сочетание архитектурного сооружения с художественным металлом представляет удивительную гармоничную картину. Решетки, ворота, козырьки, выполненные при помощи художественной ковки или литья, обогащают архитектурный образ здания. В архитектуре классицизма, историзма,
модерна, можно найти тот мотив, который послужит вдохновением для ювелирной композиции. В современном прочтении этих направлений также можно найти мотивы для ювелирной композиции.
Обзор перечисленного выше иллюстративного материала – это только необходимый минимум для начала работы по композиции ювелирных изделий. Многообразие ассортимента ювелирных изделий, широкие технологические возможности металлов и способов их декорирования, а также композиционные и конструктивные особенности ювелирных украшений бесконечны, как и бесконечен список литературы, который можно порекомендовать для проектной деятельности будущему художнику- ювелиру. Использование иллюстративного материала – необходимое условие для успешной проектной работы вне зависимости, какие креативные задачи решает художник – учебные (на студенческой скамье), работает на заказ (подчиняется художественным вкусам заказчика), или решает собственные творческие задачи. Но наличие книг не является необходимым и достаточным условием для работы над композицией. Проектная работа требует от художника творческого подхода в развитии воображения, восприятия, развития творческой инициативы и использование иллюстративного материала из книг, альбомов, каталогов помогает в работе.
Рекомендуемая литература:
1. Бернякович З. А. Русское художественное серебро XVII - начала XX веков в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1977.
2. Болин в России. Придворный ювелир конца 19 - начала 20 веков: Каталог выставки в Музеях Московского Кремля / Под общ. ред. К. Болина и П. Булатова. М.: Новый Эрмитаж-1, 2001.
3. Булыко А. Н. Большой словарь иностранных слов. М.: Мартин, 2007.
4. Ватагин В. А. Изображение животного. М.: Сварог и К о, 1999.
5. Гилодо А. А. Русское серебро: XIX - XX века. Из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Сер. Русский художественный металл. М.: Береста, 1994.
6. Гончарова Л. Н. Металл в народном искусстве Русского Севера. Чеканка и медное литье. М.: Редакционно-издательский центр ГИМ, 2000.
7. Государственная Оружейная палата. Альбом. М.: Советский художник, 1988.
8. Ефимов И. С. Об искусстве и художниках. М.: Советский художник, 1977.
9. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование. Исторический аспект, современное состояние и пути обновления. М.: Флинта, 2000.
10. Разина Т. М. Русская эмаль и скань. М.: Госместпромиздат, 1961.
11. Ювелирный Олимпх-2004: Каталог выставки. СПб.: Мир камня, 2004.
12. Magnificent jewels which will be sold an auction by Christie"s. Geneva , 1992. Каталог ювелирных украшений аукциона Кристи, 1992.
13. S-Sothby"s. Flora and fauna. Jewelry. New York , 2000. Sale 7524.

Постепенно уходят в прошлое годы, когда пределом мечтаний было обучиться на безликих «менеджера» или «экономиста». Возвращается ценность профессионального обучения, в результате которого выпускник может создавать что-то новое своими руками. Профессия ювелира - как раз одна из таких специальностей, переживающих сегодня второе рождение.

«Ювелир сегодня - это ремесленник, который обладает художественными навыками и следует вкусу заказчиков, умеет выполнять операции по монтировке ювелирных изделий и закрепке вставок, а также сможет организовать собственную предпринимательскую деятельность» (цитата с сайта колледжа имени Фаберже).

Несомненным плюсом ювелирного образования являются широкие возможности развития в зависимости от личных способностей и склонностей. Те, кто любит возиться с металлами и камнями, могут получить среднее профессиональное образование и работать на одном из ювелирных предприятий. Если есть склонность к дизайну и образы новых украшений возникают в голове один за другим, можно выбрать обучение в ВУЗе на художника или дизайнера с ювелирным уклоном. Те, кто просто искренне любит все связанное с украшениями, но не готов лично придумывать модели или работать за станком, могут получить образование эксперта, оценщика украшений и просто работать в этой сфере. Например, стать руководителем, консультантом или товароведом в ювелирном салоне или ломбарде.

Отдельное «направление развития» предлагают геологические вузы - вы будете знать все о камнях и сможете работать геммологом. Ну а если вы уже выбрали себе профессию, и вовсе не ювелирную, то можно отвести душу, посещая ювелирные курсы или мастер-классы. Семья и близкие будут рады время от времени получать в подарок сделанную вашими руками подвеску или колечко.

Пройдемся по основным вариантам получения ювелирной специальности - от самых основательных (ВУЗы) до средних профессиональных (колледжи) и узкоспециализированных (курсы, мастер-классы).

В этой статье мы разместили основные, самые известные ювелирные школы, и привели примеры московских обучающих центров. Ситуация в сфере обучения сегодня меняется очень быстро, происходит слияние разных школ, изменяются привычные названия. Пишите нам, если мы что-то упустили или информация изменилась с момента нашей публикации - мы оперативно внесем изменения!

Профессия ювелир - где учиться? Профильные ВУЗы

Московский филиал Высшей школы народных искусств (бывший Институт традиционного прикладного искусства) - сокращенно Московский филиал ВШНИ (бывший ИТПИ)
Дата основания - 1938 год, это одно из старейших учебных заведений подобного профиля. Считается, что большинство ювелиров, работающих на Московских художественных предприятиях, оканчивали именно эту школу.
Московский филиал Высшей школы (сама школа расположена в Санкт-Петербурге) предлагает обучение по специальности «Ювелирное искусство» . ВУЗ готовит художников-ювелиров, владеющих всеми этапами выполнения ювелирного изделия от замысла до воплощения в материале. «Учебные задания включают натуральные и декоративные изображения природных мотивов, натюрморта, пейзажа, портрета, фигуры человека».
Срок обучения:
колледж (2г 10м) или институт (4г)
Адрес:
Москва, ул.Мусы Джалиля д. 14, корп. 2

Московская государственная художественно-промышленная академия имени Строганова (МГХПА)
Ювелиров в «Строгановке» готовят на кафедре художественной обработки металла , которая функционирует с 1945 года. За время учебы студенты знакомятся со огромным спектром применения худо­же­ствен­ного металла: юве­лир­ные изде­лия, меда­ли, куб­ки, мел­кая пла­стика, посуда и так далее. Студенты копируют музей­ные экс­по­наты, обу­ча­ются гра­фике, ком­по­зи­ции и тех­но­ло­гии. Практикуются в собственных мастер­ских ВУЗа: куз­неч­ной, литей­ной, гип­со­мо­дель­ной, галь­ва­ни­че­ской, юве­лир­ной, чекан­ной, эма­льер­ной, сле­сарно-инстру­мен­таль­ной.
Срок обучения: 6 лет
Адрес:

Национальный исследовательский технологический университет (НИТУ «МИСиС»)
Кафедра литейных технологий и художественной обработки материалов (ЭкоТех) готовит специалистов в области художественной обработки металлов (в том числе - литье ювелирных изделий). По итогам обучения на кафедре можно получить звание бакалавра по направлению «29.03.04 – «Технология художественной обработки материалов»

Московский государственный университет дизайна и технологий (МГТУДТ) (куда вошел текстильный институт им.Косыгина)
Институт искусств, кафедра «Искусство костюма и моды»: самое молодое направление в подготовке – «Художественное проектирование ювелирных изделий». По окончании университета выпускник получает диплом художника-стилиста по соответствующей специальности.

ТОЛЬЯТТИ: Школа Ювелирного Дизайна, Тольяттинский государственный университет
(«Школа Шароновых»)
UPD: по нашей информации (июнь 2016 г.), школа, возможно, приостановила свою работу.
Школа основана семейной парой ювелиров - Николаем и Галиной Шароновыми - 13 лет назад, и знаменита работами как основателей, так и выпускников. Школа Шароновых – это высшая школа на базе Тольяттинского госуниверситета, выпускающая ювелирных дизайнеров. На курсе учатся от 7 до 10 человек. Николай и Галина Шароновы, художники-ювелиры, члены международного союза дизайнеров и творческого союза художников России, доценты ТГУ в 1990 году Шароновы создали художественно-производственную фирму «Скань», занятой разработкой и изготовлением произведений декоративно – прикладного искусства.
Сайт: ссылка на специальность «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в Институте изобразительного и декоративно-прикладного искусства Тольяттинского гос.университета

ВУЗы со «смежными» ювелирными специальностями

Учебных заведений, которые дают высшее образование по именно ювелирной специализации, не так много. Однако сегодня имеется достаточно много ВУЗов, где можно обучиться на дизайнера (пусть не ювелирного), и затем продолжить обучение по ювелирному профилю (либо наоборот, обучившись на ювелира в колледже или на курсах, продолжить обучение на дизайнерском поприще). Можно также получить высшее образование в другой области, связанной с ювелирным бизнесом:

МГУ, Геологический факультет, специализация по геммологии
Получить квалификацию геммолога (специалиста по драгоценным камням) на Геологическом факультете Московского Университета можно на разных уровнях высшего образования: бакалавриат, пятилетнее высшее образование, магистратура, аспирантура, докторантура.
Студенты-геммологи изучают все что связано с драгоценными камнями: общую геммологию, диагностику драгоценных камней, месторождения, оценку, поделочные камни, а также рынок драгоценных камней и ювелирных изделий.
Адрес: Москва, ГСП-1, Ленинские Горы, Главное Здание МГУ, или ул. Ялтинская, д. 11

Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе, Москва
В РГГУ на геологоразведочном факультете ведется обучение по специальности «Прикладная геология» (квалификация – горный инженер). Выпускники работают научными сотрудниками в научно-исследовательских лабораториях, экспертами в государственных минералогических музеях и Пробирной палате.
Срок обучения: 5 лет
Адрес: Москва ул. Миклухо-Маклая д.23

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва
Факультет экономики торговли и товароведения (ФЭТТ), кафедра товароведения и товарной экспертизы. Подготовка по специальности «Товароведение и экспертиза товаров », одна из специализаций – товаровед-эксперт непродовольственных товаров. В числе изучаемых дисциплин – «Товароведение и экспертиза ювелирных товаров», «Товароведение и экспертиза металлотоваров».
Срок обучения: 4 года
Адрес: г.Москва, Стремянный пер., 36

РОСТОВ-НА-ДОНУ: ДГТУ (Донской государственный технический университет)
В университете обучают по специальности «Технологии художественной обработки металлов»
Адрес: Ростов-на-Дону, Гагарина, 1

КРАСНОДАР: КГИК (Краснодарский государственный институт культуры)
- «декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, художественный металл»

Школы ювелиров: колледжи и среднее профессиональное образование

В первую очередь представляют интерес профильные колледжи и училища - художественные и декоративно-прикладные. Большинство из них - это подразделения ВУЗов из первой группы:

Московский филиал Высшей школы народных искусств (бывший Институт традиционного прикладного искусства) - колледж (среднее проф.образование) - см. выше в разделе ВУЗов.

Красносельское училище художественной обработки металлов (КУХОМ) - филиал Московской академии им. С.Г. Строганова.
Осуществляет подготовку специалистов по программам среднего профессионального образования на очной форме обучения. В КУХОМ обучают на:
- дизайнера для ювелирной отрасли (срок обучения 3г 10м)
- художника народных художественных промыслов (срок обучения 2г 10м)
Адрес: Костромская обл.; пгт. Красное-на-Волге

Художественно-промышленный колледж им.Васнецова, Абрамцевский филиал Московской академии им. С.Г. Строганова.
Готовит художников декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, камню, металлу, кости, дизайн и так далее)
Срок обучения: 3г 10м
Адрес:

Колледж декоративно-прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже, Москва
Колледж создан в 2005 году, и предлагает обучение по специальности «Ювелир» , а также «Инкрустатор » и «Дизайн в ювелирной промышленности» . Выпускники колледжа-профессиональные ювелиры становятся начальниками производственных участков, ведущими дизайнерами, художниками и технологами, владельцами собственного бизнеса. Выпускники колледжа по профессии «Ювелир» могут продолжить обучение в колледже по специальности «Дизайн в ювелирной промышленности», а так же в высших учебных заведениях.
Срок обучения: 3г 5м - на базе 9 классов, или 1г 10м на базе 11 классов
Адрес:

Первый московский образовательный комплекс, Москва
- создан в 2014 году на базе четырех московских колледжей: Технологического колледжа №14, Техникума художественных ремесел №59, Колледжа предпринимательства №15, Московского художественно-педагогического колледжа технологий и дизайна. Комплекс предлагает специальность «Ювелир » (а также, например, «Художник миниатюрной живописи» ). Правда, на сайте организации пока что невозможно прочитать подробнее о том, что входит в план обучения.
Адрес: Москва, ул.Тихомирова 10 к.1

Кроме профильных, ювелирному делу можно обучиться и в колледжах более универсальной направленности. Профессия ювелира в таких училищах представлена наряду с другими многочисленными полезными для «народного хозяйства» специальностями. Подобные средние профессиональные образовательные учреждения есть во многих городах. Приведем в пример несколько московских школ:

Колледж предпринимательства №11, Москва
В числе прочих специальностей, там обучают на «Огранщика алмазов в бриллианты» . Выпускники могут выполнять всю работу по огранке алмазов с применением современного оборудования и средств технологического оснащения. Имеются бюджетный и коммерческий варианты.
Адрес: Москва, ул.Смольная, д. 10а

Политехнический техникум №13 имени П.А.Овчинникова, Москва
В техникуме среди прочих специальностей заявлена «Ювелир – базовая подготовка» . По информации на сайте, обучение бесплатное, зачисление на обучение без экзаменов. Выпускники получают диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании с получением среднего общего образования.
Срок обучения: 3г 5м (на базе 9 классов) или 1г 10м на базе 11 классов.
Адрес: Москва город,улица Бибиревская, д. 6, корп. 1

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: CГБПОУ «Художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга имени Карла Фаберже»
- где обучат специальности «ювелир» на базе 9 или 11 классов.
Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Энергетиков, д.4, к.2 (метро «Ладожская»)

ЕКАТЕРИНБУРГ: Уральский техникум «Рифей»
- поможет освоить ремесло ювелира. Обучение на базе 9 или 11 классов, квалификация - ювелир, огранщик.

Где еще учатся на ювелира? Курсы и мастер-классы

Если вам не нужен диплом о высшем или среднем профессиональном образовании, а нужны именно знания и навыки, наилучшим вариантом будет найти подходящие курсы или пройти мастер-класс. Услуги дополнительного обучения на ювелира предлагают как «титаны отрасли», о которых мы уже писали выше, так и разнообразные частные студии и ювелирные предприятия. Искать подходящие ювелирные курсы имеет смысл, размещая конкретные запросы в поисковой системе. Ну а мы просто даем примеры разных вариантов подобного обучения.

Британская высшая школа дизайна, Москва
- в 2015 году заявила новую программу, рассчитанную на 1 год - «Ювелирный дизайн. Базовый курс» . Курс рассчитан на формирование принципиально новой прослойки дизайнеров современных ювелирных изделий, которые понимают, что произведение ювелирного искусства далеко не всегда подразумевает использование драгоценных камней и металлов, но обязательно имеет уникальные идею и воплощение. Студентам надо заранее настроиться на довольно высокую стоимость обучения - 250тыс.рублей.
Британская школа недавно ввела также краткосрочный дизайнерский курс для ювелиров..
Адрес: Москва, Н. Сыромятническая ул., 10, стр. 3. Центр дизайна Artplay

Краткосрочные курсы при Московской государственной художественно-промышленной академии имени Строганова (МГХПА)
Академия в числе прочих анонсирует 6-ти недельный курс «Ювелирное и эмальерное дело » для всех желающих. Его проводят при кафедре художественного металла, с выдачей сертификата МГХПА им.С.Г.Строганова или доку­мента о повы­ше­нии ква­ли­фи­ка­ции. Правда, стоит недешево - 45 тыс. рублей.
Адрес: Москва, Воло­ко­лам­ское шоссе, дом 9

Дополнительные курсы и мастер-классы от художественно-промышленного колледжа им.Васнецова (Абрамцевского филиала Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова).
Колледж предлагает различные профильные курсы, например, по перегородчатой эмали (описание).
Адрес: п.Хотьково Московской области

Обучение для взрослых (курсы) при колледже декоративно-прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже
Колледж предлагает обширную программу разнообразных творческих курсов, в том числе ювелирной направленности («Ювелир-монтировщик/закрепщик» , «Художественное эмалирование ювелирных изделий» и прочие). По окончании обучения выдается Свидетельство (удостоверение) соответствующего образца или сертификат.
Адрес: Москва, ул. Шипиловская, д. 17/1, стр.2

Мастер-классы от колледжа декоративно-прикладного искусства №36 имени Карла Фаберже
Предлагается в том числе мастер-класс «Изготовление ювелирного изделия»
Адрес: Москва, ул. Шипиловская, д. 17/1, стр.2

Авторские курсы при Московском государственном текстильном университете имени А. Н. Косыгина
Краткосрочные курсы могут включать обучение различным техникам создания украшений, например изготовления украшений из кожи.
Адрес: Москва, ул. Садовническая, д. 33, стр. 1
Сайт: ipk-design.com/avtor_kursi/

Геммологический центр при геологическом факультете МГУ проводит краткосрочные курсы в рамках доп.образования. Программы: экспертиза драгоценных камней , экспертиза бриллиантов , оценка алмазного сырья , оценка ювелирных украшений . Обучение на курсах не требует предварительной подготовки. Разработанные программы актуальны и для практикующих специалистов и для тех, кто только планирует профессиональную деятельность в области геммологии.
Адрес: занятия проводятся в Главном Здании МГУ на Воробьевых горах - Москва, ГСП-1, Ленинские Горы

«Геммологическая академия» (ГемАкадемия, или «Международный центр геммологии и бизнеса») - предлагает набор краткосрочных курсов коммерческой направленности для специалистов ювелирного рынка (маркетинг в ювелирном бизнесе , инвестиции в драгоценные камни , практики ведения бизнеса , оценка бриллиантов , ювелирные бренды ). Опыт и знания Центра подкреплены тесными взаимосвязями с ГемЦентром МГУ им. Ломоносова.

Геммологические курсы, семинары и тренинги от аналитической лаборатории геммологического музея им.А.И.Вернадского (Москва)
Лаборатория при музее регулярно проводит мастер-классы «Как покупать драгоценности?», а также семинары о драгоценных камнях и ювелирному искусствоведению.

Получить неплохой объем знаний и эстетическое удовольствие от посещения музеев Кремля можно, поучаствовав в программе «Мир драгоценного камня». Программа анонсирована на сайте Московского Кремля. Она состоит из 8 посещений музея – занятий включающих лекционную часть по заданной теме и знакомство с коллекциями Оружейной палаты. На занятиях дается возможность не только познакомиться с профессиональным оборудованием (рефрактометром, микроскопом), но и самостоятельно попробовать произвести оценку того или иного минерала.

«Мастерская вольных ювелиров Артефакториум», Москва
Ювелирные курсы, мастер-классы и коворкинг - рабочие места для ювелиров.
Адрес: Москва, ул. Новый Арбат, д. 34, стр. 1

«Академия стекла» (Москва)
- творческая мастерская для тех, кто увлечен техникой лэмпворк и имеет амбиции стать профессионалом работы по стеклу. Проводит курсы, мастер-классы со знаменитыми специалистами по стеклу со всего мира, и выставки.
Адрес: г. Москва, ул. Балтийская д.11, м.Сокол

Школа современного ювелирного дизайна j-design.pro (Дмитрий Медведев, Москва)
- обучает трем направлениям: ювелирная композиция, 3D-моделирование, мастерство.
Адрес: Москва, Малый Строченовский переулок 40/11

Обучение 3D-моделированию (Захар Емельянчук, Москва)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Школа ювелирного мастерства (ШЮМ)
Школа осуществляет обучение специальностям: ювелир-монтировщик (мастерство ручного изготовления изделий), ювелир-закрепщик, эмальер, гравер, дизайн ювелирных украшений, геммология, 3D-моделирование, цепевязание, техника филиграни, моделирование из воска, а также проводит курсы повышения квалификации.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: Школа ювелирного искусства «Образ и форма»
В 2000 г. на базе Фонда «ФОРМА» была создана школа ювелирного искусства «ОБРАЗ и ФОРМА». Целью фонда является воспитание нового поколения дизайнеров и стимулирование их творческого роста. Школа Ювелирного Искусства учит основам профессиональной творческой деятельности, большое внимание уделяет достижению высокого уровня владения навыками композиции, рисунка, живописи, графики и других художественных предметов.
Адрес: Санкт-Петербург, ул. Б.Пушкаревская, д. 46, ап. 18

Ювелирная студия «Росток» (Москва) проводит обучение навыкам ювелирного дела и разнообразные мастер-классы.

Школа ювелирного мастерства в Москве - авторская школа ювелира Владимира Успешина, проводит индивидуальное обучение и курсы. «Меня зовут Владимир. Более 20-ти лет я профессионально занимаюсь ювелирным делом и передаю свой опыт молодым мастерам.»

Список частных ювелирных курсов гораздо более обширен, чем указанные здесь компании.

Обучение ювелирному искусству за рубежом

В числе наиболее известных иностранных ювелирных школ обычно называют следующие:

Le Arti Orafe Jewellery School & Academy (Италия, Флоренция)
В школе вы можете пройти одно-, двух- или трехгодичные курсы.

L’Ecole Van Cleef & Arpels (Франция, Париж)

Fashion Institute of Technology (США, Нью-Йорк)
Знаменитый ВУЗ основан в 1944 году. В FIT вам предложат десятки самых разнообразных программ.

Instituto Europeo di Design - Университет дизайна (Испания, Милан).
Его оканчивали многие известные модельеры и дизайнеры. Отделение дизайна ювелирных изделий в Миланском университете ценится.

Центральный колледж искусства и дизайна имени Святого Мартина (Central Saint Martins, Лондон). Один из старейших англоязычных университетов по дизайну в мире, а также первый подобный ВУЗ в Великобритании. Основан в 1854 году, расположен в городе Лондон.

Королевский колледж искусств (Royal College of Art, Лондон) - предлагает второе высшее образование для взрослых в области дизайна и искусств.

Подборка иностранных учебных заведений (ювелирный дизайн, мастерство)

Другие полезные ссылки на ювелирные курсы и школы

Школа ювелирного мастерства (ШЮМ), Санкт-Петербург

Ковалева Ольга Владимировна

Евсюкова Евгения Викторовна

Соколовская Анна Алексеевна

Заместители декана

Кандидаты технических наук, доценты,
лауреаты премии Правительства в области науки

Диспетчер


Об институте

Институт искусств - комплексное учебное заведение, в котором в нескольких учебных корпусах в лекционных аудиториях, творческих и производственных мастерских, собственных и музейных выставочных залах учатся профессиональному мастерству студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры нескольких художественных образовательных направлений и профилей. Будущие законодатели мод в костюме и орнаменте, ювелиры, искусствоведы, реставраторы, фотохудожники слушают лекции и творят в едином дружном коллективе, закладывая товарищеские и деловые контакты, которые будут поддерживать всю свою жизнь.

Важной особенностью института мы считаем совместную учебу как создателей, так и исследователей искусства и арт-критиков, что позволяет нам давать отечественной культуре молодых людей, осознающих свое место в современной художественной жизни и активно влияющих на ее формирование. Статьи и рекламные ролики студентов-искусствоведов о своих талантливых товарищах-художниках и дизайнерах появляются в средствах массовой информации и специальной литературе еще до окончания ВУЗа.

В институте есть свои традиции индивидуального подхода к развитию творческого потенциала студентов. Сочетание теоретической подготовки с серьёзной практической деятельностью даёт хорошие результаты: студенты университета получают награды крупнейших отечественных и международных конкурсов моды и дизайна: «Русский силуэт», «Заводной апельсин», «Шаг в будущее», «Строгановский фестиваль модных дизайнеров», «Перспектива». «Новый век», «Вышитая картина», конкурс ювелирной фирмы «Де Бирс», конкурс «Миттель-мода» (Италия), конкурсы студентов школ моделирование мира (Япония, Китай, Германия) и др. Участие в выставках не только позволяет студентам увидеть себя со стороны, но и завязать полезные для карьеры связи.

Структура института искусств

Кафедры

01. Искусство костюма и моды
02. Искусство текстиля и орнамента
03. Искусствоведения
04. Рисунка и живописи
05. Реставрации и химической обработки материалов

Мастерские и лаборатории

01. Мастерская рисунка и пластической анатомии.
02. Мастерские рисунка.
03. Мастерские живописи.
04. Лаборатория инновационных технологий.
05. Швейные мастерские.
06. Лаборатория художественного проектирования обуви и аксессуаров.
07. Ювелирная мастерская.
08. Лаборатория проектирования трикотажных изделий.
09. Мастерская ручного ткачества.
10. Мастерская художественной росписи.
11. Мастерская художественной вышивки.
12. Лаборатория искусства кружева.
13. Мастерская художественной керамики.
14. Лаборатория мягкой игрушки.
15. Лаборатория Арт-фотографии.
16. Мастерская фотографики и уникальной печати.
17. Лаборатория архитектоники и сувенирной продукции.
18. Лаборатория Арт-проектирования и ткачества.
19. Исследовательские лаборатории реставрации.
20. Физико-химическая лаборатория.
21. Учебно-лабораторные залы.
22. Колористический центр-лаборатория.
23. Музей художественных тканей - научно-творческая лаборатория института искусств.

Направления и профили подготовки

В соответствии с действующими Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, Институт искусств осуществляет прием и подготовку бакалавров и магистров по следующим направлениям и профилям:

Направление 54.03.03. «Искусство костюма и текстиля» с профилями подготовки:

. «Художественное проектирование костюма» (подпрофили: художественное проектирование костюма», «художественное проектирование трикотажных изделий»)
. «Художественное проектирование текстильных изделий» (подпрофили: «художественное проектирование текстильных изделий для костюма», «художественное проектирование текстильных изделий для интерьера»)
. «Художественное проектирование изделий из кожи»
. «Художественное проектирование ювелирных изделий»
. «Рекламная и художественная фотография»

Направление 50.03.02 «Изящные искусства»

Направление 54.03.04 «Реставрация»

Профиль - «Реставрация художественного текстиля»

Профиль - «Художественный текстиль»

Для выпускников профиля «Художественное проектирование костюма» областью профессиональной деятельности являются: проектирование авторских коллекций моделей «Высокой моды» и «Pret-a-Porter»; костюма всех типов для торжеств, делового общения и повседневной жизни, спортивного костюма из тканей и других материалов для одежды и трикотажных изделий, создание зрелищного костюма.

Для выпускников профиля «Художественное проектирование текстильных изделий» областью профессиональной деятельности являются: разработка коллекций уникального и промышленного художественного текстиля для всех видов одежды, для жилых и общественных интерьеров. Уникальный текстиль выполняется в техниках разной росписи (батик), ручного ткачества (гобелен), ручной печати (шелкография). Коллекции промышленного художественного текстиля проектируются для массового производства платков, шарфов, зонтов, галстуков и др. аксессуаров костюма; производство ковров, постельного белья, обоев, напольных покрытий и др. интерьерного текстиля.

Для выпускников профиля «Художественное проектирование изделий из кожи» областью профессиональной деятельности является проектирование уникальных и промышленных коллекций обуви и кожаной галантереи и др. аксессуаров костюма в Домах моды и на предприятиях кожевенно-обувной промышленности из натуральной и искусственной кожи (модельная, спортивная, туристическая, ортопедическая обувь всех типов, сумки, рюкзаки, чемоданы, кожаные интерьерные изделий, походная и скаковая амуниция, украшения из кожи и т.п. изделия).

Для выпускников профиля «Художественное проектирование ювелирных изделий» областью профессиональной деятельности является проектирование уникальных и массовых коллекций ювелирных изделий и бижутерии в ювелирных фирмах, мастерских и на предприятиях ювелирной промышленности. Разработка форм и декора эксклюзивной и драгоценной фурнитуры, корпусов часовых механизмов, сувенирной продукции с применением драгоценных металлов, эмали, натуральных, искусственных, драгоценных и полудрагоценных камней, пластических масс, стекла и других материалов.

Для выпускников профиля «Рекламная и художественная фотография» областью профессиональной деятельности является создание произведений фотоискусства для целевого использования их в средствах массовых коммуникаций (журналах, модных каталогах и др. печатных и интернет-изданиях, слайд-шоу, TV-показах), дизайнерской практике в отделениях PR-акциях коммерческой или политической направленности. Творческая работа в таких жанрах как fashion-фотография, фотография ювелирных изделий и модных аксессуаров, парфюмерии и других уникальных и промышленных товаров, фотореклама спорта, туризма и отдыха, создание произведений искусства в сфере художественной фотографии и экспериментальном фототворчестве с использованием традиционных техник и новейших компьютерных технологий.

Для выпускников направления «Реставрация» (профиль «Реставрация художественного текстиля» ) областью профессиональной деятельности является выявление и атрибутация объектов материально-художественной культуры, определение их художественной и исторической ценности и реставрацию (консервацию, реконструкцию)

Обучение бакалавров, в целом, направлено на освоение знаний для работы с памятниками всей сферы материально-художественной культуры (живопись, графика, скульптура и т.д.). Особое внимание уделено исследованию, атрибутации и реставрации предметов декоративно-прикладного искусства и, в частности, художественного текстиля и предметов, составляющих костюм (включая разнообразные аксессуары, вплоть до ювелирных изделий).

Бакалавры-реставраторы готовятся к следующим видам профессиональной деятельности:
консервативно-реставрационная; научно-исследовательская и научно-методическая; исследовательско-проектная; организационно-управленческая; экспертная; производственно-технологическая

Значительное время в учебном процессе уделено занятиям по рисунку, живописи и композиции, т.к. реставратор должен знать основы создания произведений искусства и уметь говорить с художниками и дизайнерами на одном языке.

Для выпускников направления 50.03.02. «Изящные искусства» предусматривается получение всех навыков, необходимых для деятельности искусствоведа в современных условиях: научно-исследовательские, экспертно-аналитические, педагогические, культурно-просветительские, организационно-управленческие, включая основы арт-бизнеса, музейного дела, работы в средствах массовой информации.

Для выпускников направления «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (профиль «художественный текстиль» ) областью профессиональной деятельности является вся сфера декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (предметы и изделия культурно-бытового назначение, декоративная пластика, декоративное оформление интерьеров) и обучение направлено на создание таких произведений. Особенностью обучения является углубленное освоение процессов создания уникального художественного текстиля (ручное ткачество, ручная роспись-«батик» и печать-«набойка», вышивка, гобелены, ковры, шпалеры, изделий из войлока и других нетканых материалов, «лоскутное» шитье, искусство куклы и т.д.

В профессиональную деятельность бакалавров входят следующие знания и умения:
Владение методами создания произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; обладание реальными представлениями о процессе производства предметов и изделий, заявленных в названии направления и умением их практического создания; знание управленческих процессов в сфере прикладного искусства; знание основ педагогической работы в общеобразовательных и средне-профессиональных учебных заведениях, ориентированных на декоративно-прикладное искусство и народны промыслы, умение самостоятельно читать лекции и проводить практические занятия.

Фотогалерея

Фотогалерея - Институт искусств РГУ им. А.Н. Косыгина




























Краткая история института

Институт искусств организован на основе структур факультета прикладного искусства (прославленного во второй половине двадцатого века - ФПИ) Московского государственного текстильного университета, присоединенного к МГУДТ в 2013 году. Институт - результат развития научно-педагогической школы создания художественного текстиля, зародившейся в Москве в первой четверти девятнадцатого века, и школы художественного проектирования текстильных изделий и костюма, сформировавшийся в 1920-е годы двадцатого века в стенах первого отечественного художественно-технического вуза - ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа. Многие современные методики обучения института прямо опираются на авангардные поиски таких педагогов ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа как В. Степанова, Л. Попова, А. Родченко, Л. Маяковская, В. Удальцова, А. Куприн.

Совершенствование образовательного процесса идет непрерывно уже на протяжении 200 лет, так как знания, несмотря на трудности в жизни России, смену поколений и педагогов и названий учебных заведений, передавались и передаются из рук в руки. Опыт подготовки специалистов с высшим художественным образованием аккамулируется с 1920 года, т.е. без малого 100 лет.

После вхождения текстильного университета в состав МГУДТ в институте в 2014-2016 годы открылись новые направления обучения: «Изящные искусства», «Реставрация», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», а институт получил свое современное имя - Институт искусств.

Программы магистратуры:

1. «Арт-проектирование костюма из современных материалов (рук. проф. Лобанов Н.А., доц. Ковалева О.В.).
2. «Рекламная фотография и фото-АРТ» (рук. д.иск., проф. Бесчастнов Н.П., канд.иск., доц. Бесчастнов П.Н.).
3. «Авторская роспись и АРТ-квилтинг в современном художественном текстиле» (рук. канд.иск., доц. Морозова Е.В., к.т.н. Аксенова А.Н.).
4. «Концептуальное проектирование объемно-пространственных форм и аксессуаров костюма» (рук. докт.техн.наук, профессор Бастов Г.А.).
5. «Искусство и АРТ-критика» (рук. д.иск., проф. Бесчастнов Н.П., канд.иск., доц. Калашников Е.В.).
6. «Балет и синтез пластических искусств» (рук. д.иск., проф Портнова Т.В.).
7. «Музейное дело и практика современных art-галерей» (рук. канд.иск., доц. Малова Т.В.).

Количество обучающихся на сегодняшний день.

504 студента бакалавриата, магистранта и аспиранта.

Профессорско-преподавательский состав

48 педагогов (12 профессоров, 28 доцентов, 8 ассистентов и старших преподавателей)

Техническое оснащение аудиторного фонда

Аудитории, творческие мастерские и лаборатории оснащены необходимым для занятий оборудованием в соответствии с направлениями и профилями обучения бакалавров, магистров и аспирантов института.

Достижения преподавателей и студентов

В институте работают: 1 Лауреат государственной премии в области литературы и искусства, 5 Лауреатов премии правительства Российской федерации в области образования, 1 заслуженный деятель науки, 1 заслуженный художник России, 1 заслуженный деятель искусств республики Татарстан, 6 почетных работников высшего профессионального образования, 1 заслуженный работник культуры Монголии.

Ежегодно Лауреатами и дипломантами различных международных и всероссийских конкурсов и выставок становятся около 20 преподавателей и 50 студентов института.

Выпускники, которые добились успеха

К выпускникам, которые добились успеха, следует отнести почти весь профессорский состав института, Вячеслава и Егора Зайцевых, В Андриянову, В. Зубца, Д. Симачева, О. Овсиева, С. Ефремова, Н. Неретину, П. Дониса и многих других.

Искусство проектирования ювелирных изделий вдохновляется многими эмоциями: стремлением к красоте, потребностью в признании, стремлением произвести впечатление или продемонстрировать приверженность. О необходимости выразить почтение, лояльность или память создатели ювелирных изделий мечтали с давних времени.

Ремесленники-ювелиры создавали духовные и религиозные символы для отражения веры. Они разрабатывали украшения как символы супружества и верности на всю жизнь, а также как украшения-символы, олицетворяющие преданность семье или организации. создавали с целью увековечить память о потере близких и, конечно же, как символ чистой красоты ювелирного изделия.

Поэтому разумно предположить, что любая дискуссия о разработке ювелирных изделий должна начинаться с источников вдохновения. Существует несколько мотивов, которые могут вдохновить создателя ювелирных украшений. Первичные стимулы для него включают концентрацию на желаниях и потребностях предполагаемых пользователей. Затем исходят из тенденций рынка и моды, учитывают современные популярные темы. А еще – свободный порыв вдохновения, собственные мечты ювелира, возможности материала и драгоценных камней, диктующие направление дизайна.

Короче говоря, ювелир либо должен думать о человеке, который будет наслаждаться ювелирным изделием, о его образе жизни и потребностях либо исходить из особенностей имеющихся драгоценного камня или материала, из возможностей максимально выявить их красоту. В конце концов, мы либо создаем ювелирные изделия в расчете на конкретные слои населения с определенным чувством стиля, либо проектируем украшения, чтобы подчеркнуть особенности конкретных материалов.

Проектирование в ювелирном деле

С точки зрения пуриста, в проектировании ювелирных изделий было бы прекрасно, если бы была возможность сконцентрировать свое воображение в любом желательном направлении и беспрепятственно воплотить всё, что придет в голову.

В действительности драгоценные камни и металлы требуют несколько большего. При проектировании ювелирных украшений нужно выполнить пожелания заказчика. Должен быть учтен широкий спектр аспектов, начиная от цвета и стиля и до стоимости материалов. Именно ювелир знает ограничения ювелирного производства, возможности тех, кто в нем задействован.

После определения темы, ценности и целевого пользователя художник может работать в разумных границах и раскрыть талант и чувства, которыми он обладает. При заданной теме и рациональных параметрах материалов можно уверенно запроектировать ювелирное изделие и отразить конкретные настроение или эмоции.

Одни дизайнеры делают это с подробной цветовой проработкой, в то время как другие создают упрощенный, первичный эскиз для демонстрации заказчику. Многие современные ювелиры выполняют полную компьютерную визуализацию с помощью автоматизированного ювелирного дизайна, а некоторые просто работают, держа зрительный образ в голове. Независимо от метода, первичный образ непрерывно развивается на протяжении всего процесса создания изделия. Кажется, что тонкие нюансы неизбежны, как только начинается изготовление украшения. Представляется почти невозможным для ювелиров при создании ювелирного изделия учесть все технические вопросы, которые могут возникнуть при изготовлении ювелирного изделия и установке драгоценного камня. В зависимости от целесообразности или эстетических потребностей изменения продолжаются в течение всего процесса создания шедевра мастером.

Работа с ювелирными камнями

При создании украшений с ювелирными камнями определяющим является сам камень. В большинстве случаев процесс концентрируется вокруг драгоценного камня в силу его исключительной редкости, уникального характера или нестандартных формы либо размера.

В случае редких драгоценных камней ювелиры делают упор на особенности камня. Обычно целью является простота, чтобы привлечь внимание к самому камню. Возможно использование элементов стиля и симметричных решений, однако главное, чтобы редкий драгоценный камень был самым важным элементом изделия.

Когда используются необычные камни или асимметричной формы, процесс проектирования становится несколько менее ограниченным. Свободная, живая форма камня нередко диктует стиль. Часто форма или размер камня предопределяют, станут ли его носить в кольце, на шее, запястье либо как брошь. Большинство ювелиров считают, что драгоценные камни произвольной формы диктуют форму украшения, а художник придает ему настроение. В вы можете воплотить в жизнь любое ювелирное украшение.



Рассказать друзьям