Дар красноречия и сила молчания. Как развить красноречие: эффективное упражнение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Визирь восточного царства, чтобы завладеть престолом решил погубить законного наследника – принца Мусу. Его коварные замыслы разрушает мудрый говорящий попугай Аку. Своими рассказами он удерживает Мусу от гибели. Остроумные персонажи и поучительные истории Аку доносят глубокую мудрость до принца, питающего интерес к каждому слову попугая. Окунитесь и вы в удивительные, полные нравственности сказки, заботливо переведенные с языка хауса.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дар красноречия – настоящее богатство! (О. П. Косоруков) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© Абубакар Имам Альхаджи, 2016

© Олег Петрович Косоруков, перевод, 2016

© Готт Игорь, дизайн обложки, 2016

© Павел Борисович Хурумов, иллюстрации, 2016


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

Выраженная в сказках народная мудрость, является наиболее точным отражением культуры народа. Однако, что означает термин «народная мудрость»? Даже на современном уровне развития технологий, с учётом всеобщей компьютеризации и активного внедрения сети интернет, «коллективный разум» – всё ещё фантастика, хотя и осязаемая. Статус «народного» произведение приобретает лишь, когда забыто имя автора.

Имя автора книги «Дар красноречия – настоящее богатство!», к счастью, не забыто. Нигерию, родину Альхаджи Абубакара Имама заслуженно называют «Гигантом тропической Африки». Она занимает огромную территорию в Западной Африке, к югу от пустыни Сахара. Своим извилистым бегом её пересекает одна из Величайших рек мира – Нигер, впадающая в Гвинейский залив, который омывает южные пределы страны. Нигерия играет важную роль в определении политики Организации Африканского Единства.

Недра Нигерии полны природных богатств, а население богато разнообразными культурными традициями. Его составляет более двухсот пятидесяти народностей и этнических групп. Значительная часть в составе граждан принадлежит народности хауса, славным представителем которой является и Альхаджи Абубакар Имам.

Долгое время Нигерия находилась под протекторатом Великобритании, поэтому английский язык является одним из государственных языков Нигерии. Альхаджи Абубакар Имам, учитель английского языка в одной из школ города Кацина, расположенного в Северной Нигерии, написал свою книгу на хауса, чтобы она была доступна и тем, кто не знает английского языка. Он решил сделать обучение и воспитание увлекательной сказкой, а увлекательную сказку поучительной.

Движимый величайшей любовью к своему народу, Альхаджи Абубакар Имам видел его перспективы в правильном воспитании детей. Он считал, что даже во имя достижения высоких целей не стоит подавлять волю ученика муштрой, иначе из него получится лишь исполнитель, и никогда самостоятельный, инициативный, и ответственный человек. И только обличённый доверием учителя ученик может проявить самостоятельность и инициативу в учёбе. Такой ученик, как правило, становится достойным уважения человеком.

Возможно, именно воспитанные на общечеловеческих ценностях, содержащихся в книгах Альхаджи Абубакара Имама люди, и привели страну к независимости, которую Нигерия обрела в 1961 году. Язык хауса стал вторым государственным языком лишь в девяностые годы двадцатого столетия. В то время как благодаря помощи муниципалитета города Кацина, высоко оценившего актуальность и полезность данного труда и выделившего средства на издание книги ещё в 1937г., «Дар красноречия – настоящее богатство!» стала одной из первых книг, изданных в Нигерии на языке хауса.

Издательское дело, в то время не могло быть доходным в стране, где большая часть населения безграмотна. По этой же причине в Нигерию не ввозили книг, изданных за рубежом. Это обстоятельство даёт основание утверждать, что сюжет, напоминающий своей конструкцией сюжет сказок «Тысяча и одна ночь», является оригинальным изобретением автора.

Ещё одной важной отличительной особенностью «Дар красноречия – настоящее богатство!» является универсальность мудрости, заключённой в ней. Она вооружает людей методом распознания ситуаций, которые могут нанести им серьёзный вред и уберечься от них, не совершив необдуманных поступков. Иными словами, сказки обладают обучающим свойством.

Впервые изданные Северо-Нигерийской издательской компанией в городе Зария в 1937 году, сказки Альхаджи Абубакар Имама в трёх томах приобрели широкую популярность среди населения Нигерии говорящего на хауса, и переиздаются до сих пор.

Прогресс общественного развития позволил ещё в нынешнем столетии сделать книгу, написанную на языке африканского народа, название которого не известно абсолютному большинству граждан России, доступной в нашей стране. Это ещё один признак сближения народов независимо от расстояния, разделяющего их страны, разницы религий и культур. Ещё один шаг к всеобщему взаимопониманию.

Автор перевода Косоруков О. П.

Сравнивая царства минералов, растений и животных с человечеством, мы замечаем, что не только человек, но и все остальные существа наделены даром выражения. Камень обладает наименьшей способностью к выражению, и к нему мы чувствуем наименьшую привязанность. Мы бьем и колем его, мы добываем его в каменоломнях, и находим для него всевозможное применение, и совсем не симпатизируем ему, потому что он не разговаривает с нами. Он говорит нам слишком мало. Гораздо больше симпатии мы испытываем к растению; мы любим его, оберегаем, даем ему воду, и, поскольку оно обладает большей выразительностью, мы заботимся о нем больше. Но и среди камней есть некоторые, говорящие с нами более других; в особенности мы ценим алмазы, рубины и изумруды. Мы платим за них тысячи фунтов; мы носим их на себе.

Животные наделены гораздо большим даром выражения, чем растение или камень, и кажутся нам несравнимо более близкими существами. Собака вилянием хвоста, прыжками, каждым моментом своей жизни говорит: "Я тебя люблю", – и мы дарим ей значительно больше заботы. Мы не нуждаемся в том, чтобы рядом с нами в кресле лежало растение, но если собака сидит в кресле, то нам это нравится. Кошка тоже не владеет речью, но все равно умеет общаться с нами своим голосом. Во всех частях света люди ценят соловья за его голос, его выразительность. В лесах множество птиц, о которых мы никогда не думаем, потому что они не имеют голоса. Но певчих птиц мы все знаем и любим держать попугаев, которые могут говорить.

В Коране говорится, что Аллах сделал человека Халифом, правителем над всеми творениями, благодаря этому его дару – речи. Только человек наделен даром красноречия. Но тогда как одни люди подобны камню, некоторые – растению или животному, другие обладают человеческими качествами. Человек, похожий на камень, не способен к выражению; в нем нет магнетизма, притягательной силы. Он имеет лишь то, что присутствует в его внешнем облике – совсем как камни, пусть даже рубины и изумруды; если отбросить внешнее, больше ничего не останется. Человек, подобный растению, лишен интеллекта; у него есть лишь некоторые чувства, некоторая индивидуальность. Он может быть красив, а может походить на колючку или ядовитое растение. Человек-животное наделен чувствами и страстями, но не способен их выразить. Лишь тот является подлинно человеческим существом, кто наделен даром выражения, кто может говорить о том, что он чувствует.

Дар красноречия у индусов олицетворяет Вак, богиня речи. Почему не бог? Потому что тот, кто говорит, отзывчив Создателю, Богу внутри нас. Индусы также различали три типа людей: ракшаса, или монстр, мануша, или человек, и дэвата, богоподобный человек. Монстром является тот, кто лишен речи и чувств. Человек-мануша наделен чувствами, но лишен выражения. Богоподобный человек красноречив; и именно это делает его тем, кто он есть.

Красноречие существует от начала времен, потому что вначале было Слово, предшествующее созданию человека. Но ни камень, ни растение, ни животное не могли выразить Слово; это оказалось по силам только человеку, и когда он это сделал, то стал инструментом письма для Божественного Сущего. Вот почему творение обрело в человеке совершенство, вот почему он стал высшим из всех живых существ. Но говоря и раня своей речью сердце и чувства другого человека, он злоупотребляет красноречием. Русская пословица гласит: "Красноречивый язык – это меч, побеждающий мир". Меч может побеждать, а может и убивать. И язык тоже способен или побеждать, или разить. Эта же мысль выражена в евангельской проповеди: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю".

Мир подобен куполу, где все сказанное возвращается к нам. Если мы скажем: "Как красиво!" – эти слова вернутся к нам. Если скажем: "Ты глупец!" – эхо отзовется: ты глупец. Иной может считать себя очень важной персоной, которой позволено говорить все что вздумается, но однажды эхо его дурных слов настигнет его.

Иногда человек и не хотел бы говорить другу ранящих слов, но, сам не желая того, говорит грубо, потому что его ум переполнен плохими впечатлениями, хранящимися в нем. Поэтому мы должны сохранять только хорошие впечатления, не удерживая при этом другие, для того чтобы от нас исходило только добро.

О предмете можно говорить двумя способами. Прежде чем начать говорить, можно вспомнить все известное о предмете, а затем перечислить все доводы, всплывшие в уме. Это речь попугая. Человек повторяет то, что он выучил, совсем как попугай, говорящий определенные слова, потому что его научили так делать. Другой способ высказываться состоит в том, чтобы опереться на хранилище, на знание, всегда присутствующее в самом человеке. Чтобы обнаружить это знание, нужна стрела; такой стрелой служит глубинное чувство, что пронзает все преграды. Знание всегда с нами, но без красноречия мы отрезаны от него.

Когда мы видим ковыляющего по улице кривобокого калеку, то очень легко посмеяться над ним, но маленькое чувство вызовет в нас сожаление, а глубинное чувство принесет с собой способность выразить сожаление и сострадание.

Об удивительной силе воздействия слова на умы и поступки других людей знали еще с античных времен. По мнению софиста Горгия, «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх изгнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить...» Древние греки относили способность красиво излагать мысли к одному из видов искусств, проникающих в суть мироздания. В наше время дар красноречия не менее востребован и почитаем.

Происхождение термина «красноречие»
С точки зрения традиций ру сской стилистики смысл слова «красноречие» вполне понятен – умение говорить, строить речь красиво. Обратившись к научным словарям, мы не увидим там противоречия: под термином «красноречие» понимается природная способность правильно и убедительно излагать мысли в письменной и устной форме. Красноречие – это область ораторского искусства, которая помогает овладеть секретами эффективной монологической речи. Таким образом, если не обращать внимания на нюансы, понятия «ораторское искусство» и «красноречие» в общеупотребительной лексике являются тождественными.

Красноречие при близком рассмотрении
Успех выступления на публике зависит от способности оратора построить свою речь ярко, доказательно, логично. Чтобы получить такой эффект, необходима тщательная подготовка. Выступить экспромтом и «зажечь толпу» - по силам лишь одаренным единицам. Для того чтобы заразить какой-либо идеей окружающих, нужно самому чувствовать ее, впитав в свое существо.

Монолог оратора – это театр одного актера, где фальшь и внутренние колебания живо воспринимаются зрителями. Сознательному и бессознательному анализу подвергаются не только слова, но и интонация, мимика, поза, жесты выступающего. Все эти элементы должны быть продуманными и гармоничными, чтобы не препятствовать достижению цели.

Пристальный взгляд на красноречие выявляет в нем две стадии творческого процесса:
1. Ораторский замысел – осознание идеи для выступления, продумывание ее и планирование. Предстоящая речь должна из приблизительной схемы перейти к четкому очертанию конспекта.
2. Публичное выступление , где замысел и тема находят достойное воплощение.
На обеих стадиях труд оратора сохраняет свою индивидуальность и оригинальность, результативность которых оценивает публика.
Сравнивая ораторское искусство с театром, можно сказать, что выступающему приходится сочетать в своей деятельности три роли: драматурга, режиссера и актера.

Можно ли выработать способность к красноречию?
Как правило, дар убедительной речи дается человеку от рождения, проходя стадии развития и возмужания в благоприятной среде, подпитываясь умными книгами и беседами с мудрыми наставниками. Но, если муза ораторского искусства не оставила вам бесценный дар при рождении, можно постараться выработать его у себя собственными усилиями.
Умение вести себя свободно, при этом, не теряя внимание аудитории; импровизация чувствами и мыслями; доступное изложение сложных вещей; уместный юмор – все эти составляющие искусства красноречия не сразу оказываются доступными. Потребуются месяцы и годы упорного труда, чтобы отточить дар покорять публику. Главное, тренироваться, как можно больше. А каждый свой выход беспристрастно анализировать. Если вы честно признаетесь самому себе в явном промахе в выступлении, потом есть шанс его не повторить.

Чтобы говорить красиво, необходима неустанная работа по расширению своего кругозора, Нет печальнее зрелища, когда невежда с надменным видом излагает неведомые для себя вещи.

Возможно, первые выступления стоит посвятить зеркалу. Вы будете излагать мысли не в пустоту и, одновременно, сможете отследить свои жесты. Далее можно попробовать говорить перед небольшими аудиториями, состоящими из близких и знакомых людей. Эффектно произнести тост на торжестве – тоже шаг к цели. Когда первые маленькие победы над собственным страхом выступлений останутся позади, можно идти на широкую публику. Главное, чтобы вам было что сказать. Если человек говорит от души, многие шероховатости речи не удостаиваются внимания окружающих.

Искусство красноречия имеет большое значение, ведь человек своим словом может убедить людей в чем угодно. Хорошая речь и в личной жизни и в карьере является визитной карточкой. Поэтому многие хотели бы знать, как развить красноречие. Подобный навык безусловно необходим в личном саморазвитии. Существуют специальные тренинги и курсы по ораторскому искусству. Но красноречию можно учиться и самостоятельно. Простые рекомендации и специальные приемы помогут улучшить навыки общения.

Слово красноречие имеет различные понятия. Это умение построить аргументированную речь, возможность общаться на разнообразные темы и умение подать свою мысль так, чтобы она казалась достойной внимания слушателя. Чтобы научиться стройно и четко высказывать свои мысли, была создана специальная наука – риторика. У подобного учения есть определенные достоинства:

  1. Красноречие представляет собой навыки и приемы убеждения. Если человек грамотно может подбирать слова, то его аргументацию сложно опровергнуть.
  2. С его помощью можно выражать свои мысли четко и без долгих пауз.
  3. Умение прекрасно говорить создает впечатление достоверности размышлений. У большинства людей присутствует стереотип, что кто верно мыслит – хорошо излагает.

Развитие красноречия зависит от настроя и душевного состояния, которое влияет на качество речи. Умение перебороть свой страх и нервозность – отображается в способности говорить. Дополнительную уверенность придает качественная подготовка к выступлению. Опытные ораторы перед выступлением планируют и репетируют не только доклад, но и мимику, жестикуляцию и даже позу.

Риторика как наука необходима в образовательной сфере, где применяется академическое красноречие. Видом ораторского мастерства считается политическое красноречие, которое отличается доступностью и простотой выражений, убеждающей силой и способностью заражать идеей многих людей. Мастерство ведения коммуникаций необходимо в сфере бизнеса. Важной частью деловых отношений являются переговоры, презентации и заключения договоров.

Основные правила создания красивой речи

Наука красноречия предполагает тренировку голосовых связок, чтобы обладать приятным тембром. Также нужно заполнять свой словарный запас и не использовать тавтологий.

Какие упражнения помогут стать красноречивее?

Редко люди сразу же рождаются со способностями придумывать оригинальные речевые обороты, большинству данному умению приходится долго учиться. Именно для тренировки данного навыка и представлены следующие упражнения:

  1. Берется текст из любого источника и в нем зачеркиваются карандашом разные слова. Затем отрывок читается вслух, и на ходу нужно подменять перечеркнутые слова синонимами.
  2. Выбирается любая тема, и в течение 4-5 минут нужно говорить только на эту тему. Причем вести рассказ необходимо без запинок и ровно.
  3. Развивать красноречие поможет упражнение на креативность. Необходимо рассуждать на фантастические и самые необычные темы. Например: если бы не изобрели электричество, если бы сказки ожили или если бы в современном мире жили динозавры. При ответе нужно полностью раскрывать тему со всеми мельчайшими подробностями.
  4. Нужно брать слова из толкового словаря, начиная с простых, и самостоятельно давать им определение своими словами.
  5. Важное упражнение – поиск прилагательных. Нужно взять любое слово и подобрать к нему пять прилагательных, которые к нему подходят по смыслу, а потом пять, которые не подходят.

Все эти упражнения помогут понять: как развить красноречие. Специалисты советуют ежедневно вычитывать значение нового слова, подбирать к случайным словам множество синонимов и записывать свою речь на диктофон.

Какие книги стоит прочитать?

При ответе на вопрос как научиться красноречию — полезно изучать специальную литературу. Для этого не обязательно изучать словарь, существуют разнообразные обучающие и интересные пособия.

В самостоятельном обучении пригодятся следующие развивающие книги:

  • Повысить культуру речи и добиться выразительности речевых оборотов поможет книга Ирины Голуб «Искусство риторики. Пособие по красноречию».
  • Практические советы и рекомендации представлены в произведении Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».
  • «Ораторское искусство для начинающих» О. Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы.
  • Книга «Черная риторика» Карстена Бредемайера включает упражнения и приемы, помогающие говорить убедительно и вести переговоры с правильной аргументацией.

Регулярное чтение художественной литературы также обогащает словарный запас. Классическая художественная литература позволяет изучить стилистическое изложение мыслей и в какой-то мере перенять красоту изложения слога.

Специализированная бизнес литература поможет научиться грамотно и профессионально общаться в сфере вашей деятельности.

Литература по психологии общения поможет правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

Литература по психологии общения обучает правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами:

  1. Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения.
  2. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний.
  3. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной.
  4. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить. К импровизации важно подготовиться морально.
  5. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо.
  6. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги.
  7. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова.

Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве. Поставленная речь помогает утвердить свои убеждения и повлиять на людей, но при этом нельзя навязывать свое мнение. Важно убеждать ту аудиторию, которая готова слушать.

Необходимо приобретать опыт, ведь только практика поможет оттачивать мастерство.

Не менее важным считается вопрос: как улучшить красоту речи у своего ребенка. Подобное умение позволит не только хорошо отвечать у доски, но и стать успешным человеком в будущем. Для этого рекомендуется читать книги, слушать аудио сказки и устраивать домашние представления. Необходимо побуждать ребенка говорить и задавать ему при этом наводящие вопросы.

Регулярные занятия и упорный труд в развитии красноречия способны сделать из практически любого человека настоящего оратора.

Сравнивая царства минералов, растений и животных с человечеством, мы замечаем, что не только человек, но и все остальные существа наделены даром выражения. Камень обладает наименьшей способностью к выражению, и к нему мы чувствуем наименьшую привязанность. Мы бьем и колем его, мы добываем его в каменоломнях, и находим для него всевозможное применение, и совсем не симпатизируем ему, потому что он не разговаривает с нами. Он говорит нам слишком мало. Гораздо больше симпатии мы испытываем к растению; мы любим его, оберегаем, даем ему воду, и, поскольку оно обладает большей выразительностью, мы заботимся о нем больше. Но и среди камней есть некоторые, говорящие с нами более других; в особенности мы ценим алмазы, рубины и изумруды. Мы платим за них тысячи фунтов; мы носим их на себе.

Животные наделены гораздо большим даром выражения, чем растение или камень, и кажутся нам несравнимо более близкими существами. Собака вилянием хвоста, прыжками, каждым моментом своей жизни говорит: «Я тебя люблю»,- и мы дарим ей значительно больше заботы. Мы не нуждаемся в том, чтобы рядом с нами в кресле лежало растение, но если собака сидит в кресле, то нам это нравится. Кошка тоже не владеет речью, но все равно умеет общаться с нами своим голосом. Во всех частях света люди ценят соловья за его голос, его выразительность. В лесах множество птиц, о которых мы никогда не думаем, потому что они не имеют голоса. Но певчих птиц мы все знаем и любим держать попугаев, которые могут говорить.

В Коране говорится, что Аллах сделал человека Халифом, правителем над всеми творениями, благодаря этому его дару – речи. Только человек наделен даром красноречия. Но тогда как одни люди подобны камню, некоторые – растению или животному, другие обладают человеческими качествами. Человек, похожий на камень, не способен к выражению; в нем нет магнетизма, притягательной силы. Он имеет лишь то, что присутствует в его внешнем облике – совсем как камни, пусть даже рубины и изумруды; если отбросить внешнее, больше ничего не останется. Человек, подобный растению, лишен интеллекта; у него есть лишь некоторые чувства, некоторая индивидуальность. Он может быть красив, а может походить на колючку или ядовитое растение. Человек-животное наделен чувствами и страстями, но не способен их выразить. Лишь тот является подлинно человеческим существом, кто наделен даром выражения, кто может говорить о том, что он чувствует.

Дар красноречия у индусов олицетворяет Вак, богиня речи. Почему не Бог? Потому что тот, кто говорит, отзывчив Создателю, Богу внутри нас. Индусы также различали 3 типа людей: ракшаса , или монстр, мануша , или человек, и дэвата , богоподобный человек. Монстром является тот, кто лишен речи и чувств. Человек-мануша наделен чувствами, но лишен выражения. Богоподобный человек красноречив; и именно это делает его тем, кто он есть.

Красноречие существует от начала времен, потому что вначале было Слово, предшествующее созданию человека. Но ни камень, ни растение, ни животное не могли выразить Слово; это оказалось по силам только человеку, и когда он это сделал, то стал инструментом письма для Божественного Сущего. Вот почему творение обрело в человеке совершенство, вот почему он стал высшим из всех живых существ. Но говоря и раня своей речью сердце и чувства другого человека, он злоупотребляет красноречием. Русская пословица гласит: «Красноречивый язык – это меч, побеждающий мир» . Меч может побеждать, а может и убивать. И язык тоже способен или побеждать, или разить. Эта же мысль выражена в евангельской проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» .

Мир подобен куполу, где все сказанное возвращается к нам. Если мы скажем: «Как красиво!» – эти слова вернутся к нам. Если скажем: «Ты глупец!» – эхо отзовется: ты глупец. Иной может считать себя очень важной персоной, которой позволено говорить все что вздумается, но однажды эхо его дурных слов настигнет его.

Иногда человек и не хотел бы говорить другу ранящих слов, но, сам не желая того, говорит грубо, потому что его ум переполнен плохими впечатлениями, хранящимися в нем. Поэтому мы должны сохранять только хорошие впечатления, не удерживая при этом другие, для того чтобы от нас исходило только добро.

О предмете можно говорить 2-мя способами. Прежде чем начать говорить, можно вспомнить все известное о предмете, а затем перечислить все доводы, всплывшие в уме. Это речь попугая. Человек повторяет то, что он выучил, совсем как попугай, говорящий определенные слова, потому что его научили так делать. Другой способ высказываться состоит в том, чтобы опереться на хранилище, на знание, всегда присутствующее в самом человеке. Чтобы обнаружить это знание, нужна стрела; такой стрелой служит глубинное чувство, что пронзает все преграды. Знание всегда с нами, но без красноречия мы отрезаны от него.

Когда мы видим ковыляющего по улице кривобокого калеку, то очень легко посмеяться над ним, но маленькое чувство вызовет в нас сожаление, а глубинное чувство принесет с собой способность выразить сожаление и сострадание.

Сила молчания

В Веданте дыхание называется праной, жизнью. Дыхание – это цепочка, связующая воедино тело, сердце и душу. Дыхание так важно, что когда оно уходит, то покинутое им тело – тело, которое так любили и о котором так заботились, что даже из-за маленького насморка или кашля бежали к докторам и хватались за лекарства, становится больше не нужно. Оно уже не может оставаться живым.

Речь являет собой разрыв в дыхании. Иначе говоря, когда человек говорит, ему приходится делать больше вдохов и выдохов, чем в случае молчания. Дыхание подобно обручу, с которым играют дети: чем сильнее удар палочки, тем больше оборотов сделает обруч, катясь по земле; когда импульс толчка будет исчерпан, обруч упадет. Можно также привести в пример ход часов. Часы идут в течение такого периода времени, на который хватает их завода; его может хватить на 24 часа или на неделю, но дольше этого срока они идти не смогут, как бы сильно их ни заводили. Или вспомним детский волчок: он делает столько оборотов, на сколько хватит силы, с которой его раскрутили, а когда сила исчерпана, волчок падает.

От первого вздоха зависит, насколько длинной будет наша жизнь: сколько вдохов и выдохов нам отпущено. Разговаривая, мы тратим очень много жизненных сил; молчание в течение одного дня означает удлинение жизни на неделю или больше, а день, проведенный в разговорах, отнимает неделю жизни. Молчание – это лекарство от многих бед, хотя человек, живущий в миру, разумеется, не может практиковать его постоянно. Но он в состоянии следить за своими словами; человек мог бы помнить, что за каждое сказанное им слово он будет награжден небесами или наказан адом.

В Индии с древних времен живут мистики, которых называют муни. Они никогда не говорят, хотя в остальном живут как все люди. Эти мистики часто живут намного дольше, чем мы в настоящее время: 300 лет, 500 лет и даже более.

При воздержании от речи дыхание остается непотревоженным; оно равномерно и спокойно. Мистики всегда уделяли большое внимание дыханию и сделали его изучение принципиальным моментом своих занятий. Тот, кто овладел дыханием, овладел и собственной жизнью; тот, кто не может управлять дыханием, подвержен всем возможным болезням. Есть люди, управляющие дыханием бессознательно, например боксеры и борцы, а также некоторые люди, ведущие праведную жизнь.

В наше время мы настолько любим поговорить, что оставшийся в одиночестве человек испытывает желание выйти из дома и попытаться найти какого-нибудь собеседника. Часто люди наедине с собой начинают разговаривать с окружающими предметами, а многие говорят сами с собой, если больше не с кем. Если бы кто-нибудь объяснил им, они бы, возможно, поняли, как много энергии теряют с каждым сказанным словом. Молчание – это расслабление ума и тела; оно дарит отдых и лечит. Сила молчания очень велика, и не только с точки зрения получения и накопления энергии и жизненной силы, но и с моральной: много пользы можно приобрести молчанием.

Многие глупости, совершаемые нами, это глупости речи. За каждую неделю на одно ошибочное действие мы совершаем тысячи ошибок речи. Часто мы оскорбляем или раним другого только лишь потому, что слишком много говорим; воздержись мы от речи, этого бы не случилось.

Кроме того, существует тенденция к преувеличению. Все идеалисты, любящие чем-либо восхищаться, имеют склонность к преувеличениям. Если человек вышел из дома и увидел на плакате, что прилетает «цеппелин», он стремится напугать своих друзей и рассказывает, что летят 20 «цеппелинов». Когда его друзья впадают в панику, он испытывает определенное удовлетворение. Если идеалисты питают нежные чувства к другому, они говорят, что он – солнце и луна в небесах. Нет никакой нужды говорить все это.

В разговорах человек развивает в себе еще и склонность к противоречию. Что бы ни говорилось, он желает сказать нечто противоположное. Он становится похож на боксера или борца: если ему не с кем мериться силами, он чувствует себя обманутым, настолько велика его склонность к речи.

Однажды я присутствовал на приеме в доме друга, где среди людей был некто, споривший с каждым гостем, так что все они от него устали. Я старался избежать общения с ним, но кто-то представил нас друг другу, и, когда он услышал, что я преподаю философию, он решил: «Вот кто мне нужен». Первым делом он сказал: «Я не верю в Бога». Я спросил его: «В самом деле? Но верите ли вы в этот проявленный мир, в красоту этого мира многообразия и в то, что за ним стоит сила, породившая все это?». Он ответил: «Я верю во все это, но почему я должен поклоняться определенной личности и называть ее Богом? Я верю во все это, но не называю это Богом». Я сказал ему: «Вы верите, что каждое следствие имеет свою причину и что у всех этих причин должна быть одна изначальная причина. Вы называете это причиной, я – Богом; это одно и то же. Всегда есть кто-то главный, которому вы отдаете честь, кто-то над вами, перед которым вы склоняетесь, например, отец и мать, есть нечто светлое, что вы любите и чему поклоняетесь, есть кто-то, к кому вы относитесь с уважением, некая сила, перед которой вы чувствуете себя беспомощным. Каким же могуществом должна обладать Личность, которая создала и теперь держит под контролем все это, и насколько более она достойна веры и почитания!». Он ответил: «Но я не называю ее божественной силой, я зову ее универсальной силой, свойством, действующим механически, согласовывая все». Когда я пытался удерживать разговор на одном предмете, он перескакивал на другой; когда я следовал за ним, он опять перескакивал на следующий, пока наконец я не бросил это занятие, припомнив слова Шанкарачарья : «Все невозможное можно сделать возможным кроме одного: нельзя подвести к истине ум глупца» .

Стремление противоречить может разрастись настолько, что, даже если человек слышит собственную мысль из уст кого-то другого, он занимает противоположную позицию, чтобы обеспечить возможность спора. Есть персидская поговорка : «О Молчание, ты есмь бесценное блаженство, ты скрываешь промашки глупцов и даришь вдохновение мудрым!» .

Как много неразумного мы говорим из одной только привычки говорить! Как много бесполезных слов произносим! Если нас представили кому-то, то мы обязаны говорить, иначе нас сочтут невежливыми. И начинается беседа вроде этой: «Какой ясный день; сегодня холодно»,- или еще что-нибудь о погоде и так далее; привычка к таким бесцельным беседам со временем превращается в болезнь, так что человек не может успокоиться, пока не опустошит головы окружающих обсуждением бесполезных вещей. Он больше не может ни минуты прожить без того, чтобы следовать этому самоинтересу; он становится так увлечен речью, что может в один прекрасный день рассказать историю своей жизни незнакомцу, не давая ему вставить слово, хотя человек может быть весьма этим раздражен и готов сказать: «Мне-то что за дело?» Люди также часто выбалтывают тайны, о чем потом им приходится жалеть.

Под властью этих же чар человек выказывает в своих речах равнодушие, гордость, предубеждение, в чем после раскаивается. Все это порождается отсутствием контроля за речью. Иногда слово оказывается более ценным, чем все сокровища мира, а в других случаях слово может обратиться в меч.

Есть разные пути к вдохновению, но лучший среди них – молчание. Все мистики хранят молчание. Во время странствий по Индии я встречал многих великих людей, и все они воздерживались от речи хотя бы несколько часов в день, а некоторые – все 24 часа в сутки.

В Хайдарабаде жил мистик по имени Шах Кхамуш. Его звали так по причине его молчания. В юности это был очень умный и энергичный человек, который однажды пришел к своему муршиду с очередным вопросом наготове, что так естественно для ученика. Муршид сидел, погруженный в экстаз, и так как он не желал говорить, то приказал ему: «Молчи». Мальчик был глубоко поражен. Он никогда прежде не слышал таких слов от своего муршида, всегда такого доброго, терпеливого и готового ответить на любой вопрос. Но этого урока хватило ему на всю жизнь, поскольку он был разумным человеком. Он вернулся домой и не говорил ни с кем из семьи, даже с родителями. Тогда его муршид, видя это, тоже перестал разговаривать с ним. В течение многих лет Шах Кхамуш не проронил ни слова, и его психическая сила возросла настолько, что достаточно было взглянуть на него, чтобы испытать вдохновение. Одним своим взглядом он вдохновлял любого. Одним взглядом лечил. Это случилось не так давно, лет 25 назад.

Активность несет опьянение, а в наши дни активность так увеличилась, что с утра до вечера у нас нет ни минуты передышки из-за каждодневной вечной занятости, заставляющей нас без конца двигаться. К вечеру мы так устаем, что хотим только спать, а с утра все начинается снова. Этот образ жизни многое губит; человек так жаждет удовольствий, что забывает о жизни, которая сама по себе является удовольствием. У каждого должен быть хотя бы 1 час в день, посвященный тишине и неподвижности.

Следом за молчанием речи приходит молчание мыслей. Иногда человек сидит неподвижно, ничего не говоря, но мысли его непрерывно скачут. Ум может не хотеть этих мыслей, но они все равно приходят. Ум оказывается для них танцевальным залом, в котором они беспрепятственно кружатся и кружатся. Надо, чтобы одна мысль стала такой интересной, такой важной, что смогла бы вытеснить все прочие.

Когда мысли утихомириваются, наступает тишина в чувствах. Мы можем ничего не говорить против какого-либо человека, можем даже не иметь мыслей против него, но если хотя бы легкая неприязнь к нему присутствует в нашем сердце, то он это почувствует. Он ощутит в этом сердце ожесточение. Так же обстоит дело с любовью и привязанностью.

Абстрактное означает существование за пределами этого мира, где все формы существования сливаются, где все они встречаются друг с другом, и это отвлеченное состояние имеет собственное звучание. Когда этот звук также затихает и человек поднимается над ним, он достигает высшего состояния, наджат, вечности; но, определенно, чтобы достичь этого состояния требуется очень много усилий.



Рассказать друзьям