Использование марблс в мозаичных работах. Использование камешков Марблс с целью повышения мотивации дошкольников с речевыми нарушениями при автоматизации звуков

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ «МАРБЛС» В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУПП Слайд 1

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

Я представляю материал, о практической ценности которого еще малоизвестно в педагогическом сообществе, но который, при правильном и вдумчивом к нему подходе, отвечает всем требованиям ФГОС, и может быть успешно использован в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ – это камешки марблс.

Столкнувшись на просторах интернета с этим необычайно привлекательным материалом, почему-то невольно вспомнила картинку из детства, когда закапывала в песке разноцветные камешки-секретики, охраняла их, и потом, осторожно откапывая, показывала только близким людям…. Слайд 2

Я сразу прониклась симпатией к этому материалу и желанием сотворить что- то свое, для того, чтобы затем применить в работе с детьми, имеющими нарушение речевого развития.

В процессе более глубокого изучения, выяснила, что исследование происхождения камешков марблс началось недавно. Лишь в течение нескольких прошедших лет появились первые серьезные монографии в этом направлении. Сейчас известно, что предшественники камешков марблс - шарики из обточенного камня и обожженной глины, были найдены при раскопках древних цивилизаций в Африке, Европе, Северной и Центральной Америке. Слайд 3

Многие взрослые люди, наверное, помнят одну из своих детских игр с разноцветными камешками, когда надо было выбить из обозначенного круга как можно больше камешков противника. Можно предположить, что история этой игры начинается еще с пещерных времен, когда естественными играми мальчиков были те, которые позволяли им тренировать руку и глазомер, готовясь в будущем занять место среди охотников племени. Позже игра превратилась в забаву, и в средние века приобрела необычайную популярность.

Тогда были изобретены водяные машины для обточки и шлифовки мрамора и других поделочных камней. Мраморные, или как их тогда называли, алебастровые шарики были импортированы в Америку, где они получили английское название марблс, что означает мраморные.

Сейчас стеклянные шарики марблс изготавливаются на фабриках, из силикатного песка, который расплавляется в печи при очень высокой температуре, потом в горячее стекло добавляются красящие вещества – кобальт, селений и т. д., придающие шарикам необыкновенные оттенки и разводы. Горячее стекло режут на кусочки, и придают ему ровную гладкую форму шарика с помощью специальных механизмов.

О красоте и изысканности камешков марблс могут многое сказать их названия, например, «Замёрзшая Радуга», «Звёздная Пыль», «Галактика», «Янтарный Кристалл», «Чёрная Пантера», «Синяя Полночь Опал», «Капля Воды Бриллиант», «Морская Волна Кристалл». Слайд 4

Изготовляются и коллекционные марблс, напоминающие древние камеи, или представляющие собой крошечные фигурки, впаянные в стекло, как ископаемые насекомые в капельке янтаря. Слайд 5

На Западе увлечение марблс носит характер мании, да так и называется – мания марблс. Существуют клубы коллекционеров марблс, оформителей, работающих с марблс, игроков. Проводятся ежегодные мировые чемпионаты по марблс в Англии. Слайд 6

Марблс - изысканный оформительский материал. Его красота и разнообразие вдохновляют на создание дизайнерских шедевров не только художников-оформителей, но и любителей, людей, которые обладают фантазией и стремятся украсить свой быт и досуг. Шариками марблс украшают вазы с цветами, оформляют рамки для фотографий, выкладывают на дно аквариумов вместо речных камней. Слайд 7

На мой взгляд, камешки марблс являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Кроме того, что они приятны на ощупь и позволяют ребенку получить тактильно удовольствие, этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества не только со стороны ребенка, но и со стороны взрослого.

Итак, какие задачи можно решить, используя камешки марблс в работе с детьми, имеющими нарушения речи. Слайд 8

  • Развивать мелкую моторику, упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры рук ребенка
  • Упражнять в ориентировке на плоскости листа
  • Упражнять в согласовании прилагательных и числительных с существительными
  • Обогащать словарный запас, упражнять в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
  • Развивать связную, фразовую речь, эмоциональную лексику
  • Упражнять в звукобуквенном разборе слова, закреплять правильный образ буквы
  • Проводить профилактику дисграфии, работу по автоматизации поставленных звуков
  • Развивать глазомер, тактильные ощущения, эстетическое восприятие
  • Развивать образное мышление, зрительное внимание, память
  • Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца

Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Существуют игры, придуманные специально для марблс, например, такая древняя игра, дошедшая до нас, как «Калах».

Игра «Калах» это одна из вариаций игры «Манкала», её история по самым строгим предположениям насчитывает пять тысяч лет, а многие учёные дают ей и все семь. Кто первым додумался набрать камешков и насыпать их в лунки, история умалчивает, но произошло это в колыбели цивилизации, на востоке Африки.

Выбитые в камнях ряды лунок найдены в древнем городе Алеппо в Сирии, в храмах Мемфиса, Фив и Луксора в Египте и вдоль караванных путей в южной Африке, в пустыне Калахари.

По сей день эстетическая привлекательность Марблс удерживает интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Я предлагаю использовать камешки марблс для организации следующих игр:

  • «Собери по образцу». Цель: Закрепление знаний по изучаемой лексической теме и их классификация. Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку. Разновидности: Дается готовый схематичный рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для украшения её камешками. Слайд 9
  • «Найди свой цвет» Цель: Закрепление названия цветов, упражнение в согласовании прилагательных с существительными. Слайд 10
  • «Продолжи цепочку» Цель: Развитие логики, закрепление цвета и упражнение в согласовании существительных с прилагательными. Слайд 10
  • «Составь геометрическую фигуру» Цель: Закрепление названий геометрических тел. Слайд 11
  • «Смотри и говори» Цель: автоматизация поставленного звука. Картинки, подобранные на определенный звук с чистоговоркой или стихотворением. Слайд 11
  • «Выложи по контуру». Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация. Слайд 12
  • «Заполни изображение» Произвольное выкладывание по готовой картинке. Цель: Закрепление изучаемой темы и работа над словарем, также задание для творчества. Слайд 12
  • Звуко-буквенный анализ слов. Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза. Фишки-камушки выкладывать под буквами или в пустые клеточки - звуков. Красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный. Слайд 13
  • «Гусеница - модница» (как вариант). Взрослый называет ряд слов, а ребёнок определяет первый (последний) звук в каждом слове и последовательно выкладывает соответствующий камушек.
  • «Кривое Зеркало». Цель: Работа по коррекции дисграфии. Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения. Слайд 14
  • «Знакомство с буквой». Цель: закрепление образа буквы. Дети выкладывают из камешков буквы. Слайд 14
  • «Волшебный мешочек» (как вариант).

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

2 вариант . Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек - зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек - жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

  • «Найди место камешку» Цель: развитие пространственного восприятия. Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок. Слайд 15
  • Собери фигуру по инструкции Цель: развитие пространственного восприятия. От точки 2 клеточки вправо и т.д. Слайд 15
  • «Помоги двум друзьям найти свои домики» Цель: развитие пространственного восприятия. По инструкции выложи дорожки (2 клеточки вправо, одна влево….) Слайд 16
  • «Лабиринт сказок». Цель: развитие связной речи. У игры съемный верх, поэтому имеется множество вариантов сказок. Пройди лабиринт и расскажи сказку. Также лабиринт предметов на заданный звук, развитие фонематического слуха и закрепление звука находящегося в автоматизации. Слайд 17
  • «Крестики - нолики». Цель: развитие внимания, мышления и речи. Слайд 17
  • «Собери эмоцию». Цель: развитие эмоциональной лексики. Слайд 18
  • «Звуковые дорожки» Цель: автоматизация поставленного звука. Слайд 18
  • «Сладкая колбаска». «Великолепный торт». Цель: развитие эстетического восприятия; согласование числительных с существительным, обогащение словаря. Оказывает успокаивающий эффект на гиперактивных детей. Работа с другим материалом, пластичным песком. Слайд 19
  • «Веселый пейзаж». Цель: развитие эстетического восприятия; согласование числительных с существительным, обогащение словаря. Оказывает эффект релаксации. Работа с другим материалом, пластичным песком. Слайд 20
  • «Сад камней». «Цветущая полянка» Цель: развитие эстетического восприятия; обогащение словаря, работа над грамматическими категориями. Эффект релаксации. Работа с другим материалом, цветным песком. Слайд 21
  • «На море». «Пейзаж морское дно» (можно использовать с водой). Цель: развития эстетического восприятия, творчества, обогащение словаря, работа над грамматическими категориями. Эффект релаксации . Слайд 22
  • «Сухой бассейн». «Найди и определи что это». Цель: развитие тактильных ощущений. Составление описательных рассказов об игрушке. Слайд 23
  • «Секретик». Цель: развитие мелкой моторики, работа над предлогами. Эта деятельность расслабляет и успокаивает детей. Слайд 24
  • «Золушка». Цель: Закреплять название цветов. Согласование числительных с существительными. Варианты. Разбери по цвету. Разбери по форме. Разбери по размеру.
  • Басня Кукушка и Петух. Цель: Научить пересказывать, рассуждать. Работа над текстом. Составление картин по образцу и пересказ. Слайд 25
  • Сказка Коза Егоза. Цель: Научить пересказу. Работать над выразительностью речи. Работа над текстом. Составление картин по образцу и пересказ. Слайд 26
  • Создание объемных коллективных работ по инструкции и на свободную тему. Цель: Работа над пространственной ориентацией, развитие глазомера. Творческое и эстетическое развитие. Слайд 27,28.

Используя данный материал в логопедической работе с детьми на протяжении 2 лет, я получила следующие результаты: из 25 выпускников в 2015-2016 году количество детей, выпущенных в школу с чистой речью составило 13 человек (52%), со значительными улучшениями в речи – 12 детей (48%.). С высоким уровнем подготовки к школе выпущено 19 человек (76%,), со средним – 6 (24%). Эти дети имеют благоприятный прогноз обучаемости, они успешны в общении со сверстниками и взрослыми, имеют хороший запас знаний и умений. У всех детей в конце года была выявлена положительная динамика развития психических процессов. У многих детей повысился общий уровень познавательного развития. Слайд 29,30.

Шарики Марблс - это потомки глиняных шариков, которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс - в переводе означает «мраморный» . Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Шарики марблс очень красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам. Игры с шариками Марблс – это физическое и умственное развитие ребенка.

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В игре ребёнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Навык красивой, правильной, грамотной речи легче формировать в игровых ситуациях. Играя с камешками марблс у детей, развивается память, мышление, речь, внимание, воображение.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что "морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук". Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, "мощным средством повышения работоспособности головного мозга".

Цель: развитие у детей познавательного интереса, интеллектуальное развитие детей; развитие моторики рук, мышления и речи детей.

Задачи , которые решаются при использовании шариков Марблс в играх и упражнениях:

1. Формируется ориентировка на листе бумаги.

2. Отрабатывать навык правильного произношения звуков, четкого произношения отдельных слов и фраз.

3. Обогащать словарный запас.

4. Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов.

5. Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру).

6. Работать над дифференциацией цветов.

7. Упражнять в счете.

8. Развивать сложные координированные движения рук и моторику пальцев.

5. Развивать память, внимание и логическое мышление у детей.

6. Развивать фантазия и творческое мышление у детей.

Для интересной и плодотворной работы с детьми по речевому развитию было создано дидактическое пособие «Повтори» .

Развитие пространственных представлений

Цель : развитие у детей познавательного интереса, интеллектуальное развитие детей.

Формируется ориентировка на листе и в пространстве;

Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов;

Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру);

Развивать сложные координированные движения рук и моторику пальцев;

Развивать память, восприятие, внимание и логическое мышление у детей;

Развивать фантазию и творческое мышление у детей.

Оборудование : пластмассовое игровое поле (формочка для льда и контейнер), карточка с образцом игрового поля, камешки Марблс.

Задания :

Вариант 1. Воспитатель выкладывает с помощью камешков образец дорожки (фигуры, узора), при этом используются камешки разной формы, размера и цвета. Образец фигуры (дорожек) выкладывается на карточке. Ребёнок должен повторить образец на пластмассовом игровом поле.

Вариант 2. Педагог дает устные задания типа: Положите синий камушек - в левый верхний угол, зеленый - в правый верхний угол, синий - в правый нижний; зеленый - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

Вариант 3. Можно предложить ребёнку самому придумать узор, фигуру и выложить на игровом поле, используя камешки разной формы, размера и цвета.

Развитие тактильных ощущений.

«Золушка».

А). Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Б). Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – квадратные, круглые.

В). Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.) Оборудование : емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов.

Задание : педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

Развитие счета.

"Весёлый счёт"

Выложить столько камешков на столе, сколько:

У человека носов?

Сколько пальцев на одной руке? на двух?

Сколько ушей у собаки?

Сколько глаз у кошки?

Сколько крыльев у птицы?

Сколько ножек у стола? и т. д.

При использовании шариков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание и мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на под групповых, индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Виолетта Никулина
Использование камешков Марблс в работе логопеда

Использование камешков Марблс в работе логопеда .

Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это : создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.

Я представляю материал, отвечающий всем требованиям ФГОС, который можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс .

Камешки Марблс - это потомки глиняных камешков , которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс - в переводе означает «мраморный» . Камешки Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.

В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Главная цель использования камешков «Марблс » на логопедических занятиях - это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами.

Задачи :

коррекционно-образовательные :

Формирование правильного захвата шарика кистью руки.

Обогащение и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов , наречий, прилагательных, глаголов.

Профилактика дисграфии.

Закрепление знаний цветов.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Формирование звукового – буквенного анализа и синтеза.

Формирование слогового анализа и синтеза .

коррекционно-развивающие :

Развитие грамматического строя речи.

Развитие сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

Развитие ориентировки на плоскости листа.

Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетического восприятия.

Развитие фантазии ребенка.

коррекционно-воспитательные :

Воспитание коммуникативных навыков.

Я хотела бы Вас познакомить с играми с использованием камешков Марблс .

1. Развитие тактильной чувствительности.

Игра «Сухой бассейн»

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс , среди которых -мелкая игрушка. Логопед предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.

Вариант 2. У ребенка глубокая чаша наполненная крупой, в которой находится шарики марблс . Логопед предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.

Игра «Золушка»

Логопед предлагает ребёнку разобрать камешки :

Вариант 1. Разбери по цвету.

Вариант 2. Разбери по форме.

Вариант 3. Разбери по размеру.

2. Развитие пространственных представлений.

Игра «Вверх-вниз, вправо-влево» .

Логопед предлагает эталон разложенных камешков на плоскости , ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится .

Логопед предлагает ребёнку на слух распределить камешки на листе бумаги . Например : положите красный камешек в центр листа . Синий - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний; белый- в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.

3. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало» .

Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.

Игра «Знакомство с буквой» .

Логопед предлагает выложить буквы по контурам, по образцам, или самостоятельно.

Игра «Строители» .

В этой игре ребёнку необходимо восстановить сломанные буквы, слоги.

4. Обогащение словарного запаса.

Игра «Выложи по контуру»

Можно использовать камешки Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т. д.

Логопед предлагает ребёнку :

Выложить камешки по контуру картинки .

Заполнить картинку камешками .

5. Развитие грамматического строя речи.

Игра «Назови ласково» (можно использовать эту игру и на автоматизацию звуков)

Логопед предлагает ребёнку помочь девочке Рае добраться до домика, построив дорожку из камешков , называя при этом слова ласково.

Например : ребёнок называет рак – рачок и кладёт на картинку камешек .

Игра «Волшебный мешочек»

В этой игре ребёнку нужно достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом, изображённым на картинке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак :

Например :

Зелёный камешек - зелёный огурец , лук, крокодил и т. д.

Жёлтый камешек - жёлтая репка , жёлтое солнце, и т. д.

Игра «Жадина»

Логопед рассказывает историю про ёжика «Жадину» , он про все предметы говорит : Мой/моя/моё/мои. Дети называют картинку, используя правильное местоимение, потом кладут камешек в клеточку . Игра продолжается до тех пор, пока не закроются клеточки камешками .

Например : моя груша, моё ведро и т. д.

6. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра «Мягкий или твердый?»

В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в домик с синей крышей, зелёные камешки в домик с зелёной крышей).

Игра «Услышь звук»

Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка .

Например : в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, поэтому кладём камешек в первую клеточку .

Игра «Звуковой мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).

7. Развитие звуко-буквенного анализа слов.

Дети с помощью камешков выполняют звуковой или звуко – буквенный анализ слов. А затем логопед задаёт вопросы :

С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?

Какие еще слова можно придумать с этим звуком?

На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?

Сколько в слове гласных, сколько согласных?

8. Развитие слогового анализа и синтеза слов.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков . А затем сравнивает слова : где камешков больше ? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

9. Развитие связной речи.

Игра «Составь предложение» .

Логопед предлагает составить предложение с заданным словом или по картине и с помощью камешков показать это на схеме. После этого просит ребёнка сосчитать сколько слов в предложении.

10. Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.

Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»

Логопед просит ребёнка помочь бабочке долететь до цветка. Для этого нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке .

Игра «Помоги двум друзьям встретиться» .

Эта игра направлена на дифференциацию звуков. Логопед даёт такое задание : например : Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире , или Володе и помоги друзьям встретиться. (можно с картинками)

Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков

Ребёнок передвигает камешки по картинкам , чётко проговаривая слова

Передвигаем камешек по картинкам , четко проговаривая слова.

Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых , индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.

Мошкова Светлана Владимировна,

воспитатель

МАУДО «Детский сад № 9»,

город Ялуторовск, Тюменская область

« Истоки способностей и дарований детей на кончиках пальцев.

От пальцев идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

Цель: - рассмотрение современной методики применения коррекционной технологии в образовательной деятельности с детьми;

Задачи:

Познакомить родителей с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей;

Мотивировать родителей на применение камешков Марблс в домашних условиях;

Использовать нетрадиционные методы работы для повышения эффективности процесса коррекции речевых нарушений;

Оборудование:

1. листочки бумаги круглой формы для записи имени;

2. фломастеры;

3. подносы;

4. камешки Марблс разного цвета, формы, текстуры, размера;

5. картинки для работы: «Цветочная полянка», «Мозаика» - игрушки, фрукты, овощи, буквы, цифры, «Торт», лабиринт, улитка, жираф, судоку, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для тучки и цветочков, гроздь винограда, игры - бродилки

6. чудесный мешочек

Ход мероприятия:

1. Приветствие

Добрый день, уважаемые родители! Я рада вас всех приветствовать на моем мастер-классе.

2. Вступление

Тема моего мастер-класса «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей», т.е. как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста. Для того, чтобы начать мастер-класс, мне нужно знать, как к вам можно обращаться по имени. Напишите на листочке свое имя и прикрепите слева на груди.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.

3. Теория

Марбл – это шарики или сплюснутые овальной или круглой формы. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках. А главное их предназначение это веселые, полезные и простые игры. С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше. Но помните, что детки младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.

Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить.

4. Практическая часть

Все что мы сейчас с вами будем делать, это делают мои детки.

А) ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ

Что в этих вазах? Как вы полагаете?

Опустите свои руки в вазы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)

Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?

А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

ü Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков, и раскрыв кулачки, определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)

ü Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)

ü Пинцетные (взять камешек большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)

Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

(взять красные камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо

Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.

Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

Б) ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;

Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

В) РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ ПРЯМОЙ – КРИВОЙ

Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать

Справа сидящие – кривую (можно чередовать по цвету, форме, размеру)

А сейчас, соберем и устроим грохот.

Г) РАБОТА НА ТЕКСТУРОЙ КАМЕШКОВ

Найдите как можно больше гладких камешков и шершавых (шершавыми можно считать камни у которых есть грани) и потрогайте пальчиками.

Д) РАБОТА С КАМНЯМИ БЕЗ ОБРАЗЦА

Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней?

(торт, цветок, бабочку, бантик и т.д)

Можно выложить из квадратов и кругов машинку.

Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.

Е) ИГРЫ

Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:

v Игра «Цветочная полянка»

Задание: - слева сидящие выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки

Справа сидящим – наоборот добавить лепесточки у цветка и выложить недостающие стебли и тоже добавить листочки.

v Игра Мозаика»

Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету)

v Игра «Украсим торт»

Задание - верхний ряд у торта – с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус – крупными Марблс

v «Чудесный мешочек»

Задание – по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)

Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)

v Игра «Лабиринт»

Задание – выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок лабиринта

v «Буквы» - запоминают их зрительно

Задание – выложить буквы разного цвета и составить слово (например: шина). Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.

v « Зеркало»

Задание – выложи букву в зеркальном отражении

v «Техники»

Задание – почини сломанные буквы

v «Цифры» - запоминают образ цифр

Задание – выкладывает цифры нужного цвета. Чего бывает два?

v «Крестики – нолики»

v «Разноцветная полоска»

Задание – найдите самый прозрачный камень и он будет путешествовать и менять цвет - двигайте его по полоске, называя каким цветом стал камень и добавляя (например белый, как снег и т.д)

v «Выложи по образцу»

Задание – нужно выложить по образцу похожую картинку.

Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой формы, но форме определенного предмета. Но с такими камешками возникает много новых идей. И это будут более сложные игры, которые способствую развитию навыков чтения, письма, т.е мы будем учиться делить слова на слоги, определять первый и последний звук в слове, последовательность звуков

v «Гроздь винограда»

Задание - нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего цвета. (например взрослый показывает картинку или называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов)

Слова: кошка, сок, колесо, лимон, вода, машина, дом, рука и т.д

v «Тучка и дождик»

Задание - нужно подобрать слово на заданный звук. (например из тучки должен политься дождик капельками и полить цветок со звуком К в начале слова, со звуком Ш – в середине, со звуком А – на конце и т.д)

v «Жираф»

Задание – определение первого звука в слове (украсить жирафа пятнышками, после того, как определят первый звук в слове.

Можно использовать разные игры для определения второго, последнего звука в слове.

Слова: стул, улица, цапля, туча, кошка, арбуз, книга и т.д.

v «Судоку»

Задание – заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся.

v Игры бродилки – для автоматизации звуков в словах

Помоги Белоснежке добраться до домика семи гномов и угостить их конфетами. Для этого ты должен правильно назвать картинки (или повторять слова за мной). С каждым правильно произнесённым словом ты берёшь камешек и выкладываешь дорожку Белоснежки к домику 7 гномов. Говори красиво, выделяй звук [Л]. В конце игры можно посчитать количество камешков на дорожке, назвать цвета выложенных камешков. Для такого варианта игры листы с предметными картинками можно разрезать, чтобы получились карточки с отрабатываемым звуком;

Посмотри внимательно на картинки (в данном случае лист с картинками не разрезается). Назови мне те картинки, где звук [Л] стоит в начале слова (середине, конце);

Назови и покажи домашних животных, диких животных, фрукты, овощи, продукты (используются листы с предметными картинками);

Помоги добраться до острова. Говори правильно звуки З – ЗЬ

Помоги мальчику добраться до бассейна. Говори правильно звуки Р

Помоги рыбке подняться на поверхность. Говори правильно звук Ж

(можно все картинки разрезать и перемешать и предложить детям выбрать свои картинки на определенный звук)

Для развития цветовосприятия можно выкладывать камешки разных цветов...

Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.

При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как в под групповых и индивидуальных занятиях, так и свободной деятельности.

5. Рефлексия

А сейчас еще раз опустите свои руки в вазочки с камнями и ощутите, какая от них идет положительная энергия.

Скажите, что развивают камешки Марблс?

Разделы для работы с камешками Марблс:

Þ Развитие тактильно-двигательного восприятия;

Þ Формирование сенсорной культуры (сенсорные эталоны – форма, цвет, величина);

Þ Развитие зрительного восприятия;

Þ Развитие восприятия пространства;

Þ Развитие творческих способностей;

Þ Развитие речи;

Þ Формирование буквенного анализа;

Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.

СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!

Литература:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Оксана Волкомурова

С ребенком надо делать все через игру…

Д. Б. Эльконин

Цель : организация коррекционной работы по развитию речи посредством камешков Марблс .

Задачи : познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, с камешками Марблс , которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей .

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи . По мнению известного философа Канта : «Рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг» .

Камешки Марблс , являются замечательным средством развития мышления , речи , общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми , имеющими нарушения речи , так как позволяет решить широкий спектр задач :

Развитие мелкой моторики

Упражнение в ориентировке на плоскости листа

Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными

Обогащение словарного запаса, упражнение в употреблении предлогов, наречий , прилагательных, глаголов

Развитие связной , фразовой речи , эмоциональной лексики

Упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое.

Камешки Марблс пособие , которое способствует реализации принципа интеграции образовательных областей.

Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

Применение камешков "Марблс " в работе логопеда - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста советую применять камешки Марблс . На индивидуальных логопедических занятиях использую разнообразные задания с камешками Марблс , учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников.

1. «Веселый счет»

2. «Волшебный мешочек»

3. «Выложи звуковую дорожку»

4. «В поисках буквы»

5. «Лабиринт» (на автоматизацию звука Л)

6. «Выложи по образцу, по контуру»

7. «Знакомство с буквой»

8. Игра «Жадина»

9. «Узнай звук» и многие другие игры, с которыми вы можете познакомится в данном пособии.

Многие игры придуманы мною такие как : «Встань в ряд» , «Кто в каком вагоне поедет?» , «Буква сломалась» , «Волшебные дорожки»

Практическая часть

Логопед : Давайте и мы с вами побываем в роли волшебника.

У вас на столах приготовлены листы бумаги, разного цвета и камешки Марблс . Сейчас мы с вами пофантазируем.

Педагоги выкладывают картину при помощи камешков на определенную тему : «Морское дно» и «Домик в деревне» .

Затем педагоги должны придумать как можно больше игр по данной картинке, которые они могли использовать во время индивидуального или фронтального занятия.

Например : 1. Ориентировка в пространстве

2. Согласование прилагательных с существительными

3. Согласование числительных с существительными

4. Составление предложений с предлогами, с заданным словом.

5. Игры на развитие памяти , внимания.

(«Какого цвета были рыбки» )

Второе задание :

Педагоги выкладывают камешками слова с карточки (солнце, очки, морковь) и по первым звукам этих слов называют слово, которое придумал логопед.


Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи , памяти, мышления детей. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию : радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у нас в кабинете праздник.

В конце мастер-класса педагогам предлагается выложить веселый смайлик, если мастер-класс понравился .


Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам использование в своей работе разнообразных методов и приёмов для всестороннего развития каждого ребенка .

Публикации по теме:

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.

Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной,.

Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей Тема: «Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста» Мурсалимова Светлана Агзамовна. Проблема развития.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика в работе с детьми» на тему: «Логоритмика в работе с детьми» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение логоритмики для развития детской речи.

Мастер – класс. Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Дегтярева Наталия Николаевна. Тема: Использование песочной.

Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.



Рассказать друзьям