Конспект занятия "путешествипо дням недели, временам года, месяцам". Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Прудникова Ирина Ивановна г.Москва,

ГБОУ Школа № 2067 (дошкольное отделение "Воскресеночка"),

воспитатель

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

Программные задачи:

Развивать ассоциативное мышление, творческую активность и самостоятельность;

Продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы и аргументировать свои ответы (высказывания типа рассуждений);

Продолжать формировать у детей приемы логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение) в процессе решения логических задач;

Закрепить у детей знания об изменениях, происходящих в природе; обогащать словарь детей с помощью глаголов;

Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей, не перебивать друг друга, при необходимости дополнять;

Закрепить навыки работы с бумагой и ножницами; формировать умение самостоятельно выбирать содержание своей работы, отображать собственные впечатления и представления о разных временах года;

Формировать умение работать в паре, умение оценивать свои работы;

Воспитывать любовь к природе родного края;

Воспитывать уважение к людям, живущим в разных уголках земного шара.

Демонстрационный материал: иллюстрации по временам года; опорные схемы для составления рассказов; мяч для проведения игры; телевизор с DVD-проигрывателем, магнитофон, диски с записью заданий от «Времен года» и альбома А.Вивальди «Времена года»; кассета для записи.

Раздаточный материал: оборудование для проведения аппликации.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок по временам года, чтение стихотворений, рассказов по теме; составление рассказов по предметным и сюжетным картинкам с использование опорных схем; отгадывание загадок, решение логических задач; беседы о временах года и сезонных изменениях в природе; слушание произведений классиков о временах года (А.Вивальди, П.И.Чайковский); выполнение работ по аппликации и рисованию на осеннюю тематику; частичное выполнение аппликации по содержанию проводимого занятия.

Звучит музыка из альбома А.Вивальди «Времена года». Дети входят в зал, становятся полукругом около воспитателя. Воспитатель обращает внимание на то, что к нам сегодня пришли гости, на то, как красиво украшен сегодня зал. Дети здороваются с гостями.

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, мы с вами начинаем занятие, но оно сегодня не обычное - и вы в этом сами сейчас убедитесь. Отгадав мою загадку, вы узнаете, чему наше занятие будет посвящено.

Воспитатель загадывает загадку:

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один - седой,

Другой - молодой,

Третий - скачет,

Четвертый - плачет. (Времена года)

Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о временах года.

Раздается стук и входит Почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: Здравствуйте. Это детский сад? Значит, я принес письмо по адресу. (Передает письмо воспитателю, он его вскрывает, читает )

Воспитатель: Это письмо пришло из далекой Африки от девочки нашего возраста, она нам и свою фотографию прислала. (Выставляет фотографию на мольберт.)

Читает письмо : «Дорогие мальчики и девочки из далекой России! Меня зовут Мари. Я много слышала от своих старших братьев и сестер, что у вас в стране бывают разные времена года, меняется погода, и природа тоже меняет свой внешний облик в каждом сезоне. Но представить этого я не могу, т.к. у нас круглый год жара и изменений в природе практически никаких нет. Вы не поможете мне разобраться в том, чем отличаются друг от друга лето и зима, весна и осень? Большое вам спасибо. С нетерпением жду вашего ответа. Мари.»

Воспитатель: Расскажем Мари о временах года? Но письмо свое мы запишем на кассету, т.к. писать мы еще не умеем. А Почтальон Печкин поможет нам.

Воспитатель: Ну что, вы готовы отправиться в путешествие по временам года? А начнется оно с «видео» вопросов.

(Воспитатель просит Почтальона Печкина помочь показать видео вопросы - включает телевизор; вопросы задают «Времена года»)

2. Основная часть

1. Отгадывание загадок.

А) Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - … (Осень)

Б) Дел у меня немало -

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня …. (Зима)

В) Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движением полна.

Зовут меня … (Весна)

Г) Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я - … (Лето)

Дети отгадывают загадки и объясняют свои ответы.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, кто нам загадывал загадки? (Времена года.)

Воспитатель: А кто-нибудь из вас знает загадки о временах года и погодных явлениях?

Дети загадывают загадки:

А) Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая (Зима и весна)

Б) Чтобы осень не промокла,

Не раскисла от воды,

Превратил он лужи стекла,

Сделал снежными сады. (Мороз)

В) Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут. (Дождь)

Г) Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла.

И сады и огороды

Всей округи полила (Гроза)

Д) Что вниз вершиной растет? (Сосулька)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень внимательно слушали загадки и нашли в них правильные ответы. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто больше назовет действий?»

2. Игра «Кто больше назовет действий?» (с мячом)

- Что делают птицы осенью? (собираются в стаи, готовятся к перелету, улетают в теплые края, зимующие перебираются поближе к жилью человека).

- Что делает снег зимой? (падает, выпадает, кружится, ложится, покрывает, порхает, застилает землю, скрипит).

- Что делает трава весной? (всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю).

- Что делает лес летом? (растет, шумит, зеленеет, живет, шелестит листьями, очищает воздух, радует своей красотой).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, теперь немного отдохнем.

Физкультминутка:

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружится хотят.

Почтальон Печкин: У меня есть еще одно письмо. Оно адресовано тем, кто много знает, кто хорошо отгадывает загадки. Вы такие умные, что это письмо я, наверно, отдам вам. (Отдает письмо воспитателю ). А я пойду - мне еще надо другим адресатам разнести письма. (Уходит)

Воспитатель берет письмо, вскрывает его - в нем задания от «Времен года» - речевые логические задачи.

3.Речевые логические задачи.

(Чтение и обсуждение)

  1. «Что за зверек?»

«Вот что-то белое на полянку выкатилось: уши длинные, глаза раскосые, в стороны смотрят. Скок-поскок и с глаз долой под кусток. Ишь как вздрогнул! Не бойся - это от мороза ветка треснула. Нет, убегает…Да еще и следы путает! Кто такой?»

  1. «Почему деревья белые?»

«Пришла я к знакомому садовнику в гости. Вышли мы с ним в сад посидеть на скамеечке. А вокруг нас деревья белые-белые. Весна на дворе, солнце пригревает, а деревья будто снегом покрыты, белые стоят. Кто догадался, в какой сад мы пришли? Почему деревья белые?»

  1. «Где снежинки?»

«Леночке понравились снежинки. Она принесла их в детский сад: посмотрите, какие красивые! А на рукавицах блестят капельки воды. Где же снежинки?»

  1. «Разноцветные кораблики»

«Пришла я на пруд. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, опустится на воду и тотчас поплывет! Много их прилетит еще сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и пруд замерзнет. Расскажите, что за кораблики плавают на пруду, в какое время года бывают эти кораблики?»

Воспитатель: И с этим заданием вы справились! А у меня для вас тоже есть задание. Выполните его?

4.Составление детьми рассказов о временах года.

Воспитатель: Вспомните все, о чем мы с вами сегодня говорили, внимательно посмотрите вокруг и составьте рассказы о временах года. А чтоб ваши рассказы были последовательны, я предлагают при составлении рассказов использовать план и опираться на схемы - подсказки. Все внимательно слушают и дополняют рассказы своих друзей.

Воспитатель вывешивает опорные схемы, зачитывает план последовательности рассказа.

План:

1.Какое время года?

2. Тепло или холодно на улице?

3. Какие в это время выпадают осадки?

4. Как выглядят в это время года земля, небо, растения?

5. Как проводят это время года животные и птицы?

6. Как одеваются в это время люди?

7. какую работу выполняют в это время года люди, чем занимаются дети?

Воспитатель: Какие подробные, красивые, яркие рассказы у вас получились! Молодцы! Вы хорошо потрудились, а теперь давайте немного отдохнем - представим, что мы с вами попали в зиму.

Физкультминутка.

Мороз.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.

  1. Работа за столами. Аппликация

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что друзьям принято дарить подарки? Я предлагаю вам сделать подарки для африканской девочки Мари самим. Сделанные своими руками подарки намного ценнее, т.к. в них чувствуется тепло наших рук и желание сделать другу что-нибудь приятное. Мы сейчас с вами пройдем за столы и создадим из бумаги красивые букеты, которые будут напоминать Мари о наших временах года.

Дети проходят за столы.

Воспитатель: Прежде, чем мы начнем работать, надо разбудить наши пальчики.

Пальчиковый игротренинг.

Листочки

Ветер северный подул -

«С-с-с», - все листья с липы сдул…

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!»

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил.

Снег потом припорошил,

Одеялом их накрыл.

Воспитатель напоминает технику безопасности при работе с ножницами.

Дети выполняют аппликацию «Букет от времени года».

По окончании работы воспитатель с детьми рассматривают выполненные работы, запечатывают их и кассету с записью в подписанный конверт.

3 часть. Подведение итога

Воспитатель: Вот мы с вами и закончили наше путешествие по временам года. Оно стало интересным благодаря вам, ведь вы выполнили много заданий. Вспомните, какие были задания? Какие из них вам понравились больше, какие были трудными? Все ли у вас получилось? (Ответы детей) Как вы думаете, Мари понравятся наши рассказы и подарки? Она все поймет об изменениях, происходящих в течение нашего российского года?

Вбегает Почтальон Печкин.

Почтальон Печкин: Как хорошо, что вы все еще здесь. Вам пришла посылка из Африки.

Воспитатель: Почтальон Печкин, мы уже «написали» письмо для Мари и сделали для девочки своими руками подарки. Отнесите его, пожалуйста, на почту. Большое вам спасибо за помощь и ваш тяжелый и важный труд почтальона.

Печкин отдает посылку воспитателю, помогает ее вскрыть. В ней - тропические фрукты - угощение для детей от Мари. Воспитатель и дети приглашают Печкина вместе попробовать угощение. Прощаются с гостями. Возвращаются в группу.

Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим.

Подготовила воспитатель Мехоношина Н.И.

«Путешествие по временам года»

Цель: Систематизация знаний детей о временах года,

Задачи: 1. Закреплять представления о характерных признаках времён года. 2 совершенствовать навыки разговорной речи. 3..Развивать логическое мышление, воображение.

4. обогащать словарный запас детей. 5. воспитывать познавательные способности детей.

Приёмы: Словесные (беседа. Загадки)

Наглядные.

Ход занятия .

Дети заходят в группу.

Станем рядышком по кругу,

Скажем «здравствуйте друг другу

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день.

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся.

Ребята,малыши обратились к нам с просьбой. У них в группе нет календаря природы и они не знают по каким признакам отличаются все времена года. Мы им поможем?.

Но для того, чтобы создать такой календарь мы сами должны знать все признаки времён года. Мы сегодня с вами отправимся в путешествие.

Далеко-далеко высоко-высоко в удивительном воздушном дворце живут поживают круглый год и его 4 дочери зима, весна, лето и осень. Они совсем не похожи друг на друга. Но отец.. любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили отец круглый год отпускает их по очереди на землю погулять.

Ребята, можно ли встретиться со всеми временами года одновременно. (Ответы детей) А вы хотите попасть к ним в гости.

Да чудеса бывают только в сказке.- Мы сегодня с вами отправимся путешествовать на воздушном шаре. Занимайте скорее места. А чтоб наш шар взлетел, нам поможет волшебная палочка.

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнём

Волшебство появится

В сказку попадём.

Отгадайте загадку, в какое время года мы попали.

Дети закрывают глаза.

Снег на полях, лёд на реках, вьюга гуляет, когда это бывает.(зима)

картинка– зима.какое время года изображено на картинке Почему вы так думаете. что вы можете сказать о зиме.

Каждый ребёнок говорит по предложению о признаках зимы. (зимой ветер колючий, холодный. облетели листья с деревьев Деревья стоят голые,покрыты снегом.выпал снег, реки покрылись льдом. На улице морозно, холодно, люди одеты тепло. Дни стали короче, а ночи длиннее, остались только зимующие птицы.. Далее один ребёнок рассказывает полный рассказ.Холодно а за что мы любим зиму.Зимой можно покататься на санках, лыжах, новый год- любимый праздник. Дети берут по одной снежинке. На нескольких снежинках написано задание. Воспитатель читает задание, дети выполняют. Игра « что делает снежинка »

Дети хлопают, если это слово подходит к слову.

Снежинка= тает, горит, падает, идёт, кружится, воет, стучит, ложится. Летает.

Игра «один- много»

Сосулька, снежок, льдинка, след, снежинка. Снеговик, мороз, метель

«из чего какой»

Горка из снега- снежная

Дорожка изо льда-.ледяная

Погода с морозом- морозная

Погода с ветром- ветреная

Какие вы молодцы, все задания выполнили.

А на прощание нам девочка зима дарит вот такой конвертик с картинками, где изображены признаки зимы.

Прощаемся зимой.

Занимайте скорее свои места на воздушном шаре.

зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна.)

Ой ребята, что- то весна грустная, почему? да вы посмотрите, что случилось – она не может понять, по каким признакам вы узнаете, что время года весна. Соберите картинки и посмотрим. что за время года здесь изображено. Дети подгруппами собирают картинки. весна. Дети говорит по предложению о приметах весны. (начинает греть солнышко стало тепло, на ветках распускаются почки, появилась травка, прилетели птицы из тёплых краёв строят гнёзда появились первые цветы...Один ребёнок составляет рассказ.

Ребята, посмотрите звери на полянке собрались и спорят, у кого как дом называется. Зима была очень холодная и они забыли. Дети говорят, кто где живёт.Медведь живёт в берлоге, его семья папа- медведь, мама- медведица, -детёныши- медвежата. Волк живёт в логове, его семья, белка живёт в дупле, заяц живёт под кустом. лиса живёт в норе его семья –папа-лис мама- лисица,детёныши_ лисята. Весна благодарит детей и дарит конверт с приметами весны.

Ребята, так тепло весной,так не хочется уходить. Давайте поиграем. Становитесь в круг.

Логоритмика.

«за зимой идёт весна»

За зимой идет весна (дети идут друг за другом)

Снова будет не до сна(потягиваются)

За весной будет лето(взявшись за руки идут по кругу)

Не забудем мы про это(грозят пальцем)

А потом приходит осень (руки на плечи, идут друг за другом)

Хоть ее мы и не просим (пожимают плечами)

А за осенью зима –(оглядываются назад)

Заморозит всех она (греемся).

Наше путешествие продолжается, занимайте скорее места. Мы волшебной палочкой взмахнём в другое время года

Слушайте следующую загадку :

Я соткана из зноя

Несу тепло собою

Я реки согреваю

« купайтесь» - приглашаю

И любите за это

Вы все меня. Я- (лето).

Картинки– с разными временами года.дети должны найти картинку с признаками лета. дети говорят приметы лета (солнце светит ярко. стало жарко, ветер стал тёплым, растут ягоды, грибы вся земля покрыта зелёным ковром, весело щебечут птицы, заботятся о своём потомстве,порхают бабочки, летают пчёлы, всё вокруг движется радует яркими красками. .ребята посмотрите мы оказались на цветочной поляне. Нас встречают цветы, кивают своими головками. Скажите название этих цветов., Как они называются (луговые) . Цветы очень любят когда их хвалят, говорят красивые, приятные слова. Давайте скажем им эти слова.

Д/И « КАКИЕ цветы»

Красивые, нежные, трепетные, маленькие, луговые, ароматные.

А кто ухаживает за луговыми цветами?. Почему?

Занимайте скорее свои места на воздушном шаре.. Мы волшебной палочкой взмахнём в другое время года попадём.

Следующая загадка

несу я урожаи

Птиц к югу отправляю

Деревья раздеваю

Но не касаюсь елочек

И сосен, а зовусь я (осень)

картинка– осень. Дети говорят приметы осени. (небо серое, хмурое. Дикие звери делают запасы на зиму. часто идут дожди, животные линяют, медведи и ежи готовятся к спячке, деревья меняют свой окрас, птицы улетают на юг. . А что значит перелётные, а зимующие. перелётных птиц вы знаете. (скворцы, ласточки, грачи, стрижи, Ребята давайте поиграем с вами в игру. мы разделимся на две команды.Сейчас команда мальчиков будет искать перелётных птиц, а команда девочек – зимующих птицы: синица, воробей, голубь, ворона, дятел. Игра « какой птицы не стало »

осень прощается и тоже дарит конверт с приметами осени.

Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Ребята занимайте скорее свои места на воздушном шаре

Палочкой волшебной

В воздухе взмахнём

Снова в детский сад все вместе попадём.

Вот и в детский сад вернулись мы, проходите скорее к столу Нам надо скорее доделать наш календарь. Выберите себе пару и возьмите по одному конверту.кто какое время выбрал. Дети клеят картинки с признаками времён года. во время работы звучит музыка. Вот и наш календарь готов. Мы его отнесём малышам.

Ирина Юркина

Цель: закрепить представление о характерных признаках, особенностях разных времён года; развивать мышление. Активировать в речи детей употребление прилагательных (подбором определений); учить отгадывать загадки, понимать смысл народных примет. Развивать моторику рук, собирать целое из нескольких частей. Вызвать желание рисовать. Воспитывать любовь к природе.

Материал к занятию: пейзажи всех времен года, макеты елки и деревьев по временам года, конверт с загадками, разрезные картинки с изображением пейзажей, половина альбомного листа, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, воздушные шары синего, зеленого, красного, желтого цвета.

Предварительная работа: наблюдение на прогулке за изменениями в природе при смене времен года. Чтение стихов, рассказов, заучивание народных примет, стихов, отгадывание загадок. Работа с календарём природы. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей. Аудиозапись голоса птиц, шум ветра.

Ход занятия

Мы сегодня побеседуем временам года. Какие вы знаете времена года? А можно одновременно побывать во всех? (предположительные ответы детей).

Но мы сейчас можем совершить путешествие по всем временам года. И начнем мы….

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Какое это время года? (Зима)

Дети подходят к макету заснеженного дерева, из-за него выходит девочка в костюме Зима - «Здравствуйте, я – Зима, это очень красивое время года, когда приходит мой черед, все вокруг становится сказочным. Посмотрите на мои заснеженные пейзажи (показ слайдов, звукозапись шума ветра, вьюги). Скажите, какая бывает зима? (Предположительные ответы детей: снежная, холодная, морозная и т. д.)

А наши дети знают народные приметы о зиме. (Дошкольники называют приметы зимы).

Девочка - Зима – «А у меня для вас есть задание, отгадайте загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о зиме, воспитатель читает их, дети отгадывают).

До свидания Зима, а нам пора отправляться в следующее время года.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет. (Весна)

Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева, с едва распустившимися листиками и под деревом подснежник.

Из-за дерева выходит девочка в костюме Весны – «Здравствуйте, я – Весна, светлое, радостное время года, вся природа оживает, расцветает, да вы сами посмотрите (показ слайдов, звучит музыка – журчание ручья, чириканье воробьев). Что происходит с природой весной? (Предположительные ответы детей: просыпается, оживает, расцветает и т. д.)

Девочка – Весна: «А что вы еще знаете о моем времени года?»

(Дети проговаривают народные приметы о весне.)

Девочка – Весна: «А у меня для вас есть задание, отгадайте загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о весне, воспитатель читает их, дети отгадывают).

До свидания Весна, а нам пора отправляться в следующее время года.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любят все меня за это,

А зовусь я – … (лето).

Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева с зелеными листьями.

Из-за дерева выходит девочка в костюме Лето – «Здравствуйте, я - Лето, самое жаркое, сладкое, вкусное время года. Мои подружки – ягоды и цветы всегда к вам приходят в гости в мое время года (показ слайдов о лете, звучит музыка - жужжания пчел, пение птиц, стрекот кузнечиков).

Лето обращается к детям: «А какие вы знаете ягоды? Назовите летние цветы. А что народный календарь говорит про лето?» (Дети проговаривают народные приметы о лете, называют ягоды, летние цветы садовые и полевые).

Девочка – Лето: «А теперь отгадайте мои загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки о лете, воспитатель читает их, дети отгадывают).

До свидания Лето, а нам пора отправляться в следующее время года.

Несу я урожаи,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек

И сосен. А зовусь я …. (осень)

Дети отгадывают загадку и подходят к макету дерева с желтыми листьями. Из-за дерева выходит девочка в костюме Осени. «Здравствуйте, я – Осень, погода в мое время года очень переменчива: бывают солнечные деньки, но может пойти холодный дождь и даже выпасть первый снег, но не одно время года не может похвастаться таким разнообразием красок, в которое я перекрашиваю деревья. Посмотрите сами (слайд – показ осенних пейзажей звучит спокойная музыка). Что вокруг происходит осенью? (Предположительные ответы детей: все готовятся к зиме, собирают урожай, улетают птицы на юг и т. д.)

А мы еще знаем народные приметы об осени. (Дети называют народные приметы об осени).

Девочка – Осень: «А теперь отгадайте мои загадки» (дает конверт, в котором написаны загадки об осени, воспитатель читает их, дети отгадывают).

Дети прощаются с Осенью.

Вот мы с вами и совершили путешествие по всем временам года, начали с зимы и вернулись опять в зиму, совершили круг. Давайте черед времен года повторим еще раз.

Логоритмика «За зимой идет весна»

За зимой идет весна, Дети идут друг за другом по кругу.

Снова будет не до сна. Потягиваются.

За весною будет лето, Взявшись за руки, идут по кругу.

Не забудем мы про это. Грозят пальцем.

А потом приходит осень, Руки на плечи, идут по кругу.

Хоть ее мы и не просим. Пожимают плечами.

А за осенью - зима, Оглядываются назад.

Заморозит всех она. «Греемся».

Во время нашего путешествия вы много узнали о каждом времени года, и я предлагаю выполнить следующее задание.

Задание «Закончи предложение»

– Зимой бывает снегопад, а осенью…. (листопад).

– Зимой бывает снег, а летом… (дождь).

– Зимой снег падает, а весной… (тает).

– Зимой катаются на санках, а летом… (на велосипеде).

– Зимой лес спит, а весной… (просыпается).

– Зимой катаются на коньках, а летом… (на роликах).

– Зимой бывает холодно, а летом… (жарко).

– Зимой деревья белые, а осенью… (желтые).

– Зимой растут сугробы, а летом растут… (цветы)

Посмотрите, времена года приготовили вам новое задание.

На четырех столах разложены разрезные пейзажи каждого времени года. Дети делятся на группы и выполняют задание. Девочки, наряженные в костюмы времен года, оценивают работы детей и на память дарят картины с изображением каждого времени года.

Во время нашего путешествия мы увидели, что у каждого времени года есть своя особенность. Я предлагаю поиграть в игру и вспомнить характеристики всех времен года.

Дети встают в круг и передают друг другу воздушный шар, сначала синего цвета – зима. Каждый говорит слово, которое характерно только для зимы, например, снег, санки и т. д. Когда шар сделал круг, ведущий передает зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень.

А теперь садитесь за столы и нарисуйте характерную деталь, признак своего любимого времени года.

По окончании работы вывешиваются на доску, разделенную на четыре части (цветовое деление или пейзаж) – каждый рисунок в свое время года и дети проговаривают, какое время года они любят больше всего и почему.

Наше путешествие окончено.




Целеполагание:

1. Активизировать в речи детей употребление сложных предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет по его основным признакам; упражнять в регуляции темпа речи, интонации и силы голоса, выделение звука в слове.

2. Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времен года; развивать мышление, фантазию при сочинении небылиц.

3. Воспитывать у детей любовь к природе, к родному краю, желание заботиться о природе, поддерживать чистоту в экологической среде.

Оборудование: аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года»; слайд-шоу с пейзажами и сюжетами времён года (весна, лето, осень, зима), проектор, доска; «ковер-самолет» (красочное покрывало); иллюстрации перелетных и зимующих птиц; снежинки из салфеток на каждого ребёнка; колпак и палочка; «чудесный мешочек» с овощами и фруктами; сказочный персонаж домовёнок Кузя; мяч.

Ход:

I . Воспитатель: Дети заходят в группу под музыку П.И. Чайковский «Времена года».

Придумала мать дочерям имена:

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

А Лето пришло все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

II . Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправляемся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем.

Путешествовать мы будем на необычном сказочном транспорте - ковре-самолете. Ребята, как вы думаете, почему именно этот транспорт я выбрала для нашего путешествия в мир природы? (ковер-самолет не загрязняет окружающую среду, сверху лучше видны все красоты природы).

Дети рассаживаются на ковре и закрывают глаза. Включается музыка П.И. Чайковского.

1 остановка: Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи.

В дом свой – улей – пчела

Первый мёд принесла.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (Весна.)

Воспитатель:

Какая весна в нашем краю?

(холодная и теплая, пасмурная и солнечная, дождливая, зеленая и т.д.).

Что хорошего вы знаете о весне?

(природа оживает, появляются подснежники –первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)

Назовите весенние месяцы?

(март, апрель, май)

Кто весну на крыльях приносит?

(птицы.)

Как называются эти птицы?

(перелетные.)

А как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

(зимующие)

Физминутка. Подвижная игра « Зимующие и перелетные».

(игра проводится с использованием иллюстраций птиц)

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем, становитесь в круг. Если я назову перелетных птиц – « летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши.

Дети поют: «Друг за другом мы идем, дружно, весело поём. Надо думать не зевать, только верно называть».

Воспитатель: (музыка П.И. Чайковского).

2 остановка: Весна пройдет, а за нею …

Солнце печёт,

Липа цветет,

Рожь колосится,

Золотится пшеница,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает? (лето).

  • Проекция слайд - шоу летних пейзажей и сюжетов на доску.

Какое лето в нашем краю?

(теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).

Что хорошего несет с собой лето?

(веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)

Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица».

Дети идут по кругу и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли». В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпачок, который закрывает глаза, и дает ему в руки палочку.

Ребенок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет палочку с другой стороны и называет любого зверя, и т.д.

На слово «небылица» дети придумывают небылицу о любом времени года.

Воспитатель: Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

3 остановка: Прошло лето, а за ним…

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью).

  • Проекция слайд - шоу осенних пейзажей и сюжетов на доску.

Дидактическая игра « Чудесный мешочек».

Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.

Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Догадайтесь (на ощупь) , что в мешочке, достаньте это и опишите.

Дети составляют описательные рассказы об овощах и фруктах

(один ребенок рассказывает, остальные дополняют).

Чем вам осень нравится?

(красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)

Чем осень может огорчить?

(пасмурной, дождливой погодой)

Воспитатель: Молодцы! Продолжим наше путешествие. Садимся на ковер-самолет. Закрываем глаза (музыка П.И. Чайковского).

4 остановка: Прошла осень, а за нею …

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет –

Когда это бывает? (Зимой).

Проекция слайд - шоу зимних пейзажей и сюжетов на доску. Воспитатель: Ребята, я предлагаю каждому из вас сдуть со своей ладошки снежинку.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Воспитатель:

Какие ваши любимые развлечения зимой?

(катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)

Какая зима в нашем краю?

(снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).

Физкутминутка: «Зимние ветра» (ЗКР).

Заметет дорожки пороша: « ш - ш –ш - ш»,

(дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).

Завьюжат вьюги: «в- в- в- в», (круговые движения руками).

Закружит метель: «у- у- у- у», (дети кружатся и садятся).

Воспитатель: Ребята, давайте побеседуем о любимом времени года, вот мое любимое время года – весна, которая следует за зимой. Весной появляются самые нежные и прекрасные цветы – подснежники и вся природа оживает и «просыпается».

А теперь я хочу узнать о вашем любимом времени года. Придумайте о нем красивое предложение.

(ответы детей)

Воспитатель : Спасибо, ребята за ваши рассказы, а сейчас мы с вами посмотрим на ваши развлечения и игры, в разные времена года.

  • Проекция слайд – шоу с фотографиями детей и их занятиями в каждое из времён года.

III . Слышится стук. Появляется кукла домовёнка Кузи:

Ой- ой – ой! Я так спешил, так бежал, а все равно опоздал! Мы с друзьями помогали взрослым красить заборчик около дома. А вы, ребята, что сделали полезного для нашего поселка? (ответы детей)

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полом,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите.

Кузя дарит каждому из ребят на память о занятии поделки воспитанников подготовительной группы (аппликации по временам года).

Воспитатель: Спасибо тебе, Кузя за такое замечательное стихотворение и напутствие нашим ребятам и за подарки. А вы, ребята, больше читайте, слушайте, наблюдайте. Учитесь видеть, слышать, чувствовать.

Подведение итогов:

Игра в кругу с мячом (обратная связь):

- Куда мы с вами сегодня путешествовали?

- Перечислите последовательность времён года.

- Что вам понравилось, запомнилось?

- В чём возникали трудности?

- Как вы с ними справились?

Тема занятия: «Двенадцать месяцев»

Скороговорка дня: «Налетели метели, завертели, загудели, зашумели».

Цели занятия: актуализация, обобщение и дополнение знаний о временах года; знакомство с календарем.

Оборудование и материалы : кукла Почемучкин; фотографии, по которым несложно определить месяц, когда они сделаны заготовка для работы «Наш календарь».

Предварительная работа

Понятия «год», «календарь», «месяцы» слишком абстрактны и обширны для детского сознания. Поэтому в рамках данного занятия предполагается лишь начать интересный разговор о разных «характерах» месяцев, о смене времен года, о деятельности людей и жизни животных в разные месяцы. При освоении детьми данной темы акцент делается на ознакомлении с текущим и недавно прошедшими месяцами.

Чтение . С. Маршак «Двенадцать месяцев», Н. Сладков «Почему год круглый», «Лесные тайнички», В. Бианки «Синичкин календарь».

Часть I. «Двенадцать месяцев в году в свою играют чехарду»

Цели : актуализация представлений о временах и месяцах года, ознакомление с изобразительными средствами музыки; формирование умения выбирать необходимую информацию из текстов различной стилевой принадлежности.

Слушаем музыку. Обсудим с детьми, сколько месяцев в году. У каждого из двенадцати месяцев свой характер. Предложим детям рассмотреть репродукции картин и их собственные рисунки, посвященные ноябрю. Узнают ли дети, какой месяц нарисован? Что могут вспомнить о его «характере».

Прослушаем два музыкальных произведения Петра Ильича Чайковского — «Ноябрь» и «Апрель». Какая из пьес соответствует картинам? Осенний месяц ноябрь встречает зиму. Он мрачный, в нем мало солнечных дней, дождь сменяется снегом, лед — слякотью. Природа засыпает, приходят покой и тишина.

А каков месяц, о котором рассказывает второй музыкальный отрывок? Предложим детям догадаться, какое время года так «звучит», что происходит в природе? Кто из детей знает, как называется месяц, когда природа просыпается, тает снег, появляются цветы, листья на деревьях, птицы вьют гнезда, у животных появляется потомство, солнце пригревает все сильнее?

В гости к детям приходит Почемучкин. Он хочет разложить в альбоме фотографии, присланные его друзьями (на фото — елка, празднование Дня знаний, дети собирают ягоды или грибы, цветет черемуха и т.д.). Но без помощи детей ему не справиться. Почемучкин не может определить, когда, в каком месяце сделана каждая из фотографий.

Как же помочь Почемучкину? Необходимо вспомнить то, что мы знаем о месяцах.

Работа по рисунку.

Предложим детям познакомиться с братьями-месяцами. Прочитаем стихотворение М. Погарского. Детям нужно внимательно слушать, стараться найти на рисунке всех братьев.

Двенадцать месяцев в году

Двенадцать месяцев в году

В свою играют чехарду.

Январь очень любит на санках кататься.

Февраль очень любит снежками кидаться.

А март очень любит пускать корабли.

Апрель весь снежок убирает с земли.

А май деревца одевает листвой.

Июнь — тот клубнику приносит с собой.

Июль очень любит детишек купать.

А август — любитель грибы собирать.

Сентябрь разным цветом покрасит листочки.

Октябрь льет дождиком, словно из бочки.

Ноябрь ледком покрывает озера.

Декабрь на окнах рисует узоры.

И вот с декабрем завершается год,

Он елку ребятам в подарок несет.

Разминка «Братья-месяцы» . Педагог еще раз читает стихотворение. Детям нужно найти соответствующий месяц на рисунке или самостоятельно придумать движение, показывающее, что делает данный брат.

Поможем Почемучкину разложить по порядку фотографии.

Часть II. Говорящие названия

Цели : формирование навыков словотворчества, использование знаний о характерных для каждого месяца явлениях природы.

Почемучкин. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Как все-таки замечательно много знать! А еще мне всегда было любопытно, почему месяцы носят такие названия: март, декабрь?

Педагог . Названия одних месяцев происходят от латинских слов, обозначающих их порядковый номер в году: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Другие месяцы получили имена древнеримских богов и императоров.

А вот названия месяцев у славянских народов были связаны с событиями, происходящими в природе. Догадайся, почему месяцы получили такие названия: травень, березень, лютень, листень, цветень. К какому времени года относится каждый из них?

(Ответы детей.)

Почемучкин . Я хочу познакомить вас с героем книги А. Усачева «Ас Бука, или Пособие для маленьких детей и пожилых инопланетян». Его зовут Ас Бука, он прилетел с планеты Бук. Там месяцы имеют такие названия: снегирь, блинварь, зимарт, капрель, громыхай, медунь, кислюль, жа- равгуст, осентябрь, охотябрь, сноябрь, дикабрь. Догадайтесь, почему? (Предположения детей.)

Итог занятия . Почемучкин еще раз благодарит детей за помощь, обсуждает с ними, какие знания им пригодились сегодня. Он предлагает детям создать свой календарь, где будут фотографии и рисунки, отражающие интересные и важные события, характерные для каждого месяца явления природы, изменения в жизни животных и растений.

Последующая работа

Познакомимся с героями книги Андрея Усачева девочкой Аней и инопланетянином с планеты Бук. Прочитаем ребятам стихотворение о названиях месяцев, принятых на планете Бук, из книги А. Усачева «Ас Бука, или Пособие для маленьких детей и пожилых инопланетян». Дети смогут проверить свои догадки, высказанные на занятии. Обсудим, почему мы используем слово «месяц», а буки — «лунец». Чем похожи по смыслу эти слова?

ОСЕНТЯБРБ — лунец осиный,

Самый первый, самый длинный.

Спеют лук и абрикос.

Буки прячутся от ос.

ОХОТЯБРЬ. Кому охота -

Ждет отличная охота:

По полям гуляет Бук,

Сжав в руке большой бамбук.

В СНОЯБРЕ Бук спать ложится.

Первый снег уже кружится.

Закрывайте крепко дверь,

Чтоб не влез голодный зверь.

В ДИКАБРЕ — дикий холод.

В СНЕГИРЕ — метель и голод.

В БЛИНВАРЕ — отбросив сны,

Ждут весны, пекут блины.

Хоть и холодно в ЗИМАРТЕ,

Но весна уже на старте.

И когда придет КАПРЕЛЬ,

Начинается капель.

В ГРОМЫХАЕ грянут грозы,

Почки, бабочки, стрекозы.

В молоке стрекозьем яд,

Потому их не доят!

Лучше всех МЕДУНЬ. Тепло,

Все в округе расцвело.

Зреют ягоды в КИСЛЮЛЕ.

Пчелы носятся как пули.

Но плоды еще кислы,

Их едят одни ослы.

Пыль в ЖАРАВГУСТЕ,

И мухи, и ужасная жара.

Хорошо, когда у Буки

Есть прохладная нора.

Творческая работа «Наш календарь». Предложим детям, посоветовавшись с родителями, нарисовать свой любимый месяц, а точнее, событие, из-за которого этот месяц можно признать любимым. Это может быть любой месяц и самые разные события: катание на санках, празднование дня рождения, Нового года, поездка в деревню или к морю. Изображенному на рисунке месяцу нужно дать соответствующее название. Дети придумывают такие названия: «катай-ка», «подарочник», «разгуляй», «грибник» и др.

Главное в этой работе — помочь детям и взрослым вспомнить проведенные вместе дни, знаменательные события, интересные впечатления. Замечательно, если месяцы на рисунках можно будет узнать. В этом случае можно составить свой календарь из любимых детьми группы месяцев с необычными названиями. Обсудим, какое время года нравится большинству ребят.

Можно начинать вместе с Почемучкиным работу и над настоящим календарем. Рассмотрим настенный календарь, обсудим, зачем он нужен. Подписав названия очередного месяца, будем собирать картинки с изображениями характерных для него явлений, рисунки детей, фотографии знаменательных событий. Часть материалов у нас уже есть — это детские работы, подготовленные для выставки «Наша осень».



Рассказать друзьям