Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Будет день, когда всем родителям придется столкнуться с тем, что у малыша сопли, заложен носик, сон и аппетит нарушены, а капризы и плач не прекращаются. Информацию о применении сосудосуживающих капель для детей до года обязана изучить любая будущая мама. Для облегчения состояния крохи и во избежание осложнений от насморка, рассмотрим лучшие сосудосуживающие капли для детей до года.

Так ли страшны сосудосуживающие лекарства

В случае, уже проникшей в организм, инфекции, сопровождающейся наличием , она может опуститься ниже в дыхательные пути и привести к или бронхиту. При насморке сосудосуживающие капли детям помогут восстановить дыхание через носик.

Следует помнить, что действие препаратов временное, устраняющее лишь симптом заболевания . Такие лекарства не являются лечебными и должны применяться в комплексе с другими лекарствами для лечения болезни.

Многие родители боятся применять сосудосуживающие капли в нос для детей до года из-за возможных побочных реакций и развития привыкания к ним (медикаментозного ринита).

На самом же деле, если лекарством не злоупотреблять, применять его строго в соответствии с инструкцией и предписаниями врача, то принесут только пользу и помогут малышу нормально дышать. А сосудосуживающие капли в самолете для детей рекомендуются для того, чтобы избежать , если у крохи заложен носик. Как выбрать капли от насморка для детей от года, читайте .

Виды, способ действия препаратов и 5 правил применения

Капли в нос для детей от 0 подразделяются на 3 группы:

  • Короткий срок действия (от 4 до 6 часов) – составляющие фенилэфрин, нафазолин, тетризолин.
  • Средний (до 10 часов) – составляющие ксилометазолин, трамазолин.
  • Долгого действия (от 10 до 12 часов) – составляющие оксиметазолин.

Лучшим вариантом детских капель в нос до года будут препараты на основе фенилэфрина, трамазолина . Остальные также разрешены, но в строго допустимой дозировке для малышей до 1 года.

Такие капли от насморка для детей до года сужают сосуды, уменьшают отек и выработку слизи. Для применения капель в нос для малышей до года есть определенные правила:

  1. Для грудничков из всех сосудосуживающих препаратов подходят только капли.
  2. Применять их нужно, строго придерживаясь дозировки и предписаний врача.
  3. Капать носик нужно только при проявлении заложенности. Если можно уменьшить рекомендованное количество закапываний в сутки, лучше так и сделать.
  4. Применять препараты можно не более 3-7 дней (по инструкции к каждому лекарству).
  5. Перед применением препарат необходимо разогреть в ладонях.

Плотникова О.В., педиатр, ГУЗ Ясногорская районная больница, г. Ясногорск

Использование сосудосуживающих лекарств можно применять только после согласования с врачом, особенно, если это касается грудничков. Передозировка может вызвать головную боль, бессонницу, повышение АД.

ТОП-6 сосудосуживающих капель для детей до года

Називин

Эти капли в нос до года уменьшают отек слизистой и выделения из носика малыша, восстанавливают дыхание, предотвращают развитие инфекционных осложнений ( , синусита, ).

Действие Називина начинается в течение нескольких минут и продолжается до 12 ч.

Назначается он грудничкам при ОРЗ с насморком, ринитах, отитах.

Називин обладает побочными действиями, но в очень редких случаях: чувство жжения слизистой, чихание, тахикардия, повышение АД, бессонница, головная боль, беспокойство.

Назол Бэби

Назол снимает отек слизистой и уменьшает выделения. Назначается при остром рините во время ОРЗ и гриппа, гайморите, фронтите, аллергических заболеваниях на пыльцу растений.

Побочные эффекты наступают только после длительного применения и при увеличенной дозировке (пощипывание и жжение в носу, тремор рук, аритмия, бессонница, бледность кожи).

Поскольку у малышей до года всасывание препарата в кровь выше, чем у взрослых, не рекомендуется закапывать нос Назолом чаще, чем 1 раз в 6 ч., в противном случае можно наблюдать побочные явления.

Это, конечно, не очень удобно, если, например, кроха ночью перестал дышать, а положенные 6 ч. еще не прошли. Но зато так безопаснее.

Отривин для детей в дозировке 0,05%

Швейцарские капли для носа для детей до года Отривин разрешены грудничкам в дозировке 0,05%. Они хорошо убирают отек слизистой и уменьшают секрецию жидкости.

Не путайте сосудосуживающие капли для детей Отривин с промывающим препаратом Отривин Бэйби . Это препарат совсем другого действия. Облегчить дыхание и убрать отек на продолжительное время, как сосудосуживающий Отривин, он не сможет.

Применять грудничкам Отривин можно только с 3-месячного возраста.

Назначается он при инфекционном и аллергическом рините, среднем отите, обострении хронического аллергического насморка, синуситах. Действие Отривина длится до 12 ч.

Преимуществом Отривин является то, что вспомогательные компоненты препятствуют пересушиванию и раздражению слизистой.

Виброцил

Виброцил отлично подходит при насморке вследствие аллергии, т.к. помимо сосудосуживающего эффекта обладает действием противоаллергическим.

Применение Виброцила разрешается с рождения , т.к. он является безопасным и мягким средством. Благодаря аромату лаванды, малыши дают закапать носик с удовольствием.

Виброцил устраняет симптомы аллергии, сужает сосуды, уменьшает отек и устраняет насморк.

Назначают его при насморке во время бактериальных и вирусных инфекций, аллергическом насморке, воспалительных процессах в пазухах носа и ушах. Курс лечения составляет максимум 7 дней.

Адрианол

Адрианол обладает ярко выраженным противоотечным действием , улучшают отток слизи и восстанавливают дыхание.

Адрианол разрешен с рождения и назначается грудничкам при остром инфекционном и аллергическом рините, синусите, ОРВИ с насморком, хроническом насморке.

При хроническом насморке сосудосуживающие лекарства используют кратковременно – курсом не дольше, разрешенного по инструкции, количества дней. Мягкий состав Адрианола обеспечивает эффект на протяжении 5-6 ч.

Рябикова О.В., педиатр, ГБУЗ МО Можайская ЦРБ, г. Можайск

Увеличенный срок применения и дозировка повлекут побочные эффекты, а главное – увеличат возможность перехода насморка в хроническую форму и привыкание (медикаментозный ринит). Такой насморк постоянно преследует больного, а состояние облегчается только при приеме сосудосуживающих препаратов вновь.

Риназолин 0,01%

Противоотечный препарат сосудосуживающего действия.

Уменьшает отек слизистой и верхних дыхательных путей , предупреждает простудные и инфекционные осложнения.

Кроме этого Риназолин снимает воспаление, борется с вирусами и оказывает иммуномодулирующее действие.

Эти сосудосуживающие капли для детей до года действуют до 12 ч. Применяют их при насморках, сопровождающих ОРЗ или аллергию, отите, евстахиите, ринитах не больше недели.

Инструкция по применению назальных капель до года

Наименование

Цена

Противопоказания

Дозировка

Состав

НАЗИВИН 0,01% 140-170 рублей Чувствительность к составляющим, атрофический ринит, глаукома До 4 недель жизни – по 1 капле в каждый носовой проход 2-3 р. в сутки;
начиная с 5-й недели – 1-2 дозы 2-3 р. в сутки
Оксиметазолин
ОТРИВИН 0,05%
10 мл
130-155 рублей Чувствительность к составляющим, атрофический ринит, тахикардия, глаукома, повышенное АД По 1-2 дозы 1-2 раза в день 0,05% Ксилометазолин
ВИБРОЦИЛ
15 мл
260-300 рублей Чувствительность к составляющим, сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания щитовидной железы 1 доза в каждую ноздрю 3 р. в сутки Фенилэфрин
НАЗОЛ БЭБИ
15 мл
130-165 рублей Чувствительность к составляющим, гипертония, сахарный диабет, аритмия, стенокардия, заболевания щитовидной железы 1 доза 3-4 р. в сутки, с перерывами не менее 6 ч. Фенилэфрин
АДРИАНОЛ
10 мл
110-140 рублей Чувствительность к составляющим, атрофия слизистой носа, глаукома, гипертония, заболевания почек 1 доза дважды в день Фенилэфрин, тримазолин – по 500 мкг
РИНАЗОЛИН 0,01%
10 мл
170 рублей Чувствительность к составляющим, атрофия слизистой носа, глаукома, гипертония, сахарный диабет До 4 недель жизни – по 1 капле в каждый носовой проход 2-3 р. в сутки; начиная с 5-й недели- 1-2 дозы 2-3 р.в сутки Оксиметазолин

Как закапать нос младенцу

Как закапать носик малышу, чтобы капли в нос для грудничков от насморка произвели наибольший эффект:

  1. Промыть нос или . Как промыть нос грудничку, читайте .
  2. Подождать несколько минут действия промывающих препаратов.
  3. Извлечь все выделения из носа с помощью ватных палочек или аспиратора.
  4. Закапать носик сосудосуживающими каплями, точно отмеряя дозировку, в каждый носовой проход по очереди.
  5. Наклонить голову малыша вниз для того, чтобы лекарство попало непосредственно на слизистую носа, а не в горло.

После закапывания в ноздрю сосудосуживающих лекарств, маме следует прижать крыло ноздри к носику грудничка и несколько секунд подержать или помассировать. Так можно избежать выливания лекарства обратно (или в глотку) и добиться лучшего действия.

Еще про одни действенный метод, а именно про применение ингаляторов для детей от кашля и насморка читайте .

На видео врач наглядно объясняет, как правильно закапывать нос (эти правила применимы для любого возраста).

Невмержицкая О.В., врач-педиатр, Клиника “Квадро Мед”, г. Москва

Во всем нужно проявлять смекалку. Не надо насильно держать малышей за голову, чтобы закапать нос. Истошный крик крохи при каждой процедуре может, в итоге, привести к страху перед всеми лечебными манипуляциями.

Лучший способ – отвлечь грудничка с помощью игрушки, папы, бабушки или старших детей. Через несколько таких процедур малыш привыкнет к ним и перестанет плакать.

Заключение

Выбирая сосудосуживающие капли для детей до года, нельзя забывать, что в этом случае лучше меньше, чем больше. Увеличение дозировки и срока применения лекарства может привести к нежелательным последствиям и побочным реакциям.

Частой проблемой в детском возрасте является насморк. Его постоянное возникновение обусловлено особенностями строения носовых ходов у маленьких детей. Тогда перед родителями встаёт вопрос — чем помочь ребёнку, какие дать детские капли от насморка. Важно, чтобы они были действенными и безопасными.

Носовые ходы у детей широкие и короткие. Это помогает оседанию на слизистой микроорганизмов и частому развитию насморка.

Насморк — не самостоятельное заболевание, а симптом, чаще всего сопровождающий острые респираторные заболевания.

Он развивается постепенно — прослеживается несколько этапов его формирования:

  • Короткая начальная стадия, длящаяся до восьми часов. Во время неё наблюдается ощущение жжения и зуда в носу, часто чихание.
  • Следующая стадия называется катаральной. Её продолжительность составляет 3-4 дня. Во время неё происходит набухание слизистой носа — формируется отек. Затрудняется дыхание через носовые ходы и формируются обильные светлые выделения.
  • Последняя стадия появляется не всегда. Насморк может закончиться на катаральной стадии, а может перейти в стадию бактериальных выделений. Она появляется в результате присоединения микробной флоры. Изменяется характер выделений — они становятся густыми, зелено-желтого цвета. В носу образуются корочки.

Состояние пазух при насморке

Как лечить насморк

Для лечения насморка у ребенка используются разные по действию препараты. В первую очередь их выбор зависит от причины появления заболевания — аллергии, вирусов, бактерий.

Для каждого возраста разрешены свои препараты. Все лекарственные средства обладают показаниями и противопоказаниями — это тоже учитывается при выборе лечения.

Какие группы капель в нос назначают для лечения заболевания у маленьких детей:

  • средства для промывания на основе морской воды;
  • средства с сосудосуживающим действием;
  • капли с содержанием антибиотика;
  • противоаллергические средства;
  • детские капли от насморка с разжижающим эффектом.

Каждый вид капель должен быть применен при соответствующих симптомах.

Капли и спреи для промывания носа

Используются для лечения затрудненного носового дыхания, при наличии светлого обильного отделяемого. Применяется как профилактическое средство в период эпидемий вирусных инфекций и цветения деревьев.

  • . Спрей от насморка для детей с содержанием морской соли. Существует несколько вариантов спрея с разной концентрацией соли — физиологический и гипертонический растворы. Также есть вариации напора струи — мягкий душ, нормальная струя и сильная струя. Спрей используется при заложенности носа и сильных выделениях.
  • «Аквамарис» . Тоже содержит морскую соль в разных концентрациях. Выпускается в двух лекарственных формах — спрей от насморка для детей и капли в нос. Можно использовать для лечения затруднения дыхания и течения из носа.

Это наиболее известные препараты. Существуют и другие, состав и действие которых аналогично – «Физиомер», «Линаква».

Разрешены к применению ребенку с рождения — в виде капель, спрей может применяться с трёх месяцев.

Спрей от насморка «Аквалор» используется при сильных наложениях

Противопоказаний к использованию этих спреев у ребёнка нет, они могут применяться достаточно долго без эффекта привыкания.

Сосудосуживающие капли и спреи

Когда насморк переходит во вторую стадию и начинает развиваться отек слизистой, требуется применение хороших сосудосуживающих средств. Их эффект основан на спазмировании кровеносных сосудов слизистой носа, вследствие чего отек уменьшается.

  • «Називин» . Это лекарство производится в виде капель и спрея. Назначается для лечения сильного затруднения носового дыхания и при водянистом отделяемом. Есть три возрастные дозировки капель — с рождения до года; с года до шести лет; для детей старше шести лет.
  • «Назол» . Препарат подобного действия. Для детей выпускается в виде капель. Есть две возрастные дозировки — для ребенка до года и для детей после года. Можно применять при заложенности и обильном отделяемом из носа.

Помимо этих сосудосуживающих средств, есть и другие со схожим действием – «Ксимелин», «Отривин».

Могут применяться для лечения у детей с рождения. Противопоказаниями являются атрофический ринит и глаукома, а также индивидуальная непереносимость препарата.

Капли и спреи с сосудосуживающим эффектом нельзя назначать детям на срок более трёх дней. В противном случае развиваются привыкание к лекарству и сухость слизистой.

Антибактериальные средства

Капли с таким действием назначаются в третью стадию насморка, когда присоединяется микробная флора.

  • «Полидекса ». Этот препарат многокомпонентный, содержит два антибиотика — сосудосуживающий компонент и кортикостероид. Средство активно в отношении многих микроорганизмов, вызывающих гнойный насморк. Применяется при острых и хронических ринитах, синуситах.
  • «Изофра» . Содержит один антибиотик. Выпускается в форме капель. Показан при острых воспалительных процессах в носовой полости.
  • «Мирамистин. Антисептический раствор, широко применяемый для лечения воспалительных процессов, в том числе и в полости носа. Мирамистин применяется у детей с рождения.

«Полидекса» применяется при острых и хронических ринитах, синуситах

Препараты назначаются детям с двухлетнего возраста. Противопоказаниями являются индивидуальная непереносимость компонентов препарата, глаукома.

Более дешевым противомикробным препаратом российского производства является Альбуцид при насморке у детей. Другое его название — по действующему веществу – «Сульфацил натрия». Обладает широким спектром антибактериального действия. Оно аналогично Мирамистину. Применяется у детей с рождения. Противопоказанием является только индивидуальная непереносимость лекарства.

Диоксидин — противомикробный препарат, который можно использовать у малышей только после консультации специалиста. Раствор Диоксидина закапывается в нос при гнойных ринитах.

Противоаллергические средства

Иногда насморк у ребёнка возникает вследствие аллергической реакции организма на пыльцу растений, шерсть животных, домашнюю пыль. В этом случае требуется применение капель с противоаллергическим действием.

  • «Виброцил». Средство содержит антигистаминный и сосудосуживающий компоненты. Применяется при постоянных ринитах в основном аллергической природы. Разрешен к употреблению детям с рождения.
  • «Тизин Алерджи» — спрей в нос, содержащий противоаллергический компонент. Применяется при сезонных аллергических ринитах. Может быть использован у детей с шести лет.

Противопоказаниями к лечению «Виброцилом» являются аллергия на компоненты препарата и глаукома. Для «Тизина Алерджи» противопоказаниями являются возраст меньше шести лет, аллергия на препарат, глаукома.

«Виброцил» применяется при постоянных ринитах в основном аллергической природы

Капли с разжижающим эффектом

Выделения из носа иногда бывают густыми, затрудняют носовое дыхание, на слизистой образуются корочки. В подобном случае необходимо использование препаратов, способных разжижать и выводить густой секрет из носа.

«Ринофлуимуцил» . Спрей, содержащий ацетилцистеин — вещество, разжижающее густую слизь. Показан при ринитах, сопровождающихся густым отделяемым, а также синуситах.

Препарат может применяться у детей с трёх лет. Противопоказан при высокой аллергичности, глаукоме, тиреотоксикозе.

Гомеопатические препараты

Средства из ряда гомеопатии также могут применяться для лечения насморка. Терапия гомеопатией индивидуальна, она не даёт стопроцентного эффекта.

Средства гомеопатии, которые могут быть применены у ребенка:

  • «Коризалия» (таблетки).
  • «Эдас-160» — капли в нос, содержащие экстракт туи.

Препараты разрешены к применению у детей с рождения при условии, что отсутствует индивидуальная непереносимость.

Растительные средства

Для облегчения носового дыхания, устранения заложенности у ребенка применяются растительные препараты.

  • Мазь «Пиносол» . В её состав входят масла сосны, эвкалипта, ментол. Назначается при постоянных ринитах у детей.
  • Каланхоэ — сок этого растения часто используется в народной медицине. Сок каланхоэ применяется для лечения затрудненного носового дыхания у детей с двух лет. Его закапывают в нос, начиная с нескольких капель, потому что сок каланхоэ вызывает аллергическую реакцию или ожог слизистой.

Выбор препарата от насморка зависит от причины его возникновения. Возраст и аллергическая предрасположенность малыша также должны быть учтены при выборе средства терапии.

«Знакомство детей с природой»

(консультация для родителей)

Всестороннее развитие и воспитание маленьких детей осуществляется разными средствами. Одно из наиболее эффективных - ознакомление дошкольников с природой.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейка и лужицы.

Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе, любознательность, побуждает их к деятельности.

Встреча с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Для формирования нравственно-эстетического отношения к природе необходимо использовать художественную литературу. Разные литературные жанры, в зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.

Русская народная сказка с ее богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажа, лирическими вставками, повторами раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа всегда помогает положительным персонажам. Сказочные образы дают представление о морали, справедливости.

Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе, например: «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?» В. Бианки, «Золотой луг», «Разговор деревьев» М. Пришвин, «Волчишко», «Еж», «Медвежонок» Е. Чарушин, «Четыре художника» Г. Скребицкий, «От весны до весны» И. Соколов-Микитов.

Мир природы представлен здесь в интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех.

Интересен и своеобразен цикл стихов С. Маршака «Круглый год». В нем даются характерные природные признаки каждого месяца.

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучать их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас.

В. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нем для себя что-то новое, чтобы каждый день его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Понаблюдайте с детьми за муравьями: один тащит соломинку, другой травинку, помогают друг другу своей работой, приносят пользу растениям, рыхлят землю, удобряют ее. Про таких говорят: «Мал да удал!». Систематические наблюдения в природе учат детей быть внимательными. Утром, провожая ребенка в детский сад, обратите внимание на красоту природы: солнце своими лучами будет природу, раскрашивает небо в красные, желтые, розовые цвета. Просыпаются птицы, цветы и бабочки. Солнце греет землю, помогает расти всему живому в природе. Вечером понаблюдайте, как садится солнце, становится темно и все живое засыпает.

Радость общения с природой делает жизнь детей эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относится к растениям и животным, заботиться о них. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы взрослые, способствуем развитию у детей таких качеств, кА доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Если ребенок лжет
Порой, наши детки рассказывают самые невероятные истории. Но можно ли назвать эти небылицы ложью?

Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик

Знакомство с природой

Было время, когда дети приобретали знания об окружающем мире через ежедневное непосредственное общение с природой. А также, с помощью взрослых, которые, посмотрев на вечернее небо, могли уверенно предсказать погоду, аргументировано высказаться о видах на урожай, указать в лесу грибное место и выбраться из оного, не прибегая к помощи спутниковой связи. Но и теперь, сделав некоторое усилие, мы вспомним про дружбу дождя с ветром, про то, как гусеница превращается в бабочку, и про то, что лес - это не просто много деревьев.

Маленьким детям свойственен эгоцентризм, они считают себя центром вселенной и уверены, что способны управлять окружающим их мирком с помощью... громкого рева. Такое отношение к себе и миру - нормальная стадия развития малыша. Опыт общения и взаимодействия с природой поможет ему осознать, что он не центр, а лишь малая частица вселенной, с которой он неразрывно связан. Мир природы - живой, изменчивый и разнообразный. Можно поведать об этом ребенку, обращая его внимание на самые простые, доступные его наблюдению и пониманию явления.

В городе

На прогулке в теплый, погожий денек обратите внимание малыша на то, как нагрелся на солнце асфальт, скамеечка, на которую вы присели. Затем укройтесь от солнца в тени какого-нибудь дерева, приложите ладони к земле - насколько она здесь прохладнее, и освещение совсем другое. Выйдите на открытое пространство и покажите ребенку, что и Вы и он и все окружающие предметы отбрасывают тень. Можно понаблюдать за тенями, когда они становятся длинными, а когда совсем не видны. Таким образом, малыш узнает о том, что солнце - источник тепла, и о том, что такое свет и тень.

В ветреный день предложите малышу поиграть с ветром в прятки. Спрячьтесь с ним за дом и обратите его внимание на то, что ветер утих. Дом заслонил вас от ветра. Расскажите своему юному исследователю о том, какой ветер силач: он может поднимать и кружить листву, разный сор, раскачивать деревья. Придя домой, скажите ему о том, что по вашему дому тоже может погулять ветер. Он умеет шуршать газетами, открывать двери и раскачивать абажур. Такой домашний ветер называется сквозняк. Но вы его можете впустить совсем ненадолго, чтобы не простудиться. Предложите малышу самому побыть ветром, положите перед ним перышко или бумажку и попросите сильно подуть - ему наверняка понравится.

На даче

Совершите экскурсию в огород. Расскажите малышу, что некоторые знакомые ему овощи, можно найти на грядке. Это может быть, например, редиска. Покажите как, потянув за листики, выдернуть редиску из земли. Такая яркая, с белым хвостиком! Вот это да! Оказывается, редиска в земле растет. Юному огороднику наверняка захочется повторить вслед за Вами этот "фокус". Предложите ему попробовать вытянуть несколько штучек самому. Добавляя редиску в салат, похвалите малыша за помощь, и не забывайте время от времени брать его с собой в огород "на охоту" за разными овощами и ягодами. Когда ребенок станет старше, поведайте ему о "волшебном" семечке, в котором помещаются и стебель, и листья, и корень будущего растения. Посейте вместе с ним какие-нибудь семена и наблюдайте за тем, как они прорастают.

Какие только цвета и оттенки не встречаются в природе! Познакомить с ними малыша можно весело и интересно. Из цветочных лепестков выложите на какой-нибудь ровной поверхности веселую рожицу, домик или бабочку. Комментируйте свои действия и называйте цвета, которые Вы используете. Предложите малышу сделать цветочную картину вместе. Это действительно увлекательное занятие, и результат выглядит замечательно. Попутно ребенок может запомнить названия некоторых растений. Подобные «произведения искусства» можно делать из ягод и кусочков овощей. Очень красиво и...съедобно.

Лесные тайны

Собираясь совершить лесную прогулку, расскажите малышу, что вы отправляетесь в настоящее царство-государство. Оно состоит из нескольких "этажей". В лесу есть и подземелье: там живут в норках маленькие мышки, и большие барсуки. На первом этаже - в траве живут разные насекомые и зверюшки. Второй и третий этажи - кусты и деревья - место, где обитают птицы: здесь они вьют свои гнезда. Соберите вместе с ребенком красивые листья, покажите ему, какие они разные. Вернувшись домой, рассмотрите свои трофеи: ветку папоротника, желудь или гриб, для малыша такие "сувениры" очень важны, они помогут ему сохранить в памяти свои впечатления о прогулке.

У моря

Песок, камни, ракушки, вода – материалы, дающие неограниченные возможности для творчества и знакомства с разными физическими свойствами.

С песком дети могут играть бесконечно. Сухой песок можно пересыпать из одной емкости в другую, наблюдая, как он "течет", сгребать его в кучи и зарываться в него. Если же смешать песок с водой, получиться уникальный строительный материал, из которого ребенок может делать все что угодно: от куличиков до сложнейших архитектурных сооружений.

Из камешков и ракушек можно выкладывать на песке картины и узоры.

Найдите большие гладкие камни и разрисуйте их вместе с ребенком красками или маркерами.

Расскажите малышу о подводном царстве и его обитателях: о разноцветных рыбах, о морской траве - водорослях, о том, что ракушки, найденные на берегу, раньше были домом какого-нибудь морского жителя. Будет хорошо, если то, о чем Вы рассказываете, малыш сможет увидеть собственными глазами. Яркие образы надолго запечатлеются в памяти ребенка.

Знакомясь с природой, учась с ней взаимодействовать, ребенок обнаружит, что обладает властью над другими существами. Но не стоит упрекать ребенка за то, что он весело рвет цветы или раздавил муравья, пытаясь поймать его. Однако это не означает, что надо поощрять или игнорировать разрушительное поведение и проявления враждебности. Познавать окружающий мир и свои возможности в нем маленький ребенок может, лишь действуя разными способами и получая результат. Мы, со своей стороны, можем попытаться объяснить малышу, какие последствия для других существ несет его исследовательская деятельность. Он еще не умеет сопереживать и, пока, ориентирован только на собственные желания. Чтобы подготовить почву для восприятия ребенком чувств и желаний окружающих, надо больше говорить с ним о его собственных чувствах.

Маленький человек рождается на свет, одаренный пятью чувствами, и все они находятся в боевой готовности. Общение с природой, щедрой на яркие краски, разнообразные запахи, всевозможные звуки, а также тактильные и вкусовые ощущения, поддерживает эту готовность. Мы можем помочь малышу задействовать все свои возможности, обращая его внимание на то богатство ощущений, которое дарит природа. Наблюдать за полетом бабочки, прислушиваться к пению птиц или шуму бегущей воды, вдыхать пряные и сладкие запахи полевых цветов, пробежаться босиком по траве. Такие впечатления не только обогатят палитру ощущений ребенка и послужат источником положительных эмоций, но и помогут ему стать более восприимчивым ко всему, что его окружает.

Знакомство малыша с природой происходит по-разному. Самостоятельно и при активной помощи взрослых, случайно и целенаправленно, путем специальных занятий - практических и/или творческих, а также путем лично придуманных и собственноручно поставленных ребенком экспериментов .

Но наиболее полным и глубоким методом знакомства малыша с окружающим миром является, конечно, метод комбинаторный, сочетающий в себе все вышеперечисленные пути и способы. И в основе этого обучающего и развивающего процесса, безусловно, должна лежать игра, как наиболее понятный для ребенка способ получения новой полезной информации и наиболее доступный вариант ее усвоения им и запоминания.

Конечно, маленький ребенок и сам замечает, что в природе происходят какие-то сезонные изменения - то идет снег, то капает дождик. На улице становится то тепло, то холодно. Солнышко летом греет жарко, деревья весело шелестят зелеными кронами, а цветочки раскрывают навстречу теплым лучикам свои разноцветные чашечки-лепестки. Зимой же, напротив, солнце поднимается высоко-высоко, становится тусклым и прячет свои лучики, а все живое вокруг словно засыпает.

Правда все это не слишком очевидно для малыша, поскольку каждый из сезонных периодов довольно растянут по времени. Кроме того, даже заметив происходящее, маленькие дети понимают его суть далеко не сразу. Вопросы возникают только тогда, когда ребенок уже вовсю лепечет и может достаточно ясно выразить свои мысли.

А между тем, подробное "научное" знакомство малыша с природой можно и нужно начинать уже с 2-х летнего возраста. И у взрослых, которые будут сопровождать такое знакомство, есть весьма эффективные обучающие инструменты - специальные развивающие игрушки и игровые пособия.

Кроме того, в распоряжении взрослых всегда имеется замечательный метод приобщения маленького ребенка к окружающей природе - это прогулка! И если соединить в обучающем процессе экскурсионные прогулки, игрушки, тематические занятия и наглядные пособия, то результат будет совершенно потрясающим!

Мозг маленького ребенка - он словно губка. Впитывает любую информацию подобно тому, как губка впитывает влагу. И особенно ту информацию, которая грамотно подается. И нет лучше инструмента для усвоения и постоянного повторения пройденного, чем наглядные пособия.

А что лучше демонстрирует окружающий мир? Конечно, всевозможные карты, атласы, настенные календари и плакаты. Тем более, что сегодня выпускаются совершенно замечательные комплекты. Такие, как "Наша родина - Россия", "Страны и народы мира", "Круглый год", "Животные и растения", "Времена года" и другие, не менее интересные, которые можно увидеть на виртуальной витрине нашего магазина.

Все эти наглядные пособия, в том числе интеллектуальные, с электронными блоками, способны познакомить ребенка со всеми природными компонентами окружающего его мира. И с теми, которые малыш пока не может встретить в реальности.

Благодаря календарям и плакатам из серии "Времена года" для малыша становится более очевидной смена погодных сезонов. Он может легко сопоставить нарисованные сюжеты с теми, что сохранились в его памяти, и надежно запомнить полученную информацию. Выявить для себя вполне определенную логическую связь времени и пространства.

Повесив в комнате ребенка любой из календарей природы - например, "Календарь природы на магнитах" или "Год и месяцы с рамками и вкладышами", можете быть уверены, что малыш уже очень скоро начнет вполне прилично разбираться во времени, а также природных механизмах существования всего живого.

Замечательно способствуют знакомству с природой маленького ребенка и тематические карточки Гленна Домана, посвященные животным, растениям и, конечно, временам года. Благодаря специальным тематическим занятиям по этим карточкам малыш четко усваивает внешний вид и названия зверей, птиц, цветов, деревьев, месяцев и т.д. А это немаловажный этап в процессе приобщения крохи к окружающему его миру.

Безусловно, активно способствуют развитию малыша творческие занятия. И знакомству с природой - тоже. Даже самый маленький ребенок любит рисовать, раскрашивать, лепить и т.д. И в качестве темы для рисунка или поделки всегда можно предложить ребенку сюжет на тему природы. Нарисовать ту клумбу, что увидели во время прогулки. Слепить смешного щенка, что встретился на пути. Расцветить картинки из нового альбома для раскрашивания, купленного во время похода в зоопарк и т.д.

Малыш с удовольствием обращается к природной теме в своем творчестве. Его привлекают картинки с изображением животных и растений. И можно разнообразить его художественные занятия - предложить не просто раскрасить рисунок, а выложить его из разноцветных крупинок. У нас есть замечательные крупчатые аппликации - "Петушок", "Утенок", "Деревце", и вы всегда можете выбрать ту, что придется по душе вашему маленькому художнику.

И конечно, ничто лучше не познакомит ребенка с природой, чем прогулка. Только нужно помнить, что прогулка должна быть настоящей! Не "по пути" в магазин, на рынок или по другим делам. Вы просто гуляете вместе с малышом и знакомите его со всем, что встречается на вашем пути.

С травкой на газоне. С тучкой на небе. С кошкой за окошком. С цветочком на клумбе. С ручейком в сквере. Со старым дубом у детской площадки и т.д. Листики, лучики, стебельки, глазки и лапки - вот, что должно стать предметом демонстрации маленькому ребенку. С четким проговариванием всех названий.

Обратите внимание малыша на то, что происходит на улице. Тепло там или холодно? Идет ли дождик? Можно ли слепить из снега снеговика? Какого цвета листочки на деревьях? Много ли листочков лежит на земле? Какие птички прилетели во двор? Как ведет себя мишка в зоосаде?

И еще тысячи и тысячи вопросов-пояснений. А по результатам каждой прогулки надо проводить занятия, в том числе, творческие. Ведь сразу столько тем появляется не только для обсуждения, но и для изображения.

И если с ребенком заниматься систематически и разносторонне, то процесс его знакомства с окружающей природой, будет интересным и запоминающимся.



Рассказать друзьям