Конспекты нод по аппликации в подготовительной группе. План-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе "Помечтаем о лете"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Программные задачи:

Закрепить умение работать с бумагой и клеем, создавать из элементов целостную композицию.
Развивать любознательность, мышление, фонетический слух, мелкую моторику.

Закреплять умение вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закругленные углы) вырезывать и наклеивать части разной формы.

Упражнять в вырезывании предметов одинаковой формы из бумаги сложенной гармошкой.

Продолжать развивать умение оценивать созданные изображения.
Воспитывать уважение к профессии водителя.

Оборудование:

Картинки с изображением разнообразных транспортных средств, дороги, морского причала, железной дороги, аэродрома или неба с облакам
Оборудование для аппликации.

Предварительная работа:

Наблюдение за транспортом.
Рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт».
Беседа, дидактическая игра или занятие о правилах дорожного движения.

Ход занятия:

Человек придумал множество разных и интересных профессий. Каждый из вас, когда чуть подрастёт, выберет, чем ему заниматься и на какой профессии остановить свой выбор. В нашей огромной и красивой станице, очень много разнообразного транспорта, на котором работают чудесные отзывчивые люди, которые не бросают в беде.

Послушайте загадку:

Загадка про шофёра

Все дороги мне знакомы,
Я в кабине словно дома.
Мне мигает светофор,
Знает он, что я - … (Шофёр)

В. (Да, это шофёры, шофер или, как еще его называю),

Дети: водитель.

В. Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший шофёр или водитель? Что он должен знать и уметь?

Ответы детей: трудолюбивый, добрый…

Воспитатель поправляет детей, (ответственность, внимательность, добросовестность, дисциплинированность, трудолюбие, вежливость).

Но самое главное – шофёр должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров, и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны не только шофёры, но и пешеходы, и не только знать, а всегда выполнять требования этих правил. Это очень важно!

Воспитатель показывает детям все просмотренные ранее картинки. - Как можно назвать одним словом все, что изображено на этих картинках?

(Ответы детей: транспорт).

В. Правильно, транспорт. Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие - ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам. Есть даже подземный транспорт – метро. А какие виды транспорта вы знаете?

Ответы детей: (Наземный, подземный, воздушный, водный).

Динамическая пауза «Поезд с грузом»

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды «погрузка закончена» дети выполняют движения руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе «чух-чух-чух» (до 1 мин). После чего поезд останавливается, произносится на выдохе «ш-ш-ш» как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос.В.набрались сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

В. А у меня ребята есть заветная мечта, отправиться в путешествие на поезде по всей огромной и красивой Родине. Но в путешествие я одна отправляться не хочу, скучно. А я знаю, что у меня есть мои маленькие друзья – это вы. И я вас приглашаю. Вы согласны?

Дети: Да!

В.Ребята, но отправиться надо, а вот поезда у нас нет. Хочу, что б мы с вами отправились на таком поезде как я видела,Я вам сейчас покажу. Но, увы он один такой. Но, я, что - то придумаю. Вот я и придумала.

Мы с вами сделаем волшебные поезда!

Вы согласны?

В.Проходите в нашу мастерскую и посмотрите. У каждого из вас на столе лежат геометрические фигуры. Кто из вас мне напомнит, как они называются? Подойди Никита и рассмотри их и назови.

Ответы детей.(прямоугольник, квадрат)

В Правильно. Все эти фигуры помогут нам в создании наших волшебных поездов.

В Ребята, прежде, чем мы начнем, давайте вспомним правила работы с ножницами.

Ответы детей:(передавать ножницы держа их за лезвие, не тыкать в глаза, быть аккуратными)

В.Ну, что приступаем. Для начала мы с вами у прямоугольника срежем углы и у нас с вами получиться кабина машиниста, затем срежем у остальных 2 прямоугольников углы, и у нас получатся вагоны.Ну, а из квадратов(как вы думаете для чего он нам нужен?) правильно мы вырежем колеса, так же срезав все углы.. Ребата а у вагонов есть окошки?

Затем мы сложим квадрат пополам, затем еще раз пополам и разрежем на равные четыре части по линии сгиба, у нас получатся окошки.

В.Теперь вы готовые детали расположите на лист бумаги, а только после всего, начнем приклеивать.

В.Ребята, какие вы у меня молодцы! Поезда у вас получились очень красивые, прочные. Настя расскажи, какие фигуры ты использовала?

А кого ты с собой возьмешь в путешествие?

В.Никита а скажи мне из какой фигуры у тебя получилось колесо?

В. Вот спасибо вам ребята,Наша мастерская сегодня действительно самая волшебная. А у моих ребят руки золотые!

Цели: Формировать навыки работы с шаблонами (учиться обводить трафарет); учиться работать с ножницами; развивать мелкую моторику.

Образовательные задачи:

- учить создавать поделку, используя всю площадь, гармонично размещать детали аппликации ;

- закреплять освоенные детьми навыки и умения и дать каждому ребенку возможность творчески применить их;

- продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания;

Развивающие задач и:

Развивать композиционные умения в расположении предметов в сюжетной аппликации;

Развивать умения создавать изображения близкие к реалистическим;

Закреплять навыки коммуникативного поведения;

Развивать творческие способности детей;

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать тактильное восприятие, используя бумагу разной структуры.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к художественному творчеству;

Способствовать формированию умения планировать и заранее продумывать весь Ход работы;

Закрепить умение импровизировать;

Самостоятельность;

Художественный вкус.

Предварительная работа : сделать эмблему кружка; подготовить шаблоны-медальки и круглые трафареты.

Развивающая среда : игрушка – солнышко; шаблоны-медальки; трафареты – круги, цветная бумага; салфетки, клей, кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Дети сидят на стульчиках, поставленных по кругу .

В.: Ребята, мы с вами любим родную природу, нас радует каждый цветок, зеленая трава, тенистое дерево, под которое можно спрятаться от жары. Нас окружают большие и маленькие друзья: животные, в небе – птицы, в водоемах – рыбы, а на лугах – стрекозы, жуки, бабочки, бабочки. Эти прекрасные и нежные создания мы можем увидеть только летом. Давайте с вами помечтаем и вспомним лето, а мечтать удобнее с закрытыми глазами, а еще и под музыку. Приготовились, закрыли глаза.

(Психогимнастика )

(включается запись песни о лете, дети слушают с закрытыми глазами)

Воспитатель : Глаза не открывайте! Ответьте мне на вопрос. О каком времени года поется в этой песенке? (Ответы детей)

Воспитатель : А почему вы так решили? (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы! А теперь давайте представить себе лето.

Послушайте и отгадайте загадки:

В поле бескрайнем стоим,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички – белые реснички.

Вешаем на доску ромашку

В летний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он на дорожке.

А проснулся – улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Ай, боюсь, что разлечусь,

Тише, ветер луговой!

Вешаем на доску одуванчик.

А я цветочек, я бутончик пока.

Закрыты четыре моих лепестка.

Вешаем на доску бутончик

Шапочка красная

Пуговки белые

Работа напрасная

Осталось все целое –

Никто не берет!

Кто я? Узнали?

Вешаем на доску мухомор.

Воспитатель: - А там, где растут цветы, встретишь много красивых насекомых

Самолетик легкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза,

Это чудо – стрекоза

Вешаем на доску стрекозу.

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

Вешаем на доску бабочку.

Я пахну летом и пыльцой,

Лечу к цветочкам пулей.

Но я бываю очень злой,

К тому, кто лезет в улей.

Вешаем на доску пчелу.

Воспитател ь: А теперь внимательно послушайте следующую загадку.

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все – солнце.

Ответы детей.

Воспитатель : - Конечно, это солнышко. Летом светит яркое солнышко, оно греет и цветы, насекомых, радует теплом людей. Передайте солнышко по кругу и перечислите слова, которыми можно описать солнышко (золотое, яркое, теплое, красивое, доброе, милое, горячее, любимое).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Вот мы и представили лето. А сейчас немного усилий, немного творчества и мы лето запечатлим на бумаге. Мы с вами сделаем аппликацию.

Сегодня мы с вами смастерим себе солнышки, но ваши «солнышки» будут в виде медалек, будут вас согревать и поднимать настроение.

Пройдите на свои рабочие места.

Воспитател ь: Чем мы вчера пользовались, делая заготовки?

Ответы детей (ножницами, клеем, кисточками, шаблонами )

Воспитатель : - А теперь давайте рассмотрим медальку-солнышко, которое получилось у меня.

- Из каких деталей оно сделано? Какой формы солнце? Какого цвета бумагу нужно взять, чтобы получилось солнце и лучи, какого цвета – чтобы получились глаза, рот. А что нужно взять, чтобы получился носик?

- А как сделать глаза у солнышка? (ответы детей) Правильно, сложить полоску голубой бумаги пополам, чтобы получился квадрат. А, затем, закругляя концы у квадрата, вырезать круги.

А сейчас мы немного отдохнем. Добавляю солнышко к летней картине на доске.

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем по шире на четыре,

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

А теперь внимание. Я покажу и расскажу, как у меня получилась такая замечательная медаль-солнышко.

Для этого у меня есть заготовка, которую мы с вами делали накануне. Вот она. Теперь я беру трафарет в форме круга. Вот он. Прикладываю плотно его к листу желтой бумаги. В средине потно прижимаю левой рукой, правой рукой беру простой карандаш, и обвожу трафарет по контуру. Прикладываю карандаш в этой точке и обвожу, доходя до этой точки. Теперь убираю трафарет. Какая геометрическая фигура у мен6я получилась? (ответы детей ). Дальше мне понадобятся ножницы. Вырезаю желтый круг. Я режу, не тороплюсь, плавно режу по округлой линии, также плавно поворачивая лист бумаги. Это и есть наше солнышко. Прикладываю его к нашей заготовке. Подходит? (ответы детей ). Да, оно немного больше. Это правильно, так остатки круга пойдут на лучики солнца. И чтобы солнышко не слетело с заготовки, что мне необходимо сделать? (ответы детей ) Накладываю клей на заготовку по всей площади и накладываю солнышко на середине нашей заготовки, плотно прижимаю салфеткой, тем самым убирая лишний клей. Далее я ножницами прорезаю края «солнышка» до картонной основы медали. Теперь загнем «зубчики» солнышка к центру. Вот наше солнышко готово. Теперь нам необходимо сделать наше солнышко живым, веселым.

Для этого я беру белый прямоугольник, складываем его пополам, уголок к уголку, получается квадрат, закрепляем линию сгиба. Ножницами срезаем уголки у квадрата, получается круг. Это глаза. Приклеим их. Чтобы глазки ожили, сделаем для них зрачки. Для этого возьмем голубую бумагу. Складываем ее пополам уголок к уголку. Фиксируем линию сгиба. Получается квадрат. Срезаем уголки у квадрата, получается круг. Приклеиваем их. Это зрачки.

И, конечно, солнышко у нас веселое. Сейчас для него мы сделаем ротик. Для этого берем красную бумагу, по контуру вырезаем ротик, вот так и приклеиваем его.

И, наконец, носик. Его мы сделаем из салфетки. Беру кусочек салфетки такого же цвета как и солнышко, формирую из нее шарик, вот так, двумя пальчиками – указательным и большим, наношу клей и приклеиваю.

А теперь вы сделаете такое же солнышко-медальон, но прежде, чем приступить к работе, давайте все вместе скажем такие слова: «Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

А теперь можно приступить к работе.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ:

Давайте подготовим наши пальчики к работе .

Вырос высокий цветок на поляне (запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить .)

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук ).

Всем лепесткам красоту и питанье (ритмично двигать пальцами вместе-врозь )

Дружно дают под землей корешки (ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

А теперь приступаем к работе.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель : Ну как почувствовали лето? Какие замечательные работы у вас получились! Оденьте их на себя. Какая работа вам понравилась больше всех? Почему? А чье солнышко у нас веселее всех? В нашей комнате стало еще светлей и теплей от ваших улыбок и солнышек - медальонов.

У меня есть предложение. Давайте повесим ваш кусочек лета в приемной котмнате. Пусть ваши папы и мамы тоже заглянут в лето и порадуются вашим умениям.

Программное содержание:

Совершенствовать знания детей о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Формировать представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни.

Развивать умение строить связанные высказывания, рассуждения, отвечать на вопросы полным ответом; логическое мышление, творческую фантазию и воображение детей. Развивать речь. Активизировать словарь детей.

Формировать умение выполнять сюжетную аппликацию в нетрадиционных техниках. Знакомить детей с приемом аппликации – выклеивание силуэта шерстяными нитками для придания эффекта оперения. Совершенствовать навыки силуэтного вырезания.

Воспитывать интерес к живой и неживой природе, любовь и заботу о ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Материал: иллюстрации зимних пейзажей, письмо с заданиями для детей. Игры: «Четвертый лишний» , «Слово рассыпалось» . Загадки, картинки зимующих птиц, заготовки снегирей и синичек для выполнения аппликации. Шерстяные нитки (красные, черные, зеленые, желтые, белые) , ножницы, клей ПВА, кисточки, клеенка, тряпочки для рук.

Образовательные области: Художественное творчество; Познание; Коммуникация; Здоровье; Социализация; Труд.

Предварительная работа: Подготовить основу для коллективной аппликации.

На первом этапе изготовления основы нашей будущей работы мы сделали голубой фон и в технике «набрызг» гуашью сделали снег.

Загадка:

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я …

Воспитатель: О каком времени года идет речь в загадке?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Какие приметы зимы видны на иллюстрациях?

Дети: Деревья в снегу, стоит мороз, кругом снег.

Воспитатель: А какие признаки зимы еще вы знаете? (Реки покрыты льдом, день становится короче, а ночь – длиннее, перелетные птицы улетели в теплые края, идет снег) .

Воспитатель: К нам залетела красивый комочек снега. Хотите с ним поиграть? Мы будем передавать друг другу комочек, и говорить какая бывает зима.

Игра «Назови словечко»

Стук в дверь. В группу приносят письмо.

Воспитатель: Ребята, пишет нам сама волшебница Зима: «В лесу пропали зимующие птицы, не слышно их веселых голосов. Помогите вернуть птиц» .

Воспитатель: Поможем Зиме вернуть птиц? Тогда немедленно отправляемся в путь.

Звучит фонограмма песни «Паровоз Букашка» .

Воспитатель: Вот мы и приехали в лес. Смотрите, дети, на елке висит письмо, может оно для нас, прочитаем. Здесь для нас задание: «Собери картинку» . Вы согласны выполнить?

1. Игра «Собери картинку»

Дети собирают пазлы зимующих птиц.

Воспитатель задает вопросы детям:

Какую птицу ты собрал?

Воспитатель: Молодцы. Следующее задание, я загадываю загадку, вы отгадываете и находите картинку с изображением этой птицы.

2. Загадки о зимующих птицах

Носят серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь - кружат двадцать пар кричат:

Кар! Кар! Кар!

(Ворона)

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица.

(Воробей)

В лесу, под щебет,

Звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

"Здорово, дрозд, приятель!"

И ставит подпись...

(Дятел)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

(Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.

(Сова)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы и с этим заданием справились. Следующее задание, мы должны собрать слова и прочитать название птиц.

4. Игр «Слово рассыпалось»

Воспитатель: Молодцы, а теперь вспомните пословицы о птицах, которые мы с вами учили.

5. Пословицы о птицах.

Синичка - воробью сестричка

Всякая птица к своей стае летит.

Молодой воробей учится чирикать у старого.

Всякая птичка свои песенки поет.

Красна птица пением, а человек умением.

Пуганая ворона и куста боится.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Сорока стрекочет – гостей пророчит.

Хорошо птичке в золотой клетке, а лучше того – на зеленой ветке.

Яйца курицу не учат.

Воспитатель:

6. Игра «Четвертый лишний»

У детей карточки с картинками, находят на ней лишнее животное или птицу и объясняют свой выбор.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, а теперь у нас самое ответственное и сложное задание – изготовить снегирей и синичек. Вы готовы?

Физкультминутка

Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах) .

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки на левой, а потом на правой ноге,

Завертелась, как волчок (повороты туловища налево, направо) .

Вот присела на минутку (дети выполняют приседания) .

Почесала клювом грудку.

И с дорожки – на плетень (дети выполняют взмахи руками)

Полетела: тень-тень-тень!

Ребята, сколько всего зимующих птиц у нас получилось?

Уборка рабочего места.

Основная задача аппликации в подготовительной группе - создание предметов, максимально похожих на реалистические. В этом плане для воспитанников и педагога очень интересна тема «Птицы», занятия по аппликации данной направленности тесно связаны с познанием окружающего мира, развитием речи, имеют большое воспитательное значение. Дошкольники 6–7 лет уже способны творить композиции не только с натуры, но и по представлению, а также по мотивам народного декоративно-прикладного творчества.

Аспекты проведения к занятий аппликацией в подготовительной группе ДОУ

Самостоятельность детей в изготовлении исходных деталей и работы с материалом

Дошкольники 6–7 лет уже довольно хорошо владеют ножницами и клеем, и аппликация в подготовительной группе уже гораздо сложнее, чем занятия в более раннем возрасте. Художественные образы имеют большое сходство с реальными объектами: дети не просто хорошо знают и представляют, как выглядят самые разные птицы, но и способны воссоздать их на бумаге.

В данной группе на занятиях аппликацией уже имеют место сюжетные композиции, которые предусматривают определенную последовательность в расположении и приклеивании деталей к основе. Оформляется вначале фон аппликации, задний, а после передний план. Ребята уже понимают, что предметы могут накладываться один на другой.

Воспитанники уже гармонично располагают фигуры на бумаге, подбирают пропорции предметов согласно формату основы. Дети способны создавать композиции не только на привычном листе бумаги формата А4, но и на других формах (полоска бумаги, основы круглой и квадратной формы).

В подготовительной группе дети совершенствуют основные виды вырезания: разрезают бумагу строго по линии сгиба, а также визуально, закругляют углы квадрата или прямоугольника, добиваясь круглых и овальных форм, вырезают симметричные формы из сложенного пополам листа бумаги. Кроме того, воспитанники уже могут вырезать множество одинаковых элементов из сложенного в несколько раз материала. Происходит обучение такому сложному приему, как силуэтное вырезание (по линейному контуру), при этом ребенок должен держать в памяти целостный образ предмета и следить за правильностью его пропорций.

Что касается непосредственной подготовки к занятию, то воспитатель может предлагать нарезанные им детали, однако дошкольники данного возраста вполне могут и самостоятельно вырезать их из бумаги, ткани и прочих материалов. Кроме того, дошкольникам 6–7 лет доступна техника обрывания - они способны сами нарвать кусочки цветной бумаги или салфеток, из которых потом будут составлять композицию. Если же в качестве основного материала для аппликации будут использоваться сухие листья (как правило, это осенние композиции), то ребята с удовольствием соберут их во время прогулки.

Что касается размера исходных деталей, то они должны соответствовать формату основы. Элементы не должны быть слишком мелкими (исключение - глазки, клюв птицы).

Наиболее подходящие материалы, в том числе для основы

Поскольку в подготовительной группе большое внимание уделяется аппликации по замыслу (яркий пример тому - тема «Сказочная птица»), то воспитатель предоставляет детям богатый выбор бумаги самых разных цветов и оттенков (матовая и глянцевая) – это способствует проявлению самостоятельности и творчества. Если отсутствуют нужные оттенки, то бумагу можно заранее окрасить. Такую работу могут сделать несколько ребят накануне проведения аппликации.

Интересные работы получаются при использовании гофрированной или тисненой бумаги. Педагогу не нужно забывать, что во всех случаях, будь это наклеивание готовых форм либо самостоятельное вырезание, ребенок должен иметь больший запас материала, чем это требуется для выполнения работы.

Что касается фона, то для него обычно используется более плотная бумага, например, тонкий картон. Причем, он не обязательно должен быть белого цвета.

Что касается оригинальных нетрадиционных решений в выборе материала, то это вполне могут быть сухие листья, засушенные цветочки или ткань. Также воспитанники подготовительной группы прекрасно справляются с аппликацией из соломы: такие работы смотрятся необычайно привлекательно, они переливаются на солнце и замечательно вписываются в интерьер.

Аппликация из соломы

Что касается поделок из сухих листьев, веточек, цветов, то такая работа, помимо развития творческих способностей, способствует сближению с природой, воспитывает бережное к ней отношение. При аппликации птиц можно также задействовать самые неожиданные, на первый взгляд, природные материалы: растолченную яичную скорлупу, мелкие камушки и ракушки, тополиный пух.

Дополнительно украсить композицию, особенно если она включает в себя тканевые элементы, можно тесьмой, пайетками, конфетти. Объемный эффект имеют фигуры из рваных салфеток или ваты. Ярко и празднично смотрятся аппликации из фантиков от конфет. Выбор в данном случае ограничен только фантазией педагога.

Для аппликации по теме «Птицы» в подготовительной группе можно задействовать и пластилин в виде маленьких шариков, которые создают мозаичный узор. В этом случае контур птицы предварительно рисуется простым карандашом на основе из картона, затем покрывается прозрачным скотчем. Пластилиновые кусочки крепятся непосредственно на скотч - в таком случае легко исправить ошибку, кроме того, такую основу можно использовать несколько раз.

Подобная техника имеет место и при создании аппликативных композиций из кусочков бумаги. Каждый кусочек скатывается в шарик и приклеивается к основе. Такие объемные аппликации можно дополнять рисунками, используя краски, карандаши либо фломастеры. Оригинально смотрятся объемные аппликации, в которых задействованы элементы оригами.

Что касается такого инструмента, как ножницы, то в подготовительной группе они также должны быть небольшого размера, обладать закругленными концами и легко поддаваться движению пальцев ребенка - от этих параметров зависит результат создаваемой формы. Для работы детям также необходимы специальные кисточки для клея и подставка для них (чтобы клей не стекал, пачкая рабочее место). У каждого дошкольника также обязательно должен быть поднос для обрезков, клеенка и тряпочка для фиксации наклеенных форм и снятия излишков клея.

Уместность коллективных композиций в рамках данной темы и использование индивидуального подхода

В подготовительной группе коллективные аппликации проводятся довольно часто, тема «Птицы» особенно располагает к такой работе. Это могут быть такие варианты, как «Пингвины в Антарктиде», «Птичья столовая», «Птичий двор», «Летящие перелетные птицы». Воспитатель заранее подготавливает основу большого формата (лист ватмана), раскрашивает ее в соответствующий фон, а дети заполняют ее аппликативными деталями.

Кроме того, детей можно разделить на несколько подгрупп и каждой предложить оформить свой сюжет аппликации. Отметим, что ребята 6–7 лет уже способны самостоятельно распределить работу между собой без помощи педагога, в том числе определить последовательность приклеивания.

В подготовительной группе у многих детей уже ярко выражены способности к изобразительной деятельности, поэтому индивидуальный подход будет весьма уместен. Так, одаренные ребята могут изготовить на занятии более одной птицы (при условии быстрого завершения основной работы) или дополнить свою композицию дополнительными деталями.

Варианты мотивирующего начала занятия по аппликации в рамках темы «Птицы»

Для детей подготовительной группы по-прежнему очень важен игровой момент занятия. Педагог должен тщательно продумывать мотивацию, как он это делал ранее. Например, если мы работаем над темой «Птицы», то к ребятам может прилететь сорока из леса с просьбой смастерить сказочных птиц и подарить их изображения лесным обитателям. Пингвин из холодной Антарктиды может попросить ребят подарить ему сыночка - пингвиненка.

В русской и зарубежной литературе существует множество сказок и рассказов о птицах, из которых можно почерпнуть тему и мотивацию для занятий аппликацией. Например, это «Гадкий утенок» Г.-Х. Андерсена, русская народная сказка «Журавль и цапля» - птицы в этих произведениях обладают человеческими качествами и чертами характера.

Если тема аппликации - сказочная птица, то уместно заранее прочитать детям или вспомнить в ходе занятия русские народные сказки «Финист - ясный сокол», «Жар-птица), а также эпизод про царевну-лебедь из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.

Также интересный материал представляют рассказы русских писателей 20 века - Максим Горький «Воробьишко», Лев Толстой «Воробей», «Воробей на часах», «Лебеди», Виталий Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва у птиц), Евгений Чарушин «Воробей». Георгий Скребицкий «Дружба» и многие другие.

Воробей

Воробей мой, воробьишка!

Серый, юркий, словно мышка.

Глазки - бисер, лапки - врозь

Лапки - боком, лапки - вкось

Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил…

Двинь-ка клювом в бок ворону,

Кто ее сюда просил?

Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,

Так, вот так, еще чуть-чуть…

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.

Подружись со мной, пичужка,

Будем вместе в доме жить,

Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить…

Ближе, ну еще немножко…

Фурх! Удрал… Какой нахал!

Съел все зерна, съел все крошки

И спасибо не сказал.

Птичка

Пахнет полем воздух чистый…

В безмятежной тишине

Раздаются в вышине.

Есть у ней своя подруга,

Есть у ней приют ночной,

Средь некошеного луга,

Под росистою травой.

В небесах, но не для неба,

Вся полна живых забот,

Для земли, не ради хлеба,

Птичка весело поет.

Внемля ей, невольно стыдно

И досадно, что порой

Сердцу гордому завидна

Доля птички полевой!

Ласточка (отрывок)

О домовитая ласточка!

О милосизая птичка!

Грудь красно-бела, касаточка,

Летняя гостья, певичка!

Ты часто по кровлям щебечешь,

Над гнездышком сидя, поешь,

Крылышками движешь, трепещешь,

Колокольчиком в горлышке бьешь.

Ты часто по воздуху вьешься,

В нем смелые круги даешь;

Иль стелешься долу, несешься,

Иль в небе простряся плывешь.

Ты часто во зеркале водном

Под рдяной играешь зарей,

На зыбком лазури бездонном

Тенью мелькаешь твоей.

Галчата

На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.

Налетели вмиг галчата… Ух, какой серьезный вид!

Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,

И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.

Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места

вам кругом -

На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.

Эх, когда б я сам был галкой - через форточку б

И веселою нырялкой в синем небе потонул…

Воробышки

Поет зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далекую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром пушистым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица-весна.

Любая продуктивная деятельность дошкольников предваряется пальчиковой гимнастикой или физкультминуткой. Они также должны быть приурочены к теме занятия. Например, перед аппликацией «Синичка» можно провести физкультминутку «Скачет шустрая синица…» (по стихотворению А. Барто):

Если же ребята будут создавать композицию с уточками, то подойдет такой вариант, как «Вышли уточки на луг…»:

К любому занятию по теме «Птицы» подойдет такая пальчиковая гимнастика:

«Птицы прилетают»

В подготовительной группе при объяснении приемов и этапов аппликации может использоваться образец, однако он не предназначен для копирования, а лишь для прояснения задач. Зачастую он имеет вид схемы, а не законченного изображения. Готовую же работу воспитатель убирает, как только дети приступают к продуктивной деятельности.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Рамазанова Ирина Николаевна «Сказочная птица»
Образовательные задачи : учить передавать в аппликации образ сказочной птицы, освоить технику силуэтного и симметричного вырезания
Развивающие задачи : закрепить знания о теплых и холодных цветах, развивать зрительную память, творческую фантазию.
Воспитательные задачи : воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, самостоятельность в выборе характера украшения работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением реальных и фантастических птиц, аудиозапись «В гостях у сказки».
Раздаточный материал: цветной картон, полоски цветной бумаги, конфетти, конвертики с разноцветными квадратами (теплые и холодные цвета), клей, ножницы, клеенки, тряпочки.
Ход занятия:

Загадки про птиц:Не сидит она на месте,На хвосте разносит вести. (Сорока)По ночам летает на охоту,Днем не видит, да и спать охота. (Сова)Зимой на ветках - яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это … (Снегири)В лесу под щебет, звон и свист,Стучит лесной телеграфист:“Здорово, дрозд, приятель!”И ставит подпись… (Дятел)

Воспитатель демонстрирует презентацию «Сказочные птицы» (под мелодию «В гостях у сказки»), а затем приглашает ребят в сказочный лес.
Сюрпризный момент - появляется игрушечная птица (например, сорока), которая приносит в клювике письмо для детей. Там передается привет от всех лесных птиц, и они просят ребят смастерить необычных сказочных птиц, чтобы организовать в лесу выставку. Дошкольники с удовольствие откликаются на эту просьбу.
Воспитатель просит ребят вспомнить сказки, в которых фигурирует образ сказочной птицы («Финист - ясный сокол», «Жар-птица», «Сказка о царе Салтане»). Педагог рассказывает, что наши предки любили изображать различных птиц и наделять их чудесными свойствами - их вышивали на одежде, предметах быта, оберегах.
Обсуждение с детьми: чем сказочная птица отличается от обычной (необычная раскраска, форма крыльев, хвоста и хохолка) и в чем их сходство (одинаковые части тела).
Проводится пальчиковая гимнастика.
Дети перечисляют цвета радуги. Упражнение на закрепление знаний о тёплых и холодных цветах.

Демонстрация педагогом аппликации готовой сказочной птицы, обсуждение ее особенностей: небольшое овальное тело, удлиненная шейка с маленькой головой, длинный пышный хвост, яркая окраска. Воспитатель показывает детям, как вырезать из сложенной вдвое бумаги симметричный силуэт птицы без хвоста. Хвост же ребятам предлагается оформить по своему желанию (любая форма перьев).
Самостоятельная деятельность дошкольников.
Подведение итогов занятия.

Локтионова Д.Н. «Снегирь»
(коллективная аппликация)
Задачей занятия является вырезание птицы по шаблону (отдельные части) с передачей характерной окраски снегиря. Педагог заранее готовит основу в виде дерева с ветками, на которых будут сидеть птицы.
Занятие начинается с беседы о зиме и птицах, которых мы можем увидеть в это время года. Педагог загадывает загадку про снегиря, а затем демонстрирует картинку. Объясняется, почему птица имеет такое название. Обсуждается внешний вид и характер снегиря.
Проводится физкульминутка «Снегири»:

Рассматривание образца, объяснение последовательности и приемов создания поделки.

Передня И. «Пингвиненок на льдине»
Воспитатель предлагает детям отправиться на северный полюс, для этого они должны создать ветер и холод - проводится артикуляционная гимнастика.
Демонстрация картинки с изображением северного пейзажа - голубой океан, айсберги, снег. Чтобы дети не замерзли, педагог проводит физкультминутку «Здесь всюду холод, лед и тень…».
Загадки про животных северного полюса (белый медведь, северный олень, песец, полярный волк, морж, и наконец, пингвин).
Возникает мотивация для продуктивной деятельности - сделать для одинокого пингвина маленького пингвиненка.
Ищенко Н. «Перелетные птицы»
Занятие закрепляет знания дошкольников о перелетных и зимующих птицах.
Педагог начинает занятие с чтения рассказа Е. Чарушина «Воробей», а затем предлагает ребятам отдохнуть и превратиться в птиц - проводится игра «Что за птица» (ребята изображают повадки и особенности движения разных птиц).
Педагог предлагает детям выполнить сюжетную композицию - летящие лебеди. Работа интересна тем, что в качестве основы выступает черный картон (ночное небо). Птицы же и облака вырезаются из белой бумаги. Используется прием симметричного вырезания лебедей, причем наклеивается на основу только одна половинка птицы - возникает эффект объема. Мелкие детали (клюв, глазки и рисунок крыльев) дети дорисовывают черным фломастером.
Демина Е. «Лебедь»
(объемная аппликация из полосок бумаги)
Занятию предшествует чтение сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок». Вопросы по содержанию. Воспитатель рассказывает об особенности внешнего вида, повадках, образе жизни лебедей.
Проводится физкультминутка «Лебеди».
Ребятам предлагается выполнить аппликацию птицы в особенной технике - ее перья будут выполнены из множества бумажных полосок, что создает эффект объема.
В конце занятия все работы вывешиваются вместе на доску - получается настоящее «лебединое озеро».

Интересные идеи и схемы аппликации по теме «Птицы» в подготовительной группе

Дети очень любят фантазийные работы, например интерпретации на тему «Сказочная птица» (фото 4, 8, 14, 18). Им нравится подбирать по своему желанию цвета, форму перьев. В этом плане интресена работа «Жар-птица» (фото 8), где перышке на хвосте представлены в виде каскада капелек. Необычайно ээфектно смотрится аппликация «Птица счастья» (фото 18): птичка вся блести и переливается за счет ярких фантиков от концет, изысканно смотрится декор из кружевной ткани. Фото 14 - коллективная работа, каждый ребенок разрисовал по своему вкусу перо, все вместе они составили хвост волшебной птицы. К фантазийным работам такеж можно отнести композицию «Праздничный наряд для совы» (фото 17).

Всегда красиво смотрятся объемные композиции, которые мы видим на фото 1, 5, 6, 7, 13, 15, 20. Подобный эффект достигается за счет частичного приклеивания силуэта птицы, а также использования техники аппликации из полосок, аппликации из комочков салфеток или кусочков рваной цветной бумаги.

Очаровательная поделка - петушок, выполненный из сухих листьев (фото 2), такая аппликация, как правило, проводится осенью. Другой петух выполнен также из нетрадиционного материала -ткани (фото 16), яркий вид ему придает разнообразие рисунка лоскутов.

Дети наверняка с удовольствие примутся за изготовление поделки «Совунья» - персонажа мультфильма «Смешарики», она изготовлена из простых деталей, однако выглядит довольно оригинально.

Дошкольники также любят коллективное творчество. В этом плане интересны работы на фото 1, 10, 11, 12, 13, 14, 19 (дети создавали композицию всей группой либо трудились в подгруппе). Такая деятельность, без сомнения, объединяет ребят, заставляет внимательнее относиться к друг другу, совместно радоваться результатам своей работы. Основу таких композиций обычно заранее заготавливает воспитатель. Это может быть дерево со множеством ветвей, на котором будут располагаться птички либо нарисованная кормушка, где пернатые с удовольствием пообедают. Отметим работу «Уточки купаются», где вода изображена необычным способом - с помощью сине-красных полосок бумаги, передающей блики.

Фото: домашние и дикие птицы - петух, журавли, жар-птица, лебедь, сова, утенок и т.д.

Работа в подгруппе Аппликация из сухих листьев Аппликация Аппликация Аппликация из полосок бумаги Объемная аппликация Аппликация Аппликация Сюжетная композиция Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Коллективная работа Аппликация из ткани Аппликация Аппликация с использованием фантиков от конфет и кружева Работа в подгруппе Объемная аппликация Сюжетная аппликация

Занятие по аппликации в подготовительной группе "Животные Севера"

Автор : Попова Ольга Викторовна, воспитатель МАДОУ № 7 «Буратино».
Назначение: аппликация по теме недели «Животные Севера»
Цель: Закрепление знаний детей о животных и птиц Севера, их внешнем виде, образе жизни их в природе. Закрепить умение аккуратно выполнять аппликацию.
ЗАДАЧИ:
Обучающие: Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; правильно пользоваться ножницами и оборудованием для аппликации. Активизировать словарь детей (северный олень, белый медведь, морж, пингвин). Обобщать знания детей о животных и птицах севера.
Развивающие: Развивать приобретённые умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.
Учить понимать образный смысл загадок. Развивать глазомер; познавательные процессы; мелкие мышцы пальцев рук. Развивать воображение, внимание, мышление. Развивать у детей познавательный интерес к жизни животных и птиц холодных стран.
Воспитывающие: Воспитывать желание работать с бумагой; умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. Воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность, эстетические чувства.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Чтение рассказов Т.А. Шорыгиной «Знакомство с окружающим миром», «Животные. Какие они?». Слушание музыки. Просмотр презентации: «Животные и среда их обитания». Беседы о животных севера. Рассматривание иллюстраций животные Севера. Загадывание загадок. Заучивание физкультминуток, пальчиковых упражнений. Подвижных игр.
Упражнения и игры: «Найди отличия», «Кто, чем питается?», п/и «Пингвины на льдине».
ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстрационный материал – Картинки животных, образцы иллюстраций пингвина, оленя, оборудование для показа. Презентация.
Раздаточный материал – лист бумаги голубого цвета; черный и белый прямоугольники; черные квадраты; обрезки бумаги для дополнения работы (крылья, лапы, клюв); пол альбомного листа белого цвета, альбомный лист коричневого цвета: оборудование для аппликации.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Давайте и мы с вами отравимся в волшебное путешествия на северный полюс. Для это нам с вами надо создать ветер и холод (артикуляционная гимнастика, губки сделаем в трубочку и подуем ветер, но щечки наши должны не надуваться). Ребята, посмотрите вот мы с нами и оказались на Севере. (Презентация). Какая красота нас окружает, голубой океан, айсберги, и снежные берега.
Воспитатель : Ребята, а каких животных севера вы знаете? Кто хочет загадать загадки о них. Что вы знаете о них?




Ребёнок загадывает загадку :
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной.
Ходит по снегам безбрежным.
Дети: Это белый медведь. Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь. И его ребенок медвежонок
Воспитатель : Правильно. Молодцы. (показ иллюстрации)
Ребёнок загадывает загадку:
Ловкий маленький зверек,
Живет на Севере суровом.
Шерсть его блестит, как шелк,
Как цвет блестящего покрова.
Дети: Это песец. Он похож на лису. Песцы бывают белые и голубые.
Воспитатель : Правильно. (показ иллюстрации)
Ребёнок загадывает загадку :
Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.
Как догонит - зубом щелк:
Белый - бедный, сытый?
Дети: Это полярный волк. У полярного волка теплая шуба, острое зрение, умение охотиться и великолепный нюх. И его ребенок волчонок. Воспитатель: Правильно. Молодцы. (показ иллюстрации)
Ребёнок загадывает загадку:
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Дети: Морж. Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится. Его ребенок моржонок.
Воспитатель: Правильно. (показ иллюстрации)
Воспитатель : Ребята, послушайте мою загадку
Эта птица не летает
В Антарктиде обитает.
А одета, в черный фрак
С белою рубашкой.
Может плавать и нырять,
Вперевалочку шагать.
Дети : пингвин.
Воспитатель: Да, правильно, это пингвин. Посмотрите, какой он важный (показ иллюстрации пингвина).
Кто может описать пингвина. Что есть у пингвина; какого цвета голова, спинка, животик, крылья, лапы, клюв?
Физминутка «Веселые пингвины».
Идут себе вразвалочку,
Ступают вперевалочку
Пингвин-папа,
Пингвин-мама
И сынишка пингвинишка
В черном фраке и манишке.
(имитировать движения пингвинов, шагать по кругу)
Ребёнок загадывает загадку:
Кто без компаса и карты.
Мчится в тундре, тянет нарты.
В ночь полярную и в день? Это?
Дети: Северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. И у него есть детеныш олененок.
Воспитатель: Молодцы, это тоже правильный ответ. (показ иллюстрации)
Воспитатель : сегодня мы с вами будем делать аппликацию оленя и пингвина на выбор. Кто кого хочет. Посмотрите, как можно сделать оленя.


Дети рассказывают.
Воспитатель : посмотрите, как мы будем вырезать пингвина.


Дети рассказывают.
Самостоятельная работа.
На столе заготовки для аппликации пингвина и оленя.
Дети выбирают сами, что хотят делать.
Как дети делали пингвинов:
заготовки для аппликации пингвина


Из квадрата дети вырезают голову, из разных прямоугольников – спинку, животик, крылья. Из красной бумаги, прямоугольной формы, сложив её пополам – лапы; из квадратика - клюв. Из маленьких квадратиков – заготовки для глаз.


Наклеивают голову, спинку, крылья


Наклеивают животик, лапки, глазки.


Наклеивают клюв.


Вот такие пингвины получились у детей.


Как дети делали оленей:
заготовки для аппликации оленя


Дети обрисовали свои ладошки


Вырезали ладошки – рога, морду для оленя.


Вырезали глаза и нос.


Наклеили рога.


Наклеили глаза и нос.


Вот такие олени получились у детей.


В процессе деятельности детей воспитатель поощряет самостоятельность, аккуратность, творчество. Тем детям, которые затрудняются в работе, воспитатель оказывает помощь.
После самостоятельной работы дети рассматривают работы.

Рассказать друзьям