Методика марии монтессори. Плюсы и минусы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Уникальную методику раннего развития детей Марии Монтессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори, одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании в свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в наше время.


Немного фактов из жизни Марии Монтессори

В 1870 году, 31 августа, в городе Кьяровалле, в семье выдающихся известных аристократов Монтессори-Стоппани, появилась на свет девочка. Имя, которое ей дали родители – Мария. Она переняла все лучшее, что было у ее родителей. Отец – награжденный орденом Италии, государственный служащий, мать выросла в семье либералов.

Родители старались дать дочери наилучшее образование. Мария училась отлично, имела хорошие математические способности. В 12 лет девочка столкнулась с социальным неравенством, когда хотела поступить в техническую школу, где учились только мальчики. Авторитет отца Марии, ее способности в обучении сделали свое дело, и ее приняли на учебу. Она окончила школу превосходно, несмотря на то, что ей приходилось постоянно подтверждать право учиться на равных с молодыми людьми.

В очередной раз разрушить стандарты у нее получилось в 1890 году, когда она начала обучение в Римском Университете на факультете медицины. В 1896 году, впервые за весь период развития Италии появилась девушка врач, Мария Монтессори, успешно защитившая диссертационную работу по психиатрии.

Во время студенчества Мария устроилась на подработку в больницу при Университете ассистентом. Именно тогда она первый раз столкнулась с работой с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она стала внимательно изучать литературу о приспособлении таких детей к жизни в социуме. Огромное влияние на деятельность Марии оказали работы Эдуарда Сегена и Жана Марка Итара.

Ее уверенность в том, что грамотная работа педагога с ними окажет намного большее влияние на их развитие, чем лекарственные препараты, привела ее к появлению идеи о создании методики, опирающейся на развивающую среду.

Она начинает изучать различные литературу по теории воспитания и образования, педагогике. В 1896 году Мария начинает работу с ребятами, имеющими ограниченные способности, и готовит их к экзаменам в младшей образовательной школе. Результативность, которую показали ее выпускники, была просто ошеломляющей.


В 1898 году Мария решается родить ребенка вне брака. В тот же период жизни она становится директором Ортофренического института по подготовке особых детей. Отказаться от дела, которому она решила посвятить свою жизнь, означало для нее предать саму себя, и поэтому она приняла решение отдать своего сына на воспитание в приемную семью.

В 1901 году она поступает на факультет философии. Одновременно с учебой, Мария не прекращала работу в школе. Ее поражало то, в каких условиях проводится образовательный процесс, строгая дисциплина на занятиях, стремиться к всестороннему развитию личности никто из педагогов не хотел. В воспитании же особых детей вообще очень часто применялись насильственные методы.

В 1904 году Мария становится завкафедрой антропологии в Римском Университете. По-прежнему она продолжала ставить эксперименты в образовательном процессе школы, вести исследования. И вот, в 1907 году, с мыслями о том, что в социуме не хватает гуманности и просвещенности, она открывает собственное учебное заведение – «Дом ребенка». Все свои остальные годы жизни она посвящает развитию и введению своей системы, воспитательному процессу.

В 1909 году Монтессори начинает опыт проведения международных учебных семинаров. Тогда на него попали много учителей разных стран. В этот же период она печатает свое первое издание, в котором рассказывает о «Доме ребенка» и приемах работы с ребятами, использующиеся в школе. Мария постоянно занималась усовершенствованием своей системы, проводила курсы для обучения педагогов всего мира.

Забрать своего сына Марио из приемной семьи она смогла, когда ему исполнилось 15 лет. С тех пор Марио стал ее верным помощником, взял на себя все организаторские моменты в ее работе. Он всерьез был заинтересован системой Марии и стал отличным преемником своей матери.

В1929 году была создана международная ассоциация Монтессори.

Из-за событий, происходящих в мире, Мария вместе с сыном были вынуждены иммигрировать в Индию, где прожили 7 лет. В послевоенный период она возвращается в Европу и до конца жизни продолжает развитие и внедрение своей системы.

Не забросив дело своей матери, Марио передал его своей дочери, Ренильде. Именно у нее получилось внедрить педагогику Марии Монтессори в Россию в 1998 году.

Если вам интересна жизнь Марии Монтессори, посмотрите следующее видео.

История возникновения методики

Внедрять свою систему Мария Монтессори начала, занимаясь с особыми детьми, детьми у которых наблюдалась задержка психического развития, детьми, приспособление к социуму которых протекало очень тяжело. Применяя игры, основой которых была тактильная восприимчивость, создавая специальную развивающую среду, Мария стремилась развивать у этих детей способности самообслуживания. Она старалась адаптировать ребят к жизни в обществе, не ставя перед собой целью повышение уровня интеллектуального развития.

Однако, результаты были очень неожиданными. Всего за год работы с ними, они оказались на одном уровне интеллектуального развития и даже выше чем у их абсолютно здоровых ровесников.


Обобщив свои знания, теоретические разработки различных педагогов и психологов, собственные исследования и опыт Мария выстроила это все в одну систему, названную методом Монтессори.

После этого, метод Монтессори был опробован и в образовании здоровых ребят, что не составило никаких сложностей. Ее система легко подстраивалась под уровень развития, возможности и потребности любого ребенка.


Что такое методика Монтессори

Кратко обозначить основную философию методики Монтессори можно, сказав о том, что ребенка нужно направлять на самостоятельные действия.

Взрослый должен только помогать ему в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твое представление об окружающем верно, во время отдыха или наблюдений ребенка подходить к нему.

К таким выводам Мария Монтессори пришла опираясь на идеи о том, что:

  • с момента появления на свет ребенок уникален. Он уже личность.
  • У каждого маленького человека природой заложено желание развиваться и трудиться.
  • Родители и учителя должны помочь ребенку раскрыть его потенциал, а не быть идеалами в характере и способностях.
  • Взрослые должны только подсказывать ребенку в его самостоятельной деятельности, не обучая. Они должны терпеливо дожидаться проявления инициативы от самого малыша.


Суть метода

Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать самостоятельно.

Предоставив ребенку максимальную свободу и организовав индивидуальный подход к каждому, она умело направляла детей на самостоятельное развитие, не стараясь переделать их, а признавая их право быть самими собой. Это помогало ребятам достичь самых высоких результатов самостоятельно, без подсказок взрослых. Мария Монтессори не допускала того, что детей можно сравнивать, устраивать между ними соревнования. Общепринятых критериев оценивания в ее педагогике не допускается, так же как и поощрения ребят, наказания и принуждения.

Ее метод основывается на том, что каждый ребенок хочет скорее стать взрослым, а достичь этого он сможет, только учась и приобретая жизненный опыт. Именно поэтому дети сами будут стремиться учиться как можно скорее, а педагог должен только наблюдать за этим процессом и помогать по необходимости.


Предоставленная ребенку свобода, под наблюдением взрослого, воспитывает в нем самодисциплину

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может это сделать. И самым главным самостоятельным выбором является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, особое внимание уделяя осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.


Методика Монтессори не допускает наставлений, поощрений, наказаний и принуждений

Принципы системы Монтессори:

  • Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.
  • Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.
  • Воспитатель, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.


Развивающая среда

Развивающая среда – это главный элемент, без которого педагогика Монтессори функционировать не будет.

Вся мебель и оборудование развивающей среды должны быть подобраны строго соответствуя возрасту, росту и пропорциям малыша. Дети должны самостоятельно справляться с необходимостью перестановки мебели. Они должны уметь делать это как можно тише, стараться не мешать другим. Такие перестановки, по мнению Монтессори, отлично развивают моторику.

Ребята могут сами выбирать место, на котором будут заниматься. Помещение, в котором они занимаются, должно иметь много свободного пространства, света и доступа свежего воздуха. Приветствуется панорамное остекление окон для максимального обеспечения дневным светом, продумывается хорошее освещение.


Интерьер должен быть эстетичным и элегантным. Цветовая палитра для него выбирается спокойная, не отвлекающая внимание ребенка от деятельности. В обстановке должны присутствовать хрупкие предметы, чтобы дети учились уверенно пользоваться ими и понимать их ценность. Также украшать помещение могут комнатные цветы, за которыми ребенок может с легкостью ухаживать , они располагаются на доступной ему высоте.

Обязательна возможность ребенка свободно пользоваться водой. Для этого раковины, так же как и унитазы, необходимо устанавливать на доступном ребенку по высоте уровне.

Учебные пособия располагаются на уровне глаз малыша, для того, чтобы он имел возможность пользоваться ими без помощи взрослого. Всех экземпляров материала, предоставленного в пользование детям, должно быть по одному. Это поспособствует обучению ребенка поведению в обществе, научит учитывать потребности находящихся рядом. Главное правило использования материалов – кто первый взял, тот и пользуется. Дети должны учиться договариваться между собой, обмениваться. Навыки заботы о своем окружении ребята приобретают без помощи взрослых.


Зоны для развивающих занятий

Развивающая среда делится на несколько зон, таких как практическая, сенсорная, математическая, языковая, зона космоса и зона для гимнастических упражнений. Для каждой из этих зон используются соответствующие материалы для занятий. В основном применяются деревянные игрушки, т.к. Мария Монтессори всегда выступала за натуральность используемых материалов.


Практическая

По-другому ее называют зоной для практических упражнений в повседневности. С помощью материалов этой зоны дети приучаются к жизни в домашних условиях, в обществе. У них формируются навыки практической жизни.

С помощью материалов для упражнений из этой зоны дети учатся:

  • ухаживать за собой (учатся одеваться, раздеваться, готовить);
  • заботиться обо всем, что находится рядом (ухаживать за растительным и животным миром, прибираться);
  • различным способам движения (уметь двигаться спокойно, бесшумно, ходить по линии,вести себя тихо);
  • приобретают навыки общения (приветствовать друг друга, общаться, правилам поведения в обществе).


В практической зоне используются следующие материалы:

  • бизиборды (рамки из дерева, на которых расположены разнообразные застежки: пуговички разных размеров, кнопки, бантики, шнуровки и шнурки для наматывания на крепления, липучки, ремешки);
  • сосуды для переливания воды;
  • средства для очистки (например, металлов);
  • живые цветы;
  • комнатные растения;
  • разнообразные вазоны для живых цветов;
  • ножницы;
  • совочки;
  • лейки;
  • скатерти;
  • полосы, которые наклеиваются или рисуются на полу для ходьбы, и предметы, которые надо пронести по ним (стакан с жидкостью, свечки);
  • проводятся беседы и ролевые игры.

Пособий для практикования в повседневной жизни множество. Самое важное, чтобы своими размерами, видом, цветовым сочетанием, удобностью для использования они соответствовали потребностям детей.



Сенсорная

Здесь используются материалы, которые способствуют сенсорному развитию ребенка. С помощью этих материалов у ребенка также развивается мелкая моторика, их использование готовит малыша к знакомству с различными предметами школьной программы.

Здесь используются следующие виды материалов:

  • блоки с цилиндрами-вкладышами, розовая башня, красные штанги, коричневая лестница – необходимы для формирования умения определять размеры;
  • цветные таблички учат различать цвет;
  • шершавые таблички, разные виды тканей, клавишная доска, доска для ощупывания – тактильная восприимчивость;
  • звонки, шумовые цилиндры – развивают слух;
  • сенсорные мешочки, геометрические тела, сортеры, геометрический комод, биологический комод, конструктивные треугольники – способствуют умению малыша различать и называть формы предметов, в том числе и на ощупь;
  • тяжелые таблички – учат различать вес;
  • коробочки с запахами нужны для развития обоняния;
  • вкусовые баночки для различения вкусовых свойств;
  • теплые кувшины – восприятие температурных различий.

Каждый материал развивает только какой-то один из органов чувств, что дает ребенку возможность сосредоточить внимание именно на нем, изолируя другие.




Математическая

Математическая и сенсорная зоны тесно взаимосвязаны между собой. Когда ребенок сравнивает предметы между собой, измеряет их, упорядочивает, то он уже изучает математические понятия. Такие материалы, как розовая башня, штанги, цилиндры прекрасно готовят детей к усваиванию математических познаний. Здесь предлагается работа с конкретным материалом, что делает усвоение математики ребенком значительно проще.


Здесь используются:

  • числовые штанги, цифры, изготовленные из шершавой бумаги, веретена, цифры и кружки – нужны для знакомства с числами от 0 до 10.
  • Золотой материал из бусин, числовой материал, комбинирование этих материалов знакомят детей с десятичной системой.
  • Башня из разноцветных бусин, 2 ящика бусин и двойных досок – знакомят с понятием «число» и числами от 11 до 99.
  • Цепочки из различного количества бусин дают представление о линейных числах.
  • Марки, таблицы математических действий (сложение, вычитание, умножение, деление), игра в точки помогают познакомиться с математическими действиями.
  • Геометрический комод, конструктивные треугольники – познакомят малыша с основами геометрии.




Языковая

Эта зона тоже имеет тесную взаимосвязь с сенсорной. Материалы, используемые в зоне для сенсорного развития, способствуют развитию речи ребенка. Цилиндры, сортеры, ткани способствуют развитию мелкой моторики, которая оказывает огромное влияние на развитие речи. Звоночки и шумящие коробочки отлично развивают слух. Биологические карты, геометрические фигуры способствуют различению формы. Педагоги, работающие по системе Монтессори, ежедневно предлагают речевые игры и упражнения, стимулируют развитие речи ребенка, следят за правильным произношением и верным употреблением слов. В арсенале учителей множество вариантов игр для развития речи (игры на запоминание и узнавание предметов, игры-поручения, описания, рассказы и многое другое).


Также могут использоваться:

  • металлические фигуры-вкладыши;
  • азбука из шершавой бумаги;
  • подвижный алфавит;
  • карточки и коробочки с изображениями различных предметов;
  • рамки для штриховки;
  • коробочки с фигурками для первого интуитивного чтения;
  • подписи к предметам;
  • книжки.




Зона космоса

Зона космоса в педагогике Монтессори – это зона, где дети получают знания об окружающей их действительности. Самое главное, что следует учитывать педагогу, это построение занятия от определенных конкретных действий к абстрактным. Часто детям предлагается наглядность с каким-либо явлением и возможность самому придти к выводам.


В этой зоне можно увидеть:

  • разнообразную литературу для поиска необходимой информации;
  • солнечную систему, континенты, ландшафты, природные зоны – способствуют развитию географических представлений;
  • классификация животных, среда их обитания дают понятие о зоологии;
  • классификация растений, среда обитания – знакомят с ботаникой;
  • линии времени, календари – формируют представление о истории;
  • различные материалы для проведения экспериментов, четыре стихии – знакомят с наукой.



Для гимнастических упражнений

Место для этой зоны может выделяться далеко не всегда. Часто это пространство между выстроенными по периметру столами. В этой зоне организуются спортивно-оздоровительные мероприятия для малышей с элементами аэробики, упражнениями с фитболом, палкой. Включает в себя подвижные игры, ходьбу, бег.


Со скольки месяцев стоит проводить такие развивающие занятия?

Система Монтессори не только имеет такое название «система», но и именно ей и является. Она предлагает родителям более целостно взглянуть на детскую природу. Очень хорошо, когда родители познакомились с основными принципами и сутью методики еще до появления на свет своего первенца. Это поможет им подготовиться к рождению малыша со знанием основных потребностей мамы и новорожденного. Ведь по мнению Монтессори, обучение малыша начинается именно с готовности родителей к этому, так как они для малыша будут самым важным окружением.

Первые два месяца жизни малыш и мама еще очень зависимы друг от друга, поэтому маме важно сконцентрироваться только на ребенке. После этого ребенок уже начинает проявлять активный интерес к окружающему миру, становится более подвижным. С этого момента мама с крохой уже может начать посещение монтессори-класса, который называется нидо, если в нем организовано пространство для самых маленьких. В этот период это скорее окажется полезнее для матери, позволит ей отвлечься от забот о малыше и разнообразить досуг, проводя его вместе с ним. Потребности ребенка в посещении класса нидо пока еще нет. При желании всю развивающую среду и используемые материалы (такие, как мобили) можно воспроизвести в домашних условиях.


С того момента, когда кроха начнет ползать, посещение класса нидо может дать ему намного больше возможностей для развития. Вполне возможно начинать оставлять малыша там без матери. Это подойдет для мам, у которых есть необходимость выйти на работу или для семей, у которых нет возможности обеспечить много свободного пространства, создать дома обстановку и приобрести материалы для крупных движений крохи, подготавливающих его к ходьбе. Для этого пригодятся разнообразные большие брусья, тяжелые столы и стулья для детей, лесенки. С помощью этих материалов кроха будет учиться стоять, ходить с опорой, залезать на них и слезать обратно, сидеть.



Когда ребенок начинает ходить он переходит в класс, под названием тодлер. В России создание таких классов пока не распространено, для этого требуется специальное Монтессори-образование. Однако родителям, которые хорошо подготовились, это не сложно будет сделать и дома.

Посещая тодлер-класс, кроха сталкивается с необходимостью соблюдать правила поведения, учится общаться со своими сверстниками, взаимодействовать с ними, сотрудничать с педагогом. Это окажется хорошей подготовкой малыша к посещению садика. К сожалению, в домашних условиях воссоздать это родители не смогут.


Следует учитывать, что до 3 лет, долгое расставание крохи с мамой очень тяжело. Поэтому идеальным будет посещение тодлер-класса только на половину дня. Это будет невозможно, если мама выйдет на работу и будет занята полный рабочий день. Но далеко не каждые родители смогут себе финансово позволить посещение частного монтессори-класса тодлер, если мама при этом будет продолжать быть домохозяйкой. Если же малыш будет ходить на занятия 2-3 раза в неделю, а не каждый день, то ему потребуется большее количество времени, для того чтобы включиться в работу. Такие посещения подойдут в качестве компромиссного решения.

Делаем вывод, посещать монтессори классы можно начинать с достижения ребенком возраста 2 месяцев, если у мамы есть потребность в этом. Для ребенка это станет интересным, не ранее, чем с того момента, когда он поползет. Посещение крохой Монтессори класса до 3 лет даст хорошую базу для будущего посещения детского сада.



Монтессори-классы и Монтессори-уроки

Педагогика Монтессори, как уже говорилось, основывается на самостоятельном развитии ребенка в специально подготовленной развивающей среде. На этом и основывается процесс образования, где ребята выражают свои потребности, а педагог помогает им в их деятельности, с помощью наблюдений и индивидуальной работы с каждым.

Сама Мария Монтессори всегда называла процесс обучения именно занятиями, а не играми, не смотря на возраст ребят. Учебным материалом она называла дидактические пособия, выполненные из натуральных материалов. Все материалы, предлагаемые для занятий, были уникальными, находящимися в классе только в 1 экземпляре.


В своей методике Мария Монтессори предлагает 3 типа уроков:

  • Индивидуальные. Педагог работает только с одним учеником, предлагая ему учебный материал. Он показывает и объясняет, как с ним можно работать, где применять. Используемые материалы должны возбуждать интерес у ребенка, привлекать его, отличаться от других каким-либо свойством, будь то толщина, высота, ширина, иметь возможность ребенку самостоятельно проверить ошибки, увидеть, где он выполнил действие неправильно. После этого ребенок приступает к самостоятельной деятельности.
  • Групповые. Педагог занимается с ребятами уровень развития которых приблизительно одинаковый. Остальные дети в классе работают самостоятельно, не мешая группе. Соблюдается тот же алгоритм работы, что и на индивидуальных занятиях.
  • Общие. Педагог работает со всем классом сразу. Уроки не длительные, сжатые. В основном общие занятия проводятся по музыке, гимнастике, биологии, истории. После того, как основная информация получена детьми, они самостоятельно принимают решение заниматься со специальным материалом по теме или им это на данный момент не интересно. Работа продолжается самостоятельно.

Этот период получил название исследовательского, ребенку интересен окружающий его мир, события и явления.

  • Дети возрастом 12-18 лет. Этот последний возрастной период получил название ученого. Ребенок видит взаимосвязь между различными фактами, ищет свое место в мире, создает свою картину мира.
  • В школах Монтессори разновозрастные классы, от 6 до 9 лет, и от 9 до 12. Перейти в следующий класс ребенок может только тогда, когда ему позволят его потребности и возможности. Использование разновозрастных классов помогает детям постарше стать заботливее, а младшим придает уверенности в себе.

    В классе нет четкой постановки целей и задач на учебный год. Программа рассчитывается на 3 года, а вот в каком темпе ученик будет ее усваивать, зависит только от него. Если ему подходит быстрый темп – это хорошо, если ребенок привык работать медленно и обстоятельно, то его торопить никто не будет. Самостоятельно выбрав зону для занятия, ребенок может там работать индивидуально или в группе других ребят. Самое главное правило, которое должны все соблюдать – не мешай работать другому. Свои отношения в коллективе ребенок выстраивает сам. За всем происходящим в классе наблюдают педагоги, которые оказывают помощь при необходимости.




    Посмотрите следующее видео об особенностях методики.

    Плюсы и минусы системы

    Не смотря на то, что педагогика Монтессори признана одной из лучших в мире, есть много критикующих ее. Поэтому следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны.

    Плюсы

    1. Дети по системе Монтессори развиваются без вмешательства взрослых и давления из вне.
    2. Индивидуальный темп развития.
    3. Ребята познают мир, совершая открытия. Это способствует лучшему усвоению материала.
    4. Педагогика Монтессори склоняется к предоставлению детям свободы.
    5. Ученики учатся уважать личное свободное пространство других.
    6. Нет критики, негатива, насилия по отношению к детям.
    7. Интеллект ребенка развивается через органы чувств. Большое внимание уделяется развитию моторики, что немаловажно для его развития в целом.
    8. Разновозрастные группы формируются исходя из интересов детей.
    9. Обучение и помощь оказывают не взрослые люди, а ребята постарше, доступным для ребенка языком. Приучение заботиться о ближних.
    10. Ученики получают важное умение с самого раннего возраста – принимать решения самостоятельно.
    11. Быстро прививаются навыки самообслуживания.
    12. Развивается умение взаимодействовать в социуме, воспитывается самодисциплина: нельзя мешать другим, шуметь, прибирать рабочее место, иметь терпение и многое другое.
    13. Педагогика Монтессори подразумевает сотрудничество со взрослым.



    Минусы

    1. Мало времени уделяется развитию воображения, креативности, недостаточно развиваются навыки коммуникации.
    2. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности, однако Монтессори считала, что от игр и игрушек ребенок не получает никакой пользы для практической жизни.
    3. Дети мало знакомятся со сказками, которые рассказывают о противостоянии добра и зла, учат выходам из жизненных ситуаций.
    4. Поступая в традиционную школу ученику сложно перестроиться на другое отношение к педагогу. В системе Монтессори педагог лишь наблюдатель, а в школе педагог является авторитетом.
    5. Бывают случаи, когда дети с трудом адаптируются в традиционной школе и ее дисциплине.
    6. Дети не прилагают много усилий во время работы с предметами, в дальнейшем это может проявиться в том, что ребенок с трудом будет себя заставлять выполнять активные действия.
    7. Малое количество двигательной активности. В основном занятия проходят в спокойной обстановке, исключая ее.


    Заповеди для родителей

    1. Дети учатся тому, что их окружает.
    2. Если вы постоянно будете критиковать ребенка – он научится осуждать.
    3. Дети, которых часто хвалят, учатся оценивать.
    4. Демонстрируя малышу враждебный настрой, вы учите его драться.
    5. Ребенок научится быть справедливым, если вы будете с ним честны.
    6. Высмеивая ребенка, вы воспитываете в нем робость.
    7. Ребенок научиться верить, если будет жить с чувством безопасности.
    8. Ребенок будет постоянно испытывать чувство вины, если вы его будете позорить.
    9. Одобрение учит малыша хорошему к себе отношению.
    10. Снисхождение научит ребенка быть терпеливым.
    11. Часто подбадривая ребенка, вы поможете ему приобрести уверенность в себе и своих силах.
    12. Ребенок научится находить любовь, если его будет окружать атмосфера дружбы и он будет чувствовать себя необходимым.
    13. Никогда нельзя говорить о малыше плохо, ни в его присутствии, ни в его отсутствии.
    14. Чтобы для плохого не осталось места, сосредоточьтесь на воспитании в нем хорошего.
    15. Всегда слушайте ребенка, который к вам обратился, и отвечайте на его вопросы.
    16. Имейте уважение к малышу, допустившему ошибку, позвольте ему ее исправить.
    17. Помогайте ребенку в поиске, если ему это необходимо, и будьте незаметными, если ребенок уже все нашел.
    18. Для помощи ребенку освоить новое используйте заботу, сдержанность, тишину и любовь.
    19. Обращайтесь к ребенку только в хорошей манере, отдавайте ему то лучшее, что у вас имеется.


    Последнее обновление статьи: 29.03.2018 г.

    Популярность систем раннего воспитания малышей нисколько не ослабевает. Напротив, родители всё чаще прибегают к различным развивающим методикам, благо что их выпускается огромное количество. И всё же есть непреходящая классика – программа, которую составила Мария Монтессори.

    Детский психолог

    Эта воспитательная система не просто прошла проверку временем, но обросла многочисленными последователями. В настоящее время практически во всех странах имеются монтессори-сады, в которых обучаются миллионы ребятишек от 1 года до 6 лет.

    О значимости воспитательных идей доктора Монтессори говорит тот факт, что Юнеско внесла её имя в список педагогов, которые определили развитие мирового образования в XX веке, кстати, наряду с отечественным писателем Антоном Макаренко.

    В чём же кроется популярность системы Марии Монтессори? Прежде всего, в совершенно новом подходе к ребёнку, который признавался уникальной личностью, поэтому и требовал индивидуального подхода для раскрытия имеющихся у него потенциальных возможностей.

    Также активным мамам и папам следует обязательно прочитать, как можно сделать в домашних условиях.

    Основные правила организации среды выглядят следующим образом:

    1. Столы и стулья, прочее оборудование необходимо подбирать под детский возраст и рост, поскольку ребёнок должен сам переставлять мебель под собственные нужды. От воспитателя лишь требуется сказать, что делать это нужно тихо.
    2. Помещение для занятий должно быть просторным, светлым, со свободным доступом свежего воздуха. Педагогам и родителям необходимо продумать оптимальное освещение, обеспечить присутствие дневного света.
    3. Отделка стен должна быть спокойной, чтобы не отвлекать детей от непосредственной работы. Монтессори рекомендовала включать в интерьер хрупкие вещи, чтобы ребёнок скорее научился пользоваться ими и осознал их ценность.
    4. Важно обеспечить свободный доступ к воде. Множество занятий построены на использовании воды: например, её переливание из ёмкости в ёмкость. Кроме того, самостоятельное обучение гигиеническим навыкам предполагает установку раковин и унитазов на доступной высоте.
    5. Учебные материалы необходимо располагать на уровне детских глаз, чтобы ребёнок смог с ними работать без помощи воспитателя. Все пособия должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы дети учитывали потребности своих одногруппников.

    Важное правило применения пособий – работает с ними тот, кто первым взял. Таким образом можно ненавязчиво воспитывать в детях умение договариваться, обмениваться и взаимодействовать.

    Зонирование помещений

    Чтобы развитие ребёнка соответствовало его потребностям, необходимо развивающую среду правильно выстроить – к примеру, поделить её на функциональные зоны.

    В авторской версии помещение предлагалось разделять на пять зон: практических навыков, сенсорики, математики, языка, космоса. Сейчас их принято дополнять и другими участками – например, физической активности.

    Её ещё называют практической зоной. Основная задача находящихся здесь материалов – приучить ребёнка к бытовым условиям жизни и сформировать гигиенические умения.

    Пособия и занятия в практической зоне помогают ребёнку научиться:

    В зоне реальной жизни следует использовать такие материалы и пособия, как:

    • «умные доски», или бизиборды (деревянные доски с застёжками, пуговицами, ремешками, замочками и т.д.);
    • ёмкости для переливания водички;
    • домашние растения в горшках;
    • срезанные цветы;
    • ножницы;
    • совок с веником;
    • леечки;
    • скатерти;
    • полоски (их наклеивают или рисуют на полу), по которым дети ходят, перенося различные предметы, к примеру, кружку с водой.

    Материалы в практической зоне, которые использует ребёнок, должны быть настоящими. Игрушки в данном случае не приветствуются.

    Этот развивающий участок состоит из пособий, способствующих совершенствованию мелкой моторики, зрения, осязания (различение температурных показателей), слуха. Также развивается и «барическое» чувство – навык различения предметов по весу.

    В сенсорную зону включают такие пособия, как:

    Это не все имеющиеся в сенсорной зоне материалы. Важное правило при подборе развивающих пособий – они должны ориентироваться на какой-либо определённый орган чувств, чтобы отвлечь детское внимание от остальных характеристик.

    Математика и сенсорика связаны друг с другом. К примеру, ребёнок, сравнивая материалы между собой, одновременно проводит их измерение, упорядочивание, то есть проводит математические операции.

    Но если различные цилиндры и башенки только подготавливают ребятишек к математике, то конкретные пособия позволяют детям непосредственно усваивать математические понятия.

    Для работы в математической зоне понадобятся следующие материалы:

    Таким образом, в этой зоне подобраны такие пособия, которые позволяют развивать логику. С помощью наглядных и конкретных материалов ребёнок проще усваивает сложные математические понятия и действия.

    В этой зоне также имеются пособия, направленные развитие сенсорики и мелкой моторики. Различные цилиндры, шершавые буквы, шумовые мешочки и коробки опосредованно влияют на формирование речевых навыков.

    Пособия в зоне направлены на воспитание правильной речи, совершенствование языковых умений, расширению активного и пассивного словаря, подготовку к письму и чтению.

    Книги для чтения подбирает для всех возрастов, чтобы удовлетворить потребности каждого воспитанника.

    По-другому её называют зоной естественнонаучного воспитания. Здесь ребёнок получает знания об окружающем мире, о связях между различными предметами и явлениями. Также дети узнают основы истории, ботаники, зоологической и географической наук.

    Такая зона оборудована следующими материалами:

    • детские справочники и энциклопедии;
    • географические и природные карты;
    • макет солнечной системы;
    • типология животных;
    • типология растений;
    • семена и листья растения;
    • календари;
    • экспериментаторские пособия, чтобы проводить разнообразные опыты.

    Эксперименты должны быть элементарными и безопасными для ребёнка. Однако и в этом случае все предметы должны быть настоящими. Например, популярный опыт – с йодом и хлебом для определения крахмала.

    Дополнительно выделяют зоны музыки, искусства, танцевальную, изучения иностранных языков, двигательной активности. Подобное углубленное зонирование способствует всестороннему развитию ребёнка, однако места на такие зоны хватает не всегда.

    Сенситивные периоды развития

    Под сенситивными периодами понимаются этапы развития, когда ребёнок сможет овладеть определёнными навыками без лишних усилий, с удовольствием и включённостью.

    К большому сожалению, такие сенситивные периоды длятся не очень долго и проходят безвозвратно, невзирая на то, получилось ли у малыша воспользоваться возможностью для максимальной реализации своих способностей или нет.

    Если же родители будут знать о наступлении «восприимчивого» этапа в жизни ребёнка, то смогут создать условия и насытить окружающую среду необходимыми материалами или средствами.

    Основные сенситивные этапы от 0 до 6 лет

    Что развивается Возрастные рамки Краткая характеристика
    Двигательная сфера От 0 до 18 месяцев Прежде хаотичные движения становится осознанными и координированными. Ребёнок учится хватать, ползать, ходить, совершать действия с предметами.
    Чувство порядка От 18 месяцев до 4 лет Ребёнок стремится к постоянству и упорядоченности. Беспорядок ему неприятен. Взрослым нужно упорядочить окружающую среду, обозначив для каждого предмета своё место и установив чёткие правила.
    Интерес к небольшим предметам Дети живо интересуются небольшими предметами: пуговицами, деталями конструктора, кнопками на телефоне и т.д.
    Этикет, социальные умения От 2,5 до 6 лет Малыш берёт пример с родителей, здороваясь, произнося вежливые слова. Сначала это подражание, затем – личностная черта.
    Утончение чувств Ребёнка притягивают различные ощущения: вкусовые, тактильные, слуховые и т.д.
    Письменные навыки От 3,5 до 4,5 лет Ребёнок с удовольствием воспроизводит символы на бумаге.
    Чтение От 3 до 5,5 лет Малыши интересуют буквами и пытаются самостоятельно читать слова.
    Речевые умения От 0 до 6 лет Ребёнок проходит через этапы языкового развития: лепетная речь, короткие слова и фразы, предложения.
    Музыкальные умения От 18 месяцев до 6 лет Дети живо интересуются музыкой, это благоприятный период для развития музыкального слуха и чувства ритма.
    Пространственно-временные отношения От 4 до 6 лет У ребёнка формируется представления о пространстве: он узнаёт места, умеет искать дорогу, ориентируется в пространстве альбомного листа.
    Математические навыки Малыш получает представление о количестве, цифрах, математических действиях.

    С какого возраста можно использовать монтессори-метод?

    Методика раннего развития Марии Монтессори недаром имеет в названии слово «раннее». Сама автор считала, что начинать подготовку к обучению ребёнка необходимо ещё до его появления на свет.

    Именно твёрдое решение родителей познакомиться с принципами развивающей системы и желание реализовать её на практике, в том числе создав оптимальную среду дома, – это уже практически половина успеха.

    Нидо-группы

    В период новорождённости ребёнок и мать крайне зависят друг от друга, вот почему их разрыв нежелателен. Да и кроха по физиологическим причинам ещё не слишком интересуется окружающим миром.

    К трёхмесячному возрасту малыш активизируется, проявляя живейший интерес к окружающей действительности. Уже с девятой недели некоторые центры развития, работающие по системе Монтессори, приглашают мам с крохами в классы нидо (в переводе с итальянского языка – гнёздышко).

    Однако подобные «занятия» скорее полезны для самой женщины, поскольку позволяют немного забыть про многочисленные домашние хлопоты и разнообразить досуг. Столь маленькому ребёнку посещение класса нидо пока не нужно, так как необходимое раннее развитие можно обеспечить и дома.

    Как только малыш начнёт ползать (после 7 месяцев обычно), уже можно целенаправленно посещать монтессори-группу. Такой вариант возможен, если мама хочет приступить к раннему развитию ребёнка, однако не имеет возможности создать подходящую обстановку в домашних условиях.

    Тоддлер-группы

    Как только ребёнок начинает активно ходить (обычно в один год или полтора), его переводят в тоддлер-группу (в переводе с английского – самостоятельный малыш). В отечественных монтессори-центрах так называют классы по адаптации детей к садику.

    Посещение такого класса расширяет детские возможности, поскольку ребёнок от 1,5 до 3 лет:

    • становится более самостоятельным и независимым;
    • учится общаться и строить отношения с незнакомыми взрослыми (воспитателями);
    • приобретает навыки самообслуживания (учится одеваться-раздеваться, шнуровать, расстёгивать пуговицы и т.д.);
    • обучается пользоваться ножницами, молотком, кистью;
    • начинает убираться в комнате (элементарные действия – подметание и протирание пыли);
    • учится общаться с ровесниками, понимает правила работы в коллективе.

    Существуют различные варианты посещения тоддлер-группы: на целый день, на половину дня, посещение занятий только несколько раз в неделю. Всё зависит от особенностей ребёнка и финансовых возможностей родителей. Кроме того, реализуема методика Монтессори для детей 1 — 3 лет в домашних условиях.

    Таким образом, посещение монтессори-групп начинают с двухмесячного возраста, если это нужно маме. А вот тоддлер-класс действительно может быть полезен для развития ребёнка младше 3 лет и его адаптации к садику.

    Основные занятия проводят с малышами от 3 до 6 лет. Это неудивительно, поскольку именно в этом возрасте дети переживают основные сенситивные периоды для получения знаний и умений.

    Любопытно, что Мария Монтессори именовала взаимодействия детей с пособиями, ровесниками и взрослыми не игрой, а занятиями или уроками. Также она не использовала в речи слово «игрушка», называя обучающие предметы дидактическим материалом.

    Следует понимать, что в садиках и школах традиционно организуют разновозрастные детские коллективы. Ребёнок переходит на следующий уровень, когда полностью реализует свои текущие потребности.

    Темп получения знания зависит только от ребёнка. Его никто не станет поторапливать, позволив заниматься в собственном индивидуальном режиме.

    Взаимоотношения с другими детьми малыш должен выстроит сам, учителя же занимаются наблюдением и оказанием помощи по мере необходимости.

    Невзирая на всеобщую признанность системы Монтессори и её распространённость, не все педагоги и родители считают данный метод реально действующим и полезным для развития ребёнка.

    Необходимо подробнее рассмотреть все достоинства и недостатки этой развивающей методики.

    Преимущества

    Среди плюсов специалисты отмечают несколько важных моментов:

    Отрицательные моменты

    Имеются у данной методики и определённые недостатки, о которых мало кто знает. Так, выделяют следующие минусы:

    • не всегда уделяется должное внимание совершенствованию фантазии, творческих и коммуникативных способностей;
    • сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности для ребёнка-дошкольника, однако автор не признавала её роль в детском развитии;
    • недостаточное внимание уделено сказочным историям, которые ненавязчиво знакомят детей с окружающим миром;
    • ребятам сложно перейти на новую ступень взаимодействия с учителем при поступлении в обычную школу, из-за этого возможны сложности с адаптацией;
    • недостаточность физической активности на занятиях;
    • отсутствие строго регламентируемых занятий может сыграть с ребёнком злую шутку, поскольку он и дальше будет работать по желанию.

    Из-за постоянно идущей критики многие центры и школы отказались от системы Марии Монтессори в её чистом виде. Педагоги постоянно улучшают методику, добавляя в неё свои личные наработки.


    Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

    На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

    Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

    Суть метода

    В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.


    Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори

    Методика основана на следующих положениях:

    Среда имеет точную логику построения. В книгах о делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
    Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
    Основные правила пользования монтессори-материалами
    Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

    В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
    Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

    Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

    Дети, занимающиеся , растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
    У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

    - Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

    Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

    Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

    Дети принимают самостоятельные решения.

    Занятия проходят в специально подготовленной среде.

    Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

    Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

    Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

    Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

    Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

    Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

    Роль взрослого в методике Монтессори.

    Развивающая среда.

    Развивающая среда - важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

    Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

    Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

    Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

    Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

    Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

    Дидактический материал.

    Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

    Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

    Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

    На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

    При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

    Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

    Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

    Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

    1. выбор материала;

    2. подготовка материала и рабочего места;

    3. выполнение действий;

    4. контроль ошибок;

    5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

    Недостатки системы М. Монтессори:

    1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

    2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

    3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

    4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

    Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

    В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.

    В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

    Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

    Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

    С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

    Задача воспитателя в системе Монтессори - развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.


    Графически данную систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.

    Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

    При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

    Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

    Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

    Как выглядит работа взрослого на занятиях?

    Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

    В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

    Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

    Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

    Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

    Ожидая появления на свет своего малыша, многие современные родители заранее задумываются над тем, как правильно воспитать ребенка. Представлено много методик, систем по воспитанию детей. Одна из самых востребованных методик — это система, разработанная Марией Монтессори, предложившей новый подход к воспитанию детей.

    Родители хотят, чтобы их кроха вырос умным, интеллектуально развитым и уверенным человеком, способным ставить цели и добиваться их. Цель метода Монтессори — воспитание, развитие самостоятельной, свободной личности, которая не только способна принять решение, но и готова нести ответственность за свой выбор.

    Многие взрослые уверены — их дети гениальны и талантливы. Чтобы гениальность крохи себя проявила, родители записывают детей во всевозможные кружки, секции. Дети, как губка впитывают новые знания, умения, чем радуют своих родных людей.

    Однако, нередко родители сталкиваются с явным нежеланием маленького человечка учиться. Мама длительное время пытается заставить кроху заниматься, но безрезультатно. Причина — взрослые не принимают во внимание главный принцип воспитания ребенка, как личности.

    Этот принцип выделила и обосновала не только теоретическими выкладками, но и доказала на практике одна из известнейших женщин педагогов Мария Монтессори. Хотя этому методу более 100 лет, основные положения системы, принципы, выработанные Марией, актуальны до сих пор. Многие современные методики берут за основу метод Монтессори, адаптируют его к современным требованиям.

    Данный метод широко применяется во многих дошкольных учреждениях, кроме того, создаются специальные группы, где дети развиваются по методу Монтессори. При желании и возможности, родители могут пользоваться этой методикой и в домашних условиях. Оптимальным возрастом, когда маленький человечек способен активно обучаться по системе, считается возраст от 3-х лет.

    Основа метода Монтессори

    «Помоги мне сделать это самому!» — это принцип, на котором основана методика Монтессори. Наблюдая за маленькими детьми, Мария Монтессори пришла к умозаключению: крохи не нуждаются в активном навязывании им взрослыми людьми готовыми представлениями об окружающем мире.

    Маленький человечек сам стремится к знаниям. Природа заложила в детей желание трудиться, а также развиваться. Детишкам надо помогать проявить себя, свои желания, а не навязывать готовые решения. Ребенка не надо обучать, можно только подсказать, если кроха обратится за помощью.

    Не использовать наказание, принуждение или поощрение для детей. Каждый малыш индивидуален, поэтому недопустимо сравнивать непосед, устраивать между ребятней соревнования, кто лучше. Сравнение крохи с другим малышом, может травмировать психику не уверенного в себе карапуза, сформировать чувство неполноценности.

    Малыши любознательны, им хочется все потрогать ручками, собрать башню из кубиков, разломать машинку, чтобы посмотреть, что внутри. Любознательность, активность маленьких непосед свидетельствует об их желании познавать окружающий мир, получать новые знания.

    Любой карапуз мечтает скорее стать взрослым, это желание служит стимулом к учебе, а также получению нового жизненного опыта. Взрослые должны выступать в роли наблюдателей. Помогать ребятне только в случае необходимости. Не навязывать свои суждения малышам.

    Нельзя торопить кроху. Маленький человечек сам вправе решать каким делом заниматься, сколько потратить времени. Дети устанавливают тот ритм занятий, который для них самый оптимальный, эффективный темп занятий. Кроха сам выбирает направление своего развития. Самостоятельно организует рабочее место, может изменить без помощи взрослых обстановку.

    Монтессори методика раннего развития ребенка используется для развития здоровых детишек, а также для малышей с отставанием в развитии. Система Монтессори позволяет особым детям развиваться интеллектуально, догнать в развитии здоровых ребятишек.

    Принципы системы

    Система Монтессори основана на следующих принципах:

    • создание специальной, развивающей среды, которая предоставит крохе условия для развития;
    • предоставление полной самостоятельности крохе;
    • помощь от взрослых, только по просьбе малышей.

    Принципы методики не означают анархию и вседозволенность. Непоседы обязаны соблюдать некоторые правила:

    • кроха самостоятельно делает всё, что в его силах без помощи взрослых. Например, передвинуть стул, достать с полки книжку с картинками. Это придает крохе уверенность, формирует независимость.;
    • маленькие человечки обязаны вести себя тихо, не мешать другим детишкам заниматься. Если карапуз хочет попрыгать, побегать — для этого есть зоны для расслабления;
    • рабочее место необходимо привести в порядок: помыть, сложить игрушки, которыми играли. Убрать все принадлежности для занятий на место. Таким образом воспитывается уважение к другим людям;
    • кто первым взял куклу, машинку, краски или другое пособие, тот и занимается. Нельзя отнимать предмет, который выбрал другой несмышленыш. Кроха начинает понимать, что такое личные границы и границы другой личности.

    Соблюдение правил — это не принуждение, это создание стабильности в жизни малыша. Ребенку необходимо чувствовать себя уверенно, чему способствуют правила и их соблюдение.

    Развивающая среда

    Чтобы принципы системы работали с полной отдачей, необходимо создать специально подготовленную развивающую среду. Развивающую среду принято делить на несколько основных зон, каждая из которых выполняет свою функцию.

    Для развивающей среды подбирается просторное, хорошо освещенное помещение. Главное требование — как можно больше солнечного света. Мебель, оборудование должны соответствовать росту, а также возрасту ребятни. В группах занимаются дети разного возраста, значит, должны быть стульчики и столы, удобные для всех.

    Любой малыш в группе должен иметь возможность выбрать себе место где заниматься, самостоятельно принести стул, подвинуть стол, взять с полки необходимые принадлежности.

    При работе с детьми, используя принципы методики, необходимо окружить малыша предметами, с которыми он сталкивается повседневно: стеклянные вазы, керамическая чашка, тарелка, хрупкие вещи. Несмышленыш должен сам научиться обращаться с предметами, которые могут легко разбиться. Обязательно наличие цветов и растений в кашпо, которые стоят в доступном для чада месте и на доступной высоте.

    Мебель, предметы интерьера должны быть сделаны из натуральных материалов. Цветовое решение — спокойные тона, не раздражающие, не отвлекающие несмышленышей от занятий.

    Каждый предмет, представленный в развивающей среде, должен быть в единственном экземпляре. Это одно из условий успешности работы системы. Дети научатся ценить мнение, выбор окружающих, смогут понять важность потребностей других людей. Ребятне придется договариваться друг с другом, идти на компромиссы. Учиться терпению — ждать когда освободится игрушка, чтобы поиграть.

    Дети должны получить возможность свободно пользоваться водой. Самостоятельно набирать воду в стаканчик, для рисования. Наполнять лейку, чтобы полить цветы. Мыть после завершения занятий подсобные материалы: игрушки, мячики, кубики. Для этого в помещении должны быть размещены раковины на доступной для несмышленыша высоте.

    Разделение развивающей среды на зоны

    Еще одна важная деталь развивающей среды — это деление пространства на специальные зоны: практическая, сенсорная, языковая, математическая, а также зона космоса. Для выплескивания эмоций, выхода скопившейся энергии выделяются зоны расслабления или гимнастические зоны.

    Практическая или бытовая зона

    Ребятня получает в этой зоне навыки, умения полезные в практической жизни. В этой зоне представлены материалы, которые помогут крохе научиться простейшим бытовым навыкам. Малыши могут взять совочек, щетку, чтобы подмести пол. С помощью специальных рамок из дерева, где расположены множество пуговичек, шнурков, липучек, шнуровка, бантики, ремешки, маленький человечек учится застегивать, расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать обувь.

    В зоне есть терка для овощей, ножик — непоседа может самостоятельно помыть фрукты или овощи, после чего нарезать салат. Дети учатся ухаживать за цветами, животными. На полках стоит несколько видов сосудов, чтобы можно было набрать воду, полить цветы. Для ухода за обувью, ее чистки предусмотрено наличие губки, замшевой салфетки.

    Используются в бытовой зоне различные наклейки на полу. Карапуз несет в руке стакан с водой, пытается при этом пройти точно по наклеенной линии. Такое упражнение развивает координацию, кроха учится ходить аккуратно, спокойно. В практической зоне у детей формируются навыки общения: поздороваться, помочь друг другу. Например, ты держи совочек, я щеткой подмету мусор.

    Пособиями в практической зоне могут быть любые бытовые вещи, используемые в обычной жизни. Скатерть, салфетка, вазочка, кружка, ножик, даже шнур от утюга или телевизора. Требования, предъявляемые к предметам из бытовой зоны — это размер, вид, удобство для использования маленькими человечками самостоятельно, без привлечения взрослых.

    Сенсорная

    Предметы, представленные в сенсорной зоне, способствуют развитию мелкой моторики непосед. Некоторые виды материалов помогают развивать органы чувств. Использование материалов из сенсорной зоны, занятия с ними готовят маленьких человечков к освоению школьной программы.

    Все предметы на полочках отличаются цветом, размером, запахом, весом. Сделаны эти предметы из разных материалов, чтобы при использовании вещей у малыша развивались тактильные ощущения, развивалась моторика пальчиков. При использовании предметов в сенсорной зоне будет происходить запоминание особенностей, используемых материалов, у несмышленыша улучшится внимание, память.

    Для создания условий развития крохи используют следующие материалы:


    Создавая дома такую зону, родители могут использовать подручные средства: крупу, баночки, коробки из-под обуви, различные лоскуты ткани.

    Языковая

    Сенсорная и языковая зона дополняют друг друга. Развитие мелкой моторики помогает интеллектуальному развитию. Почти все материалы применяемые в сенсорной зоне, можно использовать и в языковой зоне развития. Дополнительно несмышленышам предлагаются фактурные буквы, выполненные или на шершавой бумаге, или сами буквы выделяются другим материалом.

    Для того, чтобы вызвать интерес у непоседы, привлечь его внимание — на полках располагают множество детских книжек с картинками. Кубики с изображениями, красочные карточки детского лото, рамки для рисования и штриховки, фигурки, которые способствуют первому чтению — все эти материалы кроха легко может выбрать для занятий.

    Под любым нарисованным предметом или животным, крупными буквами написано его название. Ребятне предлагается касса букв, слогов, азбука, прописи с рисунками и буквами. Печатные, прописные наборы букв. Взрослые по просьбе маленьких человечков читают сказки, организуют игры на описание, узнавание предметов. Контролируют правильное произношение слов.

    Математическая

    Играя в сенсорной зоне с коробочками, мячами, цилиндрами, кроха уже получает представление о геометрических фигурах. В математической зоне представлены те материалы, которые конкретизируют знания несмышленыша, позволяют крохе более легко освоить математику.

    Цепочки из бусинок, числовые штанги, абак, цифры, как и буквы изготовленные из шероховатого материала, башни из разноцветных деталей, математические таблицы — все это помогает крохе знакомиться с миром математики, знакомят с числами и математическими действиями.

    Занимаясь с геометрическим комодом, или используя конструктивные треугольники, кроха осваивает начала геометрии. Формируется усидчивость, развивается абстрактное мышление.

    Зона космоса

    Дошколята могут ознакомиться тут с окружающим миром. Представлено много справочной литературы: карты, детские красочные энциклопедии. Фигурки животных, фотографии, изображения различных природных явлений, других климатических зон. Календари, объемное изображение солнечной системы.

    Все представленные материалы вызывают у непоседы желание узнать как можно больше об окружающей действительности. Стимулируют любознательность, ненавязчиво подталкивают к получению новых знаний.

    Место для активных занятий

    Такое место не предусматривалось в самой системе, но педагогическая наука не стоит на месте. Маленькие человечки не должны все время тихо сидеть, у непоседы должна быть возможность попрыгать, побегать, повеселиться. Обычно такую зону выделяют в центре помещения. Когда несмышленыш устал рисовать, строить башни, он может выплеснуть свою энергию, с мячиком или скакалкой.

    Достоинства, недостатки системы Монтессори

    Достоинство метода Монтессори суть самой системы — стимулирование детей к саморазвитию личности, создание стимулов к самообучению. Малыш развивается в том темпе, который ему удобен, его не принуждают к занятиям. Такое отношение вырабатывает чувство ответственности, самостоятельности. Непоседы в состоянии сами сделать свой выбор, умеют отвечать за свои поступки.

    К недостаткам данного метода современные специалисты относят следующее:

    • Практически не затрагивается эмоциональное развитие малыша. Творческие способности детей не воспитываются.
    • Нет подвижных, командных игр. Отсутствуют любимые детишками ролевые игры. Доказано, что именно через игры, через свое участие в игровой деятельности малыши учатся общаться, формируется коммуникативность. Маленький человечек познает правила и нормы поведения в социуме.
    • Для гиперактивных непосед, занятия по системе принесут пользу, приучат к усидчивости, уважению к окружающим, вырабатывается терпение. Однако, тихие, робкие крохи или малыши, склонные к аутизму, никогда не научатся проявлять активность, ведь такие несмышленыши не любят просить о помощи, рассказывать о своих неудачах.
    • Демократичная, свободная атмосфера в монтессори классах и группах не приучает к дисциплине, которая требуется для занятий в школе. Дошколята начинают сталкиваться с большими трудностями, привыкая к новым порядкам.

    Педагоги, воспитатели в настоящее время не используют классическую систему Монтессори. Время внесло свои требования, поправки. К положительно зарекомендованным достоинствам метода в настоящее время добавляются современные наработки.

    В лингвистических детских садах «Alice» взяты основные принципы воспитания, разработанные итальянским психологом Марией Монтессори. До сих пор эта система не имеет равной себе в мировой практике. Дети учатся быть самостоятельными и уверенными в себе, умеют решать бытовые проблемы. Они не только отстаивают свое мнение, но и способны нести ответственность за собственные поступки. А у Вас есть желание видеть эти качества в своем ребенке?

    Основные принципы воспитания М. Монтессори

    • Ребенок имеет полную свободу выбора действий. Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, если ему интересно принимать активное участие в занятии - хорошо, ну а если нет… возможно просто послушать и посмотреть со стороны в этот раз, а завтра принять активное участие.
    • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах. Психологи отмечают, что взрослые зачастую многое запрещают, говоря, что он еще маленький. В нашем детском саду ребенок получает совсем иное наставление: он уже взрослый и сам может отвечать за собственные действия и руководить ситуацией.
    • Ребенок самостоятельно доводит любое дело до логического конца. Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

    Суть педагогики Марии Монтессори

    Детей учит то, что их окружает:

    • Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать;
    • Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться;
    • Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким;
    • Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым;
    • Если ребёнка часто одобряют – он учится хорошо к себе относится;
    • Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым;
    • Если ребенка часто подбадривают - он приобретает уверенность в себе;
    • Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать;
    • Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости;
    • Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить;
    • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым - он учится находить в этом мире любовь.


    Рассказать друзьям