Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду. Конспект нод по лепке в группе раннего возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МДОУ детский сад комбинированного вида №57 города Ангарска Составила руководитель по ИЗО-деятельности Серебренникова Светлана Сергеевна 1 квалификационная категория

Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребенку лепка? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребенок воспринимает мир и лепит его по-своему.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.

Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах.

Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы!

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества.

Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки) , следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизируют работу обеих рук;

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Знакомство.

Пусть ребенок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему пластилин или глину. Ничего не показывайте и не навязываете, пусть все делает сам, движимый естественным любопытством.

Можно обогатить опыт ребенка, если расширить границы этого открытия. Дайте ребенку возможность действовать с различными материалами. Он убедится, что некоторые из них – тесто, снег, влажный песок – обладают похожими свойствами, как глина или пластилин. Их можно легко изменить по своему желанию, придав любую форму.

Экспериментирование.

Ребенок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия» . Теперь он исследует не только свойства, но и сферу своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек пластилина или глины, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь еще. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадет, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нем можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет.

Переход к изображению.

Отпечатки на снегу и песке дают возможность ребенку первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы могут сохранить образ как определенную информацию.

Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил след?» ) «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой брусок пластилина? Отпечатки разных предметов – пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек – вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?» , «На что это похоже?» , «Чем еще можно оставлять такой «след»

Основные формы лепки.

«Колбаска» или валик – первая форма, которую ребенок может освоить самостоятельно уже в 1 – 1,5 года.

В дальнейшем малыш совершенствует свое умение – раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5 – 3 годам ребенок начинает более внимательно относится к форме и старается точнее ее передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.

Как получить цилиндрическую форму:

Раскатать кусочек пластилина в ладонях продольными движениями туда - обратно;

Раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным) ; при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики;

Как преобразовать форму цилиндра:

Свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч) ;

Скрутить в спираль (клубочки, улитка, змея, цветок) ;

Сплющить в ленту (листок, шарфик) ;

Раскатать в конус (морковка, колпачок) ;

Свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна) ;

Как получить шарообразную форму:

Скатать кусочек пластилина круговыми движениями;

Скатать кусочек пластилина кончиками пальцев; при таком способе получается очень маленькие шарики («глазки» , «носик» и т.д.) ;

Как преобразовать форму шара:

Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс (дыня, воздушный шарик) ;

Оттянуть с одной стороны (груша, матрешка) ;

Скатать и по необходимости согнуть (банан, огурец) ;

Сплющить между ладонями в диск (колесо, лепешка) ;

Раскатать в конус (мороженое, пирамида) ;

Сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки) ;

Сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза) ;

Уважаемые родители – экспериментируйте, лепите со своими детьми! Получайте огромное удовольствие от процесса и результата лепки!

Творческих успехов вам и вашим детям!

Арзу Абиева
Конспект занятия в ясельной группе по лепке

Тема : «КРЕНДЕЛЕК» .

Цель : раскладываем палочки цилиндрической формы, делать из палочки кольцо, соединяя концы палочки.

Задачи :

1. интерес к рассказу, понимать содержание, воспитывать заботливое отношение к людям;

2. развивать мелкие движения кисти, чувство ритма;

3. закрепить интерес к лепке .

Интеграция образовательной области : «Социально-коммуникативное развитие» , «Речевое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» .

Форма деятельности : совместная деятельность взрослого и детей.

Форма проведения : интегрированное занятие .

Методические приемы : объяснение, указание, пояснение, вопросы, игровой приём, поощрение.

Материал и оборудование :альбом с семейными фотографиями, пластилин, дощечки, салфетки.

Ход образовательной ситуации.

Вступительная часть :

Воспитатель с детьми рассматривает альбом, принесенный ребенком, рассказывает, что у Саши большая семья : мама, папа, бабушка, дедушка и сестренка. Все они живут дружно, помогая друг другу.

Беседа педагога с детьми :

Читает рассказ Л. Славиной «Таня и братик» .

Жила-была девочка Таня. У нее был маленький братик, маленький мальчик. Дала мама деткам кушать, а сама ушла. Таня поела и стала играть, а маленький братик сам кушать не может, стал он плакать. Таня взяла ложку и накормила братика, а потом они вместе начали играть.

Вопросы :

Как звали девочку?

Почему плакал братик?

Что сделала Таня?

Практическая часть :

Воспитатель хвалит девочку, предлагает слепить для Тани и братика крендельки. Дети раскатывают палочки цилиндрической формы, делают из палочек кольца, соединяя концы палочек. Кладут на тарелки, и воспитатель относит» Тане и братику.

Физкультминутка :

Дети играют в пальчиковую игру «Ладушки» . Хлопают в ладоши (перед собой, над головой, за спиной) .

Заключительная часть :

Готовые кренделёчки раскладывают на выставку поделок. Вечером дают полюбоваться маме.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по развитию речи в первой ясельной группе «Заюшкина избушка» Конспект комплексного занятия по развитию речи в первой ясельной группе по теме: «Заюшкина избушка: Задачи: 1. Продолжать закреплять с детьми.

Конспект открытого занятия в ясельной группе «Мир игрушек» Целевые ориентиры: продолжать расширять и обогащать словарный запас, правильно произносить существительные, обозначающие названия игрушек;.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в ясельной группе «Колобок по лесу катится» Цель: Формирование умений рисовать ватными палочками на трафаретах еловые иголки. Задачи: 1. Формирование эмоциональной отзывчивости и интереса.

Конспект занятия по развитию речи в ясельной группе «Зайка в гостях у детей» Конспект занятия по развитию речи «Зайка в гостях у детей» Задачи: Учить детей правильному дыханию; Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в ясельной группе «По дорожке, в гости к кошке» Игра-развлечение: "По дорожке, в гости к кошке" Цель: Установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызвать интерес к совместной.

Конспект занятия по развитию речи во второй ясельной группе «Петушок-золотой гребешок» Программное содержание: познакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о петушке, курочке, цыплятах; ознакомление.

Конспект занятия по рисованию в ясельной группе «Зёрнышки для цыплёнка» Конспект занятия по рисованию в ясельной группе «Зёрнышки для цыплёнка». Задачи: 1. Познакомить с цыплёнком (семья, внешний вид, образ жизни,.


МАОУ «Прогимназия г. Благовещенска»
Конспект занятия по лепке в ясельной группе "Снег идет".
Воспитатель:Крамарчук Жанна Михайловна
Время проведения:23.12.2016
Цель: Учить детей надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.Формировать чувство цвета, интерес к рабoте с пластилином. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей работе.
Прием лепки: надавливание шариков пальцем сверху (снег).
Материалы: листы картона черного и фиолетового цвета по количеству детей
пластилин белого цвета, скатанный в маленькие шарики диаметром 6 мм (8 шариков на каждого ребенка),готовый образец работы,игрушка –зебра
Ход занятия
Сюрпризный момент: В гости пришла зебра Анфиса из Африки.
Oбращение к детям:
- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Кто это? (зебра)
- Ребята, зебра к нам приехала из Африки, зовут ее Анфиса.Там всегда жарко, круглый год лето. А к нам она приехала посмотреть настоящую зиму.
- Давайте, расскажем, какая у нас зима? (холодная, длинная)
- Что под ножками хрустит, когда идете в детский сад? (снег)
- Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю.
- Расскажите зебре, снег холодный или теплый? (холодный)
Пальчиковая игра "Погреем пальчики".
Снег руками собирали, Наши пальчики устали.Мы их будем растирать, Мы их будем согревать. Чтобы стали горячее, (Энергично разминать Энергично сжимают и разжимают пальцы обеих рук. Энергично потирают ладонь о ладонь. (2 раза)).- Анфиса спрашивает, какой цвет у снега? (белый)
Зебра:- Спасибо, ребята, вы интересно, подробно рассказали про снег, но боюсь, что когда поеду домой, я все забуду.
Обращение к детям:
- Ребята, давайте для зебры и ее друзей слепим снежок в зимнюю ночь?
- Наш снег будет идти теплой ночью.
- Вот такая у нас будет темная ночь (демонстрирую картон фиолетового цвета), и вот такой снежок (показываю подготовленные шарики).
Показ:
- Я беру в руку шарик-снежок и кладу его на картон, и так раскладываю все шарики-снежки. А затем, как я положу все шарики-снежки на картон, надавлю на них пальчиком.
- Смотрите, какой пошел снег. Сначала одна снежинка, затем еще одна, еще и еще. . .
- Какая красивая снежная зимняя ночь получилась!
- А теперь вы попробуйте сами слепить свою красивую, снежную, зимнюю ночь, а зебра будет за вами наблюдать и учиться, чтобы у себя дома показать друзьям, как можно слепить снежок.
Раскладываю каждому ребенку по листу фиолетового картона и подготовленные шарики.
В процессе работы обращаю внимание детей на то, что лепить надо аккуратно, не пачкать стол. Не ронять пластилин на пол, не брать его в рот.
Если у ребенка не получается – помочь ему.
Обращение к детям:
- Вот какие молодцы! У всех получилась красивая, снежная, зимняя ночь.
Обращаюсь к зебре:- Анфиса, посмотри, как постарались наши малыши.
После того, как дети покажут зебре свои работы, я предлагаю станцевать для нее, как танцуют снежинки на улице – покружиться. Танец снежинок. Музыка: Гельсят ШайдуловаПрощание с зеброй.
Обращение к детям:
-Зебре пора домой, к себе в Африку.
Зебра:
- Спасибо, ребята, что показали мне настоящий снег. До свидания!

Мария Цурикова

Лепка в ясельной группе .

"Гусеница "

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ :Научить детей действовать по показу-скатывать шарики из пластилина и соединять друг с другом. Формтрлвать интерес к работе с пластелином. Продолжать развитие мелкой маторики.

ЗАДАЧИ :обогатить богаж знаний детей об окружающем мире по теме насекомые,рассказать какие бывают насекомые,чем питаются. Показать картинки насекомых,гусениц .

МАТЕРИАЛЫ :Пластилин разных цветов,разделенный накусочки;готовая поделка-гусеница ;доска для пластелина и готовая заготовка-листик для гусеницы (из зеленой бумаги/картона)

ХОД ЗАНЯТИЯ :Показать детям готовую поделку-гусеницу . Акцентировать внимание на том,что тело гусеницы состоит из отдельных шариков.

Воспитатель обыгрывает сценку с гусеницей :"посмотрите,кто это ползает?Узнали?Это гусеница . Давайте сделаем нашей гусенице подружек . Вместе с детьми скатайте кусочки пластелина 4-5 шариков,затем соединить их друг с другом. Первый шарик (это голова) скатать большего диаметра чем остальные. На голове вырезать ротик и глазки. Обыграть с детьми их поделки.

Публикации по теме:

В этом году я набрала ясельную группу малышей. Каждый день жду встречи с ними, ведь это будет новое познание окружающего мира. Первое посещение.

Интегрированная НОД в старшей группе с использованием ИКТ «Гусеница Фифа и цветик-семицветик» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №101 «ЛАДУШКИ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию нашу коллективную работу. В ясельной группе находятся малыши 2-3 лет,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе «Гусеница» Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе «Гусеница». Программное содержание: Закреплять умение.

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Как гусеница Фифа познакомила нас со знаками > и «Как гусеница Фифа познакомила нас со знаками > и <» (интеграция образовательных технологий «Ситуация» Л. Г. Петерсон и игровой технологии.

Дети очень радовались, что наконец-то выпал снег и наступила зима. Мы с ребятами стараемся не только на улице слепить снеговика, но и в.

Новогодний праздник в ясельной группе Новогодний праздник в Ясельной группе Музыкальный руководитель приглашает детей в зал посмотреть большую елку. Под ёлкой сидит игрушка.

ООД по художественно – эстетическому развитию во второй младшей группе (аппликация) «Веселая гусеница». Цель: Учить составлять изображение.

Розенблюм Алла
Конспект занятия по лепке в ясельной группе «Дождик»

Конспект «Дождик» (лепка, ясельная группа).

Цель: Создавать изображения "дождика" из пластилина - отщипывать кусочки, прикладывать к фону, прикреплять, прижимать, примазывать, пальчиками.

Задача. Вызвать интерес к изображению дождя вместе с педагогом и другими детьми. Учить наблюдать за оформительской работой педагога. Развивать чувства формы, моторику рук, восприятие. Воспитывать интерес к явлениям природы, любознательность, самостоятельность, интерес к совместному творчеству с педагогом и другими детьми.

Демонстрационный и раздаточный материал: картинка с изображением радуги с облаками, 1\2 листа цветного картона с изображением «тучи», пластелин разных цветов (белый, красный, синий желтый) на каждого ребенка, нож для пластелина, доска для работы с пластелином.

Ход занятия:

воспитатель- Ребята, из-за чего мы так часто остаемся в группе и не гуляем?

дети- Из-за дождика.

воспитатель- А знаете почему тучки плачут и идёт дождь?

дети- Нет.

воспитатель- потому что тучки разругались с радугой (показываю фотографию радуги и тучек вместе). Посмотрите какие красивые светлые тучки были когда они дружили с радугой. А какая красивая разноцветная радуга. Скажите из каких цветов состоит радуга на этой картинке?

дети- Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиалетовый.

воспитатель- А знаете из-за чего они поругались?

дети- Не знаем

воспитатель- Понимаете они не поделили небо, как вы иногда не можете между собой поделить игрушки. Но решение есть, надо снова помирить радугу и тучки, тогда наверно дождики прекратятся и мы сможем гулять на нашей площадке.

Для этого мы сегодня с вами сделаем разноцветный дождь из пластелина.

воспитатель- Смотрите, я подготовила для вас картинки тучек на разноцветных картонках и разноцветный пластелин.

Назовите мне цвета пластелина, которые лежат перед вами.

дети- белый, красный, синий, желтый.

воспитатель- молодцы! из этого пластелина мы сделаем разноцветный дождик. Смотрите внимательно как я буду делать капельки для дождя.

Сначала я отрезаю специальным ножиком для пластелина маленький кусочек пластелина желтого цвета, скатываю из него шарик, кладу на картонку под рисунком тучки и прижимаю пальчиком, вот так.

Теперь я делаю то же самое с пластелином красного цвета (показываю).

Поняли как мы сделаем разноцветный дождик?

дети- Да.

Воспитатель раздаёт заготовки детям и помогает в работе с пластелином.

воспитатель- Как замечательно у вас получилось! А теперь мы развесим наши работы на чудо-дереве в раздевалке напротив окна, чтобы тучки заглядывали в него, любовались вашими работами и больше не плакали, а поскорей помирились бы с радугой!

Публикации по теме:

Цель: продолжать знакомство детей с пластилином, с его свойством, учить детей передавать в лепке характерные особенности черепахи, делить.

Автор воспитатель младшей группы МБДОУ№10 Петрова Оксана Владимировна Интеграция областей: Художественно – эстетическое развитие, речевое.

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике во второй группе раннего возраста «Дождик, дождик, лей!» Цель: создать условия для развития творческих способностей, способствовать формированию познавательной активности детей. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Солнышко и дождик» Конспект открытого занятия в первой младшей группе «Солнышко и дождик» воспитателя первой категории Палеевой Татьяны Николаевны МБДОУ.

Конспект занятия «Божья коровка и ее зимовка» в ясельной группе. Конспект занятия «Божья коровка и ее зимовка» в ясельной группе. Тема: «Божья коровка и ее зимовка». Цель: – вызвать у детей эмоциональный.

Конспект занятия по изодеятельности в первой младшей группе. (рисуем карандашами). Тема: «Веселый дождик» Воспитатель ЧДОУ "Детский сад.

Образовательная деятельность по рисованию в средней группе «Дождик, дождик, капелька» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №75 присмотра и оздоровления города Тюмени Образовательная.



Рассказать друзьям