Питание детей старшего возраста. Режим питания детей старше года

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Если питание ребенка во втором полугодии жизни было организовано правильно, то к моменту отнятия от груди он успевает привыкнуть к довольно разнообразной пище. К одному году у ребенка имеется лишь 6-8 зубов, поэтому пища в этом возрасте и в возрасте до! ,5 лет должна быть в основном протертой. Следует давать также пищу, требующую жевания: фрикадельки, паровые котлеты, печенье. С возрастом пища должна быть более плотной, это будет способствовать развитию пищеварительных желез и всего жевательного аппарата. Развитие акта жевания имеет большое значение, так как при этом усиливается выработка пищеварительных соков. Очень важно стремиться к тому, чтобы ребенок ел не по принуждению, потому что аппетит способствует усиленной работе пищеварительных желех

Питание детей старше одного года должно быть более разнообразным. Мясо можно давать в виде суфле, фрикаделек, паровых котлет, а из овощей и круп можно готовить не только каши и пюре, но и запеканки.

После того как появились вторые коренные зубы (с 1 года 8 мес), необходимо давать пищу, требующую "активного" жевания. Супы с не протертыми, но хорошо разваренными овощами и крупой, винегреты, паровые котлеты, фрукты (кусочками и целиком), хлеб, сухари. В возрасте 2 лет в рацион детей должны вводиться салаты из разных овощей, к 3 годам - мясо, нарезанное мелкими кусочками.

Переход к такой разнообразной пище должен осуществляться постепенно, но делать это надо своевременно и настойчиво. Детей до 1,5 лет наиболее целесообразно кормить 5 раз, старше - 4 раза.

Пишу ребенок должен получать всегда в определенное время: завтрак в 7-8 ч утра, обед в 12-13 ч дня, полдник в 16-17 ч дня, ужин в 19-20 ч вечера. В промежутках между ними ребенка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного часа кормления, ему можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей.

Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4 стакана простой воды комнатной температуры. По мнению И.П.Павлова, она обладает выраженным сокогонным эффектом.

Распределение энергетической ценности пищи в процентах следующее: завтрак -около 25%, обед 30-40%, полдник 10-15%, ужин 25%. При 5-разовом кормлении ребенок получает второй завтрак.

При составлении суточного рациона нужно учитывать состав пищевых ингредиентов. Некоторые продукты (хлеб, масло, молоко, овощи, сахар) обязательно включают в меню ежедневно, другие (сметана, творог, рыба) дают не каждый день. Однако в течение недели полагающийся набор продуктов должен быть использован.

Вводить в рацион новые продукты можно только тогда, когда ребенок здоров. Суточный объем пищи в возрасте от 1 года до 1,5 лет составляет 1000-1100 мл, от 1 года до 3 лет - 1200- i 500 мл. В среднем энергетическая потребность в возрасте от 1 года до 3 лет равна 110 ккал/кт.

При кормлении ребенка важно, чтобы он ел из одной и той же посуды. Детей старше года усаживают для еды за стол. Предварительно им моют руки и повязывают салфетку. С самого раннего возраста необходимо приучить ребенка к известному порядку, это создает у него гигиенические навыки. Пища должна быть теплой.

С 1,5 лет ребенка приучают есть самостоятельно. Для этого ему в руки дают ложку, мать в это время вначале кормит его другой ложкой. Постепенно ребенок привыкает есть без посторонней помощи. Самостоятельная еда" способствует улучшению аппетита, ребенок начинает есть охотнее, его заинтересовывает сама процедура еды.

На 3-м году жизни ребенок ест опрятно, держит ложку в правой руке, а на 4-м году может пользоваться вилкой.

Пиша должна быть не только вкусно приготовленной, но и иметь приятный вид и запах, что способствует выделению пищеварительных соков и повышению аппетита. Для улучшения вкуса пищи в качестве приправ можно добавлять свежую или высушенную зелень, ягоды, фрукты, овощи в различных видах, а в качестве пряностей - петрушку, лук, укроп, щавель, ревень.

Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко, которое может использоваться в натуральном виде, а также в виде простокваши, кефира, ацидофилина. В основном употребляется коровье молоко.

К полноценным белковым продуктам относится мясо. Целесообразно давать говядину, телятину, цыплят, мясо кролика, нежирную свинину. Не рекомендуется жирная говядина, жирная свинина, гусь и утка В детском питании можно использовать субпродукты - мозги, язык, сердце. Наибольшее применение из субпродуктов имеет печень. Она содержит витамины А, Д, группы В, соли кальция, железа, микроэлементы. Из колбасных изделий с 1,5-2-летнего возраста можно давать сосиски, вареную колбасу (типа докторской).

Рыба по своим питательным свойствам равноценна мясу, является источником легкоусвояемых, полноценных белков. Жир рыбы обладает высокой биологической ценностью. Однако жир рыбы в больших количествах детьми переносится плохо. Для питания детей до 3 лет используются нежирные сорта рыб (треска, хек, судак, морской окунь). В питании детей можно также использовать специализированные мясные и рыбные консервы.

Мясо и рыбу не следует вымачивать, так как при этом часть белков и минеральных веществ переходит в воду.

Ценным продуктом детского питания являются куриные яйца. Усвояемость сырых яиц хуже, чем вареных. Кроме того, сырые яйца могут быть обсеменены микроорганизмами, поэтому применять сырые яйца и яйца водоплавающих птиц (утиные, гусиные) не рекомендуется. Целое яйцо ребенку рекомендуется давать в возрасте старше 2 лет (если нет экссудативного диатеза), причем не чаще, чем через день. Избыточное количество яиц вредно для ребенка, так как может вызвать возбуждение нервной системы и привести к запорам. Хорошо чередовать яйца с творогом.

Масло в питании детей используется преимущественно сливочное, оно обладает хорошими вкусовыми качествами, содержит витамины А, Д. При термической кулинарной обработке сливочное масло теряет ряд своих ценных свойств, поэтому использовать его следует в натуральном виде - намазывать на хлеб или класть в готовое блюдо. Большое значение в питании детей раннего возраста имеют растительные жиры, ценность которых определяется содержанием в них в больших количествах ненасыщенных жирных кислот. Тугоплавкие жиры и маргарин в питании детей раннего возраста не используется.

Хлеб употребляется детьми s пище ежедневно (30 г ржаного и 70 г пшеничного хлеба, в чту норму включают сдобную булку и печенье). Черный хлеб дают детям с 1,5 лет.

В питание детей включается разнообразный набор круп: гречневая, овсяная манная, рис. Крупу для каши разваривают в воде и только после этого добавляют молоко. Макаронные изделия богаты углеводами, обладают хорошими вкусовыми качествами, легко усваиваются и их можно использовать в питании детей раннего возраста, но необходимо хорошо разваривать.

Особое место в питании детей раннего возраста принадлежит овощам, фруктам, "ягодам, зелени. При отсутствии свежих фруктов и овошей можно пользоваться консервированными компотами, соками, пюре.

Суточная потребность детей раннего возраста в белках составляет 4 г на I кг массы тела (не менее 65% вводимых белков должны быть животного происхождения); жиров они получают 4 г на 1 кг массы тела (примерно 85% животного происхождения, в основном в виде сливочного масла, и 15% - в виде растительного масла); углеводов - 16 г на 1 кг массы тела в сутки. Таким образом, их соотношение 1: 1:4.

Количество жидкости составляет примерено 80 мл на 1 кг массы тела в сутки с учетом жидкости, содержащейся в пище; в жаркое время года количество потребляемой жидкости увеличивается до 100-120 мл на 1 кг массы тела. Для питья следует давать воду комнатной температуры., кипяченую и не сладкую.

У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной калорийности и состоять, примерно, из каши на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе "Здоровье" с молоком. На обед приходится 35% общей суточной калорийности, рекомендуются супы, мясо или рыба с гарниром. На полдник и ужин (40% калорийности) включаются творог, молоко, печеные изделия, овощные блюда Нельзя давать детям на ужин пищу, возбуждающую жажду.

Для дeme й школьного возраста режим питания применяется с учетом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Они получают дополнительный горячий завтрак в школе. Калорийность из пищевого рациона в течение дня распределяется следующим образом: первый завтрак - 25%, второй - 20%, обед - 35%, ужин - 20%.

Потребности детей дошкольного и школьного возраста в белках, жирах, углеводах и калориях представлены в табл. 7.

Необходимо помнить, что только организация правильного, рационального питания способствует нормальному росту и развитию детского организма.

Таблица 7

Потребности детей дошкольного возраста и школьников в нутригнтах (г/кг) и энергии (ккал/кг)

Нутриенты

Возрастные группы

4-6 лет

7-11 лет

12-16 лет

Углеводы

Энергетическая потребность

Вид вскармливания ребёнка

Естественное

Смешанное

Искусственное

|До_введения прикорма

а) при использовании адаптированных смесей

б) при использовании неадаптированных смесей

После введения прикорма (до 6 мес)

0-3 месяца

4-6 месяцев

7-9 месяцев

10 - 12 месяцев

Угле­воды

0-12 месяцев

Рациональное питание детей - важное условие, обеспечивающее правильное физическое и психическое развитие, адекватную имму- нологическую реактивность. Ребёнок первого года жизни испытывает особую потребность в полноценном пищевом рационе в связи с интенсивным ростом, бурным психомоторным развитием и формированием всех органов и систем.

Вскармливание ребёнка первого года жизни

В зависимости от того, получает ли ребёнок материнское молоко и в каком количестве, выделяют три вида вскармливания: естественное, искусственное и смешанное.

ЕСТЕСТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Естественное вскармливание - питание детей грудного возраста материнским молоком с последующим введением прикорма с 4,5-6 мес. Содержание грудного молока в суточном рационе ребёнка составляет не менее 4/5.

Этот вид вскармливания наиболее физиологичен, так как по количественному и качественному составу грудное молоко оптимально покрывает все потребности ребёнка в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных солях и т.д. В первые 5 дней после родов из молочной железы родильницы выделяется молозиво, имеющее более высокую энергетическую ценность, чем грудное молоко, секретируемое в последующем. В молозиве больше белков, фосфора, кальция, витаминов А и Е, меньше жиров.

Наиболее важные преимущества грудного молока

По антигенным свойствам грудное молоко (в отличие от коровьего) менее чужеродно для ребёнка. Структура материнского молока, особенно молозива, близка белкам клеток ребёнка.

В грудном молоке преобладают мелкодисперсные белки (альбумины), размеры частиц казеина в несколько раз меньше, чем в коровьем, благодаря чему при створаживании в желудке образуются более нежные, легко перевариваемые хлопья. Состав грудного молока наиболее оптимально соответствует потребностям ребёнка. Общее количество белка в грудном молоке меньше, чем в коровьем. Поэтому при искусственном вскармливании возникает белковая перегрузка.

Грудное молоко (особенно молозиво) богато Ig. IgA играют важную роль в местном иммунитете ЖКТ новорождённых. IgG, попавшие в организм ребёнка, обеспечивают пассивный иммунитет от многих инфекционных заболеваний. Кроме того, грудное молоко содержит факторы специфической и неспецифической резистентности.

Грудное молоко содержит оптимальный набор ферментов, витаминов и других необходимых ребёнку компонентов.

Концентрация жиров в грудном и коровьем молоке практически одинакова, но качественный состав различен: грудное молоко содержит в несколько раз больше полиненасыщенных жирных кислот, служащих необходимыми компонентами фосфолипидов и входящих в состав клеточных мембран. Расщепление жира в желудке у грудных детей начинается под влиянием липазы грудного молока.

Грудное молоко содержит большое количество углеводов (β-лактозы), в состав коровьего входит α-лактоза. β-Лактоза медленнее всасывается в кишечнике ребёнка, поэтому достигает толстой кишки, где вместе с олигоаминосахаридами стимулирует рост нормальной флоры (преимущественно бифидобактерий), подавляющей размножение патогенных микроорганизмов и кишечной палочки.

Грудное молоко богато различными ферментами: амилазой, трипсином, липазой (липазы в грудном молоке больше, чем в коровьем, почти в 15 раз, а амилазы - в 100 раз). Это компенсирует временную низкую активность ферментов у ребёнка и обеспечивает усвоение довольно большого объёма пищи.

Концентрация кальция и фосфора в грудном молоке ниже, чем в коровьем, но их соотношение наиболее физиологично для грудного ребёнка, усваиваются они намного лучше. Поэтому у детей, находящихся на естественном вскармливании, рахит развивается реже. Содержание таких элементов, как натрий, магний, хлор, железо, медь, цинк, кобальт, сера и селен, в грудном молоке оптимально и соответствует потребностям ребёнка.

При естественном вскармливании формируется психологическая связь между матерью и ребёнком, развиваются родительские чувства. Таким образом, отказ от естественного вскармливания - грубое

нарушение сложившейся в эволюции биологической цепи «беремен-

ность-роды-лактация». Грудное молоко - «золотой стандарт» питания младенца.

Гипогалактия

Основная причина отказа от естественного вскармливания - гипогалактия, т.е. секреторная недостаточность молочных желёз. Выделяют первичную и вторичную гипогалактию.

Первичная гипогалактия развивается вследствие нейроэндокринных нарушений, её наблюдают у 5-8% женщин.

В подавляющем большинстве случаев гипогалактия бывает вторичной, развившейся из-за отрицательного воздействия на организм матери комплекса биологических, медицинских, социальных, психологических и экономических факторов. Ведущая роль принадлежит социальным факторам и причинам ятрогенного характера.

По данным ВОЗ, только 1% женщин не способны кормить детей грудью. В нашей стране более 10% матерей не кормят ребёнка грудью с рождения. К 6 мес на естественном вскармливании остаются менее трети детей, причём около 66% матерей начинают самостоятельно вводить докорм с 2 нед жизни ребёнка. Основные причины гипогалактии следующие.

Недостаточная мотивация кормления грудью у беременной.

Для активной пропаганды естественного вскармливания необходимо тесное сотрудничество акушерской и педиатрической служб. Следует воспитывать положительную мотивацию грудного вскармливания среди беременных. Родителям необходимо знать о преимуществах естественного вскармливания для ребёнка и благоприятном влиянии его на здоровье женщины. Не следует забывать и о контрацептивном эффекте грудного вскармливания, что связано с ингибирующим действием пролактина на овуляцию. При лактационной аменорее и исключительно грудном вскармливании риск забеременеть в первые 6 мес после родов составляет 2-5%. Контрацептивное действие грудного вскармливания уменьшается при более редком прикладывании ребёнка к груди.

Нередко у женщин возникают «лактационные кризы», обычная их периодичность - около 1,5 мес, длительность - 3-4 дня (реже 6-8 дней). В это время необходимо увеличить число кормлений. Недопустимо сразу же докармливать смесями.

Иногда даже при достаточном наполнении молочных желёз может возникнуть «голодное» беспокойство ребёнка из-за ступен- чатого увеличения его энергетической потребности в силу роста

двигательной активности. Это наиболее типично в 3, 6 нед, 3, 7, 11 и 12 мес. Как правило, в большинстве случаев повышенная сосательная активность ребёнка приводит к увеличению объёма лактации.

Даже в жаркую погоду не нужно поить ребёнка водой - грудное молоко на 80% состоит из воды и поэтому утолит его жажду. При допаивании у него возникает ложное чувство насыщения, что угнетает сосательный рефлекс.

Нарушение режима дня кормящей женщины (чрезмерная физическая и психическая нагрузка, недостаточный сон) снижают лактацию.

Прочие причины (нарушение режима питания, различные заболевания, возраст кормящей женщины) играют незначительную роль в развитии гипогалактии.

Питание кормящей матери больше влияет на качественный состав молока, чем на его количество.

Заболевания матери угнетают лактацию. Однако, если женщина ещё во время беременности была настроена на кормление гру- дью, лактация у неё нередко сохраняется на удовлетворительном уровне.

Во всех странах реже всего кормят грудью слишком молодые и пожилые матери. У пожилых это объясняют биологическими причинами, у молодых - социальными и психологическими (отсутствие планирования семьи, часто случайное зачатие, отсутствие настроя на кормление грудью во время беременности и т.д.).

Коррекция гипогалактии. Необходимо перевести ребёнка на более частое кормление. Для стимуляции лактации можно назначить матери специализированные продукты, никотиновую кислроту, витамин Е, УФО, УВЧ, ультразвук, иглоукалывание, компрессы из махровой ткани, смоченной горячей водой, на молочные железы. Эффективен массаж молочной железы перед кормлением (продольные движения от основания железы к соску). Также применяют фитотерапию. Следует, впрочем, учитывать, что ЛС оказывают меньший эффект, чем методы физиологической стимуляции лактации.

Расчёт необходимого объёма пищи

Расчёт проводят, как правило, только при искусственном вскармливании и введении прикорма. Наиболее простой способ подсчёта суточного количества молока, необходимого новорождённому в первые 9 дней жизни, следующий: его возраст (в днях) умножают на 70 (при массе тела менее 3200 г) или на 80 (при массе тела более 3200 г). С 10-го по 14-й день необходимый суточный объём молока остаётся неизменным (как для 9-дневного ребёнка).

С 2-недельного возраста необходимое количество молока вычисляют с учётом суточной потребности в энергии (в калориях) на килограмм массы тела или объёмным методом, когда необходимый объём пищи составляет определённую долю массы тела ребёнка.

Калорийный (энергетический) способ расчёта: в 1-ю и 2-ю четверти первого года жизни ребёнку необходимо 115 ккал/кг/сут, в 3-ю - 110 ккал/кг/сут, в 4-ю - 100 ккал/кг/сут. Зная возраст и массу тела ребёнка, рассчитывают количество молока, необходимого ребёнку в сутки (X). Например, ребёнок в возрасте 1 мес имеет массу тела 4 кг и, следовательно, нуждается в 460 ккал/сут; 1 л грудного молока и большинство смесей содержит около 700 ккал, следовательно:

X = (460 x 1000) + 700 = 660 мл

Эксперты ВОЗ считают, что в современных рекомендациях энергетическая потребность грудного ребёнка в энергии, возможно, завышена на 15-30%, особенно после 3 мес жизни. По их данным, в возрасте 4-10 мес потребление энергии на 1 кг массы тела должно составлять 95-100 ккал.

Объёмный способ расчёта (табл. 3-1) более прост, но менее точен. Например, ребёнку в возрасте 1 мес с массой тела 4 кг необходимо 600 мл грудного молока в сутки (1/5 от 4 кг), т.е. нет полного совпадения с расчётом по калорийности. Все варианты расчёта позволяют лишь приблизительно определить необходимый объём питания. Суточный объём пищи детей первого года жизни не должен превышать 1000-1100 мл (не учитывают соки и фруктовое пюре).

Качественный состав пищи

Соотношение между основными пищевыми ингредиентами (белками, жирами, углеводами) до введения прикорма должно составлять 1:3:6, после введения прикорма - 1:2:4. До 4-6 мес потребность в белках составляет 2-2,5 г/кг, жирах - 6,5 г/кг, углеводах - 13 г/кг, а после введения прикорма соответственно 3-3,5 г/кг, 6-6,5 г/кг и 13 г/кг.

Режим питания

Режим питания устанавливают в зависимости от возраста ребён- ка, его индивидуальных особенностей и количества молока у матери. В первые 3-4 мес жизни здоровых доношенных детей кормят 7 раз в сутки, т.е. каждые 3 ч с 6-часовым ночным перерывом (это правило касается преимущественно детей, находящихся на искусственном вскармливании). Если ребёнок выдерживает более длительные перерывы между кормлениями, его переводят на 6-разовое и 5-разовое кормление. С 4,5-5 мес большинство детей кормят 5 раз в сутки, пос- ле 9 мес - 4-5 раз в сутки.

Прикорм

К 4-6 мес жизни кормление только грудным молоком уже не может удовлетворить потребности организма ребёнка в питательных веществах, поэтому с этого возраста начинают вводить прикорм (табл. 3-2).

Таблица 3-2. Сроки введения и виды прикорма

Прикорм - введение новой пищи, более концентрированной, постепенно и последовательно заменяющей одно грудное кормление. Прикорм необходим:

Для покрытия возникающего к этому возрасту из-за бурного роста дефицита энергии, белков, жиров, микронутриентов;

Для введения в питание растительного белка, жирных кислот, растительных масел, различных углеводов, которых мало в молочных продуктах;

Для приёма более плотной пищи, необходимой для дальнейшего развития ЖКТ ребёнка.

К блюдам прикорма относят соки, фруктовое и овощное пюре, каши, творог, желток, мясное пюре, мясорастительные консервы, ке- фир, коровье молоко.

Главное правило прикорма - использовать блюда промышленного изготовления. Они гарантируют качество и безопасность для грудного ребёнка в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Их достоинством является гомогенизация (приготовление под давлением 200 атм), что позволяет измельчить пищевые волокна и значительно

увеличить поверхность контакта пищевых частиц с ферментами и тем самым ускорить переваривание пищевых веществ, длительный срок хранения, обеспечение потребности детей в широком ассортименте различных продуктов в течение всего года независимо от сезона, быстрота приготовления, и, самое главное, они обогащены всеми необходимыми для бурно растущего организма ребёнка микронутриентами. Как правило, дети с аллергической настроенностью переносят их лучше, чем продукты домашнего изготовления.

В нашей стране традиционно рекомендуют начинать прикорм с яблочного сока после 3 мес. Остальные соки вводят позже, не ранее 4-6 мес (суточный объём сока - возраст в мес, умноженный на 10). Рекомендации по назначению соков и фруктовых пюре при достаточной лактации у матери, её полноценном питании (в первую очередь речь идёт о приёме ею витаминно-минерального комплекса), неустойчивом стуле ребёнка, его аллергической настроенности не должны быть излишне категоричными. Соки прежде всего в данном возрасте следует рассматривать не как поставщик питательных веществ, а как стимулятор деятельности ЖКТ. Вполне допустимо их более позднее введение. В начале введения прикорма грудное молоко остаётся главным источником не только энергии, пищевых веществ, но и жидкости. В этот период никакие другие жидкости не нужны. В некоторых странах педиатры рекомендуют вводить соки в то время, когда ребёнок начинает получать мясо (не ранее 6 мес). Если мать готовит соки самостоятельно, их лучше разводить водой в соотношении 1:1. Но соки домашнего изготовления покрывают всего несколько процентов потребности ребёнка в витаминах.

Фруктовое пюре назначают через 2-3 нед после введения соков (объём такой же, как и для соков). Соки и фруктовое пюре дают непосредственно до или после кормления, иногда в промежутках между ними.

С 4,5-6 мес вводят овощное пюре или кашу. Обычно начинают с овощного пюре. Для снижения риска аллергизации вначале ребён- ку дают пюре, приготовленное из одного вида овощей (кабачок, тыква, капуста цветная, брокколи, морковь, позднее - картофель, шпинат, зелёная фасоль, свёкла, зеленый горошек), с постепенным переходом к смеси овощей. Суточный объём - 100 г. При склонности к запорам, избыточной массе тела можно увеличить суточную дозу овощного пюре до 200 г (в один или два приёма). Овощные пюре промышленного изготовления в зависимости от степени измельчения бывают 1-й ступени - гомогенизированные (для детей до 5 мес); 2-й ступени - в виде пюре (для детей 6-

9 мес); 3-й ступени - крупноизмельчённые (для детей 9-12 мес). Через 3-4 недели назначают молочную кашу - гречневую, ку- курузную, рисовую на основе молочных адаптированных смесей. Для разведения безмолочных каш лучше использовать грудное молоко или адаптированную смесь, а не цельное коровье молоко. Суточный объём каши - приблизительно 200 г. Такие каши, как овсяная, ячменная, манная, вводят позже, поскольку в этих крупах содержится глютен, который не всегда хорошо переносится грудными детьми. Если у ребёнка недостаточная масса тела, неустойчивый стул, склонность к срыгиваниям, лучше начать не с овощного пюре, а с молочных каш.

Творог вводят детям с 6-7 мес в количестве 10-50 г. Вначале его смешивают с небольшим количеством грудного молока. Предпочтительнее использовать фруктовые или фруктово-овощные пюре с творогом.

Масло (растительное, сливочное, топлёное) добавляют в блюда прикорма домашнего приготовления с 5-6 мес по 3-6 г в день. К овощным пюре и кашам промышленного производства масло не добавляют.

Мясо рекомендуют вводить с 7 мес, вначале в виде мясорастительных консервов (содержание мяса - приблизительно 10%); позднее можно вводить чисто мясные консервы (пюре на разной основе - 100-200 г в день, чисто мясные пюре - 60-70 г). Мясные бульоны для питания детей грудного возраста не используют.

Рыбные консервы (с овощами, кашей) вводят с 8-9 мес 1-2 раза в неделю вместо мясного прикорма.

Детские сухарики, галеты, печенье, обогащённые микронутриентами, в меню ребёнка вводят с 8 мес.

В настоящее время не рекомендуют использовать для питания детей грудного возраста цельное коровье/козье молоко. Вместо него желательно использовать специальное детское молоко, обогащённое микронутриентами, или частично адаптированные молочные смеси («переходные» смеси), в которых уменьшено количество белка и оптимизирован состав жирных кислот.

Ошибки при естественном вскармливании

При естественном вскармливании наиболее распространены следующие ошибки.

Позднее первое прикладывание к груди.

Излишняя регламентация грудного вскармливания.

Прекращение грудного вскармливания при транзиторной лактазной недостаточности.

Прекращение грудного вскармливания из-за приёма матерью любых лекарственных средств.

Отказ от кормления из здоровой груди при мастите.

ИСКУССТВЕННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

Искусственным называют вскармливание детей грудного возраста заменителями грудного молока - специальными смесями, приготовленными чаще всего из коровьего молока.

В настоящее время при искусственном и смешанном вскармливании рекомендуется использование адаптированных молочных смесей, максимально приближенных по составу к грудному молоку. Предварительная обработка коровьего молока для получения адаптированных смесей направлена в первую очередь на снижение содержания в нём белка. В смесях по сравнению с необработанным коровьим молоком увеличено количество незаменимых жирных кислот, витаминов, микроэлементов. Пищевая ценность адаптированных смесей приближается к женскому молоку, поэтому правила вскармливания ими близки к таковым при кормлении грудью (тот же расчёт по энер- гетической ценности, то же количество кормлений в сутки, те же сроки введения прикорма).

Молочные смеси подразделяются на «начальные» или «стартовые», предназначенные для вскармливания детей первых 4-6 мес жизни и «последующие» - для детей 2-го полугодия жизни. Существуют также смеси, которые могут использоваться на протяжении всего 1-го года жизни ребёнка.

Лечебные смеси

В последние годы появились смеси для лечебного питания. Основа их может быть разной - молоко, соя, гидролизаты белка. Их условно можно разделить на профилактические, лечебно-профилактические и лечебные.

Профилактические смеси применяют при лёгких формах пищевой аллергии. К ним относят смеси на козьем молоке, которое в значи-

тельной степени сходно с коровьим, но отличается по антигенной структуре. При отсутствии эффекта от смесей на козьем молоке или при их недоступности используют адаптированные кисломолочные смеси, которыми рекомендуют заменять не более 50% суточного объёма пищи. Кисломолочные смеси обладают меньшим аллергизирующим действием (по сравнению с пресными смесями), кроме того, они оказывают антиинфекционное действие, нормализуют моторику кишечника и стул ребёнка. Тем не менее кисломолочные продукты раздражают слизистую ЖКТ, поэтому в первые дни жизни, особенно у недоношенных, они могут вызывать эзофагит и усиливать срыгивания. Если ребёнку с пищевой аллергией 50% суточного объёма пищи заменили адаптированными кисломолочными смесями, то оставшиеся 50% лучше давать в виде физиологических пресных молочных смесей. При недостаточном эффекте от такого вида вскармливания можно перевести ребёнка временно только на кисломолочные продукты. При использовании кисломолочных смесей происходит частичное удаление белка коровьего молока из рациона ребёнка. Однако при более выраженной пищевой аллергии этого недостаточно. В этих ситуациях применяют лечебно-профилактические смеси. К ним относят безмолочные смеси на основе соевого белка (соевые смеси), а также специальные продукты на основе гидролизата молочного белка с низкой (частичной) степенью гидролиза. Несмотря на то что соевые смеси используют более 60 лет и каких-либо неблагоприятных последствий от их применения не зарегистрировано, следует учитывать, что соевый белок - растительный. Между тем на долю белков животного происхождения у детей первого года жизни должно приходиться не менее 90% от их общего количества. В настоящее время соевые смеси назначают не ранее 5-6 мес. По всей видимости, при пищевой аллергии и отсутствии эффекта от кисломолочных смесей лучше сразу переходить к смесям на основе гидролизата белка со слабой степенью гидролиза. При приёме этих смесей положительная динамика при среднетяжёлых формах пищевой аллергии наступает у 90% детей уже через 2-3 нед от начала их применения. Нередко рекомендуют использовать эти смеси длительно, не менее 3-6, иногда до 9 мес, тем не менее с учётом низкого содержания в них цельного животного белка целесообразно постепенно, но как можно раньше переходить на кисломолочные, а в дальнейшем и пресные физиологические смеси. Смеси с частичным гидролизом белка можно применять также для профилактики пищевой аллергии при переводе на смешанное или искусственное вскармливание детей из группы высокого риска с отягощённым аллергическим анамнезом.

При тяжёлых формах пищевой аллергии и отсутствии эффекта от применения вышеназванных смесей следует использовать смеси на основе высокой степени гидролиза (т.е. полного расщепления) белка. Эффект от них наступает, как правило, очень быстро, так как они практически лишены аллергенных свойств. В то же время в этих смесях практически нет цельного белка, длительное отсутствие которого у грудного ребёнка может привести к запаздыванию развития нервной системы. Они имеют горьковатый вкус, и некоторые дети отказываются от их приёма. Кроме того, отсутствие аллергенов в смесях на основе высокой степени гидролиза белка препятствует формированию пищевой толерантности у ребёнка, что не способствует снижению сенсибилизации и в дальнейшем. Наконец, они очень дороги. Поэтому после исчезновения симптомов заболевания нужно постепенно переводить ребёнка на лечебно-профилактические, затем профилактические и, наконец, физиологические смеси.

Ошибки при искусственном вскармливании

Слишком частые изменения в пище (замена одной смеси на другую).

Перевод ребёнка на другую смесь при малейшем ухудшении стула.

Назначение кисломолочных смесей в большом количестве, особенно недоношенным в первые дни жизни.

Перевод на лечебные (соевые, на основе гидролизата белка) смеси при незначительных проявлениях аллергии.

СМЕШАННОЕ ВСКАРМЛИВАНИЕ

При недостаточности молока у матери вводят докорм теми же молочными смесями, что и при искусственном вскармливании. Сначала ребёнку дают грудь и только после полного её опорожнения докармливают смесью. С целью сохранения лактации ребёнка прикладывают к груди чаще. Чередование кормлений грудью и смесями нежелательно, так как это приводит к снижению лактации и затруднению переваривания продуктов коровьего молока. Вводить докорм рекомендуют через соску с небольшим отверстием, так как при свободном поступлении докорма из бутылочки ребёнок может отказаться от груди. Как и при искусственном вскармливании, потребность ребёнка в калориях, белках, жирах, углеводах, сроки введения прикорма зависят от вида молочных смесей, используемых при докорме.

Питание детей старше года

У детей после 1 года увеличивается ёмкость желудка, активно функционируют все слюнные железы, развивается жевательный аппарат.

К 2 годам появляются коренные зубы, что позволяет вводить в рацион ребёнка пищу, требующую пережёвывания. Процесс жевания сложен, и не все дети сразу привыкают к твёрдой пище кусочками и хоро- шо жуют, особенно те из них, кто на первом году длительно получал очень жидкую пищу. Для того чтобы приучить ребёнка к процессу жевания, следует постепенно и последовательно включать в его рацион всё более густые блюда. Дифференцировка тканей печени и поджелудочной железы в раннем возрасте ещё не закончена, что требует должного подбора продуктов и их соответствующей кулинарной обработки. В возрасте от 1 до 1,5 лет пищу готовят в протёртом виде, затем постепенно включают блюда с более густой консистенцией. Блюда промышленного изготовления предпочтительнее.

Потребность в белках с возрастом изменяется. Количество белков для детей в возрасте от 1 года до 3 лет должно составлять 3,5- 4 г/кг/сут, от 12 до 15 лет - 2-2,5 г/кг/сут. Отклонения в ту или иную сторону неблагоприятно отражаются на состоянии ребёнка. Недостаток белков в пище приводит к задержке физического и психического развития, снижению иммунитета, нарушению эритропоэза. Избыточное поступление белков с пищей приводит к напряжён- ной работе пищеварительного тракта, повышает интенсивность процессов обмена, увеличивает нагрузку на почки.

Дети нуждаются не только в оптимальном количестве, но и в качественной полноценности белков, поэтому в сбалансированных пищевых рационах необходимо использовать различный по аминокислотному составу белок животного и растительного происхождения. Количество животных белков в пище у детей от 1 до 3 лет должно составлять 75%, от 7 лет и старше - 50%. Широко используют мясо и мясные продукты, которые содержат полноценные белки и жиры, в основном те же сорта, что и у грудных детей (свинина, мясо птицы, кролика, конина). При отсутствии аллергических реакций - телятина, говядина. Детям до 3 лет рекомендуют нежирные сорта рыб - треска, хек, судак, морской окунь.

Жиры покрывают около 40-50% всей энергетической потребности, из них не менее 10-15% должно приходиться на долю растительных жиров, так как жиры, образующиеся в организме из углеводов и белков, как и животный жир, поступающий с пищей, состоят преимущественно из насыщенных жирных кислот. Полиненасыщенные жирные кислоты необходимы для созревания и функционирования центральной нервной системы, повышения иммунитета.

Углеводы выполняют в основном энергетические, в меньшей степени пластические функции. Ими обеспечивается около 55% энергетических затрат.

Для детского питания незаменимы молоко и молочные продукты. На втором году жизни вместо цельного коровьего молока целесооб- разно использовать частично адаптированные молочные смеси или специальное детское молоко, обогащённое витаминами и микроэлементами. Необходимое суточное количество молочных продуктов для детей 1-3 лет - 600 мл, в более старшем возрасте - 500 мл. К молочным продуктам с высоким содержанием белка относят творог и сыр. Детям до 1,5-2 лет сыр лучше давать в протёртом виде.

В набор продуктов для детского питания необходимо включать широкий ассортимент круп (гречневую, рисовую, кукурузную, овсяную, манную). Целесообразно сочетание гречневой крупы (ядрицы) с молоком, так как при этом аминокислотный состав оптимален.

Добавление сахара ко многим видам пищи улучшает её вкус. Сахар - источник углеводов. Однако избыток сахара вреден для детей. Из сладостей лучше рекомендовать варенье, мармелад, печенье, мёд.

Овощи, фрукты, зелень имеют особое значение в питании детей. Большинство плодов и овощей содержит мало белка и незаменимых аминокислот, но при их употреблении значительно лучше усваиваются белки других продуктов. Например, усвояемость белка мяса, хлеба, круп без овощей составляет 70%, а при использовании последних -

85%.

Потребность ребёнка в минеральных веществах и витаминах обычно бывает удовлетворена пищевыми продуктами, если их ассортимент достаточно разнообразен. Вегетарианство, особенно строгое, т.е. с исключением молочных продуктов, заметно ухудшает состав микроэлементов.

Режим питания детей старше года

До 1,5 лет ребёнок питается 4-5 раз в день, а после этого - 4 раза в день. Для сохранения аппетита и лучшего усвоения необходимо соблюдать определённые часы приёма пищи. В промежутках между ними ребёнка не следует подкармливать, особенно сладостями. Если он не может дождаться установленного времени кормления, можно дать несладкие сорта свежих фруктов и овощей. Детям с пониженным аппетитом за 10-15 мин до еды можно выпить 1/4-1/2 стакана простой воды комнатной температуры. Она обладает выраженным сокогонным эффектом.

Важно правильно распределить пищевой рацион по энергетической ценности, учитывая, с одной стороны, необходимую длительность насыщения, с другой - допустимую нагрузку на ЖКТ. В каждое корм-

ление необходимо включать энергетически ценные продукты (яйцо, творог, сыр или мясо), а также содержащие балластные вещества блюда из круп и овощей (табл. 3-3).

У детей дошкольного возраста завтрак должен содержать 25% суточной энергетической ценности и состоять из каши, сваренной на молоке, яйца или сыра, хлеба с маслом, чая или кофе с молоком. Такой завтрак обеспечивает необходимую длительность чувства насыщения, сравнительно лёгкое усвоение и появление аппетита ко времени следующего приёма пищи. На обед приходится 35% суточной энергетической потребности. Рекомендуют супы, мясо или рыбу с гарниром. На ужин и полдник (40% энергетической потребности) включают овощные блюда, творог, молоко, печёные изделия.

Таблица 3-3. Примерное меню для детей от 1 года до 3 лет

Для детей школьного возраста режим питания изменяют с учётом повышенной затраты энергии в первую половину дня. Именно у этих детей наиболее заметны нарушения пищевого статуса - дефицит животных белков, полиненасыщенных жирных кислот, большинства микроэлементов на фоне избыточного поступления животных жиров. Школьники едят мало свежих овощей, фруктов, молочных продуктов (менее 50% нормы). В это же время у детей и подростков в периоде

ускоренного роста и полового созревания повышается потребность организма в основных пищевых ингредиентах. Недостаток белков и микроэлементов приводит к снижению иммунитета, дефициту массы тела, низкорослости, отставанию в учёбе. Дети должны получать дополнительный горячий завтрак в школе. Энергетическую ценность их пищевого рациона в течение дня распределяют следующим образом: первый завтрак - 25%, второй - 20%, обед - 35%, ужин - 20%.

К концу 1-го года жизни ребенок получает уже достаточно разнообразную пищу, причем не только жидкую и кашицеобразную, но и более плотную, требующую некоторого разжевывания. К этому времени переваривающая способность желудочно-кишечного тракта ребенка достигает значительного совершенства, вкусовые восприятия у детей становятся более дифференцированными, у них уже часто появляются свои любимые и нелюбимые блюда.

На основании учета этих моментов и должна строиться диететика ребенка преддошкольного возраста. Пища, получаемая ребенком, должна покрывать всю его калорийную потребность; она должна содержать необходимые для покрытия всех текущих надобностей детского организма количества полноценных белков, жиров и углеводов, должна быть богата витаминами и содержать необходимые для процессов роста и обмена веществ количества воды и солей. Пища детей в возрасте старше 1 года должна давать достаточное количество пищевых шлаков, необходимых для поддержания правильной моторики кишечника.

Путем дальнейшего усложнения меню ребенка, постепенного ограничения жидких и полужидких блюд с заменой их более плотными надо приучать ребенка к тщательному разжевыванию пищи.

Пища ребенка должна быть разнообразна, вкусно приготовлена и подана ребенку в приятном, возбуждающем аппетит виде. Эти моменты имеют исключительно большое значение, так как секреция слюнных и желудочных желез начинается не только при попадании пищи в рот и желудок, но и при виде и запахе пищи, при подготовке к еде и т. д. Это так называемые «психическая слюна» и «психический желудочный сок»; секреция их - закономерное физиологическое явление условно-рефлекторного порядка. придавал громадное значение этому «запальному» желудочному соку, выделяющемуся в первую, рефлекторную, фазу секреции желез желудка. Условнорефлекторная секреция пищеварительных соков оказывает исключительно большое влияние на возникновение «аппетита», желания еды у ребенка и на весь дальнейший процесс переваривания пищи. К сожалению, этот момент часто явно недооценивается детскими врачами и особенно родителями детей.

Питание детей следующих возрастных периодов, не претерпевая существенных изменений, постепенно приближается к питанию взрослых.

Потребность в основных пищевых ингредиентах. С возрастом ребенка абсолютная потребность в белках, жирах и углеводах постепенно возрастает, а относительная потребность в них несколько снижается. В возрасте от 1 года до 4 лет дети должны получать на 1 кг веса тела 3-3,5 г белков, 3,5-4 г жиров и 10-12 г углеводов, что дает за сутки в зависимости от возраста и веса ребенка 30-50 г белков, 45-50 г жиров и 160-180 г углеводов. В дошкольном возрасте (от 4 до 7 лет) ребенку необходимо на 1 кг веса 3,0-3,5 г белков, 3,0 г жиров и 15,5 г углеводов, что составляет за сутки около 65 г белков, 50--55 г жиров и приблизительно до- 275 г углеводов. В школьном возрасте суточная потребность в белках достигает 65-85 г (около 2,5-3,0 г на 1 кг веса), в жирах -55-100 г (около 2,5 г на 1 кг веса) и в углеводах - 350-450 г (10-13 г на 1 кг веса). В период полового созревания снова повышается потребность в белках и жирах.

При питании детей старше 1 года, конечно, также надо обращать внимание не только на количество, но и на качество вводимых основных пищевых ингредиентов и на правильное соотношение (корреляцию) между ними. Из приводимых норм видно, что в пищевом рационе детей раннего возраста соотношение между белками, жирами и углеводами должно приблизительно соответствовать 1:1,2:4, а в дошкольном и школьном возрастах - 1:1,1:6.

Не подлежит сомнению, что даже дети раннего возраста могут развиваться внешне нормально на меньших белковых нагрузках (1,5-2 г белка на 1 кг веса). Это, однако, нельзя считать целесообразным; ребенок должен получать не минимум, а оптимум необходимого ему пищевого белка.

Вводимые белки должны быть качественно полноценными; на практике желательно добиваться, чтобы не менее 50 % даваемых ребенку белков было животного происхождения. Избыток белка, конечно, не только бесполезен, но даже вреден (см. Обмен веществ).

Даваемые детям жиры также должны отличаться полноценностью, определяемой характером входящих в них липоидов и витаминов. К наиболее полноценным пищевым жирам относятся: масло, яичный желток, рыбий жир и ряд других.

Количество жиров в некоторых случаях можно повышать, например в старшем возрасте до 3,5-4,5 г на 1 кг веса. Однако всегда надо помнить, что избыток их легко ведет к столь небезразличному для детского организма сдвигу щелочно-кислотного равновесия в сторону истинного ацидоза. Временно жиры можно заменять изодинамическими количествами углеводов, но длительное и значительное ограничение жиров в пищевом рационе ребенка совершенно недопустимо.

Потребность детей в углеводах в возрасте старше Г года приблизительно на 50% должна покрываться за счет сахара и на 50 % за счет более сложных полисахаридов, декстринов и крахмала, вводимых с мукой, хлебом, овощами, корнеплодами и фруктами. Достаточное введение ребенку овощей и фруктов обеспечивает ему поступление необходимых солей, витаминов и некоторых экстрактивных веществ; с ними же вводится значительное количество растительной клетчатки, дающей пищевые шлаки.

Правильно составленная пища содержит вполне достаточное для ребенка количество минеральных солей, и, наоборот, при однообразном питании легко может возникнуть крайне вредное для детей солевое голодание.

Организм детей нуждается в несколько больших количествах натрия и хлора по сравнению с другими солями, а потому к пище добавляют поваренную соль для обеспечения ее вкусовых качеств, что составляет приблизительно не менее 0,05 г NaCl на 1 кг веса ребенка.

В правильно составленном суточном пищевом рационе ребенка всегда должно быть некоторое преобладание щелочных радикалов над кислотными, что и надо принимать во внимание при составлении детского меню.

Относительно высокая, хотя с каждым годом жизни постепенно снижающаяся, потребность детей в воде должна полностью покрываться вводимой пищей и дополнительным питьем.

Калорийная потребность. Абсолютная калорийная потребность детей с возрастом увеличивается, относительная - уменьшается (таблица 22).

Таблица 22. Калорийная потребность детей

Из таблицы 22 видно, что приблизительно 10% калорий, получаемых детьми всех возрастов, должно покрываться за счет белков; количество калорий, покрываемых за счет жиров, с возрастом понижается, аза счет углеводов - нарастает. При составлении детского пайка надо иметь в виду, что приблизительно 10-15% пищевых калорий не усваивается, что и надо учитывать при подсчетах, если содержание белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах выражено не нетто, а брутто.

Число кормлений . Для детей в возрасте до 1,5 лет наиболее целесообразно сохранить 5-кратное кормление, но, конечно, настаивать на этом не следует, если ребенок сам проявляет тенденцию к переходу на 4 кормления в сутки. Дети старше 1,5 лет, как правило, получают пищу 4 раза в день. Горячую пищу, ребенок должен получать не менее 2 раза в сутки. Часы приема пищи ребенка видоизменяются в зависимости от индивидуальных особенностей как самого ребенка, так и режима дня.

Распределение пайка по отдельным приемам пищи должно приблизительно соответствовать следующим соотношениям:

В заключение необходимо остановиться на применении в детском питании некоторых пищевых веществ (яиц, мяса, овощей и т. д.).

Яйца являются ценным пищевым продуктом. Применение их в умеренном количестве вполне целесообразно и, безусловно, желательно; злоупотребление, безусловно, вредно. Детям до 1,5 лет следует давать только желтки - не более одного в день; дети от 1,5 до 2,5 лет могут получать и цельные яйца, по одному через день, а после 2,5 лет и ежедневно.

Детям с явлениями экссудативного и нервно-артритического диатезов цельных яиц давать не следует; назначение одних желтков в большинстве случаев оказывается возможным, если они не вызывают у детей усиления или выявления кожных явлений.

Молоко . Количество молока в суточном пищевом рационе детей в возрасте от 1 до 1,5 лет не должно превышать 600- 700 мл, от 1,5 до 2,5 лет -500-600 мл, у более старших детей - 500 мл.

Мясо также должно сравнительно широко применяться в питании детей. В возрасте от 1 до 1,5 лет дети должны получать мясо 3-4 раза в неделю в количестве 30-40 г на прием; наиболее удобной формой применения мяса в этом возрасте является мясной фарш и фрикадельки; детям, имеющим не менее 4-5 зубов и умеющим сравнительно хорошо жевать, можно назначать и котлеты. Детям в возрасте от 1,5 до 2,5 лет количество мяса может, быть увеличено до 40-50 г на прием, а число мясных дней доведено до 4-5 в неделю. В возрасте от 2,5 до 3 лет мясо можно давать уже в более разнообразном, главным образом поджаренном виде; количество его постепенно увеличивается; в возрасте до 4 лет оно не должно превышать 50-60 г, а к пубертатному периоду может достигнуть 100-150 г. Вполне целесообразно в пищевом режиме детей и этих возрастов устраивать
5-6 раз в месяц вегетарианские дни.

В пище ребенка могут быть использованы различные сорта мяса - белое, воловье, нежирная свинина, дичь и т. д. Баранину детям до 2,5-3 лет лучше не давать. С мясом надо сочетать назначение детям достаточных количеств овощей; значительное содержание в них неорганических оснований должно обеспечивать нейтрализацию кислотных продуктов белкового обмена. Детям нервно-артритической конституции количество даваемого мяса надо ограничивать.

Супы могут и должны применяться в диете детей. Это блюдо богато солями и экстрактивными веществами, полезное действие которых бесспорно; кроме того, с супами часто удается ввести детям овощи, от которых в другом виде они иногда упорно отказываются.

Детям от 1 года до 1,5 лет супы должны назначаться не чаще 3-4 раз в неделю; в возрасте от 1,5 до 4 лет - не чаще 4- 5 раз, а старшим целесообразно давать суп ежедневно 1 раз. Количество даваемого супа не должно превышать 200-250 мл на прием. Злоупотребление супами, конечно, вредно.

Хлеб и булка - крайне ценные в питательном отношении и, безусловно, необходимые в повседневном рационе детей пищевые продукты. Совершенно недопустимо употребление детьми этих продуктов в неограниченном количестве; содержание в них основных пищевых ингредиентов и калорийность должны учитываться в общем пайке ребенка. Это в равной мере относится и к различным видам печенья, сухарей, булочек и т. д. Детям от 1 года до 1,5 лет дается только белый хлеб; можно давать и корочку черного хлеба. После 1,5 лет дети получают черный и белый хлеб: до 4 лет - около 50-75 г черного и 100-150 г белого хлеба; старшим детям общее количество хлеба можно повысить до 400-500 г в день, но в большинстве случаев при правильно и разнообразно составленной диете достаточно бывает 250-350 г.

Зеленые овощи, корнеплоды, фрукты, ягоды и т. д. надо использовать при составлении рациональной диеты детей; эти пищевые вещества богаты солями и витаминами, дают значительное количество пищевых шлаков, не способствуют развитию бродильных и гнилостных процессов в кишечнике; все эти моменты имеют громадное значение для правильного функционирования детского кишечника.

Ветчину, колбасы, сыры (неострые), селедку, икру и другие умеренно острые пищевые продукты можно давать детям после 1,5 лет. Очень острые закуски и соусы, большое количество пряностей и сладостей, алкогольные напитки, крепкий чай и крепкий натуральный кофе детям давать не следует.

Хорошие конфеты, фруктовые и прочие мармелады, сливочные ирисы и тянучки, леденцы и т. д. детям давать можно. Шоколад и какао несколько возбуждают нервную систему; они противопоказаны детям раннего возраста, у детей нервно-артритической конституции часто вызывают кожные сыпи. Старшие дети в умеренном количестве могут получать и шоколад, и какао.

Сложно оспорить утверждение, что основа здоровья любого ребенка, это правильное и сбалансированное питание. Однако, пищевой рацион для детей разных возрастных групп существенно отличается. Соответствующим возрасту ребенка питанием можно считать то, которое обеспечивает его здоровый рост и развитие, и при этом предотвращает детское ожирение.

Коровье молоко не рекомендуется для детей в возрасте до 1 года. В течение первых 4-6 месяцев жизни младенцы для удовлетворения всех своих потребностей в продуктах питания и витаминах должны пить только грудное молоко или, в крайнем случае, специальные молочные смеси, предназначенные для детского питания, или изготовляемые на молочных кухнях.

Молочные смеси по составу в какой-то мере напоминают грудное материнское молоко. Тем не менее, существуют значительные различия в состоянии здоровья между кормлением из бутылки и грудным вскармливанием младенцев.

Грудное молоко - живой материал, содержащий живые белые клетки крови и иммунных веществ и динамический, питательный источник, который имеет потенциал каждый день удовлетворять индивидуальные потребности растущего ребенка.

Смеси же более питательны, но они не содержат живые белые клетки, пищеварительные ферменты или иммунные факторы. Однако рецепты формулы от производителей постоянно обновляются, поскольку они должны соответствовать новым исследованиям детского питания.

Менее адаптированные смеси, «казеиновые формулы», изготовлены на основе коровьего молока, в котором основной белок - казеин. Их можно давать малышам, склонным к срыгиваниям. Эти смеси более сытные, поэтому они полезны маленьким детям, которые не могут выдерживать перерывов между кормлениями. Частично адаптированные смеси полезнее использовать со 2-3-го месяца жизни. Их состав относительно приближен к составу грудного молока. А так называемые «последующие формулы» предназначены для вскармливания детей старше 5-6 месяцев. Их энергетическая ценность выше, согласно потребностям детей этого возраста.

Если новорожденный находится грудном вскармливании, то может потребоваться кормить его 8-12 раз в день (каждые 2-4 часа) или по его требованию. К 4 месяцам ребенок может питаться грудным молоком уже до 4-6 раз в день, однако количество грудного молока, потребляемого при каждом кормлении, будет увеличиваться.

Молочных смесей новорожденным, возможно, потребуется съедать около 6-8 раз в день. Как и с грудным вскармливанием, число кормлений уменьшается, когда ребенок становится старше, но количество смеси при каждом кормлении увеличивается.

Никогда нельзя давать мед грудным детям, поскольку он может содержать споры, которые вызывают ботулизм. Иммунная система младенца еще не полностью сформирована, чтобы отразить возможные атаки этой болезни.

Хотя ребенок может спать всю ночь, может потребоваться будить егодля кормления, если ребенок не ест достаточно в течение дня или если у него недостаточный вес.

Плановые осмотры ребенка врачом, чтобы контролировать рост и здоровое развитие ребенка, могут гарантировать, что он будет питаться адекватно и соответственно своему возрасту в течение дня. Врач или диетолог должен сообщить родителям, рекомендуются ли просыпания по ночам для кормления их малыша.

Питание ребенка в 4-6 месяцев

В 4-6-месячном возрасте ребенок по-прежнему должен питатьсяили грудным молоком, или молчной смесью, но он уже готов начать переход к твердой пище. Слишком раннее введение прикорма может привести к тому, что младенец может задыхаться, если они физически к этому не готов.

Существует несколько этапов развития ребенка, которые могут указать на то, готов ли он есть твердую пищу:

Вес удвоился по сравнению с тем, что был при рождении;
- ребенок имеет хорошую фиксацию головы и шеи;
- ребенок, с некоторой поддержкой, может сидеть;
- ребенок может стать полнее, может поворачивать голову в стороны или может сам открывать рот;
- ребенок начинает проявлять интерес к нормальной еде, когда другие едят.

Рекомендуем родителям малышей постепенно начинать прикорм твердой пищей с железосодержащих, укрепляющих ребенка, рисовых хлопьев, смешанных с грудным молоком или формулой в разумной консистенции. Зерновые могут быть смешаны с густой консистенцией формулы, когда ребенок научится контролировать попадание пищи в рот.

Первоначально нужно давать зерновые 2 раза в день. В порции должны быть 1 или 2 столовые ложки сухой смеси, смешанной с формулой или грудным молоком. Постепенно можно увеличивать до 3 или 4 столовых ложек овсяных хлопьев.

Зерновые не следует держать в бутылке, если врач или диетолог не рекомендуют готовое питание снова ставить в холодильник.
Как только для ребенка станет обычным съедать рисовую кашу, родитель может ввести в его рацион питания и другие обогащенные железом каши быстрого приготовления. Однако желательно готовить один вид зерновых в неделю, чтобы можно было проследить за возможной непереносимостью той или иной крупы или аллергией от них.

Никогда не следует укладывать ребенка спать с бутылкой, так как в результате это может привести к кариесу. Используйте простую воду, если бутылка необходима. Нужно обсудить использование воды с врачом (в некоторых случаях использование избытка воды может привести к судорогам у детей).

Питание ребенка в 6-8 месяцев

Рекомендуем продолжить давать ребенку грудное молоко или смесь 3-5 раз в день. Коровье молоко не рекомендуется для детей возрастом до 1 года. Ребенок начнет пить меньше смесей или грудного молока, как только твердая пища станет основным источником его питания.

После того, как ребенок попробовал множество различных детских зерновых, советуем попробовать давать ему разные фрукты и вареные или пареные овощи. Их нужно давать по одному, с перерывами в 2-3 дня между ними, чтобы проверить возможное наличие аллергической реакции. Начните с простых овощей – таких, как зеленый горошек, картофель, морковь, сладкий картофель, кабачки, фасоль, свекла, а также с таких простых фруктов, как бананы, яблоки (яблочное пюре), абрикосы, груши, персики и дыни.

Давайте ребенку фрукты и овощи по 2-3 ст.л. около 4 раз в день. Количество фруктов и овощей, съедаемых в день ребенком, будет варьироваться между 2 столовыми ложками и 2 чашками - в зависимости от размера и веса ребенка и того, насколько хорошо ребенок ест фрукты и овощи. Консистенция предлагаемых ребенку продуктов постепенно может быть увеличена, если ребенок хорошо это переносит.

Ребенку могут быть предложены твердые продукты в небольших количествах, но не нужно давать ему такие продукты, как куски или ломтики свежих яблок, виноград, хот-доги, сосиски, арахисовое масло, попкорн, чипсы, орехи, семена, круглые конфеты и жесткие куски сырых овощей, которые могут вызвать у ребенка удушье.

Мягкие вареные овощи, вымытые и очищенные фрукты, мягкие крекеры, лапша (не искусственная) - хорошие продукты. Соленые или очень сладкие продукты не рекомендуются. Можно также давать в этот период для прорезывания зубов - хлебные тосты, несоленые крекеры, рогалики, не слишком твердые сухари и печенье.

Грудное молоко или молочная смесь должны быть предложены 3-4 раза в день в этом возрасте. В 8-12 месяцев ребенок будет готов попробовать молотое или мелко нарезанное вареное мясо.

При грудном вскармливании мясо можно начать давать ребенку в возрасте 8 месяцев (грудное молоко не является богатым источником железа, но дети имеют нормальные запасы железа до 8-месячного возраста, а уже тогда им могут быть даны богатые железом продукты - такие, как мясо).

Как и другие продукты, можно предлагать ребенку не более 1 нового вида мяса в неделю. Порция - 3-4 столовые ложки. Можно использовать тонко молотое мясо, сосиски или вареную колбасу хорошего качества.

Размер порций фруктов и овощей возрастает от 2-3 до 3-4 столовых ложек (это порция, которая дается четыре раза в день).

Яйца могут быть даны 3-4 раза в неделю, но только желтки, так как некоторые дети до 1 года отрицательно чувствительны к яичным белкам.

Питание ребенка после 1 года

В возрасте 1 года большинство детей еще пьют с бутылки. Если ребенок по-прежнему использует бутылку, в ней должна быть только вода.

После того, как ребенку исполнится 1 год, цельное коровье или козье молоко может заменить грудное молоко или формулу. Детям в возрасте до 2 лет не следует давать обезжиренное молоко (2%-е или 1%-е), поскольку им нужны дополнительные калории от жира для обеспечения нормального роста и развития.

Детям в возрасте от 1 года не следует давать цельное молоко, если у них низкие показатели крови. Однако сыр, творог и йогурт могут быть даны им в небольших количествах.

Годовалый ребенок должен получать большую часть своего питания от мяса, фруктов, овощей, хлеба, зерновых и молочной группы, особенно от цельного молока.

Предоставление ребенку различных продуктов поможет обеспечить достаточное количество витаминов и минералов. Малыши растут не так быстро, поэтому их потребности в питании в течение второго года жизни относительно меньше их размера. Хотя они по-прежнему набирают вес, он больше не удваивается.

Однако нужно иметь в виду, что малыши становятся все более и более активными, когда они учатся ползать и ходить. Малыши и маленькие дети, как правило, едят только небольшое количество за один раз, но часто (6-7 раз) в течение дня, так что перекусывать им настоятельно рекомендуется.

Кормление твердой пищей рано утром не рекомендуется, так как может привести к перекармливанию ребенка. Предложите ребенку только одно новое блюдо за один раз. Предлагайте новые продукты в течение нескольких дней. Внимательно следите за возможной аллергической реакцией на тот или иной продукт (крапивница, рвота, диарея).
Если ребенок не любит новую пищу, попробуйте дать ему ее еще раз позже.

Безопасность во время приема пищи. Это важно!

Кормите ребенка непосредственно из банки только в том случае, если вы используете все ее содержимое. В противном случае употребляйте чистую посуду, чтобы предотвратить загрязнение и болезни у ребенка пищевого происхождения.

Открытые коробки с детским питанием должны быть прикрыты и храниться в холодильнике не более чем 2 дня.

Используйте маленькую ложку, чтобы кормить ребенка.

Избегайте любых продуктов, которые могут вызвать у ребенка удушье - попкорн, орехи, чипсы, ядра кукурузы, ягоды, виноград, хот-доги, сырые овощи, изюм, сухие крупы и т.д.

Между кормлениями нужно периодически давать ребенку пить воду.

Кормить маленького ребенка конфетами или давать ему подслащенные напитки не рекомендуется, потому что они будут портить аппетит, желудок и могут способствовать разрушению зубов. Соль, сахар и сильные специи также не рекомендуются.

Питание детей старшего возраста и подростков

Для ребенка подросткового возраста важно, чтобы диета включала в себя разнообразные продукты для здорового развития. Принципы питания применяются к диете ребенка, а также взрослого, хотя размеры и количество порций в день, очевидно, для детей будут меньше.

Для детей старше 2-х лет рекомендуется диета с умеренно низким содержанием жиров, так как диета с высоким содержанием жиров может способствовать болезни сердца, ожирению и другим проблемам со здоровьем в их дальнейшей жизни. Диета, которая содержит разнообразные виды из каждой группы пищевых продуктов (хлеба и зерновых, мяса и мясных продуктов, фруктов, овощей, молочных продуктов) поможет предотвратить недостатки питательных веществ у детей.

Рекомендуется здоровым детям получать все необходимые им питательные вещества из пищи, а не из витаминных добавок.
Питательные вещества, которые, скорее всего, имеются в дефиците в рационе ребенка, это: кальций, железо, витамин С, витамин А, витамин В6 и фолиевая кислота. Не советуем дополнительного добавления всего этого для нормальных и здоровых детей. Тем не менее, нет существенного риска, если родитель хочет дать своему ребенку стандартные педиатрические поливитамины высокого качества, от проверенных производителей.

Дети, которые потребляют мало или вообще не потребляют молочные продукты, подвергаются особому риску дефицита кальция, что может помешать росту их костей и общему развитию организма. Пищевые продукты, которые являются хорошими источниками кальция, включают: обезжиренное молоко, йогурт, сыры. Также источником кальция в рационе служат такие продукты, как брокколи, зелень, консервированный лосось с костями. Однако часто трудно заставить детей употреблять достаточное количество этих продуктов.

Требования варьируются в зависимости от возраста ребенка, темпов его роста, запасов железа в его организме, увеличения объема крови и скорости усваивания полезных веществ из пищевых источников.

У девочек-подростков будет увеличиваться потребность в железе из-за менструальных потерь. Пищевые источники железа включают: мясо, особенно говяжью печень, некоторые виды рыбы, птицу, обогащенные железом зерновые, обогащенный железом фабричный формовой хлеб, шпинат, зеленые яблоки, сушеные бобы и горох.

Родителей беспокоят вопросы «Сколько и как часто должен есть малыш?», то на втором году приходится ежедневно решать непростую задачу: чем накормить, чтобы было и полезно, и приучало к взрослой пище?

Какие продукты нужны ребенку

Молочные продукты

В питании детей в возрасте старше года по-прежнему большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам , которые должны входить в их рацион ежедневно. Дети, находящиеся на естественном вскармливании еще до 18 месяцев получают материнское молоко. Молоко же в натуральном виде лучше всего давать ребенку в виде кисломолочных продуктов желательно предназначенных для детского питания (кефир, биокефир, ряженка и др.). С 1 года можно использовать детские йогурты. Кроме того, ребенок должен получать цельное детское молоко в составе различных блюд – молочных каш, запеканок, кофейного напитка, чая с молоком. Наряду с цельным молоком можно использовать специализированные молочные напитки – это сухие молочные смеси для детей старше года.
Очень полезен творог , как источник биологически ценного и легко усвояемого белка, а также кальция. При этом ребенку лучше всего давать творог для детского питания.
Обязательными в рационе являются и неострые сорта сыра — 5-10 г в протертом виде или кусочками.
Сметану детям раннего возраста следует давать только в составе других блюд и не чаще, чем 2–4 раза в неделю.

Мясо и рыба

Как и на первом году жизни, в рацион ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет включается ежедневно мясо , как основной белковый компонент. Дети этого возраста из мясных продуктов могут получать говядину и телятину, нежирную свинину, баранину, мясо кролика, кур, цыплят, индейки, конину, различные субпродукты. Преобладать в рационе должны блюда из птицы и говядины, так как имеют более низкую долю жира. Детям старше 1,5 лет можно вводить в рацион колбасные изделия – сосиски, сардельки, нежирные колбасы, специализированные для детского питания, но не чаще 1-2 раз в неделю.
Полезна также рыба , белки которой легче перевариваются, чем белки мяса, а жиры содержат больше витамина А, и особые важные для детского организма жирные кислоты (омега-3). Морская рыба содержит большое количество йода. Для детей раннего возраста можно приготовить хека, треску, минтай, судака, окунь, лосось. Можно использовать рыбу в отварном виде, а также в виде котлет, тефтелей, биточков 1-2 раза в неделю. Нежелательны копченые виды рыб и рыбные консервы (кроме специализированных консервов для детского питания).
Икру следует рассматривать как деликатесный продукт, который рекомендуется употреблять в ограниченном количестве (не более 10-20 г) и не чаще 1-2 раз в неделю.
То же относится к соленым деликатесным рыбам, которые помимо соли, содержат также значительное количество жира.

Яйца

Все пищевые вещества яиц (белок, лецитин, витамины А и В12, бета-каротин) быстро и полностью всасываются в желудочно-кишечном тракте. Яйца целесообразно включать в рацион 2-3 раза в неделю по 1 яйцу в день. Их используют при приготовлении омлета, запеканок и салатов. Сырые яйца давать детям нельзя, так как в них содержится овидин – вещество, вредно влияющее на обмен витаминов.

Масло

Из жировых продуктов детям раннего возраста рекомендуется сливочное масло и различные растительные масла. Лучше всего их использовать в натуральном виде – сливочное масло давать с бутербродами или (как и растительное) добавлять в готовые блюда (каши, овощи, салаты, винегреты). Готовить блюда следует на растительном масле.

Крупа и хлеб

Крупы являются источниками растительного белка, многих витаминов и минеральных веществ. Особенно полезны детям гречневая и овсяная крупы, более богатые витаминами и железом. Макаронные изделия желательно давать реже, так как биологическая ценность их незначительна, а содержание углеводов высокое, поэтому их особенно важно ограничивать в питании детей с избыточной массой тела.
Хлеб входит в ежедневный набор рекомендуемых ребенку продуктов. В питании детей от 1 года до 1,5 лет чаще используется белый хлеб. Он более легко переваривается и усваивается, и дети этого возраста лучше его едят. Вместе с тем следует отметить, что в небольшом количестве им можно давать и ржаной хлеб, который содержит больше белка, витаминов группы В и пищевых волокон, благотворно влияющих на процессы пищеварения.

Сахар

В рацион ребенка в качестве чисто углеводного компонента входит сахар (не более 40 г в день) и сладости (мед, варенье, печенье, пастила, зефир, мармелад и др. – 20-40 г в день).

Овощи, фрукты и ягоды

Очень полезны для детей любого возраста, особенно раннего. Хотя в них мало белка и жира, но они содержат большое количество углеводов, широкий набор минеральных веществ (калий, железо, медь, магний, фосфор и др.), богаты витаминами, в том числе витаминами С, группы В, РР, бета-каротином. Кроме того, овощи, фрукты и ягоды богаты органическими кислотами, пектином, пищевыми волокнами, благотворно действующими на процессы пищеварения и обмена веществ. При использовании овощей и фруктов в значительной степени улучшается усвояемость белков и жиров.
Детям раннего возраста полезно включать в рацион различные фруктовые, ягодные и овощные соки, а также настой шиповника (до 100–150 мл в сутки) в качестве питья или третьего блюда.
Рекомендуется также широко использовать различные специализированные овощные и фруктовые консервы для детского питания, а также свежезамороженные фрукты и овощи, в которых хорошо сохраняются витамины.

Режим питания

В организации питания ребенка любого возраста большое значение имеет соблюдение правильного режима питания. Благодаря этому у ребенка вырабатывается условный пищевой рефлекс на конкретное время, что обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, достаточную выработку пищеварительных соков, хорошее переваривание и усвоение пищи. Это также способствует лучшему аппетиту. Отклонения от установленного времени кормления не должны превышать 15–20 минут. В промежутках между кормлениями ребенку недопустимо давать какое-либо питание, в том числе фрукты, соки, молочные продукты и, особенно, разные сладости, так как это приводит к снижению аппетита и в очередной прием пищи ребенок может отказаться от более полезных блюд. При беспорядочном питании этот рефлекс угасает, выработка пищеварительных соков снижается, и пища усваивается хуже.
Поэтому для детей в возрасте от 1 года до 3 лет рекомендуется режим с 4-5-разовым приемом пищи с интервалами между кормлениями в 3,5–4 часа.
При построении рациона питания ребенка очень важно следить за правильным распределением продуктов в течение суток. Блюда из мяса, рыбы, яиц лучше давать ребенку в первую половину дня – на завтрак и обед. На ужин лучше приготовить молочно-растительную пищу, которая легче переваривается, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются и «тяжелая» белковая пища плохо усваивается, что иногда приводит к нарушению сна ребенка.

Количество пищи

Суточное количество пищи для детей в возрасте до 1,5 лет в среднем должно составлять от 1000 до 1200 г (питье в данный объем не включается).
Детям в возрасте от 1,5 до 3 лет объем пищи увеличивается до 1300–1500 г в сутки. Превышение этих объемов приводит к снижению аппетита, и, наоборот, уменьшение – к недоеданию. Объем каждой порции пищи также зависит от возраста ребенка.

Плавный переход

Детям до 1,5 лет показана протертая пища, мелко и крупноизмельченные протертые супы, каши, салаты, пюре. Овощи и фрукты для салатов натирают на мелкой терке. Мясо и рыбу готовят в виде суфле, тефтелей, паровых котлет. Рекомендовано отваривание, запекание и приготовление на пару.
Для детей старше 1,5 лет протертую пищу следует постепенно заменять более плотной, требующей жевания. Можно готовить различные крупяные и овощные запеканки, а овощи в вареном и тушеном виде нарезать мелкими кусочками. Салаты готовят из мелко нашинкованных и мелко нарезанных сырых и вареных овощей, заправленных растительным маслом. Мясо дают в виде паровых слегка обжаренных котлет, биточков или мелко нарезанного рагу, можно дать кусочек курицы. Рыбу, предварительно освобожденную от костей, можно давать не только вареную, но и жареную. Свежие фрукты следует очищать от кожицы и косточек и нарезать кусочками.
Таким образом, к трем годам ребенок почти полностью переходит на общий стол. Важно только помнить, что ему не следует давать слишком острую и пряную пищу, а также различные приправы – горчицу, хрен, острые соусы. В то же время очень полезны соленые огурцы, квашеная капуста, соленые помидоры, рубленая сельдь, но, конечно, в умеренном количестве.

Я сам!

Очень важно приучать ребенка самостоятельно употреблять пищу. Предложите годовалому малышу воспользоваться столовыми приборами (ложка, вилка). Пусть вас не пугает то, что большая часть пищи не попадет в рот, зато ребенок начнет активно осваивать новые премудрости.
Замечательно, если получится хотя бы 1-2 раза в день совместить детский прием пищи с трапезой остальных членов семьи. Это послужит ребенку наглядным и полезным уроком.
Также необходимо обучать ребенка и гигиеническим навыкам: кушать аккуратно, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, не отвлекаться во время еды.

Примерный набор продуктов для детей от 1,5 до 3 лет

Хлеб пшеничный 75 г
Хлеб ржаной 30 г
Крупы, макаронные изделия, бобовые 35 г
Картофель 210 г
Овощи разные 260 г
Фрукты свежие 150 г
Фрукты сухие 6 г
Кондитерские изделия 15 г
Масло сливочное 23 г
Масло растительное 10 г
Яйцо (штук) 0,5 г
Молоко, кефир 450 мл
Творог 50 г
Сметана 7 г
Мясо, птица 100 г
Рыба-филе 33 г
Сахар 45 г



Рассказать друзьям