Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №9 г. Пикалево
Проект «Новый год у ворот!»
подготовительная группа
Яковлева Т.В.-воспитатель высшей категории
Лаукканен Е.В.-воспитатель первой категории
декабрь – 2014 г.
тип проекта – исследовательско – творческий
Возраст детей - 6-7 лет
Направление проекта – поисково-творческий
Цель проекта: создание условий для формирования представлений о Новом годе как веселом и добром празднике и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Новый год у ворот», повышение эффективности детско-родительских отношений.
Задачи проекта:
Формировать навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней елки;
формирование у детей представления о новогодних обычаях и традициях россиян и народов мира;
познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении;
продолжать учить рисовать красками, смешивать цвета;
научить детей выполнять аппликацию из разных материалов, правильно работать с ножницами и клеем, бумагой, пластилином; совершенствовать технику вырезания; продолжать изготавливать поделки методом «оригами», развивать аккуратность и собранность, творческие способности;
развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу, творческое воображение во время придумывания различных рассказов, сказок, стишков на новогоднюю тематику;
воспитывать бережное отношение к ели.
Предполагаемый результат
У детей сформированы навыки поисковой деятельности по изучению истории появления новогодней елки, о новогодних традициях в России и в разных странах мира. Детьми освоены навыки безопасного поведения во время украшения новогодней елки, умеют рисовать, лепить из пластилина и выполнять аппликацию, сгибают бумагу в разных направлениях, сочиняют небольшие новогодние истории, воспитания бережного отношения к ели.
Этапы реализации проекта
1. Организационный этап – включает в себя изучение научно–методической литературы по теме
2. Этап практических действий:
Разработка проекта для подготовительной группы,
Создание предметно – развивающей среды для ознакомления детей с историей возникновения нового года в России и разных странах мира.
Внесение в группу игрушечных Деда мороза и Снегурочки.
Подбор детской художественной литературы на новогоднюю тематику.
Выполнение работ по изодеятельности.
Разработка перспективного плана, занятий, экскурсий, бесед, викторин.
3. Заключительный этап:
Презентация проекта.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАЗДНИКОМ «НОВЫЙ ГОД»
- СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МОДЕЛЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАЗДНИКОМ
«НОВЫЙ ГОД»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Для реализации проекта был разработан перспективный план по ознакомлению с праздником «Новый год»
Перспективный план по ознакомлению детей с праздником «Новый год»
№ п/п | Цель |
|
Беседа «Новый год» Легенды о появлении новогодней елки | Продолжать знакомить детей с историей возникновения праздника «Новый год», с легендами о появлении новогодней елки, с его героями- Дедом Морозом и Снегурочкой |
|
Беседа «Вотчина Деда Мороза». Составление письма Деду Морозу | Дать понятие, что такое-вотчина Деда Мороза, учить детей составлять письмо Деду морозу |
|
Беседа «Чем опасен сильный мороз», «Опасные ситуации во время катания на коньках по льду реки, с горки на санках» | Закрепить с детьми правила безопасного поведения в зимнее время года. |
|
Беседа «Елочные гирлянды -красиво, но небезопасно | Познакомить детей с правилами украшения елки, расширять сведения детей о предметах, опасных в противопожарном отношении |
|
Оформление группы., развешивание гирлянд, мишуры, детских поделок, снежинок и др. | Учить детей создавать предпраздничную атмосферу в группе |
|
П/И «Мороз Красный нос», «Два Мороза» | ||
«Зимние забавы»: метание снежков в снежную корзину, катание на санках, с горки на ледянках, спортивная игра «Хоккей» | Развивать координацию речи с движением, общие речевые и двигательные навыки |
|
Исследовательская деятельность. Предметный мир «Украсим елку» | Совершенствовать умение детей обследовать елочные игрушки, рассказывать об игрушке |
|
Д/И «Какая елочка» | Учить детей подбирать определения к слову «елочка» |
|
Цикл наблюдений за елью | Учить находить отличие ели от других деревьев, определять, сколько лет елке, как чувствует себя сломанная елка, чем елка на участке отличается от искусственной. |
|
Д/И «Да – нет»(елочные украшения), «Что растет на елке?», «Нарядим елочку» | Развивать внимание, память, логическое мышление |
|
Д/И «Дед Мороз» | Развивать воображение детей |
|
Рассматривание иллюстраций, открыток сказочных дворцов, таблиц с изображением старинных окон, крыш, узоров | Предварительная работа по изображению сказочных дворцов |
|
Рассматривание иллюстраций о проведении новогодних праздников | Развивать коммуникативные навыки детей |
|
Пальчиковые игры «На елке», «Перед нами елочка», «Дед Мороз» | Развивать мелкую моторику и речь детей |
|
Сюжетно-ролевая игра «Семья готовится к встрече Нового года» | Развивать новые игровые сюжеты: украшение елочки в кукольном уголке, нарядить кукол в карнавальные костюмы |
|
Сюжетно-ролевая игра «Магазин новогодних игрушек, подарков» | Развивать новые игровые сюжеты: продажа елочных украшений, подарков друзьям, родным. |
|
Совершенствовать двигательные умения и навыки, Развивать ловкость, быстроту реакции | Учить детей внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы по содержанию |
|
Гимнастика для глаз «Елочка» | Профилактика близорукости |
|
Массаж биологически активных зон «Ели на опушке» | Укрепление здоровья детей |
|
Утренняя гимнастика «Зверюшки на елке» | Укрепление здоровья детей |
|
Экспериментирование.Опыт «Что быстрее растает снег или лед», «Цветные льдинки», «Превращение воды в лед» | Развивать наблюдательность, умение исследовать объект, находить причинно-следственные связи |
|
Лепка «Елочка», Пластилиновые картины на тему «Новый год». | Учить детей лепить елочку модульным способом, шарики расплющивать в диски по определенному размеру, накладывать диски поочередно. Добиваться выразительной формы. |
|
Лепка «Дед Мороз спешит на елку». Конструирование «Снеговик». | Учить детей лепить из целого куска, украшать детали одежды. Развивать творчество детей, эстетический вкус, аккуратность. |
|
Аппликация «В лесу родилась елочка» методом «оригами», «Денежное дерево», «Дед мороз». | Учить детей складывать бумагу в разных направлениях, составлять сюжетную композицию из элементов, сложенных методом «оригами», развивать мелкую моторику рук. |
|
Чтение сказок «Снежная королева», «Снегурочка», «12 месяцев», «Морозко», «Госпожа Метелица», В.Даль «Девочка-снегурочка» | Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения, оценивать поступки героев |
|
Чтение стихов о Новом годе, елке: С. Михалков «В снегу стояла елочка», Г.Х. Андерсен «Ель», С.Маршак «песня о елке», К.Чуковский «Елка», С.Маршак «12 месяцев»,Е.Трутнева «С Новым годом!», Е.Тараховская «Новый год», Прейсен Альф «Веселый Новый год», С.Дрожжин «Дедушка Мороз», З.Александрова «Дед Мороз», р.н.сказка «Дети Деда Мороза».Н.А.Некрасов«Мороз-воевода», И.Черницкая «Кто такой ДедМороз», | Учить детей эмоционально воспринимать художественные произведения, |
|
Слушание музыкальных произведений «Новогодняя полька» А.Александрова, П.И.Чайковский «Щелкунчик», «Во сыром бору елочка» | Учить воспринимать и различать смену темпов музыки |
|
Работа с бисером. Плетение: снеговик,дед мороз,снегурочка, елочка,рождественский ангел. | Развитие мелкой моторики у детей. |
Историческая справка:
Новый год празднуется во всех странах мира. Традиция празднования Нового Года вообще, и 1 января в частности, имеет очень давнюю историю, и связана она с именем первого римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой, или точкой отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания Рима, и началом года считалось 1 марта. Вместо него затем за календарную эпоху принято 1-е января, время вступления в должность первых должностных лиц Римского государства – двух консулов, республиканских царей Рима. Все граждане Рима привыкли получать подарки 1 января от вступающих в должность консулов, не жалевших для этого денег. Сам Цезарь едва не разорился, оплатив небывалые до тех пор празднества.
Новогодняя ель имеет несколько легенд о ее появлении. Так, по христианской легенде ель пришла на свет Вифлеемской звезды, но стеснялась подойти к младенцу, т.к. у нее не было даров. И тогда растения поделились с елью своими дарами. С тех пор каждый год ко дню рождения Христа ель наряжается.
Актуальность:
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателями и детьми в подготовительной и старшей группе, и рассматривания картинок выяснилось, что дети с трудом отличают нашего Деда Мороза от Санта Клауса, и их знания о Деде Морозе поверхностны. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этих персонажах, а также определить, какие же подарки Дед Мороз носил родителям, когда они были детьми и сравнить, изменилось ли что-либо за столько лет. По общему мнению, Новый год – это счастье.
Ход исследования.
В декабре беседовали с детьми о признаках зимы и о зимних праздниках. В результате выяснилось, что большинство детей с нетерпением ждут Нового Года. Все хотели украшать елку, выступать на утреннике, устраивать фейерверки с родителями и, конечно же, ждали Деда Мороза. Новый Год и каникулы они назвали самой счастливой порой.
Но что такое Новый Год и почему приходит Дед Мороз – никто не знал. Когда детям были предложены картинки с изображением Деда Мороза и Санта-Клауса, многие не смогли дать четких ответов, один и тот же это персонаж или абсолютно разные. Так же никто не дал ответа, где живет Дед Мороз.
Поэтому была проведена исследовательская работа:
Дети спрашивали дома у родителей и делились информацией о Новом Годе.
Краткосрочный творческий проект «Новый год»
Составитель: Воспитатели – Салахова А. А., Завьялова Е.
Вид, тип проекта: краткосрочный, совместный, творческий.
Игровая мотивация: создание праздничного настроения.
Участники проекта: Дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта: с 01. 12. По 31. 12. 2017г.
Актуальность: Данный проект направлен на приобщение детей к народному празднику – Новый год, его поведение. До начала проекта к детям приходит Снежная Королева, которая хочет испортить Новый год. Дети узнают от нее, чего она больше всего боится и придумывают, как ей помешать. (Вместе с родителями хотят приготовить много разных гирлянд на Новый год.) Наш проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Цель проекта : Развитие совместной творческой деятельности взрослого и ребенка через следующие образовательные области программы: физическое развитие, художественно- эстетическое, познавательное социально – коммуникативное, речевое развитие. Повышение статуса семьи, творческого союза детей и родителей. Расширение знаний о празднике Новый год.
Основные задачи проекта :
Разобрать понятие праздника – Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок, книги рассказов, сказок, стихов и загадок про Новый год, написание писем Деду Морозу.
Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
Расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений о празднике, путем творчества детей.
Ожидаемые результаты :
Закрепление знаний и представлений детей о Новом годе, его особенностях, традициями празднования;
Расширение и активизация речевого запаса на основе углубления и обобщения представлений о празднике, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками на тему Нового года.
Применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения.
Отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительная, театрализованная, умственная, игровая, речевая).
Активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.
Полученный результат:
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о Новом годе, традициях и обычаях празднования.
На основе углубления и обобщения представлений о празднике, в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками новогодней тематики у детей расширился и активизировался речевой запас.
Появилось желание самостоятельно заняться творчеством, иллюстрировать их, работать сообща.
Все родители приняли активное участие в реализации проекта.
Продукты проекта:
1. Пополнение книжного уголка вместе с родителями рассказами, сказками, стихами и т.д. про Новый год.
Конкурс для родителей и детей: «Символ года», «Новогодняя фантазия»
Изготовление родителями костюмов для Новогоднего утренника (зимушки – девочки, снеговички – мальчики).
Изготовление с детьми подарков для самых близких.
Новогодний праздник с участием родителей. (Дед Мороз, Снегурочка.)
План реализации проекта.
1. Определение темы проекта.
2. Формирование цели и задач проекта.
3. Составление плана реализации основного этапа проекта.
4.Подбор информационного, наглядного и технического материала для проекта.
5. Информирование родителей о задачах и содержании проекта..
Второй этап – основной, организационно – практический.
Разучивание стихов, песен, танцев про Новый год.
Выставка детских рисунков на Новогоднюю тематику.
Изготовление поделок.
Тематические занятия и беседы: «Что такое Новый год», «Как украсить группу на Новый год».
Составление описательных рассказов: «Вот этот снеговик». Рассматривание и обсуждение картин с зимним пейзажем. «Деревья за окном».
Придумывание рассказов, сказок, загадок на Новогоднюю тематику.
Игры: дидактические: «Спрячь игрушки», «Укрась ёлку», «Найди Новогодние вещи», «Куклы собираются в гости к Гномам», «Что лишнее».
Словесные: «Отгадай и назови», «Что в мешке у Деда Мороза», «Скажи наоборот».
Подвижная: «Догони»; Игра – имитация «Движения птиц». «Заморожу». «Найди, где спрятано», «Замри», «Позвони в погремушку», «Ладоши».
Чтение рассказов, сказок, загадок о зиме, рассказывание стихов на Новогоднем утреннике.
Просмотр мультфильмов: «Снежная Королева», «Сказка про Новый год», «Когда зажигаются ёлки».
Взаимодействие с семьями:
Консультация: «Чем занят ребенок дома?», «Подготовка к мастер – классу ».
Памятка «Правила безопасности при встрече Нового года»
Родительское собрание совместно с детьми. Приложение №2.
Изготовление родителями новогодних костюмов для детей (девочки – зимушки, снеговички – мальчики).
Украшение группы.
Новогодний праздник – ролевое участие родителей (Дед Мороз, Снегурочка)
Письма Деду Морозу, написанные родителями и детьми.
Третий этап:
Организация выставки детских – родительских творческих работ. Подведение итогов конкурса. Награждение победителей и участников конкурса на Новогоднем утреннике. Выложить на сайте детского сада все работы по проекту «Новый год».
Мы считаем, что данный проект пробудил интерес детей к Новогодним праздникам. Они узнали много интересного про Новый год. Многие родители приобрели искусственные ёлки (бережное отношение к природе). Никто из родителей не остался без участия. Всем спасибо!
Проект для подготовительной группы "Новогодняя история"
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты...
Историческая справка.
Новый год празднуется во всех странах мира. Традиция празднования Нового Года вообще, и 1 января в частности, имеет очень давнюю историю, и связана она с именем первого римского императора Гая Юлия Цезаря. Эрой, или точкой отсчета римского календаря, был традиционно принят год основания Рима, и началом года считалось 1 марта. Вместо него затем за календарную эпоху принято 1-ое января, время вступления в должность первых должностных лиц Римского государства - двух консулов, республиканских царей Рима. Все граждане Рима привыкли получать подарки 1 января от вступающих в должность консулов, не жалевших для этого денег. Сам Цезарь едва не разорился, оплатив небывалые до тех пор празднества.
На Руси празднование нового года в современном его виде тесно связано с именем Петра 1.
В языческие времена новый год на Руси праздновали 1 марта. В этот день славяне старались умилостивить своих богов, украшая вишневое дерево свечами и разными подношениями. С 988 года, после принятия христианства, новый год стали праздновать в Симеонов день - 1 сентября. И только с 1700 года наши предки стали отмечать его в январе. Петр I, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево. Вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило, и он незамедлительно ввел в России обычай на Рождество украшать хвойное дерево разного рода игрушками и яствами, а также зажигать свечи и фейерверки. Став императором, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе: «Считать новый год не с первого сентября, а с первого января 1700 года. И в знак того доброго начинания и нового столетнего века веселить друг друга и поздравлять с новым годом. По знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых». Елка в Германии считалась символом вечной молодости и силы. Кстати, тогда елки подвешивались к потолку макушкой вниз, только позднее их стали укреплять на полу. Некоторые источники сообщают, что перевернутые елки были первым рождественским украшением в Центральной и Восточной Европе еще в XII веке. Деревца, гласит традиция, подвешивали вверх тормашками к стропилам. Священное дерево, растущее корнями вверх и связывающее таким образом небо и землю, упоминается в древнеиндийских Упанишадах. Постепенно традиция приносить в дом елку распространилась по всей Европе. Сначала елки появлялись только в домах богатых людей. Обычай же повсеместно устанавливать в домах елки появился около 150 лет назад. Именно тогда вечнозеленые красавицы стали каждый год устанавливать в королевских и царских дворцах Франции, Германии, Англии, Норвегии, Дании и России. Достоянием же простого люда елка стала лишь во второй половине XIX века. Хотя старонемецкий обряд был языческим и восславлял лесных духов, образ рождественской елки очень хорошо вписался в христианскую религию.
Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате скромное дерево стало символом Рождества.
Новогодняя ель имеет несколько легенд о ее появлении. Так, по христианской легенде ель пришла на свет Вифлеемской звезды, но стеснялась подойти к младенцу, т.к. у нее не было даров. И тогда растения поделились с елью своими дарами. С тех пор каждый год ко дню рождения Христа ель наряжается. Согласно другой легенде, зимой духи леса перебираются в ели, поэтому раньше их задабривали разными украшениями, чтобы год был хороший.
Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение дома, долгожданные подарки под елкой, веселый праздник в семейном кругу, атмосфера теплоты – все это не сравнится даже с Днем рождения. Но в результате опроса, проводимого воспитателями и детьми в подготовительной группе, и рассматривания картинок выяснилось, что дети с трудом отличают нашего Деда Мороза от Санта Клауса, и их знания о Деде Морозе поверхностны. Поэтому мы решили узнать как можно больше об этих персонажах, а также определить, какие же подарки Дед Мороз носил родителям, когда они были детьми и сравнить, изменилось ли что-либо за столько лет.
В подготовке и реализации проекта использовались новогодние открытки, изображение Деда Мороза, Снегурочки и Санта-Клауса, карнавальные костюмы Деда Мороза, Снегурочки и зверей, принадлежности для изодеятельности, аудио и видеоматериалы по теме.
В декабре воспитатель беседовала с детьми о признаках зимы и о зимних праздниках. В результате выяснилось, что большинство детей с нетерпением ждут Нового Года. Все хотели украшать елку, выступать на утреннике, устраивать фейерверки с родителями и, конечно же, ждали Деда Мороза. Но что такое Новый Год и почему приходит Дед Мороз – никто не знал. Когда детям были предложены картинки с изображением Деда Мороза и Санта-Клауса, многие не смогли дать четких ответов, один и тот же это персонаж или абсолютно разные. Так же никто не дал ответа, где живет Дед Мороз.
Поэтому была проведена исследовательская работа. Дети спрашивали дома у родителей и делились информацией о Новом Годе, сравнивали и оценивали принесенные открытки. С интересом были восприняты иллюстративные, литературные и видеоматериалы по данной теме.
В итоге дети научились находить различия между Санта-Клаусом и Дедом Морозом, узнали о новогодних традициях в разных странах мира.
Дети выразили свое мнение по поводу легенд о появлении новогодней ели. Рассмотрев изображения вотчины Деда Мороза и узнав его адрес, решили написать дома с родителями письма в Великий Устюг.
Таким образом, в результате проведенной совместной во взрослыми работы дети получили обширные знания о Новом Годе и о традициях встречи этого праздника в разных странах. Кроме того, ребята испытали удовольствие от коллективной подготовки к празднику, от проделанной работы, от самого процесса музыкально – творческого общения на тему самого любимого праздника.
Проект "Новогодняя история".
Актуальность и значимость:
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Патриотизм в современных условиях - это, прежде всего, преданность своему Отечеству, и сохранение культурной самобытности каждого народа.
Многообразие, богатство, духовная мудрость жизни наших предков предоставляют прекрасные возможности в воспитании нравственности. Поэтому основная идея проекта базируется на идее народной педагогики по формированию привязанности к своей культуре, рациональном использовании общенародных праздников, основанном на народных традициях и обычаях.
Важное место в данном проекте занимает изучение и сохранение традиций празднования Нового года. В процессе интегрированных тематических занятий расширяются знания и представления детей о народных традициях, обычаях встречи Нового года, его атрибутике, персонажах, лучших музыкальных, литературный и кинопроизведениях по теме.
Тип проекта:
а) По составу участников - групповой (дети, педагоги, родители);
б) По целевой установке - информационно-ориентированный, творческий;
в) По срокам проведения реализации - краткосрочный (1 - 3 недели декабря).
Основная цель:
Приобщение ребенка с раннего возраста к народным культурным традициям, создание творческой, эмоционально-положительной атмосферы при подготовке к новогодним утренникам.
Задачи:
- Расширить представления детей об общенародном празднике новогодней елки;
- Развивать у дошкольников интеллектуальную инициативу, организаторские способности, побуждать активно участвовать в подготовке и проведении праздника в детском саду и семье;
- Воспитывать интерес к народной культуре, любовь к ручному труду, осознанно правильное отношение к традициям своего народа и народов мира;
- Перевести репетиционную форму подготовки к новогоднему утреннику в форму музыкально-творческого общения.
В ходе реализации проекта с детьми организуется занятия по следующим темам:
1. История Нового года.
2.История Новогодней ёлки.
3.История Деда Мороза.
4.История Снегурочки.
5.Всё ли готово для нового года?
Все эти занятия объединены между собой единым тематическим сюжетом, одними и теми же главными героями, от лица которых и ведется повествование. Эти герои - семья Снеговиковых, мама и дочка (ширма с фигурками снеговиков). Они принесли ребятам «Новогоднюю книгу», из которой они каждый раз узнают новые истории о самом любимом празднике. В представленных ниже кратких конспектах информация дана в виде основных понятий. Педагог сам может развернуть любую тему исходя из уровня подготовленности детей и образовательной необходимости.
Занятие 1 "История Нового года".
Сюжетная завязка:
" Зима - это в первую очередь снег: белый, блестящий, хрустящий. Медленно и плавно или наоборот, легко и быстро кружась, падают на землю снежинки. Ах, какие же они болтушки, эти снежинки! Где они только ни побывали, где только ни полетали, чего только ни увидали! И обо всем этом снежинки хотят рассказать ребятам. Только не успевают. Возьмешь снежинку на ладошку, а она сразу же и растаяла».
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
И решили снежинки объединиться всем вместе. Попросили они вьюгу помочь им. Закружила, заплясала вьюга, подняла в воздух миллионы снежинок, сцепились снежинки крепко - крепко, в снежный ком слепились. А когда вьюга утихла, оказались во дворе два симпатичных снеговичка - мама и дочка Снеговиковы"
Пластический этюд "Лепим Снеговика"(дети работают подгруппами)
История первая «Как празднуется Новый год на Руси».
А) Новый год праздновался по земледельческому календарю. Известная русская пословица гласит - «Кончил дело – гуляй смело». Праздновался Новый год в сентябре, после уборки урожая. А в декабре в старину праздновался большой православный праздник Рождество, а также отмечались зимние Святки с ряжеными артистами и простыми людьми, с песнями да плясками.
Просмотр иллюстративного материала. Игровой момент «Ряжение».
Разучивание новогодних хороводов.
Дети танцуют «Русский танец» (муз. сопровождение р.н.п.«По полю-полю» из репертуара группы «Ариэль»)
Б) Царь Петр 1 ввел новое европейское празднование Нового года. Не просто изменил число в календаре и повелел праздновать Новый год 1 января, а издал приказ о «шумном праздновании», фейерверках, огнях, стрельбе из пушек и т.д. А русские люди очень уж уважают забавы да игры разные.
Проводятся народные игры «Как у дяди Якова», «Плетень», игра «Снеговик» и другие.
Рассказ о новогодних традициях в разных странах. (например, выбрасывать старые вещи, прятать подарки в носок, гадать и др.)
Какие новогодние традиции есть в вашей семье?
Задание в группе «Изготовление гирлянды «Мама, папа, мы – Снеговики!»
Занятие 2 «История новогодней елки»
Дети вбегают в зал под мелодию песни «Сани с бубенцами» (муз.Филиппенко).В центре зала – ширма со снеговиками. Дети встают возле них в круг и исполняют разучиваемые хороводы.
Музыкальный руководитель: «Ребята, как же звонко сегодня звучали ваши голоса! Как приятно было Снеговиковым слышать наши праздничные песни! И хоровод у нас получился ровный и красивый. Только нет пока в нашем хороводе «золотой серединки» - красавицы елочки. А мы столько про нее знаем замечательных стихов и загадок! (Дети читают стихотворения «Ёлочка» А Кузнецовой и др. по выбору педагога).
Я модница такая, что всем на удивленье!
Люблю я бусы, блёстки - любые украшенья.
Но на мою, поверьте, великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году.
(Новогодняя елка)
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна.
(Елка)
Целый год она таится
В темноте и тесноте,
Чтоб на Новый год явиться
К нам в волшебной красоте.
(искусственная елка)
Один раз в году одевают наряд
Из бус разноцветных, шаров и гирлянд.
Сверкают огнями цветные иголки,
Как звать тех красавиц, скажите мне?
(Елки)
Стою в тайге на одной ноге,
Сверху шишки, снизу мишки,
Зимою и летом зеленого цвета,
Платьице в иголках, а называюсь...
(Елка)}