Традиции русского народа сценарий праздника окрошки. Сценарий внеклассного мероприятия "картофельная семейная гостиная"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой



«Фольклорная окрошка »
на международном фестивале
(Москва,1988)

Явление первое: СЕЛЬСКОЕ

Окрошка стала мне близкой и понятной уже в деревенском детстве как свежий вкус зеленого лета, долгожданного после замороженной зимы и подмокшей весны с прошлогодними тающими запасами из погреба: проросшими овощами; плесенью квашеного, соленого, моченого…

Уже исхожены все окрестности в поисках чего-либо зелененького. Выщипаны полупрозрачные былинки дикого лука на склоне соседнего овражка. Выдерганы вкусно-горьковатые, толстые, сочные стебли сергуча из их колючих гнезд (до сих пор не знаю научного имени этого чудесного растения…)*.

*В первой своей публикации я не решился упомянуть деревенского названия нашего весеннего лакомства. Однако двоюродный брат, Владимир Березин (ныне известный калужский бард, а в детстве — постоянный деревенский гость и однокашник), пожурил меня. И сечас, готовя текст для сайта и сомневаясь в написании просторечного названия того растения, я отправился в Интернет. И на одном из сайтов нашёл-таки сергуч как название, которым в Костроме обозначают растение «с желтыми, с медовым запахом, цветами» — http://urokirus.com/online/srng/76-37-sva-ski/15515-ser-ser.html

И вот огород дарит, наконец, плоды посеянных культур. Это мощные уже пучки зеленого лука; подземные вереницы нежно-белой, хрупкой внутри и розовато-бордовой снаружи редиски; тщательно прорисованные листики-ниточки нежного укропа на круглых стойких стебельках и, наконец, — необычайное растение — добрый обманщик огуречник. Как удается этому плоскому шершавому листу так искусно передавать аромат самого настоящего огурца, столь необходимого окрошке?

Вместе с этой аккуратно нарезанной долгожданной зеленью в огромный (на всю семью) чан-бассейн неторопливо-последовательно ныряли кусочки соленой ветчины-сала, кубики вареных картофелин, ломтики тихоокеанской селедки, не переводившейся в деревянных бочках “сельпо”, простокваша из глиняной обливной крынки, крутое яйцо и, верно, еще что-то… Горячие клубни картофеля “в мундирах” и ржаной хлеб неотступно сопровождали радостное пиршество. Не та ли долгожданная, простая радость семейного застолья — главное воспоминание об окрошке?…

Теперь деревенская окрошка воспоминается как живописный пейзаж, как свежая природа дикого ландшафта, в сравнении с которой другие, искусно возделанные блюда кажутся придуманными, ненатуральными — натюрмортами — композициями продуктов-предметов.

Явление второе: СТУДЕНЧЕСКОЕ

Видно, этой живописной радости все-таки не хватало городской студенческой юности с ее экономией куска хлеба… Там, в полуподвале дешевой комнатки (по 13 советских рублей в месяц за койку) рождена была эта славная традиция празднования “Дня Окрошки”).

Студенческая сессия в разгаре. Уже пережиты в глубоких окопах тяжелые удары экзамена по высшей математике. И уже ласкали слух многократно повторяемые, изощренно запоминаемые “Навуходоносор” (этот запоминался в очках — «на ухо до носа»), “Каракалла” (тут память просто «каркала»), “Гаттамелата” и другие почтенные персонажи Истории Искусств…

Но там, на окском нижегородском гребешке, уже палило солнце резко континентального климата. И тогда тетя Надя, мать-одиночка, что растила школьницу-дочь и упорно бойкотировала выборы в Местный и Верховный Советы из-за тяжелых жилищных условий (что не мешало ей сдавать комнату двум студентам), поддержала нашу волнующую инициативу.

Была поставлена на огонь керосинки кастрюлька с картошкою и другая — с пятком куриных яиц. Доставлены с ближайшей торговой точки какая-то колбаса, кефир и зелень. Из павильона под вывеской “Квас” принесен бидончик холодного, почитаемого нижегородцами напитка. (Именно там, в этом павильоне, в противоположность сдерживающему, полузабытому теперь “Хлеба к обеду в меру бери…” висел актуальный и сегодня лозунг: “В жаркий летний полдень кружка ядреного русского кваса хорошо утоляет жажду!”)

И что это было! Почти семейное застолье (да мы и прописаны были “как дома” в этом темноватом и сыроватом полуподвальчике “на время учебы” вместе с “Навуходоносором” с “Гаттамелатою”, которые запомнились с тех пор как исторические почитатели русской окрошки)…

Явление третье: МЕЖДУНАРОДНОЕ

Нынче иностранец нам не в диковинку. Мы повидали его всякого (как и он нас). И у многих на устах теперь напоминание: “Что для русского хорошо, для немца (вообще иностранца) — смерть” (Или наоборот?) …

Если же продолжить воспоминания об окрошке — то были и времена осторожного молодежного знакомства с европейцами (лет двадцать пять назад). В связи с окрошкой среди тех осторожных шагов навстречу друг другу припоминается один жаркий летний день в городе. Когда у знакомства нет конкретной цели и есть только устойчивый взаимный интерес — необходимы лишь условия для неторопливого рассматривания и выслушивания друг друга…

Тот день был полон понимания: прогулки у реки, катание на лодках… Негромкий голос патефона, взятого с собою для создания лирического настроения. Русский город дарил красоту уютных старинных улочек с тенистыми кронами раскидистых деревьев… Понимание росло, оно проявлялось в улыбках, словах, жестах… оно обрамлялось общей для всех солнечной вуалью летней жары. В конце концов европейские девушки были приглашены в дом одного из наших друзей, где задумывался некий сюрприз национальной кухни…

И было всеобщее разочарование, когда в гостиной появился квас. “Что это? — спросили девушки по-европейски и по-русски, — квас?” И после дегустации, с опущенными уголками губ и легким ужасом в глазах: “Ква-а-с-с…” Праздник окрошки был разрушен. Взаимопонимание обострилось, и мы отчетливо увидели друг друга “со стороны”. Гостей пришлось кормить салатом (как еще назвать окрошку, лишенную кваса…)

И само слово “квас” стало для нас символом наших различий — мы с удовольствием использовали его, когда эти различия нужно было вспомнить или подчеркнуть. Ведь смерть для понятий «русского», и «немца» наступит одновременно, если они перестанут отличаться друг от друга… И мы не перестали любить нашу дорогую окрошку и любим ее до сих пор.

Явление БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ

Вот такие, оказывается, мировоззренческие понятия могут быть связаны с простой окрошкой: природа, детство, дом, город, семья, искусство, дружба, освоение мира, сходства и различия… И, находясь под впечатлением воспоминаний, я все-таки решил провести еще и небольшое библиографическое кулинарное исследование — проще говоря, открыл одну замечательную книгу. Этот труд, уважаемый народом с момента его появления в свет в конце позапрошлого века, популярен до сей поры. Уже по моим собственным воспоминаниям, еще двадцать пять лет назад книга Е. Молоховец широко распространялась самиздатом наряду с произведениями других инакомыслящих или просто непризнанных авторов.

В том самом “Подарке молодым хозяйкам или средстве к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве” среди различных горячих супов холодеют лишь три окрошки: окрошка мясная, окрошка из рыбы и окрошка постная из разностей. Я с удовольствием перечитал все кулинарные советы по приготовлению окрошки, но не буду их повторять. Об этих “разностях” лучше почитать книгу самим (сегодня она уже переиздана), а после приготовить вашу окрошку на собственный вкус, да не забыть “положить кусок льду…”

Явление «СРЕДОВОЕ»

Тогда, вдохновленный своими исследовательскими успехами, я решил отправиться в недра городской жары — за квасом. И теперь спешу предостеречь неискушенного читателя и кулинара. Во-первых, кваса в Москве [летом 2007 года ] почти не оказалось, хотя улицы были переполнены почти одинаковыми киосками, а киоски просто ломились от всевозможных напитков. Но что это за напитки? Это (сами знаете) или алкоголь, или пиво (слабый алкоголь) или растворы разноцветных порошков, упакованные в огромные пластиковые баллоны (огромное количество этих шипучих и липучих напитков теперь производит для нас мировая и отечественная пищевая промышленность).

Окрошку же развести просто нечем. Те пластиковые баллоны, что украшены этнографическими этикетками, не должны ввести вас в заблуждение, многое из этого — ненастоящий или осовремененный квас. Он может обмануть вас вкусом “колы” и откровенным содержанием “свитли”, превратив предвкушение окрошки в дегустационную растерянность. Конечно, я опять сгущаю краски, но хороший квас нужно поискать… или терпеливо приготовить самим…

Московская жара тем временем продолжала свое тяжелое наступление, продолжая плавить мысли. И в этом знойном мареве сам город предстал вдруг огромным засыхающим явлением. В памяти не “всплывали”, а сухо возникали все недавно виденные фрагменты, панорамы столицы… Вот взгляд с одной из высоток: какая бескрайняя чаша — наш город. Вот — новостройки набережных Москвы-реки, Манежной площади, почти сплошные реконструкции всего центра… До чего же разные “разности” возникают тут и там среди дымящих стройплощадок…

В этой огромной чаше, наполняемой давно, долго (уже более 850 лет) и многими, сегодня являются взору все новые и новые рафинированные разности и с Востока, и с Запада… Но ведь это образ того же сухого салата, что вынуждены были вкушать вышеупомянутые европейские подруги. Среди красно-белых, совсем уж древних рукотворно-нерукотворных палат, дворцов и башен… Среди охристо-желтых, замысловато и деликатно вырезанных представителей классицизма и ампира… Среди кремовых, терпеливо рустованных сооружений сталинской эпохи… Среди аккуратных ломтиков пяти-, девяти-, двенадцатиэтажек и совсем свежих, торчащих разноцветными столбиками жилых высоток…

Словно заморские игрушки в ощутимом натиске европейцев выставляются гранитные и мраморные фигурки, даже у живой московской зелени не хватает сочности, чтобы утопить острую сухость располагаемых тут и там новомодных ингредиентов. И не спасают куски стеклянного льда, разложенного в разных местах, даже такого огромного, кристаллического и синего, как на Юго-Западе…

“Ужели и нам придется питаться сухим салатом?” — подумалось мне все еще под сильным впечатлением воспоминаний… Но что-то влажно темнело на горизонте. Что-то подбиралось со стороны — густою, глубокой чернотою омута. И с хрустом раскололись тучи над чашей города. И полило холодными потоками ливня среди взволнованных стонов деревьев.

Расплавленные жгуты молний с шипением вонзались в городской рельеф, сопровождаемые облачками дыма или пара. Поплыли реки асфальта, закружились в водоворотах дома, машины, люди… И в отсветах озарений внезапно всплыла, наконец, догадка: “Ведь это все-таки окрошка! Настоящая русская окрошка!”

Иллюстрации не имеют прямого отношения к тексту, но показывают московскую «фольклорную окрошку» – международный фестиваль 1988 г., в котором автор рассказа участвовал в составе ансамбля «Народный праздник» вместе со старшим сыном Фролом.
Автор фотографий – Лаура-Анна Гострем – мама Фрола. Вот такое наше совместно-семейное творчество.
Все участники настолько перепутались на слайдах и в памяти, что теперь трудно их различить. Но все с удовольствием фотографировались с Фролом – греки, англичане, французы и русские.
Слайды довольно долго лежали в коробке, пока удалось отсканировать их с помощью современной техники. -
Константин Савкин

ххххххххххххххххххххххххххххххххх

2414

Праздник, посвященный любимому в России летнему блюду, состоялся 5 июля 2014 года на территории Этнографического комплекса "Национальная деревня народов Саратовской области". Традиционный фестиваль Русской окрошки, организованный комитетом общественных связей и национальной политики с Саратовским филиалом ЗАО "ИД "Комсомольская правда", второй год радует жителей и гостей Саратова.

Фестиваль открылся с гимна традиционному русскому блюду, написанного автором и исполнителем Светланой Тамариной (г.Энгельс). В программе концерта прозвучали - русские песни от дуэта "Возрождение", Татищевский район, громкими аплодисментами гости праздника приветствовали зажигательные танцы от группы "Карамельки", детский центр "Гулливер", а так же "Казачью лезгинку" от Саратовского казачества.

Порадовали всех игровые и конкурсные программы "Русские потешки", "Михайловская курочка", "Будь здоров", "ТВЦ", проведенные ведущими праздника: Лобановой Викторией, Лобановой Светланой, Тарабриным Аркадием, ДПО СРО "ЭкоСпас", с призами от партнеров фестиваля.

На территории русского подворья команды "Покровские огоньки" (Энгельсский район), журналистская - "Вот это новость!" (ТВЦ), "Станица казачья" (Саратовское казачество, "Красавицы России" ("Хрустальная корона"), "Ума палата" (Общественная палата Саратовской области) встретились в поединке на приготовление самой вкусной и оригинальной окрошки, блюда национальной русской кухни, любимого летнего лакомства.

Жюри конкурса в составе атамана, казачьего полковника Андрея Викторовича Фетисова и народного художника России, почетного гражданина г.Саратова и Саратовской области Анатолия Васильевича Учаева оценивало скорость приготовления блюда, его вкусовые качества, оригинальность рецепта и презентацию окрошки.

Победителем конкурса "Лучшая окрошка губернии" стала команда "Ума палата", опередившая соперников во всех номинациях. Второе место заняла команда "Вот это новость!", третье - "Покровские огоньки", приготовившие окрошку "Русскую, традиционную, музыкальную", и подавшие ее под русскую народную песню. В выигрыше остались и все гости праздника, которые, с удовольствием продегустировали приготовленную командами окрошку.

Только мы задумали этот фестиваль, как он уже прочно завоевал место среди постоянных и традиционных. И это не удивительно. В основе фестиваля - традиционные ценности великой русской культуры. Они понятны всем, кто мыслит и говорит на русском языке. На фестивале звучит русская речь, старинные русские песни, показаны русские танцы. Это ценности, которые важны и хороши не тем, что они старые, а тем, что они вечные. В этот же вечер на канале "Мир" вышел большой сюжет об этом вкусном народном празднике, проходившем в "Национальной деревне народов Саратовской области".

«Свет души русской».
(Сценарий на тему русских народных праздников).

На сцене уголок быта – начало века: лавка, стол с самоваром, прялка, на полу половики и др. В зале столы, накрытые к чаю.

Действующие лица, участники:
КРАСНА ДЕВИЦА,
ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ,
ГОСТИ.
(Желателен фольклорный ансамбль).

КРАСНА ДЕВИЦА. С тех пор как деревенские посиделки собирали наших прабабушек, много воды утекло. Так много, что не каждый нынче знает: посиделки на Руси обычно начинались 1 сентября по старому стилю на Семена – летопроводца. Полевая страда завершалась, домашняя начиналась. Женщины пряли, ткали, шили приданое девушки, сапожничали парни. Жужжали прялки, лилась протяжная песня, вспоминались старинные предания, были, небылицы. Кто говорил, кто слушал, и все вместе учились.
Следуя мудрости прадедов наших, решили и мы на посиделках собраться.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Основу большинства народных праздников составляли обряды и обрядовые игры.

КРАСНА ДЕВИЦА. О христианских праздниках и играх сейчас пой¬дет речь. В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигурки, изображающие маленьких коров, быков, овец, животных и пастухов. Эти фигуры хозяйка хранит до Крещения, в Крещение же после водосвятия размачивает в святой воде фигурки и дает скоту.
«Пришли колядки – блины да ладки» – то есть наступила пора взаимных угощений, веселья и радости.
«Зима – за морозы, а мужик – за праздники».
Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи: ее игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания – создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. На всей территории России был распространен обычай новогоднего обхода домов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещенья.
Каждая семья ожидала колядовщиков – приготавливала для них угощенье, с неподдельный удовольствием выслушивала колядки.
Коляда – маляда!
Ты пришла на двор
Накануне Рождества
По снежному полю,
Гулять на просторе!
Сею – вею – посеваю
С Новым годам поздравляю.
Гуси-лебеди летели!
Мы Малешеньки, Калядовщички,
Мы пришли прославлять,
Хозяев величать!
Чтоб здоровы были,
Много лет жили.
Открывайте сундучок
Доставайте пятачок
Хоть блин, хоть сала клин.

КРАСНА ДЕВИЦА. И одаривали хозяева ряженых печеньем, конфетами, различными угощеньями.

ВЕДУЩИЙ. Ряженые благодарили хозяев:
Дай бог тому,
Кто в этом году
Полтораста коров, девяносто быков.
Надели Вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством!

Но если же ничего не давали, могли сказать и такое:

Коляда, Маляда!
Уродилась Коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,
Кто не даст пирога,
Сведем корову за рога.
Кто не даст лепешки,
Завалим окошки.
Кто не даст ни копейки,
Завалим лазейки.
Кто не даст хлеба,
Уведем деда.
Кто не даст ветчины,
Тем расколем чугуны.

ВЕДУЩИЙ. Угрозы в адрес очень жадных хозяев могли быть и страшнее.
На Новый год –
Осиновый гроб,
Кол на могилу.
Ободрану кобылу.
Но таких страшных угроз почти не было, потому что праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными.
После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась и одной избе и устраивала общую пирушку – съедали все, чем их одаривали односельчане.
Вот такие двухнедельные новогодние празднества – святки проводятся и поныне.

КРАСНА ДЕВИЦА. Несколько недель, отделяющие Крещение от Масленицы, назывались «мясоедом» и считались свадебными.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Масленицу праздновали накануне Великого поста, широко, раздольно. Длится этот праздник неделю, а ждали его целый год. Каждый день недели имел свое название:
Понедельник – «встреча».
Вторник – «заигрыш».
Среда – «лакомка, разгул, перелом».
Четверг – «разгуляй четвертог» – «широкий».
Пятница – «темны вечера», «тещины вечерки».
Суббота – «золовкины посиделки», «проводы».
Воскресенье – «прощеный день».
Вся же неделя именовалась «Честная, широкая, веселая боярыня-масленица, госпожа масленица».
Именно на масленицу дети закликали птиц, звали весну.
Ой, кулики – жаворонушки,
Прилетите к нам у оконушки.
Прилетите к нам, поспешите к нам
Весну – красную принесите нам.
Уходи зима, приходи весна.
Уходи зима ко дну
Присылай весну.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. И уступала Зима порогу Весне в говорила ей такие слова: «Ну, что же видно и вправду мне пора уходить – царствуй Весна на славу, твое время пришло».
Дети провожали Зиму – пели ей величальную.
Ты прости, прощай Зима белая,
Ты прости, прощай Зима белая.
Зима-матушка, зима-матушка!
Ты прости прощай – да. (Протяжно) .

КРАСНА ДЕВИЦА. Когда мы печем блины? На поминки, на Масленицу. По народным приметам считалось, что Солнцу надо помочь победить злую зиму, поэтому не случайно обязательной едой на празднике считались блины. Крутые с пылу, с жару они были символом светила Ярилы – Солнца и Весны.

ЧАСТУШКИ:
Мы давно блинов не ели –
Мы блиночков захотели
Ой блины, мои блины,
Ой блиночки мои.
Моя родная сестрица
Печь блины-то мастерица.
Напекла она поесть
Сотен пять, наверно, есть.
На поднос блины кладет,
И сама гостям несет.
Гости будьте же здоровы
Вот блины мои готовы
Ой, блины, мои блины,
Ой, блиночки мои.

(Ставят блины на стол гостям).

КРАСНА ДЕВИЦА. В завершение праздника Масленицы разыгрывали представление «Похороны масленицы». Делали чучело – соломенную бабу и сжигали ее, при этом пели веселые, прощальные песни.
Прощай, Масленица-вертушка.
Настает Великий пост.
На деревне все приели.
Подают селедки хвост!
Прощай. Масленица,
Прощай, Красная!
Наступает Великий пост,
Радует нас редьки хвост.
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. И в преддверии Великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения.
С той же целью в прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли блины на могилах и поклонялись праху родных.

КРАСНА ДЕВИЦА. Сразу за семью днями разгульного масленично¬го веселья начинался семинедельный период строгости, святости, воздержания – Великий пост.

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет» и многие старались подкараулить это мгновение, молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, а дети обращались к солнцу с песенкой.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

ВЕДУЩИЙ. Во время пасхальной службы девушки тихонечко шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулчонках, да в порчонках!», «Дай Бог жениха хорошего в сапогах, да с галошами, не на корове, а на лошади!»

ВЕДУЩИЙ. На Пасху совершался еще один обход дворов, напоми¬нающий святочное колядование и исполнялся он группой молодых ребят.
Ну-те, братцы-товарищи!
Собирайтесь до кучечки!
Пойдемте в то село,
Поздравим их с праздничком,
Их с праздничком, с Христовым днем,
С Христовым днем, красным яйцом!
И не шум шумит, и не гром гремит –

Хозяинушка, ты наш батюшка!
Христос Воскрес на весь свет!
Ай спишь лежишь, оли так лежишь?
Христос Воскрес на весь свет!
Подари ты нас, молодых ребят!
Христос Воскрес на весь свет!
Наши дары не велики, малы.
Христос Воскрес на весь свет!
Пару яиц, да рюмку вина.
Христос Воскрес на весь свет!
Рюмку вина, да кусок пирога!
Христос Воскрес на весь свет!
Хозяюшка, ты наш батюшка!
Христос Воскрес на весь свет!
Что у твоем дворе случилося!
Христос Воскрес на весь свет!
Зажги огонь, сходи на двор.
Христос Воскрес на весь свет!
На твоем дворе три радости.
Христос Воскрес на весь свет!
Перва-то радость корова телилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Друга-то радость овечка ягнилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Третья-то радость кобыла жеребилась.
Христос Воскрес на весь свет!
Твоим дочкам на приданочки.
Христос Воскрес на весь свет!
Подари ты нас молодых ребят.
Христос Воскрес на весь свет!
Пару яиц, да рюмку вина.
Христос Воскрес на весь свет!

ВЕДУЩИЙ. Хозяева выносили яйца, сало, денег, пирогов, молока. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись.
Кто не даст нам яйца - околеет овца,
Не даст сала кусок - околеет телок.
Нам не дали сала - коровушка пала.

ВЕДУЩИЙ. Как всякий большой праздник, неделя Пасхи заполнена различными играми, развлеченьями, хождением в гости. На пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами.

ВЕДУЩИЙ. Один из самых главных, ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю Пасхи – наступает Троица. Седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, это был обряд прощания с весной и встреча лета. Прославляется зеленеющая земля с центральным персонажем – березой. Дома и улицы украшали срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.

ВЕДУЩИЙ. После обедни девушки меняют свой наряд на лучшее платье, идут в лес, подходят к березе и начинают ее украшать цветами, напевая песню:
Не радуйтесь, дубы,
Не радуйтесь, зеленые,
Не к вам девушки идут,
Не к вам красные.
Ты не радуйся, осина,
А ты радуйся, береза:
К тебе красные идут
Со куличками, со яичками!
Завивайся ты, береза,
Завивайся ты, кудрявая!
Мы к тебе пришли.

ВЕДУЩИЙ. На Троицу девушки вьют венки и потом эти венки бросают в воду. Чей венок пристанет к берегу, та останется в девках, чей уплывет, та выйдет замуж, чей потонет, та умрет. Одно и то же «поведение» венков в разных местах понималось по-разному. Так, потонувший венок мог означать смерть, измену иди конец любви, а также противоположное – свидетельствовать о том, что милый помнит и тоскует,
Святой дух – Троица!
Позволь нам гуляти,
Венки завивати!
Завью я веночек
На круглый годочек,
Пойду на реку,
Стану на крутом берегу,
Брошу венок на воду,
Отойду, погляжу
Тонет ли, не тонет
Мой веночек на воде.
Мой веночек потонул.
Меня милый вспомянул.
О свет, моя ласковая,
О свет, моя приветливая.

К вечеру снимают с деревца ленты, отламывают по прутику, но их не выкидывают, а втыкаются они над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек от мышей. А саму березку бросают в воду с криком: «Тони березка, топи сердитых мужей!»

ПЕСНЯ БЕРЕЗЫ:
Вы подруженьки мои, да отнесите вы меня,
Киньте-бросьте вы меня да в речку быструю
И поплачьте надо мной да над березонькой.

ВЕДУЩИЙ. И несчастная березка плывет туда, куда понесет ее течением воды.
Также на Троицу девушки спрашивают у кукушки, когда она кукует, долго ли мне быть в доме у отца. Сколько раз прокукует кукушка, столько лет и ждать им замужества.

ВЕДУЩИЙ. Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого во все обряды. Ивана Купалу называют «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня принято купаться и такого рода купанию приписывается целебная сила. В день Ивана Купалы девушки завивают венки из трав, водят хороводы и поют.
Девицы цветы щипали
да у Ивана пытали:
«Что это за цветы? –
Это цветы купалы,
Девицам – умывалы,
А пареням – воздыханья!»
Сохнут, сохнут парни
На девиц смотрючи,
Что девицы хороши,
А ребята голыши.

ВЕДУЩИЙ. Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше – тот будет счастливее. Костры устраивали за селением обычно на высоком месте, в огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. Обвязывали соломой старые колеса, поджигали их и спускали их с пригорков. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и болезни. Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Слова к игре:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Диги – дон, диги – дон –
Убегай скорее вон.

ВЕДУЩИЙ. Однако главным на Ивана Купалу было предание о папоротнике. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника внезапно появляется почка, которая поднимается все выше и выше – то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском и взору представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть, невидимая рука срывает его, а человеку никогда почти не удается сделать этого. Невидимкою обладатель цветка пробирается к любой красавице и нет ничего, что было бы невозможно для него, такова сила и власть этого цветка.
Петров день «разговения» – конец Петровского поста. В этот день ходят в гости, принимают у себя гостей. В вечернем застолье принимают участие, как правило, только женатые и старики.
Молодежь еще с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь «карауля солнце». По народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся, как радуга. В эту ночь жгли костры, гуляли всю ночь, до рассвета звучали песни. Сугубо Петровских песен известно мало, вот одна из них.
Петровская ночка,
Ночка невеличка
Реля, реля, реля!
Ночка невеличка!
А я молодая,
Я не выспалась
Реля, реля, реля!
Я не выспалась,
Я не выспалась,
Яне нагулялась,
Реля, реля, реля!
Не нагулялась
Я с милым дружочком,
Не настоялась!
Реля, реля, реля!
Не настоялась!
Не настоялась,
Не наговорилась.
Реля, реля, реля!
Не наговорилась!
Я пришла до дому,
С печали свалилась
Реля, реля, реля!
С печали свалилась!
А пока молода
У сени войду я
Реля, реля, реля!
У сени войду!
В сени войду я
Постель постелю я,
Реля, реля, реля!
Постель постелят!
А ложуся спать я,
Слезой обольюся
Реля, реля, реля!
Слезой обольюсь!

ДОБРЫЙ МОЛОДЕЦ. Не только талантлив, но мудр русский народ. Им создана огромная изустная литература – сказки, пословицы, прибаутки, песни, загадки. В старину говорили: «Красна речь с притчею». Кто из вас назовет больше всех пословиц, приговорок, прибауток?

КРАСНА ДЕВИЦА. Особой любовью среди жанров фольклора пользуются загадки. Попробуем мудреные народные загадки отгадать?

ЗАГАДКИ:
1. На горе, горушке стоит старушка, руками машет, хлеба просит. Дашь ей хлеба – назад отдает. (Мельница).
2. Что за зверь: в зиму ест, а летом спит. Тело теплое, а крови нет. Сесть на него сядешь, а с места не свезет. (Печь).
3. По-блошьи прыгает, по человечески плавает. (Лягушка).
4. Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах. (Петух).

КРАСНА ДЕВИЦА. Молодцы! Все мои загадки отгадали. А что называют самым большим чудом в народном творчестве? Я думаю – сказку. Все вы, наверное, любили и любите, чтобы на сон бабушка или мама рассказывала вам сказку, а вы, засыпая, уносились бы в зачарованный мир.
«Было это на море – океане, на острове Кидане,
Стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву
Кот Баюн ходит, вверх идет – песню поет,
А вниз идет – сказки рассказывает».
Благодаря собирателям-фольклористам дошли до нас сказки русские, какие нашим прадедам сказатели сказывали. А вот и к нам сказательница пожаловала. Встречайте бабушку Настасью, слушайте сказку волшебную. Не обходятся посиделки без чая.

КРАСНА ДЕВИЦА. Самовар наш греется. Вот-вот закипит. Давайте, гости, располагайтесь поудобнее:
Вот уже струится пар,
Закипает самовар.
Пора его на стол нести,
Чай гостям преподнести.
Сядем рядком, да поговорим ладком.
(Гости пьют чай с пирогами. Пока наливает чай в чашки – небольшой рассказ о чае).

КРАСНА ДЕВИЦА. Чай появился на Руси в XVII веке, а до этого наши предки пили другие напитки. Кто назовет исконно русские напитки? (Сбитень, квас, морсы, рассолы, и др.) . Одни напитки согревали, другие освежали, третьи – утоляли жажду. Главное же в них то, что только натуральные компоненты использовались.
У каждого народа, пьющего чай есть много пословиц и поговорок о нем.
Японская: «В хорошей посуде и чай вкуснее».
Китайская: «Выпьешь чаю – прибавятся силы».
Туркменская: «Пей чай, удовольствие получай».
А какие пословицы и поговорки знаете вы, гости дорогие?
«Самовар кипит – уходить не велит».
«Выпей чайку – позабудешь тоску».
«С чая лиха не бывает».
«Чай сладок, если друг рядом».
«Чай пить, не дрова рубить».

Загадки о чае.
«Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо». (Самовар).
«В середине баня, в носу решето, на голове пуговица, одна рука, да и та на спине». (Чайник).
Молодцы! Хорошо отгадывали загадки.
Вот и закончились наши посиделки. Приходите еще! И захватите с собой сказки, да загадки, былины да песни русские – кто чем богат.
Милости просим!

Сценарий - вечеринка посвящена старым русским народным традициям Эта вечеринка посвящена старым русским народным традициям. Поэтому стоит хорошенько обдумать место ее проведения, ведь в хороводные игры не очень удобно играть дома. Поэтому мы вам советуем проводить ее на свежем воздухе.

Лучшим вариантом для этого праздника станет поляна, а лучшим временем года – лето или конец весны.

Немаловажную роль в проведении этого праздника играют костюмы. Не поленитесь и сшейте себе настоящий сарафан или просто наденьте поверх одежды фартук. Молодые люди надевают широкие штаны, рубаху навыпуск и подвязывают рубаху кушаком.

Лучше, чтобы он был яркого красного цвета. Девушки заплетают косы и завязывают их яркой лентой.

На большой поляне собираются девушки и молодые парни для того, чтобы поиграть.

1. Игра, заставляющая вспомнить поэзию русского фольклора, называется «Бояре». Все участники делятся на две команды. Обе команды выстраиваются, взявшись за руки, на расстоянии примерно в 6–7 м друг от друга.

Одна команда – бояре хозяева, другая – бояре гости. Но эти роли постоянно сменяют друг друга. Бояре гости поют хором: «Бояре, мы к вам в гости пришли».

При этих словах они шагают вперед, затем, возвращаясь назад: «Молодые, мы к вам в гости пришли». Теперь вперед идут бояре хозяева со словами: «Бояре, а зачем вы пришли?», а назад: «Молодые, а зачем вы пришли?»

Вот все слова целиком :

Бояре, мы к вам в гости пришли,

Молодые, мы к вам в гости пришли.

Бояре, а зачем вы пришли?

Молодые, а зачем вы пришли?

Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам нужна?

Молодые, а какая вам нужна?

Бояре, нам вот эта нужна,

Молодые, нам вот эта нужна.

Бояре, она дурочка нас,

Молодые, она дурочка у нас.

Бояре, нам такая сойдет,

Молодые, нам такая сойдет.

После этого один из бояр гостей разбегается и пытается с разбегу врезаться в цепь между боярами, то есть разбить крепко сжатые руки. Если ему это удается, то он берет в свою команду одного из двух игроков, цепь которых он разбил. Если же у него не получится, то он остается в этой команде.

Игра будет продолжается до того момента, пока в одной цепи есть хотя бы два человека.

«Кошки мышки».Участники берутся за руки и встают в круг. Выбирают кошку и мышку. Желательно выбирайте кошкой игрока посильнее.

Сначала мышка находится внутри круга, а мышка снаружи него. Задача кошки – разорвать сцепленные руки и пройти в круг, или она может просто поднырнуть под руками, или перепрыгнуть через них. А когда кошка проникает в круг, мышка может, наоборот, из него выбраться.

Когда кошка поймает мышку, тогда обе встают в круг, и играющие выбирают новых кошку и мышку.

На свежем воздухе лучше всего играть в спортивные игры, поэтому попробуйте устроить «Бег в мешках». Эта игра является одной из старинных русских забав. Для нее вам потребуются большие прочные мешки.

Ведущий чертит длинную линию на земле. Все участники не должны заступать линию до того, как ведущий не подаст знак. Игрокам необходимо залезть в эти мешки и ждать сигнала ведущего.

Выигрывает тот, кто первым достигнет финиша, прыгая в мешках.

Также вспомните старинную русскую игру «Перетягивание каната». Все участники делятся на две команды. Участники одной команды берутся за один край веревки, участники другой команды – за другой край. Посредине между командами желательно начертить разделительную полосу.

По сигналу ведущего обе команды начинают тянуть канат к себе. Та команда, которая перетянет канат, и становится победительницей.

Старинная русская игра «Горелки». Все играющие встают парами в затылок друг другу. Водящий должен встать впереди колонны. Водящий произносит прибаутку:

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо :

Птички летят, колокольчики звенят.

Как только он произнес это, он поднимает глаза на небо и говорит: «Раз, два, три, все скорей сожги». В этот момент последняя пара должна разъединить свои руки и пробежать: один – по правую сторону колонны, другой – по левую. Водящий должен поймать бегущих прежде, чем они снова встанут в колонну и снова соединят руки.

Если ведущий не смог никого поймать, то все остальные игроки поют: «Огарушек, огарушек, встань на черный камушек, плохо бежишь – мало спалишь».

Следующая игра называется «Угадай поцелуйчик». Она не является русской народной игрой, а скорее современной. Для начала нужно выбрать одного игрока. Завяжите ему глаза, а затем кто то из остальных игроков должен подойти к нему и поцеловать. Но заранее предупредите играющих о том, что поцелуй должен быть не слабеньким, иначе он никогда не угадает, кто его поцеловал. А в этом и заключается вся суть игры. Если он угадывает, то на его место становится тот, кто целовал, а если не угадывает, то его целуют еще раз и он снова должен угадывать.

Целовать можно в любое место, не обязательно в губы, также целовать может любой участник, то есть парень парня и девушка девушку.

Следующая современная игра, в которую также можно играть в «хороводе», называется «Куколка». Все участники стоят в кругу в очередности мужчина – женщина. Вы достаете голенького пупсика и говорите: «Я поцелую пупсика в правый глазик, а ты?». И с этими словами передаете пупсика своему соседу. Следующий игрок говорит также куда он целует пупсика и затем действительно целует его в это место.

Повторяться нельзя. Для начала скажите гостям, что в том то конкурс и заключается, чтобы найти столько мест, чтобы они не повторялись, а тот, кто не сможет найти такое место первом, тот проигрывает. Но когда каждый участник поцелует пупсика, скажите, что правила игры изменились, и теперь надо поцеловать своего соседа справа именно туда, куда он целовал пупсика.

Очень забавно выглядит, когда девушка целует парня, к примеру, в пятку.

В качестве дополнительного варианта вы можете предлагать участникам целовать пупсика не один раз, а по нарастающей, т. е., вы – один раз, следующий – два раза и так далее. Затем своего соседа им придется также целовать по несколько раз.

«Поцелуйчики». Для того чтобы поиграть в игру, нужно, чтобы участники также стояли в кругу. Одному завязываются глаза. Остальные игроки берутся вокруг него за руки.

Все идут по кругу в одну сторону, а водящий – в другую. По сигналу ведущего все останавливаются. Ведущий указывает своей рукой на различные части тела и говорит: «Ты поцелуешь сюда?». Водящий, все также с закрытыми глазами отвечает наобум: «Да» или «Нет». Как только он в первый раз ответил да, водящий показывает на пальцах какое нибудь число и говорить: «Ты поцелуешь этого человека столько раз». Водящий должен также отвечать.

Затем ведущему развязываются глаза, и он должен поцеловать человека, напротив которого он остановился, в соответственное место и соответственное количество раз.Игра называется «Цветик семицветик». Игроки стоят по кругу. Ведущий называет цвет, например, оранжевый. Все должны схватиться за оранжевый предмет одежды какого либо игрока. Причем за один и тот же предмет двум игрокам хвататься нельзя.

Проигрывает тот, кто не успел схватиться. Он выбывает, так продолжается до тех пор, пока не выявляется окончательный победитель.

Следующая игра, в которую можно поиграть на этом празднике, называется «Городки». Ведущий расставляет заранее приготовленные дощечки на некотором расстоянии от игроков. Все участники бросают палку, и выигрывает тот игрок, который одним ударом сбил больше всех деревяшек. Вместо деревяшек можно использовать жестяные банки или пластмассовые бутылки.

Из них также можно соорудить целые крепости.

Следующая игра называется «Огурец». Участники стоят в кругу, выбирается один водящий. Он становится в середину круга, а все участники встают плотно прижавшись друг к другу плечами. Руки у всех играющих должны быть за спиной. Задача всех играющих заключается в том, чтобы незаметно от водящего съесть целый огурец. При этом огурец нужно передавать за спинами таким образом, чтобы он долго не задерживался у одного участника.

Все понемногу откусывают огурец так, чтобы водящий этого не видел. Если водящий угадает, у кого сейчас в руках находится огурец, тогда этот участник становится водящим. Второй раз в эту игру можно сыграть так, чтобы подшутить над водящим.

Для начала можно показать огурец, а затем кто нибудь из игроков спрячет его за спиной, всунув его под ремень. Через минуту после игры участники объявляют о том, что огурец успешно съеден. Выражение лица у водящего становится очень удивленным, ведь он ничего не успел даже заподозрить.

Следующая игра – «Шапка ушанка». Для нее вам потребуется как раз такой головной прибор. Все участники все также стоят по кругу. Их задача заключается в том, чтобы передать шапку ушанку с одной головы на другую без помощи рук. Проигрывает тот, кто ее уронит. «Присядочка». Для нее выбираются два самых веселых парня.

Они становятся в центре круга. Остальные должны петь какую нибудь русскую народную песню, например, «Виновата ли я». Можно исполнить какую нибудь песню Верки Сердючки, Бабкиной или Кадышевой.

Молодые люди должны выполнять под песни играющих движение «присядочка», т. е. приседать, а, вставая, выбрасывать ногу вперед. Выигрывает тот, кто сможет дольше и без остановки проделывать это движение. Если эти парни достаточно спортивного телосложения, то усложните игру тем, что они должны будут выполнять это движение не просто на месте, но и ходить по кругу.

14. «Эстафета».Участники разделяются на две равные команды. Игроки выстраиваются в одну прямую линию. Первые два участника берут в рот ручку ложки, а в ложке должна быть картофелина. Каждый участник должен добежать до указанного места и вернуться назад, не отпуская из зубов эту ложку.

Выигрывает та команда, участники которой по очереди проделают это первыми. Но важно отметить, что, если картошка падает, то участник должен начать свой путь с самого начала.

Итак, играть можно в огромное количество игр, главное, чтобы было желание гостей. А этого желания вы сможете добиться тем, что заранее предупредите, что самого активного игрока ожидает ценный подарок. В качестве приза вы можете подарить сборник русского народного фольклора или сувенирные лапти, матрешку, посуду, расписанную гжелью, или что нибудь в этом духе.

Обычно такие сувениры можно найти в лавках для приезжих.

Что же можно кушать на этот вечере? Лучшим блюдом станет, конечно, окрошка. Лучше нарезать ее заранее. А уже на природе смешать ее с квасом или кефиром.

Или можно обойтись небольшим «перекусом», похожим на школьный поход. Просто отварив картошку и яйца, не забыть о фруктах, овощах и зелени. Исходить из поговорки: «Картошка – второй хлеб».

Приглашения для этого «Хоровода» лучше сделать в форме русского народного сарафана или кокошника.

Вы, наверное, заметили, что для этой вечеринки существует безграничное количество веселых игр, так что организовать ее стоит непременно.

В первый весенний месяц приятно съесть тонизирующий, утоляющий жажду холодный суп. В русской кухне наибольшей популярностью среди таких супов пользуются окрошка, ботвинья, свекольник и холодник. Чаще других и в городских, и в сельских домах весной и летом готовится окрошка.

Интересно, что еще в начале прошлого века окрошка подавалась не как первое блюдо, а как закуска. Вероятно, это связано с тем, что в ее состав входят различные овощи, которые вместе с резким кислым квасом являются хорошими возбудителями аппетита и служат прекрасной закуской. Само название блюда говорит о том, что все входящие в него продукты очень мелко измельчаются, т. е. крошатся.

Кроме кваса, огурцов, лука, картофеля, репы, яиц, в окрошках используют мясо, грибы, квашеную капусту и многие другие продукты. Подают окрошки двумя способами. При первом способе все продукты кладут в заправленный растительным маслом, солью, горчицей и сахаром квас, размешивают и затем разливают по тарелкам. При втором - нарезанные продукты укладывают в салатники, а квас подают отдельно в кувшинах. При этом каждый самостоятельно накладывает в свою тарелку гарнир и наливает по вкусу квас.

В старинной русской кухне в окрошках наряду с хлебным квасом использовались кислые щи (напиток), кислое молоко, огуречный и капустный рассолы. Сегодня перечисленные заправки используются крайне редко, хотя это не совсем оправданно. В тарелку с окрошкой, как правило, кладут 1-2 ложки сметаны.

Окрошка на квасе

1,5 л кваса, 2 яйца, 1 чайная ложка горькой горчицы, 1 столовая (без верха) ложка сахара, хрен по вкусу, 2 свежих огурца, 150-200 г зеленого лука, пучок укропа, 1/2 стакана сметаны или 4 столовые ложки растительного масла, соль по вкусу.

Для наборов:

Вариант 1. 200 г вареной говядины, 120-150 г вареной телятины, 100-150 г ветчины.

Вариант 2 . 150 г жареной мякоти дичи, 200 г жареной или отварной телятины.

Вариант 3 . 200 г вареной мякоти рыбы (лучше разных видов) .

Для кваса : 80 г ржаного хлеба, 2 столовые ложки сахара, 3 г дрожжей, 12 стаканов воды.

Сварить вкрутую яйца, остудить, отделить белки от желтков. Желтки положить в миску, где будет готовиться окрошка, растереть с горчицей, сахаром, солью и хреном (по вкусу), смешать с половиной стакана кваса.

Мясо, входящее в один из наборов окрошки, мелко изрубить и положить в миску с заправкой. Туда же мелко накрошить огурцы, зеленый лук, белки яиц. Влить в миску 2 стакана кваса, хорошо, но осторожно размешать, слить в посуду с плотной крышкой и на 2-3 ч поставить в холодильник. Перед подачей влить в окрошку оставшийся квас. В тарелку с окрошкой положить ложку сметаны или растительного масла и рубленую зелень укропа. Чтобы сметана не свернулась, ее нужно быстро и хорошо размешать в тарелке.

Овощи в окрошке могут быть самые разные (картофель, морковь, репа, редис и др.). Те из них, которые не употребляют обычно в пишу в сыром виде, нужно сварить. Все продукты мелко шинкуют. Огурцы в окрошке можно заменить отжатой из рассола мелко шинкованной квашеной капустой или солеными грибами, телятину и ветчину - вареной колбасой.

Квас для окрошки готовят так . Ржаной хлеб необходимо нарезать ломтиками и обжарить на сухой сковороде или в духовке до образования темно-коричневой окраски. Залить сухари горячей кипяченой водой (80°С) и оставить настаиваться в течение 4 ч. Настой процедить, добавить сахар и дрожжи (предварительно разведенные водой) и поставить в теплое место на 8 ч. Готовый квас процедить и поставить в холодильник. Лучше готовить сразу 5-10 л кваса. Вместо кваса иногда окрошку заправляют кефиром.

Окрошка с редисом на кефире

По 1/2 л кефира и воды, 3 свежих огурца, 4 ст. ложки рубленого зеленого лука, 5 редисок с листьями.

Огурцы и редис нарезать соломкой, добавить промытые и нарезанные листья редиса, рубленый зеленый лук, соль. В холодную смесь из кипяченой воды и кефира добавить подготовленные овощи.

Окрошка из свекольных листьев на квасе

3 пучка молодой свеклы с листьями, 3 свежих огурца, 1,5 л кваса, 2 ст. ложки рубленого укропа, 4 ст. ложки сметаны, соль.

Листья промыть и порубить. Свеклу очистить и нарезать соломкой. Свеклу и листья залить кипящей водой, добавить 1 ст. ложку лимонного сока и варить 1-2 минуты. Охладить. Свежие огурцы нарезать соломкой, залить квасом, добавить свеклу с листьями, соль.

Окрошка с репой

2 репы, 1 л. хлебного кваса, 1/2 небольшого кочана цветной капусты, 1 морковь, 2 свежих огурца, 1/3 стакана зеленого лука, 2 яйца, 2 ст. ложки сметаны, 1 ч. ложка сахара, соль.

Вареные и охлажденные репу, цветную капусту, морковь, а также свежие огурцы нарезать мелкими кубиками. Зеленый лук мелко нарезать и размять ложкой, добавив немного соли, чтобы он сделался мягким и дал сок. Сваренные вкрутую яйца очистить, отделить белки от желтков, белки нарубить мелкими кусочками, а желтки растереть с горчицей. Растертый зеленый лук соединить с растертыми желтками, сметаной, сахаром, солью, все это перемешать, развести квасом, положить нарезанные репу, морковь и цветную капусту. При подаче на стол положить в окрошку нарезанную зелень.

Окрошка полевая

200 г ржаного хлеба, 2-3 стакана кваса, 2 ст. ложки растительного масла, по 1 ст. ложке тертого хрена или редьки и мелко нарезанного лука, соль.

Ржаной хлеб нарезать маленькими кусочками, добавить растительное масло, тертый хрен или редьку, мелко порезанный лук, посолить и развести квасом.

Окрошка с донником

Мясо, огурец, картофель, яйцо мелко порезать, измельченный зеленый лук и донник растереть с солью и горчицей, залить квасом, охладить.

Подавать со сметаной.

100 г вареного мяса, 100 г вареного картофеля, 2 огурца, 50 г зеленого лука, 50 г донника, 2 вареных яйца, 1 л кваса, соль, горчица по вкусу, сметана.

Окрошка с бораго (огуречная трава)

Приготовление, как и с донником. Только донник и огурец заменить бораго, добавить укроп и сахар.

Окрошка мясная

Вареное нежирное мясо, свежие огурцы нарезать кубиками. Мелко порезать зеленый лук, добавить немного соли и размять ложкой в тарелке, чтобы дал сок, сделался мягким. Белки сваренных вкрутую яиц порубить, желтки растереть, добавить немного соли, сахара и горчицы. Развести хлебным квасом.

Подавать со сметаной и мелко нарезанным укропом.

Укроп можно заменить пряными травами (мята, мелисса, любисток и т.д.). Мясо - колбасой или холодцом.



Рассказать друзьям