Чувашская народная вышивка и орнамент цвет знаки. Чувашский орнамент – кладезь информации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: познакомить учащихся с чувашским национальным орнаментом; изучить его особенности и элементы; развить внимание, точность, способность комбинировать различные элементы орнамента; воспитывать аккуратность, эстетический вкус, уважение и любовь к родному краю.

Задачи:

Образовательные:

  • расширить знания учащихся о культуре родного края;
  • познакомить с основными видами чувашского национального орнамента, его символами и принципами композиционного построения;
  • освоить навыки декоративного обобщения и закрепить навыки работы с гуашью.

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес к произведениям чувашского декоративно-прикладного искусства;
  • развивать у учащихся декоративно-орнаментальное творчество и индивидуальность в создании собственных декоративных композиций по мотивам чувашского прикладного искусства;
  • развивать эстетическое чувство, умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цветосочетаний, необходимое для понимания национального искусства.

Воспитательная:

  • прививать любовь и уважение к историческому и культурному наследию родного края;
  • воспитывать аккуратность и внимательность в работе при передаче точности линий в орнаменте;
  • оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Оборудование урока:

Зрительный ряд: авторская презентация «Чувашский национальный орнамент»; иллюстрации с изображением чувашского орнамента; таблица «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем»; образцы салфеток и полотенца с элементами чувашского орнамента из музейного фонда школы.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).

Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашь, крупная и тонкая кисти, палитра, баночка для воды.

Задание: выполнение гуашью декоративной композиции по мотивам чувашской народной вышивки и узорного ткачества.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа: сообщение о чувашском национальном орнаменте, просмотр слайдов.
  3. Практическая работа учащихся: выполнение гуашью чувашского орнамента.
  4. Подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

II. Вводная беседа.

Учитель: Тема нашего урока «Чувашский национальный орнамент». (Слайд 1 ) Сегодня нам предстоит поближе познакомиться с декоративно-прикладным искусством родного края.

Что такое орнамент? (Ответы учащихся)

Учитель: Орнаментом называется узор, построенный на чередовании в определенном порядке каких-нибудь рисунков или линий. Слово «орнамент» произошло от латинского «ornamentum», что значит «украшение». (Слайд 2)

Где же используется орнамент? (Ответы учащихся)

Учитель: С давних пор орнамент часто используется для росписи стен и для украшения посуды, тканей, одежды. Посмотрите на изящную и затейливую вышивку чувашского полотенца. (Слайд 3) Вышивка (тěрě) - это достояние и гордость чувашского народа. Ею занималась, буквальна каждая чувашская женщина, девушка. До сих пор старинные вышитые узоры, старинный чувашский орнамент восхищают своей красотой и тонкостью, даже не вериться, что вся эта красота сделана руками простых крестьян. (Слайд 4)

«В чувашском орнаменте вышивки выразилась красота души и мудрость нашего народа. Это богатое наследие является неиссякаемым источником для последующих поколений, которые могут на основе лучших его образцов создавать новые высокохудожественные произведения декоративно-прикладного искусства…», - сказал народный художник Чувашской Республики Моисей Спиридонов. (Слайд 5)

Познакомимся с толкованием некоторых основных символов чувашского орнамента. (Слайды 6,7) Традиционные чувашские орнаменты, составленные из пиктографических символов, призывают к духовному единству, взаимопомощи, патриотизму и к сохранению культурных традиций.

Чувашский орнамент – не только символика знаков, но и символика цвета, цветовых соотношений. (Слайд 8) В цветовой гамме чувашского национального орнамента наиболее распространенными являются красный, белый и черный цвета. Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости. Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием. Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни. Синий – свод неба, желтый – Солнце, дарующее жизнь всему на Земле.

Орнамент - древнейший язык человечества. Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, человек надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней. (Слайд 9)

III. Практическая работа учащихся.

Предлагаю детям выполнить гуашью чувашский орнамент с использованием основных символов при помощи таблицы «Толкование основных символов чувашских узоров и эмблем», вывешенной на доске. А для того, чтобы им было проще подобрать к орнаменту цветовую гамму – картинка-помощник на экране. (Слайд 10)

(Дети работают, я провожу индивидуальную консультацию.)

IV. Подведение итогов урока.

Учитель: Давайте посмотрим на наши работы и попробуем дать словесное описание каждому орнаменту согласно толкованиям основных элементов чувашской пиктографии.

(Учащиеся демонстрируют свои работы и все вместе составляют короткий рассказ по каждому из орнаментов.)

V. Домашнее задание.

Собрать иллюстративный материал по теме «Чувашский праздничный костюм».

Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся одним из основных видов чувашского прикладного искусства - вышивкой, несложными узорами - орнаментальными швами.
  • Развивать интерес к языку, народным традициям, расширить словарный запас учащихся.
  • Воспитывать интерес, уважительное отношение к истории и культуре родного (чувашского) народа, самостоятельность и желание трудиться.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: кроссворд "Чувашская вышивка" ("Чaваш тeрри"). Видеофрагменты ежегодного чувашского праздника песни "Уяв". Книга "Чувашское народное искусство".Учебники "Родная литература", 3 класс. Вышитые платки, полотенца, платья, фартуки. Таблицы "Узор с письменами", кусочки сырого картофеля для каждого ученика; гуашь.

Ход урока

I. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

Ребята, если вы правильно разгадаете кроссворд, то прочитаете тему нашего урока [Слайд 3]

1. Старший сын в семье (пичче)

2. Отрывок из произведения П. Хусанкая.

Кам-ха, кам cак халaха пeлет
Вaл ceр пин сaмахпа пуплет
Ceр-пин юрa-cемe кeвeлет.
Ceр-пин тeслe тeрe вaл тeрлет (чaваш)

3. Загадка о солнце (хeвел)

4. Мать отца (асанне)

5. Младший сын в семье (шaллaм)

6. Чувашская старинная обувь (caпата)

7. Загадка из поэмы К. В. Иванова "Нарспи"

Сy с хy реллe хурca йытa пeр кeрет те пeр тухать eп)

8. Приспособление для шитья (пyрнеске)

9. Учитель показывает старинные бусы, дети называют (шaрcа)

10. Праздник проводы зимы у чуваш (caварни)

Дети читают слова по вертикали "Чaваш тeрри" ("Чувашская вышивка") [Слайд 4]

Ребята, сегодня мы с вами поближе познакомимся одним из распространенных и наиболее доступных видов декоративного искусства - вышивкой. Тема урока так и называется "Удивительная чувашская вышивка". [Слайд 5]

Еще в глубокой древности во времена язычества, человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: вселенная изображалась в виде четырехугольника, волнистой - вода, кругами, квадратами или ромбами изображали солнце.

В ходе рассказа дети находят эти узоры в таблице "Узор с письменами" [Слайд 6]

II. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний

1. Просмотр видеофрагмента ежегодного чувашского песенного праздника "Уяв" (не размещено из-за превышения допустимого объема приложения)

Учитель: Ребята, фрагмент какого праздника вы посмотрели, который прошел в этом году пятого июля на территории нашей школы?

2. Беседа после просмотра.

В традиционной народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понимались как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл. В нем человек наиболее остро ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива, внутри праздника осуществлялся контакт и свободное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность человека. Праздник - это проявление всех форм и видов культуры данного коллектива, начиная от принятых норм поведения, кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен.

Рассказы детей о своих впечатлениях от праздника.

III. Ознакомление с новым материалом

1. Учитель показывает национальные костюмы из книги "Чувашское народное искусство" с. 14-15, 34-35.

Богатое наследие оставили нам предки. Ярким представителем декоративно-прикладного искусства является народный костюм, в котором отражаются разнообразная вышивка, элементы ткачества, ювелирное искусство. Ведь до появления фабричных тканей людям приходилось ткать самим. Чуть ли не в каждой деревенской семье стоял ткацкий станок. [Слайд 7]

Работа эта требовала много времени и сил. Сначала нужно было вырастить лен или коноплю. Из мужских стеблей конопли получались более мягкие и качественные ткани. Чтобы отделить волокна от древесины, необходимо было вымочить в воде или подержать под снегом. Как следует высушив, стебли мяли, затем чесали и из полученных волокон пряли нити. При необходимости нити красили и на ткацких станах ткали ткани, полотенца, паласы. С таким усердием и душевной теплотой созданные изделия были для наших предков необыкновенно дороги.

Дети находят платки, полотенца ручной работы, и внимательно рассматривают вышивку на них.

В чувашской вышивке множество мелких фигур, которые можно объединить в одну группу - узор с письменами (cыруллa тeрe) или орнаментальные швы. Почти все они выполняются контурным швом. Мастерицами они осмысливались как узоры реалистические, насыщенные конкретным содержанием. Мотивы геометрического орнамента указывают на связь с реальной действительностью, что подтверждается названиями узоров: кaвакал [утка], лeпeш [бабочка], cырла [земляничка], нухрат [денежка], сулa [браслет] и др. [Слайд 8]

Дети с помощью таблицы "Узор с письменами" находят узоры, называют их, рисуют в тетрадях.

Физкультминутка

2. Основные цвета чувашской вышивки [Слайд 9]

Для чувашской вышивки характерно сочетание "теплых" и "холодных" тонов. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.

Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки.

Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.

Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья.

Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья.

Зеленый цвет - цвет природы, жизни.

Синий цвет - цвет волшебства.

Чувашская одежда сохранила в своих отдельных элементах очень древние традиции. Многие узоры и украшенные ими предметы были связаны с назначением оберегать владельца от злых духов, а затем стали украшать его одежду.

Каждый шов в вышивке имел свое устоявшееся место и декоративное назначение, для каждого вида изделий применялись свои определенные швы. Например, рубашка, масмак, наволочка свадебной подушки у чуваш, просматриваемые только с лицевой стороны, выполнялись односторонними швами [хура кар тeрри], верхошов [пeр питлe тeрe], косая мелкая стежка [хантaс], крест [хeреслe тeрe].

3. Национальный орнамент "Кeскe".

Женщины с большой любовью занимались рукоделием. Собираясь в кружок, соревновались друг с другом, выдумывая новые узоры, перерабатывая старые. Шили себе и своим близким одежду, вкладывая в работу все свое умение и эстетический вкус. Но это не было коллективным творчеством, ибо каждая мастерица, создавая из известных мотивов орнамента свою композицию или придумывая новые детали, оставалась оригинальным художником.

Женские рубашки вышивались узорами кeскe и сунтaх. Розетки кeскe вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки. По стилю исполнения кeскe носит легкий, ажурный характер. [Слайд 10]

Девичий костюм не имел нагрудных розеток кeскe, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. (Чувашское народное искусство, с. 34-35)

Древнее смысловое значение связано с символом солнца.

Заранее подготовленный ученик рассказывает легенду о трех солнцах. [Слайд 11]

Когда-то давным-давно в мире было три солнца и находились они близко к земле. Люди не знали, что такое зима, снег, лед. Вокруг росли удивительные растения, которые давали людям все то, что нужно было для жизни. Но были люди, которые не понимали это. Не хотим так больше жить, невозможно дышать! - часто жаловались, кричали они.

Мудрые старики-шурсухалы предупреждали, что нельзя убивать ни одно солнце, иначе будет большая беда. Но их никто не стал даже слушать. Пригласили знаменитого охотника и попросили одним выстрелом убить одно солнце. Охотник, страшаст от смерти, потянул тетиву, долго целился и выстрелил. Стрела со свистом полетела и попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. "Убить ещё одно!" - приказали они. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь убийственная стрела.

И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно!

Тогда люди с поклоном пошли старикам-шурсухалам просить мудрых советов. "Вам надо начинать везде рисовать три солнца. Тогда солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном и вернется к нам!"- посоветовали они. С тех пор люди везде рисуют три солнца: на земле, на стенах домов, окон. Поэтому женщины узоры солнца вышивали на нагрудной части женских рубах.

В настоящее время три солнца мы можем увидеть в символах Чувашской Республики. (Учебники "Родная литература, 3 класс, с. 20) [Слайд 12]

IV. Первичное осмысление и закрепление материала

1. Игра "Кто правильно найдет?"

Учитель показывает вышитые узорами изделия. Дети стараются правильно их называть.

2. "Умелые руки". Самостоятельная работа учащихся.

Дети украшают понравившимися узорами полотенца, которые вырезаны из белой бумаги.

Узоры печатают, используя гуашь и кусочки сырого картофеля прямоугольной (квадратной) формы.

Те ребята, которые закончат первыми, рассказывают о своих работах: какие узоры и цвета выбрали, что они означают. (1-4 ученика) [Слайд 13]

V. Подведение итогов урока.

Что интересного и нового для себя вы сегодня узнали?

Какие узоры вам особенно понравились и запомнились? Почему?

Где вы их можете применить?

VI. Задание на дом.

Просмотр видеофрагмента ежегодного чувашского песенного праздника "Уяв" [Приложение] (не размещено из-за превышения допустимого объема приложения)

Белые платья, которые вырезаны из бумаги, нужно украсить чувашскими узорами.

Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.

Для анализа старинной чувашской вышивки в распоряжении исследователя имеются образцы, относящиеся к 19 и началу 20 вв. Лишь незначительное количество орнаментированных предметов, хранящихся в музейных собраниях, датируется 18 в. Однако даже эти сравнительно поздние образцы указывают на их давнее происхождение и раннее знакомство чуваш с искусством орнаментации тканей.

Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П.С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, наипаче синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».

Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в.

Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П.С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак, простую полынь, с примесью дрока, для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха. Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена. После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки.

Навыки в окрашивании пряжи в дальнейшем развивались и совершенствовались. С появлением полихромной вышивки (19 начало 20 вв.) потребовалось большее количество красителей. Старая чувашская вышивка чрезвычайно разнообразна. Различные виды ее применялись при орнаментации отдельных частей одежды.

Основной принадлежностью старинной чувашской одежды являлась (холщовая рубаха), грудь, подол, рукава, спина которой богато орнаментировались. С вышивки рубахи, в первую очередь женской рубахи, как наиболее красочно и богато украшенной орнаментом, и следует начать описание чувашской национальной вышивки.

Наиболее архаичные образцы женских орнаментированных рубах, сохранившихся в нескольких экземплярах датируются серединой и концом 18 в.

Открытая научно- практическая конференция учащихся

«Достижени-Я-2016»

Тема: « Платок с орнаментом чувашской вышивки в технике «холодного» батика

«Чаваш тенчи» (Чувашский мир) »

Секция: «Художественно-прикладная (декоративно-прикладное творчество)»

Дроздова Наталья ,

учащаяся учебного объединения «Батик. Бандан» МАОУДО «Дом детского творчества» г. Чебоксары ЧР

Руководитель:

Наумова Ирина Гавриловна ,

Педагог высшей категории дополнительного образования МАОУДО «Дом детского творчества» г. Чебоксары ЧР, член Союза художников РФ и ЧР, член Союза дизайнеров РФ и ЧР

Чебоксары, 2016

Содержание

стр.

Введение

3

Основная часть

4

История чувашской вышивки

4

Сравнительный анализ национальных орнаментов

6

Технология изготовления изделия (практическая часть)

7

1) Выбор рисунка и разработка эскиза.

8

2) Рисование эскиза.

8

3)Перевод рисунка с эскиза на ткань, натяжка ткани на раму, нанесение резерва по контуру.

8

6) Выбор красок и роспись ткан.

8

Заключение

9

Использованная литература

Приложения

« Вышивки чувашской красотою

Восхищается страна не зря.

А с какой любовью, теплотою

Свет и радость нам несет она

«Чувашская вышивка»

    Введение

История своего народа всегда вызывала неподдельный интерес, изучать этнические особенности чувашского народа возможно, исследуя орнаментальное искусство, которое ярче всего проявляется в знаменитой чувашской вышивке. Прекрасные творения чувашских мастериц, дошедших до наших дней, поражают взгляд изяществом и красотой вышитых узоров, тонкостью их исполнения. Невозможно найти одинаковый узор на вышитых изделиях, так как символов, которые использовали вышивальщицы в своих узорах, много, и из них можно создавать множество различных комбинаций.Я занимаюсь уже несколько лет батиком, в батике очень важен цвет и форма, как и в чувашской вышивке. Но чувашская вышивка еще имеет свои символы.Как же можно связать два вида искусства, на первый взгляд, имеющие мало общего между собой – батик и вышивка.Возможно ли перенести орнамент чувашской вышивки на ткань и расписать ее в технике «холодного» батика, сохраняя ее национальный колорит, геометрию формы.Это и стало гипотезойисследования .

Встала проблема – возможно ли в батике передать через символы и цвета особенности чувашской вышивки, можно ли найти практическое применение расписанному изделию, каким образом можно состыковать, казалось бы, на первый взгляд совершенно две разные техники исполнения, в одном оформленном изделии. И какая вещь больше всего подойдет: платок, платье, рубашка для расписывания? А также узнать, каковы истоки батика и чувашской вышивки, когда они появились?

Изделия декоративно-прикладного творчества, как правило, берут свои истоки из глубины истории, поэтому в этих изделиях содержатся богатые народные традиции, а следовательно, они являются национальным достоянием, благодаря своей трудоемкости и уникальности, всегда они всегда будут пользоваться большим спросом, высоко цениться и доставлять удовольствие.В этом и заключается актуальность данного исследования.

Целью исследования стало изучение символов чувашской вышивки, приобщение к истокам культурных ценностей чувашского народа, привитие любви к традициям своего народа, воспитание бережного отношения и уважения к национальной культуре.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи :

    Изучить историю чувашской вышивки.

    Изучит символы чувашской вышивки.

    Исследовать символику чувашской вышивки.

    Доказать возможность использования символов чувашского орнамента для оформления изделия в технике «холодного» батика с использованием основных и дополнительных цветов.

    Привлечь внимание ровесников к тематике исследования.

Методами исследования стали:

    Сбор информации (изучение литературы, интернета, беседа с руководителем учебного объединения, работниками музеев,фотографирование).

    Метод наблюдения (посещение выставки «батик», национального музея, изучение работ по батику, композиций с чувашской вышивкой).

    Сравнение (вышивка чувашей и народов Поволжья).

    Обобщение полученных данных.

Работа состоит из введения, основной части, в которой рассматриваются история чувашской вышивки и батика, технологии выполнения и выводов.

2. Основная часть

1.История чувашской вышивки

Искусство вышивания было и остается одним из наиболее любимых и процветающих народных промыслов Чувашии.Национальную вышивку мы можем увидеть не только на старинных изделиях, но и на изделиях современных мастериц, и в них прослеживается душа народа, чувства и миропонимание создателей. В своих книгах А.А. Трофимов отмечает, что «вышивка, как один из видов народного творчества прошла долгий исторический путь, насчитывающий несколько тысячелетий. В орнаментах вышивки нашли себе место изображения, напоминающие пиктограммы и рунические знаки – элементы пред письма и древнейшие письмена, которые позволяют предполагать незапамятную древность их возникновения».В результате изучения научных трудов об истории чувашской вышивки была получена информация о том, что в чувашской вышивке особенностью является сочетание геометрических узоров с растительным и животными мотивами, что «чувашский орнамент состоит из узоров в форме крестиков, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов и полос.Круг, ромб, розетка, квадрат, восьмиугольник – символически означают солнце, как источник жизни; люди – крестики (знаки жизни); горы – треугольники; животные - прямые линии разной направленности; земледелие и – две параллельные линии, соединенные наклонными; вода изображается волнистой линией».

Оказывается, наши предки считали, что мир создается птицами. При рождении ребенка чуваши говорили, что к ним прилетела новая птица, так как она считалась символом счастья. Поэтому в узорах очень часто встречается изображение птиц. Известный ученый А.А. Трофимов говорил о связи чувашских узоров со знаками рун иранской ветви письма, связанного с распространением зороастризма. Изучением особенностей чувашской вышивки вплотную занимается современная вышивальщица Жачева Е. В своей книге народная мастерица сообщает, что «со временем смысловое значение орнамента утратилось, и для вышивальщиц главной стала декоративная сторона».

Очень интересным показался тот факт, что в чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К 12-14 годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Наряды для хороводов и праздников вышивали скромно, но все свое мастерство проявляли во время вышивания свадебной одежды. В комплект приданного молодой девушки входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников, каждая девушка готовила парне (подарок) родственникам жениха и почетным гостям. Самые ранние коллекции чувашской вышивки, хранящиеся в музеях России и зарубежья, относятся к XVIII веку. В июне 2015 г. в Чебоксарах был открыт Музей чувашской вышивки.

Еще узнала, что для чувашской вышивки характерно сочетание «теплых» и «холодных» тонов. Основные цвета вышивки - все оттенки красного - от темно-бордового до розово-красного и черный. В качестве дополнения использовались различные оттенки зеленого, синего, желтого.

Только черным цветом, цветом добра, окаймлялся узор вышивки.

Красным цветом, источником торжества, счастья, узоры заполнялись.

Желтый цвет означает цвет солнца, радости, счастья.

Белый цвет - белый фон холста - цвет чистоты, здоровья.

Зеленый цвет - цвет природы, жизни.

Синий цвет - цвет волшебства.

Интересно – можно ли использовать все многообразие красок и символов чувашской вышивки для оформления платка в технике холодного батика?

Исследуя чувашскую вышивку и батик в Чувашии, выяснила, что руководитель учебного объединения Наумова Ирина Гавриловна является одним из ведущих специалистов по батику в Чувашии. А вот хранителями чувашской вышивки являются мастера и художники,бережно сохраняющие, творчески использующие и развивающие старинное искусство чувашской вышивки. Среди них такие имена, как Ефремова Екатерина Иосифовна – народный художник Чувашской Республики, заслуженный художник ЧР иРФ; Симакова Мария Васильевна – народный мастер России, Жачева Евгения Николаевна – мастер художественного вышивания и многие другие. Некоторые их перечисленных мастеров издали книги по истории чувашской вышивки, ее роли и месте в национальной культуре, о символах, используемых при вышивании, об особенностях техники вышивания и др.

Особый интерес вызвали символы чувашской вышивки и их расшифровки, вот некоторые их них: (Информация взята из книги «Азбука чувашских орнаментов и эмблем».Авторами книги являются Ф.В. Искандеров, И.Ф. Искандеров, Е.Ф. Костина).

Толкование

Толкование

Солнце, гармония, согласие

Свет, тепло, очаг, жизнь

Были и будем, величие рода

Сплочённость

Братство, солидарность

Честь, воля, самообладание

Поступь Неба и Земли

Ладья жизни, чистая совесть, судьба, рок

Око Бога - Турă, Неба, Мира, прозрение

Истина, закон, справедливость

Мироздание, единоверие

Дерево, место обряда, обращение к природе

Оберег от зла, гнева, доброта

Состязание, противостояние

Согласие, примирение

Мир, союз, согласие

Честь, отвага, верность

Небосвод, Вселенная

Связь неба с Землей

Покорение вершины, стремление ввысь

Движение, эволюция

Мысли, знание

Память о прошлом, дума о будущем

Щит, оберег единства

Забота о ближнем

Надёжность, рука об руку

Жилище, приют, кров родного дома

Созидание, помощь

Благотоворительность, помощь - НИМЕ

Духовный взлет, воля

2. Сравнение национальных орнаментов

В ходе ознакомления с чувашской вышивкой у меня возникло желание сравнить элементы чувашских орнаментов и соседних республик. Смирнов И.Н., профессор Казанского университета, еще в 1904 г. в своей книге «Волжские болгары» о результатах сравнения сказал: «Сравнительное исследование дает такую картину - наибольшее количество мотивов, включающее в себя мотивы черемис, мордвы и отчасти вотяков, представляют вышивки чуваш; в ближайшем родстве с чувашскими и повторяющими наибольшее количество мотивов оказывается орнамент черемисский, за которым следует по количеству общих с чувашами мотивов орнаментымордово-мокшанский, мордово-эрзянский и, наконец вотяцкий.

Черемисские орнаменты


Чувашский орнамент

Татарский орнамент

Мордово-мокшанский орнамент

Вотяцкий орнамент


Мордово-эрзянский орнамент

Сравнительно исследование форм костюма и мотивов орнамента приводит, таким образом, к неоспоримому выводу, что в области прикладного искусства, каковыми являются вышивание, чуваши-болгары являются законодателями и учителями для финнских народностей Волжско-Камского региона " Смирнов, русский по происхождению, и об этом он писал еще в начале ХХ века. Изображения, найденные в интернете, позволили внимательнее провести сравнительный анализ. Визуальное сравнение показало, что действительно, нельзя отказать в красоте и самобытности чувашскому орнаменту.

3. Технология изготовления изделия (практическая часть)

Рукоделие – дело трудоемкое и хлопотное, а еще одной особенностью является то, что на него уходит много времени. Изделия, сделанные батиком и вышитые, экологичны,просты по форме, нарядны, неповторимы. В каждое изделие вложено тепло рук и души.

Экологическое обоснование изделия.

Краски, кисти, ткань, используемые мною не животного происхождения, а значит, никакого ущерба и вреда окружающей среде при изготовлении изделия нанесено не было. От сочного орнамента на платке поднимается настроение, окружающий мир становится ярче и хочется делать всем приятное.

    Выбор рисунка и разработка эскиза.

Выбор формы модели был обусловлен изученной литературой. В книге Жачевой Е. в разделе «Материалы и инструменты» есть следующая информация: «..швы чувашской вышивки выполняются на основе точного отсчета ниток, на домашнем холсте, мешковине, редине, на всех видах полотна с равномерным переплетением (равное количество отсчитанных ниток и основы должны дать квадрат)». Эта информация и помогла нам определиться и с выбором изделия для росписи в технике холодного батика, и с выбором ее формы. Было решено оформить платок.

2) Рисование эскиза.

Перед выполнением произведения в чувашской вышивке заранее решались проблемы с композицией - размещением основных элементов и создание гармоничных цветовых сочетаний. Для этого надо четко представлять, для чего предназначены узоры. При знакомстве с символами чувашской вышивки, особе внимание привлек символ под названием «ниме», благотворительность, помощь. Понравился и символ, и название, поэтому приступила к работе. В вышивке вначале на миллиметровой бумаге, в соответствии с размерами будущего изделия, создается эскиз простым карандашом. Разноцветными фломастерами покрываются части рисунка, определяются, каким швом их нужно заполнить. Такие же приемы в батике, только вместо фломастеров были использованы цветные карандаши. После этого узор и в вышивке, и в батике переносится на ткань. В чувашском орнаменте желтый цвет является часто встречающемся, он означает цвет солнца, радости, счастья. Мне тоже захотелось в своем рисунке передать состояние радости, счастья, чтобы было как можно больше солнца. Поэтому желтый цвет решила сделать центральным, чтобы лучи солнца присутствовали во всех четырех фрагментах платка.

3) Перевод рисунка с эскиза на ткань, натяжка ткани на раму, нанесение резерва по контуру.

В чувашской вышивке работу над узорами начинали с выполнения контурного рисунка черными нитками. Это была самая трудная часть, требующая большой точности, отличного зрения и дневного света: если ошибешься на одну нитку или расколешь ее иглой, нарушается точность рисунка. В батике работу над узором начинают с резервирования.

4) Выбор красок (количество, цвет) и роспись.

Необходимо отметить: если для украшения обычных изделий применяли до четырех-пяти разных швов, то для праздничных костюмов – восемь-девять видов. Современные возможности позволяют использовать гораздо больше цветов. Так как платок должен быть праздничным, мы решили использовать более двенадцати различных цветов, возможности современного батика могут это позволить. Так как перед нами не стояла задача как можно точно по цвету передать орнамент чувашской вышивки, а красота батика состоит и в использовании множества различных цветов, то мы решили для росписи использовать не менее 12 цветов.

После того, как платок был выкроен на бумаге, мы перевели его на цельный кусок ткани и простым карандашом обозначили контуры будущего изделия.

Готовый эскиз при помощи иголочек подколола с изнаночной стороны, перевела рисунок на ткань, натянула ткань на раму и нанесла резерв по контуру.

Когда идет работа в технике «батик», художник прислушивается не только к себе, но и к ткани, так как она - непосредственный участник творческого процесса. Соприкасаясь с краской и водой, ткань сама творит неповторимые, удивительные, оригинальные эффекты, которые и делают батик таким самобытным .

Главное при работе с красками по ткани быть осторожной, не торопиться. Очень важно уметь смешивать краски по цвету правильно, чтобы переходы получались плавными и рисунок был ровным. При расписывании платка я использовала основные и дополнительные цвета. Расписывать было непросто, но очень интересно. Попутно я изучала основы цветоведения, рассматривала цветовой круг. Старалась как можно точнее переносить цвета из фрагмента, выполненного цветными карандашами, на ткань.

В процессе расписывания платка необходимо соблюдать технику безопасности.

При выполнении работ нельзя:

    ставить краски на край стола;

    долго держать кисти в воде;

    держать трубочку с резервом носиком вниз;

    ставить краски и банку с водой близко к работе;

    пользоваться трубочкой с резервом с помощью специальной груши;

    оставлять трубочку с резервом по окончании работы, нужно обязательно выдуть резерв и промыть бензином.

Не верилось, что такую красоту я под руководством педагога создаласвоими руками. Конечным этапом стало обметывание цветной нитью расписанного платка.

Заключение

Моя гипотеза подтвердилась: возможно орнамент чувашской вышивки перенести на ткань и расписать ее в технике «холодного» батика, сохраняя самобытность вышивки, ее национальный колорит, геометрию формы. Вышивка и батик являются важной частью истории, культуры и искусства любого народа. По способу росписи и вышивке можно узнать о традициях, обычаях народа, материальном и социальном положении ее владелицы.

В ходе исследования были решены следующие задачи:

Я изучила историю чувашской вышивки, ее символы, исследовала значение символов, доказала возможность использования символов чувашского орнамента для оформления изделия в технике «холодного» батика с использованием основных и дополнительных цветов. Узнала, что у нас в Чувашии есть замечательные мастера, занимающиеся вплотную историей чувашской вышивки, техникой исполнения чувашской вышивки, ее особенностям, а также ее пропагандой.

Доказала, что и в батике возможнопередать особенности национального колорита вышивки.

Пришла к выводу, что и чувашская вышивка, и батик развивают чувство вкуса, красоты, гармонии, любовь к природе, окружающему миру, пробуждает в душе только положительные эмоции, хочется делать добро окружающим. У меня появился интерес к истории своего народа. А самое главное, я поняла, что не может жить человек без опоры на истоки своего рода, племени, что надо уважать прошлое своего народа, ценить и любить его традиции, преумножать их, потому что без этого нет будущего, и прийти к этой мысли мне помогло занятие батиком.

Использованная литература

    «Аллахвердова Е.Э. Батик, Глина. Дерево./Е.А. Аллахвердова.- Издательство «Астрель», 2001.

    Брита Хансен «Роспись по шелку для начинающих». Издание на русском языке. OFAsprl , 1997. -72с.

    «Узоры земли чувашской». – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2007. -11с.

    Давыдов А.С. Батик. Энциклопедия. Техника. Изделие. Батик. С. Давыдов. –М.: «АстПресс», 2006.

    Дворкина И Батик. Горячий. Холодный. Узелковый /И. Дворкина. –М.:Изд. «Радуга», 2000. -159с.

    Жачева Е.Н. Чувашская вышивка. Чаваштерри: Техника. Приемы: Книга-альбом. –Чебоксары: Чуваш.кН. изд-во, 2006. -238с., ил.

    Иванов-Орков Г.Н. «Узоры, цвет, символика. Народное искусство и художественные промыслы современной Чувашии. – Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2012. –191 с.

    Николаев В. В., Иванов-Орков Г. Н., Иванов В. П.«Чувашский костюм от древности до современности». - Научно-художественное издание. На рус., чув. и англ. яз. - Москва - Чебоксары - Оренбург, 2002. - 400 с., ил.

    Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция» М. «Владос» 2005 г. учебное пособие для Вузов.

    Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:72500 слов и 7500 фразеологических выражений/Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. –М.: Азъ Ltd .,

    Хузангай А.П., А.А. Трофимов Три солнца Татьяны Шарковой. Каталог-альбом. –Чебоксары: 2003. -80с., ил. https

    Приложение 2.

    Приложение 2 .

    Приложение 3 .


    Приложение 4







Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в. Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П. С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак (Adonis vernalis), простую полынь, с примесью дрока (Genifta tinctoria), для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха (Carduus hete rophyllus). Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена (Rubiа tinctorum). После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей (Origanиm) и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки


Характерные черты чувашской вышивки Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка.


Косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) - мелкие стежки, вытянутые в одну линию - прямую или ломаную. Роспись Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хулçи, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке анатенчикĕскĕ и поясного наряда сарă и т. д. Косой стежок (хантăс) Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кĕскĕ, вышивке поясных подвесок, масмаков. Тамбурный шов Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана. Швы Чувашской вышивки Культурное наследие Чувашии.


Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами.



В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки.



В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили е й почти всю жизнь





Рассказать друзьям