Летние проекты для детей средней группы. Краткосрочный проект: Яркие краски лета!" для детей средней группы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Процесс поиска, найма и замены сотрудника предполагает достаточно большие затраты времени и финансовых средств организации. Часто собственник тратит много денег на подбор необходимого компании узкопрофильного специалиста, который требуется предприятию для достижения конкретной стратегической цели. Но абсолютно у каждого нового работника есть период адаптации на новом рабочем месте.

Адаптация – это обоюдный процесс восприятия, оценки и приспособления как нового сотрудника к предприятию-работодателю, так и предприятия к работнику. Этот этап проходит в разных компаниях по-разному, многое зависит и от индивидуальности сотрудника. Срок его варьируется от 2-х недель до полутора месяцев. В этот период работа ведется под контролем HR-отдела. Одна из его функций – профориентация кандидата в самом начале его деятельности и правильное определение его способностей и возможностей.

Адаптация – это обоюдный процесс восприятия, оценки и приспособления как нового сотрудника к предприятию-работодателю, так и предприятия к работнику.

Целями адаптации являются:

  1. Сокращение издержек. Пока новый работник сложно и долго разбирается с тем, как работает предприятие, он трудится малоэффективно и не дает результат, который необходим для роста прибыли компании. Трудовая деятельность любого работника должна быть результативна.
  2. Снижение уровня неопределенности новичка на рабочем месте.
  3. . Если новый работник чувствует себя некомфортно и неуверенно, он, скорее всего, уволится в течение короткого времени.
  4. Рост лояльности компании-работодателя в HR-сфере, среди потенциальных сотрудников и внутри компании.
  5. Экономия ценного времени непосредственного руководителя нового сотрудника и остальных работников отдела. Необходимость тратить время на неуверенного и сомневающегося работника, который не приспособился к новому месту, не позволяет работать в правильном режиме. Тем самым сбивается график и снижается эффективность работы всего отдела.

Сложности процесса адаптации

Основным врагом нового сотрудника в компании (особенно, без трудового опыта) являются сомнения и страхи, которые иногда не позволяют показать себя с лучшей стороны и становятся причиной скорого ухода с работы.

Среди «фобий» новых работников во время адаптации:

  • Потерять полученное место в компании.
  • Не справиться с обязанностями, нарушить сроки выполнения проектов.
  • Не найти общего языка с коллегами, проблемы коммуникации.
  • Обнаружить профессиональные недостатки или пробел в знаниях, необходимых для работы.
  • Оказаться некомпетентным в глазах руководства и коллег.
  • Не сработаться с новым руководителем.

Необходимость правильной адаптации неоспорима и по той причине, что большинство увольнений приходится на сотрудников, которые отработали в компании менее месяца. Кроме того, достаточно часто на предприятии несчастные случаи на производстве происходят именно в первое время работы нового специалиста.

Необходимость правильной адаптации неоспорима и по той причине, что большинство увольнений приходится на сотрудников, которые отработали в компании менее месяца.

Задачи и основы работы отдела персонала по управлению процессом адаптации:

  1. Программа тренингов и обучающих мероприятий для нового сотрудника. Этот инструмент поможет понять суть его работы, получить необходимую информацию касательно деятельности предприятия; теоретические знания и практические навыки активизируют уверенность в себе и повышают результативность работы.
  2. Контроль индивидуальной коммуникации руководителя с сотрудником. Подходят способы как формального, так и неформального общения (например, после работы или совместный досуг сотрудников на выходных или в праздники).
  3. Организация краткосрочных курсов и тренингов для топ-менеджеров, вступающих в данную должность. Обучение азам руководства является ключом к эффективной и долгой работе руководителя.
  4. Разработка системы методов поэтапного усложнения заданий для нового сотрудника.
  5. Применение метода общественных поручений для более тесного контакта с коллективом.
  6. Организация или специальных ролевых игр для сплочения коллектива и нового работника.

Формы адаптации нового сотрудника

Социальная адаптация – это процесс приспособления нового человека к коллективу, новой для него социальной среде и ускорения превращения ее в сферу его трудовой деятельности. Этапы и содержание по пунктам:

  • Плавное вхождение в среду.
  • Знакомство с нормами и ценностями отдела/коллектива.
  • Мотивация закрепиться в коллективе и эффективно трудиться, удовлетворяя личные профессиональные потребности.

Производственная адаптация – это трудовой процесс внедрения сотрудника в новую для него профессиональную деятельность, ускоренный курс понимания задач и специфики деятельности. Этой цели служат курсы, тренинги, положительный настрой на работу.

Психофизиологическая адаптация заключается в том, чтобы новый работник смог справиться как с физическими, так и с психологическими нагрузками, которые неизбежны в начале работы на новом месте.

Социально-психологическая адаптация практически равна условиям труда, когда работник вступает в процесс профессиональной коммуникации с коллективом и ему важна и интересна его профессиональная деятельность.

Организационная адаптация состоит в том, что новичок знакомится с нюансами организационных моментов компании: местом работы, особенностями бизнес-процесса, взаимодействия с другими сотрудниками и подразделениями, своей ролью в организации.

Организационная адаптация состоит в том, что новичок знакомится с нюансами организационных моментов компании.

Экономическая адаптация подразумевает выявление перспектив роста оклада.

Виды адаптации

Основные виды разграничивают на два типа:

  • Первичная адаптация – это период внедрения нового работника, у которого нет трудового опыта и опыта коммуникации в рабочем коллективе. Чаще всего это молодые сотрудники, выпускники учебных заведений разных уровней, молодые мамы, которые только вышли из декрета. Этим кандидатам сложнее адаптироваться в коллективе и быстро начать работать эффективно.
  • Вторичная адаптация – это процесс внедрения нового сотрудника, у которого уже имеется опыт работы. Он знает, как происходят коммуникации в организации, что такое трудовой коллектив, какие этапы необходимо пройти в начале деятельности на новом рабочем месте. Этот процесс они переносят легче новичков. Кандидаты, которые меняют должность в компании, иногда переезжают в другой город. Это тоже специфическая разновидность адаптации.

Методы адаптации

Немаловажную роль в работе нового сотрудника играют правильно подобранные методы адаптации персонала. Они бывают двух видов: непроизводственные и экономические.

Суть экономических методов заключается в материальной мотивации сотрудника. Ведь основным критерием выбора работы является заработная плата. Непроизводственные методы состоят в том, что работодатель выбирает собственную схему проведения мероприятий по адаптации новых сотрудников.

Приведем пример непроизводственных методов: тимбилдинг, корпоративный PR, новых работников, корпоративные группы и сайты, проведение бесед и инструктажей внутри коллектива. Любой способ из вышеперечисленных достаточно эффективен в период адаптации сотрудника, а также для сплочения коллектива.

Современные технологии позволяют улучшить бизнес-процессы на предприятии и работать над командным духом всех сотрудников, увеличивая эффективность и результативность их работы и процветания компании.

Адаптация персонала является важным бизнес-процессом в любой организации, поэтому его не следует упускать из виду. Важно тщательно проработать схему этого проекта и зафиксировать его как корпоративное и нормативное положение об адаптации персонала конкретной компании.

Это положение должно контролироваться ответственными сотрудниками. Только если оно будет действительно работать, новые работники смогут быстро вникнуть в работу, избежать страхов и неуверенности в себе, за короткий срок стать результативным звеном команды. Для составления такого документа можно использовать образец положения об адаптации персонала, прописав в нем пункты, методы и инструменты, которые будут использоваться в процессе работы.

 /  Адаптация в детском саду

Детский сад – это место со своими правилами, порядками и огромным количеством малышей. Здесь невозможно заранее предугадать реакцию вашего чада на все происходящее, поэтому период адаптации длится у всех по-разному. В социализации помогают вездесущие воспитатели, но без вашего участия облегчить новую жизнь ребенка вряд ли получится.

Из статьи вы узнаете, как происходит адаптация ребенка в детском саду и какие меры предпринять, чтобы этот период прошел без диких истерик и слез.

Как происходит адаптация?

Адаптация - это привыкание к новой обстановке. У маленьких детишек такой процесс протекает довольно болезненно, потому что они пока не умеют управлять собственными эмоциями или, например, подстраивать обстоятельства под свою зону комфорта. Когда ребенок впервые попадает в стены детского сада, он не знает, как реагировать на все вокруг, и постоянно находится в нервно-психическом напряжении, легком стрессе - особенно первую неделю.

Очень ярко проявляется страх - малышу некомфортно в новой обстановке с кучей незнакомых детей. Плюс ко всему - в помещении присутствует «диктатор» (воспитатель), которого необходимо слушаться. Усугубляет ситуацию незнание новых правил и форм поведения - появляется боязнь сделать что-то не так.

Любимые родители уходят. «И больше никогда не придут», - думает Ваня. Он не понимает, почему его вынуждены оставить чужой тете на произвол судьбы. От всех этих переживаний ребенок не может контролировать свои эмоции, которые приобретают самые различные оттенки, начиная с безобидных всхлипываний, заканчивая яростным гневом в сторону чего и кого угодно.

Не удивляйтесь, если малыш будет уверенно вырываться из ваших заботливых рук - это может сопровождаться даже применением физической силы в отношении вас или других раздражающих его объектов. Бывает и наоборот - ребенок резко замыкается в себе, становится депрессивным, молчаливым и задумчивым (как будто вовсе без эмоций).

В первые дни у малыша будет наблюдаться пониженная социальная активность - это не зависит от характера. Известно, что дети 2-3 лет играют именно рядом друг с другом, а не вместе, поэтому не переживайте, если ваше чадо с трудом взаимодействует с другими сорванцами.

На фоне стрессовых реакций некоторые малыши могут даже не интересоваться новыми игрушками - они выбирают роль наблюдателя и, как правило, довольно продолжительное время просто сидят в сторонке, чтобы подробнее изучить обстановку.

Также из-за метаморфоз в своей жизни ребенок может ненадолго утратить самостоятельные навыки - умение пользоваться какими-то бытовыми приборами. Например, очень часто детки стесняются проситься в туалет или вообще как-то говорить об этой «проблеме» воспитателю.

Что касается словарного запаса, то он немного скуднеет, предложения становятся короче и примитивнее, но не переживайте - со временем речь не только восстановится, но и обогатится новыми яркими словами (будем надеяться, что здесь обойдется без «криминала»).

Со сном тоже ожидаются неполадки - в детском саду первое время малышу будет тяжело отправиться в царство Морфея. Ожидаются внезапные слезы и беспричинные истерики во время дневного сна - кажется, что звучит как прогноз погоды, но на деле так все и происходит.

Аппетит также не совсем стабильный - это связано с новизной пищи. Когда малыш привыкнет к местному «меню», то еда начнет быстрее исчезать из тарелки. К тому же, в компании других непосед этот процесс будет приятным и веселым занятием.

Если говорить о здоровье ребенка в целом, то здесь все предельно ясно: иммунитет снижается, организм плохо противостоит инфекциям.

Обычно мальчики острее реагируют на все происходящее, потому что они сильнее привязаны к дому и маме в 3-4 года. Как следствие - болезненная разлука.

Еще на все это безобразие может наложиться знаменитый , который, конечно, осложнит и без того стрессовый период в жизни малыша.

Какие меры предпринять?

Самое тяжелое в посещении детского сада - это расставание с мамой, поэтому вам необходимо сохранять полное спокойствие. Ребенок очень хорошо чувствует чужие эмоции и еще больше расстроится, если увидит вашу неуверенность и тревогу. Разговаривайте с малышом не слишком громким, но уверенным тоном, доброжелательно озвучивая все происходящие действия. Можно предложить ему взять с собой любимую игрушку, которая «очень хочет в садик».

Перед первыми походами можно сочинить какую-нибудь сказку о том, как маленький зайчик сначала очень не хотел туда идти, потому что, по его мнению, там было неуютно и страшно, но вскоре он познакомился и подружился с другими детьми, воспитателями и стал любить маленький зайчик место, которое называется детским садом.

Придумайте свой «ритуал» прощания - просто махание рукой или поцелуй в щеку. Ни в коем случае не стоит изображать перед уходом сожаление или нерешительность - это поспособствует новым переживаниям вашего чада. Но обязательно обозначьте, когда именно вернетесь - после какого события: прогулки, сна, ужина. Так ребенок не будет ждать вас каждую минуту. На фоне слез и истерики не стоит успокаивать малыша скорым возвращением, если ему предстоит провести в садике полный день.

«У нас было бурное привыкание к садику, так как Соня очень активный и довольно темпераментный ребенок. Ее бросало из крайности в крайность: один день ей нравилось, другой - слезы и невероятные истерики с самого утра. Спокойствие наступило примерно через 2 недели - она привыкла к режиму и другим детям, улучшился аппетит, благодаря коллективным трапезам. Теперь ее не вытащишь оттуда - хочет играть с Полиной или Сережей».

Счастливая мама Людмила Денисенко

Воздержитесь от нотаций по поводу слез - ребенок имеет полное право на подобную реакцию. Помните про уверенность и доброжелательность? Лучше еще раз скажите дочке о своей любви и о том,что после вечерней прогулки обязательно за ней придете. Будьте терпимее к капризам малыша в этот непростой период.

Можно рассказывать о том, какие замечательные воспитатели работают в его группе, чтобы ему было легче и охотнее посещать детский сад, а заодно и слушаться. Не пугайте малыша детским садом («будешь себя плохо вести, останешься в детском саду!») и не отзывайтесь о воспитателях плохо при ребенке - тогда тревога будет проходить гораздо быстрее.

Стремитесь создать максимально комфортные условия дома, которые не будут раздражать его нервную систему. Не конфликтуйте на глазах у малыша, отмечайте его успехи и метаморфозы в поведении. В выходные дни старайтесь не менять режим ребенка и не продлевать ночной сон до бесконечности, потому что тогда распорядок дня сдвинется. Чтобы укрепить иммунитет сорванца, можно применять любые меры, начиная от , заканчивая для определенного возраста.

Вам нужно быть точно уверенными, что посещение детского сада - правильное решение для всей семьи. Даже если слез целый океан - это не повод сразу же ограждать дитя от всех препятствий. В таком возрасте очень хорошо развита адаптационная система и выдержать такое испытание организм вполне в состоянии.

В любом случае, не бойтесь детского плача и слишком не сердитесь на нытье и хныканье. Лучше добавить еще больше любви в повседневные будни ребенка.

Легче всего привыкнуть к незнакомой обстановке тем детишкам, чьи родители заранее готовились к такому важному событию . Также не возникнет проблем у физически здоровых малышей без хронических заболеваний и у тех, чей хотя бы немного похож на детсадовский.

При успешной адаптации ребенок начнет более уверенно ориентироваться в пространстве детского сада, вернется интерес к игрушкам и ко всему новому и красочному. Воспитатели чаще будут слышать вопросы в свой адрес и различные просьбы.

Такой сложный период, в среднем, длится до 3 недель. В особо тяжелых случаях - 2-3 месяца. Если же в течение этого времени положительных изменений не произошло, то тогда необходима помощь детского психолога, который, как правило, есть в каждом детском саду.

Наберитесь терпения! Через это проходят практически все детки, и вам точно нечего бояться. При правильном воспитании и комфортной обстановке дома этот процесс пройдет успешно и без ужасных круглосуточных истерик.

Фундаментом любой организации являются, как известно, люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит в первую очередь от того, насколько эффективно проводится работа с персоналом.

Практически любая компания в процессе своего создания и развития сталкивается с такими важными аспектами деятельности по управлению персоналом, как подбор, оценка, обучение и мотивация персонала, и не только сталкивается, но и активно развивает эти направления. Вместе с тем достаточно редко уделяется внимание такому вопросу, как адаптация новых сотрудников и персонала в целом, несмотря на важность этого направления для деятельности всей организации.

В разных компаниях процесс введения нового сотрудника в должность осуществляется по-разному. Для примера, этот процесс можно сравнить с тем, как родители учат детей плавать. Одни подходят к этому процессу кардинально - сталкивают с лодки посреди реки: захочет жить - выплывет. Другие для этой цели нанимают опытных профессионалов, которые точно знают, что нужно делать, чтобы научиться плавать. Третьи пускают процесс на самотек, со стороны наблюдая, как ребенок барахтается на мелководье, следят, чтобы не утонул. Четвертые надевают спасательный круг - главное, чтобы безопасно, а что плавать не научится, так это неважно, держится на воде, и хорошо. Возможно, есть еще какие-то способы, но сейчас скорее важно понять, какой способ был выбран в вашей компании и обеспечивает ли он нужный результат.

Как правило, проблемы адаптации персонала касаются всех компаний без исключения, но в зависимости от фазы развития организации - создается ли она только что или развивается и расширяется - они могут быть наименее или наиболее значимыми и первостепенными.

Один из самых заметных признаков того, что нужно задуматься о системе адаптации, - это текучесть кадров, когда персонал покидает компанию, и это движение носит массовый характер, некую закономерность и цикличность во времени, причем может касаться не только вновь принятых сотрудников, но и постоянного персонала.

В последнее время, в связи с недостаточным количеством квалифицированных кадров на рынке труда, больше времени уделяется на разработку механизмов по удержанию ценных сотрудников компании, которые проработали более года. Считается, что вновь пришедшие в организацию кадры, которые покинули ее в течение первых двух-трех месяцев, ценности не представляют, и на их место можно найти других.

Если глубже рассмотреть эту проблему, то становится понятно, что такая позиция недальновидна и необоснованна, так как на поиски специалиста теряется драгоценное время, текучесть негативно влияет на команду сотрудников и, соответственно, отражается на производительности, а от этого теряют все.

Кроме всего, рынок труда не так велик, как хотелось бы, особенно это касается квалифицированных кадров в сфере сельского хозяйства, поэтому важно, чтобы принятый сотрудник работал, а не уволился через несколько недель.

Что же представляет собой процесс адаптации новых сотрудников на предприятии и что нужно сделать для того, чтобы максимально оптимизировать его и облегчить? Для начала разберемся, что же значит само понятие «адаптация», какие чувства возникают у новых сотрудников, поступивших на работу в компанию, а также у постоянного персонала и организации в целом. Этот термин отражает то состояние, которое испытывает каждый, попадая в новую, чуждую, неизвестную среду. В первую очередь это, конечно, очень сильный стресс, который чаще испытывается на подсознательном уровне. Любые негативные эмоции, появляющиеся в начале работы, могут отрицательным образом сказаться на всей дальнейшей деятельности. Статистика говорит, что большее количество принимаемых на течение первых двух-четырех недель, при этом зачастую мысль об этом у них возникает в первый день выхода на работу. Кроме этого, если человек все же пытается остаться и адаптироваться на предприятии, то негативные эмоции отрицательно сказываются на мотивации работника и, как следствие, продлевают период адаптации, лишь после которого сотрудник начнет эффективно работать в коллективе.

Наиболее частые причины, с которыми сталкивается новичок при выходе на работу, оказывающие негативное воздействие, вплоть до решения покинуть организацию:

  • несовместимость с остальными сотрудниками;
  • недовольство стилем руководства;
  • неоправдавшиеся представления о работе организации;
  • утрата «иллюзий» относительно организации;
  • непонимание работником предъявляемых к нему требований;
  • высокая интенсивность и сложные условия труда на новом месте;
  • несовпадение ожидаемой и фактической оплаты труда.

Например, в некоторых компаниях новому сотруднику в самом начале не уделяется должного внимания, он не знает, к кому обратиться за необходимой для работы информацией, так как не был назначен человек для введения его в курс дела, он чувствует свою невостребованность. Бывает даже так, что работнику не приготовили его рабочее место, все это разрушает положительные представления о новом месте работы, в том числе и о компании, что может привести не только к потере сотрудника, но и сказаться на имидже организации.

Безусловно, компания должна быть заинтересована в нейтрализации таких отрицательных факторов. И еще, когда существует отлаженная программа адаптации, то есть возможность во время введения сотрудника в организацию контролировать, какое мнение у него складывается о рабочем месте и компании, и, при необходимости, корректировать его в процессе адаптации. Поэтому в результате всей адаптационной программы у сотрудника не должно оставаться невыясненных моментов. Он должен иметь четкое представление не только о своих обязанностях, но и о правах. Тогда он будет испытывать чувство благодарности к компании за то, что его не бросили в такой сложный момент, это повысит его лояльность, и можно будет рассчитывать на его помощь и участие в программах адаптации при введении в должность новых сотрудников. Важно помнить, что не только вновь пришедший сотрудник приспосабливается к новой для него рабочей ситуации.

Как и в любом деле, всегда есть вторая сторона, в данном случае постоянный персонал компании и непосредственно ее руководитель, которые также сталкиваются с новым, пока непонятным для них объектом, который неизвестно, что любит, что нет, какой у него темперамент, как он будет работать, руководить, общаться. Поэтому грамотно составленная программа адаптации должна включать процедуры не только для нового специалиста, для его полного ознакомления с компанией, но и процедуры, в которых и руководитель, и персонал, который будет непосредственно взаимодействовать с новым сотрудником, могли бы максимально быстро понять вновь пришедшего работника и включить в свою структуру, сделать «своим».

Для этого система адаптации строится с максимальным включением сотрудников, которые задействованы в общем рабочем процессе с новым работником, и именно от них он получает всю необходимую информацию о компании, что, в свою очередь, обеспечивает то необходимое взаимодействие, в процессе которого и происходит более близкое знакомство сотрудников, с получением информации друг о друге, что снижает общее напряжение и стресс от неизвестности.

То есть специальная процедура введения нового сотрудника в организацию способствует снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы. Кроме этого, у уже работающих сотрудников может существенно активизироваться творческий потенциал и включенность в корпоративную культуру компании.

Прежде чем мы коснемся того, как составляются программы адаптации, что нужно при этом учитывать и по каким критериям измерять успешность, имеет смысл подвести промежуточный итог о том, что, собственно, мы получаем, когда в компании есть эффективная программа адаптации. Во-первых, это минимальный срок вхождения нового сотрудника в компанию и, как следствие этого, его полноценная, со стопроцентной самоотдачей, работа по поставленным перед ним задачам. Во-вторых, это уменьшение вероятности ухода сотрудника в период испытательного срока, что, в свою очередь, экономит ресурсы компании на новый поиск и подбор специалиста на это рабочее место.

И, в-третьих, экономия времени непосредственного руководителя и рядовых работников. Как мы уже выяснили, главное, чтобы мероприятия, входящие в адаптационную программу, не носили формальный характер, так как крайне важно для любой компании, чтобы сотрудники до конца поняли и приняли все правила, которые есть в организации, полностью разобрались в своих должностных инструкциях, чтобы в компании работали не пассивные, не индифферентные сотрудники, а люди, которые осознанно выполняют свою работу и имеют чувство причастности к общему делу.

Цели и этапы адаптации

Для разработки оптимальных программ адаптации важно учитывать факторы, которые касаются специфики организации с одной стороны и категории новых сотрудников, на которых программа ориентирована, - с другой. К специфике организации относятся особенности деятельности компании (производственные, торговые и т.д.). А сотрудники делятся на молодых специалистов, обладающих в основном только теоретическими знаниями о рабочем процессе, и профессионалов с практическими знаниями и существенным опытом работы в других организациях.

Поэтому подготовка к запуску адаптационного механизма начинается с определения имеющихся знаний и навыков, оценки опыта работы, выяснения черт характера нового сотрудника, а затем для каждого новичка желательно разработать индивидуальную программу мероприятий по получению необходимых знаний и навыков, которые новый сотрудник должен усвоить - с учетом особенностей рабочего места и должности.

Важно понимать, что все элементы адаптационной программы взаимосвязаны. Успешное освоение профессиональных знаний и навыков невозможно, если сотрудник не понимает своей роли в организации, не разделяет ее ценностей и установок, не видит перспектив своей работы и испытывает трудности в общении с другими членами коллектива.

Процесс адаптации включает в себя следующие аспекты:

  • организационная адаптация;
  • социально-психологическая адаптация;
  • профессиональная адаптация.

Рассмотрим, какое содержание скрывается за этими названиями.

Организационная адаптация

Процесс введения в организацию направлен на усвоение работником норм и правил, в том числе и «неписаных», по которым живет организация, ознакомление с историей фирмы, структурой организации, корпоративной культурой, правилами внутреннего распорядка. Целью этого процесса является принятие новым сотрудником ценностей, установок, принципов организации без ущерба для личностных ценностей.

Обязательно должно быть ознакомление с системой оплаты труда, чтобы не было неоправданных ожиданий, чтобы человек не чувствовал себя обманутым и не разочаровывался в своей работе, а также с системой штрафов и поощрений, социальных льгот и возможностей роста в компании. На этом же этапе обращают внимание работника на требования к внешнему виду. Хорошо, если в компании разработан буклет, в котором содержится информация об истории компании и ее организационной структуре, правилах внутреннего распорядка и список административной группы с указанием внутренних телефонов.

Социально-психологическая адаптация

Вхождение в коллектив, принятие установленных норм взаимоотношений - задача этого этапа адаптации. Одним из первых шагов в социально- психологической адаптации является церемония представления коллективу и руководству. Это позволяет преодолеть ощущение обособленности, чужеродности в коллективе.

Нужно привлекать новых сотрудников к участию в корпоративных мероприятиях, проводить для них обучающие тренинги.

Профессиональная адаптация

Цель профессиональной адаптации - овладение новым сотрудником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение на практике. А также в формировании некоторых профессионально необходимых качеств личности, в развитии устойчивого положительного отношения работника к своей профессии.

Первым шагом является разъяснение новичку основного содержания его профессиональной деятельности, ознакомление сотрудника с его должностными обязанностями, инструктаж по технике безопасности и технике пожарной безопасности, ознакомление с рабочим местом и какими-либо специфическими условиями работы. На этом этапе, при приеме в компанию сотрудников без опыта работыважным моментом является обучение. Эта мера необходима для получения необходимых знаний и определенных профессиональных навыков. Подготовка собственных квалифицированных кадров обеспечивает для компании много плюсов. Формы преподавания могут быть выбраны в соответствии с поставленными задачами и предпочтениями компании (лекции, семинары, тренинги навыков общения, эффективности переговоров, техники продаж и различные деловые игры).

Необходимо, чтобы полученные знания и навыки сотрудники применяли на практике. В том случае, если приходится принимать в компанию несколько сотрудников одновременно, то для них всех можно организовать специальные адаптационные занятия, на которых они и смогут получить всю необходимую информацию. Адаптироваться всем вместе будет гораздо проще. Очень удобно и для нового работника, и для сотрудника, ответственного за процесс адаптации, когда разработан контрольный лист, где перечислены те темы, которые он должен освоить, указаны конкретный срок выполнения и ответственные за выполнение. У нового сотрудника есть как бы памятка, что и когда он должен делать в период испытательного срока. Кроме этого, если в организации предусмотрена аттестация персонала, он может служить контрольным листом, с которым работник и придет на оценочную процедуру.

Критерии успешности

Показателем успешно проведенного процесса адаптации персонала и введения его в должность является успешное выполнение работы. Насколько эффективными оказались отбор кандидатов и прохождение ими программы адаптации, можно определить по ряду простых критериев.

Критериями адаптации для управленческого персонала могут быть:

  • выполнение должностной инструкции;
  • качество выполненной работы;
  • количество выполненной работы;
  • соблюдение стандартов времени (норм времени и обслуживания);
  • производимое на людей впечатление;
  • способность влиться в коллектив;
  • заинтересованность в работе;
  • интерес к повышению квалификации и служебному росту;
  • соблюдение философии организации;
  • удовлетворительная оценка качества трудовой жизни.

Критерии адаптации для рабочих:

  • выполнение норм выработки;
  • выполнение сменно-суточных заданий;
  • овладение рабочим местом (станком, оборудованием, операциями) в соответствии с техническими условиями;
  • качество работы - процент бракованной продукции в пределах допустимых норм предприятия;
  • соблюдение трудовой дисциплины;
  • способность влиться в коллектив бригады (наоборот, «отторжение» бригадой);
  • соблюдение деловой философии предприятия.

Кто это должен делать?

Процесс адаптации новых сотрудников не должен проходить бесконтрольно. Основная ответственность за адаптацию сотрудников, так как это тесно связано с другими аспектами управления персоналом: поиском и отбором, обучением, оценкой и организационной культурой, - ложится на менеджеров по персоналу. И если разработка и контроль адаптационной программы осуществляются специально подготовленным сотрудником службы персонала, то процесс происходит с максимальной эффективностью. Но не в каждой компании такая служба персонала существует, поэтому адаптация работников может ложиться на плечи непосредственных руководителей или любых других сотрудников. В этом случае эффективность процесса может упасть, поскольку это не входит в их прямые обязанности. Решением этой проблемы может стать назначение на роль попечителя грамотных сотрудников, долго проработавших в компании, причем нужно мотивировать их, подчеркивать престижность участия в процессе адаптации новых работников, поощрять материально и морально, позиционировать их участие в этом процессе как ступень карьерного роста.

Рассмотрим, кто и как должен или может влиять на процесс адаптации сотрудника в компании:

  • Руководитель. Он хорошо понимает цель работы и задачи сотрудника, заинтересован в быстрой отдаче от новичка. Однако очень часто участие топ-менеджера ограничивается личной беседой и представлением сотрудника коллективу. Причины могут быть как в недостатке времени у руководителя, так и в том, что в организациях с жесткой структурой подчиненности существует регламент взаимодействия между должностями.
  • Коллеги. Как уже говорилось выше, они в любом случае вовлечены в процесс адаптации, активно или пассивно участвуют в нем: подсказывают, объясняют, указывают основные моменты новому сотруднику. Заинтересованность их в этом процессе может быть разная: из сочувствия к новичку или из чувства самосохранения, если итог деятельности нового сотрудника может повлиять на результаты работы его коллег. Но в случаях, когда специфика деятельности нового работника создает конкуренцию, рассчитывать на поддержку коллег бессмысленно: никому не выгодно иметь рядом сильного конкурента.
  • HR-менеджеры. У них высокая заинтересованность в закреплении сотрудника в организации, они хорошо знают особенности компании и требования к должности, разбираются в деятельности компании и проведении различных кадровых процедур. Недостатком может быть только их большая загруженность.
  • Привлекаемые специалисты. На практике привлечение внешних консультантов используется крайне редко, только в том случае, когда у организации нет своего ресурса для качественного введения специалиста в должность. При этом адаптация совмещается с какой-либо еще услугой, например, обучением. Однако это связано со значительными финансовыми затратами и не отменяет собственной работы.
  • Наставники. Это специально назначенные высококвалифицированные сотрудники компании, сопровождающие нового работника во время всего периода адаптации, как правило, приравненного к испытательному сроку, и получающие дополнительные бонусы за эту деятельность.

Наставничество эффективно развивать в тех организациях, где:

На работу принимаются сотрудники, требующие обучения;
- присутствует сложность в выполнении работы;
- имеет место интенсивный рост.

Наставничество как один из успешных методов адаптации

Основные обязанности

Обычно один наставник без ущерба для своей основной деятельности может одновременно обучать одного-двух новичков. В первые дни наставнику необходимо уделять новичку больше половины своего рабочего времени. Позже, когда новые сотрудники освоятся в коллективе и компании, - около трети. Чаще всего новые сотрудники переходят в распоряжение наставника сразу после вводного обучения. Ознакомление начинается с рассказа о расположении производственных, служебных и бытовых помещений, работнику показывается его непосредственное рабочее место, оглашаются правила внутреннего трудового распорядка. На этом же этапе наставник лично знакомит сотрудника с будущими коллегами, что очень важно для скорейшей адаптации. Возможен также инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и соблюдению новыми сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка. Для того чтобы постепенно ввести нового сотрудника в полноценный режим работы, наставник разрабатывает вместе с ним индивидуальный план на весь период испытательного срока. В этот план могут быть включены конкретные задания с определенным сроком их выполнения и предполагаемым конечным итогом. В ходе совместной работы по плану наставник оказывает новому работнику необходимую поддержку, контролирует выполнение заданий, помогает поддерживать деловые взаимоотношения с коллективом и руководителями разных уровней. Наставник может самостоятельно провести дополнительное обучение, все показать на практике, а после этого контролировать и оценивать выполнение рабочих операций в течение всего адаптационного периода. Адаптационный период, как правило, длится три месяца и равен испытательному сроку.

Все это время наставник не только обучает новичка, но и наблюдает за его поведением, изучает его профессиональные и личные качества, делает выводы. За неделю до окончания испытательного срока наставник и непосредственный руководитель оценивают нового работника и заполняют так называемый лист оценки, в котором содержится заключение о результатах прохождения обучения. Они решают, готов ли сотрудник к самостоятельной работе, нуждается ли в дополнительном обучении или абсолютно не подходит компании и с ним лучше расстаться.

Портрет наставника

Работа наставника очень ответственна, и выбирать его из имеющегося персонала надо очень тщательно. Он должен досконально знать обязанности тех сотрудников, которых будет обучать, быть доброжелательным и требовательным. Большое значение имеет, какую должность занимает сотрудник, как долго он работает на предприятии и насколько лоялен по отношению к компании.

Мотивация и поощрения

Как и любая дополнительная нагрузка, наставничество должно поощряться. Компенсация трудовых затрат наставника в каждой компании рассчитывается индивидуально, но обязательно с учетом оценки выполнения наставником своих обязанностей и оценки проведенного обучения. Важно, чтобы критерии оценки были четко прописаны, ясны и прозрачны для самого наставника.
Кроме материального поощрения, для специалиста, выбранного на роль наставника, признание его заслуг - важнейшая часть мотивации. Это повышает самооценку человека и его авторитет среди коллег.

Наставничество - один из наиболее эффективных методов адаптации. Наставник направляет действия нового сотрудника в определенной области, реализуя принцип «Делай, как я!». Наставничество - это обучение личным примером, практическая передача профессиональных и иных навыков и знаний от старшего к младшему, от более опытного к менее опытному.
В заключение добавлю, что, даже если адаптационная программа разработана с учетом всех необходимых для компании факторов и успешность ее подтверждена временем и положительным результатом, а именно, новые сотрудники проходят испытательный срок и остаются работать на благо компании, - безусловно, нельзя забывать о сотрудниках и после трех месяцев первичной адаптации, нужно заботиться об их развитии, следить за мотивацией, и тогда в вашей компании будет здоровый и плодотворный коллектив, эффективно работающий и повышающий конкурентоспособность компании на рынке.

Управление процессом адаптации персонала – важная задача, стоящая перед HR-службой компании. В том, чтобы адаптация прошла успешно и в максимально короткие сроки, заинтересован и сам новый специалист и компания.

В статье рассмотрены вопросы:

  • Нужно ли управлять процессом адаптации персонала;
  • Какие этапы процесса адаптации персонала проходит новый сотрудник;
  • Как поставить процесс адаптации персонала «на поток»;
  • Какие способы можно использовать для оценки и совершенствования процесса адаптации персонала в 2016 году.

Нужно ли управлять процессом адаптации персонала

Деятельность любой компании или организации, которые хотят добиться успеха на рынке, основывается на принципе экономической целесообразности. Это означает, что любые затраты компании раньше или позже должны окупаться и, конечно, чем раньше, тем лучше. Процесс поиска и подбора персонала требует больших финансовых вложений и тем обиднее, когда найденный с таким трудом специалист через некоторое время увольняется, так и не сумев адаптироваться в компании. Получается, что время и деньги на его поиск были потрачены впустую.

Процесс адаптации персонала в 2016 году, впрочем, как и всегда, неизбежен – каким бы опытным ни был специалист, какую бы высокую должность он ни занимал, ему все равно необходимо какое-то время, чтобы войти в курс дела и влиться в коллектив. Что уж говорить о первичной адаптации, когда на рабочее место приходит молодой специалист, для которого оно первое в его трудовой практике?

Одной из важнейших задач, стоящих перед HR-специалистами, является управление адаптацией персонала . Несмотря на ее объективную неизбежность, при грамотном подходе процесс адаптации сотрудников может быть значительно сокращен и сама она пройти гарантированно успешно, поскольку будут устранены или максимально снижены факторы ее негативного воздействия. Такой подход обеспечит получение максимальной отдачи и полное раскрытие профессионального потенциала сотрудника в кратчайшие сроки, а, значит, позволить в максимально короткое время окупить затраты на его поиск и подбор и получить прибыль от его успешной профессиональной деятельности. К тому же, особых затрат на то, чтобы процесс адаптации персонала в компании был управляемым и эффективным, не требуется, необходимо только разработать его технологию, учитывающую специфику производства, должности, корпоративной культуры компании.

Этапы процесса адаптации персонала в 2016 году

Процесс адаптации персонала начинается с процедуры отбора и найма кандидатов и завершается после того, как новый сотрудник начинает работать в полную силу и становится равноправным членом трудового коллектива. Различают следующие этапы процесса адаптации персонала:

  1. Оценка профессиональных и личностных компетенций кандидатов, выбор тех, кто максимально соответствует требованиям вакансии и корпоративной культуры;
  2. Оценка соответствия уровня подготовки новичков и разработка оптимальной программы адаптации с учетом этой оценки. Нужно помнить, что даже очень опытный специалист, приходя на новое рабочее место, неизбежно столкнется с трудностями, обусловленными как спецификой производства, внешней и внутренней инфраструктуры компании, так и спецификой межличностных отношений.
  3. Знакомство с должностными обязанностями и требованиями, предъявляемыми к конкретному рабочему месту. На этом этапе особенно важна консультационная помощь непосредственного руководителя и выделенного наставника а, при его отсутствии, помощь коллег по работе.
  4. Процесс привыкания, вовлечения в производственные процессы и подключение к межличностным коммуникациям. На этом этапе особенно важно, чтобы новичок ощущал психологическую поддержку коллектива.
  5. Завершение процесса адаптации персонала, полноценная трудовая деятельность, стабильная работа и полное раскрытие профессионального и личностного потенциала.

Если все этапы процесса адаптации персонала отрегулированы и обеспечены методически, срок привыкания новичков значительно сокращается, что является плюсом как для них, так и для компании.

Как поставить процесс адаптации персонала компании в 2016 году на стандартизированную основу

Эффективность управленческого воздействия обеспечивается комплексным и системным подходом, и процесс адаптации персонала исключением не является. Технологию адаптации, разработанную с учетом специфики компании, можно отразить например, положении об адаптации. При необходимости, может быть разработан стандарт адаптации сотрудников, содержащий поэтапный регламент системы адаптации, а также детальное описание назначения каждого этапа. При разработке подобных документов нужно будет проанализировать те «местные» условия, которые влияют на сроки, темпы и ход адаптации. Решение вопроса о том, как поставить процесс адаптации персонала в 2016 году «на поток», зависит от двух видов факторов, непосредственно влияющих на этот процесс: объективных и субъективных.

Именно объективные факторы, такие, как, например: условия и организация труда в компании, отрасль экономики, стадия развития предприятия, его организационная культура, численность коллектива, специфика конкретной должности и прочего должны быть проанализированы и учтены при составлении программ адаптации. Содержание этих программ также должно определяться в зависимости от размеров компании, поскольку от этого зависит количество функциональных и информационных связей (чем крупнее компания – тем больше времени потребуется на адаптацию), уровнем межличностного взаимодействия в коллективе и морально-психологический климат в нем.

Также необходимо продумать систему наставничества и то, каким образом можно обеспечить обратную связь. Последнее условие необходимо, чтобы контролировать, насколько успешно проходит процесс адаптации персонала в каждом конкретном случае.

Субъективные факторы – это профессиональные и личностные компетенции новичков. К ним относится профессия и опыт работы, социальное положение, пол, возраст, коммуникативные способности, уровень материальной и карьерной заинтересованности и др. Учет субъективных факторов уже на этапе подбора позволит делать выбор, сводя к минимуму риск того, что человек не сможет адаптироваться на данном предприятии и в данном коллективе.

Совершенствование процесса адаптации персонала

То, насколько успешно проходит процесс адаптации персонала и насколько эффективны ее программы, можно оценить с помощью объективных показателей, например, таких, как: изменение уровня производительности труда в адаптационный период, соотношение уровня текучести кадров среди «старых» сотрудников и новичков, количество увольнений среди новичков, обусловленных несовершенством системы адаптации и прочим. Чтобы «держать руку на пульсе», необходимо проводить анкетирование новых сотрудников в процессе адаптации и выходные интервью в тех случаях, если они увольняются в первый год работы.

Если к существующей на предприятии системе адаптации есть претензии, необходимо выявить и проанализировать причины. Совершенствование процесса адаптации персонала может проходить с использованием дополнительных мер, которые позволят новичкам освоиться быстрее. Так, например, в первые дни они могут быть снабжены всей необходимой информацией, облегчающей коммуникацию: структурным планом подразделения, списком телефонов и кабинетов. С ними могут проводиться ознакомительные экскурсии, знакомства не только с коллегами по работе, но и с теми сотрудниками других отделов, с которыми им придется взаимодействовать.

Необходимо обеспечить новичков всей необходимой рабочей документацией и инструкциями, локальными нормативными актами, имеющими отношение к их деятельности. Первые рабочие задания могут ими выполняться при помощи и под контролем наставников.

Чтобы иметь актуальное представление о том, как проходит процесс адаптации персонала, используйте разные виды контроля (выборочный, периодический, итоговый). Обратную связь с новыми сотрудниками можно наладить через систему отчетов, интервью, бесед, опросов и анкетирование.



Рассказать друзьям