Опыт работы развитие речи детей театрализованной деятельностью. Опыт работы " развитие речи детей посредством театральной деятельности"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

Данная проблема определила цель углубленной работы по теме: развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности . Так как театрализованная деятельность - это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности;

Формировать устойчивый интерес к слушанию сказок и их инсценировкам;

Способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;

Развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;

Осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.

Свою работу я начала с формирования предметно-развивающей среды с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде). Она содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Мы оформили центр речевого развития, где подобраны игры по развитию речи, различные атрибуты для артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры для развития мелкой моторики рук.

Создала театральный уголок с различными видами театра: настольным, пальчиковым, плоскостным, театром «Варежка»……

Работая с детьми второй младшей группы, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно стала формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывала просмотр небольших кукольных спектаклей, представленных старшими детьми, на основе содержания знакомых потешек, стихов и сказок.

Затем мы начали знакомство с театральной игрой через игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостной театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок").

Работая над постановкой сказок, на начальном этапе сама активно участвовала, озвучивала слова автора, помогала детям исполнять и озвучивать их роли.

На следующих этапах своё участие в постановке сокращала, давая детям возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым у детей развивается уверенность в себе.

В ходе регламентированной образовательной деятельности провожу большую работу по развитию монологической и диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию выразительности речи –

    произношение скороговорок, потешек с изменением темпа речи, громкости, интонации;

    музыкально-ритмические разминки на развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений;

    пантомимы, которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений;

    упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение детьми средствами эмоциональной выразительности.

Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.

Дети подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. Постепенно они включилась в процесс игрового общения с театральными куклами. Играя в сказку с детьми, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью кукол бибабо. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности речи – интонацию и речь.

Для более эффективного достижения поставленных задач я организовала кружок «Оригами». В ходе работы кружка мы изготавливаем бумажные фигуры разных животных птиц и другие атрибуты для настольного театра. Эти фигуры позволяют насыщать театрализованную деятельность творческими заданиями, проблемными ситуациями, различными словесными играми.

Благодаря системной регламентированной образовательной деятельности и театрализованной деятельности в режимных моментах у детей развилась активная речь и выработались игровые умения. Дети научились быть доброжелательными зрителями, а в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи).

В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда они становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Для родителей провожу консультации, даю советы и рекомендации. Подбираю интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.

За счет освоения театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, обогащается и активизируется словарный запас, речь становится более отчётливой, интонационно выразительной, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Дети принимают активное участие в праздниках и развлечениях.

Свою работу по выбранной теме планирую продолжать и дальше: создать теневой и платочный театры, познакомить детей с новыми видами театра, совместно с родителями провести тематические вечера «В гостях у сказки» и «Театральная гостиная», в которых родители станут активными участниками действий.


Условия возникновения опыта Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Поэтому речевое развитие нужно начинать уже с младшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.


Работая в сельском ДОУ 5 лет, я выявила следующие противоречия: Слабый словарный запас высокая степень активности Замкнутость агрессивность Заинтересованность отсутствие внимания. Исходя из этого поставила для себя задачи: развить устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности, обогащать словарь детей, активизировать его, побуждать детей отзываться на игры- действия со звуками, подражать движениям животных и птиц под музыку, способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.


Цель: Развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную деятельность. Задачи:. упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-этические качества; развивать координацию движений; развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию; воспитывать культуру поведения в театре; пополнять словарный запас, образный строй речи.


Теоретическая база Выдающийся советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский в своей книге «Воспитание ума и сердца» о воспитательном значении искусства для детей говорил так: «Оставляя неизгладимые впечатления на всю жизнь, оно уже в ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали, нравственности и идейности. И чем богаче и содержательные эти уроки, тем легче и успешнее идет дальнейшее развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес». Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность. На занятиях по изодеятельности воспитатели с детьми создают эскизы декораций и элементы костюмов к спектаклям. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по художественной литературе, на занятиях познавательного цикла, на физкультурных и даже на математических.


В данном опыте я опиралась на работу: 1. Т.С.Григорьевой «Программа маленький актер для детей 5-7 лет» 2. И.В.Сорокиной «Театр – творчество – дети» 3.Куцакова, Мерзлякова «Росинка» Москва «Владос» 2004 г 4.Э.Г.Чурилова «Арт – фантазия» Москва «Владос» 2004 г 5.


Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.


Актуальность темы В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и т. д. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.


Новизна Новизна данной темы заключается в том, что, развитие речи воспитанников детского сада происходит в условиях билингвизма с использованием регионального компонента, через применение инновационных технологий: «Игротерапия», «Куклотерапия», «Анималотерапия», «Музыкотерапия», «Арттерапия», и часто используемый мной метод «Сказкотерапия» - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности детей, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.


Ожидаемый результат умение владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения; умение передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию; передавать образы сказочных персонажей характерными движениями; умение последовательно высказывать свои мысли; знание пяти-шести артикуляционных упражнений, одной – двух пальчиковых гимнастик; умение произносить одну и ту же фразу с разными интонациями, скороговорки в разных темпах, с разной силой голоса; выразительно читать стихотворный текст;


Технология опыта В работе для повышения уровня речи детей я использую этапы: Организационный – знакомство, чтение разных сказок; (Прил.1) Диагностический – диагностика индивидуальных социально психологических особенностей детей. (Прил 2) Практический - рисование детьми героев сказок, разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях, пересказ прочитанных сказок, их инсценирование, самостоятельное составление сказок, рассказывание сказок собственного сочинения.(Прил 3) Обобщающий - выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ. Театрализация сказок.(Прил 4) Внедренческий – участие в разных конкурсах и мероприятиях села и района.(Прил 5)






Методы и приемы: упражнение моделирование дидактическая игра воображаемая ситуация появление игрушки создание игровой ситуации наблюдение демонстрация показ образца показ действия рассказ педагога чтение худ. литературы беседы объяснения вопросы к детям Словесные Наглядные Практические Игровые




Трудоемкость Работа над данной темой требует труда для создания кукол различных видов (настольных, на гапите, пальчиковых и др.), костюмов, ширм, декораций. Требуется мотивация детей на участие в инсценировках, постановках сказок, учитываются индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности детей. Необходимо развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей каждого ребенка. Разыгрывание народных песенок, сказок, потешек в младшей группе и использование игрушки, фигурки плоскостного, настольного театра, театра Петрушки в средней группе требует самостоятельности детей. Необходимо создать условия, в которых театрализованная деятельность будет протекать успешно.




Занятия строятся по схеме: приложение 1 введение в тему, создание эмоционального настроения; театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеет возможность реализовать свой творческий потенциал; эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.


Приложение 2 Анкета «Как привлечь ребенка к театру?» Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения? А. Да, часто. Б. Нет, изредка. В. Никогда. Побуждается ли ваш ребенок на игры – действия со звуками (живой и неживой природы)? А. Да, часто. Б. Бывает, но в крайних ситуациях. В. Не знаю о таких ситуациях. Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых? А. Никак не реагирует. Б. Старается исправить ситуацию. В. Агрессивно. Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам? А. Да. Б. Отчасти. В. Нет. Благодарим за сотрудничество!


Литература: Э.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва «Владос» 2004 гЭ.Г.Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва «Владос» 2004 г Л.П.Макарова «Театрализованные праздники в детском саду» Воронеж 2009 г.Л.П.Макарова «Театрализованные праздники в детском саду» Воронеж 2009 г. Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» Москва «АРКТИ» 2004 гН.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» Москва «АРКТИ» 2004 г Г.А.Лапшина «Праздники в детском саду» Волгоград «Учитель» 2009 гГ.А.Лапшина «Праздники в детском саду» Волгоград «Учитель» 2009 г Е.П.Климова «Художественно- эстетическое развитие дошкольников» Волгоград «Учитель» 2005 гЕ.П.Климова «Художественно- эстетическое развитие дошкольников» Волгоград «Учитель» 2005 г

Опыт работы «Развитие речи детей посредством театральной деятельности»

Воспитатель старшей группы «Любознайка»

Ибраева Ырысты Шакаровна.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Основная цель современного педагога - разностороннее развитие детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Организация театрализованной деятельности в детском саду помогает не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их, способствуя развитию речи в целом.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий по речевому развитию, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.

Цель:

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

    Изучить литературу по данной проблеме.

    Подготовить консультации для родителей.

    Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, в группе разработан план работы по театрализованной деятельности «В гостях у сказки», который включает в себя разнообразные формы и методы.

Разработаны и подобраны игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Подобраны консультации для родителей по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Собраны, ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборка сказок.

В своей группе часто использую:

1.Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей.

    Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

    Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

    Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

    Словесные, настольно-печатные и подвижные игры , направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

7.Разучивание загадок, считалок, скороговорок.

В процессе работы над ролью использую следующие приемы:

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

В течение года с ребятами были поставлены такие сказки как: «Колосок», «Р, «Теремок» на новый лад. Драматизация сказки «Теремок» была представлена для родителей. В подготовке которого, закрепляются умения в сочетании движения и речи, а также закрепляется произношение текста с различной силой голоса и интонации.

Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал говорить, а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно. Основная задача любого ДОУ – речевое развитие дошкольников по ФГОС. Благодаря ему происходит первоначальное становление коммуникативных умений ребёнка, формирование правильного разговора и мышления. Результаты мониторингов свидетельствуют о том, что в последнее время возросло число дошкольников, имеющих существенные нарушения в способности правильно говорить.

К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом, и пускают процесс развития речи на самотёк. Дома ребёнок проводит мало времени в обществе взрослых (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Односложная, состоящая из простых предложений;

Бедность речи, недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами;

Бедная диалогическая речь;

Неспособность построить монолог;

Отсутствие навыков культуры речи.

Многие родители полагаются в решении проблемы на детский сад, однако практика показывает, что двух занятий в неделю недостаточно для формирования речевых умений и навыков, развития коммуникативных способностей. Разнообразить речевую практику дошкольников в детском саду мне помогает театрализованная деятельность, именно театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие детей: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Исходя из вышесказанного, я поставила перед собой цель – развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. В основу моей работы легли методики А.М. Бородич «Методика развития речи», М.М. Алексеевой, Б.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку», В.И. Логиновой «Развитие связной речи». Опираюсь на новинки методической литературы и журналы «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание».

В процессе игровой деятельности детей я определила уровень развития речи каждого ребёнка. Полученные результаты зафиксировала в индивидуальных диагностических картах, это позволило мне эффективно строить работу, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Считаю, что большую роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, поэтому мы совместно с родителями пополнили уголок театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями. Оформили уголок «Костюмерная», в который поместили яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.

Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли, но есть такие дети, которые волнуются, испытывают чувство страха перед выходом на импровизированную сцену. Эту проблему я решила, оборудовав в группе «Уголок уединения», в котором ребёнок может побыть один, вспомнить содержание своей роли.

Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллюстрациями знакомых произведений, сделали подборку артикуляционной гимнастики и пальчиковых упражнений, составили картотеку дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи "У кого похожая картинка?", "Подбираем рифму", "Загадки-описание" и т.д.

– На развитие связной речи «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки» и т.д.

Добиться систематичности в моей работе помогают технологические карты, которые включают в себя игры, направленные на развитие речи. Данные игры включаю во все режимные моменты. Также добиться положительных результатов позволил реализованный мною проект «Сказка как источник творчества детей», цель которого направленна на развитие речи детей дошкольного возраста. Работу в рамках данного проекта строила в системе, последовательно, направляя деятельность детей и взрослых на достижение положительного результата. Проектная деятельность позволяет мне успешно решать задачи, направленные на своевременное развитие речи через театрализованную деятельность.

Воспитательные возможности по театрализованной деятельности огромны, её тематика не ограничена и может удовлетворять любые интересы и желания ребёнка. Занятия театрализованной деятельностью развивают сферу чувств, будят в ребёнке сострадание, способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Поэтому одним из этапов в развитии речи через театрализованную деятельность является работа над выразительностью речи. В процессе над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Работу на данном этапе строю в следующей последовательности: сначала сама проигрываю предполагаемый сюжет в ролях, затем предлагаю детям говорить за персонажей. И только после того, как дети запомнили содержание, предлагаю игру на этот сюжет. Примерами таких игр могут быть игры «Отгадай загадку», «Сказка наизнанку», «Так бывает или нет?» и т.д.

Следующий этап моей работы – творческие задания. Например, в игре «Подарок на всех» даю детям задание: «Если ты был бы волшебником и мог творить чудеса, что бы ты нам подарил?» или «Какое желание ты бы загадал?». Эти игры развивают у детей умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Также провожу игры на повышение значимости каждого ребёнка, например в играх «Комплимент» и «Зеркало», предлагаю детям сказать фразу, которая начинается словами: «Мне нравится в тебе…», в подобных играх помогаю ребёнку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что его принимают партнёры по игре.

Используя в своей работе метод сказкотерапия, развиваю у детей творческую инициативу, умение преодолевать детские страхи, чувство тревожности. Рассказываю сказки, в которых показаны способы разрешения конфликтных ситуаций, считаю, что они формируют у детей позицию здравого смысла и здравого чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о семейных хитростях. Примером таких сказок могут быть «Гадкий утёнок», «Волшебное слово», «Кто заговорил первым?».

Своеобразная школа элементарных основ актёрского мастерства – театральные этюды. Репетиции над этюдами не менее важны, чем постановка самого спектакля: идёт последовательное знакомство, артистические навыки дошкольников. В игре «Вот так поза», дети учатся наблюдать, развивают логическое мышление, обыгрывая этюд, передают выразительные движения, выражение радости. После драматизации сказок провожу обсуждение, задаю вопросы: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чьё поведение, чьи поступки тебе понравились? И т.д. Отражение эмоционального отношения к произошедшим событиям дети передают через рисование, составление рассказов.

Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности включаю: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использую речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.

Считаю, что при правильном и умелом подборе они способствуют не только правильному формированию звукопроизношения, но и обобщают знания детей об окружающей действительности. На занятиях по развитию связной речи большое внимание уделяю рассматриванию иллюстраций и картин, дети описывают предметы и явления, используют различные речевые обороты. В совместной деятельности с детьми провожу логопедические пятиминутки, а в пятницу во второй половине дня «час театра». Практика показала, что работа по развитию речи не будет полноценна без участия семьи. Только в тесном контакте с родителями можно добиться положительных результатов. Поэтому вся моя работа была направлена на повышение компетентности родителей в данном вопросе, для этого мною был проведён семинар-практикум «Роль театра в развитии речи детей», который состоял из трёх занятий:

«Театр кукол и игрушек в детском саду» – лекция-дисскусия;

«Театрализованные игры – путь к детскому творчеству» – мастер- класс;

«Сказки, сказки, сказки…» – занятие-практикум.


Данная работа с родителями эффективна, так как позволяет дать им не только теоретические знания, но и закрепить их на практике. В ходе работы с родителями были предложены беседы:

«Роль родителей в развитии речи ребёнка»;

«Я маленький актёр»;

«Кукольные театры для дошкольников своими руками».

Познакомиться с положительным опытом семейного воспитания по развитию речи, получить рекомендации по работе с детьми в данном направлении, родители могли на родительском собрании «Театр в жизни ребёнка», а также на страницах газеты «Вести из родничка».

В результате проведённой работы её необходимость отметили 70% (на начало года 35%). Родители стали более компетентны в этом вопросе, они предлагают мне свою помощь в подготовке к спектаклям, некоторые родители отметили, что дети дома разыгрывают небольшие сценки на семейных праздниках, при этом очень выразительно передают характеры персонажей. Данную работу проводила в тесном контакте с узкими специалистами. Вместе с музыкальным руководителем подобрали музыку к различным образам сказочных героев, провели театрализованные представления по сказкам «Репка», «Теремок». Инструктор по физической культуре отработал различные движения, помог в организации досугов, праздников, предоставляя детям возможность проявить активность, самостоятельность, творчество. Проведённая работа эффективна, на что указывают положительные результаты при повторном обследовании:

1. У детей повысился уровень развития речи.

2. Вырос интерес к театрализованной деятельности, дети активно принимают участие в драматизации знакомых сказок, разыгрывают небольшие сценки.

3. Заметно повысился уровень сформированности коммуникативных навыков.

Подводя итог, хочется отметить, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.


Лукьянченко Ольга Алексеевна, воспитатель, МБДОУ «Верх-Чебулинского детского сада Рябинка», Чебулинского района, Кемеровской области.

Искусство актера заключается в речи и в движении тела.

И. Гёте

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Основная цель современного педагога — разностороннее развитие детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Организация театрализованной деятельности в детском саду помогает не только раскрыть творческие способности детей, но и развить их, способствуя развитию речи в целом.

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, как основную тему своей деятельности я выбрала: « Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности».

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, я пришла к выводу, что помочь может театрализованная деятельность.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения).

Проанализировав исходную ситуацию, проведя обследования речи детей, я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что помимо занятий по речевому развитию, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе исследования, я пришла к выводу, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.

Цель:

Разработать и экспериментально проверить модель развития речи детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.
  2. Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года.
  3. Разработать и апробировать план работы кружка по театрализованной деятельности для детей средней группы «В гостях у сказки».
  4. Подготовить консультации для родителей.
  5. Создать цикл сценариев, игр и спектаклей.

Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, в группе разработан план работы кружка по театрализованной деятельности «В гостях у сказки», который включает в себя разнообразные формы и методы.

Разработаны и подобраны игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Подобраны консультации для родителей по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет», «Театр наш друг и помощник», «Развитие речи у детей дошкольного возраста».

Собраны, ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подборка сказок.

В своей группе часто использую:

1.Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей.

  1. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.
  2. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  3. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  4. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры , направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

7.Разучивание загадок, считалок, скороговорок.

В процессе работы над ролью использую следующие приемы:

Составление словесного портрета героя;

Фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

Сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

Анализ придуманных поступков;

Работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации.

В течение года с ребятами были поставлены такие сказки как: «Колобок», «Репка», «Теремок». Драматизация сказки «Теремок» была представлена для родителей и коллег по окончанию первого полугодия. Ко дню открытых дверей, готовится ролевой театр «Под грибом». В подготовке которого, закрепляются умения в сочетании движения и речи, а также закрепляется произношение текста с различной силой голоса и интонации.

Таким образом, работа над театрализацией сказок способствует не только пополнению знаний и умений, но является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем - в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.



Рассказать друзьям