От полутора до двух лет. Развитие ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Когда малыш достигает полутора лет, начинается очень активное развитие физических и умственных способностей. Он все более уверенно двигается, начинает членораздельно говорить, быстрее соображает. Абстрактное мышление позволяет представлять образы и действия. К возрасту около 24 месяцев у ребенка уже не возникает никаких проблем с пониманием ежедневных фраз, он уже может понемногу осваивать бытовые дела.

Развитие ребенка

  • Передвижение на двух ногах уже так хорошо освоено, что ребенок может уверенно бегать.
  • Появляется способность прыгать по поводу и без.
  • Больше не промахивается мимо цели, пинаясь.
  • Подниматься по лестницам может самостоятельно, при спуске же пока нужна опора.
В два года можно начинать учить ребенка езде на детском велосипеде, он сам залезает в кровать и вылезает из нее, заползает на стулья, может пользоваться дверьми. Все опасные предметы по-прежнему нужно держать подальше от краев столов, чтобы ребенок до них не дотянулся.

Совершенствуются физические способности ребенка – он начинает быстро ходить и бегать, развивается мелкая моторика и координация движений. Умственные способности не отстают – малыш заметно активнее разговаривает, общается с родителями и сверстниками.


В этом возрасте ребенок полон энергии и постоянно двигается – бегает и прыгает, дома и на улице, и не нужно его в этом ограничивать. Все его навыки оттачиваются, теперь он способен:
  • Выстраивать высокие башни из кубиков.
  • Самостоятельно садиться за стол.
  • Выполнять любые движения с мячом.
  • Заниматься физкультурой.
  • Листать книжки, складывать пазлы с небольшим числом крупных деталей.
  • Зачастую к двум годам ребенок осваивает пользование горшком.
В плохом настроении малыш способен закатывать истерики, в хорошем – помогает в домашних делах: приборке и мытье посуды.

Особенности речи

Конечно, не все дети начинают говорить в два года – некоторые предпочитают молчать, но мыслительный процесс идет не менее активно. Если ребенок понимает все, что ему говорят, и заметен полет мысли, значит все в порядке – дело в психологии. Ребенок обязательно начнет говорить, как нужно, просто чуть позже.


А вот если к двум годам наблюдаются проблемы с пониманием и произношением даже самых простых слов, ребенок не может повторять слова за родителями – тогда имеется вероятность развития серьезных проблем с умственным развитием, в этом случае следует посоветоваться с врачом.

Питание

Именно в этом возрасте ребенок может начать отказываться принимать пищу. Не стоит заставлять его беспрекословно доедать все, что ему дано. Снижение аппетита к двум годам – это не прихоть ребенка, а физиологически обоснованное явление.

Ухудшение аппетита связанно с тем, что в этом возрасте ребенок начинает расти гораздо медленнее, чем раньше. В то время, как в первый год жизни его тело увеличивается в несколько раз, за второй год рост составляет всего треть. Как следствие, строительного материала – пищи – нужно гораздо меньше. Ребенок активнее растет, чем толстеет, расходуя накопленный в раннем возрасте жир – энергии ему хватает и без дополнительного питания, несмотря на постоянную физическую активность. Визуально ребенок худеет и вытягивается.


В ежедневный рацион двухлетнего ребенка должна входить как минимум 1000 калорий, в том числе 2 грамма белков на каждый килограмм веса. Остальные базовые компоненты – углеводы и жиры – должны быть в балансе с белками. Желательно кормить ребенка часто, но малыми порциями. Чтобы не навредить здоровью малыша, следует ограничить употребление сладостей.
Если сбалансировать суточное питание сложно, рекомендуется по крайней мере соблюдать баланс в пределах недели.

Что делать, если ребенок не хочет есть?

  • Психологическое давление – плохой инструмент, ребенок только сильнее будет отказываться от пищи. Кроме того, при кормлении против воли малыш может начать воспринимать еду как нечто плохое, и такое отношение останется надолго, что может отразиться на развитии в дальнейшем.
  • Не стоит заставлять его садиться за стол – пусть лучше занимается своими делами, время от времени перехватывая немного пищи. Это будет полезнее в том числе и в плане умственного развития.
  • Следует давать еду маленькими порциями, добавляя понемногу, если ребенок захочет.
  • Стоит разнообразить рацион жидкими соусами, которые сделают прием пищи интереснее, а также скрасят питание невкусными, но полезными продуктами.
  • Если ребенку больше нравится пить, чем жевать, можно делать коктейли из питательной пищи.
  • Можно сделать ассорти из лакомств, разложив любимые продукты малыша в подходящую для этого посуду – так, чтобы ему было удобно брать еду. Это будет идеальным решением, если активный двухлетний малыш не может надолго засесть за обеденный стол. Желание расслабиться в обед приходит с возрастом – сейчас же малышу приятнее постоянно носиться, на ходу перехватывая что-нибудь вкусненькое. Не стоит думать, что это плохо и вредно – на развитии ребенка это никак не отразится. Стоит только следить за тем, чтобы он тщательно пережевывал еду и не подавился.

Вакцинация

В 1 год и 8 месяцев делается вторая прививка от полиомиелита.

Что умеет малыш!

Основными особенностями этого возрастного этапа являются развитие самостоятельности и стремление к познанию окружающего мира. Самостоятельность ребенка в это время, конечно, является относительной, поскольку он пока что почти ничего не умеет делать сам. Поэтому родители должны помочь ему в этом возрасте научиться самостоятельности и содействовать малышу в совершении ежедневных новых открытий.

Ребенок начинает более осознанно подходить к любой деятельности. Игры становятся более сложными. Он может хорошо держать в руках многие предметы, пытается, например, разбирать и собирать пирамидку. Постепенно малыш лучше начинает ориентироваться в пространстве, поскольку теперь, научившись немного ходить, он постоянно находится в движении. Причем в основном детям в этом возрасте все равно, куда идти, самое главное — двигаться. При этом они постоянно смотрят по сторонам, им все интересно: увидев какой-либо предмет, сразу пытаются его потрогать, взять в руки, а иногда и в рот. Не нужно ограничивать ребенка в движении и пространстве, однако необходимо следить за его действиями, чтобы он не причинил себе вреда. Кроме того, дети в этом возрасте очень любят все бросать на пол: сняв с себя шапочку, они обязательно бросают ее на землю, если им дать в руки какой-нибудь предмет, он тоже окажется на полу.

К этому возрасту, дети уже умеют решать элементарные бытовые задачи — открывать и закрывать двери. Они прекрасно понимают все, что им говорят, и различают звуки лучше, чем раньше.

Кто живет в мире!

В определенный момент ребенку становится удивительно интересно, что за существа, кроме людей, живут вокруг. Он начинает проявлять осторожное любопытство к животным. При этом малыш не сразу смело подходит к ним и пытается потрогать. По началу он держится с ними настороженно, иногда даже может испугаться и пуститься бежать, впервые увидев их. В этом ничего страшного нет, так как ребенок должен привыкнуть к животным. Для этого родителям следует объяснить ему, кто есть кто, показывая на кого-то из животных, рассказать, как они называются, какие издают звуки, где живут, что делают, как могут выглядеть. Не стоит также ускорять события и побуждать ребенка погладить то или иное животное. Часто это бывает опасно для здоровья, ведь собака, например, может укусить малыша, а кошка поцарапать, что для него окажется сильнейшим шоком. Также существует опасность заражения какой-нибудь инфекцией.

Конечно, первое знакомство с животным миром может произойти дома, если, к примеру, в семье живет собака, попугайчик или другое существо. Но не стоит заводить животное специально для ребенка в раннем возрасте, это может спровоцировать аллергию на шерсть. Если же животное все же есть в доме, следует тщательно ухаживать за ним, строго соблюдать правила гигиены.

Любопытство!

В возрасте после года ребенок, как первооткрыватель, сует свой нос всюду, порой даже трудно бывает за ним уследить. Стоит маме отвернуться на секунду, а малыш уже открыл дверцу тумбочки и достает оттуда все, что там лежит. В этом возрасте он обожает выдвигать ящики, открывать дверцы шкафов, забираться в отделения, предварительно опустошив их. Дети также любят трясти столы и другие предметы, которые они не могут опрокинуть. Любопытство заставляет их многократно карабкаться и спускаться обратно на диван, стулья, кресло, кровати, до чего только могут дотянуться. Очень любят они впихивать маленькие предметы в большие, а потом пробовать поместить большой предмет в маленький. Это происходит, когда малышу все знакомо в доме, ему надоедает постоянная обстановка, и играть с одними и теми же игрушками ему становится скучно. Так проявляются естественное детское любопытство и стремление удовлетворить жажду познания.

Этот период любопытства и новых открытий очень важен для малыша. В этом возрасте ребенок должен узнать, какую форму имеют предметы, как они движутся, какие они на ощупь. Исключительная активность детей в возрасте от полутора до двух лет говорит о степени развитости их разума. Все время, пока карапуз бодрствует, он не успокаивается ни на секунду. Но это нормальное поведение детей в годовалом возрасте. И поскольку активное познание мира крайне важно для малыша, родителям необходимо находить время и принимать участие в его новых играх, позволять ему не только рассматривать, но и трогать все, что он только может найти. Ознакомившись со всеми предметами и явлениями в таком раннем возрасте, у него не будет поводов для страха в дальнейшем, он будет чувствовать себя уверенно и спокойно в окружающем мире.

Учимся одеваться!

В возрасте полутора-двух лет ребенок достигает такого уровня развития, что может уже научиться одеваться сам. Проявляя живой интерес и высокую активность во всем, он старается уже надевать какую-то одежду, пусть даже иногда у него это получается очень неловко. Необходимо стимулировать желание проявлять самостоятельность, поощрять участие малыша, подсказывать последовательность движений.

В этот период жизни многие дети уже могут сами одеться и раздеться без помощи взрослых. Хотя первое у них получается еще с трудом. Для того чтобы ребенок этому научился, требуется время. Чтобы помочь ему в постижении столь сложной процедуры, как одевание, родителям следует выполнять ее медленно и постепенно, комментируя все шаг за шагом, чтобы малыш смог запомнить последовательность действий.

Если ребенок капризничает и не желает одеваться или раздеваться, нужно отвлечь его внимание чем-нибудь и сделать все без его участия. Однако когда он сам проявляет инициативу, то не стоит активно вмешиваться, даже если у него не все получается. Тем более не нужно смеяться над ним, когда обнаруживается, что брюки, например, он надел задом наперед. То, что родители постоянно поправляют ребенка в процессе одевания, или вообще не предоставляют ему возможности делать это самому, приводит к нежеланию малыша самостоятельно одеваться. Он начинает лениться и копошиться.

Перед одеванием нужно разложить одежду так, чтобы был ясен порядок, которому необходимо следовать. Помогать ребенку одеваться следует ненавязчиво, делая только то, с чем он не справляется. Можно начинать надевать какую-то часть гардероба и давать малышу заканчивать самому. В процессе нужно разговаривать с ним, продолжая при этом выполнять более сложные манипуляции, чем делает он. В таких условиях создается ситуация сотрудничества, и ребенок спокойно одевается сам.

Учимся говорить фразы!

Развитие речи — показатель общего психофизического развития ребенка. Однако не стоит расстраиваться, если он не начинает говорить в те же сроки, что и другие дети. Дело в том, что каждый малыш произносит первые слова, фразы именно тогда, когда его психика достигает определенного уровня сформированности. Природой обусловлено, что каждый человек развивается по-разному, это зависит от его индивидуальных особенностей.

После полутора лет ребенок уже начинает произносить первые фразы. Качество речи малыша и развитие речевых навыков напрямую зависит от того, насколько ясно и много с ним разговаривают родители. Поэтому в общении не нужно упрощать слова, коверкать их, необходимо стараться все свои мысли выражать с помощью языка, а не посредством жестов. Чем разнообразнее, интереснее и ярче речь родителей, тем большее влияние это оказывает на ребенка, ускоряет развитие его мышления и формирование навыков речи. Причем он нуждается в постоянном языковом общении, поскольку речь развивается только в условиях практического ее применения. Не стоит копировать то, как произносит слова малыш, смеяться над ним и передразнивать. Это может обидеть его, он начнет стесняться, будет бояться произнести что-либо, потеряет уверенность в себе, и поэтому значительно позже научится говорить. Если он произносит какие-то фразы неправильно не нужно также бесконечно поправлять его, заставляя при этом повторять многократно правильный вариант. Ребенок станет противиться или даже нарочно будет говорить неправильно. Лучший способ развить в нем стремление делать это правильно — пример родителей.

Как правильно выбрать игрушку!

Важно знать, что в разном возрасте ребенку нужны разные игрушки, что зависит от уровня его развития. То есть не стоит, например, покупать малышу полутора-двух лет фломастеры и альбом для рисования, он может изрисовать все стены в доме, а альбом порвет и разбросает бумажки. Необходимо покупать ему игрушки, соответствующие его возрасту и потребностям.

Очень часто родители расстраиваются, что у них нет возможности покупать своему малышу хорошие красивые игрушки. На самом деле это не повод для огорчений. Несомненно, ребенок будет очень рад таким подаркам, но в младшем возрасте лучше приобретать более простые предметы, такие как кубики, пирамидки, шарики. Дело в том, что в годовалом возрасте очень важно развивать фантазию у детей, необходимо постоянно стимулировать их воображение. Поэтому чем проще игрушка, тем больше у ребенка возможности фантазировать, а более сложные развлечения нужно отложить до того момента, когда малыш до них дорастет.

При выборе игрушек, необходимо знать, что в возрасте от года до двух лет детям очень интересно играть с такими, которые нужно тащить за собой, толкать, вставлять одну в другую. Учитывая эту особенность, рекомендуется приобретать малышу различные тележки на колесиках, набор формочек. Но если таких предметов еще пока нет в доме, можно предложить ему простую кухонную утварь.

Ближе к двум годам рекомендуется покупать детям кукол и мягкие игрушки. В этом возрасте у них появляется страсть к подражанию, их воображение развивается, и любимыми игрушками становятся те, с помощью которых они могут создавать свой собственный мир по образу и подобию мира взрослых людей.

У ребенка в полтора года желания постоянно находятся в противоречии с возможностями, а возможности - с общественными нормами. Поэтому у многих детей на этот возраст приходится пик детских истерик. Подумайте сами, как еще можно реагировать на ситуации, когда ты только-только научился подносить табуретку к определенному месту в кухне, забираться на нее и открывать кухонный шкафчик, чтобы покопаться в столовых приборах, а родители тебе это запрещают? Или тебе очень хочется покататься на велосипеде старшего брата, но ноги никак не достают до педалей… Только и остается, что рыдать и топать ногами от безысходности!

Вообще, перечень того, что умеет делать полуторогодовалый ребенок, довольно впечатляющ: он танцует, поднимается и спускается по лесенкам, умывается и чистит зубы, пытается одеваться и раздеваться, довольно ловко орудует ложкой и вилкой, разрисовывает каракулями любую печатную продукцию, до которой ему удается добраться. Он выполняет несложные просьбы родителей (включить компьютер, принести из ванной веник и т.д.), играет в любимые игрушки и знает названия многих предметов, находящихся в квартире и на улице (некоторые малыши уже знают названия некоторых действий, употребляют указательные местоимения). Он невероятно любопытен и приносит с улицы в карманах целые горсти камушков, сухих листьев и иных предметов, привлекших его внимание. У него достаточно развита память, он имеет представление и своем распорядке дня, соотносит простые действия с их результатом. Он более разумен и осторожен, чем полгода назад: он принимает во внимание свой негативный опыт и старается избегать действий, имевших в прошлом для него неприятные последствия (не засовывает пальцы в щель между дверью и косяком, не хватается за горячий утюг и т.д.)

Чему научится ребенок в ближайшие полгода

К двум годам у многих малышей развиваются определенные навыки самоконтроля: они уже не переживают свои неудачи так бурно, как несколько месяцев назад. Впрочем, здесь все зависит от темперамента конкретного ребенка и воспитательных способностей родителей. У малышей в этом возрасте резко повышается уровень социального интеллекта: они учатся взаимодействовать не только с взрослыми, но и с другими детьми. Продолжается развитие речи (малыш пополняет свой словарный запас и уже учится складывать отдельные слова в предложения) и обучение навыкам самообслуживания (многие педиатры считают возраст 18-24 месяца оптимальным, чтобы начинать приучать ребенка к горшку). Научившись категоризировать объекты окружающей среды (на основании сходства и различия относить из к одному или разным классам), ребенок проявляет интерес к их отдельным характеристикам - цвету, размеру, форме. Некоторые малыши от манипуляций с предметами постепенно переходят к ролевым играм (не просто компонуют между собой предметы, а помещают их в воображаемую ситуацию).

Как развивать ребенка в этом возрасте

Для того, чтобы воспитать в ребенке ответственность и научить его сотрудничеству , вовлекайте его в домашние дела: давайте ему несложные поручения во время приготовления обеда, уборки квартиры. Не ругайте его, если какие-то вещи у него не получаются: лучше покажите, как это можно сделать лучше.

Для развития коммуникативных навыков давайте малышу возможность пообщаться со сверстниками и более старшими детьми.

Стимулируйте физическую активность крохи: у карапузов этого возраста масса энергии, которую им нужно куда-то выплескивать, и если не предоставлять им возможность набегаться на улице и наиграться, то разрушительных действий дома будет не избежать.

Объясняйте ребенку, что такое хорошо, и что такое плохо – это поможет привить ему базовыепредставления о морали . Объяснения (и ваш личный пример) намного быстрее и эффективнее научат его правильному поведению, чем наказания.

Обязательно читайте книги ребенку: это способствует расширению кругозора, стимулирует любознательность, обогащает словарный запас .

Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

"Которая из них?"

Сядьте на пол вместе с ребенком. Найдите три каких-нибудь непрозрачных емкости (очень подойдут, например, жестяные банки из-под продуктов и т.п.). На глазах у ребенка положите под одну из банок маленькую игрушку. Медленно передвиньте банки, меняя их расположение на глазах у ребенка. Пусть теперь он возьмет одну из банок, под которой, по его мнению, находится игрушка. Если ваш малыш не понял, поднимите банку и покажите ему игрушку. Покажите ему также, что под остальными банками ничего ни спрятано. Играйте с ребенком и подсказывайте ему ответ до тех пор, пока он не поймет суть происходящего и не сможет играть без вашей помощи.

"Подбери фигурки"

Эта игра понравится вашему ребенку и будет снова и снова привлекать его внимание. Соберите несколько формочек для печенья. Постарайтесь взять те из них, чьи очертания знакомы малышу, например, имеющие форму известных ему животных, елочных игрушек и других предметов. Обведите одну из формочек. Дайте ребенку ту формочку, чей контур вы обвели. Покажите ему, как положить формочку на рисунок таким образом, чтобы их очертания совпали. После того как вы обведете несколько формочек для печенья и покажите ребенку, как совместить их с их контурами, дайте ему две формочки и один контур. Теперь посмотрите, сумеет ли ваш малыш сложить их так, чтобы их очертания совпали. Когда вы увидите, что ребенок понял суть дела, дайте ему контуры других фигурок и другие формочки для печенья.

Картинки-головоломки

Соберите несколько картонных коробок, украшенных какими-либо картинками. Вырежьте и затем разрежьте каждую такую картинку на две части, чтобы получилась головоломка.

Разрежьте так, чтобы они имели различную форму. Дайте малышу одну из частей какой-нибудь картинки. Другие же кусочки картинок смешайте и разбросайте по полу. Поговорите с малышом о той части картинки, которую он держите в руках, - о ее цвете, форме и других особенностях. Помогите ему найти подходящую к ней часть. Продолжайте игру, используя другие фрагменты картинок. Помогайте ребенку, пока он не научится играть сам.

Эта игра развивает мыслительный процесс. Ребенок слышит слово, у него возникает ассоциация, и он находит нужный предмет. Возьмите большую сумку для покупок. Попросите малыша принести вам вещи, чтобы положить их в сумку. Каждый раз называйте лишь один предмет, который ребенок будет по вашей просьбе класть в сумку. Всякий раз говорите ему "спасибо". Отберите предметы, принадлежащие самому ребенку, которые он может достать и принести вам: любимую игрушку, серебряный столовый прибор, одеяло, полотенце, зубную щетку.

Игра в "одинаковое и разное"

Дайте ребенку три одинаковых предмета, например чайные ложки. По очереди берите каждую ложку, называйте ее и делайте вид, что вы что-нибудь едите ею. Дайте ребенку подержать каждую ложку, чтобы он ощутил ее форму и текстуру. Замените одну из ложек вилкой. Попросите малыша дать вам ложку. Попросите его дать вам другую ложку. Возьмите вилку и назовите ее. Сделайте вид, что вы едите ею что-то. Дайте вашему ребенку подержать вилку, чтобы он ощутил ее форму и текстуру. Положите две ложки и вилку. Попросите малыша дать вам вилку. Похвалите его, если он сделает правильный выбор.

"Зеленые горошины"

Посадите ребенка на его высокий стул. Положите перед ним несколько горошин. Возьмите одну горошину, положите ее себе в рот и скажите: "Ой, как вкусно!" Попросите малыша взять горошину. После того как он положит ее себе в рот, скажите: "Правда, хорошо?" Расскажите ему о горошинах, об их цвете, форме и т.д. После того как малыш закончит есть, прочитайте стишок и, подражая горошинам, делайте все, как рекомендуется ниже.

Зеленые горошины

В своем стручке лежали,

Одна к другой прижавшись,

Тихонечко дремали.

(Лягте на пол.)

Так много времени пришлось

В стручке им провести,

Но вдруг они проснулись

И начали расти.

(Начинайте подниматься с пола.)

Растут они, растут,

Растут, не устают.

(Продолжайте подниматься.)

И скоро, скоро, скоро

Уже наступит срок -

Их солнышко пригреет

И лопнет вдруг стручок!

(Подпрыгните высоко.)

Группирование предметов по форме

(для детей от 1 года 4 месяцев и старше)

На занятии у ребенка закрепляется умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой, выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.

В качестве дидактического материала используются 2 пирамидки разной формы: одна с кольцами, вторая - с квадратами.

Мама показывает пирамидку с кольцами. Сняв первое кольцо, объясняет, что в этой пирамидке все кольца вот такие, круглые (держит кольцо так, чтобы ребенок хорошо видел его форму) Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд, справа от основания стержня. Опять подчеркивает, что колечек много и все они круглые.

Демонстрируя пирамидку, состоящую из квадратов, также обратите внимание ребенка на форму каждого предмета. Разложив бруски слева от стержня, поясните, что теперь на столе две дорожки: одна такая, другая вот такая. Затем предложите ребенку собрать круглую пирамидку. Помощь взрослого необходима при выравнивании сторон и углов квадратной пирамидки. Затем предложите ребенку надеть на стержень квадратные бруски. Когда обе игрушки будут собраны, обратите внимание ребенка на то, что они разные.

Когда ребенок будет в следующий раз снова собирать пирамидку, учите его по мере необходимости выравнивать углы и стороны квадратов.

Занятие длится 5-8 минут и проводится 2-3 раза.

Для более старшего ребенка можно перемешать кольца и квадраты произвольно, предлагая сгруппировать их по форме и надеть на стержни.

Закрепление полученных знаний и умений происходит в самостоятельных играх с предметами.

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях

(для детей от 1 года 8 месяцев и старше)

Вам понадобятся 6-8 решеток (размер каждой 17,5 на 35 на 0,5 см) с четырьмя большими (4,5 на 4,5 см) и пятью маленькими (3 на 3 см) квадратными отверстиями и с аналогичным количеством вкладышей; 2-3 решетки с прямоугольными большими (3 на 5 см) и маленькими (2 на 3 см) отверстиями и с соответствующим комплектом вкладышей; 2-3 решетки с треугольными большими (4,5 на 4,5 на 4,5 см) и маленькими (3 на 3 на 3 см) отверстиями. Высота всех вкладышей равна 1,5 см.

Вначале мама показывает ребенку решетку с большими и маленькими квадратными отверстиями и объясняет, что в "домике" (решетке) имеются большие и маленькие "окна". Затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши квадратной формы. Поясняет, что окошки можно закрыть. Большим вкладышем можно закрыть большое окошко. Ребенок наблюдает, как это действие выполняет мама, предварительно примерив вкладыш к отверстию. Маленькое окошко тоже можно закрыть (маленький квадрат помещается в маленьком гнезде).

После этого мама предлагает малышу взять любой вкладыш (большой или маленький), рассмотреть его внимательно, затем, сравнив предмет с отверстиями на решетке, найти окошко такой же величины, примерить к нему вкладыш и затем закрыть. Аналогичные действия производятся с другим вкладышем. Затем ребенок самостоятельно выполняет задание.

Если малыш испытывал на предыдущих занятиях затруднения, ему предлагаются именно те решетки, которые использовались при объяснении задания. Если малыш был успешен, ему даются решетки с большими и маленькими другой формы (например, прямоугольными и треугольными).

При необходимости мама помогает детям методом "рука в руке" размещать вкладыши определенной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной) в соответствующих гнездах, соотнося углы предметов и длину прямоугольников.

Ребенок действует одновременно только или с квадратными, или прямоугольными, или треугольными предметами. Форма предметов не называется, их можно называть общим словом игрушки.

Показ каждого предмета сопровождается словами "такой", "не такой", "большой", "маленький". В основе объяснения лежит наглядный показ предметов, слова носят вспомогательный характер, употребляются только по мере надобности. К месту употребленное слово организует, углубляет восприятие. Лишние слова на данном занятии могут нарушить целостность зрительного восприятия, отвлечь детей от основной задачи. Важным оказывается также способ подачи материала.

Размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях

(для детей от 1 года 9 месяцев и старше)

Ваша цель - закреплять умение детей группировать однородные предметы по форме, соотносить разнородные, осуществлять одновременно выбор предметов из двух заданных форм.

На занятии можно использовать 6-8 решеток размером 17,5 на 35 на 0,5 см, имеющих по 10 отверстий (5 одной и 5 другой формы). К каждой решетке нужен набор из 10 вкладышей соответствующей формы.

На занятии используются вкладыши и решетки с отверстиями следующих форм: квадратная-круглая, квадратная-треугольная, квадратная-овальная, прямоугольная-круглая, прямоугольная-треугольная, круглая-треугольная, треугольная-овальная.

Покажите ребенку решетку с круглыми и квадратными отверстиями. Пять круглых отверстий диаметром 3 см каждое должны быть в правой части решетки, а в левой - пять квадратных отверстий (сторона квадрата - 3 см). Внимание ребенка фиксируется на том, что в домике (решетке) имеются разные окошки - такие и вот такие. Этими словами сопровождаются жесты взрослого, обводящего рукой форму окон. Потом покажите вкладыши и поясните, что у вас есть много игрушек и они тоже разные: такие (круглые) и вот такие (квадратные). Затем, демонстрируя еще раз решетку и вкладыши одновременно, подчеркните, что окна можно закрыть. Взяв круглый вкладыш, примерьте его к соответствующему окну и закройте круглое отверстие, а квадратный вкладыш после примеривания разместите в квадратном отверстии.

После такого общего показа и объяснения можно перейти ко второй части занятия. Выясните, как ребенок понял задание. С этой целью дайте ему круглый вкладыш и предложите рассмотреть его внимательно, затем найти такие окошки в домике, показать их и закрыть. Аналогичные действия ребенок производит с квадратным вкладышем. Следует учитывать, что круглый вкладыш легко входит в соответствующее отверстие, а вот квадратный может войти только при соответствующем совпадении углов вкладыша и отверстия. Вот здесь-то и нужна ваша помощь. Взяв руку ребенка, помогите ему найти соответствующий ракурс и разместить вкладыш в гнезде.

Дети, выполнявшие предшествующие занятия, обычно выполняют задание быстро и правильно. В работе с ними нет необходимости использовать расчленение задания, детальное рассматривание, сопоставление сенсорных свойств предметов.

Затем ребенок самостоятельно выполняет задание. При размещении вкладышей квадратной, прямоугольной или овальной формы, ребенок сможет все внимание сосредоточить уже не только на соответствии предметов по форме, но и на координации мелких мышц руки при совмещении углов и линий.



Рассказать друзьям