План программа по опытно экспериментальной деятельности. Рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему: Программа по опытно – экспериментальной деятельности «Мы – исследователи

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Планирование экспериментальной деятельности детей в ДОУ

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

Приобретают способности сами ставить

вопросы и получать на них фактические

ответы, оказываясь на более высоком

умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.

К.Е.Тимирязев.

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Дети любят ставить эксперименты. Это объясняется тем, что им присуще наглядно- действенное и наглядно- образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим особенностям. В дошкольном возрасте он- ведущий, а впервые три года- практически единственный способ познания мира.

Учитывая психо- физические особенности детей каждого возраста, я разработала примерные перспективные планы экспериментальной деятельности для каждой возрастной группы.

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности во 2-младшей группе.

  • Сентябрь: Адаптация, игры с песком и водой на участке с представлениями о форме и величине
  • Октябрь: Песок сухой и мокрый («Сыпется и нет») Вода («Переливается, разливается»)
  • Ноябрь: Песок («Сухой песок можно просеять, а мокрый нет») Вода («Вода прозрачная») Вода («Вода- среда обитания - аквариум») Вода («Значение воды для человека»)
  • Декабрь: Снег («Снег холодный и тает на ладони») Снег («Снег тает в помещении, во дворе нет, так как там зима») Лед («Холодный, но тает на ладони и в помещении, а во дворе нет») Г\ед, («Гладкий, прозрачный. Вода при низкой температуре становиться льдом»)
  • Январь: Лед («Цветной и бесцветный») Песок («Песок пересыпается, вода переливается») Вода («Переливание из больших сосудов в маленькие и наоборот»)
  • Февраль: Песок («Формирование в формочки») Песок («Окрашивание песка с помощью цветного мела») Вода («Значение воды для человека») Вода («Значение воды для прорастания лука»)
  • Март: Вода («Растворение веществ») Магнит («Движение машинки») Снег («Закрепление св-в снега») Лед и снег («Со сменой времен года происходит и состояния льда и снега»)
  • Апрель: Вода («Значение воды для растений») Вода («Значение воды для семян») Почва («Значение для роста растений») Вода («Значение для растений»)
  • Май:Песок и камни («Умение сравнивать, находим сходство и различие») Диагностика

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе.

  • Сентябрь: «Где ночует солнышко?» «Почему происходит смена времени года?» «У кого какие детки?» «В тепле и холоде»
  • Октябрь: «Рассматривание зерна под микроскоп» «Заплесневелый хлеб, дырочки» «Волшебная монетка» «Звучащий стакан»
  • Ноябрь: «Круговорот воды в природе» («Откуда берется вода и куда девается?») «Холодный кипяток» «Плавает-тонет» «Почему не выливается» «Наши помощники - глаза»; «сколько ушей?»
  • Декабрь: «Прикрываем рот и нос, когда чихаем.» Опыты с распылителями, блеском для тела») «Тайнопись» «Скорлупа бежит за расческой»
  • Январь: «Рисуем глядя в зеркало» «Извержение вулкана» «Сделай снегопад» «Почему шуба греет»
  • Февраль: «Лед и пламя» «Почему лед не тонет» «Живые тени» «Теневой театр»
  • Март: «Сделаем окаменелость. Что еще кроме костей может стать окаменелостью» «Тесная бутылка» «Подлодка» «Чернеющее яблоко»
  • Апрель: «Волшебная бумага. Свойство бумаги» «Бумажная гармошка, бумажки - попрыгунчики» «Парящий самолет» «Пузырьки- спасатели»
  • Май: «Вкусные опыты. Творог и сметана» «Мир ткани: опыты с нитками (нить- линейка, музыкальная линейка, нитка-циркуль» «Как органы человека помогают друг другу» «Что и изчего»

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в старшей группе .

  • Сентябрь: Диагностика
  • Октябрь: «Как обнаружить воздух в помещении» «Воздух есть во всех предметах» «Что плавает- что тонет» «Где больше песка, в ложке или кружке»
  • Ноябрь: «Свойство почвы» «Свойство твердых веществ и жидкостей» «Как спрятаться бабочкам» «У кого какие клювы»
  • Декабрь: «Что лучше руки или ноги» «Родственники стекла» «Свойства воды, глины и песка» «Чем пахнет воздух»
  • Январь: «Обнаружение воздуха в разных объектах» «Запустить спутник» «Дневные звезды» «День- ночь»
  • Февраль: «Обнаружение воздуха в разных объектах» «Как снег становиться водой» «Снежные узоры на стекле» «Далеко-близко»
  • Март: «Иней» «Цветные льдинки» «Далеко- близко» «Сосульки»
  • Апрель: «Дуем- играем» «Почему не падают деревья» «Как расселяются семена» «Как с гуся вода»
  • Май: «Вода источник жизни» «Выращиваем лук» «Чем можно измерять» «Образование радуги

Примерный перспективный план экспериментальной деятельности в подготовительной группе

  • Сентябрь: Диагностика
  • Октябрь: «У воды нет вкуса» «Где прячутся насекомые? Можно ли им помочь?» «У воды нет запаха» «Изучаем листья»
  • Ноябрь: «У нас есть вдох и выдох» «Первые заморозки» «Волны» «Мы живые. А деревья?»
  • Декабрь: «Сколько весит воздух» «Вода смачивает и очищает предметы» «Замерзание воды» «Свойства мокрого песка»
  • Январь: «Сколько времени можно не дышать» «Спичка- пленница» «Бывает ли воздуху холодно?» «Защитные свойства снега »
  • Февраль: «Вода прозрачная» «Когда бывает пар» «Получаем талую воду» «Ловим воздух»
  • Март: «Наблюдение за свойствами снегом в разную погоду» «В воде некоторые вещества растворяются» «Песочные часы» «Почему парашют снижается плавно?»
  • Апрель: «Движение воздуха» «Летающие семена» «Своды и тоннели» «Песчаный конус»
  • Май: «Чем отличается солнечная сторона от теневой» «Яблочный спутник свечи» «Теневой портрет» ДИАГНОСТИКА

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА.

По планированию воспитательно-образовательного процесса.

УТРО:

БЕСЕДЫ. 1. С целью развития разговорной речи, памяти, воображения, фантазии, внимания и т.д.:

О проведении выходного дня;

О просмотренных детских передачах;

О фильмах;

О чтении книг дома с родителями;

О родном городе, районе, улице, Родине, Москве;

Что видел по дороге в детский сад;

О семье (как зовут родителей, где работают, учатся, домашний адрес);

О знаменательных событиях в нашей стране, в нашем городе;

Дидактические игры по обучению грамоте, разговорной речи.

2. Повторение знакомых стихов по программе, к праздникам с целью развития памяти, упражнения в выразительном чтении, обогащение словаря.

3.Повторение потешек, чистоговорок, скороговорок, словесные игры, дидактические игры с целью упражнения в звукопроизношении, дифференциации звуков.

4.Рассматривание альбомов, новых книг, репродукций художников, произведений прикладного искусства, народных промыслов с целью обогащения знаний об окружающем, обогащении словаря, развития разговорной речи, привития чувства прекрасного к природе, к народному творчеству, чувства гордости за родной край. Предварительная работа к занятиям.

5.Рассматривание книг, альбомов с целью обогащения знаний, воспитания патриотических чувств:

О защитниках Отечества;

О профессиях;

О временах года;

О птицах и животных;

О Москве, нашем городе;

О городах-героях.

6.Привитие культурно-гигиенических навыков:

Следить за осанкой во время еды;

Прививать навыки есть аккуратно, не разговаривая, пользоваться

Салфеткой;

Правильно пользоваться ложкой, вилкой, ножом;

Помогать кусочком хлеба набирать остатки пищи в тарелке;

Хорошо пережёвывать пищу, есть не торопясь;

Благодарить после еды, задвигать стул к столу;

Аккуратно складывать тарелки на середину стола после еды;

Уметь подавать товарищу хлеб, уступить лучший кусочек своему

Товарищу, прививать чувство вежливости, заботу о товарище;

Мыть руки с мылом, круговыми движениями, хорошо отжимать

Воду над раковиной (с какой целью);

Пользоваться только своим полотенцем, аккуратно вешать его на

Петельку;

Учить детей правильно пользоваться туалетом (смывать унитаз,

Пользоваться салфеткой, бумагой, мыть руки после туалета);

Аккуратно складывать одежду в шкафчик (каждой вещи своё

Место);

Воспитывать самостоятельность в самообслуживании;

Беречь одежду и обувь;

Без напоминании пользоваться носовым платком: при кашле, при

Чихании - отворачиваться, прикрывать нос платком;

Приучать не разговаривать в спальне, не мешать другим, самостоятельно

Застилать постель;

Приучать быть приветливым, здороваться, прощаться, называть взрослых

По имени отчеству, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать

Говорящего;

Разговаривать тихо, выслушивать внимательно;

Уступать дорогу, место старшим;

Вежливо обращаться с просьбой, просить разрешения войти;

Дружелюбно относиться к товарищам; младшим детям;

Приучать справедливо разрешать споры, разногласия, дружелюбно

Напоминать сверстнику те или иные правила поведения в общественных

Местах.

7.Трудовое воспитание.

А).Хозяйственно-бытовой труд с целью:

Учить дежурных по столовой правильно накрывать стол к завтраку

Обеду, ужину (расстелить салфетки, поставить бумажные салфетки,

Глубокие тарелки, ложки, вилки с правой стороны от тарелки и т. д.);

Воспитывать умение распределять обязанности по дежурству, выполнять их

От начала и до конца;

Давать оценку работы дежурных по столовой;

Воспитывать ответственность за порученное дело, уметь видеть

Результаты своего труда;

Отметить важность выполнения поручения (плохо выполняет работу

Задерживает всех остальных детей);

Воспитывать трудолюбие, заботу о своих товарищах;

Работать согласованно, легко, ловко, в достаточно быстром темпе,

Умело обращаться с предметами.

Б) Дежурство в природном уголке:

Познакомить с обязанностями дежурного природного уголка;

Воспитывать умение правильно поливать цветы (указать какие);

Проследить, как рыхлят землю в горшочках для цветов, протирает

Подоконник;

Обогащать знания детей о правилах ухода за разными цветами;

Проследить, умеют ли дежурные без напоминания воспитателя,

Выполнять свои поручения;

Воспитывать умение выполнять поручение длительное время;

Наблюдать за ростом и развитием растений;

Устанавливать связь между правильным уходом за растениями

И животными и их состоянием;

Самостоятельно определять необходимость полива растений;

Делать отметки в календаре природы;

Упражнять в названии комнатных растений и правильном уходе

За ними;

В) Труд в природе:

На участке (2 ая половина дня);

Подкормка птиц;

Посадка лука, корнеплодов и т. д.

8.Наблюдения за природой в утренние часы:

Использование художественного слова, загадок, пословиц, примет.

9.Дежурство по занятиям:

Учить обязанностям дежурного по занятиям;

Воспитывать умение распределять обязанности;

Воспитывать аккуратность, исполнительность в работе;

Прививать чувство ответственности, правдивости, справедливости

(пособия раздавать, не выбирая себе лучший материал);

Воспитывать заботу о своих товарищах;

10. ИГРА:

Настольно – печатные игры с целью:

Познакомить с правилами игры;

Воспитания усидчивости;

Умственного развития;

Играть, соблюдая правила.

Игры с любимой игрушкой;

Игры со строительным материалом (цель);

Конструкторами (цель);

Мозаикой (цель);

Дидактические игры (словесные, сенсорного характера, речевые,

Математические, природные и т. д.);

Хороводные игры;

Малоподвижные игры или подвижные игры.

11.Индивидуальная работа по ИЗО, математике, ПДД.

12.Предварительная работа к занятиям (тонирование, штриховка и др.).

ПРОГУЛКА.

1.Наблюдения в природе с целью развития умственной деятельности

(сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать и т. д.):

Использование художественного слова, примет, поговорок,

Пословиц, загадок;

Дидактические игры по ознакомлению с природой;

Ведение календаря природы (знакомство с временем года, месяцем,

Днями недели);

Наблюдение за птицами;

За деревьями;

За кустарниками;

Небом, ветром, солнцем;

Наблюдение за живым объектом (кошкой, собакой, кроликом и т.д.);

Наблюдение за неживыми явлениями природы.

2.Подвижные игры:

С бегом, прыжками, метанием и ловлей;

Игры – эстафеты, народные, спортивные;

Катание на санках, лыжах;

3.Индивидуальная работа по развитию двигательной деятельности, закрепление пройденного материала.

4.Сюжетно-ролевая игра.

5.Экскурсии (целевые).

6.Труд:

Индивидуальный;

Подгруппами;

Коллективный.

7.Игры с выносными игрушками.

2-я половина дня.

1.Беседы на темы:

Нравственного воспитания;

Патриотического восп-я;

Эстетического восп-я;

Знакомство с профессиями (с использованием худ литературы, альбомов,

Эстампов, картин);

Ознакомления с природой;

Ознакомление с животными, птицами;

2.Ручной труд:

С бумагой, картоном;

Бросовым материалом;

Работа с тканью;

Выжигание, чеканка;

Работа в книжном уголке.

3.Коллективный труд.

4.Дидактические игры по разным видам деятельности с целью развития психических

Функций.

5.Вечера развлечений:

Самостоятельная художественная деятельность;

Игры, соревнования спортивного характера;

Тематические вечера;

Игры – драматизации;

Слушание музыки;

Просмотр видеофильмов, диафильмов.

6.Сюжетно-ролевая игра:

Подготовка детей к игре (чтение, обсуждение сюжета, изготовление

Атрибутов, экскурсии и т. д.);

Создание условий для игровой деятельности;

Примы руководства игровой деятельностью.

7.Игры с крупным строительным материалом (цель), с мелким конструктором.

8.Игры с любимыми игрушками.

9.Предварительная работа к занятиям.

10.Индивидуальная работа с целью развития:

Художественных способностей;

Мелкой моторики (упражнении в вырезании, рисовании, лепке);

Закрепление пройденного материала (занятия с 1 п дня).

ВЕЧЕР.

1.Игровая деятельность:

Подвижные игры;

Сюжетно-ролевые игры;

Настольно-печатные игры;

Спортивные игры.

2.Труд.

Ручной;

Хозяйственно-бытовой.

3.Чтение любимых книг, просмотр диафильмов, слушание пластинок и т. д.

4.Работа с родителями.

З А Н Я Т И Я.

1.РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Тема.

Программное содержание:

Образовательные задачи;

Развивающие задачи;

Воспитательные задачи.

Пособия (демонстрационные, раздаточные, оборудование).

Словарная работа:

Активизация;

Обогащение.

Методические приёмы.

Предварительная работа (если есть).

Ход занятия (кратко отражение последовательности в работе,

Вопросы к детям, индивидуальная работа, итог занятия).

2.МАТЕМАТИКА.

Программное содержание:

Образовательные;

Развивающие;

Воспитательные.

Материал.

Ход занятия, вопросы к детям.

Индивидуальная работа.

Итог занятия.

3.Физкультурное.

Задачи.

Вводная часть:

Разнообразие ходьбы;

Корректирующие упражнения;

Танцевальные движения;

Бег;

Строевые упражнения.

Обще развивающие упражнения с предметами и без них:

Разнообразие п.п.;

Количество.

Основные виды движений (3-4).

Заключительная часть:

Спокойная игра;

Ходьба;

Танцевальные движения.

Наличие методических указаний:

Сколько упражнений;

Как их выполнить: - качество.

4.Занятия по ИЗО.

Тема.

Вид занятия:

По образцу;

С натуры;

По замыслу;

По представлению;

Коллективная работа.

Программные задачи:

Технические (приёмы рисунка, лепки, вырезания, складывания

Бумаги).

Воспитательные.

Предварительная работа.

Материал.

Методические приёмы:

1-я часть.

Игровой момент (какой?);

Краткая беседа (пишется полностью);

Художественное слово (пишется полностью);

Рассматривание по вопросам (вопросы пишутся);

Форма;

Цвет (колорит);

Соотношение частей;

Расположение в пространстве;

Композиция.

Показ (полный, частичный воспитателем, частичный детьми);

Закрепление по вопросам:

Способа выполнения;

Последовательности выполнения;

Действия с оборудованием (краски, пластилин, ножницы).

2-я часть.

Индивидуальная работа с детьми:

Помочь начать;

Показать трудный элемент, приём;

Расположить;

Напомнить последовательность выполнения;

Напомнить правила пользования оборудованием.

3-я часть.

Анализ (вопросы пишутся полностью) на занятии, после прогулки

Вечером.

(дети анализируют работы друг друга, дети выбирают лучшие работы,

Общий поощрительный анализ, самоанализ).

Анализ всегда производится, исходя из программного материала.


1. Знакомство с мылом. Консистенция мыла: твёрдая и жидкая; виды мыла: туалетное, хозяйственное.
2. Ароматическое свойство мыла. «Угадай запах!»
3. Пенообразующие свойство мыла. Пускаем мыльные пузыри.
4. Рисуем мыльными пузырями на бумаге.
5. Рисуем мылом и акварелью по стеклу.
6. Обволакивающее свойство мыла: И. у «Белые перчатки»
7. Чистящее и моющее свойство мыла: Стирка кукольной одежды и купание кукол.
8. Рисуем с помощью мыла на ткани
9. Рисуем с помощью мыла на стекле.
10. Рисуем с помощью мыла на бумаге.
11. Пластичное свойство мыла. Лепим из мыла фигурки
.

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 1
Знакомство с мылом.
Цель. Познакомить детей с различной консистенцией мыла: твёрдое и жидкое; видами мыла: туалетное, хозяйственное. Дать представление о том, что мыло бывает разное по форме: круглое, прямоугольное, в виде различных фигурок и т. д.
Оборудование: Большое количество разного мыла.
Ход деятельности.
1.Воспитатель: Сейчас мы совершим небольшую экскурсию в магазин, где продаётся мыло.
(Воспитатель в роли продавца рассказывает о разных видах мыла: туалетном и хозяйственном, где и как оно применяется и).
2. Д. И. «Чудесный мешочек» Воспитатель предлагает детям определить форму мыла только при помощи тактильных ощущений.
2. Самостоятельная игровая деятельность детей в умывальной комнате с разными видами мыла.

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 2
Ароматическое свойство мыла.
Цель: Дать детям представление о том, что мыло имеет – запах. Палитра ароматов мыла очень разнообразна. Развивать внимательность, любознательность.
Оборудование: Мыло с запахом: яблока, земляники, кофе и т. п.
Ход деятельности.
1. Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную игру, но для этого нужно закрыть глаза (или завязать платком).
2. Предлагает детям понюхать коробочку (в которой находиться кусок мыла) и определить, чей это запах (яблока, земляники, шоколада, и т. д.). Если дети затрудняются, то можно предложить загадки об этих продуктах.
3. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 3
Пенообразующее свойство мыла.
Пускаем мыльные пузыри.
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами мыла. Дать детям представление о том, что мыло хорошо пениться. И это можно использовать в игровой деятельности. Развивать познавательный интерес детей.
Оборудование: жидкое мыло, вода, соломинки, трубочки разного диаметра и длины, мерные стаканчики, чашки (по количеству детей).
Ход деятельности.
1. Воспитатель предлагает детям поиграть. И показывает детям бутылочку с жидким мылом.
2. Педагог наливает немного в чашку мыла 30% и добавляет немного воды 70%. И при помощи трубочки и выдыхания воздуха образует воздушную пену.
3. Самостоятельная работа детей по изготовлению мыльного раствора. Для удобства измерения пропорций дети могут использовать мерные стаканчики.
4. Затем воспитатель предлагает детям поиграть и самим образовать воздушную пену.
5. Воспитатель показывает детям, как можно при помощи трубочки выдувать мыльные пузыри.
6. Самостоятельная игровая деятельность детей.

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 4
Рисуем мыльными пузырями.
Цель: Продолжать учить детей применять полученные знания о свойствах мыла в игровой деятельности. Способствовать развитию пространственного мышления, фантазии, зрительной памяти, пробуждает в ребенке интерес к творчеству.
Оборудование: жидкое мыло, гуашь, мерные стаканчики, трубочки, чашки, листы бумаги.
Ход деятельности.
1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они изготовляли мыльный состав и изготовить его при помощи мерных стаканчиков.
2. Педагог добавляет немного гуаши яркого цвета и при помощи трубочки делает воздушную пену. Но теперь она получается цветная.
3. Самостоятельная работа детей по изготовлению цветной пены. (При помощи мерных стаканчиков.)
4. Педагог предлагает детям порисовать при помощи мыльной пены. И показывает способ рисования: в стакане взбивается цветная мыльная пена и к ней с верху прикладывается лист бумаги, где отпечатывается очень интересное цветное пятно.
5. Самостоятельная деятельность детей по изготовлению рисунков.
6. В конце деятельности дети рассматривают свои рисунки и фантазируют, на что они похожи.
7. Дорисовывают мелкие детали, если нужно при помощи взрослого.

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 5
Рисуем мылом и акварелью по стеклу.
Цель: познакомить детей с новой техникой рисования. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать в детях желание продолжать экспериментировать с мылом.
Оборудование: стекло (по количеству детей) 20-25 см. в высоту и 15 см. в ширину, акварельные краски, кисточки для рисования, мыло (любое, но хорошо, если есть хозяйственное), мелованная бумага (такого, же размера, как стекло). Эта бумага имеет гладкое, немного глянцевое покрытие, именно такая бумага нужна для этих рисунков), вода, в которой вы будете ополаскивать кисточки.
Ход деятельности.
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть материалы, которые находятся перед ними и перечислить их и просит детей предположить, что они будут делать.
2. Высказывание детей. (рисовать)
3. Объяснение воспитателем нового способа рисования. Намочите краски, которые вы хотите использовать, затем намочите кисточку и намыльте её до появления пены. Потом мыльной кисточкой тщательно намыльте краски. Чем больше будет мыла в красках, тем лучше. А теперь поочередно набирайте краску (конечно не забывая вымывать кисточку) и средними бесформенными пятнами пачкайте стекло, грубыми мазками, не стараясь выводить каких-то линий. К тому моменту, как вы запятнаете стекло (оно должно быть в пяти, шести пятнах разного цвета) все краски на стекле должны быть мокрыми, а если некоторые пятна подсохли, освежите их. Стекло должно быть запятнано только в центре, по углам и краям остаться чистым. Затем кладите на стекло, на краску бумагу, придавите её к стеклу, разгладьте снизу вверх. Краска лучше ляжет. И через несколько секунд аккуратно снимите листок. Пятна краски лягут в виде веточек, которые потом вы можете подрисовать. Каждый раз получается другой рисунок и краски ложатся тоже по-другому.
4. Самостоятельная работа детей (при помощи воспитателя)
5. Рассматривание полученных рисунков. Предложить детям пофантазировать, на что похож их рисунок.
6. Организовать выставку « Мыльные фантазии»

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 6
Обволакивающее свойство мыла. И. у «Белые перчатки»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами мыла. Дать представление о том, что мыло способно обволакивать предметы и при высыхании его можно снять как «перчатки».
Оборудование: мало, музыка со звуками моря.
1. Воспитатель предлагает детям взять любое мыло, какое им понравилось, и намылить им руки « как перчатки».
2. Затем (не смывая мыла) предлагает поиграть в игру « Море волнуется» Но при этом руки не должны касаться друг друга. Игра проводиться 2-3 раза. (Пока руки сохнут)
3. Педагог предлагает ребятам посмотреть на свои руки и сказать, что с ними произошло.
4. Ответы детей.
5. Взрослый предлагает им снять «перчатки».
6. Самостоятельная деятельность детей.

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 7

Чистящее свойство мыла. Стирка кукольной одежды.
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами мыла. Дать детям представление о чистящем свойстве мыла. Развивать игровые качества детей. Закреплять гигиенические навыки детей.
Оборудование: куклы (по количеству детей) у которых испачканы лицо, руки и одежда, тазики с водой, мыло (туалетное и хозяйственное), тряпочки-полотенца.
Ход деятельности.
1. В гости к детям приходят куклы. Дети их рассматривают и замечают, что они грязные, а одежда испачкана.
2. Педагог спрашивает детей, как они могут помочь куклам.
3. Дети предлагают помыть их, а одежду постирать. И это можно сделать при помощи мыла туалетного и хозяйственного.
4. Дети берут каждый по кукле. В группе приготовлена баня и прачечная (в разных местах группы) Одни дети идут стирать бельё при помощи хозяйственного мыла. Другие моют кукол. Во время деятельности можно включить музыку. Затем ребята меняются местами.
5. Во время деятельности взрослый беседует с детьми о том, что они делают, что происходит при этом, чем они пользуются при этом.
6. В конце деятельности воспитатель предлагает посмотреть, какой результат получился.

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 8
Рисуем с помощью мыла на ткани.
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами мыла. Дать детям представление о том, что мыло обладает графическим свойством. Это можно использовать в игровой деятельности. Развивать познавательный интерес детей.
Оборудование: маленькие кусочки мыла, лоскутки однотонного, тёмного материала (по количеству детей), образцы снежинок.
Ход деятельности.
1. Воспитатель предлагает детям поиграть, показывает коробочку, в которой лежит много маленьких кусочков мыла и лоскутки тёмной однотонной ткани.
2. Педагог показывает, как при помощи мыла можно нарисовать снежинки.
3. Самостоятельная деятельность детей (по необходимости при помощи воспитателя).
4. Рассматривание поделок. Создание выставки « Снежинки кружатся, летят».

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 9
Рисуем с помощью мыла на стекле.
Цель: Учить детей применять мыло в игровой деятельности. Познакомить детей с новой техникой рисования. Развивать мелкую моторику, фантазию, воображение.
Оборудование: стёкла (по количеству детей), мыло, кисти.
Ход деятельности.
1. Воспитатель предлагает детям посмотреть на окно, и обратить внимание на морозные узоры.
2. Обсуждение узоров с детьми.
3. Педагог предлагает детям самим нарисовать узоры. Для этого понабиться небольшое стекло, мыло, кисть.
4. Показ взрослым способа рисования.
5. Самостоятельная работа детей.
6. Обсуждение полученных рисунков.
7. Организация выставки « Чудесные узоры»

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 10
Рисуем с помощью мыла на бумаге.
Цель: Закреплять знания детей о графическом свойстве мыла. Учить детей применять мыло для рисования. Познакомить детей с новой нетрадиционной техникой рисования. Развивать воображение, фантазии, мелкую моторику рук.
Оборудование: маленькие кусочки мыла, акварель, листы бумаги, поролон, вода, готовые картинки.
Ход деятельности.
1. Воспитатель показывает детям «Волшебную картину». Закрашивая пустой лист бумаги акварелью, на нём появляется рисунок.
2. Педагог предлагает детям взять приготовленные листы и закрасить их с помощью поролона.
3. Самостоятельная деятельность детей.
4. Рассматривание получившихся картин.
5. Воспитатель раскрывает секрет детям. Берёт маленький кусочек мыла и начинает наносить рисунок на лист, его не видно, но стоит закрасить лист как рисунок проявиться.
6. Самостоятельная деятельность детей при помощи взрослого при необходимости.
7. Рассматривание «Волшебных картин»
8. Организация выставки «Волшебные картины»

Опытно-экспериментальная деятельность детей № 11
Пластичное свойство мыла. Лепим из мыла фигурки.
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами мыла. Дать представление о том, что мыло – пластичное. Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук.
Оборудование: Мыльная основа 1000гр. Крахмал20-30 ст. л. Натуральные красители и ароматизаторы (кофе, ваниль и т. п.)
Приготовление мыла - пластилина (непосредственно перед применением, т. к. быстро остывает):
Растопить мыльную основу в микроволновке, но можно и на поровой бане.
Высыпать краситель и ароматизатор.
Добавлять по 1 ложке крахмала и тщательно перемешивать. Масса должна получиться пластичной.
Как только масса слегка остынет можно начинать лепить.
Ход деятельности.
1. Воспитатель показывает образцы поделок из мыла-пластилина. Приготовленных заранее.
2. Рассматривание с детьми поделок и обсуждение их. Предложить детям пофантазировать и придумать свою модель, но если не получиться, то можно использовать идеи воспитателя.
3. Воспитатель раздаёт детям готовый кусочек мыла - пластилина.
4. Самостоятельная работа детей (при необходимой помощи воспитателя).
5. Обсуждение поделок. Поощрение детей.
6. Организовать выставку « Волшебное мыло своими руками ». В дальнейшем мыло можно подарить родителям на ближайший праздник.

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая

неделя

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, может менять цвет

Игра «Водяной» у нас в гостях

Октябрь

Ветер, ветер, ветерок

Поиск воздуха

Летающие семена

Песочная страна

Ноябрь

В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

Плавающие,тонущие предметы

Плавающее перо

Мех. Зачем зайчику другая шубка

Декабрь

Песок, глина

Волшебная рукавичка

Предметы из металла

Действие магнита на металл

Январь

Льдинка и снежинка

Вода, лёд, снег

Как снег становится водой

Февраль

Волшебная кисточка

С водой и без воды

Как достать скрепку из воды

Март

Почему растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена

Тёплая капелька

Стекло его качество и свойства

Апрель

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух?

Почва. Песок, глина, камни

Солнечные зайчики

Май

Растениям теплую водичку

Зачем растения вертятся?

Поймаем солнечного зайчика.

В мире пластмассы


№ п/п

Месяц

Тема

Цели. Задачи.

Обеспечение интеграции образования(образовательной области)

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Умеют называть свойства воды, его значение,умеют находить слова противоположные по значению

№2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

№4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь

№1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным.

№2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

№4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Ноябрь

№1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку:тонет,плавает.

Познание:развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам,их свойствам.

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

Декабрь

№1

Песок. глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

№1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

Умеют делать выводы и заключения.

№2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№3

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Коммуникация:

Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда,снега воды.

Февраль

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация:

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание:формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов.Выражают свои мысли и делают выводы.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация:развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов,называют свойства льда.

№3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность.делать выводы.Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных,обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№4

Стекло,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупкость)

Познание: знать свойства прозрачность,хрупкость, толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

№3

Почва(песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание: называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деяские рекомендации - и тельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

Татьяна Ефимова
Тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности

Тематическое планирование по теме :

«Формирование опытно-экспериментальной

деятельности детей через ознакомление с неживой природой».

Младшая группа.

1. Ознакомление со свойствами песка.

2. Сравнение песка и земли. Ознакомление со свойствами земли.

3. Игры с водой.

4. Ознакомление со свойствами снега, замерзание воды.

5. Свойства воды.

Средняя группа.

1. Волшебница вода.

2. Воздух вокруг нас.

3. Необходимость света для роста растений.

4. Защитные свойства снега.

5. Солнечные зайчики.

Старшая группа.

1. Как можно обнаружить воздух.

2. Сжимаемость воздуха. Вес воздуха.

3. Свойства воздуха.

4. Путешествие капельки воды.

5. Знакомство с тепловыми явлениями. Агрегатное состояние воды.

6. Знакомство с магнитом и некоторыми его свойствами.

7. Существование света и тени.

8. Солнечные «зайчики» в тени и на свету.

Подготовительная группа.

1. Знакомство с магнитом и его некоторыми простейшими свойствами.

2. Ознакомление с компасом. Определение сторон света при помощи компаса.

3. Свет. Прямолинейность его распространения.

4. Знакомство с временами года на модели глобуса.

5. Эксперементы со светом и тенью.

6. Ознакомление тепловыми явлениями.

7. Агрегатное состояние твёрдых тел. (сахар, соль, воск) .

8. Из каких цветов состоит солнечный луч.

Воспитатель : ЕфимоваТ. А. ГБО СОШ №7 СП №12 "Детский сад "Планета детства ".

Публикации по теме:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Что внутри яйца?» Тема: НОД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Что внутри яйца?» (для детей средней группы)

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Песочные стаканчики» Программное содержание: Закреплять знания детей о свойствах песка:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Вода» Интегрированные задачи: Познавательное развитие. Способствовать формированию целостной картины мира, развитию познавательного интереса детей.

Планирование работы по опытно-экспериментальной деятельности «Наши маленькие летние открытия» Тема. Наши маленькие летние открытия. Цель. Познавательное развитие детей, любознательности и познавательной мотивации. Задачи: Образовательные:.

Организация опытно-экспериментальной деятельности «Что есть в почве?» Организация опытно – экспериментальной деятельности на тему: «Что есть в почве?» (для средней группы) Цель: помочь установить зависимость.

Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Вода» Сентябрь. Тема: "Вода" 1. "Прятки" Цель: выявить свойства и качества воды. 2. "Играем с красками" Цель: вода прозрачная, может менять цвет.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина» ТЕМА ПРОЕКТА: «Песок и глина» ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: выяснить, чем отличается песок от глины, их взаимосвязь в природе. ТИП ПРОЕКТА: информационный,.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие капельки» Цель: Познакомить со свойствами воды. Задачи: *учить детей ставить цель, проводить несложные эксперименты с водой, делать выводы *способствовать.



Рассказать друзьям