Сын как воспитывать с рождения. Как правильно воспитывать мальчика в семье: советы психологов родителям

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Подобно Джону Локку, рассматривавшему детский разум как чистую доску, на которой окружающая его среда пишет свои замысловатые письмена, сторонники так называемой поведенческой традиции считают, что поведение, его различные формы и типы обусловливаются главным образом влиянием среды. Теорию, основывающуюся на этом тезисе, называют бихевиористской (от англ. behavior - поведение). Ее основоположник - Джон Уотсон, известный следующим своим высказыванием: Дайте мне дюжину здоровых, с хорошими умственными способностями малышей, создайте особую обстановку, в которую я введу их, - и я гарантирую, что каждый из них после соответствующего обучения станет специалистом в той области, которую изберу я, - врачом, юристом, инженером, руководителем и даже нищим, независимо от задатков, склонностей, способностей, талантов, призвания и расы его самого, его родителей и далеких предков. Проблема развития в классическом бихевиоризме переосмыслена в теории социального научения -самом мощном направлении современной американской психологии развития.

Каким образом предполагает Уотсон сделать из ребенка специалиста по своему выбору? Только благодаря соответствующей организации его окружения, в котором ребенок приобретет навыки того или иного вида деятельности.

Типы обучения. Согласно бихевиористской теории, человек таков, каким он научился быть. Эта мысль дала повод ученым назвать бихевиоризм теорией обучения. Многие из сторонников бихевиоризма полагают, что человек учится вести себя всю жизнь, но не выделяют, подобно З.Фрейду, Э.Эриксону и Ж.Пиаже, каких-либо особых стадий, периодов, этапов. Вместо этого они определяют три типа обучения: классическое обусловливание, оперантное обусловливание и обучение посредством наблюдения.

Классическое обусловливание - это простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные (безусловные) рефлексы в поведении детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных - врожденные. Ребенок (как и детеныш животного) в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых.

Вот как 9-месячного малыша Альберта учили бояться белую мышь с помощью классического обусловливания, т.е. используя только его безусловные рефлексы. Как-то Дж.Уотсон и Р.Райнер заметили, что Альберт пугается неожиданного громкого звука. Когда звук появлялся, его тельце автоматически вздрагивало, он вскидывал ручки, начинал сучить ножками, и затем раздавался плач (ответная реакция на стимул - резкий сильный звук). Испуг, автоматически включавший механизм плача, и другие поведенческие реакции не были заученными прежде формами поведения, а появлялись только в ответ на неожиданный и резкий звук. По терминологии бихевиоризма, громкий звук, вызвавший реакцию ребенка, называется безусловным стимулом, а рефлекторная реакция испуга и плача - безусловным ответом на этот стимул.

Оперантное обусловливание. Представьте ситуацию: вы - студент, а преподаватель говорит, что ваша итоговая оценка по курсу психологии будет зависеть от того, сможете ли вы научить крысу нажимать на засов, расположенный на дверце клетки, и открывать ее. С чего бы вы начали, решив принять условие преподавателя? Советуем прежде всего о знакомиться с концепцией Б.Скиннера.

Б.Ф. Скиннер разработал специфический тип обучения, который он назвал оперантным обусловливанием. Суть его в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента ученый учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу. Тем самым Скиннер подкреплял их реакцию.

Подкрепление - это любой стимул, увеличивающий вероятность повторения определенных реакций, форм поведения. Оно может быть позитивным и негативным. Позитивным является подкрепление, приятное человеку, удовлетворяющее какую-то его потребность и способствующее повторению форм поведения, заслуживших поощрения.

Негативное подкрепление - такое подкрепление, которое заставляет повторять реакции неприятия, отторжения, отрицания чего-либо. Представьте себе, что вы садитесь на водительское место своего нового автомобиля и вдруг слышите громкий резкий звонок, который кажется вам очень неприятным; но вот вы начинаете пристегивать ремень безопасности, и тотчас звон смолкает. Таким образом впоследствии, чтобы не слышать раздражающего звона, вы будете постоянно пристегивать ремень. Согласно теории

Скиннера, ваша реакция, форма поведения (пристегивание ремня безопасности) повторяется ради того, чтобы избежать воздействия неприятного стимула (громкого резкого звука).

Сторонники бихевиористской теории установили, что наказание тоже специфическое средство обучения. Наказание - это стимул, заставляющий отказаться от вызвавших его действий, форм поведения. Понятия наказание и негативное подкрепление часто путают, поэтому советуем обратить внимание на следующее обстоятельство. При наказании человеку предлагается, навязывается нечто неприятное или же у него отбирается нечто приятное, а в результате и то и другое вынуждает его прекратить какие-то действия или поступки. При негативном же подкреплении убирается нечто неприятное с целью поощрения определенного поведения.

Скиннер придавал позитивному подкреплению большее значение, чем наказаниям, из-за их отрицательных последствий. Он считал, что позитивное подкрепление - более действенное средство контроля за поведением, а наказания следует всячески избегать. Некоторые формы поведения удается исключить и в том случае, если на них никак не реагировать.

Суть обучения посредством наблюдения (иногда говорят: моделирование, подражание) заключается в том, что человек копирует чьи-то образцы (формы, модели) поведения, не ожидая какого-либо поощрения или наказания за это. Например, если в поликлинике ребенок общался с добрым врачом или видел, или слушал по радио, смотрел по телевидению передачу о людях самой гуманной профессии, то он может решить стать врачом, когда вырастет.

За годы детства ребенок накапливает огромную информацию о различных формах поведения, хотя в своем поведении может и не воспроизводить их. Однако если видит, что за какие-то дела, поступки, поведенческие реакции других детей поощряют, то, скорее всего, он будет стараться скопировать их. Кроме того, вполне вероятно, что ребенок будет охотнее подражать тем людям, которыми он восхищается, которых любит, которые в его жизни значат больше, чем другие. Дети никогда не станут добровольно копировать обраэГцы поведения тех, кто им неприятен, кто для них ничего не значит или кого они боятся.

Бихевиористски-ориентированный подход в психологии обучения. Когнитивная педагогическая психология. Психоаналитическая педагогика. Гуманистическая педагогическая психология. Социально-генетическое направление в педагогической психологии. Культурно-исторический и деятельностный подходы в зарубежной педагогической психологии.

Современная зарубежная педагогическая психология представлена различными школами и направлениями. Для анализа мы выделим те направления педагогической психологии, которые определяют основные тенденции ее развития в последние десятилетия и являются ведущими в мировой психологии. К их числу можно отнести бихевиористски-ориентированный подход и когнитивную психологию, психоаналитическую педагогику, гуманистическую психологию, социально-генетический подход, культурно-историческую психологию.

Бихевиористски-ориентированный подход в психологии обучения

Бихевиоризм составил психологическую основу для ряда дидактических теорий и моделей обучения в современной зарубежной школе, преимущественно американской. Первым практическим применением бихевиоральной теории обучения стало так называемое программированное обучение. Основными чертами модели программированного обучения являются выделение учебных целей и последовательная (поэлементная) процедура их достижения.

Программированное обучение строится на путях поиска средств управления процессом обучения. Оно рассматривается как способ организации обучения, решающий задачу управления процессом учения школьников с использованием технических приспособлений (машинный вариант) или в опоре на традиционные учебные книги (безмашинный вариант). Программированное обучение опирается на логику алгоритмизации учебных действий школьников. Обучение осуществляется по программе, которая определяет содержание и порядок операций, необходимых для овладения учебным материалом. Учебные задания предоставляются учащимся последовательно, частями, получившими название шагов, кадров.

Существуют два основных варианта программированного обучения - линейное и разветвленное. В соответствии с линейным построением программ учащиеся работают над всеми порциями информации, подлежащими усвоению, по единой схеме, в одной заданной последовательности. Разветвленная программа предполагает выбор учениками своего индивидуального пути продвижения в познании в зависимости от уровня подготовленности.

Учебные цели в программированном обучении формулируются на языке внешних наблюдаемых действий (двигательных, речевых и др., которые в совокупности образуют наблюдаемое поведение). Разделение учебных целей и процесса обучения в целом на отдельные элементы приводит к тому, что учащиеся приобретают набор обособленных навыков.

Одним из основных принципов программированного обучения является принцип обратной связи: учащийся и педагог получают информацию об эффективности усвоения материала на всем протяжении обучения. На основе обратной информации, выполняющей функцию контроля и оценки в учении, принимаются решения о дальнейшем продвижении учащихся в осваиваемом содержании. В связи с этим программированное обучение потребовало от разработчиков программ (дидактов, методистов) тщательной проработки операционного состава учебных действий, т.е. выявления структуры действий школьников при выполнении ими конкретного учебного задания. В этом, а также в использовании технических дидактических средств заключается достоинство программированного обучения.

Современными вариантами программированного обучения выступают персонализированные системы обучения, компьютерное (компьютерно-ассистированное) обучение, онлайновое обучение. Все они сохраняют общие черты программированного обучения, но имеют различные технические и программные возможности, позволяющие достичь более высоких результатов научения в различных школьных дисциплинах.

Критики программированного обучения говорят, что индивидуализированные подходы порождают атмосферу холодного, механического и дегуманизированного обучения. В программированном обучении отсутствует спонтанное общение между учителем и учениками, а также между самими учащимися. Отмечается также, что все самое важное в учебном материале нельзя свести к уровню, на котором его можно запрограммировать или разбить на отдельные шаги.

Бихевиоризм – одно из направлений социальной психологии, которое рассматривает поведение человека как результат воздействия факторов окружающей среды. Используется в современной психотерапии для лечения навязчивых страхов (фобий).

Изучение причин, побуждающих человека поступать тем или иным образом, привело к возникновению нового направления в социальной психологии – бихевиоризма. Название теории произошло от английского слова behavior, что означает поведение.

В ее основе лежит утверждение о том, что психический процесс не является чем-то абстрактным, и психические явления сводятся к реакциям организма.
Другими словами, бихевиоризм в психологии – это наука о поведении.

Личность, по мнению бихевиористов, – это совокупность поведенческих реакций. А практическую ценность для психологии имеет лишь то, что может быть измерено объективно.

Все что лежит за гранью материального: мысли, чувства, сознание – возможно, и существую, но не подлежат изучению и не могут быть использованы для коррекции поведения человека. Реальны лишь реакции человека на воздействие конкретных стимулов и ситуаций.

Основные положения теории бихевиоризм основываются на формуле «стимул-реакция».

Стимул – это любое воздействие среды на организм или жизненная ситуация. Реакция – действия человека, предпринимаемые для того, чтобы избежать или приспособится к тому или иному стимулу.

Связь между стимулом и реакция усиливается, если между ними есть подкрепление. Оно может быть положительным (похвала, материальное вознаграждение, получение результата), тогда человек запоминает стратегию достижения цели и в дальнейшем повторяет ее на практике. А может быть отрицательным (критика, боль, неудача, наказание), тогда такая стратегия поведения отвергается и ищется новая, более эффективная.

Таким образом, в бихевиоризме человек рассматривается как индивид, который предрасположен к тому или иному реагированию, то есть является устойчивой системой определенных навыков.

Воздействовать на его поведение можно путем изменения стимулов и подкреплений.

История и задачи

До начала XX века психология как наука изучала и оперировала только субъективными понятиями такими, как чувства, эмоции, которые не поддавались материальному анализу. В результате этого данные, которые были получены разными авторами, сильно отличались друг от друга и не могли быть связаны в единую концепцию.

На этой почве зародился бихевиоризм, который однозначно отметал все субъективное и подвергал человека чисто математическому анализу. Основоположником этой теории стал американский психолог Джон Уотсон.

Он предложил схему, которая объясняет поведение человека взаимодействием 2 материальных составляющих: стимула и реакции. Поскольку они были объективными, то их можно было легко измерить и описать.

Уотсон считал, что, изучив реакцию человека на различные стимулы, можно легко предсказать предполагаемое поведение, а также с помощью воздействий и изменений условий окружающей среды формировать в человеке определенные качества, навыки, склонности к профессии.

В России основные положения бихевиоризма нашли теоретическое обоснование в работах великого русского физиолога И.П. Павлова, который изучал формирование условных рефлексов у собак. В исследованиях ученого было доказано, что путем изменения стимула и подкрепления можно добиться определенного поведения животного.

Работы Уотсона получили свое развитие в трудах другого американского психолога и педагога – Эдварда Торндайка. Он рассматривал поведение человека как результат «проб, ошибок и случайного успеха».

Торндайк под стимулом понимал не просто отдельное воздействие среда, а конкретную проблемную ситуацию, которую человек должен решить.

Продолжением классического бихевиоризма стал необихевиоризм, который добавил с схему «стимул-реакция» новый компонент – промежуточный фактор. Идея заключалась в том, что поведение человека формируется не напрямую под воздействием стимула, а более сложным путем – через цели, намерения, гипотезы. Основоположником необихевиоризма был Э.Т. Толмен.

Подходы

В XX веке большое влияние на психологию оказала физика. Подобно физикам психологи стремились в своих исследованиях использовать методы естественных наук.

Представители бихевиоризма использовали в своих исследованиях 2 методологических подхода:

  1. наблюдение в естественной среде обитания;
  2. наблюдение в условиях лаборатории.

Большинство экспериментов проводилось на животных, затем полученные закономерности реакций на различные стимулы переносились на человека.

Опыты с животными были лишены главного недостатка работы с людьми – наличия эмоциональных и психологических компонентов, которые мешают объективной оценке.

Кроме того, такая работа была не меньше ограничена этическими рамками, что позволяло изучать ответное поведение на негативные стимулы (боль).

Методы

Для своих целей бихевиоризм использует несколько естественнонаучных методик изучения поведения.

Основоположник теории Уотсон в своих исследованиях прибегает к следующим методикам:

  • наблюдение за подопытным без применения приборов;
  • активное наблюдение с применением приборов;
  • тестирование;
  • дословной записи;
  • методы условных рефлексов.

Наблюдение за подопытными без применения приборов заключалось в визуальной оценке тех или иных ответных реакций, которые возникали у подопытного животного при воздействии определенных стимулов.

Активное наблюдение с помощью приборов проводилось с применением техники, которая фиксировала изменения параметров организма (частоты сердечных сокращений, дыхательных движений) под воздействием факторов среды или специальных стимулов. Также изучению подвергались такие показатели время на решение поставленных задач, скорость реакции.

Во время тестирования анализу подвергались не психические качества человека, а его поведение, то есть анализировался определенный выбор способа реагирования.

Сущность метода дословной записи основывалась на интроспекции, или самонаблюдении. Когда в роли испытателя и испытуемого выступал один человек. При этом анализировались не чувства и эмоции, а мысли, которые имели речевое выражение.

Метод условных рефлексов основывался на классических работах физиологов. При этом нужная реакция вырабатывалась у животного или человека путем положительного или отрицательного подкрепления стимула.

Несмотря на свою неоднозначность, бихевиоризм сыграл важную роль в становлении психологии как науки. Он расширил ее область, за счет включения телесных реакций, положил начало разработке математических методов изучения человека и стал одним их истоков кибернетики.

В современной психотерапии существует ряд методик, которые на его основе позволяют бороться с навязчивыми страхами (фобиями).

Видео: Бихевиоризм

Человек выражается в своих поступках. Каждое утро он встает с кровати и начинает что-то делать. Когда происходит взаимодействие с другими людьми, он поступает одним образом, а его собеседники – другим. Почему люди совершают разные поступки в одних и тех же ситуациях? Все, что касается поведения человека, изучается бихевиоризмом в психологии, теорию, направления и представителей которых следует рассмотреть.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – психологическая идея социальной психологии, которая занимается изучением поведения человека. Она основывается на идеях И. Павлова, который занимался изучением реакций животных, а также Дж. Уотсона, желавший сделать психологию более точной наукой, которая имеет объективные и видимые доказательства.

Большой вклад совершил Б. Скиннер, который занимался сопоставлением поведенческих действий с умственными реакциями. Он пришел к выводу мнимости и иллюзорности свободы воли, морали и прочих высокодуховных норм, поскольку человек действует исключительно с позиции манипулирования и влияния на окружающих.

Поведение – набор поступков, реакций и эмоционального настроя, которые выражает человек в определенной ситуации. Поведение выделяет человека либо, наоборот, напоминает о других людях, с которыми вы ранее общались и наблюдали у них подобную манеру. Это компонент любого индивида, зачастую регулируемый им самим.

Почему поведение людей бывает настолько отличным или похожим друг на друга? Почему одни люди поступают так, а другие — иначе в одной и той же ситуации? Все зависит от источника. Поведение регулируется следующими факторами:

  • Мотивами человека.
  • Социальными нормами, принятыми в обществе.
  • Подсознательными программами, алгоритмами поступков, которые человек усвоил в детстве или которые продиктованы инстинктами.
  • Сознательным контролем, то есть человек понимает, что он делает, зачем и сам контролирует процесс собственного поведения.

Сознательный контроль — это высший уровень развитости человека. Люди очень редко могут контролировать свое поведение, так как зачастую включаются в эмоциональный фон происходящего, подчиняясь эмоциям, а они уже диктуют им определенную программу поведения, которую они привыкли выполнять в конкретной ситуации. Но когда человек включается в ситуацию без чувственного восприятия, тогда он способен контролировать собственное поведение.

Подсознательные программы очень важны для человека особенно на первых годах жизни. Пока индивид не достиг сознательного возраста, он руководствуется инстинктами и моделями поведения, которые наблюдает в окружающем мире. Данный способ копирования позволяет человеку выжить, отрепетировать наработанные другими способы контакта с другими людьми и определиться, какие эффективные для него, а какие нет.

Социальные нормы усваиваются человеком уже в более сознательном возрасте. Оно зачастую продиктовано лишь желанием вызвать симпатию или интерес у других людей, а также наладить с ними деловые контакты. Социальные нормы очень хороши на первых этапах знакомства с новым человеком, но затем поведение меняется в зависимости от участников знакомства.

Мотивы человека также регулируют его поведение. Они занимают фоновую позицию, когда человек делает что-то, что не противоречит его желаниям. Но когда индивид начинает «наступать себе на горло», то есть делать что-то во вред собственных интересов, тогда его мотивы начинают занимать главенствующую позицию в алгоритме поведения.

Бихевиоризм в психологии

Когда психологов заинтересовал вопрос, что побуждает человека совершать конкретные действия, это привело к развитию целой науки – бихевиоризма, что берет свое название от английского слова «behavior» — в переводе «поведение». Бихевиоризм в психологии занимается изучением поведения. не становятся абстрактными явлениями, а проявляются как реакции организма.

Согласно мнению бихевиористов, мысли и чувства не могут влиять на поведение человека. Полезными становятся лишь реакции, которые возникают у человека вследствие воздействия на него определенных стимулов. Соответственно, здесь действует формула «стимул – реакция – поведение».

  • Стимул – это воздействие внешнего мира.
  • Реакция – это ответ человеческого организма на попытку отвергнуть или приспособиться к возникшему стимулу.

Между стимулом и реакцией может находиться подкрепление – это дополнительный фактор, который воздействует на человека. Подкрепление может быть:

  • положительным, то есть побуждает человека совершать ту реакцию, на которую он настроен (похвала, вознаграждение и пр.);
  • отрицательным, то есть побуждает человека не совершать тех поступков, на которые он настроен (критика, наказание, боль и пр.).

Положительное подкрепление побуждает человека в дальнейшем совершать те действия, которые он совершил. Отрицательное подкрепление говорит человеку о том, что необходимо отказаться от предпринятых действий, изменить модель поведения.

Бихевиористы не рассматривают внутренние мотивы поведения, поскольку их трудно изучить. Рассматриваются лишь внешние стимулы и реакции. Бихевиоризм идет в двух направлениях:

  1. Предугадывание реакции на основе имеющихся стимулов.
  2. Определение потенциального стимула по реакции человека.

Научение данной области позволяет изучать индивида, на которого хочется воздействовать. Ранее считалось невозможным предвосхитить поведение человека, однако бихевиоризм рассматривает механизмы влияния на людей. Люди, которые знают, какие стимулы смогут побудить на совершение нужных им поступков, могут создать такие условия, которые помогут им в достижении желаемого, что и является влиянием, .

В дополнении ко всем имеющимся данным были взяты учения Павлова – условные рефлексы, их формирование и закрепление.

Психолог Толмен не так упрощенно смотрел на схему «стимул – реакция», указывая, что в возникновении тех или иных поступков участвуют его физическое и психическое состояние, опыт, наследственность. Таким образом, данные факторы влияют на человека сразу после стимула, побуждая его на конкретные поступки, которые с годами могут меняться.

Синнер опровергал иллюзию свободы воли, поскольку указывал на выбор тех или иных поступков в зависимости от результатов, которых он достигнет или желает достичь. Таким образом было введено понятие оперантного воздействия, когда человек сначала ориентируется на последствия своих поступков, а потом выбирает, какие из них совершить.

Бандура основывал свои учения на склонности человека к подражанию. Более того, он копирует лишь то поведение, которое, как ему кажется, является наиболее благоприятным для него.

Направления бихевиоризма

Основоположником различных направлений бихевиоризма является Джон Уотсон (классический бихевиоризм). Он изучал лишь видимые явления, полностью исключая внутренние (психические) стимулы. В его концепции существовали только стимулы и реакции, которые у многих живых существ были одинаковыми. Это помогало ему сформировать теорию о том, что при создании определенных внешних условий окружающей среды можно влиять на развитие тех или иных склонностей, качеств, моделей поведения человека.

Павлов изучал рефлексы живых существ, которые формировались в зависимости от стимула и подкрепления. Чем значимее становилось подкрепление, тем глубже укреплялся рефлекс.

Бихевиоральное направление позволило дополнить психологические знания, которые лишь со временем были правильно скорректированы. Так, значимыми стали «что желает человек выразить через свое поведение», «что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию», «что индивид хочет изменить в собственном поведении».

На определенном этапе упрощенная схема «стимул – реакция» не вызывала одобрения со стороны специалистов, что разрешилось лишь со времен внесения в данную схему переменной. Таким образом, не только стимул влиял на поведение человека, но и прочие составляющие его психики и физиологии.

Необихевиоризм ставил своей задачей «программирование» действий человека с целью достижения им положительных результатов. Здесь неважным становилось воспитание человека. Главное – достижение цели через совершаемые поступки.

Ошибкой бихевиористов являлось исключение индивидуальных особенностей личности. Не замечалось, что разные люди неодинаково реагируют на одни и те же стимулы и ситуации. Всех людей можно объединить в группы по поступкам, но не сказать о том, что все действуют одинаково.

Теория бихевиоризма

В основе классических учений лежала теория бихевиоризма Павлова и Бехтерева. Павлов изучал рефлексы живых существ, а Бехтерев внес понятие «коллективной рефлексологии». Человек, который находится в группе, сливается с нею, образуя единый организм, при этом практически не участвует в выборе действий. Он совершает те поступки, которые совершает вся группа.

Айзенк рассматривал поведение человека в зависимости от ситуации, в которой он пребывает. Есть постоянная модель поведения, которая характеризуется постоянством индивида пребывать в определенных условиях, и изолированные поступки, которые совершаются в неординарных ситуациях.

Патопсихология – наука об анормальном поведении и анормальных психических процессах. Вводя такое определение, поднимается проблема соотношения нормы (нормальности) и отклонения от нее (анормальности).

Под анормальным подразумевают ненормальное – то, что находится за пределами обычного и общепринятого. Общество имеет свои стандарты поведения и стереотипы образа действий, устанавливающие, что допустимо, а что нет. Для индивидов, семей, а также для других групп населения определяются свои нормы, или стандарты, поведения. Если люди нарушают эти стандарты, общество закрепляет за подобным поведением либо человеком, действующим вне установленных шаблонов, ярлык «ненормальности».

Анормальное поведение определяется как такое низкоадаптивное поведение и такие психические процессы, которые способны причинить кому бы то ни было физический и психологический ущерб.

Понятие психического заболевания пришло из психиатрии, раздела медицины, посвященного психическим нарушениям. Начиная с XIX века, лечением людей с анормальным поведением занимались врачи. При этом они рассматривали «безумцев» именно как больных, а не как морально несостоятельных или одержимых. Таким образом, анормальное поведение было возведено в ранг одной из медицинских проблем и стало рассматриваться как недуг, поддающийся диагностике и лечению. Подобная точка зрения известна как медицинская модель психического заболевания. Когда задумались о существовании иных, отличных от медицинской модели способов оказания помощи психически больным людям, к процессу поиска подключились .

Представители бихевиоризма

Основным отличием бихевиоризма является изучение поведения живого существа, а не его сознания. Здесь главным являлось то, что можно изменить или пощупать, и отвергалось все, что не поддается чувственному изучению. Представителями бихевиоризма были:

  1. Джон Уотсон — основоположник.
  2. Эдвард Торндайк.
  3. И. Павлов.
  4. У. Хантер.
  5. Л. Карл.
  6. Э. Толмен.
  7. Б. Скиннер.

Каждый внес свою лепту в данную науку, основывая свои опыты лишь на реакциях живых существ. Благодаря им существует множество теорий того, как формируются поступки, чем они мотивируются, как на них можно влиять и даже программировать.

Фильмы, передачи, сериалы, мультфильмы и прочие телевизионные программы, которые человек постоянно смотрит, программируют его. Демонстрируемое героями поведение откладывается в подсознании, что потом влияет на то, как он сам поступает в реальной жизни. Вот почему многие люди предсказуемы и однообразны: они ведут себя так, как поступают те персонажи или их знакомые, за которыми они постоянно наблюдают. С самого детства каждому человеку дано качество – повторять, как обезьянка, все, что видишь в других людях. Люди ведут себя одинаково, поскольку наблюдают за одними и теми же персонажами (особенно по телевизору), которые и программируют их на определенные модели поведения.

Если все люди на похоронах плачут, то и вы сами вскоре начнете плакать, хотя в первые разы можете не понимать, почему должны делать это. Если мужчины бьют своих жен, то и сами начинаете бить свою жену, хотя вначале были против насилия. Постоянно наблюдая за поведением окружающих людей или любимых персонажей по телевизору, вы приучаете себя поступать так же. И этот закон действует независимо от того, нравится вам это или нет.

Однако можно применить данные знания и в благих целях. Например, можно выработать в себе качества и свойства, которые вас привлекают в других людях. Почаще наблюдайте за ними, общайтесь, обращайте внимание на те проявления личности, которые вас привлекают, и вскоре вы за собой заметите эти же качества. Ведь можно не только плохое, но и хорошее в себе выработать, постоянно контактируя с людьми, которые на собственном примере демонстрируют положительные модели поведения. Учитесь у них, используя простой закон «обезьянки»: становитесь лучше, просто наблюдая за теми, чьи качества и поведение вам нравятся.

Итог

Человек является сложным существом, чью жизнь во всех аспектах еще следует изучать. Бихевиоризм лишь частично раскрывает завесу. Если подкрепить знание информацией из других областей, то можно получить более полную картину. Итог познания бихевиористских учений – понимание собственного и чужого поведения, а также способность создавать такие обстоятельства, которые побудят окружающих на нужные действия.

Если у человека возникли проблемы с познанием собственных поступков, тогда рекомендуется обратиться за помощью психолога на сайте сайт. Специалисты займутся рассмотрением мотивов, стимулов, а также прочих факторов, которые участвуют в формировании того или иного поведения.

Когда человек научится управлять собственным поведением, он сможет изменить свою жизнь. Ведь окружающие люди видят лишь то, что человек делает. Они не умеют читать мысли и не обладают психологическими познаниями, чтобы понимать мотивы других. Человек должен понимать, что его поступки являются теми стимулами, которые вызывают у окружающих совершение тех или иных действий. Если поступки других людей не нравятся, значит, необходимо пересмотреть сначала собственное поведение.

Порой необходимо исходить не из понятий, «правильно или неправильно я поступаю», что означает моральность действий, а из категорий, «как интерпретируются мои поступки другим человеком». Ваши поступки – это стимул для другого человека, который полностью зависит от отношения к ним и вызываемых эмоций. Даже самые правильные поступки могут восприниматься негативно, что и приводит к непредсказуемым реакциям.

Использование бихевиористических методов в работе с людьми в кризисных ситуациях, нуждающихся в помощи, возросло с 60-х годов. Исторически, бихевиоризм – это получившее развитие учение Ивана Сеченова, русского физиолога и продолжателя этой традиции – Ивана Павлова, классические эксперименты которого стали образцом для этой самой известной в Америке психологической школы.

Бихевиористские методы были впервые применены социальными работниками в образовании в 60-е годы. Эти методы использовали теорию и результаты исследований в области социальной психологии в качестве базы для принятия практических решении. Исходной предпосылкой служит признание взаимовлияния поведения (behaviour-поведение) человека и событий, происходящих в его окружении, связи поступков с тем, что происходит до и после них, а также влияния на поведение непредвиденных обстоятельств. Вероятность - необходимый момент, принимаемый в расчет в рамках бихевиористского подхода. Понятие вероятности используется для описания связи между изучаемым поведением и его предпосылками и последствиями. Предполагается, что поведение базируется на трех различных формах реакции человека на окружающую среду. Это - эмоциональная, или аффективная; компетентная, или когнитивная, основанная на знании и размышлении; и прямое открытое реагирование. Формы поведения не жестко связаны между собой, их взаимообусловленность складывается в процессе жизни индивидуально у каждого человека. Кроме того, бихевиоризм обращает внимание на различие между формой и функцией поведения, т. е. форма поведения может скрывать функцию поведения или указывать на нее.

Бихевиористский подход характеризует следующее: 1) признание того, что внешние переменные, т. е. поведенческие реакции в вопросах диагностики и вмешательства имеют приоритет над внутрипсихическими процессами - мыслями, чувствами и аффектами; 2) первоочередное внимание к определению ресурсов личности и ее окружения, которые способны обеспечить достижение результатов; 3) предварительное изучение предполагаемых результатов и способов их достижения; 4) четкое описание процедур диагностики и вмешательства; 5) явная связь между диагностикой и воздействием; 6) ясное представление желаемого результата; 7) интерес к оценке.

С бихевиористским подходом связан широкий спектр теоретических ориентаций. Па одном конце его находится прикладной анализ поведения, тщательно избегающий ненаблюдаемых событий, сосредоточенный на внешних поведенческих реакциях и факторах окружения, связанных с этим типом поведения. Анализ сосредоточивается на конкретных видах поведения в реальной жизненной обстановке - в классе, дома, в купе поезда, - и его функциях, при этом факторы окружения, связанные с этим типом поведения, идентифицируются статистически по тем изменениям, которые наблюдаются до и после реализации действий. Это направление зарекомендовало себя в разработке методик управления поведением учеников в классе, совершенствования способностей индивидов. отстающих в развитии, сокращения правонарушений и расширения возможностей трудовой занятости (Энциклопедия социальной работы, т. 1, 1993. 480 с.).



Другой конец спектра представлен когнитивной модификацией бихевиоризма, сосредоточившей усилия на изменении когнитивных реакций на ситуацию. Среди примеров использования такого подхода можно назвать когнитивно-бихевиористское лечение депрессии, гнева, боли и тревожности, которое направлено на изменение когнитивных структур, определяющих оценку ситуации. Подходы, находящиеся на обеих сторонах спектра, акцентируют необходимость тщательной оценки результатов, основанной на наблюдении последствий. Ключевой вопрос подхода состоит в проверке результатов воздействия. Например, предположение, что данные словесные инструкции изменят поведение, можно проверить, регистрируя изменения наблюдаемых реакций. Дискуссионным является вопрос о том, представляют ли собой когнитивные поведенческие методы нечто новое, или это просто другое название процедур, основанных на теории социального обучения. Многие методы, разработанные в начальный период использования бихевиористских процедур, такие, как систематическая десенсибилизация (снижение чувствительности), в значительной мере опираются на ненаблюдаемые результаты. Символические процессы - подражание, косвенное усвоение и предвосхищение последствий - являются существенными компонентами теории социального обучения. Указанная теория базируется на изучении социальных причин и следствий различных форм поведения.



Имеются также модификации бихевиористского подхода, построенные на изменении эмоциональных реакций.

Четкое определение желаемых результатов и оценка развития процесса воздействия с использованием чувствительных индикаторов являются дополнительными отличительными признаками бихевиористского подхода. Практическая реализация учитывается и в рамках других подходов, но жесткое требование делать это - и делать определенным образом - присуще именно бихевиористскому подходу. Имеется большое разнообразие проблем, которые могут быть определены и оценены с использованием многочисленных индикаторов изменений. Примерами являются депрессия, жестокое обращение с детьми, семейный разлад, проблемы общения родителей с подростками.

Согласно бихевиористскому подходу люди стараются делать лучшее из того, что возможно в данный момент и в данных условиях. Если клиенты неохотно принимают попытки оказания им помощи, то вместо сетования на недостаточную мотивацию социальному работнику следует выяснить, как создать благоприятные условия, чтобы в глазах клиентов его деятельность приобрела ценность. Усиление позитивных ожиданий, прояснение взаимных ролей и обеспечение обратной связи увеличивают вероятность заинтересованного участия клиента в достижении положительного результата.

Еще одна отличительная особенность бихевиористского подхода - внимание к закреплению желаемых изменений. Методы, способствующие устойчивому закреплению результатов, являются общим компонентом бихевиористской работы с индивидами, группами, семьями и сообществами и требуют внимания ко всем стадиям работы с клиентом. Например, если в семье имеется больной шизофренией, то участие родственников на всех стадиях вмешательства с большей вероятностью приведет к достижению и сохранению позитивных изменений.

Одной из характеристик оценки в рамках бихевиористского подхода является использование многих источников информации, включая (если возможно и соблюдаются этические требования) непосредственное наблюдение клиентов и других людей, находящихся в аналогичном окружении. Если наблюдение за клиентом в естественном окружении неосуществимо, альтернативой будет наблюдение за поведением в искусственно созданной обстановке, максимально приближенной к реальным условиям жизни. Самоконтроль, в процессе которого данный клиент фиксирует цепочку форм поведения, чувств, мыслей, результатов, - это другой возможный источник информации. Важным источником являются психологические измерения - данные самоотчета, включающие осуществление соответствующих измерений. Четкое описание проблемы, связанных с ней событий и желаемых результатов, еще одна черта бихевиористского подхода к экспертной оценке. В конечном итоге цель состоит в установлении желаемых результатов и обнаружении тех условий, которые необходимо для этого изменить.

В итоге экспертная оценка позволяет выявить: 1) конкретные цели, которые должны быть достигнуты для решения имеющихся проблем; 2) основную информацию, связывающую нужные формы поведения и результаты, 3) промежуточные шаги, необходимые для получения этой информация; 4) ресурсы личности и среды, которые могут быть использованы для достижения поставленных целей; 5) других людей, которых желательно вовлечь в работу, и план их привлечения; 6) специфические методы воздействия, полезные для достижения желаемых результатов; 7) индикаторы прогресса, используемые для оценки результатов терапии; 8) препятствия, которые должны быть преодолены, и план действий в этих целях.

Процедуры опеки и методы воздействия в бихевиористском подходе тесно связаны между собой. Обстоятельства, обнаруженные на стадии оценки, предопределяют выбор методов воздействия. Оценка применяется в отношении как вероятности достижения желаемых результатов, так и альтернативных путей их достижения. Четкое определение желаемых результатов и постоянный контроль за изменениями обеспечивают взаимосвязь клиентов, других лиц, значимых для работы, социальных работников, позволяют изменить планы в определенных отношениях. Реорганизация исходной последовательности событий (известная как управление стимулами) часто не менее эффективна, чем реорганизация реакции индивида на эти события.

Выдающиеся вклад в программы социальной и психологической Америки оказал Берхауз Фредерик Скиннер, особенно в приложении к образовательным системам, девиации, психиатрии. Чтобы познакомить вас с бихевиористскими упражнениями, мы решили использовать именно практику Скиннера (206).

Бихевиоризм можно критиковать, но лучше использовать. В конце концов, бихевиоризм - это прагматизм. И в нем правильно то, что полезно.

Инструментарий бихевиоризма

ИЗМЕНЕНИЕ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Записывайте время, которое вы тратите на различного рода работу. Достаточно простой таблички, размеченной в часах, на которой отмечаются различные занятия.

Затем выберите занятие, которому вы хотели бы посвятить больше времени. В течение недели, каждый раз, когда вы уделяете время этому делу, дайте себе какое-нибудь поощрение: сигарету, главу занимающей вас книги, сладкое, беседу с приятелем и пр. Постарайтесь, чтобы это было то, чего вы действительно хотите.

Замечаете ли вы, что время, уделенное этому занятию, возрастает? Каковы возможные причины этого (если они есть)?

ИЗМЕНЕНИЕ ЧУЖОГО ПОВЕДЕНИЯ

Во многих экспериментах установлено, что можно обуславливать вербальное поведение путем селективного вознаграждения моментов говорения или видов говорения. Вознаграждение, которое может использоваться, может сводиться просто к киванию, удовлетворенному мычанию, разного рода "угу" и "ага".

Попробуйте в разговоре кивать или выражать согласие каждый раз, когда проявляется определенный тип поведения (например, использование длинных, сложных слов, или ругательств, или эмоциональных утверждений). Посмотрите, начнет ли возрастать количество таких проявлений по мере того, как вы продолжаете вознаграждать их.

ИЗМЕНЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Вот известный трюк, придуманный студентами-бихевиористами. Выберите преподавателя, который расхаживает во время лекций. Желательно, чтобы в эксперименте участвовало как можно больше членов аудитории. В то время, когда преподаватель говорит и расхаживает, экспериментаторы поощряют его передвижение к одной стороне комнаты. Допустим, когда преподаватель поворачивает направо, экспериментаторы всячески проявляют внимание к тому, что он говорит: тщательно записывают, выражают внимание позами и т.п. Когда преподаватель поворачивает налево, экспериментаторы расслабляются, проявляют отсутствие интереса, недостаточное внимание. В большинстве случаев экспериментаторам удается, после нескольких лекций, удерживать преподавателя в определенном углу. Лучше ограничить этот эксперимент преподавателями по психологии, чтобы они, узнав, в чем дело, в лучших бихевиористских традициях вознаградили вашу изобретательность.

ДЕЙСТВИЕ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Отрицательное подкрепление

Выберите собственную привычку, от которой вы хотели бы избавиться. Это может быть привычка опаздывать, писать письма во время лекций, переедание, привычка поздно ложиться спать или грубость с незнакомыми людьми. Если вы женаты или живете с кем-то, вы можете начать это упражнение вдвоем, выбрать по привычке и помогать друг другу.

Сделав выбор относительно цели, наказывайте себя или попросите партнера наказывать вас каждый раз, когда происходит нежелательное поведение. Наказание может быть обидным высказыванием (Эй, свинтус, ты опять обожрался!), лишение себя какого-нибудь удовольствия и т.п. Можно налагать на себя денежные штрафы, с тем чтобы отправить набранную сумму на благотворительные цели. (Если вы решите отдавать штраф партнеру, это может создать излишнее напряжение в отношениях, потому что каждый раз, когда вы себя штрафуете, он выигрывает, что делает его заинтересованным).

Через неделю дайте себе отчет в ваших успехах. Ослабла ли привычка. Проявляется ли нежелательное поведение реже? Что вы чувствуете по этому поводу?

Положительное подкрепление

Прекратите наказания. Выберите поведение, которое предпочтительнее, вместо привычки, с которой вы работали через отрицательное подкрепление. Например, если вы склонны грызть ногти, не предпочтительнее ли чистить и подрезать их? Не заменить ли обильный десерт чашкой кофе? Не лучше ли приходить заранее, чем опаздывать, не даст ли это вам возможность расслабиться и приготовиться к тому, что предстоит делать?

ДЕСЕНСИТИЗАЦИЯ

Одна из процедур, осуществляемых бихевиоральными терапевтами, называется десенситизацией (ослаблением чувствительности). Предлагаемое упражнение не ставит целью показать вам, как в действительности работает терапевт. Это способ пережить нечто, что происходит, когда вы сосредоточиваетесь на определенном фрагменте поведения.

Это трудное упражнение. Если вы собираетесь его пробовать, делайте это внимательно и тщательно.

Определение проблемы.

Выберите определенный страх, который появляется у вас в течение определенного времени. Легче всего взять какую-нибудь фобию, если у вас таковая есть: боязнь змей, червяков, крови, высоты - хорошие примеры. Если у вас нет фобий или, если вы не хотите с ними работать, выберите эмоциональную реакцию, которая проявляется у вас в определенных ситуациях. Например, вы можете испытывать определенное возбуждение каждый раз, когда за вашей машиной едет полицейская машина, или, может быть, вы встаете на дыбы каждый раз, когда кто-нибудь упоминает вашу религию. Годится любая стереотипная ситуация, которая вас беспокоит.

Релаксация.

Сядьте в удобное кресло или лягте. Расслабьте все тело. Сосредоточивайтесь поочередно на каждой части тела, предлагая ей расслабиться, и убеждаясь, что она расслабилась. Расслабьте пальцы ног, ступни, лодыжки, колени, бедра и т. д. Это займет несколько минут. Поупражняйтесь в таком расслаблении, пока не будете уверены в своей способности расслабляться. Если вы не уверены, расслаблена ли определенная часть тела, напрягите мышцы в этом районе, а затем расслабьте их. Скоро вы научитесь чувствовать разницу.

Первые шаги десенситизации.

Теперь, расслабившись, но не заснув, подумайте о чем-либо, что имеет отдаленное отношение к фобии, с которой вы работаете. Если, например, речь идет о боязни змей, представьте себе заметку о какой-нибудь безобидной змейке, которую нашли в далекой стране. Если вы боитесь полисменов, подумайте о клоуне, переодетом полисменом, жонглирующем шарами в цирке.

Ваша цель состоит в том, чтобы поддерживать в уме образ, связанный с провоцирующим тревожность стимулом, в то время как физически вы расслаблены. Если вы начнете напрягаться (Ой, змея!...), прекратите сосредоточиваться на этом образе, вернитесь к расслаблению тела. Продолжайте эту процедуру, пока не сможете поддерживать в уме образ, оставаясь полностью расслабленным.

Дальнейшая десенситизация.

Дальнейший шаг и все последующее состоит в представлении более живой и более связанной с объектами ситуации. Визуализируйте ее (или смотрите, если есть такая возможность), поддерживая релаксацию. Для фобии змей, например, дальнейшие ситуации могут быть реальным чтением про змей, изображения змей, посещения террариума, наблюдение змей в клетках издали и т. д.

Продолжая эту практику, перед каждым занятием уделяйте время работе над улучшением релаксации.

Интенсивные интегративные психотехнологии

Использование дыхательных методов для самопознания, внутренней трансформации и интеграции, имеет длительную предысторию.

Сегодня практическая психология имеет в своем арсенале набор холистических методик, позволяющих человеку общаться со своим внутренним миром, трансформировать и усовершенствовать его.

Это показавшие свою эффективность, приемлемость для использования в современных условиях техники холотропного дыхания, Свободного Дыхания, вайвейшн, ребефинга. Эти подходы наиболее полно охватывают человеческую реальность, учитывая не только физический и эмоциональный компоненты, которым занимаются соответственно терапия и психиатрия, но и другие составляющие психической реальности как ментальный, образный, мотивационно - потребностный компоненты.

Представляется полезным рассмотреть место и роль связного дыхания в жизни человека, пережившего кризисное состояние с холистических позиций.

Следующая схема позволяет это сделать:

1. КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ.

2. СВЯЗНОЕ ДЫХАНИЕ.

3. РАСШИРЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ

4. КОНТАКТ С СОСТАВЛЯЮЩИМИ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА

5. РАСШИРЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ С ИНДИВИДУАЛЬНЫМ МАТЕРИАЛОМ.

6. РАЗРЕШЕНИЕ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОМ, ФИЗИЧЕСКОМ И СИТУАЦИОННОМ УРОВНЕ.

Необычность и болезненность проявлений четвертого пункта данной схемы побуждает человека обратиться к специалисту, и врач предлагает традиционные медикаментозные средства, которые, принося временное облегчение, препятствуют естественному разрешению этих состояний. Таким образом, субъект, годами пребывая в состоянии расширенного сознания, переходя от одного специалиста к другому, контактируя с дискомфортными, часто болезненными ощущениями в теле, неподдающимися четкой диагностике, лишь усиливает состояние стресса.

В такой ситуации рационально предложить клиенту способы результативного контакта со своим психофизическим состоянием в соответствии с семикомпонентной моделью ЦПР, что может оказаться одним из путей разрешения конфликта на эмоциональном, физическом, ситуационном уровне и способствовать личностному росту.

В европейской культуре дыхательные техники были заново открыты в начале 70-х годов. Впервые техника связного осознанного дыхания была использована в ребефинге.

Ребефинг

Ребефинг (от англ. "Rebirthing" - возрождение, духовное воскресение) - система связного, непрерывного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего, самого сильного - родового, который люди испытывают в момент появления на свет.

Леонард Орр, который является создателем этой техники, под ребефингом понимает следующее:

Во-первых, научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух,

Во-вторых, разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.

Техника ребефинга была создана в 1974-75 гг. Леонардом Орром. В настоящее время ребефинг представляет из себя весьма сложное образование и его можно разделить на следующие смысловые и технологические блоки:

а) высвобождение дыхания, высвобождение энергии;

б) проработка 5 Великих Проблем:

Травмы рождения,

Синдрома родительского неодобрения,

Специфической негативности,

Неосознанного влечения к смерти,

Прошлых жизней;

в) концепция "Мысли творят реальность".

Внутри ребефинга разработаны различные форматы: водный и "сухой" процессы, процессы с зеркалом, глаза в глаза и др. Особенное значение уделяется работе с аффирмациями. Форма работы с клиентом - индивидуальная. Особым методом работы является "консультация по сознательному преуспеванию" (79, 112, 263).

Через несколько лет после зарождения ребефинга появились новые течения, использующие связное дыхание. Это вайвейшн (основатели Джим Леонард и Фил Лаут), холотропное дыхание (основатель Станислав Гроф), LRT - Тренинг Любящих Взаимоотношений (основатели Сондра Рэй и Боб Мандел).

Вайвейшн

Вайвейшн (от лат.vivation, vivo - жить, vividus - полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный, пламенный) - метод, основателем которого является Джим Леонард. В 1979 году им и Филом Лаутом основано движение интегративного ребефинга. С 1987 года зарегистрирована торговая марка "vivation". В ребефинге Л. Орра существовало понятие "высвобождения" и высвобождение подавленного материала считалось целью и достаточным условием эффективности процесса связного дыхания. По мнению создателей вайвейшн, необходимы не только высвобождение ("выпустить тигра из клетки"), но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует понятие 5 элементов процесса, позволяющих наиболее быстро и эффективно прийти к интеграции. В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания (классы дыхания) (79,112).

В вайвейшн разработана система прохождения клиента по различным ступеням обучения интеграции:

- "сухой" Вайвейшн /не менее 10 процессов/;

- "водный" Вайвейшн /не менее 10 процессов/;

- "амбулаторный" Вайвейшн /закрепление навыка интеграции в повседневной жизни - за едой, за рулем автомобиля и т.д./.

Холотропное дыхание

Метод холотропного дыхания был основан, как указывалось выше, Станиславом Грофом. В 1977 г. Леонардом Орром и Сондрой Рэй была выпущена книга "Возрождение в Новую Эпоху" (264), где рассказывалось о применении ребефинга. В начале своих работ с дыханием он отталкивался от техники ребефинга. Холотропный подход в психотерапии представляет собой значимую и эффективную альтернативу традиционной глубинной психологии, основанной на обмене словами между терапевтом и пациентом. Слово “холотропный” буквально означает “стремящийся к целостности” (от греч.: “holos”- целое и “trepein”- движущийся в определенном направлении, направляющийся). Основная философская предпосылка холотропной терапии состоит в том, что средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей. Это обеднение объясняется тем, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к неподлинному, нездоровому, и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы . Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках, способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отношениях, профессиональной ориентации или в отношении каких-то определенных жизненных целей, но может охватить одновременно и всю жизнь человека. Обширность и глубина срыва приблизительно соответствуют масштабам невротических или психотических проявлений. Возникающие кризисы могут представлять собой определенную опасность для человека, но также создают и значительные новые возможности . Проявившийся симптом отражает усилие организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование. Вместе с тем это одновременно и поиск собственной сущности, и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. При благоприятных условиях и правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблем, психосоматическое излечение и эволюция сознания. По словам Грофа, “этот процесс можно рассматривать как потенциально благотворную, спонтанную терапевтическую активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Такое понимание природы психопатологии составляет фундаментальное кредо холотропной терапии” . Основная цель эмпирических (т.е. основанных на собственном опыте пациента) техник в психотерапии состоит в том, чтобы активизировать бессознательное, высвободить энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах, перевести статическое равновесие этой энергии в поток опыта. Холотропная терапия содействует активизации бессознательного до такой степени, что это приводит к необычным состояниям сознания. Этот принцип сравнительно нов в западной психотерапии, хотя он в течение столетий и даже тысячелетий использовался в шаманской и целительской практике многих народов, в ритуалах различных экстатических сект, в древних мистериях смерти и возрождения. Для психотерапии, которая использует столь мощные средства воздействия на сознание, персоналистически и биографически ориентированные представления современной академической психологии совершенно недостаточны и неудовлетворительны. В такого рода работе нередко уже на первой сессии становится ясным, что корни психопатологии простираются значительно дальше событий раннего детства и выходят за пределы индивидуального бессознательного. Гроф отмечает, что “эмпирическая психотерапевтическая работа раскрывает за традиционными биографическими корнями симптомов глубокие связи с внебиографическими областями души, такими, как элементы встречи с глубинами смерти и рождения, с характеристиками перинатального уровня, с широким спектром факторов трансперсональной природы” . Таким образом, узкие “биографические” представления в отношении техник эмпирической терапии могут быть лишь мешающей делу смирительной рубашкой. Подлинно эффективная работа не может быть ограничена проработкой биографических проблем. Представления о психике, используемые в холотропной терапии, должны быть расширены за пределы биографического уровня, за пределы индивидуального бессознательного, должны включать перинатальные и трансперсональные уровни. Рассмотрим теорию опыта, с которой имеет дело холотропная терапия. Прежде всего, она признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. Поскольку в этих состояниях психика человека проявляет спонтанную целительную деятельность, холотропная терапия использует техники наведения необычных состояний сознания. В конце 70-х годов Станислав Гроф и его жена Кристина создали нефармакологическую технику, которую называли холономной интеграцией или холотропной терапией . Как уже было сказано, холотропная стратегия в терапии (в широком смысле слова) присуща многим различным подходам, в том числе практике шаманов, лечебным процедурам примитивных племен, ритуалам перехода, трансовым танцам бушменов, некоторым видам гипноза, психоделической терапии, другим эмпирическим психотерапиям и различным духовным практикам. Что же касается холотропной терапии, то Гроф понимал под этим “психотерапевтические процедуры, соединяющие управляемое дыхание, музыку и другие формы звукотехнологии и целенаправленную работу с телом” Теоретическая база холотропного дыхания - трансперсональная психология. Основными элементами холотропного дыхания являются:

Более глубокое и более быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;

Побуждающая музыка;

Помощь холонавту в освобождении энергии посредством спе-цифических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности, таким, как рисование мандалы, свободные танцы, лепка из глины, терапевтическая игра в песочнице. Холотропное дыхание великолепно сочетается с практикой гештальта, психосинтезом Ассаджиоли, техникой управляемого воображения и др. Форма работы в основном групповая и при этом участники меняются местами в парах: в одном процессе они выступают в роли дышащих (холонавтов), в другом - в роли сидящего (ситтера).

Трансперсональная психология - раздел общей психологии, вы-деливший предметом своего исследования “надличностные”, "сверхличностные" состояния сознания. Основываясь на голономной парадигме как методологической основе своего направления, трансперсональная психология разрабатывает более расширенное, чем это принято в традиционной психологии, толкование онтологической и психологической сущностей человека (79). Трансперсональная психология зародилась в конце 60-х годов из недр гуманистической психологии (Маслоу, Сьютич, Уотс, Мэрфи). Ассоциация трансперсональной психологии была создана в 1968 г., первый журнал трансперсональной психологии вышел в 1969 г.

К началу 80-х годов С.Гроф считался одним из ведущих лидеров в трансперсональной психологии. Свою расширенную картографию сознания он построил на базе исследований с ЛСД-25. Именно в это время его эксперименты переключились на холотропное дыхание. Гроф обнаружил, что интенсивное дыхание в варианте гипервентиляции в сочетании со специально подобранной музыкой и особой предварительной подготовкой группы может вызывать те же переживания и эффекты, как при использовании ЛСД-25, а самое главное - такими же терапевтическими и интегративными возможностями (51, 52, 79, 83, 98, 130, 200, 229).



Рассказать друзьям