Творить по законам красоты. Эстетика зачет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Об истинной эстетике вещей и окружающего мира мы чаще всего узнаём сами. Этому не учат в школе. Понимание эстетики - одна из отличительных черт интеллигентного человека. Внутренний эстет - та сторона личности, которую каждому предстоит воспитать в себе самостоятельно. И это путь, который вы либо избираете для себя однажды, либо обходите стороной.

Кто такой эстет

Мы не так часто употребляем это слово, а когда употребляем, приблизительно представляем его истинное значение. Эстет - человек, который различает прекрасное и безобразное, видит красивое в жизни, искусстве, окружающем мире, живёт и творит по законам красоты.

Эстеты образованны и утончённы. Они не позволят себе неподобающее поведение и не станут терпеть такого поведения. Их умение чувствовать красоту проявляется во всём: манерах, речи, одежде, интерьере квартиры, в том, чем они питаются.

Это не сверхлюди и не существа с другой планеты. Несмотря на то, что эстет - тонко чувствующий человек, воспринимающий красоту на чисто интуитивном уровне, развить чувство прекрасного в себе может каждый.

Вовсе не обязательно работать в библиотеке или музее, писать критические статьи, быть литератором или . Вам не нужен какой-то дар, чтобы увидеть в обычных вещах больше, чем видят другие. Внутренний эстет живёт в каждом.

Как воспитать в себе эстета

1. Слушайте классику

Начните с простого. Слушайте хотя бы по одной композиции в день. Никто не говорит, что нужно отказаться от своих музыкальных предпочтений. Для начала разнообразьте свои плейлисты творениями Бетховена, Вивальди, Шопена. Когда вы на слух станете отличать Рахманинова от Моцарта, вам захочется большего.

2. Читайте классическую прозу

Начните с русской классики. Воспользуйтесь , советами братьев Стругацких или списком 200 лучших книг по версии BBC. Поверьте, классики научат вас видеть красоту и докажут, что вы напрасно не взялись за них раньше.

3. Читайте поэзию

Перечитайте Пушкина, которого не в состоянии были понять в школьные годы. Переосмыслите Есенина, Маяковского, Блока, вникните в творчество Бродского, который и сейчас часто отсутствует в школьной программе.

Поэты видели красивое и безобразное. Они станут лучшими проводниками в мир эстетики. Не ограничивайтесь отечественной поэзией. Познакомьтесь с творчеством Шекспира, Фроста, Одена. Пользуйтесь переводами или попробуйте читать в оригинале.

Это то, чего нам в повседневной жизни не хватает больше всего. Вместо того чтобы знакомиться с чем-то великим, мы завалили себя фотографиями смешных котиков и довольно плоским юмором.

Читайте тематические журналы, посещайте сайты и выставки, посвящённые живописи. Разберитесь, какое направление живописи нравится вам больше всего, и копайте глубже. Вы просто не представляете, насколько сильно это повлияет на ваше видение мира.

5. Откажитесь от нецензурной лексики

Нецензурная лексика - то, что загрязняет не только речь, но и мысли. Отказавшись от неё, вы повысите свой уровень культуры и освободите речь для более полезных и красивых слов.

6. Сходите в театр

Купите билеты за месяц или два и в назначенный день и час сходите на спектакль. Это будет большое событие, особенно если вы откладывали эту вылазку в течение года.

7. Разнообразьте свою культурную жизнь

Походы в кино, рестораны и кафе - это здорово. И кино само по себе - отдельный вид искусства. Но под культурной жизнью нужно понимать немного другие вещи. Выбирайтесь в музеи, галереи, на выставки и презентации. Это окажется куда интереснее и полезнее, чем выходные, проведённые дома под одеялом.

8. Переосмыслите то, что вас окружает

Часто бывает нелегко посмотреть объективно на то, что происходит в жизни. Но раз вы приняли решение воспитать в себе эстета, сделать это необходимо.

Взгляните свежим взглядом на то, во что вы одеваетесь, что носите с собой, чем пользуетесь в повседневной жизни. Можно сколько угодно слушать классику, читать Моэма утром, а Лермонтова перед сном, но если вас окружают неэстетичные вещи, вам будет трудно измениться в лучшую сторону.

Обновите гардероб, пусть он станет строже и красивее. Преобразите своё , воспользовавшись советами дизайнеров и собственным чутьём. Не бойтесь экспериментировать.

9. Обновите своё меню

Еда тоже должна быть красивой. В здоровой и полезной пище своя эстетика, философия и концепция. Добавьте в меню простые и полезные блюда и поймёте, насколько сильно еда влияет на вашу жизнь.

Воспитать в себе чувство прекрасного непросто. Но это ещё один способ по-новому взглянуть на жизнь, научиться видеть и ощущать то, что недоступно другим.

Разные люди воспринимают природу по-разному. Одни – видят ее внешнюю чарующую красоту, наблюдая ее из окна поезда, другие могут часами наблюдать за жизнью леса, вглядываться в ее волнующую прелесть белоствольных березок, пестрых лугов, еловый хоровод и испытывать радость от прекрасных встреч с окружающим миром.

Природа – замечательная мастерская! В руках умельца с душой художника все превращается в необыкновенные, удивительные поделки.

Природа наградила нас удивительной способностью фантазировать, творить из ее даров.

Работа с природным материалом таит в себе большие возможности и сближает ребенка с родной природой. Природа щедра и разнообразна. Стоит только посмотреть вокруг и найдете множество материалов для создания поделок. Это шишки и орехи. Плоды и травы, корни и кора деревьев, речные и морские камни и раковины, ветки разных деревьев, клубни и луковицы разных растений, семена деревьев и цветов, косточки разных плодов и многое другое. Сказочный мир лесных человечков, диковинных животных, птиц и готовые композиции дарят нам лес и поле. Нужно только разглядеть в сучке, коряге, шишке или орешке будущее изделие.

Желуди – прекрасный природный материал, всем доступен: и форма, и цвет этих плодов идеально подходит для составления композиций с человечками и животными. Подставками для фигурок может служить кора деревьев. Из желудей можно создать замечательные фигурки: «Белка» , «Кошка» , «Футболист» и др.

Универсальный поделочный материал – солома ржи, овса, пшеницы. Солома прекрасно поддается обработке: разглаживается, режется, окрашивается. Аппликации из соломки очень красивы, но еще красивее они при свете светильников. Свет, падающий на соломку, заставляет ее сверкать, переливаться и гореть «золотом» . Аппликация из соломки кропотливая работа, воспитывает аккуратность в работе. Усидчивость. Из соломки можно сделать: «Роза» , «Елочка» , «Закат» , «Поздравление к 8 марта» и др.

Необыкновенно интересный природный материал – чешуйки шишек ели, сосны, кедра. Работая с чешуйками шишек, дети проявляют много старания, смекалки, фантазии. Главное, чтобы дети поверили в свои силы и не боялись творить своими руками. Из сосновых шишек можно изготовить елочные украшения и даже необыкновенную новогоднюю елку.

Много творческой радости доставляют детям работа из иголок хвойных деревьев, коры разных деревьев, листья клена и березы. Получаются удивительные поделки: «Сова» , «Ежик» и пр.

В процессе работы с природным материалом дети анализируют, сопоставляют, высказывают свое мнение, учатся обобщать и делать выводы.

Работа с природным материалом удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха. Дети видят результат своего кропотливого труда и это прекрасно!

Источник: Л. Живкова. По законам Красоты. (Библиотека «Огонек» №40) Составитель В. М. Сидоров, редактор Ю. С. Новиков. - М.: Изд-во «Правда», 1979г.

В последние десятилетия жизнь человечества нашей планеты становится все более динамичной, напряженной, полной проблем. Политическая, социальная и культурная атмосфера, в которой протекает сегодня развитие разных стран и народов, обусловливает характер материальной и духовной среды, в которой происходит эволюция человечества на настоящем историческом этапе. Жизнь постоянно ставит человечество перед новыми испытаниями, определяются новые по своему характеру и тенденциям явления, параллельно протекает множество сложных и разнообразных процессов. Как единое целое они содержат в себе и раскрывают потенциальные силы и энергию, которыми человечество располагает как для преодоления нынешних острых и актуальных проблем, так и для формирования и развития содержания последующих этапов в жизни людей и планеты.

Современный этап человеческой эволюции можно с определенностью охарактеризовать как век истины и сотрудничества. Без сомнения, в существующих исторических условиях мы еще не исчерпали до конца потенциальные возможности этих понятий. Но самый факт, что они ежедневно раскрывают свою ценность и возникает цепь причинно-следственных связей, обусловливающих и формирующих процесс общечеловеческой эволюции, делает необходимым глубокое проникновение в их суть, их подлинную значимость. Сознательное и ответственное отношение к сотрудничеству даст ряд преимуществ последующим поколениям в деле ускорения развития человечества.

При внимательном анализе сущности понятия «истина» и рассмотрении в этом аспекте основных, ведущих процессов, протекающих сегодня в жизни народов и всей планеты, в нашем сознании фиксируются такие яркие явления, как целенаправленная организованная борьба человечества за утверждение всеобщего мира, за превращение разоружения в необратимый процесс, а также такие явления, как обострение классово-социальных противоречий, борьба за установление более справедливого в экономическом и социальном отношении порядка, преодоление на международной арене острых противоречий совместными усилиями всех заинтересованных стран и народов, превращение искусства и культуры в мощный фактор сотрудничества и сближения народов, бурное развитие науки и техники, выход мысли и человека за пределы Земли, все более глубокое проникновение его в космос и раскрытие тайн Вселенной.

Как уже проявившиеся или рождающиеся, эти тенденции лежат в основе перечисленных и других процессов, они отражают не только историческую предопределенность эпохи, но и более широкие и достоверные познания человеческим сознанием сущности и характера эволюционного спиралевидного развития. В своем внутреннем диалектическом единстве понятия истина и сотрудничество неделимы. Внешне они могут проявляться в различной форме, но их реальная сущность и значимость раскрывается в тесном взаимоотношении. Истина немыслима без сотрудничества, а сотрудничество – это и есть рождение истины, единства и все более глубокого проникновения и раскрытия основных законов и принципов, действующих во Вселенной.

Наш век называют веком науки. И само это определение характеризует возросшие интеллектуальные и духовные возможности человечества. Непрерывно возникают новые отрасли научных знаний, в том числе на стыке смежных наук – обстоятельство, которое настойчиво ведет к утверждению в общественной практике необходимости интегрального развития научного познания о науке и человеке. Экстенсификация и интенсификация жизни в различных сферах и областях вновь приковывают внимание человека к усвоению фундаментальных научных дисциплин, к комплексному и интегральному изучению и анализу процессов и явлений, протекающих в ходе эволюции природы, человечества и общества. Представления человека и науки о действительности, в которой существует индивид, постоянно изменяется и обогащается. Представления о масштабах orbis terraarum (сферы земли - мира) с каждым годом меняются и расширяются. Различные области науки постоянно открывают новые, более точные познания о человеке, физической природе и космосе. Человеческое сознание и современная наука уже в состоянии вместить знания об универсальном единстве жизни во Вселенной.

Экспериментальным и умозрительным путем постоянно доказывается внутреннее единство и обусловленность процессов и закономерностей, протекающих и проявляющихся в жизни человека и природы. Углубляется интерес к проблемам существования, устройства и функционирования сознания, исследуются взаимосвязи между макро- и микрокосмосом, между человеком и Вселенной. Со вступлением человечества в космическую эру неуклонно расширяются возможности проникновения и раскрытия тайн жизни и природы, выяснения зависимости, которая существует между скрытыми природными силами и потенциальной силой, заложенной природой в самом человеке, силой, обусловливающей процесс его эволюции.

Сегодня перед человечеством стоят такие острые проблемы, как энергетический кризис, нехватка основного сырья и материалов, неспособность ряда стран и регионов планеты удовлетворить самые насущные потребности большинства населения. Вот почему одной из значительных проблем, волнующих ныне науку и специалистов различных областей, является оправданный интерес к скрытым (латентным), непробужденным силам и возможностям, заложенным природой в человеческом индивиде.

Эта проблема давно волновала и волнует виднейших мыслителей всех эпох и цивилизаций. Но в наше время перспективы ее решения стали намного более реальными. Проникновение в суть и специфику основных процессов, лежащих в основе человеческой эволюции, позволит гораздо шире прилагать и использовать это познание в решении ряда самых актуальных конкретных проблем, вооружит человечество знаниями и опытом, которые оно сможет применить для осуществления контроля и руководства процессом формирования и развития индивидуального и общественного сознания. Без глубокого понимания этих закономерностей, без раскрытия специфики и сущности, лежащих в основе потенциального творческого начала, которое дано природой каждому человеческому индивиду, невозможно ускорить и сделать более динамичным развитие человеческого общества.

Бурный, непрестанный рост материальной базы приведет к неизбежному выводу о непропорциональном соотношении в развитии этой базы и человеческого сознания. Несоответствие, существующее в эволюции самой материальной базы, и отставание в развитии человеческого и общественного сознания ныне более чем когда-либо обусловливают историческую необходимость глубокого овладения фундаментальными законами и принципами, которые лежат в основе общечеловеческого эволюционного развития и в зависимости от которых происходят формирование и преобразование сознания.

Необходимость интегрального совершенствования сфер общественной жизни, комплексного и перспективного планирования социально-экономических процессов привлекла к ускоренному развитию в последние годы науки об управлении. Все шире и целенаправленнее осуществляется внедрение механизма управления и кибернетических систем в организацию и руководство различными общественно-экономическими сферами жизни.

Управленческая наука все более совершенствует свои формы и методы организации и планирования, и эта тенденция, без сомнения, будет расширяться и углубляться, охватит новые сферы деятельности.

Но независимо от эволюции общественной системы управления можно с определенностью сказать, что в следующие десятилетия будет неустанно возрастать интерес к науке о человеке, которая все решительнее утверждается в общественной практике. Эта наука приведет к более зрелому управлению и руководству индивидуально-творческими процессами развития и усовершенствования человека. Интерес к потенциальным силам человеческой личности еще больше привлечет внимание науки и специалистов к проблемам организации внутренних психических, умственных и эмоциональных процессов в движении человека и общества.

Единство процессов, которые обусловливают физическое формирование человеческого организма, его умственную, эмоциональную и психическую конструкцию, характеризующую объем и качество каждого типа и уровень сознания, ясная зависимость, которая существует между психическим балансом энергии отдельного человека и космическим балансом энергии, делают необходимым интегральное комплексное развитие науки о человеке и природе. Интеграция всех научных дисциплин, сосредоточение их внимания на сущности человеческой эволюции откроют новые неограниченные возможности для самой науки и прежде всего будут способствовать ускорению эволюции человечества.

Чтобы можно было действительно реализовать на практике интегральный подход при изучении проблемы человеческой эволюции, координировать усилия и возможности различных научных дисциплин и специальностей, необходимо овладеть научным подходом к изучению действительности в его глобальном аспекте, тщательно изучить и проанализировать взаимосвязи, существующие в макро- и микрокосмосе. Необходимо утверждать интегрально-синтетический метод в изучении формирования и эволюции человеческого индивида и его сознания.

Сегодня все больше ощущается необходимость интеграции таких областей человеческой деятельности, как наука, образование, искусство и культура. И такая закономерность вовсе не случайна. Она диктуется требованиями самой жизни, исторического этапа, на котором ныне находится человечество.

Во все эпохи и цивилизации человек всегда был самой значительной производительной силой. Этот неоспоримый факт превращает сферы искусства, культуры, образования, науки – сферы, наиболее тесно связанные с формированием и развитием индивида, - в важнейшие производительные силы, от которых все больше будут зависеть характер и качество создаваемого материального и духовного производства. Эта тенденция, вне сомнений, в силу содержащейся в ней самой истины, в последующие десятилетия будет все более усиливаться и утверждаться.

Проходившая в Народной Республике Болгарии Национальная партийная конференция обстоятельно, комплексно обсудила вопрос о повышении эффективности и качества общественно полезного труда. Естественно, для утверждения в практике и в процессе строительства развитого социалистического общества основного стратегического девиза партии «За высокое качество и эффективность» необходимо постоянно совершенствовать организацию общественного труда. Но проблема эффективности и качества связана не только с внедрением более совершенных форм и методов управления и руководства общественной системой. Это прежде всего проблема, которая тесно связана и зависит от культурного и духовного уровня нации, сил, возможностей и способностей каждого человеческого индивида осознать и взять на себя ответственность гражданина, неделимой частицы единого общественного организма. Сама суть понятия эффективности и качества самым непосредственным образом связана с отдельными личностями, с вопросом о силе и способности каждого человека организовывать и осуществлять руководство своей эмоциональной, умственной, психической и духовной жизнью. Это обстоятельство отражается на качестве и эффективности внешне проявляемого, реализуемого труда.

При рассмотрении вопроса организации и совершенствования общественного труда необходимо уделить особое внимание и вопросу организации и руководства процессом формирования и развития человеческого сознания. Многосторонние процессы, характеризующие развитие человечества на современном этапе, делают необходимым не только усвоение интегрального подхода к развитию общественной системы. Современные эволюционные тенденции требуют обязательного утверждения в образовательной и воспитательной практике интегрального комплексного подхода к развитию человеческой личности.

Человечество накопило огромные познания в различных областях жизни. Которые, без сомнения, будут расширяться. Будут усиливаться тенденции к комплексному и универсальному анализу протекающих природных процессов и явлений. Для того чтобы отдельный индивид был в состоянии усвоить и ассимилировать такой значительный объем знаний о природе, человеке и обществе, необходимо еще шире вводить в практику новые формы и методы обучения, начиная с раннего возраста, целенаправленно и постоянно пополняя и расширяя объем знаний и опыта человека.

Для реализации идеи интегрального и комплексного формирования сознания необходимо ставить основную цель, вокруг которой концентрировать отдельные элементы знания. Высшая и конечная цель человеческого существования непосредственно связана с необходимостью всестороннего и гармоничного развития человека и общества. Изучить и овладеть законами, принципами и закономерностями, действующими в природе, чтобы уметь изменять действительность по законам красоты, - это самая прекрасная цель
человека, достоянная его как разумного живого существа.

Когда мысли, стремления и действия человечества будут направлены к самому прекрасному в жизни, тогда утвердится подлинное знание, а сотрудничество станет необходимым условием сближения и приобщения человека и общества к идеалу прекрасного. Процесс развития невозможен без постоянного совершенствования. Эта насущная необходимость проистекает из самой сути понятия эволюции. Природа и человек будут неустанно раскрывать и развертывать свои потенциальные силы и возможности. Сама мысль о совершенствовании должна порождать радость, а творчество и труд – доставлять удовольствие.

На настоящем этапе социалистическое общество развивается по закону «От каждого – по способностям, каждому по труду». Основная цель зрелого социалистического общества связана с дальнейшим укреплением материально-технической базы и, в соответствии с общественными конкретными условиями и возможностями, со всесторонним удовлетворением не только материальных, но и духовных потребностей людей.

Вопрос повышения качества и эффективности общественно полезного труда – основная проблема развития нашей страны на данном этапе. И чем масштабнее, комплекснее будут выдвигаться задачи в ходе социально-экономического, политического и культурного развития страны, тем с большей остротой будет стоять вопрос о месте и роли субъективного фактора – человека. Уровень индивидуального человеческого сознания, характер и качнство индивидуальной отдачи человека в труде отражаются на качестве и производительности общественного труда. Вот почему большую актуальность приобретает сегодня вопрос об изменении характера труда. Этот вопрос связан не только с повышением уровня и качества производительности труда и вытекающими отсюда новыми формами и методами, которые необходимо вводить с целью совершенствования организации труда, но прежде всего и с проблемой характера, направлений и темпов эволюции человеческого общества вообще, с формами и методами, которые должны использоваться и утверждаться в общественной практике в процессе формирования и преобразования человеческого сознания.

В прошлом веке классики марксизма обстоятельно рассмотрели вопрос о характере труда и его производительности с точки зрения классового общества. И они предвидели, что в новых социальных условиях труд все более будет превращаться в творческую потребность, которая составит основу эволюции общества и отдельных индивидов. Не случайно основной закон, по которому будет развиваться коммунистическое общество, содержит качественно новую характеристику следующего этапа эволюции: «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Эта формулировка, имеющая силу закона, касается прежде всего качественных изменений, которые должны произойти в сознании людей и в содержании их трудовой деятельности.

Этот закон не только связан с характером материальной базы, но непосредственно касается самого человека, он как бы прогнозирует эволюционный путь, который предстоит пройти человеку и человеческому обществу, чтобы жить в силу осознанной необходимости. А всякая объективная необходимость сама по себе является законом. Эволюция Вселенной, природы и человека протекает в соответствии с действующими универсальными законами. Но чтобы осознать и хорошо изучить сущность этих законов, человек и человечество прошли и продолжают идти длинным и трудным путем углубления человеческих знаний, совершенствования индивидуального и общественного сознания.

Основной закон общества, который будет действовать при коммунизме, в синтезированной форме содержит сущность перемены, которая должна произойти в характере и качестве человеческого сознания, в труде и взаимоотношениях в тот период, когда свободная человеческая воля и дух станут управлять и сознательно господствовать над стихийно протекающими природными и общественными процессами.

Наше социалистическое общество поставило перед собой задачу в конце текущего – начале следующего века постепенно вступить в стадию коммунизма. Следовательно, в новых социальных условиях обязательно должна проводиться последовательная и целенаправленная работа по созданию необходимых общественных условий для такого перехода, для качественных изменений в характере труда. Разумеется, эта проблема не должна абсолютизироваться. Не следует думать, что такой сдвиг может произойти уже в следующие десятилетия.

Сама организация общества нового, социалистического типа обусловила создание условий для массовых перемен в характере общественного труда, которые непосредственно связаны с уровнем и качеством нового сознания людей.

Изменение и трансформация сознания являются внутренним процессом, бесспорно, в известной мере зависящим от внешних условий. Однако в тот момент, когда желание развиваться и совершенствоваться станет осознанной необходимостью, начинает развиваться ускоренными темпами процесс самоусовершенствования. Эта объективная необходимость будет все больше привлекать внимание людей. Она неизбежно перейдет в потребность получения научно обоснованных знаний о сущности процессов, протекающих в сознании, изучения и овладения основными принципами и закономерностями, посредством которых возможны сознательный самоконтроль и динамичная трансформация человеческого сознания.

Необходимо всегда учитывать диалектическую обусловленность, существующую между качеством и уровнем сознания и характером и качеством труда, когда речь идет о развитии и формировании человеческой личности и, конечно, когда в международном и национальных планах ставится вопрос об улучшении организации труда. Качество, интенсивность и характер умственно-эмоционального и психологического мира человека обусловливают характер и подлинную ценность человека, отражаются на качестве и уровне реализованного общественного труда. Морально-этические нормы, способности эстетического восприятия, широта, глубина и точность знаний, присущие каждому индивидуальному сознанию, определяют и отражают суть мировоззрения каждого человека и общества, оказывают непосредственное воздействие на характер и производительность труда.

Чтобы человеческий индивид и общество в целом могли непрерывно раскрывать и совершенствовать свои потенциальные силы, возможности и способности, которые в них таятся, необходимо расширить базу, на которой формируется и развивается сознание; изучить и целесообразно использовать основные принципы и закономерности, действующие и проявляющиеся в процессе развития и эволюции человека; осознать природу и суть творческого начала, заложенного в каждом индивиде, путем пробуждения и целенаправленного раскрытия которого возможно непрерывное динамичное и неуклонное совершенствование человечества, превращение труда из внешне обусловленного принуждения в сознательную творческую необходимость и потребность. Такая трансформация труда в творческую внутреннюю потребность непосредственно связана с проблемой разностороннего и гармоничного развития личности, со всесторонним и универсальным формированием человеческого сознания, с разработкой научно обоснованного комплексного метода расширения и совершенствования способностей человеческой личности и сознания ее к восприятию.

Болгарский народ поставил перед собой высокую цель – разработать единую национальную программу эстетического воспитания. Чтобы правильно понять и вникнуть в суть понятия «эстетическое воспитание» и поставленной задачи, нужно прежде всего уяснить преследуемую нами цель.

Проблемы эстетики рассматриваются с разных точек зрения. Поэтому наша цель отнюдь не ограничивается задачей дополнить и внести некоторые новые аспекты в понятие эстетики. Конечной целью эстетического воспитания является формирование всесторонне развитой гармонической человеческой личности и общества по законам красоты, изменение и трансформирование действительности самим человеком по законам красоты. Эта масштабная цель позволяет нам рассматривать эстетическое воспитание не только как метод формирования способности к восприятию личностью некоторых художественно-эстетических ценностей.

Раз целью является формирование всесторонне развитой личности, общества и действительности, т.е. триединства, которое всегда должно рассматриваться в своей диалектической взаимосвязи, взаимообусловленности и цельности, то, следовательно, само понятие эстетического воспитания должно охватывать всю действительность – природу, человека и человеческое общество – с тем чтобы подготовить человека и общество к такой жизни, при которой в их сознании отражался бы весь ее комплекс.

Для практического претворения в жизнь комплексного метода формирования всесторонне развитых гармонических личностей и общества необходимо внедрить комплексно-интегральный подход к формированию и развитию человека. Пробуждение потенциального творческого начала, заложенного в каждом индивиде – необходимое условие непрестанного развития сознания, превращение труда в творческую необходимость, формирование необходимых качеств и особенностей личности, которая будет творить и созидать по законам красоты.

Стремление к истине и красоте дерзновения раскрепостит человеческую мысль и сознание, освободит от предрассудков прошлого, ограниченности мелочного и серенького эгоцентрического сознания, вооружит мужеством, призовет к лояльности. И в таких условиях у исследователя появится вера в собственные силы и возможности, и он сознательно будет защищать жизнь по законам красоты.

Никто не может определить предел развития эволюции. С утверждением необходимости совершенствования человека труд его превратится во внутреннюю потребность. С раннего возраста люди будут учиться раскрытию и организации своих способностей, целенаправленному управлению своей умственно-эмоциональной и психической жизнью, сознательному ее интегрированию с наивысшей целью и идеалом жизни. Неограниченные способности человеческого организма к восприятию, ибо сама природа одарила человека всем, что необходимо для его эволюции, будут последовательно и целенаправленно тренироваться. Соприкосновение с красотой станет необходимой предпосылкой, постоянно изменяющей и трансформирующей сознание, вносящей новый опыт и знания. Саморазвивающийся индивид, который будет неуклонно преследовать свою цель и во имя красоты и истины преодолевать неизбежные трудности и испытания, встречающиеся в процессе развития, будет организовывать и превращать в монолитную цельность отдельные элементы сознания, которые они несут, будет сознательно жертвовать всем лучшим, что у него имеется, во имя эволюции всего человечества, во имя общего блага. В ходе этого непрерывного процесса развития каждый труженик станет творцом и созидателем. В процессе коллективного сосуществования и общественного труда он сознательно будет вносить свой творческий вклад в изменение действительности по законам красоты.

В этом и заключается ответственная и благородная миссия искусства и культуры. Пора преодолеть ограниченный взгляд на эти понятия и деятельность как на области, оторванные и изолированные от широкой общественной практики, замкнутые в своей сфере. Универсальное единство жизни, диалектическая зависимость и обусловленность всех общественных сфер, необходимость комплексной увязки общественного развития – все это может совершиться и происходить только при участии человека. Интеграция научных знаний осуществляется только по каналам человеческого сознания. Следовательно, необходимо расширить базу понятий «искусство» и «культура».

Искусство всегда было, есть и будет мощным средством формирования и изменения индивида и всего общества. И как таковое оно всегда будет утверждаться и займет полагающееся ему место в развитии человеческого общества.

Само понятие «культура» содержит в себе многоаспектную природную и общечеловеческую деятельность, раскрывающуюся в процессе эволюции. Это бессознательное или сознательное стремление всех существ к свету, к истине и красоте. Культура неразрывно связана с понятием эволюции, а эволюция немыслима без стремления к истине. Оба понятия тождественны движению. Спиралевидный процесс эволюции, проявляющий свои возможности всегда на более высоком уровне, в неразрывной цепи развития можно рассматривать с различных точек зрения: с космической, природной, исторической, общественной, общечеловеческой, индивидуальной и т.д. но независимо от того, под каким углом зрения мы будем рассматривать эволюцию, она всегда немыслима без культуры, без принятия и утверждения развития и совершенствования в качестве неизбежных универсально действующих законов.

Переживаемый человечеством этап развития, возросшие интеллектуальные и духовные способности людей, бурное развитие науки и неизбежное развертывание всех этих процессов, с одной стороны, трудные и острые проблемы, с которыми планета столкнется к концу ХХ века, - с другой, естественно и неминуемо выдвигают на повестку дня вопрос о целостном и комплексном развитии человеческой личности.

История знает немало примеров разностороннего развития личности. И не будет преувеличением сказать, что за редкими исключениями интеллектуальные и духовные достижения этих личностей, их заслуги в развитии одной или нескольких областей жизни не всегда встречали полное одобрение и понимание современников.

Не будем останавливаться на причинах этих, так часто повторяющихся явлений в истории человеческого рода. Но можем с определенностью сказать, что это естественная закономерность эволюции, так как мысль и сознание передовых людей на десятилетия, а иногда и на века обгоняли развитие рядовых индивидов, которые были не в состоянии вобрать в свое сознание новое. Поэтому неизбежной и естественной реакцией в подобных случаях было или отрицание, или недооценка новшества, а в худшем случае борьба против всего нового и прогрессивного.

Но несмотря на все трудности, в которых развивались и творили эти личности, их стремление к постижению истины, их вера в высшую цель жизни всегда торжествовали. Уместно задать вопрос: из каких же источников черпали свою силу и мужество эти люди? Какая причина заставила их идти против течения, тех очевидных условий, в которых развивалось общество и остальные индивиды, чтобы раскрыть объективно существующие законы и закономерности природы, человеческой и общественной практики?

Ответ на эти вопросы может быть только один: реальное знание самих этих законов и процессов, осознание необходимости движения, понимание неизбежности эволюции, как и высокая моральная ответственность за судьбы человечества, бескорыстная самоотверженность и любовь к своему делу во имя торжества истины, красоты и гуманности.

Иллюзией было бы считать, что подобные примеры относятся только к далекому или недавнему прошлому. Рассуждать с таких позиций, по существу, равносильно незнанию ряда объективно действующих законов и закономерностей, связанных с сущностью и характером самого эволюционного процесса – как в природе, так и в обществе, нежеланию считаться с ними. Разумеется, сегодня существуют гораздо большие возможности для правильного и сознательного отношения к всестороннему и универсальному формированию личности, к индивидам, обладающим подобными тенденциями развития. О том же говорит и повышенный интерес представителей ряда научных дисциплин и специалистов в разных областях жизни к проблемам скрытых резервов человека и природы.

Этот оправданный интерес продиктован осознанием того факта, что человечество и наука стоят на пороге открытия больших тайн о сущности жизни и Вселенной, природы и человека. Бесспорно, что эти тайны с течением времени будут все более раскрываться перед наукой и человечеством. А это обязывает нас значительно лучше и целенаправленнее готовить настоящие и будущие поколения, чтобы они были в состоянии вместить в своем сознании такое представление о мире, которое значительно превосходят наши представления о нем.

Отсюда проистекает обусловленная настоящим историческим этапом развития необходимость внедрения новых форм и методов образования и воспитания, которые способствовали бы ускоренному формированию более развитых способностей человеческого сознания к восприятию. Это предполагает как более гармоничное физическое развитие человеческого организма, так и более совершенную способность человека к эмоциональному восприятию, а также более высокий уровень мыслительной и умственной активности и способности, целостной гармонии и координации психической стороны жизни человека.

Разумеется, эти проблемы представляют сложность для изучения, для внедрения в практику. Прежде всего необходимо вникнуть в глубокую сущность поставленных вопросов. Будучи сложными в своей совокупности, они нуждаются в последовательном и комплексном изучении с разных сторон и точек зрения – как гуманитарными, так и точными науками.

Наряду с этим следует преодолевать скептицизм в отношении возможностей человека и общества формироваться и развиваться всесторонне и гармонично. Трудность заключается еще и в том, что в развивающейся Вселенной параллельно действуют объективные и субъективные закономерности. Поэтому необходимо тщательно и глубоко, последовательно и терпеливо анализировать закон единства в многообразии и многообразия в единстве с тем, чтобы на базе эволюционного развития можно было прогнозировать природные явления, человеческую практику.

Универсальное единство человеческого рода не исключает возможности многообразного дифференцированного раскрытия дарований и способностей каждого индивида. Поэтому нужно считаться с тем, что общие принципы и закономерности будут действовать сообразно специфической характеристике и сознанию каждого индивида, каждой личности.

Каждый человек субъективно объективируется в действительности, и в то же время объективные условия оказывают свое влияние и воздействие на формирование и развитие каждого отдельного индивида. Диалектическая обусловленность субъективно-объективного в процессе эволюции выступает во всей подлинной сложности и многосторонности, когда этот закон должен исследоваться и анализироваться во всей его всеобъемлющей глобальной сущности.

Если учитывать этот закон, соответствующие принципы и закономерности, через которые он проявляется и действует, то становится ясным, что проблема всестороннего и гармоничного развития отдельного индивида всегда должна рассматриваться с точки зрения относительности. Любое всестороннее и гармоничное развитие всегда будет относительным как по времени, так и по месту, как по качеству, так и по объему. И в этом нет ничего ненаучного или странного, ибо проявление каждого закона и каждой закономерности обусловлено условиями развития общества на данном этапе. Рассматриваемое с позиций общего эволюционного закона развития (которое, в сущности, является непрерывным изменением как объективных, так и субъективных условий) любое проявление, следовательно, будет относительным по отношению к последующему эволюционному процессу и этапу.

Когда ставится вопрос о всестороннем и гармоничном развитии человека и общества, то речь не идет об абсолютизации понятий, а о том, чтобы в максимальной мере создавать необходимые исторические и общественные условия для более быстрого развития человечества, целенаправленного включения человеческого сознания, развития его сообразно наивысшей и конечной цели эволюции человека, заложенной в нем самой природой.

Без сомнения, на этапах зрелого коммунизма и его высшей стадии люди будут жить и развиваться по законам красоты. Труд станет внутренней потребностью, способности и задатки каждого человека найдут свое открытое и свободное проявление. Качественные перемены, которые наступят в сознании, будут обусловлены морально-этическими сдвигами, более точными и верными знаниями, которыми будут располагать люди, переосмыслением гораздо большего исторического опыта, более глубоким осознанием действительной ценности сотрудничества, устремлением творческих поисков в необъятные космические просторы Вселенной, торжеством стремления к вечному совершенствованию и гармонии.

Но чтобы эта вековая мечта человечества могла быть скорее реализована на нашей маленькой планете, необходимы сознательные усилия ряда поколений. И мы можем гордиться тем, что и нам, людям XX века, выпала историческая честь – свободно и открыто говорить и мечтать, трудиться и бороться во имя осуществления этого высшего коммунистического идеала.

Разработанная Комитетом культуры НРБ комплексная программа последовательного анализа творчества и жизненного пути ряда энциклопедически развитых личностей, таких, как Н.К. Рерих, Леонардо да Винчи, Тагор, Кирилл Философ, Ломоносов, Эйнштейн, Петр Берон, Гете, патриарх Евфтимий, Ян Коменский, как гениальный В.И. Ленин (этот перечень можно было бы продолжить до бесконечности, ибо каждый народ, каждая эпоха рождали гениальных людей), непосредственно связана с основными направлениями культурной политики, проводимой Народной Республикой Болгарией. Идея такой программы, ее осуществление непосредственно проистекают из масштабности цели эстетического воспитания. Не может быть сомнения, что она вооружит нас новыми познаниями, вдохнет в нас новые силы и уверенность, вселит в людей стремление к постижению высот прекрасного; она предоставит новый материал для научной мысли, поможет комплексно решить в национальном масштабе проблему эстетического воспитания.

Все эти гениальные личности в зависимости от социально-экономических и исторических условий, в которых они жили и формировались, в зависимости от целей и идеалов, к которым стремились, в своих поисках истины начинали не с одинаковых отправных точек. Каждому из них присущи специфические черты, каждый проявил себя в той или иной области жизни, получил ту или иную оценку и признание человечества и истории. Очень часто их жизнь и творчество получали неверную оценку, и они несправедливо обвинялись, но все это не умаляет ценности и важности их жизненного и творческого пути. Просто те, кто был не в состоянии вместить в свое сознание их непреходящие знания и заслуги, рано или поздно были отброшены ходом самой эволюции.

Тщательное и углубленное изучение творческого подвига титанов человеческой мысли, принадлежащих всем народам, обогатит не только наши знания, но и представления о действительности и жизни. Каждый, кто попытается проследить их путь, соприкоснется с чертами их индивидуальности, сможет перенять частицу их житейского и духовного опыта, почерпнет силы и мужество, знания, осознанные как реальная сила. Их пример всегда будет перед нами – сейчас и в будущем.

Может быть, некоторые спросят: для чего мы занялись таким культурным мероприятием, как всестороннее изучение личности и творческого пути Николая Константиновича Рериха? Что нас побудило к этому?

Такой вопрос, вероятно, задают и будут задавать. Едва ли можно дать на него один научный ответ. Каждый спрашивающий должен постараться ответить на этот вопрос сам. Именно это будет самым правильным подходом к проникновению в сущность этого творческого дела огромного значения, к индивидуальному самопознанию. Обычно нас привлекает то, что мы несем сами и что готовы воспринять. И в этом отношении знакомство с разносторонней творческой деятельностью Н.К. Рериха дает возможность многим из нас лучше узнать не только себя, но и приобщиться к чистой и высокогуманной мысли, устремить свои поиски к удивительно красивому и чистому миру, который в своем целостном звучании и выражении тесно связан с прекрасной целью сознательного самопожертвования во имя светлого и справедливого будущего.

В творческом пути крупного русского гуманиста преломляются и отражаются не только две эпохи – эпоха отмирающего капитала и зарождающаяся новая эпоха Октября. В его творчестве художника, писателя и поэта скрещиваются прошлое и будущее, рождаются вера и дерзновение нового, которое всегда является нашим настоящим. В творчестве художника неизменно присутствует исконно русский дух. Однако оно поднимается до уровня общечеловеческой необходимости сотрудничества и взаимопонимания, порождает новое стремление к поискам более высоких идеалов. В его творчестве звучит призыв к объединению человечества во имя будущего, во имя спасения человеческого рода от невежества и ужасов уничтожения.

Накануне второй мировой войны Н.К. Рерих высоко поднял знамя мира и призывал к объединению стран и народов под эгидой культуры. Он напомнил о необходимости сознательной борьбы, защиты материальных и духовных ценностей жизни, призывал к единению культур и цивилизаций, науки и искусства во имя будущего, которому угрожала опасность войны.

Рерих подходит к изучению действительности с различных сторон. Анализируя его творчество, трудно провести резкую границу между его делом художника, поэта, исследователя, общественника, писателя, философа, ученого. Ассимилятивные способности его сознания развиты в очень высокой степени. Он переосмысливает и подвергает анализу вековой опыт не одной культуры и цивилизации, не одной страны и народа. При исследовании действительности в его творческом методе постоянно присутствует конкретно-аналитический и синтетический метод.

Эта специфическая черта в подходе Рериха к проблема жизни присутствует не только в творчестве художника. Эта особенность ярко выражается в действиях и движениях его мысли и дает свое отражение в созданных им книгах и поэтических произведениях. Многие конструкции и формы его мыслей имеют силу обобщающих понятий-символов не потому, что представляют собой некую непонятную и абстрактную символику, а потому, что сила его мысли проникает в ряд закономерностей и посредством возможностей интеллектуальной интерпретации выражает существенные принципы и закономерности.

Творческая синтетическая деятельность Н.К. Рериха, жившего и работавшего в ХХ веке, достойна изучения и подражания. Можно сказать, что он – наш современник, потому что все мы близко связаны с проблемами и условиями, предоставленными этим веком для нашего формирования и становления. Чем ближе мы знакомимся с творческим подходом и сущностью многогранного проявления Н.К. Рериха, тем лучше и правильнее можем ответить на вопросы: Кто он? Каковы цель и смысл его жизни? В какой мере он отвечает нашим представлениям о всесторонности и гармоничности развития? Какой вклад внес он в развитие процессов культурной и общественной жизни ХХ века? Чем его мысль и творчество могут призвать нас, жителей ХХ века, стремиться к достижению большей красоты и гармонии в жизни?

Нет сомнений в том, что всех вас, участников настоящего симпозиума, являющегося частью комплексной программы, волнуют проблему творческого развития человека, и в процессе ваших научных дискуссий и разговоров вы внесете свой вклад специалистов в дело выяснения сложных и актуальных вопросов. И в этих благородных творческих поисках вы найдете моральную поддержку и благодарность Комитета культуры и всей болгарской культурной общественности.

Человек формирует материю также и по законам красоты.

Красота широко разлита в окружающем нас мире. Красивы не только произведения искусства. Красивыми могут быть и научная теория, и отдельный научный эксперимент. Мы называем красивыми прыжок спортсмена, виртуозно забитый гол, шахматную партию. Красива вещь, изготовленная рабочим – мастером своего дела. Красивы лицо женщины и восход солнца в горах. Значит, в процессе восприятия всех этих столь отличающихся друг от друга объектов присутствует нечто общее. Что же это?

Определить словами, что именно побуждает нас признать объект красивым, неимоверно трудно. Красота ускользает от нас, как только мы пытаемся объяснить ее словами, перевести с языка образов на язык логических понятий. «Феномен красоты, – пишет философ А.В. Гулыга, – содержит в себе некоторую тайну, постигаемую лишь интуитивно и недоступную дискурсивному мышлению». «Необходимость различения «сайенс» и «гуманитес» (царства науки и царства ценностей. – П.С. ), – продолжает эту мысль Л.Б. Баженов, – неустранимо вытекает из различия мысли и переживания. Мысль объективна, переживание субъективно. Мы можем, конечно, сделать переживание объектом мысли, но тогда оно исчезает в качестве переживания. Никакое объективное описание не заменяет субъективной реальности переживания».

Итак, красота – это прежде всего переживание, эмоция, причем эмоция положительная – своеобразное чувство удовольствия, отличное от удовольствий, доставляемых нам многими полезными, жизненно необходимыми объектами, не наделенными качествами, способными породить чувство красоты. Но мы знаем, что «любая эмоция есть отражение мозгом человека какой-либо актуальной потребности и вероятности (возможности) удовлетворения этой потребности, которую субъект оценивает, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, прогностически необходимых для достижения цели (удовлетворения потребности), с информацией, поступившей в данный момент» (см. «Наука и жизнь» №3, 1965).

Если красота – это переживание, эмоциональная реакция на созерцаемый объект, но мы не в состоянии объяснить ее словами, попытаемся хотя бы найти ответ на ряд вопросов, подводящих к решению этой загадки.

Первый вопрос. В связи с удовлетворением какой потребности (или потребностей) возникает эмоция удовольствия, доставляемого красотой? Информация о чем именно поступает к нам из внешнего мира в этот момент?

Второй вопрос. Чем это эмоциональное переживание, это удовольствие отличается от всех остальных?

И, наконец, третий вопрос. Почему в процессе длительной эволюции живых существ, включая культурно-историческое развитие человека, возникло столь загадочное, но, по-видимому, для чего-то необходимое чувство красоты?

Пожалуй, наиболее полное перечисление отличительных особенностей красоты дано великим немецким философом Иммануилом Кантом в его «Аналитике прекрасного». Рассмотрим каждую из его четырех дефиниций.

«Красивый предмет вызывает удовольствие, свободное от всякого интереса»

Первый «закон красоты», так сформулированный Кантом, вызывает некоторую растерянность. Утверждение Канта вступает в противоречие с потребностно-информационной теорией эмоций, на которую мы сослались выше. Из этой теории следует, что за любым интересом кроется породившая его потребность. По Канту, удовольствие, доставляемое красотой, оказывается эмоцией... без потребности! По-видимому, все же это не так. Говоря о свободе от «интереса», Кант имел в виду только витальные, материальные и социальные потребности человека в пище, одежде, продолжении рода, в общественном признании, в справедливости, в соблюдении этических норм и т.п. Однако человек обладает рядом других потребностей, среди которых и те, что принято называть «эстетическими потребностями».

Прежде всего это потребность познания, тяга к новому, еще неизвестному, не встречавшемуся ранее. Сам Кант определил прекрасное как «игру познавательных способностей». Исследовательское поведение, свободное от поиска пищи, самки, материала для строительства гнезда и т.п., можно наблюдать даже у животных. У человека оно достигает высших своих проявлений в бескорыстном познании. Впрочем, бескорыстном ли? Опыты показали, что если человека полностью лишают притока новых впечатлений, удовлетворяя при этом все его физические нужды (питание, удобная постель, температурный комфорт), у него в такой информационно-обедненной среде очень быстро возникают тяжелейшие нервно-психические расстройства.

Потребность в новом, ранее неизвестном в информации, прагматическое значение которой еще не выяснено, может быть удовлетворена двумя путями: непосредственным извлечением информации из окружающей среды или с помощью рекомбинации следов ранее полученных впечатлений, то есть с помощью творческого воображения. Чаще используются оба канала вместе. Воображение формирует гипотезу, которая сопоставляется с действительностью, и, если она соответствует объективной реальности, рождается новое знание о мире и о нас самих.

Для того чтобы удовлетворить потребность познания, предмет, который мы оцениваем как красивый, должен содержать в себе элемент новизны, неожиданности, необычности, должен выделяться на фоне средней нормы признаков, свойственных другим родственным предметам. Отметим, что положительную эмоцию вызывает не всякая степень новизны. В опытах на молодых животных и детях американский психолог Т. Шнейрла установил, что привлекает только умеренная новизна, где элементы нового сочетаются с признаками, известными ранее. Чрезмерно новое и неожиданное пугает, вызывает неудовольствие и страх. Эти данные хорошо согласуются с потребностно-информационной теорией эмоций, поскольку для эмоциональной реакции важна не только вновь поступившая информация, но и её сопоставление с ранее существовавшими представлениями.

Потребность познания, любознательность побуждают нас созерцать предметы, ничего не обещающие для удовлетворения наших материальных и социальных нужд, дают нам возможность увидеть в этих предметах что-то существенное, отличающее их от многих других аналогичных предметов. «Бескорыстное» внимание к предмету – важное, но явно недостаточное условие обнаружения красоты. К потребности познания должны присоединиться какие-то дополнительные потребности, чтобы в итоге возникло эмоциональное переживание прекрасного.

Анализируя многие примеры деятельности человека, где конечный результат оценивается не только как полезный, но и красивый, мы видим, что при этом непременно удовлетворяются потребность в экономии сил, потребность в вооруженности теми знаниями, навыками и умениями, которые наиболее коротким и верным путем ведут к достижению цели.

На примере игры в шахматы эстетик и драматург В.М. Волькенштейн показал, что мы оцениваем партию как красивую не в том случае, где выигрыш достигнут путем долгой позиционной борьбы, но тогда, когда он возникает непредсказуемо, в результате эффектно пожертвованной фигуры, с помощью тактического приема, который мы менее всего ожидали. Формулируя общее правило эстетики, автор заключает: «красота есть целесообразное и сложное (трудное) преодоление». Писатель Бертольт Брехт определял красоту как преодоление трудностей. В самом общем виде можно сказать, что красивое – это сведение сложного к простоте. По мнению физика В. Гейзенберга, такое сведение достигается в процессе научной деятельности открытием общего принципа, облегчающего понимание явлений. Подобное открытие мы воспринимаем как проявление красоты. Член-корреспондент АН СССР М.В. Волькенштейн недавно предложил формулу, согласно которой эстетическая ценность решения научной задачи определяется отношением ее сложности к минимальной исследовательской программе, то есть к наиболее универсальной закономерности, позволяющей нам преодолеть сложность первоначальных условий (см. «Наука и жизнь» №9, 1988).

Красота в науке возникает при сочетании трех условий: объективной правильности решения (качество, которое само по себе не обладает эстетической ценностью), его неожиданности и экономичности.

С красотой как преодолением сложности мы встречаемся не только в деятельности ученого. Результат усилий спортсмена можно измерить в секундах и сантиметрах, но его прыжок и его бег мы назовем красивыми лишь в случае, когда рекордный спортивный результат будет получен наиболее экономным путем. Мы любуемся работой виртуоза-плотника, демонстрирующего высший класс профессионального мастерства, в основе которого лежит максимальная вооруженность соответствующими навыками при минимальном расходовании сил.

Сочетание этих трех потребностей – познания, вооруженности (компетентности, оснащенности) и экономии сил, их одновременное удовлетворение в процессе деятельности или при оценке результата деятельности других людей вызывают в нас чувство удовольствия от соприкосновения с тем, что мы называем красотой.

«Прекрасно то, что нравится всем»

Поскольку мы не в состоянии логически обосновать, почему данный объект воспринимается как красивый, единственным подтверждением объективности нашей эстетической оценки оказывается способность этого предмета вызывать сходное переживание у других людей. Иными словами, на помощь сознанию как разделенному, обобществленному знанию, знанию вместе с кем-то, приходит сопереживание.

Канту, а за ним и автору этих строк можно возразить, что эстетические оценки крайне субъективны, зависят от культуры, в которой воспитан данный человек, И вообще – «о вкусах не спорят». Искусствовед сейчас же приведет примеры новаторских произведений живописи, которые сперва называли безграмотной мазней, а потом провозглашали шедеврами и помещали в лучшие музеи мира. Не отрицая зависимости эстетических оценок от исторически сложившихся норм, принятых в данной социальной среде, от уровня интеллектуального развития человека, его образованности, условий воспитания и т.п., мы можем предложить некую универсальную меру красоты. Ее единственным критерием служит феномен сопереживания, непереводимого на язык логических доказательств.

Прекрасно то, что – признается таковым достаточно большим количеством людей на протяжении достаточно длительного времени. Массовое, но кратковременное увлечение или длительное почитание ограниченным кругом ценителей не могут свидетельствовать о выдающихся эстетических достоинствах предмета. Лишь широкое общественное признание в течение многих лет служит объективным мерилом этих достоинств. Нагляднее всего справедливость сказанного проявляется в судьбе великих произведений искусства, к которым люди обращаются на протяжении столетий как к источнику эстетического наслаждения.

«Красота – это целесообразность предмета без представления о цели»

Третий «закон красоты» Канта может быть истолкован следующим образом. Поскольку, мы не в состоянии определить словами, какими качествами должен обладать предмет, чтобы быть красивым, мы не можем поставить себе целью сделать непременно красивый предмет. Мы вынуждены сперва его сделать (изготовить вещь, выполнить спортивное упражнение, совершить поступок, создать произведение искусства и т.д.), а потом оценить, красив он или нет. Иными словами, объект оказывается соответствующим цели, которая не была уточнена заранее. Так о какой же сообразности говорит Кант? Сообразность чему?

Каждый раз, когда заходит речь о красоте какого-либо объекта, подчеркивается значение его формы. «Произведение искусства, – писал Гегель, – которому недостает надлежащей формы, не есть именно поэтому подлинное, то есть истинное произведение искусства». В более широком смысле, не ограниченном сферой искусства, философ А.В. Гулыга рассматривает прекрасное как «ценностно-значимую форму». Но в каком случае форма становится ценностно-значимой, и вообще что такое «ценность»? Академик П.Н. Федосеев, формулируя проблему ценностей, напоминает, что для марксизма «...высшими культурными и нравственными ценностями являются те, которые в наибольшей степени содействуют развитию общества и всестороннему развитию личности». Запомним этот акцент на развитии, он нам пригодится еще не раз.

Можно сказать, что красота – это максимальное соответствие формы (организации, структуры) явления его назначению в жизни человека. Такое соответствие и есть целесообразность. Например, прыжок спортсмена, несмотря на рекордный результат, мы воспримем как некрасивый, если результат достигнут предельным напряжением сил, судорожным рывком, с почти страдальческой гримасой на лице. Ведь спорт есть средство гармонического развития, физического совершенствования человека и лишь вторично – средство социального успеха и способ получения материального вознаграждения.

Это по-настоящему полезно, потому что красиво, сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Но он не мог сказать: это по-настоящему красиво, потому что... полезно. Здесь нет обратной зависимости.

Мы не признаем красивыми вещь утилитарно негодную, удар футболиста мимо ворот, профессионально безграмотную работу, безнравственный поступок. Но только утилитарная полезность вещи, действия, поступка еще не делает их красивыми.

Впрочем, мы увлеклись анализом и почти нарушили своими рассуждениями четвертый и последний «закон красоты», а именно, что

«Прекрасное познается без посредства понятия»

Выражаясь языком современной науки, это означает, что деятельность мозга, в результате которой возникает эмоциональная реакция удовольствия от созерцания красоты, протекает на неосознаваемом уровне.

Кратко напомним, что высшая нервная (психическая) деятельность человека имеет трехуровневую (сознание, подсознание, сверхсознание) функциональную организацию (см. «Наука и жизнь» №12, 1975).

Как мы уже упоминали выше, сознание – это специфическая форма отражения действительности, оперирование знанием, которое с помощью слов, математических символов, образцов технологии, образов художественных произведений может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям в виде памятников культуры. Передавая свое знание другому, человек тем самым отделяет себя от этого другого и от мира, знание о котором он передает. Общение с другими вторично порождает способность мысленного диалога с самим собой, то есть ведет к появлению самосознания. Внутреннее «Я», судящее о собственных поступках, есть не что иное, как сохраняющиеся в моей памяти «другие».

Подсознание – разновидность неосознаваемого психического, к которой принадлежит все то, что было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это хорошо автоматизированные и потому переставшие осознаваться навыки, вытесненные из сферы сознания мотивационные конфликты, глубоко усвоенные субъектом социальные нормы поведения, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга» и т.п. Кроме такого, ранее осознававшегося опыта, наполняющего подсознание конкретным, внешним по своему происхождению содержанием, есть еще и прямой канал воздействия на подсознание – подражательное поведение.

Подражательному поведению принадлежит решающая роль в овладении навыками, которые придают деятельности человека (производственной, спортивной, художественной и т.п.) черты искусства. Речь идет о так называемом «личностном знании», которое не осознается ни обучающим, ни обучаемым и которое может быть передано исключительно невербальным образом, без помощи слов. Цель достигается путем следования ряду неявных норм или правил. Наблюдая учителя и стремясь превзойти его, ученик подсознательно осваивает эти нормы.

Сверхсознание в форме творческой интуиции обнаруживает себя на первоначальных этапах любого творческого процесса, не контролируемых сознанием и волей. Нейрофизиологическую основу сверхсознания составляет трансформация и рекомбинация следов ранее полученных впечатлений, хранящихся в памяти субъекта. Деятельность сверхсознания всегда ориентирована на удовлетворение доминирующей витальной, социальной или идеальной потребности, конкретное содержание которой определяет характер формирующихся гипотез. Второй направляющий фактор – жизненный опыт субъекта, зафиксированный в его подсознании и сознании. Именно сознанию принадлежит важнейшая функция отбора рождающихся гипотез: сначала путем их логического анализа, а позднее – с использованием такого критерия истинности, как практика.

К какой из сфер неосознаваемого психического – к подсознанию или к сверхсознанию – относится деятельность механизма, в результате, которой возникает эмоциональное переживание красоты?

Здесь, несомненно, велика роль подсознания. На протяжении всего своего существования люди многократно убеждались в преимуществах определенных форм организации и своих собственных действий, и создаваемых человеком вещей. К перечню таких форм можно отнести соразмерность частей целого, отсутствие лишних, «не работающих» на основной замысел деталей, координация объединяемых усилий, ритмичность повторяющихся действий и многое, многое другое. Поскольку эти правила оказались справедливыми для самых разнообразных объектов, они приобрели самостоятельную ценность, были обобщены, а их использование стало автоматизированным, применяемым «без посредства понятия», т.е. неосознанно.

Но все перечисленные нами оценки (и другие, подобные им) свидетельствуют о правильной, целесообразной организации действий и вещей, то есть лишь о полезном. А красота? Она опять ускользнула от логического анализа!

Дело в том, что подсознание фиксирует и обобщает нормы, нечто повторяющееся, среднее, устойчивое, справедливое подчас на протяжении всей истории человечества.

Красота же всегда – нарушение нормы, отклонение от нее, сюрприз, открытие, радостная неожиданность. Для возникновения положительной эмоции необходимо, чтобы поступившая информация превысила ранее существовавший прогноз, чтобы вероятность достижения цели в этот момент ощутимо возросла. Многие наши эмоции – положительные и отрицательные – возникают на неосознаваемом уровне высшей нервной деятельности человека. Подсознание способно произвести оценку изменения вероятности удовлетворения потребностей. Но подсознание само по себе не в состоянии выявить, извлечь из объекта то новое, что в сопоставлении с хранящимися в подсознании «эталонами» даст положительную эмоцию удовольствия от восприятия красоты. Открытие красоты является функцией сверхсознания.

Пеленгатор творческой мысли

Поскольку положительные эмоции свидетельствуют о приближении к цели (удовлетворению потребности), а отрицательные эмоции – об удалении от нее, высшие животные и человек, стремятся максимизировать (усилить, повторить) первые и минимизировать (прервать, предотвратить) вторые. По образному выражению академика П. Анохина, эмоции играют роль «пеленгов» поведения: стремясь к приятному, организм овладевает полезным, а избегая неприятного, предотвращает встречу с вредным, опасным, разрушительным. Совершенно ясно, почему эволюция «создала», а естественный отбор закрепил мозговые механизмы эмоций – их жизненное значение для существования живых систем очевидно.

Ну, а эмоция удовольствия от восприятия красоты? Чему она служит? Зачем она? Почему нас радует то, что не утоляет голод, не защищает от непогоды, не способствует повышению ранга в групповой иерархии, не дает утилитарно полезного знания?

Ответ на вопрос о происхождении эстетического чувства в процессе антропогенеза и последующей культурно-исторической эволюции человека мы можем сформулировать следующим образом; способность к восприятию красоты есть необходимый инструмент творчества.

В основе любого творчества лежит механизм создания гипотез, догадок, предположений, своеобразных «психических мутаций и рекомбинаций» следов ранее накопленного опыта, включая опыт предшествующих поколений. Из этих гипотез происходит отбор – определение их истинности, то есть соответствия объективной действительности. Как мы уже говорили выше, функция отбора принадлежит сознанию, а затем практике. Но гипотез, подавляющее большинство которых будет отброшено, так много, что проверка их всех – явно нереальная задача, как нереален для шахматиста перебор всех возможных вариантов каждого следующего хода. Вот почему абсолютно необходимо предварительное «сито» для отсеивания гипотез, недостойных проверки на уровне сознания.

Именно таким предварительным отбором и занято сверхсознание, обычно именуемое творческой интуицией. Какими же критериями оно руководствуется? Прежде всего не формулируемым словами (т.е. неосознаваемым) критерием красоты, эмоционально переживаемого удовольствия.

Об этом не раз говорили выдающиеся деятели культуры. Физик В. Гейзенберг : «...проблеск прекрасного в точном естествознании позволяет распознать великую взаимосвязь еще до ее детального понимания, до того, как она может быть рационально доказана». Математик Ж. Адамар. «Среди многочисленных комбинаций, образованных нашим подсознанием, большинство безынтересно и бесполезно, но потому они и не способны подействовать на наше эстетическое чувство; они никогда не будут нами осознаны; только некоторые являются гармоничными и потому одновременно красивыми и полезными; они способны возбудить нашу специальную геометрическую интуицию, которая привлечет к ним наше внимание и таким образом даст им возможность стать осознанными... Кто лишен его (эстетического чувства), никогда не станет настоящим изобретателем». Авиационный конструктор О.К. Антонов: «Мы прекрасно знаем, что красивый самолет летает хорошо, а некрасивый плохо, а то и вообще не будет летать... Стремление к красоте помогает принимать, правильное решение, восполняет недостаток данных».

Читатель может обратить внимание, что все эти свои аргументы в пользу эвристической функции эмоционального переживания красоты мы заимствуем в области научного и технического творчества. А как нам быть с красотой природных явлений, с красотой человеческого лица Или поступка?

Мир по законам красоты

Здесь прежде всего следует подчеркнуть, что восприятие, в результате которого возникает чувство прекрасного, есть творческий акт. В каждом явлении красоту надо открыть, причем во многих случаях она открывается не сразу, не при первом созерцании. Обнаружение красоты в творениях природы – явление вторичное по отношению к творческим способностям человека. «Чтобы человек мог воспринимать красивое в области слуховой или зрительной, он должен сам научиться творить» – утверждал А.В. Луначарский. Это, разумеется, не значит, что наслаждение от музыки получают только композиторы, а от живописи – только художники-профессионалы. Но человек совершенно не творческий, с неразвитым сверхсознанием останется глухим к красоте окружающего мира. Для восприятия красоты он должен быть наделен достаточно сильными потребностями познания, вооруженности (компетентности) и экономии сил. Он должен аккумулировать в подсознании эталоны гармоничного, целесообразного, экономно организованного, чтобы сверхсознание открыло в объекте отклонение от нормы в сторону превышения этой нормы.

Иными словами, человек обнаруживает красоту в явлениях природы, воспринимая их как творения Природы. Он, чаще всего неосознанно, переносит на явления природы критерии своих собственных творческих способностей, своей творческой деятельности. В зависимости от мировоззрения данного человека в качестве такого «творца» им подразумевается либо объективный ход эволюции, процесс саморазвития природы, либо Бог, как создатель всего сущего. В любом случае сознание человека не столько отражает красоту, исходно существующую в окружающем его мире, сколько проецирует на этот мир объективные законы своей творческой деятельности – законы красоты.

Животные обладают положительными и отрицательными эмоциями как внутренними ориентирами поведения в направлении полезного или устранении вредного для их жизнедеятельности. Но, не будучи наделены сознанием и производными от него под- и сверхсознанием, они не обладают теми специфическими положительными эмоциями, которые мы связываем с деятельностью творческой интуиции, с переживанием красоты. Не обладают чувством такого рода удовольствия и дети до определенного возраста. Отсюда – необходимость эстетического образования и эстетического воспитания как органической части овладения культурой, формирования духовно богатой личности.

Образование предполагает сумму знаний о предмете эстетического восприятия. Человек, совершенно Не знакомый с симфонической музыкой, вряд ли получит наслаждение от сложных симфонических произведений. Но так как в эстетическом восприятии участвуют механизмы подсознания и сверхсознания, то невозможно ограничиться только образованием, то есть усвоением знаний. Знания должны быть дополнены эстетическим воспитанием, развитием изначально присущих каждому из нас потребностей познания, компетентности и экономии сил. Одновременное удовлетворение этих потребностей способно породить эстетическое удовольствие от созерцания красоты.

Основной формой развития сверхсознания в первые годы жизни служит игра, требующая фантазии, воображения, каждодневных творческих открытий в постижении ребенком окружающего его мира, Бескорыстие игры, ее относительная свобода от удовлетворения каких-либо потребностей прагматического или социально-престижного порядка способствует тому, чтобы потребность в вооруженности заняла доминирующее место.

Здесь мы вплотную приблизились к ответу на вопрос, почему не может быть красивой утилитарно негодная вещь, ложная научная теория, безнравственный поступок, ошибочное движение спортсмена. Дело в том, что сверхсознание, столь необходимое для обнаружения красоты, всегда работает на доминирующую потребность, устойчиво главенствующую в структуре потребностей данной личности.

В науке целью познания является объективная истина, целью искусства – правда, а целью поведения, продиктованного социальной потребностью «для других», – добро. Выраженность в структуре мотивов данной личности идеальной потребности познания и альтруистической потребности «для других» мы называем духовностью (при акценте на познании) и душевностью (при акценте на альтруизме). Потребности, непосредственно удовлетворяемые красотой, оказываются неразрывно связаны с мотивационной доминантой, исходно инициировавшей деятельность сверхсознания. В результате «чистая красота», по терминологии Канта, осложняется «сопутствующей красотой». Например, прекрасное в человеке становится «символом нравственно доброго», поскольку истина и добро сливаются в красоте (Гегель).

Именно механизм деятельности сверхсознания, «работающий» на доминирующую потребность, объясняет нам, почему «свободная от всякого интереса» красота так тесно связана с поисками истины и правды. «Красивая ложь» может некоторое время существовать, но только за счет своего правдоподобия, притворившись правдой.

Ну, а как быть с теми случаями, где доминирующая потребность, на которую работает Сверхсознание, эгоистична, асоциальна или даже антисоциальна? Ведь зло может быть не менее изобретательным, чем добро. У злого умысла есть свои блестящие находки и творческие озарения, И все же «красивое злодейство» невозможно, потому что оно нарушает второй закон красоты, согласно которому прекрасное должно нравиться всем.

Напомним, что сопереживание – отнюдь не прямое воспроизведение эмоций, переживаемых другим лицом. Мы сопереживаем только тогда, когда разделяем повод переживаний. Мы не порадуемся вместе с предателем, хитроумно обманувшим свою жертву, и не будем сопереживать огорчению злодея по поводу неудавшегося злодеяния.

Потребностно-информационная теория эмоций исчерпывающе отвечает и на вопрос об изображении искусством страшных, уродливых, отвратительных явлений жизни. Потребность, удовлетворяемая искусством, – это потребность познания правды и добра. Возникающие при этом эмоции зависят от того, в какой мере данное произведение удовлетворило эти наши потребности и сколь совершенна его форма. Вот почему истинно художественное произведение вызовет у нас положительные эмоции даже в том случае, если оно повествует о мрачных сторонах действительности. Лик Петра из пушкинской «Полтавы» ужасен для его врагов и прекрасен как божия гроза для автора «Полтавы», а через него – и для читателя. Итак, подчеркнем еще раз. Оценки типа «полезно – вредно» способствуют сохранению физического существования человеками в более широком смысле – сохранению его социального статуса, создаваемых им ценностей, и т.д., а «бесполезная» красота, будучи инструментом творчества, представляет фактор развития, совершенствования, движения вперед. Стремясь к удовольствию, доставляемому красотой, то есть удовлетворяя потребности познания, компетентности и экономии сил, человек формирует свои творения по законам красоты и в этой своей деятельности сам становится гармоничнее, совершеннее, духовно богаче. Красота, которая непременно должна «нравиться всем», сближает его с другими людьми через сопереживание прекрасного, вновь и вновь напоминает о существовании общечеловеческих ценностей.

Может быть, именно поэтому «красота спасет мир» (Ф.М. Достоевский).

И последнее. Является ли красота единственным языком сверхсознания? По-видимому, нет. Во всяком случае, нам известен еще один язык сверхсознания, имя которому – юмор. Если красота утверждает нечто более совершенное, чем усредненная норма, то юмор помогает отмести, преодолеть отжившие и исчерпавшие себя нормы. Не случайно история движется так, чтобы человечество весело расставалось со своим прошлым.

Нам снова встретился красивый объект: вещь, пейзаж, человеческий поступок. Мы осознаем их красоту и стремимся привлечь к ней внимание других людей. Но почему данный объект красив? Объяснить это с помощью слов невозможно. Об этом нам сообщило сверхсознание. На своем языке.

Павел Васильевич Симонов – академик, специалист в области изучения высшей нервной деятельности.

«Наука и жизнь» №4, 1989.

Философия искусства. Что такое красота? Философия от Гегеля до Ницше (ХІХ век)

контрольная работа

2.1 Философия искусства. Что такое красота

Многие философы в разные времена определяли термин «искусство» по-разному. Сначала они считали, что искусство рождается потребностью в подражании, однако позже поняли, что это ошибочно, т. к. даже первобытный человек вносил в свое произведение фантазию. В ХХІІІ веке произошли изменения, и понимание искусства также стало другим. Французский философ Жан Жак Руссо определял искусство не как описание внешнего мира, а, прежде всего, как выражение человеческих страстей и эмоций. Подобная точка зрения была и у немецких философов (Иоганн Гердер, поэт Иоганн Гёте и др.). Они считали, что главная цель искусства отнюдь не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, а изображение внутренней жизни человека.

В современном же понимании искусство - это умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначить художественное творчество в целом. Видов этого творчества или искусства, как известно, существует множество: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, театр, музыка, балет, кино, танец, цирк и т. д. все эти виды творческой деятельности человека отражают мир в образах. Образ - это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и эстетическую ценность. Специфика художественного творчества состоит в том, что человек искусства - художник, творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие, глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.

Поэтому можно сказать, что ценность искусства зависит от философских взглядов художника - деятеля искусства.

Ценности искусства также имеют непосредственное отношение и к технике. Ведь для инженера, конструктора и т. п. сходство между произведением искусства и техническим изделием весьма существенно. И художник, и техник являются искусными мастерами, различны лишь цели их деятельности.

Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве прекрасного, в качестве символа красоты. Искусство - это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота - это два тесно связанных друг с другом понятия.

Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели представляет себе большинство людей. Красота - это что-то прекрасное, возвышенное, эстетическое.

Эстетическое - это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.

Эстетика - это греческое слово, означающее «относящееся к чувству». Но это самое чувство считали лишь моментом практической деятельности. Воплощением красоты признавался космос, все остальное считалось красивым настолько, насколько оно было приближено к гармонии космоса. Искусство также стремилось подражать природе.

В эпоху Средневековья все красивое считалось отблеском духовной красоты Бога, видимая красота признавалась проявлением невидимой красоты. Целью искусства было приближение человека к Богу.

В эстетике Нового Времени (эпоха Возрождения) образцом красоты провозглашался сам человек, его тело. В то время своего расцвета достиг классицизм, требовавший гармоническую ясность, логическую простоту и строгость форм, благородство стиля, верность природе. Представителями классицизма в искусстве являлись Шиллер, Гёте, Моцарт, Бетховен, Фонвизин, Державин и другие. Им на смену пришли романтики, отвергавшие прямолинейно-рассудочное понимание искусства. Это были такие люди, как Гюго, Лермонтов, Вагнер и другие. Они стремились к раскрепощению многообразных способностей личности.

В ХХ веке произошли изменения в философии, и, соответственно, в искусстве. На смену романтизму пришел реализм. В России это был социалистический реализм - перевод на эстетический язык философии исторического материализма.

В настоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиров.

Из этой истории эстетики можно сделать вывод, что понимание красоты определяется используемой философией, меняется философия, меняется и представление о красоте. Красота - это эстетическая интерпретация. Как и все эстетические ценности, она связана с чувством, с эмоцией. Законы красоты диктуют направление искусства. Искусство же, в свою очередь, помогает нам познавать мир. Оно дает нам более богатый, более живой и красочный образ реальности. Человек от природы создает различные способы постижения реальности. В искусстве он выражает собственную фантазию и глубины человеческих переживаний. Для природы человека как раз и характерно то, что он не ограничивается одним-единственным подходом к реальности, а может выбрать разные точки зрения и перейти от одного аспекта реальности к другим.

Жизнь Сократа как образец практической философии

Сократ - истый простолюдин, верный сын афинской демократии. Его духовный облик складывается в эпоху Перикла, в период того невиданного расцвета Афин, который дал миру Фидия, Софокла, Эврипида...

Основы философии

Отражая мировоззрение людей, эстетика остается одной из философских наук, наряду с социологией, логикой, этикой и многими другими. Наиболее общими философскими вопросами эстетики являются проблемы взаимоотношений субъекта и объекта...

Платон и его эстетика

Красота, к которой Платон стремился как художник, стала являться ему отрешенная от всякой внешней формы, или, вернее, он сам старался отрешить ее от формы, проникнуть в ее общую сущность, найти, познать ее в полной отвлеченности...

Понимание красоты в ХХІ веке

Понимание красоты в ХХІ веке

Согласно Леви-Строссу, весь мир, окружающий нас, классифицируется нами по бинарным признакам. Мы бессознательно распределяем все на большое и маленькое, холодное и горячее, уродливое и красивое...

Понимание красоты в ХХІ веке

Наследники нигилистов - «пролетарские революционеры» - продолжили начатое дело: эстетика была раздавлена (вместе со всей философией) во имя торжества идей Маркса и Ленина вскоре после революции...

Человек с его разумным сознанием, как полагает В.С. Соловьёв, [есть] не только цель природного процесса, но и средство «для обратного, более глубокого и полного воздействия на природу со стороны идеального начала». Говоря проще...

Русская религиозная философия XIX – XX веков

Эту проблему В.С. Соловьёв решает и в статье «Первый шаг к положительной эстетике», посвященной анализу эстетических взглядов Н.Г. Чернышевского и размышлениям самого В.С. Соловьёва об отношении искусства и действительности...

Соотношение мифологии и философии

Что такое философия? Этим вопрос задаются все философы на протяжении всей истории развития философской мысли. Философия - это рефлексивный самоанализ принципов справедливой и счастливой жизни, говорит Сократ...

Социальная философия как методология науки экономической деятельности

Общие знания Термин «организация», образован от слова «орган» и имеет три разных аспекта значения, что объясняет сложное взаимодействие объективных и субъективных факторов в общественной жизни. Во-первых...

Средневековая христианская философия

Филосомфия (цйлЯб -- любовь, стремления, жажда + упцЯб -- мудрость > др.-греч. цйлпупцЯб (дословно: стремление к мудрости)) -- дисциплина...

Философия и искусcтво

Начиная с XIX в. отчетливо выявляется одно из основных противоре-чий искусства, которое в дальнейшем станет причиной его умирания: противоречие между вымыслом и техникой. Все больше художников начинают разделять представление...

Философия истины

Вернёмся к истокам, для того, чтобы вспомнить, на основе чего, в какой области мы будем делать свои выводы. Философия - (дословно, как «любовь к мудрости») это систематическое критическое исследование способа наших суждений, оценок и действий...

Философия красоты

Красота человеческой жизни занимает особенно много места в составе эстетических восприятий человека. Но необходимо понять, что поиск гармонии, основанный на недоверии к совершенству Целого, культе борьбы, научных знаний, технике...

Что такое философия и зачем она

Ортега-и-Гассет считает философию социальным проявление общественной деятельности. Современный человек знакомится с философией посредством повсеместно представленных литературных источников...



Рассказать друзьям