Занятие 2 младшая на тему моя семья. Конспект занятия во второй младшей группе тема: " Моя семья"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Одной из любимых техник декоративно-прикладного искусства у дошкольников является пластилинография. Большинство малышей вообще очень любят рисовать, а рисование пластилином привлекает их вдвойне. Ведь, это очень просто, и, кроме того, подобные изображения легко корректировать. Педагоги детских садов также ценят пластилинографию: такие занятия не требуют специальной предварительной подготовки и оказывает благотворное воздействие на нервную систему детей.

Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей - бисера, бусин, природного, а также бросового материала.

Возможности в плане развития и обучения дошкольников

  • В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
  • Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
  • Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию - это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
  • Пластилинография - достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
  • Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику - происходит подготовка детской руки к письму.
  • Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
  • При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
  • При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.

Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:

  • Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
  • Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
  • Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
  • Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
  • Развитие фантазии и эстетических чувств.

Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.

Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.

Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание , которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант - пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.

Виды пластилинографии, применяемые в детском саду

На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста - для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем - так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

Прямая пластилинография

При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками - получится подобие рамки.

Обратная пластилинография (на стекле)

Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

Модульная пластилинография

Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь - красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

Мозаичная пластилинография

При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.

Контурная пластилинография

Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций - изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков - получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.

Многослойная пластилинография

Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

Фактурная пластилинография (барельеф)

Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок

Младшая группа

Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте - начиная с ясельной группы. Малыши 2–3 лет вполне способны осваивать простейшие приемы - скатывать шарики, раскатывать жгутики, сплющивать их в лепешки. Конечно, детские пальчики еще довольно неуклюжи, поэтому педагог должен предлагать картинку с небольшим количеством крупным деталей. Для начальных занятий замечательно подойдут такие темы, как «Солнышко», «Цветочек», «Радуга». Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Например, это может быть дерево, которое малыш дополнит красными или желтыми яблочками. Другой вариант - ваза, в которой ребенок изобразит букет цветов.

Вторая младшая группа вторая младшая группа пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)

Средняя группа

К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более

Средняя группа

Средняя группа

,

В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы - коллективные композиции.

подготовительная группа

подготовительная группа

Занятия пластилинографией в детском саду могут затрагивать самую разную тематику. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Так, осенью будет целесообразно предложить такие темы, как «Листопад», «Корзинка с грибами», «Дары осени» (овощи-фрукты), «Астры». После знакомства с темой «Птицы» ребятам будут рады изобразить сову, лебедя или павлина, а после темы «Морские обитатели» - золотую рыбку, дельфина, осьминога. Поделка в технике пластилинографии закрепит знание диких и домашних животных («Ёжик», «Кошка» и пр.)

Зимой будут уместна следующая тематика: «Снеговик», «Новогодние шары», «Нарядная елка», «Снежинка», «Снегирь», «Пингвин на льдине». В старшем дошкольном звене это могут быть пейзажные зимние композиции, в том числе коллективные (такие работы, в принципе, могут затрагивать все времена года).

Весной будет актуально изобразить первые цветочки («Подснежники», «Одуванчики»), насекомых («Бабочка», «Божья коровка»).

В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.

Хохломские узоры Мозаичная техника Модульная техника с эффектом объема Пластилинография с использованием дополнительных материалов (фольга) Совместная работа Барельеф Подарок маме (модульная техника) Барельеф Барельеф Барельеф Пейзажная композиция Натюрморт Портрет Пластилинография с использованием природных материалов Модульная техника Модульная техника Мозаичная техника Подарок папе пластилинография Подарок папе

Шаблоны для пластилинографии в детском саду

Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.

Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон

Видеоролики по теме «Пластилинография»

Видеоурок для дошкольников - пластилинография «Снегирь»

Мастер-класс в детском саду по пластилинографии «Рыбки в аквариуме»

Мастер-класс по изготовлению панно с лилиями в технике пластилинографии

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Бехтерева Л.Н., Суровикова А.Г. «Яблонька»
(средняя группа)
Образовательные задачи : учить создавать образ дерева с помощью пластилинографии, включать в композицию дополнительный природный материал (горошины),
Развивающие задачи : закрепить знания о строении дерева, развивать мелкую моторику, оттачивать навыки работы с пластилином.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Раздаточный материал: листы цветного картона, пластилин, горох, салфетки, досточки для лепки.
Предварительная работа: рассматривание деревьев во время прогулки, чтение сказок, в которых фигурирует яблоня или яблоки («Гуси- лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Яблоко»), занятие по аппликации на тему «Яблоня», дидактические игры подобной тематики.
Ход занятия
Загадка про яблоко.
Сюрпризный момент - появление вороны Каркуши, которая сидит на нарисованной яблоне. Она беседует с детьми о строении дерева.
Педагог предлагает дидактическую игру «Найди такое же» (сортировать бумажные яблоки по размеру).
Мотивация - показать Каркуше, что яблоньку можно нарисовать пластилином.
Воспитатель демонстрирует этапы выполнения поделки. Ствол формируется из пластилинового жгутика коричневого цвета. Крона - расплющенный зеленый шар, который нужно размазать пальцами на картоне в разные стороны. Травка внизу композиции - мелкие кусочки зеленого пластилина. В качестве яблок используются горошины, которые вдавливаются в крону дерева.
Перед продуктивной деятельностью дети самостоятельно делают массаж рук с помощью шишки.
В конце занятия ребята показывают свои работы Каркуше, и она угощает их настоящими яблоками.
Дрынкова А.
(младшая группа)
На прогулке накануне занятия педагог с детьми рассматривает солнышко.
Занятие начинается с чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», малыши делятся своими впечатлениями.
Мотивация - бедным зверюшкам из сказки не хватает солнышка, нужно нарисовать его для них. Интересный момент: воспитатель сообщает детям, что у них закончились краски, а остался только пластилин.
Демонстрация приемов изображения: контур солнышка заполняется маленькими кружочками (мозаичный способ), лучики солнца формируются из колбасок.
Перед продуктивной деятельностью детей проводится подвижная игра «Солнце вышло из-за туч…»
Триллер Р.Н. «Подарки цветочным феям»
(рисование пластилином на стекле, подготовительная группа)
Вначале занятия проводится мини-беседа о том, что дети раньше мастерили из пластилина. Педагог закрепляет знание цветов, спрашивает что будет, если смешать определенные цвета пластилина.
Необычная мотивация: воспитатель рассказывает дошкольникам сказочную историю. В волшебном лесу на полянке росли самые прекрасные в мире цветы, за ними ухаживали цветочные феи. Но однажды появилась злая колдунья, которая заколдовала фей - цветы стали гибнуть, так как нуждались в уходе. Задача детей - изготовить для фей волшебные цветы, чтобы их расколдовать.
Работа выполняется на стекле, дети смешивают пластилин разных цветов для получения интересных оттенков.

Проект по пластилинографии: цели, задачи, планирование, отчетность. «Подарки осени» как пример проекта - тематика и фото работ

Пластилинография, одно из любимых детских занятий, предоставляет большие возможности для проектной деятельности.

Проект должен иметь подробную теоретическую основу. Прежде всего, воспитатель должен придумать для него запоминающееся название, например, «Творим волшебство!» или «Пластилиновая сказка».

Педагог должен кратко сформулировать основную идею работы, например «Волшебство с ребёнком вместе сотворим - в этом поможет нам пластилин!»

Сироткина Татьяна Владимировна

http://tutmama.ru/obshhee-razvitie/plastilinografiya-v-detskom-sadu.html

Подробно обосновывается актуальность проекта (польза пластилинографии для всестороннего развития детей). Намечается основная цель деятельности и составляющие ее задачи. Воспитатель четко обозначает возрастную категорию детей, задействованных в проекте, а также его срок (краткосрочный либо долгосрочный). В документации педагог четко расписывает пути и этапы реализации проекта (подготовительный, основной и итоговый), а также предполагаемые результаты деятельности.

По окончании проекта педагог в обязательном порядке составляет отчет: указывает, были ли достигнуты поставленные задачи. Организуется фотовыставка по тематике проекта.

Если рассматривать конкретные примеры, то очень интересная тема для проекта – «Подарки осени» (может проводиться в любой возрастной группе, изменяется только сложность заданий). В рамках данной темы педагог может предложить дошкольникам следующие работы: «Осенние березы», «Лукошко с грибами», «Листья клена», «Чудо-плоды» (овощи и фрукты), «Астры».

Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени»

Кружок по пластилинографии

ресурсы для самообразования воспитателя

Пластилинография вполне может стать областью для отдельной кружковой работы. Такая деятельность обычно проводится с детьми, начиная со средней группы.

Конечно же, педагог сам должен быть увлечен данной техникой художественного творчества, изучать необходимую методическую литературу, тема его самообразования должна соответствовать этому направлению. Желательно посещение семинаров именно по пластилинографии.

Для создания кружка необходимо позаботиться о необходимых материалах и инструментах (в данном случае это не потребует особых затрат). Педагог заранее продумывает, какие игрушки и наглядные пособия понадобятся для занятий.

В процессе работы кружка педагог делится своими знаниями с родителями, предлагает им консультации, проводит беседы, дает рекомендации по домашним занятиям с детьми.

Перед началом деятельности кружка по пластилинографии будет уместно провести анкетирование среди родителей по изучению интересов и потребностей детей.

Программа кружка. Фрагмент программы для старшей группы

Перед началом работы кружка педагог составляет программу, в которой обосновывает теоретические аспекты темы: ее актуальность, новизна, основные цели и задачи. Воспитатель намечает формы и методы работы. Четко обозначается возраст детей, которые будут посещать кружок, и срок реализации (как правило, программа составляется на один год). К программе прилагается также список детей.

Основная часть программы - это тематическое планирование с описанием цели каждого занятия. В качестве примера приведем фрагмент программы кружка по пластилинографии для старшей группы (автор Бабакехян А.Г.):

Месяц Тема Цели
Октябрь Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки. Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.
Грибы-грибочки выросли в лесочке Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца доводить начатое дело; чувства коллективизма.
Мой сад и огород Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь - дидактическую игру, воспитывать чувства единения от процесса совместного труда.
Совушка - сова. Большая голова Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. Развивать цветовосприятие. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу. Воспитывать честность и критичность при оценивании «рисунков», учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики).
Ноябрь Золотая рыбка Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).
Червячок в яблочке Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.
Кашалотик - кашалот Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.
Осьминог Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда

Мониторинг по пластилинографии, особенности

Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо специальных форм и видов организации детской деятельности. Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.

Особенно актуален этот вопрос для кружковой деятельности - помогает более эффективно организовать занятия.

Педагог оценивает следующие параметры.

1.Творческая активность
а) Повышенный интерес,творческая активность - высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог - средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания - низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски - средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность - низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами - средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер - низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание

-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно - высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь - средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно - высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь - средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень

Пластилинография заключает в себе массу возможностей для раскрытия творческого потенциала дошкольников, а также для самообразования воспитателя. Эта техника - прекрасная база для проектной деятельности и кружковой работы. Малыши любят заниматься с пластилином, а когда находят этому материалу оригинальное применение, получают истинное удовольствие и способны творить настоящие шедевры.

Заведующая ГККП «Ясли-сад «Звездочка» акимата Федоровского района

Аннотация:

В данном пособии предлагаются программа вариативного компонента «Пластилиновая сказка», к каждому занятию разработана технологическая карта организационной учебной деятельности по изобразительной и художественной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Основой каждого занятия является использование нетрадиционной техники работы с пластилином – пластилинографии. Описана методика создания лепных картин и изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей младшего дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит воспитателям достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.

Пояснительная записка

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был разработан кружок художественной направленности “Пластилиновая сказка”– основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений. Занятия лепкой воспитывают умение наблюдать, выделять главное, характерное, учат не только смотреть, но и видеть. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. Так, средствами искусства, обращаясь к чувствам ребенка, мы можем с раннего детства формировать его нравственное отношение к окружающему, закладывая тем самым моральные основы его будущей человеческой личности.

Когда малыш лепит, развивается его мелкая моторика, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом.

Программа «Пластилинография» сегодня актуальна , так как она помогает детям разного возраста отражать свою неповторимую самобытность, помогает реализовать свой творческий потенциал и развить свои способности.

Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое решение в условиях кружка «Пластилиновая сказка». Открытие в себе неповторяемой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в творчестве и в общении. Помочь в этих устремлениях призвана данная программа.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие “пластилинография” имеет два смысловых корня: “графил” – создавать, рисовать, а первая половина слова “пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка “Пластилиновая сказка” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность . Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями , стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Программа систематизировала знания по работе с пластилином, основываясь на общедидактических ПРИНЦИПАХ:

    наглядности;

    доступности;

    последовательности от простого к сложному;

    научности и достоверности.

Особое внимание направлено НА:

Взаимосвязь художественного и эстетического восприятия с собственной творческой деятельностью детей.

Цель данной программы:

    развитие индивидуальных творческих способностей и интереса к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией.

    формирование и развитие художественно-творческих способностей детей посредством изобразительной деятельности, создание необходимых условий для самоопределения и самореализации личности ребенка.

Обучающие:

    Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

    Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту их возможного применения.

    Дать теоретические знания и формировать у воспитанников,практические приемы и навыки работы с пластилином.

Развивающие:

    Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

    Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывающие:

Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению к овладению знаниями и навыками в работе с пластилином.

    Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

    Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

    Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

Программа «Пластилиновая сказка» предназначена для детей 3-4 лет. Обучение проводится со всей группой присутствующих детей.

Расписание кружка : 4 раза в месяц, каждый понедельник месяца.

Главной особенностью программы является то, что в ней успешно совмещены 2 любимых детьми вида изобразительной деятельности: лепка и рисование, а также возможность оформлять готовые изделия различным природным и декоративным материалом, создавать из своих поделок как плоские, так и объемные композиции, воплощая в ручном труде всю свою детскую фантазию и воображение. Ведь практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят рисовать и лепить, но часто стесняются своей неумелости.

Особенностью программы «Пластилиновая сказка» является еще и то, что даже не обладая очень высокими способностями изобразительной деятельности, получив умения и навыки по программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую и полезную вещь, получить высокую оценку его труда взрослыми и ровесниками, что повышает его самооценку. Ребенок растет уверенным, спокойным, а значит счастливым, а это одна из важнейших задач каждого педагога.

Структура занятия:

Самомассаж рук, пальчиковая гимнастика;

Дидактические игры;

Изготовление картины;

Релаксация;

Анализ работы.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Словесные (беседа, рассказ, инструктаж);

    наглядные (демонстрация, показ образцов, схем, иллюстраций);

    практические (конкретные трудовые задания и упражнения);

Репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по аналогии (образцу);

Проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу);

    методы работы под руководством педагога;

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Тематические занятия;

    дидактические игры;

    творческие занятия;

    игровые занятия;

    выставки детских работ;

    воспитательные мероприятия, праздники, тематические беседы;

    экскурсии в природу (цель наблюдение за сезонными изменениями, сбор природного материала);

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • поощрение и создание ситуации успеха на занятиях;

    познавательные игры;

    игры-соревнования;

    конкурсы;

Выставки творческих работ.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

    устный опрос;

    практические задания;

Самостоятельные творческие работы;

    самоконтроль.

В ходе занятий используется различный методический и дидактический материал (загадки, сказки, детские песенки, разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия и др.). Сами занятия часто проводятся в игровой форме. Благодаря этому дети проявляют больше фантазии, воображения, чем в простых жизненных ситуациях, а задачей педагога становится необходимость помочь детям в реализации их замыслов.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Заинтересованность детей содержанием программы и ее конечным результатами.

Организация процесса обучения в интересной доступной форме.

    Наглядность обучения.

    Наличие инструментов и материалов для работы.

    Наличие помещения, соответствующего санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.

Мебель по росту детей.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании учебного курса воспитанники объединения:

1.Овладеют теоретическими знаниями и навыками по курсу обучения.

2.Будут свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином.

3.Будут владеть различными техническими приемами и способами лепки.

4.Научатся самостоятельно изготавливать из пластилина игрушки и картины.

5.Научатся украшать изделия из пластилина различными природными и декоративными материалами.

6.Разовьют познавательные, творческие и художественные способности, творческую активность, самостоятельность.

7 Выработают усидчивость, терпение, трудолюбие, научатся ценить ручной труд.

8.Получат навыки совместной работы.

Анкета для родителей:

Фамилия, имя ребенка.

Ваш ребенок любит лепить, рисовать, вырезать из бумаги?

У вашего ребенка есть дома в свободном пользовании кисти, краски, пластилин, ножницы?

Вы занимаетесь ручным трудом вместе с ребенком или он предпочитает работать один?

Чем Вы увлекаетесь: вышиванием, вязанием, швейным делом? Что-то другое.

Хотели бы Вы помочь своему ребенку овладеть умением делать картины из пластилина?

План работы кружка «Пластилиновая сказка»

(вариативный компонент)

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

«Ягодка за ягодкой»

1.Учить детей рисовать “ягодки” в технике пластилинографии.

2. Учить детей самостоятельно приемом надавливания прикреплять пластилиновые шарики поверх зеленых.

3. Развивать чувства ритма.

«Консервирование овощей»

1. Учить детей создавать овощи в технике пластилинографии.

2.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы (круг и овал).

3.Развивать композиционные умения, равномерно располагать предметы в силуэте.
4.Обобщать представления детей об овощах, их характерных особенностях.
5. Приучать детей к усидчивости и аккуратности.

сентябрь

«Цветочная клумба»

1.Учить детей создавать цветы в технике пластилинографии.

2. Учить детей самостоятельно размазывать пластилиновый шарик в виде цветка.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук.

5. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

сентябрь

«Подружки для золотой рыбки»

1.Учить детей создавать образ рыбки в технике пластилинографии.

2. Учить детей приемом размазывания закрашивать рыбку.

3. Продолжать обучать скатывать кусочки пластилина кругообразными движениями между пальчиками.

4.Учить создавать “чешуйки” рыбки различными дополнительными материалами (семечки, крупа, макароны палетки и т. д.)

5.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”.

6. Приучаем детей к усидчивости и аккуратности.

«Осенний лес»

1.Расширять знания о многообразии растительного мира, об осеннем колорите. 2.Формировать познавательный интерес к природе.

3.Учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных деревьев посредством пластилинографии. Продолжать знакомить детей со средствами выразительности в художественной деятельности: цвет, материал, композиция.

4.Учить в лепке, передавать признаки предметов: длинный – короткий, толстый – тонкий. 5.Продолжать отрабатывать различные приемы лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание. 6.Учить самостоятельно находить новые конструктивные решения, самостоятельно выбирать материал. Учить договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности. 7.Закреплять умение детей различать слова по табличкам и воспроизводить их устно.

«Листопад»

1.Учить детей рисовать осенние листочки в технике пластилинографии.

2. Учить приёму - размазывания (в разных направлениях).

3. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.

4. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

6.Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

«Украсим кукле платье»

1.Учить детей украшать платье в технике пластилинографии.

2. Учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм.

3.Продолжать обучать детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

4.Продолжать обучать прикреплять ” горошины” на расстоянии друг от друга.

5.Развивать мелкую моторику пальцев.

6.Поддерживать в детях желание доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

Вышла курочка гулять свежей травки пощипать...”

1.Учить детей рисовать “травку” в технике пластилинографии.

2. Учить детей приему размазывания, т. е. надавливания на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивания его вверх, для получения изображения травки.

3. Продолжаем обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук.

5. Воспитывать желание работать самостоятельно.

«Яблоко»

    Развивать у детей эстетическое восприятие природы и учить передавать посредствам пластилинографии изображение фруктового дерева.

    Учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев.

    Закрепить умение расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева).

    Развивать образное восприятие.

«Шубка для ежика»

Учить детей передавать образ ежика в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Обучать детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска.

2.Продолжать обучать размазыванию “ иголочек” на ограниченном пространстве.

3.Воспитывать отзывчивость

« Как у котика усы удивительной красы…”

Учить детей рисовать усы коту в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей размазывать пластилиновые шарики справа налево и слева направо, создавая изображения “усов” у кота.

2. Продолжать обучать детей работать на заданном пространстве.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук.

5. Вызвать у детей доброе чувство к животным.

«Лебеди»

    вызвать интерес к миру природы, формировать реалистическое представление о ней;

    закреплять умение детей работать пластилином на горизонтальной поверхности, использовать его свойства при скатывании, расплющивании;

    развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии.

4.развитие цветовосприятия;

5.развитие мелкой моторики рук.

«Сорокины подружки»

Учить детей передавать образ сороки в технике пластилинографии.

1. Закрепление приёма- надавливания и размазывания.

2. Учить передавать 3. Учить дополнять образ сороки различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.)

«Мячики для Тани»

Учить детей закрашивать мячик в технике пластилинографии.

1. Учить детей способом размазывания закрашивать мячик.

2. Продолжать учить детей использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

«Кудряшки для овечки»

1.Учить детей создавать кудряшки для овечки в технике пластилинографии.

2. Учить детей для создания “кудряшек “ у овечки пользоваться вспомогательным приспособлением – круглой стекой.

3.Закреплять умение детей прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук.

5. Воспитывать навык аккуратной работы с пластилином.

декабрьянварь

«Снеговик»

1.Развивать эстетический и художественный вкус детей.

2.Упражнять в комбинировании двух различных техник.

3.Учить детей создавать образ снеговика в технике пластилинографии..Учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.

4. Продолжать обучать детей размазывать пластилин по всей основе, не выходя за контур.

5.Развивать согласованность в работе обеих рук.

6.Воспитывать у детей интерес.

«Тюльпаны»

Учить детей создавать цветы тюльпаны в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно рисовать стебель и листья цветка.

2.Продолжать учить детей пользоваться предметами- заместителями.

3.Развивать согласованность в работе обеих рук.

4. Воспитывать отзывчивость, доброту.

«Петя-петушок и его друзья»

Учить детей передавать образ петушка в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей самостоятельно выбирать цвет пластилина для раскрашивания Петушка.

2.Закрепление приёма- надавливания и размазывания.

3. Продолжать учить детей передавать характерные черты петушка, используя различные материалы (разноцветные перышки, крупа).

4. Воспитывать чувство сопереживания (приходить на помощь).

«Шубка для зайчика»

Учить детей закрашивать зайчика в технике пластилинографии.

Задачи:

1. Учить детей способом размазывания видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю.

2. Использовать стеку для создания пушистости шубки зайца.

3. Развивать согласованность в работе обеих рук.

4. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

«Узоры на окнах»

Учить детей рисовать узоры на окнах в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить детей создавать узоры на окнах, используя различные приспособления: стеки, печатки.

2.Закреплять приём размазывания.

3. Развивать у детей способность замечать вокруг себя в зимний период что - то красивое, оригинальное, завораживающее.
4.Развивать мелкую моторику пальцев.

5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

«Наш друг-светофор»

1.Учить детей создавать светофор в технике пластилинографии.

2. Учить детей создавать изображение светофора, прикрепляя друг под другом на равном расстоянии готовую форму.

3.Развивать глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”.

4. Приучать детей к усидчивости и аккуратности.

«В гости к солнышку»

1.формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке.

2. Совершенствовать умения детей скатывать кусочек пластилина, круговыми движениями ладоней, придавая ему шарообразную форму.

3. Учить приему сплющивания шарика на горизонтальной поверхности для получения плоского изображения исходной формы.

4. Закрепить умение детей отделять от большого куска пластилина небольшие комочки и раскатывать их между ладонями прямыми движениями обеих рук.

5. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.

6. Развивать мелкую моторику.

7. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

«Мамочкин портрет»

Продолжать развивать навык использования приемов размазывания и примазывания, прорисовки деталей стекой.

Способствовать развитию изобразительного творчества детей.

Развивать чувство цвета, композиции.

Способствовать развитию стремления радовать своих близких.

«Удивительный подводный мир»

Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

2. Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином.

3. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.

4.Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

«Букет для мамы»

Учить детей создавать букет для мамы в технике пластилинографии.

Задачи:

1.Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт вазона.

4. Развивать мелкую моторику пальцев

«Тучка и дождик»

1.Уточнить представления детей о явлениях природы: дождик идет из тучи. Дождик полезен для растений, для животных и птиц.

2.Учить детей самостоятельно прикреплять, заранее скатанные воспитателем маленькие шарики пластилина (капельки дождя ), 3.Располагать их под тучей и по всей поверхности листа, на расстоянии друг от друга. 4.Учить приему надавливания.

5.Развивать мелкую моторику пальцев.

6.Учить детей доводить дело до конца, следуя игровой мотивации занятия.

7.Воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом.

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

формирование у детей обобщенного понятия о грибах; развитие умения находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет; закрепление знаний детей о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму.

Вот поезд наш едет, колеса стучат…”(коллективная работа)

1.Учить детей создавать колеса для поезда в технике пластилинографии.

2.Учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в нужном месте.

3.Продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями.

4.Развив глазомер, координацию в системе ”глаз-рука”

5. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином

«Лошадка»

1.Учить детей самостоятельно с помощью приема размазывания завершать рисунок.

2.Закреплять умение размазывать линии в разных направлениях.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

«Дорога в космос»

1.Познакомить детей с космосом.

2.Вызвать познавательный интерес к космосу 3.познакомить детей с понятиями «космос», «звезда», «космонавт», «скафандр», «ракета»; 4.сформировать представление о Солнечной системе.

5.Учить детей слегка надавливать пальцем на маленький шарик пластилина и размазывать его в разных направлениях по картону.

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты…»

(коллективная работа)

1Учить детей создавать одуванчики цветы в технике пластилинографии.

2. Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивание, размазывание) для усиления выразительности образа.

3.Продолжать развивать у детей умение изображать предметы на большом пространстве листа.

4.Развивать согласованность в работе обеих рук.

5. Умение работать в коллективе.

«Ромашки для мамы»

Учить детей создавать букет ромашек в технике пластилинографии.

1. Учить создавать композицию на основе готовых элементов (лепестки ромашек), вдавливая их вокруг середки цветка.

2. Закреплять прием вдавливания.

4. Развивать мелкую моторику пальцев.

5. Воспитывать отзывчивость, доброту.

«К Айсулу на день рожденье»

1.Формировать познавательно – коммуникативные, творческие представления у детей в совместной игровой деятельности.

2.Закрепить название геометрических фигур(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); выделить их свойства(форма, цвет, размер).

3.Развивать умение поддерживать диалог, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

4. Продолжать учить детей рисовать пластилином – пластилинография.

5.Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным героям.

«Жизнь животных и зверей»

1.Укрепить знание об явленияхзимны, сформировать знание о жизне зверей и животных. 2.Совершенствовать в разговоре связь слов, давать полные ответы на вопросы. С помощью звуковых упражнении развивать речь. 3.Воспитывать к добрате к окружающему миру, всем существам.

«Радужная страна»

1.Развить умение снимать эмоциональное и телесное напряжение.

2.Воспитывать добрые чувства.

3.Способствовать развитию творческого мышления, фантазии и воображения.

4.Дать детям знания о разнообразии окружающего мира, с помощью элементов цветотерапии и музыкотерапии.

5.Упражнять детей в создании образа предмета, используя конструктивный способ лепки.

6.Закрепить умение делить соленое тесто на части, приемы скрепления частей.

Литература:

1.Г.Н.Давыдова «Пластилинография для малышей», Москва 2008 г. Издательство «Скрипторий 2003».

2.О.Г.Жукова «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей младшего возраста», Москва 2007 г. Издательство «Айрис – пресс».

4. Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми 3-4 лет», Москва 2009 г. Издательство «Мозаика – синтез».

Пояснительная записка.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности “Пластилиновое чудо”- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие « » имеет два смысловых корня: «гра­фил» - создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется ис­полнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - , а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка ”Пластилиновое чудо” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность . Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь . В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями , стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель и задачи

программы дополнительного образования

«Пластилиновое чудо»

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:

Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).

Учить работать на заданном пространстве.

Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Развивать изобразительную деятельность детей.

Развивать сюжетно – игровой замысел.

Развивать интерес к процессу и результатам работы.

Развивать интерес к коллективной работе.

На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача , закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.

месяц

Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 2 до 4 лет).

Исходный уровень развития детей необходимых для качественного освоения детьми содержания данной программы:

- Перелистывает книгу, захватывая несколько листов одновременно; - рисует каракули; - снимает носки, ботинки; - сам одевает шапку.

Данная программа предусматривает два года обучения.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Научиться не выходить за контур рисунка

Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

Использовать несколько цветов пластилина

Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

Научиться доводить дело до конца

Научиться аккуратно, выполнять свои работы

Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

Научиться действовать по образцу воспитателя

Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

Занятия проводятся 1 раз в неделю: 10 минут в 1 младшей группе; 15 минут во 2 младшей группе. Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.

При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук (приложение №1). Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.

Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.

Игровые приемы,

используемые на занятиях по дополнительному образованию.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам: -“Художественная литература”, где используются произведения познавательной направленности. -“Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. -“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов. -""Познавательные"" занятия, где осуществляется закрепление образов и понятия о живой и не живой природе. - “Музыкальные занятия”.

Прогнозируемые результаты освоения детьми программного содержания:

- держит карандаш, стеку - печатку тремя пальцами; - проводит линию соединяющею две точки; - копирует квадрат; - самостоятельно расстегивает и застёгивает пуговицы; - режет ножницами; - владеет основными приемами по пластилинографии: (надавливание, размазывание, вдавливание); - видит и работает в заданном пространстве. Педагогический анализ усвоения детьми содержания программы разработан на основе диагностики , рекомендованной И.А.Скворцовым, Н.А.Ермоленко, Эрнст Й.Кипхард “Как развивается ваш ребенок”, “Показатели нервно - психического развития детей второго – третьего года жизни”, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печерой, Г.В. Пантюхиной, изобразительной деятельности” (приложение №2).

Методы исследования:

- Наблюдение за выполнением работ - Ведение карты наблюдения за усвоением техники приемов пластилинографии - Анализ готовых работ - Диагностика

Обследование уровня развития ручных умений детей проводится два раза в год (октябрь, апрель) по следующим сферам:

Изобразительные умения детей;

Навыки самообслуживания;

Данные сферы основаны на конкретных умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень развития ручных умений на определенном возрастном этапе (приложение № 3).

Формы подведения итогов

реализации программы по дополнительному образованию :

- выставки творческих работ для родителей; - открытые занятия; - результаты диагностики; - выступления на педагогических чтениях и др.

Учебно-тематический план.


Перечень разделов


Работа с родителями.

В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.

* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.

* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.

* Организованна систематическая работы родительского комитета.

Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.

Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.

Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы (Приложение №4).


Методическое обеспечение

к программе дополнительного образования «Пластилиновое чудо»


1. Абрамова Л.П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2003. 2. Агаян Г.Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004. 3. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,2004. 4. Анищенкова Е.С.Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.:АСТ: Астрель, 2006. 5 .Бардышева Т.Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М.:Карапуз,1999. 6. Большакова С.Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.:ТЦ Сфера,2009. 7. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003. 8. Курнышева Л.Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца»). 9. Куровский Дмитрий. Божий дизайн: Кисть человека - Статья из газеты “Разумный замысел “№5 - www.origins.org.ua 10.Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М.:Теревинф, 2006. 11.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М.: Педагогика, 1973. – С. 144 12.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Сов. Рассия, 1979. – С. 192 13.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007 14.Лыкова И.А.Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст – М.:КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007. 15.Парамонова Л.А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М.:ОЛМА Медиа Групп,2007. 16.Под редакцией Серебрякова Н.В.Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб.:КАРО,2008 17. Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1 18.“Рука и разум” Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru 19.Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» - www. maminsite.ru 20.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб.: Хардфорд,1996 21.Шницкая И.О. Аппликация из пластилина Д.:Феникс, 2008. 22. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007. 23.Янушко Е.А.Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.:Мозаик – Синтез,2006.

Рассказать друзьям